Маршрут: Великий Устюг — Архангельск — Северодвинск — Петергоф
Лично для меня уже остается мало регионов, в которых не был. И так сказать, закрываю пробелы. Очень много слышал про эти регионы, особенно про Белое море и про поморов и т.д. Давно, еще в 2016 году, когда ездил в Мурманск, проезжал мимо Карелии, но в самой не был. А там и Кижи, и Соловецкие острова, и все такое. Значит, решено, туда и направление. Начало июля 2021 года, выезд из г. Альметьевск, республика Татарстан.
На Кольском полуострове я очень хотела побывать, еще учась в школе, когда наша любимая учительница географии, активный краевед и опытный турист Татьяна Юрьевна Серых собирала группу туристов в поход в Хибины. Тогда ученица 9 класса, я не смогла пойти из-за отсутствия денег на эту поездку. И вот спустя почти 45 лет моя мечта осуществилась.
В конце августа мы решили съездить в Плесецкий сектор Кенозерского парка (д. Вершинино), уж больно нам там понравилось в 2011 году. Экипаж: я, жена и теперь BMW X3. Жилье забронировали заранее в частном секторе непосредственно в Вершинино (450руб./сутки с 1 человека), в гостиницах и гостевых домах мест уже не было, но оно и к лучшему, в деревенском домике душевнее.
Приглашаю ознакомиться с отчетом о поездке на Кольский полуостров.
Нам удалось протащить легковой прицеп с лодкой и велосипедами в горы Хибины, увидеть ход горбуши и охоту медведя на Белом море, сходить на Коневец и посетить Кижи.
В этот раз поехал я в Москву «Северным путем». Так я его называю — «Северный путь». Это дорога из Петербурга через Череповец, Рыбинск и далее возможны варианты. Когда есть время и желание, то можно разнообразить рядовую поездку в столицу. Большинство предпочитает самолет или «Сапсан». А если на машине, то прямая платная дорога М11. Шесть часов и ты в Москве. Некоторые и быстрее ездят.
Кольская железная дорога — современное неофициальное название строительства № 509. Это недостроенная железная дорога в Мурманской области, одна из строек ГУЛЖДС МВД. Строительство широтной железной дороги через Кольский полуостров было вызвано планами по созданию на его восточном побережье двух баз военно-морского флота. Для сооружения дороги в конце 1951 года около станции Титан был создан ИТЛ, в котором содержалось до 4900 заключённых, в дальнейшем распределённых по семи лагерям вдоль трассы (45, 59, 72, 82, 102, 119 и 137 км). По одним сведениям, за год с небольшим было уложено 110 км рельсов, ещё на 10 км — подготовлена трасса. По другим, к 1952 г. было построено 60 км дороги, ещё на 150 км уложена насыпь, до Иоканьги проложена временная автомобильная дорога и линия связи. Отрезок дороги от станции Титан до пункта 45 км используется до сих пор (от него, в частности, отходит ветка на Ревду).
Пишет мне как-то Игорь Аркадьевич (Хариус) в личку: «Привет! Не надумал в августе на Урал?», и всё завертелось. Совпал мой отпуск, отсутствие планов на него, точнее, то, что планы все отменились, ну и желание покататься по новому маршруту. В процессе поездки вспомнилось еще и то, что я давненько хотел побывать на 501-й стройке, желательно летом. В общем, Венера в седьмом доме и ретроградный Меркурий сложились в нужный пасьянс и мы поехали.
По традиции (а мы не любим нарушать традиции)), единственный водитель и она же автор сего опуса — Дарья Смельчак. Мой бессменный штурман и она же дочь водителя — Арина. И боевая колесница и она же Сузуки Витара 2021 года рождения, которая к моменту пролетья имела пробег 29000 км, была чуть заранее загнана на плановое ТО, и, в общем и целом, в этой поездке вела себя отлично.
Все-таки осталось в памяти одно очень интересное и насыщенное путешествие в Карелию, которое не попало ни в какие отчеты. А места были по-своему уникальные, да и события вполне себе тянущие на увлекательный рассказ.
В жизни каждого человека появляются места, куда хочется возвращаться.
Для меня таким местом стал Кольский полуостров с его комарами, необычайно холодными ветрами, суровой природой, где хочется раскатать подвёрнутые штаны, переобуть конверсы на берцы и заменить картонный стаканчик со смузи на литр шу пуэра в термосе.
В августе 2021 года мне снова нестерпимо захотелось выйти из зоны комфорта и отправиться на своём Хаммере на край земли.