|
Дорогой читатель!
Намедни окончил путешествие на Mitsubishi I-MIEV, из Санкт-Петербурга в Крым. Казалось бы, чего особенного? А запас хода, причем электрического — всего до 100 км, и это в теплую погоду. На первый взгляд и это не проблема, но электроводы с Вами не согласятся, а потому как заряд электромобиля, одного из первых, занимает времени ОТ часа! И до 3,5 часов! Вот где собака зарыта. Другими словами, едешь полтора часа — один заряжаешься. Но даже эта схема не истина, потому что в современной нашей большое стране, что важно — в европейской ее части, да что там, в направлении Санкт-Петербург — Москва, быстрых зарядных станций для электромобиля на нужной стороне дороги — всего 2! Остальные на противоположной стороне, и в некоторых местах, чтобы до них доехать, придется сделать петельку в несколько км, а при запасе хода в 100 км это критично!
Вот на этих фото наглядно видно, сколько зарядок до Москвы:
Точки — это зарядки, а рыжие из них — быстрые.
А вот сколько после столицы в направлении юга:
Если на данном этапе у Вас закрался вопрос — Зачем? Понимаю, и правда, в здравом уме, если я не блогер или журналист, сотрудник завода, продвигающий электротягу, решиться на недельный вояж по родным дорогам с частыми и долгими перерывами от часу до четырех, не каждый отважится. Но ответ прост — я на пенсии, уволился с очередной работы и нужно было доставить машинку в Крым, а перевозчики выкатили ценник от 45 тыс. руб. — две среднестатистические пенсии. Времени у меня вагон и маленькая тележка, а посему решено было ехать своим ходом, трасса мне знакома — ежегодно по ней езжу в том же направлении. А теперь получилось увидеть ее с другой стороны.
С помощью знакомого каждому электроводу приложения 2chargers, наметил пункты зарядки, в основном на участке СПб-МСК, где дистанция между ними составляла от 70 км, учитывая зарядки с другой стороны дороги, на которые приходилось петлять до 5 км. В том же приложении заранее узнал о необходимых поставщиках энергии, накачал соответствующих приложений и настроил способ оплаты в них, чтобы не терять время в пути.
Раненько утречком в 5:30 14 апреля тронулся в путь. Температура за бортом колебалась до Москвы в пределах от +2 до +10 градусов, поэтому рассчитывать на полную отдачу от батареи не стоило, интервалы между зарядками по мере возможности сокращал, заряжаясь до 80%, сокращая время на заряд и продлевая ресурс ВВБ. Поскольку на платной дороге зарядок вообще в обрез, поехал по М10, опять же на случай каких неисправностей с зарядками и возможности заряжаться от сети где придется. Ребята предложили взять с собой генератор, от этой идеи отказался сразу, поскольку ехать предстояло по европейской, густонаселенной части страны.
Первая зарядка была на противоположной стороне дороги на территории АЗС Роснефть, после Трубникова бора, до нее полз на черепахе после 86 км пробега (из обещанных 123 км), но доехал и станция EWay меня стала заряжать. Немного вздремнул, пригодилась подаренная подушка, изначально предназначавшаяся для поясницы, и отлично подошла сгладить ступеньку, образовавшуюся после опускания спинки на 90 гр. Шейная прекрасно выполняла свою функцию.
На быструю зарядку ушло меньше часа, проснулся, когда заряду было 86%, с двух попыток добил до 88, дальше не захотела заряжать, тронулся к следующей. А она была единственной быстрой зарядкой в городе Великий Новгород, на территории Экоцентра, что на ул. Полевая. Так вот, проехав опять 90 км, даже после многократного перезапуска я смог доехать лишь до АЗС Лукойл на кольце, где пришлось заряжаться 40 минут, зато встретился с местными ребятами, поговорили и запечатлели проезжую миевку (стала третья в городе проездом), у них леворукая была, причем первая машина в семье и за рулем была супруга Вадима.
С ним познакомились заранее, когда искал станции зарядки и натыкался на его машину на фотографиях этих станций, из чего сделал вывод, что они путешествуют по округе и знают, где можно зарядиться, как и оказалось на самом деле. Доехал до чадемки и встал на заряд, напротив оказалась шиномонтажка, а т.к. вез с собой весь скарб, принадлежащий машине, с целью ее переезда на ПМЖ, хотел заодно переобуться на лето, но у работников нашлось более важная работа — чинили что-то в приезжей газели. Но я не в обиде.
Ребята подсказали, что после д. Зайцево есть гостиница «Зайцева гора», где оборудован щиток для зарядки эл. мобилей, где и встал пообедать и зарядиться. Немного отдохнув, оплатил по 17 руб./кВт и поехал навстречу приключениям дальше. Потому как до г. Валдай зарядок больше не было, а в городе единственная чадемка сдавалась по 1600 руб./сессия, сам понимаете, заряжаться по 160 руб./кВт не очень хотелось. На поверку она еще и не работала, поэтому опять же на черепахе доехал до гостиницы «Валдайские зори», где вполне официально торговали медленным зарядом по 500 руб./сессия, станция только тип2, но на электрощите нашлась евророзетка, от которой и запитался, благо удлинитель 20 м всегда с собой.
А на стене самой гостиницы в 10 м от станции щиток.
Очень красивая территория вокруг гостиницы, правда не повезло с погодой, шел дождь. Мне удалось попасть на массаж шейно-воротниковой зоны за 500 руб., т.к. не пришел клиент и Дарья массажист взяла меня, за что ей отдельное спасибо! Там и закончился первый день пути, за который было пройдено всего-то 300 км.
До следующей быстрой зарядки было 94 км, не рассчитывая, что смогу преодолеть это расстояние перехватил заряда от розетки на АЗС «Радуга» Бологовского района, что за 40 км до Вышнего Волочка. На опять же единственной быстрой ЭЗС в Вышнем Волочке скоротал ночку, зарядившись до 88% с прогнозом 100 км, после чего двинул в сторону Твери. Надо отметить, что до сих пор мне везло, все быстрые станции, что попадались на пути имели протокол заряда МИЕВ и не капризничали. Не исключением стали станции в Торжке (NSP) и на объезде Твери (Россети), где пришлось заряжаться на чадемо.
А вот такая станция меня всегда подводила, причем у разных компаний, в том числе и краснодарский НЭСК:
Далее, чем ближе к Москве, тем плотнее станции быстрой зарядки. Заранее исключив из них те, что игнорят мою машинку, продвигался к столице. Остановку сделал у однокашника, которого давно не видел, на ул. Синявинской, на удачу, как я ошибочно подумал, во дворе неподалеку были бесплатные зарядки PlugMe. Такие розетки на столбиках под крышкой. Припарковался к одной, зарегистрировался в приложении, НО!!! Как только внес данные банковской карты (накой, если они бесплатные…), тут же пришло смс от Сбера о том, что карта скомпрометирована. Пришло прояснение ↑. Нукер из техподдержки напрочь не хотел ничего слышать об этом, нахамил и бросил трубку… МОСКВА, тут же узнал столицу!
Про зарядки в Москве писать нечего, их там много, даже бесплатных. Одна лишь ремарка, но, памятуя, что нахожусь в столице, не очень удивился, что зарядка находится на территории отеля, парковка которого платная. Пугали, что бесплатных 15 минут, оказалось 30, для быстрой зарядки этого времени хватило.
После столицы было желание отъехать подальше и заночевать на розетке 220 вольт. Был выбор ехать по платной или бесплатной дороге… победила первая, но не сразу. Заночевал за Михнево на заправке Газпромнефть, запитавшись с фасадной стороны.
Итого вторые сутки завершились в 65 км от МКАДа.
Остальной путь по сравнению с предыдущими сутками, изобиловал на быстрые зарядки, поэтому суточный пробег существенно подрос. Однако стали появляться неприятные ситуации, как, например, отключенное электричество на АЗС Лукойл, которая автоматически запиталась от своего генератора, мощности последнего, естественно, не хватило бы на 150 кВт-ную зарядную станцию, а потому ее просто отключили. Неприятность заключалась в том, что ехал я именно на эту станцию. Каково было мое удивление, когда, подъезжая к станции, увидел, как она исчезла с карты приложения 2chargers, а в штатном приложении обозначилась как неисправная. Заряда мне до следующей не хватало, и пришлось на черепахе ехать, вспоминая, где у меня лежит трос до ближайшего места, где можно было бы зарядиться, коим оказалась шиномонтажка, где пришлось провести «лишних» 1,5 часа.
А еще негативом у меня отметился воронежский городок с названием Богучар, один чудак на карту приложения 2Chargers нанес свою зарядку TYPE1, которой кроме него никто не может пользоваться, узнал я об этом когда «на подсосе» приехал к нему зарядиться, зная, что не доеду до следующей ЭЗС. Вторая неудача в Богучаре ждала меня в местной гостинице. Как и на АЗС, что возле кафе «Богучар», тоже отказали. Тройной засады не было за весь путь ни разу, отказывали только одинарно и то пару раз всего, а тут трижды подряд и в одном городе... А вот шашлычник из вышеупомянутого кафе пришел на помощь, дав розетку в пользование, этого мне хватило въехать на гору до следующей ЭЗС.
Дальше на юг становилось жарче, что выявило следующую проблему: перегрев батареи, столкнулся с ней на зарядке у отеля «Рябинушка», что в деревне Кобылинка, Тульской губернии.
Некорректно будет сказать «перегрев», поскольку в моменте температура самой горячей ячейки составляла 37, 44, 47 градусов, однако именно первая цифра оказалась камнем преткновения, останавливающим заряд на быстрых станциях. Именно при 37 градусах отключали заряд около 5 станций, примечательно, что при 46 градусах станция «Россетей» заряжала до 86% без проблем, а некоторые при 37 останавливались… Одна из них после троекратного перезапуска после 37, преодолев эту отметку, продолжила заряд свыше 80%. Однако теперь приходилось останавливаться для того, чтобы батка отдохнула и остыла. Близость конечной точки пути позволяла больше отдыхать. Поэтому перестал совмещать зарядку с приемами пищи.
Дальше путь становился менее проблематичным — заряд, путь, обед… Хорошо, что платные дороги имеют две полосы и довольно большую обочину, что позволяло пропускать попутные авто. Особенно грузовики, когда они двигали по обеим полосам, съезжал на обочину. Заметил при этом одну странность: иногда, съезжая на обочину для пропуска фуры, та все равно перестраивалась на вторую полосу, интересно с чем это связано... Большинство водителей фур благодарили за мое поведение, а некоторые моргали поворотами влево-вправо.
Вот так, мал по малу в прямом смысле фразы — мы с Айкой добрались до Краснодара.
Вторая часть поездки показала, что крымские программисты из поддержки единственной сети зарядных станций «Drive Enrgy» вышеуказанную проблему с незаряжаемым типом вот такой станции решили.
но (не без ложки дегтя, точнее двух) обнаружились два новых типа станций, которые также напрочь отказывались заряжать миевку… Вот они: здесь была первая неприятность
Именно на этой станции несколько раз пришлось безуспешно беседовать с недоступной техподдержкой, в которой так и не взяли трубку за 20 минут. Этот случай заставил простоять 3 лишних часа, а второй (на старой обводной в Симферополе) вот здесь
позволил сделать вот какой вывод: ехал перед этой зарядной довольно бодро в потоке, думая, что зарядок теперь вдоволь, местами вдавливая педальку до пола, что сильно удивляло местных. После 2000 км очень экономного пути, айка, видать, привыкла к экономии и после 50 км бодрой езды, позволила проехать еще 35, уже более экономно и завершить 2500 километровый пробег с запасом 35 км, который был явно завышен, однако это уже не имело значения.
Таким образом, с чувством, толком и песней, местами разряжая ВВБ и телефон одновременно, я преодолел 2500 км европейской части России, пополнив автопарк МИЕВ Крыма еще одной Айкой (давно наблюдаю Миникаб в Николаевке и на той же трассе не раз встречал местную Айку). Так что теперь местом прописки моей Айки стал гаражик в Крымской деревеньке.
Если вам не хватает острых ощущений и располагаете большим количеством времени — отправляйтесь в путь на Айке, это возможно — ДОКАЗАНО! С собой обязательно прихватите удлинитель и транспондер, не забыв заранее (за несколько суток) привязать к нему электромобиль. А также продумайте как будете отдыхать, потому что на пассажирском кресле очень высокая ступенька получается после его раскладывания. Мне было довольно комфортно (180 см), если не считать упирающийся в спину замок ремня безопасности, однако я не очень притязателен.
А на этом у меня всё! Удачи на дорогах!
P.S. Во время пути снимал короткие ролики о ходе поездки, кому интересно вот ссылка.