|
Ну, поехали.
1.....
Где-то там, далеко на востоке, есть место, где земля заканчивается и начинается море. Причем такое море, вокруг которого нет сплошной суши и оно попросту прибрежная часть Тихого океана. Оттуда к нам идут солнце, красная икра и настоящие японские машины. Моя Тойота иногда с тоской посматривает в ту сторону. И вот пришел день, когда я сказал ей «поехали». Восток, как мы помним, дело тонкое. А Дальний Восток еще и долгое. Но если разобраться, много ли нужно, чтобы прогуляться из Новосибирска к Японскому морю? Да сущий пустяк. Просто выйти из дома, завести мотор и поехать. Накануне я загнал машину на сервис проверить ходовую часть, заменить масло и фильтры, долить антифриз в расширитель и воду в омыватель. Вечером сложил вещи в дорожную сумку, погрузил коляску в багажник, зарядил телефон. Вот и всё.
Утро началось с дождика. Это плюс. Вообще, пасмурность была кстати. Встающее солнце не било в глаза. Да еще в час, когда пригород едет в город, выезжать из города было особенно приятно. Жаль только, что четырехполосная с разделителем дорога не идет до океана, а километров через 40 заканчивается, превращаясь в обычную двухполоску среднего качества. Но это риторическая жалость. Если уж поехал, то брюзжать по сему поводу бессмысленно. Лучше на позитиве: «Давно ли туда вообще никакой дороги не было». Вообще, отправляясь в дальнюю экспедицию по нашим реалиям, лучше ко всему относиться исключительно философски. Если хотите сохранить здоровую психику до конца поездки. Просто получайте удовольствие.
В общем-то, ехалось нормально. Спокойно. Часа через два пришлось потолкаться по пробкам на окраинах Кемерово. Потом легкие тренировочные горки. Потом Мариинск. Просто Мариинск. Потом индустриальный хоррор при Ачинске. И вот уже Красноярск. Солнце, пальмы, фонтаны, Енисей. Классический старинный центр. Я был здесь как-то в начале зимы. Очень понравилось. Летом тут еще лучше. Отель «Ибис» в самом центре. Полностью доступен и легок для самостоятельного перемещения на коляске. Парковка. Охранник достал, а утром погрузил коляску в багажник. Номер для инвалидов свежий и удобный. Пандусы, все дела. В отеле мне выдали сотрудника в качестве гида и фотографа. Прогулки по центру поэтому не составили труда. Но посидеть поужинать оказалось не так-то просто. Обязательные пара ступенек не оставляли шансов. Даже летние кафе были недоступны. Впрочем, одно относительно подходящее с невысокой ступенькой все же нашлось. Можно было считать, что вечер удался.
Комфортные ночевки в городах имеют и обратную сторону. Они отнимают уйму времени на выезд из города. В дороге, естественно, останавливался для заправок и, неестественно, поплутал в Канске. В результате в Иркутск приехал за полночь. Часовой пояс добавил час. Хорошо, что там меня ждали. Отель «Звезда» с собственной охраняемой территорией и забором. Видно, что богато. Номер для инвалидов есть. Но вот въехать по пандусу у лестницы без проблем может только чемодан. Уклон соответствует ступенькам. Охранник, вкатывавший меня по, хм, пандусу, испытывал большие трудности. На всякий случай я сгруппировался, но обошлось. Внутри тоже была пара ступенек по дороге к лифту. Это уже фигня. После душа позвонил, чтобы вывезли меня на ужин. Совсем один почти в замковых интерьерах слопал сэндвич с чаем. Со стен смотрели чучела, нависали рога и прочие трофеи. С мыслью «а не поохотится ли мне завтра на вальдшнепов» выкатился на высокое крыльцо подышать ночным Иркутском. Наконец дорога отпустила, и часу так в третьем я понял, что пора спать.
Утром в плане стояла Чита. На вдумчивый осмотр Иркутска времени не оставалось. покружил с полчаса по городу и на выезд. Сразу за Иркутском начались горы и серпантины. С Култука открылся Байкал. Самый южный берег. На берегу во множестве продавали омуля любого копчения. Горячего коптили тут же. Его проезжий люд покупал и съедал, глядя на горизонт, берег и бегущие вдоль него поезда.
