Крымская «одиссея» красноярцев. Часть первая: Дорога в Крым

24.08.2007 | 14738 просмотров

Как это не банально, но мысль о поездке на море на машине появилась давно. Когда покупали «Одиссея», потенциальная «поездка куда-нибудь далеко» была одной из причин в его пользу. Но время шло, в отпуска все больше летали самолетами, а на машине все больше ездили в Хакасию на озера. И вот, осенью 2006 года появилась необходимость съездить в Новосибирск, и решили ехать на машине, потренироваться, так сказать. Поездка прошла нормально, довольно быстро доехали до Кемерово, а потом и до Новосибирска, вернулись, все без проблем, появилась некая уверенность в своих силах, а также и в машине. И, где-то весной, окончательно решили ехать. Куда ехать – особо и выбирать не приходилось, в Крыму у моей жены Веры много родственников, которые нас всегда ждали и готовы были встретить.

Началась подготовка в поездке. Машина давно просила большого ТО, и как раз настало время его провести. Заменил ремень ГРМ и все сопутствующие детали (до этого на «Одиссее» я его еще не менял, тянул время), отрегулировал клапана, заменил свечи, воздушный фильтр, поменял все тормозные колодки по кругу, приобрел новую резину «Amtel Planet». Резину покупал самую дешевую и распространенную, чтобы было не жалко пробить и выбросить, и без проблем можно было в дороге купить новую. Я почему-то был уверен, что как минимум одно колесо нам придется заменить, а скорее даже два. Такой вот был настрой. Также прошел техосмотр, так как у меня срок был в июне, а на июнь как раз выпадала поездка, прошел раньше, чтобы упредить возможные вопросы. Собрал инструмент, особо фирменного у меня нет, так, разномастный всякий, буксировочный трос, литр масла в двигатель и литр в коробку (ATF-Z1). Взял старые свечи и колодки в качестве запасных. Приобрел присадку «Castrol TBE» для плохого бензина и холодную сварку. На всякий случай взял разных болтиков, гаечек, саморезов. Также взял разных проводов и лампочек. Масло менять в двигателе перед поездкой не стал, так как в конце зимы его уже менял, решил поменять перед обратной дорогой, как раз по пробегу получалось, взял только масляный фильтр, чтобы в Крыму не искать.

Приобрели палатку «Nordway Ascona 4». Высота 1 м 90 см, размеры «спального блока» 2 м на 2 м 40 см. Под нее купили самую большую надувную кровать, какую только смогли найти – 2 м на 1 м 80 см, еще место осталось, к кровати – ножной насос. Сделал раскладной стол, в «Сделай сам» попался кусок фанеры 76х76 см толщиной 10 мм. В «Мебелькомплекте» купил 2 трубы для ножек и каркаса и всю необходимую фурнитуру. Получился неплохой разборный стол. Пластмассовые табуретки у нас уже были. Газовая плитка тоже уже была, прикупил только запасные баллоны к ней. Также брали с собой и шанцевый инструмент: лопату, топор, пилу, небольшой ломик/гвоздодер/монтировку. Пляжный зонт в свое время привезли еще из Адлера – тоже взяли, как же на море без него. Так что в вещах себя особо не ограничивали, благо багажник позволяет. Не стали брать с собой шатер, так как у нашего шатра довольно тяжелый металлический каркас и тащить его через всю страну совершенно не хотелось. Воды взяли 2 канистры по 5 литров с учетом того, что будем их периодически пополнять.

Маршрут прорабатывали с учетом заездов к родственникам в Челябинск, Тольятти и Пензу. Решили выехать вечером, спокойно доехать до Ачинска, там переночевать, тоже у родственников, потом постараться доехать до Омска и заночевать в гостинице. Затем переночевать в Челябинске у родственников. Дальше были вопросы и сомнения: ехать до Пензы или ограничиться Тольятти. В итоге выбрали Пензу, чтобы сделать задел перед границей, а Тольятти оставили как резерв и для заезда на обратной дороге. После Пензы нам предстояло где-то еще заночевать, предполагали, что перейдем границу и где-нибудь заночуем на украинской стороне. Таким образом, дорога туда представляла по времени 5 дней с небольшим вечерним «хвостиком» до Ачинска. Дорогу обратно вообще не планировали никак, решив, что сначала надо доехать, увидеть все своими глазами, а потом уже смотреть, как ехать обратно.

Купили толстый атлас автодорог, атлас дорог по Крыму и карты областей, по которым предстояло проехать. Также распечатали большое количество всяких отчетов и справочной информации как с этого сайта, так и с других.

2 июня, суббота

Весь день, как и предполагалось, прошел в сборах. Сначала дома, потом доделывали последние неотложные дела, отвозили к родителям кошку Аську со всем ее кошачьим хозяйством. Потом на дачу за Элиту, благо почти по пути, там окончательная загрузка и укладка вещей, так как весь наш туристический инвентарь хранился там. Потом пришлось еще вернуться к «Алпи-Сити», там встретились с нашим другом Петром, который выдал нам в дорогу ноутбук с инвертором. Инвертор оказался удобной вещью, можно на ходу подзаряжать телефоны, аккумуляторы к фото и видео камере и т. д.

Итак, время 18:05, на одометре 126 395, стартуем от «Алпи-Сити» в сторону Ачинска.

До Ачинска дорога хорошо знакома, останавливаемся только в районе Козульки (одометр 126 502, время 19:25), чтобы купить кедровых орешков в подарок всем многочисленным родственникам, к которым планируем заезжать по дороге в Крым и в самом Крыму. Сильно не торопимся, в Ачинске запланирована ночевка, слушаю машину, пытаюсь уловить какие-то проблемы в поведении, чтобы успеть отреагировать на них в Ачинске. Но вроде все как всегда. По-прежнему, как и в предыдущих поездках, «Одиссей» спокойно реагирует на приличную загрузку. Динамика хорошая, подвеска работает нормально, ни к чему придраться не могу. Как в ралли-рейдах, у нас получился свой своеобразный «пролог».

Въезжаем в Ачинск, сворачиваем налево на объездную дорогу, через некоторое время слева попадается заправка. Заезжаем, доливаем 25 литров, чтобы утром не тратить время на заправку, рассчитываемся по карте «Сберкарт», получаем 2 % скидки от 18 рублей за литр. На одометре 126 561 км.

Родственники живут недалеко от поворота на Назарово, заезжаем, нас уже, конечно, ждут. Стоянка рядом с домом, ставим машину, ужинаем и спать, завтра первый, по-настоящему трудный день. На одометре 126 568, прошли первые 173 км.

3 июня, воскресенье

Встаем, по-быстрому собираемся. Выезжаем от родственников в 7:20.

При выезде из Ачинска, слева открывается панорама на Ачинский глиноземный комбинат. Вид просто кошмарный, трубы дымят, как у гигантского парохода, благо ветер со стороны города. Страшно подумать, что будет, если ветер подует со стороны комбината на город! Рядом с комбинатом огромная искусственная гора – отвал.

До Боготола дорога вполне приличная. Помня о цели – заночевать в Омске, начинаю притапливать, скорость местами 150-160. После Боготола начинается плохой участок, мы про него знали, снижаем скорость, местами ямы просто засыпаны гравием или щебенкой. На одометре 126 687, время 8:25, то есть от Ачинска где-то 115-120 км. В дневнике есть отметка о начале хорошего участка – 126 711 и время 8:42, то есть продолжительность плохого – 24 км и около 20 минут, но, видимо, это «самый» плохой участок, потому что почти до самого Мариинска дорога не очень.

Навстречу попадается караван «караванов» – домов на колесах с немецкими номерами. Предполагаем, что едут на Байкал.

Перед Мариинском, на кольце после железнодорожного переезда поймали днищем камень, торчащий из ямы, кусок асфальта. Благо успел принять левее, а так бы, скорее всего, пробили картер двигателя. Нахлынувшее мрачное настроение пытаемся согнать разговорами, что скоро начнется хороший кемеровский асфальт.

