|
В начале июня «Рускеальский экспресс» объявил о проведении фототура. В глубине Карелии есть мост на реке Янисйоке. К нему практически не подобраться, ну, или подобраться, но с большими сложностями. И регулярный «Рускелальский экспресс» по нему не ходит. Но пару раз в год РЖД загоняет туда состав этого экспресса и он позирует на фоне моста через реку. А фотографы снимают его. Место очень красивое. Я пытался попасть на такой фототур пару лет, и наконец удача мне улыбнулась.
Тут будет описание путешествия на поезде, под паровозом. Но до него я доехал на машине TOYOTA COROLLA. Так что формально мой рассказ подходит для публикации на этом сайте. На данный момент купил я ее в январе 2017 года и вот уже семь с половиной лет езжу на ней в свое удовольствие. Проехал сто семьдесят тысяч километров. Каждые десять тысяч, как написано в инструкции, загоняю на ТО, замену масла. Из глобальных проблем — этой весной поменял радиатор, где-то пробил его и фреон весь улетел. И все. Больше вспомнить и нечего. На майские праздники вернулся из Псковской области с расходом бензина пять и четыре десятых литра на сотню. Но я не торопился нигде. Сейчас по городу расход до девяти литров выходит, с климат-контролем. Классная машина для предпенсионера. Да я уже и описывал свою машину на этом сайте в предыдущих своих рассказах: https://travel.drom.ru/93339/ , hhttps://travel.drom.ru/88926/ и других. И в этот раз она меня не подвела.
Из дома, в Петербурге, до Рускеалы мне всего 281 километр ехать. Так что одним днем я и решил махнуть.
С утра выехал. День был великолепный. Времени у меня было много, поэтому ехал с остановками, любуясь окружающей природой Ленинградской области и Карелии. Проехал Лосевские пороги на реке Вуокса.
Остановился в Приозерске, у крепости Карела.
Несколько раз останавливался просто на дороге. Такая кругом красота. Дорога до Сортавала стала замечательная.
По пути заехал в парк «Долина водопадов». Чистой воды разводилово. Это следует из самого названия. Какие водопады могут быть в долине? Охранник честно признался, что это перекаты в парке. Не пошел я в него.
Зато дорога к этому парку напомнила мне дорогу из девяностых и нулевых годов.
Когда от Приозерска до Лахденпохьи был грейдер, с крутыми поворотами до 180 градусов и перепадами высот. Вот тогда дорога представляла серьезный квест, который решали карельские водители при поездках в Петербург, особенно зимой. Я тогда ездил по ней в роли пассажира, по работе. Вот это было приключение! В нулевые годы я уже сам сел за руль и меня выкинуло с дороги, когда я не рассчитал правильную скорость на грейдере. Вот мое видео с ютубы, датированное 2015 годом.
А участок Лахденпохья Сортавала, на нем проводят этапы чемпионата России по мотоциклу. И самое интересное и узкое место того участка. Когда въезжаешь вверх в щель, прорубленную в горах, а на той стороне дорога падает и при этом резко поворачивает! Наконец-то я смог остановится там и сфотографировать это место. Экстремальное место!
И часам к девяти утра доехал до города Сортавала. Там решил заехать на станцию, откуда и отправляется ежедневный регулярный поезд «Рускеальский экспресс». Вся ценность этого поезда в том, что в наш пресыщенный электроникой двадцать первый век, состав отправляется под паровозом. И паровозы могут быть разные. Я его уже встречал в разное время моих путешествий по Карелии. Это фотографии 2020 года.
Заехал на станцию, а там, как говорит современная молодежь, движуха. Паровозы бегают туда-сюда, загружают углем. Составы отправляются. Народ фотографирует вовсю. Жизнь кипит. Сортавала — настоящая паровозная столица России.
Еще и памятник есть — паровоз Эр788-81, установленный на пьедестал.
Время у меня еще было, и я решил прокатиться по берегу Ладожского озера. По дороге у Пестрого залива. Говорят, что там осенью настоящее буйство красок. Но я там был только зимой и летом. Не видел его. Но и сейчас это самое красивое место на Ладоге, я так считаю. Красота там сумасшедшая.
А уже оттуда я собственно и поехал в Рускеалу. Да, еще раз остановился на водопаде Ахинкоски. На нем снимался эпизод отличного фильма «А зори здесь тихие». Когда девчонки лес рубили, чтобы спугнуть фашистов. Я тут бывал в нулевых годах. Мы с детьми тут купались и даже поднимались вверх по камням, против течения. Здорово было. Место было глухое.
А сейчас за просто поглядеть берут деньги. Капитализм! А оттуда уже рукой подать до горного парка Рускеала.
В парк я тоже приехал рано. Запарковал машину и пешком вокруг парка дошел до станции. Зато наконец-то увидел печи. Вернее, то, что от них осталось. А то тоже много раз слышал о них, но ни разу не видел. Сейчас там вовсю идет строительство. И, судя по всему, скоро откроют к ним доступ, но за деньги наверняка.
Наконец, я дошел и до станции «Горный парк Рускеала». А там тоже движуха. Пришел состав во главе с паровозом ФД20-2109. Смачно он гудел и дымил. Паровоз построен в 1938 году. «Рускеальский экспресс» грациозно прибывает на станцию под песню «Долго будет Карелия снится». Давно я ее не слышал. И под объявление на двух языках русском и, по-моему, на карельском языках. Я думаю, вряд ли на финском, по нынешним временам.
Вот тут видео этого момента.
И паровоз сразу пошел на поворотный круг. Для развития паровозного движения на этой станции построили разворотный круг. Интересное и мощное зрелище.
А вскоре объявили и посадку на наш поезд. Он состоял из пяти вагонов, один из них был вагон-ресторан. В принципе, там мы и провели все время. А впереди к нему был прицеплен тепловоз «Деда Мороза». Оказывается, вот он где проводит лето! Он должен был вытащить нас с этой станции, потом направление движения меняется и дальше нас повез паровоз Л-3051. Он построен на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции в 1953 году.
Ехали мы до моста полтора часа. Вернее, очень долго стояли на станции, пока перецепляли паровозы. Дело в том, что фотосъемка происходила на действующем участке дороги. И чтобы ее произвести, этот участок блокировали для движения. Вот на что пошли в РЖД ради рекламы. И в это время наш состав лихо катался по мосту, позируя три раза. Потом нас увезли с моста и опять доставили на станцию «Горный парк Рускеала».
Участников фототура было всего тринадцать человек. И десятка два людей из обслуживающего персонала. На целый состав из пяти вагонов. Нас посадили всех в вагон-ресторан, угостили чаем с «калитками». Это карельские пирожки. Туда дали «калитки» с форелью, а на обратном пути угощали сладкими.
Все это подавалось в фирменной упаковке и с фирменными принадлежностями. Даже шоколадки и салфетки были фирменные.
Разрешили ехать в любом вагоне и заходить в любое купе. Купе тоже все красивые, тоже все в фирменных цветах и под старину. Красиво оформлены вагоны.
Высадили нас на платформе Яниссилта, на берегу реки Янисйоки. Ту же устроили и первую фотосессию с поездной бригадой и паровозом. Проводники тоже были одеты в фирменную униформу. Как прокомментировали мою фотографию на одном из сайтов «Столько Мери Поппинс в одном месте!».
И наш бравый машинист.
Далее спустились под откос, на берег реки. Высокая насыпь в этом месте. Очень высокая. А поезд заехал на мост,
а мы пошли вдоль берега реки на дамбу, которая перекрывала реку ниже по течению.
Минут десять поезд позировал нам, находясь в стационарном состоянии, а мы фотографировали состав в покое.
Потом поезд сдал назад, чтобы произвести следующую фотосессию в движении. Таких проходов поезд сделал три раза. Чтобы все фотографы успели наснимать вагоны во всевозможных комбинациях.
В процессе поездки мы, конечно, все перезнакомились и в группе оказался человек, который был из Казани. И который уже два раза участвовал в этих фототурах. Вот ведь есть желание у человека! И он знал все места, откуда надо снимать состав. Ибо с дамбы будут фото, как у всех. И после стационарной сессии, когда поезд ушел в лес, готовиться на первый проход, этот мужик ломанулся с дамбы в лес. Я за ним. И еще два парня с нами побежали. Причем именно «ломанулись», как дикие лоси. Ибо поезд ждать нас не будет, время для прохождения весьма ограниченно, а кругом лес. Дикий, сплошной лес. Я так никогда не бегал по лесу. Еще и вверх на железнодорожную насыпь. Настоящие гонки с препятствиями. Наш фотограф поднялся первый. За ним все остальные. А площадка, на которой мы остановились, оказалась крайне мала. Да что там мала, мне не хватило места. Эти все три человека резко стали доставать свои коптеры — профессионалы. А я выбрался на жд путь и понимаю, что мне места нет. Можно отойти на пару шагов ниже по насыпи, но оттуда ничего не снять. Кругом стена дикого леса. И тут слышу гудок. Это поезд пошел на мост. А там поворот и его еще не видно, но уже слышно.
И тогда я побежал ему навстречу по рельсам, в надежде, что найду площадку впереди, откуда можно будет снимать. Альтернативы у меня не было. А поезд уже показывается из-за угла. Я останавливаюсь, делаю шаг влево, по насыпи и проваливаюсь в пустоту. Железнодорожная насыпь очень крутая там была. Цепляюсь рукой за деревья, останавливаюсь и вижу уже паровоз, весь в дыму, летит на меня. Кое-как фиксируюсь в неудобном положении, одна нога висит над пустотой, а вторая согнутая в коленке упирается в дерево. А поезд ждать не будет. Он реально несется на меня.
И проносится мимо меня. Совсем рядом. Меня даже паром обдало слегка.
Адреналина я там тогда нахватался, дай боже. Там уже не до выбора ракурсов было! Меня переполняют эмоции! Это, конечно, можно было выразить одним емким русским словом, которое и вырвалось из меня в тот момент. Но его писать тут нельзя, вдруг дети прочитают! Зато снимки получились замечательные. Еще и видео снял. Есть на моем ютубе.
Когда поезд прошел, я огляделся вокруг, более-менее закрепился и дождался, когда поезд пройдет мимо меня назад.
После всего этого я кувырком, цепляясь за деревья, обдирая руки и кроссовки, кое-как спустился к берегу реки. И опять тупик. По берегу до дамбы не пройти. Деревья прямо из воды растут. Пришлось опять подниматься в гору и, кружа по лесу, кое-как я смог выйти на дамбу. За это время поезд прошел по мосту еще раз. Потом уже с дамбы я сделал несколько фотографий
и пошел к месту подъема на платформу. А там уже местные лихие ребята развернули мангал, вскипятили огромный самовар и давай угощать публику шашлыками и «калитками». Тут я увидел пару УАЗов-буханок. Оказывается, что к этому месту все-таки можно добраться на машине, но очень осторожно и на машине, которая для этого предназначена. Это с близлежащей турбазы народ подвезли.
Буквально пятнадцать минут и поступила команда грузиться в поезд. И мы снова с комфортом, под фортепиано, на котором играла всю дорогу женщина-аккомпаниатор красивые вальсы, чинно и благородно вернулись на начальную станцию нашего тура «Горный парк Рускеала». Ну, а там я уже сел в свою машину и через четыре часа был дома.
Отличная у меня получилась поездка. Насладился прекрасной летней карельской дорогой. Нафотографировал паровозов. Нахватался адреналина при съемке проходящего мимо меня состава. Еще и чая напился с «калитками».