|
Приветствую, уважаемые дромовцы, дромчане, форумчане, джейдиэмовцы, путешественники, семьянины, собаководы, хондаводы, одним словом — просто хорошие люди! :-) Решил я увековечить на дроме свое недавнее путешествие с семьей в Алтайские горы. В этой истории я не просто опишу красоты Алтая и то, что мы с супругой и детьми успели увидеть за неделю, но и подведу некоторые выводы, как себя показала машина и насколько она пригодна для такого рода путешествий. Фото тоже будут. Такой формат изложения пробую впервые, посмотрим, что из этого выйдет.
Предыстория, или на чем катаю сейчас: это Honda Civic Hybrid 8-го поколения.
До этого у меня были машины более современные и продвинутые, но времена нынче непростые, дети стали буквально золотые и приоритеты с возрастом тоже несколько изменились. В какой-то момент приходишь к выводу, что дорогие и модные машины для тебя уже в прошлом. Сверхдоходов я не имею, и рисоваться перед кем-то мне не нужно, да и не хочется. Поэтому сейчас для меня машина — скорее инструмент, причем часто под конкретные задачи. Вот так, выбирая что-то недорогое, поразмыслив и взвесив за и против, решил взять 8-го, причем гибридного сивика (буду называть его «цивой», как многие привыкли). Обязательным условием покупки был аукцион и чтобы я первым на ней ездил, или вторым, если перекуп продавать будет. Так и получилось: эту машину забирал в Иркутске, но по аукциону она была честная (нашел всё сам в статистике), до Иркутска дошла самоходом, а оттуда уже мы её пригнали в Новосибирск. Я на ней уже почти 4 года. В принципе, доволен. Поломок не было. Если когда-то позволят деньги, куплю для города электричку, для путешествий — полноприводный микроавтобус или кроссовер, а для души — хот-хэтч, купе, или мотоцикл.
Машина: что сказать о циве гибриде 8 поколения? Вряд ли я что-то новое скажу, весь дром уже без меня исписан отзывами про него. Машина вполне себе добротная: в своем классе к ней по красоте, мотору, вариатору, салону, а также к надежности и популярности — вопросов в общем-то нет. Комплектация MX stylish package, с черным алькантаровым салоном. Люблю все замшевое, уютно в таком салоне. Есть стабилизация, АБС, штатный ксенон и, в общем-то, это всё. Литья два: родное кастрюльное R15 от гибрида (там зима обута — на фото выше), а для лета купил еще одно родное сивиковское литьё, но R16, обуто в лето Kumho PS31 205/55/ZR16.
Пробег сейчас 240 тыс. км, в том числе по России — 113 тыс. км. Конечно, ресурсные усталости присутствуют. Например, батарея уже умирает (IMA загорается), 15 лет как-никак. В феврале еще менял коренной сальник коленчатого вала с заменой масла и фильтров в коробке. Но, в целом, проблем у машины нет.
Тургруппа: я, супруга, старшой (11 лет), малая (7 лет) и собака породы шелти (ей тоже 7 лет). Зовут Соня, 11 кило, 37 см в холке, родословная тянется с шетландских островов (Шотландия) — овчарка, пастушка, умная, красивая, любящая своих и сильно недоверчивая к чужим, но ведущая себя прилично. Машину не любит, а куда деваться?
Сборы: пока супруга собирала вещи, я занимался машиной: сменил масло с фильтрами, купил новый аккумулятор, поменял передние тормозные колодки (оригинал), проверил задние колодки, рассортировал хлам в бардачках, все аккуратно уложил, прихватил с собой компрессор/зарядник/набор инструментов. Два пауэрбанка в дорогу, шнуры, зарядки. Сыну поставил приложение «Антирадар» в его бронебойный Oukitel B2021 со здоровенной батареей, будем присматривать за камерами. Батарейка у него могучая, справится. Что еще…? Установил крепления на крышу, поставили багажник (бокс предложил знакомый), нашего производства (г. Самара), модель Koffer А480. Очень вместительный (туда спальники, коврики, подушки, палатка, стол, стулья, верхняя одежда — много всего влезло). Бокс с двухсторонним открыванием, сделан качественно. На Циве смотрится пусть и великовато, но мне нравится как выглядит. Машина сразу обрела вид тачки-трэвеллера!
По фото/видео решил так: в видео я ни разу не специалист, а пофотать люблю и опыт имею. Ну и раз уж мы едем снимать красоты Алтая, еще и летом в период цветения массы цветов, значит, телефоны — не наш случай. 14-ых айфонов мы не имеем, хуавеев П60 про и всяких там самсунгов ультра — тоже, решил у братана прихватить в поездку олдскульную зеркалку Nikon D90 с трэвел-зумом nikkor 18-105 VR, чтобы и пошире можно было кадр сделать, и на увеличении выхватить красивые ракурсы. Лежит без дела хороший фот, пылится, заодно и батарейку взбодрю. Штатив свой имею, хороший, Manfrotto, но я забыл его взять, по поводу чего не раз потом матюгался… Там же такое небо по ночам! Поэтому фотки звездных красот я вам тут не покажу. Эх… Ну да ладно, нам и без штатива природных красот с лихвой хватило. Прихватил до кучи ноутбук Acer жены, так как в моём Asus нет порта для SD карт, и у её ноута IPS матрица отличная, вполне подходит для работы с фото. Заодно и сделаю копию фоток с карточки фотика на жесткий диск компьютера. Установил Photoshop + Camera RAW, чтобы вечерами заниматься с фотками (я это дело люблю), фотаю на зеркалку всё в RAW, такая у меня привычка.
План маршрута: решили сильно не выдумывать, так как у нас не джип, и даже не полный привод, будем по асфальту катать и немного спускаться с дороги (это я так думал, ага, щас…). Первые два дня решили постоять в кемпинге с палаткой (погода была неплохая), а позже уехать подальше и жить на турбазе. На всё про всё — неделя.
Старт: выезжаем.
Понедельник, 26 июня около 12:00 из Новосибирска, цель — кемпинг у с. Черемшанка с одноимённым названием, недалеко от Горно-Алтайска. Ранее там уже отдыхали, это добротный и хорошо продуманный кемпинг, цены коммунистические, хозяева — приятные люди. Катунь под боком, красивый спуск к ней в 10 метрах. Хорошая оборудованная летняя кухня, костровища готовые, ровные полянки, дрова за копейки. В общем, кто захочет, рекомендую, толково всё сделано. Там только немного неудобный подъезд, но проблем доехать нет.
В пути сделали две остановки, первая после Барнаула, вторая в Бийске. Сам люблю ехать без остановок, но тут причины простые — дети! Сначала они хотят мороженого, потом воды, потом сами знаете куда, а потом есть! И так по кругу :-) После въезда в Алтайский край, обратил внимание, сколько ведётся строительства дорог. Дороги расширяют, много нового асфальта, впечатляет. Под Барнаулом остановились у гостиничного комплекса «Облепиха», зашли в магазин купить мороженого, и… Что? Почти 500 рублей за 3 штуки? Крутовато… Спасибо, не надо. Через 8 км заправился на СибОйле, там и мороженое куда дешевле оказалось. Все довольны, едем в Бийск.
Дорога в Бийск особо не изменилась, снова проехал село Полковниково, снова хотел посетить музей Германа Титова, и снова проехал мимо. Заеду как-нибудь. Впервые заметил, что на некоторых участках трассы дул приличный боковой ветер и багажник на крыше добавлял парусности приземистому сивику. В Бийске детям Бургер Кинг, едем дальше и натыкаемся на капитальный ремонт моста, пришлось объезжать левее, навигатор провел, примерно +20 км пути. Дальше дорога привычная, Верх-Катунское и т.д. Асфальт великолепный! Вообще без ям и кочек, камер не так много, да и с детьми больше 110 по трассе я и не собирался давить, просто наслаждался дорогой — это кайф, цива по трассе хорошо шуршит.
К кемпингу подъехали примерно в 17:30. До самого Алтая батарейка в телефоне сына не села, весь день была включена, и еще осталось около 40% — хм, может. К кемпингу подъезжали по старой дороге, а там строительство новой базы и дороги теперь нет. Созвонились с хозяевами, нам рассказали, как проехать по новой дороге. Проехали, нам выделили красивую полянку, там и расставились.
Дети сразу к реке, опять кучу камней привезли. Собака бдит:
Остаток вечера посвятили проезду по окрестностям. Заехали в Туркомплекс «Манжерок», поглядеть чего там навертели… Ну, скажу я вам, масштабы строительства — о-го-го!
Детям понравились кролики (там ферма или что-то подобное, можно посмотреть), они там с супругой зависли, собаку, как они говорят, вообще еле оттащили оттуда, а я, пока суть да дело, пошел спросил цены на трёхзвездочные шале. 22 м2 от 11 тыс. руб. Если ты с семьей, тогда только студия 29 м2 от 15 тыс. руб. Дорого как-то! Территория красивая, но это та, которая сделана, а вокруг много всякой стройки, ездят какие-то грузовики неподалеку, экскаваторы копают прямо там же, причем вечером, в общем не закончено ещё ничего. Народу живет мало. А в основном полукруглом комплексе, который 5 звёзд, так вообще светится пара-тройка окон, и цены там, как мне сказали, от 18 до 47 тыс. руб. за сутки! Ну, это уже совсем для небожителей, 6 дней проживания по 47 тыс. руб.? Да это же семьей в Тай на неделю за те же деньги. Кому что — решайте сами. По мне так выбор очевиден.
Вернулись в кемпинг. Вечером у костра, кушаем, отдыхаем:
Следующий день провели стандартно: поездка до Чемала, поход на остров Патмос, и по козьей тропе со входом через Чемальскую ГЭС. Прикольно, на Патмосе я не был, лесные дорожки, подвесной мостик, хорошая смотровая площадка — красиво.
Да и козья тропа хороша (лет 10 по ней не ходил), оттуда довольно-таки красивые виды открываются:
Но та барахолка, которую там устроили — это ужас. Зазывалы, одно и то же продают в нескольких точках, музло всякое умцает, попугаи, обезьянки, шарики, баночки, деревяшки… ё-моё! Кругом толпы народу и это во вторник! Колхоз. Убого всё это контрастирует с природными красотами. Долбанная «цивилизация». От Чемальской ГЭС вообще ничего не осталось, озера вверху как такового тоже не стало, опять куча техники, возят, строят, никак не построят. Вверху зато тарзанка с вопящими тинейджерами. Зрелище удручающее. Но детям все нравится, и то ладно, и они как обычно: «пап, купи это», «мам, купи то», «перебьётесь» — отвечали мы :-)
Проход по подвесному мостику детям зашёл, зато собака перепугалась прыгающего пола, пришлось на руки взять. Но по горам скакала как козлик, сказывается горная порода. Любит вставать на камень повыше и смотреть против ветра :)
Прогулялись, проголодались, решили отведать вкусной еды, ели в кафе «Фортуна» где-то в Элекмонаре. Место красивое, по отзывам неплохое, но мы так не считаем. Еда недешевая, причем среднего качества, многое из полуфабрикатов, у некоторых, как оказалось, с последствиями для ЖКТ. А что вы хотели на Чуйском тракте в местах, где кучи туристов ездят? Не порекомендую там кушать.
День полетел незаметно, вернулись в кемпинг. Мои устали, рано завалились спать, а я решил посидеть у костра. Предварительно купил винишка, супруга почти не стала его пить (её споить вообще непросто), посидела со мной, поболтали, тоже ушла спать, а я в одного допивал и кайфовал ночью у костра. Включил себе тихонько Bluetooth колонку с 44-минутным треком Жарра «Waiting for Cousteau, part IV» (рекомендую весь альбом) и основательно про всё подумал, ну знаете как — собираешься с мыслями и, наконец, обдумываешь планы и тому подобное. А потом вообще выключил музыку и под треск костра и шум Катуни сидел у огня, с кружкой вина и дожигал дрова. Нечасто такое счастье выпадает, так что использовал по полной. Довольный ушел спать, когда чуток стало светлеть.
Среда, новый день, сегодня едем дальше, сильно дальше, до п. Акташ. Ранее, в 2010-м еще на euroR’е я как-то раз доезжал до перевала Чике-Таман, дальше не был. Так что мы были готовы к новым для нас местам. Завтракаем в летней кухне и едем!
Заехали в Чергу, взяли местных сыров, там отличный маслосырзавод. Далее погода стала портиться, уже перед Семинским перевалом буквально мешал ехать встречный ветер! Порывы, мама дорогая. Налетели тучи, полил дождь. Расход при таких сопротивлениях с багажником вырос с 5,5-6 до 7-8 литров! Как нам потом сказали, в Новосибирске было то же самое в тот день. На Семинский мой гибридец заехал не без труда, в D режиме заряда на батарею мало, быстро все покончалось, тачка не едет, вариатор воет, перехожу в S, в подъеме 4000 об/мин, иногда 5000! Машина тяжелая, моторчик 1.3, еще и загружена, пыжится, но заряд идет даже на подъеме, тачка едет. Уф, заехали… Чёта как-то туго, я не знаю даже, стали закрадываться мысли «а как будет на Чикете?». Ладно, не ссым, рулится тачка отлично, резина четкая, это сильно добавляло позитива. На спуске батарейка взбодрилась по полной, все вернулось в норму. Летим. Детей стало укачивать, старший вырубился, спит, малую затошнило. Съеденное мороженое на остановке вылетело обратно :) Собака тоже не в восторге, мягко говоря; лежит сзади на полу и отзывается только на поглаживания.
А дорога рисовала все новые и новые красивейшие пейзажи. Ну и вот он, Чикет. Надо брать, полный газ! Подъем короче, но круче, и тут на тебе! На подъеме делают разметку, машут «стой!». Бляха-муха, как я трогаться в подъём буду? Ну торможу, как иначе. Постояли пару минут, встречку пропустили, «езжай». Хм, езжай… На L-ечке, потихоньку поехал, перевел в S, и едет цива! Заехали на Чикет вполне себе, даже показалось, что полегче, чем на Семинский. Ну и хорошо. Снова барахолка, пирожки, платная пешеходка повыше — не пошли, пофотались у оградки и дальше в путь.
Теперь дорога для нас новая, горы выше, скалы круче, поворотов и перепадов — больше! Ребята, я кайфую от таких дорог. Идеально ровный асфальт, отличная разметка, виды — закачаешься! Каждый новый поворот открывает тебе новые картины. При этом ты пишешь повороты, не отвлекаешься на эти чертовы ямы и кочки (тут их просто нет)! Машин мало, часто пользуешься встречной полосой, чтобы сделать себе «apex» поинтереснее — я не знаю кто как, но я часами кайфовал от всего этого. Незабываемо! Вот где typeR нужен! И никаких камер, ДПС и всего подобного — это же рай для хот-хэтча… Обалденная дорога, я был в диком восторге. Супруга сказала «ты неисправим» :) Ну да, хондаводы они такие :)
Погода менялась несколько раз, мы видели дождь, молнии, солнце и ветер. Много скота на дорогах, понравились козочки, отлично по камням скачут, крайне ловкие. Лошадей много, яки (стриженные) встречались, журавли в низинах сидели. Одним словом — ПРИРОДА! Алтай прекрасен.
А тут еще и водопад Ширлак, прямо у дороги. Красивая парковка, вкусная чебуречная, скалы красивейшие, погода классная. Настроение в космосе. Пошли погуляли. Класс!
К Акташу подъехали около 5 вечера, тут нас ждал 2-этажный номер на турбазе «Шепот гор». При подъезде место кажется не очень, но, когда заезжаешь на территорию, всё неплохо преображается: речка Чибитка протекает в 10 метрах от входной двери дома, вокруг горы, неплохая летняя кухня, мангальные зоны, скамеечки, у дома небольшая терраса. Внутри всё отделано просто, но выглядит вполне уютно и все исправно. 4,5 тыс. руб. за сутки — нормально. Там и прожили 3 суток.
Вечером погуляли с собакой пешком по селу. Акташ довольно-таки большой, есть пара заправок, магазины, пекарня, мойка, автосервис и т.п. Начиная от поворота налево с Чуйского тракта в сторону Улагана уложено 17 км нового асфальта. Заедем, посмотрим на днях. Полно телефонов об экскурсиях, в этих баннерах понравилось слово «Заброски», забавное. Население уже сплошь алтайцы, люди европейской внешности — в основном туристы. Часто алтайцы на своем болтают, иногда в беседе с туристами спрашивают у своих на алтайском, как сказать по-русски что-то. Весело :)
Из с. Акташ существует множество различных экскурсий, наша основная цель была Марсовы горы. Это еще около 80 км в сторону границы с Монголией. Дорога и туда была прекрасна, по пути проехали п. Курай, посмотрели на Курайскую степь, очень понравилось.
Доехали до Кош-Ачага, там уже горы сходят на нет и начинается степная природа. А ветер всё не сбавляет обороты. В Кош-Агаче заправились, спросили у местных, как проехать до Марсовых гор, нам сказали вернуться обратно до п. Чаган-Узун, там по гравийке и камням еще около 5 км и уже на УАЗике дальше, около 20 км. Доехали, взяли УАЗик таблетку и поехали на обзорную экскурсию. Тем, кто первый раз, рекомендую поступить так же, времени достаточно, и за вменяемые деньги увидите много всего. Экскурсия включает Луну и Марс 1, 2, 3. Первый Марс — платный, мы туда не заезжали, на него сверху посмотрели, а вот на Марс-2 и, особенно, Марс-3 попали и погуляли там. Водитель предупреждает: одевайтесь хорошо, ветра сильные сегодня, к тому же наверху холодно, берите свитеры, куртки, желательно с капюшоном. Им виднее, всё взяли. Поехали.
Экскурсия началась со смотровой площадки на Снежные горы с последующим спуском к Луне. Дорога содержит весьма приличные камни и слабо накатанные полудорожки — направления. Перепады высот серьезные, местами водитель говорил «держитесь», и УАЗик брал очередной крутой подъем. Местами дорога сильно под наклоном, а ниже лететь сотни метров. Я не джипарь, местами жутковато было. Но водитель давил на гашетку и уверенно все это проходил. Доехали до смотровой. Красиво:
Следующая остановка — Луна. Лунные пейзажи интересны, есть некое сходство с луной, если не обращать внимания на небо и зелень, вполне себе лунный пейзаж. Когда ходишь, что-то вроде белой глины под ногами:
Далее перемещаемся на Марс-2. Очень красивое место, отличный овраг, хороший масштаб, красивые разноцветные горы, контраст с небом, пейзажи шикарные, отличные ракурсы для фото.
Следующий пункт — пригорок с видом на Марс-1. По дороге встречаются сурки, хорьки и суслики. Коршуны здесь большие, сидят иногда прямо на дрогах. Как сказал водитель, в этих местах много манулов, могучие и агрессивные дикие коты, но от людей держатся подальше и отлично маскируются в местных пейзажах. Нам увидеть не довелось. Марс-1 живописно смотрится сверху:
Далее Марс-3. Дорога к нему содержит 2 достаточно глубоких брода (реки в этом году полноводные, глубина бродов около метра), УАЗик показал класс, молодец. Дети были в восторге. Марс 3 достаточно малопосещаемое место, не истоптан, как другие Марсы, понравился больше всего. Рекомендую!
Алтаец еще нас за небольшие дополнительные деньги свозил на смотровую площадку, отличное место. Классный вулканический скальник, интересные высоты, виды — потрясающие. Не пожалели, что доплатили и попали туда. Судите сами:
На этом экскурсия закончилась. Полные впечатлений и отличного настроения, поехали обратно, денег отдали 5000 руб. Пересели к себе в Хонду, едем, едим лепешки, проехали метров 500 и тут… опа, чую по днищу камень приложился. И как я его не заметил? Машина отказывается ехать. Как будто тормоза зажало. Вышел, осмотрелся, все в порядке, кроме тросика ручника. Его камнем натянуло и зажало по полной. При этом рычаг не поднялся. Ну, понятно. Надо снимать натяжение ручника. Достал топор, тросик вернул на место, нужно доехать куда-нибудь, поднять на домкрат машину. Через силу, снова на L-ечке доехал до ровной площадки, поддомкратил, сижу смотрю на ступицу. Поджарил колодки немного, но немного. Вижу, тросик ручника надо как-то разжать. Подъезжает парень, предлагает помощь, пообщались, говорит на СТО работал, достали монтажку хорошую, оттянули пружину и тросик скинули. Так же на втором колесе. Всё, ручника нет пока. Ну и ладно, зато можно ехать. Я все равно им не пользуюсь. И спокойно поехали. Кузбасским парням спасибо! По пути попали в офигеннейшей силы дождь, но без града, слава богу. Зато после его окончания увидели красивейшую и яркую радугу! Отфотали. Обалденно смотрелось.
И без дальнейших приключений вернулись на турбазу.
Вечером дети пошли к речке погулять с собакой, и старшой вывихнул себе голеностоп. Прилично так вывихнул, наступать на ногу не может. Крики, слезы, знаю, связки — это больно. Намазали спасателем, наложили тейпы, эластичного бинта не было. Посмотрим, что будет утром.
Пятница: утром у сына нога распухла, но Яромир не сдался, сказал, что будет терпеть весь день! В планах — доехать до гейзерова озера и мертвого озера за Красными воротами. Погода отличная, погнали! Гейзерово близко, место красивое, говорят, значит, поедем сначала туда. Старшого пока оставили на базе супчик доваривать, нога нешуточно болит. Остался в домике.
Приехали, место, и правда, красивое. А еще красивее в лесу рядом. Ручьи, лес, камни, птицы. На озере куча народу, если хотите его отфотать поинтереснее, нужно ехать сильно раньше. Мы были в 11 часов утра. Всякое слушал вокруг, порой смешно было, я тихо хихикал: «Сфотай меня красиво, я статус обновлю», «у меня инста не открывается, хочу залить» и т.п. Люди, ау! Вы для чего едете на природу? Что с вами? Не надоело? Причем бабищи, им по 50 лет уже, а они в инсту что-то там кладут :) Да уж, куда мир катится. Еще фотки озера, голубая глина постоянно меняет рисунки на дне, интересно:
Оттуда поехали до мертвого озера. Пообедали, сынулю прихватили, поеду, говорит. Едем вместе. Потом он ни разу не пожалел, что поехал! Дорога по новому идеальному асфальту, крутой подъем, куча поворотов, гибрид снова в напряге, но едет нормально. Красные ворота особо не впечатлили, фотать не стал. А вот мертвое озеро неплохое.
Поехали дальше, асфальт сначала перешел в плохой, а дальше и вовсе кончился. На дороге полно строительной техники: огромная дробилка породы, тралы, самосвалы, грейдеры, скреперы — работа кипит полным ходом. Говорят, что в ближайших планах заасфальтировать дорогу до самого Кату-Ярыка. Вот у нас и стали закрадываться шальные мысли доехать до Кату-Ярыка! Это мое самое желанное место на Алтае, я столько раз его видел на фото, а тут вот он, совсем недалеко, всего-то каких-то 75 км. И погода хороша… Нельзя упускать возможность туда попасть! Решено, едем. Да, не джип. Да, местные предостерегали ехать туда на пузотёре-моноприводе, там реки разлились, 2 брода проезжать нужно будет, а еще говорили, что камни там острые, колеса порезать ими можно… Чёрт, такое себе занятие на циве. Ну, ничего, если что — вернёмся, чего уж поделаешь. Запаска есть, машин много, трос есть, лето на дворе, медведей вроде не видел, поди чего-нибудь придумаем.
По дороге проходим Улаганский перевал, со стороны Акташа не такой крутой подъем, а вот на спуске было сильно круче, снова возникали мысли, что «нужно ведь будет как-то обратно забираться тут». При этом на каменной дороге со стиральной доской и колеями еще и наставлено разделителей, порой так, что и дорогу особо не выберешь. Надеюсь, пройдем.
На одном из поворотов открылось красивое озеро «Киделю», что переводится с алтайского как «у пастбища», а на его фоне ледники. Ух, вид четкий. Запечатлел.
Были и другие озера, их не фотали, и так очень много остановок по дороге делаем. Доезжаем до Улагана, ДПС-ники местные на въезде в поселок тормозят, сказали, что у меня фары не включены, выписали протокол. Ладно, заплачу, нет проблем. «Где покушать?» — спрашиваю. Кафе «Виктория» — там многие кушают, говорит, а он дома кушает :) Заехали туда, поели, очень по-простому, но при этом по-домашнему и вкусно, а самое главное недорого, 5 блюд с чаем за 800 рублей. Или в той «Фортуне» 2600 рублей. Чуете разницу? После Улагана прогрейденная (так правильно?) гравийка, широкая, ровная, 60 можно смело идти, но на трассе ребята велосипедисты, мотоциклисты, сильно не попылишь, ехали небыстро, чтобы не мешать другим.
Доезжаем до Балыктуюля, там направо, и вот они камешки, про которые нам говорили — большие, острые. Машин резко поубавилось. На обочине стоит RAV4, чем могу помочь, спрашиваю? Ничем говорит, порезал колесо… Ох ты. Выходит, не байки? Ну, заднюю давать уже нельзя, едем дальше. Жду бродов, а нет бродов. Сухо всё. Дорога уходит в лесистую местность, вполне себе 30-40 можно идти, но местами узко и, бывает, из-за подъема внезапно вылетает встречка. Разбиться — пара пустяков. Поэтому не спешим, у нас пока всё целое, пусть так и будет.
Лес кончился, началась открытая дорога высоко на склоне, а слева красивейшее озеро внизу, это одно из трех озер, называется «Уч Кёль», переводится как «три озера». Вода зеленоватого, даже, скорее, бирюзового цвета, вокруг лес, очень красиво.
До Кату-Ярыка остается всего 10 км! Дорога снова уходит в лес, и начинается множество спусков, снова мысли в голове, «а ведь по ним же еще подниматься, хорошо дождя нет».
Ну, и вот он Кату-Ярык, что значит с алтайского «твердая трещина, расщелина в горе».
Погода шепчет: тишина, ветра нет, +25 и небо для снимков хорошее. Но идут тучки, время к 6 вечера уже, надо поторапливаться. Сын, превозмогая боль, пошел с нами. Местами я его за подмышки подтаскивал, где-то он на одной ноге скакал, но все с честью выдержал, молодец. У детей от масштабов челюсти падают, красота, конечно, невероятная.
Яромир удивлялся: «Пап, смотри, орёл ниже нас летает», и выразил бизнес идею «тут бы мостик сделать через ущелье, но надо благоустраивать другую сторону, тогда и к водопаду можно сходить будет». Однако… 11 лет парню… Широко мыслит, красавец :)
Берем фот и работаем :) Нагулялись, наснимались, насладились, масштабы — завораживают!
В обе стороны чулышманская долина красивейшая, а когда смотришь вниз — домики как муравьи, машины как песчинки, а люди, в прямом смысле, как точки. Высота — обалдеть!
Уже вовсю строят новый спуск в долину. Старый спуск направо, новый — налево. Масштаб серьезный, дорога будет нехилая, это видно уже сейчас. Местные говорят, Греф руку приложил и будут асфальтировать. Платную дорогу, наверное, устроят, а типа если не нравится цена — езжай по старому спуску? Ладно, это мои догадки, но что-то мне подсказывает, что так и будет. Поживем — увидим.
Девочки ушли к левым склонам, а мы с сыном пошли к машине. Смотрю, рядом еще один парень колесо меняет на Renault Sandero, снова боковой порез камнем. А нам еще назад ехать, и дело к вечеру… Меня беспокоило только то, как пройти эти спуски (теперь ведь это будут подъемы) и потом забраться на улаганский перевал. Все эти подъемы придется проходить на приличном газу, чтобы не встать где-нибудь.
А Кату-Ярык прекрасен, это редчайшего качества место! Масштаб, дух гор… Уникальное место. Теперь навсегда в моем сердце. Всем, кто не был, обязательно желаю побывать! Ну что, поехали? Сказали «пока» чудесному Кату-Ярыку, концентрирую внимание на пилотировании, и полетели в Акташ.
Обратная дорога была куда более волнующей и местами даже раздражающей: начальные подъемы мы прошли неплохо, до Балыктуюля добрались в куда более скоростном режиме, шел 60 там, где дороги пошире, и спецучастки уже известны, чекпоинты запомнились :-) Машина справилась хорошо. Ничего не порезали, не разбили. А вот после Улагана местами было ой как непросто по плохой дороге в серьезные затяжные подъемы забираться. Ну… Забрались. Ближе к Акташу вижу, что у меня моргает уличный термометр: ни фига себе, +3 на улице! Время 21:30. Было же +25, но тем не менее. Остановился, вышел, реально — дубак! Горы коварны. Может, будет еще и минус? Нет, минуса не было.
А последний отрезок с отличным асфальтом в районе Красных ворот, я снова оторвался: серпантин с идеальным асфальтом, крутыми поворотами и перепадами высот. Как же я люблю такие дороги. У меня снова детский восторг! К тому же настроение зашкаливает, что мы и Кату-Ярык увидели, и с погодой повезло, и все целое в машине — ничего не испортили! Качу в поворотах: резина — молодец, не пищит, пишет траекторию отлично, машина рулит четко. Потрясные ощущения! Жена хихикает: «Опять ты за свое, давай аккуратно, сокровища везёшь». «А как же, конечно, аккуратно», — отвечаю и ввинчиваюсь в новую шпильку на спуске. УУУХ! Кайф!
Вернулись на базу, детей на горбу перетащил в кровать, собака рада, что мы наконец приехали, наелась и на боковую, а мы еще чай попили, и отлично перед сном это дело отметили :) Лучший день в этом году! Меня переполняли эмоции.
Утром в субботу понимаем, что нога у парня не проходит, решаем выезжать домой, причем до самого Новосиба, а это 800 км, половина из которых это езда по серпантинам. В пути будем делать небольшие остановки, около Горно-Алтайска посмотрим, стоит ли ехать сразу до Новосиба или нет, как получится, если что — переночуем в гостинице.
По пути остановились в месте слияния Чуи и Катуни. Красивое место.
В Горно-Алтайске были в 9 вечера, перед этим заехали в Манжероке покушать в кафе «Местные манты», все очень вкусно. Недолго думая, решили ехать до дома. Дети по дороге насмотрелись мультиков и срубились спать, а в 2 часа ночи были мы уже были в Новосибирске. За поездку накатали 2250 км.
Теперь пару слов о соответствии машины для таких вояжей: поездка наглядно показала, что в машине как себя ведет, и нужно ли на такой машине ездить в горы и, особенно, там сворачивать с асфальта…
Тачка скорее не подходит для всего этого. Сильно бесит шумка. Здесь ее практически нет. Можно сделать и значительно улучшить эту ситуацию. На 110 км/ч, когда ты идешь в режиме S с повышенными оборотами, слышно и вой двигателя на вариаторе (это именно вой, т.к. вариаторный троллейбус — то еще нытье), и аэродинамические шумы (арки, зеркала — все это делает ШШШ) + еще багажник на крыше добавляет шум/парусность/расход бензина. Начинаешь от такого шума уставать, весьма прилично и быстро.
Подвеска на циве при своей простоте хороша и отрабатывает нормально, но (!) только если все узлы у нее в полном порядке: новые стойки, яйца, шаровые, наконечники, втулки стаба. У меня стойки подустали, особенно задние, это сильно сказывалось на подъемах с каменистой дорогой. Колеса порой скачут на стиральной доске и судорожно ищут сцепление.
А вот рулежка у этой цивы отличная. Рулевая рейка одна из лучших, руль тоже отличный, на хорошей резине по серпантинам с ровным асфальтом я от руля кайфовал.
Связка Гибрид + вариатор для горных перевалов — штука плохая. Мотор слабый, машина тяжелая, батарейка усталая, Семинский и Чикет на Алтае были пройдены не без труда, и только с повышенными оборотами в режиме S. В обычном D тачка не вывозит, скорость падает на таких подъемах. А настоящее испытание было на улаганских подъемах + ухабах. Камни нещадно гремят в арках, по днищу прилетает, в общем, это то еще «удовольствие». Однако, пусть и с трудом, справилась машина.
Еще свет у этой цивы, прямо скажем, плохой, и неважно, что у машины штатный ксенон. Фары полировал, возможно, стекла уже потемнели от времени и это сказывается. Дальний спасает, но на трассе при большом количестве других машин и 2 увиденных сбитых лосях за ночь под Барнаулом — сами понимаете мои опасения при поездке с детьми. 80-90 при лесистой обочине, если еду первый в группе, и 100-110, если степь или еду хвостом за спонсором.
Резюме: тачка всё же не для дальняков. Можно ехать, если идеальная подвеска + отличная резина + идеальная батарея + небольшой загруз, и без чемодана на крыше. Тогда да, по асфальту хорошо идет сивик. Но если хотя бы одно из этих условий не выполняется — это уже головняк, если не проблема.
Сравнивая с мощным аккордом euroR, на котором я тоже ездил на раз на Алтай, там по всем статьям все сильно лучше. У него чудо мотор, подвеска круче, механика (для гор отлично), самоблок дифференциала, большой багажник для седана, откидывающиеся задние сидения (спать можно), передние RECARO, в которых вообще не устаешь, и при этом кайфе мы еще ездили тогда вдвоём и налегке — ну это небо и земля. По трассе идешь сильно быстрее, на подъемах все гораздо проще и машина сильно комфортнее, где сивик плюхается в яму, аккорд лишь слегка качнет.
Ну вот, собственно, и всё, спасибо всем, кто осилил. Снова настрочил кучу букаф, надеюсь, было интересно. Считаю, что поездка удалась, всем всё понравилось, если бы не травма сына, еще бы покатались, ну и не страшно, будет повод еще приехать. А травмы у детей заживают быстро.
Всем удачи на дорогах. Пока.
A.D.