Малоизвестный, но очень живописный водопад малый Жомболок (Республика Бурятия)

Малоизвестный, но очень живописный водопад малый Жомболок (Республика Бурятия)

28.05.2025 | 2498 просмотров

Приветствую всех дромовчан!

Может кто помнит предыдущий отчет… не так давно, нашел у себя на компе неопубликованный файл отчета про отдых на Чивыркуйском заливе на Байкале, ждавший своей публикации 13 лет… и, спустя столько времени, решил его все-таки отправить на публикацию. Но это оказалось не всё)))

Вместе с отчетом про Байкал нашел еще один отчет, вернее наброски, как ездили в соседнюю Республику Бурятию к, пожалуй, единственному водопаду в этих местах, к которому можно подъехать на авто — малый Жомболок, недалеко от села Орлик. И вот спустя 13 лет что-то нашло на меня и решил, как говорится, вспомнить всё =)) под листание фотографий и вспоминание теплых воспоминаний)))

Есть в наших краях еще очень красивые места, путешествием к одному из таких мест захотелось поделиться с вами. Почему-то об этом месте на дроме (да, я не поленился и попробовал поискать в путешествиях отчеты =)) ), несправедливо очень кратко упоминалось разными людьми. Решил немного подробнее раскрыть и по фото показать природу этих живописных мест.

Было дело в 2011 и 2012 годах. Раньше данный маршрут был не настолько популярен, как сейчас. Да и сейчас, ввиду не очень качественной дороги, а также удаленности не все готовы прокатиться по данному маршруту. Но тогда, в 2012 году, гуляя по водопаду, других туристов так и не повстречали, за исключением местных жителей. Путешествовали в основном командой из двух Forester-ов, на одном друзья, на втором мы с девушкой, ныне супругой =))) Собрал фото из двух путешествий и разных времен года, чтобы показать, как насколько оно по-настоящему красиво в любой сезон.

Про сам водопад и его историю, а также описание окрестностей неоднократно упоминалось здесь в отчетах, поэтому не буду повторяться. Лучше расскажу о дороге. За 13 лет мало что изменилось. Изменения коснулись, в основном, федеральной трассы, вернее ее отрезка от г. Иркутска до п. Култук теперь называется не М53, а Р255. Ну и раньше дорога была узкая, с крутыми, закрытыми поворотами и затяжными, порой крутыми, спусками и подъемами из-за горной местности. Считается очень опасным участком и по сей день. Сейчас дорогу значительно перестроили, чем намного облегчили жизнь дальнобойщикам и обычным водителям легковых авто. В нужных местах расширили, что позволяет обгонять тяжелые и медленные фуры, что ранее не представлялось возможным. Сгладили опасные закрытые повороты, что в целом теперь намного облегчает жизнь автолюбителям на данном отрезке. От Иркутска до водопада расстояние порядка 480 км с небольшим км в одну сторону. Из них по федеральной трассе по серпантинам 100 км, далее 200 км хорошей асфальтовой дороги с красивыми горными пейзажами Восточного Саяна, вперемежку с дорогой, вдоль реки Иркут, которая заканчивается в п. Монды и далее примерно 180 км до водопада

В п. Монды стоит пограничный пост, где спрашивают цель поездки и пункт назначения. Так же проверят паспорта, которые нужно не забыть взять с собой. Сейчас от кого-то слышал, что необходимо дополнительно приобретать разрешение на посещение, но это не точно. В 2012 году мы просто проезжали пост, и никто нас ничего не спрашивал. Паспортный контроль там ввиду того, что это приграничная территория с Монголией. От поста есть два пути: либо дальше к международному автомобильному таможенному посту, где уже пересекаешь границу РФ и нужен загранпаспорт, либо дальше на п. Орлик. По первому варианту пути мы тоже успели прокатиться, но это было позже. Здесь у меня, кстати, есть отчет о том, как мы посетили не менее красивый, как его еще называют, младший брат Байкала — озеро ХубСугул в соседней Монголии.

Сейчас же едем по второму варианту и от поста начинается 153 км, мягко скажем, не очень качественной гравийной дороги. С большими и острыми камнями и, если ехать на низкопрофильной резине, то можно легко пробить все 4 колеса, так и не доехав до цели. Нужно заранее позаботиться о топливе. Заправок нормальных после п. Монды тогда не было, хотя сейчас, может, что-то поменялось. Да и в п. Монды тоже так себе была заправка… еще со стрелочными колонками и только 92-м бензином =) однако нам тогда было не очень весело, особенно турбовому форестеру. Говорить о недоливе и качестве топлива уже не приходится, лишь бы хоть что-то налить в бак, чтобы не пересохнуть по пути)) По дороге недалеко после поста есть кафе, где можно перекусить. Дальше просто гравийка и красивые пейзажи за окном.


