|
История началась с переезда из Красноярска в Петербург (перевели по работе). Без машины, в новом городе, на метро, полтора часа до работы в обществе… короче, кто ездил, тот знает про общество… окончательно убедили, что надо машину, иначе никак. Тем более что работать приходится много, и тратить больше трех часов в день на толчею в общественном транспорте – непозволительная роскошь. Не успеваю отдыхать – хуже работаю… и все вытекающие последствия. На машине, честно говоря, не намного быстрее, но, по крайней мере, в комфортной для себя среде обитания. В общем, долгое нытье убедило супругу и она сдалась. Были еще откровенно шантажистские посылы: не поеду в выходные в театр (музей и т.п.), по причине усталости и невозможности еще раз сесть в автобус и попасть в общество, а будет машина… и т.п…:)
Начался долгий поиск чего-нибудь в районе 10 килобаксов. Версию с покупкой нового и отечественного отбросили как заведомо бредовую. Жаль денег. Выбирали между Европой и Японией. Быстро выбрали вектор на Японию: хорошее за меньшие деньги. Очень быстро, после просмотра сайтов auto.vl.ru и japancar.ru, пришли к выводу, что можем позволить в сегменте определенного класса только Тойоту Короллу. Мне не нравился объем двигателя, жена убеждала: брать надо красненькую… Ну или синенькую на худой конец. Согласились в одном: брать из Сингапура. За ту же или меньшую цену куча прибамбасов. Поискав на сайтах в чем подвох (ну должен же быть какой-то подвох, если цена меньше за большее количество опций), подвоха так и не нашли. В голове себе оставил мысль, что с подвохом обязательно встречусь.
Но тут выпала ОНА (впоследствии убедился, что именно женского пола).. Цефирочка, Ниссаночка, 2001-го, из Сингапура. Большая, просторная, комфортная, двигатель… 2.0… Немного, конечно, но при семейном положении траты на налоги тоже считаются. Решил, что в самый раз. Жене не понравилась, но, посмотрев в мои жалостливые глаза, согласилась.
Сказано – сделано…
Решили гнать машину своим ходом (первоначальная идея: сэкономить). Тем более что с ж/д доставкой обещалась морока: помимо цены, брались доставить только в Москву (а надо в Питер), очередь на сетку, как сказали, два месяца… В общем все говорило в пользу самостоятельного перегона.
Внутренне у меня еще был мотив: сменить хоть на время свою бестолковую и выматывающую работу на что-то иное. Хотелось отдохнуть. Может несколько странный способ отдыха, но, поверьте, есть такая работа, при которой даже укладывание шпал может показаться курортным развлечением (но только на времяJ). Начальство мне к тому времени высосало весь мозг этой самой работой и я уже был готов бежать на край земли. Плюс решил встретиться с коллегами и друзьями в Красноярске, Новосибирске, с мамой и сестрой в Омске, с коллегами там же, а еще в Екатеринбурге с ними же, то бишь, опять с друзьями-коллегами. В общем, и культурную программу тоже наметил…
Вымолив неделю отпуска (прикинул, что на дорогу уйдет десять дней и договорился с коллегами, что улечу на три дня раньше позволенного, а они меня прикроют) купил билет и в тот же день как получил разрешение на отпуск – улетел. Был вечер 15-го ноября
Самолет летел с посадками в Барнауле и в Иркутске. Уже перед взлетом в Барнауле подумалось, что зря я это затеял… Несколько часов в самолете уже утомили (а ведь то что я сейчас за несколько часов пролетаю придется проехать самому и за гораздо бОльшее время, свербила гаденькая мыслишка). В общем, после тринадцатичасового перелета приземлился во Владивостоке. Это был самый короткий день в жизни. Вылетел вечером в среду из Питера, когда было темно, потом рассвет в Барнауле, дневной свет в Иркутске и затемно во Владике. Как в анекдоте про попугая (для тех, кто знает). Коллеги встретили на праворуком Прадике и поехали смотреть нашу с супругой Цефирочку.
Небольшое отступление: деньги за машину выслал заранее, и ее приобрели без моего участия, поскольку непонятно было: когда мне дадут отпуск, а хотелось именно эту машину. Уж очень понравилась она. Так что не стал откладывать в долгий ящик. По факту оказалось, что машина обошлась в 10 тысяч ровно, хотя в объявлении было указано 10500. Хотел еще встретиться с продавцами и спросить почему, но не хватило времени. Если кто из «Мираж Моторс» читает – извините за такое поведение, мне стыдно. Тем более что машину действительно хорошую взял у вас. С меня причитается в Питере (вдруг заедете), или, если доведется еще бывать, во Владике. Кстати хотел спросить только об одном: кто поменял динамики на хриплые, или такие пришли? Это единственный недостаток оказался…
Надо сказать что вечерний Владивосток очевидно украшают хорошие, симпатичные машинки. Встреченная «шестерка» выглядела на улицах этого города абсурдно. Все было мило. И настроение неоспоримо поднялось, когда увидел приобретение, и даже сел за руль. Водитель нашего филиала довольно быстро мне объяснил как пользоваться коробкой-автомат, «ножным» стояночным тормозом, как крутить зеркала и складывать их, какие кнопочки двигают сиденья, показал многочисленные бардачки и подстаканники. Надо сказать, что до этого рулил «двенашкой» и говорить о том, насколько первое впечатление от Цефиры было положительным – не стоит даже. Пробег в сервисной книжке и на одометре совпадал: машина прошла техобслуживание на 41 тысяче километров, следующий осмотр рекомендовали в 46 тысяч. На сервисе, куда гоняли на осмотр, сказали, что цифры похожи на правду, если судить по состоянию подвески. Я, впрочем, знал, что пробега меньше сотни на машинах такого года не бывает, поэтому не слишком поверил, но заморачиваться насчет цифр не стал. Если состояние хорошее – то, сколько пробежала на самом деле, – до лампочки. В общем покрутился я на кресле, и, поскольку время было позднее, то детальное знакомство оставил на завтра. Мне вручили документы и ключи с брелком сигнализации (когда ночью ворочался без сна, прижимал к себе ключи… помогало… :)). Коллеги поставили и сигнализацию, и масло в двигателе поменяли к приезду, и вообще полностью подготовили машину к длительной дороге. Огромное им за это, надо сказать, спасибо. Кроме масла в двигателе ничего менять не пришлось, все фильтры, колодки были новые. Жидкости в ГУРе, тормозная, антифриз, масло в коробке, все было новое. В двигателе, кстати, тоже, но в сибирский климат, через который мне надо было ехать, решили залить синтетику. Сгоняли покупку на Мобил. После ужина и общения с товарищем по несчастью (то бишь, работе), поехал в гостиницу «Владивосток», где за семьсот рублей на полсуток снял номер. Очень даже приличный, утверждаю это как человек, проводящий в разъездах немало времени. Правда вначале говорили, что цена полторы тысячи, потом сказали, что можно и вдвое меньше, но тогда могут и подселить второго человека в номер. Выяснив, что номеров свободных в гостинице куча, время позднее, подумал, что шансов на соседство немного и оплатил только половину стоимости номера. Никого ночью ко мне так и не подселили.
Утром подъехал за мной водитель филиала нашей компании и отправились оформлять счет-справку и искать зимнюю резину. Счет-справку оформили за 10 минут на «зеленом углу» (вот уж где начинаешь понимать, как много на свете хороших и разных машин), там же купил страховку ОСАГО на год вперед, обошлась в шесть тысяч, получил транзиты сроком на три недели. На поиск резины потратили какое-то время, но в итоге нашли: за пять тысяч почти новый комплект из четырех «липучек», еще за шесть фирменное ниссановское литье. Оно, конечно, было немного поцарапанное, но, памятуя, что впереди «федералка», был уверен, что царапин прибавится в итоге. Кстати летняя резина у машины тоже была на литье, но коли уж приехал во Владик, решил, куплю еще комплект литья, чтобы одно на зиму, другое на лето.
За всеми этими сборами, пока менял резину, потом отдирал наклейки (хотел бы посмотреть в глаза тому сингапурцу, который их приклеивал), потом мыл машину (уж очень много пыли было, а ехать хотелось в чистоте), время уходило. В 4 часа дня пообедал с приятелем на выезде из Владивостока в каком-то канадском заведении (или что-то в этом роде), распрощался и стартанул в Хабаровск. Планировал выехать до 12 часов дня, так что, закончив обедать в 17.30 по местному времени, уже солидно отставал от графика. На выезде заправился. Цена за литр 92-го 20 р. 50 коп. несколько удивила. В Питере топливо было на рубль дешевле точно.
Лавировать среди владивостокских летчиков было тяжеловато, надо сказать. Первая мысль, которая пришла в голову: мамочки, что ж мы с супругой купили!!!??? Машина очень тяжелая, большая, габаритов не чувствовал совсем (повторюсь что до этого три года на двенадцатом тазике отъездил). Поэтому прежде чем перестроиться из ряда в ряд, порой замедлял скорость до полной остановки. Глазами зеркало заднего вида искал все время справа (крепко это в моей голове сидело), пользоваться боковыми зеркалами тоже было непривычно. Ну за 10 тысяч км. пути, подумал, пообвыкнусь. А вот с дворниками и переключателем света проблем совсем не возникло. Сразу уяснил: где что и запомнил. Почти не путался.
С такими вот мыслями и соображениями и вышел на трассу. По пути остановился у магазинчика купить водички в дорогу, пару банок энергетика, орешков, сникерсов. Рядом увидел контейнер по продаже всяких нужных автомобилисту вещей. Осенила светлая мысль: без огнетушителя, знака аварийной остановки, аптечки – буду иметь разговоры с гаишниками. Они будут «иметь» меня при таком раскладе… Решил им не доставлять этого удовольствия. Купил сумку, которая называется «Набор автомобилиста», там оказалось все это и еще трос (впоследствии он мне пригодился).
Все, тронулся в путь. Сразу решил, что ехать буду пристегнувшись. Машину бить не собирался, как думаю и большинство тех, кто в итоге бился на своих машинах, а вот о собственной безопасности решил заботиться.
Первое испытание почти сразу за Владивостоком. Там есть такой знак: Уссурийск влево, а Хабаровск прямо… Ну и поехал я прямо… МАМА ДОРОГАЯ!!! Видимо я один такой идиот, поскольку никому даже в голову не пришло предупредить меня о том, как правильно ехать… В общем километра три полз по таким ямам и рытвинам, что уазики тайно, наверное, позавидуют Цефире. Выбрался в итоге на более или менее приемлемую грунтовку (осмотрел машину, все в порядке, вздохнул облегченно) и пошел по ней со скоростью километров 70 в час. Осталось ощущение, я его так и не проверил, что должна быть где-то параллельно и асфальтовая дорога, но ехать обратно не стал. Спросив у местного населения направление на Хабаровск уверенно пылил вперед. На асфальт выбрался, наверное, километров через сто (может и меньше, но сейчас не помню). По дороге до Хабаровска несколько раз встречал участки ремонтируемой дороги, по которым уже с уверенностью шел не меньше сотни. Кстати по трассе на асфальте и больше 120-ти тоже не шел. Инерционная масса (как никак больше полутора тонн живого и неживого веса) машины (несмотря на дисковые передние и задние тормоза и их отличную работу) вызывало ощущение, что машина – это все же источник повышенной опасности. До Хабаровска дорога пролетела незаметно. Может потому что баловался электроприводом сиденья. То подниму повыше седушку, то опущу один край, подниму другой, то сделаю наоборот, то поправлю спинку… В общем игралсяJ)) В чейнджере в багажнике были заряжены десять компактов (обычных, поскольку МП3 не читает), которые и создавали настроение. Его не портил даже тот факт, что динамики на большой громкости похрипывали. Я не поклонник лишних децибел, да и слушать Джо Доссена громко как-то не с руки. А вот на Элвисе Пресли, громкости порой не доставало. Ну да ладно. По пути до Хабаровска из дорожных примечательностей только встретился длинный мост с односторонним движением, который был на ремонте, а также мужики на обочине, которые торговали, кажется, икрой: на капотах их машин стояли банки, напичканные красной бумагой…:)
К Хабаровску подъехал в начале пятого утра. Затормозив на посту ГАИ, откинул пассажирское кресло, и, подняв температуру на климат-контроле (у спящего все ж температура тела ниже, чем у бодрствующего) – выключился.
Спал часа три, может чуть больше. Едва продрал глаза, отзевался, нацепил, матерясь, туфли (хотел же взять тапочки, но забыл в суете, и ноги изрядно, пардон, прели), поехал. Спалось, надо заметить, отлично. Несмотря на холод на улице и лежавший снег (было около минус 12-ти), никакого дискомфорта не почувствовал. Выставленный на плюс 24 климат-контроль всю ночь поддерживал тепло вокруг моего организма. По ощущениям было именно 24. Вопрос: а действительно плохая печка у «сингапурцев»? –, отпал. Забегая вперед, скажу, что печка не то, что неплохая – отличная. В Иркутской области перед Тайшетом температура опускалась до минус тридцати и спал я в машине все с тем же комфортом, выставив, как и в первый день, климат-контроль на те же плюс 24 градуса.
Что касается движения по трассе, то ехал при плюс 20, умная система сама выбирала куда дуть и мне не приходилось больше отвлекаться на заботы о собственном комфорте.
В Хабаровске, после поста ГАИ поехал прямо, один раз встретил знак для грузовиков с направлением на Биробиджан, но не стал сворачивать и поехал все также прямо. В итоге широкая дорога превратилась в узенькую улочку. Увидев прямо впереди гаишника, остановился возле него. Оказалось, что мне нужно было на следующем перекрестке свернуть на Муравьева-Апостола направо, и на второй большой развязке снова повернуть направо на знак, указывающий направление на Биробиджан. Гаишник объяснил все охотно и довольно даже по-дружески.
Кстати на посту мне никто не предлагал никакого сопровождения, никто не стучал в окошко, бандитов никаких тоже не видел. Возможно, повезло, но не знаю.
За мостом меня первый раз остановили. Сверив номера ВИН (машина то сингапурская и ВИН у нее есть), инспектор поинтересовался куда еду. Узнав, что в Питер, естественно удивился. Спросил: популярны ли у нас в Питере машины с правым рулем. Я сказал что не знаю как в Питере, а вот в Красноярске, в котором я жил до Питера, даже очень…J Подобрел гаишник как только узнал, что машину купил себе. Уж не знаю чем объясняется смена отношения. Я же сразу решил себя подчеркнуто вежливо и правильно (то есть по правилам) со всеми представителями ГИБДД на дороге. Спросил он меня про знак аварийной остановки (ах как я возликовал, что не забыл про необходимый комплект), и я тут же естественно все предъявил. Больше вопросов ко мне не было и я отправился дальше.
Вскоре остановился позавтракать. Заказал себе шашлык (не очень-то здоровая пища с утра, зато вкусная), блинчиков со сгущенкой, сока и чая. Съел все с удовольствием. Набрал жевательной резинки, поскольку на своем опыте убедился: когда хочется дремать, непрерывное жевание сгоняет дремоту. Но не спасает, если срубаешься от усталости, это я выяснил уже к концу пути. Помогали и энергетики, но примерно с тем же успехом что и жвачка.
Вскоре подъехал к Биробиджану. Перед городом был пост, ограничение сорок и сплошная полоса. Ползти за фурами было лень, поста не увидел. В общем, стал обгонять, ошибку понял сразу, но не стушевался и пошел дальше завершать маневр. Естественно остановили. «Корочки» служебные предъявлять не стал, денег не предлагал. Отказываться и спорить не стал. Вину признал за собой. Составили на меня протокол за превышение (про полосу нагло заявил, что обгон начал, когда ее еще не было) и поехал дальше. К тому моменту осознал, что нет балонника, заменить колесо в случае чего. Домкрат был в комплекте. Остановился у первого же автомагазина в Биробиджане. Нужного размера ключа не оказалось, зато на выбор были бейсбольные биты на прилавке автомагазина. Спросил у продавцов: неужели так популярен бейсбол у местных. Со смехом ответили, что безумно популярен.
По указателям на Читу я не поехал. Поинтересовался у местных жителей как лучше выбраться на трассу и мне объяснили. Часть перегонщиков, как я заметил, поехали по указателям, а часть встретил в городе. Возле одного из автомагазинов стояли иркутяне, обклеивали скотчем машины. Посоветовали и мне сделать то же самое, мол, на «федералке» бывают такие камни, что пробивают жесть насквозь. Я рассудил, что если пробивают жесть, то мед. пластырь от таких «снарядов» точно не спасет, да и как быть тогда с такими хрупкими вещами, как лобовое стекло и фары?! В общем, обклеиваться лень мне было. Впоследствии обратил внимание, что многие перегонщики, которые зарабатывают себе на жизнь этим, тоже не обклеиваются. Кому-то просто наплевать (работают на хозяина), а кто-то объяснил, что порой летящие камни застревают в тряпке и настолько плотно, что потом, когда уже начинаешь отклеивать, в том месте, куда попали камни, отклеиваются и частички краски, что не есть гут. Лучше уж просто заработать скол. А вот, то, что не поставил временные брызговики, за это меня пожурили. Все же пороги камнями хорошо оббиваются. По счастью брызговики у меня стояли свои, и побился несильно (хотя отметины на порогах остались, пусть и не страшные, почти незаметные). Добавлю, что ни одного скола ни на крыльях, ни на капоте не нашел по завершению пути. Стекла тоже были целые в итоге. Тьфу-тьфу…
Федералка (то есть грунтовка) началась почти сразу за Биробиджаном. Напуганный прочитанными рассказами, вначале поехал осторожно. Правда как уже упоминал, жил до этого в Красноярске и частенько ездил за Канск в Иркутскую область. Говорили, что там самый плохой участок дороги на всем протяжении. Ну, если так, бодрился, я, то плевать хотел на «федералку», тогда мне ничего не страшно, думалось мне. Ездил за Канском и ничего вроде. Эхе-хе-хе… Как я был неправ тогда! Ведь по той дороге меня водитель всегда возил…)
Первые ощущения про «федералку»: и стоило столько жути нагонять?! Лежал снежок, грунтовка относительно ровная. Довольно быстро разогнался до 110 километров и в таком темпе шел, иногда снижая, впрочем, скорость. Был участок, где работали грузовики и экскаваторы. Прошел тоже без проблем.
Время от времени выскакивал на идеально ровный асфальт. «Слабаки» - , ухмылялся я. – «Разве это плохая дорога. Н-дааа. Жизни не знают». Как в итоге оказалось, жизни не знал я. К вечеру, проехав белогорский пост (там меня остановили, проверили и отпустили), познакомился с Женей, перегонщиком из Канска. Мне действительно повезло, что я встретил его. Женя работает на хозяина, раз в неделю гоняет одну машину. Так и живет. Я бы точно не смог ездить по этой дороге так часто, а он ничего, гонял. Женя, если вдруг читаешь это, знай, я тебе очень благодарен, и извини, что не пишу тебе СМС. Если дочитаешь до конца, поймешь почему.
Так получилось, что дальше мы пошли вместе (все же еще недавно земляки как-никак). Вел он меня «своей» дорогой, которую, видимо, не все перегонщики даже знают. Названия населенных пунктов, возле которых мы проезжали вечером, не помню, а врать про дорогу ничего не стану. После остановки у какого-то кафе (многие перегонщики там оставались ночевать и понемногу выпивали уже), Женя спросил меня: какую дорогу я предпочту: получше, но совсем без асфальта, или похуже вначале, но потом чуток асфальта. Я ответил в том смысле, что негоже мне условия ставить, спасибо, что еще со мной возятся, и пусть он едет той дорогой, по которой ездит обычно. Поехали. Вот только тогда я понял, что федералка лишь сейчас начинается.
По ночи повел меня мой новый напарник своими тропами. Довольно скоро выехали на взорванный скальный грунт, который ровняли тракторы. Острые камни вызывали страх за колеса. Старался идти, что называется «след в след», не помогло. Скоро услышал характерные шлепки резины (хорошо, что ехал с выключенной музыкой, иначе бы не скоро заметил и точно «прожевал» бы колесо). Проколол правое переднее колесо. Насколько серьезен был порез, в час ночи выяснять не стали. У Жени был набор со жгутиками, но насоса все равно не было. Заднее колесо поставили вперед, а запасное летнее назад. Пылили мы так часов до трех ночи. Спать остановились на обочине. Асфальта я так и не видел.
Утром разбудил шум пролетающих перегонщиков. Было часов шесть. Пытался поспать, но приятель из Канска не дал мне этого сделать. Я, посчитав сон буржуазным предрассудком, решил, что ехать с грамотным проводником все же лучше, чем поспать еще час и потом плестись в одиночку. Ой… Ай… Ай-ай-йаааай…На скорости не меньше сотни провожатый прыгал в ухабах… Я старался не отставать, каждый удар вызывал ужас. Хотелось остановиться и выйти посмотреть, что с картером, но коли уж ввязался – нечего хныкать и, включив погромче музыку (в таком грохоте хрипов уже не слышал), и, стиснув зубы, жал на педаль газа. Мамочки!!! Нет… не это произносил я… Кроме матерных за тот день я других слов кажется вообще не произнес. В минуту я выплевывал огромное количество ругательств. На первый же серьезный пригорок заехать не смог, слишком осторожничал и забуксовал, хотя надо было просто разогнаться. Пришлось в обход, потянув за собой стройную колонну из белых «Королл». Объехал.
Дальше опять только вперед. Все больше строительной техники и острых камней. По счастью ничего не пробил. Несколько раз задумывался о том, что как-то подробно профессионально интересовался ходом строительства на данной трассе. Мне казалось, что такого вопиющего бездорожья, если судить по отчетам, уже не должно быть. Появилась уверенность, что на этой дороге обогатилось не одно поколение чиновников. Еще версия: строительство саботирует автовазовское лобби. Потому как если достроят эту дорогу, и сможет по ней проехать любой желающий на приобретенном японском изделии, то непременно так и сделает. Тогда на ВАЗе точно можно ставить крест. Возможно, несколько утрирую, но все же. Наверняка, окончание строительства трассы «Амур» и запрет на «правый руль» (если вообще запретят) состоятся где-то рядом по времени. Если бы был асфальт через всю страну, то племени праворуких в России прибавилось бы изрядно. Впрочем, и так уже немало. Скоро показалось кафе.
Вообще как я заметил, перегонщики – это такой особый вид сапиенсов, который мало ест и мало спит. А еще нихрена не боится.
Все стены вагончика-кафе были обклеены десятирублевками. По ним можно географию изучать. Сразу бросились в глаза «зенитовские» голубые шарфики. Полегчало. Значит я не первый из Питера идиот. А в уровне своего интеллекта я к тому времени уже не сомневался (ну разве человек разумный мог ввязаться в такое?) и сильно жалел, что не поставил на железнодорожную сетку машину. Было жалко автомобиль и свои нервы. Оставил и о себе памятку в кафе, в виде карты БСК для метро, на которой написал, что больше на метро не поеду. Как впоследствии выяснилось, питерский метрополитен жить без меня все же не может.
Несколько дополнительных соображений и выводов, которые я сделал в тот день. Вранье, что японские машины не для наших дорог. Ни одно отечественное авто точно не выдержит такого испытания. А «ходовка» японцев выдерживает. По наблюдениям, из разговоров, перед выездом из Владивостока никто не меняет масло, хотя, по словам самих же перегонщиков, выезжают в путь на «черном». Следующее: мало кто льет 95-й, или 92-й бензин. Льют 80-й или вовсе 76-й. Из соображений экономии. Действительно, что будет с машиной, когда она перейдет постоянному хозяину, уже малоинтересно. Сам я ехал на 92-м, но не из экономии, а поскольку не доверяю отечественному 95-му. Таких издевательств машины точно не должны выдерживать ни по каким критериям оценки, однако ж, покупает же их кто-то в итоге и еще долго и счастливо «зажигает» на них. Нет. Высокое мнение о японском автопроме непоколебимо в моем сознании.
После кафе, в котором выпили по кофе, двинули дальше. Напарник пылил снегом по правой стороне, я по левой, иначе из за снежной пыли нихрена не видно, и рискуешь просто ненароком догнать коллегу. О правилах обгона на «федералке» уже много рассказано. Если коротко: обгоняющий во время обгона снижает скорость, как и обгоняемый. Едут по разным сторонам дороги, так меньше шансов поймать все камни. Обгоняющий, моргающим левым поворотником после обгона, показывает идущим следом: дорога свободна. Включил правый поворотник: встречка, или иная помеха. Потом, на трассе в цивилизованных районах, очень не хватало такой обычной мужской порядочности. По привычке, когда видел в зеркало заднего вида идущего на обгон, еще долго включал правый поворот, прижимался к обочине и притормаживал. Ни разу не мигнули «аварийкой». Вежливость в западной части страны – понятие неведомое. Особенно огорчало поведение дальнобойщиков впоследствии. Лишь единицы показывали, что дорога впереди свободна, остальные, по ощущению, старались еще и побольше нагадить, виляя прицепами из стороны в сторону (заметно, когда это делают специально). Если кто будет из дальнобойщиков читать (из числа нормальных мужиков), просьба: ну если в нашей стране почти все начальство быдло, давайте хоть сами не будем такими. И еще: расскажите неопытным, что ориентироваться левым колесом на разделительную полосу – это, конечно удобно, но не все дороги в стране нашей достаточно широкие. Мне, например, трижды приходилось в итоге, уходя от столкновения, съезжать правым колесом на обочину, было весьма опасно, хорошо, что не занесло ни разу. И дело не в чувстве габаритов. К ним-то по счастью, когда это скотство началось уже – привык. Впрочем, большинство фур прижималось все же к своей правой обочине.
Попытка выбирать путь аккуратно меня не спасла. Неожиданно напарник затормозил. Увидел я это не сразу из-за снежной пыли, опять же, а когда сориентировался, понял что несусь прямо на «аккорда».Тормозить «в пол» было бесполезно, машину бы на свежем накатанном снегу просто занесло бы. В последний момент успел вывернуть руль и проскочить между «аккордом» и столбом справа на обочине. Глаза у того перегонщика, который стоял ко мне передом, были, как я заметил, огромные. Он потом подъехал и сказал, что подумал уж было: хана, приехали. Погнутый знак на столбе гласил: Ерофей Павлович.
Остановились, как выяснилось, ради шиномонтажки. Женька помнил, что еду на летней запаске, помнил и я, но неловко было напоминать об этом. Подкачал пробитое колесо, быстро нашли порез. Точно, значит камнем пропорол. Решили попробовать заделать жгутиком… Ха… Получилось.
Описывать дальше подробности особого смысла не вижу. Ехал Матерился. Почти плакал от ужаса, чувствовал каждый удар, как собственную боль, жевал жвачку, останавливался на заправках и у кафе. Когда останавливался, заглядывал под днище. Капель масла не было. На белом снегу особенно удобно наблюдать. Все время размышлял на тему: японцы бы давили машины прессом, из жалости, если бы знали, что им предстоит в России. Кстати снег и мороз, насколько я понимаю, значительно снизили для меня и всех остальных уровень «каменной» угрозы. Камни, конечно, летели, но достаточно терпимо. Машину, как упоминал выше, не попортили. Запомнился скальник. Выбирались на него объездной тропой, поскольку пошел снег и завалило основную трассу. Часть перегонов остались квасить, мы поехали дальше.
Скальник запомнился тем, что им пугали, но ехать было не страшно через него, по крайней мере, не было того чувства дикого ужаса, которое не отпускало весь день до этого. Потихоньку переваливаясь через преграды, мы его преодолели часа за полтора. Остановились в каком-то кафе. Километров двести до Читы. Я ждал асфальта, все время о нем спрашивал. Никто утешить меня не мог. Напарник напугал «черепахами», валунами, которые наполовину торчат из земли. Предупредил не пропускать их ни в коем случае под днищем. Ладно… Понял… Погнали снова. Да. Теперь я знаю как на самом деле выглядит ад. Там нет девяти кругов, там нет котлов. Там холодно, снег, и прямая, по которой, несутся стада грешных перегонщиков. Вот что такое ад. ИМХО – это «федералка»
Ожидая черепах, и почти рыдая от ужаса к тому моменту, я продолжал лететь за своим новым приятелем. Млин, ну за что мне такое!!! Ну ведь не довезу машину… За этими мыслями от неожиданности даже на долю секунды выпустил руль. Да уж… Шок это по-нашему. Опять меня не предупредили, а зря. Так ведь и убиться можно. Среди федералки идеально ровный асфальт. Ну как он тут взялся?! С разделительными полосами, отражателями… После грохота «грунтовки» показалось что оглох вначале. Ни одного звука и лишь легкий шелест колес, который различил лишь пару минут спустя. На скорости 140 километров в час машину даже ни разу не качнуло. Странно. Ведь еще около 200 км до Читы… Не может быть… Или может? Зазвонил телефон. Точно цивилизация. До этого, почти всю предыдущую дорогу, а выехал с «симкой» питерского Мегафона, меня неизменно сопровождал оператор «Поиск сети».
Народ, если кто решится проделать впервые тот же путь, что и я, обязательно возьмите МТС. Купите перед вылетом в родном городе. Во Владивостоке не будет времени, закрутитесь в делах. А на трассе в основном ловится только МТС. Не о себе думайте, а о родных. Звонила мне жена. По голосу было слышно, что она уже на грани нервного истощения. Накануне вечером наш разговор просто прервался, поскольку пропала сеть, и больше суток она не знала что со мной. Ко всему прочему: телефон должен быть на случай необходимости вызвать спасательные службы (если они вообще туда добираются). Не сочтите за рекламу, просто, несмотря на все возможные роуминги, включенные на моем телефоне, и наличие солидной суммы на счете, меня в сеть не пустили
Асфальт все никак не заканчивался… Значит все же кончились страдания, ликовал я… Вдруг едущий впереди Женька зажег «стопы» и замигал «аварийкой». Неужели снова? Ага… Погрохотали дальше.
Надо сказать к тому моменту мне уже объяснили, что кнопка «POWER», которая находится рядом с рычагом АКПП включает принудительно подвеску в более жесткий режим. Решив не оставлять на усмотрение автоматических систем какой режим включать, нажал на эту кнопочку, и, надо сказать, стало чуточку полегче ехать.
Вновь остановились в кафе (напарник оказался болтливым кофеманом :), ну скучно ехать человеку). Сидели дальнобойщики, выпивали. Блин, хорошо им, подумалось мне. Но мне надо дальше.
Едем, вдруг опять асфальт, только участок оказался короче. Если предыдущий был километров 20 не меньше, то тут уже около десяти. Культурного шока, как в первый раз не ощутил. Вновь грунтовка. Скоро пошли пресловутые «черепахи», причем такими стадами, что одновременно приходилось и наезжать на них и пропускать под собой. Выбирать особо не приходилось. Думал: хана и колесам и дискам. А вот хрен-то там. Ничего не побил и не погнул, как потом выяснилось. Удивительно… На балансировке даже «грузики» не потребовались. И вот, наконец, асфальт. Жека остановился. Я подъехал. Он сказал, что в этом месте они всегда останавливаются с приятелями. Кончилась самая трудная часть пути. Я посидел, погруженный в философские раздумья.
Ночью собирались доехать до читинского поста, но не доехали километров 10, наверное, срубил сон. Остановились на какой-то заправке. Три часа на дрему и снова в путь. Надо сказать, что в ранних подъемах есть логика. Первые полтора-два часа привыкаешь к дороге, входишь в ритм, разгоняешь остатки сна. А когда начинает светать, едешь максимально собранно и эффективно.
Описывать подробно дальше дорогу особого смысла не имеет. После грунтовки, понимаешь, что все, что состоит из асфальта – автобан. И точка. Нет в России плохих дорог, за исключением «федералки». Дороги в России – отличные.
В районе Читы и Улан-Удэ встречались местные водилы. Редкие мудаки в своем абсолютном большинстве. Извините за резкость, если вдруг кого обидел, понимаю, что и в тех местах есть нормальные, адекватные водилы, с нормальным уровнем интеллекта. Но вот, особенно в районе Бурятии, удельная масса идиотов на километр дороги такова, что возникает ощущение, что на дороге стадо баранов, которых надо объезжать. Каждый выбирает ту полосу, которая больше нравится. При этом постоянные повороты, спуски и подъемы. Ехать надо особенно осторожно. Совет, который возможно пригодится: включайте в тех краях не ближний, а дальний свет.
Улан-Удэ прошли нормально. Там опять поговорил с женой. Появился и, впрочем, почти сразу пропал Мегафон. Поговорить успел.
Следующая точка пути – Иркутск. Ничего особенного про дневное путешествие сказать не могу. Лишь однажды увидел одиноко стоящего на обочине перегона в битой машине. Остановился, подъехал. Оказалось, местные менты выскочили на его полосу из-за пригорка, столкновения не избежал. Случилось это накануне вечером, ДТП уже оформили, как положено, и теперь перегонщик ждал эвакуатора. Я спросил, чем могу помочь. Попросил еды. Ее-то как раз и не оказалось. Где искать ближайший магазин – не знал ни я, ни он. Пожелав удачи мужику, двинул дальше. Женька к тому времени оторвался вперед, у него перед Иркутском была знакомая девушка и он на пару часов спешил к ней. Какое-то время мне предстояло ехать одному.
Неприятности начались километров за триста до Иркутска. По всей трассе пошел плотный снег. Ехать можно было только на ближнем, когда переключался на дальний, из-за снега вообще ничего не видел. Ощущение как в космосе на корабле среди звезд (не летал, но думаю, что как-то так там примерноJ). К моему счастью дорога была относительно прямой, помогали ориентироваться и редкие огоньки «стопов» впереди. На скорости километров восемьдесят в час я умудрялся догонять и обгонять их. Ехать быстрее, в кромешной снежной мгле, не позволял инстинкт самосохранения. Так доехал до Слюдянки. Благо дорога хоть и заметенная была, но ровная, и почти все время прямая. Когда въехал в Слюдянку снег кончился, зато быстрому продвижению вперед мешала вереница из десятков машин. Я их начал резво обгонять. И почти сразу выяснил почему все плетутся. Дорога через Слюдянку хорошая, и таких как я «летчиков» отлавливали гаеры. Надо сказать, что по счастливому стечению обстоятельств, я замедлял ход перед очередным «пикетом» (коих оказалось выставлено сразу три), и меня ни разу не остановили за превышение.
За Слюдянкой началось то, чего ждал: готовая трасса для компьютерной игрушки “Need for Speed” – идеально ровное асфальтовое покрытие, крутой спуск, и бесконечные, порой на 180 градусов, повороты. Снега не было. И, почувствовав себя гонщиком, начал «отжигать». Догнал какого-то перегона на «Марче» и начали мы с ним состязаться. Хоть у меня и более тяжелая машина, довольно быстро его «сделал» и оторвался вперед. Отрезвление пришло через пару поворотов. В один из дорожных изгибов зашел не очень удачно и меня «замотало» по трассе. Не сильно, управление не потерял, но в мозгу загорелся «стоп-сигнал». Дальше поехал аккуратно. Через несколько минут на визжащей резине мимо меня пролетел тот самый Марч. Нафиг. Я в эти игрушки больше не играю. Дальше ехал спокойно.
В Иркутске бывать раньше приходилось часто, и не сомневался, что на запутанных дорогах города найдусь быстро. Ошибся. Я забыл, что там почти нет указателей направления, и совсем нет указателей на Красноярск. Заблудился почти сразу. Увязался за каким-то перегоном с транзитными номерами Владивостока (уж он-то точно вывезет), но мужик тоже не знал дороги. Скоро мы оказались на выезде из города, и я вспомнил, что это дорога на Усть-Орду. Пришлось разворачиваться и, выспрашивая у местных, выбираться на правильный путь. В Иркутске разозлили две вещи: первая – отсутствие тех самых указателей (по счастью в итоге вспомнил, что надо ориентироваться на Ангарск), и второе – бешеные водилы… Млин… Страшно же, когда рядом так летают…)
На выезде за Иркутском встретился с Женькой. До этого не мог позвонить ему на мобильный, хоть и пытался. У напарника кончились деньги. Увидел возле придорожного кафе знакомого Блюберда с характерной замятиной на багажнике и остановился. Как оказалось, он только что сам подъехал. А может, все-таки, я просто слишком медленно и осторожно езжу?! Хм…
Отужинав в кафе, мы вновь на пару движемся в ночь. Местность мне хорошо знакома по прежним командировкам. Вот, наконец, и ожидаемый указатель на Мальту. Больше он меня не удивляет. Хотя раньше немало шуточек отпускал, проезжая мимо этого знака. Вскоре за знаком Жека заворачивает на заправку. Я, было подумал, что ему надо заправиться, но он говорит, что дальше ехать не может. Срубается. Хм. Я ни капли не чувствую усталости. Впрочем, одно из главных правил на трассе: засыпаешь? Останавливайся и спи! Жизнь дороже лишнего часа за рулем и еще одной сотни километров. Лучше на день опоздать, чем вообще никуда больше никогда не успеть. На заправке меня сразу удивило отсутствие машин. Обычно на стоянках, где мы ночевали обязательно еще стояли перегонщики.
Незнакомые, по сути, друг другу люди, объединенные лишь одним отличительным знаком: транзитными номерами Приморского края на стеклах праворульных машин, - стараются держаться вместе. Появляется ощущение внутри: если кому из коллег понадобиться помощь, помогу не задумываясь. Внутри была уверенность, что и мне не дадут пропасть в случае чего.
Приятель уже откинул спинку сиденья, а я еще копался. Подошел охранник и вежливо попросил уехать. На вопрос: а собственно почему? – ответил: хозяин запрещает. Бывали тут, мол, уже неприятные случаи. Я спорить не стал, подъехал к Женьке, посигналил. Коротко объяснил в чем дело. Он, не задавая лишних вопросов, двинулся за мной. Ночлег мы увидели уже метров через 300. Возле придорожного кафе стояли несколько фур и… они самые: коллеги с транзитными номерами. Еще не было двух ночи по местному времени (и не плюс семь к Москве как во Владивостоке, а уже всего плюс пять), как мы легли спать. Так рано за эти дни я еще не ложился. Проспав часов пять, проснулся сам, а не потому что меня растормошил приятель. Впрочем, он тоже проснулся. В кафе невыспавшаяся девушка с недовольным видом приняла заказ на яичницу с колбасой и чай. Ее недовольный вид вызвал возмущение у Женьки. Он долго вслух (чтобы она слышала) рассуждал о том, как не любит когда его обслуживают «через губу». Мне на обслуживание было наплевать и я молча съел раскаленную глазунью. Уж чего-чего, а натуральных, дешевых продуктов вдоль дороги хватает. Это вам не какие-то гамбургеры из Макдональдса. Хотя, если бы Макдональдс поставил на «федералке» хотя бы один свой ресторанчик, отбою бы не было. Останавливались бы не столько ради гамбургеров, а скорее ради теплых туалетов. Ну что сказать! Не хватает на трассе этого простого человеческого удобства. Заодно бы и гамбургеров поели. Вообще любые признаки цивилизации на дороге воспринимаются как вести с другой, твоей планеты. То, где находишься в данный момент, воспринимается как чуждая (но не враждебная ничуть, а чаще приветливая) среда, где люди живут совсем другими интересами, где жизнь измеряется совсем по другим критериям. Н-да…
Тронулись дальше. Сегодня Женька должен добраться до Канска и отдать машину хозяину, а мне потом еще пять тысяч километров. В Красноярске ждал надежный сервис (надо проверить машину после такого испытания) и приятели-коллеги. Соскучился я по этому городу. До сих пор кажется, что это один из лучших городов в стране. По крайней мере, мне там было очень комфортно жить все предыдущие три года.
Нижнеудинск. Тайшет. Никаких сюрпризов по пути. Хотя нет. Удивило, что за то время что я не ездил этой дорогой (около года), кое-что все же изменилось. Например, в поселке с названием Разгон, которое раньше воспринималось как усмешка, поскольку ползти по дорожным ямам через Разгон можно было лишь на скорости сорок километров в час максимум – не больше, появилась отличная асфальтовая дорога. На ней действительно можно разогнаться. Впрочем, делать этого не стал. Все же населенный пункт. Мало ли кто вдруг окажется на дороге. Вообще, по трассе из Иркутска в Красноярск, стало заметно больше участков с превосходным просто асфальтовым покрытием.
Приятель-кофеман остановился у очередного кафе. Там сидело трое. Мужик, женщина, и майор милиции. Рядом с последним стоял чехол для оружия. По размерам чехла сразу прикинул: «калашников». Разговорились. Оказалось что он сам из Астрахани, второй раз перегоняет машину для себя. На этот раз взял с собой приятеля тоже за машиной. Женщина – жена приятеля. Подумалось: бедная женщина. Как она выдержала такое? Я спросил, кстати, не проще ли было брать машину в Краснодарском крае в Ейске. Там ведь тоже возят морем «японцев». Получил ответ в том смысле, что машины туда везут больше плохие: «утопленники» и «конструкторы» сплошь и рядом, и цена высоковата.
Между делом я рассказал, что в путь отправился один и с напарником встретились на «федералке» уже. Майор, который специально ехал в форме (мне было немного жаль его, он ведь действительно наивно полагал, что это его убережет от неприятностей в виде коллег и бандитов), спросил как прошло мое общение с хабаровскими разбойниками. Это меня удивило. Про вымогателей я был наслышан, но никого так и не встретил. Оказалось, что майора и его товарища обобрали какие-то неизвестные, у которых тоже были автоматы. Форма, как и ожидалось, его не спасла. Еще один вывод сделал я: ну какой может быть в стране порядок, если представителя правопорядка обирают неизвестные и совершенно не боятся этого, а сотрудник милиции не может наказать даже своих обидчиков.
Вообще же, как я уяснил из разговоров, мне все же повезло, что не встретил бандитов. Везет многим. Отыгрываются, как мне сказали, на тех, кого поймают. Причем обирают довольно сильно. Перегонщики сокрушались: поставили давно бы будочку перед Хабаровском, собирали бы по пятьсот рублей. Никто бы не отказался. А то девять проскакивают незамеченными, а на десятом отрываются уже по полной. Что ж. Справедливое предложение. Я бы тоже заплатил, раз мое государство не гарантирует мне безопасность, так пусть хоть кто-нибудь другой это сделает.
Размышления о государстве вызвали и другие мысли. Наши чиновники, автовазовские лоббисты, где-то там, в Москве, ездят на дорогих «немцах» и рассуждают о том, что надо запретить правый руль. Взять хотя бы одного чиновника и прокатить по этой трассе! Пусть посмотрит, на что готовы люди, чтобы за свои небольшие и честно заработанные деньги купить действительно хорошую машину. Ну не хотят те, кто попробовал езду на японском автопроме, возвращаться к родным «тазикам». Жалко своих, еще раз подчеркну, заработанных честно, денег, чтобы просто выкидывать их на отечественный автопром. Ведь так хочется тоже, как они там, наверху, жить более или менее достойно и одна из возможностей сделать это – ездить на хорошей машине. И почему тех, кто не может заработать честно на БМВ стоимостью в 70 тысяч долларов, надо заставлять ездить на откровенно опасных в техническом плане автомобилях. А такими я считаю наш ТАЗ. ИМХО. Почему наше государство делает все, чтобы людям жилось только хуже?! Не надо ничего запрещать. Не запрещает же никто в Японии леворульные машины просто потому что есть там свой, достойный автопроизводитель. Пусть и в России появится качественная, доступная, отечественная машина и все разговоры отпадут сами собой. Пожалуйста, не надо пытаться лечить головную боль свечами от геморроя!
Впрочем, надо ехать дальше. Дорога перед Канском оказалась хуже моих наихудших ожиданий. Просто филиал «федералки» какой-то. Что ж. По счастью это было хоть и весьма неприятно, но недолго. В Канске я распрощался с напарником и дальше двинул уже в полном одиночестве. Двести километров до Красноярска проскочил за два часа. Вот уж поистине приятно было въехать в город, где знакома почти каждая улочка. Уверенно вырулил к знакомому сервису. Пока машину смотрели на подъемнике, созвонился с приятелем. Договорился, что заеду к нему принять душ. После осмотра механик сказал только одно: езжай спокойно дальше. Есть несколько вмятин на днище, но это мелочи. Машина прошла «федералку» на «отлично». Вспоминая ужас пути, ликовал: JAPAN FOREVER!
Вечером встреча с приятелями, небольшое общение, сон в филиале компании на диване (наконец-то можно полностью вытянуть ноги), утром старт. Дорога до Новосибирска. Встреча по пути в Кемерове с приятелем, коллегой. Маленький совет, как быстрее проехать через Кемерово. Если ехать по знакам, то получается очень долго. Примерно час приходится пробираться через город. Так что когда переедете через мост (соблюдайте в Кемерове скоростной режим, поскольку там очень много гаишников и за скорость карают строго) езжайте все время прямо и никуда не сворачивайте. Не смотрите на знаки. Только прямо, пока не доедете почти до городской окраины. Там увидите виадук, сразу за которым перекресток. Поворачивайте направо, примерно километр езжайте по узенькой дорожке, пока не доберетесь до перекрестка. Перекресток «Т-образный», так что мимо не проскочите, поворачивайте налево и мимо поста ГИБДД езжайте прямо до крупной развязки, там направо на Новосибирск (будет указатель). Этим путем сэкономите время, пробираясь через Кемерово, а также проедете по лучшей и более пустынной дороге. В итоге километров через сорок выедете на круг, на котором прямо на Новосибирск (чтобы не запутаться, лучше спросите там же на заправке, на всякий случай).
Новосибирск. Заночевал у тещи (супруга в Питере). Встретился с коллегами. Омск. Остановился на один день у мамы. Встречался с приятелями. Тюмень. Сделал развал, про который забыл в Красноярске. Сервис в Тюмени отвратительный, дороги, по сравнению с тем, что встречал после Красноярска – тоже отвратительные. Колеи в асфальте – это перебор. Хотя, конечно, перед городом и в городе, дороги хорошие. Опять заблудился. Ну не ставят у нас в городах нормальные, информативные указатели. Наверное, и на этом тоже воруют. Екатеринбург, остановился на ночь у приятеля. Посидели, поговорили о былом. О том, как раньше жили и работали в Омске. В общем, говорили много, пока я не стал откровенно засыпать.
Утром из Екатеринбурга выехал на Пермь. По плану ехать мне оставалось всего два дня. При въезде в Пермь опять не нашел указателей. Поехал по наитию, выехал на большую развязку, возле которой стояла Лукойловская заправка. Решил залить полный бак. Посмотрел на цену и обомлел: литр 92-го всего 17р.50.к. Самая низкая цена за всю дорогу. Конечно полный бак! Приняли карту ВИЗА, да еще и скидку по ней дали. Супер! Наличных оставалось мало. Опять указатели. Точнее их отсутствие. Заблудился. Несколько раз проехал мимо нужного поворота на Киров. Никак не мог найти мост через Каму. В итоге нашел указатель на поворот. Такое ощущение, что когда ставили этот указатель, специально думали о том, как бы вероятный противник не узнал правильное направление. Указатель в итоге был установлен по всем правилам маскировки. Вот блин. Потерял часа два – не меньше. В Перми ничего примечательного, кроме манеры вождения у местных. Здесь очень любят выстроиться гуськом за каким-нибудь трактором и так вот плестись длинной вереницей. Видимо в Перми много потомков бедуинов и они привыкли ходить караванами. Хотя, на самом деле, причину такого поведения я все же выяснил. Много гаишников. В Краснокамске, когда я, разозлившись на очередного «ползунка», пошел на обгон, уже краем глаза заметил, что мне махали полосатой палочкой. Останавливаться не стал. Если догонят, подумал, скажу, что не заметил. Написано же в Правилах что-то вроде: подавать сигналы, понятные всем участникам движения. А этот махал, как воровал. Никто за мной не погнался и не остановил.
До Очера я не доехал. На развязке увидел один указатель на Москву, и еще один на Киров. Ничего не могу сказать про этот участок пути, кроме: отличная и практически пустая дорога. Летел 140 и не думал ни о чем. К тому времени, надо сказать, выбрал для себя наиболее экономичный режим езды. Между 120 и 140 километрами в час расход не превышал десяти литров, а ехать все же не так опасно, как на более высоких скоростях, которые позволяла развивать машина (перед Тайшетом, еще в Иркутской области, на пустой и ровной прямой разогнался до 210, больше не стал, хотя мог. Страшно). Возле населенного пункта Афанасьево дорога несколько раз переходила в грунтовку и тут же опять в асфальт.
Вот это номер! Спасио с владивостокскими транзитами. Поморгал, помигал, посигналил. Всячески был рад. Коллега не оценил впрочем. Я погнал дальше. Не доезжая Кирова, по указателю ушел вправо. Начал чувствовать сильную усталость. Проехал еще с час. До Котельничей не доехал и остановился на обочине подремать с полчасика. Время-то раннее. Часов одиннадцать вечера было. Полчаса сна не спасли. Проехал еще километров 10 и понял, что дальше ехать сил нет. Заночевал у какого-то кафе. Не думал я, что завтра будет самый трудный день пути.
Утром позавтракал в придорожном кафе парой сарделек и поехал. Сейчас понимаю, что где-то не там повернул, и сделал лишний крюк километров в сто. Знал через какие населенные пункты ехать, а атлас не взял. У местных жителей совсем не интересовался дорогой. В итоге ехал почти все время на Нижний Новгород, пока не увидел знак на Шарью. Мне надо было туда, я должен был уже подъезжать к городу, но знак сообщал, что до Шарьи еще сто с лишним километров. Выругавшись (понял что ошибся), поехал по какой-то узенькой дороге, временами переходившей в грунтовку. Вскоре выскочил на оживленную трассу. Она вся была засыпана песком с солью. Тут мне и понадобился омыватель лобового стекла. Раскисший лед вперемешку с песком летел из-под колес впереди идущих машин. Сервисная жидкость была залита в бачок еще в Сингапуре и она естественно замерзла при минус пятнадцати. У меня с собой было две пятилитровых бутыли с «незамерзайкой», но заливать ее было некуда. Бачок был полон. Поначалу останавливался и из бутылки вручную поливал лобовое стекло. Однако, пока так делал, меня обгоняли те, от которых как раз и пытался отмыться. Делать нечего. Просто включил «дворники» и так поехал, стараясь быть как можно аккуратнее. Так и добрался до Шарьи, где уже не удивился отсутствию указателей. Спросив на заправке путь на Никольск, двинулся в правильном направлении. За Шарьей сразу понял для чего существует песок с солью. В обочинах насчитал восемь машин, и это на каком-то промежутке в десять километров. Когда остановился в очередной раз на обочине и вышел из машины, поскользнулся и чуть не упал. Да если бы у Плющенко был такой лед как на этом асфальте, он бы такие мировые рекорды ставил! Ехать пришлось крайне осторожно, однако опасность подстерегала там, где я ее не ждал. Уже за Никольском, на одном из пологих спусков ехал, аккуратно работая тормозом. На газ не нажимал совсем. Скорость по ощущениям была километров 40-50. В этот момент автоматическая коробка показала мне «кузькину мать», переключившись на пониженную передачу. Резко возросли обороты, которые передались на колеса. Меня «закрутило» (ну почему не взял «шипы»?). Управления я не потерял, но вокруг своей оси развернулся раза три точно. По счастью, на дороге, кроме меня, машин не было. Встал на свою полосу, отдышался после выброса адреналина и двинулся дальше.
Вскоре лед сменился снежными переметами, температура повысилась до минус восьми. Разогнался до девяноста. Так и шел. На лукойловской заправке в Вологодской области попытался расплатиться Визой, как сделал в Перми, однако там принимали только наличные. Это меня немало озадачило. Денег в кармане почти не оставалось. Плеснув уже не помню сколько литров, оставил себе 150 рублей. Н-дяяааа… Банкоматами тут не пахло. Надо было снять деньги в Шарье. Пошел снег. Ехать было тяжело, время уже обеденное, а я еще черт знает где. Вечером же планировал быть в Питере. Понимал уже, что не успеваю. Несмотря на опоздание, и на то, что утром должен был быть на работе, наплевал на риск и ехал так, чтобы не разбиться. Добрался до Тотьмы. Там, залив 6 литров и купив «сникерс» на последние деньги (на заправке опять-таки не принимали карту), спросил где ближайший банкомат. Сказали, что в селе им. Бабушкина точно есть. Проклиная себя за наивную веру в цивилизацию и прикинув, что топлива хватит, поехал дальше. Снег продолжал идти, и мне постоянно приходилось на скорости под девяносто входить в переметы. Цефирочка, надо отдать должное, отменно держала дорогу. В село им. Бабушкина подъехал уже на горящем значке заправки. Банкоматов там не оказалось, зато показали отделение Сбербанка. Там я снял деньги и залил полный бак. Перекусил. На душе стало полегче.
Ближе к архангельской трассе снег перестал идти, а температура поднялась до минус двух. Когда выехал на основную трассу в сторону Вологды, сразу понял: сегодня не доеду. На трассе, судя по всему, недавно был снег. Выпало много, но никто не убрал. Снежная каша была разбита колесами машин и пошел дождь. Было уже темно. Все. Приехал, подумал я. Тем не менее, не останавливался. Впереди идущие машины буквально поливали меня грязью. В какой-то момент чисто автоматически потянул на себя рычажок омывателя и: О, чудо! На стекло брызнула оттаявшая вода и заработали, сметая грязь, дворники. Это меня настолько приободрило, что больше не помышлял об остановках. Прорываясь аккуратно сквозь снежную кашу, тем не менее, старался держать темп. Километров семьдесят в час. Ближе к Вологде снег кончился, дорога была абсолютно чистой и ровной. Здесь вообще еще, судя по всему, снег не выпадал. Разогнался до «крейсерских» 130-ти. По объездной дороге отличного качества вырулил в сторону Череповца.
Вот это да! Вот это дорога! Ничего подобного не встречал на всем пути. Это, наверное, лучшая трасса в стране. Конечно, есть еще дороги со столь качественными покрытием, но чтобы такие широкие и такие длинные – точно нет. Поднял скорость до 170-ти. Дорога позволяла быть уверенным в безопасности на этой скорости, несмотря на темноту, а я все же опаздывал на работу. За Череповцом дорога стала хуже, но все же неплохая, держал 140. В Ленинградской области понял, что засыпаю. Остановился на обочине. Поспал минут 15-ть. Но испытанное средство не сработало снова, как и накануне вечером. Видимо, накопленная усталость была слишком сильной, чтобы сбить ее короткой дремой. Почти во сне двинулся дальше, не проехал и километра, как мне кто-то махнул полосатой палочкой. Гаишник. Я остановился. Подходит и показывает радар, цифры 78 (ну не успел я даже разогнаться). Я нагло и уверенно спрашиваю: И что? Выясняется, что въехал в какой-то населенный пункт, где между знаками, обозначающими начало и конец населенного пункта метров триста – не больше. Я знак не заметил, признаться. Да и если бы заметил, наверняка не стал бы притормаживать. Тут они и кормились втроем в Газельке в 12 ночи. Я опять нагло поинтересовался, что собственно надо от меня. Потребовали документы. Документы дал. Дальше следующий диалог:
- Почему не зарегистрировали машину
- Зарегистрировал
- Читайте что написано в счет-справке
- Обязан зарегистрировать в течение пяти дней. И что?
- И что?
- Я зарегистрировал машину в течение пяти минут после покупки.
- А где регистрационные знаки?
- Вот, - показывая на транзиты
- Это транзиты, а не регистрационные знаки
- Читайте, - вынимаю ему транзит и тыкаю тыльной стороной в мясистую рожу
- Регистрационный знак, - нарочно тянет слова гаер
- Вопросы есть?
- Это не регистрационный знак, - существо в погонах настаивает с упрямством кретина
- Это регистрационный знак «транзит», действительный сроком на 21 день…
Окончательно обозлившись на мое спокойствие, мент с документами уходит. Я не достаю опять никаких корочек, которые бы избавили меня от общения с этим идиотом, и сижу, развалившись в машине, дышу воздухом. Сон от злости как рукой сняло и где-то глубоко внутри я рад, что меня остановили. Неизвестно что еще произошло бы, двигайся я дальше в таком состоянии. Вскоре доносится сигнал из Газели. Подхожу. Мне отдают документы и выписанный штраф на 50 рублей за превышение скорости. Вопросов по транзитам больше нет. Забираю молча и ухожу.
Около двух ночи подъезжаю к Питеру. На посту вновь тормозят. Попросили документы. Придираться не стали. Потрепался с постовым про дорогу из одного конца страны в другой, про цены на машины во Владивостоке. Нормальный мужик. Не то, что тот молодой хряк двумя часами ранее.
В три часа ночи зашел домой. На одометре 51 780 километров. В этот день я проехал 1700 км. Личный рекорд. На весь путь из Владивостока с остановками – 11 дней. Утром поехал на работу.
P.S. Через три дня у съезда с Тучкова моста на Васильевский остров на красный свет на перекресте вылетел таксист. Цефирочка на эвакуаторе отправилась в ремонт. Капот, левое крыло, противотуманный фонарь, фара, бампер, локер, стойка, элементы подвески под замену. К Новому году вернут машину из ремонта. Нет слов, чтобы передать огорчение. Ну да ничего. Дело поправимое. Хоть и не получилось сэкономить в итоге, зато есть что вспомнить. Это был неплохой отпуск, а во мне прибавилось капельку уважения к самому себе.
Санкт-Петербург - Владивосток - Санкт-Петербург
15.11.2006 – 28.112006
Михаил |