Санкт-Петербург — Хельсинки на Hyundai Getz в мае 2010 года

31.05.2010 | 16070 просмотров

Поездкой из Питера в Финляндию никого не удивишь. Пол-Питера туда таскается то в шопинг, то просто потусоваться. Все-таки 200 км до границы Евросоюза… Но поскольку это была первая поездка в страну Единой Европы, впечатлений масса. До этого была одна дальняя поездка на «Гетце» в Крым летом 2009 года.

Поездка была запланирована на день рождения дочки. Мультивизы в генконсульстве Финляндии сделал на всю семью. Мне и жене по 35 евро. Дочке и сыну бесплатно (до 6 лет). Нынче визы раздают всем подряд, да еще многократные. Для этого достаточно иметь постоянную регистрацию в Северо-Западном регионе. С временной регистрацией тоже дают, но первый раз могут выписать только на однократное посещение. За неделю до отъезда в Интернете, на сайте www.eurohostel.fi зарезервировал двухместный номер, в еврохостеле прям в центре Хельсинки, на улице Linnankatu за 53 евро, т.е. 27,5 евро на человека. Предоплату вносить не требовалось. В питерском Доме книги накануне купил карту Хельсинки за 97 рублей.

И вот настал день отъезда 2 мая 2010 года. Отправление было запланировано на 7 утра. Но поскольку собирались спонтанно, после веселого празднования 1 мая, отъехали от дома в п. Мга в 7:45. Погода солнечная, радостно от ожидания встречи с Финляндией. Доехали до Рыбацкого, свернули на КАД. Когда выехали на Выборгское шоссе, погода начала резко портиться, накрапывал дождь. До Выборга доехали за два часа. Первоначально планировали ехать через таможню в Светогорске, с дальнейшим посещением Иматры, Лаппеенранты и далее Хельсинки. Поскольку на майские праздники народ традиционно едет в Финку, на границе можно простоять в очереди очень долго, знакомые подсказали путь через Светогорск, где всегда меньше машин. Дорогу знал не очень хорошо. Нужно было свернуть на Выборг, а я поехал прямо на Хельсинки. Километров через 30 остановился у микроавтобуса «Гринкарта», оформил автомобильную страховку на две недели за 1400 руб. и взял бланки таможенной декларации, заодно всей семьей попили чай из термоса. В 11 часов приехали на таможню в Торфяновке.

Пристроились в хвост очереди.

Медленно, но верно двигались к заветному шлагбауму. Это заняло почти два часа. Наконец подъехали к паспортно-таможенному конролю, быстро проштамповали паспорта, детей пришлось приподнимать, чтобы инспектор сверил фото в паспорте. Погода не радовала, +6, ветер. Потом дядя-таможенник посмотрел багажник, проштамповал декларацию и счастливого пути! После этого заехали в местный дьюти-фри, ничего не купили, сходили, типо, на экскурсию, хотя на самом деле туалет искали, но его там не оказалось. Пришлось, не доезжая до финской таможни, сходить в лес.

И вот мы наконец у финнов, в Ваалимаа.

В отличие от русской таможни, штампование паспортов у них происходит в теплом здании. Каждый пассажир подходит отдельно через турникет. На вопрос: «Куда едете и на сколько?» я ответил: «Хельсинки, Еврохостел, на два дня». Передо мной мужик сказал, что в Данию едет. Вся процедура на финской границе заняла не больше десяти минут. В машины даже не заглядывают. Вот так надо работать!

Вперед по финским хорошим дорогам! На часах 12 часов по местному, еще много времени. В Хельсинки планировали вечером приехать. При въезде в Финляндию сразу наладилась погода, стало солнечно. В принципе, даже уже в Выборге больше солнечных дней в году, чем в Санкт-Петербурге, так что Финляндия более «солнечная соседка».

Поскольку в Иматру и Лаппеенранту мы не попадали, решили заехать в Котку, тем более в буклете про этот город понравились фотографии. Дороги в Финляндии не сказал бы, что новые, они просто регулярно обслуживаются, качественно латаются, поэтому ездить по ним очень приятно. Буквально через каждые 500 метров стоит ограничение скорости, а в приграничной зоне и электронные знаки встречаются, видимо, в зависимости от погодных условий меняется ограничение. Ну, в любом случае, едешь с такой скоростью, как написано, очень удобно и не запариваешься, дальше от границы и 100, и 120 ограничения, так что миф о том, что в Финляндии не разогнаться, не действует.

Финны иногда удивляют любовью к ретроавтомобилям, как этот, что выехал перед нами:

Через 65 км после границы свернули по указателю на Котку и километров через 10 спустились в этот удивительный приморский городок. Жена, как всегда, взяла на себя роль штурмана, вела по карте города Котка в буклете.

При въезде в город увидели указатель «Маретариум» и сразу выехали туда, припарковались на бесплатной парковке на набережной и пошли на экскурсию в местный аквариум. Котка нас встретила ясным солнцем, но холодным, пронизывающим ветром.

Билеты обошлись в 32 евро на семью. Сам аквариум разочаровал несколько бедностью представленной фауны, особенно после Севастопольского Аквариума. Здесь только местные северные рыбки…Удивила только длинная мурена и искусственный водопадик.

В кассе «Маретариума» спросил у девушки ближайший торговый центр и поехали туда. Сходили сразу в супермаркет, купили торт, какие-то интересные конфеты на развес, дешевый финский кофе. Вообще, цены на продукты там выше, чем у нас, некоторые даже значительно выше. Но качество на высоте! Дети капризничали, не дали посмотреть одежду, заметил тока, что джинсы реально за 10 евро купить, но обувь дорогая. Сходили в местный детский магаз. Почти весь товар, как и у нас, китайский, а цены даже выше. Приятно удивила девушка-кассир фастфуда, которая заставила ждать клиентов, чтобы показать нам, где туалет. Вход в туалет за 50 евроцентов, которые вкладываешь в ручку-автомат.

После небольшого шопинга отправились смотреть Котку. Город оказался уютным, чистым (как и все в Финляндии), интересным, типично приморским, с большим количеством яхт на набережной. Очень понравился водопад и ландшафт парка Саппока, с тропинкой Екатерины… Представляю, как здесь красиво летом. Правда, немного испортили впечатления финские парни, выпивающие и писающие прямо на тротуаре.

После прогулки по парку Саппока сытно поели в машине и поехали в Хельсинки. Опять же с помощью карты выехали в центра Котки и дальше по прямой трассе на автомагистраль до финской столицы. Оставалось проехать еще порядка 130 км. Сонечная погода и финская попса радио Suomipop создавали особое настроение. Попадались живописные участки дороги, вырубленной в гранитных скалах. Ближе к Хельсинки машин становилось больше, наконец, по указателю «Keskusta Centrum» въехали в центр столицы. Еще издали увидели центр, отличающийся плотной застройкой старинных зданий. Подъехали к острову Katajanokka Skatudden, на котором находится «Еврохостел», но немного неправильно свернули, чтобы въехать на мост и выехали прямо на Сенатскую площадь. Аж дух захватило от увиденного:

С картой в руках подошел к мужику с вопросом: «Do you speak english?» На это он мне ответил: «Ты че, по-русски не можешь?». Мужик объяснил мне, как правильно проехать на остров к улице Linnankanu. Оказывается, он живет здесь, в центре.

К хостелу мы подъехали к 20 часам, как и планировалось. Вся улица была занята припаркованными машинами. В поисках свободного места уехали метров 200. В Хельсинки все парковки платные, даже на необорудованных под это улицах, но с 18 до 9 бесплатно. На всякий случай я подошел к местному финскому водиле и подробно расспросил про метод оплаты парковки. Затем сходил на ресепшен хостела, оплатил однодневное пребывание. Девушка на ресепшене была не против, что с нами двое детей, хотя номер двухместный. Видимо, привыкли уже к такой экономии русских. В номере на пятом этаже оказалось уютно, даже телевизор с местными десятью каналами, интернетом и видео, но две последние вещи — за допоплату. Туалет с душем, а также кухня общие на коридор. Туалет приятно удивил чистотой и современностью. Заходишь, свет зажигается, птички лесные поют…

Окно номера выходило на улицу к набережной, где стоял пришвартованный пароход «Сильвиа Лайн». Этим же вечером пароход отплыл. А мы помылись в душе и отметили день рождения дочки традиционным задуванием свечек на финском торте. В номере еще оказалось раскладывающееся кресло, так что всем хватило места поспать с удобством.

Встали в шесть утра по местному, поели, умылись, собрались. Дети увлеклись просмотром финских мультиков по местному ТВ, после чего сын несколько дней выдавал целые фразы на финском языке, так проникся малыш…

На ресепшене сдали электронные ключи, поблагодарили, отнесли вещи в машину, оплатили парковку до 12 часов и отправились на прогулку по Хельсинки, вооружившись фотиком и видеокамерой. Погода стояла отличная, солнце, прохладный воздух без ветра, самое то для путешествия!

По трамвайным рельсам вышли к Успенскому кафедральному собору, построенному русскими в 1868 году.

По пути видели, как орудуют эвакуаторы, цепляют машины за передние колеса и везут на другое место.

Покинули наш остров и вышли на Торговую площадь, с которой открывался вид на море.

Потом вышли на Сенатскую площадь, на которую выезжали накануне на машине. Да-а… архитектура питерская.

После Сенатской площади мы по улице Unioninkatu пришли на рынок Хаканиеми, купили на рынке колбасу, мед и спустились в метро.

В метро мы долго не понимали, как купить билет, стояли у автомата, пока финская девушка сама не решилась нам помочь и объяснила, куда нажимать. Надо заметить, девушки в Хельсинки непривлекательны и все из-за того, что не одеваются как наши, не ухаживают за собой. Все на один манер: мятые джинсы, джемпер, курточка, рюкзачок, кепочка… Девушка в метро была блондинкой, типичной финкой…

Проезд в метро стоит два евро, детям до шести лет бесплатно. Контроля и тем более турникетов нет, ни на входе, ни на выходе, так что можно, но опасно ездить зайцем. На входе на эскалатор была замечена местная газета «Метро», что привело меня, постоянного читателя этой бесплатной газеты, в восторг, взял ее на память. Вагоны метро оказались другими, нежели в России, сидения располагаются не вдоль стенок, а как в наших пригородных электричках, по три места. Прибывая на станцию поезд издает какие-то интересные тормозящие звуки, но едет очень мягко. В метро, собственно, как и на улицах Хельсинки, наблюдали колоритных местных жителей разного цвета кожи.

Проехав две остановки, вышли на станции «Rautatientori», ж/д вокзале и пошли в супермаркет «Sмarket», купили там финский «Фэри», интересную выпечку, на развес.

Затем мы вышли на ул. Mannerheimintie к знаменитому «ТЦ Forum». Поскольку всей семьей изрядно проголодались, «Форум» был кстати, поскольку в нем находится знаменитый «ПиццаРаксКафе», где можно за 8 евро пообедать со шведским столом. Искать пришлось долго, т.к. я забыл название, про которое еще в Питере знакомый говорил. Зашел в какой-то бутик, спросил у девушки, не знает ли она, где кормят за 8 евро, по-моему, она была удивлена, что я ее спрашиваю, но не знала, к сожалению. Потом повезло на улице встретить русских. Они, конечно, знали. Просто надо войти в «Форум» на углу улиц Mannerheimintie и Simonkatu и подняться на второй этаж. Там я оплатил два обеда, заодно и детей кормили, шведский стол на славу: около 20 блюд + отдельно суп + напитки (какао, кофе, чай, кола). Все свежее и вкусное, спасибо финским поварам. Теперь ясно, почему русские все знают эту столовку. Где ж еще так нажрешься за 8 евро?

В программу у нас входило еще посещение зоопарка на острове Korkeasaari. Поскольку было уже 12 часов, а парковку машины оплатили до 12, сели в трамвай №4 и поехали обратно к «Еврохостелу». Пожилой водитель трамвая, как и многие другие финны почтенного возраста, не умел говорить по-английски, прям приостановил трамвай, когда я к нему обратился и еще он улыбался входящим пассажирам. Проезд стоит 2-50 евро. Трамвай в Хельсинки едет непривычно мягко. И вообще весь центр города с трамваями, а в Питере уже демонтировали все рельсы в центре.