АЗС п. Монды


Вид на Мунку-Сардык (самая высокая точка Восточных Саян)


Придорожное кафе

После кафе дорога идет вдоль реки Иркут. Очень красивые, живописные и масштабные пейзажи… Красивейшие узкие и крутые ущелья реки и постоянный набор высоты. Атмосфера после скучной трассы резко меняется. Как-будто попадаешь в совершенно другой мир… создается ощущение чего-то грандиозного… фото, конечно, не передает масштабности, но все же смотря на эти фото — отчетливо помню этот чистый и вкусный запах. Не знаю, как это описать словами, это просто нужно чувствовать и видеть своими глазами.

Спустя не очень продолжительное время пути картинка опять резко меняется. Заканчиваются ущелья и каньоны, и мы выезжаем на Окинское плато. Навигатор говорит о высоте 2000 метров над уровнем моря!!! Немного, с непривычки, начинает болеть голова. Вокруг равнина, и ты оказываешься как будто в центре земли, на какой-то вершине, откуда открывается потрясающий вид — вдалеке горы с одной стороны, а с другой устье реки, оно же озеро Ильчир, из которого берет свое начало своенравная река Иркут! Здесь она начинает свой путь всего лишь небольшим ручейком, а дальше превращается в быструю, горную, могучую реку… Вышли из машины поснимать эту красоту. Здесь дует ветерок… кажется немного холоднее. Хотя еще совсем недавно был спокойный чистый горный воздух! И это все меняется перед нами буквально за час! От этой быстрой смены картинки меняется и восприятие, и настроение… Очень необычные ощущения… очень красиво, очень эмоционально!

Дальше мы летим без остановок, почти =) до п. Орлик… Теперь дорога идет вдоль реки Оки Саянской. Это по-своему тоже очень красивая сибирская река! Вообще надо сказать, что весь маршрут очень и очень живописный. Картинка постоянно меняется, хоть и дорога немного омрачает, но все же, в целом, по пути можно бесконечно наслаждаться неповторимой природой тех мест.

Наконец, часа через два пути мы добрались до п. Орлик. Находим ночлег, сняв у местных дом. Сейчас там много турбаз и домиков. Можно без проблем заселиться в любые комфортные для вас домики. Не 5 звезд, конечно, но для ночевки вполне подходящие. Так как светового дня у нас еще было несколько часов, решили не тратить время впустую и сразу помчали на водопад, чтобы побольше времени там провести. В планах на обратном пути было заехать еще в несколько мест… уж очень их много по пути, а времени мало, что мы и сделали, но об этом позже.

По дороге проезжаем бурхан. Останавливаемся для фотосета))

Дальше дорога идет вдоль застывших лавовых полей. Да, именно лавовых. Наверное, стоит немного углубиться в историю, чтобы стало понятно, откуда тут застывшая лава, почему ее так много и, если кому-то станет интересно, то, как говорится, интернет вам в помощь.

Дело в том, что всего в 40 км от п. Орлик находится знаменитая долина вулканов. Добраться туда на обычном авто не представляется возможном, ввиду горной местности и непроходимой дороги, вернее ее отсутствии. Даже на подготовленном джипе очень проблематично. Забрасывают туда-либо на вертолете, либо на специально подготовленных грузовиках, которые едут прямо по руслу реки, раскалывая мостами попадающие под них валуны =) шутка, но примерно так видно из кузова, в котором едешь до этой долины. Все зависит от того, какой тур вы выберете и сколько готовы за него заплатить. Местные организовывают туры в долину на несколько дней. Мне так и не удалось посетить до сих пор эту долину, хоть и желание очень велико. До наших дней отлично сохранилось два вулканических конуса. Под застывшей лавой находится девять потухших вулканов. Очень интересно было бы посетить эту долину, но, может, все же сойдутся великие субаровские звезды, и мне посчастливится добраться до этой долины. Помимо вулканов там есть очень мощные целительные грязевые и термальные источники. Не буду писать лишних букав, как говорил выше, все есть в интернете.

10-12 тысяч лет назад, что по планетарным меркам практически год, а может даже месяц с небольшим =), в долине извергались десятки вулканов. Потоки раскаленной лавы от множества извержений были настолько большими, что она не успевала стекать вниз по долине и образовывала заторы. В результате такой активной вулканической деятельности лава начала подниматься обратно вверх по долине реки Жомболок, образуя единый лавовый слой толщиной в 150 метров и длиной в 70-80 километров!!! И все это сохранилось в первозданном виде! Тысячи лет назад… а сейчас ты прикасаешься к этому своими руками… видишь это своими глазами… я не могу передать тех эмоций, когда впервые дотронулся и увидел это великолепие! Сейчас сквозь базальт каким-то чудом пробиваются деревья и другие растения, образуя практически лесной ландшафт. Деревья покрыты лишайниками, а груды базальта плотным слоем мха, что придет этому лесу какой-то сказочности. Уж не думал я, что когда-то смогу увидеть лес из детских сказок вживую. Опять другие картинки, крутые ощущения. Восторг от поездки просто зашкаливал!

Ока Саянская, вдоль который мы ехали уже приличное количество времени, предстает перед нами опять совершенно в другом виде. Во время извержений она пробивала себе путь сквозь этот лавовый монолит, образуя причудливые каньоны, которые в межсезонье немного напоминают нечто марсианское, не похожее на земной ландшафт. Эти скалы, образующие берега реки, на первый взгляд кажутся обычными и каменными, на самом деле это все застывшая лава! В голове рисуется очень необычная картина, когда ты начинаешь понимать и представлять, как река пробивала себе путь в те времена! Мы оказываемся снова в горах…. В который раз удивляемся нереальной красотой вокруг — с одной стороны каньоны, с другой нас отделяет от долины вулканов зубчатый и очень впечатляющий хребет Кропоткина, чьи вершины достигают порядка 2900-3000 метров.

Немного упомяну о том, почему водопад называется Малый Жомболок, и опишу сам водопад. Река Жомболок за несколько километров ранее разделяется на два потока. Один более мощный поток так и течет дальше, не образуя никаких водопадов, и впадает в Оку, а второй, менее мощный, отделяется от него и называется малым Жомболоком, образуя в устье одноименный водопад. Водопад высотой примерно 20-22 метра и срывается с обрывистого лавового каньона реки Ока, а потом впадает в Оку. Он достаточно большой, и когда стоишь внизу — ощущается ветер от падения воды и сильный и мощный шум. Между каньоном и водопадом есть немного пространства и можно пролезть внутри… немного страшно. Но там, внутри, ты поистине начинаешь чувствовать всю мощь воды, летящей в свободном полете, которая потом с грохотом обрушивается на застывшую лаву. Начинаешь себя чувствовать настолько маленьким и беспомощным по сравнению этой мощной стихией. Очень впечатляет… Водопад в разное время может то быть более полноводным (в конце весны), то менее (осенью). Может иногда вообще практически пересыхать и летом, в том числе. Это нужно учитывать при планировании путешествия.

Наконец, мы добираемся до устья второго потока реки Жомболок, который образует собой водопад малый Жомболок. Это и есть основная цель нашего путешествия. Мы на месте! Зимой, ввиду сильных морозов, он превращается в гигантский ледяной сталактит и выглядит по-своему красиво! Очень рекомендую, тем кто соберётся посмотреть на это чудо природы, и зимой и летом — масса впечатлений вам просто обеспечена!


Устье реки Малый Жомболок


Водопад Малый Жоболок


Вид водопада изнутри

Тогда в 2012-м водопад не был ничем огорожен… Наверху была лишь беседка-бурхан ввиду того, что для местных жителей это священное место. Это придавало ощущения какой-то нетронутости… почти дикой природы что ли. Приходилось спускаться и забираться прямо по застывшей лаве.

Позже там построили ограждения, сделали лестницу, чтобы было проще спускаться до водопада. На мой взгляд, это и хорошо, и плохо. С одной стороны, стало лучше и безопаснее, но с другой, нет уже того ощущения нетронутости, той таинственности, которая ощущалась ранее. День заканчивался, и надвигалась гроза. Делаем еще несколько красивых кадров надвигающейся стихии и выдвигаемся отдыхать от насыщенного дня. Кстати, зимой природа и пейзажи тоже весьма хороши и практически не отличаются от летних. Отличия в основном в цвете травы, так как она не очень большого роста и поэтому почти не заметно отличий в ландшафте — зимой желтая, а летом зеленая, как, впрочем, и деревья.

У местных в скотоводстве видели яков. Интересные животные… Размер отдельных особей, конечно, впечатляет. Видели также яков и в Монголии. Часто замещаю сходство Бурятии и Монголии. Очень много общего. Та же одежда, язык, обычаи и еда очень похожи, а иногда и одинаковы. Хотя если посмотреть территориально, то разделяют эту местность горы, а расстояние всего 100 километров. Можно предположить, что ранее это был единый народ со своим бытом. Потом одни перекочевали за горы, а другие остались здесь. Но это уже больше к краеведам, а я что-то отвлекся. Пожалуй, продолжу свое повествование.


Як

Зимой и летом на обратном пути заглядывали на исток Иркута, воды практически не было видно. Лишь маленький, замерший зимой и не очень большой ручеек летом. Получилась красивая панорама.

Там за машинами видно, как бежит небольшая речушка. Это и есть начало реки Иркут.

Еще одной целью нашего путешествия обратном пути было заехать на слияние рек двух Иркутов. Да! Иркутов на самом деле два! Они называются Черный Иркут, который вытекает из озера Ильчир, и Белый Иркут, который бежит быстрым течением с гор. Потом они соединяются, и уже только ниже этой точки река обретает название просто Иркут. На место их слияния мы и планировали заехать. Так выглядит Черный Иркут немного ниже по течению от своего истока, и уже видно, как он начинает набирать обороты ввиду того, что по пути в него впадает много ручьев и небольших горных рек.

Доезжаем до слияния. Вышло солнце… воздух стал настолько прозрачен, что по фотографиям кажется, как будто в них накрутили насыщенность в фототошопе, но никакой обработки я не делал. Это естественная цветопередача. Хочется бесконечно дышать чистотой и сладостью этого воздуха после загазованного города. Ты дышишь — и не можешь надышаться. Это сравнимо, пожалуй, с тем, когда ты очень хочешь пить и тебе дают холодной воды из колодца без хлорки и всяких примесей — и ты пьешь ее и не можешь остановиться, и кажется, что это самая вкусная вода, которую ты вообще когда-либо пил. Но это ощущение настолько приятно, что хочется возвращаться обратно ещё и ещё. Говорят, что лучше гор могут быть только горы — так вот, подписываюсь под каждым словом!!! Хоть мы, конечно, на вершину не залезли, но даже просто созерцая их своими глазами, ощущение было не менее сильное, чем если бы мы взобрались на них. Настолько переполняли эмоции от всего увиденного и того, что ты находишься прямо здесь и сейчас в этой красоте!

Делаем несколько снимков с дороги в месте слияния. Очень атмосферно — с одной стороны горы, с другой сопки с лесным массивом.

Решаем спуститься на машинах… попытаться найти хороший ракурс… но что-то не особо вышло.

Убираем машины из кадра, чтобы не портить ими картинку и продолжаем фотографировать потрясающую красоту матушки-природы.

Вот фото Черного Иркута в месте слияния… относительно спокойного и уже достаточно глубокого… Вода имеет зеленоватый оттенок, ближе к темно-зелёному. Но это в светлое время суток. А ближе к вечеру он превращается в черный. Могу предположить, что отсюда и название — Черный Иркут.

Затем перебираемся с Белому Иркуту. Это настоящая быстрая и холодная река. Как и полагается горной реке — вода быстрым течением несется поверх камней и больших валунов, и создается впечатление, как будто вода имеет белый цвет. Так же рискну предположить, что отсюда следует и название второй реки — Белый Иркут.

Очень долго подбирал ракурс, чтобы сфотографировать само слияние. Ну тут уж как говорится — что получилось, то получилось =) Хотелось показать границу воды между Черным и Белым Иркутом… мне показалось, отчасти удалось, но все же это больше, конечно, игра цвета теней) Сама вода в двух реках очень чистая, холодная и вкусная.

Есть так же в окрестностях слияния еще и буддистская ступа. Святое бурятское место, которых, путешествуя по Республике Бурятия, встречаешь очень большое количество. Обязательно советую посетить. Есть в этих местах своя энергетика. Можно загадать желание, покрутив барабаны. Задобрить Богов. Попросить благополучия. Достаточно атмосферно.

После ступы, зарядившись энергетикой и набравшись сил, спокойно покатили до дома. Дорога все также петляла вдоль Иркута, вдалеке виднелся Восточный Саян. Потом он полностью заменил реку и радовал своим великолепием. Дальше вся красота сменилась федеральной трассой, и мы благополучно добрались домой.

