|
И снова всем здравствуйте!
Долго тянул с отчетом о нашей поездке через МОНГОЛИЮ в Алтай в 2022 году, и вот решил написать небольшой отчет.
После поездки в Магадан в 2021 году мы устранили все погрешности и снова бросились во все тяжкие!
Итак, в лето 22 года тремя экипажами закадычных друзей (два экипажа из Уссурийска Сергей и Сергей) мы стартуем в Монголию, а примерно через три недели нас в Алтае встречает замечательная семья из Читы, которые прошли с нами и Крым и РЫМ по дороге в Магадан. План маршрута - зайти в Монголию с Кяхты и, насквозь пройдя Монголию, выйти в Ташанте.
Как всегда, по традиции, фото на память:
Лето было жаркое и Богатыри решили искупаться в реке Зее.
Свернув с проселочной дороги, прошли овраги, буераки ...и...
И опять мы греемся, решили... выкинуть нафиг этот кондиционер.
Дорога до Улан-Удэ знакома и пройдена не один раз.
Проходя Читу, встретились с друзьями, они будут ждать нас в Алтае. Спасибо за душевный прием и вкусный шашлык от Алексея.
Здравствуй, погранпереход!
На границе были ранним утром, поэтому прошли быстро, и нашу и Монгольскую. Таможня особенно не зверствовала, прицеп просто открыли, а друзьям пришлось немного выложить вещей, прошлись с собакой и отпустили на ту сторону.
Поменяли деньги как положено, …и тут же стали миллионерами. Ох, уж эти тугрики… Но о них чуть позже.. Сделали страховку на машину, свою страховку по состоянию здоровья тоже взяли, так, на всякий случай, заграница же…, ехали мы в ковидный год и перед поездкой было много вопросов про прививки и справки, а на самом деле это никого не волновало, и у нас ни разу не спросили про это.
И не задерживаясь, едем в Улан- Батор. Мягко сказано, едем, летим… Жаль нельзя вставить ролик о нашей езде… Прямо как в произведении сказано « …и какой же русский не любит быстрой езды…»
Дорогу строят 10 лет… и все никак не построят, поэтому дорога - просто поле, степь с низкотравьем, с песочком, как в полупустыне, с сотнями направлений… (собственно, как и по всей Монголии, стоит только свернуть от трассы).
Ну и вот такие участки...
Дорога, которую строят, и приходится её всё время объезжать по полям.
Первые города к Улан-Батору - Сухэ-Батор и Дархан.
На въезде в любой город Монголии вас встретит вот такой важный домик, и вы даже не подозреваете, что все время нахождения в этом городе, вы под наблюдением зоркого глаза монгольской полиции…
Местные чебуреки (хуушууры) на каждом шагу.
Но мы пока от своей еды не отказываемся..
Животноводство - основной вид деятельности, животные - священные.. Приходится двигаться осторожно...
Монголы едят много жирного мяса и бесконечно пьют Кока-Колу, утверждая, что она выводит жир из организма.
Прибыли в Улан-Батор поздно вечером и давай искать гостиницу, которую забронировали еще до отъезда. Это достаточно сложно, петлять по городу с огромным количеством машин и найти не то, что так рекламировалось на сайте (оказалось, просто хостел с двухярусными кроватями и кучей народу), кинулись по ночному городу искать что-то поприличнее, и вот удача! Монголы, видимо, чувствуют нас по запаху, прям на дорогу выскакивает женщина и машет руками, на ломаном русском: «Спать, спать». О да, нам спать (мы с прицепом, и нам в принципе все равно, где стоять, но товарищам и нам хотелось вкусить местного колорита). Женщина оказалась администратором довольно шикарного отеля посреди города, быстро разогнала припаркованные машины у отеля и поставила нас в колонну прям напротив дверей отеля,
дала время прийти в себя и потащила в ресторан ужинать, где мы с голодухи (весь день за рулем) налопались местной вкуснятины (много мяса и жира),что утром лично я не выйти из номера — будьте осторожнее (ну, понятно по какой причине). Миллионы миллионами, заправить бак газа 250000 тугров.
И тут небольшое отступление назад. Когда мы стояли в Гусиноозерске, на озере купались и парились в передвижной бане, мне в глаз попала соринка, мучился всю дорогу.
А после сладкого сна и мучений с желудком глаз прям совсем не давал покоя, и мы кинулись искать клинику. Тыкались то в женскую консультацию, то в госпиталь, то еще куда-то, хорошо все рядом. И не найдя, возвращались на то же место. К нам подошла женщина: «что ищете?», объяснили, поняла (население в возрасте довольно хорошо говорят по-русски) отвела и просидела с нами почти час, очень отзывчивые люди, и это еще не раз нам поможет.
Ну, наконец-то можем спокойно осмотреть достопримечательности.
Идем по Улан-Батору, встречаемся с семьей из Якутии. Вместе идем в краеведческий музей.
Центральная улица Улан-Батора.
Памятник знаменитому географу, историку Марко Поло. Очень хорошо когда мы ходим в музеи. Мы узнали, что Марко Поло был летописцем у хана Хубилая, а он был в родственных отношениях с Чингисханом! Хубилай - сын четвёртого сына Чингисхана Толуя, правителя отцовского юрта коренной Монголии. Мать Хубилая - старшая жена Толуя кереитка и христианка Сорхахтани.
Центральная площадь Улан-Батора.
Красивые памятникаи национальной культуры на улицах Улан-Батора.
На слудующтй день поехали смотреть историко-скульптурный комплекс, посвященный Чингисхану.
Главные ворота в исторический парк.
Внешний вид скульптуры впечатляет. Огромное сооружение над степной ровной поверхностью. Дата основания 2008 год. Высота- 50 метров. Покрыта металлом, весом 250 тонн, в двухэтажном постаменте размещаются художественная галерея, музей эпохи хунн, бильярдная, ресторан, сувенирная лавка.
Такой сапог мы увидели внутри скульптуры Чингисхана, там музей. Но такие же сапоги стоят на въезде почти в каждый городок Монголии.
Конная статуя Чингисхана - самая высокая в мире. После экскурсии возвращаемся в Улан-Батор. Да, это надо видеть.. Пробки во Владивостоке значительно меньше, хотя о них многие наслышаны.
Жара. 40 градусов. Машины плотненько стоят в 4 ряда в одну сторону. Выйти нельзя. Ехали в город 6 часов. Вымотались от жары, шума, свистков полицейских, гудков водителей, встраивающихся в колонну слева, справа. Не пустишь, еще будешь виноват. Приходится притормаживать, матюкаясь..
И вот чего не ждали, толкаясь в часовых пробках на жаре под 40, у Сергея выходит из строя генератор, прям посреди дороги в центре города, цепляем Крузака на шкворку в и толкаемся по городу в поисках сервиса (тщетно), и тут приходит мысль, (в городе видели много подготовленных джипов, ну, значит, наши люди) выхожу на дорогу в центре города, и высматриваю крузака со шнорхелем, вижу, ложусь на его капот машины (благо сплошная пробка, выглядело это, конечно), машу рукой, давай за мной. Человек был наш, и все понял сразу, провел, и катал нас по городу в поисках генератора часа три, нашли, поставили.
Поехали, а стояли мы вот на этой площадке сутки , все забито машинами, и утром пришлось выезжать по тротуару, где шел полицейский, очень переживали, что он нас остановит.. . Он и остановился, развернулся, и попросил наши документы… ох и страху мы натерпелись, но нас отпустили, благодаря парню переводчику, проходившему мимо.
Улан - Батор самый густонаселенный город в нем проживает большая часть жителей Монголии, и машин там просто видимо не видимо, и едут они куда хотят, и как хотят, бесконечно сигналя, как в Китае.
Ну суть не в этом что наши товарищи принимают решение вернуться в Кяхту, и не испытывать судьбу с генератором и коробкой (у второй машины грелась и плохо включалась механика), мы остаемся одни и едем дальше…
Да, в один экипаж, это немного грустно, но нас же ждут наши друзья в Алтае, надо ехать дальше…
Монголия - это страна среднегорий, очень красивая, необьятная, солнечная, ветренная…
Местный колорит- юрта, мотоцикл, крузак, стадо животных: овцы, лошади, яки, верблюды, по дорогам едут огромные машины дальнобоев, перевозящих шерсть животных. Удивляешься как они преодолевают перевалы высотой в 700 метров.
Ох, уж наши вредные привычки русских, покурить… Но это иногда и плюс, так мы познакомились с монгольской группой друзей, которые ехали на север страны на национальный праздник монгольского флага. Очень звали нас с собой.
Остановились, покурили, стали изучать маршрут... Нет.. нам пока не по пути..
Видимо, это основной перекус Хуушур и водку пьют за рулем, совсем не стесняясь.
А мы катим по Монголии.
Пошли мы нижней дорогой, у нас на пути города Арвайхээр, Баянхонгор, Алтай. С Алтая очень хотели уйти на Хубсугул, но время (кто бы знал, что с нами случиться). Ничего, заедем в следующий раз со стороны Култука на его северную часть.
Памятники лошадям встречаются очень часто, как нм объяснили, это победители конных скачек.
Пустыня тоже есть, наверное даже не стоит в Гоби катиться.
А в песке-то чуть не застряли.
Проезжаем городок Ховд. Такие ворота у каждого города.
Бескрайние просторы, путые дороги, попутчиков мало.
На одном из участков трассы видим разбитую машину с пробитым колесом и у парней ничего нет... кроме спущенной запаски, надо помочь!
На протяжении всей дороги встречаются пастухи то баранов, то верблюдов.
Пастухи современные, на мотоциклах… Иногда верблюды очень быстро перемещаются… Такие насыпи камней – место поклонения и уважения путникам, которые прокладывая дорогу, очищали ее от камней и складывали в одно место.
Также здесь можно оставить хлеб, монетки, игрушки на память..
Очень все интересно, но как всегда, поджимает время, 16 июля нас ждут на Алтае.
Крайний городок перед границей Углий, уже вечереет, и до границы 100 км, у нас почти закончились тугрики (осталась мелочь на которую ничего не купишь), догоняет нас приус, и упорно пытается остановить, моргая фарами и сигналя (кто бы знал, что в этом городке мы задержимся аж на неделю) так мы познакомились с гостеприимным Муратом, бизнес которого в том, что бы ловить таких как мы, и селить у себя, будем так говорить, в кемпинге.
Связи у Мурата видать очень большие, и деньги поменять, и на границе и у полиции договориться обо всём, наверное, может… Останавливает, значит нас, и говорит: « и куда вы? Да мне про вас еще при въезде в город позвонили с поста полиции. Граница закрыта до 21 числа, откроют на один день 18 числа в связи с праздником Национального флага ( НААДАМ).
В общем, мы попали...
Но зато куда глубже познакомились с бытом и колоритом местной жизни.
А вот наши гостеприимные хозяева - Мурат и Баха:
Побывали мы и на дне рождения внука Мурата, и на параде, на конных скачках, и сгоняли в заповедник на границу с Китаем.
Познакомились у Мурата с ребятами из Москвы (Александр и Настя), из Новосибирска (Олег и Наташа), из Челябинска был парень байкер Данил.
А вообще у Мурата перевалочная база, люди меняются каждый день и ночь. Спасибо им за гостеприимство, вкуснейший БИШ БАРМАК и душевный уют.
Владивосток (Надежда) - Москва (Александр, Настя)
День рождения внука. Очень теплыйй прием, вкусная еда, много родственников. Внук Мурата поет нам песню «Катюша».
Следующий день. Праздник НААДАМ. Парад, национальная борьба.
Ну и вечером просто потрясающий закат.
День третий…
Скачки. На скачки съезжается просто невероятное количество людей. Большинство в национальных костюмах, ставятся торговые ряды, жарится много мяса и кругом машины и палатки.
Жители Монголии очень доброжелательные, веселые люди.
Скачки нам понравились. Все всадники были встречаны с радостью, хоть первый, хоть самые последний. Ну и любимые хуушууры и чай с молоком.
Нагулялись, но у нас было еще три дня до открытия границы, и Мурат обещал нас проводить и помочь с прохождением (и на самом деле, приехал и проводил), а что же делать еще три дня? И Мурат предлагает съездить в заповедник на границу с Китаем на озеро Хотон-Нур, за что мы заплатили 7000 рублей. Сказал, что дорога нормальная, и мы с ребятами из Москвы и Челябинска (были с нами у Мурата в гостях) рванули просто в горы за огромным Хариусом, дорога в 100 км заняла 9 часов.
Парень Данил с Челябинска.
Так живут пастухи, несмотря на скромный быт возле каждой юрты стоит Крузак и мотоцикл.
Иногда, видимо, добираются так. Ломаются джипы, но монголы, видимо, очень отважные, так что Приус может тягаться с Крузаком на таких дорогах.
Каменистые участки дороги сменяются вот на такую стиральную доску.
И понемногу начинается подъем в горы, так мы добрались до отметки 2500 м.
К сожалению, когда ползали по горам и каменным дорогам, фотать не получалось от состояния экстрима. Но прибыв на место, ощущаешь разницу температур, тут ты в футболке, а тут уже в фуфайке.
Место отдыха перед подъемом в горы Монгольский Алатау.
Мы реально замерзли от близости снега в горах, а когда пошел снег так и вовсе решили рвануть обратно, пока эти каменные подъемы не превратились в ледышки…
Обратно мы ползли 10 часов, пробили радиатор, оторвали глушитель и разорвали задние лонжероны, дергая прицеп в подъемы.
Приползли мы обратно истерзанные, но не побежденные,… и встречаем семейную пару из Новосибирска, и они, типа, тоже туда же, «Ну-ну», — сказал я и пошел спать.
Экипажи Владивосток — Новосибирск.
Помогали все завязать задний бампер за распорку в салоне, чтобы не потерять прицеп.
Починили ступичный у прицепа.
О своей поездке Наталья подробно написала в отчете «Как не надо ездить в Монголию».
С горем пополам залечив раны (Мурат нашел сварщика, заварить разорванные задние лонжероны, варил он, кстати, без маски), позвонив в Алтай друзьям, чтобы купили радиатор, мы рано утром рванули на границу.
Это невозможно описать. Это надо прочувствовать. Мурат, как и обещал, приехал и проводил. И начались часовые стояния то на границе, то на таможне.
Так тоже путешествуют, не успели познакомиться с иностранным туристом.
Попав на Родину, мы кинулись в объятия друзей.
Встретились в Алтае. Поменяв радиатор, мы начали свое путешествие по Алтаю.
Как изменчива природа, каких-то пятьдесят километров от Монголии, а тут буйство зелени, деревья, реки, асфальт. Красивые чистые животные!
Марсианские пейзажи.
От всего увиденного в Монголии, от возвращения на Родину, от красоты марсианских пейзажей хотелось летать в Алтае.
Гейзерное озеро.
С погодой нам в Алтае не повезло, день через день лил дождик, и нам не удалось подняться на ретранслятор, с которого очень красивые пейзажи и видна г. Белуха.
Красные ворота и любопытные туристы, мы идем на Кату Ярык.
Музей вдоль дороги и прикольный хозяин Валентин, рассказывает, шутит, поит чаем, очень забавный человек.
Спустились в долину реки Чулышман. Тут базы отдыха.
Спуск с перевала и подъем в дождик с прицепом — нормальный такой экстрим, но ни о чем по сравнению с горами Монголии.
Ну и, конечно, южный берег Телецкого, где даже там мы встретили, так сказать, строгую хранительницу порядка возле ворот (в объезд все дороги перекопаны), которая, глянув на номера, офигев, прокричала — а вы случайно еще и не с НЕИБУТА? (есть такая улица у нас во Владивостоке Нейбута), землячка в прошлом, проинструктировав, пропустила.
Изрядно испачканные, мы встали лагерем. Порадовало солнце, но этот кусочек косы, усыпанный топляком, не впечатлил, повесив свою табличку, переночевав, пережив ураганный ветер, вытащив застрявшую в песке Газель, мы рванули обратно.
Красота Чуйского тракта впечатляет.
Слияние двух рек Чуи и Катуни.
Ну и, конечно, музеи — это нас очень сближает…
С верхней площадки видно северную часть Телецкого озера.
Алтайский край и Республика Алтай — это разные территориальные образования.
И как не побывать на родине Шукшина?
Очень хотели посетить родину Михаила Евдокимова, но нам показалось далековато. Алтайский край богат своим культурно-историческим и национальным достоянием. Эх, если бы мы могли объять необъятное.
Погуляв по Бийску, Барнаулу, Горно-Алтайску (друзья наши уже уехали, поскольку, пока ждали нас с Монголии, нагулялись), мы отправились в обратную дорогу, заскочив в Иркутске в музей под открытым небом.
На мусорной свалке, который очень понравился.
Очень большой зал воинской славы.
Выставка фигур с космической темы и большое количество воинов монгольской армии, выполнены иркутскими мастерами.
Зал советской жизни… вся наша история от сохи и прялки до первого компьютера.
Ну вот, от Иркутска до дому каких-то 4000 км, летим домой успеть еще в море покупаться.
Заехали на источник у берегов Байкала погреться в источнике.
Солнце светит, но вода холодная…
Пришлось искупаться в горячем источнике…
По дороге решаем заехать на наш дальневосточный курорт.
И вот наш Кульдур.
Печально, но некогда знаменитый курорт умирает.
Удивительно, что там встретили семью, близкую нам по духу и роду деятельности. Жена — учитель биологии, а муж! мой почти однокурсник с БВТККУ!
… Через несколько дней мы были дома. Итоги поездки: без малого 16000 км нас очень впечатлили, встречи с друзьями, новые знакомства, новые города, помощь и поддержка людей, доброжелательный прием в монгольской семье и продолжение нашего общения — дает повод думать о дальнейших путешествиях…
До встречи на дорогах!
Константин и Надежда. Позывной КУТУЗОВ.