Как строят новую федеральную трассу с Колымы на Чукотку

Как строят новую федеральную трассу с Колымы на Чукотку

29.09.2025 | 14787 просмотров

Летники Чукотки — дороги, которых нет

Мы заглянули в самую сердцевину гигантской стройки — будущей федеральной трассы «Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь». Представляете, эта артерия должна соединить Магаданскую область и суровую Чукотку, да еще и работать круглый год! Две тысячи триста километров диких пейзажей, вечной мерзлоты и невероятных испытаний при строительстве!

После очередного сладкого участка бездорожья, где наш «Москвич», казалось, уже готовился к погружению и карьере батискафа, случилось настоящее чудо! И вот мы, отряхнув с себя пару килограммов чукотской дорожной пыли (да и студеной воды, если честно), выезжаем на… Глазам не верим!

Да это же почти федералка! Ну, хорошо, пока еще в стадии активного строительства, но уже с явными признаками цивилизации! Та самая дорога, которая однажды позволит нам с вами, друзья, не зависеть от капризов погоды, зимников, летников и расписания самолетов, а просто сесть в свою машину и рвануть из Магадана на Чукотку в любое время года!

А то ведь как сейчас? Летом — так называемый «летник», по которому мы несколько дней пробирались только до следующего населенного пункта. А зимой по зимнику «Арктика». Про него, кстати, мы тоже как-нибудь обязательно расскажем в следующих статьях и даже фильм отдельный сделаем.

«Мы тут просто линию на карте рисуем!»: встреча с настоящим покорителями Севера

И тут, как в хорошем приключенческом фильме, — неожиданный поворот! Удача улыбнулась нам! Прямо на этой «трассе будущего» мы нос к носу сталкиваемся с теми, кто это самое будущее и создает — с изыскателями! Ну, вы же понимаете, наше любопытство тут же взяло верх: «Надо срочно все разузнать!»


На краю земли, где рождается будущее! Александр Еливанов, начальник изыскательской экспедиции трассы Колыма-Анадырь

— Здорово, мужики! — начал Александр Еликов, с явным восхищением оглядывая их мощную технику.
— Что вас занесло в эту, мягко говоря, глушь?

— Да мы тут… партия наша! — кивнул он на свои вездеходы и буровые установки, которые рядом с нашим скромным «Москвичом» выглядели как звездолеты.— Изыскания проводим, все по-серьезному: геодезия, геология, гидрология, экология — чтобы потом никаких сюрпризов!

— Да проще простого! Берешь карту, два населенных пункта… и какой-нибудь умный человек в теплом кабинете — Р-Р-РАЗ! — линию на карте проводит. Это у них называется «план новой линии». А потом уже начинаются наши приключения: согласования с местными — тут нельзя, охранная зона, тут у нас олени пасутся, а здесь, представьте, золотишко обнаружили — давайте дорогу в обход пустим!

— Ну а потом уже мы, во всей красе, выезжаем! — продолжал наш новый знакомый, явно увлекшись рассказом.
— Все это дело снимаем, бурим землю, образцы в лабораторию, чтобы понять, выдержит ли тут грунт дорогу или весной все поплывет вместе с ручьями?

Вот, например, недавно ездили на дообследование — там на речке ледник! Самый настоящий! И он, можете себе представить, ползет! Приходится все перемерять, дорогу сдвигать, а то как бы она не уехала вместе с этим ледником куда подальше! Весело, в общем!

Сейчас вот задача — 100 гектаров отснять, да еще 5 карьеров под грунт найти и разбурить. А знаете, в чем фокус? Вокруг тундра, а подходящего грунта для отсыпки — днем с огнем не найдешь! Вот такая задачка! Ну, а как все замеры сделаем, чертежи подготовим — передаем строителям. Те пригоняют свою тяжелую артиллерию — и начинается стройка! А мы потом опять сюда — проверять, все ли по уму сделали, не напортачили ли чего. И так до тех пор, пока каждый камушек не ляжет как надо и большая комиссия не скажет: «Принято!»

— Слушайте, ну это просто фантастика какая-то! — не смог сдержать восхищения Александр. — А по срокам-то что скажете? Когда нам, обычным путешественникам, можно будет тут прокатиться с ветерком, из Москвы прямиком в АНАДЫРЬ?

Изыскатель только усмехнулся:
— С ветерком, говоришь? Ну-ну. Мы тут работаем, пока нас снегом по самые уши не завалит. Обычно в октябре сезон закрываем.
— Так ведь лето еще толком и не началось! Успеете? — удивились мы.
— Какое лето! Ты на календарь-то посмотри! У нас тут СКОРО СНЕГ ПОЙДЕТ, будь уверен!
— Серьезно?! Уже по снегу будете работать?
— А куда деваться! Работа есть работа! Так что, может, и по снегу…
— Мужики, да вы просто герои! — выдохнул Александр.
— Удачи вам в этом непростом деле! А мы будем эту дорогу ждать, как чуда! Чтобы однажды сесть в наш «Москвич» и рвануть из самой Москвы, прямиком с Красной площади, сюда, на Чукотку! Мечта!

Из Магадана в Анадырь с ветерком? Пока мечта, но мы видели начало! Если быть до конца честными, друзья, эта будущая супер-трасса на Чукотку — это такой проект, что Илон Маск, наверное, успеет три раза на Марс слетать, пока ее полностью достроят. Это, конечно, шутка, но с большой долей правды! За Омсукчан, который еще в МАГАДАНСКОЙ области, гравийная отсыпка быстро заканчивается. А вот на Чукотке, как это ни удивительно, работа кипит, и наши фотографии — лучшее тому подтверждение! Слева на этой фотографии старый летник без мостов, справа новая федералка с мостами. Такие снимки еще никто из журналистов даже не делал.

Почему так долго и так сложно? Да потому что это СЕВЕР, ребята! Здесь природа — полновластная хозяйка, а человек — лишь настойчивый гость. Работать на полную катушку можно всего пару-тройку месяцев в году. Вечная мерзлота — это не просто замерзшая земля, это хитрая штука, которая то вздыбится, то поплывет, и какие бы суперматериалы ты ни использовал — все равно жди сюрпризов.

А еще метели такие, что белый свет становится не мил… А доставка всего необходимого — это отдельный квест, достойный супергероев. Так что, хоть чукотский этап начали строить еще в 2012-м, а магаданский — в 2015-м, о легкой и быстрой поездке от Магадана до Анадыря мы с вами, увы, пока можем только мечтать. Вот тот самый поворот, где когда-нибудь укажут и Билибино и Певек и Анадырь.

Но, черт возьми, какие же это уникальные кадры! Мы с вами, можно сказать, присутствуем при рождении настоящего чуда — как из дикого «летника», где только медведи чувствуют себя полными хозяевами, медленно, но уверенно проступает контур настоящей федеральной трассы (если не по документам, то по своей значимости для страны)! Это же история, которая пишется прямо на наших глазах!

Немного цифр, чтобы вы оценили масштаб проекта. Общая протяженность этой дорожной эпопеи Магадан—Анадырь — примерно 2300 км (впечатляет, правда?). Из них на Магаданскую область приходится 829 км суровых испытаний, а на Чукотский АО — все 1400 км! Уже построено (на момент нашего путешествия, а сейчас, возможно, и больше!) свыше 230 км дороги и возведено десять мостов-красавцев через самые глубокие и непростые реки!

До их постройки груз из Певека в Билибино можно было везти неделями и то на грузовике без полуприцепа, сейчас все намного проще и доступнее. Приходилось долго стоять на реке в ожидании низкой воды, бывали и смертельные случаи, когда водители тонули вместе с машиной.

Финансируется этот грандиозный проект на 95% из федерального бюджета. И, несмотря на все трудности, основные работы по тем участкам, что уже прокладываются сквозь мерзлоту, планируют завершить к 2030 году. Понятно, что это еще не вся трасса целиком, но начало положено! А знаете, какая будет ширина у этой трассы? Всего 4,5 метра! И разрешенная скорость — 60 км/ч.

«Да это же как черепаха ползти!» — можете сказать вы. А вот и нет, друзья! Для этих широт, для ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ, для отличной гравийки — это просто автобан! Поверьте нашему «Москвичу», он плохого не посоветует!

Чукотка строится, и это невероятно! Это — шанс для многих поселков, оторванных от «большой земли», на новую жизнь. Мы счастливы, что смогли прикоснуться к этой истории. Может, кто-то из ваших знакомых живет на Чукотке или трудится на подобных объектах? Расскажите нам!

Автор: Алексей Жирухин, блог «Путешествия со смыслом»


Дром

Комментарии

     
Кимберлитогорск
Сообщений: 347303
Сурово...
это сообщение содержит смысловую нагрузку
73
3
Ответить
Андрей
Иркутск
Если говорить честно, а нужна ли на самом деле, эта "новая" жизнь, местным жителям Чукотки, со всеми ее современными проблемами?
81
132
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 19453
Дело нужное
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
87
13
Ответить
15194885
Томск
Для обеспечения Баимского ГОКа дорога. Крупнейшее меднорудное месторождение , второе в из действующих на земле . Чукотка там даже не вторым номером идет
89
1
Ответить
   
Москва
Сообщений: 646
Очень хочется прокатиться до Анадыря,но по дороге.
40
5
Ответить
 
Усть-Ордынский
Сообщений: 6168
А не проще было бы просто нормально снабжать Чукотку теми средствами, которыми снабжали её при союзе? Сеть малых аэропортов, вертолёт, малая авиация, морской транспорт, но чтоб все было эффективно и доступно. Или дорога для чего-то другого?
64
28
Ответить
    
Москва
Сообщений: 1121
15194885
Для обеспечения Баимского ГОКа дорога. Крупнейшее меднорудное месторождение , второе в из действующих на земле . Чукотка там даже не вторым номером идет
А жд ветаа там есть?
Honda civic 4D 2007
Мои отзывы: Honda Civic 2007, Honda Civic 2006
 
35
Ответить
 
На Алтае
Сообщений: 6779
EXECUTORCorp
А жд ветаа там есть?
Да, конечно! Скоростная магистраль, двухпутка, с мостами, перронами, вокзалами! Ласточка, Магадан-Анадырь, каждые полчаса. Просто скучно стало, решили ещё автодорогу построить.
88
6
Ответить
    
Железнодорожный моск. обл.
Сообщений: 1073
Не понял про ширину дороги в 4,5м. А разъезжаться как?! Максимальная ширина автомобиля по ГОСТу 2,55 - 2,6м.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3
24
5
Ответить
    
Железнодорожный моск. обл.
Сообщений: 1073
Борис Карлоич
А не проще было бы просто нормально снабжать Чукотку теми средствами, которыми снабжали её при союзе? Сеть малых аэропортов, вертолёт, малая авиация, морской транспорт, но чтоб все было эффективно и доступно. Или дорога для чего-то другого?
Думается мне что именно для чего то другого. Ради населения 0,0..1% от общей численности вряд ли стали строить. В конце концов флот и авиацию никто не отменял, видимо там что-то нашли типа золота или каких то редкоземельных элементов.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3
46
3
Ответить
JokerSL
Санкт-Петербург
Порадовали. Хотя мне и не придется там ездить.
9
6
Ответить
Иван Лещенко
Zhigul
Очень хочется прокатиться до Анадыря,но по дороге.
Со скоростью 60 км/ч и расстоянием 2300 км? Вы серьёзно?
7
37
Ответить
     
Москва
Сообщений: 102
Отрадно слышать о строительстве новой дороги в тех далеких краях. Дорога нужна, это жизнь, цивилизация. Пришлось быть свидетелем строительства дороги Чита - Хабаровск в 2005-07 гг. в Амурской обл. и потом ездить по ней. И видеть "амурские волны" на ней из-за той самой мерзлоты. До этого ездили по технологической грунтовке вдоль Трансиба и то зимой. А летом в Сковородино на платформу ж.д. и до Чернышевска. А теперь благодать - асфальтированная двухполосная автодорога с мостами и даже с разметкой, хоть и с "волнами".
Надо больше дорог. Прошлой осенью удалось проехать по строящейся дороге от Архыза до п. Пхия. Дорогу строят дальше, говорят пойдет на Красную поляну в Сочи через Главный Кавхребет с длинным тоннелем. Дорога та очень нужна многим и стенания экологов про Кавказский заповедник считаю неуместными. Дороги нужны людям для жизни.
73
10
Ответить
 
Сахалин
Сообщений: 140
Изыскателям позавидовал. Не в плане романтизма "в рюкзаке сало и спички и Тургенева 8 томов", а в плане того, что есть стабильная работа в этой сфере. Далеко не везде сейчас так. А тут поле и авторский надзор и трассу постоянно меняют проектировщики, опять изыскивают, ну и камералки валом. Короче, молодцы
40
2
Ответить
  
Уфа
Сообщений: 388
Иван Лещенко
Со скоростью 60 км/ч и расстоянием 2300 км? Вы серьёзно?
Серьезней некуда, сейчас там средняя скорость километров 20 в час, а то и меньше. Это Россия! Мощь...
WWW.77KM.RU
33
3
Ответить
    
Мск
Сообщений: 1064
15194885
Для обеспечения Баимского ГОКа дорога. Крупнейшее меднорудное месторождение , второе в из действующих на земле . Чукотка там даже не вторым номером идет
Да, эти ребята активно нанимают разный персонал.
11
 
Ответить
  
Владивосток
Сообщений: 305
Валюнтаризм чистой воды
3
16
Ответить
     
Находка
Сообщений: 92
Интересно, как там с заправками будут обстоять дела? 2300км все-таки. Обязательно проеду эту дорогу на мотоцикле. Колыма уже пройдена.
18
 
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 110
Иван Лещенко
Со скоростью 60 км/ч и расстоянием 2300 км? Вы серьёзно?
Теплоход по реке идёт со скоростью 3-15 км/час. Проходит тысячи километров. И ничего. Дело привычки. Главное - стабильность.
Мой отзыв: Peugeot 408 2013
32
1
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1804
Вывозить руду для продажи в Китай будет проще
20
6
Ответить
Константин
Братск
А, как только достроят, ее, эти оставшиеся 5% нефедерального бюджета, сделают платной
10
6
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9547
779вхз
Интересно, как там с заправками будут обстоять дела? 2300км все-таки. Обязательно проеду эту дорогу на мотоцикле. Колыма уже пройдена.
Заправится можно будет. А вот дизельный мотоцикл придется поискать )
Swift II седан 97 G13
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
15
 
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 19453
Борис Карлоич
А не проще было бы просто нормально снабжать Чукотку теми средствами, которыми снабжали её при союзе? Сеть малых аэропортов, вертолёт, малая авиация, морской транспорт, но чтоб все было эффективно и доступно. Или дорога для чего-то другого?
Я извиняюсь,вам не всё ли равно,как будут снабжать Чукотку,Камчатку и прочие места?
Каждый выбирает,где ему жить, зарабатывать и решать текущие вопросы
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
8
6
Ответить
Geod
Новосибирск
maksim02
Серьезней некуда, сейчас там средняя скорость километров 20 в час, а то и меньше. Это Россия! Мощь...
Молодежь хрен заставишь на эту стабильную работу пойти. Попробуйте найти геолога или буровика на рынке труда-на вес золота! Там же вкалывать надо как папа Карло. Это вам не на мопеде пиццу развозить(
13
5
Ответить
Geod
Новосибирск
Макук
Изыскателям позавидовал. Не в плане романтизма "в рюкзаке сало и спички и Тургенева 8 томов", а в плане того, что есть стабильная работа в этой сфере. Далеко не везде сейчас так. А тут поле и...
Молодежь хрен заставишь на эту стабильную работу пойти. Попробуйте найти геолога или буровика на рынке труда-на вес золота! Там же вкалывать надо как папа Карло. Это вам не на мопеде пиццу развозить.
14
1
Ответить
     
Москва
Сообщений: 102
BenTech
Вывозить руду для продажи в Китай будет проще
возить руду - себе дороже
1
6
Ответить
Бат2
Новосибирск
Geod
Молодежь хрен заставишь на эту стабильную работу пойти. Попробуйте найти геолога или буровика на рынке труда-на вес золота! Там же вкалывать надо как папа Карло. Это вам не на мопеде пиццу развозить(
Дай зарплату, досрочную пенсию, льготы-пойдут, в очереди будут у отдела кадров стоять.
13
5
Ответить
462459
Хабаровск
Не увидят эту дорогу даже наши дети.
7
9
Ответить
Иван Лещенко
maksim02
Серьезней некуда, сейчас там средняя скорость километров 20 в час, а то и меньше. Это Россия! Мощь...
Какая Россия мощь? Аууу ширина трассы 4,5 метра и ограничение 60 км/ч. Вы как с у Уралом разежатся будите?
4
6
Ответить
8970014
BenTech
Вывозить руду для продажи в Китай будет проще
в Китай проще вывозить руду из Монголии
1
3
Ответить
   
Челябинск
Сообщений: 17886
Вспоминаю типичный чукотский анекдот.

Два чукчи подходят к начальнику поезда. Первый:
- Этот поезд довезет меня до Анадыря?
- Нет.
- А меня?
5
3
Ответить
   
Челябинск
Сообщений: 17886
Geod
Молодежь хрен заставишь на эту стабильную работу пойти. Попробуйте найти геолога или буровика на рынке труда-на вес золота! Там же вкалывать надо как папа Карло. Это вам не на мопеде пиццу развозить.
Ну и ЗП так-то разная, пиццу развозить, больше 60-70к трудно заработать, а буровик 180-200к
4
1
Ответить
    
Сообщений: 1056
Борис Карлоич
А не проще было бы просто нормально снабжать Чукотку теми средствами, которыми снабжали её при союзе? Сеть малых аэропортов, вертолёт, малая авиация, морской транспорт, но чтоб все было эффективно и доступно. Или дорога для чего-то другого?
Я так понимаю, что продолжает рассматриваться проект соединения дорогой с Америкой через Беринговый пролив - некая автомагистраль, которая соединяет Америку с Европой через территорию РФ.

Вполне возможно, что в т.ч. это часть выполнения и этих планов...
https://www.techinsider.ru/tec...
5
 
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 3070
tss+
Я так понимаю, что продолжает рассматриваться проект соединения дорогой с Америкой через Беринговый пролив - некая автомагистраль, которая соединяет Америку с Европой через территорию РФ.

Вполне возможно, что в т.ч. это часть выполнения и этих планов...
https://www.techinsider.ru/tec...
Сомневаюсь, что этот проект будет иметь хоть какую нибудь экономическую выгоду, по мимо фантазий автора статьи. По восточную сторону Урала живет 25% населения России, а на Аляске живет 0.02% населения США. Что и куда перевозить с таким плечом доставки то?
А вот сделать полезные ископаемые более доступными, а попутно и более доступным труднодоступный регеон в перспективе может иметь хорошую выгоду во многих планах.
Человек, для которого слово "патриот" превратилось в ругательство, является предателем своей Родины.
4
2
Ответить
35380083
TrumaR
Отрадно слышать о строительстве новой дороги в тех далеких краях. Дорога нужна, это жизнь, цивилизация. Пришлось быть свидетелем строительства дороги Чита - Хабаровск в 2005-07 гг. в Амурской обл. и потом...
есть одно но, все уничтожив, человек останется один на один сам с собой!
4
 
Ответить
 
Сахалин
Сообщений: 140
Geod
Молодежь хрен заставишь на эту стабильную работу пойти. Попробуйте найти геолога или буровика на рынке труда-на вес золота! Там же вкалывать надо как папа Карло. Это вам не на мопеде пиццу развозить.
Согласен. Да и в ВУЗах геологических я сомневаюсь что конкурс большой
 
 
Ответить
    
Сообщений: 1056
paha_spec
Сомневаюсь, что этот проект будет иметь хоть какую нибудь экономическую выгоду, по мимо фантазий автора статьи. По восточную сторону Урала живет 25% населения России, а на Аляске живет 0.02% населения...
Ну фантазии автора здесь особой роли не играют, т.к. такой проект в реале действительно существовал.

Насчет экономической выгоды - сказать сложно, здесь скорее государство интересовал бы вопрос некоего глобального престижа.

Да и сама идея явно не ограничена перспективами торговли Аляски и Урала - здесь именно сама возможность сухопутного соединения Европы с Северной Америкой (т.к. проблем с дорогами между Анкориджем и центральными США: вроде как нет).

Ну а доступность и развитие собственных удаленных регионов - это был бы как сопутствующий немаловажный бонус.
4
1
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 3070
tss+
Ну фантазии автора здесь особой роли не играют, т.к. такой проект в реале действительно существовал. Насчет экономической выгоды - сказать сложно, здесь скорее государство интересовал бы вопрос некоего...
Ну, а кто разрабатывал такой проект, разве не фантазер? Да и некий глобальный престиж, это всего лишь пыль в глаза пускаемая электорату в качестве оправдания того, о чем нельзя сказать в слух. Миром правит капитал, и у правителя есть только две точки зрения, выгодно это или нет. Если правитель патриот, то он смотрит выгоду для страны, если же нет, то он смотрит выгоду для себя, и не важно с какими лозунгами он выступает. Цель лозунгов и его публичных выступлений тоже ясна, и лишь наивные потом задаются вопросом "но как же так, говорил одно, а сделал совершенно иное."
Количество полезных ископаемых в легком доступе ограничено и, при новых разработках, всегда встаёт вопрос о цене их добычи, за частую может оказаться, что цена добычи будет в конечном итоге превышать количество залежей, и тогда эти полезные ископаемые будут считаться недоступными до появления новых технологий добычи.
Создание инфраструктуры в регионе с полезными ископаемыми даст толчок к росту населения в этом регионе, а соответственно к появлению рабочих рук, где уже можно будет создавать рабочие места. Было бы все не так, тогда бы не было у нас ни заброшенных деревень, ни заброшенных городов. Они собственно и становятся заброшенными от того, что экономический смысл в них потерян.

Так что не путайте причину и следствие. Простой люд никогда и ни кому не был интересен, если в них нет никакой выгоды.
Человек, для которого слово "патриот" превратилось в ругательство, является предателем своей Родины.
4
2
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 6951
15194885
Для обеспечения Баимского ГОКа дорога. Крупнейшее меднорудное месторождение , второе в из действующих на земле . Чукотка там даже не вторым номером идет
Ну и в чем минусы?
 
 
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 6951
suvfan
Не понял про ширину дороги в 4,5м. А разъезжаться как?! Максимальная ширина автомобиля по ГОСТу 2,55 - 2,6м.
обочина естественно присутствует
 
 
Ответить
   
Сообщений: 755
Макук
Согласен. Да и в ВУЗах геологических я сомневаюсь что конкурс большой
Смотря с каким уклоном геология. Если с нефтяным, то там с конкурсом все нормально.
 
 
Ответить
Павел на МаЗе с Магадана
Магадан
Иван Лещенко
Со скоростью 60 км/ч и расстоянием 2300 км? Вы серьёзно?
Средняя скорость с грузом 30 тонн 30-40 км.час...иначе без колёс
 
 
Ответить
Павел на МаЗе с Магадана
Магадан
pavel559
Ну и ЗП так-то разная, пиццу развозить, больше 60-70к трудно заработать, а буровик 180-200к
За 180 туда один раз поедут...больше не заманишь
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром