|
Всем привет! Мы — Денис, Яна и Тимур Денисович, в этом году скатались из Красноярска на славное озеро Байкал, где каждый вечер, восстанавливая в памяти события прошедшего дня, я писал путевые заметки, которые вам и хочу представить. Нашим верным другом, позволившим совершить это путешествие, стал автомобиль Subaru Forester 2002 года выпуска, простой двухлитровый атмосферник, верой и правдой служащий нашей семье уже почти пять лет. Особенностью этого путешествия является то, что до последнего момента мы не знали, куда поедем, так как первоначальным планам противостояла стихия в Иркутской области и перекрытая трасса Сибирь. Отпуск подходил к концу, и нужно было что-то решать, переносить было просто некуда, и мы, собирая и упаковывая в машину необходимые для путешествия вещи, назначаем дату выезда на утро третьего июля, но пока ещё не знаем куда. Уровень в реке Ия, ранее блокировавший проезд через город Тулун, потихоньку падает, и вот второго июля в районе обеда появляется информация, что первые машины начинают пускать по ранее затопленным участкам. Затеплилась надежда.
03.07.19 г. | день 1 | Красноярск — Зима 807 км
Ранний выезд и непонятная перспектива в случае закрытой трассы проехать 660 километров в одну сторону и вернуться ни с чем уже не пугали. В путь!
Дорога длинная, изобилующая ремонтами, притом капитальными в Иркутской области. Нас постоянно обгоняют команды, перевозящие раллийную технику, оказывается, 7 июля в Иркутске стартует ралли Шелковый путь-2019, и у некоторых участников, так же как и у нас, появился шанс попасть на ту, отрезанную сторону.
Участники ралли Шелковый путь-2019.
Сначала нам попадались поля, заполненные водой, потом кое-где и лес, стоящий в воде, потом был Нижнеудинск, где трассу перекрыли сначала, но ненадолго, мы смотрели и сочувствовали людям, а потом доехали и до Тулуна, где просто не стало слов, это просто похоже на место боевых действий, небольшой видеоролик снятый на ходу — это лишь малая часть увиденного там. Очень жаль людей, их имущество, их дома, их животных.
Видели, как раздают гуманитарную помощь. Искренне сочувствуем этим людям и нужно ехать дальше. Не успели отъехать от места затопления и двадцати километров как нас накрывает очень сильный грозовой фронт, в котором приходится очень осторожно ехать около полутора часов и порядка ста километров.
Таким образом, за первый день нашего путешествия мы достигли города Зима, преодолев 807 непростых километров, сегодня спим в съёмной квартире, где, кстати, до нас пару дней пережидал перекрытие трассы тоже красноярец. Одна трасса, один город, одна квартира.
04.07.19 г. | день 2 | Зима — Иркутск — Листвянка 341 км
Утро пришло быстро, быстрее чем хотелось бы, ведь приехали мы в Зиму только в полночь. После ужина и душа посмотрел на часы, висящие на кухне, показывают час, мои — полночь, все верно, тут время иркутское. Посидев немного за ноутбуком, смотрю, а время по-прежнему час, тот самый случай из загадки про часы, показывающие правильно лишь два раза в сутки :)
Задача на сегодня добраться до Листвянки и очутиться наконец-то на берегу Байкала. Путь наш лежал через Иркутск, где очень вкусно и недорого пообедали в столовой гостиницы РЖД. Иркутск поразил тем, что расположен на сопках, дороги постоянно вверх-вниз. Город большой, интересный, но мы оставили его на обратный путь, хоть ещё не раз через него проедем по маршруту в рамках данного путешествия, так устроена дорожная сеть области.
Дорога до Листвянки очень сильно напомнила дорогу от Красноярска до Дивногорска.
Хочется упомянуть, что в этой поездке обратил внимание на иркутских водителей, которые достаточно лихо обгоняют на трассе через сплошные линии разметки. И вот, наблюдаем такую картину — на узкой дороге, ведущей в поселок Листвянка, через сплошную в горку с отсутствующей видимостью пошёл Порш Кайен, решив опасно обогнать вереницу машин, и тут на самом изломе подъема ему навстречу выскакивает экипаж ДПС, вот так встреча. Естественно, Порш был остановлен. А мы продолжив движение дальше, заскочили по пути в архитектурно-этнографический музей Тальцы, но успели только к закрытию, придётся также оставить на потом. И вот через несколько поворотов нам открывается исток Ангары и Байкал. Какой же он большой, настоящее море!
В Листвянке мы сняли домик и пошли погулять и пофотографироваться. Тоже интересное место, поселок небольшой, но очень сильно вытянут вдоль берега, это особенность ландшафта. Очень много гостиниц, туристов, особенно китайских, при попытке узнать дорогу первые, на кого мы наткнулись, оказались немцы. Много различных судов, есть регулярное сообщение с другим берегом Ангары, другими частями Байкала, много различных водных экскурсий.
Вернувшись к ужину в домик, познакомились поближе с нашим новым другом, хаски по кличке Скиф, пёс хозяйки дома, очень позитивный и жизнерадостный живчик, будет охранять наш покой сегодня.
05.07.19 г. | день 3 | Листвянка
Проснулись в приподнятом настроении, ведь нам сегодня предстоит масса интересного, уж чего-чего, а этого в Листвянке хватает.
После хорошего завтрака мы поспешили в Нерпинарий, где дрессированные нерпы показывали трюки, играли в спортивные игры, рисовали и дудели на дудках почти целый час. К сожалению, съёмка категорически запрещена, так что кадров, увы, нет, только добрые воспоминания.
Сразу после представления нам предстояло добраться до Байкальской астрофизической обсерватории, расположенной на окраине посёлка, там была запланирована экскурсия, которая продлилась около трёх часов.
Въезд на территорию обсерватории.
Для тех, кто захочет посетить обсерваторию, — она есть на карте Иркутска, там же есть телефон, на экскурсию нужно записываться. Ворота на въезде закрыты, опять же по звонку всё открывают, можно въехать на машине, пешком идти не обязательно!
На территории обсерватории находится несколько телескопов, решили начать с самого большого из них, он так и называется — Большой вакуумный телескоп. Нам повезло, до него нас забросили на микроавтобусе, ехать минут десять. Он оказался весьма немалым, высотой с восьмиэтажный дом, расположенный на вершине сопки. Телескоп предназначен для наблюдения за ближайшей к нам звездой — Солнцем, его видно почти с любой точки посёлка. С Байкала, с соседних гор и с его верхушки открывается поистине замечательный, пожалуй, лучший в округе вид на всю окрестность. С удовольствием побывали на вершине, а также посетили что-то типа выставочного зала и узнали интересные факты о Солнце, Байкале, данной местности, о телескопах. После чего прогулялись пару километров пешком обратно вниз.
Вид на окрестность с высоты Большого вакуумного телескопа.
Отражатель Большого вакуумного телескопа, вид сзади. Отслеживает Солнце весь день, направляя его отражение внутрь телескопа.
На этом экскурсия не закончилась. Немного отдышавшись, экскурсовод повёл нас к телескопу поменьше, на котором уже своими глазами можно наблюдать Солнце в красном спектре волн. Прозвучала шутка о том, что через этот телескоп можно увидеть Солнце больше, чем два раза своими собственными глазами.
Рядом были другие телескопы, в которых работали люди, по словам экскурсовода там можно смотреть через фильтры других цветов.
Мы настроили телескоп, поймав в него Солнце, завели механизм часов, позволяющий вращать этим телескопом со скоростью часовой стрелки, чтобы он следовал сам за постоянно ускользающей к западу ближайшей к нам звездой, увидели сами и даже смогли заснять на фотоаппарат Солнце и пятна на его поверхности.
Солнце в красном фильтре малого телескопа, отчетливо видна активность и пятна.
К концу экскурсии мы достаточно сильно проголодались и с удовольствием поехали домой обедать, после чего направились на набережную, чтобы совершить водную прогулку до бухты Любви, плавсредств для которой тут было в изобилии. На борту судна, пока укомплектовывалась наша группа, мы могли вдоволь нафотографироваться, надеть спасательные жилеты, понаблюдать за жизнью набережной, за некоторыми отважившимися тут купаться — вода по температуре напомнила Енисей, бодрит.
Капитанская рубка. Органы управления судном.
Набралось нас десять человек, и мы отправились. На Байкале достаточно ветрено, народ после выхода из пристани стал активно заматываться пледами, но наша цель оказалась недалеко и мы, пройдя вдоль берега минут 15, зашли в бухту Любви, где, высадившись, смогли снова пофотографироваться и погулять.
На берегу были замечены аккуратно сложенные камушки на всех возможных выступах прибрежных скал, видимо, местная традиция.
Оформление выступов скал на берегу бухты Любви.
На обратном пути ветер стих, но пошли большие волны. Байкал впечатляет своими размерами, а цвет воды меняется от синевато-голубой до зеленой, красивое место, обязательно стоит тут побывать!
После такой, не побоюсь этого слова, морской прогулки решили снова забраться в горы, для этого поехали на другой конец посёлка на канатно-кресельную дорогу. Кстати, поселок растянут вдоль берега Байкала аж на шесть километров, поэтому везде приходится добираться на машине.
Поднявшись по горному серпантину к месту начала канатки, узнали, что успеваем по времени работы дороги только подняться, решаем брать билеты в один конец и спускаться ногами, о чем не пожалели, даже после пройденных сегодня километров. Немного в стороне от дороги, ведущей на спуск, есть памятник природы — камень Черского и смотровая площадка с видом на исток Ангары, куда я быстренько сбегал поснимать, пока более уставшие продолжили неспешный спуск. Оператора, как известно, ноги кормят :)
Вдалеке виднеется Большой вакуумный телескоп.
Порт Байкал, вид с камня Черского.
Ну а раз нам удалось свершить такие наполеоновские планы, решили отпраздновать это тортиком Наполеон :) Так и закончился очередной день!
Кстати, магазинов, по крайней мере продуктовых, тут хватает. Так же есть один банкомат, Сбербанка.
06.07.19 г. | день 4 | Листвянка — Иркутск — Аршан 263,8 км
Сегодняшний день так же начался уж очень быстро, не успев уснуть толком, пришлось уже вставать, и именно из-за такого ритма серия наших путешествий и называется «бегом» :)
После завтрака нас ждали сборы вещей, ведь мы успели основательно осесть в этом домике за два дня. Попрощались с добродушной хозяйкой и доблестным охранником Скифом, потихоньку выдвинулись на выезд из посёлка. Потихоньку, потому что хотели ещё посетить музей Байкала с виртуальным погружением на самое дно озера, это как раз на выезде. И вот, по пути к музею в очередной раз проезжаем очень интересную сувенирную лавку, чем-то она приглянулась нам, пока непонятно чем, но мы её ежедневно замечали и благополучно проезжали мимо, а чтобы не разворачиваться, всё время планировали заскочить на обратном пути, но то забывали, то уже были уставшие и голодные, в общем, так этого и не сделали.
Пришёл, наконец, её час, правда мы снова проскочили и решили уже вернуться пешком. Подходим и видим — это лавка художника, самая настоящая студия, где создаются, наносятся и продаются картины на магнитиках, кружках, флягах, камнях и других различных предметах, это всё авторская работа, и нужно заметить очень хорошая!
Пока смотрели, прицениваясь к паре магнитов, он подошёл сам. И как-то так получилось, творческие люди всегда найдут общий язык, он попросил помочь ему с неисправным ноутбуком, который делал в его студии немало работы. Как можно отказать практически родственной душе? Дел, правда, оказалось на час-другой, но зато потраченное время с лихвой окупилось новым знакомством, приятной беседой и полученными от рук мастера подарками в виде магнитика с его авторской, напомню, работой, а также нашим фото-картиной на камне. Звать его Саян, сам он с Аршана, куда мы сегодня и направляемся, его студия находится на набережной Байкала в Листвянке весь туристический сезон, также есть две точки в самом Аршане, где есть все те же сувениры, выполненные руками мастера, очень рекомендуем к посещению. Как минимум получите эстетическое удовольствие и, возможно, заберёте немного с собой, для дальнейшего созерцания :)
Магнитик с авторской картиной.
На самом деле немного удручают лавки сувениров здесь — их очень много, но торгуют одним и тем же, а тут очень интересный творческий подход.
Пока компьютер работал себе, а художник распечатывал фотографию на камне для нас, в качестве подарка, мы поспешили в музей Байкала, потому что время уже поджимало, помните про «бегом»? :)
С парковкой возле музея беда, но нашлось одно место, специально для нас, куда мы втиснулись. Побежали изучать историю и обитателей этого величественного озера. Чувства остались смешанные и, глядя на толпу китайцев, на самом деле начинаешь верить про то, что при желании они нас просто шапками закидают :) В общем, иностранцев и вообще народа в музее много, приходится протискиваться и из-за этого очень сложно что-то снимать. Мы быстренько пробегаем все залы и направляемся обратно к Саяну, где нас уже ждёт наша фотография с его подписью, бывает же, вот какая история может быть у сувенира и, соответственно, приобретённая ценность.
Уже давно было время обеда, которое по плану мы хотели провести в столовой гостиницы РЖД в Иркутске, уж очень там понравилось, но Иркутск нужно было преодолевать ходом, не забыв про то, что там где-то сегодня открытие ралли Шелковый путь-2019. Крупное как-никак мероприятие, не повлияло бы на прохождение города, а у нас теперь своё ралли — успеть в Аршан засветло, таким образом нужно было быстренько пообедать здесь и выдвигаться.
Прощаемся с Саяном и идём в расположенную рядом юрту, еда очень вкусная, но для одноразовой посуды что-то уж очень дорого. Время поджимает, и мы выдвигаемся. По пути также останавливаемся около гостиницы «Легенда Байкала», откуда открывается вид на Шаман-камень, так как гостиница расположена прямо напротив него. Уровень воды не позволяет полюбоваться достопримечательностью, оставив на поверхности лишь самую макушку.
Лишь верхушка Шаман-камня торчит над поверхностью.
Между катером и лодкой, да-да, это он, Шаман-камень.
Ну всё, теперь в путь. В Тальцы уже не успеваем, к сожалению.
Первая часть пути проходит беззаботно и достаточно быстро. Добравшись до Иркутска, заправляем полный бак и крутим руль в сторону Култукского тракта с его знаменитым перевалом и серпантинами, трасса достаточно муторная и узкая, где часто из-за поворота выскакивают обгоняющие авто, щекочут нервы. Видели одну аварию, как раз на повороте.
Спустившись к Байкалу сразу уходим в сторону Тункинской долины, поток транспорта резко сокращается и начинается дождь, который сопровождает нас в республику Бурятия.
Дождь настолько усилился, что полностью разрушил не только планы встать где-то с палаткой, но и вообще поставил под сомнение визит сюда. Так или иначе, но здравый смысл всё равно подсказывал не ехать назад в ночь, а переночевать и наутро принимать решение. Под проливными струями с неба и уже в сумерках въезжаем в п. Аршан, пытаясь найти жильё. Покрутившись, находим хороший уютный домик за очень умеренную сумму, но, отдав последние купюры, имеем пустой кошелёк, так как всё на карточках — в Иркутске не стали останавливаться, чтобы снять денег в банкомате. Пересидим непогоду в домике, наутро уже будем искать банкомат и думать, что делать дальше.
07.07.19 г.| день 5 | Аршан
Утро оказалось намного добрее, чем мы могли предполагать — тучи разогнало, начало распогоживаться и от ночного дождя остались лишь воспоминания. Мы выспались, узнали, что можно рассчитаться безналом за ещё одну ночь, позавтракали и пошли на местные источники, коих тут просто масса.
Подъехав на машине поближе, пошли пешком по тропам. Перейдя через реку Кынгырга, через лес, нашли основной питьевой источник Аршана, он помогает для пищеварительной системы и в большом почёте у отдыхающих, что видно по огромной очереди. Рядом находится глазной источник, где никого нет, пошли туда. На вопрос, как им пользоваться, нам объяснили, что нужно подождать пузырения воды и просто умыться. Сделали как сказали и всё-таки пошли вставать в очередь, где провели примерно час. Набрали бутылку этой воды (шесть литров) и, раз уж набрали балласта, решили сходить посмотреть на водопады на реке Кынгырга, это выше по течению и идти вроде недалеко, но местами очень крутые уклоны, то вверх, то вниз, и по расстоянию оказалось несколько дальше, чем отмечено на карте. В общем, на прогулку ушло часа полтора, хотя расстояние там не больше двух километров.
Уже вернувшись домой в Красноярск, мы узнали, что в этот день на первом водопаде был камнепад и были пострадавшие, видимо, это было уже ближе к вечеру, т.к. в районе обеда, когда мы там были, всё было тихо и спокойно.
При спуске вниз было открытием, что вода в источнике газированная — при открывании крышки её просто сорвало с хлопком.
Основной питьевой источник Аршана.
Народ тут любит составлять камешки в пирамидки разных видов, форм и размеров.
Первый водопад, ближе подходить не стали.
Вернулись готовые к обеду. Заглянули в кафе при одной из гостиниц, которое оказалось весьма хорошим и недорогим рестораном с очень приветливым персоналом, где и пообедали. Ещё тут же рядом нашли лавку Саяна с которым познакомилось ранее в Листвянке, куда так же наведались.
После обеда, который по времени уже был очень близок к ужину, решили посмотреть на еще одну местную достопримечательность Хойморский дацан, при входе на территорию висит плакатик в котором просят сохранять тишину и не нарушать покой. В сам дацан мы заходить не стали, просто походили, посмотрели, послушали, как тихо тут, как всегда пофотографировали, поснимали да и ушли восвояси.
По Аршану, кстати, использовали приложение maps.me, все основные места, тропы, источники, даже дацан — это всё взято оттуда.
Весьма уставшие и довольные, поехали домой, по пути заскочив в магазин, где, к своему удивлению, нашли банкомат. Удивление оттого, что поиск в интернете ничего не дал, а тут вот он, стоит себе. Сняли денег и вообще довольные пошли домой. Где и провели вечер. Все-таки здорово, что встретив непогоду вчера вечером не испугались, но решили стоять на своём, хоть и вымокли в поисках жилья, но сегодняшний день вознаградил за всё с лихвой!
8.7.19 | день 6 | Аршан — Улан-Удэ — Онохой 510 км
Сегодняшний день, к сожалению, ничем особо не примечателен, целый день дорога. Выехали не с утра пораньше, а нормально позавтракав, собравшись, запаковавшись, в общем, не торопясь, в 11 часов местного времени. Можно было и раньше, но мы же путешествуем и получаем удовольствие.
Вид на Восточный Саян на выезде из п. Аршан.
Пейзажи на трассе близ п. Аршан.
Не успев добраться даже до Култука, проехав всего 70 км, на въезде в Иркутскую область, как раз где стелла, решаем устроить обед, время самое то. Это скажется позже, когда будем приближаться к нашей сегодняшней цели — п. Онохой, недалеко от Улан-Удэ, когда мы на последних крупинках энергии и с пустыми животами доберёмся до родственников, которые к тому моменту уже нас заждались. Всё-таки обед в дороге лучше планировать ближе к середине дневного маршрута.
Добравшись до Байкала, убедились, что огромная масса холодной воды очень сильно влияет на температуру воздуха, если в Аршане было под 30 градусов жары, то тут едва 20 и пока трасса не стала уходить от озера, теплее не стало. В районе р. Селенга температура снова стала принимать значения близкие к 30-градусной, в Улан-Удэ в тот день было все 35, но у нас уже был вечер, потому застали чуть поменьше.
Чёрный ворон, чёрный прям как уголёк.
При попытке познакомиться поближе делает крылья.
В республике Бурятия много ремонтов трассы, реконструкции мостов, что замедляет движение.
Приехали в п. Онохой мы в 21 час и что-то утомились, здорово, что тут нас ждал ужин и банька. Ещё классно когда едешь и не надо думать, где остановиться сегодня на ночлег, но немного расстраивает факт, что подходит к концу первая неделя нашего путешествия, а мы так ни разу и не поставили специально купленную к этому путешествию палатку. :)
9.7.19 | день 7 | Онохой — Улан-Удэ — п-ов Святой нос 315 км
Утро обрадовало стиркой, наконец-то появится чистая одежда :) По плану сегодня высушить ее и добраться до п-ова Святой Нос. Солнце любит Бурятию, поэтому первая часть планов достаточно быстро реализовалась, по прогнозу тут снова пекло, выше 30 по Цельсию, нужно скорее уходить в сторону Байкала.
Пообщавшись с близкими и пообедав, выдвигаемся в сторону Улан-Удэ, откуда уже направляемся на север, по неприметной трассе в сторону Усть-Баргузина. Сегодня, кстати, спокойно проходим Улан-Удэ по навигатору, вчера же навигатор завёл нас в какой-то частный сектор с улицами из песка, провёл через кладбище, в общем, мы его не поняли, что он хотел.
Заметили, что здесь грунт представляет из себя песчаную структуру, в которой хорошо растёт только сосна, немного кедра и острая как бритва трава, но зато такие грунты практически не липнут к обуви, машине и т.д., в отличие от нашей глинистой почвы.
Сегодня ехали мы 6 часов, никуда не торопились, было на что посмотреть — вокруг красота. Когда подъехали к Байкалу, подтвердили наше открытие в плане температуры — в самом тёплом случае было 22 градуса. На этой трассе тоже есть ремонтируемый участок и реконструируемый мост, уже привычно. Зачем-то были остановлены экипажем ДПС, заодно вспомнил, где лежит с прошлого года ни разу не достававшаяся страховка :)
Проехав Усть-Баргузин, сразу уходим с трассы на гравийную дорогу и упираемся в натуральный пост со шлагбаумами и плакатами о том, что дальше начинается забайкальский национальный парк, а мы и не знали. Даже стало интересно, заодно можно сравнить с национальными парками Казахстана, в которых побывали в прошлом году, о которых как-нибудь тоже напишу. И, нужно сказать, там нам понравилась тема с нацпарками, до этого с таким не сталкивались.
Оплатили суточное пребывание и поехали дальше. на самом деле всё это время нас снова вёл навигатор и нигде, ни разу он не упомянул, что тут будет платный проезд и шлагбаум, хорошо, что успели засветло сюда. Для ночлега выбрали песчаную косу на Баргузинском заливе, где было оборудовано место парой столиков с лавочками и кострищем, а так же оставленной на столе полбанкой сгущенки и некой системы растяжек с шутливой надписью стоппер для медведя. Ура, наконец-то мы поставили палатку! Стоим на берегу совершенно одни и наслаждаемся звуками природы.
Закат над полуостровом Святой Нос.
10.7.19 | день 8 | Святой Нос 73 км
Ночь в палатке на берегу Баргузинского залива даёт возможность послушать массу всяких птиц, и лучше слушать уток, чем пьяную компанию:)
Вечером набирая воды, заметил, что тут она заметно теплее, чем в Листвянке и утром не смог себе отказать в том, чтобы искупнуться. Наутро, кстати, поднялся ветер и пошли волны, прибивая к берегу всякую муть, и вода оказалась таки холодноватой, но отступать было поздно. В общем, можно домой, в Байкале я искупался :))
Затем был лёгкий завтрак и сборы лагеря. Пока сушилась обувь после водных процедур я передвигался по песку сугубо босиком, очень это было приятно, даже несмотря на то, что кое-где на песке попадались разные острые предметы. В какой-то момент почувствовал резкую сильную боль в ступне, как бывает когда наступишь на что-то острое, типа колючки, я аж присел от боли. Опустив взгляд и приготовившись вытаскивать из раны столь сблизившийся со мной предмет, я увидел, что всё хуже, чем успел придумать за эти доли секунды, — я наступил на осу. Ей повезло сидеть на песке как раз в том месте, где я собирал палатку, и она ужалила меня. Нога правая, если распухнет, то, наверное, на несколько дней я не водитель. Сбросив обиженного обидчика с ноги, взвесив варианты, выпил мощное противоаллергическое средство и, хромая, продолжил сборы. Наконец выехали, и начался мелкий противный дождь...
Взяли курс на кордон Монахово, при приближении к которому наткнулись на пристань, это уже был Чивыркуйский залив, он тут рядом.
Указатель на кордон гласил, что тут продаются сувениры, решили узнать какие, оказалось — никаких. То ли настроение у них с утра плохое, то ли политика руководства такая, но нас даже в туалет на кордоне не пустили. все-таки есть разница между казахскими и российскими нацпарками в плане человеческого отношения, и эта разница как небо и земля. Вот и сравнили. Никакого желания оставаться на кордоне не было, и мы поспешили удалиться.
Ради интереса узнали на пристани, катают ли они как в Листвянке по заливу. Оказалось — катают, прогулка длится аж три часа, практически до самого выхода из залива, но нужна группа человек 12, иначе это будет стоить неприлично дорого. Так как нас только трое, решили прокатиться на авто и забраться насколько это возможно вглубь полуострова.
Здесь мы проехали 73 км, стартовали утром из точки А, к вечеру вернулись, чуть-чуть не доехав, встали в точке В.
В этот день мы проехали более 70 км по Святому Носу, но серьёзно вглубь так и не забрались, все-таки большой он, но практически весь относится к заповеднику, так что там и дорог нет, а те, что есть, например, дорога к пос. Курбулик представляют гравийку с достаточно серьёзными уклонами и промоинами от ручьев. В сухую погоду, да на полном приводе, конечно, ничего серьезного, но дождь немного напрягал, на одном из ответвлений навстречу в горку трактор затаскивал грузовичка, на другом же мы долгое время вообще никого не встречали, и уже ближе к посёлку навстречу проехали два крузера.
Дорога полуострова Святой Нос. По пути в пос. Курбулик.
Дорога полуострова Святой Нос. Очень крутой уклон и промоины от ручьев.
Поселок примечателен тем, что сюда проще попадать водой, чем на колёсах, несколько домов стоят брошенными, без окон и с поросшими травой участками, больше ничего интересного не нашли, и поспешили вернуться. Дождь прекратился, и нам навстречу, видимо, осмелев, прошли солярис и жигули семерка, стало даже не по себе, что я боялся тут застрять..:) но уклоны и правда крутые.
Неподалёку от нашей стоянки был замечен платный кемпинг с крытыми беседками, туалетами, как позже выяснилось, дровами, входящими в стоимость. Выбрали себе место поудаленнее, сам кемпинг растянут вдоль залива на добрых километра три, так что мест потише хватало, оплатили, привязали четыре длинных доски к крыше и поехали разбивать лагерь, где, сварив супчик, полноценно пообедали, если конечно можно назвать обедом принятие пищи в пять часов вечера, это мы так долго катались сегодня.
Стоянка на кемпинге Мягкая Карга.
Почти сразу с нами подъехали и соседи — компания в соседнюю беседку, видимо, не суждено нам уток слушать сегодня. Забегая вперёд — писал эти строки под песни System of a Down от соседей, и если б не смех и иногда крики, неплохое звуковое сопровождение, но в остальном — лучше б утки :)
Оводов и комаров тут много, практически сразу пришлось разжечь костёр, дымком стало распугивать и можно как-то жить.
Кадров интересных сегодня поснимать не удалось, особого желания лазить с ужаленной ногой не было, чтобы найти ракурс, а мои фотографы без энтузиазма смотрели на дождь за окном.
11.7.19 | день 9 | п-ов Святой Нос — Улан-Удэ — п. Онохой 328 км
Утро было очень спокойным, Байкал практически без волн, температура градуса 22, самое то искупаться, но у нас столько планов, да ещё дорога на 300+ км, так что встаём и готовим завтрак. Живности летающей тут ну очень много, вспомнили Алтай, прослезились. :) Тут комары и оводы одолели настолько, что решаем снова разжигать костёр, чтобы хоть дымом их спугнуть, благо дрова вчера ушли не все, их даже осталось в избытке. Дым помог, и на время завтрака и сбора лагеря эти назойливые создания нас перестали тревожить. По пути на выезд из нацпарка подвезли паренька, работающего в нашем кемпинге, который рассказал, что к администрации кемпинга четыре дня назад выходил медведь, рылся в мусорных баках. Показывал снимки следов его лап. После этого случая они привезли собаку и стали следить за тем, чтобы туристы не выбрасывали в баки пищевые отходы. Так же рассказал, что в парке живет ещё молодой медведь , а так же медведица с медвежонком. Повезло нам, в общем, мы ночевали сначала совсем одни, потом колесили по всем доступным и безлюдным местам полуострова, а потом ночевали там, где туристы могут оставлять пищевой мусор и кроме надписи про стоппер для медведя в первый вечер никаких упоминаний о нём не видели.
Растительность Чивыркуйского перешейка.
Выехали, доплатили за пребывание вторые сутки в парке, попытались воспользоваться появившимся интернетом и выложить в контакт очередную часть наших приключений, но интернет очень медленный, только расстраивает. Выдвигаемся. Трасса уже знакомая, уже ничего интересного не представляет. Решаем заскочить в п. Турунтаево, где есть единственная в округе фотостудия. Кто бы мог подумать, что впервые за много лет нам нужно распечатать фотографию (в подарок родственникам). Так же там находим очень вкусную и дешёвую столовую, называется она кафе Юбилейное, где и останавливаемся на обед. Вот вы видели полную тарелку, аж до краёв, рассольника за 45 рублей? Здесь именно так! И очень вкусно. Мы взяли и первое, и второе, и компот :) Если соберётесь на Святой Нос, обязательно посетите это место. Что через паром, что объезжая через Улан-Удэ, именно здесь сходятся дороги и мимо не проехать.
Пока мы кушали, прошёл совсем небольшой дождик, который толком ничего и не намочил, но когда мы выехали на трассу, то впервые увидели, как парит горячий асфальт после дождя, видимо, тут лило хорошо, температура сразу упала до 20 градусов. Кстати, как только мы уехали в горы, подальше от Байкала, что произошло? Правильно, температура поднялась до 30 градусов. а теперь вот упала.
Когда доехали до Улан-Удэ, то поняли, что здесь ливень был очень сильный, даже при нас ещё немного капало, тротуары на въезде в город с севера превратились в натуральные реки, мы попробовали заскочить в этнографический музей народов Забайкалья, но наткнулись на огромные лужи по улице и при ещё идущем дожде поняли, что в данном случае хождение по музею под открытым небом придётся отложить на другой раз.
Уже начинаем ориентироваться и в этом городе, уходим на нужное нам направление и снова держим путь на п. Онохой. На сегодня все планы выполнены, погода внесла свои коррективы.
12.7.19 | день 10 | п. Онохой — Улан-Удэ — Иркутск 498 км
Ночь была тяжелой, практически бессонной, тут сложилось много факторов, первый из которых жара. Оказывается, дождь обошёл поселок стороной, тут как был зной и духота, так и остались, и это несмотря на то, что Улан-Удэ, находящийся всего в 40 км отсюда, можно сказать, залило накануне. Тяжело в такой жаре. Второй фактор — железнодорожная станция, она тут прямо за огородом, непросто здесь живётся, хоть люди и привыкают ко всему. Всю ночь молотил и гудел тепловоз, вот у кого дизель дармовый. Переговоры и сообщения о проходящих поездах по громкой связи, которые звучали всю ночь, я вспоминал потом целый день в пути. И в конце концов, стоило только уснуть, у ребёнка случилось расстройство желудка от купленного вечером йогурта. Вот картина перед предстоящей дальней дорогой. Пара часов сна — это в самом лучшем случае.
Выехали рано. Улан-Удэ встретил утренней пробкой, но нам не привыкать к пробкам, пока толкались и протискивались, потеряли час времени, очень жаль, что нет объездной. Трасса уже знакома, но ближе к обеду сказывается бессонная ночь, помогает кофе, заваренный в термос. Периодически останавливаемся. Объезды и ремонты, естественно, за четыре дня никуда не подевались. Но манера езды у здешних водителей все-таки сильно напрягает, пару тревожных моментов по пути успели поймать..
На дорогу ушло порядка 10 часов с перерывом на обед на трассе и небольшой прогулкой под дождём в Слюдянке. Остановились в квартире снятой на двое суток, завтра хотим немного отдохнуть и погулять по Иркутску. Вот такой непростой денёк.
13.7.19 | день 11 | Иркутск
Утро субботы пришло с каким-то то ли туманом, то ли задымлением на улице, которое оставалось до конца дня.
Мы решили сходить в музей ледокол Ангара, для чего немного ознакомились с историей этого судна и его старшего брата ледокол-парома Байкал. Этот музей посвящён освоению Байкала и представляет из себя судно весьма почтенного возраста — 120 лет! Оказывается, его с 60-х по 80-е забросили, и оно даже частично затонуло, представляя из себя весьма печальную картину. Сегодня ледокол отреставрировали, но реставрация ещё, конечно, не закончена, так как судно стоит во враждебной атмосфере, как и у любого другого судна, и требует постоянного вмешательства. Очень здорово, что ледокол не забыт и готов принимать гостей.
Манометры в машинном отделении совсем свежие, по сравнению с самим ледоколом.
Вдоволь находившись, покрутив всякие ручки и рассмотрев все внимательно, мы отправились в центр, по пути замечая, что Иркутск очень необычный город — наш дом, например, оказался в непосредственной близости от городского аэропорта, и это факт об Иркутске — его аэропорт находится в черте города, такое не часто увидишь, в черте города находится также Иркутская ГЭС, и часть города находится на реке Ангара, а часть — на Иркутском водохранилище, одно направление судоходства осуществляется из водохранилища в Байкал, другое, отделенное плотиной ГЭС, — по Ангаре вниз по течению вплоть до г. Братск. К ГЭС не подобраться — находится за ржавым неказистым забором, через который и кадры получаются так себе, так что фото/видео вблизи не вышло, а издалека рассмотреть и поснимать не позволила погода. Ну как, она особо не препятствовала, но мрачное небо и общее задымление не дают вполне насладиться рукотворным объектом, перегородившим и поработившим великую реку.
Скатались до исторической части города, удивившись тому, как иркутянам удалось сохранить целый квартал зданий наверное позапрошлого века, отреставрировав и приспособив их под рестораны, кафе и тому подобное, приятно посмотреть!
Проскочили несколько раз через ту часть города, что лежит на правом берегу Ангары. Понемногу стали ориентироваться. Приметили очень яркую и красивую церковь, напоминающую собор Василия Блаженного в Москве, решили вечером сходить, посмотреть, пофотографировать.
Мишка возле зверинца Казанской церкви.
Оказалось, что это Казанская церковь, очень красиво оформлена, в саду перед церковью очень много цветов, фонтан, статуи, есть даже небольшой зверинец, чтобы и детишкам было чем заняться. Внутри очень красиво, только алтарь сейчас на реконструкции, не смогли его посмотреть. Погуляли, подышали ароматами цветов, очень благостно. К сожалению, не смогли посмотреть много интересного в городе, но зато будет повод вернуться, а сейчас нужно идти домой и отдыхать, ведь завтра предстоит дорога домой, почти 1100 км до Красноярска.
14.7.19 | день 12 | Иркутск — Красноярск 1082 км
Утро началось очень рано — в 4 часа по Красноярску. Хозяйка квартиры предложила оставить ключ в условленном месте, так что появилась возможность выехать как можно раньше, чтобы за световой день доехать до дома, а ехать не близко. Завтрак, сбор вещей, проверка ничего ли не забыто и в путь. Город так и остаётся в дымке, она же преследует нас всю дорогу. Выезд из Иркутска ввиду воскресенья и столь раннего времени — это просто проезд по пустым улицам через всю правобережную часть. Выехать удалось в 5:30 по красноярскому времени. Кстати, всю поездку не переводил часы, специально чтобы не путаться, просто по необходимости делал коррекцию на часовой пояс в голове, но по сути оно практически и не нужно, ну разве чтобы в магазины не подъезжать к закрытию.
Часов до 8, а то и 9 на дорогах нет фур, да и вообще практически никого, и вот, потихоньку трасса начинает оживать. Пытаемся определить удобный режим, сюда-то ехали 80-90, смотрели по сторонам, теперь же задача просто добраться до дома за световой день, но в принципе готовы ехать сегодня хоть до поздней ночи при необходимости, главное добраться до дома, по которому уже соскучились.
Начинает вибрировать при разгонах в горку машина, думаю, до дома доедет нормально, но теперь приходится брать разгон на спусках, чтобы максимально в щадящем режиме залетать в подъемы, хорошо, что тут нет таких перевалов как на Култукском тракте. То ли кардан, то ли последний не заменённый привод подошёл, с мыслями о том, что неисправность всё-таки не критичная, разгоняюсь перед очередной горкой и на подходе к подъёму на 120 примерно км/ч сзади вырисовывается иркутянин на микроавтобусе, движущийся чуть-чуть быстрее, а навстречу, мы оба видим, идёт фура. Так вот, он выходит на обгон и медленно, но уверенно пошёл опережать, всё равно не успевая. Ну что с ним поделать, ухожу на обочину, благо она тут асфальтирована. Этот кадр спокойно перестраивается и завершает манёвр. Вот так спасли самоубийцу. Тут же в горку, конечно, скорость снизилась до нормальных, законных, значений. А немногим позднее и сам попадаю в подобную ситуацию — пытаясь обогнать не спешащую фуру, выглядываю понемногу и вижу, дальнобой мне подаёт сигнал правым поворотником. Ну, думаю, значит впереди пусто, выхожу на обгон, а там легковая, не в лоб прям, конечно, но и не на горизонте, как будто он их за препятствие не считает. И так как маневр уже начат, поспешил заканчивать. Уже в самом конце обгона фура уходит на обочину, пропуская, чем я и воспользовался. Вот такой бумеранг. А отношение к обгонам тут, судя по всему, как говорят — в простоте.
Обед по плану должен состояться в кафе «У Петра», от Иркутска это 610 км, часа в два-три должны подоспеть, но тут вмешалась погода. Снова стоило только проехать Тулун, как пошёл дождь.
В Тулуне, кстати, вовсю работает техника, огромные площади уже расчищены от завалов и представляют из себя пустые земли, но работы ещё много. Пахнет чем-то тухлым, закрыли заслонку. Снимать уже ничего не стали, просто в очередной раз посочувствовали людям и поехали дальше.
Так вот, стоило только проехать Тулун, как пошёл дождь, да такой хороший, что видимость сразу резко упала, как и скорость. Колея стала преподносить новую угрозу, ведь наша внедорожная резина совсем не спасает от аквапланирования, стараюсь избегать попадать колесом в залитую водой колею, начинает потихоньку сказываться усталость и всё-таки недостаточное количество сна, а остановиться-то погулять уже негде. Мои умудряются перекусить заранее заготовленными бутербродами прямо на ходу, мне бы так :) Собираем зеленую волну на светофорах дорожников, ремонтирующих трассу. И вот, на очередном светофоре встаём на красный, успеваю съесть свой бутерброд пока стоим, благо, он горит минут по пять. Кофе пока не трогаю, оставляя его на ночь, уже вижу, что погода не благоволит засветло приехать в родной город.
На ремонтируемом участке снова встаём, впереди фура, вообще ничего не видно, думая, что это очередной светофор, быстренько доедаю второй бутерброд и жду движения, которого всё нет. Проезжает одна встречная машина и снова тишина, думаю, это просто кто-то, не выдержав, развернулся, смотрю карту на навигаторе, ну да, можно проехать через Худоеланское, благо поворот вот он, метрах в 100 позади. Вокруг грязь и дождь, даже выходить не охота, чтобы посмотреть. Тут сзади Тойота Рав4, выезжает на встречку и направляется вперёд, думаю, если вернётся, то точно проезда нет, а если ему попадётся встречка, то тут так узко и обочины высокие, что даже не разъехаться. Фура впереди совсем по чуть-чуть сдвигается, вроде как есть намёк на движение, не могу оставить руль. Рафика не видно, неужели проехал? Начинаю прикидывать, как бы посадить Яну за руль, да всё-таки пробежаться вперёд. Оказывается, достаточно ступить на обочину, становится видна картина — встаём намертво, перед нами стоит очень много фур, решаемся разворачиваться. Уже и некоторые грузовые начинают сдавать задом, ведь навстречу и правда уже вообще никто не едет. Позже и раф4 нас догнал, что подтвердило наши догадки. Кстати, навигатор так и не показал, что там пробка и что что-то случилось. Проехали немалой колонной через посёлок и выехали на совершенно пустую трассу с другой стороны. Далее встретили очень немного фур в попутном направлении, видимо, немало их застряло там. Что же там случилось?
Часа через полтора с огромным удовольствием и накопившейся усталостью добираемся до Петра и идём в кафе. Тут, оказывается, льёт с самого утра, аж реки текут. В кафе очередь. «Бронируем» столик у входа, самый проходной. Минут 40 уходит на обед, а время, кстати, шестой час. Вот так обед. До дома остаётся 470 км. Надо доехать!
На заправке встаём за колонной мотоциклистов, вот кому несладко в такую погоду. Оказывается, американцы, путешествуют по нашим краям, наверное, потом будут рассказывать, что вот, мол, суровая Сибирь... Ну ладно, у каждого своя дорога, мы выдвигаемся. После передышки ехать немного полегче, да и дождь потихоньку сходит на нет, и вот мы въезжаем в Красноярский край, а тут и не было дождя, дорога сухая, видимо, пока ещё.
Как въехали в край, сразу на трассе стали попадаться дежурящие инспектора ДПС. И вот не успели понаслаждаться погодой, как пошёл дождь, как раз только проехали инспектора, обратил внимание, что в рубашке стоит, думаю, наверное, в машину побежал, уж полило знатно. Но потом правда прекратило, видимо, краешком зацепили фронт.
Канск проехали через город, до Красноярска уже 200 км, появляется надежда засветло въехать в город. В районе Уяра увидели максимальное задымление, дым аж клубами стоял, дождь не помог против дыма, уже понятно, что вчера в Иркутске и сегодня на трассе — это всё-таки дым от лесных пожаров. После Уяра этот дым постепенно стал сходить на нет, и мы начали видеть солнце, до этого представлявшее какую-то оранжевую бусинку на белом небе. Трафик сильно возрос, до города 100 км, дачники возвращаются домой. Пошли рискованные обгоны, правда, не через сплошные. Дом манит и даёт силы, уже под Красноярском открываю термос кофе, не везти ж его до дома. Солнце начинает светить прямо в глаза, показывая причудливые картины из облаков, остатков дыма и появляющегося неба, всё окрашивается удивительными красками, фотоаппарат не смог передать на автомате этого всего, а крутить ручные настройки нет ни времени, ни сил. В итоге въехали в город на закате, застав и успев-таки снять немного зарева интересных оранжево-жёлтых цветов на фоне таблички Красноярск :)
До дома добирались сугубо по навигатору уже без сил. Путешествие подошло к концу, план на сегодня выполнен, разбор вещей и полётов завтра. Паркую полную машину и с самым необходимым идём домой. Как мы скучали! Поначалу путаем выключатели и не можем вспомнить, где что лежит..:), это не надолго.
А теперь немного цифр.
Пройдено 4450 км, сожжено около 350 литров АИ-92, бюджет около 45000 руб, из которых на съём жилья ушло 9000, на бензин почти 14000, еда 10500, остальное на сувениры, музеи, обсерваторию, водные прогулки и т.п. Каких-то расходов можно было избежать или сократить, как, например, съём жилья, какие-то увеличить, сходив ещё куда-то и узнав что-то новое, но вот у нас получилось именно так. Поездка длилась 12 дней, всё понравилось, Байкал стоит того, чтобы туда «сбегать», можно даже пожить на берегу, так же хотелось бы пожить немного в Аршане, но это уже будет другая история.
Спасибо всем, кто смог осилить «многабукафф» и, надеюсь, когда-то мы снова отправимся в путешествие и выложим тут что-то новенькое, озаглавленное как «бегом». До новых встреч!