Для меня, жителя равнины, привычна дорога, которая просматривается на километры. А тут началось такое! Некоторое время я привыкал к тому, что в конце подъема дорога может не просто резко уйти вниз, но так же в любую сторону и порой под углом 90 градусов. И все это вдоль отвесных, грозно нависающих каменных стен и обрывов, с которых лететь и лететь. Нет, сначала все эти петли, подъемы и спуски вызывали энтузиазм. И горы, на вершинах которых в июне виднелся снег, даже вдохновляли. Но к концу поездки это так измотало, что я просто мечтал о барабинской степи и прямой как стрела ленте, уходящей в горизонт. Небольшие участки ровной поверхности попадались эпизодически и только в приближении к Хабаровску. В остальном, если не горы, то бесконечные холмы и сопки. Дикие, безлюдные места. Неописуемая красота.
Дорога от Иркутска до Улан-Удэ вполне себе. Заезжать в Улан-Удэ не стал. В другой раз. Лучше приеду в Читу пораньше. Ага. Хотите насмешить бога… В Забайкальском крае дорога испортилась. Асфальт был дрянь и не везде. Десятки километров просто щебенки. Дорожные работы не обозначены. Условия, приближенные к боевым. Ночь. Какие там отражатели и красные лампочки? Оранжевые конусы очень редко. В сплошной пыли все едут мимо работающей дорожной техники. Но работающей. Ночью. Ждали что ли кого?
Помня о том, какими непролазными буераками водил меня навигатор в Кемерово и Канске, в ночи не стал испытывать судьбу и поехал к отелю не по проложенному им короткому маршруту, а по указателям. Через все ремонты. К слову, на обратном пути уже по утру решил проверить его. Да, в объезд ближе и дорога лучше. Но с этим навигатором соотношение повезет-не повезет 50 на 50. И заклинаю вас, дети мои, не ходите на болота в темное время, когда силы зла… Ну, вы в курсе.
Чита началась с предупреждения о камере контроля скорости. В этом городе камеры везде, на окраине или в центре. Они идут сплошь, друг за дружкой и установлены на ограничение максимум 60. Чаще 40. В этом городе самые спокойные водители.
Отель «Гранд сити» в Чите через перекресток от вокзала. Центр практически. Насчет слова «гранд» тут явно погорячились. Обычная недорогая гостинца. Но пандус был, охранники коляску достали и вкатили, чай и воду в номер принесли. Машина под окном. Санузел работает. Постель чистая. Что еще надо?
Вообще, отношение было самым душевным. И что, что на завтрак я сам бы не доехал? Принесли в номер. Из гостиницы на тротуар выехал, а дальше никак? Тоже не беда. Мне дали в сопровождение охранника, и мы преодолели все бордюры с поребриками. Осмотрели центр и под кофе поговорили за жизнь в «маме-роме» неподалеку. Город не запущенный, но явно бедный. Выщербленная плитка на центральной площади. Скромные заведения. Встретить пандусы или съезды на тротуарах как повод удивиться.
Из Читы выбрался ближе к обеду. Дело было 12 июня. Праздник. Центр перекрыт. Отъехал пару сотен километров, и потянулись бесконечные безлесные холмы. Унылые ссыльные места. Нерчинск, Чернышевск. Странные и чуждые этой местности островки жилья. Даже летом ощущение космической заброшенности. А зимой тут каково? Сотню-другую километров в обе стороны и природа совсем другая. С лесом и речками. Со сказочными видами и, наверное, с медведями. Но ссылали почему-то сюда. Шушенское покажется курортом.
Пошли многие сотни километров почти полного безлюдья. Горы, сопки, холмы, покрытые соснами, перемежаемые падями, ручьями и речушками. Цивилизация представлена только автомобильной и железной дорогами, идущими почти параллельно и иногда необъяснимо пересекающимися. Здесь желательно всегда заправлять полный бак и искать заправку, когда бензина осталось половина. Кафе и придорожные гостиницы так же далеко друг от друга. Отчасти это компенсируется хорошо обустроенными площадками для отдыха, расположенными с разумными интервалами по всей трассе. Кое-кто на них и ночевал.
Родина слово пафосное и одновременно интимное. Оно производит в душе трепет и гордость. День за днем пролетающие за окном бескрайние, дикие, вольные просторы производили в душе тот же трепет. Какое-то распиравшее чувство подсказывало, что неизвестно, как там по части наших личных достоинств, но по части Родины нам здорово повезло.
Попутно и навстречу ехало немало иностранцев. На мотоциклах, на машинах, в автодомах. Это наши «перегоны» дорогу от Владивостока до Петербурга проходят за неделю. У меня это занимает 10 дней. А иноземные странники едут еще медленнее. Интересно, что им думается в таких местах?
Стало темно, дорога сквозь налипших насекомых едва просматривалась, но я тянул до нормальной стоянки и причалил у кафе и мотеля на трассе где-то в районе Сковородино. Понятно, что искать здесь пандусы и номер для инвалидов я не стал. Спать в машине дело привычное. Полотенце вместо подушки, куртка вместо одеяла. Если затекают ноги, их можно на руль. И значительно раньше, чем в гостинице, понимаешь, что выспался. Кафе в такую рань не работало. Завтрак и шведский стол в отеле «Авалон» был строг и сдержан.
Как только у соседних машин появились первые проснувшиеся, я попросил протереть ветровое стекло. Щетки дворников только размазывали прилипшую мухоту. Воды омывателя не хватало. В таких случаях идеально помогает сильный дождь. Он случился значительно позже, у Биробиджана и таки отмыл мне вновь залепленное стекло. Но в то утро и в том месте погода на дождь даже не намекала. С помогавшим мне соседом по парковке мы познакомились и дальше километров триста ехали вместе. Сергей возвращался откуда-то из Краснодара к себе в Комсомольск-на-Амуре. Вот уж прокатился, так прокатился. Он помог мне и на заправке. Вообще, на этом перегоне от Читы до Хабаровска встретить заправщика у колонки почти нереально. Обычно я дожидался, когда подъедет кто-то еще и просил заправить. Иногда операторы выходили и заправляли сами. Но это у них нарушение инструкции.
Часовые пояса шли мне навстречу, так что в Хабаровск я тоже приехал к ночи. Отель «Олимпик». Очень удобно, что в центре. Пандус вполне соответствует. Двери, лифт, номер — всё отлично. Но до пандуса надо сначала на тротуар, а с этим традиционно не подготовились. Въезда нет. Охранники нашли место, где поребрик ниже и отчасти выкрошен. Ну, да ладно. Сколько можно об одном и том же. Утром мне рассказали, куда ходить и что смотреть. Сил хватило едва на пруды. Доехать можно. Туда под горку. Обратно с языком на плече. Разгорячился так, что полез бы в пруд, несмотря на погоду. Остановило только предупреждение о 380 вольтах. В целом место симпатичное и для прогулок на коляске вполне годится. Надо только лучше потренироваться.
Традиционно хотелось бы отметить помощь от персонала отеля. Как и везде. Хабаровск тоже не подкачал. Перед стартом к Владивостоку нужно было снять денег в банкомате. Сбербанк находится в том же здании, что и отель, но с другой стороны. Но там только для вип-клиентов. И с обязательной ступенькой. Охранник сбегал туда, договорился и помог мне въехать и выехать. Что там делают с вип-клиентами, я не понял, но, кажется, на весь офис я был один.
Уже от Хабаровска я заметил, что пейзажи как-то поменялись. Флора стала не сибирской. Пропали сосны. Деревья приобрели вид непривычный и порой незнакомый. Появилось что-то неуловимо южное. С каждым часом все более явное. Может, просто потому, что я ехал теперь строго на юг. И чтоб вы знали, Владивосток находится на той же широте, что и Сочи. Или, например, Марсель. И тоже на берегу моря. Только моря у них все разные.
Казалось, что последние 200 километров перед Владивостоком никогда не закончатся. Опять легла ночь. Скорость упала. Нужно было ооочень внимательно смотреть за дорогой с неожиданными ямами. Но вдруг все переменилось. Начался автобан. Отличного качества четыре полосы с разделителем. Хорошие освещенные развязки. Ближе к городу фонари появились везде. Цель пути приближалась стремительно. За стеной фонарей темень стояла непроглядная, но навигатор вдруг показал, что я где-то посреди воды. Это уже море? Потом пошел город. Непривычный. С дорогами или вверх, или вниз. С домами на склонах. Хорошо, что трафик был ночной. Ведомый уверенным женским голосом, я добрался до отеля почти без стресса.
Уффф. Сам устал. Сделайте кофе, и мы продолжим.
2.....
А утром за окном было море и корабли. Отель «Азимут» не обозначен как доступный для инвалидов. Во Владивостоке вообще с этим проблема. Пара странных предложений и всё. Но, будучи сетевым, «Азимут» уже имеет определенные стандарты, которые меня вполне устроили. Просто сам номер был маловат, санузел не оборудован поручнями и тесен, двери не под любую коляску. Но для меня это не критично. Доползти, подтянуться, почистить зубы в душевой кабине не считается за проблему. Главное, что пандусы от парковки до лифта были правильными, к завтраку не вели ступени, а сами завтраки были вкусны и очень разнообразны. Помощь практически нигде не требовалась. Это самый большой плюс. При том, что «не нужно ли чем помочь», спрашивали постоянно.
Во Владивостоке у меня друзья. Всего за неделю там их стало в два раза больше. Вскоре после завтрака мною занялись. Сначала купили кое-какие запчасти. В дороге почему-то начала гаснуть панель приборов. Нельзя было не то что увидеть скорость, это ерунда, но и уровень топлива и температуру двигателя. Ну, и переключатель фар немного подгорел. Затем меня повезли показывать город контрастов. Мы забрались в складские окраины, потом на обзорную площадку и вернулись в самый что ни на есть центр. В центре Владивостока нашлись пара сотен метров ровной поверхности. Поверхность обрывалась у стеклянного ограждения, за которым был причал и плескалось море. Меня погуляли по набережной и парку, вернули на место отдохнуть и продолжили вечером в ресторане.
В общем, я достаточно быстро понял, что в этом городе о самостоятельных прогулках на коляске, например, по центру можно забыть. При том, что съезды-въезды на тротуары, как я видел из машины, на некоторых улицах присутствовали и соответствовали. Но такие уклоны точно не для меня. Все же были два места, куда я поехал один. Это бухта Лазурная и океанариум на острове Русском. В первом случае можно было прокатиться по променаду, послушать прибой, посмотреть в туман, заехать в ресторан. Вот к воде никак. Во втором случае возможностей было больше. Плохо организована продажа билетов. Но доступность почти абсолютная. Прилегающая территория, павильон с кассой, основная часть с экспозициями. Везде сам. Только шоу дельфинов смотрел сверху, а не у бассейна.
Дни бежали. Мне заменили сгоревшие приборы. Показали лучшие и просто милые места. Накормили тем, что едят сами. Хотя вилок при этом не давали. Заставляли есть какими-то палочками. Дали их с собой 27 комплектов. Вывезли на косу с маяком, выгрузили чуть не в воду, но хоть не уехали. Потом отпаивали пивом. В море не взяли. Сказали рано еще.
Из «Азимута» я переехал в «Асторию». Моря за окном не было, зато это был центр. Как мне обещали, в строящейся рядом новой «Астории» будут и пандусы по нормативам и специальные номера для инвалидов. Но пока доступность обеспечивали ППС (пандусы передвижные самодельные) и моментальная помощь персонала. А в номере, как я уже говорил, для меня важна чистота. С остальным разберусь. Кстати, завтраки в «Астории» искупали все неудобства. Кухня вкусная вся. А красная рыба и икра в любом количестве. После этого о пандусах почему-то не думалось. Кто такие пандусы? Первый раз слышу.
В общем, Владивосток навсегда в моем сердце. Однако в любом путешествии важно не только уехать туда, но и вернуться обратно. Туманным, сырым, моросящим утром я двинул в обратный путь. По низкому мосту среди волн Амурского залива, по отличной дороге мимо непривычных деревьев и нетронутых пастбищ. Удивительно, но признаков сельской и хозяйственной деятельности почти нет. Наверное, никому не интересны тучные стада на сочных зеленых лугах, поставляющие свежее, экологически чистое мясо, молоко и прочее в крупный город неподалеку. А ведь в этом городе дешевле, чем везде, наверное, только машины с правым рулем. То же молоко раза в два дороже, чем у нас. Бензин дороже процентов на 10%. Зато квартиры по цене как в Петербурге.
От Хабаровска вся эта пасмурность и сырость закончилась. Началась сушь и жара. Еще началась какая-то странность с машиной. На ходу выключался и затем опять включался мотор. Вне очевидной связи с чем бы то ни было. По мере углубления в безлюдную часть трассы отключения становились чаще и продолжительнее. Добравшись до очередной площадки для отдыха, машина отключилась надолго. Предполагать можно было всё, что угодно. Солнце стояло над головой. Градусник показывал около 40. Оставалось ждать.
Просто от скуки я позвонил на номер 112 и спросил, есть ли у них техпомощь на трассе и что могут посоветовать. Человек по голосу пожилой сначала продолжил параллельный разговор с кем-то по коммунальной проблеме, потом вернулся ко мне и сказал, что может только дать телефон эвакуатора. С учетом, что в обе стороны, хоть до Хабаровска, хоть до Читы было по 1000 километров, эвакуатор выглядел особенно привлекательно. Больше я не мешал серьезной службе заниматься своим делом.
На всякий случай позвонил друзьям во Владивостоке, не подскажут ли чего. Друзья имели прямое отношение к форуму Дром ру. С этого момента меня взяли на контроль и вели, помогая, как только можно, до самого дома. А машина вдруг завелась и какое-то время нормально бежала. Потом опять встала. И так без конца. «Звонки другу» и советы форумчан помогали скорее морально. Ведь сам я не мог залезть под капот и посмотреть, не там ли причина. Спецы на форуме высказали немало версий, но определенности не было по причине странности самих отключений и, главное, включений. Сошлись на том, что машина, поняв, что ее обманули, и домой в Японию мы не поедем, просто пребывала в состоянии фрустрации.
В общем, глох, заводил и ехал, пока ехалось. В ночи добрался до уже знакомого кафе. Утром, кое-как растолкав машину, заглянул в Сковородино. Местные сервисы честно сказали, что дело в электрике и специалистов у них нет. Лучше добраться до Читы. Перед Читой машина как опомнилась и километров 400 ехала без замечаний. Так что я передумал делать диагностику и решил пилить до дома. Но стоило отъехать за Читу километров 100 и все началось заново.
Еще километров через 200 стало хуже. Сказалась ли плохая дорога, жара под 40 и перевалы или это была самурайская месть, история умалчивает. Но за 50 км до Улан-Удэ я встал совсем. По чистой случайности машина успела перевалить горку, под уклон я докатился до деревни, воды и сотовой связи. Аккумулятор не вынес постоянных заводилок и сдох. Попытка «прикуриться» от местных машин и доехать до города успеха не имела. Поскольку меня ждали, я позвонил и доложил ситуацию.
До глубокой ночи форум Дром ру в Улан-Удэ звонил и интересовался нашим с машиной состоянием, решая оргвопросы моей доставки в сервис. Не приехали за мной в ночь только потому, что я сказал, что спокойно переночую в деревне. Утром ребята на двух машинах поехали ко мне с бензонасосом, проводами, инструментами, квасом и надеждой завести. Не вышло. После нескольких часов безуспешной мороки на жаре взяли на буксир, посадили крепкого товарища за мой руль и оттащили в сервис. А это непростое дело по их горным дорогам с заглохшей машиной, у которой руль и тормоз работают только от гидроусилителей. Машину определили в сервис. Меня в гостиницу. Пока сервис искал причину, я осматривал Улан-Удэ, который когда-то был Верхнеудинском и удостоился чеховского замечания как «миленький городок». И это чистая правда.
Побывал я даже в дацанах. Буддизм настраивает на спокойствие. Потому, несмотря на жару и проблему, я был спокоен как монах. Омманибадмэхум. И нормально. Кстати, центр Улан-Удэ оказался относительно доступен для передвижения на коляске. Меня таки выгуливали и тут. Традиционные для наших городов приколы в виде нормального съезда с одной стороны перехода и высокого бордюра с другой здесь, конечно, тоже встречались. Кого этим удивишь? В целом, как везде, не хуже многих. Но что особенно потрясло, так это пандус в подземном переходе с идеальным уклоном и поручнями. Ничего подобного больше не видел нигде. Гостиница «Северный Байкал» была доступна через пандус торгового центра на первом этаже. По окончании рабочего дня вход со стороны пандуса запирался. Но охранник отпирал и впускал-выпускал меня без проблем даже за полночь.
Машину вылечили или она просто прониклась буддизмом и равновесием, но проблема ушла и не появлялась. В одно пасмурное и приятное утро мне дали в дорогу еды, воды, свежих огурцов и вывели из города. Когда по правую руку опять показалась большая вода, я свернул на дорожку под железнодорожной насыпью и оказался на самом берегу. У воды лавочка с навесом от дождя. Несколько домиков. «Славное море священный Байкал». Рыбачка Рая. Копченый омуль. Почему я тут не остался, не понимаю.
Поскольку я выехал утром из исторического Верхнеудинска, то считал, что завершить день можно никак не ранее, чем в Нижнеудинске. В сумерках добрался до него, но вот останавливаться передумал. Дата основания 1640 год совершенно не устроила. Если б хотя бы 1570. Посему поехал дальше до, можно сказать, культового места перегонов и дальнобойщиков у поселка Алзамай. По обе стороны дороги практически напротив расположились оазисом заправка, мотели и кафе в направлении на восток «У Петра», в направлении на запад «Паллада». Соответственно, я остановился у крыльца «Паллады». Поверьте на слово. Там тоже не было пандусов и удобств для колясочников. Может, потому, что они там никому не нужны? Скучавшему на лавочке охраннику я показал желтый значок, объяснил ситуацию, попросил принести из кафе чаю с лимоном. Как обычно, без проблем. Тут же у крыльца меня и сморило.
«Хорош спать», — подумалось мне в пять утра. Кто бы что ни говорил, это верный признак старости. До сих пор я думал, что только ночевка в машине обеспечивает ранний подъем. Но оказалось, что стройная теория нуждалась в доработке и приобщении новых фактов. Все тот же охранник все так же сидел на лавочке и не спал. Мы переглянулись, и он пошел за чаем. Между прочим, в дороге кое-кому лучше не завтракать. Не так клонит в сон к полудню. Лучше петь песни, а обед перенести на отдаленное потом.
До Новосибирска оставалась примерно тысяча километров. Это означало, что ужинать я буду дома. Машина бежала ровно, не подавая даже намека на прошлые обиды и проблемы. Но око модераторов форума Дром ру следило за мной неусыпно. Когда я вошел в зону ответственности красноярских товарищей, меня принудили к остановке недалеко от Красноярска, убедились в исправности и вручили фаршированных блинов. А еще настоящего, как в детстве, лимонада. Лето в Сибири честно выдавало 30 и более, так что актуальность этого напитка невозможно было переоценить.
Чтобы не смотреть на отвалы и дымящие трубы при Ачинске, я решил проехать через сам город и центр. Некоторые места словно из фильма «Мир после людей». Дальше все было буквально как в начале путешествия, только в обратном порядке. Мариинск. Просто Мариинск. Смешной после Иркутска и Улан-Удэ серпантинчик. Вместо утренних вечерние пробки на рабочих окраинах Кемерово. Немного терпения и за 40 км до Новосибирска пошла хорошая четырехполосная с разделителем дорога, которой так не хватало на участке 5500 км между Новосибирском и Владивостоком. На ужин был омуль холодного копчения и холодное пиво.
Ну, и о смысле бессмысленного. Зачем было это все? Адекватного ответа не существует. Затем, что вообще путешествовать интересно и любопытно. А еще припомню анекдот из брежневской эпохи дефицита. Иностранная делегация спрашивает у директора гастронома, почему в продаже нет красной или черной икры. «Не пользуется спросом, — отвечает директор. — Давайте пройдем в торговый зал и понаблюдаем хоть весь день. Кто-нибудь спрашивает икру? Никто. Так что нет спроса». В отелях, мотелях, кафе, магазинах, заправках и прочем отсутствие условий, несмотря на двадцатилетнее наличие соответствующего федерального закона, просто на бытовом уровне мотивируется отсутствием необходимости. Не нужно ведь. Нет тут никаких инвалидов. А появление кого-то в коляске вызывает недоумение и стресс. И осознание, что да, что-то все-таки нужно. К счастью, в коляске по стране езжу не только я. И если сравнить сегодняшнее положение дел с тем, что я описывал в первых экспедициях, то совершенно очевиден разворот как в отношении общества и власти к инвалидам, так и в практических переменах.
Я вовсе не думаю, что от моих экспедиций, отчетов и напоминаний все моментально поменяется. Да и появление вдруг идеальных условий сделает мои похождения скучными и унылыми. Лишит их приключенческой составляющей. Если настанет это страшное время, мне останется сидеть дома и предаваться воспоминаниям. Поэтому я не собираюсь делать мир лучше. Я просто гуляю туда-сюда и создаю спрос на икру. И интересно и не зря.