|
|
Начну рассказ с того, что изначально мы (Павел и Инна) планировали лететь в другую страну, но планы изменились, и мы стали думать, куда бы поехать. До этого много раз ездили в Грузию, два из которых — на своей машине.
Да, стоит сказать пару слов о ней, это старенькая, но надежная тойота королла 2008 г.в. механика, мотор 1,6 бензин.
Так как мы любим горы, на пляже выдерживаем максимум 3 дня, решили посмотреть две далекие, но красивые страны Казахстан и Кыргызстан, ведь там есть горы Тянь-Шань. Многие, кто там бывал, говорят, пейзажи похожи на швейцарские, американские, исландские и т.д.
Почему не полетели самолетом? Нет прямого рейса, и постоянная зависимость от дат вылета/прилета, а также времени получения/сдачи арендной машины.
Плюс хотели себя испытать, ведь на такие большие расстояния не ездили. Особо машину не готовил к поездке, т.к. слежу за ней: поменял свечи, топливный фильтр, сделал профилактику тормозной системы и все.
Во время автопутешествий мы стараемся быть дальше от цивилизаций, поэтому ночуем в палатке, но при этом не в ущерб своему состоянию. Если понимаем, что устали, то живем в гостиницах, а в конечных местах прибытия — только в гостиницах.
Маршрут выглядел примерно так, а это около 10000 км:
Перед поездкой читал много информации о передвижении на авто по Казахстану и Кыргызстану и пересечении границ. Особенно напрягали рассказы бывалых автопутешественников о том, что в Казахстане лютые представители ГАИ (потом окажется, что все наоборот).
Маршрут изучал с помощью google maps, а именно, ходил человечком в ключевых местах, чтоб понимать, чего ожидать на дороге, т.к. ехать через Казахстан, занимающий 9-е место в мире по площади, было стремно, тем более большая часть страны — это степи.
09 августа 2025 утром в 9:00 двинули в сторону Воронежа, это около 1000 км, там у нас по предыдущим поездкам проверенное место ночевки, планировали быть к вечеру, а не ночью. Но, как говорится, хочешь рассмешить Бога, расскажи о своих планах. Первым нежданчиком была очередь на границе Беларуси и России, ехали через пункт пропуска Звенчатка. Обычно прохождение занимало 1,5 максимум 3 минуты, а в итоге, из-за большого количества авто, проходили 45 минут.
Второй неприятностью стало то, что я забыл дома байку, а вечером и под утро даже под Воронежем будет прохладно. Решено было в Орле купить замену, т.к. у этого города нет объездной. Как итог, приехали с отставанием от запланированного графика. В ночи поставил палатку, а утром поехали по новому для нас пути на Саратов, а там до границы России/Казахстан.
10 августа. Дорога до Саратова и до самой границы была очень хорошего качества. Впервые увидели р. Волгу, — да, размеры впечатляют.
Пройдя около 1000 км, доехали до границы. Перед поездкой,я знал, что существует 2 очереди на въезд, одна называется «союзная», а вторая для остальных. «Союз» пропускают вне очереди, такая привилегия для граждан России, Беларуси и Казахстана. Границу прошли за 1 час, по нынешним меркам поездок в Европу — просто сказка.
Подъехав к казахскому КПП, был приятно удивлен, когда пограничник протянул мне руку и поздоровался, а после проставления штампов в паспортах служитель границы сказал: «Добро пожаловать в Казахстан». Аналогичными словами нас приветствовали сотрудники пограничной службы Азербайджана, когда мы в прошлом году летали на гран-при Формулы 1. Мусульмане они такие, есть чему поучиться.
Место ночевки в Казахстане выбрал недалеко от границы. Когда пересекли ее, то резко началась степь и такой пейзаж будет еще 3 дня.
Утром, доехав до Уральска, решили купить сим-карту и поменять валюты, но это был тот еще квест. Придя в банк, чтоб поменять валюту, получили ответ: «Сначала надо зарегистрироваться в некой их государственной системе, а в ней ты можешь быть зарегистрирован, только имея местный номер телефона». На что я говорю: «А как я это сделаю, если мне сим-карту не продадут без тенге, это же замкнутый круг». В ответ работник банка предложила найти менял.
Пошли в местный магазин электроники и смогли купить сим-карту (просто решили проверить будут ли наши карты работать, и оказалось, что все платежи проходили как в Казахстане, так и в Кыргызстане). Но все равно решили вернуться в банк и поменять валюту, т.к. на какой-нибудь заправке в степи мог бы попросту отсутствовать терминал, или мог бы быть сбой приема платежей по картам.
В банке, во время обмена валюты, попросили показать страницу в паспорте со штампом о пересечении границы с Казахстаном, — это вам не в Беларуси поменять валюту.
Потратив на это почти полдня, оказывается, Уральск немаленький город, поехали в сторону Актобе.
Поздно вечером заселились в гостиницу в Актобе. Кстати, за все время пребывания в Казахстане, были приятно удивлены ценами на проживание, не чета белорусским расценкам.
Утром решил помыть машину — такой качественной ручной мойки моя машина не видывала, и незапыленной осталась до самого Алматы. Ребята отработали очень добросовестно, большое им спасибо. Вообще, забегая вперед, скажу, что казахи очень доброжелательно относятся к автопутешественникам, особенно белорусам. А ввиду того, что авто с белорусскими номерами, не считая наших фур, вообще нет, для них мы большая редкость.
Конкретное место ночевки я уже не определял, а отдался воле случая и дороге, как будет, так и будет. Расстояния между крупными городами в Казахстане большие, также и с заправками, в среднем промежутки между заправками по 100-200 км.
Зная это, я купил канистру на 20 литров, как потом окажется, — она особо и не нужна, но это спокойствие. Главное правило в наших поездках, израсходовали половину бака, ищем ближайшую заправку и заправляемся до полного. Ведь едем в неизвестность.
В районе Хромтау наткнулись на участок дороги с очень плохим покрытием, но параллельно строится шоссе, так что через пару лет все будет отлично.
Отдельно хотел бы описать стиль вождения казахов: на трассе носятся на все деньги, в городах ездят, как в Беларуси. Казахский автопарк в основном состоит из нового и б/у японского автопрома, который частенько переводят на газ.
Степь многих напрягает, но нам понравилось, — едешь и есть возможность подумать о своем. Кстати, рекомендую в таких поездках скачать аудиокниги, чем слушать музыку, вовлекаешься в сюжет и дорога не такая монотонная.
За время поездки по Казахстану мы поняли, почему их государственный флаг имеет голубой цвет и огромное солнце с орлом. Голубой фон — это их безоблачное небо, солнце — оно постоянно согревало нас (в южном Казахстане даже too much +38 градусов), а орлов в степи очень много.
Особо хочется отметить качество топлива в Казахстане, оно на уровне европейского. Расход у машины упал ровно на 1 литр до 5,3 л/100 км, против 6,3 л/100 км в Беларуси, и так было всю поездку. По расходу понятно, что мы не гоняем.
В итоге, когда уже солнце садилось за горизонт в районе Арала, решили, что пора искать место ночлега, но не в гостинице, а именно в степи, чтоб города не засвечивали звездное небо. В итоге Инна предложила остановиться возле остатков Аральского моря.
Приехав на место стоянки, я обнаружил, что забыл купленную в Орле байку. Позвонил в гостиницу в Актобе, и мне сказали, что она у них и будет ждать меня на обратном пути. Не вешайте в шкафу в гостинцах свои вещи, или не будьте таким, как я.
Как же мы были поражены ночью красотой звездного неба и Млечного пути! Рекомендуем останавливаться вдали от городов.
11 августа. Утром нас разбудили местные рыбаки и коровы, которые куда-то брели в степь за едой. За все время диких ночевок, никто из местных не стремился нарушить нашу приватность. Любое место мы всегда оставляем без мусора, всегда возим его с собой до ближайшего города. Белорусы — они такие )).
По дороге в Шымкент мы наконец-то увидели «кораблей пустыни»:
По пути проезжали Туркестан — очень красивый город. В нем на обратном пути мы еще немного задержимся не по своей воле.
По дороге нас обогнал мотоциклист с мексиканским госномером. Это я говорю тем, кто не решается выехать за пределы своей страны в такого рода путешествия. Ничего страшного нет, идущий осилит дорогу.
Поздно доехав до Шымкента, заселились в гостиницу. Очень зеленый город и, как в Беларуси, очень чисто, но при этом очень тепло, ночью было 27-25 градусов.
12 августа. Ввиду того, что забыл еще раз байку, купили в Шымкенте куртку. Дальше началось шоссе по 2 полосы в одну сторону и так до самого Алматы.
По дороге пробовали местную тушёнку, очень вкусная, не пересоленная, как иногда наша бывает, мясо будто тщательно выбиралось, одним словом, в пути рекомендасьен.
Затемно, доехав до Алматы, заселились в гостиницу, и тут было то, что я ценю в путешествиях — общение с разными людьми, ведь благодаря этому ты узнаешь их культуру и восприятие мира.
Первой приятностью было то, что несмотря на то, что мы бронировали через booking, все двухместные номера были заняты, но девушка на ресепшене предложила остаться в люксе, туда с радостью и заселились.
В ходе разговора с ней выяснилось, что она тоже фанат Формулы 1 и мечтает побывать на одном из гран-при, на что мы как опытные люди посоветовали, что самый доступный и близкий этап – это гран-при Баку. Поделились лайфхаками на какой трибуне взять место, в каком отеле заселиться и т.д. Мы собираем коллекцию настольных госфлагов стран, где бывали и спросили у нее, а где можно приобрести флаг Казахстана, она сказала, что хочет нас отблагодарить и завтра утром на ресепшене будет флаг Казахстана.
Дальше много с ней говорил про бытовые уклады жизни казахов. По ее мнению, мужчины с севера Казахстана, считаются лучшими для вступления в брак, так как южане менее самостоятельны и придется жить на территории «свекровки» и будешь полностью подчиняться только ей.
Выйдя на улицу, встретил молодую семейную пару, которая пыталась заселиться в этот отель, но номеров к тому времени уже не было, разговорился с молодым казахом о жизни и спросил о взаимоотношении между казахами и кыргызами, получил ответ: «Они (кыргызы) даже нас, казахов, накалывают» 😊
На стоянке отеля стояли авто из разных стран. Увидев микроавтобус с южнокорейскими номерами, я стал его осматривать, т.к. он был переоборудован под кемпер. Тут подходит небольшого роста пожилой кореец и открывает дверь машины. Стали разговаривать, естественно, на английском. Выяснилось, что ему 67 лет, в отпусках он не был более 35 лет, едет со своей женой из Южной Кореи, во — внимание!!! — город Порту (Португалия). Как вам? ))) Они на пароме доехали до Владивостока, проехали всю Монголию. Дальше поедут по Памирскому тракту, чтобы побывать в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. Кемпер переделан на заводе Хюндай, — приятная услуга.
Неподалеку стоял огромный Форд Ф-150, тоже переделанный под кемпер, на узбекских номерах. Разговорились с владельцем, он узбек, но славянской внешности, т.к. мама русская. В ходе общения оказалось, что он председатель организации или союза автотуризма Узбекистана. Подарил буклеты про Узбекистан, приглашал посетить эту страну, на что я сказал, что с радостью, но узбекская граница тот еще квест ))) Поговорили кто куда едет, и тут он выдал: «Я хочу угостить тебя узбекским коньяком». Отказываться в Средней Азии не приветствуется, и я с удовольствием согласился. Он стал искать стаканчики в машине, чтоб разлить содержимое фляжки, но так и не нашел. А потом говорит: «А сколько той жизни, мы что не браться, давай с горла», и так красиво, за разговорами приговорили эту небольшую фляжку )))
13 августа. Немного потолкавшись в пробках Алматы, поехали смотреть казахские природные красоты, а именно, Чарынский каньон и Кольсайские озера.
Прогноз погоды особо не радовал в тот день, особенно вечером, должен был быть дождь и сильный ветер. Чтоб не было «галопом по Европам», решено было посмотреть озера, а следующий день посвятить каньону.
Ночевать решили возле Чарныского каньона, т.к. там заметно теплее ночью, чем в горах. Но даже на этот случай у нас есть спальники с температурой комфорта -1 градус.
Уже в темноте пытались поставить палатку, фактически в каменное поле, возле Чарынского каньона при сильном ветре. В итоге закрылись машиной от ветра и привязали дуги палатки к машине, а остальные места креплений просто закрепили мусорными пакетами с камнями, которых там в избытке.
Утром мы завтракали с красивейшим видом и не пожалели, что сюда приехали.
14 августа. Поехали смотреть каньон, а потом в сторону границы с Кыргызстаном.

По дороге в Кыргызстан, флажок, который подарила девушка на ресепшене в отеле в Алматы
Заправили полный бак и отправились проходить границу с Кыргызстаном. Границу водитель и пассажиры проходят раздельно. После осмотра машины на казахской стороне пограничник пожал руку и пожелал счастливого пути.
Когда подъезжали к кыргызской стороне, услышал, как пограничники в голос на своем языке, увидев наши номера, стали повторять «белорусы-белорусы». Походу белорусы на своих машинах редкость в этих краях.
Обе границы прошли за минут 15. Недалеко от кыргызской границы есть вагончик, где можно поменять валюту и оформить страховку. «Старые» доллары не приняли, сказав, что их у вас нигде не примут, потом в Караколе спокойно их приняли к обмену, и тут же вспомнилось, что мне говорил молодой парень в Алматы про удаль кыргызов.
На поменянные сомы оформили страховку в соседнем вагончике, страховка электронная, на бумаге не дают.
Страна очень красивая, прям с первых километров, горы по всюду. Название Кыргызстана переводится как «кыр» — 40, «гыз» — племя, «стан» — страна, т.е. страна 40 племен. Да, кыргызам не нравится, когда их называют киргизами, а страну Киргизией. Так же, как и белорусам не нравится, когда вместо Беларусь, называют Белоруссия, нет страны в мире с таким названием.
Ближе к вечеру заселились в заранее забронированный гестхауз в Караколе. Хозяйка дома была очень удивлена, увидев белорусов, добравшихся сюда своим ходом. Посоветовала нам хорошие рестораны местной кухни, один мясной, второй рыбный.

Рыбный ресторан «Караколка», форель кыргызы умеют готовить.
В Караколе мы задержались на 3 дня.
15 августа. Поехали смотреть ущелье Барскаун с перевалом 3800 м:
16 августа. Поехали в ущелье Каракол, там поднимались на фуникулёре:

Внизу город Каракол, левее озеро Иссык-Куль, а на горизонте тоже горы Тянь-Шань
17 августа. Поехали на Иссык-Куль, сначала не планировали купаться, но, пожарившись на высокогорном солнце, решили, что все-таки надо искупнуться:
18 августа. Пришло время неспешно двигаться в сторону дома. По дороге заехали в ущелье Джеты-Огуз, а к вечеру хотели добраться до озера Сонкёль, но выбрали не ту дорогу, пару раз сели на камни. Решили не рисковать, ведь еще дальняя дорога домой.
19 августа. Поехали по очень красивой дороге в сторону Таласа. Асфальта не было 80 км, ехали 40 км/ч, но пейзажи на протяжении всего Кыргызстана отменные.
Покидали Кыргызстан с грустью, ведь мы побывали только в северной части Кыргызстана, значит, есть повод изведать южную часть.
Границу с Казахстаном проходили 1 час, даже собаку запускали в машины. К вечеру доехали до Шымкента. Нам понравился этот город, и мы решили задержаться в нем на пару дней. Поменял масло в машине, купили сувениров родным и друзьям, ходили по кафе и ресторанам, пробуя отменную казахскую кухню. Вообще, казахи и кыргызы умеют готовить мясные и рыбные блюда, надо им отдать должное.
21 августа. План был засветло доехать до стоянки на Аральском море, но возле Туркестана у машины прогорела и отвалилась часть выхлопной трубы, в месте соединения с резонатором. Благо труба держится на креплениях, и с рычащим звуком заехали на ремонт в Туркестан.
22 августа. Проснувшись после ночевки на Аральском море, поехали в сторону Актобе. Перед въездом в Актобе на приборке загорелся «чек». В первом же попавшемся СТО мастер подключил сканнер и сказал, что вам надо менять клапан вентиляции топливного бака. Оплатить услугу мастера у нас не было возможности, т.к. тенге не было, а терминала приема оплаты по картам на СТО тоже не было, на что он сказал — привезете завтра.
23 августа. Заехали в автомагазин, где нам сказали, что ожидание запчасти около 20 дней, махнув на это, решили ехать так домой.
Поехали по утренним пробкам Актобе к тому мастеру и оплатили его услугу. Да, потеряли время, но потом это пойдет нам на пользу на границе с Россией.
При выезде из города нас впервые остановили казахские гаишники. Спросил, откуда едете и куда, документы не смотрел, сказал, что у них на этом участке проводится операция контроля пдд и попросил быть внимательными, на что мы ему сказали, что больше 100 км/ч не ездим по трассе. Это было единственное общение с представителями ГАИ за все время пути, что в Казахстане, что в Кыргызстане. Несколько раз патрули ехали за нами, и мы для них не представляли никакого интереса.
Из-за неработающего клапана немного расход выше стал: 5,8 л/100 км, против 5,3 л/100 км.
Ближе к вечеру подъехали к границе Казахстан/Россия. Пройдя казахскую границу подъехали к российской, заехав по встречке в отдельную очередь для «союза». Тут из соседней очереди подходит мужик, как потом оказалось, белорус на минских номерах, и говорит, что белорусов пограничник на шлагбауме не пустит и нам стоит развернуться и становится в большую очередь не для «союза». Я пошел проверять так ли это. Пограничник сказал, что все ок, оставайтесь в очереди для «союза». Подошел к соотечественнику, говорю пустят, а он говорит, что 5 часов простоял в очереди не для «союза» с маленькой дочкой 2 лет и мамой. Вспоминаем потраченное время в Актобе. Я говорю ему, видимо пересменка произошла и поменялся состав. Потом он смог выехать из той очереди и успешно прошел границу. На Российской границе стал требовать начальство, которого в тот момент не было, и собирался писать жалобу, на что я ему говорю, что уже темно, пожалей ребенка и езжай где-нибудь спать, чтоб потом в ночи не ездить.
Прошли обе границы за 1,5 часа.
24 августа. Уже по знакомому маршруту проехали Саратов и добрались до нашего привычного места под Воронежем.
25 августа. Приехали домой.
Итог путешествия по финансовой части (все расходы): 750 долларов США на человека.
С уверенностью можем сказать, что эти две страны заслуживают внимания путешественников. Не стоит боятся таких больших, в плане расстояний, путешествий, как говорится, «дорогу осилит идущий».