|
Здравствуйте, уважаемые коллеги-путешественники, читатели дрома.
Решил я написать отчет о поездке в Турцию летом 2024 г. Изначально не хотел писать ничего, но в последнее время увидел несколько опубликованных отчетах за гораздо более давние времена, и подумал: «А почему ты не пишешь? Почему думаешь, что это никому не нужно и не интересно?». В общем, пишу свой первый отчет об автопутешествии. Заметок по дороге не вел, что-то уже мог забыть, так еще и гугл подкинул сюрприз — удалил хронологию, фото сделаны на телефон, часть тоже утеряна, можно судить строго, но постараюсь рассказать вам все как было.
О себе (в смысле, о нас). Обычная семья — папа (я, 42 года на момент поездки, зовут Василий), мама, сын (16 лет), дочь (10 лет). Путешествуем на авто уже несколько лет, с 2017 г. (супруга боится летать на самолете, а я не люблю поезда и люблю ездить далеко на авто). Были в Казахстане, Крыму, Краснодарский край, Питер-Москва, Байкал, Алтай, так что опыт дальних поездок имеется. За рулем только я. Сами из Новосибирска, но в это путешествие отправились из другой точки — Анапы. Да, мы решили перебраться из Новосибирска в более теплые места, туда, где есть море и нет снега.
О машине. Nissan Terrano 2017 г. в., автомат, 4WD, 2 литра. Приобретен у дилера новым в 2018 г. Пробег на момент поездки в районе 130 тыс. Все наши поездки, кроме первой, были на нем. Специально автомобиль не готовил, ТО по графику незадолго до поездки. В целом в эксплуатации авто проблем не доставляет, замена шаровых на 90 тыс., замена пары сальников ранее, да сдох аккумулятор в прошлом году. Несмотря на некоторые недостатки, автомобиль мне нравится — я уверенно еду хоть по трассе, хоть по полям.
О поездке. Мы уже ездили в Турцию годом ранее (в 2023), в Анталью. Нам там очень понравилось, и мы решили снова туда съездить (поэтому в отчете иногда будут отсылки к той поездке). Тем более, что из Анапы до Антальи гораздо ближе, чем из Новосибирска. А море в этих местах сравнить невозможно. Я думаю, многие были и там, и там, и прекрасно понимают, о чем я. Отпуск был выдан с 8 по 20 июля, общий план поездки такой: выезд 6, ночевка по Владикавказе, 7 числа переход двух границ, ночевка в Эрзеруме, 8 прибытие в Анталью, отдых, 19 числа выезд, ночевка в Эрзеруме, 20 числа переход границы, ночевка в Степанцминде, 21 числа переход границы и возвращение домой. Ночлег забронировал заранее. Для навигации использовал оффлайн-навигатор maps.me с заранее скачанными картами. Плюс можно пользоваться яндексом — если построить маршрут тогда, когда есть интернет, то потом он ведет и без интернета, но у меня на телефоне яндекс часто зависает после нескольких часов работы и теряет геолокацию. Местные симки не брал, для связи с родными пользовались вацапом в квартире, про навигацию уже написал (в ТЦ тоже можно подключаться к вай-фаю).
Жилье в Анталье сняли то же, что и в прошлом году — квартиру с двумя спальнями в районе Коньяалты, в 5 минутах от пляжа. С прошлого года у меня сохранился контакт хозяина, списался с ним, и договорились на 100 евро в сутки (на букинге она стояла за 170, а в прошлом году мы жили за 65). Обменял в Анапе 1500 евро, закинул сколько-то на казахскую карту (оформил в прошлом году уже после турецкой поездки). Основную наличку рассчитывал получить в Турции через Золотую корону. Удобный сервис — курс обмена близок к курсу ЦБ, комиссии нет, получить можно на турецкой почте (только надо иметь в виду, что в обычном отделении выдают только до 5000 лир, большие суммы только в главном отделении). Курс лиры был около 2,7 руб., для простоты считал 1 к 3.
Итак, поехали!
День 1. 06.07.2024 г.
Выезжаем из Анапы около 6 утра, по плану — ночевка во Владикавказе, ранним утром перейти границу. Заранее забронировал (через суточно.ру) дом в центре Владикавказа, метрах в 100 от проспекта Мира — главной прогулочной улицы города. Местные называют его просто «проспект».
Погода отличная, с утра машин немного, едем. На подъезде к Краснодару на заправке выхожу из кассы, подхожу к машине и вижу на переднем левом колесе порез, даже порыв. Неглубокий, колесо не спускает, и если бы я проехал еще полметра вперед, то и не заметил бы. Однако ехать далеко, решаю заехать на шиномонтажку. Время еще раннее, 9 часов, одна не работает, другая занята, на третьей товарищ из Средней Азии говорит, что он починить не может, искать дальше надоело, перекидываем запаску, едем дальше.
Дорога идет мимо Краснодара, через кусочек М4 сворачиваем в сторону Майкопа, не доезжая его сворачиваем на Курганинск и в районе Армавира выходим на трассу Р-217, и дальше мчим в сторону Владикавказа, куда и прибываем часов в 18. Я заранее по дороге забронировал столик в ресторане «Корона» на проспекте Мира. Очень рекомендую. Вкусно, большие порции и дешево. В прошлом году нам повезло туда попасть, просто гуляя по проспекту. В этом году, если бы не забронировали, не попали бы. В большом зале отмечали банкет, на террасе столиков немного. Место популярное у местных. Хозяйка дома нам рассказала, что они, чтобы отметить там какое-то свое событие, записывались за два месяца. До посещения ресторана я еще сходил в обменник по адресу: ул. Тамаева, 33 (в подвале), приобрел там грузинские лари (500, из расчета: 100 на обед туда, 100 на обед обратно, 100 на бензин, 200 обменять на лиры). После немного погуляли по городу и отправились спать: перейти границу хотели рано утром.
Владикавказ нам понравился еще в прошлый приезд. Чистый город, интересная необычная архитектура и горы вокруг. И низкие цены на все. Про ресторан я уже упоминал, бензин здесь тоже был самый дешевый за всю поездку, а утром, выезжая, я зашел в маленький круглосуточный продуктовый магазин за водой. Взял 5-литровую и 4 бутылки по 0,5 местной воды Тбау. Продавщица говорит — 150 руб. Я подумал, что она не заметила маленькие бутылки, говорю: «Это тоже мое». Да, говорит, 150 руб. За все. Где вы еще видели такие цены?
День 2. 07.07.2024 г.
Встаем раньше 4, быстро собираемся и к 5 часам подъезжаем к Верхнему Ларсу. По плану было пройти границу, проехать Грузию, пройти границу в Вале и заночевать в Эрзеруме (гостиницу также бронировал заранее через букинг). В прошлом году мы проходили границу утром, часов в 6, и прошли ее за 1 час всю. Поэтому и в этом году решили сделать так же. Машин было побольше, чем год назад, но все равно немного. Очередь двигалась, и примерно за час мы добрались до российского КПП, до шлагбаума оставалось 2 машины. И тут все просто встало на два часа. Два часа мы просто стояли, никто никуда не двигался. Кто-то сказал, что у грузин еще ночью сломалась программа. Я сходил к пограничникам, спросил, что происходит. Ребята сказали, что все работает, но грузины медленно пропускают, и на нейтральной полосе большая очередь, поэтому шлагбаум не поднимают. Помог им отгадать пару слов в кроссворде и вернулся ждать.
После 8 начали пропускать, прошли границу, проехали за поворот и встали в пробку перед первым тоннелем. Здесь произошла еще одна неприятность. Ровно после того, как выехали с российской территории, я заметил идущую от нижнего левого угла лобового стекла трещину. Не знаю, почему это произошло, не помню, когда прилетел камень. Трещина понемногу росла каждый день пребывания в Турции, дойдя до середины приборной панели, и остановилась, когда мы вернулись в Россию. Забегая вперед, скажу, что в Анталье я ездил к местным стекольщикам, но местные мастера только разводили руками — оригинал, надо менять стекло, говорили они, если сверлить, может пойти паутина по всему стеклу.
Итак, мы медленно ползли в пробке по нейтральной полосе. План рушился, но мы не унывали. Шумящий Терек немного поднимал настроение. Ближе ко второму туннелю движение стало чуть быстрее, и часов в 14 мы прошли грузинскую границу. Вообще странно, грузины работают довольно быстро, точно быстрее, чем российские пограничники, но постов у них меньше. Но пробка была огромная. Я спросил и грузинского пограничника, почему, он ответил просто: «много машин едет». Ладно, прошли границу (итого за 9-10 часов). Грузинскую автостраховку я сделал заранее по интернету (с помощью казахской карты), лари у меня были, поэтому, более не останавливаясь, поехали по Военно-Грузинской дороге. Ее достопримечательности мы осмотрели в прошлом году, поэтому сейчас ехали без остановок. Природа вокруг шикарная, горы все-таки, но за самой дорогой грузины особо не следят.
Проходить турецкую границу я решил через Вале-Пософ, так как там очень мало машин и меньше пробег по Грузии. В прошлом году мне совсем не понравились грузинские дороги после съезда с их главной магистрали Тбилиси-Батуми. Она еще была не достроена, и после Зестафони начиналось «не очень». Поэтому сворачиваем на Боржоми, где наконец обедаем (или ужинаем, потому что время уже было порядка 17-18 часов). Останавливаться в Степанцминде жена не захотела, очень приличные рестораны по дороге тоже ее не привлекли, а ресторан «Павильон сад» сразу после выезда на магистраль Тбилиси-Батуми, где мы обедали в прошлом году, проехал уже я, не успев вовремя его заметить и свернуть из-за машин в правой полосе. Не помню названия, на карте сейчас найти не смог (но уже ближе к выезду), домашняя кухня, все прилично, порядка 90 лари.
Подкрепившись, едем дальше. В Ахалцихе заправляюсь до полного по карте, решил проверить, работает ли за границей (это была первая заправка после Владикавказа), и уже часов в 23 подъезжаем к границе. Я планировал в будочках перед границей сделать турецкую страховку и обменять лари на лиры. Но уже поздно, и никто не работает. Даже пограничников на грузинской стороне пришлось немного подождать. Погранпереход Вале-Пософ и днем не сильно загружен, а в то время, кажется, уже туристов не ждали вовсе. Грузинскую границу прошли быстро, как и всегда. Турки уже ждали. Не успел я подъехать к их шлагбауму, как один тут же подошел к машине, еще двое стояли возле будки. Подошедший дал указания: пассажиры туда, сам с документами — сюда, потом паркуй машину вон там и иди в окно номер такой-то делать страховку (сигорта по-турецки). Однако в этом окне никого не было. Обойдя вокруг, и не найдя никого, пошел в соседнее здание, где горел свет и был человек. Зашел, говорю — сигорта. Но оказалось, что в этом окне сигорту только проверяют, а делают ее в терминале, через который проходят пассажиры. Пошел туда, нашел на втором этаже нужный кабинет. Дядька-агент взял документы, показывает на калькуляторе — 1100 лир. Но лир у меня нет, протягиваю евро — не берет. Где поменять, говорю? На первом этаже магазин, сходи туда, отправляет меня дядька. Оставляю ему документы, чтобы оформлял, захожу в магазин, спрашиваю: мани чендж? Ноу, говорит продавец. Мда, становится интересно. Выхожу на улицу, подхожу к тем трем пограничникам, спрашиваю: мани чендж? Главный отправляет меня в то же окошко, где проверяют страховку. Надо сказать, что турецкие пограничники мало кто говорит по-английски. Грузинские говорят по-русски, и там нет проблем, а с турками — как повезет. Мне повезло в другом. Когда я зашел в офис агента, там оформлял страховку дальнобой. Я не знаю, кто он был по национальности, но он бегло говорил по-турецки и по-русски, и лицо у него было не славянское и не турецкое. Он помог объясниться и с агентом, и с проверятелем страховки. Турок понял, взял телефон, открыл приложение Зираат банка, посмотрел его курс и поменял мне 100 евро по этому курсу, очень близкому к официальному (потом я пожалел, что не поменял больше). Не знаю, со своих денег он взял лиры или из казенных, но себе он не взял никакой комиссии. Заполучив лиры, возвращаюсь к страховому агенту, отдаю деньги, забираю страховку и возвращаюсь обратно к этому турку в надежде, что сейчас он проверит наличие страховки и мы, наконец, выедем с границы. Однако проверятель страховки в этот момент уже оформлял груз других дальнобоев (парни говорили по-русски с легким южным акцентом, я не стал спрашивать, откуда они), и мне пришлось подождать, пока он оформит документы, проверит и опломбирует груз. Уже была почти полночь, и было понятно, что в гостиницу в Эрзурум мы не успеваем. Пока ждал, я решил позвонить в гостиницу и отменить бронь, но установить диалог с девушкой на другом конце телефона не удалось. На удивление, турки и в гостиницах далеко не все знают английский. Вот и эта девушка никак не хотела понимать, что «ай хэв а букинг фо тудэй». Она все переспрашивала, на какие даты бронирование, и видимо принимала мое «тудэй» (сегодня) за «ту дэйс» (2 дня). Я просил позвать кого-то еще, но она тоже не понимала. В конце концов, я плюнул на это, в надежде, что мне это никак не аукнется (та же гостиница была у меня забронирована и на обратный путь). Тут вернулся турок, проверил страховку, и отпустил меня. На все про все ушло около часа. Отсюда мораль — если есть возможность, делайте страховку заранее. Я хотел, нашел в телеграмме русского агента, но она сказала, что на оформление может уйти дня 3-4, а у меня их уже не было. Кроме того, в прошлом году на границе в Сарпи страховку я сделал минут за 5, поэтому и не беспокоился. Ну и сейчас, если бы у меня были лиры, все бы прошло гораздо быстрее. Вот такой длинный денек получился.
День 3, 08.08.2024 г.
Сегодня по плану было доехать до места в Анталье. Эта часть плана не менялась, но возникла проблема с ночлегом. Решили ехать и попытаться найти отель по дороге, на крайний случай, поспать в машине. Дочка спит в машине без проблем, а вот остальным уже не получается так удобно устроиться.
Итак, после полуночи мы выехали с турецкой границы и направились в сторону Эрзерума. Долгое время дорога была двухполосной, но хорошего качества. В Турции вообще дороги хорошие, позже остановлюсь подробнее. Довольно скоро меня обогнали две местные машины, я пристроился за ними и какое-то время держался следом, но все-таки на горной извилистой дороге, которую они знали, конечно, лучше меня, отстал. Поехали дальше, поначалу местность безлюдная. Ближе к Ардахану дорога превращается в 4-полосную. В Ардахане мы думали найти отель и заночевать, но дороги в Турции обычно идут в обход городов или по самому краю. Вот и тут, огни Ардахана остались в стороне, а заезжать в город наудачу и терять время не хотелось. Едем дальше. Вскоре пошел дождь. Километров через 50 от Ардахана, в районе города Геле, наконец, заметили отель по трассе. На парковке стояло много машин. Подъезжаем, выхожу, иду спрашивать — мест нет (парень на стойке английского тоже не знал, хорошо, что в телефоне есть переводчики куда угодно). Что ж, едем дальше. Дорога переходит снова в двухполосную, дождь усиливается, признаков жилья не видно. Наконец, замечаем какую-то стоянку, останавливаемся, устраиваемся по возможности поспать в машине.
Поспав час или два, еще затемно, продолжаем путь. На рассвете подъезжаем к Эрзеруму. Там горы, из-за них встает солнце, красиво. Останавливаемся, выходим из машины — и попадаем в холод. Эрзерум находится на высоте 1900 м, это популярный местный горнолыжный курорт, зима там почти как у нас в Сибири. И летним утром тоже холодно, еще и сильный ветер. Так что быстренько садимся обратно и едем дальше. В машине мы уже почти сутки, и ехать еще целый день, от Эрзерума до Антальи 1200 км. Но дороги в Турции отличные. Практически везде они 4-полосные, даже в горах. Покрытие отличное, иногда бывают шероховатости, но ям не видел нигде. И низкий трафик. Грузовиков почти нет. Профиль дороги тоже продуман, в горах повороты я спокойно проходил на 110 км\ч. Да, это не сочинский серпантин, но у нас и на равнине не в каждый поворот зайдешь на такой скорости. А уж про четырехполоски по всей стране нам еще долго мечтать. Ехать одно удовольствие. Города или проходятся в обход, или по специально выделенной дороге (продолжение трассы), так, чтобы минимально захватывать город, так что на это время тоже не теряется. По маршруту только в Конью нужно заезжать надолго. Указатели имеются в достаточном количестве, можно ехать и без навигатора, если заранее проработать маршрут. Камеры на турецких дорогах редки, они обозначены знаками и разметкой (русские номера читают). В целом, можно ехать, как местные, в городах в том числе. Полиция на дорогах бывает, но за это беспокоиться не надо. Обычно полицейские не обращают внимания, но бывают, видимо, какие-то рейды и тормозят всех подряд. Стоит один и знаками (жезлов у них нет) сгоняет поток на обочину (поток небольшой, поэтому можно тормозить всех). Там стоит другой, который подходит и проверяет документы. Так вот, меня останавливали дважды (один раз в прошлом году и один в этом). И оба раза, разглядев неместные номера, второй полицейский махал руками — проезжай, типа. Второй раз передо мной был остановлен француз, и также был отпущен без проверки.
В общем, по хорошим турецким дорогам продолжение движение. Местность гористая, горы пологие со скудной растительностью. В районе Эрзинджана прямо у дороги растут абрикосовые деревья, буквально увешанные спелыми плодами. Несколько раз видели, как местные останавливались и собирали их. Сами не стали терять время. К полудню доехали до городка Зара, куда решили заехать пообедать. В прошлом году мы проезжали через него и обедали, в центре есть кафе «Элит». Простая местная еда (есть меню на русском), плов, кюфте, шашлык, салат и хлеб бесплатно обошлись в 800 лир (в прошлом году 500). Также здесь я собирался обменять денег, т.к. запаса с границы хватило на обед и заправку. Мы удачно припарковались прямо возле почты. Я пошел туда получить перевод Золотой короны, который отправил еще дома. Заполнил форму, подал в окошко. Турок повертел, но понял, что нужно, и начал заполнять данные в программе. Было видно, что он делает это нечасто (если не первый раз вообще). Потом он подозвал своего коллегу, а потом отдал мне форму. Второй турок показал мне крест руками и сказал: «систем йок». Хм, бывает, но рядом я видел три банка, так что пошел менять деньги туда. Однако ни в первом, ни во втором (названия не помню) не было обмена валют. Третьим оказался Зираат банк, и там я таки поменял деньги. Электронная очередь, говорящий по-английски персонал, обмен валют в отдельном кабинете. Пока я бегал по банкам, мои уже заказали еду и приступили к обеду. После обеда я еще раз зашел на почту, и чудо — система заработала, деньги мне выдали. Теперь можно было спокойно ехать дальше. В районе Зары видели несколько гнезд аистов (и самих аистов, конечно) прямо на электрических столбах.
Мимо Сиваса и Кайсери мы заехали в Каппадокию. Расположена она удачно для автопутешественников — примерно на полпути от турецкой границы к морю. В прошлом году мы там останавливались на ночь, ходили смотреть на полет шаров. Зрелище завораживающее, рекомендую. Да и сама местность с домами в скалах очень интересная.
Люди до сих пор живут в таких домах, как и их предки столетия назад
Нынче собирались проехать мимо, но так получилось, что встали на светофоре прямо на перекрестке с указателем Гереме — налево. Пока ждали зеленого сигнала, решили свернуть, прокатиться, посмотреть еще раз, зайти в сувенирную лавку. Благо крюк небольшой. Так и сделали. Жена купила небольшой воздушный шар из глины, поглазели на Гереме и скальную крепость в Учхисаре. И дальше через Невшехир и Аксарай на Конью. Конья — большой город, и дорога идет по нему довольно долго. Приехали туда мы уже после 17 часов и немного «вкусили» турецких пробок. С нашими, конечно, в сравнение не идет, но минут 30-40 потеряли. Из Коньи до побережья есть две дороги — через Бейшехир (правее) и Сейдишехир (левее). В прошлом году я ездил через Бейшехир, там красивое озеро по дороге, но нынче навигатор отправил через Сейдишехир. Маршрут через Бейшехир мне понравился больше, там в скалах сделано несколько современных туннелей. По расстоянию примерно одинаково, но через Бейшехир выходишь к побережью ближе к Анталье, то есть, меньше едешь с городским трафиком. Хотя если вам надо в Аланью, то ближе будет ехать через Сейдишехир.
К побережью мы выехали уже в сумерках. Трафик сразу сильно возрос, но двигались все довольно бодро. В какой-то момент я пристроился за местным таксистом, который ехал в левой полосе, периодически сгоняя более медленных участников движения, и ехал за ним почти до самого города. В Анталью, к забронированной квартире, мы добрались уже после 20 часов. Нас там уже ждали. Заселились, рассчитались, сходили в магазинчик рядом за кое-какими продуктами на завтра, и улеглись спать. Долгие почти два дня в машине подошли к концу. Завтра на море.
Дни отдыха.
В эти дни температура воздуха была вполне приемлемые 32-36 градусов (в прошлом году, а мы были примерно в то же время, было 38-46). На море старались ходить два раза в день — утром часов с 8 до 10, и вечером часов с 17 до 19. Долго спать все равно не получалось, солнце светило в окна. Днем (не каждый день) ездили в торговые центры (Анталья Мол, М5 Мигрос, Икея) или на местные рынки. После заката гуляли по набережной, слушали музыку в кафе. Иногда на рынок ездил я один, если было жарко. Рынки в разных районах работают в разные дни, недалеко от нашего места пребывания находилось 3 рынка. Фрукты покупали там, один раз съездили на вещевой (Чаршамба). Обедали либо дома, либо в ТЦ, если были там. Возвращаясь с моря утром, обязательно заходили в соседний дом в «Круассан Ателье» за вкуснейшими круассанами.
Правее — платный пляж, но, не занимая лежак, можно и тут быть бесплатно
Но душа требовала чего-то еще прекрасного, кроме моря, и мы сделали несколько вылазок по окрестным достопримечательностям. Я опишу это без хронологии.
Передвижение по городу, так же как и по трассам, не доставляло проблем. Пробок в Анталье я не видел, хотя население более миллиона человек, а ездил я каждый день. В Турции, конечно, меньше машин в целом, но движение организованно грамотно. Пешеходов не пропускают, они к этому привычные, и можно ехать, не боясь, что кто-то кинется под колеса.
Каньон Тазы и Кёпрелю
В 100 км от Антальи в одном месте находятся две природные достопримечательности: каньон Тазы и каньон реки Кёпрелю. Выезжаем из города в сторону Аланьи, после Серика сворачиваем на Конью, но вскоре уходим на местную дорогу, указатель на каньон имеется.
Выехали пораньше, часов в 7 (пропустив в этот день море), чтобы успеть до жары и людей. Дорога все так же хороша, идет через пару-тройку деревень вдоль реки Кёпрелю (но ее мы будем осматривать на обратном пути). Потом дорога идет через лес до очередной деревни, по указателю сворачиваем на каньон, все так же под колесами асфальт. Вскоре добираемся до какого-то подобия стоянки, там асфальт заканчивается, дальше идет грунтовка (хорошая). Видимо, тут можно оставить свой транспорт и воспользоваться услугами местных перевозчиков. Но мы едем дальше по грунтовке и через пару километров приезжаем к каньону. Там что-то вроде кафе. Никого еще нет, мы первые (время около 9), только котик сидит ждет людей. Метров 100-150 проходим через лес и выходим к смотровой площадке каньона. Отвесные скалы на 400 метров вниз и никого, кроме нас. Ощущение какого-то парящего восторга. Всего мы там провели не менее получаса, фотографируясь и просто наслаждаясь видами.
Вот с этого камня самый топовый вид
Когда возвращались, на стоянке уже была пара машин — видимо, подъехали работники кафе и туристы. На обратном пути посмотрели на каньон реки Кёпрелю.
На ней есть два моста древнеримской постройки. Один переделан или отреставрирован и до сих пор используется для проезда. По нему мы пересекли реку на другой берег. С моста, кстати, отличные виды на каньон.
Автомобильный мост древнеримской постройки
Второй мост не используется, но до сих пор стоит и показывается туристам.
На правом берегу расположены несколько баз отдыха, активно возят туристов (выше по течению есть античные развалины, но туда мы уже не поехали). Место очень понравилось, проход свободный, рекомендую к посещению.
Водопады Куршунлю и Верхний Дюден
В другой день, также с утра, поехали смотреть на парочку водопадов, расположенных поблизости. Посмотрел по яндексу, открыты с 8, к этому времени и рассчитывали. Сначала поехали на Куршунлю, он дальше от города (15 км).
Приезжаем к 8, но оказывается, сегодня в субботу вход открывается с 9. Чтобы не ждать целый час, едем на Верхний Дюденский (Нижний Дюденский водопад видят все с самолета при заходе на посадку). Приезжаем туда, паркуемся у дороги, ждем еще минут 20, заходим. Эти водопады входят в состав национальных парков, вход платный. Хоть и утро, человек 10 у входа есть, местные идут на пикник и просто посмотреть на водопад. Идти недалеко, метров 200-300. Проходим мимо пещеры, где видим под потолком спящих летучих мышей, стоит знак, запрещающий фотографировать. И подходим к водопаду
За водопадом можно подняться в пещеру, там, как из окон, можно посмотреть на водопад с обратной стороны.
Потом вернулись к Куршунлю. Здесь большая парковка, проход дешевле, чем к Дюдену. Там тоже много людей. Здесь мы пробыли дольше. Вообще, там пара запруд с рыбами и черепахами, мостик, небольшой пешеходный маршрут, кафешки. Был и фотограф с попугаем, однако, в отличие от своих российских коллег, совершенно ненавязчивый, просто стоял и ждал, когда к нему кто-то подойдет сам. Место очень понравилось.
Старый город (Калеичи)
Два раза ездили в Старый город — утром и вечером. Это исторический центр города возле гавани. Старые дома, в которых отели или кафе или магазинчики или просто живут люди. Парковаться можно вот в этих точках.
Первая — красная точка — муниципальная подземная парковка рядом с площадью Революции и стеклянным лифтом в порт. Работает круглосуточно, цена была 40 лир в час, во второй приезд поднялась до 60. Вторая — черная точка — частная наземная рядом с улицей зонтиков и воротами Адриана. Работает, кажется, с 9 утра. В прошлом году вставали здесь, в этом году оба раза на подземной. Обе парковки небольшие, на десятка 2-3 машин, но место всегда находилось.
По старому городу очень интересно бродить. Основные магазины находятся ближе к порту. У лестницы-выхода к площади Революции с нами заговорил один торговец, пожилой мужчина. Русский, оказалось, несколько лет жил в Новосибирске, уже лет 20 живет в Турции. Угостил чаем, который мы у него и купили ). Помог взять у турецких торговцев рахат-лукум. Вообще, торговцы там знают английский и многие русский, проблем с общением нет. А вот торговаться хотят далеко не все, и на продуктовых рынках тоже.
Вид на старый город с площади Революции
Вид на минарет Йивли оттуда же. Самое старое здание Антальи
Посмотрите, как и из чего сделаны дома
В порту у кошек своя территория и знак
Вот такой продавец или охранник
Земля Легенд
Когда мы ехали в Анталью, по дороге жена заметила красиво подсвеченное здание вроде замка. Посмотрев по карте и поиска в интернете, пришли к выводу, что это был парк Земля Легенд. Это комплекс из отеля, парка развлечений, аквапарка и множества магазинов. Вечером там проводится шоу — включается фонтан, по каналу проплывают лодки с артистами, которые затем дают представление. К вечеру мы туда и отправились. 35 км от города, в районе курорта Белек. Парковка огромная, бесплатная, вход тоже.
Сначала прогулялись, сделали разведку местности. В основном это магазины, разные, есть и люксовые, и масс-маркет, и детские, и кафе. Посмотрели шоу цветного фонтана (мало и не понравилось, в России везде интереснее) и отправились на площадку основного шоу. Представление идет около получаса, ничего сверхъестественного артисты не делают, но в целом понравилось.
На этих лодках потом приплывут артисты
Днем по каналу катают на лодках
На этой платформе идет представление, а на ступеньках сидят зрители
Бонус — Огненная гора Химера
Сюда мы ездили в прошлом году, но я все равно напишу. Примерно в 60 км от Антальи, за Кемером, находится Янарташ — гора, где из-под земли в нескольких трещинах выходит природный газ. Он воспламенился и горит уже несколько тысяч лет. С этим местом связана легенда о Беллерофонте, греческом герое, которые освободил жителей Ликии (древнее царство в этой местности) от чудовища Химеры, загнав ее под землю. Лучше всего сюда приехать к вечеру, так мы и сделали.
С трассы сворачиваем в деревню Чиралы (там находится довольно известный пляж), проезжаем деревню, паркуемся. Парковка большая, вход платный, но не дорого. Подъем в гору около километра, несложный.
Наверху есть торговец с водой, если вы по дороге все выпили. Можно взять с собой сосиски или маршмеллоу, пожарить на огне. Мы так не делали, но видели такое. К закату мы были наверху. Народу было довольно много. Действительно, в сгущающейся темноте языки пламени смотрятся эффектно и завораживающе.
Спускаться в темноте нужно осторожно, светили себе фонариками на телефонах. Нам понравилось.
День Ч — день отъезда 19.07.2024 г.
Договорились с хозяином, что оставим ключи в квартире, т.к. выезжать собирались рано утром. Часов в 6 или 7, не помню уже точно, сели и отправились в обратный путь тем же маршрутом.
Поднимающееся Солнце провожает нас в обратный путь
По плану — ночевка в Эрзеруме. Этот день прошел без происшествий, и к 21 часу мы уже припарковались у «Grand Catalkaya Hotel». Мы останавливались там в прошлом году и остались довольны. Гостиница находится в центре города, но добраться несложно. Рядом крепость, несколько мечетей и медресе, есть что посмотреть. По дороге ближе к Эрзеруму часто попадались туристические автобусы, видимо, внутренний туризм турки тоже развивают. Вот только номер достался немного обшарпанный, в прошлом году был такой же четырехместный на другом этаже, все было прилично. Но в целом гостиница приличная, парковка рядом небольшая, но место нам нашлось. Хороший завтрак «шведский стол» включен. Отдали 90 евро за ночь, платил евро, сдачу получил лирами. Вообще в Турции почти везде принимают евро или доллары в оплату, но сдачу выдают лирами.
День ЧЧ. 20.07.2024 г.
Встали рано, в 6 утра, хотели до завтрака пройти посмотреть окрестности, но пошел дождь. Дождь шел и когда мы были в прошлом году. Плотно позавтракав, часов в 8 отправились дальше. По плану было доехать до Степанцминды, а то и перейти границу, если получится. Возвращались также через Пософ. На заправке заливаемся почти до полного и тратим оставшиеся лиры на всякую мелочь. Заправки в Турции везде хорошо обустроенные. Разных брендов, в разных местах страны там всегда будет магазин и приличный туалет. Цены в магазине на заправке несильно отличаются от цен в супермаркетах. Если бутылочка лимонада (очень удобного объема 0,25, у нас таких нет) стоит в супермаркете 8-10 лир, то на заправке она будет стоит 10-12. Сравните с ценами у нас, когда на заправке все почти вдвое дороже. Туалеты большие и всегда чистые. Пару раз попались с сенсорными дверями (и кранами тоже). У нас на заправке такого точно не встретишь. Бензин на заправках всегда один, у них нет 92 или 95 или 98. Просто бензин. На качество жалоб нет. Заправляет всегда заправщик. Либо говоришь ему «фул», либо даешь деньги в руки, все остальное делает сам. Зачем-то они вбивают номер авто на автомате на колонке, в чеке потом увидел. Цена бензина на момент поездки была в районе 44-46 лир.
На перевале перед Пософом попали в натуральное облако (высота там больше 2 км). Видимость не больше 5 метров. Высовываешь руку в окно — и буквально ощущаешь влагу. Включил аварийку, и потихоньку спустились.
Примерно часов в 12 приехали на границу. Паспортный контроль на турецкой стороне прошли быстро, затем проверка авто и штрафов (если что-то найдут, не выпустят, пока не заплатишь, благо принимают оплату здесь же). На грузинской границе автомобилей было несколько. Перед нами стояли молодые парни на машине с чеченскими номерами, за нами встала семья на иранской. Грузины не спешили (в Верхнем Ларсе работают быстрее), но где-то за полчаса мы прошли и их, всего не больше часа заняло.
Едем по Грузии. Где-то перед выездом на автомагистраль дозаправился. Проехав автомагистраль, свернули в сторону границы, решили искать, где поесть. Однако в этом направлении меньше ресторанов, чем в сторону Тбилиси, и проехав очень приличный первый, в итоге доехали до Пасанаури уже часов в 17. Это туристическое место, туда туристов подвозят автобусами, ресторанов там несколько. В один из них и зашли. И нам не понравилось. Впервые встретили невкусную еду в Грузии. Еще и обсчитали, по моим подсчетам. Но возмущаться не стал. Оказалось, не зря. Сели в машину, и жена обнаружила, что забыла в кафе сумочку. Вернулся, сумки на стуле нет. Спросил официантку — да, они заметили и унесли на кухню, тут же отдали.
К 20 часам добрались по Степанцминды. Изначально я хотел заночевать здесь, и перейти границу утром, забронировал отель заранее. Но, памятуя опыт перехода в Грузию, решили попытать счастья сейчас и поехали на границу. До границы добрались, когда уже стемнело, но машин было немного. Решили проходить. Бронь я позвонил, отменил. И часа за 2 мы полностью границу прошли. Грузины машину даже не смотрели. Для себя сделали вывод — не нужно подгадывать прохождение границы, нужно смотреть и решать на месте. И Владикавказ, и Степанцминда находится недалеко от границы, если решите заночевать, есть где. Когда появился сигнал российской сотовой сети, до шлагбаума еще, нашел квартиру во Владикавказе, созвонился, договорился. После прохождения границы остановился у одной из будок по продаже страховки. У меня оставалось около 200 лари (которые я хотел обменять на лиры, но не обменял), которые мне в такой будочке согласились обменять на рубли. По грабительскому курсу, конечно, но во Владикавказе я бы обменять не смог, круглосуточных обменников нет, а больше вряд ли я бы это смог где-то сделать. Спокойно добрались до квартиры во Владикавказе и заночевали.
21.07.2024 г.
День возвращения домой. По той же трассе мимо Пятигорска и Минеральных Вод, только перед Армавиром свернули на Майкоп, а не чуть дальше на Курганинск. Я захотел посмотреть другую дорогу, ехать через Курганинск мне не очень понравилось. Дорога сама лучше, но трафик больше. Проехали через Майкоп по ул. Хакурате, глянули мельком на город, дальше также мимо Краснодара в Анапу. Обедали возле Армавира (и сворота на Майкоп) в кафе с вывеской «Кафе» (большое здание). Еда нормальная, цены как в городских кафе (то есть, больше, чем обычно в придорожных).
Общее впечатление.
В Турции красивая природа, замечательное море (чистое и малолюдное), доброжелательные люди. В прошлом году, когда мы были здесь первый раз, были в восторге. Нам и сейчас понравилось, однако проблемы в турецкой экономике накладывают отпечаток. Цены выросли примерно на треть за год. В этом году мы неоднократно встречали на набережной попрошаек, чего не видели в прошлом году. У турок есть замечательная привычка выходить вечером к морю на пикник всей семьей. И если в прошлом году буквально не было свободного пятачка, то в этом году людей было меньше вполовину. И туристов из России стало заметно меньше. В прошлом году мне каждый день попадалось по 5-6 машин с российскими номерами, в этом году за все время я видел меньше десятка.
Поедем ли еще в Турцию? Да, конечно. Еще столько осталось непосмотренного!
Финансовые итоги не подведу. Не помню уже точных цифр. Но если брать для сравнения приличный отель «все включено» на первой линии, то он бы нам обошелся точно в два раза дороже. Кроме того, мне нравится формат самостоятельного путешествия. Узнать страну, ее жизнь так удается гораздо лучше!