|
Детальный маршрут: Барнаул — Кемерово — Красноярск — Кодинск — Ванавара — Кербо — Тура — Чиринда — Котуй — Ессей — Тура — Ниж. Тунгуска — Суринда — Байкит — Куюмба — Северо-Енисейский — Красноярск — Барнаул. Пройден с 11 марта по 2 апреля 2022 года группой туристов Барнаул, Москва, Уфа, под руководством Дмитрия Юрочкина.
Смотреть полный фильм о Транссибирской экспедиции 2022. Затерянный мир Эвенкии:
11 марта. Алтайский край — район Кемерово
Старт в 13:00 из Барнаула на 2 автомобилях Land Cruiser Prado 78 с 2 прицепами по дороге Алтай-Кузбасс, дорожное покрытие асфальт. Первый день — настроение прекрасное! Ночевка в автомобилях, Т -12/-16, ясно.
12 марта. Кемерово — Красноярск
Продолжение движения по дороге Р255 «Сибирь», дорожное покрытие асфальт, встречаются участки серпантина с крутыми поворотами/подъемами/спусками и ограниченной видимостью. Ночевка гостинице в районе аэропорта г. Красноярск. Т -20/-24, ясно.
13 марта. г. Красноярск — пгт. Богучаны
Движение по дороге «Енисей» асфальт, местами снежная колея. Заправка ДТ Арктика 650 л в 2 машины и бочки 8*60 л (запас на маршрут). Проехали Канск и к 20 часам приехали в пгт. Богучаны. Ночевка гостевой дом с кухней. Т -20/-32, переменная облачность.
14 марта. Пгт. Богучаны — 279 км зимник на пгт. Ванавара
Завтрак в гостевом доме, перепаковка вещей — пора переодеваться в зимнее, и выезд в Кодинск с посещением Кежемского историко-этнографического музея им. Ю.С. Кулаковой, обед в столовой. Проехали Богучанскую ГЭС, хорошая дорога заканчивается и в 15 час выходим на зимник с указателем 378 км до Ванавары (ранее по отчетам 777 км). Дорога широкая метров 10, много лесовозов, встретилось около 30 машин и делянок. Зимник это, конечно, хорошо, но не всегда надо верить табличкам;), он оказался не вполне проезжим, то есть гипотетически проехать можно, но не факт, но главное, что есть уже хорошая дорога на Ванавару не через зимник, и отсыпная, правда мы ее пропустили и махнули на зимник по указателям. Так что, не надо верить табличкам, лучше остановиться и переспросить куда. Фактически идет два параллельных зимника: официальный с указателями, все как положено и неофициальный летник, который поддерживается для лесовозов и выходит на основной зимник в 96 км от Ванавары. Вернулись по картам в село Таёжная, оказалось заброшено, но есть 4-5 домов, гостям не рады. Круг почти 90 км... вечер, мороз -30 выбираемся обратно на развилку старого зимникам и летника на 279 км.
Время приезда 21:08, ставим палатку, ужин в 22:10, в 23:10 отбой. Первая ночевка в палатке, на установку лагеря и ужин ушло 2 часа (необходимая тренировка), Т -23/-30, переменная облачность, ночь морозная.
15 марта. 279 км зимника на Ванавару — Ванавара
В 07:00, подъем, в 09:05 отъезжаем с развилки старого зимникам и новой дороги, указатель 279 км. Прямо на развилке летника и зимника стоит вагончик лесозаготовительной конторы. Дорога широкая ровная 12-14 м, петляет среди соснового леса, много лесовозов, ходит дорожная техника, но это не мешает движению, скорость крейсерская аж до 80 км/ час. В 13:40 пересекаем условную границу и въезжаем на территорию Эвенкии. В 16:40 приехали в Ванавару, заселились в гостиницу.
Примечание: летника нет ни на карте зимника, ни просто на карте! Позже стало понятно, почему при наличии хорошей лесовозной дороги, есть еще и официальный зимник, более сложный для проезда с указателями к требованию транспортных средств. Учитывая сроки работы зимника, наличие рек и водных препятствий, зимник официальный используют в начале сезона и в конце, он раньше открывается и позже закрывается, сохраняя транспортную доступность между Ванаварой и большой землей в направлении Богучан. Т -22/-32, малооблачно ночью с прояснениями.
16 марта. Ванавара — 253 км зимника Тура
В 09:15 выехали из гостиницы, посетили 2 музея: Ванаварский филиал Эвенкийского краеведческого музея (ул. Советская, 58) и Музей Тунгусского метеорита (адрес ул. Московская, д. 8).
