Владивосток — Байкал — Монголия и обратно на Toyota Chaser в июле 2023 г.

01.11.2023 | 14506 просмотров

Маршрут: Владивосток — Лучегорск — Хабаровск — Сковородино — Чита — Улан-Удэ — Иркутск — Аршан — Улан-Удэ — Улан-Батор — Тариат — Улястай — Хархорин — Дархан — Чита — Сковородино — Благовещенск — Лучегорск — Владивосток.

Автомобиль: Toyota Chaser Tourer S, 1997 г.

Путешественники: Сергей и Мария.

В этом небольшом и скромном путешествии длиною в чуть более 13000 километров на самом обычном японском седане вас ждут: красоты, проблемы и прелести российских и монгольских дорог, поиски заправок и недоумение от очень разных цен на топливо в соседних регионах, вкусные и не так себе кафе/рестораны/закусочные, проблемы с собственным автомобилем, ДТП со сгоревшими людьми, ночевка в отеле категории 18+ с большим выбором плеток, наручников и тематических предметов, единоличное купание в Байкале, поиски туалета в монгольской степи, разочарования от того, что не доехали до планируемой конечной точки маршрута, ночевка в машине, бегающие грызуны по натяжному потолку в отеле, удивление монголов при виде Чайзера на некоторых участках трассы, перекусы в довольно странных местах, от которых хорошо так подрывало днище и многое другое. Надеюсь, рассказ получился интересным.

Вступление

Буду честен, ранее я не особо думал о таком способе путешествия как поездка на автомобиле за тысячи километров от дома. Вокруг Владивостока огромное количество прекрасных бухт, лесов и сопок, которые находятся на расстоянии 100-500 км. В крайнем случае, всегда есть самолет и скидки на перелеты по ДВ тарифам до Москвы, откуда можно добраться куда угодно. Да и в Китай, Корею, Вьетнам или Таиланд возможно выбраться даже в это непростое время. Поэтому, если бы мне кто-то сказал, что я решусь на поездку на Байкал и в Монголию, да еще и на Чайзере, я бы покрутил пальцем у виска. Такое не мог себе представить ни в момент покупки авто в 2016 году, ни в период пандемии 2020-2021 гг., ни даже летом 2022 г. Да что говорить, даже в момент подготовки в 2023 г. это казалось за гранью разумного. И машина не та, и нет опыта дальних поездок, так как максимум за сутки за рулем я проезжал 500-600 км.

В 2023 г. изначально планировали с друзьями слетать в Калининград, даже под это дело в декабре 2022 впервые за много лет выбили и согласовали на работе 3-недельный летний отпуск и договорись взять на месте авто в прокат. Но, увы, поездка отменилась еще в феврале по независимым от нас обстоятельствам. И где-то в марте случайно во время разговора с женой была закинута мысль: а почему бы не махнуть тогда на Байкал?

Подготовка автомобиля

В феврале серьезно занялся машиной. Была проведена полная ревизия ходовки: замена стоек, пружин, нижних шаровых (болячка маркообразных), несколько сайлентблоков, линки, тормозные колодки и остальное по мелочи. И на май запланировал устранение ряда небольших внешних косяков по кузову. Такой глобальный ремонт я не делал с момента покупки автомобиля, обычно ограничивался исправлением мелких проблем, так как машина была куплена в относительно неплохом состоянии и все недочеты я устранил тогда сразу. Итого мы имеем машину в прекрасном техническом состоянии, относительно комфортную (пусть и на 17 низкопрофильной резине), динамичную и, казалось бы, совершенно не подходящую для таких путешествий. Из минусов, наверное, только слегка громкая китайская банка выхлопа, но звук в доступе с точки зрения ПДД и за столько лет я к нему максимально привык. Музыка погромче и нет проблем)

Просто как факт: среднегодовой пробег машины у меня составляет 5000-7000 км. Что как минимум в 2 раза меньше, чем мы проехали за 3 недели нашего путешествия). Я масло-то менял все это время из-за времени, а не пробега.

Уже в мае случайно закинутая идея вылилась в полноценный план: прочитали кучу отчетов, расспрашивали знакомых на предмет мест для посещения, все изучили и по итогу забронировали пару баз отдыха вокруг Байкала (Аршан + Байкальск). Гостиницы в городах по пути решили брать уже по факту. На север Байкала ехать не планировали, так как для этого требуется совсем другой автомобиль. Кто-то крутил пальцем у виска, кто-то, наоборот, поддерживал и говорил, что это дико крутая идея. Изначально мы решили, что за минусом дороги проводим неделю на Байкале, а на обратном пути еще и в Китай сгоняем через Благовещенск, если к тому времени будет открыт безвизовый режим.

И вот что же в таком идеальном плане может пойти не так? Как оказалось — может. Просматриваю карту мира, появилась более безумная мысль: а что мешает прокатиться в том числе и в Монголию? Изучения дорог, советы на форумах, переписки в телеграм-каналах, и в наш план вносятся изменения: едем до Иркутска, 2-3 дня отдыхаем недалеко от Байкала и на неделю едем в Монголию. На всякий случай закладываем два запасных дня, ибо все что угодно могло произойти в дороге. Также пришлось одну из броней на Байкале отменить (о чем в итоге не пожалели). Да и безвиз в Китай открыли лишь в середине августа, и он более или менее заработал лишь в сентябре-октябре 2023 г.

В начале июня в машине были заменены все жидкости: в двигателе, заднем редукторе, автомате, тормозной системе, залит свежий антифриз, установлен новый ремень ГРМ + все сальники, заменен вакуумный усилитель тормозов. Перед поездкой прикупил новый видеорегистратор с радар-детектором, новый аккумулятор (старому было 3,5 года), Bluetooth-ресивер для магнитолы (мой Pioneer был без этой возможности), новый компрессор и дополнительную зарядку в прикуриватель.

Планы составлены, вещи практически собраны, но тут произошли события, которые могли серьезным образом повлиять на наши планы по поездке.

День 0 (29.06.2023 — 07.07.2023). Владивосток — Лучегорск

К сожалению, из-за проблем со здоровьем у близкого родственника наш выезд начался чуть раньше намеченного плана. Целую неделю до отпуска пришлось поработать в удаленном формате, с постоянными передвижениями между больницей и домом моих родителей в Лучегорске. Изначально я не хотел писать об этом периоде, но в нем произошли ряд событий, которые могли поставить крест на поездке, поэтому для честности пришлось включить эти дни в повествование.

Город покинули в четверг 29 июня примерно в 20:00 через микрорайон Снеговая Падь и, на удивление, нигде не попали в пробку. С нами в машине еще ехал кот, которому предстояло почти месяц провести в гостях у бабушки. Ну, а ребенок уже почти месяц был у дедушки с бабушкой и наотрез отказался ехать с нами в такую поездку, так как не готов был столько дней и часов провести в машине. В целом по маршруту Владивосток — Лучегорск я езжу очень часто, минимум 1-2 раза в год, а несколько лет назад мог и по 4-5 раз проехаться, поэтому дорога привычная, стандартная и лично для меня ничем не примечательная.

Первую остановку сделали в Вольно-Надеждинском перед заправкой Роснефть, где через мобильное приложение заказали себе быстрый перекус в Coffee Machine. Очень удобный сервис на самом деле, когда весь заказ делаешь в приложении и просто заезжаешь по пути без какого-то ожидания и очереди. Очень жаль, что подобных сервисов по пути до Иркутска кроме Приморья и Хабаровска мы не нашли (ну или плохо искали). Была еще неудачная попытка сделать заказ в этой же сети в Улан-Удэ, но об этом позднее.

На удивление, очень быстро проскакиваю ремонтируемый мост в районе поворота на Раздольное, в пробке вообще не пришлось нигде простоять. Вторая остановка была на заправке ННК в районе Осиновки, как раз после окончания четырехполосного скоростного участка. Заливаю 30 литров 95-го (по 51,85 руб. за литр) и как раз этого должно хватить до конечной точки маршрута.

А вот уже третья остановка была незапланированной(

Время около 00:00 ночи, примерно 413 км трассы А-370, обгоняю фуру и какую-то легковую машину, далее поворот и мост. В самом конце моста на обочине вижу машину с аварийкой, сбрасываю скорость примерно до 80 км/ч и секунд через 5 правым передним колесом влетаю в яму (я ее не видел вообще). Буквально через секунду слышу ужасный стук, резко торможу и останавливаюсь метров так за 50 от двух машин на обочине с аварийкой. Выхожу из машины — правое переднее колесо спущено полностью…

Делать нечего, пришлось вытаскивать все из багажника, доставать домкрат, баллонник и менять колесо. Благо, что не шел дождь, хотя дорога и обочина были сырыми. В процессе поднятия авто ко мне подошли ребята из впередистоящего Приуса и поинтересовались, все ли в порядке. По их словам, был такой звук, будто у меня не колесо спустило, а двигатель решил покинуть подкапотное пространство…

В итоге вместе со мной на этом участке колеса меняли еще 3 автомобиля (два уже стоящие впереди меня, а один чуть позже притормозил сзади).

Пока поднимал авто, проверил резину — вроде целая (всего третье лето на ней и пробег максимум 10000 км), на лицевой части заметил небольшое искривление диска, которое, как по мне, не должно было так быстро спустить колесо. Но стоило колесо снять и посмотреть, что там сзади — все стало понятно… Диск нужно править и сделать это в полевых условиях точно невозможно.

Фото сделано утром.

Вместо 17 низкопрофиля ставлю так называемый «банан» на 16. К сожалению, переставить колесо сзади на перед не мог, так как диски и резина разноширокие: диск 7,5 и 225/45/17 спереди и диск 8,5 235/45/17 сзади.

В итоге со скоростью 70-80 км/ч еду следующие примерно 100 км до Лучегорска.

На следующее утро обзваниваю все близлежащие шиномонтажки на предмет ремонта диска — вообще нигде этим не занимаются. Заварить или поправить штамповку — пожалуйста. А вот раскатать алюминиевое литье — такое, извините, нечем. Нужный сервис не нашелся ни в Лучегорске, ни в Дальнереченске, ни в Лесозаводске. В итоге починить диск удалось только в Хабаровске, в который пришлось ехать на машине отца — минивэне Toyota Wish, в субботу, 1 июля. Диск делал по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 90 лит В. Ремонт обошелся в 2000 руб. + где-то 60 литров 95 бензина на дорогу + несколько часов ожидания, которые были потрачены на поездку по Хабаровску и закупку полного автомобиля стройматериалов для родительского дома. Сделали великолепно, колесо и диск живы до сих пор.

Всю неделю перед поездкой пришлось постоянно мотаться между Лучегорском и Дальнереченском, так как необходимо было через день посещать больницу. И тут случилась вторая поломка авто, которая могла точно оставить нас без путешествия…

Утро, время примерно 9 утра, мы выдвигаемся из больницы Дальнереченска в сторону Лучегорска (ехать минут 50), и тут практически на самом выезде из города на ремонтируемом грунтовом участке у меня глохнет машина. Смотрю на панель — горит гирлянда лампочек и стрелка температуры двигателя находится в красной зоне. Быстро останавливаюсь, поднимаю капот и вижу, что все, что в районе 6-цилиндра мотора, мокрое. Откручиваю пробку радиатора — а там пусто…

Думаю ну ппц, приплыли. Антифриз свежий (ему месяц и пробег менее 1000 км), радиатор менялся 3 года назад, и я совершенно не понимал, что могло пойти не так. Ставлю автомат на нейтральную передачу и с помощью жены откатываю машину в сторону с проезда. Благо что часть дороги была отгорожена и готовилась к асфальтированию, так что можно было встать максимально безопасно в стороне.

Выливаю всю найденную в машине воду в радиатор — оказалось мало. Торможу несколько авто с просьбой дать воды — ни у кого нет, максимум 0,5-1 литр сладкой и/или газированной. Делать нечего, пришлось в стороне от дороги искать мелкую речушку, набирать воду так и через несколько тряпок и марлей заливать ее в радиатор. Знаю, что так делать нельзя — но когда у тебя цель доехать до сервиса, выбора нет. Наливаю полный радиатор, вижу что температура падает, завожу машину и снова как в прошлый четверг качусь со скоростью 70-80 км/ч с надеждой, что доеду до места стоянки успешно. А в это время на улице жара 35+

По пути останавливаюсь в пос. Пожарском у магазина, покупаю несколько полторашек воды и еду дальше, пока машина не закипела. Но уже на выезде из данного населенного пункта температура двигателя начинает расти. Останавливаюсь на вовремя попавшей площадке, открываю капот и наконец-то отчетливо вижу причину неисправности — лопнул шланг печки.

Понимаю, что вариантов починить на месте нет — сильная жара, машина горячая, запасного шланга, естественно, нет, да и работать надо, посередине трассы с одним ноутбуком на двоих это не очень удобно делать. Поэтому принимаю волевое решение доехать до дома — около 30 км, и уже там заняться ремонтом. В итоге по пути останавливаюсь еще пару раз и окончательно встаю у стелы Лучегорска, не доехав до нужного места буквально 3-4 км… Просто кончилась вода.

Параллельно позвонил своему школьному другу (Жека — привет), который, к сожалению, из-за загруженности не смог мне помочь в замене шланга, но предложил привезти к нему мой в качестве образца, чтобы он подобрал из запасов похожий. Звоню отцу, который оперативно мне подвозит пару пятилитровок. Заливаю ее в радиатор и успешно доезжаю до стоянки.

По приезду снимаю шланг, отвожу как образец своему товарищу, где он мне подбирает замену. Уже вечером по окончанию рабочего дня заскакиваю в магазин, покупаю дистиллированную воду для промывки радиатора, 10 л антифриза и все успешно меняю.

Было опасение, что прогорит прокладка гбц или поведет головку блока — но вроде бы обошлось. Машина нормально поехала и пережила всю последующую поездку. Перед стартом в Монголию накатало около 400 км, проблем замечено не было. На момент написания данной статьи прошло почти 3 месяца и 15 000 км пробега, проблем с двигателем и/или охлаждением нет.

На самом деле, после этого происшествия было описание, что Чайзер мне чем-то мстит и очень не хочет никуда ехать…Хотя за последние 3 года я в него вложил более двух сотен тысяч рублей, поменяв в машине практически все и доведя ее если и не до идеала, то до очень хорошего состояния.

Благо, что все обошлось, с машиной все в порядке, и утром 8 июля, нормально собрав все вещи, поцеловав ребенка, который наотрез отказался с нами ехать (12 лет), погладив кота и попрощавшись с родителями, мы практически отправляемся в путь.

Итоги этих 8 дней: 6 часов на дорогу до Лучегорска, около 10 часов езды между ним Дальнереченском и около 1150 пройденных километров (без учета езды в Хабаровск на другом авто для ремонта диска).

День 1 (Суббота, 08.07.2023). Лучегорск — Дальнереченск — Лесозаводск — Лучегорск — Хабаровск

Наше «путешествие» началось с того, что необходимо было добраться к 12 часам дня в Дальнереченск, забрать родственника из больницы и отвезти его домой в Лесозаводск. С обеих сторон от Дальнереченска шли ремонтные работы, где на довольно больших участках меняли асфальт и поэтому частично было организовано реверсивное движение. Но несмотря на все это путь до поликлиники у нас занял около часа.

Так вот ты какой «Рай», оказывается.

Быстро завершаем все необходимые дела в больнице, на выезде на ННК заливаю 40 литров АИ-95 по 51,12 руб. и выдвигаемся до следующей точки маршрута — г. Лесозаводск. Тут наш путь занял также чуть более часа. Без проблем доезжаем, пьем чай/кофе, прощаемся со всеми родственниками и принимаем окончательное решение ехать до Хабаровска, так как время на часах около 15:00. Только в этот момент через сервис Островок бронируем гостиницу на ближайшую ночь.

По пути до Хабаровска заезжаем к родителям в Лучегорск, так как забыли дома теплые кофты (которые нам впоследствии пригодились в Листвянке и Монголии).

Что могу сказать о дороге в Хабаровском крае? Для моего 45 профиля они не очень. Много мелких ям, неровностей, в районе Котиковского перевала даже вышел из машины и проверил, а не спущено ли у меня колесо, уж слишком странно ехала машина. Благо, что с авто все было хорошо, проблема была именно в качестве дорожного полотна. В Приморье дороги в среднем показались куда лучше, если оставить за скобками ремонтируемые участки и мои приключения с диском.

Примерно к 19:00 мы подъезжаем к Хабаровску. У города на ННК заливаю 50 литров АИ-95 по 51,1 руб., после чего принимаем решение ехать вокруг города через новую платную трассу. Цена проезда 160 руб. В целом, сделано прикольно, удобно и очень странно, что на всем протяжении установлено ограничение 90 км/ч. Даже перед Владивостоком есть два бесплатных участка 4-полосной дороги (по 2 полосы в каждую сторону), где ограничение 110. А тут за деньги еще и обычные 90. Благо, что нет ни одной камеры и никто не мешал ехать чуть-чуть быстрее, чем это разрешено правилами.

