|
Когда я возвращаюсь домой после очередного автопутешествия, у меня не остается сомнений, что оно было последним. Но уже спустя несколько дней начинаю прикидывать, когда же состоится следующая поездка. Дорога – это наркотик, вызывающий стойкое и неотвратимое привыкание. Вот и на этот раз очередная поездка в Крым была запланирована еще в сентябре прошлого года. Cпустя несколько дней после возвращения оттуда же.
Часто приходится читать в центральной автомобильной прессе о разного рада автопутешествиях. И, главное – о подготовке к ним. В нашем же случае мы ограничились только сменой масла. Для любого сибиряка или дальневосточника готовить каким-то специальным образом "японца" бессмысленно. Наша непоколебимая уверенность в надежности этих автомобилей совершенно не требует каких-то специальных мероприятий. Даже перед дорогой длиною в 15000 км.
Итак, на рассвете 4 августа мы двинулись в путь. Дорога от Красноярска до Омска (а это почти 1500 км) обычно проходится нами за 14-16 часов в зависимости от настроения. И ничего примечательного на этом пути со времени предыдущей поездки в Омск не изменилось. За исключением начала реконструкции дороги в Новосибирской области (примерно на 700 км от Красноярска). На протяжении десяти километров стояли знаки "30", а в конце означенного участка доблестно нес вахту экипаж ДПС, видимо, в надежде на то, что кто-то превысит скорость свыше 60 км/ч и поделится денежными знаками за "неизъятие" за это прав. Кстати, почему-то далеко не все сибиряки предупреждают о засадах морганием фар. Но об этом чуть позже. Мы же, в свою очередь, миновали гаишников на скорости 89 км/ч – я всегда стараюсь не нарываться на пункты административного кодекса, предусматривающие "изъятие в/у".
Torneo с мотором 1,8 всегда славилась скромным аппетитом, но на этот раз мы были приятно удивлены. От Красноярска до Кемерово (510 км) автомобиль спалил всего 38 литров 92-го бензина, что соответствует расходу 7,5 л/100 км при крейсерской скорости 120 км/ч. Вы скажете – почему на Хонде и так медленно, ведь и дорога и машина позволяют спокойно ехать и 150. Ну, во-первых, не так уж и спокойно, а, во-вторых, многолетняя практика показывает, что когда идешь "150", то приезжаешь на место от силы на 30 минут быстрее, а горючки сжигаешь заметно больше.
В Омск мы прибыли спустя 16 часов и завалились спать у родственников. А рано утром выдвинулись по направлению на Тюмень. До сих пор завсегдатаи сибирских дорог спорят о способах объезда Казахстана. Кто-то вообще утверждает, что можно вполне сносно и без лишних затрат проехать и по "советской" дороге через братский Петропавловск. Но я через казахов не езжу, особенно после случая с одним приятелем, которого остановили местные гаишники и, направив автомат, спокойно так попросили 200 тенге.
Объездов Казахстана существует два. "Ближний" – через Ишим, Бердюжье, Макушино и Курган. И "дальний" – через Ялуторовск, Исетское, Шадринск и Миасское с выходом на М51 почти перед Челябинском. "Ближний" примерно на 100 км длиннее прямой дороги, а "дальний" – на 150. Мне почему-то больше нравится "дальний". Не знаю, доделали или нет в этом году нормальную дорогу за Бердюжьем, но в прошлый год мы там 25 км проехали примерно за час. На "дальнем" же всего 8 км ровной гравийки в районе деревни Русская Теча и в паре мест коварные ямищи на асфальте. Зато минимум машин, асфальт в целом гораздо ровнее, чем на дороге М51 до и после Кургана, а живого гаишника там я видел в последний раз в 2001 году.
Перед Челябинском нужно уходить на "кольце" направо. Когда-то там был указатель "Уфа" но нынче он затерт. Далее до автобана "Челябинск – Екатеринбург", по нему около 2 км в строну Челябинска, а там уже появляется указатель на Уфу, а потом и на Москву.
Урал был пройден относительно быстро и без материальных потерь на взятки гаишникам, которые ревностно оберегают "безопасность" плетущихся за перегруженными фурами легковушек. Знаки "Обгон запрещен" здесь расставлены довольно щедро, а вот знаков "Конец зоны запрещения обгона" явно не хватает. А в конце километровой прямой обязательно стоит "командир", который явно не прочь с вами "договорится" на счет "отступных" за оставление ваших "прав" у вас. И хотя большие гаишные начальники соглашаются с тем, что обгон под знаком "Обгон запрещен" в условиях не "ограниченной" видимости (п. 11.5 Правил) не попадает под статью 12.15 ч. 3, здесь, как впрочем, и везде по России, полагают иначе. Права или 1000 р. у вас изымут. Потом в суде при наличии хорошего адвоката можно переквалифицировать это как "нарушение правил обгона" или "пересечение сплошной линии разметки" (за то и за другое – штраф 100 р., а не лишение прав), но "геморроя" это будет стоить немалого.
А вот после Урала начинается приснопамятная Башкирия, где статью 12.15 ч. 3 вообще пытаются подвести почти под любой выезд из занимаемого ряда. В этих благословенных с точки зрения заботы о "безопасности" дорожного движения мы и заночевали в приличном кемпинге по 300 р. с человека. Пройдено 2850 км, сожжено 220 л 92-го.
Впереди нас ждал указатель "Волгоград", что расположен немного не доезжая до Самары. Мне доставляет мало с чем сравнимое удовольствие уходить здесь с трассы М5. Потому что Волгоград для жителя Сибири – это уже ЮГ, хотя до конечной цели путешествия еще 2000 км.
По сравнению с прошлым годом эта часть дороги, что идет по Самарской области, основательно похорошела и избавилась от большинства неровностей. В Саратовской области дороги похуже, но и здесь замечен прогресс. Зато в районе Балаково был замечен тот же экипаж ГИБДД, который в прошлом году нагло вымогал у меня сначала 5000, потом 3000, сошлись на 1000. Правильно, за якобы нарушение мною ст. 12.15 ч.3 КоАП РФ. В этом году они вообще обнаглели донельзя. К знаку "Обгон запрещен" прикрутили ржавой проволокой табличку "Зона действия 4,2 км" и в конце этой "зоны действия" притаились. Хотя после означенного знака было несколько перекрестков, как известно, прекращающих действие любых запрещающих знаков, около этого экипажа собралась немалая очередь из "нарушивших". И плевать этим стражам дорожного "порядка", что в Правилах однозначно сказано, что табличкой можно УМЕНЬШИТЬ зону действия, но никак не увеличить!!!
До Волгограда в этот день мы не доехали. Сумерки начались, когда до города русской военной славы осталось менее 30 км. Заночевали в первой же подвернувшейся придорожной гостинице по 300 р. за человека. С евродушем, евросортиром и поролоновыми подушками.
На следующий день было решено Мамаев курган не посещать, мы там были в прошлом году – ощущения незабываемые. Каждой своей клеткой чувствуешь, что в 1942 году именно здесь решалась судьба нашей страны и нашего народа. Поэтому каждый, кто считает Россию своей родиной, должен хоть раз в жизни обязательно посетить это святое место.
500 км до Ростова пролетели незаметно. На самой загруженной в России трассе М4 вовсю идет строительство и все меньше остается 2-полосных участков. Наверное, года через два здесь будет почти автобан.
В прошлом году в Крым мы попали через керченский паром. В очереди на который простояли 9 часов. Нужно было ехать "по верху", через Таганрог и Мариуполь. Но и этот путь оказался столь же тернистым. Очередь на "границе" оценивалась мною часов на 8-9. Но очередная волшебная бумажка с видами старинного русского города Ярославль и здесь работает! После "разговора с таможней" нас пристроили в отдельную очередь и через полтора часа мы были на Украине. А что, хороший "бизнес" – создавать немотивированные задержки при прохождении "границы" и "зарабатывать" на этом не менее 50 000 руб. в день. Да, еще, на Украину не пускают без местной страховки ОСАГО, 15 дней – чуть меньше 500 р.
На территории, временно отделенной от России, как-то очень быстро стемнело, но я принял решение оставшиеся 500 км идти в ночь. Дороги пустые, разве что в Мариуполе (бывш. Жданов) похоже, не принято ездить трезвыми. Пару раз пришлось уворачиваться от местных орлов, возомнивших, что валкий и неуправляемый Дэу Ланос (а их здесь видимо-невидимо) – это гоночный болид.
Но, кстати, нужно признать, что коренная реформа местной ГАИ, предпринятая в прошлом году ставленником мирового империализма мистером Ющенко, похоже, по отдельным пунктам начала работать. ВСЕ(!!!) знаки "Обгон запрещен" и "Конец зоны запрещения обгона" были расставлены в точности с моими представлениями об опасности такого рискованного маневра, как обгон. Стоит ли говорить, насколько это помогало обгонять немногочисленные фуры тихой украинской ночью.
В 2 часа ночи мы проследовали мимо закрытого пункта сбора денег за въезд в АР Крым и в 4 часа утра местного времени прибыли на место – пос. Орджоникидзе, что в аккурат между Феодосией и Коктебелем. Чуднейшее место с прозрачным морем, песчаными и галечными пляжами и памятью о былом величии Империи в виде полуразрушенного торпедного завода. Здесь еще нет той навязчивой курортной инфраструктуры, как в более известных крымских городах и поселках, а цены на жилье, фрукты и еду вполне божеские. Мы сняли приличную комнату в небольшом котеджике за $25 в сутки. Сытный и вкусный обед в местах, которые нужно знать – 40-50 гривен (230-290 руб.) на троих! Кстати, на Украину лучше ехать с заранее купленными в России долларами – так получается выгоднее, чем менять здесь рубли на гривны.
Правда, чуднейших крымских персиков и других местных фруктов на рынке было очень мало – сказались последствия небывалых январских морозов. –27 для Крыма – это смерть. А привозные турецкие персики смотрелись, конечно, шикарно, но их истинные качества были ярко подмечены нашей хозяйкой: "Чем их там поливают, что на них даже мухи не садятся?!" А вот местные маленькие и сморщенные мухами и осами были облюбованы всерьез и надолго.
13 дней пролетели незаметно, в том числе благодаря волшебному местному полусухому красному вину. От пос. Орджоникидзе до Москвы 1500 км, но по опыту прошлого года – это совсем не то, что такое же расстояние от Красноярска до Омска. Дороги загруженные, хотя по качеству покрытия почти не уступают привычным российским. И самое главное – братья-хохлы ВСЕГДА предупреждают дальним светом о "даiшных" засадах, за что им, как говорится по последней моде – "респект и уважуха". Огорчил только местный, с позволения сказать, бензин. При цене почти доллар за литр "92-го" он был настолько "улучшен" ферроценовыми присадками, что одной заправки хватило, чтобы намертво убить новые свечи. Благо я не выбросил старые иридиевые, которые, кстати, исправно служат до сих пор (пробег – более 50 000 км). Автомобильный пограничный пункт пропуска "Гоптiвка" был пройден "всего" за час, и в 3 часа ночи мы были в Москве. А на следующий день вечером уже у друзей-однокурсников в Ленинграде.
Потом было возвращение в Москву на автосалон, работа там и возвращение в Красноярск, куда мы под сымпровизированные нами фанфары прибыли вечером 10-го сентября. Ну а на следующий год – снова в путь, правда куда - пока не знаю. Хотелось бы на Дальний Восток, но, наверное, "федералку" еще не скоро заасфальтируют. Хотя... Ездят же люди.
Кирилл ЦИВИНЮК |