|
Итак, всем доброго времени суток! Выдалось вечерами свободное время, решил наваять небольшой отчет о поездке в Монголию летом 2015 года.
Перед отпуском стал задумываться «а куда бы рвануть в этом году?!», годом ранее с женой ездили в Китай, сейчас же из-за скачка доллара бюджет отдыха сократился, поэтому путешествия, где только за дорогу туда-назад выходило более 50 тыс. руб. на двоих, уже не рассматривались. Поэтому решено было ехать на своем авто. Встал логичный вопрос — куда??? Стал бороздить просторы интернета и где-то наткнулся на инфу, что с 2014 года отменили визы в Монголию, и туда без особых сложностей можно поехать на личном авто. Почитал отзывы путешественников, посмотрел фотографии и, посоветовавшись с супругой, решили — так тому и быть! Едем в Монголию.
Итак, что имеем: Авто.
Пригнанный из Владика годом ранее. Экипаж: Я и моя жена (детей как-то побоялись брать, дорога длинная, неизвестно чего там и как… так что бабушка и дедушка радовались внукам целых 10 дней). Бюджет около 60 тыс. руб. + НЗ в валюте. Предполагаемый маршрут Абакан — Красноярск — Тайшет — Иркутск — Улан-Удэ — Кяхта — Улан-Батор — Монгольские окрестности — и в обратном порядке с остановкой на Байкале.
Сразу оговорюсь, из-за форс-мажора часть фотографий была утеряна, а именно все фото первых 2 дней, поэтому фото начнутся чуть ниже, где рассказ пойдет о монгольской части путешествия.
Решено было выехать в пятницу 3 июля (отпуск начинался с понедельника 6-го). В четверг весь вечер я посвятил сборам скирда и мало-мальской подготовке авто. Т. к. машина универсал, едем вдвоем и вещей не так уж много, решено было палатку не брать, а жить прямо в машине, благо размеры авто позволяют, я изначально сложил заднее сиденье, организовал 2-спальное место. Все вещи мы разложили по небольшим картонным коробкам, и по мере надобности эти коробки перемещались часть на передние сиденья, часть в один ряд сбоку, и образовывалась довольно комфортная 2-спальная кровать.
Итак, отработав в пятницу до обеда (сбежав пораньше), заехал за женой и в ПУТЬ!!! До Красноярска решили ехать через Курагино, так как сезон отдыха в самом разгаре и многие едут в Шира на озера, и трасса до края очень загружена, тем более конец недели. Через Курагино расстояние примерно одинаковое, но движения практически нет, редко попадаются встречные авто, единственный минус около 140 км гравийки, но грейдер ходит часто, поэтому гравийка хорошего качества. Хотели дотемна доехать до Тайшета и заночевать у родственников, но я явно переоценил свои возможности, часа в 2 ночи практически добрались до границы с Иркутской областью, решили заночевать в машине в поселке Нижняя пойма на стоянке с фурами.
Проснувшись в 6 утра, позавтракали, привели себя в порядок и двинули в путь. На границе Красноярского края и Иркутской области стационарный пост ДПС, нас не остановили. Заехали в Тайшет к тетке. Немного погостили, пообщались, покушали и в путь. Дальше ехали практически без остановок, только по экстренным нуждам. За день проехали около 800 км.
Вечером были в Слюдянке, заехали на рыбный рынок, купили вяленого и холодного копчения омуля и пивка, решили заночевать в Байкальске. Доехали до Байкальска, остановились около какой-то кафешки, рядом стояло несколько фур, поужинали омулем с пивом (рыба была свежая, очень. вкусная), легли спать.
Где-то в час ночи около кафешки началась движуха, видимо, нетрезвая компания сменила место своего празднования «пятницы». Пока дремали, фуры уехали, наша машина осталась в гордом одиночестве. Решив не дожидаться проявления интереса к себе со стороны пьяной компании, решили перебраться в более комфортное место. Так как пиво еще не выветрилось, далеко не поехали, остановились около ближайшей заправки, там и остались до утра.
Встали около 5 часов утра и сразу двинули в путь. Решили остановиться позавтракать и умыться где-нибудь на Байкале. Тут началось небольшое экстрим-приключение. Съездов с трассы к самому озеру нет, а хотелось подъехать как можно ближе, и вот попался небольшой отвороток, я, не долго думая, сворачиваю и начинаю спускаться вниз. Спуск круто поворачивает, и за поворотом становится более крутым, понимаю, что выезжать будет проблематично, но все же решаю ехать до конца, не взирая на возмущения супруги (в тот момент я явно переоценивал возможности переднего привода). Ну, да ладно, спустились, пофоткались на фоне рассвета над озером, позавтракали по-быстрому, и я решил пробовать выбираться на трассу, а не тут-то было… АДешка, проехав несколько метров по крутому склону вверх, упрямо шлифовала не самой лучшей LTшной, японской резиной по русской матушке земле… Сделав несколько попыток, понял бесполезность сих действий. Поразмышляв, что привод-то передний, соответственно, при подъеме большая масса машины давит на задние колеса, а передок, наоборот, вывешивается, решил сменить тактику и пробовать штурмовать гору задним ходом. Получаться стало гораздо лучше, даже смог добраться примерно до середины подъема, но так как был крутой поворот, не было разгона, соответственно, дальше этой середины я так и не продвинулся.
