|
Доброго времени суток всем форумчанам!
Активным читателем и почитателем ДРОМа являюсь весьма продолжительное время, а вот в качестве автора пробую силы впервые. Поэтому просьба держать в памяти то, что автор вроде бы и автор, но не писатель, а больше читатель со всеми вытекающими отсюда последствиями, касающимися формы и содержания нижеизложенного. Качество фото хромает — не думал, что кроме домашнего альбома куда-то попадет, в основном, ситуация фиксировалась походя, просто для памяти.
Итак!
На календаре сентябрь сурового в своей непредсказуемости 2020 года, в течение которого мы на себе ощущали «оперативно-креативное» качельное воздействие максимумов «НИЗЗЯ» и минимумов «МОНА».
Желание вырвать себя из очерченных рамок, произнося при этом «А фиг ли?», превратилось в навязчивую идею и переросло в ПЛАН! План включал в себя размеренное движение по просторам Сибири и Забайкалья на вполне живом себе еще автомобиле ВАЗ-2108 1989 года выпуска (далее по тексту — Синяя Молния; для тех, кто помнит — Зубило) в родном железе и с родным сердцем. Автомобиль в качестве выездной игрушки был приобретен по случаю осенью 2019 года и потихоньку доведен до технически исправного. При этом ничего экстраординарного не потребовалось. Были отрегулированы клапаны, настроен карбюратор, заменены свечи, масла, фильтры, поставлен пекаровский бензонасос. В процессе ревизии установили неравномерность тормозных усилий на задних тормозных механизмах. Заменили одну трубку, жидкость. Прокачали, настроили. Привод троса спидометра был заменен, но это не вылечило традиционную болячку — подтекание масла из КПП через уплотнение привода. Для приемлемого освещения пути добавлены небольшие китайские светодиодные фары, выполняющие функции противотуманок и ДХО. Свет широким пучком, отрегулирован (болты со встречки от ослепленных не прилетали). Родные передние сиденья отданы соседу, а их место заняли приобретенные аналоги от хэтчбэка Peugeot-307. Из весомых вложений — недорогое литье и два комплекта резины, потому как родные составляющие были за много лет эксплуатации ушатаны до состояния «с оглядкой не торопясь доехать до дома». Из минусов — живущий своей жизнью указатель уровня топлива, показывающий верно только после первого поворота ключа. Замена самого датчика и ревизия цепи к изменениям не привели. Думаю, дело в самом указателе. Будет желание — покопаюсь.
Для разнообразия, привлечения нездорового внимания и просто по дури перед выездом автомобиль был оформлен в духе, показывающем устремления и настроения участников.
Предстартовая чистота героини повествования.
Маршрут движения Горно-Алтайск — Бийск — Целинное — Кемерово — Мариинск — обход Красноярска — Канск — Иркутск — Улан-Удэ — Чита — Чернышевк — Аксеново — Зиловское. Движение в сторону Кемерово через село Целинное стало ощутимо более комфортным, так как качество покрытия дороги на участке от Бийска до границы Кемеровской области подняли значительно. Если раньше приходилось потихоньку переваливаться (особенно за Целинным), то теперь можно двигаться устойчиво, учитывая только естественные изгибы трассы, обусловленные рельефом. Кемеровский участок традиционно неплох.
Переход с земель Алтая на угольные территории Кемеровской области.
По пути подразумевалась промежуточная остановка в Иркутске, который для автора не просто населенный пункт, а город славной юности и массы родственных корневых связей.
Было установлено наличие желания потрясти костями по дорогам еще у двух человек — братьев Сергея и Алексея, проживающих в Иркутске.
Стало быть, обрела окончательные формы стратегическая цель поездки — побывать одномоментно, втроем, в местах, памятных со времен босоногого детства, куда нас, внуков, поочередно привозили к своим родителям наши родители. Техническим средством достижения цели стала Синяя Молния, лозунгом — упомянутое выше «А фиг ли?», скрепным принципом — «Братья клана — объединяйтесь!», сопроводительным звоном — «АвтоВАЗу 50, а мне всего 30!», маршрутным направлением — «С берегов бирюзовой Катуни — в суровое Забайкалье» и оптимистическим заявлением — «Ветераны в строю!».
После выезда первая ходовая ночевка организовалась в гостинице «Медведь» города Канска. Недорого и удобно сопоставляется с транзитным маршрутом. Имеется охраняемая стоянка. Для опасающихся холодных утренних стартов — теплый бокс. Питание по давно отработанному дорожному порядку — утром плотный завтрак на точке старта, обед обязательно с супчиком и получасовой разминкой, ужин по желанию, перед сном кружка теплого пива (снотворное, помогает хорошо). В промежутках по ходу движения — крепкий сладкий чай из термоса, до обеда с горькой шоколадкой, после обеда с орехами. Ориентиры точек качественного питания — традиционно по количеству дальнобойщиков. Заправки желательны у крупных сетевиков.
Один раз заправлялись на неизвестной заправке с ТРК советского образца (где-то в Бурятии). Кроме грязи на подъезде и громких звуков ТРК никакой разницы не ощутили. Интересно, что в разных регионах отношение водителей к качеству бензина в различных сетях плавает. Например, в Иркутске «Роснефть» котируется выше «Лукойла». В Кемеровской области чаще наоборот (со слов).
Второй ночлег организовали в Иркутске по месту встречи водителя и пассажиров.
Сентябрьское утро. Мы еще не знаем о сюрпризе Синей Молнии.
Братская встреча мистически повлияла на качество утреннего старта. Синяя Молния ранним сентябрьским утром напрочь отказалась перевозить героев куда бы то ни было.
Был небольшой чих-пых без признаков последующих вспышек. Ну, да здравствует разум, да сгинет маразм — либо нет искры, либо нет бензина. В условиях начавшегося нудного сентябрьского затяжного дождичка было установлено, что искрой можно убить слона, а вот бензин не хочет попадать туда, куда ему следует попадать по условиям нормальной эксплуатации и использования. Надо заметить, что накануне поездки водятел-инициатор по совету знатоков поставил на место стандартного прозрачного топливного фильтра бандуру в металлическом корпусе для инжекторных двигателей и в этой связи визуальный контакт с потоком топлива по трассе топливопровод-фильтр-бензонасос-карбюратор-камеры сгорания был утерян. Методом ненаучных соединительно-отсоединительных матерных исследований удалось установить: виновата негерметичность топливопровода. Обычный фильтр в прозрачном корпусе заменил своего оптически непроницаемого родственника и мы воочию убедились в том, что он надлежащим образом не заполняется. Дальнейшее исследование с применением левых и правых глаз братской троицы и их же пальцев рук показало — имеется точечное повреждение медной трубки вертикального участка топливопровода по месту его взаимодействия с металлическим кожухом троса привода сцепления, представляющее из себя натертый кратер с отверстием в основании. Обнаружено было наощупь. Следы подтекания топлива отсутствовали, так же, как и признаки неустойчивой работы двигателя ранее.
Военно-полевой ремонт заключался в насаживании отрезка маслобензостойкого шланга подходящего диаметра на поврежденный участок трубки топливопровода с последующей фиксацией. Двухсекундное «Дррр!» и дальнейшая устойчивая работа ДВС позволили понять, что ВАЗ-2108 1989 года скорее жив, чем мертв.
Пациент скорее жив! Завелись! Поддаем газу врукопашную…
Настрой на ранний старт пропал. Поэтому не торопясь поболтали, пообедали, подсушили подмокшую верхнюю одежду и выдвинулись в путь во второй половине дня. В итоге до ночевки было пройдено всего около 370 км.
Движение по трассе «Байкал» от Иркутска немного осложняется необходимостью многочисленных обгонов большегрузов, скорость движения которых иногда оставляет желать лучшего. Отмечу значительное улучшение качества дороги. Например, на участке Шелехов — Култук с организацией обхода небезызвестного «тещиного языка» в районе села Моты, а также подходов к Култукскому перевалу, устройством двухполосных участков подъемов. Удобно, быстро, безопасно!!!
На подступах к суровому Байкалу. Внизу Култук.
На спуске с Култукского перевала начал привычно искать продавцов байкальского рыбного золота — омуля разных способов приготовления. Но братцы, озабоченные нездорово активным вращением водительской шеи, пояснили, что теперь вся рыбная торговля идет внизу, на площадке в самом Култуке после спуска и въезда в поселок. Слева, если двигаться в сторону Улан-Удэ. Площадка для остановки удобнее на противоположной стороне. По ходу движения мало места, либо далеко идти.
Проезжая село Утулик, решили перекусить в кафе «Полина». Из заказанного запомнился неплохой лагман. Судя по всему, профессионалы дороги предпочитают обедать в другом месте. Но мы народ непритязательный и в целом остались довольны предложенной кухней.
Небольшое «зубильце» в компании более крупных «точил».
Трудности движения ощущали при подъемах на перевалы. Все-таки суммарный братский живой вес около 300 кг плюс разное барахло с запасными частями и принадлежностями (которые, слава Богу, не пригодились). Кое-где приходилось переходить на вторую передачу и включать печку для снижения температуры. Но Синяя Молния не подвела и достойно перенесла туши в нужное место.
На ночлег останавливались в мотеле «В гостях у льва», который расположен на трассе в селе Никольск (слева от дороги по ходу движения в сторону Улан-Удэ) Мухоршибирского района. Впечатления двоякие… Вроде все неплохо, но ночная кухня (заезжали после 22:30 по местному) оставляет желать лучшего. Думаю, разогревают не востребованное днем. Номера соответствуют ценнику. Чисто и просто. Удобства на этаже.
Мы, словно бабочки к огню... Остановка у яркой рекламы. Львы встречают!
Выезжали пораньше, чтобы проскочить Улан-Удэ до момента начала движения основной автомобильной массы.
Путь наш протекал по привычной взору сибиряка местности: территория различной степени всхолмленности с примыканием равнинных участков. Стоимость топлива в Бурятии в абсолютном выражении сейчас не вспомню, но немного ниже, чем в соседнем Забайкалье. Средний чек на обед также менее весом в Бурятии.
Читу проходили стороной, плавно перетекая с полотна трассы «Байкал» на полотно трассы «Амур». На посту ГИБДД после Читы единственный раз за всю дорогу туда и обратно были остановлены сотрудниками для проверки документов. Судя по расспросам, привлекли внимание наклейки и загруженность машины. Соотнеся массогабаритные показатели пассажиров и водителя с ТТХ Синей Молнии, вскользь поинтересовавшись содержимым багажника и получив разъяснения по целям автопробега, сотрудники успокоились, предложили следовать дальше, пожелав нам легкой дороги.
Исполняя пожелание, дорога легко стелилась под колеса Синей Молнии. Тем более, что с каждым преодоленным километром мы приближались к цели, внимательно отслеживая информацию с дорожных знаков, не пропуская так называемые «титьки» — знак 1.16 «Неровная дорога». Проезжая его, можете быть уверены — впереди знаменитые «Амурские волны», определяемые, кроме прочего, по множественным следам оттормаживания. Надо отдать должное дорожникам — «Волны» обозначены фактически везде. Интенсивность движения заметно падает после прохождения Читы, что в целом немного расслабляет.
И вот остаток пути преодолен! Свернув с трассы и проехав около 8 км по щебеночной дороге местного значения, прибыли к месту назначения. Поселок, кстати, обиходно называют просто Зилово по наименованию железнодорожной станции.
Изрядно запыленные, но не побежденные!
Указатель лукавит, здесь была граница поселка до момента ввода в эксплуатацию трассы «Амур». Знака на въезде, кстати, так и не увидели.
Поселок основан в 1908 году при строительстве железной дороги на месте поселка Алексеевский. Долгое время существовало два населенных пункта, разделенных железной дорогой: посёлок Алексеевский и станция Зилово. Статус поселка приобретен в 1930 году и в это же время объединенный в одно целое населенный пункт был переименован в Аксеново-Зиловское. К сожалению, поселок находится в депрессии (как, впрочем, и подавляющее большинство подобных). Если в 1959 году в нем проживало 7783 человека, то по итогам переписи 2021 года — всего 2902. Как говорится — почувствуйте разницу!
Просторы Зилово. Чуть левее центра в кадровом поле видны белые домики — микрорайон «Березка», о котором чуть ниже.
Здесь нас ждали крепкие родственные объятия, много мяса, жаркая баня, длинные разговоры за столом с кучей воспоминаний, грибная вылазка, посещение памятных мест и просто много-много позитива.
Дружный чес по лесу дал свои результаты!
Обычная такая заготовка для ежевечерних братских посиделок.
Организатором приема, вдохновителем мероприятий в Зилово стал еще один наш брат — Игорь. Нет, не так — БРАТ!!! Это человек поистине неравнодушный к родным, знакомым, просто окружающим людям, всегда заряженный какой-то идеей (частенько — со спортивно-спартаковским уклоном). В один из вечеров к нам ненадолго присоединился пятый брат — Александр, продолжающий семейную династию железнодорожников и работающий машинистом.
Братья клана — объединяйтесь! Фиксируем радость встречи!!!
Здесь хотелось бы рассказать не очень обычную историю возникновения физкультурно-оздоровительного комплекса «Багульник», гостями которого мы ежедневно являлись в период нахождения в Зилово.
В далеком уже 2010 году по только что введенной в эксплуатацию трассе «Амур» в направлении с востока на запад двигалась небольшая желтая автомашина, управляемая одним известным человеком. По дороге команда водителя желтой автомашины делала остановки в различных населенных пунктах, одним из которых и стало Зилово. В процессе непосредственного общения один из участников разговорных посиделок посетовал на то, что подрастающему поколению поселка негде круглогодично поддерживать спортивную форму (скажу прямо — посетовал именно наш спортивно-заряженный брат Игорь). Выслушав, известный водитель спокойно сказал, что проблема услышана и в кратчайшие сроки будет решена.
И вот, по прошествии всего двух лет, в п.г.т. Аксеново-Зиловское был сдан в эксплуатацию и успешно работает до сих пор физкультурно-оздоровительный комплекс «Багульник», благодаря чему все желающие круглогодично могут поплавать в 25-метровом бассейне и серьезно позаниматься в тренажерном зале. Для населенного пункта с численностью населения около 3 тысяч человек это, судя по суровым реалиям, скорее исключение, чем правило. Кстати, был удивлен, какое сложное оборудование требуется для нормального функционирования плавательного бассейна.
Фото у памятной таблички. Слева — тот самый спортивно-заряженный брат Игорь! Сидящие в креслах иркутяне осознают важность момента.
Пока все дома. Тишина и покой на дорожках.
Одномоментно со строительством ФОК в поселке было начато строительство микрорайна двухквартирных домов для расселения проживающих в аварийном жилье. Сейчас в новом микрорайоне «Березка» 130 новеньких домов.
Эх, почему у нас не было посиделок с известным водителем…
Между делом машинку понемногу начали готовить в обратный путь. Предварительно ополоснули, новых дорожных шрамов не обнаружили. Каких-то работ, кроме осмотра, в процессе подготовки не потребовалось. Посетив памятные места, кучу родных, поправившись на пару килограмм каждый, восстановив в памяти массу моментов босоногого детства, засобирались назад…
Ранним сентябрьским утром бригада «Ух» на Синей Молнии двинулась в обратном направлении, разбив этап Зилово—Иркутск на два перегона. Первый: п.г.т. Аксеново-Зиловское — Иволгинский Дацан, расположенный в 36 км западнее Улан-Удэ.
Кто сказал, что в «восьмерке» тесно?Перевариваем зиловское мясо по дороге домой.
Прибыли к месту назначения вечером, разместились в гостинице для паломников за какие-то совершенно небольшие деньги и пошли на ужин. В недалеко расположенном кафе в форме рубленой юрты получили рекомендацию попробовать позы и убедились в том, что здешний повар держит марку на высоте. Позы вкусные, салат свежий, зеленый чай сбалансированно дополняет бурятский колорит ужина.
Утром вышли на экскурсию в Дацан. Еще на подходе к нему тебя накрывает чувство успокоения, умиротворения, какой-то легкой расслабленности.
Как рассказывают, Дацан начали строить в мае 1945 года и сегодня это 10 храмов со своеобразной архитектурой, 5 ступ-субурганов, университет, оранжерея священного дерева Бодхи, дома лам и святилище с нетленным телом Хамбо-ламы Даши — Доржо Итигэлова. Строительство идет активно, в перспективе обещает быть совершенно замечательным комплексом буддийской культуры международного уровня (субъективно). Немного не по себе было, когда смотрели на фигуру человека, не подверженного тлену, впавшему, по легенде, в состояние Нирваны летом 1927 года. Совершив допустимые для непосвященных обряды, зарядившись энергией и добром, двинулись дальше.
Входной узел Дацана. Перед входом идет подготовка к укладке плитки.
Один из Иволгинских дуганов. Братья слушают ламу-экскурсовода.
Буддийский университет. Видны будущие деревья и поклоняющийся паломник.
Второй перегон представлял из себя дорогу до Иркутска и, в общем, как и всегда, обратный путь ощущался более кратким, в сравнении с дорогой оттуда.
Иркутск встретил и проводил привычно-родственным позитивом. Пассажиры покинули салон Синей Молнии, пожелав ранним утром водителю легкой дороги. А водитель продолжил путь и это уже совсем другая история…
Всем Добра!