Мариинск проезжаем по объездной, в конце объездной после переезда заезжаем на заправку, на одометре 126 777, от Ачинской заправки отъехали 216 км, доливаем 25 литров по 17,90 р., рассчитываемся наличными, карты не принимают. Время 9:35.

Далее до Кемерово без приключений. Дорога за зиму стала немного хуже, но не сравнить с участком Боготол-Мариинск. На въезде в Кемерово видим заправку Сибнефть, подъезжаем ближе – принимают карты. По этому случаю решаем заправиться. Рассчитываемся по «Сберкарт», заливаем 26 литров. На одометре 126 929, время 11:30, от Мариинска проехали 152 км, потратили 1 час 50 минут, примерно как от Красноярска до Ачинска.

Проезд через Кемерово проблем не вызывает. Запоминаем на въезде, после соответствующего указателя, номер нашего маршрута. Сначала довольно длинная ул. Нахимова. Кстати, очень символично – по дороге в Крым проехать в Кемерово по ул. Нахимова :). На ней, ВНИМАНИЕ, пара лежачих полицейских. Улица приводит на большой перекресток, через который надо проехать прямо и почти сразу дорога начнет спускаться вниз к мосту, слева будут трамвайные пути. В Крыму горные троллейбусы, а в Кемерово, видимо, горные трамваи, так как горка там довольно приличная :). Выезжаем на мост, слева под углом будет виден старый мост, после моста, примерно на 4-м светофоре направо (могу ошибиться, но там есть указатель). В итоге должны упереться в надпись «АЗОТ», название местного комбината. Возле надписи – налево и все время по главной дороге и по указателям. В конце будет сначала маленький железнодорожный переезд, а потом большой. Так вот, ВНИМАНИЕ, на последнем переезде главная дорога уходит направо, в сторону Новосибирска, нам туда и надо. Осенью мы проскочили этот переезд прямо, за какой-то фурой и даже создали небольшую аварийную ситуацию для машин, приближающихся справа, благо ребята успели затормозить.

До Новосибирска особых достопримечательностей не встретилось, за исключением платного и относительно комфортного туалета на свороте в Болотное. Дорога по Кемеровской области получше, чем по Новосибирской. Перед Новосибирском начинается местный трафик.

Проезд города тоже особых затруднений не вызывает. Сначала, за постом ДПС, нужно повернуть направо и, через некоторое время, проехать сначала под мостом, а потом сразу же за ним повернуть направо, на этот самый мост. Начинается довольно хороший участок, широкий и ровный, его быстро пролетаешь и въезжаешь на менее скоростную дорогу, по которой довольно долго едешь, и возле одного из переездов встречается указатель «Новосибирск». Далее, через некоторое время попадаешь на какую-то широкую улицу, не помню, как называется, с которой надо повернуть направо, на ул. Дуси Ковальчук. Эта улица плавно переходит в ул. Владимирскую. С ул. Владимирской надо повернуть направо на Димитровский мост через Обь. После моста, с правой стороны, остаются какие-то большие торговые комплексы, и вскоре приезжаем на довольно большую площадь, кажется Энергетиков (если не путаю). Тут надо сразу уйти направо, на ул. Станционную. Все, можно сказать, что город прошли. В конце этой довольно длинной улицы будет кольцо с поворотами в аэропорт, в г. Обь и еще куда-то, нам надо на Обь, после Оби дорога выходит на Омск.

Так вот, въехав в город, решили где-нибудь перекусить. Примерно на стыке Дуси Ковальчук и Владимирской обнаружился до боли знакомый каждому красноярцу гипермаркет «Алпи». В красноярских «Алпи» куча всяких магазинов и кафе. Решили разведать новосибирский. Так и оказалось, на втором этаже кафе с примерно таким же ассортиментом, как и дома. Перекусили, прошли по магазину, кое-чего прикупили в дорогу, зашли в один из салонов связи, попросили помощи в настройке GPRS на ноутбуке. У МТС довольно хитрая строка инициализации у модема, вечером в Ачинске мне так и не удалось самому настроить. Два консультанта около получаса пытались нам помочь, но у них тоже ничего не получилось. Ладно, пора ехать, местное время перевалило за 15:00! Мы уже в небольшом цейтноте. Выехав на ул. Станционную, заправляемся на одной из заправок. На одометре 127 214, заливаем 35 литров по 19,00 р., время - почти 16:00. Да, много времени ушло на Новосибирск, но уже ничего не поделаешь, торопимся, проезжаем кольцо в конце улицы.

Все, дальше "терра инкогнита". Осенью прошлого года мы были в аэропорту, дальше не ездили. По мере возможности начинаю подтапливать, понятно, что до Омска еще пилить и пилить, а ведь надо еще найти там гостиницу, заранее забронировать ничего не удалось, решили решать вопрос с ночевкой на месте.

Через некоторое время проезжаем поворот на Коченево. В конце 80-х годов мне довелось там служить срочную службу, и я надеялся, что будет время заскочить, посмотреть, как там, что там. Но понятно, что сейчас времени нет, может на обратной дороге? Дорога неожиданно хуже, чем мы предполагали. Судя по отчетам, выехал из Новосибирска – кирпич на газ и до Омска. На деле оказалось вовсе не так. Попадаются разбитые участки, приходится притормаживать, трафик тоже дает о себе знать. Довольно много перегонов, целые колонны "бутербродов", машины на жесткой сцепке.

Но худо-бедно едем. Разгоняемся, упираемся в очередного тихохода, обгоняем, опять разгоняемся, опять упираемся и т. д. Где-то километров через 150-170 от Новосибирска я спросил у Веры, проехали ли мы 1 000 км от дома? Пока Вера разбирает штурманские записи – пост ДПС, перед ним, как обычно, 70, 50. Так вот, пост оказался необычным, перед ним было еще и 30, которые мы абсолютно не заметили, о чем нам и сообщили на самом посту, показав радар со значение 63 км/ч. Повели на пост, веселые ребята: спросили, на сколько, мол выписывать, от 100 до 300, сторговались на 100 рублях. От радости я, не глядя, подписал постановление-квитанцию, попутно мы обсудили тему, не является ли их начальник – мой однофамилец, моим родственником. Его ФИО висело на доске, типа кому жаловаться в случае чего. Посмеявшись вместе от души, расстались.

Буквально сразу за постом ДПС с правой стороны попался островок цивилизации с названием Хуторок. С дороги смотрелся очень красиво, и мы решили посетить и оценить местные удобства. Удобства оказались не так хороши, но с зарядом хорошего настроения мы выезжаем на трассу и буквально сразу за Хуторком попадаемся еще раз на радар! Второй раз буквально за 10 минут! Оказывается, перед Хуторком ограничение – 70. Возражаем, что если выехать с Хуторка, знака не видишь. Тогда 90, а у нас около 110! Кое-как избавились от этого прапорщика, показали квиток 10-минутной давности, чуть было не стали злостными нарушителями! В итоге он нас отпустил. Подумали: не многовато ли приключений для первого дня?

В районе Барабинска заправляемся. Одометр 127 529. Заливаем 30 литров по 18,70 р. за наличные. Местное время 19:30. До Омска еще довольно прилично. Постепенно начинает приходить усталость. Глаза начинают сильно слезиться, затылок наливается тяжестью. Организм еще живет по красноярскому времени, на час или уже на два позже. Проехав еще некоторое время, понимаем, что так можно и вообще до Омска не доехать и, с другой стороны, даже если упереться и приехать в Омск довольно поздно, как быстро мы там сможем найти гостиницу? У нас, конечно, была информация по Омску и 2GIS и еще кое-что, но есть ли смысл?

И тут, на наше счастье, с левой стороны замечаем еще один островок цивилизации. Заправка, магазин, стоянка для фур и здание с многообещающей надписью «Мотель Чаны-сервис». Напротив знак: до Омска 230 км. Останавливаемся, заходим, спрашиваем, можно ли переночевать. Пожалуйста, есть свободные места. Сначала нам предлагают люкс по какой-то нереальной цене, спрашиваем, нет ли чего-нибудь попроще, оказывается, есть, 3-х местный номер по 300 руб. с человека, в номере умывальник, все остальные удобства на этаже. Номер довольно чистый, да и сам мотель производит впечатление недавно построенного. Соглашаемся и остаемся ночевать.

У меня возникает желание, пока на улице еще светло, посмотреть, что там с машиной. Достаю домкрат, поднимаю правое переднее колесо, вроде все нормально, ничего не болтается, не стучит. Поднимаю левое переднее – тоже вроде все в норме, даже не удается найти след от мариинского камня. Сначала и не хотел поднимать задние, но решаю посмотреть тоже. Левое колесо – вроде вопросов нет. Правое колесо – мама дорогая! С нас что-то течет! Причем течет очень конкретно! По днищу с правой стороны идет, ну как бы это сказать, ну типа канала в котором все трубопроводы собраны, так вот он примерно от середины машины мокрый и даже частично мокрый резонатор! Пробую мокроту на палец, нюхаю. Особо не пахнет, но на воду явно не похоже, что-то маслянистое! Может тормозуха? Начинаю вспоминать работу тормозов – вроде никаких замечаний нет! Подходит Вера, спрашивает, как дела. Ну что сказать, дела прямо скажем – не очень! Показываю подтеки, Вера показывает пальцем на задний амортизатор – он практически весь мокрый! Тут до меня все доходит!

Сначала небольшая предыстория. В «Одиссее» очень много подстаканников. Есть подстаканники и для пассажиров, сидящих на 3-ем ряду. Я приспособил правый подстаканник из 3-го ряда для перевозки бутылок с запасными маслами. То есть не сам подстаканник, он сначала вынимается и под ним образуется довольно большая полость, туда очень хорошо входит литровая бутылка с моторным маслом.

Открываю дверь, поднимаю бутылку – так и есть! Дно маслянистое! Дно бутылки из-под минеральной воды, в которой был запас моторного масла, перетерлось о верхнюю торчащую часть задней стойки! Представляете себе, какая дорога! Вытекло около 100-150 грамм. Но снаружи эффект был что надо! По каким-то дырочкам все растеклось по стойке и в переднюю часть по тому самому каналу и т. д.

Ладно, разобрались, немного успокоились. Настало время поднять капот. Новый сюрприз, уровень масла в двигателе – ниже минимума! А к тому времени машина около часа простояла на месте! Заглянул снизу – вроде с мотора не течет. Настроение опять пропало. Решаю оставить до утра, утром проверю еще раз и долью, благо масло еще осталось. Зашел в местный магазин – тут тоже продается нужное масло, правда последняя литровая канистра, продавец еще говорит, дескать, смотри, вдруг, кто ночью купит. Но я не поддаюсь, кому тут ночью понадобится масло почти под 300 р. за литр.

Наконец-то можно поужинать и принять душ! С таким удовольствием я очень давно не ходил в душ! Чтобы заново оценить все прелести нашей цивилизации, достаточно просто проехать около 1 000 км по трассе :). Перед сном еще удается наконец-то настроить GPRS и отписать в форум на сайт текущую ситуацию. Все, теперь спать, слишком много всяких приключений выпало на сегодня! Утро вечера мудренее!

На одометре 127 625, прошли за день 1 057 км, от Красноярска – 1 230 км.

4 июня, понедельник

Из-за разницы во времени проснулись довольно рано, пошел смотреть машину. Чудес не произошло, уровень масла в двигателе остался примерно на прежнем уровне, долил весь свой запас масла и купил в магазине еще. Пообщались с парой, ехавшей на «Пежо-307» со стороны Омска и ночевавшей в этом же мотеле, они обнадежили, сказали, что ближе к Омску дорога будет лучше.

Выехали из мотеля около 6:30 (не знаю, по какому времени). Проанализировав весь прошлый день, решили сильно не гнать, максимум 120-130. Если больше – растет расход топлива, чаще приходится заезжать на заправки, чаще останавливаешься – тебя проходят те, кого ты обогнал, приходится снова обгонять и т. д. Еще предположили, что расход масла также связан со скоростью.

В районе Калачинска с правой стороны большой придорожный комплекс «Омич», заехали к ним на заправку. На заправке принимают любые карты! Заправляюсь по «Сберкарт», договорился с оператором залить полный бак, а потом списать деньги, вошел 41 литр, цена, правда, дороговата – 19,50 р. На одометре 127 775, от мотеля отъехали 150 км, время на чеке – 7:05. Может от мотеля по местному времени отъехали в 5.30? Тогда за полтора часа по пустой дороге 150 км – это нормально. Не знаю, запутались мы немного в часовых поясах.

В Омск въезжаем, судя по записям, в 9:20, на одометре 127 890, от заправки отъехали 115 км. Наверное, все-таки не 9:20, а 8:20, около часа от заправки, это ближе к истине. Еще одна временная загадка.

Подытоживая участок Новосибирск-Омск можно сказать, что ближе к Омску дорога лучше, ближе к Новосибирску – похуже. Можно порекомендовать ночевать в «Омиче» (ночевали на обратной дороге), и в районе Барабинска, судя по отзывам, неплохая гостиница «Ланта», но мы там не были, сами не можем ничего сказать. В качестве резерва «Чаны-сервис», где были мы, ну еще «Хуторок» в районе Каргата. Вообще на трассе есть еще много мест, при желании можно найти место на ночлег.

Омск проходим по объездной дороге, ориентируясь по указателям. Особых затруднений это не вызывает, немного пришлось потолкаться в пробке на единственном (кажется) светофоре, на котором нужно уходить налево. После поворота на аэропорт замечаем слева от дороги довольно прилично выглядевшую гостиницу и/или кафе.

Дорога от Омска, прямо скажем, не очень. В Тюкалинске одометр показывает 128 010, время 10:25. Расстояние 120 км за 2 часа? Не может быть, скорее 9:25 и засечка одометра в Омске была уже где-то не в самом начале, тогда все выглядит довольно неплохо.

Встречаем фуру, съехавшую во встречный кювет. То есть в нашу сторону.

На отметке 128 054, в районе Крутинки фиксируем плохой участок дороги, идет ремонт.

В Абатском наблюдаем разлив Ишима. Такое ощущение, что еще чуть-чуть и смоет всю деревню.

Перед Ишимом догоняем темно-синий «Ипсум» с 24-м регионом, обгоняем, моргаем аварийкой. Вдали от дома встреча с земляками вдвойне приятна!

Въезжаем в Ишим и останавливаемся возле придорожного кафе. Нас догоняет «Ипсум», останавливается. Семья едет в Махачкалу. Тоже не ближний свет. Говорят, что пойдут через Бердюжье, мы остаемся обедать, расстаемся.

После обеда заехали на заправку. На одометре 128 208, время на чеке 12:12. Получается, что от Омска 318 км мы прошли меньше чем за 4 часа с обедом. Заливаем полный бак, входит 50,1 литра. Бензин стоит по 19,50 р. Можно прикинуть расход бензина от прошлой заправки. Получается, что на 433 км ушло чуть больше 50 литров, значит на 100 км – около 11,5 литров. Отличный результат для нашей машины, обычно по трассе, сколько не мерили, меньше 13 литров не получалось. Видимо сказывается не очень высокий темп и небольшой трафик, обгонять приходится немного.

После заправки – развязка на Бердюжье. Первая половина до Бердюжья – свежий асфальт, еще не убраны знаки после ремонта. Ближе к Бердюжью дорога похуже. От Бердюжья до Частоозерья отличная новая дорога.

После Частоозерья на заправке решаем спросить, куда лучше ехать, на Макушино или на Петухово. Местные жители спрашивают, вам как, короче или как дорога лучше? Вопрос уже настораживает. Говорят, ну езжайте на Макушино, посмотрите, народ, в принципе, ездит. Такой ответ особо не вдохновлял. Поехали. Развилку Макушино-Петухово не проехать, стоят новые указатели. Едем в сторону Макушино.

Есть там деревня с названием, кажется, Долгие. Правее деревни – озеро. Правее озера – строят дорогу, спрямляют участок. Объезд слева, вокруг деревни. Сначала просто грунтовка, с такими ямами и ухабами, что хотел развернуться, но навстречу шли фуры, раз фуры прошли, решаем ехать.

Скрепя зубы, кое-как проезжаем грунтовку, объезжаем деревню – кусок асфальта, наверное, 10-тилетней давности, яма на яме, иногда приходится ехать просто поперек дороги. Но трафик есть! Идут встречные и попутные. В какой-то момент расслабился и получите! Так приложились об асфальт, что сразу остановился и стал смотреть. Но повезло, до картера двигателя не достали! Этот кошмар длился около 15 км, ехали мы их почти час!

На обратной дороге это место было значительно лучше, большие ямы засыпали, прошлись грейдером, но на другом участке появился еще один объезд. Правда, гораздо лучшего качества. Так что дорогу там строят довольно активно.

Но тогда про обратную дорогу мы еще вовсе и не думали и занесли этот участок на первое место в рейтинге худших!

Далее, до Кургана, особых приключений не было. Стали попадаться гаишники с радарами. И вот, в одной из деревень встречаем «Ипсум», попавшийся на радар. Проезжаем, останавливаемся, спрашиваем, что, как. Мужик говорит, что с них требовали 300 р., он отказался, сказал, чтобы писали протокол и отправляли по месту регистрации ТС. Вот теперь ждет, когда напишут. Я, говорит, лучше погуляю 10 минут, разомнусь. Тоже верно, ну раз особых проблем нет, едем дальше. По дороге видим еще одну фуру в кювете и опять во встречном. Становится интересно, всегда ли фуры улетают во встречный кювет или иногда довольствуются своим? Причем участок дороги нормальный, такое ощущение, что или заснули, или что-то с машиной случилось.

Проезжаем Курган по объездной дороге, где-то уже на выезде заезжаем на заправку. На одометре 128 541, время на чеке 16:21. Бензин дешевле, по 18,80 р. Пока заправляемся – подъезжает «Ипсум». Тоже на заправку.

Так почти до самого Челябинска и шли вместе, то они нас обгонят, то мы их. Недалеко за Курганом попали в пробку. Один грузовик въехал сзади в другой. Пока стояли – пошел снег! Представляете, 4 июня, не такая уж и Сибирь, и снег!

Ближе к Челябинску искали указатель на Копейск. Смотрели в 6 глаз! Не увидели, видимо и нет его там. Въехали в сам Челябинск, решили остановиться на посту ДПС, спросить. Гаишник сказал, вы, ребята, проехали, возвращайтесь назад, километров 20 или через город, вокруг озера.

Немного оторопели, проезд через Челябинск никак не входил в наши планы, но ничего не поделаешь, достали всякие распечатки, включили ноутбук, загрузили карту, поехали. Оказалось, что ничего сложного, в общем, нет. Практически сразу стали попадаться указатели на Копейск. Мы нисколько и не заблудились. Конечно, Челябинск производит впечатление гигантского мегаполиса!

Перед въездом в Копейск остановились возле только что открывшегося гипермаркета «Метро». Созвонились с Наташей и Володей, они рассказали, как ехать дальше. Кое-как нашли их рабочий поселок, который находится еще за Копейском, поняли, какой круг мы сделали! Но не было на курганской трассе указателя на Копейск, не было...

На одометре 128 824. За день 1 199 км, от Красноярска 2 429 км. Хоть пробег и гораздо больше, чем накануне, но устали гораздо меньше. Видимо, сказалось постепенное привыкание к дороге, более размеренное движение, меньшее количество остановок, не очень сильный трафик от Омска, только перед Челябинском движение стало заметным.

5 июня, вторник

Утром пошел дождь, плавно перешедший в снег (!), потом опять перешедший в дождь. Традиционный уже техосмотр, доливаю масло в двигатель, расход заметно ниже, наверное, сказался более спокойный темп движения.

В нашем экипаже прибавление, к нам присоединяется Даша, 10-летняя племянница, которую мы должны доставить в Крым, к бабушке.

Ее отец Володя едет с нами до поста ДПС на выезде, провожает. По пути решаем заехать в аптеку и купить какие-нибудь глазные капли, под конец дня у меня глаза начинают сильно слезиться. Но, оказывается, что по пути нет круглосуточных аптек, все работают, в лучшем случае, с 8 часов, а еще и 7 нет. Пришлось ехать практически в центр города, нашли аптеку, купили капли двух видов. Вера прочитала аннотации, решили начать капать «Систейн». Они реально помогают, так и пользовались ими всю дорогу до Крыма и обратно. Вторые не пригодились, даже не помню, как они назывались.

Выезжаем на пост ДПС, расстаемся с Володей, обещаем заехать на обратной дороге. Заезжаем на заправку. Одометр 128 860, время 6:56, заправляем до полного бака 45.5 литров по 18 р. Масло на заправке не продают. Пришлось несколько позже заезжать еще на одну заправку, цена беспредельная – 295 р. за литр! Но деваться некуда, беру.

Поначалу от Челябинска идет хорошая 4-х полосная дорога, не помню только наличие разделительной. Но все хорошее когда-то заканчивается, начинается обычная 2-х полосная дорога, начинают попадаться караваны фур, и мы постепенно въезжаем в Урал.

Урал представляет собой большое количество подъемов и спусков, местами довольно затяжных, серпантина практически нет. И фуры, фуры, фуры... Трафик довольно сильный. Но едем, периодически удается обгонять. Погода пасмурная, местами у обочины лежит снег (!). Проезжаем указатели на Миасс и Златоуст. Немного непонятно, как в таких горах могут быть какие-либо города. Указатель Европа-Азия проехали и не заметили, говорят, он как раз в районе Златоуста, но увидели его только на обратной дороге. Он стоит немного в стороне и лучше виден как раз со стороны Европы.

После Златоуста сделали отметку в районе Сатки, одометр 129 028, время 9:20. От челябинской заправки отъехали 168 км почти за 2,5 часа, средняя скорость меньше 70 км/ч. Вот такой вот он, Урал!

Очень красиво открывается вид на Сим. Его проезжали в 11 часов, одометр 129 138. От Сатки это составляет 110 км, время 1 час 40 минут, значит, средняя скорость после Сатки примерно такая же, как и до нее.

После Сима на границе с Башкирией плохой участок дороги, о котором мы были предупреждены форумчанином Галаннтом. Километров 15-20 по качеству напоминают дорогу между Боготолом и Мариинском. Но мы уже видели и похуже дорогу :).

После Сима горы постепенно заканчиваются, по радио начинают попадаться бодрые башкирские песни. Постепенно доезжаем почти до поворота на Уфу и заезжаем на заправку. Заправляемся и обедаем сухим пайком, загруженным в Копейске. Одометр 129 240, время 12:32, не знаю, есть ли разница по времени между Уфой и Челябинском. Вошло 42 литра, от предыдущей заправки отъехали 380 км, значит, расход составил около 11 литров. Совсем неплохо для нашего вагона, загруженного под завязку и для Урала! Скорее всего, сказывается небольшая средняя скорость и не очень большое количество обгонов, больше тащишься за фурами.

Проезжаем поворот на Уфу, начинается хорошая 4-х полосная дорога с разделительной полосой. Это счастье длится примерно километров 30-40. На этом же участке деревня Алкино, длиной метров двести по трассе, но, естественно, с ограничением скорости до 60 – населенный пункт. Засады в этом месте нет, но место для нее очень хорошее. Засада будет в другом месте...

Проезжаем Башкирию и въезжаем в Татарстан. Где-то там встретился населенный пункт Старые Чути, в котором делаем засечку, одометр 129 450, время 16:20, по какому часовому поясу – затрудняюсь уже сказать. Попадаются насосы, качающие нефть. Казалось, что они должны быть больше размерами, а в реалии оказалось, что они довольно маленькие. Хотя, может они бывают разные?

Въезжаем в Самарскую область. Где-то делаем отметку, видимо, на въезде в область – 129 536, время 17:30. Попадается населенный пункт Красный Яр и плакат с надписью типа «Красноярцы приветствуют гостей Самарской области» :). Жаль, не сфотографировали :).

Встретили еще одного земляка. Молодой человек на «Тойоте» следует в Кузнецк Пензенской области. Постояли, поговорили, поехали дальше. Он идет гораздо быстрее нас и вскоре обгоняет и скрывается из виду.

Почти перед Самарой заезжаем на заправку. Одометр 129 684, время на чеке 18:45, видимо местное, вошло 45,4 литра по 17,50 р. Расход 10,2 л/100 км. Сомневаюсь в полной реальности такой цифры, но, если учесть, что почти всю Башкирию, Татарстан и Самарскую область ехали «на цыпочках», то почему нет?

Перекусываем остатками сухого пайка, и звоню в Пензу Володе:
- Привет!
- Привет, вы где?
- Под Самарой.
- Значит, к утру будете у нас?
- Да мы вообще-то собираемся у вас ночевать.
- Нет проблем, ждем в любое время, но вам еще километров 400 ехать.
- Ну, постараемся проехать.
- Ладно, звоните, сообщайте по дороге, где находитесь.
- Хорошо, договорились.

Между тем начинает сказываться усталость, Миша выливает мне на голову половину 5-литровой канистры воды, немного освежаюсь, едем дальше.

Выезжаем на развязку и уходим направо, в сторону Тольятти. Начинается участок хорошей дороги, 4-6 полос с разделительной полосой. Примерно посередине этого участка пост ДПС, нас останавливают, проверяют документы, первый и последний раз за все путешествие спрашивают техосмотр, довольно быстро теряют к нам интерес и отпускают.

Перед самым мостом через Волгу, а там не просто мост, там целая ГЭС и дорога идет по ней, останавливают практически всех иногородних, некоторых досматривают, проверяют вещи. Мы не стали исключением, инспектор проверил документы, заглянул в салон, спросил: «Семья?», на что мы утвердительно кивнули и к нам опять потеряли интерес.

Волга в этом месте довольно широкая, красиво смотрятся горы и скалы на правом берегу ниже плотины. Сама плотина тоже широкая и перепад высоты ощущается не очень сильно. Все-таки наша Красноярская ГЭС, а тем более, Саяно-Шушенская, оставляют более сильное впечатление.

После плотины попадаем в довольно сильный трафик. Много фур, автовозов, груженных всякими разными ВАЗами. Начинает темнеть. Останавливаемся где-то в районе Сызрани, немного отдыхаем, опять ополаскиваю голову водой, закапываем капли в глаза, распечатываем «Берн», потихоньку едем дальше. Усталость дает о себе знать. Въезжаем в Ульяновскую область, в районе Коптевки делаем отметку – 129 873. Время в дневнике стоит 23:00 (!). Затрудняюсь прокомментировать эту цифру, предполагаю, что это по челябинскому времени. Если так, то я за рулем уже больше 16 часов, и мы прошли больше 1 000 км. Верится с трудом, но вполне возможно.

Практически стемнело. Комфортно ехать самостоятельно не получается, встречные начинают слепить фарами, уже непонятно, где они едут, по своей полосе или уже по нашей. Садимся на хвост довольно шустрой фуре с надписью сзади «IK?» Видимо, надпись осталась в наследство от прошлой ее жизни где-нибудь в Европе. Ик шел довольно быстро, видимо был порожний, но довольно аккуратно, обгонял другие фуры только наверняка, в наглую на встречку не выезжал. Было очень хорошо за ним ехать. Скорость около 100, никто тебя не слепит, очень спокойно себя чувствуешь за таким «локомотивом».

Когда в Кузнецке Ик свернул на ночлег, мы почувствовали себя просто осиротевшими :(. Останавливаемся тоже, делаем небольшую передышку. В ход идет уже вторая канистра с водой, опять закапываем в глаза, опять «Берн».

Сначала пробуем ехать самостоятельно. Но из-за большой загрузки Одиссей ощутимо присел на задние колеса и фары светят высоко! Через некоторое время находим себе еще одного ведущего. Что-то типа «КАМАЗа» с полуприцепом. Так за ним и въехали в Пензу...

Одометр 130 121, время не зафиксировали, но было очень поздно, прошли за день 1 297 км, почти 1300 (!), от Красноярска 3 726 км. Это был самый тяжелый день по дороге в Крым. В этот день у нас с Верой был 15-летний юбилей со дня свадьбы. Не думали мы, что придется справлять его на дороге :).

6 июня, среда

Накануне запланировали отоспаться, посмотреть машину и, при необходимости ремонта, задержаться. То, что какой-то ремонт будет необходим – сомнений почти не вызывало, уж слишком «хорошие» дороги попадались нам до Пензы.

Из-за разницы во времени, а в Пензе время уже московское, проснулся около 5 утра по местному времени, поворочался с час, сон не идет, встал, собрался, пошел за машиной.

Сначала загнал на мойку, за тщательно отмытый верх и коврики запросили 180 р. Отдал 200, все остались довольны. Салон убирать было бессмысленно, так как еще предстояло 2 дня пути.

После мойки обратился в ближайший автосервис, но в помощи отказали, так как подъемники слабые, только-только поднимают «Жигули» и загруженного «Одиссея» поднимать побоялись. Порекомендовали какой-то бокс с ямой. Поехал, кое-как нашел, яма оказалась занята. Посоветовали съездить в другой бокс, опять кое-как нашел, но яма оказалась свободна, мужики согласились осмотреть машину снизу. Целиком заехать на яму не удалось, глушитель цеплял за высокий порог, пришлось по очереди смотреть переднюю и заднюю часть.

Мне трудно было поверить, но никаких проблем мы не нашли! Прежде всего, колеса – с внутренней стороны никаких грыж или чего-то подобного не было. Это был первый приятный сюрприз. Все детали подвески на месте, никаких люфтов, нигде ничего не течет, все резинки и пыльники целые. Ничего, что требовало бы вмешательства! Только, как уже обычно, долил масла в мотор.

Спросил сервисменов, сколько стоят их услуги, они отказываются, говорят, ничего же не делали, только посмотрели, кое-как всучил им символические 100 р.

После этого заехал на заправку. Шикарный «Лукойл» с магазином. На одометре 130 128, под пробку входит почти 50 литров по 19,10 р., местное время 10:04. Купил канистру масла, теперь уже сразу 4 литра.

С прошлой заправки около Самары проехали 444 км, расход составил 11,2 л/100 км.

Посетил местный филиал «Сбербанка». Подкрепился наличными в банкомате и попробовал заплатить штраф, выписанный в Новосибирской области. Оплату штрафа принять отказались, так как реквизиты были какие-то старые, при вводе указанного счета выдавалось название какой-то совершенной другой организации, скорее всего к штрафам отношения не имеющей.

Вернулся домой, отчитался экипажу о проделанной работе, и принимаем решение после обеда выехать в сторону границы. Расстояние было не таким уж и большим, около 700-800 км, по нашим прикидкам получалось, что до границы должны успеть доехать.

Из Пензы выезжаем в сторону Тамбова в 13:20, на одометре 130 130. Поначалу идет очень хороший участок дороги, 4 полосы с разделительной. Потом дорога становится обычной, по одной полосе в каждом направлении.

Проезжаем Каменку, одометр 130 207, время 14:20. Трафик не очень большой, гаишники практически отсутствуют. По сравнению с предыдущим днем просто отдыхаем. Едем, обозреваем окрестности. Впервые за всю дорогу начинаем пользоваться кондиционером. Чувствуется, что здесь климат уже гораздо теплее.

Въезжаем в Тамбовскую область. Перед Кирсановым не очень хороший участок, но тут мы уже не удивляемся – это стык областей, там местным дорога не нужна. Отметка возле Кирсанова 130 207, время 15:45.

Далее нам необходимо было свернуть на юг, на Инжавино. Смотрим уже в восемь глаз, но указателя не видим и пролетаем, наверное, почти по Рассказово. Чувствуем, что проскочили, останавливаемся, спрашиваем. Так и есть, около 25 километров назад был железнодорожный переезд, перед ним надо было уходить налево. Возвращаемся, благо дорога здесь довольно хорошая, находим переезд, сразу за ним, за ветками деревьев, видим тот самый указатель на Инжавино, со стороны Пензы указателя нет! В этом мы убедились также и на обратном пути.
Если кто поедет по нашему маршруту, то ориентиры следующие. После поворота на Кирсанов будет поворот на Калаис, там, судя по карте, тоже пересечение с железной дорогой, но переезда не помню, возможно, там мост, сейчас уже точно не скажу. Через 14 км после Калаиса, с правой стороны будет населенный пункт Ковылка, и прямо напротив этой Ковылки будет поворот налево, перед самым переездом. Возле поворота придорожное кафе и, кажется, заправка. Если приехали в Трофимовку – значит, проскочили и разворачиваемся.

После поворота на Инжавино – практически полное отсутствие трафика, абсолютно полное отсутствие гаишников и очень приличная дорога! Даже не верится, что такое возможно. Спасибо доброму человеку с ником sl58 с www.boards.auto.ru/travel, посоветовавшему нам этот маршрут!

В Инжавино въезжаем в 17:15, на одометре 130 456. Слегка обескураженные «пролетом» перед Инжавино, несколько раз спрашиваем направление на Уварово.

До Уварово доезжаем без проблем и решаем заправиться и поужинать. Заезжаем на заправку, одометр 130 503, под пробку входит 39,5 литра по 18,00 р. От пензенского «Лукойла» отъехали 375 км (из них около 50 – вынужденный крюк), расход составил около 10,5 литра на 100 км. Когда дороги хорошие – и расход бензина не очень большой! Время 17:50.

Спрашиваем на заправке, где можно поужинать, нас направляют примерно в центр, находим там кафе, где довольно быстро, вкусно и не очень дорого кормят. Заодно посещаем магазин, прикупаем в дорогу всякую мелочь. Покупаем карточку МТС, пополняем Верин телефон. Мы все еще надеемся перейти сегодня границу, и предполагаем, что в дальнейшем пополнить телефон будет негде.

Выезжаем из Уварово в сторону границы с Воронежской областью. В Уварово даже есть свой небольшой автобан! Ну, не 4 полосы, где-то полторы плюс полторы, но с разделительной полосой, на которой есть даже фонари, освещающие дорогу! Нам все больше и больше нравится это место. Как-то уютно здесь.

На стыке областей попадается очередной плохой участок, но непродолжительный и мы въезжаем в Воронежскую область.

Воронежская область поражает странностью названий некоторых населенных пунктов. Большие Алабухи, 2-е малые Алабухи, 1-е малые Алабухи :). Пейзажи также впечатляют – поля от горизонта до горизонта! И между этих полей – очень приличная дорога и практически полное отсутствие трафика. Мы к такому не привыкли.

Подъезжаем к большому перекрестку с трассой M6 и видим колоритную картину. Маленький, пухленький, с красным, обгоревшим на солнце лицом гаишник останавливает фуры и какой-то линейкой или рулеткой проверяет их... высоту! Мы решаем остановиться и сориентироваться, куда ехать дальше. По нашей легенде, нам было нужно идти по М6 на Борисоглебск и после Борисоглебска уйти на Новохоперск.

Беру атлас и, как первоклассник с букварем, иду к гаишнику. Он так увлечен процессом измерения фур, что даже неловко его отвлекать. Но выбираю момент, робко спрашиваю, как лучше выехать на Новохоперск. Прямо, машет он рукой и останавливает очередную фуру. Возвращаюсь, начинаем разбираться по карте. Получается, что если прямо, то мы уходим совсем не на Новохоперск, а куда-то на запад. Ничего не понимаем, решаю еще раз уточнить. Опять беру атлас, иду.

Гаишник, видимо, понимает, что так просто я от него не отстану, отвлекается от очередной фуры и показывает по карте, что надо все-таки пересечь М6, проехать Грибановский и Верхний Карачан и сразу за ним повернуть налево, как раз в сторону Новохоперска. Теперь все встает на свои места, эту дорогу мы просто не разглядели. Спрашиваю, как там качество дороги, отвечает, что нормально. Интересуется, куда мы вообще едем. Говорю, что в Новобелую, там граница и в Крым. Тут он начинает бурно объяснять, что он в прошлом году сам ездил на Украину, и что не надо ни на какую Новобелую, а надо выехать на ростовскую М4 и пройти до Богучар, а потом на Кантемировку и там проходить границу. Объясняет очень увлеченно, даже забыл про фуру, ее водитель недоумевает. В итоге благодарю его, расстаемся.

Пересекаем М6, далее Грибановский, Верхний Карачан и сразу за ним уходим налево. Дорога практически прямая, слева остается Хоперский заповедник. Перед Новохоперском поворачиваем направо и проезжаем Елань-Коленовский. Очередное странное название. Делаем отметку, одометр 130 656, время 20:55.

Далее Таловая, одометр 130 697, время 21:30.

Затем Бутурлиновка, одометр 130 726, время 21:50. Кажется, здесь встретился крутой поворот налево, никак не обозначенный знаками, слегка зацепили обочину.

Темнеет, мы-то думали, что едем на запад и день будет длиннее и совсем забыли, что еще и спускаемся на юг, а на юге темнее гораздо раньше, чем в наших, более северных широтах.

После Бутурлиновки чувствую, что начинаю уставать, обсуждаем наши дальнейшие перспективы. Во-первых, не до конца понятно, как работает пограничный переход. Предполагаем, что круглосуточно, но на 100 % не уверены. Во-вторых, нет никакой ясности, где за границей мы сможем переночевать, есть ли там какие-нибудь гостиницы возле дороги или нет. В-третьих, у нас нет гривен, только рубли, доллары и пластиковые карты. Не станет ли это еще одним препятствием. Конечно, в приграничных украинских областях могут принимать рубли и доллары в качестве оплаты, но могут и не принимать. Удастся ли где-то обменять валюту в такое время, тоже неясно.

После Бутурлиновки деревни по дороге идут почти одна за другой. Много знаков «Населенный пункт», но гаишников не видно, население, судя по всему, привыкло к транзитному транспорту, близко к дороге не подходит, позволяю себе ехать немного быстрее, чем положено. В одной из деревень останавливаемся возле придорожного магазина. «Берна» нет, есть «Адреналин Раш», покупаем последнюю банку, слегка освежает. По вкусу почти нет разницы.

Около 23:00 подъезжаем к ростовской трассе М4. На одометре 130 767, налево Ростов-на-Дону, прямо Павловск, нам надо направо, в сторону Москвы, немного проехать и повернуть налево, на Россошь. Уже просто ночь, решаем остановиться на заправке и порасспрашивать местных обо всех приграничных делах. На наше счастье попадается пара разговорчивых таксистов. Оба говорят, что пограничные переходы работают круглосуточно. Но через Новобелую никуда не ездили, что там за границей – не знают. Переночевать может есть где, а может и нет. Узнав, что мы с двумя детьми, советуют заночевать на трассе, перед поворотом на Россошь, а с утра уже, на свежую голову ехать к границе и переходить ее. Решаем последовать их совету. Очень не хочется повторять вчерашний день. В конце концов, отпуск у нас или гонка какая-то?

Проезжаем по M4 немного, примерно 33 км и с правой стороны видим гостиницу. Сворачиваем, узнаем, есть ли места. Места есть, комната с 4-я кроватями. Туалет общий на этаже для нескольких комнат, но никого кроме нас нет и такое ощущение, что сегодня уже не будет. Душ тоже имеется. Стоит это все по 200 р. с человека. Соглашаемся. Условия немного похуже, чем в Чанах перед Омском, но и цена ниже. Размещаемся, оказалось, что душ не работает, сломался какой-то там насос, но нам уже все равно. Предыдущая ночевка была в домашних условиях, а следующая должна быть уже тоже у своих, поэтому можно и потерпеть. Обращаем внимание на очень интересный говор местных женщин. Дон совсем рядом! Рукой подать!

Итак, подводим итоги очередного дня. На одометре 130 800. Проехали за день 670 км. Совсем немного, по сравнению с предыдущими днями, но выехали довольно поздно и довольно много останавливались, уточняли дорогу у местных жителей, особенно после проезда поворота на Инжавино. У нас в Сибири проще, дорог гораздо меньше, до Омска можно карту вообще не смотреть, по солнцу ехать :). Опять же, ночь нас застала слегка врасплох. От Красноярска 4 405 км, осталось пройти около 1 000 км.

7 июня, четверг

Выехали из гостиницы около 7.00 утра. Практически сразу по трассе поворот налево на Белогорье. Буквально через 10 км мост через Дон. Дон, действительно, тихий. Не очень широкий. Река как река. За Доном и Белогорье.

Затем, в Подгоренском, как и обещали вчерашние таксисты, цементный завод, перед которым нужно повернуть налево, на Россошь. Все вокруг покрыто серой пылью. Нет никакого желания останавливаться.

В Россоши по плану последняя заправка на российской территории. На одометре 130 865, заливаем 41,4 литра по 18,50 р. Время около 7:50. От уваровской заправки прошли 362 км, расход составил около 11,5 литров на 100 км. На заправке магазин, что-то покупаем перекусить, так как завтраком в гостинице нас не накормили, сославшись на пересменок. Уточняем направление на Михайловку и едем дальше.

В Михайловке мы в 8:45, на одометре 130 909. Сворачиваем на Куликовку. После Куликовки Бондарево, на дороге попадается последняя заправка, которую мы видели перед границей. Но она, скажем так, контейнерного типа, доверия абсолютно не внушает. Далее Волоконовка и сама Новобелая. На одометре 130 936, время 9:00. В Новобелой замечаем кафе, а гостиницы нам так и не попадались больше.

После Новобелой дорога уходит в поле. Через некоторое время появились строения – пограничный переход. Подъезжаем, на одометре 130 943, время 9:10. Значит, вчера мы не доехали до границы 143 км, а сегодня мы потратили на это расстояние около 2-х часов. Наверное, все-таки правильно мы сделали, что остановились ночевать на ростовской трассе. До часу ночи мы бы однозначно не проехали это расстояние и въехали бы в глубокую ночь.

На переходе, кроме нас, желающих перейти границу нет. Подъезжаем к первому шлагбауму, сообщаем о своем желании проехать в Украину. Формальная проверка паспортов (предъявили заграничные, хотя можно и российские) и проезжаем дальше. Навес, домик с таможенниками и будка с пограничниками. Иду на таможню, говорят, заполняйте декларацию. Особых вопросов нет, но смутил пункт о количестве мест багажа. Уточняю, говорят, что место это любой пакет, сумка, подушка, одеяло и т. д. Говорю, что точно не могу сказать сколько, могу ли написать ориентировочное количество. Пожимают плечами. Тогда, предполагая возможные подвохи, спрашиваю, могу ли я разгрузить багажник возле машины. Зачем? Ну, чтобы посчитать багаж, мы в дороге 6-й день я уже вообще не представляю, что творится в багажнике. Отвечают, ладно выгружайте, считайте. Возвращаюсь в машину, сообщаю «радостную» весть о пересчете багажа. Делать нечего, Вера начинает частично выгружать вещи, самый верх, чтобы можно было все посчитать. Я пока дописываю остальные пункты декларации. Считаем вещи, то ли 47, то ли 48 мест, пишу 50 и иду опять к таможенникам. Смотрят декларацию, естественно удивляются такому количеству багажа, объясняю, что едем почти на месяц, много вещей, продуктов, туристического снаряжения и т. д. На машине через границу едем первый раз, до этого все время летали самолетами, нигде ни разу никаких деклараций не заполняли и зачастую таможенников вообще не видели, поэтому местных порядков не знаем. Ладно, вроде объяснения удовлетворяют, еще несколько уточняющих вопросов по остальным пунктам, находятся мелкие недочеты, переписываю декларацию еще раз, уже «начисто». Отправляют инспектора посмотреть весь наш скарб, тот просто окинул все взглядом и сказал, что можно все складывать обратно. Захватываю несколько чистых бланков, чтобы на обратной дороге заранее все написать и не тратить время. Грузим все обратно и идем к пограничникам.

Те просят немного подождать, у них пересменок. Ладно, ждем. Через некоторое время подзывают по очереди каждого. Я, Вера и Миша с заграничными паспортами, а Даша со свидетельством о рождении с вкладышем о российском гражданстве и с нотариальными доверенностями от родителей на Веру. Волновались за Дашины документы. Вспомнили, что ни разу не прочитали эти доверенности, а у Веры немного сложное отчество, которое постоянно коверкают и путают. Но все в порядке, вопросов нет, нас пропускают. Время 10:00, прохождение российской границы заняло 50 минут.

Проезжаем нейтральную полосу и подъезжаем к украинскому посту. Тут все выглядит гораздо скромнее. К нам подходит мужчина в камуфляже, спрашивает, первый раз или уже ездили. Нет, мы первый, тогда он очень подробно объясняет, как правильно заполнить иммиграционные карточки, пару раз удачно шутит, настроение очень доброжелательное. Спросил, есть ли на машину «Грин карта», у нас не было, тогда, говорит, когда все пройдете, в конце будет будка, там нужно купить украинскую страховку. Ладно, нет проблем.

Заполняем карточки и проезжаем немного дальше. Тут возникает неожиданное препятствие в виде лежачего полицейского неимоверной высоты. Все вынуждены выйти из машины и только после этого удается его проехать, не зацепив.

Останавливаемся, к нам подходит другой человек. Стандартные вопросы. Кто, откуда, куда, оружие, наркотики и т. д. Проверяют паспорта, долго рассматривают Мишин паспорт, ему 14, а на фотографии ему лет 10, сомневаются, его ли паспорт, хотим уже достать российский со свежей фотографией, но уже не надо. Подходит еще один человек, типа начальник. Предыдущий ему все рассказывает про нас, что, дескать, семья на отдых в Крым. Тот еще задает какие-то стандартные вопросы и, в итоге, говорит, ладно, оформляй. Наши документы уносят, сидим, ждем. Нас даже не попросили выйти из машины. Через некоторое время приносят документы и иммиграционные карточки, предупреждают, что карточки надо будет предъявить при выезде, чтобы мы их не потеряли, а то придется платить штраф. Но я это уже и так знал.

Все, мы свободны, можем проезжать. На выезде с перехода еще один лежачий полицейский такой же неимоверной высоты. Опять все выходят из машины. Перекатываюсь «на цыпочках». Дальше – будка со страховым агентом. Иду покупать местную ОСАГО. Агент говорит, что можно на две недели, можно на месяц. На две недели нам недостаточно, беру на месяц. На «Одиссея» это стоит 93 гривны, гривен у нас нет, берет рублями по курсу 5,6 р./гривну. Предполагаю, что курс великоват, но, что поделаешь? Получается в районе 520 р.

Все, на часах 10:50, все формальности улажены, можем ехать. На украинскую границу, вместе с покупкой страховки ушло также 50 минут. Итого, прохождение границы у нас заняло 1 час 40 минут. И это при полном отсутствии очереди. Но на обратном пути должно быть быстрее – страховку покупать уже не нужно, иммиграционные карточки заполнять тоже не нужно, декларации планируем заполнить заранее и только их предъявить.

Пока мы проходили украинскую часть границы, к нам подошла пожилая женщина, попросила подвезти ее до какой-то ближайшей деревни. Соглашаемся, по дороге пытаемся выяснить у нее кое-какую информацию о том, где можно поменять валюту, заправится, переночевать и т. д. Начинаем собирать информацию для обратной дороги.

Оказалось, что в этих краях ближайший к границе большой населенный пункт – Новопсков. До него от границы порядка 40 км. На одометре 130 985. Останавливаемся возле первого попавшегося банка и меняем валюту. Тут же в банке пытаюсь выяснить, как лучше выехать в сторону Донецка. Пожилой охранник советует через Северодонецк, Лисичанск, Артемовск, Горловку, но после Старобельска не сразу уходить на Северодонецк, а через Новоайдар, говорит, что так дорога будет лучше.

На отметке одометра 131 009 попадается первая приличная заправка – ТНК. От границы 65 км. Не заправляемся, а просто фиксируем для себя. Проезжаем Старобельск (131 014) и уходим на Новоайдар.

В Новоайдаре (131 050) останавливаемся возле первого попавшегося магазина, покупаем кое-какие продукты. Мы еще толком не ели сегодня, вроде все было некогда. Цены на продукты в целом ниже, чем в России. Едем дальше, видим указатель на Северодонецк направо, но наше внимание привлекла заправка с левой стороны, даже не сама заправка, а надпись «Кафе», возле нее.

Сворачиваем к кафе, заходим, пусто, никого народу. Спрашиваем, можно ли перекусить, да, пожалуйста, присаживайтесь. Делаем заказ, по случаю перехода границы и первого обеда на украинской территории практически ни в чем себе не отказываем. Нас очень вкусно кормят, борщ приносят чуть ли не в тазиках! Остальные блюда тоже очень большие. За обед с нас берут 91 гривну, то есть около 475 р. за четверых.

Пока обедали, в кафе зашел какой-то молодой человек, сделал заказ. Пока он ждал свой обед, я заговорил с ним, спросил, как дорога до Донецка. Так за 5-10 минут он мне рассказал всю дорогу не то чтобы до Донецка, а чуть ли не до Джанкоя!

После Новоайдара Северодонецк (131 096), а за ним, практически сразу, и Лисичанск (131 109).

Из Лисичанска выезжаем на Артемовск. Доезжаем до него (131 177). На выезде из Артемовска обгоняем какой-то старый автобус, типа «кавзика». Через некоторое время начинаем сомневаться, правильно ли мы выехали на Горловку, останавливаемся, дорога пустая. Нас догоняет тот самый автобус. Я выхожу из машину, машу ему рукой, прошу остановиться. Останавливается! Спрашиваю, правильно ли идем на Горловку? Да, правильно и водитель автобуса начинает в мельчайших подробностях рассказывать всю дорогу до Горловки! Я, конечно, с трудом запоминаю все это, благодарю его, он еще вдогонку еще что-то успевает крикнуть. Складывается такое впечатление, что людям просто доставляет удовольствие помочь кому-то!

Въезжаем в Горловку (131 194). Довольно большой город. На одном из перекрестков нечеткий указатель. Надо было ехать прямо, а я поворачиваю направо, проезжаем под каким-то мостами и попадаем в центр города. Останавливаемся, спрашиваем дорогу. Собирается несколько человек, объясняют, что надо развернуться, доехать до тех самых мостов и после них уйти направо. Опять масса мельчайших подробностей!

Находим правильное направление на Донецк и выезжаем на местный «автобан». 4 полосы с разделительной, нормальный асфальт. Довольно быстро доезжаем до Донецка, перед Донецком немного невнятная развязка и уходим налево на объездную. Объездная также 4-хполосная, а местами, наверное, даже и 6-ти. Заправляемся на объездной, одометр 131 239, местное время 15:20 (минус один час с московским), заливаем полный бак, 43,25 литра по 4 гривны 30 копеек. От Россоши отъехали 374 км, примерный расход 11,5 л/100 км.

Проехали Донецк, по-прежнему 4-х полосная дорога с разделительной, только местами попадаются разрывы для разворота, а также бывают и пешеходные переходы с ограничением скорости, попалась и какая-то деревня типа Алкино под Уфой. Там нас и поймали на радар. 30 гривен решили проблему, больше проблем с даишниками на Украине у нас не было ни по дороге туда, ни обратно.

В Новоайдаре нам рассказали, что, не доезжая около 50 км до Мариуполя, должен быть поворот направо в сторону Бердянска. Едем, смотрим, пытаемся не пропустить. Останавливаемся на какой-то заправке, уточняем у местных. Дают новые ориентиры: на дороге будут продавать много яблок, и трассу будет пересекать мост, перед которым надо уходить направо.

Едем дальше, видим мост :). На дороге, действительно, идет бойкая торговля яблоками, есть и указатель, уходим направо в сторону Бердянска. Попадаются указатели на Ялту, но это местная Ялта, не та, которая в Крыму. Далее дорога проходит в районе Володарского и выходит на трассу Мариуполь-Мелитополь. На выезде кольцо и пост ДАИ с видеокамерами.

Проезжаем Бердянск (131 446), дальше направление на Мелитополь. Перед Мелитополем налево уходит объездная, сворачиваем на нее, делаем отметку – 131 563 и выезжаем на симферопольскую трассу. Останавливаемся на заправке, доливаем бензина на 100 гривен (23 литра), немного отдыхаем, начинаются сумерки. Юг, темнеет рано!

Трасса в хорошем состоянии, вся размечена, масса указателей. Да и вообще, надо сказать, что на Украине нам дороги понравились больше, чем в России. На трассе попадаются откровенные «летчики». Пропускаем, видим, как их ловят на радары, потом они опять нас обгоняют, уходят вперед.

На въезде в Крым пост ДАИ со знаком СТОП. Все останавливаются, «отдают честь». Никаких поборов, оплаты за въезд в Крым, ничего такого нет.

До Джанкоя доезжаем вообще по темноте. На одометре 131 727. Судя по карте, от Джанкоя до Красноперекопска идут две дороги, останавливаемся возле первого поворота на Красноперекопск, звоним родственникам, уточняем, как лучше ехать. Нам подсказывают, что лучше заехать в сам Джанкой и проехать его по указателям на Красноперекопск. Так и делаем. После Джанкоя выезжаем на трассу. Вспоминаем, как летели здесь в 98-ом году, опаздывали на московский поезд, а оказалось, что из-за разницы во времени до поезда был еще час! И чуть не заскочили в какой-то другой поезд, думали, что это наш уже отходит, благо проводник нас вовремя остановил :).

Вот и Воинка (131 766) с железнодорожным переездом...

Нас встречали прямо на трассе, напротив Ишуни! Свет фар выхватил из темноты группу родственников, чуть не проскочили мимо, но, конечно, узнали, хоть и не виделись 9 лет! Сказать, что все были очень рады – это ничего не сказать!..

Итак, последняя засечка одометра: Ишунь, 131 788. За день пройдено 988 км, от Красноярска 5 393 км.

Израсходовано более 600 литров бензина, на который потрачено почти ровно 12 000 р., средний расход составил немногим больше 11 литров на 100 км. Привожу сводную таблицу по заправкам:

ДатаМесто   Одометр  Кол-во  ЦенаСуммаПробег   Расход   Карта
07.06.2007Россошь 130865 41,39 18,5 765,72 362 11,43
07.06.2007Донецк 131239 43,25 22,58 976,37 374 11,56
07.06.2007Мелитополь 131575 23 22,58 525 336

Цены на украинских заправках пересчитаны в рубли по курсу 5,25. Самый дешевый бензин в Самарской области, самый дорогой в Омской и Тюменской областях, ну и, естественно, на Украине. По пластиковым картам (Сберкарт) реально можно заправляться в Красноярске, Ачинске, Кемерово, в Новосибирской области (на обратном пути), в Омской области. На Украине также на многих заправках принимают карты (VISA, Master Card).

Расход моторного масла на всю дорогу (туда и обратно) составил порядка 8 л. Это, конечно, много и ненормально, сейчас разбираюсь с причинами. Если разделить пополам и взять среднюю стоимость порядка 250 р. за литр, то получается еще около 1 000 р. в одну сторону.

Просто удивлен выносливостью шин. Забегая вперед, могу сказать, что с ними никаких проблем вообще не было. Также удивила подвеска и машина в целом. Также никаких проблем.

Дороги на Украине в целом лучше, чем в России. Разбитых участков практически нет, трафик заметно ниже, фур меньше. Дороги по России оказались хуже, чем мы ожидали. Многие прочитанные отчеты были слишком оптимистичны, на самом деле все оказалось немного сложнее.

Прежде, чем ехать куда-то далеко от дома, подумайте еще раз, а нужно ли оно вам? Хотя мы свой выбор, пожалуй, уже сделали :) ! «Дальнобой» так просто от себя не отпускает.

Межводное.

Продолжение о Крыме и обратной дороге следует...