Покумекав, решил, что пора искать какой-либо помощи. Время 6 утра, движения на трассе практически нет, на мои просьбы остановиться никто не реагирует, до ближайшего поселка километров 5 в обратную сторону, оставляю жену за сторожа, сам двигаю в поселок.
Пройдя километр, останавливаю попутный жигуль, мужик добросил меня до поселка, спасибо ему. Время раннее, никого нет, хожу высматриваю, у кого есть какая-нибудь ВДовая техника, вдруг навстречу мужик выплывает (именно выплывает, судя по походке и разящему перегару, он еще не ложился). Объясняю ему ситуацию, он говорит — не боись, щас чего-нибудь придумаем. Доходим до его соседа, у него есть ВДовый ХАЙС. Стучимся, выходит жена соседа, вдвоем объясняем ситуацию (мужик настолько вжился в роль, что мне казалось, что мы там с ним вместе были :) ). Женщина, поняв чего нам нужно, сетует на то, что муж вчера употреблял и пока куда-либо ехать не в состоянии, но дома сын и племянник. Разбудила сына, мы объяснили ему ситуацию, он разбудил брата, завели хайса и поехали выручать мою AD.
Прибыв на место, застал жену благополучно спящей в машине. Немного подискутировав с мужиками, решаем сначала попробовать вытолкать руками. И прибавив к 109 японским пони 2 мужских, 1 женскую и 1 похмельную силы, с 3-й попытки машинку таки выталкиваем наверх. Всех благодарю, сую мужикам 2 тыщи, они скромно отказываются, как я ни настаивал, взяли только 500 руб. на соляру. Большое им человеческое спасибо!! Едем дальше, уже никуда не сворачивая))).
Километров за 100 до Улан-Удэ стоит густой смог, горят леса. Не доезжая города, останавливаюсь на СТОшке и меняю масло и фильтра, которые взял с собой из дома, чтобы не заморачиваться поисками. Заодно обедаем в кафешке и едем дальше. В город не заезжали. Километрах в 50 от Улан-Удэ рядом с трассой замечаем Дацан. Решаем посмотреть, народу никого нет, Дацан в процессе строительства, заметив нас, выходит послушник, немного пообщавшись, проводит небольшую экскурсию, рассказывает о буддизме, делаем запись в книге посетителей, оставляем небольшое пожертвование и едем дальше.
Примерно к 3 часам дня доезжаем до границы с Монголией. За пару километров до пункта перехода пост пограничников, нас остановили, проверили паспорта и наличие загранников, объяснили, что мы въезжаем на приграничную территорию и что в поселок Кяхта нам заезжать нельзя (можно только по приглашению). Поинтересовавшись есть ли заправки по пути и время работы ПП, уезжаем. До пункта перехода идет объездная дорога, свежий хороший асфальт. Рядом с самим переходом заправка Роснефти, большая очередь на заправке, заливаемся до полного, встаем в большую очередь на ПП.
Немного постояв, понимаем, что в очереди стоят автобусы и грузовой транспорт, а легковые запускают. Оказываемся где-то 7-й машиной в очереди, на ПП запускают небольшими партиями, где-то по 5 машин. Российскую границу проходим без проблем, досмотр проводит целый полковник, смотрят досконально, проверяют вещи, бардачки, скрытые полости, но довольно быстро, на все про все у нас, вместе с оформлением документов, ушло минут 15. С собой была 20-литровая канистра с бензином, товарищ полковник погрозил пальцем со словами, что провозить можно не более 10 литров, но на первый раз, он нас прощает)).
Миновав Российскую границу, въехали на Монгольскую. Здесь тоже долго не задержались, единственно были непонятки с заполнением анкет, написали примерную ерунду по образцу, и было непонятно к какому окошечку и в какой последовательности подходить. Мы навсякий случай подходили ко всем. По-русски практически не говорят, по крайней мере понять очень сложно. Осмотр машины был поверхностным, монгольская тетя в форме открыла все двери в машине и просто осмотрела, почти ничего не трогая. Проехали через лужу типо с дезраствором, за что с нас взяли 50 рублей. Выехали с Монгольского ПП, сразу за ним стоит женщина «меняла», поменяли у нее рубли на тугрики (кстати, курс был самый выгодный 1 к 35). Дальше дорогу преграждает шлагбаум, подъехали к нему, из будки вышел охранник и махнул, мол, «заходи». В будке сидит девушка, на корявом русском объяснила, что необходимо купить страховку, страховка на месяц около 50000 тугриков, спорить не стал купил. И все, вот она Монголия!!!
Сразу за КПП небольшой поселок Алтанбулаг, останавливаться не стали, решили ехать дальше.
Доехали до Сухэ-батора, решили осмотреться, купить чего-нибудь поесть. В центре увидели гостиницу узнали цену, 35000 тугриков за двухместный номер с большой кроватью, решили переночевать и уже на следующий день покорять монгольские просторы. Номер нормальный, чисто, есть телевизор, душ (правда, нет горячей воды, принимали освежающий душ). В холле WI-FI. Купили монгольского пива, отметили прибытие. Машину, кстати, оставляли на территории гостиницы, она огорожена.
На следующее утро рванули в Улан-Батор. По дороге останавливались только в крупном городе Дархан. Там очень интересная смотровая площадка с различными фигурами и видом на Дацан. Побродили, пофотались (с этого места начинается фотоотчет).
Архитектура Дархана напоминает богом забытый советский городишко, с панельными хрущевками. Хотя местами строятся новые дома.
На выезде из Дархана стоит железный мужик в сапогах, судя по всему, памятник какому-то рабочему. Заехали в кафешку у дороги покушали, по-русски никто не говорит, на пальцах объяснили, что хотим мяса. Принесли что-то наподобие гуляша и салат, порции огромные, чай с каким-то молоком и соленый. За двоих отдали 18000 тугриков.
Часам к 4 благополучно добрались до Улан-батора. На въезде в город свежая развязка, с 3-полосным движением в каждую сторону, сначала машин было не много, но по мере приближения к городу их становилось все больше, движение хаотичней, а маневры монголов непредсказуемыми.
Вначале жилых районов попали на большой перекресток, на котором творился настоящий хаос! Куча машин, 3 ряда с одной стороны 2 ряда с другой, светофора нет, знаков тоже не увидел. Все едут, никто никого не пропускает, все сигналят. Мы, конечно, были в шоке, кое-как его проскочили.
Весь Улан-Батор пронизывает с запада на восток центральная улица (как называется, не знаю). В принципе заблудиться сложно. Навигатора и карты у нас, кстати, не было, только на ноутбуке скриншоты ГуглМапс, так что передвигались в основном методом тыка. Центральная улица трехполосная с одной выделенкой для автобусов, судя по знакам, ездить по ней нельзя, но монголы едут. Местами стоят их гаишники, и вся толпа нарушителей, завидя их, сразу перестраивается. Вообще, перестраиваются они очень интересно, не включая поворотников, чуть щелка образуется — просто внаглую вклиниваются. Немного освоившись, тоже стал ездить понаглее, щелку уже не оставлял. Движение довольно интенсивное, в часы пик пробки.
В центре припарковаться довольно сложно, особенно в районе центральной площади.
Первым делом стали искать гостиницу, чтобы уже приземлиться где-нибудь, Гостиниц очень много на любой вкус. Нашли недалеко от центрального универмага. Номер средненький, зато есть горячая вода, цена 40000 тугрей, можно было и получше найти и подешевле, но времени уже не было, т. к. дело к вечеру. Заселились, помылись, отдохнули, перекусили, чайника в номере нет, зато есть термос, берешь его, и на ресепшене тебе наливают кипяточку. Затем сразу пошли прогуляться по городу, дошли до центральной площади (площадь Сухэ-Батора вроде называется) все красиво, интересно.
Небоскреб «Блю-Скай». (Там, говорят, кафе на 23-м этаже, пытались попасть, но так и не поняли как! Лифт едет только по карте, короче, деревня!)
Отель, в котором ночевали первую ночь.
Вечером пошли в кафе рядом с гостиницей, довольно-таки уютно, взяли пива, покушать, WI-FI есть, разрабатывали программу на следующий день. Решили съездить посмотреть на самую большую статую «наездника на коне» в мире, комплекс «Золотой Кнут», где и находится статуя Чингисхана верхом на коне, под статуей располагается музей. А после уехать в национальный парк Тэрэлж, там и заночевать.
Так и сделали! Проснувшись утром, не спеша собрались, покушали и часов в 9 двинули в путь. «Золотой кнут» находится в 50 км от Улан-Батора, дорога после Улан-Батора километров 15 плохая, попадаются глубокие ямы, приходится постоянно маневрировать, скорость небольшая. В одном месте свернули немного не туда, проехали лишних километров 20, пришлось возвращаться. Добрались-таки до статуи Чингисхана. Размеры, конечно, впечатляют. Круглое 2-этажное здание с цоколем, на крыше которого и расположена статуя. К зданию музея ведет высокая крутая лестница.
Чингисхан на коне, в руке держит золотой кнут.
Вход в здание платный 8000 тугрей. Попали в какой то техперерыв, ждали минут 15, чтобы попасть внутрь. Сразу у входа стоит громадный сапог (следуя логике, сапог Чингисхана), рядом таких же размеров кнут.
Золотой кнут (тоже Чингисхана).
На цокольный этаж ведет лестница, там располагается музей. В принципе ничего сверхинтересного там нет, всякие археологические находки, наконечник стрел, клинки, ножи, орудия труда и т.д. и т.п., фотать запрещено, украдкой сделали несколько снимков.
Карта «путешествий» Чингисхана.
