|
Вот и вернулись мы из нашей увлекательной двухнедельной поездки на север нашей родины... и, маленько отдохнув с дороги, хотел бы поделиться впечатлениями.
Выехали мы из Москвы, как и планировали, 1 августа. Со вторым московским экипажем мы встретились уже на Ярославке, заправились и рванули в путь. А путь наш лежал в населенный пункт Кузнечиха, он находится прямо за Ярославлем, где мы должны были встретиться с экипажем из Нижнего Новгорода, которые были отличными спутниками в путешествии.
Отдельно хочу сказать, что дорога до Ярославля хорошая, заправок куча… В общем, домчались, даже не заметили как.
После встречи с ребятами мы двинулись дальше… А дальше наш маршрут пролегал через г. Вытегра и дальше в Петрозаводск. Если кто-нибудь поедет нашим путем, обязательно запаситесь терпением, т. к. в г. Вытегра дорога, я имею в виду асфальт, закончилась, пошла гравийка, которую иногда на пару километров сменяет советский асфальт. Собственно скорость наша упала на той дороге до 60 км\ч, и мы, естественно, не успели на паромную переправу в поселке Вознесенье. Заночевали прям там на берегу возле парома, чтобы не проспать первый рейс.
Проснувшись, мы сразу же двинулись занимать очередь на паром, ведь в планах у нас было преодоление 1100 км до Мурманска. Паром стоит 120 рублей, время в пути 5 минут. Мы дольше смотрели за угорающими утками у борта парома, им явно нравилось искусственное течение, которые создавал корабль при выходе.
После переправы нас ждали еще почти 150 км по грунтовой дороге. Потихоньку начали меняться пейзажи. У меня в голове только и крутились мысли о том, чтобы поскорее вырваться из средней полосы России… По дороге начали попадаться таблички «ВНИМАНИЕ! РАБОТАЮТ БЕЛАЗЫ», и в тот момент времени это радовало больше всего на свете.
В Петрозаводске нас ждал долгожданный привал. Завтрак и начавшийся поиск нормальных канистр (мои канистры, все 4 дали слабину в крышке, пришлось с ними проститься, но это будет совсем другая история).
Сам город встретил нас закрытыми магазинами. Почему-то все, куда б мы ни сунулись, работало с 11:00, то ли мы так попали, то ли там действительно хорошо живут, раз могут позволить себе поспать.
И вот мы, сытые, вполне выспавшиеся и без канистр двинулись в сторону Мурманска.
Погода — солнце, дорога — супер!
Всем людям, кто проектировал, строил и ухаживает за АД «КОЛА» просто огромное уважение! Это самая восхитительная дорога в России: идеальный асфальт, все разметки, знаки, стоянки — все сделано с умом, на каждом паркинге эстакада. Для меня лично как для жителя столицы это было удивление, учились бы столичные дорожники, а то без слез не взглянешь!
В Мурманск мы въезжали уже за полночь. И я все ехал и ждал, что вот-вот сядет солнышко, и я, наконец-то, встану во главе колонны и врублю свою новую LED балочку… Я все ждал, а солнце все не садилось… Я ждал, оно не садилось, всему виной полярный день! Я чуть ли не ночевал на стоянке устанавливая ее, а она даже и не нужна оказалась… Нет, ну как декор в поездке очень нужна, но воспользоваться ей по-настоящему удалось только уже в Хибинах.
Отдельно хочу отметить пересечение полярного круга, это место ты проезжаешь по-особенному, это своего рода точка невозврата, которую ты ждешь. Остановиться тут и загадать желание, повязав ленточку на дерево желаний должен каждый путник. Народу, как и полагается, много, но все с взаимным уважением соблюдают очередь и не мешают никому.
Переночевав в Мурманске, мы позавтракали и двинули дальше, закупаться решили в магазине Лента. Пока мы там ходили-бродили, к нам приехал Роман, рассказал нам, что и как лучше поехать… И пожелал нам хорошего пути.
Закупившись всем необходимым, в том числе и канистрами, мы двинули на Титовку, перед этим посетив легенду советского Атомного флота — атомоход «Ленин»!
По дороге мы, конечно же, не могли не остановиться и не заехать на мемориал «Долина Славы». Масштаб этого места поражает. Ты стоишь возле мемориала, а по правую руку возвышается ДОТ. Честно, у меня от таких мест мурашки по коже. Это все было тут каких-то 70 лет назад, на этом небольшом пятаке земли. Именно отсюда и началась ключевая атака Советских войск. Это нельзя передать словами…
Уезжали с Долины Славы с одной только мыслью в голове — «Спасибо».
После мемориального комплекса мы поехали на заправку в Заполярный, залились под завязку, и уже в вечеру начали сворачивать с асфальта…
Думаю, что асфальтовую часть до Мурманска и чуть-чуть после можно считать законченной, это если вкратце.
Дальше пойдут совсем другие виды и дороги.
Отдельно хотел бы рассказать о наших попытках проехать через танковый полигон. Мы хотели это сделать для того, чтобы попасть на старую немецкую дорогу. И мы специально выжидали день, для того чтобы к отливу быть у брода, о котором нас предупреждал Роман.
Как вы поняли, раз уж я решил уделить этому время, то что-то пошло не так. А именно то, что у нас не получилось заехать даже на полигон. В момент нашего приближения на полигон проследовала достаточно большая группа военных, а по дороге до полигона нам встретился и танк, мы видели и БТР на старте в стартовых воротах, который был готов сорваться с места, и застрявшую ШИШИГУ в одном из озер близ трассы… В общем, именно в этот день у вояк начались развлечения, и мы как везучие попали именно к самому началу… Но мы же афигевшие москвичи, мы решили объехать полигон и прорваться на немецкую дорогу. Свернули перед полигоном налево, в пролесок, а там на самом выходе из пролеска и собственно у той самой точки, куда нам и надо — лужа, да не простая, а раскатанная БТРами…
Забавный случай произошел, когда мы все такие нарядные и одинаковые с лица, вышли таки на полигон… Навстречу нам бежал вояка, который аж опешил мальца))), диалог был коротким, т. к. по правую руку от нас мы разглядели в окопах ребят с автоматами и незамедлительно решили валить))).
Ну и, конечно же, мы же не могли не попробовать через парадный вход проехать… Тупо на дурачка, подъехали на КПП… парни нам, мол, так и так учения… стрелять щя будут… а за тем бродом мы не проедем… Ну мы покурили вместе с ними, и коллективом было принято решение валить на Титовку!)))
До Титовки доехали быстро, то и дело смотря по сторонам на очередную военную технику.
Ну вот мы и сворачиваем наконец с дороги, вот мы и едем уже по тем самым ямам…мы добрались! Мы доехали до тех мест, по которым каждый из нас уже мог бы водить экскурсии, благодаря просмотренным видео. Дальше после водопада началась 40-минутная томная дорога.
Единственное, что ее разбавило, это автоколонна интересного состава: Камаз с вояками тащил сгоревший 100 Крузак, а следом за ним Гелик тянул заряженного по самые помидоры Пажеро спорт… И как вы думаете что… Крузак ночью полыхнул, как нам поведал парень с гелика, а Пажерик просто воды хлебанул! Со шноркелем, высокий — просто воды хлебанул…
У меня в голове крутилась в тот момент одна только мысль «Куда мы едем?», в себе и в Ниве Андрея я был уверен, но у нас была машина на полном стоке, ну да ладно… Собственно последнее, что я спросил у экипажа Гелика: «Как дороги?» Ответ меня порадовал: «АААА дороги афигенные!». И ведь не соврал)))
Дорога вся как не пойми что, но хоть какое-то разнообразие, от асфальта уже начинало тошнить. Яма на яме и ничего по сути интересного, потому как идешь в пролеске, справа кусты да слева кусты, а душа требовала видов. Перед перевернутой палаткой с шаурмой (да-да-да, именно с ней родимой) мы остановились передохнуть да пофоткать, уже что-то начинало проявляться, кустов становилось меньше, красивых видов больше.
Маленькое лирическое отступление. После того как неподалеку от палатки с шаурмой нам навстречу ехал Chevrolet Cruze, в моей голове прошло осознание того, что нам тут нечего бояться!)))
И вот мы начали подъем. Дорога шла упорно вверх, мы начали кайфовать, от видов дух захватывало. Мы останавливались через каждые метров 500, это что-то с чем-то, усталости уже не было ни у кого, все как рукой сняло. По пути памятники и все в очень хорошем состоянии, за что низкий поклон тем, кто к этому причастен.
Наконец-то за одним из перевалов нам показалось оно — Баренцево море! Внутри у меня просто что-то остановилось, это было просто прекрасно. Открывшийся перед нами Средний в уже утреннем тумане был великолепен. После того как перед нами появился Средний, мы двигались уже не останавливаясь. И вот мы на Среднем, это ощущение того, что ты доехал, эти виды, этот слабосоленый ненавязчивый воздух, прохлада севера и залив в тумане — это то, ради чего мы проделали почти 2000 км… Лично я в тот вечер был самым, пожалуй, счастливым водителем Уаза.
А чего можно еще желать? У меня в тот момент было все и даже чуть больше, а именно: отличная команда, надежный автомобиль, шикарный вид. Разбили лагерь недалеко от «Новостроек» прям на берегу, сидеть и любоваться приливом с кружечкой горячего чая — это, скажу я Вам, что-то с чем-то. За легкой беседой возле костра мы все перевели дух, немножко попели под гитару и разбрелись по палаткам. Впереди нас ждал следующий день, на который у нас были большие планы.
Утро. Дождь сменило палящее солнце, и мы, не привыкшие еще к полярному дню, понимали, что проспали, только еще не понимали что. Позавтракав чаем и кто чем, двинулись в путь.
Мы поехали по восточному берегу, где яма на яме))), но мы ехали, и вид из окна только подбадривал. Ехали мы не особо долго, первой остановкой стал корабль.
и ошметки похоже что еще одного корабля… Вообще, скажу я Вам, друзья, кайф идти по северу, в футболочке, солнечных очках, пинать водоросли и ракушки… С погодой нам точно повезло. После корабля, собственно дорога монотонна… едешь и едешь… яма да яма… пока перед нами не открылось Большое Озерко — поселок, полностью покинутый и оставленный. «Вот и он — Рыбачий!», — подумал я. И знаете, я просто был вне себя от радости, это как кубок Стэнли в одиночку выиграть, наверное, так же бы себя чувствовал.
Заехали мы в него на обратном пути, но упомяну о нем я лучше сразу, чтоб потом не уделять этому внимание. Когда стоишь на пятачке между клубом и пятиэтажкой, хочешь-не хочешь, а начинаешь представлять себе как тут жили люди, как тут смеялись дети, и разряжались отборным матом мужики. Трудно представить сейчас, как оно было тогда, но готов поспорить, что было круто!))) Мы поднялись в пентхаус, на пятый этаж… И знаете, что можно увидеть из окна, живя в тундре? Внимание, ответ — ТУНДРУ!
Следующая наша остановка была неподалеку от мыса Коровий, почему он называется так, к сожалению, информации не нашел.
Но место просто восхитительное, зеленый ковер, плавно переходящий в каменную гряду, и все это на фоне военных укреплений, окопов, ДОТов и воронок от снарядов… передать все это словами или текстом нельзя.
В каждом из подобных мест мы, выходя из машины, даже, мне кажется, не разговаривали, мы выходили и, как муравьи, разбредались, потом собирались и кайфовали от тишины. Мы просто улеглись на зелень, которая была мягкая, как перина, и глядя на море, мы думали каждый о своем. Немного передохнув, мы двигаемся дальше, дорога поражает своей красотой, камни, камни, лужи, лужи — КРАСОТА одним словом, и при этом мы все время движемся по побережью. Легкий солоноватый воздух окутывает весь автомобиль, суровое северное солнышко делится с нами всем своим теплом.
После того как мы преодолели небольшой перевальчик перед нами открылся пляж. Все-таки в отливах есть что-то))) вот нам и повезло. Одним из пунктиков или целей, которые мы заложили еще в Москве, было купание в Баренцевом море. И вот погода, как будто зная об этом, подарила нам прекрасный вечер!
Собравшись с мыслями, мы все-таки это сделали))) Представляете, бежим мы, бежим, бежим, а глубина все по колено))), достаточно забавное и ни с чем не сравнимое ощущение))).
Это был наш второй привал на Рыбачьем. После купания эмоций было хоть отбавляй. На пляже мы пробыли в районе полутора часов. Полюбовавшись видом и погоняв Чероки через ручей, до момента пока у него треснул бампер от напора воды, мы продолжили путь. Дальше предстоял небольшой брод через ручей, каких-то трудностей он у нас не вызвал, забегая немного вперед, скажу, что трудностей в принципе не было. Дорога от ручья до мыса Немецкий коротка и красива, и вот уже из-за очередной кочки появился маяк Вайда Губа.
Все, мы на финише, мы доехали.
Перед нами открылись пирамидки, сложенные из плоских камней породы, которая есть только на мысе Немецкий. Ощущения непередаваемы. Находясь тут, ты вроде пытаешься осознать, что это самая северная материковая точка России, но осознания этого вовсе нет. Мы в уже знакомой нам манере вышли из машин и разбрелись кто куда, но потом, спустя полчаса, мы снова все встретились на самом мысе, все — МЫ САМЫЕ СЕВЕРНЫЕ ЛЮДИШКИ))) пусть и недолго, но мы ими были))).
Когда ты туда едешь, постоянно представляешь себе это место каким-то другим, уж точно менее дружелюбным, ты представляешь огромные волны, лютый ветер, черное небо.
Но перед нами Север открылся с самой своей лучшей стороны: солнце, практически штиль… Самый север для нас предстал в самом лучшем виде!)))
Перекусив на Немецком и заехав на маяк к очень дружелюбным жителям маяка, мы двинулись на место нашей первой остановки, потому как оно понравилось всем, и лагерь на суточную стоянку было решено разбить именно там.
На пути назад отлив был еще больше, и то место, где мы бегали в шортах, уже было просто песком. Дальше ручей, перевал, и через 30 минут мы уже разбиваем палатки.
Следующие сутки у нас прошли в полном расслабоне.
Ребята сложили баню, мы же слазили на сопку с Андреем и Романом. Вид с сопки был невероятным, но в то же время сама земля, на которой мы стояли, каждый ее метр был в следах разорвавшихся снарядов.
Девчонки ничего не делали в лагере, просто валялись и дожидались баньку, а Тесть в это время нырял и гонял, мелких рыбех))), это был не просто привал, мы все так же были в шоке от вида. Искупавшись снова на закате, мы были чистые, сытые и уставшие от ничегонеделания.
Тем, кто поедет на Рыбачий совет: дров на берегу Рыбачьего очень много, за ними надо просто спуститься. Поэтому не тащите на крыше ваших автомобилей вырубленные карликовые березки!
После суток отдыха мы снова снимаем наш лагерь и продолжаем наш путь. В этот раз наша цель — уйти с Рыбачьего на Средний и по западной дороге пройти до перешейка и уходить на Титовку.
Как уже говорил, дорога по Рыбачьему просто автобан 4х4. И спустя короткий промежуток времени, мы уже поворачиваем направо на западную дорогу и идем к первому интересному броду. По пути нам встретился мужчина на Тойоте, который нагнал жути на экипаж, сказав, что там уже кто-то сидит по крышу.
Когда мы подъехали к ручью, нам пришлось встать в очередь, перед нами вброд кинулись два заряженных мерседеса, бог пойми чьей армии, но их номера выдавали верность московскому региону))). Следующие были мы, ручей прошли по правому краю, чуть-чуть замочив бампер))).
Дальше дорога пошла под небольшим углом вверх. На пути нам пару раз встретились ребята с других городов с одним и тем же вопросом: «Двух братьев уже проехали?» Мы говорили, что еще не доехали до них и продолжали путь.
От ручья до Братьев ехать недолго, главное не пропустить вилку и спуститься вниз к побережью. Оказавшись у Двух Братьев, ты попадаешь в другой мир, если до этого ты был где-то на севере, то, проехав ручей, ты уже едешь по дорогам из фильма «Властелин Колец». Мхи, утесы, небольшие водопады — все это настолько завораживает, что хочется каждый метр пройти пешком. Но, с другой стороны, зачем идти пешком, когда есть УАЗ. Как только мы остановились, в своей привычной манере мы разбежались кто куда… фотографировали все и всё и с разного ракурса и под разным углом, а внизу у Двух Братьев шел уже ставший нам до боли знакомым окоп, потихоньку зарастающий зеленым ковром.
У Братьев мы пробыли недолго, пофоткались и не стали задерживать очередь. Далее мы двинулись до батареи Поночевного. Маленькая историческая справка Батарея Поночевного — это легендарная 221 береговая батарея, геройски воевавшая во время Великой Отечественной Войны. От нее практически ничего не осталось. Рядом, уже после Войны, выстроили комплекс береговой обороны, состоящий из 4 орудийных блоков и командно-наблюдательного пункта.
Батарея была построена в начале 1950-х гг., в составе 4 орудийных блока, блок силовой станции и блок КП. Построена капитально, блоки фактически одинаковые с имеющимися на Балтике, причем батарея не производит впечатления брошенной, скорее похоже на законсервированный объект, поскольку все механизмы покрыты большим слоем смазки и на взгляд вполне работоспособны.
Находясь на батарее фантазия берет верх… Делая шаг, представляешь, какой же здесь был ад семьдесят лет назад. И мы, потомки, даже и представления не имеем о том, что видела эта земля и на что готовы были люди ради Родины!
Погуляв по окрестностям и чуть не заблудившись в бункере, мы двинулись дальше, мимо современного полигона, окопы которого просто усыпаны гильзами разного калибра, продвигаемся дальше к столь всем известным по видосам лужам. Лужи намыла уже современная техника, везде следы гусениц и протектора от больших колес. Вот таким нехитрым маршрутом мы и прошли Рыбачий и Средний.
В ближайшем будущем соберусь с мыслями и напишу о Териберке и Хибинах, но это будет уже совсем другая история.
Больше фотографий с этого путешествия можно увидеть в Instagram- @Overland_crew