|
У нас образовались 4 дня выходных, в которые нужно было срочно отдохнуть от двухмесячного рабочего марафона, который привалил так же внезапно, как и некоторое время назад закончился, и мы задумались, куда же поехать, чтобы было в новинку и интересно. Ведь за 4 дня можно угарцевать довольно далеко!
Идея в голову пришла сама по себе, не спрашивая разрешения, и преобразовалась в название города — Саранск.
В самом деле, не ехать же в Ярославль или Казань, туда все поедут на ноябрьские праздники.
Полноценно в Мордовии я не бывала, только проездом 6 лет назад по пути с Алтая в Москву, когда мы ехали тремя веселыми экипажами (два УАЗа и Шеви-Нива) с диким опозданием на работы из-за поломок, постигших нас на плато Укок, и отсутствия резервных дней. Тогда Мордовию я увидела в темноте из салона автомобиля, ночевали мы дома у одной из участниц поездки, после чего Мордовия проплыла мимо нас, не оставив ничего в восприятии. В этот раз решили восполнить пробел. Такие места нужно обязательно посещать и изучать. Тем более, что с запада Подмосковья до Саранска — всего лишь 700 с небольшим километров. Ну, может, почти 800, тут смотря как ехать.
Сказано — сделано. Ноябрьским осенним днем мы вдвоем стартовали из Подмосковья в салоне нашего верного и любимого члена семьи — дизельного Ssang Yong Kyron, который 6-й год и 175-ю тысячу километров подряд возит нас в интересные и прекрасные уголки нашей необъятной страны (и немного в другие страны тоже).
Впереди ждет Мордовия.
День 1-й.
Эта осень радует меня невероятно. Сентябрь и большая часть октября были наполнены буйством красок — настоящей золотой осенью. Ближе к ноябрю похолодало, листва с деревьев облетела, краски ушли, но дождей шло мало. Эта осень — очень правильная, радует теплом и не сваливается в промозглость, грязь и сырость. Она делает переход к зиме мягким и неспешным.
Старт случился в 7 часов утра, мы быстро долетели до Москвы, там ушли на Новорязанское шоссе в сторону Бронниц и Коломны, на юго-восток страны. Удивительно, как много есть рядом интересных регионов, в которые мы никак полноценно не доедем — Мордовия, Чувашия, Пензенская область, Рязанская. Нужно восполнять эти пробелы. Я стала много ездить на север, но совершенно обхожу стороной юго-восток, а ведь там тоже есть, что посмотреть и познать.
На Новорязанском шоссе схватили немного пробок. Обошли Коломну по объездной, полюбовавшись классным видом с моста. Через некоторое время прибыли в Рязань. К тому моменту случилось обеденное время, так что зашли в местную «Додо Пиццу» и, глядя на Рязань в огромное окно кафешки с третьего этажа, наконец-то почувствовали, что мы в путешествии. Работа, эмоции, новости, суета и ворох дел остались в соседнем регионе — Москве и берущем с нее пример Подмосковье, которые только и занимаются тем, что высасывают из тебя все силы и чувства. А мы наконец-то в небольшом, но путешествии, где есть лишь текущий момент и ворох впечатлений, а не суеты, и можно переключиться и наслаждаться этим уютным видом Рязани. И осознавать, что впереди — очень много интересного.
Изначально, кстати, мы хотели эти 4 дня провести как раз в Рязани, катаясь по Рязанской области по всяким интересностям. Но что-то глубоко внутри меня интуитивно противилось этой мысли и, в итоге, мы выбрали Саранск. Проехавшись по Рязани, я дико обрадовалась нашему выбору. Проторчать 4 дня в Рязани мне бы не хотелось совершенно и теперь не хочется туда ехать.
Рязань мне катастрофически не понравилась. Мы проехались по ней насквозь, зацепили центр. Будучи проездом в том или ином городе, глядя на него из салона автомобиля, ты составляешь первое интуитивно-чувственное впечатление, и город может запасть в душу и поставить в сердце галочку «Вернуться обязательно! Погулять подольше!», а может, наоборот, вызвать жуткое отторжение и полное нежелание туда возвращаться. Так случилось с Рязанью.
Рязань оказалась каким-то брошенным, неухоженным городом. Неухоженный — пожалуй, самое верное слово. Есть небогатые города, которые всё равно очень круты и прекрасны. Например, Кострома — да, в ней видны проблемы, да, есть разбитые дороги, чувствуется, что на многое ей не хватает денег, но как же она прекрасна! Она ухоженная, в ней чудесные виды, прекрасная архитектура, ее подкрасили, обновили, сделали гармоничной, и в Кострому хочется возвращаться снова и снова.
У Рязани так не получилось. Архитектура Рязани — это наваленные вдоль улиц дома, выкрашенные и отремонтированные по принципу «ну, какая краска завалялась, той и красили». Дом, выкрашенный сразу в три разных цвета, не сочетающихся между собой? Легко! Один дом отремонтировали в одном стиле, а соседний — в другом? Умеем, практикуем. Завесить эти несчастные дома кучей наползающих друг на друга цветастых огромных вывесок, раздражающих своей пересвеченной рекламой? С радостью!
Все это покрывается налетом какого-то запустения. На домах там и тут попадаются уродливые надписи-граффити, часть из них так же уродливо закрашена. Во дворах на газонах раскидан мусор. Многие вывески поблекшие, потертые, старые. Такого приунывшего выцветшего указателя в «Макдоналдс» я не видела ни в одном городе. Дополнила картину группка бухариков, выползшая из кафешки с торца какого-то здания, где-то недалеко от центра города, когда мы припарковались возле какой-то очередной мусорной лужайки и пошли в местный супермаркет.
Пожалуй, не поеду в Рязань, этого впечатления от города мне хватило. Почему я рассказываю об этом так подробно? Потому что на этом контрасте я позже увидела Саранск. И неухоженность Рязани оттенила и усилила позитивное впечатление и восторг от столицы Мордовии.
На выезде из Рязани заехали на местный аэродром, в теории дружелюбный по отношению к малой авиации. Вид аэродрома окончательно меня добил по части моего негативного рязанского впечатления. Этакая концентрация неухоженности и брошенности Рязани.
Честно попытались найти людей и взлетно-посадочную полосу, нашли только какую-то огромную стройку и производство, злобно огороженные забором. Плюнули и поехали дальше.
Кайрону, кажется, Рязань тоже не пришлась по вкусу, он возмущенно задурил сигналкой, а потом вывалил чек энжин и возмущенно им светил, пока я не залезла в бортовой компьютер и не считала ошибки, выдав: «Аааа, эти, знаю-знаю, три года назад тоже вылазили, не критичные, предполагаю, как чинить». Ошибки сбросила, желтый глаз иногда снова вылазил, но там действительно не особо критично и терпит до ТО.
По мере удаления от Рязани Кайрон ехал быстрее и лучше.
А вот виды Рязанской области радовали.
Двигались мы по основной трассе М-5 в сторону Шацка и Зубовой Поляны, которая ведет прямиком в Республику Мордовию.
В районе деревни Кирицы свернули с основной трассы в сторону — в эти самые Кирицы. Там находится интересный архитектурный объект — усадьба Сергея Павловича фон Дервиза, построенная архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем в 1889 году. Ныне в ней располагается санаторий для детей, больных туберкулезом.
Понятно, что вход на территорию строго запрещен по понятным причинам. Но возле входа есть парковка и смотровая площадка, так что всё равно можно приехать, пройтись вдоль ограды, полюбоваться зданием, что многие и делают.
Пригодится фотоаппарат с хорошим зумом или бинокль, здание огромное, и есть такое же огромное желание рассмотреть его архитектурные элементы и конструкции вблизи.
Место потрясающее, здесь Рязанская область очень удивила. После бедной Рязани увидеть такую жемчужину на ее землях стало большим и приятным впечатлением.
При этом удивительно сочетание типа здания (это историческая усадьба) и его нынешней функции, тубдиспансера.
Еще больше впечатляет, что такой тубдиспансер не бросили на произвол судьбы, а вложили в него кучу денег и отреставрировали, приведя в крутой вид. Да, не пройти, не попасть (да и на фиг надо, тот случай, когда радуешься, что нет возможности и стечения обстоятельств, чтобы туда попасть!), но зато здание чувствует себя отлично и предстает миру во всей красе, а не разрушается под гнетом времени, как большая часть всех этих исторических усадеб.
Комплекс действительно впечатляет.
Лирические виды ограды. Прошлое — настоящее. Немного реставрации — и отсутствие таковой.
Башенки, зубчики — усадьба похожа на дворец. Местами не восстановлена до конца, но, видимо, всё в процессе и постепенно.
Внизу, на наиболее удаленной части территории от главного дома, на забор нанесен слой солидола — видимо, для защиты людей от самих себя. В смысле, чтобы особо рьяные любители исторической архитектуры не лазили. Хотя не знаю, это какой-то новый вид экстрима, залезть за архитектурой и историей в тубдиспансер, но любители адреналина и риска всякие бывают.
Издали комплекс смотрится очень круто, но позже на фотках на большом увеличении разглядела, что ремонт слегка осыпается, обидно.
На территории есть интересные архитектурные элементы. Вероятно, остатки моста.
Может быть, нет смысла ехать туда специально, но если проезжаете мимо, смысл заехать мгновенно появляется. Даже из-за забора очень красиво.
Вернувшись на трассу М-5, покатили дальше. Ближе к населенному пункту Путятино съехали в поле и заглянули на заброшенный аэродром. Ну, есть у нас великая миссия по разведке возможных посадочных площадок, и теперь, катаясь в путешествия, мы периодически на такие площадки заезжаем и смотрим, что там к чему.
Полоса под Путятино оказалась разобранной, от нее осталось метров 130. Если и сядешь на самолетике с короткой посадкой, со взлетом могут возникнуть большие проблемы. Рязанская область опять повеяла грустью, разочарованием и чувством брошенности. Хотя чувством брошенности и грусти последнее время веет вся малая авиация страны. Особенно, если много ездить по заброшенным взлетно-посадочным полосам.
Вечерело. Темнело. На объездной Шацка заехали на еще один бывший аэродром. Загрустили еще больше, полоса заросла, а добрые люди до кучи превратили ее в помойку. С такими полосами проще в поле садиться.
Сразу за Шацком заехали в Конобеево, чтобы взглянуть на руины старой церкви. К тому моменту стемнело, при расчете маршрута и пути я забыла учесть, что мы движемся на восток, и здесь будет темнеть раньше. Поэтому руины, к сожалению, осматривали в темноте, фотографии тоже получились плохими.
Церковь была построена в 1835 году, руины довольно интересные и по-своему красивые. Тот случай, когда восстанови их — будет не то. Но осматривать, конечно, лучше при дневном освещении. В темноте остов и силуэты впечатляют, но днем можно увидеть больше.
На маршруте у меня были отмечены еще парочка точек, но разумно решили, что ломиться к ним по темноте — занятие абсолютно бессмысленное. Мы в деревне-то церковь нормально не можем разглядеть, а здесь все-таки какие-никакие, а фонари есть, что уж говорить о заброшках посреди леса. Да и тот чудесный отреставрированный храм в другом селе не увидеть нормально, потому что в темноте не получится сполна оценить цветовое сочетание. Что ж... Тогда следующая цель — Саранск. А точки запомним и отложим на следующие путешествия. Будем живы и здоровы — будем еще кататься по просторам страны.
Так что от Шацка взяли курс прямиком в Саранск: Конобеево — Зубова Поляна — Торбеево — Краснослободск — Старое Шайгово — Саранск. Этот участок пути прошел в кромешной темноте. Мелькала дорога в свете фар, мелькали темные обочины и темные пейзажи по обочинам, светились фонарями деревни и городки. Мы были уверены, что вокруг красиво, и представляли красоту в своем воображении. Местные уютные дорожки по-своему прекрасны и приносят больше эстетического удовольствия, чем огромные автомагистрали и крупные трассы, которые экономят много времени, но души в них осталось очень мало, либо ее не видно за шумом и повышенным комфортом.
В Саранск мы прибыли ближе к 9 часам вечера. Итого проездинг 700 с лишним километров с большим количеством остановок на посмотреть и немного прогуляться занял порядка 13-14 часов.
Остановились мы в гостинице «Вастома» на ул. Строительной. Бронировала номер на Букинге за несколько дней до выезда, это оказался единственный подходящий нам вариант: очень хорошая цена, отличный номер (аж двухкомнатный), возможность отмены бронирования вплоть до дня заезда. Находится гостиница в промзоне рядом с авторынком, но при наличии автомобиля добраться до центра Саранска можно на раз-два, так что расположение нисколько не смутило. Да и заезжать с дороги было удобно, к вечеру я устала от руления и была рада, что гостиница встретила на въезде в Саранск и не пришлось ездить по городу.
А Саранск ждал завтра.
День 2-й.
Сегодня мы весь день знакомились с Саранском. Уехали в центр города в самую рань (9 утра для выходного дня — это рань несусветная!) и начали планомерное и вдумчивое изучение столицы Мордовии.
Сначала посетили Музей мордовской народной культуры (ул. Советская, д. 19). Припарковались на небольшой парковке прямо рядом с музеем и отправились культурно просвещаться.
Музей расположен в чудесном здании, которое ранее принадлежало саранскому купцу К. Х. Бараблину. Оно построено в начале 20 века. Я нашла много информации про музей (открыт в 1999 году), но мало — про само здание, поэтому решила, что это модерн, ну, в любой непонятной ситуации, если здание относится к началу 20-го века, автоматически считай, что это модерн, не ошибешься в большинстве случаев (надеюсь, знатоки архитектуры меня сейчас не покусают).
Музей небольшой, но крайне приятный. Занимает два этажа. У нас вдумчивый осмотр экспозиции занял минут 30-40. В музее традиционно встретили чудесные сотрудницы и очень нам обрадовались.
Первый этаж музея занимают художественные выставки. Одна серия картин меня очень зацепила — художник изображает типичные пейзажи природы и действительности. И я вдруг увидела в этих картинах не картины как таковые, а фотографии, полученные с помощью кисти и красок. Меня зацепил выбор ракурса и композиции — почувствовала в этом художнике родственную душу. Мне подобные ракурсы очень близки.
Заброшенный деревянный дом в деревне, постепенно впадающей в забвение, — такой пейзаж можно встретить в любом регионе, в любой области. Я подумала про Калужскую область, где фоткала подобный дом с этого же ракурса, но такую картину действительности можно встретить в каком угодно регионе.
А вот эта верхняя картина надвигающейся непогоды. Дорога нарисована ровно там, где необходимо. Именно в этом углу изображения.
Если рисовать или фотографировать церковь среди зелени травы и луговых цветов, то только с этого ракурса! Я тоже обожаю фоткать старые здания с таким передним планом буйства зелени. Это необычная эмоция — вдруг почувствовать композиционную связь с совершенно незнакомым человеком, который видит мир так же, как видишь ты.
В остальном, это те самые пейзажи вокруг, которые мы любим, к которым мы ездим, бросая работу на выходные дни в этих столицах. Пейзажи, ради которых мы готовы мчаться 200, 300, 500 километров. Чтобы сфотографировать очередную заброшку в очередной природе.
На втором этаже музея находятся несколько комнат, где собрана экспозиция, касающаяся непосредственно обычаев Мордовии, собственно, можно ознакомиться с мордовской народной культурой.
Осматривали все самостоятельно. Музей в этом смысле очень хорошо сделан, много поясняющих табличек, в каждой комнате есть плакат с текстом.
Очень интересно складывать в голове картинку разных народностей, искать общие черты и различия. Мы посещали различные музеи и в Удмуртии, и в Коми, теперь вот приехали в Мордовию. У мордовских народностей, например, свои изображения на вышивке, они отличаются от народностей других республик.
В плане изображений мне пока что ближе всех абстрактно-этнографическая рисовка Коми, но кто знает, что я для себя обнаружу в последующих путешествиях.
В музее много образцов деревянных наличников.
Оформление комнат музея. Красиво и гармонично выглядит в общем плане, при этом интересно рассматривать каждую вещь отдельно. Нет ничего лишнего, всё сливается в единый стиль, но при этом каждая вещь остаётся уникальной и через нее можно познавать другую культуру.
Именно в этом музее я узнала о том, что на территории Мордовии существует две народности — эрзи и мокши. Самым удивительным для меня фактом стало то, что у них совершенно разные языки. Казалось бы, они очень близки территориально друг к другу, но при этом такая языковая разница!
Отличия есть и в культуре, быте, традициях. В музее так же пояснялось, какие экспонаты относятся к эрзи, а какие — к мокши, и разница порою была довольно большой. На поясняющих табличках к экспонатам приводился перевод на языки обоих народностей, так вот слова звучат совершенно по-разному. Сотрудница музея рассказала, что часто эрзи и мокши не понимают друг друга, поэтому общаются между собой на русском языке.
В музее было очень много костюмов и одежды мордовских народностей, мужских, женских. Тоже были видны отличия у эрзи и мокши.
А это игрушки детей.
Симпатичное покрывало из лоскутов.
Естественно, в больших количествах присутствуют различные орудия быта, земледелия. Орудия жизни. Они, в целом, одинаковы во многих подобных музеях. Технологические и четко выверенные инженерные решения, наиболее удачные, заполоняют собой всё целиком во благо комфорта, вне зависимости от культуры и обычаев.
Похоже на хлебницу, но, на самом деле, это маслобойка. Такую я встречаю впервые, обычно видела совсем другие.
Интересный сундук, полностью деревянный. Особенно интересно, как сделано «тело» сундука. Как будто из бересты.
Осмотрев экспозицию и поблагодарив сотрудников музея, выползли на улицу и огляделись вокруг. В соседнем здании заметили минералогический музей, но он был закрыт. Музей минералогии расположен в здании университета, так что логично, что в выходной день он не работал. Что-то с музеями минералогии мне совершенно не везет, в который раз пытаюсь в каком-нибудь городе в него попасть, и каждый раз он оказывается неработающим. Но я не сдаюсь, когда-нибудь эта великая цель будет достигнута.
Так же рядом было обнаружено крутое здание национального мордовского драматического театра.
Пока что мы только восхищались отдельными зданиями Саранска, в цельную картинку и понимание города всё это сложилось немного позже, когда мы пошли гулять по городу. Но об этом позже.
А сначала мы загрузились в Кайрона и домчались до южной оконечности Саранска, чтобы попытаться попасть в ботанический сад им. В. Н. Ржавитина. Не попали, к сожалению.
Про ботанический сад я читала, что это очень интересное и красивое место Саранска, и туда нужно стремиться всеми силами. Но не лезть же через забор, ей-богу. Оказалось, что ботанический сад принадлежит МГУ — Мордовскому государственному университету им. Н. П. Огарева. Поэтому его время работы соотносится со временем работы вуза: с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00 с обедом с 12:00 до 13:00, в выходные и праздники — выходные дни. Увы. Но что поделать.
Посмотрели на ботанический сад из-за забора. Эх, красиво там, ничего не скажешь.
На растениях таблички висят, вот раздолье для человека вроде меня, совершенно ничего не понимающего в ботанике.
Немного информации о ботаническом саде.
В общем, хоть мы туда и не попали, рекомендую к посещению, вдруг у вас туда получится попасть. А я запомню на будущее, мало ли, опять в Саранск занесет.
С южной оконечности Саранска мы помчались на северную его оконечность по объездной дороге. Объездную Саранска можно вынести в его отдельную достопримечательность, по ней нужно просто разок проехаться, чтобы сполна оценить чудесные виды, которые открываются со всех сторон.
Мордовия — это территория полей и чернозема. Пока мы ехали по Мордовии, а затем по объездной Саранска, справа и слева регулярно тянулись возделанные поля, некоторые из них чернели плодородной почвой, а на некоторых уже взошла зеленая поросль озимых. Часто эти виды сливались в прекрасное сочетание желтого цвета (вокруг осень!), зеленого и черного. Но просто поля вокруг — это было бы слишком скучно. Мордовия добавила самый главный элемент красоты в эти пейзажи — холмы. Так что часто на тех или иных спусках или подъемах трассы открывались прекрасные виды на многоуровневую холмистую местность засеянных полей.
Плюс — время осени. Эта поездка в плане пейзажей запомнилась всеми оттенками желтого. Я уже говорила, это очень правильная и прекрасная осень. Даже в ноябре природа в этом году остается очень красивой, а не промозглой и слякотной. Даже в ноябре остались отголоски золотой осени в виде природного мира со всеми оттенками желтого цвета.
На северную оконечность Саранска мы приехали снова ради авиационной цели. Здесь расположился аэродром близ населенного пункта Лямбирь. Судя по информации из соответствующих авиационных интернет-источников — живее всех живых. В чем мы и убедились.
На аэродром попали без проблем и полюбовались самолетами Ан-2. Практически авиационный музей под открытым небом. Большая часть самолёток живые, ухоженные, готовые к новым путешествиям в небо.
Судя по количеству именно Ан-2, здесь неплохо развит парашютный спорт.
Прошлись по полосе. Здешний аэродром — это бывший военный аэродром времен СССР. Полоса здесь имеет соответствующие размеры. Очень приятно, что аэродром не забросили, а поддерживают в приличном состоянии, бетон не зарастает лесом, его не растаскивают на стройматериалы, самолеты стоят, здания, относящиеся непосредственно к аэроклубу, живые.
Полоса своими масштабами впечатляет. Это закономерно для военных аэродромов. Это — не ВПП, это стоянка.
А ВПП — вот. Длина около 2 километров. Подходы чудесные. Легкому самолету можно на круг не уходить, а делать конвейер на протяжении одной полосы несколько раз. Всё думаю, когда же, когда какой-нибудь беговой клуб договорится с каким-нибудь бывшим военным аэродромом о проведении забега по ВПП, так пробежал пару раз туда-обратно — уже 8 километров дистанции!
Прошлись по территории аэроклуба, встретили даже настоящего, живого человека. Познакомились с местной аэродромной собакой, которую штурман погладил, и после этого собака срочно захотела уехать с нами. Аэродромные собаки — они такие, проявил к ним немного теплоты и ласки, и всё, ты теперь их самый любимый человек на свете.
Возле входа в здание аэроклуба стоит классный советский памятник пилоту, который учится. Какая правильная мысль — учиться нужно всем и всегда, в любой профессии. Остановка в обучении — остановка специалиста.
Познакомившись с авиационной частью жизни Саранска, вернулись обратно в город и отправились в следующее культурное место — Национальный краеведческий музей Республики Мордовия.
Без проблем припарковали Кайрона прямо возле него на здоровенной парковке. Музей находится в величественном и явно новом здании в центре города. Здание впечатляет масштабом, это ж мы сейчас заблудимся в музее и навсегда останемся в Мордовии... Хм, а это хорошая идея!
Купили билетики и перешли к осмотру музея, экспозиция которого расположилась аж на трех этажах. Масштаб пугающий, и я думала, что культурного просвещения мне теперь хватит на три недели вперед, но нет, экспозиция не перегружена, и информация воспринимается очень легко, этажи и залы разделены тематически. Каждый найдет в музее именно то, что интересно ему.
В музее провели примерно час-полтора.
Первый этаж музея посвящен различным тематическим выставкам. Одна посвящена И. Д. Воронину, чьим именем назван музей, другая 30-летию местной хореографической школы и т. д. Один зал внезапно полностью посвящен самым разным часам, от старых до современных.
В центре первого этажа сделана особенно интересная выставка мини-копий скульптур, которые можно найти в Саранске. Это отличная идея — собрать все памятники в одном месте. Можно найти для себя наиболее интересные, а потом посетить их непосредственно в городе.
Например, копия памятника Героям-Стратонавтам. Оригинал расположен в Саранске. К каждому мини-образцу сделана табличка, что это за скульптура, и есть куар-код с информацией о ней.
Тоже интересная скульптура, памятник строителям Саранской крепости (1982 г.).
Отдельно хочется сказать про здание музея. Оно сделано в виде огромного помещения купольной формы. Купол — на самом верху, а к нему тянутся вверх три круговых этажа с колоннами. В фотографию никак не удалось это вместить. Обычно музеи расположены в старых зданиях, которые порою реставрируют исключительно силами энтузиастов из подручного мягкого материала и палок, и держится такое здание на всё том же энтузиазме отдельных людей, малярном скотче и клее. А тут ради музея отгрохали такое огромное здание. Это о многом говорит, в том числе об отношении к культуре и истории. Поэтому восхищает не столько само здание (для меня оно слишком огромное и богатое), сколько отношение. Здесь культура, краеведение, искусство — это уважаемая и оберегаемая часть жизни города. Это по-настоящему ценно. Особенно на фоне тех заброшенных усадеб и впадающих в забвение музейчиков, которые я видела много в самых разных уголках.
На втором этаже здания начинается постоянная экспозиция, которая занимает и третий этаж. Здесь залы разбиты по тематике. По сравнению с Музеем мордовской народной культуры, в Национальном краеведческом музее, как мне показалось, менее грамотно сделана подача информации, здесь для самостоятельного изучения ее намного меньше, и многие экспонаты оставляют вопросы, на которые не приходит ответ здесь же, в зале музея, и приходится лезть в Гугл. Может быть, экспозиция постепенно дорабатывается и пополняется, обрастает стендами, здание-то, по сути, новое. В одном из залов, например, информация была реализована через QR-коды, но это, опять же, не во всех залах. При этом есть аудиогид. Но мне, например, комфортнее получать текстовую информацию. Тем не менее, походить по музею было очень интересно.
Этнографический зал музея. Мокшанская курная изба.
Стенд, посвященный сельскому хозяйству.
Соседняя изба, видимо, эрзянская (могу ошибаться, немного запуталась еще в музее). Не очень разобрались, почему мокшанская изба покрыта соломой, а эрзянская досками — разница используемых технологий двух народностей? И впервые увидела такое оригинальное покрытие крыши досками. Но опять же, это современное решение? Ой не просто было такие доски сделать раньше, чтобы покрыть крышу, дранкой выгоднее по трудозатратам будет.
Очень оригинальные шапки.
Примеры национальной одежды.
Еще одна изба внутри.
Похоже на примеры стиральных досок.
Еще один пример деревянных резных наличников.
Не знаю, что за инсталляция. Непонятно, но очень интересно!
Слева — мокшанка, справа — эрзянка. Резьба выполнена А. Ф. Никоновым (1928-1996).
Отдельный зал посвящен истории с древних времен почти до наших дней.
Макет городища Городецкой культуры раннего железного века (малоэтажная застройка спальных районов!).
Макет мордовской деревни Средневековья 8-11 веков.
Мои нежно любимые древние поделки-украшения, которые меня очень зацепили в музее в городе Глазов в Удмуртии и которые я теперь с теплой радостью встречаю в других исторических отделах разных музеев разных городов. Это шумящие подвески.
Реконструкция женского мокшанского костюма 8-10 веков.
Тоже одни из моих любимых экспонатов исторических отделов музеев — старые винтовки. Чего там сегодня, кучность в МОА, оптика 50-х, тактическая ложа, регулируемое усилие спуска, твист, специальное дорогущее масло для чистки, снятие освинцовки, снятие углеродных отложений? Пффф, то ли дело железная труба, чем длиннее, тем лучше, а к куску дерева ее можно примотать железными скобами за неимением изоленты, целиться по стволу. Летит недалеко, недолго, но очччень устрашающе и крайне опасно (если попадет). В конце концов, из этой палки-стрелялки и выросло всё нынешнее «порыв ветра в 15 м/с сдул мою высокотехнологическую подобранную пулю нужной партии на два габарита влево из сантиметровой десятки, блин, нужно было делать на моем высокотехнологичном немецком диоптре 16 щелчков!». Приятно видеть прогресс технологий.
Изящный механизм. Грамотные инженерные решения всегда отличаются настоящим искусным изяществом.
Маленькая карманная пушечка.
Не, это не музыкальный инструмент, так просто со стороны дульного среза заряжать проще. Хотя называется тромблон.
В музее много интересных экспонатов, я всё не фотографировала, да и даже если бы фотографировала, не выкладывала бы, уж слишком там всего много. Главный вывод: будете в Саранске — зайдите в музей. В любой из. А можно во все.
Герб Саранска.
— Смотри, какая романтика, рояль со свечами! Зажег, играешь симфонию или этюд, ух!
— Успокойся, тогда просто электричества не было.
Примеры старой мебели. 19 век или начало 20-го, по всей видимости.
Небольшой закуток музея был посвящен особенно древнему периоду Земли. Аммониты вот. Около 130 млн. лет назад. После краеведческого музея в Ухте я такие залы и закутки тоже люблю особенной любовью. Обожаю аммониты.
— Ты посмотри, какая красота, раздолье для дайвинга!
— Ну да, нырнул и тебя сожрало какое-нибудь растение или аммонит по башке вдарил.
Мой штурман совершенно не погружен в романтику древнейших времен.
Мамонты, шерстистые носороги всякие, их зубы, челюсти, немного камушков.
В музее есть зал природы с чучелами птиц и животных.
Еще одна попытка сфотографировать архитектуру здания музея, но теперь сверху.
Осмотрев музей, вышли обратно в город и наконец-то прошлись по нему. Кайрона оставили там же, на парковке возле музея. Это центр города, отличная начальная точка для прогулки. Именно в процессе этой прогулки у нас наконец-то сложилось общее впечатление и понимание Саранска.
Вид от музея.
Набережная реки Саранки.
Вид с возвышенности на здание музея. На парковке можно разглядеть Кайрона. Здание новое, открыто в 2017 году.
Да-да, и это тоже Саранск.
Мордовская республиканская детская библиотека.
Еще один театр.
Это тот самый МГУ. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет.
Глядя на него, я почти залилась горючими слезами, вспомнив вид и состояние некоторых корпусов некоторых московских университетов... Это не здание администрации, какого-нибудь банка или важного офиса важной компании. Это. Просто. Университет.
А это — общежития университета. Я эту фотографию отправила своим подопечным студентам в Москву. Они, как и я, залились горючими слезами. А я вспомнила их истории о том, как в очередное утро они отлавливали разбегающихся из банки с кофе тараканов.
Типичная улица Саранска.
Площадь Тысячелетия в Саранске.
Один из спортивных комплексов города.
Республиканский дом молодежи. Везде очень часто встречается вот такой символ, который так же есть на флаге Мордовии. Прочитала, что он обозначает солнце. Его часто вплетают в орнаменты, надписи, архитектурные элементы того или иного здания.
Саранск покорил. Собираясь в этот город, мы не знали, что нас ждет. В незнакомый доселе город всегда ехать очень интересно: что нас встретит? Разруха и заброшенность, как в Рязани? Выверенная историческая архитектура, сведенная в единый городской стиль, образец для подражания, как в Рыбинске? Уют и прелесть, как в Костроме? Монументальность и мощь, как в Красноярске? Каждый город уникален.
Саранск, как мне показалось, это город, который направлен на историю, культуру, эмоциональное и интеллектуальное развитие человека. Он делает упор на действительно важных вещах: просвещении и досуге.
В Саранске все дома отлично отремонтированы. Это не уютный и спокойный стиль, а довольно помпезный, громкий, уходящий в шик, но при этом он четко выверен и реализован по всему городу. Но при этом шик и лоск не переходят в бесполезную гордыню или «дорого-богато», вся архитектура подчинена единому стилю масштабности, но она не перегружена лишними деталями и украшательствами. И этот стиль реализован не только для административных зданий, он, в первую очередь, реализован для культурных сооружений. Здесь для музеев выстроены свои шикарные здания, что говорит об одном — здесь ценят и любят просвещение и культуру. Здесь ценят образование — университет находится в роскошнейшем здании. И здесь ценят досуг людей — количество спортивных объектов по всему Саранску поражает. Стадион, спортивный комплекс, еще один спортивный комплекс, ледовый дворец, здоровенная школа олимпийского резерва, а вот еще что-то спортивное... И спорт не ютится по подвалам и уголкам задрипанных зданий, он представлен в Саранске как важная и нужная городу сфера жизни, он представлен на шикарных стадионах и в таких же шикарных спортивных комплексах.
Попадая в этот город, ты понимаешь, что упор тут сделан на спорт и искусство. Это первый посещенный мною город, где этот упор сделан настолько отчетливо.
При этом на окраинах города я не заметила трущоб, развала и неухоженности. Понятно, что я физически не могу за день пробежать город целиком и побывать в каждом его отдаленном уголке, но у меня сложилось впечатление, что таких уголков в городе просто нет. Ну, или их нужно поискать. Нет контраста, что центр города прекрасен, а окраины захламлены и разваливаются. Здесь город цельный, он хорош и в центре, и не приводит в ужас на оконечностях.
Мы встретили несколько зданий с не очень удачной реставрацией либо находящихся в процессе покраски и ремонта. Вероятно, все делается постепенно. Да и эти несколько зданий не испортили общего восторженного впечатления от города. Очень классно сделаны старые хрущевки, они все отремонтированы и вписаны в общий стиль города.
Саранск — первый город, в котором у меня ни разу не было проблем с парковкой. Это крайне дружелюбный город для автомобилиста. Куда бы я ни приезжала, я везде могла припарковаться без каких-либо проблем и совершенно бесплатно. Может быть, дело в том, что был выходной день. А, может, в том, что здесь широкие улицы и огромные расстояния между домами, благодаря чему возле каждого здания воткнули парковку, а на улицах очень мало мест, где нельзя парковаться. Хотите в музей? Вот парковка. Хотите погулять по центру? Вот парковка у пешеходной зоны, вот парковка у собора. Надо в магазин? Вот тоже парковка прямо рядом на улице. А если не лень пройти 100 метров, можете припарковаться у здания правительства, здесь открытая парковка. Саранск — это масштаб во всем, если уж выстроили такие огромные монументальные здания, то нужно рядом сделать такие же монументальные и огромные парковки и улицы. И, кстати, про деревья не забыли, зелень в городе тоже присутствует. И газоны. Осенью их количество сложно оценить, глаз не очень цепляется, нужно ехать летом.
Для пешеходов город тоже приятен. Оставив машину, мы по многим улицам прошлись пешком, везде хорошие тротуары, широкие, пешеходные переходы. И, конечно, крутишь головой на 360 градусов, рассматривая здания и пытаясь объять необъятное.
При этом я бы не сказала, что Саранск очень популярный город для туриста. Но могу ошибаться, у меня выборка из моего окружения, с которым я общаюсь. Многие ездят в Казань, Владимир, Суздаль, по городам Золотого кольца, но вот что-то не припомню никого из своих знакомых, кто бы поехал в качестве туриста в Саранск. А зря. Город потрясающий и прекрасный.
Вот так легко и незаметно, за 1,5 суток пребывания Мордовия взяла и запала в сердце и душу.
Еще одна типичная улица Саранска.
Центр города, пешеходная зона.
Здание банка России — еще один ракурс одной из улиц.
Обычные здания, в том числе жилые. Хрущевки отремонтированы и сделаны в общем стиле улиц.
Насладившись прогулкой по городу, отправились в еще один музей. Ну, у нас на эту поездку было всего лишь 4 дня, два из которых ушли на дорогу, нужно было пользоваться временем по максимуму! Три музея за день — это, конечно, не мало, но в Саранске они почему-то не перегрузили мозги, а наложились друг на друга очень гармонично. Наверное, информации было ровно столько, сколько нужно для получения цельной картинки впечатлений.
Третьим музеем стал Музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. Тоже впечатляющее здание.
И тоже огромный музей. На осмотр экспозиции у нас ушло около 1,5 часов. Здесь было намного меньше истории, а намного больше визуального восприятия.
Единственное, в музее запрещено фотографировать на фотоаппарат, только на телефон. Где-то в интернете читала, что за фотосъемку на фотик просят 2500 рублей. Понимаю, почему нельзя фотографировать со вспышкой, но почему нельзя поделать фоточки на мыльницу (даже не на зеркалку) — не понимаю. Ну, на телефон, значит, на телефон, что ж поделать.
В музее много залов, несколько этажей, представлено творчество непосредственно Эрьзи, а так же сделаны выставки различных художников. Обо всем по порядку.
Вкратце: Степан Дмитриевич Нефедов родился в 1876 году на территории нынешней Мордовии. Позже взял себе псевдоним Эрьзя как дань любви к родному краю. Много творил, ездил в Италию, долгое время жил в Аргентине, куда уехал в 1926-1927 годах из Франции, в Россию вернулся в 1950 году, привезя множество своих работ. Умер в 1959 году.
А подробнее — вот.
В большом зале с лаконичным дизайном, очень точно оттеняющем выставленные экспонаты, представлено множество работ Эрьзи, его скульптуры. В свое время я прочла книгу-биографию Микеланджело, и мне очень запомнилось, как он выбирал куски мрамора для своих работ. В музее Эрьзи я впервые узнала, что можно создавать творения из железобетона, цемента и чугуна. А почему бы, собственно, и не да.
Эрьзя творил из мрамора тоже.
Основная фишка его работ, как мне показалось, наброски. Он не выписывает фигуры целиком, а только намекает на них, предоставляя зрителю возможность самостоятельно додумать композицию, включив воображение.
Не сказать, что я была безумно поражена Эрьзи, однако ознакомиться с его творчеством было крайне интересно.
Эрьзя в Аргентине создавал скульптуры из деревьев кебрачо и альгарробо. Вот образец дерева кебрачо.
Еще до того, как мы кебрачо увидели, сделали предположение, что Эрьзя, вероятно, видел в том или ином дереве какой-то образ, брал конкретный кусок и «допиливал» его под то, что увидел. То есть первична была не идея и ее последующая реализация через материал, а первичен был образ, который сам проступал через конкретный образец материала. Отсюда, наверное, и некоторая незаконченность скульптур, этакие наброски, черновики, намеки на цельную скульптуру. Как будто скульптор увидел в материале образ и теперь хочет показать его остальным, но не готовый вариант, не готовое решение, а чтобы зритель тоже подключил воображение и побыл немного скульптором — а как бы он доработал этот черновик дальше, что бы увидел, что привнес?
Одна из самых запоминающихся работ Эрьзи, которая действительно заставила впасть в восторг, — Моисей.
Еще парочка любопытных работ. Дьявол.
Называется «Ужас», хотя пробегавшая мимо экскурсовод с экскурсионной группой сказала, что не «Ужас», а «Безумие». Название меняет и смысл скульптуры.
Скульптура «Каприз леса». Хм. А прикасался ли сюда инструмент скульптора? В какой момент заканчивается творение человека и начинается творение природы?
Следующая выставка была посвящена творчеству Федота Сычкова (1870-1958), который «стоял у истоков мордовского изобразительного искусства; тема жизни и быта русской деревни — лейтмотив творчества мастера» (с) с информационного плаката музея.
Впервые здесь увидела любопытную штуку. Вот непосредственно картина.
А вот — ее тактильная модель.
Картина «Трудный переход», но мне почему-то подумалось об участниках ММБ (Московский Марш-Бросок, соревнования по спортивному ориентированию) начала 20 века. Гиперреализм. У меня флешбеки финишировавшего участника ММБ.
А если серьезно, то действительно очень много сюжетных картин бытовых деревенских сцен.
В следующем зале была представлена русская живопись 18 - начала 20 веков, тоже довольно большая выставка. Меня особенно зацепила из всего множества пара картин. Ну, понимаю, что фотографировать картины на телефон, а потом их показывать — это странное решение, но уж больно хочется показать. Остальное по возможности посмотрите сами, когда и если будете в Саранске.
Айвазовский, «Море на фоне гор», 1880 год. Очень круто нарисовано, потому что, если не искать специально линию соприкосновения моря и гор, то картинка становится двойной: валы-нагромождения на заднем плане — это уже горы или еще огромные волны?
Касаткин Н. А., «Константинополь. Святая София», 1910 год. Понятно, что вживую картина смотрится действительно великолепно. Здесь художник очень круто выбрал ракурс, чтобы верно показать многоуровневость здания внутри. Передний план, несколько задних планов, разные уровни сводов. Плюс прекрасный выбор красок, цвета одни, а оттенков — целое множество.
В музее было еще несколько залов: зал И. К. Макарова, зал современного отечественного искусства, зал современного искусства Мордовии. Прошлись по всем. Всего показывать не буду, там очень много. Покажу только те картины, которые особенно зацепили меня.
Эта картина стала мне родной, потому что я люблю всякие заброшки, церкви в том числе. На ней атмосфера заброшки передана очень верно. В реальности я такие сюжеты видела в огромном количестве — почти в каждой по-своему уникальной заброшке, но атмосфера у них часто похожа. Может быть, автор вкладывал нечто другое в эту картину (я примерно понимаю, что), но у меня флешбеки именно по части путешествий и поездок.
Симпатичный городской пейзаж.
Здесь дело в красках и их сочетании.
Современное искусство — мое любимое.
Крутейший дитрих, художник Чесноков-Ладыженский. Интересно, он как-то связан с тем Ладыженским, который из Кологрива Костромской области? Название дитриха — «Маски ночи».
Вот эту картину мы рассматривали особенно долго, находя в ней всё новые и новые уровни. Художник тот же, Чесноков-Ладыженский.
Шикарная и очень тонкая тема музея. Коротков С. Ф., «Памяти Казимира Малевича. Триптих», 1993 год. Я сначала подумала, что кажущаяся «подсветка» создана висящими лампами. Нет, лампы не при чем. Это всё рисунок.
Тоже крутейшая пейзажная картина, в которой весь смысл — в этом солнечном луче.
А вот сам Эрьзя в своей мастерской! Что же, наше предположение было верным: он, видимо, и вправду собирал определенные куски дерева, складировал их, а потом постепенно высматривал в них образы (или они сами рождались), а он придавал им форму.
Из музея выползли сильно уставшими, но довольными до невероятности. В тот день мы хотели прогуляться и по вечернему Саранску, но осознали, что нет. Сил не хватит. И мозг впечатлениями перегружен, и ноги гудят. Всем трем музеям Саранска, которые мы посетили, нужно отдать должное — они замечательные. Сравнивать между собой их сложно, каждый дарит что-то свое.
От музея дошли до Кайрона и вернулись в гостиницу. Спасибо, Саранск, за этот чудесный день, и спасибо, что ты именно такой.
День 3-й.
Утро. Мы снова отправляемся за впечатлениями. Вчера был город, а сегодня нас ждет природа.
Кайрон прогревается и стремится скорее в путь. На фоне гостиница, где мы жили. Снаружи выглядит не очень впечатляюще, но внутри все окей.
Сегодняшний день мы решили посвятить природе, ведь во впечатлениях должен быть баланс: заброшки прерываются осмотром городов, знакомство с музеями переходит в знакомство с природными картинами.
На территории Мордовии расположен Мордовский заповедник, его основная территория находится в районе города Темников (с северной оконечности заповедника находится Саров, Нижегородская область). У заповедника есть филиал — национальный парк Смольный. Вот в этот нац. парк мы и направились, так как он был ближе к Саранску. Мордовский заповедник мне бы тоже хотелось посетить, но его придется отложить на следующий раз.
От Саранска до нац. парка Смольный ехать около часа на север от города мимо населенных пунктов Ромоданово, Ичалки. Визит-центр нац. парка находится в одноименном поселке — Смольный.
В тот день погода сильно испортилась, МЧС Мордовии даже прислали смс-ку о порывах ветра до 18 м/с. Оно и было видно: на трассе Кайрона иногда сдувало, а иногда мотыляло. С учетом того, что вокруг были поля, ветер особенно рьяно и с огромным наслаждением нападал на автомобилистов. До кучи накрапывал дождь, то усиливаясь, то сходя на нет. На небе повисли хмурые тучи, выкрутив яркость желтых окружающих пейзажей на минимум.
Здесь хочется сделать отступление по теме стиля вождения в Мордовии. Вот стиль вождения, в отличие от города, мне не понравился.
Мне очень понравилось спокойствие Ухты, там водители не торопились, никуда не спешили и рулить было очень комфортно. В Дагестане был совершенно жуткий стиль вождения, я рассказывала об этом в своем отчете про Дагестан, но при всем творящемся там автомобильном хаосе мне быстро стало это привычным и я чувствовала себя комфортно. В Дагестане все творят, что попало, но при этом четко следуют правилам выживания. В Мордовии многие водители почему-то творят дичь, вообще не думая о последствиях. Быстрые скорости, обгоны через сплошные, выход в лоб фурам — всё это я наблюдала регулярно. Апогеем стала жуткая авария на трассе, когда мы возвращались из нац. парка, видели последствия: две машины, видимо, столкнулись на встречной полосе, одна лежала в кювете, работали не только полицейские, но и спасатели. При этом на дорогах полным-полно цветов и венков, такой концентрации памятников по обочинам я давно не встречала. Глядя на стиль вождения здешних водителей, я понимаю, почему эти аварии происходят в таких количествах.
При этом трассы в Мордовии очень хорошие, асфальт везде замечательный, на нашем маршруте мы не встретили разбитых участков. Одновременно вокруг большая видимость благодаря полям, трассы часто просматриваются на много сотен метров вперед. Это, видимо, и заставляет разгоняться до больших скоростей. Но подлянка в том, что местность холмистая, и часто встречку не видно банально за перегибом дороги.
Водители, берегите себя, пожалуйста. А то мне регулярно приходилось притормаживать и уходить в сторону, чтобы не впилиться в очередное чудо на встречной полосе. Еще чаще — притормаживать на тот случай, если это же чудо въедет во встречный грузовик и начнет отлетать куда-нибудь в мою машину.
Ладно, это было отступление по части дорог и автомобилей. Мы же приехали к нац. парку и нашли в поселке Смольном его визит-центр. Промахнуться мимо него сложно, стоят указатели.
В визит-центре нас встретила одинокая девушка-сотрудница. За окном продолжала твориться непогода. Да уж, кто же поедет сюда гулять в такую осеннюю пору. Девушка нам так обрадовалась, что сходу вывалила на меня кучу информации о нац. парке, так что я мгновенно запуталась, что, чего и куда. Для местных, как я поняла, посещение экотроп бесплатное, для гостей региона нужно получить разрешение (билетик), стоимость которого — 70 рублей с человека. Недалеко от визит-центра есть музей (природы?), но в тот день он был закрыт. В самом визит-центре есть интерактивная выставка, она работала, но мы не пошли. В парке сейчас работает одна экотропа, вторая на реконструкции. Купили билетики, после чего девушка рассказала, как и где найти вход на экотропу (на автомобиле нужно проехать сильно дальше визит-центра).
Рядом с визит-центром расположен детский экопарк. В связи с плохой погодой там никого не было — отличное время для того, чтобы перестать прикидываться взрослым.
Экопарк классно сделан, находится в красивом месте. Для детей и вправду раздолье. На заднем плане как раз здание визит-центра.
Для детей тут куча всего.
От визит-центра по схеме, сфотографированной у сотрудницы, доехали до экотропы. Приятная асфальтовая дорожка шла вдоль соснового леса, периодически между деревьев мелькали домики, то ли уже действующие гостевые дома, то ли строящиеся. После одного из поворотов дорога подпортилась, но не критично. Вход на экотропу нашли не с первого раза, проскочив сначала мимо и уехав дальше. Вернулись, еще раз сверили схему из визит-центра с навигатором, покружили на местности и выехали ровно к нужной стоянке.
Начало экотропы. Она не очень протяженная, 1-2 километра в одну сторону, но мы шли неспешно, наслаждаясь осенним сосновым лесом.
Периодически накрапывал дождик, но в ливень он не переходил, за что погоде большое спасибо. На тропе мы были совершенно одни. Сильно позже, когда мы собирались уезжать, приехала еще одна местная машина. И всё, больше ни души не встретили.
Экотропа сделана в тематическом стиле, чтобы не просто гулять по лесу, а культурно и спортивно просвещаться. И вот опять Мордовия в своем репертуаре — делает ставку на культуру, духовную и физическую. На маршруте тропы расставлены плакаты с небольшими пояснениями по части местной фауны, а так же описанием простых физкультурных комплексов упражнений на развитие различных физических качеств. Рядом с плакатами стоят соответствующие турники или лавочки, всё можно сразу выполнить. Может быть, для кого-то, кто раньше физкультурой не занимался, это потом станет привычкой по жизни. Я-то фанат физкультуры и немного спорта (в разумных количествах, а то не весь спорт одинаково полезен) и выступаю всячески «за» любые аккуратные включения здорового образа жизни.
Один из плакатов экотропы вблизи.
Из всех типов леса больше всего обожаю сосновый.
Схема нац. парка. Красные квадраты — заповедная зона, желтые — особо охраняемая, зеленые — рекреационная. Мы прошлись по маааленькому-маленькому кусочку этой огромной территории.
Несколько фотографий тропы. Если хочется красивой природы, но не знаешь, куда поехать, езжай в нац. парк. Никогда не ошибешься.
В конце экотропы нас ждала полянка с небольшим бревенчатым домиком. Как раз усилился дождь, переждали его внутри избушки, вкусно пахнущей деревом.
То ли реальность, то ли картина художника. Вид изнутри домика.
Чуть дальше полянки обнаружился невысокий холм с видом на излучину речки.
Такой мини-формат крутых высоких обрывов. Мини-копия, как скульптуры в краеведческом музее Саранска. А здесь — я бы предположила, что это копия высоких берегов заповедника на северной оконечности Рыбинского водохранилища в Ярославской и Вологодской областях. Там были подобные пейзажи, но более масштабные.
На обратном пути я присматривалась ко всяким мелким объектам природы. Осенью тоже можно найти много всего яркого. Так смотришь — общий однотонный пейзаж. Присматриваешься — да нет же, везде буйство красок и детали, которые любого заставят превратиться в художника. В этом я впервые убедилась тоже в одном заповеднике, расположенном в Тверской области, где я гуляла по заповедному болоту.
От экотропы прогулялись к увиденному издали мосту, стоящему где-то посреди поля. Как я выяснила позже, сверившись с картой, мост перекинут через реку Алатырь и ведет в деревню Новые Ичалки. Мост расположен за территорией нац. парка, здесь же находится санаторий «Алатырь». В тот день он выглядел таким же тихим, как и весь мир вокруг, хотя машины на парковке стояли.
А мост оказался очень интересным. Он подвесной.
Явно советское сооружение, судя по монументальности постройки. Опоры тросов залиты в бетон.
А по бокам от моста на обоих берегах стоят вот такие здоровенные пупыри, за которые тоже цепляются тросы.
У меня возник закономерный вопрос, что же происходит с этой маленькой тихой речкой по весне, раз тут поставили настолько мощные опоры.
С моста открылись лирические осенние виды на реку и берега.
Позже я пыталась найти в интернете какую-нибудь информацию про этот мост — тщетно. Нашла только датированную 2001 годом статью о том, что мост находится в аварийном состоянии и один неравнодушный житель деревни пытается добиться ремонта и реконструкции. Сам мост предположительно был построен в 1980-х годах. Река по весне и вправду нехило поднимается, на 8 метров.
Если мост попытаться пошатать, он действительно ходит ходуном. Вопрос к состоянию тросов.
Удивило, что в такой глуши — такая монументальная конструкция.
На соседнем берегу — поля. Деревня в стороне.
Когда внимательнее рассмотрели реку, обнаружили, что мост и вправду немного аварийный. Видно, что река постепенно размывает берег, подбираясь к опорам моста. Но пока что он стоит, гений конструкторской и инженерной мысли среди гения природы.
Прогулка заняла много времени, погода снова начала портиться, так что поспешили вернуться к Кайрону и взяли курс обратно на Саранск. Проехали той же дорогой, на которой автомобили продолжало сдувать, вернулись в столицу Мордовии. Заехали в центр в магазин, опять полюбовались улицами и зданиями, порадовались возможности везде без проблем припарковаться. Определенно, Саранск — замечательный город.
Когда мы вернулись в гостиницу, дождь зарядил с бешеной силой, рванул с неба безудержным потоком. Но мы к тому моменту были в теплом и уютном номере.
День 4-й.
Пришла пора выезжать домой. Что же, за пару дней мы неплохо познакомились с Мордовией в целом и Саранском в частности. Есть смысл вернуться. Может, транзитом, может, целенаправленной поездкой сюда. Наверняка в Мордовии есть еще много интересных мест. Да хотя бы тот же Мордовский заповедник сияет огромной точкой на воображаемой карте мест, куда хочется попасть.
С утра выехали пораньше, впереди ждала долгая дорога. Тронулись в путь около 7 или 8 часов утра.
Погода была пасмурной, но хотя бы прекратился ливень. Пейзажи на мордовских дорогах продолжали радовать взгляд.
Обратно в Подмосковье решили поехать другой дорогой. Разными трассами кататься намного интереснее. От Саранска до Краснослободска мы ехали так же, через Старое Шайгово, а за Краснослободском ушли в сторону Темникова.
Постепенно погода становилась все более погожей, временами проглядывало солнце и придавало пейзажам больше яркости и красоты.
Типичная автобусная остановка в Мордовии, не могу про них не рассказать. Все поголовно автобусные остановки, которые мы видели, сделаны одинаково — по бокам обязательно изображен орнамент с символом солнца. Это тоже многое говорит о культуре республики — облагородить каждую остановку, ни одной не пропустив. И всегда точно знаешь, что находишься на территории Мордовии.
На сегодня мы запланировали только одну точку для посещения. В районе Темникова ушли с основной трассы, свернули в сторону города. Темников задели краешком. Нас интересовало Итяковское городище.
Тут, в районе Темникова, где-то недалеко находится и вход в Мордовский заповедник.
Сначала доехать до городища попытались с юга Темникова. От одной из деревень выехали на живописную грунтовую дорогу через поле.
Но она быстро уперлась в огромную неживописную местную свалку. М-да, вот тебе и любовь к родному краю. Ну что за хрень.
Вернулись в Темников и проехали дальше, непосредственно в деревню Итяково. Там искомое городище и нашли.
По сути, старое городище — это просто парочка холмов. Но виды с них открываются потрясающие. Цель нашей поездки на Итяковское городище состояла вовсе не в прикосновении к истории, а как раз в созерцании этой природной красоты.
При этом Итяковское городище, судя по описаниям в интернете, является одним из самых древних археологических памятников Мордовии. Я почитала сайт геокешинга: там рассказывалось, что якобы это городище было впервые заселено аж в первом тысячелетии до нашей эры. Здесь проводилось множество раскопок, было найдено много предметов, вещей, рассказывающих об истории здешних земель.
Как по заказу, ровно в момент нашей прогулки по городищу вышло солнце и подсветило окружающую природу. Ветер это не отменило, он почти сдул меня и унёс прочь, пришлось держаться за фотоаппарат, а когда его отнял штурман — за сумку от фотоаппарата.
Удивительно это иногда: нам порою так классно везет, что хорошая погода случается ровно в нужный момент времени. Наверное, мы люди хорошие.
А вот так выглядит дорога к городищу.
Городище вплотную примыкает к нынешней деревне, деревенские дома стоят на холме, за которым начинается природный простор и древние валы. Если хочется подняться именно на валы городища, нужно спуститься с того холма, на котором стоит деревня, и подняться на соседний холм. Грунтовые дороги уходят вдаль и непосредственно по полю. Будь у нас больше времени, тоже бы покатались там, природой бы подольше насладились.
Вернулись к Кайрону и двинулись дальше в путь. А дальше была только дорога и созерцание видов из салона автомобиля.
От Темникова вернулись на дорогу Бабеево — Барашево. Где-то в районе Барашево свернули на север в сторону Нижегородской области и помчались по дороге мимо Теньгушево и Вознесенского. О том, что мы уехали из Мордовии и прибыли на территорию Нижегородской области, можно было узнать без дорожных стел по сменившемуся виду автобусных остановок. Мордовский орнамент с них исчез, и стали они выглядеть более потасканно и перекошенно.
А сама дорожка была замечательной. Люблю такие вот местные, безлюдные трассы. Как правило, они очень красивые, интересные, с кучей пейзажей и поворотов. Автомобилей по ним едет минимум, скорость можно держать комфортную. На таких дорожках отдыхаешь и наслаждаешься. От крупных трасс, особенно с плотным потоком и пробками, устаешь больше.
За Вознесенским дорога сильно поломалась и превратилась в ралли-рейд для сильных духом водителей и крепких подвеской автомобилей. Один знакомый владелец БМВ из Сарова рассказывал, что после двух проездов по этому участку трассы он обычно что-нибудь обязательно меняет в подвеске. Бедная БМВ. Прям дорога-убийца БМВ и им подобных автомобилей.
Дорожка там и вправду была жесткой и жестокой, я ехала около 50 км/ч, а порою сбрасывала скорость аж до 40 км/ч и постоянно крутила рулем, объезжая подлые глубокие ямы и провалы земной коры. Несчастные пузотерочки ползли 10-20 км/ч. Один раз навстречу печально и медленно проползла фура, которой я особенно сопереживала. Вторым автомобилем для сопереживания стала маленькая потерянная Газелька, везущая, судя по надписям на бортах, вкусный хлебушек добрым людям.
Штурмана так мотыляло по салону, что он сначала не попадал в клавиши на телефоне, отправляя знакомому владельцу БМВ сообщение, а потом — в кнопку на фотоаппарате, поэтому заваленных трясущихся фотографий с того участка дороги у нас нет. Но там, в целом, ничего необычного, типичный такой асфальтовый российский ралли-рейд «объехал первую яму и угодил в три следующих, лучше бы не объезжал первую». Обочина там тоже была поломанная, поэтому объезжать ямы по ней получалось плохо.
Благо, участок тянулся не очень долго, и вскоре начался нормальный асфальт. На выезде с плохого участка дороги стоял дорожный плакат, с обратной стороны которого водитель, переживший особо сильную душевную травму, оставил надпись «за***сь дорога», а другой такой же водитель, переживший еще более сильную душевную травму и, вероятно, травму подвески, добавил «ваще о**еть». Просто, кратко и по делу. Лучшая характеристика этого чудного участка.
Следующим крупным населенным пунктом была Выкса, где нас постоянно преследовали флешбеки. Нам показалось, что этот вид на озеро мы определенно видели, но никак не могли вспомнить, когда мы могли бывать в Выксе. Когда мы увидели чудный советский ДК, очень необычный и характерный одновременно (жаль, сфоткать не успели), осознали, что в Выксе мы никак быть не могли, иначе запомнили бы его. Потом штурман увидел какие-то здания и заверил, что он их 100% видел и раньше, но я всё равно не могла вспомнить, с чего бы нас могло занести в Выксу и откуда мы могли этой дорогой возвращаться. Затем мы увидели выставленную возле одного из зданий военную технику и снова поняли, что не бывали никогда в Выксе. Вот такой феномен большого количества путешествий и поездок, в какой-то момент ты начинаешь путаться и забывать, где бывал, а где нет. Обсудив этот феномен, решили, что мы всё-таки не бывали на этой дороге и едем здесь впервые.
За Выксой нас ждали Навашино (Нижегородская область) и Муром (Владимирская область). Вот в Муроме мы бывали точно и не один раз. С удовольствием снова полюбовались на автомобильный мост, соединяющий две области.
А от Мурома знакомой дорожкой полетели в Подмосковье. Мимо Судогды во Владимир, оттуда по трассе М-7, которую я не шибко люблю из-за вечной загруженности, мимо Лакинска и Покрова до ЦКАД. Отстояли несколько пробок. Дома были только к 9 часам вечера.
Итоги
1. Общий маршрут составил 1700 километров. Расход Кайрона — примерно 8,5 л/100 км. За всю дорогу заправились один раз на выезде в Подмосковье, потом в Саранске, потом под Владимиром. Люблю Кайрона за отличный расход и объемный бак. Залился где-то в Подмосковье, отмотал почти 800 километров, за это время доехал аж до Саранска, а еще даже лампочка не загорелась. Дизель в Мордовии оказался самым дешевым — на «Лукойле» он стоил 48,90 рублей против 50 рублей Подмосковья и Владимирской области. Еще один приятный плюсик в карму Мордовии. Кайрон — красавец, как всегда, радовал всю дорогу, свозил туда и вернул обратно. Чудесный автомобиль, тихий, приятный, комфортный. Путешествовать на нем — одно удовольствие.
2. Бюджет поездки составил около 18 тыс. руб. на двоих: примерно 7200 руб. топливо, 4300 руб. еда, 5400 руб. жилье, почти 1200 руб. три музея и нац. парк.
3. Дороги на маршруте везде были хорошие, к асфальту никаких претензий. Единственный непродолжительный участок плохой дороги встретился в Нижегородской области за Вознесенским (если ехать со стороны Мордовии). Но и он проезжабельный, нужно просто оценить крепость подвески автомобиля и снизить скорость до допустимой для конкретной марки авто и принять тот факт, что ехать придется очень медленно.
4. Республика Мордовия нам очень понравилась, а Саранск так вообще покорил. Пожалуй, нужно строить больше маршрутов в ту сторону. Вокруг еще столько неисследованного и непознанного. И исследовать что-то целиком и полностью нереально. А, значит, нужно больше путешествий, хороших и разных!