Архангельск и Петербург. Где белее белые ночи? — 2021

27.05.2024 | 3709 просмотров

Ну, поехали.

В это лето я опять пошёл налево. В том смысле, что поехал на запад. Привычным, много раз хоженым маршрутом. До Урала дорога одна. Привычные пейзажи, указатели, посёлки, кафе и заправки. Даже встречные обгоняющие, вынуждающие тормозить и уходить на обочину, и то привычны и ожидаемы. Ну, и что, что без новизны. Зато приятно вновь погулять по знакомым местам.

Сначала в Омске. От удобного и доступного отеля «Ибис» центр вполне неплох для прогулок на коляске. Доступно не везде, но для одного вечера более чем достаточно.

Потом в Тюмени. Там мой любимый «Ремезов» обзавелся новым пандусом и стал еще удобнее. А уж по доступности для колясок по-прежнему считаю Тюмень лучшим городом. Тут есть, где гулять более одного вечера. И еще задержался ради филармонии. Если вы когда-нибудь увидите в афише имя Граф Шандорович Муржа и произведения Паганини, то бросайте всё и бегите на концерт. Просто поверьте на слово. Не пожалеете.

Да-с. А за Тюменью, как нетрудно догадаться, был Екатеринбург. Атриум Палас отель между Свято-Троицким кафедральным собором и парком имени Павлика Морозова. Надо сказать, для Екатеринбурга такие топонимические исторические сочетания в порядке вещей. Возьмите хоть «Хилтон» и его панно с красными революционными матросами в холле, пристроенный к церкви на проспекте Ленина. В общем, тут тоже есть, где пару дней погулять. Хотя на коляске это будет легко не везде. Но дендропарк рекомендую. От Плотинки пешком минут десять-пятнадцать.

Проходить Урал мне больше нравится через Пермь, чем через Уфу. Траффик меньше и горки чуть ниже. В Перми есть отель «Хилтон» 4 элемента. Вполне удобен для меня. А в этом сезоне вообще единственный в этом городе доступный для колясок. Вы спросите, а где же пятый элемент? А я вам скажу. Это комплимент в виде выпивки в ресторане. Так что не говорите, что нет в мире любви.

По Перми в этот раз не гулял. Просто переночевал и вперед на Казань. Там на улице Правобулачная идеально расположенный и удобный для колясок отель «Ибис». Центр Казани это такое место, где одного вечера мало. Желательно два. Чисто погулять. Мимо Шаляпина. Посидеть в кафе на Баумана. Посмотреть на Кремль, Волгу и Булак. Особенно вечером.

А уже утром дальше. Естественно, в Нижний Новгород. Смотреть, что там делают к 800-летию города. Судя по размаху, создалось впечатление, что не успеют.

Думаете, дальше в Москву? Нет. Там пандемия, карантинные строгости. Не очень-то и хотелось. Так что с утра в Суздаль, после обеда во Владимир, и к ночи в Ярославль.

В такой удобный милый добрый «Ибис». Из которого можно не только по Ярославлю гулять, но и делать вылазки по остальному Золотому кольцу. И даже провести встречу с ярославским добровольческим центром «Медведь». Спасибо и низкий поклон директору ярославского «Ибиса» Елене Пустовой за помощь во всём и организацию мероприятия.

Древнерусская история тут вся рядом. Кострома, Ростов Великий (небольшой на самом деле), Переславль-Залесский, Сергиев Посад. Кремли, монастыри, пейзажи из учебников истории. Если выбрать ракурс без современных строений, легко представить, как проваливаешься во времени лет так на тысячу.

Если от Ярославля проехать на север около тысячи км, то там тоже будет край земли. Южный берег Белого моря это вам не северный берег Черного. Стоит на этом берегу город Архангельск. И в нём надо обязательно побывать. Причём, несмотря на длинный перегон, чем ближе к Архангельску, тем больше уверенности, что приедешь засветло. Летом там солнце едва уходит за горизонт и почти сразу возвращается. Не полярный день, как в Мурманске, но ночи по-настоящему белые. Гораздо светлее, чем в Петербурге. В «Новотеле» окна во всю стену и мне достались те, что смотрят на Северную Двину. И там кораблики. Невозможно оторваться. Даже не могу вспомнить, был ли в номере телевизор.

А вот гулять по Архангельску на коляске довольно трудно. Пешеходная Чумбаровка отнюдь не идеальна. На главных улицах понижения на тротуарах редко выполнены по норме. Часто они и вовсе отсутствуют. Не самый удобный выход на набережную. Но там можно гулять дольше, ибо она длинная, ровная и виды с нее самые замечательные.

Тут надо сказать, что Архангельск хоть на берегу вполне судоходного устья Северной Двины, но вообще-то не на самом берегу Белого моря. На морском берегу находится Северодвинск. А, если еще точнее, то Ягры. Это такой район Северодвинска на острове. На пляж в Яграх на коляске не съехать, но по набережной погулять можно. Проводить взглядом идущую мимо пляжа АПЛ. Или корабли где-то на горизонте. Отсюда, если плыть строго на север порядка трёх тысяч километров, будет Северный полюс.

Между Архангельском и Северодвинском полчаса на машине. Но это города разных поколений. В отличие от Архангельска в Северодвинске нет старины. Зато есть монументальный советский ампир в хорошем состоянии. Дороги и здания в Северодвинске явно лучше. Ну, и на коляске здесь передвигаться полегче.

На обратной дороге, если немножко свернуть направо, можно было заглянуть в Плесецк. Но запуска ждать долго, а на космодром, скорее всего, не пустят. Поэтому дальше, на юг, мимо архангельских лесов и поморских деревень. На дороге между Архангельском и Вологдой названия деревень таят в себе что-то такое странное и ассоциативное. Как будто украли у них первую букву. Например, Ракула. Или Едьма. Или Уйта.

Вологда расположена как бы на перекрёстке. От неё ведут дороги на Архангельск, на Ярославль, на Мурманск и на Санкт-Петербург. Здесь точно стоит остановиться и осмотреться. Отель «Атриум» находится в историческом центре и вполне удобен для колясок. Нет ничего лучше как гулять теплым вечером, например, мимо дома Батюшкова и размышлять, куда ехать дальше. Хотя, что тут думать. Конечно же, в Петербург.

В Питере в этот раз, как и раньше, у меня были отели «Азимут» и «Новотель». Оба они хороши с точки зрения удобств для коляски. Виды из окна лучше в «Азимуте». Город как на ладони. Чайки прилетают на подоконник и интеллигентно смотрят, как ты ешь пиццу. Всем своим видом намекая. На коляске к Неве отсюда тоже реально. Единственно, что от «Азимута» Фонтанку надо переходить по проезжей части. Дальше по тротуарам доступно. Просто прогулки выходят дольше. Зато выезды по окрестностям вроде Царского села, Петергофа и Кронштадта удобнее делать из «Азимута». Да и сервис там найти проще. Поменял тормозные колодки в гараже на соседней улице.

В «Новотеле» из окна атмосфера классического питерского двора. Совсем рядом Невский, Летний сад, Зимний дворец и вот это вот всё, ради чего мы сюда приезжаем. Отсюда легче даются пешие прогулки. А если, например, посидеть и выпить чего-нибудь на улице какого-нибудь Рубинштейна, то вернуться не составит труда. Пока еще управление коляской в состоянии опьянения не ведёт к лишению прав.

Конечно, мало. Уезжать из Питера никогда не хочется. В следующий раз надо обязательно приехать хотя бы на полгода. А пока той же дорогой мимо Новой Ладоги и Пикалёво, мимо Череповца и Вологды. К ночи был в почти родном «Ибисе» Ярославля. В нём так славно. И удобно для прогулок. Далее на обратном пути не было Суздаля и Владимира, зато было немного городка Александров с его Кремлём. Нижний Новгород ждал меня там же и всё ещё готовился к 800-летию. Казанский «Ибис» оставил мне парковку у крыльца.

А вот до Перми я тянуть не стал и остановился в городе Воткинске. Вполне милый городок. В своё время директором его очень важного железоделательного завода был Чайковский. Генерал-майор. Горный инженер. И по совместительству папенька нашего знаменитого композитора Петра Ильича, который провел здесь свои лучшие детские годы. Усадьба Чайковских отреставрирована и доступна для инвалидов. Как и недурная набережная. Тут же у пруда и плотины памятник в благодарность за тысячи якорей для русского флота. И сам завод со множеством государственных наград на фронтоне. И памятник Ленину перед Благовещенским собором. И тут же на бывшей Поповской, а ныне улице Ленина гостиница «Центральная». Доступно и неплохо.

В Екатеринбурге, как и восемь лет назад, меня ждал «Новотель». Всё так же хорош. Удобный номер. И вообще, машины для участников выставки «Иннопром» перед входом, чем не лучшая рекомендация.

В Тюмени неизменный уже «Ремезов» и вечерний чай под негромкий французский шансон.

В Омске гостиница «Турист», а её бесплатный бар в номере здорово скрасил вечер.

Дорога от Омска до Новосибирска ничем не примечательна. Семь-восемь часов степей, озёр, рощ и полей и вот он дом, милый дом.