Путешествие: Смоленск, Псков на новогодние...

09.04.2021 | 4858 просмотров

В эти новогодние праздники мы прокатились по западной части нашей страны, хоть и бывали там неоднократно. Экипаж: я, жена и Соренто.

3.01. В 7:15 выехали из дома (г. Железнодорожный) и поехали в сторону Смоленска. По дороге в кои-то веки решили остановиться у истока Москва реки. 100 раз проезжали мимо, а остановиться было недосуг. Непосредственно к воде не подходили, тропинка была скрыта водой с мокрым снегом, поэтому ограничились только осмотром часовенки.

Тут возникла 1-я техническая проблема (забегая вперед, скажу, что эта поездка стала рекордной по их количеству, слава богу, что не по качеству))), накануне заряженный аккумулятор фотоаппарата (Canon, ему еще и года нет) сдох, не позволив сделать ни 1 кадра, благо с собой был запасной аккум.

Далее мы поехали в усадьбу Глинки, находящуюся в д. Новоспасское. Двигаясь по трассе, хотел одеть очки — бац, и вывалилось стекло (открутился винтик, естественно, такой маленькой отвертки, чтобы его закрутить, у меня с собой не было, благо очки для меня не критичны, зрение не настолько плохое) — 2-я проблемка.

Усадебный дом, в котором родился и провел свое детство будущий великий композитор, не сохранился, после 1812 года он был разобран отцом Глинки, и построен был новый, который простоял до 80-х годов 19-го века, когда он уже другим хозяином был перевезен в Коломну. А тот дом, что сейчас — это результат восстановления 1976 года. Но восстановили очень хорошо, чувствуется дух старины: тихо, спокойно, уютно, а на 2-м этаже находится большой вольер с певчими птицами — очень неожиданно, пока поднимались по лестнице, думали, что звучит запись. Глинка любил птиц.

После экскурсии по дому немного погуляли по усадебному парку,

осмотрели Тихвинскую церковь, построенную на средства деда композитора.

Затем мы поехали в дом-музей Твардовского в хуторе Загорье. Это средних размеров крестьянский дом с дворовыми постройками. Он тоже не подлинный, восстановлен в 1986 г., после ВОВ от настоящего осталось лишь пепелище.

Оттуда уже мы выдвинулись в Смоленск, в заранее арендованную через букинг квартиру (2300 руб./сут.), находящуюся в самом центре города на ул. Октябрьской революции, (со слов хозяйки «центрее не бывает»). По дороге сломался крепеж вешалки для одежды в авто — проблемка 3. Приехали в 17:15, закинули вещи и отправились гулять по вечернему неплохо иллюминированному Смоленску, благо дождь прекратился.

Вечером поставил на зарядку сдохший аккум от фотоаппарата, через 30 секунд индикатор показал, что он заряжен, и все, после этого он заработал. Пробег за день составил 560 км.

4.01. Утро: сыро и мрачно. Но не сидеть же в квартире, поэтому после завтрака поехали по древним церквям еще домонгольской постройки.

Церковь Иоанна Богослова,

Архангела Михаила,

Петра и Павла.

Затем мы отправились за город, на Валутину гору, где недавно, в 2015 году, установили памятник войне 1632-1634 гг., по итогам которой Смоленск отошел Польше.

С этой горы открывается прекрасный (ну, это если включить воображение и цветное зрение) вид на Смоленск.

К сожалению, погода шептала: займи, но выпей! Вернувшись в Смоленск, просто гуляли по городу, на крепостные стены не пошли, так как на город опустился туман.

Перевернутый дом.

Тут я почувствовал, что мне как-то стало неудобно ходить, оказалось, лопнула стенка каблука — проблемка 4.

Вечером сходили в кинотеатр «Смена» на фильм «Последний богатырь: Корень зла». На этом день закончился.

5.01. Выехали из Смоленска и направились в Катынь.

Экскурсию не брали, так как уже были в 2010. За прошедшие 10 лет мемориал расширился, теперь и в память расстрелянных НКВДэшниками соотечественников тоже установлен памятник.

Раньше были просто ямы в лесу, иногда со свечами, оставленными неравнодушными гражданами.

Удивило, что на наших захоронениях очень много повторяющихся фамилий, причем редких, явно не однофамильцев, словно расстреливали целыми семьями.

Подобные списки с одинаковыми фамилиями бывают на памятниках погибшим в войну в деревнях, но там понятно, в деревнях родственников всегда было много. Но здесь? Хотя от 30-х — 50-х годов всего можно ожидать. В общем, место грустное и трагичное. Затем мы отправились в имение знаменитого путешественника и исследователя Азии Пржевальского в одноименный поселок. Нам повезло, удалось взять экскурсию. Как водится в западной части нашей страны, и тут подлинный дом не сохранился, в 1941 году был сожжен немцами. Хорошо, что восстановили.

Мы прослушали экскурсию, посмотрели фильм о Пржевальском и, заехав в питомник с лошадьми

(естественно, Пржевальского), поехали в Пушкинские Горы в съемную квартиру. По дороге пытался дозвониться до хозяйки, но она трубку не брала, что было подозрительным. По приезду квартира оказалась занятой жильцами, на их звонок некой тете Розе тоже никто не ответил. (Нашим возможным последователям: ул. Ленина, д. 38, кв. 8). После получасового дозвона в букинг, менеджер нас осчастливил тем, что это не наша вина и к нам штрафных санкций не будет, и предложил нам, если мы в течении получаса не решим свою проблему, снова звонить в букинг. Спасибо от души! В общем, стали искать жилье сами, тут еще и Билайн подкузьмил, отвалился не только интернет, но и связь работала еле-еле, хорошо у жены МТС. Без особой надежды на успех (зимние каникулы + место очень туристическое) мы сунулись в первый попавшийся по указателю санаторий (им оказался Пушкиногорье), о чудо, там оказался 2-местный номер по вполне демократичной цене, наверно, надо сказать спасибо коронобесию. Заселились, подкрепились и уснули. Пробег за день 467 км.

6.01. День, естественно, посвящен Пушкину. Утро порадовало улучшившейся погодой: подморозило, деревья в снегу — красота! Сначала отправились в Михайловское, из-за того, что не было точно известно попадем или нет (посещение ограничено), билеты на парковку брать не стали, авто оставили у шлагбаума и пошли пешком ~ 1,7 км через заснеженный лес. Экскурсию в главный дом пришлось подождать около 25 минут, за это время осмотрели другую небольшую выставку в домике-колонии «престарелых учителей и литераторов». После экскурсии мы погуляли по парку, полюбовались видами на реку Сороть

и отправились в имение прадеда Пушкина Ганнибала в Петровское, оно поменьше, но тоже весьма живописное.

Затем заехали в имение Тригорское, когда-то принадлежавшее друзьям Пушкина Осиповым-Вульфам. Это имение уже совсем попроще: длинное деревянное здание, если бы не большое крыльцо с колоннами, то оно очень напоминало бы барак.

Ну, и напоследок мы поехали на Савкину горку, еще раз посмотреть на Сороть с окрестностями и небольшую часовню, поставленную еще в древние времена в честь русских воинов.

Конечно, же мы хотели попасть и в Святогорский монастырь, в некрополь Пушкиных и Ганнибалов, но он был наглухо закрыт на карантин, кто-то из братии заболел короной. Уехав от монастыря не солоно хлебавши, мы поехали в Псков, в гостиницу «Октябрьская» (3675 руб./сут). Приехали в 19:05, немного погуляли по городу и легли спать. Пробег за день 152 км.

7.01. Псков. С утра отправились к монументу «Ледовое побоище» на горе Соколиха — величественный памятник русским воинам.

Затем мы поехали в Мирожский монастырь, стоящий на берегу р. Великой.

Монастырь небольшой, скромный, основная достопримечательность: фрески домонгольской эпохи 12-го века (находится в списке ЮНЕСКО). Далее мы пошли в Кремль, поднялись на Власьевскую башню с обзорной площадкой, погуляли по Довмонтову городу, подкрепились в «фешенебельной» кафешке «Двор Подзноева»

и вечерком съездили в Мираж Синема на фильм «Огонь». Днем, пока гуляли, я присматривался к обувным магазинам, перемерил 3-4 пары, но на ногу ничего не садилось, хотя обычно более 2 раз примерять не приходится. Так ничего в Пскове и не купил, пришлось ходить в дырявом ботинке.

8.01. После завтрака выехали в Псково-Печерский монастырь, заказали экскурсию (повторение мать учения). Пока ходили, немного замерзли, утром слегка подморозило. Видно, что монастырь богат: чисто, ухоженно, многолюдно. Но и монастырю в свое время повезло, в межвоенное время он был на территории Эстонии и, соответственно, его никто не трогал, да и в послевоенное время советская власть его не закрывала.

В большие пещеры простых туристов не пускают, только паломников с разрешения батюшки. Затем мы погуляли по Печорам, небольшому уютному городку.

Лютеранская кирха.

И я наконец-то купил себе новые ботинки! После Печор мы поехали в Изборскую крепость, погуляли, залезли на стены, осмотрели окрестности

и пешком отправились к Словенским ключам. На территории крепости тусовалась стайка снегирей, у нас в Подмосковье я их не видел уже много лет.

Ключи впадают в Городищенское озеро.

Каково же было наше удивление, когда мы увидели стаю лебедей, преспокойно плавающих в озере.

К тому, что утки не улетают, все уже привыкли, но вот лебеди удивили. Затем мы прошли дальше, к Труворову городищу, одному из самых древних городищ Руси. Сейчас там стоит одноименный крест, считается что там похоронен брат Рюрика Трувор. Теперь это место облюбовали парапланеристы.

Перед отъездом из Изборска мы зашли в дом купца Шведова, где сейчас этнографическая выставка народности сету (небольшая финно-угорская народность численностью в РФ ~ 200 человек).

После Изборска мы заехали в Псков подкрепиться и выехали под Порхов, в гостиницу-усадьбу Холомки. Это полностью восстановленная усадьба принадлежала в начале 20-го века 1-му ректору Петербургского политеха князю Гагарину, потом в усадьбе находились различные учреждения, а в 2004 Питерский политех взялся за ее восстановление. Усадьба стоит в лесу, вокруг зима, снег, тишина, номера очень комфортные и относительно недорогие (3000 руб./сут).

Пробег за день составил 216 км.

9.01. Хотелось погулять по лесу вокруг Холомков, но не было времени.

Сначала съездили в усадьбу Бельское Устье, где похоронен князь Гагарин. От усадьбы осталась одна реставрируемая церковь, смотреть больше не на что.

Далее мы поехали в Дулаг — 100 (Durchgangslager 100, немецкий пересыльный лагерь для военнопленных и гражданских). Мемориал посвящен погибшим в этом лагере, а их было 85000, при том, что единовременно число заключенных было 30000-35000. Мрачное и тяжелое место, на стеле висит колокол, в который можно позвонить, его звон навевает тоску.

Затем мы заехали в Порховскую крепость, она частично закрыта, музеи не работают, вход на стены закрыт, в общем, она в пребывает в печальном состоянии.

Тут заглючил смартфон, при запуске навигатора он начал зависать и отключаться, при попытке включения ругался на севшую батарею и все. При подключении зарядника через пару минут включался как ни в чем не бывало до следующего запуска ЯН. И так полдня (проблемка 5), потом этот глюк пропал, и вот уже несколько месяцев работает нормально. После крепости мы отправились в Волышево, смотреть развалины Строгановского имения.

Очень жаль, что оно все так же разрушается, если в 2011 году еще действовала конюшня, то сейчас уже и её нет. Правда одно крыло главного дома затянуто сеткой и появились новые стропила, а на щите значится, что реставрация продлится 5 (!) месяцев.

Побродив по руинам, мы отправились домой, заехав по пути в Великие Луки подкрепиться. Домой приехали в 21:55. Пробег за день 710 км, общий 2178. Когда уже запарковался у дома, Соренто при постановке на охрану просигнализировал, что открыт капот — проблемка 6. Концевик проверил, с ним все в порядке, видимо трабл где-то в проводке из-за неимоверной слякоти, которую развел Собянин. В области трасса была более-менее сухая, в Москвабаде же был грязевой ад. Когда авто просохло, глюк исчез сам собой.

Поездка удалась, практически что хотели увидеть, то и увидели, по музеям практически не ходили, так как в большинстве мест уже бывали, а в Смоленске и Пскове неоднократно. Обрадовало, что несмотря на корону практически везде все открыто и ограничения были весьма условны. Города потихоньку реставрируются, но именно, что потихоньку. Словил 1 штраф (250 руб.). Погода, конечно, подкачала, могло бы быть поморозней и солнечней, забегая вперед, скажу, она это компенсировала через полтора месяца в Пинежье (Архангельская обл.), но это уже совсем другая история.