Приехали к «Еврохостелу» и ох…наша машина исчезла. Я в шоке влетаю на ресепшен, говорю, мол, мою машину угнали или эвакуатором забрали. Позвоните, куда надо, спросите. Девушка на ресепшене удивлена, говорит, у них такого не бывает. И тут жена с детьми радостные вбегают и сообщают, что нашли машину в другой части улицы, с наклейкой на стеклоочистителе. Ну слава те…оказывается, улицу чистили и передвигали машины, увиденные нами утром оригинальные эвакуаторы, орудующие по всему острову, потрудились и над нашей машиной.

Счастливые и успокоившиеся, что все в порядке, сели и поехали в зоопарк. По карте вроде просто, но, как говорится, без 100 грамм не разберешься, немного заблудился, раза три спрашивал, в итоге выехал правильно. Оставили машину на бесплатной парковке и отправились пешком 1 км до зоопарка. По пути видели вот таких интересных зверей из дерева:

Купили билеты по 10 евро, детям до шести лет бесплатно. Оказывается, в Хельсинки есть единый билет, стоит 38 евро в день, по которому можно посещать бесплатно все музеи, зоопарк, ездить на всех видах транспорта и еще какой-то аудиотур по городу дают прослушать.

Через мост с видом на Хельсинки, перешли на остров Коркеасаари. В зоопарке оказалось не так много животных, но и мало посетителей. Идея конечно потрясающая, отвести под зоопарк целый остров! Да еще вольеры создают естественную среду обитания, везде чисто, не воняет, как в Питерском зоопарке. По территории зоопарка свободно разгуливают птицы, похожие на крачек и павлины под ногами болтаются. В центре острова располагается интересный террариум «Африказия» и «Амазония». В «Амазонии» прямо создана атмосфера джунглей, специальный аппарат распыляет влагу, в итоге жарко и влажно. Птички интересные летают… Для копытных висят интересные «чесалки» в виде жестких щеток.

Обратный путь через мост к парковке уже преодолевался с трудом, все подустали от прогулки. По пути встретили весьма колоритных женщин, похожих на цыганок, но одетых в одинаковые черные нарядные платья с корсетами.

В машине перекусили и поехали в обратный путь. Все-таки без GPS-навигатора жестоко пробираться через бесконечные развязки, повороты, непонятные финские названия на указателях. В итоге, мы потеряли час, выбираясь на трассу, на Котку — Выборг. Заправил 13 литров местного бензина по 1,5 евро за литр (почти в три раза дороже, чем в России). Это я промахнулся, конечно, не залив бак до отказа перед границей, думал, хватит бензина дотянуть обратно.

Пришлось раз шесть останавливаться, спрашивать у местных. Поначалу народ шарил, объяснял. В итоге, я уехал совсем в другую сторону, свернул с автострады в деревню и там прям останавливал водителей, в основном, женщин, с картой, спрашивал, как выехать на Котку. Никто не знал. Народа еще мало было, пришлось даже подростков спрашивать, они тупо посмотрели в карту и рассмеялись. В итоге, я обратно поехал с этой деревни и там был выезд на автостраду в обратную сторону, очень скоро выбрались на автомагистраль на Котку. В это время дня (пять часов) уже пробки на дорогах, так что потеряли времени изрядно и на границу приехали в восемь вечера (по российскому времени в девять). Финны пропустили за пять минут, проштамповали паспорта и опять не заглянули в машину. На территории России даже не хотелось заезжать, так понравилось в Финляндии, но дом есть дом. Пристроились к очереди к российской таможне длиной километра полтора. Ровно два часа двигались к шлагбауму. А дальше все очень быстро, штамповка паспортов, нервничающие мужики, желание быстрей попасть домой, спать.

Уже в темноте летели по полупустой трассе, заправились за 60 км до Питера на «Neste». На подъезде к городу не свернули вовремя и поехали через Сестрорецк, а дальше продолбали въезд на КАД, пришлось ехать на Мурманку через город. Благо, в городе пусто ночью, по Свердловской набережной летели 100 км/час. Дома были в два часа ночи.

Итоги автопутешествия:

• общее показание одометра: 970 км;
  • расстояние от Питера до Хельсинки: 400 км;
  • расход бензина 60 л (6,0 л/100 км).