|
Итак. За окном пышным цветом цветёт пандемия. На календаре — июнь. Полным ходом идет отпуск. А мы еще дома. Дома — это небольшой закрытый городок Фокино между Владивостоком и Находкой Приморского края. Громадьё наших планов грозит рухнуть, не успев реализоваться.
Пожалуй, надо сделать небольшое отступление в недалёкое прошлое.
Съездив на сплав по реке Мрассу в августе 2019-го, присмотрели в славном городе Новосибирске себе небольшой домик на колесах. А точнее, самодельный спальный модуль с кухней и вполне внушительных размеров спальным местом. Давно присматривали себе что-то подобное для путешествий по родному краю в осенне-зимнее время. Присмотрели. Приобрели. Наше новое жилище путешественников терпеливо ожидало нас в теплом комфортабельном гараже в г. Новосибирске.
Полгода разработка маршрута. Расчет расхода топлива. Планирование дневного пробега и остановок.
Поездка была запланирована на май 2020-го. Но… пандемия… Регионы повсеместно вводят электронные пропуска. Гостиницы и общепит закрыты.
Месяц мы мониторили ситуацию с новой коронавирусной инфекцией в регионах по пути следования.
Итак. На календаре 10 июня 2020. Отпуск заканчивается, а домик путешественника так и ждет в Новосибирске.
Решение было принято за 30 минут. В машину закинуто самое необходимое, и в 05 утра местного (приморского) времени мы убыли по намеченному маршруту. Мы — это экипаж из двух человек и «котенка»: муж Андрей Григорьевич — командир корабля, глава семьи, водитель и безропотный последователь моих безумных идей, я, Валерия Евгеньевна, — жена, штурман и генератор тех самых безумных идей и, конечно, наш «котенок» — верный друг и товарищ в путешествиях автомобиль Nissan Safari 1997 года рождения.
Надо отдать должное небесной канцелярии, погода нам благоприятствовала на всем пути следования как туда, так и обратно.
Мне, впервые выехавшей на машине за пределы Приморского края, чудно было наблюдать за окном бесконечные забайкальские степи, сосновые леса, бескрайние поля. Всю дорогу в голове крутилась песня «Широкая страна моя родная. Много в ней лесов, полей и рек».
Выезжая за пределы Амурской области, ощущаешь резкий контраст между нашей приморской природой и природой средней широты. Смешанные леса сменяются степями и хвойными лесами. Конца и края не видно засеянным полям. Возникает необыкновенно сильное желание прогуляться босиком по хвойному лесу, в котором, казалось бы, его хранители только навели порядок и выпололи всю лишнюю растительность.
Обязательным местом посещения, конечно, была стела Москва — Владивосток.
Трафик движения транспорта на отрезке пути от Хабаровска и примерно до Читы был практически нулевой. Изредка нас обгоняли дальнобойщики, с которыми мы потом встречались в местах обеда и ночевки.
Горько наблюдать последствия пожаров. Леса деревянных скелетов — все, что осталось от пышной растительности.
При въезде на территорию Бурятии то и дело по дороге встречаются «места силы» — буддийские ступы: белые и желтые. Как нам рассказали монахи, белые ступы означают святость, непорочность, чистоту, желтые — материальный и духовный мир, любовь. Несмотря на иное вероисповедание, покормили бурундучков, коих около каждой ступы неимоверное множество, и оставили денежку (уж очень хочется еще не раз совершить автопутешествие).
Рассея, моя ты Рассея, ногами не счесть километры…. Русь бревенчатая…. С грустью венчанная….. Так и звучит в голове. Необъятные просторы. Старые, вросшие в землю дома из бруса, почерневшего от времени. Где-то еще живут. Где-то разруха и запустение. Встречаются очень ухоженные деревеньки. Ворота — еще со времен строительства дома. Когда это было? В 30-х? В 40-х? А может раньше?
Улан-Удэ — столица Бурятской республики. Несмотря на температуру +350С за бортом, не заехать к священным столбам мы не могли.
Большие города старались объезжать в целях экономии времени. За спиной Канск, Красноярск, Кемерово.
В Новосибирске нас ждали друзья, домик путешественника и трехдневный поиск автоэлектрика.
Предварительные итоги: за 6 дней пройдено 5800 км, выпито … литров солярки, расход топлива на 100 км — 9,5 л.
В гостях, как говорится, хорошо. На обратном пути — оз. Байкал, о. Ольхон, Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ».
А Вы знали, что у нас есть своя Мальта? Наша Мальта — это село в Усольском районе Иркутской области. В 2 км от села находится Кальтинская стоянка первобытного человека эпохи палеолита 14750 лет назад (XIII тысячелетие до нашей эры). Данная стоянка одна из крупнейших в мире. В честь 90-летия Усольского района в 2015 году установлена скульптурная композиция «Мамонты».
Повернув из Иркутска в сторону Ольхона, в поисках АЗС «Роснефть» заехали в городок Усть-Ордынский. Уютный чистый городок в степи, в котором располагается Усть-Ордынский дацан «Тубдэн Даржелин».
И снова бескрайние степи. Периодически встречаются памятники с изображением оленей и орлов. Олень — это благоприятный символ, ассоциирующийся с Солнцем, восходом, светом, чистотой, обновлением, возрождением, созиданием и духовностью. Как орел и лошадь, олень является посредником между небом и землей, посланником богов.
На пастбищах пасутся стада коров и табуны лошадей. Лошадь в этих местах — священное животное. Это не только средство производства, но, скорее, дар богов, который надо холить и лелеять.
На подъезде к переправе на остров Ольхон на бугре стоит памятник Байкальскому бродяге, который сбежал из тюрьмы, «переехал Байкал» и теперь четырехметровый исполин всматривается вдаль. Что его ждет впереди? «Здоров ли отец мой и брат?» С этого бугра открывается великолепный вид на пролив Ольхонские ворота и на Батюшку Байкал — наша мечта и цель.
Готовясь к поездке, много читали в Интернете про переправу. Что можно стоять часами, а то и днями, чтобы переправиться с одной стороны на другую. Стоять в очереди не пришлось. Желающих посетить остров было немного. Переправа бесплатная и для машин, и для людей.
«Сбылась мечта идиота! — воскликнул Остап Бендер, получив свой долгожданный миллион от подпольного миллионера Корейко». Только, в отличие от легендарного героя, я не опечалилась вдруг, повторив его фразу. Была эйфория от увиденного, от исполнения многолетней мечты, от предвкушения встречи с таинственным Ольхоном — сердцем Байкала.
Немного об островных дорогах: прибыв на остров, мы, будучи законопослушными туристами, поехали по центральной дороге, от которой то тут, то там отходят ответвления и снова примыкают к основной дороге. Это центральное направление сложно назвать центральной дорогой. Полотно больше напоминает стиральную доску. Промучившись пару километров, мы обратили внимание, что другие машины (по всей видимости, местные) смело съезжают на боковые ответвления и летят с крейсерской скоростью, много превышающей нашу. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что эти направления по качеству намного лучше центральной дороги.
Поселок Хужир — столица острова. Здесь расположено огромное множество баз отдыха и островное лесничество.
Одна из трех святынь острова — скала Шаманка (мыс Бурхан). Государственный исторический и природный памятник. Скала сложена двумя вершинами, высота которых составляет 30 и 42 метра. Прогуливаться по самой скале запрещено. Внутри скалы сквозная пещера, где когда-то совершались жертвоприношения. Бурхан — главное божество Байкала, и именно здесь, в этой пещере, по верованиям шаманистов, он обитает.
Предваряют мыс Бурхан сэргэ — столбы, имеющие древнее культовое значение, связанное с шаманизмом. Сэргэ — коновязь (место для привязи коней). Буряты издревле почитали коней и наделяли их божественной силой.
Сэргэ дают понять, что у этого места есть хозяин. Сэргэ бывают разных видов. Высокое, двуступенчатое, с конической вершиной, похожей на свечу (зула) ставили во дворе дома, когда мужчина женился и становился хозяином и отцом. Самая верхняя выемка служила привязью для его коня и коней особо почитаемых членов рода. За вторую выемку привязывали своих коней молодые мужчины. Коням женщин выемка не полагалась, и они привязывали их к гладкой части бревна.
Тринадцать сэргэ и тринадцать хатов (ханов, нойонов) — детей тенгиев, которые являются первопредками всех бурятских родов. Почему именно это количество, точно неизвестно. Хан-Хото бабай является владыкой острова Ольхон.
Сэргэ опоясаны лентами или шарфами, которые называются Хадак. Сэргэ и Хадак слияние двух древних верований — шаманизма и буддизма. Хадак — это элемент буддизма, где цвета ткани имеют сакральное значение. Пять цветов = четыре стихии + пятый элемент?
Четыре стихии: 1) земля, 2) вода, 3) огонь, 4) небо (воздух, или ветер), соответствующие четырем цветам: 1) желтый, 2) белый, 3) красный, 4) синий.
Пятый цвет — зеленый, символизирует Мировое (Вселенское) древо, объединяющее все сферы мироздания. Пятая стихия, или пятый элемент — эфир. В мифологии — это воздух, которым дышат Боги; в философии — небесное вещество. Наверное, можно установить связь между небесным веществом-эфиром и Вселенной.
Еще оной достопримечательностью Ольхона является скальный комплекс «Трезубец» или «Зуб дракона». Эти скалы также похожи на руины древнего замка.
Сарайский пляж, или также Сарайский залив, находится недалеко от Хужира рядом с мысом Бурхан. Название происходит от слова «сарай» — постройка, используемая для хозяйственных нужд. Раньше этот пляж был рыбацким. В выстроенных многочисленных сараях на берегу Байкала рыбаки хранили снасти. Это одно из красивейших мест Ольхона. Пески уходят глубоко в сушу, поглощая хвойный лес.
На острове мы провели сутки.
Возвращаемся на материк.
Обязательным пунктом маршрута было покататься по берегам Байкала. Первое, на что мы наткнулись — старые постройки Байкало-Амурской магистрали (водонапорная башня для паровозов).
В поселке Тайхон посетили Буддийскую Ступу Совершенной Победы, также называемуюй Ступой Благословения или Ступой Власти над продолжительностью жизни — одна из восьми традиционных тибетских ступ, связанных со значительными событиями в жизни Будды Шакьямуни.
Также в п. Тайхон находится Визит-Центр «Байкал заповедный».
Визит-центр «Байкал заповедный» — один из лучших проектов, осуществленных в рамках национальной программы по развитию познавательного и экологического туризма. Это современный, прекрасно оснащенный туристический центр мирового уровня, «визитная карточка» заповедных территорий Байкальского региона. Он объединяет несколько объектов, связанных идеями сохранения природного достояния и историко-культурного наследия Байкала. Здесь действуют современные интерактивные экспозиции, реализуются разнообразные экологические программы, проводятся культурные мероприятия. Применение самых строгих экологических норм позволило разместить современное здание у самой кромки озера. Сквозь большие витражные окна перед вами открывается панорама прекрасного и неповторимого Байкала.
На территории комплекса расположены: визит-центр «Байкал заповедный», историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа», вольерный комплекс «Настоящий баргузинский соболь».
Погуляли по территории Визит-центра. Прошли по экологической тропе, по аллее чистой воды. Осмотрели вольерный комплекс «Настоящий баргузинский соболь». Только осмотрели. То ли мы не понравились настоящим баргузинским соболям, то ли их просто не было в вольерах, но увидеть их нам не посчастливилось.
Попасть нам в сам центр также не удалось. Его мы оставили на следующую поездку. (Что ж мы сейчас все пересмотрим, а в следующий раз и смотреть будет нечего — немного перефразировала слова Тоси из «Девчат»: «…а то мы сегодня все переделаем, а на завтра ничего не останется…»).
А вот историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа» посетили, и муж с удовольствием осмотрел воинские вагоны образца минувшего столетия.
Не попали мы и в краеведческий музей в г. Бабушкин. На двери висел амбарный замок и объявление «Ввиду отсутствия оборудования для дезинфекции, экскурсии в музее временно не проводятся». Что ж. Пандемия вносит свои коррективы в наши планы.
Итак, завершающая точка нашего автопутешествия — Иволгинский дацан — центр российского буддизма.
Немного истории:
Иволгинский дацан — самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. В переводе с тибетского языка «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин» — «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты».
Иволгинский дацан является резиденцией главы буддистов России XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева и носит название «Хамбын Хурээ». Это крупнейший буддийский монастырский комплекс в России и духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.
Дацан находится в Республике Бурятия, в 36 км от Улан-Удэ, он был основан в 1945 году.
Иволгинский дацан стал первым действующим буддийским храмом после многих лет запрета на проведение религиозных буддийских обрядов, сейчас он является также памятником истории и архитектуры, музеем культового зодчества.
После обретения в 2002 году Драгоценного Неиссякаемого Тела XII главы буддистов России Пандито Хамбо ламы Даши Доржи Этигэлова, в Иволгинском дацане возведен Дворец Хамбо Ламы Этигэлова, теперь дацан является резиденцией двух Хамбо лам.
Сразу скажу, увидеть Ламу Итигэлова мы увидели. Но фотографировать в храмах строжайше запрещено. Хоть за нами никто и не наблюдал (мы были практически одни), мы решили не нарушать запрет и не тревожить буддийских богов. Фотографировали только на улице.
Лама Итигэлов медитирует уже 86 лет, не подавая внешних признаков жизни. У него сознание внутриутробного младенца, а биополе достигает величины 23… Через пару лет после извлечения из земли нетленного (буддисты Бурятии предпочитают говорить «Драгоценного и Неиссякаемого») тела Хамбо Ламы Итигэлова его исследовали учёные, взяв образцы некоторых тканей. Их вывод: умерший в 1927 г. человек находится в состоянии, неизвестном науке.
Что мы увидели? За стеклом сидим человек с закрытыми глазами. Настоящий человек с золотистым цветом кожи! Только глаза закрыты. Говорят, иногда Драгоценный их открывает. Видеть это суждено не всем. Мы вошли в число «не всех». При этом не создано специальных климатических условий, как в Мавзолее. Ощущение, надо сказать, немного жутковатое.
Закончился отпуск, а вместе с ним подошло к концу и мое повествование о нашем первом автопутешествии за пределы родного края. Наш верный «котенок» несколько раз ломался по дороге. Но это были незначительные поломки и поблизости от СТО. Спальный модуль служил нам и гостиницей и рестораном.
Приглашаю на мою страничку в «Одноклассниках» — профиль Валерия Макаренко (Курило Дудник), подписывайтесь на меня в инстаграм. Там я размещаю фотографии наших путешествий по Приморском краю и не только.
Фотографии сделаны на фотоаппарат Nikon D3300.
При написании были использованы материалы сайтов: