|
Добро пожаловать в новую реальность, у россиян снова перемены, мы к этому уже привыкли и не делаем из этого трагичных выводов, принимаем новые вводные данные и живем дальше. Стойкость соотечественников это как суперспособность нашей нации. Так и живем.
Одна из граней этой национальной черты россиян — это стойкая уверенность большинства россиян, что отдых без моря это не отдых. Некоторое время назад для доброй половины соотечествеников под морем понималось только зарубежное побережье. Не замечать разницу условий размещения было ну очень сложно при незначительной прибавке к стоимости отдыха. Теперь эта прибавка стала настолько значительной, что на недельный отдых всей семьей придется копить не один и не два года, конечно, если эта семья эта не располагает столичными зарплатами.
Стойкое убеждение, что взрослым и детям летом нужно море, направляет наших сограждан с побережья зарубежного к тем, кто традиционно выбирает отечественный берег. Вот и катят, летят пестрые потоки туристов на черноморское побережье, пополняются и без того заполненные пляжи, растет спрос, а за ним и цены на гостиницы, тем, кто стеснен в средствах, приходится брать жилье попроще, чем годом ранее. Самые рисковые берут курс на вновь обретенный Крым — странный выбор места для отдыха, когда в непосредственной близости идут боевые действия. Сюрреализм какой-то.
Мне совершенно непонятно, почему при таких огромных просторах нашей Родины россияне игнорируют все остальные направления. Неужели настолько важно на отдыхе какой высоты потолки в вашем номере, если большую часть времени над головой может быть голубое небо? Сложно представить, что однообразный маршрут номер-ресторан-пляж-ресторан-номер может подарить больше эмоций первооткрывателя новых для себя локаций каждый день. А когда спрашиваешь, как отдохнул, вместо ярких запомнившихся моментов любители «все включено» словно зачитывают рекламный буклет — отель четыре звезды, вторая линия, шесть дней, семь ночей, перелет, бассейн, шведский стол. И так у всех, ведь вспомнить что-то уникальное в этом поставленном на поток и отлаженном процессе отдыха очень сложно, разве что экскурсию какую. У абсолютного большинства повествование о недельном отдыхе занимает менее минуты.
Конечно, для смены уже отработанной схемы отдыха потребуется отказаться от мраморного умывальника и биде, но, поверьте, попробовать стоит. А если вы узнаете, что этот отдых может легко себе позволить почти любая работающая семья на отпускные, что не нужно копить на отдых, разве это не побудит вас отправляться в такие путешествия каждое лето?
Выбор направлений для путешествия велик, об этом не так давно писал «дядя Вася» (ссылка на статью на Дроме), но многое зависит от места старта. Мы, жители Сибири, в прошлом году были на Алтае, в этом году выбрали Урал. Центральное место в наших путешествиях отведено арендованному на время отдыха минивэну, дооснащенному туристической плитой Очаг 2.0, которую свободно можно купить на Авито, кемпинговой мебелью и спальными мешками. В этом путешествии мы взяли с собой версию Очаг 2.0, которая по-прежнему содержит встроенный водонагреватель, но, в отличие от предыдущей версии, место мойки и сливного бака заняли раскладная столешница и органайзер для хранения посуды.
А главной целью в этом году мы выбрали Кунгурскую пещеру в Пермском крае, по пути следования к которой захватили множество, но далеко не все достопримечательности по своему вкусу. Выбор мест для просмотра вдоль маршрута удобно делать, перебирая точки из раздела «Достопримечательности» Викимапии (http://wikimapia.org).
Но для начала нужно определиться с минивэном. В этом году в нашей команде путешественников было уже трое, поэтому предпочтение отдавалось самым крупным представителям класса. По этой причине были отсеяны все микровэны-универсалы с низкой крышей типа KIA Carnival и сравнительно узкие Nissan Serena, на которой мы вдвоем путешествовали в том году по Алтаю.
Предполагались съезды на грунтовые дороги, поэтому низкий клиренс Toyota Alphard мог стать проблемой.
Шикарный Mercedes-Benz V class (Vito) стоил более 8000 руб./сут. и шел «в комплекте» с водителем, что нас не устраивало.
Наиболее подходящим для этой поездки показался Hyundai Н1, но у него была скудная трансформация салона и невозможность организовать спальное место в машине.
Выручила модель Hyundai Starex за 4500 руб./сут. для рынка Южной Кореи, более старого года, но с привычной для минивэнов трансформацией салона. Вкупе с классической гидромеханической АКПП шел 3.0 дизель, правда только с задним приводом, но сочетание высокого клиренса и грязевой резины было более чем достаточно для уверенного перемещения как по асфальту, так и по легкому бездорожью. Огромный салон и бокс на крыше легко поглотили все наши вещи.
Такой подходящий вариант был найден только в Екатеринбурге, до которого нам предстояло еще добраться. Так как мы стремились к максимально доступному в путешествиях такого рода комфорту за пределами «коммунального рая», то и вещей у нас набралось чуть больше чем три рюкзака. Для упрощения планирования и чтобы сильно не привязываться к датам, решили, что возможностей нашей семейной машины Skoda Rapid вполне хватит, чтобы доставить нас троих в Екатеринбург вместе со всеми вещами.
Нам нравится путешествовать на машине по нашим просторам. Во-первых, это красиво, во-вторых, дороги федерального значения сейчас содержатся в состоянии близком к идеальному, в-третьих, это безопасно, если вести себя предсказуемо и уважительно к другим, в-четвертых, это неплохо развитая инфраструктура вдоль дорог, ориентируясь по скоплениям дальнобойщиков, мы ни разу не почувствовали дискомфорта от еды или туалетных комнат, в-пятых, мотели с номерами от 2200 руб./сутки на троих могут предоставить достаточно комфортный сон.
По пути следования мы покатались на электросамокатах по Тюмени и нашли в ее кварталах здание с необычным оформлением фасада в виде книжной полки.
В тот день нам по пути попались термальные источники Шарк с очень необычным оформлением пристроенного кафе, подобный интерьер не часто встретишь и в городском ресторане, а тут кафе на трассе Тюмень — Екатеринбург. Еда, к слову, тоже порадовала.
На следующий день мы заехали в необычное место, чем-то напоминающее поверхность другой планеты — Уральский Марс. Сначала заехали в «мини Уральский Марс», дети подумали, что на этом, собственно, все.
И уже чуть дальше нас ждал тот самый Уральский Марс, над которым был слышан рокот множества оборотистых моторов — как раз в это время там проходил турнир по мотоспорту.
Сравнивать Уральский Марс с Алтайским Марсом не совсем корректно, потому что на Урале он техногенного происхождения, имеет, естественно, безжизненные водоемы и миленькие деревца. Алтайский в некоторых ракурсах действительно похож на поверхность другой планеты, а простор с его вершин завораживает куда сильнее.
В тот же день мы добрались до Верхней Пышмы с ее грандиозным музейным комплексом военной техники, который содержит градообразующие предприятие этого уральского города — УГМК. Весь следующий день мы посвятили музею, но обойти его весь у нас не хватило сил. Столько военной техники, гениальных конструкторских решений и уникальных экспонатов в одном месте можно увидеть разве что в столичных музеях.
Еще на бесплатной открытой площадке выставлены уникальные внедорожники и самосвалы.
Платный павильон автомобильной техники заслуживал отдельного дня на посещение, но мы уже были без сил, поэтому только беглый осмотр до закрытия.
Дальше по плану был отрыв от цивилизации и погружение в природные заповедные места. Для этих целей был заранее арендован Hyundai Starex, о котором я писал выше. Наш Starex был отлично подготовлен к дальней дороге — чист как изнутри, так и снаружи, ничего не скрипело, посторонних шумов ни от подвески, ни из подкапотного пространства не доносилось, была установлена магнитола с навигацией, радар-детектор, видеорегистратор и задний парктроник. Туристическая плита Очаг 2.0 с водонагревателем и складной столешницей заняла свое место сразу за задней подъемной дверью, газовый баллон подключен, лишние вещи были сосланы в бокс на крыше, организовано три места для сидения, одно из которых превращалось в часть кровати на ночь. Теперь можно отправляться в «автономное плавание» без привязки к местам ночлега и четкого времени пребывания в каждом отдельном месте. Одним словом, полная свобода на ближайшие четыре дня.
Пару слов о Hyundai Starex и его особенностях по сравнению со Skoda Rapid. Конечно, эти автомобили из разных классов, у каждого есть свои сильные и слабые стороны, которые отчетливо проявляются в одинаковых условиях пробега по трассам. Starex при куда более крупном кузове вел себя на трассе предсказуемо валко по сравнению с Rapid-ом, трехлитровый дизель уверенно тянул тяжелый минивэн и недостатка тяги не ощущалось, но на скоростях под сотню км/ч заметно проигрывал в прыти Rapid-у с бензиновым 1.6 MPI. Грязевая резина отчаянно шумела на высоких скоростях по асфальту, поэтому обгоны давались тяжело и под красный индикатор расхода на приборной панели. Если отказаться от гонок и ехать как большинство фур 90 км/ч, без обгонов, то перемещение в пространстве становится действительно комфортным, хотя и более продолжительным. Грязевая резина и в меру упругая подвеска делала перемещения по отсыпанным щебнем грунтовкам со «стиральной доской» намного приятнее, жесткая подвеска Rapid-а вытрясла бы из нас всю душу на вдвое меньшей скорости. Самого строгого упрека заслуживает проезд лежачих полицейских, которыми в изобилии оборудованы поселки и города. Starex на скоростях выше 20 км/ч так отчаянно выстреливает кормой, что кажется может переломиться, как Титаник, пополам. Салон хоть и трансформируется в спальное место, но по сравнению с Nissan Serena нашего прошлогоднего путешествия не хватало четкой подгонки узлов, кресла поворачивались и перемещались с чрезмерным усилием, отчаянно не хватало крючков и петель в таком большом салоне, пришлось задействовать ремни безопасности заднего дивана. Мы все это легко ему простили за просторный салон, высокую посадку и отличный обзор.
После загрузки продуктов в сумку холодильник с парой замороженных накануне бутылок с минеральной водой и заправки водой канистр мы отправились в природный парк «Оленьи ручьи». Парк занимает огромную территорию, с главного входа все сделано максимально аккуратно, деревянные домики, ресторан, дорожки, отсыпанные мелким гравием, мусорки и даже робот, продающий мягкое мороженное. Рассчитаться можно за все картой. Вход на территорию оказался платным. Цивилизация не отпускала нас даже здесь.
Прогулявшись по тропе промеж вековых сосен пару километров и оборудованной ступенями и перилами, где это нужно, мы вышли на смотровую площадку с прекрасным видом. Вечерняя тишина, потрясающий воздух и журчание внизу прозрачной речки настолько располагало к долгому созерцания, что часа казалось мало, но уже был близок закат. Кровососущих насекомых несмотря на наличие реки под обрывом не было. Уходить не хотелось, быстро темнело, пора было возвращаться к нашему минивэну.
Припарковали мы минивэн недалеко от входа в парк на скромной полянке, вскипятили чаю, разложили в спальное место сидения, накачали компрессором от розетки 12В надувной матрас, два спальных мешка расстегнули до состояния покрывал, один постелили, другим укрылись. Получилось вполне удобное спальное место. Спали в тишине, вдыхая воздух с еловыми ароматами, ночной дождь подарил прохладу, проспали спокойно до утра.
Утром умылись теплой водичкой, плотно позавтракали и поехали к пещере с летучими мышами. Путь к ней был намного короче, если объехать природный парк по трассе и зайти с противоположной его стороны. Машину пришлось оставить за пределами природного парка. Лесная тропа пару часов вела нас по бездорожью вполне доступному для пешехода и квадрацикла егеря. По всей тропе предупреждающие таблички, что движение и стоянка на механических транспортных средствах запрещена. Хорошо, что ночной дождь не был затяжным, и спустя пару часов мы достигли брода. Преодоление брода было для детей первым подобным опытом: холодная вода, круглые, покрытые водорослями булыжники, опасность падения в воду смартфонов и ключей от машины — всё добавляло экстрима. Преодолев брод, мы почувствовали себя победителями! Конечно, только по причине новизны подобной преграды и остроты переживаний. Брод на обратном пути мы преодолели куда более сноровисто.
Аракаевская пещера находилась на обрывистом берегу и обращена входом к ручью. Самый короткий спуск прямо над пещерой выглядел настолько экстремальным, что без страховочных веревок мог привести не к пещере, а к трагедии. Хорошо, что рядом нашелся более удобный, хотя все равно крутой путь вниз.
Пещера удивляла простором, высотой свода в три этажа и температурой внутри не более +5ºС, и это при том, что на улице была солнечная погода и +28ºС. Летучих мышей не обнаружено. Как нам сказали позже встреченные на обратном пути такие же, как мы, пешие туристы, в глубине пещеры был перегороженный железной дверью лаз в еще один грот с мышами, но мы его не увидели в темноте. Может, так даже лучше для всех.
За взятие очередной локации дети были вознаграждены отдыхом и яблоками. Мы неспешно направились обратно к минивэну.
По трассе удалось раздобыть вкуснейшей воды из родника, вода была настолько чистой, что ее можно было пить без кипячения. Я проверил это смелое утверждение на себе без каких-либо последствий. А когда вы последний раз пили воду не из крана?
Мы ехали по трассе, слева и справа открывались прекрасные виды нашей Родины, играли в «угадай регион следующей встречной». Суть игры проста — нужно сделать ставки какой регион будет у следующей встречной машины. Из игры исключались очевидные регионы Омска, Тюмени и Екатеринбурга. Играли до 3 побед на желание. Очень азартная игра, выиграл сын.
К вечеру мы добрались до водопада Плакун. Последние 12 км, до которого это был тот самый грейдер со «стиральной доской». Пыль, звон туристического оборудования на вполне приличных 60 км/ч был, пожалуй, единственным неудобством. Подвеска и шины Starex-а были к этому подготовлены очень хорошо. Сам водопад образуется из мощного родника, бьющего с обрывистого берега. Вода ледяная и очень чистая, ее мы пили после кипячения. Внизу вьется река Сылва, прозрачная и стремительная, но уже теплая. На другой берег переброшен подвесной мост, соединяющий соседние поселки. С моста отчетливо видны спины немаленьких таких рыбин внизу. Оборудованы мусорные баки, что крайне неожиданно в таких местах, и как следствие — отсутствие мусора как на пляже, так и у водопада.
Мы с большим удовольствием искупались в прозрачной реке после многочасовой пешей прогулки и пыльного грейдера, дно было устлано мелкими камушками, вода бодрящей, но не холодной. Помыли голову уже у минивэна теплой водой от водонагревателя туристической плиты Очаг 2.0, подальше от реки.
Разложили кемпинговый стол и стулья, приготовили простую еду и, чистенькие, с удовольствием на свежем воздухе поужинали, обмениваясь наиболее запомнившимися моментами сегодняшнего дня.
Набежавший дождик загнал нас под открытую как навес заднюю дверь минивэна. Этот день догорал для нас в еще одном красивом, приятном и малолюдном месте по маршруту. Пора было готовиться ко сну, минут за 15 собрали совместными усилиями стол, помыли посуду теплой водой, разложили кровать и накачали матрас. Крепкий сон забрал нас легко.
Утро мы начали с рыбалки. Вода была настолько прозрачна, что было отчетливо видно, когда хоровод мелкой рыбешки всей стаей бросается на наживку. Пытались с моста выловить крупную рыбу, но она проходила мимо и никак не реагировала на нашу приманку. Главным нашим «уловом» было... полкило творога, литр молока и банка сметаны — свежайшие деревенские деликатесы, которые местные женщины не донесли по мосту до рынка по нашей вине. За весь набор 400 рублей. Поэтому сегодня на завтрак быстрокаша на вскипяченном молоке и бутерброды с деревенской сметанкой к чаю.
Погоняли мяч, покидали тарелочку, заполнили канистры из родника водой и направились к конечной точке нашего маршрута на минивэне — Кунгурским пещерам.
Кунгурские пещеры — это популярное туристическое место, здесь уже все подчинено четкой организации вашего размещения, питания и отъема денежных средств. Людно, много машин на просторной парковке, вездесущие сувенирные лавки, радовало, что сувениры были разнообразные, одно кафе с монопольными ценами. Полуторачасовая экскурсия на троих с лазерным мультиком стоила 3200 рублей. Сама экскурсия по подсвеченным залам при +2 градусах прошла на одном дыхании. Подземные озера, обманы зрения, холод и мрак — это совсем другой мир у нас под ногами. Отдельное удовольствие — это возвращение в наш мир, где все зелено, дует ветер и светит солнце. Для желающих полного уединения устраивают часовое пребывание в кромешной темноте и полнейшей тишине в недрах пещеры.
Мы повернули обратно в Екатеринбург. Скоро вечер, нужно успеть найти место для ужина и ночлега. По пути я приметил большой разлив реки Ачит, больше похожий на озеро, которое было видно с трассы. Добравшись до места и отъехав на его дальний от трассы край, мы обнаружили пологий, заросший зеленой травой берег. В лучах заходящего солнца я решил искупаться в теплой воде, пока дети готовили костер, который был нужен больше для создания атмосферы. Сделали шампуры из веток, зажарили на костре сосиски, вскипятили ароматного чая, чтобы употребить все это, глядя на закат.
Наслаждаться вечерней прохладой нам ожидаемо не дали комары, которые нас атаковали с удвоенной силой, как только прогорел костер. Мы поспешно собрали кемпинговую мебель в салон, умылись и заперлись в салоне с не менее чем полусотней кровососов. Но у нас было спецсредство для такой ситуации — электрофумигатор работающий от USB пауэрбанка. Пока мы коротали время за игрой в карты, все комарики были парализованы испарениями флакона Раптора. Ночью нас никто не побеспокоил. Утро выдалось солнечным, полчища комаров снова исчезли до темноты. В термосумке дожидался своего часа деревенский творог и сметана. Дочка захотела сырников, я был не против, тем более, что мука и сахар у нас были. Единственное неудобство было отмывать тесто с рук и стенок кастрюли в озере. Плотный завтрак поднял настроение до уровня достаточного для утреннего совместного купания, что мы и исполнили.
Вернувшись в Екатеринбург, мы первым делом перегрузили все вещи обратно в свой Rapid, который нас все это время дожидался на охраняемой парковке. Передача Starex-а его хозяевам прошла спокойно, с нас вычли из залога только за мойку машины, которую мы не успели сделать. В целом взаимодействие с компанией арендодателя понравилось — за 2 месяца договор и предоплата за сутки проката, при приемке машины я зафиксировал все повреждения и выслал их на WhatsApp менеджера на случай разногласий при сдаче авто, разногласий не случилось, все прошло предсказуемо и без лишних нервов.
Дальше наш путь лежал в Ганину Яму — место, где погребены останки последнего русского царя и его семьи. Место священное и печальное, но при этом совсем не мрачное. Небольшая территория содержится в чистоте и порядке, много паломников, есть экскурсоводы. Много информации просто вывешено для прочтения. Читал несколько произведений альтернативной истории из разряда «царь выжил, империя возродилась». Хочется верить, что и без царя Российская Империя заставит уважать себя, а у нас будет не один повод гордиться своими паспортами.
Ночевали опять в Верхней Пышме, на этот раз на 16 этаже с шикарным видом из окна на музей.
Назавтра пора было взять курс домой, что опечалило моих спутников. А не прокатиться ли нам до Тобольска? — подумали мы, вместо того, чтобы в Тюмени поворачивать на Омск. Деньги остались, время еще есть и решили включить незапланированный город в свой путь домой. Давно у нас уже витала идея съездить в этот старинный торговый город с его могущественным в свое время Тобольским Кремлем, посетить парк в Абалаке с его стилизованным под старинную крепость территорией.
Весь следящий день мы провели в дороге, дети настолько уже освоились в машине, что, слушая аудиокнигу и останавливаясь перекусить, мы довольно легко преодолели путь до гостиницы на трассе почти у самого Тобольска.
Сам Тобольск в воскресенье был немноголюден, опрятен, и солнечная погода благоприятствовала просмотру его Кремля. Взяли экскурсию за 900 руб. на троих и не пожалели — узнали множество исторически значимых фактов о Тобольске и том, какое важное место он занимал пару веков назад в экономике Российской Империи. Со стен Тобольского Кремля открывался чудесный вид на «нижний город».
Исторический парк в поселке Абалак мы посетили уже под вечер. Территория с внушительными сооружениями из цельного древесного «кругляка», домашняя утварь и каменная печь — все это было чрезвычайно занимательно для детей и взрослых. Вид, который открывался с тех мест, мало уступал по красоте видам из природного парка под Екатеринбургом. Жаль, что заходящее солнце не позволило сделать качественное фото, хотя никакое качество не сможет передать удовольствие от созерцания этой картины собственными глазами.
Кроме заселенной уже избушки Бабы Яги с соответствующим колоритным аниматором, можно арендовать номер, правда, негуманный ценник в 7000 руб./сутки кажется завышенным за жилье в срубе.
Вот теперь точно домой. Переночевав в гостинице по пути домой, назавтра мы, уже уставшие, но довольные, переполненные впечатлениями, встречались с родными и близкими и спали в своих кроватях. Иногда, чтобы понять, как сильно ты любишь свой дом, достаточно провести 10 дней за его пределами, правда жажда приключений вернется к тебе уже через месяц.
За эти 10 дней отпуска мы посетили 5 областей, побывали в 5 экскурсионных местах, открыли для себя 4 уникальных места, в которые хочется вернуться снова, увидели сотни интересных экспонатов технического музея, отсняли 20 GB фото и видео материалов, и при этом наше путешествие на троих обошлось нам в 55000 рублей с питанием, проживанием, арендой минивэна, топливом и сувенирами. Полученные эмоции стоят намного больше.