Маршрут показался очень живописным, эмоциональным и не похожим на то, что мы видели ранее до этого. Невозможно описать словами, невозможно передать фотографиями всю красоту нашей великой природы. Это нужно видеть своими глазами. Ощущать своими легкими. Радоваться тому, что нам довелось жить в такой красоте.

Желаю всем побольше путешествовать, кайфовать и получать о этого много положительных эмоций!

Всем спасибо, кто дочитал до конца. Надеюсь, появится еще вдохновение на написание новых отчетов и новых путешествий… а пока, всем пока и до новых встреч.

С уважением, Алексей 2.


Дром

Комментарии

semen911
Красноярск
Завидую белой завистью таким путешествиям!))))👍
8
 
Ответить
5877797
Улан-Удэ
Здравствуйте ! Планирую летом посетить эти места . Спасибо за краткий экскурс.
7
 
Ответить
 
автор
Иркутск
Сообщений: 131
semen911
Завидую белой завистью таким путешествиям!))))👍
Приезжайте и посмотрите в живую))
Мой отзыв: Nissan Cefiro 1999
4
 
Ответить
 
автор
Иркутск
Сообщений: 131
5877797
Здравствуйте ! Планирую летом посетить эти места . Спасибо за краткий экскурс.
Пожалуйста))
3
 
Ответить
   
Сообщений: 668
Спасибо , интересно было почитать
4
 
Ответить
   
Барнаул
Сообщений: 605
Спасибо, что напомнили о данной локации

".. В п. Монды стоит пограничный пост, где спрашивают цель поездки и пункт назначения. Так же проверят паспорта, которые нужно не забыть взять с собой. Сейчас от кого-то слышал, что необходимо дополнительно приобретать разрешение на посещение, но это не точно..."
3.09.23г проверили паспорта, уточнили цель поездки и маршрут. Наш путь был через Хубсугул на Ташанту и домой.
)) планируем в этом году до Хатгала, нужно будет уточнить по разрешению
1
 
Ответить
   
Сообщений: 696
ИRiо
Спасибо, что напомнили о данной локации ".. В п. Монды стоит пограничный пост, где спрашивают цель поездки и пункт назначения. Так же проверят паспорта, которые нужно не забыть взять с собой. Сейчас...
Первый раз там был когда, по незнание остановился на этом посту и с меня начали трясти деньги за эти пропуска, за каждого человека в авто, заплатил. Пока мы стояли и они мне объясняли что к ему, на их требование об остановке ни одна машина не останавливалась. Второй раз проезжал никого не было
Тлк
1
 
Ответить
   
Барнаул
Сообщений: 605
Nakalek
Первый раз там был когда, по незнание остановился на этом посту и с меня начали трясти деньги за эти пропуска, за каждого человека в авто, заплатил. Пока мы стояли и они мне объясняли что к ему, на их требование об остановке ни одна машина не останавливалась. Второй раз проезжал никого не было
по 2023г , проезд кпп Монды, если едешь транзитом через Монды на Хубсугул, то пропуск (разрешение) на 5ти километровую погран.зону не нужен.
Поселок Орлик находится в этой 5ти км пограничной зоне, и полагаю, что будет необходимо обращаться к пограничникам по предоставлению государственной услуги (выдача пропуска (разрешения) в пограничную зону).
 
 
Ответить
 
автор
Иркутск
Сообщений: 131
eee999
Спасибо , интересно было почитать
Пожалуйста=)
 
 
Ответить
 
автор
Иркутск
Сообщений: 131
ИRiо
Спасибо, что напомнили о данной локации ".. В п. Монды стоит пограничный пост, где спрашивают цель поездки и пункт назначения. Так же проверят паспорта, которые нужно не забыть взять с собой. Сейчас...
Пожалуйста)
 
 
Ответить
W K
Иркутск
Спасибо автору за столь подробное и живописное повествование ! У вас хорошие способности, продолжайте в том же духе! Сам давно хочу проехать по этому маршруту, но никак не выберусь…
1
 
Ответить
 
автор
Иркутск
Сообщений: 131
W K
Спасибо автору за столь подробное и живописное повествование ! У вас хорошие способности, продолжайте в том же духе! Сам давно хочу проехать по этому маршруту, но никак не выберусь…
Пожалуйста=) буду стараться продолжать))
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром