|
Ну, поехали.
1.....
Южных пляжных направлений я до сих пор старательно избегал. Но в этом году, гадая в какую сторону от Новосибирска до очередного края страны, выходило, что оставались только наши Юга. Самым логичным и отдаленным выглядел Севастополь. Другие края, доступные для моей машины, закончились. Будь моя Тойота не старый Авалон, а свежий Прадо, поехал бы в Магадан. Но чего нет, того нет. Хорошо хоть мост в Крым уже построен. Выходить из машины и заниматься процедурой паромной переправы не придется. Можно спокойно ехать, пока не упрешься в море.
Только погода расстраивала солнцем и жарой. Поэтому, как нормальные герои в обход, так и я решил поехать к морю ну очень кружным путем, выжидая туч и дождей для броска на юг. Задача была северной дорогой перебраться за Урал и уже там, осматривая окрестности, следить за прогнозом. Если получится, погулять по Белоруссии. Доехать до края нашей общей страны в Бресте.
Ровно 10 лет назад я придумал себе ежегодное летнее развлечение. Протестировал дорогу на предмет возможности одиночных поездок. Не абы как лишь бы доехать, но занудно, записывая в книжечку, проверяя дорожный сервис. Тогда только до Москвы. За эти годы постепенно втянулся, привык. Вроде так и надо. Поэтому пусть будет как обычно. Не быстро, со всеми остановками и напрасной потерей времени. Пригодится вам или нет, но ничего не могу поделать. Рефлекс.
Тогда РИА Новости, публикуя отчет, можно сказать, открыли тему. Сейчас эта тема доступности для инвалидов во всех СМИ и на всевозможном контроле. В том числе и госструктур. Чисто теоретически. Вопрос, как всегда, в практической готовности дорог, инфраструктуры, городов и отелей к инклюзивному туризму.
Дальняя дорога это та еще морока. Но в телевизоре говорят, что дороги у нас строят. Безопасные и качественные. Всякий раз верю, что в этот раз будет полегче.
От Новосибирска до Омска 600 км. Из них пара десятков километров дороги безопасной с двумя полосами в каждом направлении и разделителем. Остальные километры просто качественные. По просто качественным ехать не трудно, но нужно бдить. Пытающихся обогнать встречный поток и не успевающих настолько немало, что это почти норма. Хуже, когда навстречу вылетают вдруг, будто не видят. И такое далее везде. Туда и обратно. В таких случаях вспоминается анекдот про дураков, дороги и асфальтовый каток.
Придорожного сервиса достаточно. Заправщики на заправках присутствуют. Кафе и мотели, доступные для инвалидов, на этом участке отсутствуют.
В Омске можно остановиться в гостинице «Турист». Как например. Номер с красивым видом на речку. Доступ в сам отель и в номер есть. Внутри на коляске не развернуться и в санузел не въехать. Но это пустяки. Дело житейское. Зато вот они самые исторические места. Посмотрите налево. Дом, где жил Колчак. Посмотрите направо. Стрелка Оми и Иртыша. С пушечкой поди от Ермака. Можно только смотреть. Зачем-то загородили забором, не подойти, не проехать. Лет пять назад я туда к краешку подъезжал. Теперь закрыто. Тогда по памятным местам к ресторану «Колчак». Чуть дальше у перекрестка с ул. Ленина есть отель «Ибис», где с доступностью все хорошо, включая санузел. Ежели есть силы гулять, то вот вам улица Ленина. Имеет отличные тротуары с идеальными съездами на перекрестках. Будет что сфотографировать и вспомнить. А я что-то устал.
Следующий перегон 700 км. Оказывается, бывает положительный шок. Это первый раз, когда я не плевался от дороги Омск — Тюмень. По Омской области вообще всё хорошо. По Тюменской остался один участок из ее ужасного прошлого. Конечно, далеко не вся дорога тут идеальна. Но прежнего кошмара уже нет. Доступные кафе и мотели тоже отсутствуют.
В самой Тюмени всё строят и строят новые развязки и дороги. По возвращении узнал, что в Тюмени, наконец, запустили кольцевую автодорогу. Новосибирску остаётся только завидовать. По части доступной среды ситуация не отличается от средней температуры по больнице. Где-то хорошо, где-то плохо. Общая проблема это отсутствие системности. Если с одной стороны пешеходного перехода сделали нормальный съезд, то это не значит, что на другой стороне не будет ступеньки в 15 сантиметров. Если всё доступно внутри отеля и в номере, значит, пандус без поручней. Если добраться в парк и погулять легко, то попасть в кафе невозможно. Кстати, глядя на вход в Тюменскую мэрию сильно задумался, как попасть туда на коляске. Но было поздно и спросить было некого. Завтрак в отеле «Ремезов» проходил под тихую классическую музыку. Вино прилагалось.
Что хотелось бы отметить. В города мне приходится заезжать не только ради знакомства с архитектурой и туристического любопытства. Банально потому, что только в достаточно крупных городах можно найти доступную для колясок ночёвку. Конечно, если вариантов нет, могу и в машине поспать. Однако ж, как это у Пушкина, «мне не к лицу и не по летам». Естественно, в придорожных мотелях было бы дешевле ночевать. Опять же экономия времени на въезд и выезд из города. Вот только встречались такие доступные мне мотели лишь единично и те вокруг Москвы.
Еще про дороги. На Урале их делают темпами, какие Сибири не снились. Урал может завидовать Поволжью, а оно в свою очередь Москве и окрестностям. Крым вообще идёт отдельной строкой. Пермь встречает автострадой в полном смысле (три полосы, лимит 130), развязками и окружной. Зато в городской черте ограничения и множество камер.
В Перми был дождь. Вечером. Ночью. Утром. Выходить не хотелось. Убедил себя, что едва ли с прошлого года, когда я останавливался в гостинице «Урал» и пытался гулять, что-то изменилось в части благоустройства. Отель «Хилтон» был хорош. И главное — доступен для колясок. А то, что не в центре, по такой погоде вообще всё равно. Отличная кухня. На ужин тыквенный суп с сыром и рукколой. Утром вкуснейший завтрак. Номер для инвалидов вполне удобен и соответствует. У входа небольшой пандус. До центра ехать минут 15, если без пробок.
Дорога из Перми в Киров начиналась хорошо. Потом не очень. Потом ремонты. Потом нормальная дорога чередовалась с отсутствием ремонта и участками ненормативной лексики. Вдоль дороги очень много борщевика. Настолько, что некоторые деревни просто заросли им. Возможно, это пофигизм. Или местные разводят его специально для красоты. Или им просто некогда. Все пилят лес. Там и сям площадки с горами бревен. Лесовозы не успевают. Кафе и мотелей почти нет. Про инвалидов тут никто не слышал.
Вообще, Киров на самом деле Вятка с 14-го века. Естественно, есть на что посмотреть. Только гулять тяжело. Вверх-вниз и очень не везде нормальные съезды. Общие проблемы с доступностью. Гостиница «Вятка» относительно недорога и доступна для колясок. Сам номер не приспособлен. Но бывало и хуже. Для капризных рядом «Хилтон». Но дороже.
Насчёт погулять. От входа в отель налево вообще никак. Направо с риском для жизни можно спуститься в парк имени Кирова. Там вокруг запущенного пруда есть остатки асфальтовой дорожки. Она кое-где обваливается, и главное тут не свалиться в пруд. Мостик у плотинки преодолевается только с помощью. На колесо обозрения не полез. В цирк не пошел. Увидел туалетный павильон с обозначением коляски. В когнитивном диссонансе решил подъехать и проверить. Нет, всё нормально. Для инвалидов там ничего нет. Когда-то была кабинка, но теперь в ней касса. Вернуться к отелю можно только при помощи крепкого человека. Если не сдаваться, то есть еще вариант погулять — от входа прямо через дорогу. На той стороне попадаем на нормальный тротуар. Но по нему только налево квартала три. Там есть кафе кондитерская и магазин вина водки. Видимо, за их счет тротуар. Но внутрь опять же не попасть. Только «Пятёрочка» предложила оригинальное решение в виде пандуса из деревянного поддона. Находчиво и бюджетно. А мне от перекрестка с памятником Кирову еще можно направо вниз. Но не больше квартала. Всё. Горизонт событий. Только возвращаться. В историческую часть к улице Спасской надо гулять на машине.
От Вятки, тьфу, Кирова до Ярославля 700 км. Из них треть имеет свежий хороший асфальт, треть имеет дыры в асфальте, явные или тяп-ляп заделанные, и треть имеет снятое полностью покрытие, рабочих и технику. Видно, что активно работают. Видно, что деньги есть. Но впечатление, что откусили больше, чем могут проглотить. Людей и техники на такой объем маловато. Дорожный сервис для инвалидов не предусмотрен. Самая тяжёлая часть дороги до Костромы. От нее до Ярославля уже пустяки. Километров сто и дорога вполне приличная.
Кострома город старинный, интересный, красивый, но какой-то запущенный. В самом центре подразбитые дороги. И даже асфальт в исторической части не на всех улицах. Вероятно, специально для аутентичности.
Ярославль в гораздо лучшем состоянии. Денег в нём явно больше. Отличная набережная с парком. Центральная историческая часть считается культурным наследием и охраняется ЮНЕСКО. Соответственно, дорого, но никакой точечной застройки. Очень приятно и вполне удобно гулять на коляске практически по всему центру, включая Кремль и набережную. Справедливости ради, всё, что за пределами центра, типовое, не впечатляет.
Отель «Ибис» именно тут. В историческом центре. Хорош, доступен, номер для инвалидов удобен во всех отношениях. Рядом с отелем женский монастырь. Храм, сад, трапезная с пирожками — всё прекрасно. В паре минут от отеля магазинчик авторских сыров Марии Коваль. Пытался доказать, что я родня, но не поверила. А в соседней с ним двери «чао-какао», где из какао бобов тут же делают горячий шоколад.
Волга течёт, чайки орут. Если вечером гулять, никакой суеты, одно благорасположение. Безбарьерность близка к идеальной. Чудный город. Так бы и остался тут.
От Ярославля до Москвы двести с небольшим километров хорошей и отличной дороги. Это для москвичей как с дачи вернуться. Ростов Великий оказался по дороге. Его старый кремль в довольно старом состоянии. Это скорее плюс. Туристы, торговцы, попрошайки это скорее минус. Множество мини гостиниц, но ни одной с пандусом. Если не ошибаюсь, только в Переславле первый раз за всю дорогу увидел мотель с пандусом. Как внутри, не проверял. Неактуально уже и стоял он в обратную сторону. Но хоть пандус есть и то хорошо. Остальные три с лишним тысячи километров дороги до Новосибирска ничего подобного не наблюдалось. Федеральные трассы пока что предлагают сервис и отдых только совершенно здоровым гражданам.
По части безбарьерной среды и прочего благоустройства Москва за несколько последних лет сильно изменилась в лучшую сторону. По крайней мере, в центре. Я участвовал в пробегах на колясках по центру Москвы лет десять назад. Тогда всё было печально и без волонтёров никак. Теперь это просто. Например, от Большой Якиманки до Кремля и даже внутрь не проблема. Уклоны, съезды, переходы отлично. Конечно, я нашел пару косяков и недоработок. Но на пять часов прогулки это несерьёзно и некритично. Очевидно, что здесь проблема доступной среды решается системно, со вниманием к мелочам.
Допускаю, что ещё несколько лет и можно будет гулять по доступной среде от одного края Садового кольца до другого. И тут я даже не знаю, что предложить. То ли всех инвалидов поселить сюда, то ли Собянина в каждый город.
Есть одно «но». Центр столицы это сплошь платная или запрещенная парковка. Места для инвалидов присутствуют. Только нужно получать московское парковочное разрешение. Об этом стоит подумать заранее.
Лучший способ остановить рассказчика это предложить ему выпить. Поэтому, когда устанете, просто наливайте мне и я прервусь. Выпили? Закусили? Продолжим?
2.....
От Москвы до Смоленска километров 400 в основном безопасной и везде качественной дороги, потом поворот на Рудню, потом немного до Рудни, за ней сразу Белоруссия. По виду обычная административная граница, пост, где проверяют фуры, а остальные проезжают без остановки. Всё как обычно в любом нашем регионе. Пока озирался по сторонам, бац, уже Витебск.
Белорусские дороги от наших хороших не сильно отличаются. Только чище. И обочины чище. И в деревнях по дороге чище. Но это ещё ладно. Но, когда у избушки сельсовета или деревенского магазинчика пологий с поручнями пандус, это перебор. Долго не мог успокоиться.
В Витебске есть гостиница Лучеса. Почти центр. Недорого и довольно безбарьерно. От гостиницы до центра везде нормальные съезды и тротуары. На углу с Московским проспектом ресторан и летник. Пандуса нет. Одна ступенька, но персонал моментально помог. Драники трёх видов и пиво. Вкусно и дёшево.
В историческую часть Витебска от отеля по прямой. Практически можно, везде тротуары и съезды позволяют. Туда легко. Вернуться обратно на коляске в горку возможно только чисто теоретически. Поэтому лучше на машине и припарковать её где-нить у зоопарка.
Перед Минском завернул на Хатынь. Послушал колокол. Почему-то подумал, что время стирает всё. Что память нынешних поколений уже не подставляет под цифры жертв и потерь рассказы родственников о том времени, или документальные кадры войны. Некому рассказывать, всё меньше показывают. Скорбь все более отстраненная. Далёкая история. Миллионы жертв на камне цифры огромные, но неосязаемые. Вот если бы на въезде встречал экран с документальными кадрами тех событий, с неполиткорректными расстрелами, то и понимание, кто, за что и почему было бы ярче.
Минск город большой. Тут есть первое кольцо, второе кольцо, МКАД и второй МКАД. По части организации движения всё нормально. А вот по парковке сложнее. Отчасти маленькие улочки и дворы выручают. С парковками для инвалидов в среднем, как и у нас. По главным улицам не увидел. На парковках спецместа есть. Но, как и у нас, заняты кем попало. Хотел причалить на Немига там же, где три года назад. За торговым центром направо и во дворе было место для инвалидов. Фигушки. Там теперь шлагбаум. Машин ещё больше. На парковке у ЖД вокзала инвалидные места тоже заняты. Но только собрался это сфотографировать, как тут же освободили. Не нашел, где встать у Минского казино. Поехал дальше, сожалея о непроигранных деньгах.
На перекрестке центральных улиц видел специальный туалет для инвалидов. Если просто гуляешь, это супер. А если видишь его из машины, то порядок действий не понятен. Хотя сам факт его наличия впечатляет. Видимо, тут строже спрашивают за доступную среду. Но если найти место и достать в коляску, то гулять можно без особых проблем. Есть что посмотреть. Против вас будут разве что расстояния и рельеф.
Небольшие улицы и дворы по состоянию от среднероссийских не отличить. Однако в том же Витебске в обычном дворе рядом с лесенкой по склону идёт нормативный пандус с поручнями. Как они это делают, я не понимаю.
Насчёт бюджетного проживания в Минске могу посоветовать гостиницу «Ист тайм две звёзды». Номер для инвалидов свежий, большой, двухкомнатный, на первом этаже. Реально доступно, удобно и недорого. Завтрак включен. Для пары ночей самое то. Мне понравилось здесь больше, чем в более дорогом старом «Туристе» с тремя звездами.
От Минска до Бреста километров 350 и в основном это отличный автобан. Да мы до Барабинска едем дольше. По дороге можно заглянуть в Мирский и Несвижский замки. Времени хватит на всё. Мирский справа от дороги, Несвижский подальше слева.
Мирский замок имеет лифт и поэтому лёгкий доступ для экскурсий второго и третьего этажа. Если есть желание остаться, выше находится отель и ресторан. Вокруг замка парк. Но для инвалидов он доступен частично. Рельеф не отработан пандусами. Только ступеньки. Перед входом в замок тоже ступенька. Одна, но приличная. Внутри булыжник, но можно самостоятельно.
В старый парк при Несвижском замке и во двор замка через мостик на коляске вполне реально. Пандуса у крыльца нет. Лифта тоже. Но на входе встречают специально обученные ребята со ступенькоходом. Хотите по боковым лестницам, хотите по парадным. На этажах небольшие перепады высот нивелируются пологими съездами. Один из владельцев замка сам передвигался в коляске и о себе позаботился.
Дорога в Брест отличная. Скоростной режим лояльный и едут даже медленнее. Места отдыха благоустроены. Заправок много. К вечеру спокойно добрался. В центре, у вокзала, на улице Комсомольской есть гостиница «Молодёжная». То, что нужно. Бюджетно. Безбарьерный доступ, номер на первом этаже, поручни в санузле. Через дорогу доступный магазин. В соседнем доме «БелАлко». На парковке две машины с номером Подмосковья, дорогой черный мерс с регионом 86 и моя с 54-м. Понаехали.
Вообще, если бы не роуминг и безумные расходы на связь и не обмен рублей на рубли, то приезжать сюда можно было бы чаще и жить подольше. Тем более, что ментально мы с Белоруссией одно целое. Это во всем. В языке, разговорах, поведении, домах, дворах, которые чуть дальше от вылизанного центра, в культурном коде. От Владивостока до Бреста различия на уровне региональных особенностей.
За четыре дня обследовал центр Бреста на коляске и окраины с промзонами на машине. По части безбарьерной среды немного хуже, чем в Минске. Чаще встречаются поребрики без возможности подняться или съехать. Но даже это всё равно гораздо лучше, чем в Новосибирске. Есть программа по доступной среде и, оказывается, горисполком планово, заметьте, ей занимается. Вот парковок для инвалидов явно маловато. Не только в Бресте. Особенно это было проблемно для меня в Минске.
Ещё в Белоруссии очень высокие стандарты по качеству еды. Недорого, вкусно, натурально. С удовольствием прибавил пару килограммов. Прогулки по длиннющей и очень красивой пешеходной улице Советской не помогли.
Нет, это прекрасно. Вроде обычная пешеходная улица. Гуляешь себе. И тут фонарщик. Настоящий, живой, с лесенкой, каждый вечер зажигающий пару десятков керосиновых аутентичных фонарей. С ним можно сфотографироваться и подергать за пуговицу.
Отдельно Брестская крепость. И мемориал, и расстрелянные стены. Очень сильное впечатление. Отзывается в глубинах генетической памяти. На всей территории комплекса передвижение на коляске совершенно удобно. Есть даже доступный туалет.
Дорога из Бреста в Гомель один в один наша типовая сибирская или уральская федералка. Местами ровная, местами волнами, залатанная, но без дыр. Окружающая природа дополняет и создаёт полное ощущение, что это где-то в Сибири. Но на самом деле это то самое Полесье, где живёт известная всем Олеся и считает года по кукушке. И ещё это самые партизанские места времен войны. Когда лес подступал к дороге, я невольно вглядывался в него и думал, как предусмотрительно, что машина у меня японская, а не немецкая.
Погода менялась каждые 50 километров. То гроза и ливень, то жара. Но что не менялось по всей Белоруссии, где бы ни оказался, так это чистота и заборы. В любой деревеньке или городке вдоль чистых дорог ровные, чистые, разноцветные, одного стиля заборы. Чистые улицы, чистые домики, чистые машины. Лобовое после всех луж, фур и обгонов, высохнув, оставалось прозрачным там, где не доставали щетки. Бойцы невидимого фронта — дворники, а также прочие работники ЖКХ — из ряда самых сильных впечатлений от Белоруссии.
Гомель по части безбарьерной среды тоже занимается. В смысле результаты видны, но показалось, что другим городам несколько в этом уступает. Гулять можно. Хотя тут мне чаще попадались непреодолимые места. Вероятно, это зависит от расположения отеля. «Амакс визит отель» у вокзала на задворках. У нас это примерно как на Шамшурина или на Ивачева. Вообще по Гомелю поиск дал всего два или три доступных отеля и при этом на фото одного точно не было пандуса. То есть выбор очень ограничен. Отель этот произвел двойственное впечатление. Номер большой, но зачем в нем две трёхспальных кровати, занимающие всю комнату? Огромнейший санузел был бы совсем хорош, если бы в нем были поручни и что-то другое вместо душевой кабины. Оформление кафе на хорошем уровне, но кухня ниже среднего. Лучше питаться из магазина. Пандус у входа есть, но при двери понижение на ступеньку полметра на полметра. Руководство отсутствовало, поэтому вопросы почему и зачем остались без ответа. Кстати, в Витебске и Бресте мне было приятно пообщаться с директорами отелей. Осталось выпить кофе в кафе на углу и можно уезжать. Граница в получасе езды.
У вас там нОлито? Ещё по одной? Осталась финишная прямая.
3.....
«Москва — Воронеж, хрен догонишь», — гласит поговорка. И это справедливо. Дорога безопасная, качественная, скоростная. Один минус, что платная. Поток плотный, но все мчатся. Ничего примечательного, кроме расходов. Поэтому сразу Воронеж.
Город сам по себе замечательный. Славный. С историей. Немало красивых мест. Видно, что деньги в городе есть. Дорогами Воронежа явно занимаются. А вот тротуары запущены. Везде высокие поребрики и для передвижения в коляске не подходят совершенно. Жил в гостинице «Азимут». Она не просто в центре. Она рядом с театром оперы и балета, у площади Ленина, где работают губернатор и правительство. От входа в эту гостиницу по тротуару можно метров сто и только по одной стороне. Съехал на дорогу в надежде пообщаться с гаишниками, но они уворачивались. На той же площади Ленина шикарный Кольцовский парк. По нему на коляске без проблем. Но попасть туда самому реально только по проезжей части и то не с любого угла. Это несколько нервировало водителей.
На машине проехал к набережной. Покружил по центру. Магазины и аптеки недоступны. Среда исключительно барьерная. Ещё свежие впечатления от Белоруссии давали сильный контраст. Даже велосипедистам в Воронеже будет тяжело. А уж инвалидам только сидеть по домам и не отсвечивать.
И тут дали погоду. Тучи, ветер, похолодание. Пора было мчаться на юг. На трассе «Дон» ремонты, пробки и потеря времени. Пришлось ночевать в Ростове. Собственно, за Ростов-на-Дону мало что могу сказать. Вечером на набережной крайне оживленно. Но мне в горку и направо. Тихий центр. Жил в гостинице «Дон Кихот». Доступно, бюджетно, завтрак в соседнем здании. В номере чай-кофе, в холле мороженое. Расположение где-то в исторической части. Центр это хорошо. Но на соседнюю улочку на коляске не подняться.
Если в выходные автомобильный поток на юг, это торопятся те, у кого отпуск с понедельника. Если в выходные встречный поток с юга, это торопятся те, кому в понедельник на работу. Только мне всё равно, когда понедельник. Обгоняли почти все.
От Ростова-на-Дону до Краснодара идёт хорошая, местами платная дорога по две полосы в направлении. Поэтому до Краснодара без проблем. А вот такого же хорошего обхода Краснодара на Крым нет. Хоть с юга, хоть с севера приходится объезжать город по окраинам и пригородам. Через поселки, светофоры, пробки. Та ещё морока и огромная потеря времени. Ближе к мосту начинается отличный безопасный, качественный со всеми развязками автобан. Затем впечатляющий мост, разделяющий Чёрное и Азовское моря. Ещё немного отличной дороги и счастье заканчивается. Трасса Таврида строится одновременно на всём протяжении от моста до Симферополя и Севастополя. Ехали медленно. Стемнело быстро. Соответственно, 200 км по одной полосе между отражающими столбиками в окружении дорожной техники. Масштабно. Через год или два здесь будет хорошо. Но пока это одна сплошная пробка.
Пустяковое, в общем, расстояние до Симферополя удалось пройти только к полуночи. Здесь отель «Империал». Потому что есть пандус и коляска проходит в лифт. Санузел не адаптирован. Завтрак не шведский стол, а лёгкий перекус. В общем, как переночевать сгодится, но задерживаться не располагает. Поэтому в центр, оглядеться и дальше. На коляске даже по центру Симферополя не разгуляешься. В целом город выглядит запущенным. Это во всем, в состоянии домов, дорог, в общем благоустройстве.
До Севастополя и ста километров не будет. Пейзажи начались кинематографические. Притом на всём протяжении такое же сплошное дорожное строительство. По всему видно, что денег сюда идёт немеряно. Когда дорогу сдадут, добираться можно будет в разы быстрее и комфортнее. Значит, поедут сюда ещё больше. Главное, чтобы Крым был к этому готов. Пока что количество отелей и уровень сервиса оставляют желать.
По дороге завернул в Бахчисарай. Тут живут за счет туристов. Но ими же и недовольны.
В поиске отелей Севастополя на сайте задаю обязательное условие «подходит для гостей с ограниченными возможностями». Вроде выбор большой. Но опыт подсказывает, что надо обязательно прозвонить. При звонках выясняется, что никак условий для инвалидов в этих какбэ доступных отелях нет. Ни поручней в санузле, ни пандусов при входе, ни лифта, в который входит коляска. С какой целью они дают о себе информацию, что подходят для инвалидов, для меня загадка. В результате по Севастополю только два отеля по телефону подтвердили возможность попасть в номер без проблем. Но цены космос и дальний космос. И еще в одном отеле сказали, что дадут свою коляску для лифта. Например, «Оптима Севастополь». Поэтому задержаться в Севастополе подольше не получилось. Просто обгулял город на машине вдоль и поперек. Центр, новостройки, улочки частного сектора и окрестности. Подышал морем, увидел маяк и проводил солнце за горизонт.
В других городах Крыма ситуация с доступным жильём не лучше, а скорее хуже. Поиск в интернете и звонки дали отрицательный результат. Доступных отелей нет или почти нет. Те, что подходят, крайне дороги. По части безбарьерной среды примерно так же. В Севастополе можно приехать на парковку у приморского бульвара и без проблем коляской до набережной к памятнику затопленным кораблям. Немного рядом с парком по прилегающим улицам. Это самый что ни на есть центр. Здесь вполне доступно и красиво. По мере удаления доступность быстро пропадает. Красота тоже. Парковок для инвалидов в центре очень мало. На существующих общих парковках места для инвалидов есть далеко не везде. В крупный торговый центр попасть можно. В маленькие магазины, кафе, аптеки никак. Нужно отметить сеть заправок «Атан». Есть пандусы и сервис хорошего уровня.
Воланд Степу Лиходеева в Ялту телепортировал. Но по дороге вдоль гор попадать туда все же романтичнее. Роскошные виды. Внизу синее море до горизонта и корабли. Иногда белеющий одинокий парус. Ливадия, дворцы, пальмы, серпантины. Алупка, Массандра, Инкерман, Херсонес. Солнце, море, вино, туристы, торговцы. Наверное, здесь хорошо, когда все уезжают. Но раз уж приехал, пришлось погулять по паркам и дворцам среди толп возбужденных отдыхающих. Порой некоторые дорожки выглядят уединённо, но там и уклоны. Хотеть хотел, но съехать не рискнул. Без мотора обратно не подняться.
Экскурсии на винные заводы тоже обломились. После дегустации за руль нельзя. Да и на коляске там делать нечего. Только скатиться в подвал к рядам бочек и остаться навсегда.
Вернувшаяся жара напомнила, зачем сюда едут люди. Лично меня общественные купальни не привлекают. Из чистого любопытства попросил навигатор отвести меня на пляж Песочный в Севастополе. Там молодцы. Там есть специальная кабинка для инвалидов. Но как от нее на коляске к воде, для меня загадка.
Дорога от Севастополя до Краснодара чуть больше 500 км заняла весь день. За те же деньги, что стоили севастопольские три очень скромные звезды с условной доступностью, на таком же удалении от центра, в Краснодаре я получил шикарный номер для инвалидов в новом четырехзвездочном отеле с пандусом. «Зион». Если что, имейте в виду.
Возвращение домой, как всегда, протекало в ускоренном порядке. Денег почти не осталось. Задерживаться по дороге было не на что. Хотелось посмотреть имение Тарханы. Поэтому сначала опять в тот же «Азимут» в Воронеже. Потом через Тамбов, Пензу и Сызрань. Ночь в Самаре, «Ибис». Дальше, дальше, через Урал. Ночь в Челябинске, «Маркштадт». Ничего не исследовал, ни к чему не придирался. Просто ехал или спал. Началась Сибирь. Ночь в машине перед Омском. Отсюда дорога одна, прямо до Новосибирска.
«Везде хорошо, где нас нет» это про меня. Посмотрю, послушаю, почитаю о других городах, ну, думаю, вот куда надо ехать. А как ни приеду куда, так обязательно окажется что-то не так. Вот только не надо сразу искать причинно-следственную связь.