|
Дорога в Африку
В 2016 году мы были вынуждены сделать перерыв в нашей кругосветке. Тогда и появилось время заняться более подробным планированием маршрута. Еще раз критически охватив взглядом все запланированное путешествие, я пришел к выводу, что мы очень сильно обделили Африку вниманием. Да, можно попасть в Тунис, Алжир и Марокко, но это далеко не вся Африка. Маршрут был перечерчен: теперь наш путь лежал как минимум до ЮАР, а если повезет, то и в Европу попадём через западное побережье. Теперь мы через уже знакомый нам Иран добирались до ОАЭ, а вот дальше начинались сложности.
Как бы мы не крутили карту, все равно получалось, что попасть в Египет (с него мы хотели начать путь по восточной Африке) было непросто. Войной охвачены Сирия и Ирак. Путь в Иорданию через них заблокирован. Можно начать движение с Алжира и Туниса, но тогда нам путь преграждала охваченная войной Ливия. Спускаться чуть ниже и ехать через Нигер и Чад нам не очень хотелось, там слишком сильны позиции исламистов. Оставался вариант проезда из ОАЭ через территорию Саудовской Аравии до Иордании.
Через Саудовскую Аравию было интересно проехать по нескольким соображениям:
При этом мы хорошо понимали, что с созерцательной точки зрения королевство для нас представляло весьма посредственный интерес. Самое интересное, что есть в стране — это Мекка и Медина, там находятся главные святыни мусульманского мира. Правда, немусульманам вход в эти города закрыт. В остальном культурное наследие весьма и весьма скупо. Большая часть страны — это безлюдные пустыни, немного гор и нагорья.
Шансы получить визы были невелики (Артемий Лебедев, например, получал визу туда в течение 7 лет). Но время было, и мы решили попробовать.
С какими сложностями нам пришлось столкнуться я детально описал в этой статье: Как мы полтора года пытались получить визу в Саудовскую Аравию и не получили ее.
Долгий путь в Иорданию
Вариант с отказом в визе был вполне предсказуемым, поэтому параллельно мы готовили другие маршруты проникновения в Африку. Решено, что следующей страной будет Иордания. Она транспортно доступна (морской порт Акабы), непосредственно граничит с Израилем и Египтом, достаточно нейтральна в отношениях с Израилем (границы открыты, дипломатические отношения в норме). По нашей задумке мы должны получить авто в Акабе, проехать по Иордании попасть в Израиль, далее вернуться в Акабу и оттуда на пароме переплыть в египетский порт Нувейба, а оттуда, проехав через Дахаб и Шарм-эль-Шейх, выбраться на большую египетскую землю, фактически на Африканский континент.
Мы рассматривали два пути транспортировки машин до Акабы: на трейлерах (это бы заняло 3-5 суток) и контейнером (около 15 дней). Цены были вполне сопоставимые. Но уже в процессе финального обсуждения, выяснилось, что для трейлеров машины должны быть абсолютно пустые, никаких вещей не допускалось. Пришлось бы снять даже установленные на FJ и одном из Hilux’ов палатки. Все это нам бы пришлось отправлять отдельно от машин в контейнере. По нашим оценками вес всего нашего ценного груза перевалил бы за полтонны и не совсем понятно, сколько бы нам пришлось платить таможенной пошлины за этот груз. Мы остановились на контейнерной перевозке машин, со всем содержимым. После расчетов выяснилось, что две машины войдут в один 40-футовый контейнер, а еще одна в 20-футовый High cube (контейнер с увеличенной высотой). Уже на следующий день машины остались на территории дубайского порта Jebel Ali.
С учетом графика судов, следующий контейнер прибывал через несколько дней. Его маршрут лежал через саудовскую Джедду до Иорданской Акабы. В общем и целом, с момента отправления контейнеров до момента его прибытия в Акабу нужно было прождать 21 день.
Мы долго отслеживали движение сначала одного контейнеровоза, потом другого. В саудовской Джедде контейнеры были перегружены. Все происходящее хорошо было видно в приложении на экране телефона.