В фойе удобный диванчик, можно и отдохнуть.
Встретили в музее группу русских туристов, с ними русскоговорящий гид (имени, к сожалению, не запомнил). Я с ним немного пообщался, сказал, что мы из Хакасии, из Абакана, он сказал, что несколько раз бывал там, часто ездит в Кызыл, расспросил, как там ситуация с апрельскими пожарами (короче, мужик в теме, почти земляк). Решил поинтересоваться у него, как у знающего человека, можно ли на моей пузотерке выехать в Туву через Монголию. Вообще, читая разные форумы, отзывы, нигде не встречал информации, чтобы кто-то на переднем приводе с низкой посадкой ехал с Улан-Батора по Монголии до погранперехода Цаган-толгой, или Хандагайты, что находятся в Тыве. Поэтому первоначальный маршрут возвращения был в обратном порядке прибытию, хотя изначально я думал вернуться именно через Тыву. Дак вот! Поинтересовался я у этого доброго монгола о состоянии дороги и можно ли проехать, на что он утвердительно сказал, что можно, хотя добавил: «Если сильных дождей не будет». Его слова меня воодушевили совершить маленькое приключение и посмотреть на монгольские просторы. На всякий случай он записал мне свой телефон с именем, мол: «Проблемы будут, звони». Только вот, телефон я записал на билет и потом, позабыв, выбросил его. Посовещавшись с женой, твердо решили, что возвращаться будем именно через Тыву.
После музея пошли на смотровую площадку, которая располагается на голове коня. Виды очень красивые, хотя на площадке довольно тесновато, много народу, одни иностранцы: и черные, и белые, и желтые — всякий люд.
К смотровой площадке, кстати, ведет очень узкая, крутая лестница, так что у кого клаустрофобия или чрезмерная упитанность лучше туда не ходить.
Нагулявшись, насмотревшись, пошли к выходу, около выхода есть сувенирная лавка, прикупили несколько побрякушек.
Женщины в национальных костюмах, фотографируются с вами за деньги, так же за деньги можно примерить эти костюмы. У нас как-то желания не возникло.
Внизу у стоянки сидят здоровые «воробьи», с которыми можно пофотографироваться за 3000 тугр. Что я и сделал.
Птички довольно тяжелые, кило 7-8 весит.
На стоянке заглянул в радиатор, увидел много живности.
После комплекса «Золотой кнут» мы направились в нацпарк Горхи-Тэрэлж (в переводе — ручей рододендронов). Находится в 80 км от столицы, всем, кто будет в Улан-Баторе, советую туда съездить, очень красиво. Опять же немного промахнулись с поворотом и почти вернулись в Улан-Батор (км 15 лишних мотанули), остановились спросили дорогу у монголов, на пальцах. Поехали назад, по дороге нас остановили сотрудники ГИБДД (ну или как оно там у них называется), проверили документы, причем смотрел он только СТС, другие документы его не заинтересовали, исковеркав, назвал мою фамилию, я утвердительно покивал головой, он заулыбался и отдал мне документы. Это был единственный раз, когда нас останавливали в Монголии. Дальше без происшествий доехали до нацпарка. Въезд в него, кстати, стоит 4000 тугриков с авто.
Мост через реку, по дороге в нацпарк.
Остановились у речки, немного отдохнули, перекусили.
Дорога к парку хорошая, но ближе к самому парку асфальт заканчивается, начинается гравийка сносного качества. За перевалом местность сразу меняется, вместо степи начинаются горы, скалы, более густая растительность начинаются хвойные леса (в основном лиственница). Скалы имеют очень необычные рельефы, видимо, порода довольно мягкая, и вода с ветром за многие века нарисовали очень причудливые узоры.
Доехали до знаменитой каменной Черепахи, там очень много туристов, рядом распологается турбаза, продают сувениры, есть даже минимаркет.
Сувениры на любой вкус. «Порадовали» бюстики Чингисхана, Сталина и Гитлера в одном ряду (дабы угодить всем).
Турбаза с фигурами динозавров (только почему-то давно закрыта).
Вообще, в парке очень много турбаз, мини-гостиниц, гостевых домиков. Хочешь юрту, хочешь добротный брусовой домик. Цены, конечно, покусываются: юрта на шестерых от 60000 тугриков, на двоих, конечно, дороговато, да и особого желания как-то не было. Доехали до поселка Тэрэлж, на подъезде к нему располагается President-Hotel, довольно-таки внушительный гостиничный комплекс, для вип людей.
КПП около президентского отеля.
На дороге в поселке увидели вывеску ХОРХОГ. Это такое национальное монгольское блюдо из баранины, свежее мясо кладут в бидон или флягу, туда же раскаленные камни и тушат на углях несколько часов, раньше готовили прямо в овечьей шкуре. Очень хотели с женой попробовать сие блюдо, решили заехать узнать, чего да как. Стрелка с дорожной таблички указывала на близлежащие юрты, подъехали, я пошел на разведку.
Подойдя к юрте увидел 2 монголов, старый и молодой, оба с перегарищем, у молодого фингал на весь глаз (видать, старый воспитывал) какого-то бичеватого вида. Говорю им: «Хорхог!», они тут же оживились, предвкушая денег на опохмел, старый мне жестами показывает, мол, пойдем со мной. Заходим за юрту, там горит костерок, женщина разделывает барашка, стоит закопченная фляга. Старый монгол начал мне объяснять жестами чего да как. Из всего понял следующее: хорхог сейчас будем готовить, по времени займет 2 часа, оставляете 15000 тугриков, через 2 часа приезжаете доплачиваете еще 15000 и забираете вкуснейший свежайший хорхог. Перспектива через 2 часа вместо вкусного блюда получить 2 мирно спящих похмелившихся монголов или, чего хуже, такой же фингал, как у молодого, меня не очень обрадовала. Объяснил им, как смог, что надо с женой посоветоваться, ушел восвояси. Жене описал ситуацию, на что она сказала, что и суп из тушенки неплохо поедим… Так и сделали. Вернулись назад. Недалеко от черепахи нашли хорошее место для стоянки в лесочке. Правда, чтобы подъехать к нему, нужно было преодолеть крутую горку, что передом на сырой травке никак не выходило, вспомнив печальный опыт на Байкале, без труда заскочил в эту горку задом.
Тут и встали на ночевку, развели костерок, сварили покушать, полазили по окрестным горам.
Дальше много фото…
Интересные скалы с дырками.
«Помой меня» слишком банально…
Прекрасно выспавшись, решили возвращаться в Улан-Батор, на обратной дороге много раз останавливались и лазали по разным горкам.
Так выглядит монгольское кладбище.
В город вернулись к обеду. Чтобы не утруждать себя поисками, решили вернуться в ту же гостиницу, но по пути, практически напротив гостиницы, в которой мы ночевали, заметили еще одну. Решили узнать цены, гостиница оказалась на порядок лучше, номер больше, телевизор с русскими каналами, душ, WI-FI в номере, комната на втором этаже, и окно выходит как раз на стоянку, где оставили машину, и цена 35000 тугриков, конечно, тут и остались. Вечером пошли гулять, шопиться.
Зашли в кафе перекусить. Персонал по-русски не говорит, из меню поняли только гуляш, его и взяли, также салат и монгольские чебуреки из баранины (хуушуур называются, очень вкусные). Попросили хлеба, нам дали какие-то булки пресные.
Трапеза. Порции большие, не то что у нас, хотя в Китае еще больше.
На следующий день, решили сходить на местный вещевой рынок и в парк аттракционов. И выдвигаться в сторону дома.
Утром, встав пораньше, пошли сначала в парк аттракционов. Открывается он с 9:00, пришли раньше, зашли где-то сбоку, охранник взял с нас по 3000 тугриков с каждого, никого нет, все закрыто, решили подождать. В 9 никаких изменений, никого нет, аттракционы все закрыты, позже пришли школьники, судя по всему, на отработку, так как им выдали метлы, лопаты, и они дружно начали наводить марафет. Где-то в половине десятого встретили какого-то работника, который сказал, что вот-вот все заработает, ближе к 10 начали открываться кассы. Терпенье наше было на исходе, в кассе узнали, что нужно было проходить через центральный вход и покупать какой-то там билет, предложили его купить, мол, без него на аттракционы не пускают, стоит 7000 с человека. Тут я вспомнил много нецензурных русских слов и, поразмыслив, что посетителей нет, поэтому американские горки они вряд ли из-за нас двоих запускать будут, плюнув, ушли оттуда. Вывод: приходить рано туда не стоит, судя по всему, данный парк пользуется не особой популярностью… Из интересных аттракционов только американские горки.
Что-то вроде мини Диснейленда.
Решили идти на рынок, точнее не идти, а поехать на такси. Такси у них ловится взмахом руки, причем желающих отвезти вас очень много, поэтому поймать машину не составит труда. Только, как читали в отзывах, нужно сразу оговаривать, куда едете и сколько это будет стоить, с нас водитель за пару километров пути взял 10000. Рынок довольно большой, мы ходили только по вещевым отделам, продается в основном все китайское, цены практически не отличаются от наших. Есть отделы с монгольским кашемиром, цены немного подешевле, чем в универмаге. Накупили детям носки с верблюжьей шерсти, себе по мелочи, жена купила кофточку, цены уже не помню. Мне попалась палатка, где мужик продавал берцы, очень большой выбор, новые стоят порядка 3000 рублей, я же взял б/у, хотя состояние, как у новых, чистая кожа, фасончик клевый, продавец неплохо говорит по-русски, рассказал, что б/у берцы идут к ним из Южной Кореи, армейские списанные. Состояние отличное, отходил в них лето, ноги не потеют, ничего не порвалось, у одного, правда, в тайге подошву в костре немного подпалил)). Обошлись они мне всего за 800 наших денег.
После рынка пошли в гостиницу, отдохнули, собрались и двинули в путь. Сгрузили все пожитки в машинку, решили еще перед отъездом сходить в музей (как называется, не помню, что-то типа краеведческого, скорей всего музей Чингисхана, у них там все с Чингисханом связано). Музей находится рядом с центральной площадью. Решили подъехать на машине, но не тут-то было, припарковаться негде, около самой площади парковка запрещена, везде стоят полицейские, все окрестные отворотки забиты машинами. Жуткие пробки, там как раз праздник на следующий день у них национальный, подготовка полным ходом. Короче, сделав несколько кругов, остановились довольно удачно минутах в 3 ходьбы до музея. В музее все, как во всех краеведческих музеях, но экспонатов много, посмотреть есть на что, гораздо интересней, чем в музее под Чингисханом на коне. Вход, по-моему, стоил 8000 тугриков.
Главный экспонат в музее — конечно, Чингисхан.
После музея решили зайти в центральный универмаг закупить продуктов, сувениров, водки, конечно же, монгольской. Водка у них довольно хорошего качества, по цене точно не помню, брали в основном Чингисхан голд, что-то порядка 300 с лишним рублей. Кстати, в периферийных городах, которые мы проезжали, такая же водка стоит дешевле, из жадности я в каждом городе брал по несколько бутылок, в общей сложности набрали около 10 бутылок + пиво еще. Думали, на границе не пропустят, а никто даже и не интересовался, вывозить можно вроде не более 3 литров алкоголя на человека.
Что-то вроде центрального универмага.
Затарились основательно, еле дотащили пакеты до машины, машина была далеко. Да еще я в сувенирном отделе зачем-то купил небольшую карту Монголии на всякий случай, как оказалось, очень даже не зря, потом по ней и ехали. Сгрузили все в машину и поехали к выезду из города.
По пути остановились около памятника « The Beatles»
Отъехав километров 100 от города, остановились на заправке. Я решил поинтересоваться у заправщика по поводу маршрута, который мне проложил Гугл мапс, монгол начал бурно мне что-то рассказывать, тыкая мне в карте совсем другой маршрут, подтянулись еще 2 женщины, и уже вчетвером мы стали прокладывать маршрут на моей сувенирной карте. Оказалось, по маршруту, который выдавал гугл, можно проехать только на хорошо подготовленном джипе. Кстати, карта хоть и сувенирная, но довольно подробная, даже указывается, где есть асфальтовое покрытие.
Километров 130 от Улан-Батора идет хорошего качества асфальт, потом плавно переходит в разбитый, причем чем дальше, тем хуже. Сначала попадаются небольшие ямки, потом становятся все больше и глубже, на скорости можно залететь хорошо и остаться без колеса, поэтому ехали не больше 80 км/ч.
За полдня проехали около 300 км, уже в сумерках попалась гостиница на дороге, решили остановиться. Комната так себе, 2 кровати, тумба, кресло, больше ничего. Душ общий на этаже, увидя его, как-то я побрезговал там мыться. За ночь отдали 30000 тугриков, зато выспались хорошо. Машину загоняли на огороженную территорию.
Комната в придорожной гостинице.
Утром, выглянув в окно, увидели больших воробьев.
Долго не задерживались, выехали как можно раньше, т. к. неизвестно, какая там впереди дорога и сколько еще ехать.
К полудню добрались до Цэцерлега — крупный (по монгольским меркам) городок, административный центр аймака. В городе попали как раз на национальный праздник, не помню, как называется, длится 3 дня, по всей стране выходные, монголы гуляют. Основное торжество на местном стадионе, мы, конечно, не могли проехать мимо. Гуляют с размахом! Ярмарка, продают всякую дребедень, различные состязания (стрельба из лука, национальная борьба и др.). Встретили туристов из Хабаровска, люди приехали на своих машинах, оставили их в Улан-Баторе, наняли уазик «таблетку» и путешествуют, недолеко от Цэцэрлэга находятся горячие источники, они как раз ездили туда. Походили посмотрели, покушали местных чебуреков, решили ехать дальше.
Стреляют из лука (на мое удивление, довольно на большое расстояние и метко).
Метают какие-то кости (смысл не очень понятен).
Судя по всему, весовыми категориями не заморачиваются…
Подойдя к машине, заметили, что у нашего орла появилась пара: пока ходили кто-то на задней двери подрисовал лебедя.
Наш орел (от тряски глаз выпал).
После Цэцэрлэга асфальт становится совсем плохой, местами переходящий в гравийку, иногда лучше даже ехать рядом с асфальтом по натоптанным тропам. Ближе к Тариату (озеро Тэрхийн) асфальт окончательно заканчивается, начинается отсыпанная гравийка, хотя местами ведутся интенсивные дорожные работы, и в скором будущем будет хороший асфальт. К озеру близко подъезжать не стали, на нашей машине сделать это было сложно. После озера дорога пошла в гору, поехали в перевал.
Спасительный Айраг (очень хорошо помогает «после вчерашнего»).
За перевалом иногда появляются куски свежего асфальта, но заезды на него в основном засыпаны, местами эта насыпь уже проезжаема (никому не охота ехать по пыльной убитой грунтовке рядом с ровненьким свежим асфальтом). На одной такой кучке мы и повисли благополучно, решил, что лучше будет проехать по диагонали, зацепил брюхом, вывешал одно колесо и все. Хорошо, сзади ехали монголы на приусе, остановились, пихнули назад, и потом уже прямо смог проскочить.
Затем случилась еще одна коллизия, еду по колее небольшой и чувствую, что машина стала ниже, стал цеплять брюхом. Остановился, мои опасения оправдались — пробил колесо. Оно было у меня с боковым порезом, заварено, и на всякий стояла камера, видать, провернуло покрышку и пипку на камере срезало под самый корень. Поставил единственную запаску (не докатка, на АД полноценная запаска), поехал дальше более осторожно, без запаски все-таки как-то некомильфо.
Наверху монгольские строительные вагончики, деревянные.
К вечеру добрались до поселка Их-уул, хотел сделать пробитое колесо, но все «Засвары» (так называется у них шиномонтаж) уже были закрыты, монголы гуляли. Немного отъехав от поселка, встали на ночевку на берегу реки, место очень красивое. Сварили по-быстрому покушать. В речке много рыбы, на закате она очень интенсивно начала плавиться, пожалел, что удочку не взял. Недалеко от нас стоял старенький Фольксваген транспортер (как у хиппи) с номерами Евросоюза, решили утром сходить пообщаться, но когда проснулись, VW уже и след простыл, даже сфотать не успели. Позавтракали и поехали дальше. Погода начала меняться, стало прохладно и пасмурно, подул ветерок, до этого стояла жара.
Добравшись до Тосонцэнгела? первым делом засварили колесо, теперь на душе стало спокойнее. Заехали в местный минимаркет, разжились продуктами. Заправились. Кстати, бензин, чем дальше от Улан-Батора, тем дороже, зато 92 есть везде, вообще, по пути заправок достаточно много, насчет этого можно не переживать. Но 20-литровая канистра, заправленная еще дома, все равно лежала как НЗ и приятно грела душу.
Дальше дорога была только такой. Радует знак «Опасные повороты».
Когда подскочили и начали орать, стало страшновато.
На одной из таких развилок свернули не туда, мотанули лишних 20 км.
Уехали в сторону поселка Тэлмэн, а нам надо было к озеру Тэлмэн.
Озеро Тэлмэн. Довольно большое.
Близко подъехать к озеру не смогли, остановились метрах в 500. Погода портилась, стало холодно, подул сильный ветер. Немного отдохнули, пообедали, погуляли по берегу.
К вечеру добрались до Сонгино, встретили на заправке мужиков из Барнаула, они возвращались с рыбалки, с ними был русскоговорящий гид. Узнал, как дорога, он сказал, что километров 150 нет населенных пунктов и дороги тоже нет, есть только направления, выбирать лучше самое накатанное и что, если пойдет дождь, то проехать на нашей машине будет проблематично. Затем, ближе к озеру Хяргас, должен начаться асфальт. Заночевали недалеко от Сонгино. Ночью пошел дождь, это нас очень сильно обеспокоило, поэтому выдвинулись как только начало светать, пока дорога сильно не раскисла.
Дождь не прекращался, дорога становилась все хуже и хуже, несколько раз встревали, но удачно самостоятельно выскакивали. В одном месте встретили застрявших монголов на хонде фит, помогли их вытолкнуть. Как выяснилось, они ехали в Наранбулаг, причем дороги тоже не знали, ехали первый раз. Нам с ними было по пути, так с ними и ехали, они потом еще раз застревали, опять дружно выталкивали. В две машины ехать гораздо веселее. Километров за 40 до озера Хяргас полевая дорога превратилась в широкую гравийку, но еще не отсыпанную, по всей видимости скоро появится асфальт.
Дождь постепенно прекратился.
Вскоре выехали на отличного качества свежий асфальт, долго не могли в это поверить, прям автобан. Закончилась тряска, пыль, дребезжание шмурдяка в салоне. Первое время при скорости 120-130 было ощущение, что мы стоим. Немного проехав, решили остановиться отдохнуть, пообедать. Монголы на фите пролетели, сигналя и дружно махая в руками, спасибо им за компанию.
Пейзажи резко изменились, вместо степей и холмов были высокие и скалистые горы, дул очень сильный боковой ветер, машину даже раскачивало на ходу.
На улице сильный ветер, готовим прямо в машине.
Пейзажи больше похожи на марсианские.
Наранбулаг (немного в стороне).
Ветер такой силы, что можно стоять в неестественной позе.
Ласточка вытерпела все невзгоды.
Судя по всему, пересохшее, сильно соленое озеро.
Добрались до Улаангома, тут и до границы рукой подать.
Останавливаться на озерах не стали, хотели сегодня перейти границу, чтобы ночевать уже в России, поэтому заехали только в Улаангоме в магазин, купили продуктов, ну и, конечно, водки, так как за дорогу запасы, купленные ранее, немного уменьшились. На выезде из Улаангома нам навстречу попались 3 машины с российскими номерами, как позже оказалось, это были ребята из Новосибирска, выяснил я это, увидев на форуме дрома фотографии их путешествия по Монгольским озерам. Торопясь, доехали до границы. Успели до 5, только вот оказалось, что граница 3-й день не работает, закрыта на праздники и откроется только завтра. Сильно не расстроились, поехали ночевать на Убсу-нуур.
Озеро Убсу-нуур находится недалеко, мы были на северной его части. Немного не доезжая границы, есть отворот на поселок Давст (там стоит указатель). До поселка около 25 км и потом до озера еще километров 5. Подъехали к самой воде, берег безлесый, галечный. Расположились, разбили лагерь, сварили суп из сухой баранины, которую купили еще в Улан-Баторе, получилось просто объеденье. После принятия внутрь «Чингисхана» я искупался, озеро средне-соленое, вода достаточно теплая, немного от берега отойдешь, дно становится илистое, чтобы зайти по пояс нужно отойти от берега метров 60.
Юрта недалеко от озера, на заднем плане «приус» заряжается:)
Чайкины яйца. (Близко не подходили)
Дрова для костра собирали по берегу.
Через несколько часов недалеко остановилась подвыпившая компания монголов на 2 машинах. Увидев нас, подошли. По-русски никто не говорит, один монгол знал только несколько матерных слов, общались на пальцах, очень они удивились, когда мы сказали, что едем с Улан-Батора. Они угостили нас русским пивом «три ме….дя», мы их угостили монгольской водкой, женщины слопали 2-литровую банку соленых помидор, видать, для них это деликатес. В принципе настроены были довольно миролюбиво. Немного посидев, они ушли. Пошумели около своих машин и уехали восвояси. Вечером, когда уже темнело, приехал пожилой мужик с пареньком на мопеде, привезли нам какой-то сыр солено-сладкий, и еще то ли какой-то жир, то ли что, мы так и не поняли, угостили нас. Мы же насыпали парню конфет, выпили с мужиком пару рюмок «чаю», по-русски тоже никак не говорят. На все мои рассказы, как мы ехали из столицы, он улыбчиво кивал головой, отличный собеседник. Потом сфотографировались с ними, я угостил его пачкой сигарет (сам не курю, так на всякий случай брал пачку), и они уехали.
На следующий день, после всех посиделок с новыми друзьями, было довольно-таки тяжело, но нужно было ехать, выехали часов в 9, через час были уже на границе.
На границе была небольшая очередь, 5 или 6 машин перед нами. Монгольскую сторону прошли довольно быстро, каких-либо заминок или конфузов не было, вещи из машины не выгружали, таможенник довольно быстро осмотрел все в машине. На российской стороне сумки пропускали через сканер, остальное они досконально смотрели в машине. Один таможенник поинтересовался, мол, что даже ни разу и не откапывались, я говорю: «Да нет, пронесло!» Они тоже удивились, что на пузотерке и через дебри, редко, говорит, такие встречаются, в основном все на джипах да на УАЗах.
Благополучно миновав границу, вздохнули свободной грудью, хотя чувства были смешанные, с одной стороны, радость, что наконец-то на родине и до дома рукой подать, с другой — приключение подошло к концу, и опять начинается суета-сует. Заправились в Хандагайтах и ходом домой через Ак-Довурак, останавливались только в одном месте на речке пообедать.
Небольшой итог: все нам очень понравилось, природный контраст — то степи, то горы, то скалы, то пески, много озер.
Местное население довольно добродушное, конфликтов никаких не возникало. Заметили такую особенность, что монголы, живущие в столице и на периферии, сильно различаются. В городе они все довольно светлые, привычно одетые, цивилизованные, что ли, в глубинке же почему-то они все темные, встречаются чуть ли не черные, практически все в национальной одежде, более простые.
Цены довольно приемлемые как на продукты и на проживание, так и на всякие билеты в музеи, парки и т. д. Бензин, конечно, подороже, когда мы были порядка 65 рублей, сейчас с курсом доллара все 80. На дорогах, кстати, частенько встречаются будки со шлагбаумами (особенно их много ближе к Улан-Батору), где взимается плата за проезд, плата небольшая в основном 500 тугриков, местами 1000.
Машина показала себя отлично, расход бензина средний получился 6,4 литра на 100 км, думаю, что это очень даже неплохо. Ни разу не подвела, за что отдельное спасибо японским инженерам, умеют все-таки делать машины…
Ну, вот и все…
Да! В этом году в планах посетить пустыню Гоби (каньон Хэрмен-Цав). Для этих целей имеется автомобиль Нива (сейчас проверяется и готовится по мере свободного времени и денег). Ищем компаньонов на вездеходном транспорте, желающих присоединиться.Маршрут разрабатывается, при желании можно подредактировать под ваши потребности. Примерные сроки июль месяц, дней на 10.
Всем пока! Отчет у меня первый, надеюсь, не последний, так что сильно не пинайте.