|
Маршрут: Москва — Вильнюс — Берлин — Дрезден — Прага — Варшава — Гродно — Москва.
Автомобиль Toyota Harrier 1998 года.
Вы уж простите, что так долго ждал, но раньше писать не было у меня ни времени, ни вдохновения. Это мой второй рассказ, первый можете почитать тут.
Да, и еще одна просьба. Особо впечатлительных граждан на политико-патриотическую тему прошу сильно не возбуждаться. Иначе буду банить.
Эта история приключилась в уже далеком 2020, за пару месяцев до всем известных событий.
Это был разгар открытости, глобализма и возможностей для путешествий. Вспоминаем сейчас с большой ностальгией под названием «Закрытие глобального сезона путешествий». Через пару месяцев после нашего возвращения мы узнали новое слово «пандемия», мир для нас начал закрываться с каждым годом все сильнее. И теперь я даже не знаю, получится ли когда-либо такое повторить.
Сначала предыстория
В 2018 году мы переехали в Москву из Хабаровска, что называется своим ходом, на праворуком Toyota Harrier 1998 года. Такое решение было продиктовано желанием посмотреть страну и сэкономить на переезде. В салоне у нас были тогда еще трое наших детей.
И вот 1,5 года прожив в Москве, когда вопросы с жильём и работой утряслись и стабилизировались, летом 2019 года мы улетели в отпуск в Европу, для которого нам в паспорте проставили полугодовой мультишенген. Там мы тоже неплохо прокатились на арендованном авто из Милана в Ниццу, если вдохновение будет, возможно, и эту историю когда-нибудь я напишу.
И к концу 2019 года я перехожу на новую работу и у меня появляется окно возможностей между увольнением и трудоустройством, чтобы куда-либо съездить попутешествовать. А в дополнение к этому еще открытый Шенген с прошлой поездки.
«А поехали на Харьке в Европу в Январе», — решили мы под самый новый год. Распланировали маршрут так, что ко 2 января нужно успеть как-то отойти от праздников и рано утром выдвинуться в сторону «докуда доедем».
А куда, собственно, мы могли доехать на авто 1998 года выпуска?
Ну, вот «беда» — наша машина, хотя по итогу не беда вовсе. Серьезно встал вопрос, достаточен ли у нас набор документов для такой поездки, требуется ли что-то особенное типа местного техосмотра, пустят ли столь не новый автомобиль. Поизвучав информацию, я пришел к выводу, что все норм. И как мне написали в одном из чатов: «Вы не видели, на каких колымагах там границу проходят». Единственно, нужно было обратить внимание на комплектность всех документов, отсутствие трещин на лобовом, убитой или шипованной резины.
Второй момент был технический. За полгода до этого я проходил «Гаражное ТО», где мне сказали, что ждут меня в скором времени проблемы, связанные с тем, что до меня масло меняли плохо и накопившийся грязный осадок в цилиндрах скоро расцарапает все изнутри. Что чревато для меня это регулярной потерей масла и цилиндры придется менять.
И вот, прям под новый год, я замечаю, что масло стало резко куда-то уходить и под машиной образовывается масляное пятно.
Началось, подумал я и, естественно, схватился за голову, типа: «Что же мы будем делать в дороге с таким недугом?» «Так давай просто купим 6 бутылок масла», — невозмутимо предложила супруга. За эту невозмутимость её и люблю. Так мы и поступили, купили много масла, сделали грин карту и ушли встречать новый год.
Осталось только решить, каким маршрутом мы едем. Оптимально мне казалось выехать на КПП Каменный Лог, что находился на границе Беларуси и Литвы. Именно этот КПП, потому что он единственный, где за предоплату можно было записаться на конкретное время прохода. Так как в новогодние праздники в пробке можно и всю ночь простоять.
Москва — Вильнюс
На КПП мы записались с запасом времени, потому что в дороге может много чего произойти, а если мы опоздаем, то запись пропадет. Поэтому выехали мы 3 января в 5 утра. По плану было доехать до Беларуси, её всю проехать, перейти границу с Литвой, а там уже до Вильнюса пешком дойти. Главное не опоздать на КПП. Ехать около 12 часов или 900 км по платным (для нас оказавшимися бесплатными) дорогам Беларуси.
Всю дорогу, на каждой остановке, я тщательно проверял уровень масла в машине, и щуп показывал масло на все том же уровне.
До КПП мы приехали на 80 минут раньше, чем открывалось наше окно. И встретили огроменную очередь, как я и предполагал. Зайти раньше нам не разрешили, и мы просто остались ждать. И в назначенный час сотрудник КПП сказал нам объезжать по встречке и становиться в зеленый коридор из 5 машин таких же, как и мы. Объезжая весь этот паровозик, мы ловили на себе недовольные взгляды: «Как это так, мы же все в одной очереди стоим?»
Ну, в общем, нам это обошлось всего 800 рублей и немного усердия и планирования. Первый кордон мы проскочили быстро и встали в общую очередь, проходить литовскую часть на общих основаниях. В итоге прошли где-то за час. Особо к нам нигде не цеплялись, спросили, куда едем, не везем ли с собой чего запрещенного. К списку запрещенного добавили водку и сигареты. Сигареты мы не курим, а вот водка у нас с собой была. Мы везли маленький подарок для друзей деда моей супруги, и еще в салоне у меня была чекушка исключительно для целей дезинфекции рук. Про антисептик мы тогда еще не знали ничего.
У нас, конечно же, ничего такого с собой нет, мы ж с детьми едем, какая еще водка и сигареты. Проверять нас не стали и впустили на территорию Евросоюза. Первое впечатление от дальневосточников, которые на 125 регионе доехали на машине 1998 года до Евросоюза: «Охренеть, это оказалось так просто?»
Мы припарковались в Вильнюсе, нашли заранее забронированный на букинге гестхауз. Немного покатались по городу. Культурная программа была скудная, нужно было оставить время на другие страны. Поэтому мы прокатились на центральную площадь, сделали пару фоток. Затем уехали в гостиницу. На завтра снова ранний подъем. Купил детям поесть пельменей местных, которые приготовили в гостинице.
А как же не попробовать литовского пива, завтра же уедем и неизвестно, когда сможем ли вернуться? Первый раз в жизни мы оставили детей в гостинице на мультиках и побежали в поисках ближайшего бара. Прошу не осуждать данного решения, дети у всех разные, мы в своих были уверены. Кроме того, предупредили персонал, что в номере трое детей одних, на всякий случай.
В баре были молодые люди, которые, оказалось, совсем не понимают по-русски, поэтому мы на английском сформировали свой заказ, выпили его залпом и побежали обратно. Дети, похоже, и не заметили нашего отсутствия. К 10 вечера мы разогнали всех спать, завтра ранний подъем.
Вильнюс — Берлин
На следующий день по плану было проехать около 1070 км всю Литву, Польшу и припарковаться в Берлине. Утро начал с проверки уровня масла в харьке. И вот он мой «Яжговорун» включился, потому что уровень ушел на 20-30% вниз. С таким расходом хватить, наверное, должно, и я долил недостающий уровень. Затем мы выдвинулись сначала в магазин за продуктами в дорогу, где хотели взять с собой гостинец в память о путешествии. Но гостинец у нас отобрали, посмотрев на нас как на варваров, которые не умеют по-литовски читать, что алкоголь продается только после 18:00. Ну и ладно, в общем.
Про то, как мы ехали, сказать особо нечего. Дороги шикарные, с ограничением в 130 км/ч. Инфраструктура дорожная на зависть 80% РФ. По пути хлопали глазами, проезжая старинные города. Вообще, Европа хоть в союзе, но все же надо сказать, история и география там очень разные. Литва запомнилась высокими лесами и малыми уютными городами, Польша, собственно, тоже в этом стиле, но география уже другая.
После пересечения границы Литва-Польша, остановились на заправке. Супруга по всем правилам международного туриста подошла с вопросом к сотруднику: «Where is toilet», ну и получила собственно ответ, чтобы не выпендривалась и по-русски говорила.
А вот Берлин напомнил мне стандартный индустриальный город из СССР, что не удивительно, ведь заезжали мы с востока. Весь жилой фонд восточного Берлина они рушить не стали, но придали ему вполне симпатичный стиль, разрешив там граффити.
Глубоко в Берлин мы заехать не могли, так как наш автомобиль не соответствовал экологическому классу. Поэтому мы нашли гостиницу на окраине города и припарковались в панельном районе. Сразу же первым делом после парковки я проверил уровень масла, и он снова оказался даже не в норме, а выше нормы. Больше меня уровень масла не беспокоил. Разгадка этой задачи пришла мне в голову уже по возвращении, и напишу я о ней в конце истории, чтобы была мотивация дочитать.
Машина припаркована, и я побежал в магазин искать детям еду, конечно же, а нам настоящего немецкого пива с сосисками. Сосисок, кстати, я не нашел, и это была настоящая проблема. Меня вообще эта проблема преследует. В Берлине я не нашел немецких сосисок, в Токио не нашел суши, в Стамбуле — настоящий кебаб, а в Пекине утку по-пекински. Что-то нам явно не договаривают про национальную кухню разных стран.
На Берлин мы отвели 1,5 дня для осмотра. Осмотр нужно делать на общественном транспорте, Харьку в город нельзя.
2 дня в Берлине
Наутро поехали искать метро и смотреть город. Но сначала нужно было передать презент для друзей деда моей жены. Он был гидрогеолог (царство ему теперь небесное), и совместно с теми, кого мы ждали, разрабатывал международный проект, связанный с водоснабжением города. Его друзья нам так обрадовались (ну, не нам, а моей жене, конечно же, она с ними была знакома тоже), что пригласили нас в гости вечером на ужин. А в первую половину дня, как я уже говорил, был спланирован осмотр достопримечательностей Берлина.
В общем, мы поехали на метро осматривать все ключевые места: какой-то там собор, Бундестаг, Рейхстаг, Берлинскую стену, Бранденбургские ворота и мемориал памяти замученных нацистами пленных. Последнее имело для меня особенную важность, показать это детям, трагические события истории.
Так бы мы и закончили второй день (если не считать день приезда). Сосиски так и не нашли, пиво немецкое только магазинное. Берлинское метро больше напомнило бомбоубежище, не в пример московскому. Но что удивило, это отсутствие турникетов. Ты просто платишь за вход в кассу и идешь, никто тебя не проверяет.
А вечером мы выдвинулись в запланированные гости. «Как это сосиски не нашли? сейчас сделаем», — заявила нам хозяйка прямо с порога. И пиво настоящее у них, конечно же, было. Семья эта не бедная совсем, это было понятно по наличию в доме мебели из XV века. Да и весь ремонт вполне соответствовал. Хозяйка полячка, говорила по-русски, а с хозяином мы общались по-английски или через ее транслит.
Немецкий я учил в школе, но все, что мне это дало, — это возможность читать длинные надписи без акцента.
Наш сын, который совсем недавно пережил ремонт в новой квартире и уже хорошо разбирался в качестве материалов, тут же во весь голос оценил старинный паркет как «некачественный, потому что скрипучий».
Нам были сосиски, детям предложили на ужин семгу. Которая, по их мнению, тоже оказалась невкусная и полетела в мусорку. «Давайте я доем», — сказать я так и не решился.
После дегустации всех напитков в их погребе во мне открылись знания немецкого, который я безрезультатно учил в школе и институте. И мы с хозяином таки нашли общий язык на немецко-английском суржике. Мы, в общем, отлично провели время, услышали много историй и уехали домой на такси. А наутро мой немецкий снова куда-то улетучился.
День третий, нам необходимо было выселиться и за полдня успеть заехать в Hard Rock Cafe. Это у нас традиция такая, собирать рестораны этой сети в копилку. Утро это, конечно, не самое удачное время для посещения таких мест, поэтому заказ мой был «I wont not-alcoholic beer? i am driver». Еще была серьезная дилемма, как все успеть, так как совершать такой круиз из гостиницы на метро в город и потом обратно по времени выходило сильно затратно. Наши новые друзья предложили припарковать харек у них во дворе и ехать в ресторан на метро от них. А то, что мы не имеем права в город заезжать, — это надуманные страхи, никто нам ничего не скажет в стране, где в метро нет турникетов.
Ну, вот Hard Rock Cafe Berlin в копилке есть, not-alcoholic beer допит, до гитары, которую подарила группа Rammstein этому заведению, я прикоснулся — и мы отправились в Дрезден.
Дрезден
Дорога занимала немного всего 2-3 часа и около 190 км. Приехали мы к вечеру, поскольку слишком долго обменивались любезностями с Берлином. Планы на вечер были заселиться в гостиницу и немного посмотреть город. А также посетить легендарное место, где наш владыка, в годы своей службы в КГБ, любил бывать и принимать бокал Баварского на вкус. По телевизору видел этот рассказ и захотел тоже зайти.
В Дрездене мы даже и не поняли, что находимся в Европе. Все надписи продублированы на русский, даже в банкоматах и терминалах оплаты тоже есть русский язык. На улице тоже можно встретить русскую речь. В общем, вечером мы все же сходили в указанный ресторан. Баварское там было и вкусный шницель и сосиска с капустой, а вот уголок исторический решили убрать все же и все упоминания тоже. Отужинали и пошли спать.
Утром в планах было так же до обеда провести осмотр города при дневном свете и направиться в Прагу. Найдя в картах центральную площадь, мы поставили метку навигатора, в надежде, что он приведет нас на место парковки. Но, как оказалось, по правилам совсем не запрещено движение на автомобиле по брусчатке центральной площади. Но пользуются этой лазейкой только иностранцы и варвары. Мы же просто были в недоумении, когда навигатор привел нас в самый что ни наесть центр — к памятнику Мартина-Лютера. Стоя возле него, мы ловили немой вопрос прохожих «Кто такие, что за машина, правый руль — зачем на брусчатку заехали». Ну, это равносильно, что в Москве было бы разрешено машину припарковать у Мавзолея.
Зато фото получилось классное. Мы быстро устроили маленькую варварскую фотосессию и поехали искать парковку. Там снова услышали русскую речь соотечественницы, что живет в Дрездене со времен СССР, а сама она из Харькова. Очень удивилась машине и номеру со 125 регионом. Ей явно хотелось пообщаться с соотечественниками.
Мы дошли до площади пешком. Дрезден оказался явно недооценен при планировании маршрута. Но в эти несколько часов мы вложили все, что смогли. Приятный красивый городок, оставил только положительные впечатления почти во всем. Кроме собачьего дерьма, в которое мы регулярно наступали. Следующая остановка — Прага.
Прага
Дорога занимает 2 часа и 150 км. Сама дорога ничем не запомнилась, ехали в основном по платным трассам, пару раз встречали отвороты в старинные замки. Разве что на заправке, где-то в Чехии. Супруга рассказывает, идет она, значит, рассчитываться и пытается на английском объяснить сотруднику, чтобы заправили нас полным баком. А тот смотрит удивлено и в ответ на русском: «О, а что за машина?» Ну, поулыбались, значит. «Toyota Harrier», — говорит она. «А откуда вы?» — из России, с Дальнего Востока России. Россия большая, есть и у нас такие японские автомобили. Не все же BMW и Mercedes-ам праворуким из Англии у вас ездить.
В Праге остановились не в центре города, но дело тут было не в экозонах, а в дорогих гостиницах. Гостиница была выбрана еще потому, что с бассейном, чтобы порадовать детей. Программа была уже стандартная для нас: заселиться, накормиться, что успеть — то посмотреть вечером и успеть в бассейн. Осмотреть город что-то мы все же немного успели, но делать это в Праге на машине такая себе затея. Поэтому прогулку перенесли за следующий день.
В бассейне произошел «интересный» случай. Сидим мы с женой в сауне, как положено, в купальниках. И вдруг заходит нехуденький дяденька лет 45-50 абсолютно голый, вообще без комплексов, не обращая на нас внимания. Ну, мы досидели и вышли. В бассейне у нас купались дети. И когда девочки пошли под душ после бассейна, это тело вышло во всей красе из сауны и тоже пошло под душ без всякого стеснения.
Мы девочек быстро забрали от такого долбоклюя, благо они еще мелкие, ничего не поняли. Что это было — не поняли. Мы потом уже в Москве узнали, что это считается нормальным, у них такие посиделки без комплексов с детьми. Я человек толерантный ко многому, но, по-моему, вот где настоящее варварство.
Следующий день, как и обещал, должен был быть пешим. Однако гулять весь день по городу тяжело, и мы решили первую половину дня поехать на машине, потом вернуться на вечернюю прогулку с глинтвейном за 2 евро. Программа была супернасыщенная. Нашли классную таверну, чтобы отобедать, однако вход, как оказалось, нужно бронировать. Поэтому мы сначала отправились туда забить бронь и перенести эти посиделки уже на вечер с бокалом Чешского.
Ну, а чтобы отобедать, решили двинуться в направлении Hard Rock Cafe Praha. Я снова за рулем, но на вечер уже твердо обещал себе пешую прогулку по новогоднему городу с глинтвейном.
Путешествовать по Праге на авто, вообще, непростое удовольствие. Как и в любом туристическом городе, ситуация с парковками тут очень сложная. И если Москва просто устанавливает неподъемные цены на парковки в центре города, то Прага пошла еще дальше. Приезжим автомобилям парковаться здесь можно только в определенных местах, а все парковки (платные в том числе) предусмотрены исключительно для жителей города. И те самые определенные места еще нужно поискать, так как их практически нет. А если нашел, то очень повезет найти там место. Нам, можно сказать, повезло несказанно, после 40 минут кружения в старом городе, на 4-й круг, резким маневром мы отжали себе одно платное парковочное место!
Второй день мы вернулись под вечер, даже в бассейн не успели. На завтра опять ранний подъем, едем в Польшу. Сказать, что рождественская Прага красивая — не сказать ничего. Потрясающе красивый город. Лучше скажут только фото. Старинная архитектура поражает, замок на замке, памятник на памятнике. Всё, что можно, мы исколесили, уходили, попробовали, съели и выпили. Сил больше не осталось.
Варшава
Утром следующего дня мы развернули на восток, нас ждала дорога обратно с парочкой приятных бонусов. Дорога в Варшаву около 650 км, заняла у нас 7,5 часов. По дороге, как обычно, мало интересного, платные дороги. Понравилось останавливаться на чешских заправках, там очень вкусно кормят, это мы уже заприметили.
Европа она такая, места знать надо. Город принял нас негостеприимным дождём, и пустые плохо освещённые улицы старого города не очень нас впечатлили. Хотя, наверное, сказались высокие ожидания, заданные Прагой.
Мы снова заселились в гестхаусе не в центре, говорили с нами вроде на русском, но каком-то поляцком. Но мы все понимали. В общем, мы припарковались, заселились и на трамвае поехали на центральную площадь в город. Где и попали под тропический январский ливень. Пришлось прятаться в уютном ресторанчике и утешать себя традиционной кухней и пенным напитком. Кухня и пенное зато очень понравились.
На фото знаменитая сталинская высотка. Точно такая же стоит в Риге и 7 похожих высоток (Сталинских высоток) стоят в Москве.
Из-за погоды и плохой освещенности осмотр отложили на завтра. И на следующий день таки выбрались посмотреть город. Ну, тоже довольно симпатично. Архитектура уже другая, я не эксперт, но Польша, Литва, Латвия и Беларусь имеют своеобразные черты в архитектуре и градостроительстве. В центре обязательно стоит средневековый замок, вокруг центральная площадь с брусчаткой, где в старые времена зачитывали указы, кого-то казнили и т.д. Следующий слой вокруг уже нового времени, где преобладают стили того самого барокко и рококо, затем слой новейшего времени, толстый панельный слой советской эпохи и дорогая современная недвижимость.
После прогулки обязательная программа в Hard Rock Cafe Warsaw. Третий заход в это путешествие, и снова я водитель. А в этот раз даже безалкогольного не было, пришлось кофе давиться. Захожу я, значит, в 11 утра, а они только открылись. Подхожу к девушке официантке и прошу у неё столик на 5 человек.
А она мне хлопает ресницами типа: «Ничего не поняла по-русски».
«OK, — говорю, — Do you have a table for 5 person?»
И на чисто польском она произносит громко коллеге: «Вроцлав, пан проси столик для 5 особ».
«А зачем Вы делаете вид, что по-русски не понимаете?» — спрашиваю я и в ответ получаю снова размах ресницами.
Ну, в общем, с таким приветствием мы только по чашке кофе выпили, не более и поехали в магазин закупаться колбасой. Колбасы с собой мы везли много и самой разной, везли гостинцы домой.
Еще фотографии Варшавы.
Дорога обратно через Гродно
Следующим этапом в маршруте у нас был Гродно, город на границе Польши, Литвы и Беларуси. Но выбрали мы его, потому что там живет давний друг, который был свидетелем на свадьбе у нас. Дорог туда было несколько, сейчас даже и не вспомню каких. Но выбрали мы 2 маршрута, от которых до Гродно ехать недалеко совсем, чтобы от границы сразу доехать до Гродно. Проблема была еще в том, что это пятница, и рискуем мы встать в большую пробку на таможне, если неправильно выберем маршрут. Так, собственно, и вышло.
По дороге остановились на АЗС, подбегает ко мне парень и на русском спрашивает: «Я извиняюсь, 125 регион это же Владивосток? Вы как тут оказались?» Ну, я ответил, что своим ходом и приехали. Он, как оказалось, сам из Иркутска, живет в Чернигове, а брат у него во Владивостоке. Праворульный авто сразу заприметил.
Уткнулись мы, в общем, в здоровенную очередь, которая не двигалась вообще около 2 часов. Ну, что делать, стоим, ждем. Через 2 часа началось движение, оказывается, КПП был закрыт на пересменку, что ли. Стоим мы в очереди, слушаем радио и слышим, что Беларусь запретила ввоз любой мясосодержащей продукции из Европы. Нашли там какой-то вирус (не то, что вы подумали) и теперь всю колбасу выгружают из автомобилей. А у нас-то полкузова этого добра. Что делать — давай все это съедать, пока в очереди. Оказалось — не выход, больше одной палки колбасы в себя не засунешь. И тут я вспоминаю, мы ж на настоящей японской Toyota, в которой есть куча потайных бардачков, о которых тут вряд ли кто-то знает. Вся колбаса и перекочевала туда в итоге.
Очередь начала двигаться, нервы у всех на пределе.
И в какой-то момент перед нами машина стоит на аварийке. Ну, раз на аварийке, я начинаю объезжать и попадаю в какой-то не такой поток. А когда этот поток начинает вклиниваться в основной, начинается адский конфликт. Оказалось, параллельный поток создавался из тех, кто оплатил взятку таможенникам, и они показали обходной путь, чтобы влезть без очереди. А тот, кто встал на аварийку, перегородил им путь, чтобы не лезли. Я этого всего не знал, и меня вместе со всем потоком начинают отправлять в конец очереди. Начинается потасовка, я на повышенных тонах уже ору, чтобы меня пропустили, так как я из нормальной очереди, а меня не слышат. Смотрю, там уже кулаки достают, достаю и я тогда. И тут подходит парень из очереди и говорит, что он меня видел, я эти 4 часа с ним стоял. Все извинились и меня в итоге пустили.
Заехали мы на таможню. Польский сотрудник КПП долго не мог поверить, что японские машины не имеют VIN. Смотри, говорю, номер кузова, а он не верит. Пошел разбираться. Вернулся и еще раз пересмотрел все возможные номера всех агрегатов, пытался понять, что вообще за машина такая и почему из России (не из Англии) на правом руле. Явно в чем-то подозревал он нас. Поспрашивал еще, где были, что смотрели и отпустил.
На белорусской стороне, увидев нас, таможенник очень обрадовался. Оказалось, служил он в Приморском крае и хорошо знает эти машины. Ну, мы даже не удивились, сколько на Харьке путешествовали по западной части РФ, обязательно встретим того, кто служил на ДВ.
«Товары, запрещенные к ввозу везете?»
«А что у вас запрещено, кроме наркотиков и оружия?» — включил я дурака.
«Ну, раньше видеомагнитофоны возили, стиральные машины, холодильники».
«Не, мы детей спящих везем, холодильник не влезает», — отшутился я.
Нужно сказать, что детей спящих не трогали на обеих сторонах границы. Просто подходили к спящим детям и сверяли лица с паспортами.
Ну, в общем, время к полуночи, мы выезжаем из Евросоюза. Путешествие подходит к концу.
Гродно, встреча со старым другом
Но нужно еще заехать в Гродно. По плану мы должны были приехать часам к 6 вечера. Немножко посидеть и утром поехать в Москву. Из-за передержек на границе покормить нормально детей мы не успели и по дороге сообщили другу купить детям что-нибудь поесть. Из еды в это время нашелся только доширак, чему дети были очень рады, для них это настоящее угощение, которое мы им редко разрешаем.
Но такая встреча не может закончиться так просто, и, учитывая, что на часах почти завтра, кутили мы, в общем, до 5 утра, вспоминая молодость, проведенную на военной кафедре. Поэтому следующий день был отсыпной, день запаса у нас был, решили его использовать. Посмеялись, как мы пытались съесть всю колбасу на границе. Закупили еще гродненской колбасы и узнали, что в РФ-то тоже запрещен ввоз колбасы из Литвы, Польши и Беларуси. Но там, слава богу, все было проще.
На въезде в РФ проходит только проверка паспортов, причем из машины показываешь паспорт и всё, на детей ничего не смотрят, едешь дальше. И таможенник, который нас проверял, конечно же, служил в Хабаровске.
И в заключение
Почему мы так любим автопутешествия?
Разумеется, потому что в этом есть определенная романтика — увидеть все своими глазами, посмотреть реальную, не только туристическую жизнь. Но в таком формате есть масса практических аспектов, в первую очередь их диктует путешествие с детьми.
Гораздо проще посадить их в автокресло и тогда есть шанс чем-нибудь насладиться. А если самолетом, например, то сразу включаем четырёхмерное зрение. Нужно организовывать каждое их передвижение в дороге, на входе в терминал, посадке/высадке в самолет, переходы из накопителей в автобусы. Следить за их поведением в общественных местах, выслушивать, как они не любят стоять в очередях. И, конечно же, каждые 5 минуть кто-нибудь обязательно хочет в туалет, спать, есть, пить, поиграть, что-то рассказать или показать.
А также постоянно приходится выступать арбитром в их конфликтах. Обязательно кто-то заберет у другого игрушку, кому-то захочется срочно что-то сказать родителям, сказать громко, чтобы все слышали. Все это часто сопровождается глубокими детскими эмоциями, не очень уместными в общественных местах. И неважно, что родители в этот момент оплачивают бронь, общаются с персоналом либо пытаются договориться о чем-либо.
Мы давно уже решили, что автопутешествие наш любимый формат. Дети научились спать в машине, есть в машине, играть в машине. Там им всегда тепло, уютно и безопасно. А мы можем позволить себе любую достопримечательность, куда можно проехать на колесах. А также удобный всем гибкий и независимый режим дня. Так, собственно, мы и провели эти 9 дней.
Путешествуйте как можно больше.
Другого способа понять эту жизнь мы не придумали.
Ах, да. Обещанное окончание истории про масло
В общем, я лопух. Когда проверял уровень в Вильнюсе, не подумал, что машина припаркована в горку. Конечно же, уровень от этого будет меньше. В панике я об этом забыл. А когда вернулись в РФ, прошла неделя, снова обратил внимание на низкий уровень масла. Но машина все это время стояла на парковке. И тут до меня дошло, дело вовсе не в километраже, а во времени. Нужно просто прокладку сменить. Не ту, что между рулем и сидением — та еще поездит, а ту, что между крышкой двигателя. Она прохудилась, и через нее масло вытекало. Делов-то было на 2000 руб.
А Харек наш неубиваемый! До сих пор с нами ездит. Правда, в путешествие мы его больше не берем, маленький стал.