|
Маршрут: Новосибирск — Озерное — Алтайский Марс — Акташ — Улаган — Кату-Ярык — Озерное — Новосибирск.
Автомобиль: Рено Дастер, 2016 г.в., полный привод, 143 л.с., автомат, пробег 43 000.
Доброго времени суток, уважаемые читатели!
С удовольствием спешу продолжить начатую в июне серию публикаций об автопокатушках в Горный Алтай.
Как и планировала, очередная поездка состоялась в конце июля, с 28/07 по 03/08.
Мною был заранее разработан маршрут — файл, содержащий 39 страниц с подробным описанием достопримечательностей и схемами проезда. Необходимость этого действия была продиктована тем, что не всем в составе нашей автокоманды знакома география Республики Алтай. Зато, тщательно изучив мои материалы, во время данного «турне» все знали, куда мы едем, что смотрим и где находимся)))
При составлении маршрута я пользовалась картами и контактами баз с сайта turistka.ru. Лишь только телефончик кемпинга «Каменные грибы» мне написали в комментариях к прошлому отчету.
Здесь я буду приводить краткие выдержки из своего плана перед началом описания каждого из семи дней.
В своей прошлой истории travel.drom.ru/69541/ я рассказывала немного о себе и о своей машине. Напомню вкратце, я — Марина, живу в Новосибирске, езжу на Ладе Весте (отзыв об автомобиле), и Кату-Ярык, куда очень сильно хотелось уже давно, я поначалу собиралась штурмовать на ней. Но, поразмыслив, поняла, что все-таки сподручнее и спокойнее будет сделать это на более подходящем транспортном средстве. Вопрос — на каком? Есть второй автомобиль Шевроле Нива, но его я боюсь, он абсолютно ненадежный и постоянно ломается, видимо, неудачный экземпляр попался. Хм… Оставался вариант с отцовским Дастером, о чем я писала в более поздних комментариях к предыдущему рассказу. Поначалу сомневалась, так как предлагать папе на замену механику мне было не совсем удобно, поскольку его Дастер на автомате, ездить на нем приходится каждый день (работа далеко от дома). Но папа сказал: «Я с 75-го года ездил на механике и лишь с 16-го на автомате, поэтому все норм!» Тем более освежил свои навыки в апреле, когда брал у меня Весту на пару недель, так как Дастеру меняли по гарантии стартер. Решено! Мы едем на жЫпе)))
Папулькин Дастер в «Гранях Алтая»: пока еще почти идеально чистый и весь такой блестяще-сияющий))
Первая остановка в Республике Алтай.
К габаритам привыкать мне не нужно, так как раньше ездила на ЛР Фрилендере, Хорьке и Прадике. Наш жЫп все же поменьше их будет))) Конечно, отвыкла я за 2 года с Вестой от больших машин, но это дело трех минут) Единственное, что мне не нравится в Дастере — это его маленькие мини-зеркала. Я привыкла к «лопухам» на своих машинах, но все-таки быстро адаптируюсь!
Поменялись мы машинами заранее, за неделю до поездки, заодно и проверила, как Дастер ведет себя на трассе (ехала с дачи). Все отлично! Только руль тяжелее, чем на Весте, особенно если крутить его на месте и на небольшой скорости. Автомаааат… (сказано мечтательно)) Ну, я же вообще молодца и универсальный водитель ;-) — легко и непринужденно пересаживаюсь с механики на автомат и обратно, сцепление на автомате левой ногой не жму. Были опасения, что отвыкну за две недели от механики, но нет — после обратного обмена не заглохла даже ни разу.
Накануне поездки, заехав на Беркут заправиться, попросила подкачать колеса на папулькином Дастере, так как выглядели они слегка спущенными. Так и есть, на трех колесах давление было 1,8, а на правом заднем 0,8 (а надо 2). Сказали ехать на шиномонтаж. Там нашли дырку, заклеили. В общем и целом, автомобиль был подготовлен к путешествию, папа тщательно подошел к вопросу моей безопасности и удобства в поездке. Были поменяны оба задних амортизатора, меняли за деньги, так как гарантия на них закончилась; замена же стоек стабилизатора прошла в рамках гарантии. Также было сделано очередное ТО по регламенту.
Наш жЫп, естественно, умеет активно задействовать все четыре колеса, лишь стоит покрутить крутилку для выбора типа привода) Режимов три: либо 2 WD (на нем мы передвигались по идеальному асфальту Чуйского тракта и не совсем идеальному, но тоже асфальту, в Новосибирской области), либо полный привод, автоматически подключаемый AUTO, когда компьютер сам регулирует распределение мощности по осям автомобиля (выбрала его, когда выехали из Акташа в сторону Улагана и обратно), либо жестко подключаемый 4WD Lock (то есть, блокировка электромагнитной муфты, находящейся в редукторе, таким образом, мощность равномерно распределяется между осями автомобиля), который используется в условиях непроходимых дорог или плохо проходимого бездорожья, в общем, как раз-таки идеально созданный для подъема на Кату-Ярык.
В этот раз наша команда единомышленников состояла из трех человек: моя подруга Наталья, ее 14-летняя дочь Аня и я:
Как все уже догадались, водитель — только я. Наташа взяла на себя организацию нашего питания в поездке. Поначалу мною в смете было заложено на питание 1000 руб. на человека в день. Но Натаха сказала, что 100% потратим меньше. С собой брали газовую плитку и баллоны с газом. Из запасов еды — всякие роллтоны, картофельное пюре завариваемое Бизнес-Меню, овсяные каши быстрого приготовления, обычная гречка, разные печенюшки, конфеты, чай, кофе. В холодильном пакете сосиски, масло, сыр, колбаса. В общем, все серьезно)) И даже меню чуть ли не по каждому дню у нас было продумано еще до выезда! Также брали одноразовую посуду — тарелки, стаканы, вилки, ложки.
В соответствии с изученным прогнозом погоды нас ждали жаркие дни с температурой иногда даже более 30 градусов без дождей, либо с кратковременными дождями ночью.
Итак, поехали!
День первый, воскресенье 28 июля
По плану: выезд из Новосибирска, едем до села Озерное (Манжерок), ночуем в усадьбе Замок Петровича.
Итого за день примерно 500 км.
Примерно в 6:30 выехала из дома. Погода отличная, тепло и солнечно.
Вот такую картину увидела, выйдя из дома))
У Наташи вещей оказалось больше, чем я представляла. Но у нее есть бесценный опыт, как впихнуть в машину невпихУемое))) и идеально сложить весь тетрис!
По Новосибирской области ехали как обычно, не останавливаясь, до Граней Алтая. Там, по уже сложившейся традиции, пили латте с шоколадкой и ели собственноручно приготовленный Наташей яблочно-ягодный пирог.
Далее не спеша, еще с парой остановок, доехали до Манжерока, вернее до села Озерное, где у нас была забронирована усадьба «Замок Петровича». Размещение понравилось, домики из кедра новые, чисто, приятно. Рекомендую. Останавливались здесь впервые. Думаю, очень удобно будет пожить здесь и зимой, ведь рядом находится ГЛК Манжерок. По полученным сведениям, на Мажероке закуплена система искусственного оснежения, по идее, значит, не должно быть проблем со снегом зимой.
Жаль, что рядом в непосредственной близости нет реки, как, например, в усадьбе Солнечный берег в Соузге, где мы обычно гостили, но, тем не менее, вариант весьма подходящий и вполне достойный. Стоимость трехместного размещения 1 800 руб./сутки, питание самостоятельно. В кедровом домике 4 номера. Мне очень сильно нравится проживание именно в таких вот усадьбовых домиках, а не в гостиницах или отелях. Как нам рассказал хозяин усадьбы, он сам приехал из Новосибирска пару лет назад, снял комнату именно тут и так вот и остался))))
Итог дня: ура, мы на Алтае!!! И пока что все идет в соответствии с разработанным маршрутом ;-)
День второй, понедельник 29 июля
По плану: выезд из Озерного, едем в сторону Ташанты по Чуйскому тракту, остановки:
Итого за день примерно 624 км.
Задумки грандиозные на этот день! Погода все так же отличная, тепло, даже жарковато, солнечно, небо голубое.
Накануне угомонились поздно, поэтому рано встать и, соответственно, выехать, не удалось. Собрали вещи и уехали от Петровича около 12 часов дня. Мы же в отпуске, торопиться нам некуда. Я уже понимаю, что всё, что мы наметили на этот день, нам не удастся выполнить. Ну и ладно, куда успеем — туда и доедем. Остановок много задумано, так как все хочется посмотреть. Но на практике осуществить это сложно, особенно когда выезжаешь позже, чем планировалось))
По факту, как и по плану, первый пит-стоп в этот день — на Семинском перевале. Естественно, здесь было прохладнее, чем внизу, но в этот раз перевал встречал нас не таким жутким холодом, как в мае. Ходили мы там долго, посмотрели вокруг по всем сторонам; поглазели, что там продают, купили какой-то Кедрокофе — растворимый напиток из кедрового ореха, который оказался прямо-таки эксклюзивом, так как нигде больше я найти его не смогла.
Следующая пауза в вояже этого дня — перевал Чике-Таман. Там мы тоже долго гуляли. Еще обедали и пили чай. Как минимум, почти час по времени заняла эта стоянка. На Чике-Тамане в глаза бросился разрисованный УАЗ Патриот прикольного оранжевого цвета, с которым мы потом периодически встречались в пути. Также наблюдали на перевале группу иностранцев, легко вычисляемых, что это не русские по их экипировке, которая всегда соответствует требованиям местности: если это горы, то обязательно специальные ботинки, костюмы и головные уборы.
Очередным перерывчиком в рулении стало место слияния рек Чуи и Катуни. Песчаные скалы и Ининские стелы проехали, мост видели только издалека, не останавливались, так как время поджимало.
В этот раз картинка слияния рек была именно такой, какой я видела ее на фото в интернете: бирюзовая Катунь и серая Чуя.
«жЫп» уже слегка грязный, со следами от насекомышей))
После 712 км начинался пока что незнакомый для меня Чуйский тракт, так как настолько далеко я еще не забиралась.
Кажется, именно с того места на дороге нам стали попадаться вот такие животные, то ли суслики, то ли сурки)) Они реально смелые, шустро юркнуть наперерез машине для них вообще не вопрос)
Вот такой милашка с травой во рту…
Дальше мы ехали без остановок до базы «Златогорье», так как вечерело. На место прибыли примерно к семи вечера. Нашли администратора, нам показали наше сегодняшнее пристанище — домик трехместный, без каких-либо удобств стоимостью 2100 руб. Питание самостоятельно, есть кухня. Душ (100 руб.), умывальники, туалеты на улице, есть баня (800 руб./час). Вокруг красОты, за базой ручей. Есть места под палатки. По факту оказался неработающий душ, так как сломался водонагреватель, а вода была ледяная. Договорились на баню за 400 руб. (типа на полчаса). Туалеты очень грязные! В номерах не убирают вообще либо крайне редко. Грязно!
То есть, как Вы понимаете, эту базу я категорически не рекомендую.
Нам нужно было закупить кое-какие продукты, поэтому, разместившись, поехали до Акташа в магазин. Понятно, что ни в какую Ташанту сегодня мы уже не попадаем. Ну да ладно, не беда.
Практически центр Акташа, в Новосибирске местами такие же дороги попадаются)
Небольшое отступление про топливо и АЗС. В Дастере шкала уровня бензина состоит из 8 делений-прямоугольничков. Вечером в этот день было половина бака или же на 1 деление меньше половины, точно не помню. Я уточнила у администратора «Златогорья», есть ли далее по Чуйскому тракту в сторону Ташанты заправки, так как нам ехать завтра с утра на Марс. Девушка заверила, что есть, там же поселки, в том числе Чаган-Узун. Ок, тогда там и заправимся.
Итог дня: проехали примерно 326 км с остановками на Семинском перевале, Чике-Тамане, слиянии рек и благополучно добрались до «Златогорья».
День третий, вторник 30 июля
По плану: выезд с базы «Златогорье» до Алтайского Марса 864 км тракта, после едем на Кату-Ярык с остановками:
Итого за день примерно 292 км.
Похоже, сегодня будет очередной жаркий день… С утра уже ярко светит солнце и совсем тепло.
Весьма плотно позавтракав, выезжаем примерно в 10:00.
Сначала мы доехали до Гейзерового озера, так как вчера до него не добрались. Оно находится, фигурально выражаясь, буквально в нескольких метрах от базы «Златогорье». Проход к нему идет по территории базы «Маленький рай» и стоил в июле 50 руб., дети бесплатно. Все цивильно устроено, приятная аккуратненькая тропиночка из досочек, ни грязи тебе, ни топей))
Для справки: «Гейзеровое озеро (Голубое озеро, Серебряное озеро) у села Акташ находится на 796 км Чуйского тракта в Горном Алтае немного в стороне от дороги. Глубина озера — около двух метров, диаметр — примерно 25-30 метров. В озеро впадает довольно большой ручей. Гейзеровое озеро единственное в своем роде — редкое по красоте, чистое, незамерзающее даже зимой. Это всегда открытый в Космос «земной глаз» удивительного бирюзового цвета. На зеркале озера можно заметить разводы округлой или овальной формы, которые по сути лишь отражение процессов, происходящих на дне озера. Там, в таинственной глубине, время от времени оживают «гейзеры», выбрасывая на поверхность смесь голубоватой глины и песка, которые формируют на дне озера видимые концентрические окружности. Вы можете оказаться тем счастливчиком, который будет присутствовать при «извержении» и запечатлеет происходящее на фотоаппарат».
Народу очень много, люди приходят как самостоятельно, так и в составе экскурсионных групп.
Далее взяли курс на Марс, то есть до села Чаган-Узун на 864 км тракта, а там через село еще примерно 8 км по полям. Вскоре вдалеке появляются настоящие горы — Северо-Чуйский хребет. Его кусочек был виден прямо от базы, через которую мы шли к Гейзеровому озеру.
Для справки: «Северо-Чуйский хребет является одним из самых запоминающихся зрелищ, которые предстают перед глазами туристов, путешествующих по Чуйскому тракту. Вершины хребта виднеются уже с дороги за селом Акташ. На въезде в Курайскую степь открывается величественная панорама заснеженных горных вершин, окружающих степные просторы. Северо-Чуйский хребет простирается с северо-запада на юго-восток на 120 км. Ограничен долинами рек Аргут и Чаган-Узун. Основное оледенение хребта сосредоточено в центральной части — массиве Биш-Иирду. Средняя высота здесь около 3600 метров, самые крупные вершины Маашей-баш и Актру превышают 4000 метров (4173 и 4044 метра соответственно). Всего в этой части насчитывается около 200 ледников общей площадью 175 м2. В долине реки Актру, расположенной в 35 км от села Курай, находится альплагерь — старейшая спортивная турбаза в районе, откуда начинаются многочисленные категорийные альпинистские и туристические маршруты ...»
С широко открытыми от удивления глазами, мы ехали, завороженные видами. Аня же фотографировала из окна машины, насколько это было возможно.
И опять не останавливались, так как сегодня нам еще нужно доехать до Кату-Ярыка. Намечалась «засада» — заправок-то что-то не ощущалось, а уровень топлива падал. Надежда была на Чаган-Узун. Переехали по мосту через Чую, доехали до развилки. По идее, в соответствии со схемой проезда из нашего маршрута — нам налево через рощу. Пока мы стояли и раздумывали, куда же все-таки ехать (внутренний навигатор в голове блондинки все же дал сбой :-D), шедшие за нами две машины, Хонда ЦРВ и Лада Хрей с томскими номерами, уверенно повернули направо. Подумав, что они наверняка знают точно, «где тут на Марс», последовали за ними через центр села и далее по полям. Как я поняла потом, когда мы возвращались через ту самую рощу, дорога через село все-таки получше, меньше ям.
На въезде на Марс берут 200 руб. за машину. Народу было много. Спросила у «сборщика оплаты» про АЗС, сказал, что в Чаган-Узуне их нет. Есть в Кош-Агаче, 30 км отсюда и на обратном пути в каком-то селе, но там бензин быстро разбирают… У меня разболелась голова то ли от переживаний из-за заканчивающегося топлива, то ли от высоты. БК показывал запас хода на 180 км. По моим подсчетам, нам нужно было проехать обратно примерно 85 км до Акташа. По идее, должно хватить.
Для справки: «Цветные горы Кызыл-Чина недалеко от села Чаган-Узун — замечательное место для фотографов, для любителей геологии и для любителей красоты. Горы как будто покрашены полосами в разные оттенки красного, желтого и зеленого цвета. Это место — Марс на Алтае! Находится оно в начале Чуйской степи, примерно в 7,5 км от Чуйского тракта.
Чтобы подняться на красные горы Марса-1 надо переехать через ручей Кызыл-Чин или перейти по камушкам. От Марса-1 около трех километров вверх по течению речки, в ущелье до Марса-2…
Название Кызыл-Чин с тюркского — красное ущелье, и действительно в этой местности преобладает красный цвет. Очень давно, более чем 300 млн. лет назад сформировались красно-коричневые слои, которые мы видим сейчас на Марсе-1. Зеленые цвета тоже относятся к этому периоду. Это древние глины с примесью песчаника и известняка. Цветные полоски располагаются почти горизонтальными слоями.
Каждый слой формировался в определенный период и от условий того периода зависело, какой цвет приобретет глина. На разноцветных горах можно видеть, как поработал ветер и талые воды. Выветренные склоны стоят почти вертикальными стенами с колоннами и везде по горам талые воды прорезали бороздки и овраги, создав причудливый рельеф.
Очень интересные ощущения испытываешь, когда ходишь по однородному цветному покрытию то зеленому, то желтому, то красному, как будто попал на площадку для тенниса! А еще Кызыл-Чин может напомнить декорации к вестерну — красная пустынная местность с каньонами. Но основное, что приходит в голову — ты ходишь по безжизненной почве Марса!
К Марсу-2 надо идти вверх по течению Кызыл-Чина. Интересно, что речка питается талыми водами и поэтому вечером, когда таяние останавливается, речку «выключают», вода перестает бежать. Утром речку «включают»! Заходите в ущелье и дальше по тропинке правого берега реки. Вдоль реки радует глаз аллея тополей. По ходу движения, выше берега речки вы увидите заброшенную штольню. Если подняться на гребень горы, то можете увидеть камни с петроглифами. Чуть-чуть не доходя до цветной горы Марса-2, будет небольшой участок, где тропинка проходит по краю горы высоко над рекой. В сухую погоду она хорошо проходима. Возможно вам захочется подняться на гору Сукор, с которой вы увидите разноцветную долину. …
В районе Чуйской и Курайской степи около 90 млн. лет назад был огромный водоем. Доктор геологических наук В.С. Зыкин обнаружил в долине реки Кызыл-Чин толщу породы, которая при дальнейшем исследовании оказалась морской. «Это было нормальное море, с морской фауной и нормальной соленостью», - говорит Владимир Зыкин. Представляете - теплое соленое море на Алтае! Ученые предполагают, что море проникало из Кавказского региона, т.к. фауна этих пород напоминает Кавказскую. Потом было оледенение и возникали пресные озера. Накапливались озерные, речные, ледниковые отложения. Долина перед ущельем Кызыл-Чина выложена глинами древнего озера. Cрез озерно-ледниковых отложений хорошо видно по дороге в село Бельтир вдоль реки Чаган-Узун. Следы древнего озера остались в Курайской степи в виде Гигантской ряби».
Конечно же, в планах было сходить везде — и на Марс-1 и на Марс-2. Но в нашем случае неимоверная жара помешала нам. Да и время… Его нам, как обычно, катастрофически не хватало.
Похоже, вдали это и есть тропинка, ведущая на Марс-2.
В общем, поехали мы обратно. Проехали то село, где типа есть заправка. Ну да, мы ее видели — одна единственная колонка)) Пролетели, не останавливаясь. Вскоре загорелась лампа. Потом через какое-то время БК престал показывать запас хода…
Буквально недавно, читая блог Рено Арканы, узнала, что «… по традиции Рено, после 60 км перестает показываться запас хода …».
Я всегда стараюсь мыслить позитивно. Установка — «Мы доехали до Акташа и спокойно заправились на Нике»))) Так и вышло. Дотянули «на лампе». До такого пустого состояния бака я, естественно, стараюсь не доводить, но тут по незнанию о наличии заправок в пути получилось вот так.
После обеда в Акташе свернули строго по указателю на Улаган. Проехав по каким-то закоулкам, выезжаем на Улаганский тракт и держим путь на Кату-Ярык. Стояла жара, болела голова, несмотря на съеденную таблетку; а мы рвались вперед. Забираемся все выше и выше. Асфальта становится все меньше. Включила автоматический полный привод (хотя это не обязательно, но пусть будет). Едем, не останавливаясь, так как приближается вечер. Лишь в Улагане заехали в магазин.
Уровень бензина не упал ни на одно деление, видать, знатно я его утрамбовала на заправке в Акташе))) После озера Учкель на дороге что-то поднакопилось транспорта, некоторые даже обгоняли друг друга. Мы же ехали потихоньку, ведь все-таки незнакомая сложная дорога, внизу «ааа, пропасть»)) Так всей толпой машин и прибыли на великий и могучий Кату-Ярык. Думала, про отсутствие мобильной связи — все же слегка преувеличено, но, посмотрев на экран телефона, понимаю, что так оно и есть. Надо сказать, это весьма необычное чувство для городского человека, избалованного благами цивилизации, видеть на экране своего мобильника пустую фигурку оповещения о силе сигнала сотовой вышки и ощущать себя без такой вроде бы всегда доступной мобильной связи)))
Место, где нет мобильной связи)
Для справки: «Перевал Кату-Ярык (в переводе с тюркского — твердая трещина в горе, ущелье, теснина) — ворота в заповедный край — долину Чулышмана, благодаря которым этот сказочный уголок алтайского среднегорья стал открытым миру. Находится он в 47 км от Улагана, в стороне от оживленного Чуйского тракта, на участке дороги, ведущей от с. Балыктуюль на юг Телецкого озера — единственной транспортной артерии, соединяющей долину Чулышмана с большой землей. Если посередине с. Балыктуюль свернуть направо по указателю «На Балыкчу», то через 31 км живописной грунтовой дороги, петляющей по Улаганскому нагорью, минуя Пазырыкские курганы, любуясь по пути тайгой и голубыми озерами глубоко внизу, Вы окажетесь на перевале. Когда попадаешь сюда впервые, просто дух захватывает от увиденного. Автомобильный спуск уходит вправо, а слева — на высшей точке перевала — расположена смотровая площадка, откуда открываются потрясающие виды: внизу узкой зеленой лентой извивается Чулышман, на противоположной стороне ущелья — Чулышманское нагорье, обрывающееся в долину отвесными скальными стенами примерно километровой высоты, по которым низвергается почти 100-метровый водопад. … Справа видны несколько зигзагов дороги с перевала, слева — уходящее в сторону Телецкого озера ущелье, по которому течет Чулышман, с обступающими его зелеными и «плюшевыми» на вид горами.
Кату-Ярык — перевал уникальный, второго такого нет. Здесь нет классической, характерной для перевалов, симметрии: серпантин подъема — серпантин спуска. Перевал представляет собой спуск с Улаганского плато в долину Чулышмана — это 3,5-километровый зигзаг из 9 петель, вырубленный в ~ 70º склоне горы, с 800 м перепадом высоты, «одноколейка» над пропастью, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах (там есть небольшие карманы). От водителя требуется повышенное внимание, и, конечно, лучше спускаться в светлое время суток. Средний уклон дороги ~10º, самый крутой участок — финишная прямая перед выездом в долину. Первопрохождение перевала обычно производит большое впечатление на водителей. …
Кату-Ярык — перевал полностью рукотворный и появился, как и дорога Балыктуюль-Балыкча, сравнительно недавно — в 1989 году. До этого попасть в долину Чулышмана и на южный берег Телецкого можно было только водным путем — по озеру, либо конными тропами. Появлением своим Кату-Ярык обязан Арсентию Васильевичу Санаа (в то время — директору совхоза «Советский Алтай»), о чем свидетельствует установленная на перевале табличка) и трем бульдозеристам Ухановым: Аркадию Абрамовичу, его сыну Анатолию и племяннику Виктору Романовичу. Работа, начатая Ухановыми по инициативе А.В. Санаа в 1987 г., к сентябрю-октябрю 1989 г. завершилась открытием автомобильного перевала.
Открытие перевала стало открытием новых возможностей как для жителей долины Чулышмана, так и для туристов, получивших возможность проникнуть в прежде недоступный, а потому сохранивший нетронутую природу уголок — исконные земли теленгитов — одного из наиболее воинственных алтайских племен, потомки которых, сохранившие суровые черты своих предков, живут в долине и сегодня, постепенно, но неуклонно перестраиваясь от не слишком дружелюбного отношения к посторонним к гостеприимному. С каждым годом туристическая инфраструктура за Кату-Ярыком становится все более развитой. На территории турбаз сервис, возможно, и не на уровне евростандартов, но гарантированы сохранность имущества и транспорта на время путешествий по окрестностям, да и гостеприимство хозяев баз обеспечивает нейтралитет со стороны местных жителей».
Начало спуска с Кату-Ярыка. Главное, смотреть на знаки! Наверху ограничение скорости 30 км/ч))
Натаха потихоньку начинает бояться)) Для успокоения походили-побродили вокруг, насколько позволяло время. Фотосессии решили устроить на обратном пути. Сели в машину, включила режим М коробки и на первой передаче и строго на тормозах начали спускаться. Наташка активно помогала тормозить ногами :-D Встречки не было. Проехав пару поворотов, остановились. Вышла, посмотрела диски, не синие ли. Хм, вроде обычные. Спускаемся ниже, машина ведет себя отлично, тормозит. Перед последним, самым крутым спуском по советам, полученным ранее, останавливаемся. Следом за нами встает Х-Трэйл с абаканскими номерами, следом Хонда Степвгн. Парень из Х-Трейла сказал стоять и ждать 15 минут, пока диски не остынут. Они реально пышут жаром. Узнала оригинальный способ проверки их нагрева — на них надо плюнуть :-D. Если шипят — то стоим. Но мне хватило просто постоять рядом, поднеся руку. Стоим, глазеем, удивляемся, наблюдаем, как поднимаются большие машины, шумя вентиляторами. Про фото забыли напрочь.
Вот поднялась Нива с прицепом. Спустился новый Аутлэндер, еще даже без номеров. Потом мне сказали, что я отчаянная (сказала девушка, которая шла пешком с ребенком, так как побоялась ехать вниз на машине с мужем). Еще с каким-то диким скрипом спустилась старенькая «буханка». Тем временем экипаж Хонды разворачивается и едет наверх, сказав, что всё внизу они уже видели)) Пропускаем вперед тандем из Форика и Рекстона, садимся в жЫп и продолжаем наш путь в долину. В одном месте нам попадается встречный поднимающийся, не помню кто, пропускаем его, прижавшись правее. Наташа, которая сидит как раз справа над обрывом (правда, там уже вроде и не так высоко), говорит, что всё, хватит уже жаться к «пропасти», пусть он как хочет, так и объезжает :-D Типа пусть хоть новую дорогу себе в горе прокладывает)))
Спустились, чуть-чуть постояли поодаль и поехали дальше. Аня сказала, что ей ни капельки не было страшно))
Едем до Каменных грибов по долине реки Чулышман. Зрелище завораживает. Это ж надо такое придумать! (про природу вокруг))))
Но дорога, конечно, местами просто жесть. Мозговытрясательная… Часто съезжали в поля с этой стиральной доски.
Тем временем вечер все ближе. Иногда промелькивают такие мысли — главное, чтобы камнем не повредить колесо, иначе, несмотря на мои теоретические познания этого весьма увлекательного на первый взгляд процесса, трудно нам будет. Связи нет, интернета нет (так-то многие вещи можно узнать у Гугла), и машин уже мало едет. Попалась встречная Веста-универсал, экипаж которой как раз стоял и менял колесо. Но все же, видимо, моя твердая уверенность в хорошем исходе этой операции и все-таки в большинстве своем исключительно позитивный ход мыслей оберегали колеса нашего «вездехода»)))
Примерно в половине восьмого вечера уставшие, с головной болью, с пылью в глазах, мы добрались, наконец-то, до кемпинга «Каменные грибы», где у нас был забронирован двухместный аил с допразмещением. Видели бы Вы этот аил :-D Этакий малюсенький кругленький сарайчик))) Потопали к администратору, миленькому алтайскому мальчику, попросили что-то другое, нам выделили четырехместный фанерный домик за 2000 руб./сутки. Домики эти новенькие, чистенькие, перед домиком беседка. Туалеты, умывальники на улице, все в отличном состоянии, туалеты даже закрываются на замочки. Душ летний, вода нормальная. Есть баня. Электричество включают с восьми вечера до двенадцати ночи. Телефоны, которые в долине реки без мобильной связи стали просто фотоаппаратами, на зарядку нужно отдавать в домик администрации, так как розеток в домиках нет. Есть столовая. Еда вполне приличная, недорого, например, порция лагмана 150 руб. Ужин в этот вечер нам, правда, не достался, надо было заказывать заранее. Тут-то и пригодилась газовая плитка))) Поужинали, съели еще по одной таблетке (сильно прям болела голова), выдохнули. Мы на месте. Завтра «ни на какое ЮБТО» не едем, сидим тут, едим и ходим)))
В домике примерно так — просто и чисто) Нам все понравилось!
Итог дня: проехали примерно 300 км, из них от Акташа до кемпинга «Каменные грибы» примерно 140 км, которые мы преодолели часов за 6 или немногим более того с остановкой только в Улагане, благополучно спустились с перевала и добрались до места ночевки, даже не повредив ни одно из ведущих колес на нашем жЫпчике!
День четвертый, среда 31 июля
По плану: находимся в долине Чулышмана на базе, идем на Каменные грибы либо водопад Учар, ночуем, машина стоит, либо едем на ЮБТО (примерно 50 км до него от кемпинга).
Итого за день примерно 100 км либо 0 км.
Всю ночь шел дождь, утро также быстро дождливым, но теплым, больше 20 градусов. Мы не расстраивались, так как нам сказали, что погода здесь быстро меняется, и мы таки были уверены, что все равно попадем на Каменные грибы, как и хотели. Не зря ж мы сюда ехали! Пока ждали «с моря погоды», устроила помывку машины изнутри, так как все было покрыто пылью. Снаружи, естественно, не трогали, так как нереально было смыть все это тряпочками (потом так и ехали в Новосибирск, покрытые пылью Кату-Ярыка)))
К обеду стало проясниваться. Прибывали туристы. Среди них была и группа из Латвии, естественно, все экипированы как положено в горах) Позже я увидела их «тетрис» до потолка в багажнике микроавтобуса))) Куда уж тут нашему)
Вышли на Грибы. Чтобы на них попасть, нужно переправиться через Чулышман. Стоимость 500 руб. с лодки, макс 5 человек вмещается. Хотя, как я поняла, глубина реки в том месте — типа метр)) Пешком можно перейти) Уж не знаю, шутил ли «паромщик» на эту тему или нет.
Переправа; видна «поросль» Грибов на заднем плане.
По пути фотографировали «камушки».
Сначала идти было легко, подъем не сильно крут.
Мы, конечно же, останавливались, чтобы сделать снимки видов долины.
Постепенно крутизна склона увеличивалась. Лично мне вниз было страшно смотреть лишь по той причине, что непонятно, как мы будем обратно спускаться. Спускались потом почти ползком :-D
Идти наверх было трудно еще и потому, что было очень душно. Несмотря на мою тренированность, сердце колотилось в подъем, приходилось останавливаться на передышку. Как туда наверх забрался дедусечка, которого мы встретили внизу, даже не представляю… Но мы все же дошли.
Вот такое увидели:
Для справки: «На правом берегу Чулышмана, … находится урочище Аккурум (Ак-Корум), название которого переводится как «Белая осыпь». Обычно «курумами» называют скопления крупных глыб и обломков прочных скальных пород, образующихся в результате выветривания на пологих склонах и у их подножий. Характерной особенностью курумов является их медленное перемещение вниз по склону.
Здесь, в ущелье Карасу, где протекает одноименный приток Чулышмана, находятся каменные грибы — необычные формы рельефа, образовавшиеся в результате избирательного вымывания (по-научному — денудации) неоднородных горных пород. Выросли эти грибы примерно так: глыба из прочной породы служила своеобразным зонтиком для своего основания. Более мягкая порода вокруг основания размывалась осадками, а «стебель» рос, рос, рос... И так много-много лет. …
Можно только радоваться, что это необычное природное явление сохранилось до нашего времени во всей своей красе. К сожалению, эти грибы продолжают постепенно разрушаться. Говорят, что во время землетрясений на Алтае в 2003 году несколько «шляпок» упало. Среди геологов бытует мнение, что наши внуки их, возможно, уже и не увидят.
Каменные грибы в Горном Алтае есть не только в ущелье Карасу, но это место одно из самых «грибных» и относительно доступных. Формы рельефа, очень похожие на грибы встречаются также в Крыму и на Урале, но, составляющие их горные породы и природа образования несколько отличаются, и это придает своеобразие их формам и внешнему виду».
Вернулись живыми и невредимыми, надышавшись теплым влажным воздухом, даже ни разу не упали нигде.
Назавтра нам предстояло подняться на Кату-Ярык. Посему надо бы проверить уровень антифриза, масла. С маслом все ок. А вот что с антифризом? Мне показалось, уровень ниже минимума. Как это? Ведь перед поездкой его меняли… Пошла спрашивать, может, у кого-то да окажется вдруг запасной… Но нет, сказали, здесь с этим напряженка.
Дядечка-водитель экскурсионного микроавтобуса пошел смотреть, что там у нас с антифризом. «Да все отлично у Вас!». В общем, антифриз в Дастере зеленый, а не розовый :-D А мне казалось, что он розовый и его очень мало. Зеленый его цвет оказался не общепринятым зеленым, а с каким-то желтоватым его оттенком, видимо, чем-то больше похожим на розовый :-D
Итог дня: мы просто отдохнули, полюбовались красОтами вокруг, вкусно поели и навели чистоту в машине.
День пятый, четверг 1 августа
По плану: выезд с долины Чулышмана, подъем на Кату-Ярык, едем до села Озерное (Манжерок):
Итого за день примерно 694 км.
Уже четверг… Погода отличная. Судя по всему, денек опять будет жаркий. Сегодня едем обратно в цивилизацию) Вот интересно — мне некомфортно без мобильной связи и интернета, а Наташа говорит, что с превеликим удовольствием осталась бы тут еще на неделю как минимум. Аня страдает без интернета, но особо виду не показывает. Стойкая девочка))) Тем временем мы позавтракали (сегодня кормили весьма вкусненькими сырниками) и попытались выпить кофе. Но почему-то в столовой не было молока, предложили только сгущенку (и то с заменителем молочного жира!). А меж тем, нормальный кофе мы не пили уже с воскресенья))
Далее собрали вещи, сложили тетрис в багажнике и в десять утра взяли курс для начала на Улаган.
Перед стартом рассказала Наташе, как включать печку, если вдруг начнем греться во время подъема. Всё наглядно продемонстрировала, включив максимальный обдув и получив изрядную порцию пыли Чулышманской долины в лицо :-D Блондинка же ж))))
До цивилизации еще ехать и ехать… Но сегодня процесс идет веселее, так как утро, солнце, река блестит в его лучах, и даже люди попадаются! В подъемчики пробую, как машина заезжает на первой передаче в ручном режиме коробки.
Проезжаем очередную базу, Наташа, обернувшись, пытается прочитать ее название, у нее получается Эдем. «Не, это Эзен, я точно помню такое название», — говорю я. О, очередной подъемчик, где можно попробовать режим М. Так, стоп, это что? Резко останавливаемся перед этой табличкой:
Ну мы и живчики) Чуть было не пролетели мимо Кату-Ярыка :-D
Время половина двенадцатого, позавчера вечером путь на базу показался более долгим.
Немножко постояли, подождали, пока заедет лихая девушка на Тойоте Калдине (мы решили, что она местная, так как слишком смело и резво рванула она в подъем). Потом поехала Витара, которая стояла рядом с нами. Малость подождали еще, пока спустится машина и поехали. Эммм, надо же включить 4 WD Lock. Трогаемся, забираемся немного вверх и… то самое чувство, когда машина не едет… Более того, всё происходит так, как и говорили — если остановишься, то уже не тронешься. Пытаюсь тронуться, а машина едет назад вниз. Ок, включаю заднюю и скатываемся до более-менее пологого места, поняв в чем дело. А дело было в том, что я постеснялась нажать педаль газа посильнее. Попытка номер 2: ручной режим, первая передача, все та же жесткая блокировка, педаль газа в пол, и мы едем. Потихоньку, на 2 тыс. оборотов, но едем. В тех местах, где уклон не так крут, все 143 буйных кобылы под капотом Дастера рвутся в бой, и зеленый значок на приборной панели настойчиво предлагает переключиться на вторую передачу. Ну уж нетушки))) По совету бывалых, если не знаешь, как и на какой передаче ехать, ехай на первой. В таких местах просто приотпускаю педаль газа и так же едем на первой. В более крутых местах — режим «газ в пол». Вот так без единой пробуксовки, от страху без остановок, без встречки мы вскарабкались наверх. Единственная машина стояла ждала нас в начале своего спуска (то есть, в конце нашего подъема). Уффф, мы наверху. Полдень, 34 градуса жары. Фотосессии быть, несмотря ни на что! Обязательно отключить режим жесткой блокировки, перевести крутилку в AUTO, ибо нельзя в 4WD Lock ездить почем зря)) А то сломается!
Прощай, Кату-Ярык! Ты неповторим! Такого я никогда не видела! Тут нужно побывать, хотя бы один раз! Мои мысли на тот момент — хоть и понравилось мне здесь очень сильно, но больше я не поеду сюда, потому что мне реально жалко машину.
Вдоволь находившись поверху, насмотревшись вниз до головокружения, нафотографировавшись, мы с печалью покидаем этот дикий заповедный рай.
На перегоне Кату-Ярык — Улаган — всем известная панорама озера Учкель:
Вскоре доехали до Улагана. Связи быть!!! Телефон ломился от пришедших уведомлений. У Ани было 900 сообщений во Вконтакте) Вопли восторга — ребенок дорвался до инета! Созвонились со всеми, кто нас потерял (хотя мы заранее предупреждали о том, что будем вне зоны доступа).
В Улагане: звонок родным, а также грязнуля Renault — наш герой)))
На Улаганский перевал поднимаемся в автоматическом режиме коробки, автомат переключает передачу на 4000 оборотов. Тяжело ему, однако…
На перевале у нас был высокогорный обед))) А еще там было всего 18 градусов! Все-таки высота 2080 м! Но в этот раз мы были рады прохладе после изнурительной жары долины Чулышмана.
Держим путь дальше:
На пути к Акташу — озеро Чейбеккель.
Для справки: «Озеро Чейбеккель (Чойбек-коль, «вытянутое озеро») находится в Улаганском районе Горного Алтая, в долине реки Чибитка рядом с трассой Акташ-Усть-Улаган, слева от дороги в нескольких километрах после Красных ворот. Озеро длинное и относительно узкое, растянуто вдоль дороги километра на два с половиной. Чейбеккель — пресное озеро, имеет завальное происхождение, питается за счет осадков, подземных и талых вод, и реки Чибитки, которая впадает в него, и из него же и вытекает. Из-за большой высоты озеро замерзает рано, а оттаивает поздно, лед на нем бывает даже в начале лета.
Еще одно название озера Чейбеккель — Мертвое озеро. Многие путеводители и экскурсоводы утверждают, что местные жители называют озеро Мертвым потому, что в нем нет рыбы и растительности, и даже водоплавающие птицы на него не садятся, и что все это якобы из-за содержания в воде ртутных соединений. Говорят также, что Мертвое озеро является прообразом картины Г.И. Чорос-Гуркина «Озеро горных духов» и одноименного рассказа Ивана Ефремова, написанного им после встречи с художником. Хотя в рассказе Ефремова «Озеро горных духов» высказывается предположение, что описанные необычные явления на озере связаны с ядовитыми испарениями ртути, но действие происходит на другом Мертвом озере в долине реки Куркуре, одного из притоков Аргута. Чорос-Гуркин много путешествовал по горам Алтая. Существует мнение, что прототипом к его картине послужили несколько горных озер.
В 1931 году в районе озера Чейбеккель действительно было найдено месторождение киновари — ртутной руды, но про «озерки ртути» никакой речи не идет. По результатам исследований сотрудников Томского университета, изучавших биофизику озера, содержание ртути в воде не превышает нормы. ...»
Обязательно останавливаемся на Красных воротах:
Для справки: «В нескольких километрах от села Акташ по трассе Акташ-Усть-Улаган дорога, пересекая по мостику реку Чибитку, проходит между высоких скал с ярко-выраженным красноватым оттенком. Это место носит название «Красные Ворота» и входит в число памятников природы Республики Алтай. Проход в скалах был пробит при строительстве дороги. Розово-красный оттенок породе придают соединения ртути (киноварь).
Субъективное восприятие данного места заметно зависит от погодных условий. В солнечную погоду Красные ворота выглядят необычно, интригующе, …»
В итоге до Акташа мы доехали за шесть (!) часов. И это сто сорок км!!! А ведь нам еще ехать до Озерного, а это 318 км. По плану у нас в этот день был еще Талдуринский оползень… Эммм, вспоминаю, что ох не зря же я встречала на Алтае Новый 2019 год, ведь как (и, видимо, где!) его встретишь, так / там и проведешь)) Зимой была тут, весной была, летом, остается неосвоенным осенний Алтай…
Снова едем по любимому Чуйскому тракту. Остановки были только на водопаде Ширлак:
Для справки: «Красивый и доступный для автотуриста водопад Ширлак, который называют еще Девичьи слезы, находится в пешей доступности от дороги. Это 759 км. Чуйского тракта. Если вы едете из Бийска, в направлении к Кош-Агачу, то после слияния Чуи и Катуни, после Белого бома, примерно через пять километров после памятника Кольке Снегиреву, вы увидите справа площадку для стоянки машин, слева через дорогу — беседка, где обычно продают сувениры. Дорога к водопаду начинается около беседки. Водопад виден с дороги.
От дороги кажется, что тонкий поток течет вертикально по «щеке» скалы, напоминая дорожку девичьих слез. К водопаду идет натоптанная тропинка, которая проходит через небольшой березовый перелесок. В лесу течет ручей — это вода после водопада. Чтобы увидеть падение воды вблизи, надо подняться к скалам, немного попотеть. Небольшая речка, которая образует водопад, есть на карте, но не подписана. Длина ее немного больше двух километров. Она впадает в Чую.
Высота водопада около 20 метров. Река прорезала себе дорогу в скале, образовав небольшое ущелье, из которого и вытекает на отвесные скалы.
Как и многие сильные, интересные места на Алтае, водопад Девичьи слезы имеет свою легенду. Легенда говорит о том, что во время нападений Джунгаров, одна девушка с братом убегали от преследователей по ложбине, но ложбина кончилась обрывом. Девушка и ее брат бросились вниз, чтобы не попасть в плен и разбились. С тех пор бежит по скале тонкий поток слез...»
И на памятнике Кольке Снегиреву:
Для справки: «Колька Снегирев — герой легендарной песни «Есть по Чуйскому тракту дорога», которая появилась на Алтае в 30-е годы прошлого века, когда Чуйский тракт осваивался машинами Советской республики. Песня стала очень любимой в народе. Хотя прототип ее героя, Николай Ковалев, счастливо дожил до старости, многие, кто пел и слушал эту песню, были уверены, что история, описанная в песне, на самом деле произошла. Что Колька Снегирев разбился, слетев с Чуйского тракта, когда обгонял на машине АМО Форд своей любимой девушки. Друзья реального шофера Николая Ковалева, ветераны СовАвтоБийска, в конце 70-х годов прошлого века поставили на 744 км Чуйского тракта памятник Кольке Снегиреву. На груде камней установили штурвал и сваренные части автомобиля. Такие памятники попадаются по Чуйскому тракту, их ставят в память погибшим шоферам. Рядом на большом камне написали краской первые слова песни.
Шоферская работа в то время была сложна и опасна, овеяна романтикой и легендами. Шоферское братство разнесло песню «Есть по Чуйскому тракту дорога» по всей стране. В 1978-79 гг. семеро романтиков — одни из первых шоферов СовАвтоБийска — Николай Ковалев с друзьями починили и покрасили старую машину ЗИС 5, в кузов загрузили памятник и поехали по Чуйскому тракту, вспоминая годы работы, свою молодость и приключения на дороге. Это была трогательная поезда, когда «ребята» по очереди вели свою ретро-машину и сразу за массивом Ак-Боом, Белый Бомом поставили памятник герою песни. Мотив песни звучит в фильме В. Шукшина »Живет такой парень».
В 2012 г., в год 90-летия присвоения Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения, на месте штурвала и сваренных деталей от машины по инициативе правительства Республики Алтай поставили новый памятник - стремящийся вверх по постаменту ЗИС. На трех опорах постамента выгравированы слова песни «Есть по Чуйском тракту дорога». Линия постамента повторяет линию горного хребта. Круговые дорожки вокруг машины символизируют зигзаги Чуйского тракта. В сентябре 2014 г. на постамент вместо ЗИСа поставили АМО (машину, которую в песне Колька «как сестренку родную любил») и следом за АМО взбирается «Виллис» — американский автомобиль высокой проходимости. И хотя это не Форд, на котором в песне «работала Рая», но тоже неплохо смотрится и сыграл свою роль на дорогах страны в ВОВ.
Весь монумент посвящен мужественным шоферам Чуйского тракта, которые преодолевая перевалы и бомы, работали в Горном Алтае.
Если подняться в гору по асфальтированной дорожке, то можно увидеть участок старого Чуйского тракта и пройтись по нему, … На каменной кладке, укреплявшей старую дорогу, прикреплена плита в память 90-летия присвоения Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения.
Памятник гармонично вписался в пейзаж и станет достопримечательностью Чуйского тракта. Он находится через 32 км после места слияния Чуи и Катуни и через 21 км после петроглифов Калбак-Таш, за селом Белый Бом. Старый памятник Кольке Снегиреву, который поставили ветераны-шоферы, находится сейчас в бийском музее Чуйского тракта. В музее с конца января 2015 г. работает новая экспозиция «История автомобилизации Чуйского тракта».
Примерно в половине одиннадцатого вечера мы прибыли в усадьбу Замок Петровича в Озерном.
Итог дня: проехали примерно 458 км, в пути были больше 12 часов. Это мой личный рекорд, столько времени подряд я еще никогда не рулила. И всё бы ничего, но сильно утомляет эта жара. Еще меня тормознули ДПС. Проверили доки и отпустили, пожелав счастливого пути)
День шестой, пятница 2 августа
По плану: развлекаемся в районе села Озерное.
Можно поехать на озеро Ая или озеро Манжерок, либо проехать до Чемала (на остров Патмос).
Потом можно доехать до Ороктойского моста (38 км от Чемала).
Итого за день примерно 236 км.
Опять жара! Сегодня по прогнозу 32 градуса. Погода вносит свои корректировки в наш маршрут: у нас был запланирован Чемал и Ороктойский мост. Но, взвесив все за и против, решаем, что тяжело нам будет в зной передвигаться, поэтому решаем доехать до Чемала, пройтись по козьей тропе и вернуться в Манжерок / Озерное.
Эх, в такую погоду на пляж бы! В общем, мы вернулись к Петровичу, пообедав в Элекмонаре, переоделись в купальники и поехали на озеро Манжерок))
Итог дня: по моим подсчетам, проехали не больше 100 км, может меньше. Прошли на остров Патмос, а потом по козьей тропе до Чемальской ГЭС. И на пляжный отдых время выделили!
День седьмой, суббота 3 августа
По плану: выезд в Новосибирск.
Итого за день примерно 500 км.
Ночью шел дождь. С утра было свежо и прохладно, но по прогнозу ожидалось 28 градусов.
Что характерно — от села Озерное по указателям до Ташанты 490 км влево и до Новосибирска 473 км вправо. Почти одинаково. Нам куда? :-D
Итог дня: мы дома. Все отлично, только немного грустно. В Новосибирске попали в пробку, видимо, все возвращались в город с пляжей…
В качестве заключения вернемся к вопросу в заголовке к данному рассказу: много ли это — семь дней лета в Горном Алтае? Лично мне — не, не много)))
Еще не вернувшись домой, я уже выстраивала маршрут осеннего путешествия. Оставалось лишь понять, с кем я поеду.
Но Вселенная — мудрая женщина, и когда мы идем именно той, нужной, дорогой, всё складывается максимально легко и гладко))
Уже после возвращения в Новосибирск мне позвонила еще одна моя подруга, с которой мы ездили на Алтай в далеком 2015 году, и спросила, как впечатления от поездки. Услышав в ответ, что «офигительно, потрясающе, но очень жарко», сказала, что ездить нужно осенью))
— Так у меня уже практически готов маршрут на осень!
— Тогда едем?
— Ага!
На работе выпросила внеплановый недельный отпуск, мотивировав тем, что я еще не все посмотрела на Алтае, а у меня много отпускных дней накопилось — у нас иногда так можно ;-) Согласовали без проблем. Скоро снова в путь!
По итогу поездки:
Мои затраты составили не более 20000 руб. (включая внесение меня в полисы ОСАГО и КАСКО). При этом я не экономила на сувенирах и всяких разных мелких приятностях.
Сделав определенные запасы еды (пусть даже и БП) и взяв с собой газ, можно существенно сократить затраты на питание.
Бензина 95-го потрачено примерно 180 л (заправлялись 4 раза на 1500 руб. и 1 раз на 2000 руб.).
Пройдено около 2400 км (вроде по БК такая цифра была). Средний расход БК показывал, кажись, 8,6 л/100км. Или 9,2))
Колеса целые.
По приезде на дачу к родителям увидела на задней левой двери небольшую вмятину. Сразу вспомнила тот момент, когда мы ехали по долине Чулышмана и от пролетевшего мимо Крузака словили камень.
Пришел штраф на 250 руб. (уже со скидкой), поймала в Речкуновке, только выехав из Новосибирска, видимо, сильно спешили на Алтай :-D
Это мой первый загородный штраф.
На этом вторую часть повествования заканчиваю, надеюсь, скоро будет третья))
Всем желаю добра, тепла и исключительно положительных эмоций!