Амман
Столица Иордании вполне сносный город, с современным центром.
По большому счету пара дней более чем достаточно, особенно смотреть там нечего, но разок побывать стоит.
Акабское сидение
— Привет, земляки! И шо, как у вас дела?
Сквозь сизый табачный дым офиса одной из транспортный компаний в центре Акабы на меня смотрит улыбчивое лицо араба. Русская речь, с откровенно одесским акцентом, исходившая от него, вводит меня на некоторый момент в ступор.
— Эээээ, а ты сам откуда? — выдавливаю из себя я, и все знакомые арабские слова куда-то испаряются из моей головы.
— Да я местный, просто папа у меня иорданец, а мама из Одессы. Я там родился и прожил много лет, а сейчас вот здесь работаю.
Парня зовут Ферас, он директор компании, куда мы обратились. Перед приездом в Акабу мы заранее нашли того, кто бы мог заняться процессом оформления документов. В памяти всплывала история с тем, как мы получали наши авто из Малайзии в Новосибирске и, совсем еще недавно, из порта Шарджи по прибытии из Ирана. Длительность процесса и цена вроде бы были нам понятны.
Вскоре Ферас знакомит меня с Мохаммедом, с ним все следующие дни мы будем заниматься процессом оформления документов на машины. Мохаммед вполне прилично говорит по-английски, и мы начинаем работу.
Он честно предупреждает, что это может занять более одного дня.
Через несколько часов мы понимаем, что даже два дня слишком оптимистичный срок для нашего предприятия. Есть одна непростительная ошибка: наш индийский отправитель Викрант сделал только один коносамент, в котором получатель всех трех машин это я. Такое недопустимо по иорданским правилам. Поэтому нам придется теперь разделять коносаменты. Но делать это нужно будет в несколько шагов.
С этого момента начиналось «великое акабское сидение». Далеко не в первый раз нам приходится ждать и ждать долго. Недельное ожидание в 2013 в Китае мы назвали «великим тибетским сидением», трехнедельное ожидание выезда машин из Азербайджана «азербайджанским сидением», вот на очереди теперь «акабское». Мы ездим в порт, ходим на таможню, переводим на арабский язык наши документы, делаем страховку, переделываем перевод документов. Постоянно требуются все новые и новые деньги за разные услуги.
Видя, как я переживаю, Мохаммед пытается меня успокоить и периодически начинает разговор на смеси арабского и английского со своей любимой фразы: «you know yanni…» («знаешь, дорогой…»). Тем временем подходят выходные, и процесс останавливается.
Чтобы время не проходило даром, мы на выходные отправляемся в пустыню Вади-Рам. Мы очень хотели там покататься на своих авто, но, увы, получается только на прокатных.
Место очень известное, там снимался не один художественный фильм. Мне лично очень понравился «Лоуренс аравийский» с Омаром Шарифом. На легковых арендованных машинах мы легко добираемся до одного из отелей, находящегося прямо в пустыне. Все красиво стилизовано под стоянку бедуинов: со светом, wi-fi, водопроводом и кучей удобств. Правда, чувствуем себя простыми туристиками.
Все следующие рабочие дни проходят в бесконечной документальной суете. Мы продолжаем что-то оформлять, подписывать, доносить, доделывать, доплачивать. Мохаммед и его помощники без устали носятся между офисами и кажется, что этому нет конца и края. В понедельник мы, наконец, распаковываем контейнеры.
С чувством гигантского облегчения я вижу, что машинки дошли в целости и сохранности. Правда на FJ и Hiluxе Эльшана сели аккумуляторы, похоже, двери были неплотно закрыты. К нашему счастью таможенный досмотр превращается в простую формальность, пожилой таможенник весело и без перерыва о чём-то разговаривает с портовыми служащими и почти ничего не просит открывать и показывать. Вскоре акт досмотра написан, мы выгоняем машины на улицу. Там они будут ждать дальше.
Наши брокеры снимают номера и едут заниматься документами дальше.
В итоге один из основных документов выглядит вот так:
Теперь нужно еще раз перевести все наши документы на арабский. Перевод из ОАЭ не подходит. К счастью, в Акабе находится переводчик и мы весь вечер занимаемся переводом.
Правда утром, когда мы идем делать страховки, обнаруживается пара ошибок. Еще плюс один день на переделки и оформление страховок.
Наступает утро четверга — последнего рабочего дня недели (в Иордании, как и во многих арабских странах, пятница и суббота выходные дни, а воскресенье и далее рабочие). Состояние команды нервное, прошла неделя ожидания, и если сегодня не получится все закончить, то процесс удлинится еще как минимум на два дня.
Весь процесс усложняется тем, что от Aqaba Logistic Village, где находятся наши машины, до таможенного управления около 20 километров горной дороги. Рабочий день таможни оканчивается в три часа дня. К полудню напряжение возрастает, но Мохаммед со своим коллегой продолжают бегать от одного окна к другому и ставить несметное количество подписей и печатей. На часах половина третьего, документы готовы, мы запрыгиваем в микроавтобус Мохаммеда и мчимся в порт. Мне кажется, последний раз я так сильно чего-то ждал, когда был маленький.
На таможенном складе все оформлено и оплачено, но нам не открывают ворота. Мохаммед уже вовсю улыбается: «Алекс, вы сегодня будете на машинах. Уже можете не переживать». Но я смогу успокоиться, только когда машины покинут пределы порта.
Приходит начальник смены и собственноручно крепит специальные номерные бирки к двигателям каждой нашей машины.
Кстати, эти бирки у нас останутся надолго как память.
По замыслу иорданской таможни это не даст нам возможности продать наши двигатели отдельно. Ведь на выезде из страны эти бирки будут проверять. За 15 минут до закрытия таможенного склада мы выезжаем. Мы на свободе!
Дело было 14 февраля )))
По Иордании
Двигаться по Иордании на машинах вполне комфортно. Основная трасса страны идет от Аммана до Акабы. Дорога хорошего качества с разметкой, радарами и периодическими блокпостами.
Временами открываются волшебные виды на горы.
Не стоит забывать, что соседи Иордании не самые спокойные. По ту сторону реки Иордан лежит Палестина, точнее та часть, которая чаще всего фигурирует в новостях, как «западный берег реки Иордан». Севернее и южнее граница с Израилем, а на самом севере королевство граничит с объятыми войной Сирией и Ираком.
Как правило, остановки на блок-постах заканчиваются весельем. Первый вопрос полиции почти везде одинаков: «А вы вообще откуда?». Вскоре фраза на арабском о том, что мы из России и едем вокруг света становится стандартным ответом с нашей стороны. Машину никто не просит открывать, иногда спрашивают, куда мы едем. К русским здесь отношение замечательное, и сложностей на дороге у нас не возникает.
Единственное место, где нас внимательно досмотрели и изучили документы, это въезд в Aqaba free zone — особая экономическая зона Акабы. Как рассказал Мохаммед, на этой территории существуют серьезные налоговые льготы, что позволяет ввозить многие вещи по более низкой цене. Поэтому на въезде проверяют, а не везете ли вы чего с этой зоны в остальные регионы Иордании.
В Акабе
В этом приморском городке мы провели почти неделю. Самый милый и спокойный городок в стране. С выходом к Аккабскому заливу.
Из города легко увидеть соседний израильский Эайлат, буквально пару километров. Туда мы и отправимся немного позже.
Сейчас у нас эйфория, машины наконец у нас в руках и можем далее свободно мчать по Иордании и пытаться въехать в Израиль.
По Иордании
Виды временами чарующие!
Петра.
Фотография храма Эль-Хазне из Набатейского царства — такая же визитная карточка страны, как Кремль для России или Эйфелева башня для Франции.
Петра — древний город, основанный еще до нашей эры. Проход в долину лежит через узкий каньон Сик, где в скалах высечен целый древний город.
Добраться до туда достаточно просто как из столицы Аммана, так и из Акабы. Места очень туристические, снимать коптером здесь нельзя, о чем красноречиво свидетельствует специальный плакат на входе.
Но есть один смелый приём, с помощью которого можно решить эту проблему. Для этого нужно постараться прийти до того, как открывается главный вход. В шесть утра там никого нет и можно спокойно проскользнуть через турникет и снять все величие Набатеи с воздуха и не только, что успешно и сделала часть нашей команды.
Весь путь от начала и до конца долины занимает около трех часов.
Все это время вас будут атаковать местные продавцы песка, сувениров, просто камней, поездок на верблюдах, ослах, конях и бог знает, чего еще.
В этом году повальная мода заученно повторять «No business today, I sell it very cheap for you» (не идет сегодня бизнес, задешево тебе продам).
В самом конце город заканчивается храмом схожим по великолепию с Эль-Хазной.
Несмотря на его туристическую начинку, это место стоит посетить.
Мертвое море
Еще одно из мест, которое нужно посетить. Конечно, слово «море» по отношению к этому специфичному водоему вызывает улыбку.
На той стороне «моря» уже Палестина (или Израиль, смотря откуда смотреть), её видно невооруженным глазом. Расстояние до того берега, всего пару десятков километров в самом широком месте. В длину мертвое море простирается на 67 км. Это, кстати, самое низкое место на суше — ниже уровня мирового океана на 430 м.
Стоит в нем искупаться. Только берегите глаза!
Попавшая сверхсоленая вода вызовет крайне неприятные ощущения. А вот утонуть здесь сложно — вода будет всегда вас держать на поверхности, даже если вы не будете предпринимать никаких усилий.
Ну а для желающих всегда найдется грязь)
Дорога в Израиль
В планах четвертого этапа я видел три места, которые у меня вызывали беспокойство: проезд Саудии, въезд в Израиль, пересечение Синая. Саудия оказалась закрытой, на очереди была проверка того, сможем ли мы попасть в Израиль. Несмотря на длительное исследование этой темы заранее, мы так и не смогли найти внятных свидетельств того, что путешественники на собственном автотранспорте добирались до Израиля. Все походы в израильский культурный центр и написания писем, сводились к каким-то общим рассуждениям: «а давайте попробуем».
Когда все это мне изрядно поднадоело, я просто позвонил в посольство Израиля в Москве и задал прямой вопрос: «А мы к вам сможем заехать на машинах с русскими номерами?» — «Приезжайте, проблем не вижу», — последовал ответ, после чего я больше не стал сомневаться. Значит, едем.
Иорданская Акаба и израильский Эйлат по своей сути города близнецы. Выглядит это все как один город на побережье, который разделяет граница. С Акабы легко просматривается весь Эйлат, точно так же как с Эйлата Акаба.
За пару часов мы проходим иорданский КПП. Все как обычно неспешно: кто-то ушел пить чай, кто-то просто не сильно торопится. Но вот все оформлено, и мы с трепетом выезжаем на буферную территорию. Пустят нас? Сразу развернут или задержат машины и будут выяснять? Я нацелен на самый жесткий вариант. В моем паспорте, например, иранская виза, а это значит гарантированный допрос. Граница жёстче, чем граница Израиля, наверное, только в Северной Корее.
Через несколько сотен метров уже виден укрепленный израильский КПП, носящий имя Ицхака Рабина. На нём развивается флаг с синей звездой Давида. Навстречу нам выходит вооруженный человек. Мы еще достаточно далеко, но уже видно, как странно он одет. Нет, это как будто не военный это… рэппер с автоматом? На нем нет военной формы, похоже, он одет в то, что ему нравится.
Вскоре он подходит к моей машине, и мы слышим то, чего меньше всего ожидали:
— И шо мы тут беспределим?
Да, похоже, в Израиле будет интересно!