|
Ну, поехали.
1.....
Идеальное путешествие это, когда не знаешь, где окажешься. Ну, то есть, предполагаешь, конечно. Даже направление выбираешь более-менее точное. Но финальная точка обязательно должна теряться во мраке неизвестности. Так везет только всяким первопроходцам. Для остальных это просто мечта. Остальные тупо смотрят на карту и прикидывают, что, где, когда. Не я первый понял, что мы живем в неудачное время. Вся география давно расписана по параллелям и меридианам и видна со спутников. Везде кто-то уже побывал и рассказал, как оно там вообще. Мне остались только неидеальные путешествия с целью поглазеть, потрогать, понюхать, запомнить. И на всякий случай примерить это место для себя. Хотел бы я здесь жить? Смог бы? Ёкнет ли сердце, что вот оно то самое, хоть оставайся? Или стоит поискать другое, неизвестное, получше?
Новосибирск так расположен, что на карте страны во все стороны примерно одинаково. Красноярск, кстати, живет с той же мыслью. Отсюда ревность. Хотя, если быть скромнее и точнее, то ровно посредине между Владивостоком и Калининградом молча и скромно лежит Мариинск. Примечателен он острогом, зоной и ликеро-водочным заводом. По большому счету мы все где-то здесь. А несколькими сотнями километров можно для точности пренебречь. Это всё к чему? К тому, что, проживая практически на распутье и собираясь погулять, обязательно нужно выбирать, в какую сторону пойдешь и что потеряешь. Красот много. Земля наша велика и обильна. И порядка в ней, ага, сами знаете. В общем, везде есть на что посмотреть.
Не знаю, почему, но почти всякий раз меня уводит налево. В смысле на запад. Который год мечтаю, как честный человек, направо. На восток. На самый дальний. А еду на запад. Правда и до самой западной точки ни разу не добирался.
Вот так и в лето 2016 однажды утром я выехал из Новосибирска, имея солнце за спиной. Когда позади остались суетные предместья большого города, движение стало размеренным, даже умиротворенным. Пришло время тому, что так притягательно в долгой-долгой дороге. Созерцание и размышление. Движение рождает мысль. Мысль идет глубже и исчезает в пучинах бесследно. Относительно ровная, в основном прямая дорога, низкий трафик, постоянная комфортная скорость, бесконечные поля-рощицы-озера или степь да степь кругом до самого горизонта. Путь далек лежит. Главное — не уснуть.
Автопилот на наших дорогах применять нельзя. Много дураков. Примерно часов через семь ямщицкой доли внимательно и осторожно, придерживая себя, притормаживая и уворачиваясь от вылетающих навстречу, благополучно, тьфу-тьфу, подъехал, наконец, к Омску. Прежде я здесь уже останавливался. Белогвардейская столица Сибири, между прочим. Немного истории в центре, набережная со слиянием Оми и Иртыша, ресторан «Колчак». Единственный в Омске физически доступный для меня отель «Ибис». Очень приятный. С отличным завтраком. Но солнце еще высоко. А в наших краях 600 км дороги не считаются достаточным основанием, чтобы становиться на постой. До Тюмени добежать каких-то 700 км.
Нормальной объездной у Омска нет. Поэтому примерно час ушел на то, чтобы проехать по окраинам и окрестностям и вновь выйти на философскую дорогу с тем же пейзажем, ведущую на Тюмень и Екатеринбург. Или на Курган и Челябинск. Кстати, если вы до последнего сомневаетесь, каким путем проходить Урал, северным или южным, пологим и очень петлястым или не очень петлястым, но более крутым, то надо выбрать до Ишима. У вас будет на это несколько часов размышления в неизменном пейзаже. Хорошо ехать на восток. Там всё, что есть, всё на одной дороге. Выбирать можно только её единственную. При западном направлении выбор нарастает геометрически.
Дороги в Тюменской области особенные. Каждое лето их ремонтируют, создавая пробки на километры. Но всегда так, что первый год они хороши, на второй разбиты, на третий там впору пускать грейдер. Разгоняешься на свежей дороге и, бац, попадаешь на прошлогодний участок. Тут как повезет. Забудьте про подвеску. Колесо бы не пробить. Радует, что чаще стали встречаться те, кто по обочине не обгоняет, а едет рядом и не пускает обгоняльщиков. Только с дорогами ничего не меняется. И я вам скажу, во всем виноват закон сохранения. Ведь в самой Тюмени дороги хорошие. Вот в Новосибирске дороги разбитые, а по областным можно ехать ночью, не опасаясь подвоха. Это природа.
В этот раз я выбрал северное направление и ночевку в Тюмени. Отель «Ремезов». Рекомендую. В центре. С окном в пол в ресторане на 14 этаже, старой подзорной трубой и видом на город. С пандусом. Ничто не мешает выкатиться и погулять. А центр Тюмени почти идеально доступен для передвижения на коляске. Ничего подобного я больше нигде у нас не встречал. И уж точно по доступности центр здесь лучше, чем в столицах.
Чем дальше на запад, тем больше истории в городах. Тюмени лет 400 или больше. Целые кварталы от разных веков. После Новосибирска, чья история началась с 20-го века, где случайно выживший столетний дом считается античной древностью, это бросается в глаза. Гулялось почти до ночи. С уличным освещением в центре все хорошо. Все как-то благоустроено. Умиротворенно. И спится здесь замечательно.
Только отъехал от Тюмени уже Екатеринбург. 300 с хвостиком км это по времени чуть меньше, чем от Балашихи до Одинцово. Свердловск — Екатеринбург прелестный город, в котором есть статуя Якова Свердлова, идущего по улице Ленина. Улицы К. Либкнехта и Пролетарская окружают улицу Царскую и Храм на Крови убиенной царской семьи. Есть парк имени Павлика Морозова. Очень неоднозначная история, но парк приятен во всех отношениях. От ротонды, клумб и дорожек до спортплощадок и ресторана с живой музыкой. Еще в Екатеринбурге есть прелестный отель «Хилтон», который вместе с рестораном «Монк» слит воедино с прелестным храмом во имя св. Иннокентия на улице, заметьте, того же Ленина. В холле «Хилтона» картины с красными революционными матросами. На мой вкус, не достает тихо звучащего «интернационала» и иконы в углу. Сам отель и номер чистый восторг. А вот с прогулками по центру города на коляске есть проблемы. Не везде, но во множестве. Решаются выездом на проезжую часть и объездом недоступных тротуаров. Сильно не хватает стоп сигналов и указателей поворота.
Веков и истории в Екатеринбурге чуть поменьше, чем в Тюмени. Город компактен и будто очерчен. Что особенно заметно с обзорной площадки «Высоцкого». Даже странно немного. Это вам не размазанный Новосибирск, где краев не разглядеть, а из конца в конец без пробок едешь час. Подтянутый такой город. Бодрый. Даже старая купеческая архитектура тихих улочек бодрится, но неумолимо выжимается новостроем современного купечества. Вечером всем рекомендую сходить на «плотинку» и постоять, озирая виды запруженной и потому широкой как озеро речки Исеть. Очень много велосипедистов. В воздухе запах кофе, денег и столичные замашки. Уже не Сибирь, но еще не Европа.
Северная дорога не такая впечатляющая. На южной от Челябинска до Уфы виды получше. Горки покруче. Здесь почти незаметно поднялся, почти незаметно спустился. Дорога похуже. Деревенек побольше. Да и за рулем некогда глазеть. Просто выполняешь работу.
Пермь примерно одного возраста с Екатеринбургом. Видимо, поэтому в Перми я тоже поперся в «Хилтон», Оказалось, он на окраине, но все положенные номерам для инвалидов условия были на месте. Ужин в ресторане был ожидаемо вкусен. Все же бренд. И заботились обо мне так, что хотелось восклицать «Вы чего? Я же свой! Из народа! Дайте я хоть фары сам протру». Вечером от отеля до центра ехал 10 минут.
Не судите о Перми по окраинам. Окраины никакие. Но центр неплох. Нет, что я — хорош! Особняков старинных просто завались. На Екатерининской улице даже есть домик в тех же цветах, что и дворец в Царском селе. На тротуарах красными и зелеными линиями проложены маршруты для туристов. В парке пианино для всех желающих. На площади музыкальный фонтан. На коляске по центру гулять можно и много. Идеальные съезды на переходах у нас мало где встречаются. Пермь тут будет получше многих. Ей бы драйва.
Движение по европейской части и по азиатской существенно различается. Например, от Новосибирска до Омска дорога, не считая пары мест в пригороде, нигде не проходит через населенный пункт. От Омска до Перми деревеньки вдоль дорог встречаются, но нечасто. А по европейской части, чем дальше, тем плотней. И хорошо, если перед вами новая дорога первой категории. С развязками и в стороне от населенных пунктов. А если старая, то ползти вам через бесконечные городки и поселки. И лучше за фурой. Потому что дальнобойщики лучше других знают о постах, засадах и камерах контроля и проходят эти места на максимально оптимальной скорости. А на новых хороших дорогах тоже камеры одна за другой. Так что темп движения в европейской части резко падает. От Перми до Казани по расстоянию как от Омска до Тюмени. Но ехать дольше и утомительнее.
Вот уж с каким городом можно загадывать загадки «угадайте город по фотографии», так это с Казанью. Впечатляющая красота. А как слито русско-татарское из сказок и русско-европейское из дворцовых времен! Этот город из тех, куда хочется вернуться. Что я с удовольствием и сделал спустя три года. Причем в этот раз вход-выход в отель, в отличие от прошлого приезда, был мне совершенно удобен. Казанский «Хилтон» не подкачал. Номер суперский. Одно «но». Унитаз не имел кнопки и сам решал когда. А я не мог понять его логику. Столкновение лицом к лицу с чуждым интеллектом сильно напрягало.
В Казани на коляске лучше гулять в самом центре. Не удаляясь далеко от Булака или от улицы Баумана. Ибо чуть дальше доступность заканчивается. В Кремль казанский тоже попасть нереально. Очень крупный булыжник и очень крутая горка. От фонтанов у Академического театра интересно смотрится набережная вокруг Нижнего кабана. Гулять по ней на ручной тяге я не рискнул, но в каком-нибудь ближайшем домике, что по правую руку, был бы не прочь поселиться. В общем, тут есть много чего. Но видит око, да зуб неймёт. Что делать. Вот и у Ленина с Казанью не сложилось.
А дальше на дороге Нижний Новгород. Здесь я в этот раз не проверяю на доступность отели и Кремль. Не посещаю рестораны местного Арбата. Не катаюсь на «канатке». Во-первых, потому что поиздержался. Во-вторых, потому что тут у меня родня. И в третьих, потому что некогда. Освоить десять литров холодного пива дело нелегкое. Даже в жару.
Изрядно отдохнув в Нижнем, двинул на Москву. Однако заметки о Москве в этот раз будут скудны. С отелями в центре у меня вышла несовместимость. Да и не уехать далеко по Москве на коляске. Специально ехать в знакомые и милые места, оставлять машину и нагулять проблемы с парковкой что-то не хотелось. С парковкой в центре стало строго. Парковочное разрешение инвалида московские власти мне не дали. Потому что чужой. Вот жду, когда Москва присоединится к Российской Федерации и на основании общей базы данных мне выпишут талончик на бесплатную парковку в центре Москвы. Тогда-то и погуляю по Бульварному и прочим переулочкам Арбата. Выбрался только в парк Горького. Там с парковкой получилось. Остальное рассматривал из окна машины. Что в такой ситуации делать в Москве? Да совершенно нечего.
Дальше на запад лежал Смоленск. Но прокомментировать отели Смоленска не могу никак. Просто заглянул посмотреть на город и понял, что в отелях нет смысла. Этот город точно не для меня. Он для отражения неприятеля. Для передвижения на коляске исторический центр Смоленска не приспособлен совершенно. Сам город как будто полусонен и подзаброшен. Нет, если меня кто-то аргументированно разубедит, буду только рад.
Не устали ещё? Нужно покурить? Или пойдём дальше?
2.....
От Смоленска совсем рядом граница и Белоруссия. Фуры тормозят. Прочие едут свободно. Остановился спросить у белорусских погранцов про обозначение «платная дорога». Успокоили. Для граждан союзного государства она бесплатна. Что значит родные. Вот бы у нас так везде. Далее указатели. Прямо пойдешь — в Минск попадешь, направо пойдешь в Витебск придешь, налево в Могилёв. Естественно, я поехал налево.
Что вам сказать за Могилев? Гостиницу я тут присмотрел самую дешманскую из обещающих доступность и удобства для инвалидов. И зря. Хотя формально доступ был. Но мебель в номере стояла так, что въехать в него на коляске было невозможно. Пришлось из нее выпрыгивать и пробираться как-то так. Главное ж переночевать и дальше. Гулять на коляске нереально. Из окна машины смотреть есть на что, но неудобно. Остановиться запросто, где хочешь, нельзя. С парковками засада. Впрочем, если вы император, то здесь довольно мило. А вот отрекаться в этом месте очень недальновидно.
Вся Белоруссия немногим больше Новосибирской области. Дорожный трафик такой же, как у нас. Незаметно и быстро появился Минск. Город столичный и немаленький. Почти 2 миллиона жителей. Красивый. Скакать по нему галопом неправильно. А оставаться дня на три не хотелось. В другой раз. Поэтому в центре Минска остановка была только на перекус и на поглазеть. У «макавто» на улице Немига не нашлось парковки для спокойного поедания бургеров и колы. Заняты даже тротуары. Мне пришлось заехать в соседний дворик под знак «движение запрещено», выгнать, под угрозой позвать полицию, таксиста с места для инвалидов и потом переть на коляске в пиццерию. Что, собственно, и обеспечило должную высоту дум в приюте глобализма.
Еще с Эстонии не понравилось проходить визовую границу на машине. Запомнил лица эстонских погранцов и их отстойник перед Нарвой. Литовцы оказались дружелюбнее раз в десять на въезд и на выезд. Но проверки и очереди неизбежны. Понятно, что те, кто через границы шныряет часто, те привыкли стоять. Понятно, что у приграничных жителей это бизнес. Но я-то еду только с коляской и паспортом. Обидно. И пограничникам и мне.
В Вильнюсе разрешено парковаться на тротуаре при условии, что парковка платная. О чем напоминают знаки и паркоматы. И ни одной малюсенькой парковочки для инвалидов в центре. Ни бесплатно, ни льготно. Спросил у местных. Не слышали про такое. По некоторым улочкам особо старого Вильнюса думал, что не проеду. То ямы, то ширина как коридор в хрущевке. Пару раз пузом зацепил. Хорошо хоть бока не ободрал. Виды и перспективы тут, конечно, замечательные. Но меня особо воодушевляли дома с явным отпечатком времени. Повидавшие за века. Самодостаточные. Уверенные, что нынешние обитатели это только приложение к ним. Чтобы остаться, даже не примерялся.
По Литве едут или медленно, на обычных дорогах знаки «70», или быстро. На автобане меня обходили на 150-ти. От Вильнюса отличная дорога до Клайпеды. Через автобан пешеходные переходы с зигзагообразным пандусом для инвалидов. Подарю фотку нашим архитекторам. До побережья я не поехал. Свернул на Калининград. И согласно знакам попилил вдоль полей, хуторов, невероятного множества ветроэлектрогенераторов, заборов с частной собственностью и тихих, чистых, уныло благоустроенных деревень.
На литовской границе никакой очереди. Штамп и пролетайте. Выехал на мостик и, опа, встал посреди речки в очередь на нашу границу. Наши погранцы работали медленно, пропуская всех, кто объезжал очередь по встречке. Зато стоял я в самой что ни на есть исторической локации. Тут вот чуть не подо мной два амператора стрелку забивали. Если вы когда-нибудь слышали про Тильзитский мир, в школе, например, то он был вот в этом месте. При городке Тильзит. Вот именно тут на речке, в домике на плоту Александр первый с Наполеоном подписали оный мир после Аустерлицкого сражения. Того самого, где, если верить Толстому, лежал на поле раненый князь Андрей и удивлялся вечному и прекрасному небу. Вот вам прибрежные домики Тильзита и закат на Немане. Любуйтесь, пока стоим. Каких-то 200 с хвостиком лет прошло. Тильзит теперь Советск. С моста королевы Луизы прям совсем советск. Потом немного получше. Но я его толком и не разглядел. Что увидишь при свете фар? Пока пропустили, настала ночь и полил дождь.
Смешные тут расстояния. От Советска до Калининграда 120 км. Наши все ржут. Ночь и ливень не дали рассмотреть окрестности. По мере приближения к Калининграду нормальная дорога превратилась в отличную первой категории с ограничением 120 для легковых. К полуночи город был уже пуст, а отель нашелся без малейших проблем.
Отель «Кайзерхоф», на берегу Преголи. В комплексе с названием «Рыбная деревня». Чуть-чуть восстановленной истории в окружении типовой советской застройки. Тут же остров Канта с собором, музеем, органом, органистом и могилой одноименного Канта.
Номер для инвалидов замечателен и удобен во всех отношениях. Безбарьерность вполне. Лично без проблем и помощи прокатился из номера до собора. Внутри ступени были. Как-то не подготовились. Но нашлись две специальные пластины и помощник. Наверх в музей только лестница. За разговором и осмотром первого этажа выяснилось, что нес пандус и вкатывал меня на три ступеньки сам органист. Вот так запросто. А через полчаса начался концерт. После концерта, полный возвышенных чувств, вернулся на набережную. Между прочим, тут дают в прокат удочки. Рыба ловится. Чайки кричат. Кораблики катают. Здесь же на набережной кафе. Потому что здесь вам нужно есть и пить больше, чтобы стать тяжелее. Потому что внезапно налетает такой ветер да с дождем, что того и гляди унесет.
Это в центре Калининграда типовая советская архитектура. А в удалении и особенно в северной части сохранилось множество еще немецких зданий. Рекомендую посетить улицу Тельмана и прилегающие. Аутентичности добавляют вымощенные брусчаткой дороги. Какие-то домики словно и не трогали с тех пор. Что-то явно отремонтировано и перестроено, превращено в коттеджи. Кто был в Питере, тот может вспомнить Каменный остров. Здесь же расположено красивейшее Верхнее озеро. С набережной. Такой, что мне не хотелось никуда уходить. Ну, разве что вот в этот домик на берегу. Земля вокруг активно застраивается дорогой недвижимостью. По всей набережной на коляске без проблем хоть к самой воде. Жаль, что она не замыкается, а как подкова упирается в улицу и в узкую калитку в стене у бастиона. С тремя ступенями. Без подмоги кругосветки не выйдет. Но, в конце концов, что я улиц никогда не видел. Мне и на набережной хорошо. Тут же при Верхнем озере через улицу Тельмана милый парк культуры имени отдыха. На машине минут пять на запад отличный зоопарк. И дайте уже зверям посмотреть на вас.
Балтийск, он же Пиллау, на сей исторический период крайняя западная точка страны. От Кенигсберга-Калининграда около 50 км. По почти пустой дороге. Едешь себе спокойно, окрестности разглядываешь. Упс, и уже на месте. Улица упирается в маяк, пирс и корабль.
После «Кайзерхофа» отель «Ибис» был попроще, чуть дальше, чуть труднее попасть на остров Канта, но так же удобен для полностью независимого проживания. Зато дешевле. Тут как у Жванецкого про раков по три и по пять. Выбирай, но осторожно. Но выбирай.
Ах, Светлогорск, ах, променад. Ах, Куршская коса, ах, танцующий лес. Про дюну ничего не скажу. Понятно, что там я не лазил. А завитые деревья встречал и у нас в Караканском бору. Но вот море, это да. Было холодно. Ветрено. От горизонта накатывали волны. Народу никого. Красота. После этого променад Светлогорска вызвал только раздражение суетой и сувенирностью. Сам городок симпатичен. Но почему-то было стойкое чувство, что я в каком-то очередном дорогом подмосковье. Зеленоградск естественнее и милее.
Полчаса от отеля и вот уже польская граница. Если бы не она, можно было бы ездить во Фромборк на обеды. Наши выпустили быстро. А вот поляки принимать не торопились. Соседи по очереди рассказали, что раз на раз не приходится, но пару часов это нормально.
Долго ли коротко ли, но в тот день, ведомый навигатором, я проехал по сельским дорогам и автобанам Польши, потом уехал чуть не до Берлина, потом добрался до Дрездена, потом повернул на Чехию и козьими бесплатными тропами через Татры приехал в Прагу. Не спрашивайте, как так вышло. Я сам не понял. Пока искал, где эта Прага 9, где улица и дом, куда надо причалить, стало за полночь. За мной прицепилась полицейская машина, которую, видать, заинтересовали мои маневры и номера. Остановился, подождал, пока подойдут слева, поймут, что руля нет, и пойдут искать с другой стороны. Показал документы, открыл дверь, включил свет, задрал для убедительности штанину. Они по-нашему ни бум-бум. Хорошо в славянских языках есть что-то общее. Проверили и вернули документы. Спросили, могу ли я вести машину. А вы бы что ответили?
Оставаться в чужих землях надолго мне не позволяют финансы. Спалив калининградское топливо, я надеялся, что дорогущего чешского мне хватит до Бреста. Навигатор показал мне Прагу, провел через центр и потом дальше в горы, но уже другой дорогой. Дороги здесь узкие и без обочин. Даже если очень надо, не остановишься. Пока вокруг только природа, очень похоже на Алтай или Урал. Но вдруг покажется среди леса на вершине башенка замка. Да дома, жмущиеся к дороге, совсем другие и видели не одну сотню лет.
Незаметно указатели перешли с чешского на немецкий, и скоро я опять попал на бесплатные немецкие автобаны. Знак «конец ограничения 120» сначала был не очень понятен. Пока мимо меня не начали проноситься все подряд. Повороты давали ощущения виража. А я то пускался в погоню за гонщиками, то вспоминал об экономии топлива. Собственно, вся жизнь это метания между крайностями. В результате имеем баланс.
На немецких автобанах есть отличные места отдыха с туалетами. Даже для инвалидов. Но в обычные туалеты не заехать, и они примерно такой чистоты, как у нас в школе были. Лучше не прикасаться. А те, что для инвалидов, все заперты. Проверил три подряд. Не попасть. Пришлось везти до кафе в Польше. Там для инвалидов тоже под ключом. Но хотя бы народ есть и ключ дали. А на этих пит-стопах никого. Хочешь воспользоваться, пиши заявку. Так объяснил подвернувшийся дорожный служащий в служебном автобусе на парковке. Вернее, объяснил он это поляку, который понимал по-немецки, с которым мы объяснялись на среднеславянском, который заехал в это место с той же целью, что и я, и которого я, будучи в ступоре, попросил выяснить подробности.
Около полуночи, уже после Варшавы остановился поспать часок. А то глюки начинались. Глубокой ночью подъехал к границе. Самое удачное время. Ждали только меня. В четыре утра, как ворог, пересек Буг. Родные белорусские погранцы смотрели не столько в документы, сколько на праворульную машину. Сами все заполнили, проштамповали, только что чаем не напоили. Хотя, думаю, и напоили бы, если бы попросил.
В общем, экспериментальным путем для себя лично удалось установить возможность путешествия по Европе в одиночку без знания языка, без наличных. Везде обошелся кусочком пластика. Больше переживал насчет буржуйской границы. Там же надо к окошку с документами бегать, пальцы к сканеру подавать. Оказалось, пустяки. Никуда бегать не надо. Подошли, увидели, документы взяли, сами унесли-принесли, мобильный сканер для пальца подали к машине. Дольше искали кабель для удлинения. Сами открыли багажник, сами захлопнули. Проезжай.
Отъехав чуть за Брест, остановился на заправке и сразу уснул. Разбудило припекающее солнце. Легко закатился в кафе при заправке. В санузле для инвалидов чисто, как дома. Умылся, слопал драник с мясом и запил кофием. Всё обалденно вкусно и очень дешево.
На белорусских магистралях на заметных издалека сооружениях висят камеры контроля скорости. И еще знаки «фота» об этом предупреждают. В этих местах все местные притормаживают до разрешенного, а потом опять разгоняются. От границы до границы заметил две передвижных засады. Нарушают здесь скромно. Не как у нас. При въезде на нашу сторону отовсюду раздается облегченный выдох и начинается разгильдяйство. От страны к стране на восток на дорогах растёт энтропия и ощущение свободы.
Точно не устали? Там ещё немного осталось.
3.....
От Смоленска до Москвы 400 км. Но в Москве меня не ждали. Зато ждали в Нижнем. Это еще 400. В лучших традициях подъехал в три часа ночи. Половина дороги в плотных августовских туманах. Многие стояли на обочине. Видимо, любовались. Красота неописуемая. Особенно в населенных пунктах, где сверху льется свет невидимых фонарей, а столбы как едва различимая колоннада. Редкие мерцающие светофоры добавляли ощущения сказочности и праздника.
Вы думаете, это всё? Нееет, это ещё не всё. Отлежавшись в нижегородской берлоге, пройдя курс послеполетной реабилитации в виде пива и рассказов, я таки вернулся в Москву с целью посмотреть хоть что-то новенькое. Пусть и не в центре.
Например, Петровский путевой дворец на Ленинградском проспекте, 40. Но сначала на другой стороне отель «Аэростар». Нормальный такой отель. Парковка под шлагбаумом. С характерным для Москвы леворульным шовинизмом. Каково это с правого руля тянуться к кнопке и талончику? Номер для инвалидов обычный. Староват, правда. Но санузел отмечу. Мало где я встречал правильно сделанный пол и слив. Тут все как доктор прописал. Не скользко и лужи не стоят. Ну, и ладно. Пора погулять.
Дай, думаю, погляжу, чего там Петр себе придумал. Надо только через дорогу как-то. А у меня есть такое, что если проще и правильнее направо, то я налево. Соответственно, слева нашел подземный переход. С лифтом. Всё как надо. Только лифт не работал и на кнопку вызова не реагировал. Там была еще кнопка для голосовой связи. Диспетчер женским голосом пояснила, что, если не работает, значит, не работает. Я не мог отказать ей в логике. Решил посмотреть на пандус. Он такой, вроде крутой горки. Но с двумя поручнями и почему не рискнуть. Тут мне сильно повезло. Добрый и крепкий юноша вызвался помочь. Насколько сильно повезло, я понял, когда спустились и добрались до подъема на той стороне. Там крутизна была такая же, но поручень один. Даже крепкий юноша с трудом выкатил меня наверх. А то бы жить мне в переходе. Несмотря на то, что здоровый авантюризм ко дворцу меня привел, охрана пустить в ворота отказалась. Не положено. Только с организованной экскурсией по предварительной записи. К несчастью, начальство охраны уже упороло на дачу и убалтывать на пропуск было некого. Зато вот прямо тут у перекрестка оказался нормальный наземный переход к отелю. Отсюда мораль. Если идешь верной дорогой, можешь успеть и во дворец. А с Москвой нынче не задалось.
Лето уходило, но наше светило светило и даже жарило. А не поехать ли в Питер? А, конечно, поехать! Тем более чего тут ехать-то, с Ленинградского-то проспекта? Утром выехал — вечером уже там. Вечер моего приезда в Петербург был тепел и полон гуляющего по Невскому народа. Роскошный отель «Новотель» буквально за углом на улице Маяковского принял меня как родного и предложил отдохнуть с дороги. Номер для инвалидов размером как двухкомнатная квартирка со снесенными перегородками. Есть все. Балкон-телефон, все дела. Но главное само место. В этот вечер я никуда не двинулся и провел его в приятных посиделках за чаем с приятными людьми. Утром зарядил дождь.
Все-таки в Питере хорошо. Несмотря на некоторую погоду. Ближайшие к моему отелю окрестности удобны для независимого перемещения на коляске. Можно выбраться в «Галерею» у Московского вокзала. А можно там же в столовую № 1. Или до набережной Мойки. Чуть дальше перемещение становится все более зависимым. По Невскому через Мойку самому только по проезжей части. Далее таким образом везде. Тут или на машине с места на место, или нужен помощник покрепче. Вроде как позанимались немного доступностью да не доделали, отвлеклись. Засмотрелись на красоту вокруг. Я бы тоже отвлекался, гуляя по проспектам, набережным и дворикам Петербурга. Из парадного на Мильонной до магазина. Как вот эта женщина с собачкой. Ну, вы понимаете. Вымокнув и простыв, нагулялся от души. Только в Летний сад опять не попал. Как ни доберусь до него, так всегда закрыт. Зато с охранником в закрытом Михайловском замке мы поладили.
Дождь закончился. Утро, по случаю моего отъезда, обещало отличный день. Не знаю, когда опять сюда попаду. Но вам советую взять книжку Н. Синдаловского о легендах и мифах Санкт-Петербурга, открыть страницы наугад и проехать по адресам. Не пожалеете.
В Москву я вернулся ночевать в то же самое место на Ленинградском проспекте у метро «Динамо». Но отель был уже другой. «Ибис» был построен очень недавно, свеж, чист и удобен во всех отношениях. И по парковке у дверей, и по удобству въезда на коляске.
На этом лето закончилось. Дальше была просто дорога домой без прогулок и излишеств. Только ночевки в Нижнем Новгороде, Перми и Тюмени. Сколько можно скитаться по чужим углам. Это так здорово вернуться в собственную нору. Тем более, что Новосибирск, в общем, не самый последний городишко. Вот теперь всё.