|
Ну, да, видел. Но маловато. Пять лет назад главной целью был Владивосток. А на обратной дороге машина потребовала срочно домой, поэтому Байкал был только с трассы. Получилось очень вкратце. Естественно, хотелось еще раз и немного подробнее.
Славное море-озеро само по себе овеяно былинами и преданиями. И вокруг, по рассказам, много чего красивого и интересного. Опять же хотелось вернуться в ту точку, с которой меня на веревке утащили в Улан-Удэ, и какбэ продолжить оттуда некогда прерванное. В общем, необходимо было закрыть гештальт.
Добровольное странствие с единственной целью поглазеть — это самое бесполезное занятие. Но до чего же оно приятное и увлекательное. Улица, как известно, полна неожиданностей.
Но, в общем, неожиданностей до Красноярска не было. Пробки в Кемерово были вполне ожидаемы. Также разбитые дороги в Ачинске. И даже встречные на трассе, идущие вам в лоб и не успевающие закончить обгон, были привычны, как пейзаж.
В какие-то моменты убаюкивающего движения посещала мысль, а не лучше ли было поехать на поезде и подрёмывать, глядя за окно. Скорость перемещения на авто от города до города примерно соответствует железнодорожной. Но нет. Пока нет. Всё-таки через лобовое стекло созерцать интереснее. Опять же график передвижения свой собственный.
Не сказать, что 800 км пролетели незаметно, но и не слишком утомительно. А где тут переночевать, чтобы бюджетно, но в центре, но доступно и удобно для колясочника? Только «Ибис». Конечно, прогулка перед сном по центру вечернего Красноярска. Мы ведь за чем всегда едем? За впечатлениями? Ну, так вот они.
Следующий день на набережной и острове Татышева с утками и сусликами. Вечер на главном гулятельном прешпекте и прилегающих улочках с пальмами и кафешками. Это почти ритуал.
От Красноярска до Иркутска 1100 км. Да еще в дороге теряется час, потому что ехать навстречу солнцу. Помня, как прошлый раз приехал в Иркутск среди ночи, решил, что стартовать нужно сильно пораньше. Предпочтительно до утренних пробок в промзоне. Так и получилось. По почти пустой дороге выбрался за город гораздо быстрее.
Что вам сказать за этот перегон? Часов так 15 за рулём и вы на месте. Это очень примерное время, потому что неизвестно, сколько реально отнимут стояния на переездах и реверсах. Разница может быть в несколько часов. Летом светлого времени хватает, чтобы пройти это расстояние за день. Искать ночевку нет смысла. Тем более, что доступных для меня мотелей или отелей по дороге не было обнаружено. Да и с достопримечательностями там тоже, знаете ли.
Стемнеть уже, конечно, стемнело, но Иркутск ещё не спал. Если бы ехал на месяц раньше, еще было бы светло. Причалил так же к «Ибису». Потому что гарантированная доступность и в центре. Не нужно садиться на машину, чтобы что-то посмотреть. Парковка для инвалидов прямо у входа. На соседнем месте стоял свежий Одиссей без номеров. Хозяин в коляске оттирал стекла от надписей продавца. И вообще всю дорогу чуть ли не косяками шли на запад «перегоны». С обклеенными мордами на продажу, с чистыми — взятыми для себя. Очень много машин уже на номерах в основном столичных регионов. Купили, оформили и сразу в путешествие домой.
Как раньше двигались на восток? Тюмень была основана в 1586 году, Томск в 1604, Красноярск в 1631, Нижнеудинск в 1648, Иркутск в 1661. Верхнеудинск, он же Улан-Удэ в 1690. Примерно 20-30 лет между городами. Сейчас, конечно, быстрее. Но ландшафт остался в основном тем же, что и сотни лет назад. И так же мимо него люди туда-сюда. Только транспорт поменялся. Так же интересно, что там за поворотом, за лесом, за рекой?
У Иркутска две набережных в центре. Главная с памятником Александру III и нижняя с памятником Якову Похабову, поставившему в этом месте первый острог. Участок берега между ними ещё не обустроен. Выглядит немного запущенно, но в районе улицы Чудотворской очень атмосферно. Не сказать, что на коляске можно везде. Это вам не Тюмень. Чаще всего помощь требуется на перекрёстках и переходах. И вообще, проезжая часть порой выглядит куда доступнее для колясок, чем тротуары.
В своё время Чехов был в восторге от Иркутска. Называл его интеллигентным городом. Не напрасно, выходит, жили здесь в ссылке самые известные декабристы. Кстати, в Иркутске есть их музей. С мебелью, одеждой, утварью, детскими игрушками. На случай, если ещё вернутся. Очень рекомендую.
Вернуться в этот город, конечно, стоит. Не знаю, что об этом думали декабристы, но я ещё приеду. А пока впереди красоты серпантинов, виды окрестных гор и Байкала. Спуски-подъёмы и даже повороты типа «шпилька». Ехать интересно. И посмотреть по дороге есть на что. Один вид у посёлка Култук чего стоит. Байкал с высоты птичьего полёта.
450 километров между городами это немного. На въезде в бывший Верхнеудинск вас встречает Мать-Бурятия. Селиться рекомендую, соответственно, в гостинице «Бурятия». Это в самом центре. Из окна виден театр оперы и балета, местный Биг-Бен, фонтан и проч. Для колясок гостиница вполне доступна.
Места для инвалидов есть, но часто заняты кем попало. В моём случае охрана специальной конструкцией отгораживала место и помогала с коляской. Сотрудник гостиницы по имени Радна всегда был на связи и помогал в случае затруднений, направлял к парковке охрану, давал советы по достопримечательностям.
И, я вам скажу, в самом Улан-Удэ есть, что посмотреть и много. Центров тут как бы два. Современный административно-развлекательный и старый прогулочно-исторический. Они рядом, но соединяющая их улица крута для коляски с ручным приводом.
Если вы добрались до Улан-Удэ, то надо обязательно и в Иволгинский дацан. Полчаса езды. Вдохнув буддистского умиротворения и отобедав в столовой дацана, можно доехать до деревни староверов Десятиково. Дома там интересные. В одном даже частный музей. По дороге в эту деревню без вариантов надо причалить у горы Спящий лев и оглядеться. Здесь у текущей тихо Селенги и окружающей природы совершенно сказочный вид.
Самый красивый маяк на Байкале в посёлке Турка. Там же неплохая набережная. Но уже изрядно потрёпанная вандалами. От многих фонарей остались только столбы. Рядом с Туркой два курортных посёлка — Горячинск и Гремячинск. Улицы выходят к восточному берегу Байкала. На другой стороне на горизонте просматривается Ольхон.
Вода прохладная и настолько прозрачная, что на много метров видно дно. Оно каменистое, но разогретый на песочке народ всё равно заходит по камням и плескается. В целом, вода и пляжи в Байкальске или Листвянке не очень отличаются от тех, что на восточном берегу. И, если лень ехать далеко от Иркутска, то это тоже хорошие места для отдыха. Разве что чуть грязнее камни и нет такого красивого маяка как в Турке.
Так вышло, что поездка пришлась на середину июля. В это время в этих краях поспевает клубника и проводится даже фестиваль этой ягоды. Буузы и омуль здесь в любое время года. Где лучше и вкуснее, как всегда, надо спрашивать у местных. То же и насчёт пива. И не забудьте купить домой тушенки местного производства. Точно не пожалеете. Что до омуля, то на обратной дороге на том же месте, что и пять лет назад я взял его у той же рыбачки Раи, на трассе перед Бабушкиным. Она меня тоже признала.
В Иркутске был дождь. Вечером, ночью, утром. И обещали так пару дней. Поэтому гулять не стал и сразу в Красноярск. В обратную сторону переезды и реверсы удалось пройти на пару часов быстрее. Рядом с Красноярском есть одноименные столбы, но там на коляске только снизу посмотреть. Можно было еще в Дивногорск и Абакан, но ведь что-то же надо оставить на следующий раз.
Полдороги думал, не заехать ли в Мариинск за фирменной водкой. Но вспомнил, что в Кемерово будут вечерние пробки и передумал. Пора было домой на ужин.