Кольский полуостров — 2024: Терский берег, Хибины, Рыбачий

02.10.2024 | 676 просмотров

Объяснить притягательность северной природы сложно, но и отрицать бесполезно. Поэтому после нашего прошлогоднего путешествия на Ямал нынешним летом мы снова отправились не на юг, а на север.

В силу разных объективных обстоятельств так получилось, что эти две поездки разделил ровно год, ну если уж быть совсем точным, то 364 дня.

Надо ли говорить, насколько сильно мы с женой соскучились по настоящим путешествиям? И когда в конце июня стало понятно, что в отпуск её отправляют с 15 июля (на 2 недели), то выбор места отдыха свёлся к трём вариантам: Кавказ, Карелия и Кольский полуостров. Южные моря России в самый разгар сезона мы отмели сразу.

Ежедневное отслеживание прогноза погоды в Карелии и Мурманской области внушало оптимизм, если не на тепло, то хотя бы на отсутствие дождей, и буквально за 3-4 дня до старта мы окончательно определились — едем на Кольский. А любимый Кавказ можно оставить на осеннюю половину наших отпусков.

Автомобиль у нас всё тот же, проверенный временем и шестью успешными дальними заездами УАЗ Патриот. Ещё когда мы его покупали новым в 20-м году, у меня в голове занозой сидела идея осуществить на нём вояж на полуостров Рыбачий, в эту труднодоступную, загадочную и прекрасную «мекку» джиперов страны.

Перевал Мустатунтури, мысы Немецкий и Кекурский, скалы Два брата — эти манящие географические названия я давно выучил наизусть, а уж сколько видосов пересмотрел в интернете про Рыбачий — не сосчитать. Но осуществление этого замысла всё время как-то не складывалось и переносилось на потом. В прошлом году я уже был готов, но погода в Мурманской области тогда подвела, и мы переиграли один северный полуостров на другой.

В начале проработки маршрута у меня было желание посмотреть по пути Вологду, Петрозаводск и что-нибудь ещё, но быстро пришло понимание, что из 15 дней поездки 6 уйдёт на дорогу, а если ещё и в столицы регионов заезжать, то на сам Кольский ничего не останется.

Решение было недолгим, но единственно верным — путешествие у нас пройдёт под девизом «максимум природы, минимум городов». Тем более, что городов мы насмотрелись с лихвой по дороге на Ямал год назад.

В связи с нехваткой времени на осмотр всех многочисленных достопримечательностей Мурманской области, к сожалению, я был вынужден исключить в этот раз посещение Териберки, Дальних Зеленцов и национального парка «Лапландия». Нельзя объять необъятное.

Кроме Рыбачьего (№1 в моём рейтинге), больше всего хотелось побывать на Терском берегу (Белое море) и в Хибинах. На каждую локацию я отвёл по 3 дня, включая переезды между ними. Если получится, то поверхностно захватим горы, Ловозерские тундры и заскочим в гости к моему однокашнику в военный гарнизон Североморск-3.

За неделю до выезда я поменял масло в двигателе Патриота, один рулевой наконечник (который у сошки, он начал постукивать) и установил грязевые колёса. Больше ничего не делал, машина в порядке.

За эту же неделю до отпуска жена ломает палец на правой ноге, ударившись дома об угол стены. Нелепый случай, но так бывает. И вроде травма не страшная, но у нас же в планах был пеший поход в Хибинах, а тут даже наступать на ногу без тросточки ей тяжело. Врач пытался отговорить Лену от поездки, но куда там… Легче остановить грузовой состав на полном ходу. ))

В общем, ничего отменять не стали, а в процессе будем действовать по обстановке и самочувствию Лены. И вот, не дожидаясь субботы, в 18 часов пятницы, в сладком предвкушении неизвестных приключений, мы отправляемся навстречу к очередной мечте.

Пробег на одометре в момент старта из Перми — 52695 км, температура на улице +16.

12 июля, пятница, день «нулевой». Пермь — Омутнинск (Кировская обл).

К ночи добрались до Омутнинска и переночевали в машине на заправке. Уже в Кировской области ценник на газ резко пошёл вверх. Если у нас в городе пропан по 21 руб./литр, то здесь по 24.  От дома успели проехать 321 км.

13 июля, суббота, день 1. Омутнинск — Вологодская область.

В этот день стояла задача намотать как можно больше километров. Остановки только на поесть, заправиться топливом и туалет. Навигатор предложил маршрут через Нею, Буй, Любим и Пречистое. Лет 15 назад мы возвращались домой этой дорогой из Финляндии, и всё прокляли: лесовозные колеи на многие десятки километров. Благо тогда у нас был хоть и маленький, но полноприводный внедорожник Daihatsu Terios Kid.

А сейчас доверились программе и не прогадали — вполне сносное качество асфальта на всём участке от Шарьи, кроме 12 километров нестрашной гравийки в районе Буя.

Где-то за Вологдой наблюдали красивый закат. Казалось, солнце опустилось прямо на дорогу, а мы, словно Икары, летим на этот огненный шар.

Ночевали в машине на парковке мотеля «Ковчег». Заплатили 200 рублей за стоянку. За день немного до 1000 км не хватило, проехали 973.

Прикольное место. Сама гостиница построена в виде корабля Ноя, по некоторым деталям можно сделать вывод, что хозяева — армяне. В макетах на переднем плане угадываются горы Большой и Малый Арарат, а позади Ковчега уменьшенная копия храма Гарни, в которой находятся… туалет и душ. Охранник утром пустил нас туда, видимо, эта опция входила в оплаченную сумму.

Копии всемирно известных башен

14 июля, воскресенье, день 2. Мотель «Ковчег» (Вологодская область) — Выгостров (Республика Карелия).

Держим путь дальше. Я спросил у Лены, хочет ли она посмотреть Беломорские петроглифы. Ответ утвердительный. Тогда сегодня надо подобраться как можно ближе к объекту и снять номер в какой-нибудь гостинице. У нас обычно такой порядок — две ночи спим в машине, а каждую третью — в цивилизации. Хотя бывают исключения.

В Вытегре заехали на АГЗС, цена здесь за литр газа уже 30,90 руб., а на обратном пути стала ещё выше — 31,80. Спросили у заправщика, где бы он посоветовал нам пообедать, и по его рекомендации приехали в кафе «Морошка». Очень достойное заведение, большой выбор блюд и выпечки, приятные цены, вкусная еда. Взяли на заметку.

Проезжая по восточному берегу Онежского озера, у села Песчаное свернули с трассы в лесок и через 400 метров выехали на какую-то лодочную пристань. Устроили здесь лёгкий перекус под плеск волн могучего озера.

Онежское озеро

Погода стояла в принципе тёплая, но пасмурная, и от этого грустная. Но главное, что не поливало.

В посёлке Повенец остановились посмотреть Никольскую церковь.

В Медвежьегорске газ стал ещё дороже — 33,59 руб./л. А вот цена бензина на всём маршруте была примерно такая же, как в Перми.

Ещё днём, когда наступила вахта Лены вести машину, я забронировал по интернету номер на турбазе «Выгостров» (3500 руб.) в одноимённом посёлке, на берегу Беломорско-Балтийского канала, совсем рядом с петроглифами. В начале седьмого вечера мы туда заселились. Пробег составил 746 км.

Весь маршрут от Перми получился вот такой (зелёная линия):

2050 км, 2 суток

Можно считать, что в этой точке закончилась основная «перемещательная» часть нашего путешествия и началась «отдыхательная».

15 июля, понедельник, день 3. Выгостров (Карелия) — озеро Колвицкое (Мурманская область).

В посёлке располагается небольшой современный музей под названием «Бесовы следки», посвящённый истории изучения петроглифов (оценка по отзывам — 5).

Каменный ручей возле музея

В 10 утра мы подошли к зданию музея, но, как это часто бывает, в понедельник он не работал. Слегка расстроились, но в запасе у нас оставалось природное место расположения самих петроглифов, до которого надо пройти пешком пару километров по лесу. Вот и будет первое серьёзное испытание для сломанного пальца Лены.

У музея нет своей парковки, поэтому машину мы оставили на обочине у частного дома, где начинается тропа. Только-только зашли в лес, как увидели вот этого идеального красавца, будто с рекламного проспекта:

Красноголовик, он же подосиновик

Грибы мы с женой очень уважаем, любим их собирать и есть, так что ему досталась слава стать нашим «первенцем» в этом путешествии.

Тропа к петроглифам промаркирована указателями и цветными метками на стволах деревьев, заблудиться сложно.

Повсюду заросли начинающей поспевать черники, а местами и земляники. Лакомились ягодами по дороге.

На удивление, кровососущие насекомые почти не беспокоили. По сравнению с Ямалом в прошлом году, можно сказать, что здесь их совсем нет. Мы даже не брызгались репеллентами, а просто отмахивались от редких комаров.

Периодически тропа выходит на симпатичные каменистые поляны с озерками.

Самые живописные места облагорожены, на них можно отдохнуть, помедитировать или устроить пикник.

Так, не спеша и наслаждаясь лесной тишиной и карельской красотой, мы добрались до петроглифов.

Ходили по мосткам, читали на табличках описание какой-нибудь группы и пытались сопоставить с реальными рисунками на камнях. Увлекательное это занятие. Вот пара примеров:

Найдёте здесь сёмгу?

Подошли к двум женщинам, которые старательно натирали какой-то квадратный лист, настеленный поверх плоской скалы. Разговорились. Выяснилось, что они делают копию определённой группы петроглифов на микалентную бумагу для Петрозаводского музея.

Поскольку Лена неплохо разбирается в данной теме, то им нашлось, что обсудить. Как мы позже узнали, перед нами сидела собственной персоной широко известная в узких кругах Светлана Георгиевская — российский художник, педагог, исследователь и популяризатор наскального искусства.

Светлана работает в Петрозаводске. Уже 25 лет она занимается изучением онежских и беломорских петроглифов, автор собственной техники эстампа, применяемой для работы с наскальными изображениями. Её выставки проходят во многих городах России и мира. Вот с таким интересным человеком нам повезло пообщаться вживую.

Обойдя весь комплекс, отправились обратно. Навстречу стали часто попадаться другие туристы. По пути пополнили наш урожай грибов. В целом позитивная и продуктивная получилась прогулка. И Лена с ней справилась, что вселяло надежду на перспективу.

Подосиновик белый

Выбрались на трассу «Кола» и по ней с километр вернулись назад в посёлок Пушной. Надо было пополнить там запасы газа, потому что дальше до Кандалакши 360 км нет ни одной АГЗС. Как я понял, в этих краях газ, видимо, не сильно популярный вид топлива, с заправками напряжёнка и цены на пропан негуманные (в Пушном по 33,49 руб./л).

Пока стояли в очереди к колонке (местные жители заправляли несколько 50-литровых бытовых баллонов), Лена быстро почистила и порезала все собранные грибы.

А я в это время сходил к трассе на разведку, там на обочине продавали разные ягоды. Мне хотелось вспомнить вкус морошки. В 90-ых годах я 7 лет прожил под Мурманском, и морошку мы тогда собирали сами. В Пермском крае она крайне редко встречается, если и удавалось её поесть в последние 30 лет, то в виде варенья или покупного компота.

Подошёл к ближайшему продавцу, спросил, сколько стоит маленькая баночка. По виду, ёмкость грамм на 50, внутри всего 6-7 ягодок болтается. От услышанной цены тихо прифигел — 300 рублей. Пластиковый 200-грамовый стаканчик — «косарь». Нет уж, спасибо, у нас ещё весь отпуск впереди, может, сами где в лесу увидим.

Машину заправили, пора бы и самим тоже подкрепиться, времени уже много. Здесь же у заправки обнаружилось маленькое и непрезентабельное кафе, какой-то задрипанный вагончик на 3 столика.

За неимением выбора, рискнули в нём пообедать. Боже, какая же вкусная там была уха из форели! Да и вторые блюда оказались весьма недурны. Это как раз тот классический случай, когда внешняя форма абсолютно не соответствует содержанию, только в положительном смысле. На обратном пути снова к ним заезжали, но той обалденной ухи уже не было. ((

Грибы закинули в мультиварку, добавили к ним картошку и включили режим «тушение». Пока едем до Кандалакши, ужин приготовится.

На этом отрезке пути много ремонтов дороги с реверсивным движением. И вроде долго нигде не стояли, но суммарно час, может быть, потеряли.

Мы всё ждали и высматривали, когда появится на трассе «Кола» её фирменная особенность — символический знак «Полярный круг», но так и не увидели его. Подумали, что всё-таки проглядели, не заметили. Хотя, с другой стороны, как можно не увидеть высокую стелу, возле которой всегда много машин стоит и толпы туристов фотографируются (и мы, в том числе, 15 лет назад). А позже вычитали в интернете, что знак демонтировали в сентябре 2023 года якобы на реконструкцию. Вернут ли его на родное место когда-нибудь — большой вопрос.

В Кандалакше снова заправились газом, накупили в «Пятёрочке» продуктов на несколько дней автономки и затем подъехали к турбазе «Switch Park», откуда начинается подъём на сопку Волосяную.

Грибы с картошкой как раз приготовились, заправили их сметаной и поужинали. Времени было почти 10 вечера, но чем хорош полярный день — круглые сутки светло. Хоть в горы ночью ходи, хоть в лес, всё видно и спать не хочется.

Вот и мы попёрлись на ночь глядя на сопку, к местной достопримечательности ДубльДом.

Нам, конечно, не сам дом был нужен, а шикарные панорамные виды на Кандалакшский залив с россыпью островов.

Из-за проблем с ногой Лены поднимались мы медленно, с перекурами и фотопаузами. На тропе попадается много причудливо изогнутых деревьев — результат постоянных ветров на открытом пространстве вершины сопки.

слева гора (сопка) Крестовая, местная горнолыжка

Одиннадцатый час вечера, а солнце ещё высоко.

Вот и сам ДубльДом показался.

Я знал, что его можно арендовать и пожить здесь… хотел сказать, в полном уединении, но нет — вокруг постоянно шныряют такие же неугомонные туристы типа нас. Хотя в этот поздний час на сопке были мы одни и дом выглядел необитаемым.

Озеро рядом с домом

Кресло для погружения в нирвану

Вот не люблю я подобные фотографии с попрыгушками, но в тот момент у меня словно выросли крылья — от невероятной красоты этих бескрайних северных просторов случился мощный прилив гормонов счастья, накатило удивительное ощущение безграничной свободы, космического полёта души, какой-то по-детски наивной радости, что я не смог удержаться и тоже попрыгал несколько раз. )) И теперь я понял эмоции тех людей, кто делает такие фотки. ))

А потом мы дошли до обрывистого края скалы и уже спокойно и умиротворённо наслаждались созерцанием природы вокруг.

Время съёмки 23 часа 37 минут

На обратном пути я подошёл к ДубльДому поближе, чтобы рассмотреть через стеклянную стену обстановку внутри (думал, он пустой, никакого движения за всё время, что мы здесь крутимся, там не наблюдалось). Интересно ведь, за что ж люди немалые деньги платят. И первое, что увидел — спящих людей на двухъярусных кроватях справа и слева. Ну нафиг, мне бы точно не хотелось быть «золотой рыбкой» в этом аквариуме.

Тем же маршрутом, крайне осторожно и аккуратно, спустились на стоянку к машине. В общей сложности прогуляли по сопке Волосяной более трёх часов, а по расстоянию вышло приблизительно 5 км.

Казалось бы, мы должны устать после долгого дневного переезда и двух лесных походов, но получилось всё наоборот — энергия волшебным образом нас переполняла. Адреналин от «сбытия» долгожданной мечты прогонял усталость и сон.

На этой эмоциональной позитивной волне мы отмахали ещё 50 километров до Колвицкого озера, где обнаружили чудесный пляж — песок, хвойный лес, чистейшая вода… практически черноморское побережье где-нибудь в Крыму, с той только разницей, что людей почти нет. Стояло несколько палаток и машин на приличном удалении друг от друга, и мы тоже бросили якорь на свободной полянке.

Озеро Колвицкое, вид на запад. Солнце так и не опустилось за горизонт

Озеро Колвицкое, вид на восток

Третий час ночи, а сна ни в одном глазу. Ещё погуляли по берегу и буквально усилием воли заставили себя лечь спать в 3 часа ночи (или уже утра?).

Сегодняшний маршрут, пробег составил 452 км

Для наглядного представления покажу озеро и пляж на карте:

16 июля, вторник, день 4. Озеро Колвицкое — Аметистовый берег Белого моря.

Я встал уже в 7 утра — кощунство дрыхнуть, когда вокруг столько всего интересного.

Наш приют на Колвицком озере

Пока Лена досыпает, дай, думаю, зайду в лес на разведку. Ожидания мои оправдались, через 20 минут вышел с пакетом красноголовиков. И что особенно радует в северных грибах — они почему-то редко бывают червивыми. Даже шляпа размером с тарелку чаще всего оказывается чистой.

Разбудил Лену, похвастался урожаем. Собрать-то собрал, а что теперь с ними делать? Столько грибов нам всё равно не переварить, тем более вчерашние тушёные ещё не доели. Совместно решили — будем сушить. Моя предусмотрительная жена взяла с собой в дорогу набор из трёх складных силиконовых тазиков и такое же ведро. Вот сейчас они нам и пригодятся.

Почистили, порезали, распределили по ёмкостям.

Утро на Колвицком озере:

Вода тёплая-тёплая

Эх, остаться бы здесь на пару дней, надуть каяк, который возим с собой в боксе на крыше, покататься по озеру, покупаться и позагорать. Но, к сожалению, нет у нас такой роскоши как лишнее свободное время.

Позавтракали и поехали дальше.

В Умбе сделали остановку на центральной площади.

Поскольку вчера у нас не получилось посетить музей Беломорских петроглифов в Выгострове, восполним этот пробел в музее Умбы, где рассказывается о Канозерских петроглифах.

Музей крохотный, нам хватило 20 минут, чтобы самостоятельно осмотреть все экспозиции (билет 100 руб./чел).

Прикольные картинки древних людей попадаются:

После Умбы приехали на огромный песчаный пляж (на некоторых картах он называется «Золотые пески»). Наконец-то мы на берегу Белого моря, радости полные штаны. )) Вот место расположения пляжа:

Начинался отлив, вода убывала прямо на глазах и ушла далеко-далеко.

Мы здесь пробыли часа полтора — пообедали, погуляли по морю, пособирали ракушки. Температура воды терпимая, ноги не сводит, но купаться не рискнули. Да и мелко здесь для нормального купания.

Покатались на машине по литорали. Этот мокрый песок по твёрдости не уступает асфальту.

Мы знали, что поблизости находится известная и популярная достопримечательность Терского берега — историко-этнографический комплекс Тоня́ Тетрина, к которому можно добраться по литорали как раз во время отлива. Обсудили с Леной этот вопрос и пришли к общему согласию, что отложим как-нибудь на потом. Хотелось всё-таки побыть в некотором уединении, а там наверняка аншлаг.

Да и здесь тоже оставаться не стали — тут как-то неуютно, грязновато и многолюдно.

Следующую остановку сделали абсолютно спонтанно, увидели с дороги красивый каменный пляж и свернули к морю. Если не ошибаюсь, это было в районе поселения под названием Лесоучасток Моисеево.

Вот такая необычная картина нам открылась:

Причём уровень воды каждую минуту продолжал уменьшаться и облик моря тоже менялся.

Вдалеке на островочке притаилась рыбацкая избушка. Я достал «зеркалку», поставил на неё телевик и снял в максимальном приближении.

Соблазн побродить по морскому дну был велик. Очень захватывающе наблюдать во время отлива подводную жизнь, а она здесь весьма разнообразна — всевозможные водоросли, ракушки, морские звёзды и непонятные кучки песка, похожие на какашки. Да и вода здесь комфортнее показалась, чем на предыдущем пляже.

Кстати, кучки-завитушки именно тем и оказались, на что они похожи. Это помёт пескожила, многощетинкового червя.

Пескожил прячется в трубчатой норе на глубине примерно 30 сантиметров от поверхности дна. Он сидит в самой нижней части своей норки и как буровая установка для проходки тоннелей глотает песок вместе с органическими остатками, которые служат ему пищей. Но песок он переваривать не может, поэтому периодически поднимается наверх и освобождается от бесполезного балласта.

На одном квадратном метре дна обычно обитает порядка 40 пескожилов. За сутки они пропускают через себя более 1,5 килограмм песчаного грунта. Говорят, что по количеству мелких ракообразных, морских червей и прочей живности, обитающей вблизи берега, можно определить, насколько загрязнено море. Если вы видите во время отлива эти спиралеобразные «пирамидки», значит, море чистое.

Пока гуляли по отливу, на берег к нашему Патриоту выехал Соболь с номерами 76 региона. В машине семейная пара, примерно наши ровесники, из Рыбинска, и с ними пёс породы американский стаффордширский терьер.

Поговорили про этот замечательный город (он есть в моих планах на будущее), про Мурманскую область, кто где уже был, что видел и куда дальше путь держит. Они тоже обожают автопутешествия и вот только что приехали на Кольский, направляются на восток по Терскому берегу. Соболь переделан хозяином в автодом, и по моей просьбе нам продемонстрировали, как там в салоне весь быт устроен.

Классная тема, но с надёжностью Соболя есть проблемы. У них в дороге сломалось подключение переднего привода, придётся исключительно на заднем передвигаться. Но клиренс огромный, так что ребята не отчаиваются.

Мы им посоветовали на обратном пути подняться на сопку Волосяную, о которой они даже не слышали. Приятные люди, почти час мы проболтали. На прощание выразили надежду, что может ещё увидимся.

Они остались догуливать на каменном пляже, а мы отправились дальше и совсем скоро пересекли воображаемую линию северного полярного круга. Получается, мы выехали из заполярья, потому что двигались на юго-восток.

В какой-то момент свернули с трассы к морю на неприметную лесную дорожку в поисках красивого и укромного местечка для ночлега. Подходящее пристанище не нашли, весь берег зарос кустами и высоченной травой, к воде толком не подойти, да и насекомые житья не дадут. Зато снова накосили грибов. И впервые в жизни мы собирали их не пешком, а прямо на машине.

Я кошу взглядом в левое окно, Лена смотрит в правое. Заметили красную шляпку — остановились. Открываем дверь, срезаем один гриб или кучку, дальше едем. И так через каждые 20-30 метров остановки, пока не набрали полное ведро. Будет занятие на вечер.

Выглядело это примерно следующим образом:

Выбрались из леса обратно на трассу и доехали до села Кашкаранцы.

Тихвинская церковь

Маяк в селе Кашкаранцы

Белое море со стороны маяка

Есть тут убогие дома-развалюхи, а есть и презентабельные базы. Видимо, село живёт исключительно за счёт потока туристов.

Здесь мы тоже надолго не задержались и поехали к следующей точке на карте — Аметисты мыса Корабль. Очень поэтичное название.

В Кашкаранцах асфальт заканчивается. Я стравил колёса до 1,5 атмосфер, и мы погнали по пыльной трясучей гравийке.

Для навигации без сети 3G использовали приложение maps.me в телефоне. Проехали через заброшенный советский рудник по добыче аметистов.

Аметисты на Кольском полуострове начали добывать ещё в ХVI веке, а в 1990-ых годах работы прекратили ввиду нерентабельности.

В лесочке за рудником увидели небольшой палаточный лагерь и несколько машин. Похоже, общая компания отдыхала.

Выбрались на открытое пространство и почти сразу приметили замечательное пустое место у са́мого моря. Это именно то, что мы искали весь день.

Люди вокруг где-то есть, конечно, но мы их не видим и не мешаем друг другу. Лёгкий морской ветерок сгоняет комаров, в этом плане тоже можно расслабиться. Остаёмся.

Первым делом переработали собранные днём грибы, в ход пошла крышка от большого контейнера с продуктами.

Потом изучали окрестности. Оказалось, что мы находимся всего в 200 метрах от Чаячьей скалы. Я когда-то видел её фотки в интернете, и вот теперь стою рядом с ней.

Набрали на берегу сухого пла́вника для вечерних посиделок у костра, этого добра здесь навалом.

Структура прибрежного скальника как слоёное тесто или стопка бумаги.

А под ногами повсюду буквально валяются драгоценные камни — аметисты. Большие и маленькие, фиолетовые и прозрачные, с кристаллическими друзами и гладкие как лысина, отшлифованные волнами за много лет.

А эти маленькие самоцветы мы накопали в морском песке во время отлива:

Аметист является одной из самых дорогих разновидностей кварца. О происхождении аметиста существует такая древнегреческая легенда:

Красивая нимфа Аметис очень понравилась богу виноделия Дионису. И в один из моментов его навязчивых преследований испуганная Аметис обратилась за помощью к богине лесов и охоты Артемиде. Артемида обратила нежную нимфу в камень. Дионис пытался оживить Аметис, поливая камень вином, но только окрасил его в красивый фиолетовый цвет.

Аметист, кстати, в переводе с греческого — «не пьяный». В древней Греции из аметиста создавали кубки для вина и верили, что если пить из него, то не опьянеешь.

В общем, и мы решили не отставать от греков, и по торжественному случаю прибытия на Аметистовый берег мыса Корабль откупорили бутылку привезённого из дома вина, приготовили нехитрый ужин и отметили наш первый и весьма приятный день на Белом море.

Ближе к ночи к нам «в гости» пришёл народ из компании в лесу, взрослые и дети. Мужики позабрасывали с берега удочки, но безуспешно, никого не поймали. Зато мы все вместе увидели плещущихся в море белух. Всеобщие крики восторга, наверно, даже в Кашкаранцах можно было услышать. )

А ночью мы с Леной любовались фантастически красивым небом. Никакой постобработки и фотошопа, просто кадры с наших смартфонов как есть.

Время съёмки 23 часа 28 минут

Время съёмки 23 часа 57 минут

Время съёмки 02 часа 00 минут

Нам определённо здесь нравится.

Дневной маршрут, пробег 187 км

17 июля, среда, день 5. Аметистовый берег Белого моря.

Первоначально у меня были планы сегодня переехать дальше, в сторону Варзуги или Кузомени. Но зачем, если тут и так хорошо? И солнечная погода как бы шепчет: «Останьтесь, не уезжайте». )

Утренний вид места нашей стоянки со стороны машины:

Обратный вид со склона высокого берега:

Пока Лена спала, я сходил до Чаячьей скалы и, как Шарик в мультике «Простоквашино», «поохотился» на птиц. Оказывается, вчера вечером мы не разглядели, что возле каждой чайки сидят в гнёздах пушистые малыши.

Серебристые чайки и их детёныши

А на вершине несёт вахту более крупная чайка, царь горы такой. ) То ли охраняет своих меньших сородичей, то ли наоборот — ждёт удобного случая напасть на их птенцов. А может, у неё там просто своё гнездо.

Когда я жил в Мурманской области в 90-х, этих чёрно-белых крупных птиц с загнутым клювом там называли бакланами. Сейчас я уже знаю, что ошибочно. Это морская чайка, занимающая верхнюю ступень иерархии в семействе чаек.

Чаячья скала

После завтрака мы решили пособирать чёрные ягоды, растущие на склоне вокруг машины. Опять же в 90-ые у нас в заполярье их называли вороникой.

Вороника (она же водяника, шикша)

Интернета в России в те времена, считай, что не было, и эти непонятные, почти безвкусные ягоды никто особо не собирал, предпочитая более известные чернику, бруснику, морошку. Но позже некоторые знакомые как-то прочухали, что вороника необычайно полезна, и все ринулись её заготавливать.

На вкус она довольно пресная, внутри очень твёрдые мелкие косточки. В случае необходимости сок вороники может утолить жажду.

Чего только полезного в воронике не содержится — флавоноиды, эфирные масла, витамин С, различные микроэлементы. Коренные жители севера применяли эти ягоды и их листья в народной медицине в качестве лекарства от расстройства желудка, лечили почки, эпилепсию, параличи, головную боль, переутомление, авитаминоз и даже облысение.

Из вороники делают варенье, мармелад, вино, настойки, начинку для пирогов, красители, используют как приправу к мясу и рыбе. Правда, лично мне ни разу не доводилось видеть в продаже ни один из перечисленных выше продуктов. Если только что-то домашнего производства.

Ступив ногами на мягкий зелёный ковёр, мы быстро поняли, что вороника, пожалуй, подождёт. Тут есть кое-что получше. ))

Симбиоз гриба и камня

Походили вокруг машины полчаса — и ещё два ведра отборных красноголовиков надо чистить.

Глаза боятся, а руки делают. Пришлось задействовать для сушки все подручные материалы — и клеёнку от стола, и гермомешок от каяка.

Вчерашний урожай (слева) уже немного подвялился

Вот эти все камни на снимке ниже — это скрытые аметисты.

Если присмотреться к ним поближе и повнимательнее, то можно увидеть большие друзы внутри.

Листья ламинарии (морской капусты), их здесь тоже много на солнце вялится. На вкус не пробовали. )

Примерно часа в 3 дня подъехал к нам Mitsubishi Outlander на номерах Московской области. Водитель подошёл ко мне и очень вежливо спросил, можно ли встать рядом с нами на пару часов, порыбачить. Конечно, можно, берег же не частная собственность.

В Аутлэндере оказалась целая семья. В процессе мы разговорились, познакомились.  Муж с женой, помоложе нас, Александр и Ольга и их дети-школьники — девочка Саша и мальчик Андрей. Они тоже ещё в начале своего путешествия по Кольскому, а прямо сейчас возвращаются из Кузомени и Варзуги, куда нам завтра предстоит ехать. Я порасспрашивал Александра про дорогу в кузоменских песках. Говорит, на полном приводе ничего сложного, только лесным маршрутом вдоль моря соваться не сто́ит, лучше прямо через барханы. Я принял к сведению.

Мы занимались своими делами, Александр закидывал в море спиннинг, а Ольга с ребятами искали красивые аметисты. В отличие от мужа, улов Ольги оказался успешнее. А рыба клевать не хотела, как и у вчерашних рыбаков.

В какой-то момент я достал штатив, Александр увидел и спросил:
— Вы блогеры что ли?!
— Нет, просто хочу снять прилив на таймлапсе.

Вроде бы простой и логичный вопрос и слова все приличные. Но надо было слышать интонацию, с которой они были произнесены, и видеть выражение лица Александра. Его аж передёрнуло, как будто внезапно таракана проглотил или случайно прикоснулся к мерзкой и противной субстанции. )) А в целом это выглядело как изящное, но всё-таки обидное ругательство.

Настоящие блогеры здесь должны были бы оскорбиться, а мы просто поржали все вместе. )) Теперь у нас с Леной эта фраза стала именем нарицательным и произносится исключительно в таком же тоне.

После 18 часов они уехали, но что-то подсказывало — наша встреча не последняя. Может, это была интуиция, а может, — знание того факта, что все автотуристы ездят по Кольскому полуострову по одним и тем же дорогам и местам.

Больше сегодня нас никто не беспокоил, и остаток вечера мы провели вдвоём.

Завтра наступит третий и последний день нашего пребывания на Терском берегу Белого моря, и к его исходу надо будет перебраться поближе к Хибинам. Здесь ловила сотовая связь и работал мобильный интернет 4G, от вышки в Кашакранцах сигнал по воде хорошо добивал.

Свободного времени вечером было достаточно, и я изучил в интернете предложения по гостиницам в районе Кировска. Выбрал оптимальный вариант по цене и расположению— номер в отеле «Аметист» (символично же!) в городе Апатиты.

Но заказывать через сайты типа «островок» или tvil не стал, чтобы не вносить предоплату. Вместо этого позвонил напрямую в «Аметист», и девушка-администратор по телефону оформила бронь, записав все мои данные. Цена была заявлена такая же, как на «островке», — 2790 руб. Только она попросила завтра ближе к делу сообщить им примерное время заселения. Договорились, я успокоился насчёт ночлега. Но это ещё не конец истории.

18 июля, четверг, день 6. Аметистовый берег — Варзуга — Кузомень — Апатиты.

В 9-30 мы покинули гостеприимную стоянку. Сразу на трассу выезжать не стали, а прокатились пару километров вдоль моря, оценили на перспективу не изведанный нами район берега.

Слева из воды торчит Чаячья скала

В этой части тоже симпатичные места обнаружились, только море мелкое и народ покучнее стоит.

Для продолжения процесса сушки грибов на ходу приспособили складной столик, перевёрнутый вверх дном, получилась своеобразная ванночка.

Очень быстро добрались до села и реки с одинаковым названием — Варзуга.

Село тупиковое, разделено рекой на две половины, дальше ехать некуда. Конкретных планов на него у нас не было, просто отметиться и посмотреть.

Река Варзуга

Самое интересное и красивое здесь — это архитектурный ансамбль старинных деревянных церквей. Они похожи на храмовый комплекс Кижи, что на острове в Онежском озере. В Кижах, безусловно, размах и масштаб поболее, но там мы ещё не были, поэтому варзугские церкви впечатлили.

Рядом с одной из церквей увидели уличный термометр. Температура, которую он показывал, была похожа на правду.

Почти 31 градус выше нуля

До этого дня тоже было тепло, 22-23, но сегодня солнце греет прям по-южному. Здесь сразу скажу, чтобы не возвращаться больше к этой теме, — с 18 июля и до самого конца нашего пребывания в Мурманской области установилась аномальная жара. Начиная с 21-го июля, на телефоны каждый день приходила СМС-рассылка от местного управления МЧС следующего содержания:

Поднялись по деревянной длинной лестнице на холм и оглядели панораму всего села.

Программу по Варзуге выполнили, возвращаемся к машине и едем в Кузомень, посмотреть на самую северную в мире пустыню, на местных «мустангов» (если повезёт их застать).

При посещении Кузомени приоритеты среднестатистических туристов выстраиваются в следующем порядке: 1) рыбалка, 2) пустыня и дикие (а точнее, одичавшие) лошади. Для тех, кто не интересуется рыбалкой, т.е. таких как мы, пустыня и лошади идут «в одном флаконе».

Что случится, если животные не встретятся? Ничего страшного, конечно, но не будет «вишенки на торте» — лошади, безусловно, придают изюминку этому месту, без них пески выглядели бы совсем пустыми и мёртвыми.

Несколько километров дорога бежит по неглубокому лесному песку.

А потом лес заканчивается и перед нами возникает крутой подъём на бархан, за которым ждёт неизвестность.

Я сначала поднялся на него пешком, оценил степень риска. Для Патриота ничего сложного.

Перед барханом отстаивается около десятка разнокалиберных седанов и даже один кроссовер Honda CRV затесался. Людей в них не наблюдается. Видимо, это всё моноприводные авто, которым дальше путь заказан. Тут же дежурит УАЗ «буханка», наверно, для трансфера пассажиров этих машин до Кузомени.

На дереве у дороги висит предупреждение:

Сначала напугали, потом обнадёжили. )

Прикольная штука песок, красивая, но коварная. В «дубаях» на джип-сафари по пустыне мы никогда не катались, так хоть здесь получим опыт. Чувствуется, что УАЗик едет с усилием, но уверенно.

Добрались до села, посмотрели церковь.

Проехали село насквозь, лошадей нигде не увидели. Может, они в пустыню ушли…Поедем поищем.

Река Варзуга

Доехали до конца «стрелки» — узкого длинного мыса, разделяющего реку Варзугу и Белое море.

Тупик, дальше пути нет. Если только на пароме переправиться, но и там особо не уедешь никуда.

Реально край земли. Красивое место, цепляет и остаётся в памяти.

Но северных «мустангов» мы пока так и не встретили. Обратно дал порулить Лене, пусть тоже почувствует особый кайф от вождения по песку.

А мне пришла в голову идея закрепить экшн-камеру на бампере Патриота.

С близкого к земле расстояния на видео в динамике очень эффектная съёмка получилась.

Вернулись в Кузомень и у магазина увидели двух лошадок.

Кормить их не стали. Во дворе соседнего дома (который на фото за Патриотом) играли две девочки лет 8-10. От них мы узнали некоторые подробности о лошадях и о детской жизни в селе.

Девочки сразу нам сказали, что кормить животных нельзя, это для нашей же безопасности — они могут наброситься и укусить. В селе в настоящее время осталось в живых 5 особей, и у них есть свои имена.

От того, что невоспитанные туристы прикармливают лошадей, те привыкли к легкодоступной пище, и зимой бросаются на людей, если видят в руках пакеты с продуктами, пытаясь таким способом добыть себе пропитание.

Школы в Кузомени нет, местные дети учатся в Варзуге в интернате, их туда отвозят на всю учебную неделю, а на выходные привозят обратно.

Видавший виды Дефендер на волгоградских номерах приехал в сельмаг затариться.

Мы тоже зашли посмотреть, чем же торгуют в рыбацком селе. Рыбы хорошей не увидели, купили какое-то мороженое. А внутри всё выглядит так, как будто на машине времени в социалистическое прошлое телепортировались.

Сегодня мы прощаемся с Белым морем, и хочется сделать это на мажорной ноте. Выбрались на берег, приготовили обед и устроили короткий отдых. Кроме нас, было ещё две машины, и через сутки, как окажется, мы с ними познакомимся поближе.

Ем мороженое, балдею и немного грущу

Село Кузомень, река Варзуга

Предстоит обратный путь по этой дороге. Какой-то «композитор» написал колёсами ноты на песке

Доезжаем до Кашкаранцев, там начинается асфальт, и я накачиваю колёса до 2 атм. В Кандалакше заехали в кафе поужинать, появилось понимание, что ориентировочно в 21 час мы прибудем в гостиницу «Аметист» в Апатитах.

Пока ждали заказанные блюда, звоню в отель, как вчера договаривались, и вдруг выясняется, что никакой брони на моё имя они найти не могут. По голосу девушка уже другая, и что-либо объяснять ей бесполезно, она за сменившуюся коллегу не отвечает.

Спрашиваю:
— Сейчас комнаты свободные есть?
— Есть.
— Давайте новую бронь сделаем.
— Хорошо, только номер теперь 3100 сто́ит. (был 2790)
Это почему?
— У нас ценообразование динамическое. Сегодня спрос пошёл, цену подняли.

А мне кажется, что это у них плановый «развод» такой. Разница, конечно, не критическая, но неприятный осадочек остался.

На трассе «Кола» попали под сильный короткий дождь (первый и последний за всё путешествие). Вышла радуга.

В 21 час добрались до Апатитов. Дёргаться и искать другие варианты жилья уже не хотелось, поэтому заселились в «Аметист» по «динамической» цене.

Маршрут за 18 июля. Пробег 424 км

19 июля, пятница, день 7. Апатиты — Щучье озеро (Хибины).

Единственный доступный для автотуристов заезд внутрь горного массива Хибин лежит через город Кировск. А накануне Лена вычитала в интернете, что в Кировске находится потрясающий музейно-выставочный центр «Апатит».

Этот корпоративный музей Группы Компаний «ФосАгро» расположен в красивом узнаваемом здании с часовой башней в самом центре города и является его визитной карточкой. И что отдельно радует — вход бесплатный. Грех было бы не воспользоваться удобным случаем.

Поэтому с утра мы первым делом направляемся из города Апатиты в МВЦ «Апатит».

А Хибины уже совсем рядом, как же долго я грезил в них побывать! И сегодня эта мечта исполнится.

На парковке рядом с музеем довольно много машин. Популярное место.

«Лукавый горнячок»

Рельефная карта Хибин

Трудно запоминающиеся и не менее трудно произносимые местные географические названия:

Я рассчитываю, что из этого списка мы должны побывать на турбазе Куэльпорр и подняться на перевал Рисчорр, а ещё посмотреть водопад на реке Рисйок (раньше он назывался просто «Красивый»).

Да, отзывы в интернете не врали — музей оказался, действительно, замечательный. По пятибалльной шкале я бы поставил ему оценку 10. Такую богатейшую коллекцию минералов со всего мира мы нигде раньше не видели. Очень рекомендуем к посещению! Не пожалели, что потратили полтора часа.

Мы мало фотографировали, потому что если снимать каждый интересный экспонат, то там и целого дня не хватит. Приведу только несколько фоток:

Мы сначала подумали, что это тоже какие-то экзотические природные булыжники, потрогали — а они мягкие. )

Войлочные подушки

А эти камушки мы недавно где-то уже видели и даже собирали своими руками. )

Музей, несомненно, крутой, но меня тянуло в горы магнитом. В 9 км от Кировска на берегу озера Малый Вудъявр находится база отдыха «Жемчужина Хибин». Заехали туда чисто посмотреть.

Турбаза «Жемчужина Хибин»

Озеро Малый Вудъявр

Место красивое, но слишком близко от города и карьеров, а сама база слегка пафосная и многолюдная. Мы бы в любом случае не остались там жить, но ради интереса узнали, сколько будет стоить размещение в СВОЕЙ палатке на ИХ территории, — 1500 руб. Про домики даже не спрашивали.

Как мы позже узнали, у них в лагере всю ночь гудела дискотека. Останься мы здесь, спать было бы невозможно. По нашему твёрдому убеждению, в отдыхе на природе главное — тишина. Иначе это уже пытка, а не отдых. Звуки самой природы — шум ветра, шелест листвы, плеск волн, журчание реки или пение птиц — разумеется, не в счёт.

Едем дальше. Начальная часть маршрута пролегает прямо по руслу реки Вудъяврйок. Сейчас она мелкая, и проблем не вызывает у любых машин.

Трасса достаточно оживлённая. Помимо автомобилей, периодически гоняют туда-сюда организованные группы байкеров, багги и квадроциклов. И что самое любопытное — дорога здесь одна, свернуть особо некуда, а в конце пути было пусто. Куда все эти транспортные средства и люди делись — загадка. Ушли в четвёртое измерение. ) Но надо сказать, что в первый день на водопад мы не поехали, возможно, все они собрались там.

В одном из живописных мест мы сделали остановку, а чуть погодя какая-то машина тормозит рядом с Патриотом. Я был занят своими делами и не обращал на неё внимания, как вдруг нас окликнули:
— Привет, пермяки!

Ха, да это ж знакомые рыбинцы на Соболе! Кольский полуостров тесен. )

Они уже возвращаются с гор, но пока не решили, куда дальше — в Териберку, Д. Зеленцы или на Рыбачий.

— Кстати, — говорят, — мы воспользовались вашим советом и поднялись на сопку у Кандалакши.
— И как вам?
— Очень круто! Спасибо, что подсказали.

Пообщались с ними минут сорок и простились. Больше мы нигде не пересеклись.  Наверно, на Рыбачий без полного привода они не рискнули соваться.

Ну, а мы едем в сердце Хибин по долине реки, вокруг суровая красотища. Миновали несколько озёр, в некоторых из них народ купался.

Озеро Длинное

Какое-то безымянное озерко

Перерыв на обед

Озеро Сердцевидное

Дорога до поисково-спасательной станции Куэльпорр плохая (камни, броды, большие лужи), но для машин с большим клиренсом несложная. Ещё в самом начале по пути нам попался седан Datsun On-do, ехавший в паре с кроссовером. Не знаю, ценой каких потерь ему обойдётся эта авантюра, но человек рискнул. Однажды навстречу проехал Мерседес Viano с оторванным передним бампером. А так в основном, конечно, здесь преобладают полноприводные внедорожники и реже кроссоверы.

К 15 часам добрались до Куэльпорра, погуляли по территории базы и вокруг неё.

Вот и с Пермью дощечку нашли:

Коллекция потеряшек

Местный специфический юмор

Река Кунийок

Мурманский собрат

Да, здесь на станции присутствуют минимальные блага комфорта — домики, будки-туалеты, баня, магазинчик и даже маленькое кафе, но постоянная суета и движуха нам ни к чему. Если есть уголок поспокойнее, мы его найдём. А сюда всегда успеем вернуться.

Я переговорил с водителем мурманского УАЗа, и он сказал, что можно проехать дальше до Щучьего озера. Дорога будет похуже, чем до базы, есть один коварный брод, но в целом ничего страшного. Полянок для дикой стоянки там хватает. Вот туда мы и направимся.

Доехали до того хитрого брода, о котором предупреждал мужик, а навстречу как раз три машины из воды выезжают. Они-то нам и показали траекторию безопасного проезда. Но по факту ничего критичного, вода прозрачная, дно как на ладони, справились бы и сами.

В общем, преодолели мы от Куэльпорра до озера 5,3 км за 50 минут. И место нам приглянулось, выбрали укромный закуток в лесу на берегу и решили ставить лагерь. Неподалёку отдыхал одинокий мужик на Патриоте, и больше никого.

Надули каяк, зря что ли из Перми тащили. На Белом море побоялись кататься, так хоть на озере испытаем. Тем более, что вода тёплая, если вдруг перевернёмся, и неглубоко.

Озеро Щучье

Щучье озеро относительно небольшое по размеру, а севернее него совсем рядом находится озеро покрупнее — Гольцовое, они сообщаются между собой протокой. Мы было попытались по этой протоке проплыть, но каяк под двумя гребцами садится на мель, а тащить его на руках не хотелось.

Поэтому мы ещё немного покрутились по Щучьему, и Лена запросилась на сушу. Я её высадил, а сам снова сделал попытку прорваться в соседнее озеро. Тоже не получилось, слишком мелкая протока.

Катаюсь я туда-сюда и вижу—по берегу подозрительно знакомая компания идёт, ищут пеший проход к Гольцовому озеру. Так это ж ребята на Аутлэндере с аметистового берега. Ну вот и встретились снова, интуиция не обманула. )

Кричу им:
— Саша, Оля, привет!
А в ответ слышу от Александра:
— Привет! А вы кто?!

Понимаю, что я далеко от берега и узнать меня в спасательном жилете трудно. А наш УАЗ они не обнаружили, поскольку мы достаточно хорошо за деревьями спрятались. Напомнил им, кто мы есть. ))

Саша кричит:
— Мы на Гольцовое рыбачить идём, приходите туда!

Догребаю до машины, рассказываю Лене о неожиданной встрече. Каяк оставили и пошли через лес по навигатору искать москвичей. Метров через 500 выбрались на песок, а там вот такой чудесный вид открылся:

Озеро Гольцовое

За озером горы заканчиваются. Получается, что мы все Хибины по диаметру с юга на север пересекли.

Тепло встретились с новыми знакомыми. Здесь река Кунийок впадает в озеро, и Александр говорит, что в этих местах водится голец. Сейчас он (Саша) попытается наловить рыбу на уху. Ну да, вон на лодке сидит уже один рыбак, только не заметно, чтобы он удочкой какие-то телодвижения делал и кого-то таскал.

Устье реки Кунийок, вид на юг

Но голец там, действительно, был! Рыбу даже с берега видно в чистой прозрачной воде. Саша им свои наживки прямо под нос подсовывает, а тем хоть бы что, никакой реакции.

Вскоре такая холостая рыбалка почти всем надоела, и женщины с детьми решили вернуться в лагерь на ужин. Не сдавался только неутомимый Александр — он решил принести из машины своё секретное «оружие» — набор маленьких мормышек. А я взял коптер и экшн-камеру и составил ему компанию.

Первый же заброс удочки с мормышкой увенчался успехом, и над озером разнеслись радостные крики Александра: «Есть! Поймал!!!» )) Я в это время возился с камерой неподалёку и побежал смотреть на гольца. На песке трепыхалась рыба. Саша зачем-то решил её помыть от песка. Как он потом объяснил — хотел сфотографировать. Взял гольца двумя руками, опустил в воду…И конечно же, рыба выскользнула из рук, только её и видели. Что ж, бывает.

Он продолжил свои попытки, а я примотал камеру к длинной ветке и занялся подводной съёмкой.  Вот он, голец-сорванец:

Озеро Гольцовое, вид на север

Озеро Щучье с протоками

Отражение коптера в воде озера

Это мы с Александром на берегу стоим

Слева направо: Щучье, Кунийок, Гольцовое

В общем, остались мы без ухи из гольца. Ещё одна рыбина у Александра сорвалась с крючка, когда он уже тащил её над водой, и больше дураков клевать не было. В 22 часа мы с ним тоже вернулись в лагерь. Где-то до полуночи общались у костра, ужинали, пили вкусный ликёр из запасов Ольги и чай.

Потом ребята уехали в Кировск, у них там жильё арендовано. Больше мы с ними не пересекались.

Ночь на Щучьем озере

Мы с Леной ещё немного пошарахались, затушили костёр, а потом наблюдали бегущий во воде туман. Зрелище завораживает. И только часа в два ночи легли спать.

До чего же здесь хорошо! Два красивых горных озера, и никаких тебе кафе с чебуреками, ларьков с сувенирами, разноцветных катамаранов и автобусов с туристами, как где-нибудь на озере Рица. Чистейший экстаз! )

Маршрут за 19 июля, пробег 50 км

20 июля, суббота, день 8. Поход в горы.

Встали поздно, солнце уже высоко, +23. Пока завтракали и собирались к переезду, догадались выложить грибы на капот. Под прямыми солнечными лучами железо нагревается как противень в духовке, и грибы начали сохнуть прямо на глазах.

Урожай грибов прилично скукожился

Перед отъездом я поплавал в Щучьем озере, водичка замечательная — не холодная и не тёплая, бодрящая, но в меру. Самое то!

Сегодня в планах заехать на водопад Рисйокский (бывший Красивый) и подняться на перевал Южный Рисчорр, если Лена сможет со своим сломанным пальцем.

Нам надо вернуться до базы Куэльпорр и сразу за ней повернуть налево к водопаду. Дорога изобилует большими торчащими камнями, двигаемся аккуратно.

Сразу за поворотом на водопад увидели такой указатель:

Сходим туда на обратном пути. Ещё немного поднялись в гору, и по столпотворению на обочине машин, мотоциклов и квадриков стало понятно, что тропа до интересующего нас объекта начинается здесь.

Водопад симпатичный, его можно посмотреть с нескольких точек на разной высоте. В самый низ мы спускаться не стали.

Проехали вверх ещё с километр по долине реки Рисйок, дорога становилась всё хуже. Увидели на маленькой красивой полянке пару машин и свободный пятачок рядом с ними как раз для нас. Оставим Патриота здесь, а дальше пешком.

Соседи подошли к нам поздороваться и поговорить. Это оказалась общая мужская компания — папа с мальчиком лет 8-9 на подготовленном Ниссане Патфайндере и их товарищ на стареньком Ранглере-коротыше, тоже заряженном для серьёзных путешествий.

Узнав про наше желание покорить горы, папа с сыном рассказали, что сегодня утром пытались сходить на Южный Рисчорр, но не осилили, вернулись назад. Ну а мы всё-таки рискнём. Сколько сможем, столько пройдём. До перевала в одну сторону километра 4.

Грибы снова закинули на капот, придавили края клеёнки и мешка камушками, чтоб ветром не сдуло. С собой в рюкзак я положил полторашку воды, два орехово-шоколадных батончика, коптер и ветровки. Лена пошла налегке. Взяли трекинговые палки и вперёд. Соседи по поляне пожелали нам удачи. Времени было 14 часов.

В этот момент мимо проходила группа туристов с огромными рюкзаками, явно настроенные на многодневный тур. Мы к ним примазались и пошагали вместе. Естественно, чтобы дорога пролетала легче и незаметнее, на ходу надо общаться.

В попутчиках у нас оказалась молодая семья из Питера — Илья и Ирина, и случайно прибившийся к ним одинокий мужчина нашего возраста по имени Александр. Они несколько дней уже ходят по разным красивым местам Хибин, а сейчас держат путь на озеро Академическое, чтобы там переночевать и завтра продолжить поход.

В идеале я тоже хотел бы добраться хотя бы до той точки, откуда открывается вид на это красивейшее озеро Хибин, но в сложившейся ситуации не до жиру.

За разговорами миновали лесную часть пути. Лена пока держится бодро.

Поднялись на холм, и открылся оперативный простор.

Острая вершина горы — это пик Марченко (1032 м)

Вид в обратную сторону, откуда мы пришли:

И влево-вправо:

Ещё сколько-то продвинулись. У попутчиков рюкзаки весили по 20-30 килограммов, поэтому они часто отдыхали, ну и мы заодно переводили дух.

Илья умудрялся по дороге собирать разные красивые камни для коллекции, тем самым увеличивая вес поклажи, за что ему шутливо попадало от супруги. )) Ребята недавно поженились, и это первый горный поход Ирины. У Ильи подобный опыт уже имелся, хоть и небольшой.

Я попробовал поднять рюкзак Ильи… еле от земли оторвал. А парень сам худой, как велосипед, пыхтит, но целеустремлённо прёт в гору, ещё и шутить успевает. На очередном привале встали, молчим, пейзажами наслаждаемся.

И вдруг Илья говорит:
— Слышите?!

Мы напрягли слух и зрение, пытаясь что-то необычное расслышать и по сторонам разглядеть.
— Новый звук появился!

Мы ещё сильнее напряглись. А он делает мхатовскую паузу и выдаёт:
— Это мои ноги гудят. )))

Позитивная молодёжь, молодцы.

Они нам с Леной рассказали, что возле их дома в Питере был фирменный мясной магазинчик от мурманской сети «Окраина». А потом точка закрылась, и они расстроились. Говорят, хорошая у них продукция была, особенно пельмени.

И вот они, приехав на поезде в Кировск, обнаружили магазин «Окраина» и на радостях набрали там всего. Особо нахваливали чёрные пельмени из оленины. Нам тоже захотелось попробовать.

Показался подъём на перевал:

Сейчас уже можно сказать, что это самый трудный участок маршрута — не длинный, но очень крутой склон с сыпухой под ногами.

Лена начала жаловаться на боль в сломанном пальце. Перед подъёмом посидели, все хорошо отдохнули.

Спрашиваю Лену:
— Ну что, сможешь идти дальше или здесь меня подождёшь? Я быстро на перевал сгоняю, пофоткаю и вернусь.

Жена ответила словами, которые я запомнил:
— Я пойду. Пусть мне будет плохо, зато потом смогу собой гордиться.)

Так что мы в полном составе группы начали штурм высоты.

Буквально ползём с частыми перекурами

Мне было легче всех, поэтому я периодически вырывался вперёд и ждал остальных. Взгляд назад:

Последний рывок, и мы на Южном Рисчорре! Попутчики побросали рюкзаки и повалились на землю.

Памятники конкретным людям, погибшим в этих местах

Вид с перевала на восток:

Синяя полоска на горизонте — это озеро Умбозеро, за ним горный массив Ловозерские тундры.

Пока мы тут минут 30 приходили в себя, мимо в сторону Куэльпорра с разных направлений проследовали разномастные группы туристов: человек 25 школьников-старшеклассников с инструкторами, небольшая компания взрослых, а самыми удивительными оказались две бабульки, спустившиеся с плато.

Ну, то есть сначала издалека мы не поняли, что это пожилые женщины. Просто смотрим, пёстрые фигурки, опираясь на палки, резво скачут вниз по камням, чисто горные козочки. А когда они дошли до нашей лёжки, мы хором офигели — две дамы почтенного возраста, лет за 70, в шортах-велосипедках и сланцах на босу ногу, с виду нисколько не вспотевшие даже.

Все поздоровались, как это принято в горах. Кто-то из наших спросил у них:
— Куда вы ходили?
— Да вон, на пик Марченко быстренько сбегали. И вам советуем, чё там идти-то!

Тут у нас челюсти и поотпадывали. ))

Нам есть, к чему стремиться. )

Ребятам надо выдвигаться дальше, а мы зависли на распутье — то ли возвращаться, то ли с ними ещё немного пройти. Лена съела свой батончик, подкопила силы, собралась с духом, а может, вдохновилась примером бабулек, но главное, что изъявила желание продолжить восхождение.

Нам пришлось преодолеть ещё один крутой склон с осыпающимся покрытием, но, к счастью, он оказался покороче предыдущего.

Все стоят и любуются открывшейся картиной

Наконец мы оказались на горизонтальной поверхности.

Из начала этой долины мы пришли

Илья, Ирина, Лена

Тут вскрылся факт, что у Ирины сегодня день рождения и справлять его планируется на Академическом озере. Я думаю, такое необычное романтическое событие девушке запомнится на всю жизнь. Прямо как мы год назад на Полярном Урале отмечали юбилей Лены тоже в горном походе на ледник Романтиков. Красавцы ребята, наши люди! )

А пока по праздничному случаю Илья зажёг фаер, и они устроили фотосессию.

В одной расщелине обнаружили розоватый снег.

Мы с Леной дошли по плато до параллельной долины.

До точки, откуда бы открылся вид на озеро, оставалось ещё километра полтора по плоской горе, но дальше Лена идти отказалась. Она и так героиня, что смогла проделать такой путь несмотря на боль в ноге. А ведь ещё в лагерь возвращаться…

Но если бы мы всё-таки добрались до края плато на востоке, то увидели бы в котловине вот такую картину:

Озеро Академическое, фото из интернета

Что ж, значит в другой раз, когда никаких препятствий по здоровью не будет, мы туда обязательно сходим. Маршрут-то относительно лёгкий, горы не высокие, это не Алтай и не Кавказ. Может, и сына с собой прихватим.

Я убеждён, что следующая попытка обязательно будет, потому что буквально влюбился в Хибины. Ну а к Кольскому полуострову в целом я испытываю особые тёплые чувства ещё с августа 90-го года, когда впервые ступил на мурманскую землю 19-летним лейтенантом после распределения из училища.

А сейчас пришла пора прощаться с приятными попутчиками и возвращаться к машине. Перед первым склоном я собрался полетать на коптере, но он чего-то закапризничал и не захотел запускать винты. Ладно, не судьба.

Классно бродить по горам на севере летом — можно не бояться, что стемнеет и дорогу будет не видно.

Солнце над вершиной горы Куэльпорр

Для Лены спуск по обеим насыпям и обратный путь дались нелегко, но она справилась. В 21:30 прибыли на поляну, где оставили Патриота.

Весь поход у нас занял 7,5 часов. Из еды за это время съели только по ореховому батончику и выпили всю полторашку воды. Мне кажется, мы вернулись даже на вид стройнее, чем были до того. ))

Лена, конечно, устала, и сломанный палец её беспокоил. А вот за себя могу сказать, что на удивление как будто просто по городскому парку погулял. Единственное — есть сильно хотелось.

Вскипятили чайник, заварили овсяную кашу, утолили голод. В Кандалакше в «Пятёрочке» ещё в первый вечер мы купили на пробу вот такую кашу:

На берегу Белого моря распробовали, понравилась, и на обратном пути докупили несколько пачек домой. В пермских магазинах такую не продают, поэтому, когда северные запасы закончились, я стал заказывать её на вайлдберриз. Очень вкусная каша, особенно если добавить мёд или варенье. На завтрак или ужин самое то.

Перед сном нагрели ведро воды, спрятались от посторонних глаз между УАЗом и кустиками и приняли походный душ, работающий от бортовой сети автомобиля. Жизнь налаживается. )

Все ключевые локации прошедшего дня отметил на карте для наглядности:

Красный кружок — финишная точка нашего похода

Пробег за день = 8 км, пешком ≈ 10 км.

21 июля, воскресенье, день 9. Хибины — Мурманск.

Пока завтракали, подошли любопытные соседи, которые за вчерашний день, видимо, соскучились, и стали расспрашивать подробности. Выяснилось, что они делали на нас ставки — дойдём/не дойдём до перевала. ))  Они почему-то были уверены, что мы быстро сдадимся. А мы даже перевыполнили программу минимум.

Всё утро до отъезда общались с соседями. Они из Карелии. Водителя Патфайндера зовут Александр, его сына — Саша (везёт нам на Александров нынче), а водителя Ранглера они оба уважительно называли по имени отчеству — Владимир Владимирович. Как мы поняли, он крёстный мальчика.

Оказалось, что мы с ними пересекаемся заочно уже третий раз за последние 3 дня. Первый был на кузоменских песках Белого моря (где я ел мороженое на пляже) — там они запомнили сочетание УАЗика и оранжевой футболки Лены, и здесь у них этот пазл снова сложился. А таких  футболок у жены много, она полюбила оранжевый цвет после поездки в Голландию. )

Второй раз мы видели их машины на озере Малый Вудъявр, на противоположном берегу от «Жемчужины Хибин». Именно они и рассказали про ночную турбазовскую дискотеку, которая не дала им спать. Ну а вчера на этой поляне случилась третья, уже очная встреча.

Опытным автопутешественникам всегда найдётся о чём поговорить, на что пожаловаться и чем похвастаться. ))

Разумеется, мы рассказали о том, что пишем рассказы и делаем фильмы о наших поездках. Владимир тоже делает ролики, размещает их в своем телеграм-канале.

Лена пообещала Владимиру отправить ссылки на наши рассказы и фильмы, взяла у него электронный адрес, но, видимо, ошиблась в порядке цифр, и не может отправить письмо. Название ТГ-канала мы почему-то не спросили.

Может быть, среди читателей найдутся общие знакомые с Александром и Владимиром, ведь мир так тесен? Если так, передайте, пожалуйста, пусть отметятся в комментариях или напишут мне в личку.

Из-за разговоров выехали мы позже, чем я рассчитывал.

Грибы за время нашего вчерашнего отсутствия прожарились на капоте до полной кондиции.  Три ведра красноголовиков усохли и ужались до размера маленькой посудины.

Перед стартом набрали во все свободные ёмкости чистейшей горной воды из реки Рисйок. Её прямо так можно пить, некипячёную. Проверено.

Я попробовал завести коптер — получилось. Что за глюки у него были вчера на перевале, непонятно.

Вид на восток: долина реки Рисйок, слева гора Рисчорр, в центре на заднем плане перевал Южный Рисчорр и пик Марченко

Вид на запад

Попрощались с народом и на обратном пути возле указателя «Там фонтан» остановились, сходили посмотрели природный гейзер.

Я попил, не облился. Вкусная водичка.

Обратно той же дорогой доехали до Кировска. На асфальте я сразу же накачал колёса до 2 атм.

Водная часть пути

В городе нашли по навигатору торговую точку мурманской сети «Окраина», распиаренной питерскими ребятами. Купили упаковку 500 гр чёрных пельменей с олениной и куриный холодец. А в соседнем рыбном магазинчике взяли копчёную зубатку и морского окуня.

У нас имеется в машине холодильник, но он не компрессорный, долго температуру не удержит, поэтому надо всё купленное «уничтожить» до конца дня — мясо на обед, рыбу на ужин.

Про сотовую связь в Хибинах отмечу, что у нас с Леной симки трёх операторов — МТС, Билайн и Теле2. Так вот, в Хибинах ни один из них не работает. Говорят, там ловит Мегафон, но мы не проверяли и роуминг не настраивали. Просто отрешились от внешнего мира на двое суток и это было прекрасно. Хотя вспоминаю один момент, когда телефоны всё-таки ожили — на плато в походе.

Выехали на трассу Кола и через 60 км свернули на Ревду — я думал добраться на машине до перевала Геологов в Ловозерских тундрах. Но времени уже 16 часов, а мы ещё не обедали. В первом попавшемся парковочном кармане остановились, съели холодец и сварили чёрные пельмени.

Съедобно, но не «вау!». Если бы не их необычный цвет, то ничего особенного. Оленина никак не чувствуется. А холодец был достойный, понравился.

Пока занимались кухней, я прикинул расклад — до гор 70 км, это час. Плюс на перевал подняться неизвестно сколько времени займёт. А к ночи в идеале надо заселиться в какую-нибудь гостиницу в Мурманске, чтобы привести себя в порядок в цивилизации, затариться продуктами на следующие 3 дня и сократить отрезок завтрашнего марш-броска на Рыбачий. А от Ревды до Мурманска 150 км, это ещё 2 часа.

Утром долго провозились при сборах в Хибинах, и эта задержка сейчас вылилась в какой-то галоп. Ловозерские тундры достойны большего внимания, не хочется их наскоком смотреть. Эх, придётся отложить наше знакомство со вторым горным массивом Кольского полуострова.

Мобильный интернет здесь ловил, и я оплатил через приложение «островок» номер со всеми удобствами в отеле горнолыжного комплекса «Норд стар» (3286 руб) в южной части Мурманска. Расположение выбирал с таким учётом, чтобы было поближе к мосту через Кольский залив.  В 19 часов мы успешно заселились.

Разобрались с бытовыми заботами, «сварили» без воды картошку в микроволновке и ели копчёную рыбу с пивом. Объедение!

После ужина я связался с друзьями из Североморска-3 и выяснилось, что они сейчас тоже в отпуске на «большой земле», то есть уехали к родителям во Владимирскую область. Значит, встретиться в этот раз не получится, и последующие 3 дня мы полностью посвящаем Рыбачьему полуострову.

Маршрут за 21 июля, пробег 255 км

22 июля, понедельник, день 10. Мурманск — полуостров Рыбачий.

Сегодня стартует третий и последний этап путешествия. Сначала мы посетили ближайшую АГЗС Panex (мурманская сеть газовых заправок), а потом по пути к мосту заскочили в большую «Пятёрочку» на Кольском проспекте.

Гуляем по магазину, складываем в тележку продукты по списку, вдруг подходят к нам два мужика:
— Извините, а вы из Перми?
— Да, а как вы узнали?
— По номерам машины. Мы тоже из Перми.
— О как! По работе в командировке здесь? — сорвалось у меня с языка. И почему-то даже мысли не возникло, что люди сюда тоже в отпуск могут приехать, такие же «ненормальные», как и мы. ))
— Не, отдыхаем. Целенаправленно на Рыбачий путь держим.
— Вот это совпадение! Мы туда же собираемся.
— Если хотите, можно вместе дальше поехать.
— Да, давайте.

Познакомились, обменялись номерами телефонов. Земляки едут на Джипе Чероки с длинным прицепом. Состав экипажа: хозяин Джипа — Артём, два его кореша — Алексей, Константин и сын Кости Женька.

В прицепе везут сап-борды, надувную лодку с мотором, на которую им надо оформить разрешение от погранцов. Вот как раз сейчас они сидят в машине и ждут результат рассмотрения онлайн-заявки. Пока мы закупались, «добро» на лодку пришло, и мы дуэтом выдвинулись на Рыбачий.

Пересекли Кольский залив по новому мосту.

В период своей службы на севере, да и во время последующих трёх визитов на Кольский полуостров, я никогда не бывал западнее Кольского залива на машине, поэтому для меня данное направление оказалось в диковинку.

А дорога эта невероятно красивая, вьётся серпантином между ярких серо-зелёных сопок и голубых озёр. Я рулил и хлопал по сторонам удивлёнными от восторга глазами. Теперь в моём личном рейтинге красивых дорог России этот стокилометровый участок трассы Е105 (от моста до Титовки) занимает почётное третье место. На первом — Чуйский тракт Алтая, на втором — дорога от Кисловодска до Джилы-Су.

В какой-то момент заметили на берегу очередного водоёма шикарный песчаный пляж со всей инфраструктурой, забитый загорающим и купающимся народом (и это в понедельник!). Ого, да тут организация не хуже, чем на юге. Надо здесь тормознуться на обратном пути.

Земляки двигались впереди, мы за ними. Позвонил Артём и предупредил, что они планируют сделать остановку в Долине Славы. Я сказал, что поддерживаю, сам бы тоже обязательно заехал посмотреть это священное место, почтить память защитников Заполярья.

Бесконечные списки погибших воинов

ИС-2

Пока ходили по мемориальному комплексу, я спросил у парней, каким ветром их сюда занесло. Оказалось, что Артём 20 лет назад служил срочную на Рыбачьем, в береговой охране, и его теперь периодически тоже тянет на север. За компанию друзей с собой взял.

Последний раз Артём гонял на Рыбачий 4 года назад. Он предложил нам посетить в Титовке какое-то замечательное кафе, которое находится в двухстах метрах после КПП. Говорит, там продают обалденные пирожки с сёмгой и другими морепродуктами. Договорились встретиться у кафешки, и они рванули вперёд, а мы не спеша следом.

С недавних пор для посещения природного парка «Полуострова Рыбачий и Средний» всем туристам требуется оформить пропуск, а для этого сначала оплатить сбор — 300 руб/чел в сутки. Пропуск делается на каждого посетителя и отдельно на транспортное средство (за машину платить ничего не надо, только за людей).

Когда мы поняли, что едем в отпуск на Кольский полуостров, я озаботился этим вопросом и получил соответствующее разрешение на 4 суток (22-25 июля), на всякий случай с запасом. Процесс несложный и быстрый, заявка подаётся онлайн на сайте, пропуска присылают по электронке.

Перед отворотом на Рыбачий мы упёрлись в небольшой хвост машин у погранпоста. Джип пермяков стоял на две машины ближе к шлагбауму. Когда дошла наша очередь, пограничник попросил предъявить паспорта и открыть багажник, поинтересовался целью поездки. Мы показали ему пропуска на территория природного парка, и нас пропустили.

Сразу же за КПП съезд направо с асфальта на гравийку, это дорога на Рыбачий. Но мы пока проезжаем чуть дальше до кафе. Находим парней, все вместе идём в кафе.

Машин на стоянке просто море! Здесь ещё и заправка находится, поэтому движуха очень плотная.

Зашли в кафе, посмотрели на выпечку, на меню. Ценник конский, толпы людей. Никаких пирожков с сёмгой не увидели. Артём разочарованно сказал, что за 4 года всё кардинально изменилось. Интерьер может и стал красивее и богаче, но в плане еды стало хуже. Если с голоду не умираешь, то делать там нечего.

Мы ещё зашли в вагончик, в котором расположена бесплатная выставка-музей предметов войны, найденных в тундре на полях бывших сражений — ржавое оружие, патроны, мины, каски, фляжки и всё такое прочее. Вот в нём было интересно.

Потом стравили колёса на обеих машинах и поехали трястись по гравийке вдоль реки Титовки в сторону перевала Мустатунтури. Однако, трафик здесь как на МКАДе в час пик. Я такой засады не ожидал.

Через километр Артём остановился у водопада в гуще других машин, я тоже приткнулся. Мы с мужиками кое-как пробились сквозь людской поток к водопаду, а Лена даже не стала пытаться. Место красивое, но обстановка не располагает им любоваться. Быстро сбежали оттуда.

А ещё через несколько километров на Джипе полностью спустило левое заднее колесо. У меня резина МТ, у них обычная и далеко не новая шоссейка. Пока Артём пытался починить прокол жгутиком, Алексей полетал над дорогой на своём «мавике». Я как зачарованный следил за картинкой на дисплее его смартфона. Господи, какая красота!

Кадры съёмок с коптера Алексея:

дельта Титовки, нам туда

с той стороны мы приехали

Жгутик не помог, капитально покрышку порезало, камни на дороге острые. Чтобы достать запаску, парням пришлось разгружать половину прицепа. Договорились, что мы потихоньку поедем, а они нас догонят.

Вскоре начался знаменитый «ужасный» перевал Мустатунтури. Набор высоты и угол подъёма вроде небольшие, но крупные торчащие из дороги булыжники и крутые повороты не дают подниматься ходом. А на медленной скорости машинам без полного привода и с низким клиренсом там проехать почти нереально.

На тяжёлые дорожные условия накладывалась аномальная для севера жара, вследствие чего двигатель и трансмиссия сильно грелись. И не только у Патриота. Артём потом рассказывал, что у его Чероки коробка постоянно перегревалась, и им приходилось часто останавливаться, остывать. Я тоже на любых, даже коротких остановках для фотографирования, открывал капот, чтобы движку стало полегче.

температура за бортом +41

Пейзажи по сторонам радовали глаз.

Медленно, но без приключений забрались на перевал. Земляки нас пока не догнали. На этом месте почти все останавливаются и поднимаются пешком на сопку. Мы тоже полезли, и не зря. Виды с высоты открываются космические.

За сопками уже видно Мотовский залив, полуострова Средний и Рыбачий

Когда мы спустились к машине, как раз и наши земляки на Джипе прибыли. Им с прицепом тяжко, конечно, будут стоять, машину остужать. Договорились, что каждый едет в своём удобном темпе, а вечером встречаемся на пляже, Артём называл его «литораль», на западном берегу Рыбачьего. Там находилась когда-то его воинская часть во время срочной службы.

Сверились по карте, согласовали координаты.

Планируемое место встречи с земляками

Следующие три фотографии ниже — это стоп-кадры из видеоматериалов, опять же предоставленных позже Алексеем и снятых на его коптер. Я берёг заряд аккумуляторов своего дрона на сам Рыбачий.

Перевал Мустатунтури, откуда мы приехали

Продолжение перевала

Артём и Костя

Парни остались лазить по скалам, а мы выдвинулись дальше. Тут как в Норвегии — за каждым поворотом можно делать паузы и снимать всё вокруг с новых открывающихся ракурсов.

Губа Кутовая, на заднем плане берег Среднего полуострова

Мотовский залив, на заднем плане берег Рыбачьего

С мобильной связью здесь, как и в Хибинах, печально — кроме Мегафона (и то я не уверен), ничего не ловит. Поэтому мы снова остались без связи. Хотя, когда шарахались по сопке, от оператора Теле2 нам обоим прилетели вот такие смс-ки:

Оглянуться не успеешь, как твой умный телефон автоматом подключится к норвежской сети и немножко разорит хозяина. )) Чтобы этого не случилось, мы воспользовались режимом «в самолёте». Пару дней потерпим, не в первый раз.

В губе Кутовой увидели глэмпинг «Тундра хаус». Заехали к ним на территорию, хотели постоять на берегу, пообедать, но нас вежливо попросили покинуть базу. Ладно, встали рядом за забором. На море отлив начинался.

Тундра хаус

Немного математики — ценник за ночь у них на базе начинается от 40000 рублей, у нас же вся поездка вышла немногим больше.

Губа Кутовая

Перекусили и «помчались» дальше по восточному побережью Среднего полуострова. Дорога вся в мелких ямках, на которых УАЗик хаотично раскачивается как перевёрнутый маятник, отчего мы подпрыгиваем до потолка и вещи летают по салону. Более-менее комфортная скорость 10-15 км/ч, а это очень утомительно.

Артём ещё в Титовке говорил, что от асфальта до литорали (пляжа на Рыбачьем) за пару часов доберёмся. Но пока не сбывается его прогноз.

Губа Большая Мотка, за ней берег Рыбачьего

В какой-то момент увидели наших пермяков на Джипе, они съехали поближе к морю и суетились вокруг машины. Мы тогда решили, что парни сейчас тоже пообедают и догонят.

На Рыбачьем дорога представляет собой насыпь из больших камней, быстро тоже не погонишь, если не хочешь убить подвеску. Но 20-30 км/ч можно трястись.

Наконец-то наша цель показалась. В итоге мы прибыли на место только в 18-40, преодолев 62 км от КПП за 6 часов.

Пляж на Рыбачьем

Встали в самом начале ближней песчаной полосы (их там две), как договаривались с земляками. Поужинали и стали осваиваться на берегу Баренцева моря, изучать окрестности, знакомиться с обитателями холодных вод. А жизнь в них кипит не меньше южных морей.

Почти сразу заметили на мели интересное необычное создание. Смахивает на медузу, но мы такую никогда раньше не видели, даже в океанариумах. А что нас больше всего потрясло — полоски на этой штуке переливались, словно «бегущая» светодиодная гирлянда на ёлке.

Я сгонял в машину за подводной камерой и снял это чудо вблизи, стараясь не касаться руками — кто его знает, вдруг оно ядовитое.

Фото со стоп-кадра не передаёт всю прелесть, а на видео зрелище фантастическое!

Вот ещё пример местной морской живности:

С началом очередного отлива я дошёл по дороге до палаточного городка на дальнем пляже, а вернулся по воде, обогнув небольшой скалистый мыс и собирая по пути морские артефакты.

Кемпинг на пляже

Стоимость проживания не узнавал, но думаю, что тоже не слабая. А в интернете и на картах я их не нашёл.

Наш «собственный» пляж

Лена уже переоделась в купальник и занялась сбором своих любимых ракушек. Кроме них, попадаются останки крабов, морских ежей. Жена даже обнаружила засохшую звёздочку и нарекла её Патриком. А что, реально похож на героя из детского мультика. ))  Этот сувенир с Баренцева моря пополнил домашнюю коллекцию Лены.

Собрали «франкенштейна» из найденных кусочков )

Полетал на коптере.

Мне на месте не сиделось, и я сходил на разведку на соседние плоские скалы.

Набрёл там на заросли морошки. Некоторые ягоды уже поспели, но большинство ещё красные и твёрдые. Сколько-то поел, вспомнил забытый вкус, и две горсти принёс Лене.

По пути мимо развилки сфоткал указатель. Завтра планируем посетить все эти три локации.

Здесь сразу проясню один момент. Ещё до выезда из дома я решил сосредоточиться исключительно на полуострове Рыбачьем, а на самую известную достопримечательность полуострова Среднего — скалы Два Брата — не отвлекаться.

Потому что ещё за неделю до отпуска получили такой совет от приятеля, буквально недавно там побывавшего, и которому я абсолютно доверяю.  Он сказал, на дорогу туда-обратно уйдёт весь день, машину можно угрохать, а то и утопить… Не сто́ит оно того.  И аналогичное мнение непосредственно на Рыбачьем услышали ещё от нескольких разных человек.

Взяли мы с Леной тару и вместе пошли добывать морошку.

Насобирали целый пакет. Если считать по ценам на трассе, то на несколько тысяч вышло. Из части урожая сразу сварили кастрюльку компота.

Море к тому времени прилично отступило, и мы обнаружили на песке то необычное переливающееся существо. Лежит и тает, как медуза.

А земляков на Джипе так и не дождались. Видимо, они остались на Среднем полуострове, где мы видели их последний раз. Причина такого решения понятна — плохая дорога для машины с прицепом. Ладно, нам и вдвоём не скучно.

Закат на Баренцевом море.

Маршрут за 22 июля, пробег 163 км

23 июля, вторник, день 11. Полуострова Рыбачий и Средний.

Погода продолжает радовать.

После завтрака выезжаем в сторону мыса Немецкого. В конце пляжа обследовали ДОТ. Не уверен, что он сохранился со времён Великой Отечественной Войны, но всё равно интересно.

Основательно сделано — толстенные стены, внутри проход лабиринтом, под полом большой глубокий подвал.

Ближе к мысу Немецкому дорога привела нас к броду в зарослях кустов. Встали у кромки воды. Я вылез проверять «лужу» ногами, максимальная глубина повыше моего колена оказалась (это примерно 60 см). Не успел вернуться в машину, как навстречу подъехали Дастер и Патриот. Я сдал назад до расширения дороги, освободив им проезд.

Дастер благополучно переправился и умчался мимо, а УАЗику я помахал, чтобы он остановился. Поговорил с водителем, он сказал, что рядом объезда нет, лезь смело, видишь, мы прошли.

Да, живой пример перед глазами, и деваться всё равно некуда. Проскочили и мы. Через 3 километра паркуемся у Немецкого мыса. Выхожу, бросаю взгляд на УАЗик спереди, и понимаю, что как будто чего-то не хватает.

Вот это попадос! Номерного знака нет…

Вот что значит отсутствие необходимого опыта. По-умному, надо было сразу после брода проверить, а теперь поздно волосы рвать.

Первая мысль, конечно, про лужу. А вдруг он от тряски по камням где-то на суше отвалился? Стали с Леной вспоминать, был ли номер сегодня утром на пляже. Точно не уверены, но вроде был.

Водитель соседней машины, из мурманских гидов, ожидающий своих туристов, увидел наши метания и говорит так ехидненько:

— Что, номер профукал?
— Ага.
— Ладно, не переживай. Не ты первый, не ты последний. Телеграм у тебя есть?
— Есть, а толку-то, интернета всё равно нет. Да и чем мне телеграм поможет?
— Найди в «телеге» общий чат по Рыбачьему, напиши туда сообщение. Кто-нибудь ваш номер потом найдёт. Правда, он уже пожёванный будет, — и ржёт сидит.
— Даже если найдёт, мне до Перми как-то ехать надо три дня. Зачем мне этот номер потом.
— Ну, смотри, дело твоё.

Про себя прокручиваю в уме более реалистичные варианты действий: 1) вернуться к тому броду и попробовать поискать; 2) если не найдём, то получить дубликаты в Мурманске; 3) задний знак переставить вперёд и гнать так до дома, там уже восстанавливать.

Маршрут от пляжа до мыса получился такой (≈13 км):

Ладно, позже решим. Раз уж приехали на Немецкий, то надо время с пользой провести.

На мысе Немецком

Нам повезло с отливом — уровень воды между берегом и большим скалистым островом стремительно уменьшался. Я перешёл проливчик глубиной по колено и очутился на красивом острове.

Больше никто из туристов повторить не рискнул почему-то. Хотя вода терпимая.

Помню, в 2009-ом году, тоже в июле, мы с Леной ездили в наше первое автопутешествие в Норвегию на мыс Нордкап, и помочили ноги по щиколотку в Порсангер-фьорде. Это примерно та же географическая широта, что и сейчас. Так вот тогда ступни от холода реально сводило судорогой в первые же секунды. А здесь вода была как у нас в Каме не жарким летом.

Лена надела купальник и полностью окунулась, пару метров даже проплыла. Теперь с чистой совестью может говорить всем, что купалась в Баренцевом море. )

Вид с острова на материк

Я немного побродил по скалам, они какие-то особенные, причудливые.

Вдалеке мыс Кекурский, наша следующая цель.

В оставшихся после отлива лужицах можно было изучать изумительную морскую флору.

Мне надоело гулять одному, вернулся на берег за Леной. Тут как раз подъехал мурманский Патриот с четырьмя пожилыми туристками. Водитель дал им свободное время, и две женщины, видимо, самые активные, любопытные и бесстрашные, увязались за нами.

Выяснилось, что они все четверо из Москвы, пенсионерки, регулярно катаются по стране в индивидуальных и групповых турах. А ещё считается, что только западные пенсионеры могут себе позволить в старости путешествовать. За наших тоже можно порадоваться.

Тётеньки спрашивают нас:
— А вы откуда приехали?
— Из Перми.

И тут они хором как закричат (мы аж подпрыгнули от неожиданности):
— Ой, а мы у вас были в прошлом году! Нам так понравилось, так понравилось! Мы столько всего посмотрели — Каменный город, Чердынь, Соликамск, Ветлан, Полюд, Хохловка, на сплаве были, и город сам красивый! Ну очень классно!

Так приятно слышать восторженные отзывы о Пермском крае от посторонних людей, тем более от столичных жителей.

Лене с больной ногой и тростью и двум дамам за 60 во многих местах было неудобно, а иногда и откровенно страшно, перелезать через высокие каменные препятствия, поэтому моя помощь оказалась всем троим весьма кстати. Москвички так просто засы́пали меня комплиментами:

— Ой, как нам повезло, что с нами оказался мужчина. Без вас мы бы здесь не справились.

Почувствовал себя немного вожаком прайда. ))

Я помог им добраться до самой крайней северной точки острова. Дальше только Северный Ледовитый океан.

Здесь начинается Россия

Офигительные ощущения испытываешь, находясь в этом месте. Как сказала недавно моя одноклассница-поэт Татьяна, посмотрев мои фильмы о поездке: «Видишь и понимаешь, какая у нас действительно бескрайняя страна, несмотря даже на край Земли!»

Невольно вспугнули утиное семейство:

А метрах в двухстах мелькала над водой голова животного, похожего на тюленя:

Оставшиеся на берегу компаньонки наших бабулек уже потеряли своих подруг и начали их поторапливать — программа тура требует ехать дальше. Это нам с женой хорошо, сами себе хозяева.

Опять же с моей помощью все женщины благополучно были доставлены на материк, хотя за час прогулки остров стал полуостровом.

Они отправились на мыс Кекурский, куда по идее и нам надо было. Водитель Патриота предложил следовать за ним по оптимальному маршруту, но мы сказали, что хотим ещё потерянный номер поискать. Тогда он объяснил, как лучше доехать до Кекурского, и мы попрощались с москвичками.

Поехали искать тот злополучный брод, пытаясь воспроизвести в памяти наш путь от него сюда — вдруг всё-таки номер отвалился на суше, а развилок здесь много. По дороге Лена мне рассказывает случай из жизни:

— Один мой знакомый так же потерял в воде номер. Потом хватился, вернулся, начал искать. Нащупал, вытаскивает на радостях — а номер-то с другой машины оказался.

Подъехали к той луже, выходим из машины, и жена замечает на земле нижнюю часть пластиковой рамки с рекламной надписью пермского дилера УАЗа «Камская долина». О, это наша запчасть. Значит, вероятность утопления номера именно здесь близка к 100% и есть надежда вернуть пропажу.

Я захожу в воду босиком и начинаю от края методично шарить по дну руками и ногами, мелкими движениями продвигаясь зигзагом по ширине лужи и вглубь. Лена снимает процесс на телефон.

Ближе к середине наткнулся рукой на посторонний металлический предмет. Понимаю, что номер. Но в первый миг вспомнил историю от Лены и мелькнуло жуткое предположение — сейчас достану, а там чей-то чужой.

Та-дам! Наш, родимый. И даже целый оказался, не пожёванный. ))

Уф, можно выдохнуть, гора с плеч. Поскольку фиксатор рамки тоже нашёлся, я всё закрепил на место, как было. Нижняя планка держит номер на 5 защёлках (три внизу, две по краям), как их выщелкнуло волной — загадка. Надо на саморезы или стяжки дополнительно фиксировать.

Затем мы немного поплутали, пытаясь найти нужный проезд — то в шлагбаумы воинских частей упирались, то дорога заканчивалась тупиком. Водитель туристического УАЗа сказал, что ориентир — остов заброшенного корабля, от него вдоль моря надо держаться. С третьей попытки поняли, как доехать до ржавой посудины.

Пока тыкались туда-сюда, наткнулись на мимикрирующую под дорожный камень куропатку.

Не сразу сообразили, да она дёрнулась и побежала впереди машины, уводя нас от потомства.

А вскоре и мелкие куропатыши откуда-то драпанули, то ли этой мамашки, то ли уже другой выводок. Они-то непонятно почему вперёд бегут, а не в кусты прятаться. Забавные такие цыплята. ))

А вот и корабль.

Губа Вайда, за ней мыс Кекурский

Я вскарабкался по бревну на палубу, заглянул во все отсеки и трюмы. Всё ценное «уже украдено до нас». ))

От корабля мы сразу нашли нужную дорогу и по линии побережья Вайда-губы добрались до мыса Кекурского. Но перед этим пришлось преодолеть ещё одно водное препятствие.

В этот раз мы сделали по-другому — Лена села за руль, я перешёл лужу пешком, определил фарватер и показал ей нужное направление. А сам со стороны контролировал процесс, заодно снимая сюжет для фильма. Брод оказался помельче предыдущего, только самый краешек рамки зацепило волной.

Оптимальный маршрут переезда между мысами (≈ 9 км):

И вот мы на мысе Кекурском.

Существует мнение, что мыс Кекурский — самая красивая достопримечательность Рыбачьего полуострова. Мы все их не видели, конечно, но готовы с этим согласиться. Очень необычное и атмосферное место. Только ради него стоило сюда приехать.

Первым делом забрались на острую скалу и оценили бескрайние просторы с высоты. Восхитительно!!!

Вчера, прибыв на Рыбачий, специально по этому случаю я сразу же надел свою старую форменную тельняшку, полученную со склада вещевого обеспечения ещё в 90-ых годах, во времена службы в Мурманской области. Получилось, что тельник тоже побывал «на родине», символично.

После спустились вниз.

С отливом нам опять подфартило, можно было гулять по камням и знакомиться с подводным миром Баренцева моря.

В одной бухточке вода была изумительного бирюзового цвета, а в ней сотни светящихся медуз гребневиков Берое. Вот мы тут залипли надолго, любуясь их переливами. Эх, ночью бы эту светомузыку увидеть.

Гребневики Берое

Нашли ещё одного «патрика», но он живой оказался, сфоткали и оставили в покое.

Поднялись на другую скалу, вот сюда:

Виды с неё:

Запустили «птичку».

После Кекурского поехали в бухту Скорбеевскую. По пути увидели интересное место, такое сказочное поле «зубов дракона». Захотелось над ним пролететь.

Вдалеке заметил ДОТ, слетал до него, а потом на записи увидел, что за ним ещё один был.

ДОТы

Вообще, этих военных укреплений на Рыбачьем полно. Полуостров имеет стратегическое значение, своеобразный «северный Крым» России.

Жара немного утомила, и когда нам попалось у дороги безымянное озеро с удобным заходом в воду, решили искупаться, освежиться. Вода тёплая, с удовольствием поплавали, как в бассейне. Лена ещё и соль морскую с себя смыла.

Жить стало легче. Вскоре проехали через посёлок-призрак Мыс Скорбеевский.

Пересекли вброд речку Скорбеевскую, которая при впадении в море образует симпатичный водопад.

Маршрут от мыса Кекурского (≈ 14 км):

Вот и сама бухта (губа), тоже Скорбеевская. Машин 7-8 с палатками по берегу рассредоточились.

Мы тут немного посидели, погрустили, что отпуск заканчивается и пора прощаться с Рыбачьим. Но решили оттянуть момент расставания и проехать ещё чуть дальше за бухту, на восток.

Там я сделал большой пролёт по кругу, а Лена погуляла вдоль моря.

Грибы растут, но после Терского берега мы их собирать перестали.

На Рыбачий у меня было отведено 3 дня, но, учитывая сложность дороги и долгое время на выезд с полуострова, я решил выдвигаться сегодня. По пути ещё где-нибудь переночуем на Среднем и завтра в сторону Мурманска начнём выбираться.

Таким образом, эта локация стала нашей точкой возврата (на карте отмечена жёлтой меткой).

Отчего на душе́ было немного печально, а в голове непроизвольно крутились строчки из советской песни военных лет:

Прощайте, скалистые горы,
На подвиг Отчизна зовёт.
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.

А волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля...
Растаял в далёком тумане Рыбачий,
Родимая наша земля…

Возвращались вот таким маршрутом (46 км), через пляж, где провели ночь.

Добрались до перешейка, свернули с дороги к морю и расположились на ужин. Когда уже поели и начали выезжать, смотрим, на дороге машина какая-то стоит, вся в толстой корке пыли, под которой ни цвета, ни марки не разберёшь. Явно нас караулит, что ей надо, интересно?

Ха, да это же земляки на Джипе! Только без прицепа. Поболтали, обменялись новостями.

Я обращаюсь к Артёму:
— Мы вас вчера так и не дождались на пляже.
— А мы психанули и плюнули, решили на Среднем остановиться. Видели ведь, какая дорога хреновая.
— Не то слово. А четыре года назад не такая была? Ты ж говорил, что до литорали за 2 часа доберёмся.
— Как небо и земля! Тогда здесь можно было 50 км/ч ехать, а сейчас всё проклянёшь.
— Это да. Хорошо, конечно, на Рыбачьем, красиво, но дорога все нервы выматывает. Я сюда больше не поеду, — в сердцах восклицаю я.

Артём так же эмоционально отвечает:
— Я тоже!!
— А сейчас откуда едете?
— На мыс Немецкий гоняли.
— Лодку-то надували?
— Да, мы столько рыбы наловили! Уху сварили.

Заманчиво…Предлагаю Лене доехать до стоянки парней и переночевать там. Все согласны. Договорились, что мы потихоньку доберёмся, примерно представляем, где их искать, и Артём рванул вперёд, оставив нас в облаке пыли.

И всё-таки в этот раз, как ни высматривали побережье, лагерь пермяков через кусты не увидели — не тот ракурс был. Где-то проскочили мимо, но возвращаться не хотелось. Остались мы без ухи. (

Потом уже дома я с Артёмом созвонился и объяснил ему, как так вышло. Пришли к общему мнению, что надо было им предвидеть такое развитие ситуации и либо машину на обочине поставить, как маячок, либо кому-то из них покараулить. Но задним умом мы все крепки. )

Алексей из их команды любезно предоставил снятые на его коптер видеоматериалы, часть из которых я использовал в своём фильме про Рыбачий. Вот так выглядело место отдыха земляков на Среднем:

Похоже, пограничный катер, и рядом ещё какое-то судёнышко.

Закатное солнце окрасило скалы в розовый цвет.

В итоге мы докатили почти до базы Тундра Хаус и заночевали возле моря. Пробег за день примерно 90 км.

24 июля, среда, день 12. Полуостров Средний — трасса за Кандалакшей.

Утро на Среднем:

Позавтракали, и в путь. В начале подъёма на перевал Мустатунтури остановились поснимать панорамы с воздуха. Последняя батарейка осталась, какой смысл теперь заряд экономить.

Губа Кутовая

Мотовский залив

В процессе покатушек по этим двум полуостровам меня периодически мучили такие вопросы — а что будет, если машина вдруг сломается и в полевых условиях не получится её отремонтировать? Как тогда отсюда выбираться?

И вот жизнь подкинула ответ:

Лэндровер не прошёл проверку дорогами Рыбачьего

Если наша средняя скорость была 10-15 км/ч, то гружёный эвакуатор двигался медленнее пешехода. Боюсь даже представить, во сколько обойдётся вывезти машину, скажем, с мыса Немецкого, и сколько времени это займёт. Не дай бог никому узнать такое на себе.

А вообще, я специально наблюдал, какой транспорт здесь встречается. Преобладают УАЗы, Нивы-шевроле, Крузаки и Паджерики всех видов и возрастов. Изредка попадались Джипы, Дастеры, Соболи, китайский Ховер и другие марки. С нами рядом на Кекурском стоял даже настоящий вездеход Трэкол. Но из семейства Роверов этот бедолага был единственный, кого мы встретили.

Возле гостиничного комплекса «Титовка Арктик Ривер Парк» свернули к реке, посмотреть, что за место.

Небольшой кусок территории комплекса

Река Титовка

Живописно. Вода нехолодная, но мы хотим искупаться на пляже, который заприметили на трассе по дороге из Мурманска 2 дня назад.

Через 3 километра ещё раз остановились, долетали батарейку на дроне.

С высоты видно, что вокруг предостаточно мест для релакса и общения с красивой северной природой, всё свободно. И до дельты Титовки может доехать практически любая машина, так что не обязательно стремиться попасть на Рыбачий. Но на море, разумеется, интереснее. Хотя при наличии свободного времени провести здесь ночь-другую тоже было бы здорово.

Вскоре мы добрались до асфальта, прошли проверку документов на КПП, накачали колёса и поехали искать понравившийся пляж. Нашли. К тому времени солнце жарило совсем уж издевательски.

43 градуса за бортом

Водоём, как выяснилось, называется озером Килпъявр. Мы встали с правой стороны по ходу движения, чтобы удобнее было выезжать потом. Эта часть более «дикая», чем на другой стороне дороги, инфраструктуры на ней нет, но это и неважно в данном случае.

Пляжи на озере Килпъявр

Спрятали УАЗик в лесную тень, переоделись и купаться-загорать.

Потом пообедали, снова поплавали. За два часа несколько заходов сделали. Но надо было выдвигаться в Мурманск, успеть до закрытия на рыбный рынок.

Была у меня идея-фикс купить клыкача. Это рыба такая, белая, очень жирная и вкусная. По виду напоминает кусок сала. Мало кто про неё вообще слышал, а продают её только в Мурманске, и то, если повезёт. Никогда и нигде, кроме Мурманска, я её в продаже не видел.

В советские годы (1990-1991) она здесь стоила 15 рублей за 1 кг. Бешеные деньги по тем временам. Но даже мы, молодые лейтенанты, могли себе позволить и регулярно на всякие праздники брали клыкача для украшения стола. После развала Союза, в лихие 90-ые клыкач с прилавков исчез, как и многое другое в нашей жизни.

В начале нулевых снова появился. И каждый раз, когда мы приезжаем на Кольский полуостров в 21-ом веке (а это 4-ый приезд), стараемся поесть клыкача. Не всегда, правда, везёт, вероятность, как в анекдоте про инопланетян — примерно 50 на 50. ))

Первомайский продуктовый рынок, что на улице Генерала Щербакова, я, наверно, смог бы найти даже с закрытыми глазами. )) Заходим в рыбный павильон, затаили дыхание…

Лежит, красавец. ))

Взяли самый большой и свежий кусок. А ещё я обожаю вяленого морского ерша.

Почти та же камбала, да не та, есть уловимая разница. Камбалу и у нас в Перми продают, но сколько я её не пробовал — не тот коленкор. Поэтому взял себе 4 штучки ерша разной степени сушёности и окуня холодного копчения.

Палтус в Мурманске тоже всегда очень хорош был. Свеженький, нежный. У нас его продают, но он не такой вкусный уже.

Лена вообще рыбная душа, глаза у неё загорелись, как у ребёнка в крутом «Детском мире», и она на свой вкус ещё рыбы накупила. Короче, разорились на приличную сумму. Всю рыбу, даже вяленую, нам упаковали в специальную бумагу, а потом сверху ещё и завакуумировали. Вот это сервис! Довезли до дома в полной сохранности, ничего не испортилось, да и в машине практически не пахло.

Тут же рядом с рынком посетили ещё два магазина — фирменный «Окраина» и супермаркет «Перекрёсток». В «Окраине» купили домой 4 вида мясных паштетов для себя и копчёной колбасы для тёщи. Паштеты, кстати, не фонтан, своих денег не сто́ят. Колбасу сами не пробовали. Перехвалили нам питерцы эту сеть, нет в ней ничего особенного, кроме цен.

В «Перекрёстке» взяли готовую рыбу с гарниром на ужин, ну и так по мелочи всякого, чего у нас нет в том же «Перекрёстке». Вот такое пиво, например:

Закончили покупки, сели в машину. Я прикинул, сколько мы ещё успеем проехать за вечер, получалось, что до Кандалакши должны дотянуть. Сегодня желательно переночевать в гостинице. Покопался в интернете, нашёл на «островке» подходящий вариант — двухместный номер с удобствами в придорожном мотеле «1149 км» на трассе за Кандалакшей (2500 руб).

Помня неудачный опыт бронирования гостиницы в Апатитах по телефону, звонить не стал, а в приложении «островка» заказал номер и всю сумму сразу проплатил.

Наконец, заправились газом на выезде из города и взяли курс на Пермь. Ближайшие три дня нас ждёт просто дорога.

В 20:50 заехали в Кандалакшу на АГЗС, а она закрыта оказалась, до 20 часов работает. Рядом была бензиновая заправка, залили полный бак бензина. А то на всех АЗС на трассе «Кола» жуткие очереди наблюдаем, хвосты машин такие длинные торчат, что на заправку даже не повернуть, на обочине тянутся.

В 21 час подъезжаем к мотелю. У них там ещё и кафе круглосуточное. Две девушки в униформе суетятся с посетителями. Говорим, у нас номер забронирован через «островок». В ответ слышим:

— У нас всё занято. Последняя комната осталась, но в неё вот-вот должны заселиться.
— Так вот же ваучер, — показываю им в телефоне бронь, — всё оплачено.
— Не может быть такого.

Здрасьте, приехали. После долгих разбирательств с подключением службы поддержки «островка» нам всё-таки пришлось отступить. Как я понял, у них в мотеле в процессе бронирования какой-то бардак происходит.

Приоритет отдаётся тому гостю, который позвонил по телефону раньше и первый забронировал номер (чувствуете разницу подходов с отелем в Апатитах?). Но в систему эта информация своевременно не вносится, и агрегатор считает, что комната до сих пор свободна и продаёт её другому клиенту.

Когда ещё только начали разбираться, Лена попросила девушек разогреть в микроволновке нашу еду. Пока ждали обратную связь от службы поддержки «островка», мы поужинали. Не надеясь на положительный исход, я обзвонил ближайшие базы отдыха в округе. Где-то трубку не брали, где-то цена не устраивала.

Минут через 10 с одного номера мне перезвонили.

— Это база отдыха «Канда-викинг», вы набирали.
— Да, было дело. Можно у вас сегодня остановиться на одну ночь?
— Можно. Удобства все есть, цена 3000.
— Годится.
— Только я пока в Кандалакше, встречаю туристов на вокзале, примерно через час буду на месте.
— Нормально, всё равно у нас тут разборки затягиваются.

В итоге с «островком» договорились, что бронь они отменят (я сам в личном кабинете не мог этого сделать, т.к. условия были невозвратные). Деньги в полном объёме упали на карту через 2 дня. А в качестве компенсации морального вреда они прислали мне промокод на скидку 800 рублей при следующем бронировании.

Потеряв больше часа на всю эту канитель, в 22:45 приехали в «Канда-викинг». Хозяин был уже на месте. Он предложил нам комнату с холодильником и кухонным уголком. Так что в итоге условия даже лучше оказались, чем в мотеле. Тем более, в лесу на природе, на берегу озера. Вообще красота.

Мы сразу же воспользовались кухней и сварили две баночки варенья из морошки, иначе бы размякшие спелые ягоды до дома не довезли.

Б/о «Канда-викинг». Пробег за день 375 км

25 июля, четверг, день 13. База «Канда-викинг» — берег Онежского озера.

Утром погуляли по территории, поели чернику в лесу, а на дорожку искупались в местном озере. Спасибо этому дому.

Скоро газ в машине кончился, заправились только в Пушном, и газом и бензином сразу. Пообедали в том же «страшном» вагончике. Вкусной ухи в тот день в меню не было, но борщ у них тоже неплох.

На ночлег приехали на Чёлмужскую косу Онежского озера, нам её рыбинцы (которые на Соболе) порекомендовали посетить. Приятное место — сосны, песок. Но очень много народу. Даже в будний день с трудом нашли относительно свободный пятачок берега.

На Чёлмужской косе. Пробег за день 604 км

26 июля, пятница, день 14. Чёлмужская коса Шарья.

В Вытегре заехали снова в кафе «Морошка» на обед. Потом на мойке самообслуживания смыли с УАЗика пыль Рыбачьего и Среднего.  В магазине купили домой несколько пачек вкусного вологодского масла.

Ночевали в машине в Шарье. Сделали сегодня 974 км.

27 июля, суббота, день 15. Шарья — Пермь.

Чем ближе подъезжали к дому, тем становилось холоднее. А вроде как с севера на юг смещаемся, наоборот должно быть. Пермь нас встретила дождём и температурой 14 градусов. Родственники сказали, что все две недели, пока мы отсутствовали, тепла в городе не было и каждый день шли дожди. Как же нам на Кольском повезло с погодой!

В 22:40 местного времени были дома. Проехали от Шарьи 775 км. Успели ещё до конца суток отметить шампанским день рождения Лены и успешное завершение путешествия.

На следующий день я созвонился с Артёмом. Они стартовали со Среднего полуострова на день позже нас, а вернулись домой чуть раньше. Что в принципе не удивительно — три водителя менялись за рулём по очереди, на ночлеги они не останавливались.

В понедельник я вышел на работу, и, наверно, явное выражение счастья и удовольствия читалось на моём лице, потому что секретарь с порога заметила:

— По вам прям видно, что отдохнули-отдохнули! И загоревший, и светитесь изнутри. ))
— Да, — говорю, расплываясь в довольной улыбке, — отпуск удался на славу!

И это действительно так. Отдохнули мы просто шикарно. Правда, не каждому такой формат понятен. Как выразился один мой товарищ: «Съездили за тридевять земель по грибы. Лучше бы на Чёрное море». )) Ну, фломастеры у всех разные. Можно и на Чёрное, только не в июле.

И ещё такая штука — когда мы встретились с земляками на Рыбачьем последний раз, я сгоряча сказал, что больше сюда ни ногой. А пока писал этот отчёт, прокручивая в памяти все события и эмоции, испытанные во время поездки, произошла удивительная метаморфоза. И сейчас я уже думаю — а почему бы и нет? Плохое забывается, хорошее остаётся.

Из дорожных наблюдений: качество дорог в России год от года становится лучше, это сильно бросается в глаза и не может не радовать.

По транспорту: в европейской части страны заметно резкое увеличение количества китайских машин. Временами у меня складывалось ощущение, что мы тут на своём УАЗе как туристы по Китаю едем, разве что привычная родная природа за окном разбивала эту иллюзию.

Но таковы современные реалии, с ними нам всем жить дальше, хотим мы этого или нет.

Ну и в конце традиционно немного статистики.

По машине — Патриот в очередной раз справился молодцом, экзамен тяжёлыми дорогами Рыбачьего сдал. Это у него уже седьмой «дальняк» за 3 года.

Продолжительность путешествия — 15 дней, расстояние 6 397 километров.

• На топливо истрачено 33654,50 руб.
  • Проживание (4 ночи в отелях, 10 в машине) = 13086 рублей.
  • Музеи = 100 рублей.
  • Мойка самообслуживания = 200 рублей.
  • Штрафы, платные дороги = 0 руб. Ни разу за всю поездку не пообщались с инспекторами ГАИ.

Итого = 47040,50 руб.

Питание и покупки в расчёте не учитывал, эта статья расходов у каждой семьи субъективна.

Мои короткометражки об этой поездке:

1 серия про Терский берег, 14 минут

2 серия про Хибины, 11 минут

3 серия про Рыбачий, 16 минут

Путешествуйте, мечты должны сбываться!