Выехали из Ванавары на зимник в 12:05, но и тут местами бьют летник до Стрелки Чуни, где, со слов проезжающих водителей лесовозов, планируют построить лесоперерабатывающей завод. Рельеф зимника — достаточно широкий около 6 м, но много волн, что снижает скорость, иначе возникает амплитуда и сильная раскачка прицепов. Встречаются спуски хоть и небольшие, но крутые около 20 градусов, свидетельствующие о пересечении ручья или речки.
Средняя скорость 28 км в час. В 18:00 на тех. остановке обнаружили течь дизельного топлива в одной из бочек в прицепе, к этому моменту потеряли литров 20 из 60 (одна бочка), остатки заправили по машинам. В 20:48 встали с палаткой на ночевку на зимнике. Т -15/-29, ясно.
17 марта. 253 км зимник Ванавара — Кербо — Тура
Встали рано, в 08:00 выехали, температурам утром -28. На переезде р. Стрелка Чуня знак 183 км до Кербо и 252 км до Кислокана. В 13:45 приехали в Кербо — нежилое, круглогодично работает метеостанция. Работают 5 чел, по контракту — на 2 года заключают, отпуск 3 месяца. Занимаются охотой, ловят рыбу: сиг, щука, хариус, налим, ловят чисто для себя. Рыбалка на р. Таймура, на сига — простая зимняя удочка с поролоном, а дальше на глазик. Заброска продуктов раз в год, 2 раза в год вертолет, 3 месяца в году зимник, но малопроходной, так как есть альтернатива через Байкит, где он лучше по качеству.
После Кербо рельеф зимника поменялся — мелкие волны перешли в большие волны с затяжными подъёмами и спусками, лес стал более редким, ширина зимника около 12 м, средняя скорость 30 км/час. Перед спуском к реке Нижняя Тунгуска правым колесом заехали в наледь и провалились. Самостоятельно выехать не смогли. Использовали второй автомобиль — дергали тросом. Наледи здесь нетипичные, образуются не на водных участках, а из-за перепада температур выдавливается из почвы под давлением на участках выхода вечной мерзлоты. Чем больше разница температур, тем больше встречается наледей. Атмосферное давление высокое, разница дневных и ночных температур составляет 20-25 градусов. До Туры 18 км идет зимник по р. Нижняя Тунгуска, скорость 80 км. Приехали в Туру — столицу Эвенкии в 22:20, остановились в доме у семьи метеорологов.
Ночная температура опускалась до -32. Днем в районе Кербо было -12.
18 марта. Тура — 200 км зимник Ессей
В 11:00 проехали пост досмотра (направление на аэропорт) и выехали на зимник, который ведет к самой удаленной точке нашего маршрута п. Ессей. Расстояние по указателям 607 км, непосредственно населенных пунктов по движению один — пос. Чиринда. Пейзаж сильно изменился, лес редкий, лиственничный. Местами зимник в две полосы, дорога кочка и постоянные затяжные тягуны км по 5 спуски и такие же подъемы, средняя скорость 25 км/час. Ясно, температура днем -15, ночью -26, небольшая облачность и завораживающие виды на предгорье плато Путорана. Транспорта очень мало, не более 3-5 машин в день.
В 20:30 встаем на ночевку с палаткой на зимнике рядом с указателем 200 км.
19 марта. 200 км зимник Ессей — 415 км зимник Ессей р. Котуй
В 08:00 после завтрака выехали навстречу пересечения Полярного круга 66:44:33. В 08:15 увидели впервые стадо диких северных оленей голов 12, красивые, статные и очень пугливые животные. Олени стали встречаться чаще, но пока небольшими группами, следов много. Машины редкость, до обеда попалось пару навстречу и 1 в попутном направлении. Зимник глухой, но большегрузы едут не колоннами, большинство в одиночку, в основном КамАЗы, если идут бензовозы, то — Ивеко, МАЗ.
Дорога все так же широкая, затяжные тягуны на фоне предгорья, кочка и ухабы, средняя скорость 18 км/час. В 15:30 пересекли полярный круг и оказались в Арктике, погода солнечная днем -8, к вечеру упала до -20. Пробило\протерло еще одну бочку (из запаса) с дизелем, разлили, что осталось, по машинам. Едем до наледи на р. Котуй. Знаем, что впереди работает бригада дорожников. В сумерках около 20 часов доехали до р. Котуй, рисковать, проезжая вечером, не стали, остановились на ночевку с палаткой на берегу р. Котуй. Наледь осмотрели с вечера — замерзла, дорожники впереди.
20 марта. 415 км зимник Ессей р. Котуй — пос . Ессей
Выехали на ледовую переправу р. Котуй в 08:20, наледь замерзшая, промоин нет, проехали за 3 минуты, до пос. Чиринды около 38 км, до пос. Ессей — крайней точки экспедиции — чуть меньше 200 км. Через 15 км встретили бригаду дорожников, еще через 25 км проехали пос. Чиринда по объездной дороге через вертолетную площадку. Оленей стало больше, да и сами стада стали внушительнее, все чаще встречаются следы браконьерского промысла, сложенные стогами туши оленей. У нашего оператора Андрея с помощью коптера получились отличные съёмки большого стада оленей в максимальной близости, ждем фильм. Средняя скорость по зимнику 32 км/час, погода ясная, утром -18, днем -4.
В 18:40 въехали в якутский поселок Ессей, Т -21, построена новая большая школа, детский сад, ночевали по договоренности в здании администрации. Попробовали свежую оленину, рыбу брать не стали, в воды озера Ессей сбрасывают части оленей, неиспользуемые в пищу, внутренние органы, шкуры и т.д. — рыба зараженная. Подвели промежуточный итог, расстояние от Барнаула до п. Есссей составило 3400 км. Максимально удаленная точка экспедиции достигнута в срок. Учитывая благоприятные погодные условия, прохождение зимника Тура — Ессей составило 3 дня, примерно 200 км за день.
21 марта. пос. Ессей — р. Котуй 192 км зимник Тура
Выехали в 09:50, обратно едем быстрее, км в 65 после Ессея встретили бригаду дорожников. Часть нашего коллектива приболела, какой-то вирус! Ночевать решили на прежнем месте — приехали на р. Котуй, наледь замершая, ночуем в том же месте на берегу, уставшие и приболевшие. Т вечером -23,малооблачно. Днем тепло, около -5.
Примечание: учитывая специфику региона, снег и метели характерны для декабря-января, затем устанавливает солнечная морозная погода с небольшим количеством осадков. Первоначально зимник били с третьей декады декабря, смена дорожников составила 28 дней до пос. Ессей и обратно. С конца марта у наледи реки Котуй дежурит бригада дорожников и до конца апреля, окончания работы зимника. Зимник Тура-Ессей закрывается последним, поэтому проложен не по водным артериям, а вдоль берега, серьезная наледь одна на р. Котуй, но весьма капризная, может проявить характер в любое время, по дороге встретили Камазы, которые провалились в наледь и получили технические повреждения.
22 марта. р. Котуй 192 км зимник — Тура
Выехали с реки Котуй в 08:30, Т -23, дорога кочка, средняя скорость 18 км/час, пасмурно. В 12:50 пересекли полярный круг, видели северных оленей и куропаток. Дорога — длинные бугристые тягуны с видом на предгорье Плато Путорана, снега мало, равнинных участков тоже, один тягун переходит в следующий, дорога в выбоинах, перепад высот метров 50, длина спусков и подъемов 1-1,5 км. Ночёвка в палатке на 407 км от Ессея в том же месте в низине, в 19:50 было -23, утром -38.
Последняя ночевка в палатке на маршруте!
23 марта. 407 км зимник Тура — Тура
Выезд в 07:45, дорога знакомая, рельеф тоже, едем с небольшими остановками, все хотят в тепло. Длинные тягуны, но средняя скорость км 35 и меньше волны на дороге, дорога широкая, переметов нет. В одном из встречных Камазов оказался знакомый Александр, руководителя экспедиции, по прошлогоднему путешествию в Эвенкию. Приехали в Туру в 17:50, остановились в том же доме у семьи метеорологов. Температура -12, ночью -22.
24 марта. Тура — 247 км зимник Байкит
Посещение краеведческого музея Туры. В 12:15 выехали на зимник по р. Нижняя Тунгуска в направлении п. Суринда, Т -10, ясно. Проехали от Туры по реке 190 км, средняя скорость 70 км/час, местами знаки «Наледь», «Пустоты». В 16:15 выехали с Нижней Тунгуски в лесную зону, на 63 км хорошая охотничья изба (координаты: 63'17'425 097'55'454), видно, что жилая, есть запас продуктов. Приехали в сумерках в 19:00. Ночевали в ней. ПОРЯДОК НАВЕЛИ!!!
Примечание: по зимнику через Байкит проходит основной трафик грузов в Туру, сам зимник широкий хорошего качества, но открывается позже и закрывается раньше, чем зимник на Ванавару из-за большого количества наледей. Местами дорожники строят временные мосты для увеличения срока работы зимника. Всего в Эвенкии открывают около 30 зимников, часть дублирующие друг друга из-за погоды.
25 марта. 247 км зимник Байкит — пос. Суринда
Выехали в 08:30 в направлении п. Суринда, пасмурно Т -10. Км через 20 у р. Викикан встретили балки дорожников «Байкитэнерго» с балком и баней, стоят в районе наледи. Через 120 км (по знакам 361 км), развилка на зимник «Тура-Кербо», еще через 30 км указатель на п. Суринда «23 км». По предыдущим отчетам, зимник раньше проходил непосредственно через п. Суринда, зимник 2022 г. специально проложен в стороне от основного зимника, во избежание проезда транзитного транспорта, как одна из мер борьбы с пьянством (длина объезда 45 км)! В 16:30 въехали в п. Суринда, попав на праздничные мероприятия, посвящённые Дню оленевода. Были эвенки с оленями, в национальных костюмах, гонки верхом на оленях и встреча вертолета с главой Эвенкии, а также спортивные мероприятия. Встреча с главой Эвенкии, оленеводческого хозяйства и местной администрацией. Поселили в местной школе-интернате в комнатах учеников, которые были на каникулах.
26 марта. Дневка. пос. Суринда
Завтрак в 09:30 в школьной столовой, посещение мероприятий, посвящённых Дню оленевода, концертная программа с участием как коллективов региона, так и приглашенных гостей. Поздравление Главы Эвенкии и награждение оленеводов памятными подарками. После обеда погода испортилась, запуржило со снегом и ветром, Т -8/-16.
27 марта. Зимник Суринда — Байкит — Куюмба
В 09:30 выехали из пос. Суринда, Т -10, облачно, ветер стих. Двигаемся по зимнику со скоростью около 30 км/час, км в 80 от Суринды зимник местами занесен, снежная колея, рельеф дороги — затяжные подъемы/спуски, перепад высот в районе 150 метров среди таежного леса. Проехали пос. Байкит в 18 час, на ночевку остановились в п. Куюмба на берегу р. Подкаменная Тунгуска.
28 марта. Дневка пос. Куюмба
ТО автомобилей. Осмотр поселка и знакомство с работой леспромхоза и местными жителями. Используем дни запаса для отдыха и погружения в быт сибирских таежников. Погода солнечная, днем -5, ночью до -25.
29 марта. пос. Куюмба — пгт. Северо-Енисейск
В 09:00 выехали из пос. Куюмба, Т-16, ясно. В 15:10 пересекли символическую границу Эвенкии и Красноярского края, встретили знак неровная дорога 130 км. Средняя скорость32 км/час. В 19:15 выехали с зимника на всесезонку и через 28 км в 20:00 въехали в пгг. Северо-Енисейск. Аккуратный, ухоженный и современный поселок. Остановились в 2-комнатной квартире.
30 марта. пгт. Северо-Енисейск — г. Енисейск
В 09:10 выезд, посетили музей Золотодобычи Северо-Енисейска, Т -4. В 11:45 заехали на заправку и выехали в сторону г. Енисейск. В 11:45 выехали из Северо-Енисейска, до п. Брянка дорога хорошая, скорость в районе 60 км/час. После Брянки следующие км 100 дорога хуже, потеплело, и сразу появились ямы, разбитые грузовиками, ехали км 20/час. Через р. Енисей переехали по ледовой переправе в районе п. Епишено, ширина Енисея км 2,5, ледовая переправа еще рабочая, но с такой погодой прослужит недолго. Заселились в гостевой дом в 20:40, в центре, температура около 0 градусов, все тает.
Примечание: ледовая переправа Епишено-Енисейск закрыта с 08 апреля 2022 г., а к 12 апреля из-за теплой погоды закрылись все зимники и переправы Енисейкого района.
31 марта. Дневка г. Енисейск
Пройдя ледовую переправу через р. Енисей, становится понятно, что основная часть маршрута пройдена, впереди уже не будет технически сложных участков. Погода, техника и люди позволили преодолеть маршрут! Старинный сибирский губернский г. Енисейск радует глаз архитектурными памятниками, церквями, монастырями и музеями. Посетили старейший музей города — Краеведческий, музей рубанка, фото-избу, и везде чувствуется русский дух и история. Отремонтировали прицепы, навели порядок, проводили зиму. Температура днем +4, но ветрено.
1 апреля. г. Енисейск — аэропорт г. Красноярск
В 09:16 выехали из г. Енисейс, Т +4, меньше чем через час, проезжая Лесосибирск, посетили пару музеев и в 11:40 поехали дальше. Снег закончился, тепло. Вышли на асфальтированную трассу, по мере приближения к г. Красноярск снег пропал, за окном пылит, очень контрастные ощущения после дороги по зимникам. Продукты в бочках тают. Группа прощается в районе аэропорта г. Красноярск и заселяется по гостиницам в ожидании рейсов, автомобили и команда Алтай-гид сразу выдвигаются домой в г. Барнаул, спасая заморозку.
2 апреля. Красноярск — Барнаул
ФИНИШ г. Барнаул в 11:30!
Смотреть полный фильм о Транссибирской экспедиции 2022. Затерянный мир Эвенкии: