|
Над Караколами
Добрый день, уважаемые Дамы и Господа! После нашей майской автовелопоездки в Инегень, к месту слияния Аргута и Катуни и катанию на велосипедах по тропе Инегень-Тюнгур, прошло немало времени, прежде чем мы выбрались из поглотившей нас рутины рабочих вопросов и личных дел. И, внезапно вынырнув из этой рутины, решили съездить до Каракольских озёр в республике Алтай. Надо сказать, что обычно до них добираются от села Элекмонар Чемальского района, но мы решили прокатиться по недостроенной дороге от села Урлу-Аспак Майминского района.
Зачинщиком, как всегда, был Макс. Поехали втроём на одной машине — Уаз Патриот (механика, бензин\газ, покрышки CF3000). Горно-Алтайск встретил нас дорожными заторами, лужами, ремонтом дорог и тротуаров.
Вырвавшись из города, спокойно поехали в сторону Урлу-Аспака. Окружающие виды весьма приятны для глаза, уставшего от городской суеты:
Дорога в основном асфальт, есть небольшой участок из щебня.
Виды напоминают известную дорогу на Телецкое озеро.
Самое опасное (для автотранспорта) животное этих мест.
Перед Урлу-Аспаком дорога раздваивается и идёт в гору через прорубленную скалу:
Нам направо:
Впереди опасное место, но об этом ниже.
Будьте внимательны — место опасно тем, что со склонов катятся камни на проезжую часть и, поскольку за дорогой следят плохо, можно на хорошей скорости на них напороться и в лучшем случае повредить покрышки и диски. Как раз в этом месте встретили новенькую Приору из Маймы, которая как раз налетела на камни. Приору не фотал, ни к чему.
То самое место. Тянется метров 200.
На фото камни, на которые так неудачно налетела Приора.
Уточнив, нужна ли помощь, и получив отрицательный ответ, поехали дальше. Сначала едем по хорошему асфальту, потом асфальт заканчивается и едем по дороге из щебёнки. Поражают воображение объёмы произведённых работ и затраченных на это средств, с точки зрения полной бессмысленности упомянутых трат. Вырублен кедрач, срыты горы и всё, судя по отсутствию исправной техники и каких-либо работ, впустую.
Очень похоже, что это кладбище увечной техники, которая не смогла уехать своим ходом.
Постепенно щебень становится крупнее, а дорога уже. То и дело дорогу перекрывают трубы дренажа. По ним можно судить сколько ещё осталось привезти щебня, чтобы приглушить неутолимую жажду денег выгодополучателей этой дороги в неизвестность.
Поедете на легковой машине — будьте осторожны, колесо пробить легче лёгкого. А на легковых здесь ездят.
Трубы увидите раза три-четыре, вокруг них отсыпаны объезды.
Края дороги, после дождей или с зимы, покрывают трещины, возможны оползни.
Держитесь подальше от края.
И вот мы доехали до того места, где стройка остановилась. Дальше, среди зарослей травы и деревьев, раздваивается грунтовая дорога: левая, состоящая из грязи и камней, круто поднимается в гору, а правая, состоящая из грязи, полого поднимается в гору. Подняв в воздух дрон по прозвищу Москит, мы выясняем, что выше на горе дороги соединяются.
Подъём довольно крут.
Решено было ехать правой дорогой, что, как и подозревал Макс, привело к сползанию Патриота в заросли травы. Спасло нас водительское мастерство Макса вкупе с лебёдкой Runwa 12000. Немало подсобил ствол кедра, валяющийся в траве рядом. Если бы не он, то пришлось бы тащить трос метров 30 до ближайшего дерева. Runwa с кевларовым тросом — огонь!
Стянуло с дороги просто мгновенно!
Вроде бы ничего сложного, да? Но это только кажется.
Поднявшись на гору, мы неожиданно для себя обнаружили, что наступила ночь… Немного развлекшись ездой по по окружающей лесотундре, мы выбрали верное направление и уткнулись в короткий, но весьма крутой подъём. Надо упомянуть, что нашей поездке предшествовали обильные дожди в этих местах, что добавило веселья и суеты всем участникам поездки. Дорога раздваивалась. Перед нами опять встал выбор — карабкаться по покрытым грязью камням или нырнуть в топь. Посовещавшись, мы предсказуемо выбрали топь. Runwa и здесь показала себя с лучшей стороны.
В процессе подъёма ни одно дерево не пострадало — Макс, как всегда верный идеям охраны природы, использует для охвата дерева только широкую мягкую стропу. Фотографий процесса не будет — не до этого было.
Наверху нас, как обычно, ждала раздваивающаяся дорога, на этот раз камни + лужа и просто лужа. Решили впотьмах судьбу не испытывать и встали на стоянку в ближайшем кедраче. Расположившись в обжитом месте, мы, как водится, принялись дегустировать заводские и самодельные прохладительные и не очень напитки, в том числе местного производства.
Потратив на дегустацию большую часть ночи, мы забылись богатырским сном в недрах Патриота.
Утро, как и ночь, застало нас неожиданно. Николай Данилович вскипятил чай, мы умылись, поели и собрались было ехать, но увидели на вершинах окружающих поляну молодых кедров, шишки нового урожая! Ощутив мощный прилив к головному мозгу, мы, неожиданно для себя, ловко взобрались на самые вершины, и набрали с ведро шишек. Попутно измазались в смоле, но это так, ерунда.
Добыча кедрового ореха, сиречь шишкование.
Итак, на чём мы вчера остановились? Да всё тот же выбор — лужа среди валунов или просто лужа. Промерив палкой просто лужу, убедились, что дно в ней твёрдое и можно проехать без особого риска.
Камешки на дне лужи есть, но умеренной величины. Грязи нет совсем.
За лужей началась дорога через лесотундру, состоящая из валунов, луж, грязи и зарослей карликовых деревьев и некарликовых кедров по сторонам. Вот по этой дороге мы неспешно двигались к намеченной цели, отбиваясь от летающих по салону рюкзаков со шмурдяком.
По тундре, по железной дороге грязи и корням…
Припекало солнышко, и жизнь казалась прекрасной и удивительной, но ровно до того момента, пока мы упёрлись в Y-образный перекрёсток. Воздушная разведка показала, что правая дорога ведёт к Каракольским озёрам, а левая — к смотровой площадке над ними. Посовещавшись, решили, что ехать всё равно куда и поэтому двинули на смотровую. По пути встретили алкодрайверов на видавшей виды «буханке», которые несмотря на своё изумлённое состояние, весьма отжатую машину и отсутствие нормальной резины, весьма бодро скакали по валунам и корням, особо не разбирая дороги, в нужном нам направлении и скоро скрылись из вида, немало нас изумив. Мы, сильно не медля, но и не торопясь, двинулись вслед за ними.
В этом месте Патриот изрядно качало. Рюкзаки метались по салону, как птицы в силках.
Вокруг луга и болота. Под колёсами валуны и грязь.
Макс размышляет, какое из зол меньшее.
Миновав альпийский луг, где остановился караван алкодрайверов, мы поднялись на довольно крутой подъём и весьма скоро доехали до места, известного как смотровая.
Красивое и спокойное место — горы, облака…
Высокогорные луга во всей красе.
От смотровой открывается прекрасный вид на часть озёр и окрестные горы.
Есть кострища, лавочки для любования красотами. Непривычно чисто, что, прямо скажем, удивительно!
События развивались стремительно: поставили балаган, именуемый иногда шатром. Попутно Николай Данилович жарил мясо. Пока жарилось мясо, мы, в терапевтических целях, для снятия внутреннего напряжения, принимали различные микстуры, продаваемые в специализированных отделах без рецепта врача. Употребляли в смеси друг с другом, томатным соком и без оного. И тут Макс предложил, покончив с мясом, совершить лёгкий треккинг по горам. Замысел был таков: подняться на гору рядом со стоянкой и легко и непринужденно пробежаться по гребням хребтов, окружающих долину. Замысел, само собой, был основан на итогах проведённой авиаразведки. Дитрих, известный тем, что во всяком деле, независимо от состояния, пытается трезво оценивать обстановку, подверг сомнению целесообразность и безопасность забега и тут же поддержал замысел, впрочем, обычно так и бывает.
Балаган у Макса просто огонь! Хоть дождь, хоть ветер — всё нипочём.
Мотоциклисты из Горно-Алтайска. После смотровой едут на озеро Виктория.
Лёгкий перекус перед не менее лёгким треккингом.
Сборы были недолгими: взяли Москита, гоу про 8, две радиостанции Баофенг, настроили треккинговые палки и двинули в гору около 15 часов по местному времени. Сначала было тяжеловато, но красота окружающей природы воодушевляла идти дальше.
Небольшие лужайки среди курумников не только радуют глаз, но и позволяют передохнуть ногам.
Поднялись на обширное плато, заваленное валунам различной формы и размера. На краю плато высилась одинокая вершина, с одной стороны покрытая снегом. Естественно, что мы поднялись на вершину именно по снегу. А как иначе? Ведь если летом по снегу не пройтись, то считай, что лето зря прошло!
То самое плато. Растительности почти нет.
По снегу слева от вершины мы и поднимались.
Миновав вершину, спустились на гребень, который то сужался, то расширялся. По нему и пошли через завесу моросящего дождя, вдыхая чистейший воздух и радуясь окружающей нас дикой красоте.
Где-то вдали осталась стоянка.
В левом нижнем углу озеро номер три, дальше остальные номера.
Соседняя долина. Озеро вдали, скорее всего, Виктория, но могу ошибаться, надеюсь, поправят в комментариях знающие люди.
Неожиданно заметили грот в скале — вернулись, спустились, забрались. Соблюдая правила ТБ, естественно.
Неспешно шагая, достигли середины хребта, окаймляющего долину Каракольских озёр.
Вся долина лежала перед нами, как на ладони:
Над Караколами возвышается обширное плато, покрытое сочной травой. Где-то вдалеке по плато двигались черные точки, оказавшиеся стадом сарлыков:
Подумав, стоит ли обходить долину по всей окружности, решили всё же найти подходящее место для спуска, условно говоря, у истоков первого озера.
Спускались осторожно, но не обошлось без падения. Дитрих, решивший облегчить спуск, шагая по мокрой траве, не учёл угол наклона и прокатился на спине, вернее на рюкзаке.
Вот поди ж ты, ну не передаёт фотография крутизну спуска!
Спустившись на дно долины, мы резво запрыгали по курумникам, помогая себе горными палкам. Палки —вещь не без недостатков, но бесспорно полезная.
Дальше будет мало слов, а больше фото. Побывали на первом озере:
Вода чистая, прозрачная, видны камни на дне.
Второе озеро в стороне, не пошли на него. Пересекли водопадик, соединяющий первое и третье озёра.
Водопадиком это называть нескромно, скорее ручей.
Скажу вам так: сверху это всё выглядит интересней, чем вблизи… Поэтому обход озёр решили завершить и возвращаться на стоянку. Лёгких путей мы не ищем, и поэтому вместо того, чтобы поравняться со стоянкой и, миновав хвойный лес, подняться по пологому и заросшей травой склону, мы двинули вверх по бесконечным курумникам.
Остановились передохнуть над третьим (ближнее) и вторым (дальнее) озёрами.
Благо, что день был пасмурный! В жару на подъёме легко обзавестить тепловым ударом.
Лезли вверх пыхтя и отдуваясь. И не было конца и края окаянным каменюкам, чьей-то недоброй волей накиданных на склон горы… Но обладатель недоброй воли не учитывал нашего упорства.
Очередной привал. Макс делает вид, что подъём даётся ему легко и просто. Получается неплохо.
Пришло время оценить наши достижения, был поднят в воздух Москит, который показал, что мы набрали высоту стоянки, но находится она примерно в 1 км дальше по склону. Этот километр после подъёма показался нам лёгкой прогулкой, и мы преодолели его смеясь.
На стоянке нас радушно встретил Николай Данилович, который уже и ужин приготовил и воды нагрел.
Крайне предусмотрительный Макс извлёк из недр Патриота электродуш — великое благо, между прочим. Приняв душ и наскоро одевшись, мы поспешили к столу, где нас ждала восхитительная похлёбка, мастерски приготовленная Николаем Даниловичем, и всякое разное кроме неё. Ожидаемо мы предались чревоугодию, в чём особенно преуспел Дитрих. А дальше началось самое интересное: над горами началось светопредставление, преисполненное красоты и дикой мощи! Смотрите сами:
Вот это фото вполне годится на рекламу Уаз Патриот!
Прочувствовали? Мы — да!
Ну, а дальше мы легли спать и спокойно проспали всю ночь. Утро встретило нас сильным, но тёплым ветром. Сделали несколько фото, Макс запускал Москита:
Собрали лагерь и пустились в обратный путь. Обратно ехать было проще, поскольку ветер хоть не сдул валуны с дороги, но, по крайней мере, подсушил грязь. По завершении поездки руководство приняло доклад и выдало всем заслуженные премии и негосударственные награды. Претензии к качеству фото мы уполномочили принимать официальные представительства DJI, Sony, GoPro, Huawei.
На этом всё, уважаемые Дамы и Господа! Спасибо за внимание!