В самом Хабаровске остановились в Хит Отеле (улица Андреевская, 1), который находится практически на выезде из города в сторону Читы и немного не доезжая знаменитого моста с 5000 рублевой купюры. Двухместный номер нам обошелся в 2027 руб.

У гостиницы паркуем машину, заселяемся в номер, смотрим по 2gis ближайшее заведение для ужина и отправляемся туда пешочком. Выбор пал на кафе/ресторан Chin-Chin (​Улица Тихоокеанская, 204) с китайской кухней.

На месте заказываем рис, мясо, салат и две бутылочки слабенького харбинского пива, чтобы отметить первый день отпуска. Стоимость ужина составила чуть менее 1900 руб., что по меркам Владивостока за такие порции не так много.

Очень вкусно и сытно покушав, на выходе из заведения принимаем решение чуть-чуть погулять по вечернему Хабаровску и дойти до места, где видно мост через Амур. Прогулка получилась отличной. Тепло, комаров нет, улицы без сопок) Было непривычно видеть, как паркуются жители Хабаровска во дворах — слишком большое расстояние между машинами. Во Владивостоке за такую парковку бы спросили точно) У нас куда плотнее стоят машины. Дошли до квартала и памятника Моряков-Амурцев.

Очень уютное место. Стоит красивый кораблик, дорожки вокруг со свежей брусчаткой, есть лавочки, освещение. Попытался сделать несколько фотографий моста через Амур, получилось, к сожалению, не очень.

После прогулки возвращаемся в номер, по пути из машины забираем часть вещей для переодевания. Далее душ и долгожданный сон.

Итоги дня: 9,5 часов, около 550 пройденных километров на машине, 4 км пеших прогулок.

День 2 (Воскресенье, 09.07.2023). Хабаровск — Сковородино

Будильник прозвенел в 6:00. Просыпаемся, умываемся, чистим зубы, собираем вещи и вперед в дорогу. Так как машина далеко не новая, каждое утро я начинал с поднятого капота и проверки технических жидкостей — уровня масла и наличия антифриза. Масло пришлось немного долить (грамм 200), антифриз был в норме.

Так как время очень раннее и все было еще закрыто, заехали в ближайший круглосуточный магазин, сняли наличные деньги в мелких купюрах и заказали завтрак в Coffee Machine — сырники + кофе. Утро было солнечным, дороги хабаровские пустыми, кофе вкусный) 10 минут на дорогу, 5 минут ожидания и 15 минут на прием пищи.

2 порции сырников + 2 кофе обошлись где-то в 750 руб.

Окончательно проснулись, подкрепились и отправились в дорогу! Цель на сегодня — проехать около 1200 км до Сковородино и там заночевать в придорожном отеле.

Второй раз в жизни вижу Амурский мост вблизи. Хоть и живу рядом, но ранее данный мост лицезрел лишь осенью 2017 г., когда приезжал из Владивостока на футбольный матч РПЛ «СКА-Энергия» — «Локомотив» (Москва).

Тогда фото получилось сделать прямо с верхушки рядом стоящей разрушенной башни. Теперь же все фотографии были только с автомобиля.

Проезжаем мост и сразу же попадаем в ЕАО. У поста ГИБДД видим огромное количество припаркованных фур, различных грузовиков, но на дороги они еще пока все не выехали, что обрадовало.

Так как машин еще мало, движемся дальше с комфортной для меня скоростью и совершаем лишь редкие обгоны. В целом, тут и далее меня обгоняли довольно редко, чаще всего это были перегоны без номеров, которым вообще до лампочки любые ограничения и знаки. За все путешествие я не встретил ни одного сотрудника ГИБДД с выносными камерами/ручными радарами. А на стационарные камеры у всех безномерных иммунитет: сложно прислать штраф тому, кого ты не можешь идентифицировать.

Около 10 утра делаю первую остановку на заправке через 300 км пути. Заливаю 30 литров 95-го по 54,15 на Роснефти и, посмотрев на передний бампер автомобиля, понимаю, почему все перегоны едут с обклеенной мордой. Во времена моих поездок по Приморью я никогда не собирал такого количества сбитых летчиков.

Небольшая зарядка с разминкой рук, ног, поясницы и едем дальше. Как-то незаметно въезжаем в Амурскую область. Погода, на удивление, великолепная. Перед поездкой больше всего опасались осадков, которые могли не позволить любоваться окружающими видами.

Следующая остановка была буквально через 180 км у знаменитой стелы: Москва — Владивосток. Доезжаем, выходим, разминаемся, делаем несколько фото и вновь в дорогу.

Незарегистрированный пассажир, который очень сильно хотел попасть к нам в салон)

Природа вокруг, конечно, сильно отличается от приморской.

А вот дальше совершаю ошибку начинающего путешественника и проезжаю заправку перед Белогорском (слив бензовоза + огромная очередь из-за этого). Стрелка бака уже близится к нулю, а по трассе заправок рядом-то и нет…

Принимаем решение уехать чуть в сторону и заскочить в пгт. Серышево. Зря я, конечно, пропустил заправку, ибо хоть в сторону от трассы длина дороги была около 13-14 км, ее качество оказалось, мягко говоря, не очень хорошим. Остатки старого асфальта + грунтовка (благо, что без сильных ям). Там заливаю 40 литров топлива по 53,83 руб. и возвращаемся обратно на трассу. По моим прикидкам, на данный отворот потерял минут 40 времени.

Время уже третий час дня, поэтому решаем доехать до ближайшего кафе и там пообедать. Помня советы, что останавливаться нужно там, где много авто и дальнобоев, тормозим у кафе Эльдорадо, что находится чуть-чуть не доезжая до поворота на Свободный.

Берем солянку, суп с лапшой, кусок жаренной курицы, гречку с котлетой и 2 чая. За все отдали 850 руб. Увы, еда там оказалась на троечку (из 5). Второй раз сюда ехать я бы не захотел точно. Да и, как оказалось, дальнобои стояли вообще чуть дальше и на другой стоянке. У кафе было лишь много машин из Приморья и перегоны без номеров. Подкрепившись, отправляемся дальше.

Если от самого Хабаровска и до поворота до Магдагачи дорога была в удовлетворительном состоянии, то дальше начались первые проблемные участки. Ямы, кочки, неожиданные «шишки» и куча фур со сплошными для обгона. Для непривычного организма у меня начала накапливаться усталость. Около 19:00 останавливаюсь у АЗС ННК в районе Талдана для очередной дозаправки и с удивлением обнаруживаю, что нет 95 бензина. Делать нечего, приходится заправлять 30 литров АИ-92 (по 51,67). Для машины моего года топливо не принципиально, но на 92-м Чайник едет как будто бы чуть хуже, чем на 95-м. Но возможно, это мне так кажется.

Заправляю машину, разминаю ноги, в очередной раз протираю лобовое стекло от остатков живности и совершаю, казалось бы, последний марш-бросок до Кафе и гостиницы Уют, что перед Сковородино и поворотом на Нерюнгри. На месте выясняется, что я снова налажал и заранее не забронировал номер. Ввиду большого потока транспорта свободных вариантов не оказалось совсем. Принимаем решение вначале покушать (ужин оказался неплох, за 2 салата + 2 вторых блюда и чай с морсом отдали 800 руб.), а потом уже решать, как быть дальше.

Открываю 2GIS, ищу гостиницы и начинаю планомерный обзвон. Лишь на 4 или 5 звонок нахожу свободный номер в самом Сковородино — 4300 руб. Отель называет «Платина», находится по адресу:​ Красноармейская улица, 100а​. Это был наш самый дорогой номер в путешествии за все время. Садимся в машину, 30 минут пути по 20 км смеси асфальта и грунтовки, и мы уже на месте. Оплачиваем, заселяемся, принимаем душ и, только коснувшись подушки, я вырубаюсь.

Итоги дня: 14 часов в дороге и 1250 пройденных километров.

День 3 (Понедельник, 10.07.2023). Сковородино — Могоча — Ксеньевка — Чита

Пробуждение было очень ранним. Не знаю, как это работает, но практически всю первую половину поездки я просыпался за 30-60 минут до будильника… Позавтракать решили чуть позже, все же по дороге различные кафе иногда встречали. Само утро началось с атмосферного тумана за окном над небольшим озером.

В этот день был очень удивлен температурой за окном — около 8 градусов тепла. Во Владивостоке такое холодное утро бывает лишь ближе к концу сентября, возможно, даже в октябре, но никак не в июле. Собираем вещи, относим все в машину, сдаем номер, проверяю уровень антифриза и масла (снова долил грамм 200) и поехали.

Вот такой «ровненький» мост на выезде из поселка.

А вот рассвет, действительно, хорош.

Как же прекрасно ехать по дороге без машин.

Где-то на этом участке начались первые ремонты дорог. И странно работающие светофоры. При совершенно пустой дороге с обеих сторон может гореть красный свет. Первый из светофоров я вообще пролетел, не заметив. Далее уже был более внимателен и не игнорировал их.

Через час делаем первую остановку на АЗС ННК. Заливаю 30 литров 95 бензина (по 54,69 руб.) и покупаю два стакана кофе за 250 руб., чтобы взбодриться.

На завтрак решили остановиться в кафе Подорожник (687 км трассы Амур). Прекраснейшее заведение. Очень вкусная яичница глазунья с обжаренной колбасой, блинчики со сметаной и чай с лимоном и сахаром. В итоге вкусно покушав и с хорошим настроением выдвигаемся дальше. Тут однозначно 5 из 5. Рекомендую!

Но тут мы уже столкнулись с проблемой качества дорожного полотна. В Забайкальском крае оно отвратительное. Пожалуй, это самые плохие дороги (в комплексе) на всем пути. Куча ям, волн, следов от торможения и постоянных сбрасываний скорости. Буквально на 2-3 мостике понял, что нельзя игнорировать даже синий знак ограничения скорости — 50 км/ч. Если вы едете и вам кажется, что впереди мостик будет с ямой/кочкой/волной, а особенно если там асфальт другого цвета — то вам не кажется. Там действительно будет проблемный участок, даже если нет соответствующих знаков.

Следующая остановка у нас была запланирована в Могоче. В целом, заезжать туда было не обязательно, но так как я снова не совсем корректно рассчитал пробег и места ближайших заправок, посетить данный населенный пункт все же пришлось.

Городок оставил неоднозначное впечатление. Вроде бы живой, но дороги ужаснейшие. Автопарк может быть как одновременно относительно свежий, так и куча вусмерть отжатых и почти полностью сгнивших ведер. Прокатились немного по городу, заехал на заправку. Ввиду цены по 57,9 руб. за АИ-95 заправил лишь 20 литров. В целом в городе не оказалось ничего интересного, поэтому развернулись и вернулись обратно на трассу.

Очень много встречали грузовиков, перевозящих такие колеса.

Одной из главных целей нашего путешествия была доехать до пгт. Ксеньевка. Моя любимая супруга родом из этих мест и последний раз была на родине более 20 лет назад (когда в подростковом возрасте вместе с родителями переехала в Приморский край). За наши 13 лет совместной жизни я много раз слышал рассказы об этих местах, и тут наконец-то появилась возможность взглянуть на это вживую.

Первым сюрпризом (хоть и ожидаемым) стала дорога — 32 км от основной дороги по грунтовке до самого поселка. Этот участок я ехал около 45-50 минут. В целом дорога была нормальной, без сильных ям. Я двигался со средней скоростью 40-50 км/ч.

Въехать в населенный пункт навигатор мне предложил через разрушенный мост через речку) Пришлось разворачиваться и ехать выбирать другой вариант заезда.

Что можно сказать о поселке — увы, все выглядело заброшенным и как будто бы остановившимся во времени лет так 10-15 назад. Новых домов очень мало, старые частично заброшены, свежего асфальта как будто бы нет еще с прошлого века.

Это самый центр поселка.

Это также центр поселка.

По рассказам жены, очень сильно изменилась природа. Там, где ранее были дома — пустыри. Там, где была маленькая речушка — теперь огромные камни (видимо, после какого-то из наводнений и схода воды). Там, где было озеро — теперь растет целый лес. Огромное ДЕПО, где ранее работал мой тесть — уже, видимо, много лет как снесено полностью и там вовсю растут кусты и деревья. Также по сравнению с детскими воспоминаниями, все стало как будто бы меньше и ниже. «Высоченная» горка, где катались все детство, превратилась в очень маленький пригорок и т.д.

Где-то тут раньше было ДЕПО.

Мы немного прокатились по поселку, потом пешком прогулялись до дома, где жила супруга, так как я туда просто не смог проехать, и двинулись в дальнейший путь. Следующий час я слушал воспоминания с нотками грусти: все, что в детстве казалось таким веселым, прекрасным, большим и современным, во взрослом возрасте воспринимается совершенно иначе.

Обратно на асфальт выбирались вроде бы те же 50 минут, но под забавные и не очень рассказы из детства она прошла куда быстрее.

Проехав еще сотню километров, останавливаюсь на очередной заправке — 30 литров АИ 95 по 59,7 руб. Была надежда там и покушать, но, к сожалению, кроме снеков ничего не было. А между тем время было уже далеко за обедом.

Первое более или менее нормальное заведение нам попалось лишь через 60 км. Дорога оказалась довольно сложной, с несколькими ремонтами и реверсивным движением, поэтому ехали этот участок мы почти 50 минут.

Кафе Маяк (424 км трассы Амур) я бы оценил на 3,5 балла из 5.

Борщ, салат, пара стаканов морса и свиной стейк обошлись нам примерно в 850 руб. Еда оказалась свежей, сытной, но какой-то безвкусной, что ли. Если в предыдущее кафе я бы с радостью вернулся, то сюда больше нет, чем да.

Следующие 5 часов мы двигались, созерцая прекрасные пейзажи вокруг.

Очень неожиданная остановка произошла где-то в Чернышевском районе Забайкальского края. Гаишники перекрыли проезд из-за страшного ДТП. Проехать могли только легковые по одной из сторон. Лоб в лоб столкнулись легковой автомобиль и грузовик.

Как потом вычитали в новостях, в ДТП погиб водитель легкового автомобиля. Водитель грузовика остался жив (пруф новости).

Фото делать не стали, ибо было не до этого. В Приморье я таких ДТП очень давно уже не видел, особенно с пожарами.

Что самое неожиданное, буквально через час увидели практически похожее ДТП — также сгоревшая машина, но сама авария, судя по всему, была чуть ранее, так как движением руководили уже работники дорожной службы, а не ГИБДД. За всю поездку это были единственные столь ужасные ДТП. Было еще несколько небольших, но там обошлось все небольшими повреждениями без сгоревших автомобилей.

Итого до города мы добрались примерно в 19:30 вечера. По пути до гостиницы заправил 50 литров топлива по 56,1 руб. с расчетом, что этого хватит почти до Улан-Удэ.

Первое впечатление о Чите — плохие дороги. Какие-то ямы, заплатки и почти везде стертая разметка. Да и водители, к сожалению, не самые вежливые. На одном из многочисленных перекрестков я неправильно выбрал полосу для движения (левая полоса оказалась только для поворота налево), знака нет, а разметку там не обновляли очень давно. Так рядом стоящий жигуленок со светофора стартанул с такой прытью, чтобы я не дай бог не успел перед ним вклиниться. В итоге меня пропустил лишь 4-й или 5-й автомобиль. Видимо, я очень сильно привык к вежливым владивостокским водителям, поэтому такого просто не ожидал. С точки зрения архитектуры, исторический центр выглядит очень неплохо. Но есть какая-то необычная аура мрачности, что ли.

Дорога до отеля заняла чуть больше, чем планировалось. Оказалось, что идет ремонт моста через речку и добирались мы вместо 10-15 минут почти все 30. Ну, и сюрпризом был сам отель. Называется он Декабрист (ул. Промышленная, 60). Во время бронирования я как-то не особо обратил внимание на комментарии, но по приезду в сам отель для начала приятно удивила отдельная парковка под шлагбаумом. А второе удивление мы с женой получили в тот момент, когда попали внутрь.
Отель оказался категории 18+. На входе встретили стенды с различными масками, плетками, наручникам и распятой кухней. На ресепшене за стеклом был представлен довольно приличный набор различных аксессуаров из sex-shopa.

Сам номер у нас был на 1 этаже, практически у входа. И, к сожалению, было довольно шумно в вечернее время. Двери оказались с не самой лучшей звукоизоляцией. А вот сам номер очень даже неплох — чисто, уютно, комфортно. Еще одним недостатком номера стала вонючая горячая вода (на обратном пути в другой гостинице такой проблемы не было). Да и сам район был не самый удобный, так как для того, чтобы поужинать, нам пришлось ехать в историческую часть города. В ближайшие несколько километров от гостиницы не было вообще ничего. Ночь в номере нам обошлась в 1919 руб.

Прокатились покушать в Додо Пиццу, поужинали, вернулись в номер, приняли душ и спать. Наконец-то этот день закончен.

Итоги дня: Почти 15 часов в дороге и 1015 пройденных километров.

День 4 (Вторник, 11.07.2023). Чита-Улан-Удэ

Утром я проснулся около 5 часов. Попытался снова уснуть, но не вышло. Пришлось вставать, идти в душ, умываться и будить супругу на час раньше (изначально будильник был установлен на 6:30).

Забрали на ресепшене замороженный хладоэлемент для термосумки, сдали ключи от номера и в 6:10 выдвинулись в путь. Еще с вечера мы посмотрели, где в 6-7 утра можно позавтракать. Оказалось, что кроме киосков с шаурмой в городе ничего круглосуточно не работает. Мы нашли заведение Собери#Сам, которое находится на ЖД-Вокзале и решили поесть там. Однако по приезду нас встретили закрытые двери… Пришлось брать кофе в автомате (в целом был неплох и цена дешевле, чем во Владивостоке) и ехать без завтрака.

Утренний город оставил более хорошее впечатление, чем вечерний. Возможно, из-за того, что немного я поспал и был не такой уставший. Есть симпатичные домики, дороги стали более ровные (хоть и ямы с заплатками все равно встречались). Навигатор построил маршрут через город и вдоль реки, а не вокруг Читы.

По пути приступили к поиску места, где можно перекусить. Где-то в 8:30 утра заехали в одно из кафе по пути (к сожалению, забыл название), но там хоть и написано, что работает с 8, все было еще закрыто.

Я воспользовался возможностью и устранил два напрягающих скрипа/шума в машине. Одним источником оказался набор инструментов в багажнике, который гремел на каждой ямке. Проблема решилась перекладыванием его в салон. А вот передний бампер неприятно удивил. Где-то по пути до Читы были потеряны/сломаны пластиковые крепления бампера к крыльям (причем с двух сторон). Как раз и пригодился набор инструментов. Ключ на 10 + головка с трещоткой + имеющиеся в наличии болты с гайками решили проблему. Выкрутил по очереди колеса и хорошо затянул бампер. Этого «ремонта» хватило на всю поездку. Новый крепеж купил уже по возвращении домой.

Ну а позавтракать остановились уже в кафе Белый Слон. Изначально хотели попробовать там знаменитый бурятские позы/буузы, но, по словам официантки, готовить их минут 30, а ждать нам не захотелось, поэтому от этой идеи отказались. Зато очень вкусно и плотно позавтракали чаем, блинчиками и творожной запеканкой. Еде я поставлю 4,5 из 5, мне все очень понравилось, да и отдали мы за нее около 600 руб. Полбалла скинул за то, что супруге не совсем зашла котлетка с пюрешкой. Не было понятно, из какого мяса все приготовлено. Плотно покушав, двинулись дальше.

Далее дорога была переменного качества. Но довольно плохой участок оказался в районе трех озер (Николаевское, Танга, Арейское). Очень много ям и вспучивающегося асфальта. Между Читой и Улан-Удэ это оказался самый плохой участок, протяженностью около 30-40 км. В паре мест были ремонты и организовано реверсивное движение.

Примерно через пару часов пути машина преподнесла очередной сюрприз: появился очень странный звук снизу где-то по центру машины, но не от мотора. Очень похоже на дырку в глушителе, так как особенно сильно он появлялся на разгоне. Далее по пути в Улан-Удэ этот звук все усиливался и видоизменялся. Так как машина не стала ехать хуже, мотор и автомат работали без проблем, решил на это дело забить и посмотреть уже по приезду в Улан-Удэ.

Практически на выезде из Забайкалья сделал остановку на заправке и залил 30 литров АИ-95 по 60,2 руб. Это была самая дорогая заправка за время пути до Иркутска. Причем об этой заправке я потом пожалел, так как примерно через 15 минут мы заехали в Бурятию, где бензин резко подешевел на 7-8 рублей и в среднем стоил от 52 руб. до 53 руб. Обидно.

После заправки следующую остановку сделали на стеле между Бурятией и Забайкальем. За все время пути это была лишь вторая полноценная остановка с целью сделать фотографии. Пофоткались, размяли ноги и двинулись дальше.

Наше первое совместное фото за поездку.

Машина все «чище и чище».

При приближении к Улан-Удэ заметили большое скопление машин и что-то похожее на обзорную площадку. Принимаем решение притормозить и как итог ничуть не пожалели. Это оказалась Гора Омулевая. Очень хорошо сделано: парковки, лавочки, стенд с информацией о месте и хорошего качества деревянная лестница наверх с несколькими оборудованными видовыми площадками. Виды оттуда открываются, действительно, шикарные.

Сделав множество фото и чуть-чуть отдохнув, спускаемся к машине и едем уже в город. В этот момент решил открыть 2 ГИС и найти СТО, где мне бы смогли поднять машину и посмотреть, что там случилось с глушителем. Сразу определив 3 таких места (чтобы было по пути и с положительным рейтингом и отзывами), выдвигаемся в путь.

Сразу попадаем на ремонт дороги и реверсивное движение. На обратном пути этот участок был сделан.

Изначально фотографировали необычно оформленный надземный переход, но все внимание на себя забрал грузовик с намеком на фильм «Пункт назначения».

Первым из выбранных СТО по пути был «АвтоВектор» (​Баргузинская улица, 18а/4). Он же оказался и последним. Спасибо парням, быстро нашли причину — перегоревшая прокладка. Вынули старую, прокатились в магазин за новой и быстро установили. Все работы заняли около 50 минут и стоили 2000 руб. Звук машины вернулся в норму. Китайская банка звучит хоть и громко, но сильно лучше, чем пробитая прокладка. После ремонта, радостные, поехали обедать.

Спасибо работникам сервиса за советы по городу и мест, где можно покушать. Буквально в паре километров от СТО было кафе «Ордон» (​Улица Дальнегурульбинская, 2в). Там впервые попробовали Буузы. Мне очень понравилось, супруге так себе. Зато ей зашел грибной супчик, а мне не очень зашел местный суп из лапши и говядины. Данному месту я бы поставил 4 балла из 5.

Плотно покушав (время было уже около 16:30), мы двинулись в сторону гостиницы. Ещё когда мы были в Чите, был забронирован двухместный номер в отеле «Red River Hotel» (​Улица Борсоева, 97а к2) с видом на реку. По приезду изначально нам выдали номер без этого вида, но без проблем согласились его поменять. Вид, конечно, на фото был лучше, чем вживую. Возможно, дело в низком этаже (мы были на высоком первом). Но, в целом, нам все очень понравилось. Номер стоил 2700 рублей с завтраком.

Заселились, принесли вещи из машины и решили полежать пару часиков и потом поехать погулять по городу. Увы, это была наша ошибка. Накопившаяся усталость все же сказалась, и после душа и тупления в телефоне мы просто уснули. Первый раз я проснулся ближе к полуночи, поэтому все планы на вечернюю прогулку накрылись) Так как время было уже очень позднее, ответил на накопившиеся сообщения в телефоне и уснул уже до утра.

Единственное, что омрачило наш сон, это очень странные звуки в номере около 4-5 утра. Оказалось, что по натяжному потолку очень так шустро бегают местные мыши/крысы, которые прекрасно просвечивались сквозь ткань. Но так как спать все же хотелось больше, чем следить за передвижением родственников Реми из Рататуя, сон был продолжен.

Итоги дня: Почти 11 часов в дороге и 660 пройденных километров.

День 5 (Среда, 12.07.2023). Улан-Удэ — Байкальск — Иркутск

Утром встал снова раньше будильника (около 6:10). Душ, умывание, сбор вещей и впервые за все время в пути пошли завтракать в гостинице. Быстрый и вкусный перекус — каша и яичница были очень даже на уровне. Выпили кто чай, кто кофе и после сдачи номера отправляемся в путь.

Изначально целью на этот день была поездка в район Теплых Озер и в Байкальск, но, к сожалению, от первой части плана пришлось отказаться. Буквально за день до нашего приезда прошли сильные дожди и дорога на озера оказалась полностью смыта. Проезд был закрыт, а оставлять машину вдоль трассы и идти туда несколько часов без гарантии, что вообще дойдем, так себе идея. В итоге из Улан-Удэ мы выехали в 7:30 утра.

И буквально минут через 30 едва не попали в ДТП. На Перевале Мандрик во время подъема обгонял несколько автомобилей по второй полосе, и в этот момент сразу же после поворота мне в лоб вылетела местная маршрутка. Какого органа он полез в обгон через сплошную в закрытом повороте, для меня до сих пор загадка. Удалось разминуться лишь чудом, едва не зацепив один из обгоняемого мною автомобиля. Как же я потом матерился… Благо, что скорость у меня была около 50-60 км/ч в подъеме и я успел среагировать. Так бы поездка закончилась уж очень трагично.

Примерно в 9 утра остановились на заправке Роснефть в селе Тресково. Заливаю 50 литров АИ-94 по 52,08, протираю лобовое стекло от очередной порции живности и двигаемся дальше. Что могу сказать по качеству дороги — неплохо, ожидал худшего. По сравнению с читинской — небо и земля прям. И вот спустя еще около получаса пути наконец-то увидел Байкал. Первые впечатления: величественно, необычно, но как будто бы ничем не отличается от Японского моря) По пути главным разочарованием был тот факт, что само озеро видно не всегда и дорога проходит довольно далеко от берега. Судя по карте и ожиданиям, все было куда ближе.

Так как мы не стали ехать на Теплые Озера (да и въезд туда был перекрыт несколькими экипажами ДПС), примерно к 12 дня мы спокойно доехали до Байкальска. Скорость я старался особо не превышать, двигаясь в обычном темпе 100-120 км/ч.

Изначально мы планировали в Байкальске задержаться на 3-4 дня, но из-за предстоящей поездки в Монголию от такого варианта отказались. Забегая вперед, скажу, что не зря, все же делать там столько времени тупо нечего. Но все равно нашей целью минимум был подъем на горнолыжку. Уж очень хотелось ее сравнить с сочинской, где мы были в июне 2022 г.

Во время подъема первый раз увидел черные шишки. Всегда думал, что они коричневого цвета (ну или зеленые, пока не созрели).

Два билета на канатке обошлись в 1000 руб., что, кстати, дешевле, чем в Сочи. Путь наверх занял 15 минут времени. Так как время было уже обеденное, решили наверху и пообедать. Борщ, солянка, 2 порции шашлыка, хлеб, чай и морс обошлись в 1690 руб., что, на мой взгляд, для такого места не так дорого. Либо воздух был чистый, либо мы так сильно проголодались, но обед проглотили в одно мгновение. Все оказалось очень сытно и вкусно.

А так хотелось встать на путь истинный)

Покушав и немного отдохнув, пошли делать фотографии и гулять по верхней площадке. Спустя час, вдоволь нагулявшись и полазив, двинулись в обратный путь вниз.

Так как до воды было не так далеко, построил случайный маршрут в навигаторе до ближайшего удобного (на мой взгляд) пирса и поехали. 10 минут спустя я наконец-то вижу Байкал вблизи.

Первое впечатление вблизи: очень красиво и спокойно. Волн вообще нет, что после моря как-то непривычно. Погода хорошая, вода чистая и прозрачная, но холодная. Меня максимум хватило промочить руки, ногами не полез) Чуть-чуть погуляли вокруг, сделали несколько фотографий и, так как время максимально позволяло, решили заехать еще и на Гранатовый пляж. В целом, до него можно было дойти пешком по берегу (км 3-4), но мы решили доехать туда на машине.

Навигатор построил маршрут до базы отдыха «Лед и пламя». Увы, до конечной точки маршрута не доехал, не рискнул. Прошедшие за пару дней до этого дожди размыли грунтовую дорогу, и я просто не сунулся в некоторые лужи. Решили оставить машину по пути и дойти до пляжа пешком.

К сожалению, гранатовый пляж красивым оказался только на картинке. Берег очень узкий, грязный, в воде маслянистые разводы.

Да, вот это якобы Гранатовый пляж.

Я в эту воду лезть не рискнул.

Да, песок действительно гранатового оттенка, но его очень мало и он сильно теряется на обычной прибрежной гальке.

Слегка расстроенные, двинулись в обратный путь с целью уже доехать до Иркутска.

По пути сделали лишь небольшую остановку на местном рынке, с целью купить омуля и клубники. Первая часть плана завершилась удачно: средняя рыбка обошлась аж в 700 руб. За эти деньги во Владивостоке на тот момент можно было купить целую кету/горбушу раза так в 2-3 больше по размеру и весу. А вот клубнику мы брать не стали. Показалась слишком дорогой: 600-1000 руб. за килограмм. Тем более, до поездки мы ее успели объесться у моих родителей в Лучегорске.

Время на часах уже было около 15:30, и остался последний рывок до Иркутска.

Импортозамещение по-русски. KFC — King Food Слюдянка.

Оставшаяся часть пути до города у нас заняла всего 2,5 часа, и уже около 18:00 мы въезжали в, скажем так, конечную крупную точку нашего маршрута по России. Первое впечатление об Иркутске оказалось каким-то неоднозначным. Лишь 1 полоса на въезд в город, пробки и почему-то ужасные дороги. Колейность просто жуткая. Да и ям оказалось немало.

В этот раз вместо гостиницы у нас оказалась забронирована комната в новом многоэтажном доме, с отдельным туалетом, душем, спальней с балконом, но с общей кухней. City Park (улица Красных Мадьяр, 29). Двор оказался закрыт от проезда/прохода, поэтому на территорию удалось попасть лишь после созвона с администратором «гостиницы». Ключ висел просто на двери, поэтому заселение прошло даже без личной встречи. Проживание обошлось в 2625 рублей (из них 263 руб. вернулись кэшбэком). Осмотрев номер, мы решили прогуляться вокруг и заодно поужинать, так как время уже вечернее.

По пути видели парочку небольших ресторанчиков, поэтому, спустившись из номера, прогулялись до одного из них. Заведение называется — «Соседи» (Красных Мадьяр, 14/2). Столик мы выбрали на улице, так как погода позволяла. Ужин прошел великолепно. Прекрасное место, отличное обслуживание и очень вкусная еда за вполне вменяемый ценник (1800 руб. за 3 блюда + литр чая). На самом деле, это место мне прям очень понравилось, с радостью бы вернулся сюда еще раз. Тут однозначно 5 из 5.

После ужина решили немного прогуляться до Историко-мемориального комплекса Иерусалимская гора. Парк красив, чист, внутри и снаружи гуляло довольно много народу.

После прогулки на обратном пути зашли в алкомаркет, купили по бутылочке иркутского пива, которое по возвращении в номер распили на кухне под омуля.

Увы, омуль меня ничем не удивил. На вкус обычная селедка, да простят меня местные жители. И эта рыба точно не стоила отданных за нее 700 руб. Но я не жалею. Когда бы еще попробовал такой диковинки. В Приморье нам приходится есть только краба, креветку, красную икру, мидий, гребешок и горбушу с кетой (и прочую морскую живность), а тут аж целый омуль. Слишком необычная и редкая рыба, вряд ли я теперь ее смогу себе позволить купить во Владивостоке, да и негде.

День, в котором мы больше всего прошлись пешком, наконец-то закончен, и я засыпаю, едва коснувшись подушки.

Итоги дня: Почти 11 часов в дороге, 455 пройденных километров на машине и почти 10 км пешей прогулки.

День 6 (Четверг, 13.07.2023). Иркутск — Листвянка — Аршан

Этот день начался чуть позже, чем предыдущие. Видимо, немного накопилась усталость от путешествий, поэтому встать удалось лишь в 6:45 утра. Утренний душ, сбор вещей, и в 7:30 мы выезжаем. Первым делом решаю заехать на автомойку самообслуживания и наконец-то избавиться от всей накопленной за 5 дней живности на переднем бампере. Выбор пал на мойку «ALLES», что находится на ул. Ширямова, 12/12. Расположена она прямо рядом с аэропортом.

Необычно видеть аэропорт прямо в черте города.

Всю прошедшую ночью в Иркутске периодически шел небольшой дождь. Даже утром, когда мы выехали от дома, погода была пасмурная, что позволило за 200 руб. практически идеально отмыть кузов машины. Автомойке респект, потому что во Владивостоке пена практически на всех мойках самообслуживания куда более ужасного качества. Да и времени мне хватило с огромным запасом (последние 40 или 50 рублей потратил просто на облив машины).

По пути на мойку и далее у меня поменялось мнение о дорогах Иркутска. Если заезд со стороны Улан-Удэ был ужасен, то сам город и дорога в сторону центра, а потом уже Листвянки, меня приятно удивила. Нормальный асфальт, без ям, волн, в городе чисто, аккуратно.

На мойку машины потратил около 15 минут, после чего поехали в сторону Листвянки. К сожалению, погода в этот день слегка испортилась. Прохладно, пасмурно и по приезду на месте нам пришлось впервые за все путешествие влезть в спортивные костюмы. Доехали до места назначения всего за 40 минут, качество дорожного полотна позволяло ехать быстро, да и основной поток транспорта шел навстречу.

Ухудшение дороги началось лишь на подъезде к озеру.

Сама Листвянка оставила неоднозначное впечатление. Возможно, дело в погоде, но все показалось каким-то серым, унылым и, что самое обидное, даже в 9 утра тут все было закрыто. Даже если в справочнике было указано время работы с 9 утра, то по факту нас ждали закрытые двери без каких-то обозначений, либо объявления о том, что все работает лишь с 10-11 часов.

Мы в итоге чуть-чуть погуляли, сделали несколько фотографий и решили вернуться обратно в город и позавтракать уже там. Тем более, в том месте, где мы ночевали и до этого ужина нам на глаза попадалось заведение с завтраками. Изначально была мысль искупаться, но после того как немного замерз даже в спортивном костюме, я отказался от этой идеи.

На обратном пути был очень разочарован заправкой Роснефть, что находится на выезде из поселка Большая Речка. Когда подъехали к заправке, перед нами было 3 автомобиля. Через 5 минут ожидания заправка неожиданно «закрылась», и все, кто были в очереди, были посланы куда подальше, даже без объяснения причин. При этом ни сливов бензовоза ни пересменок в это время не было. Просто закрылись без комментариев.

У меня уже загорелась лампочка (впервые за все дни), поэтому до следующей заправки перед самим Иркутском ехал без резких ускорений на 2200-2500 оборотах мотора. Итого заправился уже практически в городе на заправке Восток Нефть, где залил себе сразу же 50 литров АИ-95 по 52,6 руб. с тем расчетом, что топлива хватит на ближайшие 2 дня точно (ввиду не самых больших ожидаемых пробегов).

Позавтракать вернулись практически туда же, откуда и начинался наш день. По адресу ул. 25 Октября, 20 находится просто замечательное кафе «Тут», где мы взяли два шикарнейших завтрака с вкуснейшим чаем за 1300 руб. На самом деле, в Иркутске нам больше всего запомнилась именно еда. Только ради этого готов вернуться в этот город еще раз)

Круассан с малиновым вареньем был божественным)

После завтрака выдвинулись в обратном направлении из города — пос. Аршан. Из Иркутска выехали относительно быстро, я, если честно, ожидал больших пробок. Что из приятного, поток транспорта в сторону Владивостока оказался меньше, чем в сторону Москвы. Плюс практически все фуры и большегрузы шли пустыми, что на перевалах создавало куда меньше проблем (не приходилось тащиться 30-40 км/ч за каким-то тихоходом).

Примерно в час дня мы доехала до Култука, где свернули от Байкала и поехали в сторону погранперехода Монды. Тут впервые за весь путь попали на закрытый ЖД переезд, где простояли около 8 минут в ожидании проезда двух поездов.

Небольшую промежуточную остановку сделали на оборудованной стоянке минут через 20 после этого, где купили кофе 3 в 1 и небольшие домашние мучные закуски. После перекуса по дороге стали замечать, как сильно начинает меняться природа. Горы, поля и огромное количество животных, которые спокойно ходят через дорогу. В Приморье я от такого вообще отвык, а здесь это норма.

Едем, любуемся видами и лишь к 16:00 доезжаем до места назначения — Шале Синегорье в Аршане.

Навигатор показал ужаснейший маршрут, и я половину дороги в Аршане думал о том, как бы не оторвать что-нибудь по дороге. Место, где мы проведем ближайшие 2 ночи, оказалось очень чудесным. Красивый двор, цветы, уличные столики, беседки, качели, парковка. Номера оказались, конечно, не уровня гостиниц, но все необходимое было на месте: две кровати, стол, стулья, чайник, туалет, душ. На первом этаже была большая просторная кухня с холодильниками и возможностью готовить пищу самостоятельно. Стоимость номера — 2500 руб. в сутки (мы остановились на двое).

Чуть-чуть отдохнули с дороги и решили прогуляться по поселку, найти место для ужина и какой-нибудь магазин для пополнения запасов воды и различных мелочей в дорогу.

Как оказалось, в момент прогулки в поселке вырубили свет, поэтому многие заведения были закрыты. Там, где были дизель-генераторы, собрались приличные очереди, поэтому ожидание ужина затянулись почти на час. Кафе выбрали практически напротив местного вокзала (к сожалению, не запомнил название). Но несмотря на проблемы с электричеством мы отведали очень вкусные местные буузы. На обратном пути после прогулки мы даже зашли сюда снова и взяли несколько штук с собой в шале.

После еды решили прогуляться по территории курортной зоны и, увидев пешую тропу, решили прогуляться в горы).

Увы, из-за позднего времени и малого запаса воды с собой, до вершины так и не добрались, так как полный путь согласно картам занимает 3-4 часа только в одну сторону.

Если бы не позднее время и нашествие комаров, я думаю, мы бы вполне могли добраться выше, а не остановились на 3 обзорной площадке. Немного были разочарованы отсутствием в этом месте водопадов, которые просто пересохли… Попали в несезон, и давно не было дождей в этом месте. Несмотря на то, что не дошли до вершины, мы вполне нагулялись и покормили кедровыми орешками местных белочек.

Кстати, по поводу орехов — по сравнению с приморскими они сильно меньше, по вкусу примерно такие же, но из плюсов — их куда удобнее грызть. Мне понравились) Да и ценник вменяемый, 150 руб. за стакан. Потом пожалел, что взяли их домой слишком мало.

После прогулки вернулись в номер, сделали себе кофе, немного перекусили на улице на веранде и завалились спать.

Итоги дня: Почти 9 часов в дороге, 355 пройденных километров на машине и около 9 км пешей прогулки.

День 7 (Пятница, 14.07.2023). Аршан — с.Жемчуг (Горячие источники) — Нилова Пустынь — Аршан

Утро началось позже обычного. Встали аж в 8 утра и очень вкусно позавтракали в Шале. Фермерский завтрак почти полностью из местных продуктов заказали накануне. Очень вкусная лепешка, яичница, местный чай, свежие овощи, домашний сыр и обжаренный бекон. За 1 такой набор — 300 руб., что в целом совсем не дорого.

Планы на день были следующие: поездка на Горячие источники, прогулка на квадроциклах на вулканы и вечерний сеанс в фитобочке с массажем. Но, к сожалению, прогулка на квадриках не состоялась, так как было очень неудачное время выезда и нам бы пришлось пожертвовать либо горячими источниками, либо массажем. Ни то, ни другое отменять не хотелось. В 9:30 утра выдвинулись на машине в сторону горячих источников. 45 минут времени и 45 км пути, и мы на месте. Увы, движение по дорогам было очень сильно ограничено периодическими ямами и большим количеством животных на проезжей части.

Неожиданный способ крепления столба освещения.

Доехав на место оставили машину на платной парковке за 200 руб. и пошли искать те самые знаменитые источники. Сами источники представляют собой небольшой бассейн, где, по словам администрации и отзывам в сети, можно плавать не более 20 минут. Стоимость 250 руб. за взрослого. На месте есть раздевалка и шкафчик для вещей. Вроде как, таких сеансов должно быть 2 в день и желательно на протяжении недели минимум, но, как это часто и бывает, эффективность метода не доказана наукой и ограничения больше условные.

В целом мы неплохо «погрели» косточки в бассейне, вода странного желтого цвета со странным запахом: благо что не сильным и, на удивление, совсем не пахло сероводородом. Искупались, переоделись и решили прокатиться куда-нибудь к горной речке, так как время было с запасом, ибо поездка на квадроциклах отменилась. Странно, что после бассейна не предусмотрено душа, хотя это особо и не мешало.

На выходе из бассейна на рынке купили немного местного чая и как-то все. Мы почему-то от Бурятии/Забайкалья ожидали большего разнообразия местных продуктов, а по факту и купить-то нечего… Сувениры не особо любим, а все шмотки обычный Китай. Такие и во Владивостоке есть в избытке.

После купания решили прокатиться до поселка Ниловка, о чем, кстати, в итоге не пожалели совсем. Хоть дорога и была в основном грунтовая, но очень живописная.

Весь путь занял у меня 62 км и где-то 1час и 10 минут пути. По пути сделали несколько остановок и фотографий, место оказалось очень красивым: с одной стороны речка, с другой деревья и скалы, а между ними узкая грунтовая дорога.

В поселке решили покушать, так как было время обеда, и немного прогуляться на местный рынок, да и наконец-то помочить ноги в речке. Обед был неплох. Недорого и очень вкусно. Из новых блюд попробовали что-то типа хвороста со сгущенкой и салат из моркови, чем-то напоминающий корейский (хотя последним дальневосточника сложно удивить). После еды прогулялись на рынок, где купили еще немного местного горного чая. Прогулка на речку тоже удалась — я впервые за много лет пробовал пройтись ногами по такой ледяной воде, от которой ступни начинает сводить уже буквально на пятой секунде. В Приморье последний раз на речке был, наверное, в детстве) Обычно только море и море.

Ну, наел слегка пузико, но кто в 35 лет не без греха)

Немного прогулялись, слегка намокли и решили выдвигаться в обратную сторону, так как на 16:00 был запланирован первый сеанс массажа.

Путь обратно занял около 100 км и полтора часа времени. По пути к нашему месту жилья заскочили в пару магазинов, где пополнили запасы воды и взяли немного перекуса к ужину. В итоге на месте были уже к 15:30, где у нас были запланированы два сеанса массажа по паре часов.

Увы, я продолжил ловить живность и после Иркутска.

Первый раз в жизни узнал и увидел, что такое фитобочка: это некая конструкция, которая внешне похожа на обычную деревянную бочку. Внутри установлена лавка, на которой постелена одноразовая большая салфетка и есть подставки под руки, чтобы удобно было сидеть. Также у фитобочки имеются две открывающиеся дверцы: одна сбоку для входа, и верхняя крышка с вырезом для головы. Дополнительно бочка оборудована системой подачи пара, которая и создает эффект бани. Мне штука понравилась, потому что телу очень тепло и горячо, но, так как голова находится на «свежем» воздухе, сидеть в таком конструкции можно куда больше, чем в обычной натопленной бане.

25 минут обработки и паром и следующие полтора часа массажист очень хорошо и старательно размял все мои мышцы и вправил косточки. За это время я прям очень сильно кайфанул. Последний раз на подобный массаж я ходил лет так 10 (если не больше) назад. После меня на массаж сходила супруга, после чего мы чуть-чуть отдохнули, поужинали оставшимися со вчерашнего дня буузами с кофе, сходили в душ и уставшие, но довольные, завалились спать.

Итоги дня: 3,5 часа в дороге, 207 пройденных километров за рулем и около 3 км пеших прогулок.

День 8 (Суббота, 15.07.2023). Аршан — Улан-Удэ

Планы на этот день были следующими: Проснуться пораньше, где-то по пути позавтракать, обязательно искупаться на Байкале, поменять масло/фильтр в Улан-Удэ и, возможно, доехать до погранперехода в Кяхте. Увы, удалось сделать все, кроме последнего пункта.

Из-за вчерашних купаний, фитобочки, массажа очень хорошо высыпаемся и встаем около 7:30 утра. Быстрые сборы, небольшой долив масла в двигатель, и мы отправляемся в дорогу. Позавтракать решили где-нибудь по пути, так как платные завтраки в шале готовят лишь с 9 утра.

Выехали около 8 утра и, на удивление, машин уже было немало по дороге. Перед выездом на основную трассу сразу же заправился на Роснефти — залил 40 литров АИ95 по 52,8 руб.

Позавтракать остановились еще спустя полчаса в заведение под названием Улзы и в 9:20 утра мы там были первыми клиентам. Взяли пюре с котлетой, солянку, пару кружек чая и блинчики со сгущенкой. За все 550 руб. Благо мы успели заказать вовремя, так как буквально через 3 минуты после нашего заказа подъехало несколько машин и автобус, откуда набежала приличная толпа туристов. Завтрак понравился, поэтому, сытые и довольные, едем дальше.

Снова в районе Култука попадаем на перекрытый ЖД переезд. 5 минут ожидания и можно двигаться.

Так как в этот день снова ехали вдоль Байкала, было принято решение наконец-то там искупаться. В качестве места купания был выбран берег около Парк-отеля «Байкал», что в ​пос. Утулик. Дорога туда оказалась вполне нормальной, в целом везде асфальт с небольшим количеством ям, поэтому, доехав до входа на территорию, припарковали автомобиль и до берега прошлись пешком.

Погода была прекрасной, время 11 утра, температура воздуха около 26 градусов тепла, солнышко и отсутствие ветра. Купающихся было не то чтобы мало, их вообще не было, кроме маленьких детей, которые плескались у берега. Зато довольно много катающихся на сапах.

На удивление, вода оказалась не сильно холодной, по ощущениям градусов 18-19. Сама вода чистая, очень прозрачная, а вот дно мне не понравилось, слишком илистое. Очень долго идти до нормальной глубины, поэтому пришлось нырять, когда было по пояс. Поплавал минут 5 и можно вылезать обратно.

Я так и остался единственным купающимся в пределах видимости.

Вышел на берег, чуть-чуть погрелся на солнышке и решили ехать дальше. По пути остановились в Байкальске и купили небольшое ведерко местной клубники за баснословные 900 рублей. Клубника была очень крупной, вкусной, и все равно, на мой взгляд, она не может стоить столько денег.

Первый раз вижу такую большую клубнику.

Следующие 4,5 часа ехали без остановок, по пути снова попалось несколько ремонтируемых участков, где было организовано реверсивное движение по одной полосе. Попали в небольшую пробку в районе поворота на Теплые Озеры, куда до сих пор так и не наладили нормальный проезд. На месте было несколько машин ДПС, которые регулировали движение.

Так необычно видеть деревянный мост.

В этот день мы почему-то решили не обедать, видимо, байкальская клубника снижает аппетит, поэтому на поздний полдник и он же ранний ужин у нас был в кафе Багульник, что практически перед самим Улан-Удэ. Место мне посоветовали ребята из сервиса, в котором мне за 3 дня до этого меняли прокладку глушителя. Кафе, действительно, было прекрасным: очень вкусная еда, доступный ценник и удобное местоположение. Плотно поесть нам обошлось в 720 руб. Этому месту я с удовольствием ставлю 5 из 5.

Есть мы закончили в 17:00, поэтому было понятно, что ни в какую Кяхту мы уже не успеем, поэтому сразу же бронирую место ночлега в Улан-Удэ и смотрю по пути какой-нибудь крупный сервис по замене масла.

Доезжаю до СТО Масленка, что находится по ул. Кабанская, 54В, где несмотря на выходной день было место в очереди на замену. Там же покупаю масло (Eneos 10w40, полусинтетика + фильтр). Цена 8 литров масла (2 канистры по 4л) + фильтр + работа составили 7300р. В двигатель влезает около 5,5 литров, поэтому оставшееся масло взял на долив. Полчаса ожиданий, около 15 минут работы и машина готова к поездке в Монголию. На момент замены масла накатанный пробег составил чуть менее 6300 км.

В этот раз для ночевки выбрали отель «Шумак» ​(улица Революции 1905 года, 32), который находится ближе к центру города. Номер оказался маленьким (14 м2), но очень уютным. Стоил 2490 р. Так как в первый наш приезд в Улан-Удэ мы так и не смогли погулять, поэтому в этот день упускать такую возможность не стали.

Сразу же поехали на городскую видовую, от которой я остался просто в восторге.

После видовой прокатились на местный Арбат, где около полутора часов просто прогуливались небыстрым шагом.

Еще была мысль после прогулки заскочить в магазин, но уж очень устали, поэтому, вдоволь нагулявшись, решили вернуться в гостиницу, где приняли душ и завалились спать.

Итоги дня: 12 часа в дороге, 480 пройденных километров за рулем и около 6 км пеших прогулок.

День 9 (Воскресенье, 16.07.2023). Улан-Удэ — Кяхта — Улан-Батор

Планы на этот день были доехать до Хархорина, минуя Улан-Батор. Но из-за того, что решили заночевать в Улан-Удэ и не доехали до Кяхты, планы изменились. Решили ехать сразу в столицу, хотя изначально мы планировали монгольское турне ею закончить.

Как говорилось в известной рекламе: Утро начинается не с кофе… Встав в 6:30 утра и собравшись, для начала заехали в круглосуточный супермаркет и максимально закупились водой и продуктами, которые могли бы пригодиться в дороге.

А вот дальше начались сюрпризы: мы так и не смогли оформить заказ завтрака в Coffee Machine, так как у них, оказывается, до 9 утра готовят только кофе… Первый раз с таким столкнулись. Даже на заправках с 7 утра готовят еду. Сразу же поставил отзыв с 1 единицей, ибо нефиг. В итоге нашли Subway в районе местного Арбата и решили съездить за завтраком туда. В целом, я кучу лет не посещал это заведение и лучше бы не начинал снова. Кассир так и не смог нормально рассказать о сэндвичах, ничего не мог посоветовать и уж очень долго готовил… В итоге решили ограничиться 1 большим сэндвичем на двоих и 2 кофе, которые и так готовили почти 20 минут (мы были одни в очереди).

Завтрак решили забрать с собой. Сразу же на выезде из города заправил 50 литров АИ-95 по 52,3 руб. и после заправки решили наконец-то покушать. Но, увы, сэндвич оказался конечно безумно вкусным, а вот целый стакан кофе (400 мл) с помощью нежного локотка моей супруги был целиком вылит мне на шорты и водительскую сидушку((( Целых 15 минут пришлось потратить на удаление лишней влаги из автомобиля с помощью салфеток и полотенец. Хорошо, что ничего себе не обжег. Там же на заправке и переоделся сразу, ибо ехать с желтыми пятнами на штанах, да и еще в таком виде пересекать границу — ну так себе идея.

И если изначально мы думали уехать из города в 7:30-8:00 утра, то из-за проблем с поиском места для завтрака и инцидентом с кофе мы покинули город лишь после 9:00.

220 км от Улан-Удэ до Кяхты ехал 3 часа. До Гусиноозерска движение было очень плотным, с минимальными возможностями для обгона. А вот дальше поток сильно ослаб и навстречу при этом стали попадаться авто с монгольскими номерами.

Перед Кяхтой за мостом через Селенгу ожидал просто ужаснейший участок дороги, наверное, самый худший по качеству на всем пути, если не брать в расчет ремонтируемые участки. Волны, ямы, заплатка на заплатке и максимально возможная скорость движения 50-70 км/ч.

На КПП перед городом нас остановил патруль, спросили, куда едем, проверили загранпаспорта (права и сорку даже не спросили) и пожелали счастливого пути. Сразу за КПП остановились у вывески с Кяхтой для нескольких снимков. Даже не верится, что я впервые в жизни покину страну на собственном автомобиле.

В 12 часов я подъехал к заправке Роснефть у границы и заправил бак автомобиля до полного — вышло 31 АИ-95 по 52,6 руб. Там же рядом с АЗС быстро заехал в большой супермаркет, где был банкомат Сбербанка и сняли дополнительные наличные деньги для обмена на границе на тугрики, так как российские карты в Монголии не работают.

Границу проходили долго — почти 2,5 часа. На российской стороне проверили документы, уточнили, куда и на сколько едем. Почему-то на паспортном контроле я слегка переволновался и рассказывал таможеннику, что едем не в Улан-Батор, а в Нур-Султан (причем тут Казахстан, вообще не понятно). За что меня жена потом троллила еще пару месяцев) На монгольской границе очень долго провозился с бумажками, так как нифига не было понятно, что заполнять и что вообще делать. Огромное спасибо другим путешественникам, которые подсказали, что и как.

Для пересечения монгольской границы достаточно действующих загранпаспортов. Виза не требуется. На машину нужна только сорка (если собственник) либо нотариальная доверенность с правом покинуть страну, если машина чужая. Мне хватило первого документа. После пересечения границы оформил местный аналог страховки ОСАГО за 2200 руб., без этого не открывали шлагбаум, и обменяли валюту по курсу 1 к 38. Т.е. за 1000 руб. получили 38000 тугриков.

Огромной проблемой оказалось найти туалет. На границе он не работал, а в Алтанбулаге их такое чувство, что не было вообще. Подъезжали к нескольким кафе и магазинам и все как один говорили — хотите в туалет, зайдите за угол… К сожалению, позывы желудка с кишечником оказались очень настойчивыми, поэтому совет был воспринят буквально. Надеюсь, хозяин забора не в обиде…

После поиска туалета вернулись к границе, чтобы приобрести местную симкарту. Взяли карту от оператора Mobicom. 15 гб интернета с бесплатной раздачей обошлись в 750 руб., и, как мне сказали позже, я переплатил раза так в 2. Симкарта приобреталась по загранпаспорту. Забегая чуть вперед, сообщу, что карта оказалась нормальной, ловила практически везде и по окончании поездки там еще осталось чуть менее 10 гб трафика.

Симка куплена, деньги разменяны, и мы наконец-то выдвигаемся в путь.

Первые впечатления: Монголия другая. Чем-то похожа дорогу к Аршану, но все равно другая. Огромные поля, низкая трава, куча животных и очень малое количество деревьев. Причем, если рядом с границей деревья еще встречались часто, то чем ближе к столице тем поля больше, а деревьев меньше…

Первые километры очень напрягало ограничение скорости между городами 80 км/ч, а как в России тут нет нештрафуемых +20 км/ч. А я как законопослушный человек очень старался это правило не нарушать. Второе впечатление о Монголии: тут очень жесткие лежачие полицейские, преодолевать их можно лишь на скорости 10-20 км/ч максимум. Причем знаки, к сожалению, есть не везде. Уж очень они любят их ставить прямо на самом препятствии, а не за несколько метров до него, как это принято у нас.

Также в Монголии между крупными населенными пунктами стоят специальные пункты пропуска, в которых берут плату за проезд по дорогам. Стоимость небольшая — 1000 тугриков (26,5 руб. на июль 2023 г). Деньги берут официально, с выдачей чеков, и они идут на обслуживание и ремонт дорог.

Нам немного не повезло, что мы решили ехать в воскресенье, да и еще в последний выходной день после национального праздника Наадам, поэтому поток машин, двигающихся в Улан-Батор был огромным. Меня постоянно обгоняли местные, так как почти все ехали 90-95, а я «плелся» свои 79-80 и что-то очково было нарушать, особенно на фоне историй из сети, когда за лишние 3-5 км/ч забирали права и, пока не оплатишь в банке, их никто не возвращал. Кстати, интересный и неожиданный для меня факт: кроме как на границе мне в этот день не встретился ни один автомобиль с российскими номерами. Только одни местные.

Первую полноценную остановку удалось сделать лишь на выезде из Дархана, вдоль дороги остановились у магазина и купили местной колбасы, хлеба и сока для перекуса.

Время близилось к вечеру, и по дороге мы увидели просто офигенную радугу, которая была перед нами около полутора часов, наверное, прям до самой столицы.

В город въезжали, когда уже начало темнеть, в очень плотном трафике. В Улан-Баторе есть одна длинная улица, которая проходит через весь город с кучей светофоров. Сразу же поймал себя на мысли, что еду во Владивостоке, так как вокруг одни приусы, а вот манера движения ужасная: подрезания, ускорения и никакого взаимоуважения на дороге. Чем-то напомнило дороги в Китае, где примерно такая же суета.

Перед въездом в город на Букинге нашли жилье, причем вариантов было довольно много, но мы ничего не стали бронировать по советам бывалых, а просто приехали на месте. Выбрали отель Land Hotel.

Не успели мы припарковаться, как из отеля тут же вышел русскоговорящий сотрудник, у которого мы уточнили наличие мест: они действительно были.

Ценник на Букинге за полулюкс был указан в 120000 тугриков (примерно 3150 руб. по курсу 38), а на месте нам этот же номер был отдан за 95000 т. (ровно 2500 руб.). Отель, конечно, не выглядел на 3 звезды (в лучшем случае 2), но номер был чистый, комфортный и нешумный. До отеля мы добрались уже в 21:30, поэтому сил хватило лишь на вечерний душ, быстрый перекус и сон. Наконец-то этот долгий и нервный день закончен.

Итоги дня: 14 часа в дороге и 580 пройденных километров за рулем.

День 10 (Понедельник, 17.07.2023). Улан-Батор

Утром проснулись максимально поздно — около 8:30 утра. Пока это был самый поздний подъем в поездке. В стоимость номера был включен завтрак, поэтому перед ним я сразу же продлил номер до следующего утра (за те же 95000 тугриков). Весь день был посвящен магазинам, до которых мы добирались либо пешком, либо на такси. Стоимость проезда на такси 1500 тугриков (около 40 руб.) за 1 км пути. В среднем все наши поездки стоили 4500-6000 тугриков, или 120-160 руб.

Особо день описывать не буду, так как машина как была припаркована с вечера, так и простояла все это время. Целый день ходили, гуляли, супруга тратила деньги на прикольные кашемировые вещи. Самое странное, что китайские и корейские шмотки стоили в среднем дороже, чем местные кашемировые. Я тоже «прибарахлился» знатно и в поездке купил целых 0 (ноль) местных вещей. Этот день был целиком и полностью посвящен любимой жене.

Средняя стоимость кашемировой кофты на фото плюс/минус 200000 тугриков (5300 рублей). Что примерно в 2-3 раза дешевле, чем в России.

Впечатление о столице: Крупный и современный город, дикие пробки, сумасшедшее движение, очень странные автобусники (перестраиваются, вообще не смотря по сторонам), максимально приветливые люди. Русский язык никто не знает, английский встречается, но все равно говорит на нем лишь молодежь. За целый день лишь двое человек нам встретилось со знанием русского языка, и это были таксисты. Вокруг много всего корейского — стиль, рестораны, вывески и, видимо, в Монголии эту страну очень любят. Довольно необычно были одеты местные девушки и женщины, какая-то смесь корейско-японской культуры (как по мне). Ну и в середине июля было безумно жарко, нормально передвигаться можно было только по ТЦ или от магазина к магазину.

Слегка удивили светофоры и организация дорожного движения на перекрестках. Впервые увидел такое больше количество поворотов направо до основного светофора + доп светофоры для этих поворотов. Причем лишь в последний день понял, что эти доп светофоры позволяют пересекать перекресток на зеленый цвет по диагонали. Жаль, не сделал фото.

Что-то среднее между обедом и ужином в 15:00 у нас было на последнем этаже в одном из ТЦ, где мы купили офигенную пиццу с монгольским чаем. Пицца стоила 38000 тугриков (1000 руб.), но нам ее за глаза хватило объесться. До сих пор не знаю, почему мы не выбрали что-нибудь из монгольской еды…

Увы, в городе мы сделали очень мало фото, как-то не до этого было. К вечеру стало понятно, что мы немного не подрасчитали с финансами и нам их может не хватить, поэтому было принято решение прогуляться до улицы обменников Найман Шарга и разменять оставшиеся рубли там.

Там нас очень хотели кинуть на деньги. Вместо 1 млн. тугриков сунули пачку крупными 900 тыс. и еще 10 тыс. мелкими. При этом постоянно говорили под руку и мешали считать. Поэтому важный совет: Обменивайте деньги не на улице, а в обменниках. Там такого практически никогда не бывает.

Часть денег мы поменяли по курсу 1 к 38,2 руб., а часть денег были на карте, поэтому безналом курс составил 37,5 руб. Тут и далее все цены буду брать из расчета среднего курса в 38 руб., так как большая часть денег было обменена именно по нему.

Местная наскальная живопись во дворах.

Кто такой Бариа и почему он Засал, я не знаю.

У гостиницы мы нашли парочку продуктовых магазинов, где приобрели домой и на подарки различного монгольского чая и монгольской водки. А на выходе из магазина я наконец-то встретил первый и единственный Чайзер за все наше время в этой стране. Даже подошел к водителю и выразил респект за машину!)

День в этот раз у нас закончился довольно рано, около 20:00. В номере немного перекусили и завалились спать. Нам требовался хороший отдых перед дальнейшей дорогой.

Итоги дня: 0 час за рулем, 20 км на такси и около 8 километров пешком.

День 11 (Вторник, 18.07.2023). Улан-Батор — Элсен Тасархай — Хархорин — о. Тэрхийн-Цагаан-Нуур.

Пробуждение в этот день снова было очень ранним. Проснулись чуть позже 6 утра, умылись, оделись, в 6:40 сдали номер, к сожалению, отказались от завтрака, так как он был с 9:00, а проехать за сутки предстояло очень много. План на день был прост — едем максимум, куда едется, на месте разберемся. У отеля впервые за 2 дня увидели сразу два автомобиля с российскими номерами. При этом за предыдущий день мы не видели ни русских людей, ни автомобилей на российских номерах. Из города выбирались около 40 минут. Несмотря на очень раннее время, машин уже было довольно много. Единственная дорога из города состоит из кучи светофоров и довольно плотного движения (хоть и куда меньшего, чем было в предыдущие пару дней).

Первую остановку сделал через пару часов после выезда и впервые заправился в Монголии. Увы, цены на топливо довольно высокие. 95 бензин на российские деньги выходил около 100 руб. за литр, поэтому было принято решение заправлять машину АИ-92. Подруливаю на заправку, вставляю пистолет, и начинает литься топливо. Был удивлен, что топливо пошло сразу без оплаты. Первый раз с таким столкнулся, ибо на ДВ такого типа заправок нет (ну или мне никогда не попадались). Пришлось вручную заливать топливо примерно на 75000 тугриков. Вышло 30 литров по 2500 т. или примерно 65,8 руб. за литр. По окончании заправки вышел оператор с терминалом, но так как российские карты в стране не работают, за заправку платил наличкой. Кстати, лишь на обратном пути узнал, что вместо ручного рукоблудства с пистолетом можно перед заправкой на терминале рядом с колонкой набрать нужное кол-во литров или сумму, на которую хочешь заправиться. Это прям сильно упрощает весь процесс.

Через полчаса после заправки решили остановиться и наконец-то позавтракать. Просто вдоль дороги увидели юрту, рядом с которой была вывеска Хуушууp. Это такие небольшие блюда из теста, чем-то напоминающие чебуреки. Припарковались, зашли, на пальцах объяснили, что нам требуется покушать (язык жестов самый универсальный в мире). За 2 довольно больших хуушууpа и чай отдали 6000 тугриков (около 160 руб.). Было вкусно, очень необычно, так как впервые оказались внутри юрты.

Подобная картина с бегающими животными через дорогу была практически каждые 10-15 минут.

Слегка перекусив, двинулись в дальнейший путь. Третьей крупной остановкой стал заезд в супермаркет вдоль дороги (впервые такой увидели за 3 дня). Место с огромной асфальтированной парковкой, есть нормальный бесплатный туалет, кафе, магазин, гостиница и куча проезжающих туристов. Купили себе пару стаканов кофе. Латте 0,3 л обошелся в 9000 тугриков (около 240 руб.) за стакан. Зашли в магазин, где пополнили запас воды, взяли немного местных газированных напитков с соком и большой пакет местной выпечки — борцог, чем-то похожей на российский хворост.

Выпили кофе, немного перекусили и двинулись дальше. А вот следующая остановка была буквально через 10 минут, так как наконец-то увидели первую обязательную точку нашего путешествия — пустыню Элсен Тасархай. Машину бросили на парковке у дороги и до песчаных дюн прошлись пешком. Вокруг очень много туристов, а также большое скопление лошадей и верблюдов.

Я впервые увидел что-то похожее на пустыню, ибо в Приморье столько песка можно увидеть лишь на морских пляжах. Даже пару раз была мысль, что где-то в далеко должен же быть какой-то водоем) Но увы, вокруг лишь один песок.

На всю прогулку ушло около часу времени, так как пески были очень близко с основной трассой. Около 12:30 дня, нагулявшись и вдоволь нафотографировавшись, мы выдвинулись в дальнейший путь.

Следующий пунктом назначения был г. Хархорин, а именно буддийский монастырь-музей Эрдэнэ Зуу. До него ехали около 80 км и полтора часа времени. Что могу сказать, место шикарное. Вход в сам монастырь полностью бесплатный, а вот посещение музея на территории стоило денег. 20000 тугриков (526 рублей) за 1 билет.

Я очень и очень редко в целом хожу по музеям, так как не очень люблю это дело, но тут мне понравилось. Очень много монгольских нарядов, оружия и, что лично для меня удивительно, целые полотна с изображением людей и мистических животных в различных позах из камасутры. Причем все эти картины выложены в открытом виде, и там спокойно ходят дети. До посещения музея я даже не знал, что монголы настолько религиозны, так как почти каждый, кто там находился, периодически совершал различные поклонения. На территории не приветствуется использование телефонов и фотоаппаратов, поэтому снимков получилось не так много.

После музея прогулялись немного около монастыря, где на большой площадке было огромное скопление магазинчиков с сувенирами. Очень хотелось купить один из сувениров, но супруга меня отговорила. Слишком много кому можно было такое подарить, и мы так и не смогли выбрать самого достойного)

В итоге особо ничего не купили, ограничились лишь шляпой для супруги и прикольным кулончиком ей же. Изначально планировали переночевать в этом месте, но время было лишь 15:30, поэтому было принято решение ехать до озера Тэрхийн-Цагаан-Нуур.

За Хархорином было замечены первые признаки ухудшения качества дорожного полотна: периодические ямы, грунтовые перевалы, но при этом и снижение кол-ва транспорта. Ремонты дорог в Монголии это нечто. Особенно я бы выделил дорогу за населенным пунктом Цэцэрлэг. Сразу же на выезде начинается перевал без асфальта, и в конце его ожидал просто ужаснейший участок, где мне приходилось ехать с безумным креном на правый бок аккуратно между ям. Причем справа был небольшой обрыв и случись что, машина бы целой из путешествия не вернулась. До сих пор не знаю, как я там ничего не зацепил и не оторвал.

Где-то в этот момент стал периодически накрапывать небольшой дождь, но около 7 вечера на одном из перевалов мы попали в настоящий катаклизм — ливень и град со снегом.

Еще в обед машина в районе пустыни показывала температуру за бортом 30-34 градуса, то теперь она резко опустилась до 7-8. Мне пришлось сбросить скорость с 80 км/ч примерно до 40-50 км/ч и исключить любые обгоны. В такой сильный ливень еще и град, совершенно не видно ям на дорогах. А помня опыт стукнутого диска в Приморье, я очень опасался таких участков. Благо, что непогода продлилась всего лишь минут 20, дальше мы поехали уже нормально.

Перед Тариатом есть лавовый каньон Чулуутын-гол (на нем остановились уже на обратном пути). Где-то за несколько километров до каньона шел ремонт дороги и организован классический объезд в чисто монгольском стиле — его полное отсутствие) Тут я впервые увидел около 15 различных вариантов проезда. Можно выбирать на любой вкус, цвет и направление. Пару раз даже ошибся с выбором дорог, так как не рискнул проехать эти ямы, поэтому приходилось немного возвращаться и ехать другим маршрутом.

Уже вечерело, поэтому в Тариате сделали остановку на заправке. В этот раз залил почти 31 литр топлива на 80000 тугриков (по 2590 т. или чуть более 68 руб. за литр). Заночевать решили в районе озера Тэрхийн-Цагаан-Нуур. Изначально хотели выбрать место поближе к горам, а не к воде, но буквально перед юртами был приличный ров, который мой Чайник не смог преодолеть, поэтому развернулись и поехали в другом направлении. Спустились ближе к водоему, где с помощью жестов и гугл переводчика договорились об аренде юрты на ночь за 120000 тугриков (3160 руб.).

Запарковали автомобиль, взяли с собой вещи и пошли заселяться. Юрта выглядела максимально просто: 4 кровати, посередине печка-буржуйка и стол с 4 стульями.

Обрадовались, что в юрту был проведен свет, была единственная розетка и вполне нормально ловил интернет. Из минусов — полное отсутствие рабочих кафе/закусочных и прочего рядом. Все уже было закрыто, к сожалению. Поэтому перекусили остатками выпечки из супермаркета, галетами из Улан-Удэ, допили остатки сока из магазина и завалились спать. Наконец-то этот очень полный впечатлений день закончен.

Итоги дня: Почти 15 часов в дороге, 660 пройденных километров за рулем и около 2 км пеших прогулок.

День 12 (Среда, 19.07.2023). о.Тэрхийн-Цагаан-Нуур — Улястай

День, к сожалению, начался очень рано. Около половины 6 утра я проснулся от холода, ибо печка-буржуйка среди ночи погасла и все тепло покинуло юрту. Тут, наверное, моя ошибка, нужно было ставить будильник через каждые 2 часа и подкидывать 2-3 полена, чтобы максимально сохранить тепло. В Монголии очень большая разница между температурой днем и ночью, так что утром градусник в машине показывал аж 6 градусов.

Жена вообще не выспалась, так как всю ночь слушала чавканье и мычание животных, которые в темное время суток загнали для ночевки на территорию базы. Спать дальше уже было сложно, разжигать печку было лень, поэтому было принято решение вставать, умываться и двигаться дальше. Позавтракать решили где-нибудь по пути.

Собираем вещи, кидаем в машину и где-то в 7:15 выдвигаемся. Обожаю ездить рано утром — погода прекрасная, машин минимум, виды шикарнейшие.

На завтрак остановились в населенном пункте Их-Ула. За 10000 тугриков скушали 4 Хуушууpа и 2 кофе 3 в 1, для которых с трудом выпросили кипяток) В Монголии признают только чай, с кофе прям проблемы, а мы с супругой уже не можем без него.

После завтрака время было уже десятый час, поэтому машин на дороге стало больше. Хотя все равно их было сильно меньше, чем в районе столицы. Дороги на этом участке значительно лучше, чем ранее. Ям практически нет, асфальт в неплохом состоянии. По пути попалось один большой перевал с грунтовкой, который я ехал минут 20, наверное, со скоростью 20-30 км/ч, так как в Монголии грейдеров, видимо, не существует как явления.

Вообще, по изначальному плану, в этот день мы должны были через Яруу добраться до озера Улаагчийн Хар Нуур. Но, к сожалению, после обеда начался дождь, и после съезда с асфальтовой трассы дождь усилился, дорога оказался довольно паршивой (ямы, кочки, камни), поэтому, проехав около часу и преодолев лишь 5 или 6 км, было принято непростое решение разворачиваться… Мобильной связи между горами не было совсем и, если бы мы застряли, я хз что бы делали. Подозреваю, если бы не усталость, недосып, дико начавшая болеть голова и сильный дождь, я бы все же решился ехать дальше. Но, увы, мы решили ехать обратно.

Жалко ли мне?
Да, очень.

Жалею ли я, что так поступил?
Точно нет.

Судя по навигатору, до Яруу по такой грунтовке ехать еще около 30 км. Плюс еще до озера чуть более 100 км по похожей «трассе» (но ее качество вроде как значительно лучше). Развернувшись, мы еще около 50 минут возвращались на трассу. Возвращаться обратно на озера не видели смысла, поэтому было принято решение доехать до следующего крупного города — Улястай. Перед данным городом в очередной раз заправил автомобиль — 40 литров по 2 890 тугриков или 76 руб. Это была самая дорогая заправка за всю поездку.

По Гугл картам нашли в городе несколько гостиниц и поехали в первую из них. Подъехали к ней — поняли, что выглядит как-то не очень, так как была расположена в торце 5-этажного дома и решили попробовать съездить в другую, классом повыше.

Это была наша ошибка. Гостиница была шикарной, но самый дешевый номер в ней стоил 320 000 тугриков за ночь (где-то 8 400 руб.), и моя жаба этому воспротивилась. Вернулись к прошлому варианту, где снова с помощью гугл переводчика попросили показать люксовый номер за 150000 тугриков (3950 руб.). Номер оказался прекрасным — отдельная спальня с широченной двуспальной кроватью и очень комфортным матрасом, общая комната-прихожая с большим кожаным диваном и удобным столиком, холодильник, чайник и нормальная ванная с душем.

Так как время было еще относительно ранним, было принято решение съездить пообедать и заскочить в какой-нибудь магазин. Немного прокатились по городу и просто наугад был выбран ресторан — название, как позже оказалось он был с корейской кухней. Хотя, если быть до конца честным, выбрал я его из-за свободного парковочного места.

Ресторан удивил сразу. У них нет меню в классическом виде. На каждом столе стояла подставка с qr-кодом, отсканировав который, открываешь меню на мобильном телефоне. С картинками, ценами, описанием и т.д. Выбрали 3 интересующих нас блюда и через это же приложение оформили заказ. Кстати, чай в заведении подали бесплатно. И, судя по всему, это местная особенность, чай практически везде подают без оплаты.

Очень сильно были впечатлены размерами порций. Вместо порции супа принесли чуть не кастрюлю, половник и две чаши, куда этот суп можно наливать. А количество закусок вообще безумное.

Все, что на фото выше, обошлось нам в 76000 тугриков (2000 руб.) + 2 000 тугриков (53 руб.) за 2 больших контейнера для еды с собой.

Ресторан мы в итоге покинули, хорошо так набив брюхо, и отказались даже ехать в магазин, так как уже ничего не хотелось. В гостиницу вернулись около 6 вечера, сходили в душ и завалились спать. Ближе к 9 проснулись, сделали кофе, немного перекусили и снова на боковую.

Увы, в этот день мы так и не доехали до намеченной точки, но зато очень вкусно поели и наконец-то выспались.

Итоги дня: 8 часов в дороге и 380 пройденных километров за рулем.

День 13 (Четверг, 20.07.2023). Улястай — о. Тэрхийн-Цагаан-Нуур — вул. Хорго — к. Чулуутын-гол — Цэцэрлэг — Цэнхэр

По традиции, день начался очень рано — подъем в 6 утра, душ, завтрак остатками вчерашнего обеда, пару кружек растворимого кофе, привезенного из дома, и выезд.

Этот день мы должны были целиком провести в районе озера Улаагчийн Хар Нуур, до которого, к сожалению, так и не добрались. Обсудив эту ситуацию с женой, приняли совместное решение не рисковать, все же у нас не совсем подходящий автомобиль для таких поездок. Так как у нас осталось еще несколько неосмотренных мест по пути, решили потихоньку выдвигаться обратно, в сторону границы и дома.

Обязательная проверка уровня масла и небольшой его долив, сбор вещей, и в 7:30 мы покидаем гостиницу. Снова отказались от завтрака, так как он был только в 9 утра, а за это время можно пройти довольно большой путь.

Где-то с этого момента я решил начать ехать чуть быстрее, чем это разрешено правилами. Старался держать скорость 90-95 км/ч, ибо машин было минимум, дорого хорошая.

Через 3 часа пути сделали первую большую остановку в районе населенного пункта Их-Ула, где заказали пару стаканов свежезаваренного кофе. Цена за 0,3 латте стандартная — 9000 тугриков (240 руб). Почему-то ценник за кофе на всем пути у нас был одинаков. Где-то в этом месте до меня только дошло, почему в Монголии у многих заведений на вывесках пишут про 300г. Речь не про количество какой-то жидкости, а просто ЗооГ по-монгольски это Еда.

Цены на топливо в Монголии. ДТ 3780 т = почти 100 руб. (по курсу 1 к 38).

Дорога на перевале. Ехать быстрее 20-30 км/ч просто невозможно.

Где-то после обеда вернулись в район озера Тэрхийн-Цагаан-Нуур, свернули с дороги и поехали в сторону красивых камней, которые оказались скоплением стервятников.

Заехали повыше, вышли, погуляли, снова наделали кучу фотографий и поехали уже в Тариат, где я снова заправился на 80000 тугриков (31 л по 2590 т или 68 руб. за литр). За Тариатом нас ожидала просто ужасного качества грунтовка. Дорога до вулкана Хорго вдоль населенного пункта ремонтировалась, и по монгольской традиции никаких знаков объезда не было видно вообще, поэтому дальнейший путь пришлось выбирать наугад. Через какие-то дворы и парочку возвратов наконец-то выбрались на маршрут по навигатору. И все 6 км я ехал просто с ужасно медленной скоростью. Весь путь у меня занял около 50 минут.

Запарковались на парковке, по пути купили пару рожков монгольского мороженого по 2000 т (53 руб.) за порцию и двинулись в путь на вершину вулкана. Весь процесс восхождения у нас занял около 30 минут. Сам вулкан мне не очень понравился, но было прикольно. Очень не хватало квадрокоптера, кадры с него получились бы куда красивее.

От вулкана я ожидал чуть больше, чем большая воронка с зеленой лужей по центру.

Спустившись вниз, решили доехать до обратной стороны озера Тэрхийн-Цагаан-Нуур, а именно до берега лавовых пирамидок. На середине маршрута были так же расположены 2 пещеры, в которые мы решили заскочить уже на обратном пути. 8 км от подножья вулкана до берега озера по такой же ужасной грунтовке ехали еще 50 минут. Дорога в паре мест было довольно опасной, я раза 3 ехал с очень хорошим креном.

При парковке на берегу получил респект от монгола, который был очень впечатлен, увидев Чайзер в обвесах на российских номера в такой глуши. Сам берег лично мне очень понравился. Было довольно много купающихся местных, особенно детей, да и сами пирамидки выглядели великолепно.

Вся прогулка заняла около 20 минут, но они того стоили. Даже несмотря на такую ужасную дорогу. Как по мне, это было одно из самых красивых и необычных мест в нашем маршруте.

На обратном пути тормознули перед пещерами. Сразу же решили перекусить остатками мяса со вчерашнего обеда. Изотермическая сумка с аккумуляторами холода — супер-изобретение в такую жару. Вкусно перекусили и, сытые и довольные, пошли на пешую прогулку.

А вот пещеры, в отличие от еды, нам не очень понравились. Какие-то мелкие и спуститься можно было лишь к одной из них.

Нагулявшись, двинулись в обратный путь.

Дорога от пещер до асфальта заняла чуть более часа времени. Ну, и конечной точкой на сегодня должен был стать каньон реки Чулуутын-гол, до которого от Тариата было ехать около 30 км и чуть менее 30 минут времени.

На выезде за каньоном увидели первое ДТП в Монголии — на маленьком мосту перед ямами столкнулись сразу 3 автомобиля. Судя по всему, обошлось без жертв и травм, пострадали только сами машины.

После посещения каньона мы сделали огромную ошибку и почему-то не стали искать место для ночлега, а решили доехать до ближайшего крупного города, которым оказался Цэцэрлэг. В город мы заехали уже после 10 вечера, когда окончательно стемнело. И тут столкнулись с огромной проблемой — ни в одной гостинице не оказалось мест. Прям вообще по нулям.

В Букинге 0 предложений, в 6 или 7 гостиниц мест так же не оказалось (даже в 4-звездочной с номерами по 8-14 тыс. рублей). Лишь в одной гостинице был свободной номер, но он так ужасно выглядел и дико вонял мочой, что мы отказались.

Изначально решили ехать до следующего города — Хархорина, но навигатор повел меня по ужаснейшей грунтовой дороге из города, где я думал, что оставлю все бампера и пороги, после чего на выезде из города я столкнулся просто с диким количеством машин навстречу. Такое чувство, что все монголы ночью передвигаются куда активнее, чем днем.

И самое удивительно для меня — все ездят с максимумом света. Мне кажется, если монгольским водителям разрешат устанавливать фары от поезда, они воткнут их штук 10 и будут светить всегда и везде. Лучше бы днем свет так включали.

Только в этот момент я понял, чем еще сильно отличаются монгольские дороги от российских в худшую сторону — у них практически нигде нет светоотражающей сплошной полосы вдоль обочины. А она очень сильно помогает ориентироваться на дороге, когда тебя слепит встречка.

Около 23:30, устав от дороги, количества встречных машин и опасаясь возможных животных на дорогах (а днем их очень и очень много), мы решили остановиться в каком-нибудь месте у дороги и переночевать просто в машине. Доехали до Цэнхэра, откинули передние сиденья и завалились спать.

Итоги дня: 15 часов в дороге, 600 пройденных километров за рулем и около 7 км пеших прогулок с учетом подъема к вулкану.

День 14 (Пятница, 21.07.2023). Цэнхэр — Дархан

Этот день для меня начался очень рано, так как проснулся около 5 утра вместе с рассветом из-за того, что немного замерз. На ночь слегка приоткрыл окна, а на улице в этот момент было около 8 градусов. Пришлось заводить машину и включать печку. Попытался уснуть, не вышло. В итоге так же проснулась жена, и мы решили не валяться зря, а ехать дальше. Цель на сегодня было доехать до Дархана (который находится совсем рядом с границей), переночевать там и утром покинуть Монголию. В том случае, если бы были проблемы с гостиницей, всегда можно было доехать до Кяхты.

В 6:00 мы двинулись в путь. Снова столкнулись с проблемой завтрака — все запасы мы уже подъели, а ничего вокруг еще не работает. Минут через 30 после выезда решил проверить давление шин, как-то машина странно ехала. Не зря же я купил новый компрессор) Оказался прав — колеса были явно перекачены, манометр показывал от 2,9 до 3,2. Сделал везде 2,6, что для 45 профиля даже многовато, но для таких дорог в самый раз, диски целее будут.

Первая попытка позавтракать была в Хархорине в районе музея Эрдэнэ Зуу. Но в 7:30 утра там еще ничего не работало, поэтому мы припарковались на большой асфальтированной парковке, немного размялись и, наконец-то, умылись и почистили зубы.

Позавтракать удалось уже в песках Элсен Тасархай. Изначально хотели прогуляться по ним еще раз и сделать дополнительные фотографии, но купленные в этот раз Хуушууp оказались просто отвратительными. Сильно жирные, с жилами… Да и предложенный чай с молоком (якобы бесплатно) был на вкус ну прям так себе. Да и еще за 4 штуки отдали целых 10000 тугриков (примерно 263 руб.), что очень дорого, как по мне. Так, нормально не поев и в расстроенных чувствах, решили ехать дальше. Уже не до песков было…

Почему-то совсем из головы вылетело, что буквально в 10 минутах от пустыни есть прекрасная парковка с кафе, магазином и туалетом, где можно было нормально поесть. В итоге остановились в том числе и там, где пополнили запас питьевой воды и взяли пару стаканов свежезаваренного кофе. Находясь дома, даже не думал, что мы настолько кофеинозависимы с супругой)

Вокруг степь, стоит бензовоз и вроде бы рабочие детские машинки, катающиеся по кругу, выглядело крипово)

Следующие часы мы были больше сосредоточены на дороге и обмене впечатлений от увиденного. Перед Улан-Батором заехали на АЗС, где заправились в последний раз на территории Монголии — залил 40 литров по 2500 руб. (65,8 руб. за литр) с тем расчетом, что их должно тютелька в тютельку хватить до границы (на всякий случай в багажнике была канистра с 10 л приморского топлива).

Краун с багажником на крыше, теперь я видел все.

Почти заставка Windows.

После нескольких дней путешествий по северо-западной части Монголии по-другому взглянул на трассу Дархан — Улан-Батор. Она великолепна) Далее мы двигались со средней скоростью 90-95 км/ч со всеми остальными.

Перед Дарханом местный гаишник начал тормозить весь поток автомобилей, в том числе и меня, где я шел третьим. Но, увидев российский номер, начал активно махать палкой, что останавливаться не нужно и я могу валить куда подальше. При этом за мной тормознул еще штук 10 машин. В Дархане мы заскочили в один из супермаркетов, где на оставшиеся тугрики набрали местного чая и кучу сладостей. Чай брали именно монгольский, конфеты и сладости почти все были на бельгийском шоколаде, но мы сознательно брали упаковки без русского языка (а такие товары тоже были). Была попытка заехать на местный рынок, но там кроме китайского ширпотреба ничего интересного не нашлось. Немного разочарованные, поехали искать место для ночлега, тем более время было уже около 16:30 дня.

Напоследок так же решили шикануть с гостиницей и остановились в Отеле Comfort Hotel, где взяли полулюкс за 150000 тугриков (3950 руб.) В гостинице у меня хотели отобрать загранпаспорт в качестве залога, это был первая и единственная такая просьба за все путешествие. Кое-как договорились о залоге деньгами — 150000 тугриков. Как-то не привык я отдавать свои документы кому-то еще, считаю это максимально небезопасным.

Гостиница на самом деле забавная. Англоговорящий сотрудник с идеальной осанкой и прической, золотой лифт, ковровые дорожки. А вот номер оказался так себе. В городе было жарко, и вместо обычного кондиционера был напольный, который вообще не справлялся с жарой. Был платный бар с едой и напитками (видимо, вот почему просили залог), но при этом в номере отваливались розетки, в некоторых местах отсутствовали куски обоев, не хватало части плинтусов, потолок весь в пятнах и с дырками от отлетевшей штукатурки. В общем, номер точно не стоил своих денег. Единственный плюс номера — очень удобный и мягкий кожаный диван, с которого даже вставать не хотелось.

Поужинать мы решили в ресторане при гостинице, где супруга взяла местного пива, а я решил выпить монгольского чая с молоком. Помня опыт корейского ресторана в Улястай, еды в этот раз заказали меньше. Но все равно часть из нее осталась, поэтому забрали с собой в контейнере. Что понравилось — заказал себе мясо с картошкой и овощами, и впервые увидел, что в блюде 80% мяса и лишь 20% овощей (картошка, морковка, лук). В России обычно наоборот.

После ужина решили еще немного погулять по городу. Сходили в парочку ближайших ТЦ, где купили немного подарков родственникам и зашли еще в один супермаркет, где докупили монгольского чая и 8 банок различного монгольского пива, которое повезли во Владивосток.

По возвращении с прогулки в номер мой желудок взбунтовался. Не знаю, были ли это хуушууpы и чай с молоком с песков Элсен Тасархай или наш сегодняшний ужин, но уж очень давно у меня так не подрывало седалище на белом троне. Немного радует, что мой кишечник дотерпел до гостиницы и не подвел где-то по пути. Перед сном наглотался таблеток, ибо был риск заработать отправление.

На этой прекрасной ноте наш последний полноценный день в Монголии был закончен.

Итоги дня: 12 часов в дороге, 650 пройденных километров за рулем и около 3 км прогулок.

День 15 (Суббота, 22.07.2023). Дархан — Кяхта — Чита

По традиции просыпаемся рано — около 6 утра. Душ, умывание и топаем на завтрак в отель. Вчерашнее плотное общение с белым другом обошлось без последствий. Либо таблетки помогли, либо это была все же разовая акция, но в этот день проблем с желудком не было. Но, к сожалению, мы запутались в днях недели и не обратили внимание, что в отеле завтрак в выходные дни с 8 утра, а не с 7, поэтому решили не ждать этот час и двигаться в сторону границы. Так как у нас были остатки вчерашнего ужина, решили по пути остановиться и все доесть, так как через границу запрещен вывоз любой молочной и мясной продукции.

В дороге все больше и больше стали попадаться автомобили с российскими номерами. Как минимум по одной каждые 10-15 минут. На границе мы были около 10 утра, где обменяли остатки денег (обратно их приняли по курсу 37 тугриков за рубль). Границу проходили заметно быстрее, чем при въезде. На монгольской границе у меня попросили через скан пронесли 2 сумки, а вот на российской заставили вынести вообще все из машины: пакеты, сумки, вещи, инструменты, запасное масло, воду в бутылках, буфер из багажника, открыть нишу с запаской, вытащить все бумаги и вещи с пассажирского бардачка и т.д.

Пока я вместе с одним из таможенников показывал автомобиль, жена со вторым показывала и открывала каждую сумку и каждый пакет. Такое чувство, что я хлебальником не вышел, раз так сильно и активно досматривали. Ну, или просто недолюбливают марководов) Благо, что все было максимально вежливо, приветливо, без негатива. Сам досмотр машины занял минут 30 времени точно.

Общее время прохождения границы у нас вышло чуть более часа. Сразу же после выезда мы заскочили в магазин, где я закупился иркутским и бурятским пивом «на сувениры», энергетиками и заехали на заправку Роснефть, где залил 40 литров АИ-95 (52,65 руб. за литр), по которому Чайник видимо соскучился.

Очень необычно видеть столько солнечных панелей на одном месте.

После Кяхты нас ожидал злополучный 30 км участок ужаснейшей дороги. При этом умудрились поймать сразу 3 неадекватные фуры, которые, видимо, шли без груза и ехали как на тот свет. Один на хреновой дороге умудрился начать обгонять грузовик с огромными колесами и на очередной яме свернуть себе об это колесо правое зеркало. Я уж думал, они там вдвоем разложатся, но благо обошлось.

Где-то к часу дня мы добрались до Роснефти перед самым поворотом к Улан-Удэ, где купили себе на обед сразу по два хот-дога и по стакану горячего кофе. Хочется сказать большое спасибо супруге: если неделю назад на выезде из Улан-Удэ стакан кофе оказался у меня в штанах, то в этот раз, разнообразия ради, он был забыт на крыше машины и при начале движения улетел назад) Намокла лишь крыша и заднее стекло, а сам стакан застрял в спойлере.

Вот уж не знаю, только руки у кого-то виноваты, либо город такой, но в Улан-Удэ мне и машине категорически не везет на кофе) Покушать решили чуть позже, разделив один стакан кофе на двоих. Ну и, учитывая время, было принято решение не заезжать в Улан-Удэ, а ехать сразу в Читу, вроде бы по времени успели добраться туда до ночи. Во время остановки в удобном месте вдоль дороги перекусили и сразу же по телефону жена забронировала гостиницу через 2 дня рядом с кафе Уют, что недалеко от Сковородино, а я сделал бронь гостиницы «Гавань» в Чите (Дачный проезд, 3). Номер в столице Забайкальского края стоил всего 1899 руб., из них 190 руб. вернулись кэшбеком. В этот раз взяли вариант рядом с объездной города, чтобы лишний раз туда не заезжать.

Кстати, тут хотелось бы кинуть камень в огород Яндекс Навигатора. В целом, мы всю поездку ехали с помощью навигаторов: в России это везде был Яндекс, в Монголии — Google. У меня вопрос к ребятам из Яндекса: почему Google умеет показывать расчетное время прибыть с учетом часового пояса, а вы нет? Ну, это ведь элементарная доработка. Или в Москве просто никто часовые пояса не перескакивает и для вас проблема не актуальна от слова совсем?

Помня опыт дороги в эту сторону и высокие цены на топливо в Забайкальском крае, на выезде из Бурятии на заправке ННК залил 40 литров АИ-95 по 52,13 руб. Как раз влезло до полного бака. Ближе к Чите дважды натыкались на небольшие пробки. Зато какой был контраст в плане дорог по сравнению с Монголией и Кяхтой. Если по пути сюда мне дорога ощущалась как полная жесть, то после грунтовки к вулкану Хорго все ямы, кочки и прочие препятствия казались детским лепетом. Ну и по дороге периодически начинался сильный дождь, который изредка сменялся солнцем.

До гостиницы в Чите мы добрались уже в 22:30 по местному времени. Заглянули в круглосуточный магазин, купили по пачке доширака на ужин, потому что очень соскучились по лапше, и пополнили запасы воды. В номере приняли душ, поужинали и завалились спать.

Итоги дня: 14 часов в дороге и 990 пройденных километров.

День 16 (Воскресенье, 23.07.2023). Чита — Сковородино

Пробуждение в этот раз было тяжелым. Потихоньку уже начала накапливаться усталость от путешествия и постоянного нахождения в машине. С трудом поднялись в 7 утра, обязательные ванные процедуры и в путь. Город покинули около 8 часов утра, по пути заехав на АЗС БРК в районе Смоленки, где я залил в бак 50 литров АИ-92 по 53,6 руб., так как 95-й стоил почти 60 руб.

На той же заправки наконец-то купил себе очиститель для лобового стекла, которого очень сильно не хватало в первые дни поездки по этому маршруту. Ну и помня, что по данной трассе не везде можно нормально перекусить, сразу же купили себе аппетитные круассаны с вкуснейшей колбаской и овощами + пару стаканов кофе. Быстрый перекус и в хорошем настроении двигаемся дальше.

В этот раз ехали более спокойно, размеренно и практически не делая фотографий. После проезда до Иркутска и в Монголию хотелось бы выделить тот факт, что от Читы до Хабаровска на каждые 50-100 км есть оборудованные стоянки с туалетами. Этого очень часто не хватает за пределами данной трассы. Короткие остановки на туалет и разминку мы старались делать каждые 1,5-2 часа.

Заправку по пути решил сделать на 480 км трассы спустя 5 часов дороги. В этот раз залил 30 литров АИ-95 по 62,7 руб. Время было уже второй час дня, поэтому пообедать решили заскочить в кафе напротив заправки.

Место лично мне очень понравилось: все было по-домашнему вкусно. Салат, борщ, домашние пельмени, блинчики и пару стаканов чая обошлись нам чуть более чем в 500 руб. Покушали, отдохнули и можно ехать.

В очередной раз убедился, что в Забайкальском крае ужасные дороги. Особенно это было заметно при подъезде к границе с Амурской областью: если в Забайкалье нас ожидали постоянные ямы и волны, то стоит только пересечь «границу», как дорога мгновенно стала лучше. Да, она не везде была идеальной, но такая разница в качестве дорожного полотна очень удивила.

К конечной точке маршрута на сегодня — кафе/гостинице «Уют», что в нескольких километрах от Сковородино, мы подъехали в 19:00 по местному времени. Сразу же забрали ключ от номера, заселились, после чего пошли ужинать. Сам номер был в отдельно стоящем здании на 2 этаже и стоил 2500 руб. за ночь. Так как время было еще ранним, после ужина провели небольшую уборку в машине: прибрались на заднем диване, выкинули весь мусор, ненужные вещи плотненько уложили в багажник, все подарки друзьям и родственникам разложили по разным пакетам.

Хорошо, что в этот день приехали рано, это позволило хорошо отдохнуть и выделить на сон чуть больше времени, чем обычно.

Итоги дня: 11 часов в дороге и 920 пройденных километров.

День 17 (Понедельник, 24.07.2023). Сковородино — Благовещенск

Проснулись в 6 утра, умылись, оделись и двинулись сразу в путь. С вечера не стал заправляться, так как на АЗС ННК, что прямо у кафе, была дикая очередь. А вот утром там было пусто и перед нами стоял лишь 1 автомобиль. 10 минут подождали, пока закончится пересменка, и помимо 50 литров АИ-95 по 54,7 руб. сразу купил пару хот-догов и два стакана латте. Заправились, перекусили и можно ехать дальше.

Изначально в этот день мы думали доехать до Хабаровска, но из-за того, что мы «сэкономили» 1 день путешествия в Монголии, появилась возможность заскочить в Благовещенск. Благо, там находился знакомый жены, который вечером обещал нам небольшую экскурсию по местной набережной.

По пути, как только появился интернет, забронировали отель под названием «Аппартамент», что находится по адресу: ​Улица Богдана Хмельницкого, 21, и маршрут я построил сразу к нему.

Что удивило по дороге в этот раз: Обогнали сразу несколько автовозов, которые везли китайские автомобили Haval. До сих пор не понимаю, зачем их вести с Запада на Восток, обычно все авто идут в обратном направлении. Ну и на территории Амурской области начались пожары. Плюс ко всему периодически шел дождь, который по итогу сопровождал нас весь день.

Довольно необычно видеть морось, переходящую в дождь, и при этом с сильным запахом гари и задымлением из-за пожара. Машин было довольно мало где-то до 9-10 утра, потом поток в обе стороны усилился.

Кстати, очень и очень много навстречу видели перегонщиков китайских грузовиков. Кабины без прицепов и без номеров совершенно разного цвета (белый, красный, синий, зеленый и другие) нам встречались в среднем по 5 машин друг за дружкой от Иркутска и до Благовещенска. Таких попадалось ориентировочно по 150-200 машин в день. А уж о количестве автовозов и перегонщиков своим ходом даже говорить не хочется, их так же были десятки и сотни.

Где-то в районе Циолковского остановились на заправке Роснефть, где, отстояв небольшую очередь, залил 40 литров АИ-95 по 53,95 руб., ну и по традиции отправил супругу за горячими напитками и небольшим перекусом. Заправка, сэндвич со вкусным чаем и снова в путь дорогу.

В Благовещенск повернули за Белогорском, так как это был самый оптимальный и быстрый маршрут. В город въехали около 14:30 и сразу же направились в гостиницу. Снова хочется отправить лучи добра в сторону Яндекса, который построил маршрут к отелю через какие-то очкура, гаражи с ямами и вывел нас на задний двор к служебному входу. Я такой подставы даже не ожидал. Благо, что ворота при звонке нам открыли без проблем.

Гостиница безумно понравилась. Несмотря на идущий на тот момент ремонт фасада, территория выглядела великолепно, внутри все чистое, белье свежее, кровать и номер комфортные. В стоимость был включен завтрак, который на следующее утро принесли прямо в номер. Однозначно, это лучшая гостиница во всем нашем пути. И всего по цене в 2673 руб. за ночь.

До встречи со знакомым супруги — Михаилом, который несмотря на рабочий день согласился провести нам вечернюю экскурсию, оставалось около 4 часов, поэтому после заселения решили прокатиться по ряду ТЦ, где прикупить немного китайских сувениров и вкусняшек. Основным местом посещения стал ТЦ «Три Кита» (и рядом стоящие с ним). Гуляли мы там почти 2,5 часа, успев за это время купить немного конфет, сладостей и различных мелочей.

Поужинать заехали в кафе MR.DZHEKI ( ул. Шевченко, 12).. Прикольное место. Все занавешено фотографиями Джеки-Чана, а из необычных блюд заценили свинину в клубнике. Во Владивостоке я такой не видел. Часть еды у нас снова осталось, поэтому забрали ее с собой в контейнерах.

Время до встречи оставалось мало, поэтому быстро прокатились в магазин «Пивоваровъ», где для себя и друзей прикупил несколько литров местного пива на разлив.

Вернулись в гостиницу, где договорись об вечерней аренде сауны на двоих. К сожалению, сауна была без бассейна, но с большим джакузи. Да и ценник очень приятный, специально для отдыхающих в гостинице аренда на 2 часа нам обошлась в 800 руб. На набережную отправились на такси за 1 руб. (спасибо накопленным баллам).

На месте нас встретил знакомый супруги — Михаил. Он провел для нас просто шикарную экскурсию.

Лично мне Набережная очень понравилась — все красиво, удобно, прекрасно. Все торговые помещения оформлены в едином стиле, чего очень сильно не хватает многим городам (Владивостоку в том числе).

Немного напрягал мелкий дождь, но специально для этого взяли с собой зонт, который периодически приходилось использовать.

Особый шарм придала играющая из одного из ресторанов живая скрипка, особенно в тот момент, когда на улице стемнело и зажглись огни на китайской стороне.

Из всех посещенных нами городов Благовещенск понравился больше всех. Чистые улицы, приятные люди, в целом адекватные водители. Есть вопросы по количеству светофоров на дорогах, но без этого никуда. Пробок, как в других городах, замечено не было. Ну и очень странный был проезд одного из колец, где у тебя в зависимости от направления проезда организована и размечена отдельная полоса для движения. Что забавно — эта разметка запрещает разворот на этом кольце, я первый раз такое встретил.

Прогулка у нас заняла 2,5 часа, в гостиницу пешочком дошли где-то к 22:00. Там переоделись и кайфово погрели косточки в сауне. Как по мне, это было великолепное завершение отпуска вдали от дома. Все же следующий день мы планировали спать уже в родительской квартире, а не в придорожных отелях или в салоне автомобиля.

Итоги дня: 8 часов в дороге, 675 пройденных километров за рулем и около 10 км пеших прогулок по ТЦ и Набережной.

День 18 (Вторник, 25.07.2023). Благовещенск — Хабаровск — Лучегорск

В этот раз проснулись в 7 с копейками, и я как-то не особо выспался. Как раз к этому времени принесли завтрак в номер. Умывание, перекус, сбор вещей и можно ехать.

Номер мы покинули где-то в 8:30. Из Благовещенска решили выезжать так же, как и заезжали — т.е. через дорогу на Белогорск. Тут одна причина — по прямой трассе хоть и короче на 100 км, но там не самая хорошая трасса с несколькими ремонтируемыми участками, поэтому по времени вышло бы то же самое.

На выезде из Благовещенска первый раз за все путешествие (на 18-й день пути) нас остановил сотрудник ГИБДД. Попросил права, сорку, страховку и заглянул назад в машину через открытое окно для проверки непристегнутых пассажиров. Спросил лишь, откуда и куда едем, и очень удивился, когда узнал, что на этой машине мы возвращаемся из поездки в Монголию.

После проверки двинулись дальше. Небольшую остановку сделал в районе АЗС у Березовки, но на заправке не работал безнал, поэтому заправиться решили попозже, запас по топливу еще был. Полноценно заправились уже на ННК в районе поворота на Завитинск. 50 литров АИ-95 по 53,83 руб.

Там же напротив заправки была хорошая асфальтированная парковка, где мы перекусили остатками вчерашней «китайки», чуть-чуть размялись и поехали дальше. Время на часах было лишь около 11:30 дня.

Перед мостом через Бурею нас снова остановили на посту ДПС. В этот раз гаишник отмахнулся от прав и страховки, взял только сорку и попросил открыть капот, чтобы проверить авто на предмет распила) Мне не жалко, пусть смотрит. Даже пальцем ткнул на номер кузова, чтобы проще было найти.

В этот раз проверка заняла около минуты максимум. Вообще, забавно, что за 3 недели пути нас тормознули лишь 2 раза, и оба из них были в один день в Амурской области на обратном пути.

Дальнейший путь был уже на максимальном расслабоне. До дома оставалось все ближе и ближе, телефон для фото доставался все реже и реже. Кстати, после Благовещенска кончились все перегоны китайских грузовиков, зато увеличились фуры, автовозы и сольные перегонщики без номеров.

Отворот на Кукан нас, пожалуй, не интересует.

На повороте на Теплоозерское сделал последнюю на сегодня остановку на дозаправку: залил 30 литров АИ-95 по 54,07. Причем заехали туда не сколько из-за желания заправиться, а больше из-за потребности в кофеине.

Еще одну техническую остановку сделали за поворотом на Биробиджан в районе гостиницы «Бастак». Перегорела лампа ближнего света в фаре. Благо, что комплект лампочек был с собой, поэтому замена прошла быстро.

В целом, мы даже не знали, осилим ли путь до Лучегорска, или придется заночевать в Хабаровске. К городу подъехали лишь к 19:00 и направились сразу в любимую «Кофе-машину», где сделали предварительный заказ. Свободных гостиничных номеров за адекватный ценник не было, поэтому, плюнув на усталость, решили уже доехать оставшиеся 270 км до родительского дома и заночевать уже там.

В этот раз Хабаровск проехали сквозь город, по улице 60-летия Октября. Дорога, к сожалению, оказалась так себе. Вся в заплатках и практически без разметки. Платная объездная хоть и бесполезная в плане скорости, но хотя бы она ровная. Пожалуй, единственным плюсом дороги стало отсутствие больших ям. Ну и минусом — бесконечная вереница светофоров. Весь город проскочили где-то за 40 минут.

Стемнело в этот день около 21:30-22:00, поэтому оставшееся время до дома ехали уже в темноте. По сравнению с дорогой на Читу очень сильно увеличился поток транспорта. От Хабаровска мы ехали уже с немного меньшей скоростью, так как обгонять стало тяжелее. Уж очень много встречных автомобилей.

Приморская ГРЭС в Лучегорске — самая мощная тепловая электростанция на Дальнем Востоке.

По итогу к родительскому дому мы подъехали в 23:40. Поздний ужин, общение с родными, рассказы о путешествии и спать мы ушли ближе к 2 часам ночи.

Итоги дня: чуть более 14 часов в дороге и 1050 пройденных километров.

День 19 (Среда, 26.07.2023). Отдых

Этот день описывать нет смысла. Пытались отоспаться, но кот не дал этого сделать. Разбудил вначале в 6 утра, потом около 8. Видимо, соскучился. Пришлось вставать.

Но все равно мы почти полдня провалялись просто на диване, ничего не делая, а ближе к вечеру съездили с родителями на дачу, жарили шашлыки и за бокальчиком чая рассказывали о поездке. Изначально были планы помыть машину, но в итоге мне стало лень и я забил, решил сделать это уже во Владивостоке, все равно еще предстоит ехать почти 500 км.

Итоги дня: 0 км пробега и несколько кг съеденных шашлыков.

День 20 (Четверг, 27.07.2023). Лучегорск — Лесозаводск — Владивосток

В этот день из дома выехали почти в 11 утра. С нами домой отправились ребенок с котом. Оба с удовольствием отдохнули вдали от дома и от родителей) Один целыми днями кайфовал на балконе, второго реже гоняли от компьютера, но зато была дача со свежими овощами, ягодами и бассейном.

На выезде сразу же заскочил на заправку ННК, где залил 50 литров АИ-95 по 51,12 руб., все же с пустым баком ездить такое себе удовольствие.

За 3 недели строители нормально так продвинулись в плане ремонта дорог. Грунтовые участки у Дальнереченска сократились раза в 2 точно. С реверсивным движением столкнулись лишь 1 раз, но это просто клали (или ложили) второй слой асфальта.

По пути заехали к родственникам супруги в Лесозаводск, где так же попили чай/кофе, поделились впечатлениями о поездке и оставили припасенные подарки и сувениры. Со здоровьем после предыдущих событий все было относительно нормально, хуже, чем могло быть, но лучше, чем мы ожидали изначально. Провели там, как и планировали, около 2 часов.

Чем ближе к Владивостоку, тем больше и больше поток машин. Конец июля-август самое загруженное время на дорогах, так как в Приморье на море едут огромное количество как местных жителей, так и гостей из Хабаровского края, ЕАО, Амурской области, Якутии. Всем хочется поплескаться в красивейшем и теплом (для этого времени года) Японском море.

И если все наше путешествие (по крайней мере по России точно) время приезда до нужной точки в Навигаторе сокращалось, то в этот раз время оно все увеличивалось и увеличивалось… И чем быстрее я разгонялся, тем позже я должен был приехать. Самый большой хвост из транспорта поймал после проезда Черниговки и Сибирцева. Там даже обогнать никого не получалось практически.

И какой же был кайф, когда после Ляличей наконец-то мы достигли нормальной 4-полосной дороги. Разрешенная скорость 110 км/ч, и поток машин как будто бы стал меньше. После проезда Уссурийска по объездной стала понятной причина странного поведения навигатора — была огромная пробка из-за ремонта моста в Кипарисово. Навигатор отправил в объезд через Раздольное, обещая сэкономить аж 50 минут времени. И частично это было ошибка, так как дорога там была ужаснейшая. Я пороги там в некоторых участках цеплял чаще, чем за все дни езды по Монголии. В паре мест было организовано реверсивное движение, так как полностью снимали асфальт, убирали часть дороги и засыпали скальником.

Итого в этой пробке потеряли около часа и в город въехали уже почти в 20:00. Заехали по пути в магазин, так как дома нас ожидал пустой холодильник, и в 20:35 я припарковался у дома.

На этом наше путешествие было окончено.

Итоги дня: 10 часов в дороге и 500 км пробега.

В качестве заключения:

По России 95% покупок делали по банковским картам, в Монголии только наличкой и большую их часть фиксировал в заметках в Telegram. Пробег и время в пути смотрел через хронологию в Гугл Аккаунте + старался каждый день делать фото приборки с пробегом.

Итоговые цифры по нашему отпуску:

Время в пути: 20 дней самого Путешествия + 8 дней у родственников перед выездом.

Общий пробег машины: 13150 (с учетом недели перемещений между Лучегорском и Дальнереченском и без поездки для ремонта диска в Хабаровск на другом авто).

• Пробег по России: 10400 км.
  • Траты на топливо по России: 56880 руб.
  • Куплено топлива по России: 1061 литр.
  • Средняя стоимость: 53,9 руб. за литр.
  • Средний расход по России: около 10 л на 100 км.
  • Пробег по Монголии: 2750 км.
  • Траты на топливо по Монголии: 460000 тугриков (12100 руб.)
  • Куплено топлива в Монголии: 172 литра.
  • Средняя стоимость литра: 2575 тугриков или 70,4 руб.
  • Средний расход по Монголии: около 8,5 л на 100 км (сам в шоке, видимо, дело в средней скорости в 80 км/ч).
  • Платный проезд по России: 160 руб. (вокруг Хабаровска).
  • Платный проезд по Монголии: 13000 тугриков (342 руб.).

Страховка в Монголии: 2300 руб.

• Средний расход масла: 150-200 г на 1000 км пробега.
  • Расходы на автомобиль: 14300 руб. Из них: 7300 руб. замена масла/фильтра в пути, 2000 руб. ремонт диска, 2000 руб. ремонт прокладки глушителя, 3000 руб. замена антифриза. Траты на подготовку авто не считаю, так как все работы делались вне зависимости от факта поездки.
  • Штрафы: 1 на 500 руб. (250 руб. со скидкой) за превышение на 25 км/ч в районе села Аблатуйский Бор, что между Читой и Улан-Удэ.

На удивление, больше штрафов не было, спасибо в этом радар-детектору.

• Расходы на еду и питье в России: около 26000 руб.
  • Расходы на еду и питье в Монголии: около 10000 руб.
  • Подарки, сувениры и прочие мелочи: около 30000 руб.
  • Отели и гостиницы в России: почти 28000 руб.
  • Отели и гостиницы в Монголии: 610 000 тугриков (16000 руб.) + ночь в машине «бесценно».

Общие затраты: Примерно 200000 руб., без учета стоимости подготовки автомобиля.

Топ вопросов от коллег, друзей, близких:

Оно того стоило?
Однозначно да. Для меня и супруги это было самое необычное, долгое, незабываемое и прекрасное путешествие.

Chaser подходящее авто для таких путешествий?
Скорее нет, чем да. Особенно для поездок по Монголии. По асфальтовым дорогам проблем нет вообще, можно хоть до мыса Рока в Португалии ехать (моя главная мечта). Хотя машина удобная, динамичная, комфортная. Для 2 человек места хватает за глаза. Минус лишь в низкопрофильной резине с нашими дорогами, ну и обвесах, которые на хреновых участках немного пострадали. Также в машине не очень удобно спать, полностью сиденья не разложить, ну и она довольно далеко от статуса проходимого внедорожника. Для Байкала и Монголии нужен полный привод и авто повыше. Плюс возраст авто, конечно, дает свое, все же Чайнику уже 26 лет и обычно в этом возрасте машины уже далеки от совершенства. Ну а расход в 10 литров на сотню при таких масштабах дает нехилую нагрузку на бюджет путешествия.

Как вообще машина пережила поездку?
Немного покоцал пороги (а их я цепляю даже во Владивостоке). На одной из монгольских ям в районе вулкана Хорго сильно приложил угол заднего бампера в районе колеса, так что по весне снова в малярку. По дороге прогорела прокладка глушителя ну и сдохла 1 лампочка в фаре. А так все серьезные проблемы с автомобилем произошли еще до официального старта поездки, пока был в родном Приморское крае (погнутый диск и лопнувший шланг печки). Да и, справедливости ради, это могло случиться в любой момент. Тут не угадаешь и особо от этого не застрахуешься. Машиной пользуюсь каждый день, и с момента окончания путешествия прошло 3 месяца, почти 2500 км пробега (дважды съездил в Лесозаводск), и за это время я лишь поменял масло в двигателе, резиновую прокладку в масляной крышке (начало давить чуть-чуть оттуда) и одну катушку, которую залило во время тропического ливня во Владивостоке. Все.

Насколько нужно быть отбитым смелым, чтобы на такой машине решиться на такой маршрут?
Встречный вопрос: а почему бы и нет? Машина в моих руках уже 7 лет, я ее уже настолько изучил, что знаю целиком и полностью. Все основные проблемы с авто были решены еще до старта поездки. За все годы, что я ею владею, я еще ни разу не сталкивался с какой-то проблемой, которую нельзя было оперативно решить. Запчастей на Тойоту, я думаю, еще лет на 30 на ДВ припасено, в каждой деревне можно найти маркообразного. Если бы что-то случилось прям совсем печальное, всегда есть пустые автовозы в сторону дома и авиабилеты из крупных городов. Да и, с другой стороны, — ну нравятся мне порой делать нестандартные поступки. Зато у меня теперь есть один из немногих Чайзеров во Владивостоке, побывавший в Монголии и вернувшийся оттуда практически целым и почти невредимым (пару царапин не в счет).

Как Байкал?
Очень красив, но, к моему огромному сожалению, я его как будто бы не понял. Возможно, нужно было ехать в районе Ольхона, Усть-Баргузина или Северобайкальска и задержаться там чуть дольше. По мне — озеро как озеро. Берег узкий, вода прохладная, песчаных пляжей очень мало. Да, очень массивно, чисто и красиво, но у нас Японское море примерно такое же (в плане размера и красоты). Теперь хочу побывать там зимой. Природа вокруг Байкала просто шикарная. Вид с горнолыжки в Байкальске мне прям понравился.

Как Монголия?
Первая ассоциация: очень необычная природа, с нее я прям в восторге. Всю поездку по этой стране постоянно смотрел по сторонам и восхищался окружающей картинкой. Поля, горы, животные — все очень необычно. Удивлен, что в стране совершенно не популярны стейки (мы их нигде не нашли), но очень часто встречается корейская кухня. Видно, что они развиваются: появляются туристы, современные отели, строятся дороги. Думаю, еще 3-5 лет и ездить туда будет все больше и больше народу, в том числе россиян. Однозначно, именно впечатления от Монголии самые запоминающиеся. Очень жаль, что не удалось добраться до планируемой конечной точки и не увидел все красоты озера Улаагчийн Хар Нуур, но как-нибудь в другой раз)

А что насчет природы в России?
Она также очень прекрасна. Хвойные леса с тайгой в Амурской области и Забайкальском крае, шикарные поля, горы и горные речки в Бурятии, березовые леса в Хабаровском крае. Каждый регион прекрасен и необычен по-своему. Во всей поездке первое прям большое восхищение получил от бескрайних зеленых полей на подъезде к Чите. А уж природа Аршана меня вообще покорила. В Приморье все другое.

Какой город в России понравился больше всех?
Однозначно Благовещенск. На втором месте Иркутск и Улан-Удэ (не смог между ними выбрать).

Какой город не понравился?
Да нет такого города. Меньше всех понравилась Чита, но так, чтобы город не понравился вовсе — такого нет.

Не жалко денег, ведь за эту сумму можно было отдохнуть в Турции, Таиланде, Вьетнаме, Китае и т.д?
Вообще не жалко. Мы полгода копили на эту поездку, и по впечатлениям она однозначно превосходит любые заграничные и российские путешествия на самолете. Да и кто еще настолько отбитый, чтобы на машине из прошлого века отправиться из Владивостока в Монголию? Да и еще не просто в столицу, а в малонаселенную северо-западную часть страны и накатать там почти 3000 км.

Что бы изменил в поездке?
Если позволяет отпуск, нужно больше закладывать времени для осмотра проезжаемых городов. В идеале на каждый необходимо выделять минимум целый день. Если изначально я думал, что у нас всегда будет свободный вечер и можно погулять по всем интересным местам, то в процессе понял, как ошибался. После 10-14 часов за рулем даже в душ порой лень идти, не то чтобы отправиться на прогулку.

Поехал бы еще раз?
А я бы с радостью. Конечно, второй раз по этому маршруту уже не так интересно, но я бы с удовольствием доехал на своем Чайнике до Сочи, причем в идеале через Монголию. Но увы, на это нужно еще больше времени и денег и точно не в ближайшие пару лет. Следующий отпуск обещал жене где-нить в теплых странах. Да и сын хочет отправиться с нами, если полетим самолетом).

Ну а вот так выглядел холодильник по приезду домой. Хватило на один вечер)

P.S. Это мое первое такого рода путешествие и первая попытка написания отчета. Поэтому, критика приветствуется, но просьба сильно не пинать, столбы на дорогу не выпускать и не агитировать на замену Чайника на Приус/Гранту или любой Кроссовер. Последнее, конечно, будет, но чуть-чуть позже и как вторым автомобилем.

P.P.S. Все фотографии в отчете делались прежде всего для себя и с обычных телефонов, причем очень часто находясь в движении. Некоторые снимки получились не самыми качественными, а в какие-то моменты путешествия они вышли настолько ужасными, что я их даже добавлять не стал. Ну не профессионалы мы этого дела. Поэтому прошу понять и простить.

Спасибо всем, кто это осилил!

Путешествуйте, это того стоит!)