Путешествие из Санкт-Петербурга в Грузию — 2018

25.07.2019 | 13996 просмотров

Наслушавшись рассказов о том, насколько в Грузии классно, мы с женой Алиной решили, что надо ехать и проверять, тем более что есть опыт довольно продолжительных многодневных поездок на машине, нет разве что опыта езды по горам, но я предполагал, что уже на месте разберусь.

Маршрут был рассчитан заранее, абсолютно всё жильё бронировалось заранее через booking.com

Автомобиль Skoda Octavia 2015 года с мотором 1.4TSI и коробкой DSG, пробег на тот момент около 105000 км. Подготовка к поездке состояла в следующем:

• заменены передние тормозные диски и колодки, так как подходило время и износ дисков был уже максимально возможным по мануалу, а соваться в горы без тормозов не особо хотелось, так же проведено плановое ТО;
  • поменяна правая передняя ступица, так как гудела аж с мая;
  • приобретена заранее грузинская страховка на машину на месяц, 30GEL или 1357 руб., процедура занимает пару минут;
  • приобретена медицинская страховка, на всякий случай;
  • приобретён транспондер ЗСД, который даёт скидку 20% на М11 и 10% на М4.

Указанные в скобках координаты можно просто копировать в строку поиска Google или других карт.

Мы попали в не особо удачный курс грузинского лари по отношению к рублю, так что на время нашей поездки можно считать 1GEL = 24-26 руб.

31 августа 2018 г.

Старт из Санкт-Петербурга около 17:00 в пятницу, с расчётом доехать поздним вечером до Твери, используя открытый не так давно кусок платной магистрали М11, что нам вполне успешно удалось. При использовании транспондера ЗСД получается скидка 20%, итого участок Мясной Бор — Тверь нам вышел около 530 руб. Ехать там безумно скучно, круиз на 130 и всё, ближайшие несколько часов в лобовом стекле будет только две идеальные полосы с освещением и разметкой, редкие фуры в правом ряду, и редкие любители поездить 200+, к которым я не отношусь. Спасал только сериал, залитый в планшет, который смотрела жена, а я слушал, запомнив голоса озвучки. В итоге в 22 с чем-то мы уже ехали по Твери, навигатор вёл в отель «Исаевский» (56.884849, 35.926433), 1454 руб. за двухместный номер. Номер крошечный, почти всю площадь занимает кровать, но спалось отлично и утром порадовало качество сантехники в душе и размер ванной комнаты. В целом гостиница оставляет ощущение недорого отеля в Европе. Пройдено за день 550 км.

1 сентября 2018 г.

Выезжаем около 8:30 утра завтрак в отеле не предлагали, ну и ладно. Двигаем в сторону Москвы, где-то на выезде из Твери ловлю единственный за эту поездку штраф за превышение, дальше до боли известная дорога до Клина. После Клина внимательно изучаю карты на предмет пробок и необходимости объезжать Москву по большому кругу. Оказывается, что пробок особо-то и нет, решаем ехать до МКАДа и думать уже перед ним. В Химках без пробок не обошлось, но выяснилось, что на МКАДе что-то произошло и он на карте стал сочного бордового цвета, значит, надо соваться в Москву, а делать это я очень не люблю, но в этот раз получилось на удивление неплохо.

Москва пройдена где-то за час, что для меня крайне удивительно, ни разу не ездил там без пробок. В итоге мы на М4, с транспондера списывается сколько-то денег и дальше едем с комфортом, но не долго, и вот почему. Давно хотел посмотреть Волгоград, интересно было какого размера Родина-мать, насколько длинный Волгоград, как оно ехать на трамвае, который вроде как метро, как выглядит Волга в тех местах, да и просто еще один город в коллекции.

А с Волгой я знаком давно и моё знакомство с ней началось в детстве. Почти все летние каникулы я проводил в деревне, недалеко от села Молвотицы Марёвского района Новгородской области. И в какой-то из заездов на Селигер, с целью попытаться его объехать вокруг, родители решили заехать на исток Волги, и тогда я её увидел дважды, в виде небольшой речки, протекающей в трубе под дорогой и в виде ручейка, вытекающего из деревянной постройки в болоте, через тот ручеёк я даже несколько раз перепрыгнул и даже умудрился поскользнуться и промочить ноги. Но тогда этот ручеёк для меня ничего не значил, и я не знал, что это за река такая. Но с тех пор многое изменилось, я стал иногда ездить по России и периодически встречаться с Волгой, в Твери, Ярославле, Плёсе, Заволжье, Нижнем Новгороде и Казани, а вот ниже по течению я никогда не был, а тут появилась возможность.

Так вот вернёмся на дорогу в сторону Волгограда. После Каширы дорога на 850 км превратилась в две полосы хорошего асфальта, а может бетона, так и не понял, без полос для обгона, без освещения, с огромным количеством КамАЗов арбузовозов/помидоровозов/зерновозов, которые с горочки ещё кое-как едут 60-70, но в горку порой и 20, и 10 км/ч, а иногда и вовсе замирают на подъеме без сил для дальнейшего движения, всё это щедро сдобрено экипажами ДПС, которые следят за обгоняющими не по правилам. Но даже несмотря на всё это, данная дорога мне показалась более приемлемой, чем платная М4 с дичайшими пробками во всем известном Лосево, где в тот же день мой товарищ двигавшийся из Иваново в Крым, простоял в общей сложности 4 часа, а за следующий день смог проехать только 400 км по пробкам, а это начало сентября, подозреваю, что в июле и августе было ещё веселее.

Эта трасса для меня запомнилась крайне редкими заправками известных мне брендов (что для меня не проблема, учитывая пробег на 50-литровом баке около 900 км), а также полным отсутствием точек общепита. Я за всё время так и не обнаружил ни одного кафе с обилием припаркованных рядом грузовиков, что обычно гарантирует хорошее качество еды. В итоге пришлось заехать в Борисоглебск, где в Пятерочке была приобретена булка, колбаска и прочая пища, пригодная для употребления в дороге, и оказалось, что очень даже не зря.

Жилья на трассе тоже не то чтобы много, и я заранее забронировал номер в мотеле «Мотодом» (49.933470, 43.366257) недалеко от посёлка Михайловка. Приехав туда, я получил порцию качественного провинциального сервиса. Стоянка мотеля была уже почти полностью забита, но место мне всё же нашлось. На, так сказать, ресепшене меня встретила дама и хамовато заявила, что ни о каком бронировании она не знает, сославшись на плохую работу booking.com, в итоге мне был предложен номер на 200 руб. дороже, чем забронированный, плюс еще 100 руб. за стоянку (об этом в бронировании было сказано). По традиции, заявленная на двери и на сайте возможность оплатить проживание картой оказалась неправдой, в итоге пришлось заплатить 1800 руб. вместо 1600, так как другого жилья в округе всё равно нет. Кстати, кафе при мотеле неприятно удивило высокими ценами на еду и напитки и жутко высокими ценами на алкоголь… а хотелось пивка. По номеру бегает таракан, Алине я об этом не сказал, она их, мягко говоря, не любит. Пройдено за день 990 км.

2 сентября 2018 г.

Проснулись часов в 8, горячая вода есть, так как на стене висит бойлер, который мы не забыли включить вечером. Сантехника так себе, завтрак не предлагают, при сдаче ключей даже не пожелали счастливого пути. Выезжаем в сторону Волгограда, вокруг степи, красота, просторы, периодически встречаются искусственные лесополосы, заправок так и нет, общепита тоже. Как и перед всеми городами, за 40 км до Волгограда начинается хорошая 4-полосная дорога, не особо понятно для кого, ну да ладно, хотя бы арбузовозы не мешают.

Завтракаем в KFC в ТЦ Комсомолл, спускаемся к Волге, паркуемся возле стадиона (48.738932, 44.548516), дальше пешком. Решили подниматься с самого низа до верха, можно было подъехать сверху, но так не интересно. Родина-мать невероятная, любые фотографии не передают этот масштаб, вид сверху шикарный, не знаю, что ещё сказать. Хотел посмотреть, посмотрел. На данный момент это шикарный мемориал, и он вызывает только положительные эмоции, если не вспоминать то, чему он посвящён.

Возвращаемся в машину за водой, температура движется к +30, дальше по плану местное метро, так как у меня есть конкретное желание посетить все метрополитены России. Прямо рядом с парковкой проезжают трамваи, оказывается, как раз те, которые нужны, сели, поехали. Болтает жутко, пути кривые, трамвай в тоннеле пытается ехать быстро, видимо, расписание жёсткое. Короче, ощущения так себе, на метро ни разу не похоже, но интересно. Приехали на конечную станцию, там ни души, вышли на улицу, посмотрели на какой-то спальный район и поехали обратно.

С какого-то перепугу решили, что надо погулять вдоль Волги и вышли за 4 станции до парковки. Это привело к прогулке в 4 км вдоль Волги, сопряжённой с разглядыванием шикарных видов реки и просмотром раритетной военной техники, но до машины таки дойти не смогли, жара подкосила и две остановки проехали на трамвае. Всё время подходили свежие отечественные, на Татре Т3 так и не покатался, а в Питере их, кажется, и не было никогда, видимо, не судьба.

Доезжаем до машины и начинаем двигаться на выезд из города, но тут вмешивается один интересный факт, Волгоград — это один из самых длинных городов России, при этом как такового центра в нём нет. В качестве ещё одного интересного места в Волгограде мы обозначили памятник Ленину (48.527620, 44.558925), являющийся самым высоким в мире памятником реально жившему человеку в мире, недалеко от входа в Волго-Донской канал. От Мамаева Кургана до этого самого памятника мы проехали больше 40 км, и всё это был бесконечный город. По меркам Санкт-Петербурга это не особо много, но у нас есть метро, набережные и проспекты, а тут ощущение полнейшего отсутствия связи между районами. Возможно, это не так, но город в целом выглядит довольно разрозненным.

Ленин классный, высокий, общая высота с постаментом 57 метров, у его подножия в Волге купаются дети, проблема только в том, что хорошо видно его только с воды, ну да ладно, посмотрели, поставили галочку у себя в голове и поехали дальше. Двигаемся в сторону Элисты.

Традиционная для этих мест, и такая знакомая нам по Казахстану, ровная двухполоска через совершенно пустую степь продолжается до Элисты, в которую мы приехали примерно к 9 вечера.

Я честно скажу, всё, что я знал до этого момента об Элисте, это то, что где-то на юге есть такой город и в него ходит довольно много автобусов из Питера, и уж точно я никогда не думал, что окажусь в нём. Поселились в гест-хаусе «Тюльпан» (46.300340, 44.267495) за 1500 руб., навигатор привёл чётко к воротам, за которыми оказалось достаточно места для парковки десятка машин, мы были единственными, но чуть позже приехали мотоциклисты на челябинских номерах.

Начинаются интересные местные особенности, надо снимать обувь прямо у входа и надевать тапочки. На этот раз проблем с заселением не было, о нашем бронировании знали. Номер гигантский, в наличии диван, кровать, кондиционер и ванная с шикарной сантехникой Grohe. Еду не предлагают, пришлось сходить в ближайший магазин, где было приобретено пиво и шоколадки, надеемся на то, что можно будет позавтракать где-то в городе.

Элиста — это, вроде как, один из самых малонаселенных региональных центров в России, и это очень заметно. В 2012 году, во врем поездки СПб — Омск — Казахстан я заметил, что Омск состоит как будто на 80% из частного сектора, так вот в Элисте ощущение, что частных домов тут 99%, и только в самом центре некоторое количество пятиэтажек и культовых сооружений.

3 сентября 2018 г.

Подъем около 7 утра, принимаем душ, выселяемся из гест-хауса, завтрак не предлагают, едем изучать город. Паркуемся на площади Ленина, смотрим Пагоду Семи Дней и Триумфальную арку, выглядит непривычно для нас, ничего не трогаем, так как не знаем правил, переезжаем на парковку возле Золотой обители Будды Шакьямуни, некоторое время думаем, стоит ли вообще заходить на территорию, я в шортах, Алина в чём-то похожем на пижаму, решаем быстренько пройти территорию по часовой стрелке и ничего не трогать. Внутрь, естественно, не заходили, я, честно говоря, и в православные храмы не захожу, а тут мы совсем ничего не знаем о традициях, так что решили не рисковать и не нарушать покой буддистов. Снаружи выглядит интересно, народ ходит, крутит звенящие барабаны необходимое количество раз, но мы тут лишние, садимся в машину и двигаем дальше. Никакой еды в 9 утра так и не нашли, ну да ладно.

Читая интернет перед отъездом, понимаю, что напрямую из Элисты во Владикавказ попасть можно, но не особо приятно из-за обилия границ между регионами, причём не самыми спокойными, которые являются постами ДПС, на которых часто применяются досмотры, задают много лишних вопросов и т.д. В итоге двигаем в сторону Ставрополя по уже известной нам идеальной двухполосной дороге, освещение и полосы для обгона на которой так не появились, но сильно уменьшилось количество арбузовозов, а экипажи ДПС пропали совсем. Доехав до границы Калмыкии и Ставропольского края встречаем удивительную для жителей северных регионов вещь, пост с сужением дороги до одной полосы, противотанковыми ежами, вооруженными сотрудниками ДПС и вроде как тотальным контролем, но нас пропускают без остановки.

Заезжаем в Ставрополь пообедать, на это раз не бургеры, нашли на карте заведение с хорошими отзывами, оказалось не сильно дёшево, но очень вкусно, кафе «Сувлаки» (45.056010, 42.050290). Наконец-то начинаем двигаться в правильную сторону по трассе Р-217 «Кавказ». Трасса как трасса, в основном 4 полосы, народа достаточно много, покрытие отличное. На пути было два поста, на каждом из них нас остановили, посмотрели документы, попросили открыть багажник и зайти на пост, чтобы проверить нас и автомобиль на розыск. Никаких описанных в интернете вымогательств денег, обысков, лишних вопросов и т.д. замечено не было.

Приехали во Владикавказ, гостиница «Александрия», 1150 руб. (43.029298, 44.636213), время 18:30. За эти деньги очень прилично, кровать достаточно удобная, в ванной чисто, машину загнали во внутренний двор. Вызвали такси, поехали в центр, с сильным желанием поужинать. Прогулялись по самому центру, посмотрели Терек, дома подсвечены, гуляет народ, красота. Tripadvisor сказал, что надо идти в бургер бар «Гаучо», не стал с ним спорить. Оказалось чудесное место, но почему-то пустое, только под конец ужина пришли еще посетители, до этого не было никого, кроме нас двоих. Мясо в бургерах вкусное, меню обширное, пиво наливают. Зачёт. Вызываем такси, едем в гостиницу.

4 сентября 2018 г.

Старт около 7:30, заправка, двигаем в сторону границы, на этот день много планов. Въезжаем на Военно-Грузинскую дорогу. Сразу после Владикавказа начинаются горы. Причём таких гор я ещё не видел, на Урале такого нет, в Сочи и окрестностях я не был, в Альпах я был в детстве, но там тоже как-то не так, тут сразу попадаешь в ущелье со скалами с обеих сторон.

Приехали на границу, там почти никого, подъезжаем на линию досмотра, и только там я понимаю, почему в сезон там такие дикие очереди. Пограничники за время осмотра машины умудряются побеседовать друг с другом, с коллегой в окошке паспортного контроля, с пассажирами автомобиля, могут еще куда-то уйти и вернуться минут через 10. Короче, на пропуск 3 машин они потратили минут 30-40. Ну да ладно, получаем печати в паспорт и следуем на грузинскую сторону через пару тоннелей. Там порядок довольно странный пассажиров высаживают и отправляют проходить паспортный контроль внутрь здания, водитель остаётся один и проходит контроль в окошке на улице. Печати поставлены, ничего интересного не спрашивали, на выезде с поста даже не стали останавливать для досмотра машины. Мы в Грузии.

Немного тряски по объезду, связанному с постройкой нового тоннеля, и мы выезжаем на вполне качественную двухполосную дорогу. В первом по пути посёлке Степанцминда есть точка (42.664401, 44.642141), с которой должно быть отлично видно Казбек, но не в этот раз, верхушка в облаках. Ну ничего, еще поедем обратно, возможно, погода будет лучше.

Останавливаемся довольно часто, фотографируем и смотрим всякие места, помеченные на картах заранее. Проезжаем Крестовый перевал, самую высокую точку Военно-Грузинской дороги, 2379 метров, GPS правда намерил 2390 метров. После него возле дороги стоит Арка Дружбы Народов. На парковке возле неё активно пристают с предложением полетать на параплане с соседней горы, 200 лари с человека, отказываемся. Сооружение интересное, с балконов открываются отличные виды, там вполне можно провести полчаса, а может и больше, очень уж красиво.

Дальше посёлок Гудаури, очень популярный в зимнее время из-за обилия горнолыжных трасс, но сейчас осень и делать тут особо нечего. После Гудаури довольно жесткий спуск-серпантин (42.439659, 44.492095), на котором желательно не спалить тормоза, а дальше дорога становится намного более спокойной и идёт вдоль реки Белая Арагви. Начинают встречаться деревушки, в одной из которых Google Карты обещали мне банкомат и салон местного мобильного оператора связи Magti (42.346958, 44.692935). Связь стоила, кажется, 15 или 20 лари на месяц, но так как местных денег нет, мы пошли в банкомат. Для эксперимента попробовали снять деньги с карты банка «Санкт-Петербург», оказалось, что комиссия при снятии 100 лари около 300 руб., запомнили это и в дальнейшем снимали только с карты Тинькофф, там при снятии где угодно больше 100 долларов в местной валюте, комиссии нет совсем, при этом курс тоже оказался один из самых выгодных.

Впереди стоит точка, крепость Ананури, перед ней стихийный рынок с лотками сувениров. Походили по крепости, в находящуюся на её территории церковь не стали заходить. Дальше дорога на некоторое время опять становится горной, и на ней несколько площадок с великолепным видом на Жинвальское водохранилище. На спутниковых снимках оно невероятного голубого цвета, и на некоторых фотографиях я видел его таким, но в этот день, видимо, не задалось и оно было просто голубоватое.

Дальше дорога становится совсем равнинной и перестаёт представлять из себя что-либо интересное до самого Тбилиси. Время 15:30, в итоге на дорогу в 190 км от Владикавказа до Тбилиси мы, с многочисленными остановками, потратили 8 часов. В Тбилиси в этот день мы толком не заезжали, заглянули только в Тбилиси Молл на обед, проглотили совершенно ничего не представляющие из себя бургеры в отсутствующем в России Wendy’s, купили еще одну симку, но на этот раз Билайн и поехали дальше, так как конечной точкой этого дня был Батуми, где у меня были забронированы апартаменты.

За обедом я вбил в карты маршрут до Батуми и сильно удивился тому, что мне предлагают ехать 340 км почти 7 часов с предполагаемым прибытием около 22:30. Я подумал, что это какая-то ошибка, и мы двинули дальше. После выезда из Тбилиси нас встретил чудесный автобан на 4 полосы, который еще больше убедил меня в том, что мы должны долететь до Батуми часа за 4 максимум и навигатор посчитал мне что-то не то. Радость моя продлилась 110 км, и автобан внезапно превратился в двухполосную горную дорогу, но в отличие от той, по которой мы сегодня уже ехали, тут оказалось раз в тридцать больше машин и грузовиков, так как это фактически единственная дорога вдоль Грузии. Скорость движения упала со 110 до 25-30, и я начал подозревать, что навигатор всё-таки что-то знает. 80 километров гор пройдены где-то за 3 часа, и мы снова видим впереди такой приятный глазу автобан, но дальше нас ждала еще одна шутка грузинских строителей дорог. Через 15 км нас сгоняют на съезд, ну, думаю, может, ремонт какой, вон же навстречу машины едут по чудесной магистрали, но навигатор ведёт туда же, куда и знаки. Позже выяснилось, что чудесная магистраль есть только навстречу, а нам надо ехать через Кутаиси, прямо через самый центр города. Ну да ладно, ещё часик и город со всеми пригородами преодолён. Дальше мне было предложено две дороги, одна южнее, другая севернее, я посчитал, что южная более прямая и поехал по ней, и тут выяснилось, что и тут я был не прав. Данная дорога представляет из себя 60 км непрекращающихся ни на метр населённых пунктов с лежачими полицейскими, знаками 40 и прочими радостями, в итоге еще полтора часа дороги, которая в итоге приводит нас к побережью.

Выехав на берег, начинаю звонить в апартаменты по номеру, указанному в подтверждении бронирования, гудков нет, как будто этого номера не существует вообще. Звоню с другого телефона, то же самое, звоню с российского номера, та же история. Начинаю подозревать, что в этот день подставой была не только дорога. Приезжаем по нужному адресу в Батуми, время 22:30, как и обещал навигатор, иду искать. Оказывается, что дом номер 118 есть, а нужного мне 120 почему-то нет, телефон хозяина по-прежнему не работает. Нахожу на улице компанию играющих в нарды, по-русски не говорят, по-английски говорят с трудом, отводят в магазин, там девушка хорошо говорит на английском, показываю ей бронирование, говорит типа иди в 118 дом, это он. На входе в дом охранник, говорит по-русски с чудесным южным акцентом, утверждает, что сейчас найдёт нужного мне хозяина, после некоторого количества переговоров по телефону говорит, что хозяина именно этих апартаментов не нашёл, но может сдать мне квартиру лучше, но подороже, за 4 дня 330, вместо изначальных 270 GEL. Соглашаюсь, сил и желания торговаться уже нет, единственное, что удалось в эти 330 вбить ещё и парковку за шлагбаумом прямо возле дома, чтобы не платить 10 лари за парковку на неделю на улице, так как в Батуми, Кутаиси и Тбилиси парковки в городе платные. Паркуюсь, поднимаюсь в квартиру, охранник даёт ключи, показывает, где там что и уходит. Начинаю задумываться, не сдали ли нам чью-то квартиру без спроса. Быстренько идём на море, просто чтобы лично убедиться, что море на месте и мы наконец доехали. Возвращаемся, закрываем дверь на максимальное количество замков. После этой ситуации я отменил бронирование апартаментов в Тбилиси и поменял на отель, сейчас уже понимаю, что зря, но в тот момент я был уверен, что и в столице возможна такая же ситуация. За день пройдено всего чуть больше 500 км, всего от дома что-то типа 3200. Мы в Батуми на 4 дня.

5 сентября 2018 г.

Ночью никто не ломился в дверь, появляется надежда, что хозяин всё же знает о том, что эту квартиру сдали. Квартирка крайне приятная, со всей необходимой бытовой техникой и кондиционером, состоит из кухни-гостиной и спальни с отличной удобной кроватью. Горячая вода есть, обещали еще пароль от вайфая, но что-то пошло не так, ну да ладно, мобильного интернета хватит. Отделка немного аляпистая и такое ощущение, что построено это всё не больше полугода назад. Вид из окна так себе.

День проводим как стандартные курортные отдыхающие, окунулись в море, поели хачапури во вроде как самом популярном заведении «Лагуна» (41.647669, 41.632194), погуляли по набережной от порта до нашего дома, посмотрели на закат, начинаем задумываться о том, что 4 дня в Батуми это перебор.

6 сентября 2018 г.

Ещё перед отъездом я поискал интересные места в Батуми и рядом. Так как водопады у нас на местности это редкость, то поехали смотреть именно их. Решили сначала поехать к самому дальнему, а дальше постепенно возвращаться в сторону Батуми.

Водопад Mахунцети (41.574861, 41.858357), 30 км от Батуми. Высота что-то около 20 метров, не сезон, воды мало, но народа всё равно много. Неинтересно. Идём смотреть мост царицы Тамары, он там рядом (41.571038, 41.860103), занятное сооружение, не особо понятно, как простояло с 12-го века, но выглядит красиво. Местные прыгают с него в воду, а вода при этом градусов 10-12. Съездили за поворот, погуляли по водоводу АцГЭС и поехали вниз по течению.

Дальше точка стояла на водопаде, название которого я не нашёл (41.530617, 41.711698). Дорога к этому месту знатная, сначала ничего интересного, обычная двухполоска, но потом навигатор повёл прямо в реку. Оказалось, что через реку Чорохи перекинут однополосный подвесной автомобильный мост (41.528412, 41.718413), такого я ещё не видел, так что покататься по нему было довольно интересно и немного страшно, знак ограничения массы в 3 тонны наводит на мысли, что это не особо крепкая конструкция.

На улице жара, подкреплённая влажностью, так что зайти в довольно густой лес оказалось очень приятно, там намного более прохладно. Некоторое время блуждаем, так как точных координат у меня не было, поднимаемся в гору, где понимаем, что водопада там точно нет, спускаемся и идём в другую сторону, находим-таки некоторое количество народа и сам водопад. Он тоже не особо впечатляет, но всё равно является непривычным для нас, погуляли вокруг, обнаружили старую мельницу и ещё один приятный арочный мост, фотографирую всё это и едем дальше. Водопад тут (41.530626, 41.711686)

Дальше было желание посетить какую-нибудь смотровую площадку. Смотровая на горе Ферия самая известная и туда ведёт довольно длинная канатная дорога с набережной Батуми, но не особо хотелось платить за неё 30 лари за двоих, и мы решили найти какую-нибудь гору, до вершины которой можно доехать на машине. Вот две точки, въезд на дорогу (41.584684, 41.594237) и, собственно, сама вершина (41.562335, 41.582706). Высота чуть больше 300 метров, дорога — узенький серпантин сквозь жилую застройку, ощущения приятные, всем рекомендую там проехать. Вид сверху классный, в хорошую погоду видно Турцию, Батуми видно где-то вдалеке и много-много моря на горизонте. Машина за время поездки превратилась в кусок пыли, так что едем на мойку самообслуживания, которую видели на выезде из Батуми, давление там такое, что мне тяжело было контролировать пистолет, в отличие от наших питерских вялых писалок.

Вечером отведали хинкали, которые так рекламирует весь интернет, но я их, видимо, не понял, просто большой пельмень, такой же вкусный, как и хорошо известный мне маленький пельмень. Сползали еще разок на море, вода тёплая, но, как всегда, в Чёрном море противная на вкус, хотя я вообще не особо люблю купаться в море, я на него смотреть люблю.

Ближе к ночи начался какой-то дикий ураган, от которого дрожали стеклопакеты в квартире, по улице летал всякий хлам, а я надеялся, что на машину ничего не упадёт с крыши строящейся рядом гостиницы, и спасал бельё, которое сушилось, а на данный момент опять намокало на балконе. Когда всё немного успокоилось сходил глянул не сдуло ли машину, она была на месте и вроде даже без повреждений.

И сейчас настало время рассказать о лифте в этом доме, так как ночью я его подождал всего 5 минут сверху и почти сразу уехал снизу. Дома я иногда бываю недоволен алгоритмом работы трёх лифтов на парадную из 130 квартир, но тут совершенно другое дело. Лифтов тут тоже три, но дело в том, что обслуживают они примерно 1000 апартаментов. Лифт платный, благо нам дали ключ, на котором хватило денег на все наши поездки. Кабина делает максимум две остановки по пути и это приводило к тому, что порой лифт приходилось ждать минут по 10, а может и 20, так что перед выходом приходилось внимательно продумывать всё ли мы взяли. Можно было, конечно, спуститься пешком, но мы оказались на 17-м этаже и эта процедура показалась мне не особо комфортной.

7 сентября 2018 г.

Ещё один вялый день, позавтракали, сходили на центральный рынок (41.624111, 41.619877) в надежде найти там что-то интересное, в итоге обнаружили там какой-то вещевой рынок с огромным количеством шмоток и прочей дряни, разве что магнитики там были дешёвые, но их мы тоже пропустили, так как в этот день мне было как-то не очень хорошо, да ещё и жара давила, в итоге двинулись в сторону дома в надежде погулять вечером, когда станет попрохладнее. На море тем временем начался шторм, что окончательно убило желание и возможность купаться. Ещё разок погуляли по набережной, купили пару магнитиков и двинули в сторону наших апартаментов.

Что в целом можно сказать про Батуми. Ехать сюда на две недели отдыхать я не вижу вообще никакого смысла, тем более летом в жару. Город оставляет приятное ощущение, есть где погулять, много вкусной и недорогой еды, если не пытаться есть прямо на набережной. Народ по этой самой набережной гоняет на велосипедах и электро-байках, там же можно это всё арендовать за какие-то более-менее адекватные деньги. Набережная очень длинная и для любителей погулять отлично подходит, но скорее весной и поздней осенью, в начале сентября было жарковато. В городе строится безумное количество отелей и домов с апартаментами, по 30-40 этажей, не особо понятно кто это всё будет снимать, но скорее всего будут. Имеющиеся небоскрёбы занятные, красивые, но мы их не посещали, как и не посетили колесо обозрения, которое мне просто не внушало доверия. В центре города (в той части, которая ближе к порту) много площадей с фонтанами, много красивых отелей и просто старых домов на узких улочках, но немного отойдя в сторону появляется огромное количество новостроя с бельём на балконах и беспорядочно раскиданными внешними блоками кондиционеров, всё это в целом выглядит как-то неопрятно, но достаточно органично. Жилья сколько угодно за любые деньги, и оно продолжает строиться. Кто-то говорит, что надо приезжать и снимать жильё у местных, торговаться и т.д., но это не мой вариант. Почти везде говорят по-русски, если не говорят, то можно обойтись английским. В общем, Батуми посмотреть стоит, но задерживаться тут надолго — нет.

Отдельно хочется отметить автопарк Батуми. По приезду я обнаружил, что основную массу на улицах составляют автомобили Toyota Prius, так же достаточно много Camry Hybrid и прочих гибридов, в 90% случаев американцы, изредка встречаются праворульные. Естественно, все эти машины не особо новые и довольно обшарпанные. Я задумался, откуда такой спрос на гибриды, но потом начал постепенно понимать. Все эти машины пригнаны сюда битыми и с какими-то космическими пробегами (у нескольких видел более 300 тысяч, судя по всему, миль), скорее всего после работы в такси, никакая гибридная часть у них уже не работает, панель усеяна предупредительными лампочками, но это всё кое-как ездит. То, что они битые, прекрасно видно по совершенно новым китайским фарам на многих машинах, так же у всех поголовно перетянутые панели из-за стреляных подушек, в этом я точно убедился, когда стал замечать на улицах еще и VW Jetta, а на ней уж отличить перетянутую панель от заводской я могу без проблем. Так же я убедился в этом, когда увидел целый автовоз битых Приусов с пометками американских аукционов. Ничего страшного во всём этом не вижу, если пошлины позволяют, пусть ездят на чём угодно, но выглядит довольно непривычно для жителя Санкт-Петербурга, где основу составляют европейцы. Кстати, машин из России я заметил максимум 2-3 штуки за всё время.

А ещё в Батуми возможно самый красивый Макдоналдс в мире, в который мы, конечно же, зашли, надо же употреблять хоть какие-то бургеры =)

8 сентября 2018 г.

В 10 утра звонок в дверь, там тот самый охранник и хозяин квартиры, который всё-таки знал о том, что мы сняли её. Сдаём ключи, прощаемся, грузим вещи в машину, завтракаем и выдвигаемся вдоль по побережью. В планах сегодня погулять по ботаническому саду и доехать до следующего забронированного отеля.

Ботанический сад возле Батуми имеет два входа, южный (41.692007, 41.706481) и северный (41.706333, 41.721690), мы поехали к северному. Билет стоит 15 Лари. Сразу после входа можно выбрать один из многих маршрутов, все они отличаются видами растений по пути, но не отличаются рельефом, везде будут горы, порой довольно крутые. По всему парку сделаны асфальтовые дорожки, а кое где и лестницы. Я на данный момент не могу сказать, в чём была моя проблема в тот день, в рельефе, жаре, плохом самочувствии или в том, что я вообще не особо-то спортсмен, но прогулка эта далась мне крайне тяжело. Описывать содержимое ботанического сада, думаю, бессмысленно, но точно могу гарантировать, что это будет достаточно качественная кардиотренировка, если вы, конечно, не раскошелитесь на экскурсию на электрокаре (вроде бы 50 GEL). В середине сада есть несколько площадок с шикарными видами на море, так же довольно занятно выглядит железнодорожная ветка с тоннелем под ботаническим садом, по которому ходят электрички.

В целом, если на улице не особо жарко, там можно провести весь день, но у нас заканчивалась вода, и мы, пройдя сад туда и обратно разными маршрутами, решили двигаться дальше.

Следующий пункт Кобулети, отель Chill Out, 5700 руб. или 240 GEL за 3 ночи. Ни Яндекс, ни Google не знали, где точно находится заданный им дом, пришлось покататься немного, благо в посёлке, по сути, одна длинная улица, но, если что, отель вот тут (41.852381, 41.779785). С заселением опять возникли проблемы, но на этот раз другого плана. При попытке заселиться нам сказали, что мест нет, несмотря на подтверждённое бронирование, при этом каких-либо вариантов не предложили, типа «иди ищи другое место», с чем я не согласился и никуда не ушёл с твёрдым желанием поселиться именно здесь. Пришлось объяснять гражданам владельцам бизнеса, что отсутствие у них мест это совершенно не моя проблема, решать её должны они, и мне совершенно не важно каким образом. Такое объяснение вроде бы подействовало, и нам была предложена комната не в основном здании отеля, а в пристройке за ним с последующим переселением в заказанный номер. Проблема же оказалась связана с тем, что люди бронируют номера, а потом остаются на какое-то время дополнительно, и это приводит к тому, что отель бывает полностью занят при наличии забронированных номеров. Обещали внимательнее следить за бронированиями с Букинга.

Этот посёлок мне сразу понравился, вот оно настоящее курортное место, разве что между улицей и морем находятся какие-то недостроенные отели и местами буераки, но это не особо мешает. Улица представляет из себя 7 километров отелей, ресторанов, кафешек с шавермой/шаурмой/донером, магазинов и прочих атрибутов курортной жизни, так что с едой и продуктами проблем точно не могло возникнуть. Насколько я понял, проблемы могут возникнуть с парковкой, так как в посёлке есть несколько платных и весьма недешёвых стоянок, но нас пропустили на стоянку отеля, для проезда на которую приходилось немного разбирать торговую палатку.

Вечер мы потратили на изучение окрестностей и прогулку по набережной, правда закат пропустили, ну да ладно, еще два дня впереди.

9 сентября 2018 г.

Утром поговорил с руководством отеля, обещали после обеда переселить. Весь этот день провели гуляя по проспекту и набережной, поедая всякие вкусности и стараясь не отличаться от остальной публики. Шторм так и не закончился, по пляжу ходили какие-то люди и не разрешали купаться, на местных, правда, это не распространялось, они, видимо, умеют бороться с волнами. Попробовал найти информацию про недострой на берегу, ничего толкового не нашёл, но похоже это всё на два высоких советских отеля и какой-то оздоровительный комплекс. Рядом со всем этим стоит дорогущий отель, который порадовал нас только наличием в нём банкомата. Не особо понял вообще смысл его существования, так как своей части пляжа у отеля нет, есть только кусочек пирса, и отдыхающим, заплатившим большие деньги за отель, видимо, приходится искать место на пляже наравне со всеми остальными.

Закат, как нам и обещали, тут чудесный.

10 сентября 2018 г.

В этот день никакие рестораны и развлечения мне были не нужны, нужна была только аптека и постелька. Не особо хорошее самочувствие в пару предыдущих дней превратилось в какое-то дикое отравление, не могу сказать, виновата ли была в этом еда, я склоняюсь к варианту, что я наглотался морской воды и словил из неё какой-то вирус. Такие же проблемы много раз были у друзей и тоже на Чёрном море в сентябре. Ну, ничего страшного, закинулся таблетками от всяких желудочных проблем и пролежал весь день в отеле, всё равно на улице почти весь день шёл дождь. Предполагал, что, если не полегчает на следующий день, буду вызванивать доктора, но не пришлось.

По поводу Кобулети в целом. Мне показалось, что это именно то место, куда стоит ехать любителям валяться на пляже и вести курортный образ жизни, тут тихо, не особо дорого, огромное количество точек общепита, да и люди какие-то более приветливые. В случае, если что-то не получится найти в Кобулети, можно найти это в Батуми, до него 20 минут на машине.

11 сентября 2018 г.

Самочувствие вроде поправилось, надо двигаться дальше, сегодня надо проехать 250 км, на которые навигатор выделяет чуть больше 5 часов, но тут я в курсе, что дорога непростая. Завтракаем и выдвигаемся, по пути заезжаем на заправку, бензин вроде по 2,5 лари — около 68 рублей на тот момент. После Поти запомнился приятный глазу кусок дороги с деревьями по обеим сторонам, напоминает прибалтийские дороги.

Дальше опять сплошные населённые пункты, знаки 40, лежачие полицейские и обыкновенные полицейские, патрулирующие дорогу, так продолжается до посёлка Джвари, а после него начинается самое интересное.

Сразу за Джвари начинается резкий подъём в гору, в процессе которого желательно не пропустить поворот (42.755702, 42.043370) к плотине Ингурской ГЭС, а посмотреть на неё стоит. Интересно это место двумя вещами, бирюзовым цветом воды и тем, что самой электростанции у подножья плотины нет. Здание ГЭС находится в 15 километрах от плотины уже на территории Абхазии (42.677557, 41.874084), а вода туда доставляется по подземным тоннелям. Вода совершенно нереального цвета, когда я рассматривал фотографии из этих мест, мне казалось, что такой цвет — это результат подкручивания яркости и цвета в редакторе, но это оказалось не так, вода и правда ярко бирюзовая. Возле плотины есть смотровая площадка и вроде даже музей, но его мы не посещали, там же планируется возведение канатной дороги и каких-то ещё развлечений, но на момент сентября 2018 ничего этого не было.

Дальше наш путь продолжился вдоль реки Ингури вверх по течению. Немного отъехав от поворота, встречаем смотровую площадку, с которой открывается отличный вид на водохранилище (42.802208, 42.042792), а через пару сотен метров мы понимаем, что водопады в районе Батуми можно было не смотреть, тут намного круче (42.810354, 42.044901), а дальше ещё какие-то сооружения, оставшиеся, видимо, от реконструкции дороги, которые тоже превратились в весьма живописный водопад (42.937501, 42.151120).

Дорога в целом довольно ровная, но немного напрягают постоянные отголоски камнепадов, раскиданные по дороге, огромное количество резких поворотов без каких-либо ограждений и встречающиеся периодически грузовики. Также очень порадовали красивые тоннели, вырубленные прямо в скале и коровы, спокойно отдыхающие прямо на дороге. Местами видно результаты оползней, которые оперативно ремонтируются до состояния, проезжаемого легковушкой. Виды чем дальше, тем красивее, стараемся останавливаться там, где это не особо опасно для нас и окружающих. Навигатор ведёт в посёлок Местиа.

Про дальнейшую дорогу рассказывать бесполезно, там просто надо проехать. Путь от Джвари до Местиа это 110 км бесконечного серпантина, не то, чтобы очень резкого, подъём с 250 до 1450 метров над уровнем моря, но ощущается это всё, как подъём на какой-нибудь пик Кавказа. А может, это просто мне так кажется, потому что я всю жизнь прожил в совершенно плоском Питере, а на машине не штурмовал ничего круче южного Урала по М5. Дальше я просто приложу некоторое количество фотографий того, что можно увидеть, просто проехав по этой дороге.

17:00, мы прибываем в посёлок Местиа, отель Daeli (43.043456, 42.723255) на две ночи, 117 GEL или 2800 руб. С заселением проблем никаких, встречает вроде бы владелец, по ощущениям не просто русскоговорящий, а вообще наш отечественный гражданин. Получаем в своё распоряжение крошечный номер с двумя отдельными кроватями и такой же крошечной ванной, но на другое и не рассчитывали, бронировал самый дешёвый из двухместных номеров. В соседнем номере соотечественники борются с замком на двери номера, наш встречающий обещает разобраться с этой проблемой. Позднее разговорились с соседями, оказалось, что они, так же как и мы, приехали из России на машине, но на данный момент я не смогу вспомнить, откуда они были, почему-то мне кажется, что из Нижнего, но скорее всего это не так. Больше машин с российскими номерами я здесь не видел. С парковкой проблем нет, можно стоять прямо возле ворот отеля и при этом гарантируется стопроцентная безопасность, так как через улицу полицейский участок и администрация посёлка.

Пошли изучать окрестности, сразу же стало заметно очень серьёзное отличие от Батуми: большая часть туристов — это иностранцы, причём достаточно много из Европы, встречаются турки и, естественно, китайцы. Русских мало, если не сказать, что совсем нет на фоне остальных. Также заметно, что цены здесь намного выше, чем в более равнинных районах, во всех кафешках и ресторанах исчезли блюда дешевле 15 GEL, при том что в Батуми в среднем горячее стоило 8-10 GEL. Здесь внезапно перестали понимать русский язык, и это точно не связано с какими-то политическими предрассудками, просто туристы здесь в основном из совершенно других стран, вот и местный персонал старается говорить хотя бы на универсальном английском, ну что ж по-английски я тоже умею, не пропадём.

Погода выдалась в этот день не особо хорошая, временами начинал идти дождь, так что все местные красоты были скрыты облаками, но дело шло к вечеру, и мы пошли искать еду. Несколько заведений отказались нас принимать, так как были заполнены голодными туристами, но, отойдя немного с центральной улицы, мы обнаружили кафе «Panorama» (43.042996, 42.725848), и в нём произошло нечто странное. Я тут ел самую вкусную еду в своей жизни, причём это было достаточно простое местное блюдо под названием чашушули. Чуть позже я осознал, что скорее всего мой восторг был связан с тем, что предыдущие два дня я не ел вообще ничего в связи с плохим самочувствием, но всё равно я буду ещё долго вспоминать невероятный вкус этого блюда.

По пути к отелю мы заметили странную очередь примерно из 5 человек возле какого-то окошка и решили посмотреть, что там такое. Это оказалась точка по продаже лавашей, состоящая из окошка и помещения за ним, в помещении вкопан тандыр и чудесный дедушка-грузин печёт лаваши. Всё, больше ничем это заведение не занимается. Лаваш стоит 1 лари и особенно хорош, пока свежий и горячий, а несвежий там получить невозможно, всё печётся либо при тебе, либо максимум за 10 минут до тебя (точка тут — 43.044112, 42.724248 с точностью до 10 метров, этого здания на спутниковых снимках ещё нет). Взяли парочку и пошли употреблять в номер. Вкус чудесный, вроде ничего сложного, в составе мука, вода, дрожжи и соль, но почему-то очень вкусно.

12 сентября 2018 г.

Просыпаемся не особо поздно, часов в 9 утра, быстренько в душ, который по местной традиции льёт прямо на пол, раковину и унитаз, шторки нет, но так уж тут принято. На сегодня есть некоторое количество планов. Облака рассеялись, и теперь покрытые снегом вершины окрестных гор видно во всей красе. Таких гор я ещё не видел, мы находимся в долине, а со всех сторон от нас главный хребет Кавказа, прямо с балкона отеля видно вершины более 4000 метров, до России от нас 10 км, до Эльбруса 40 км по прямой. Завтракаем в кафешке, в которую не смогли попасть вчера, ничего интересного, в общем-то не особо вкусно, даже не стоит поисков точных координат.

В посёлке есть канатная дорога, которая ведёт на гору Менташи, высотой чуть более 2300 м, что примерно на километр выше, чем Местиа. Состоит канатка из двух частей, первая начинается в посёлке (43.038993, 42.731161) и ведёт на высоту около 1900 м, вторая часть преодолевает оставшееся расстояние (координаты нижней станции второй части 43.029408, 42.734086). Внимательно смотрим на нижнюю часть канатной дороги и понимаем, что она не работает, но я читал отзывы об этих местах и понимаю, что это нормально. Ну ничего, доберёмся до второй части, которая довезёт нас до шикарных видов, которые я видел на фотографиях побывавших тут туристов. Почему-то решаем сначала прогуляться пешком в сторону нижней станции, но в какой-то момент понимаем, что это бесполезно, подъём становится всё более крутым, и, пройдя километр, мы сдаёмся и идём к машине. До нижней станции второй части канатки ведёт нормальная двухполосная дорога, 8 км в гору, подъём с 1400 до 1900 метров, и мы на месте. Бросаем машину на грунтовой стоянке и идём в кассу, билет в обе стороны 10 лари с человека, берём билеты и дальше самое страшное, решиться сесть в открытый всем ветрам кресельный подъёмник. Я раньше на таких не поднимался, всё, что было в моей жизни, это зубчатая железная дорога на Jungfraujoch в детстве, бугельные подъёмники на горнолыжных холмиках в Ленинградской области и Канатная дорога Нижний-Новгород — Бор. Пропускаем вперёд всех желающих и начинаем собираться с мыслями, минут 5 и мы вроде бы готовы к подъёму. Проходим вертушку-проверялку билетов, идём на посадку, садимся на подъёмник, едем вдвоём на четырёхместном кресле, первые пару минут мне как-то совсем не комфортно, я вцепился в фиксирующую нас скобу и не могу даже разговаривать. Вокруг тишина, мы летим в воздухе, постепенно успокаиваюсь и даже начинаю фотографировать, пока что на телефон, главное ничего не уронить вниз. Вот так вот в почти что 30 лет я узнал, чего я боюсь на самом деле, я боюсь не высоты, а конструкций на высоте, которым я не доверяю. К середине поездки на подъёмнике я окончательно успокоился и стал смотреть по сторонам, но по пути вверх видно только лес под ногами и редкие опоры канатной дороги.

Добираемся до верха, спрыгиваем с подъёмника и наконец-то видим то, зачем сюда обязательно надо подниматься. Мы находимся на самой верхушке не особо высокой горы, но со всех сторон от нас снежные вершины. Мне как жителю совершенно плоского приморского города это место показалось самым красивым из того, что я когда-либо видел. На этой высоте, кстати, вполне успешно растут берёзы, которых я в Грузии больше нигде не видел. Светит солнце, погода чудесная, на небе практически нет облаков, и мы больше часа шатаемся по верхушке горы в поисках самых лучших ракурсов для фотографий.

На вершине есть ресторан, но там мы обедать не стали, решили спуститься обратно в посёлок и попить кофе в кафешке, которую проходили вчера, называется Erti Kava (43.043668, 42.725821). А кафе это заинтересовало тем, что кофеен в Грузии можно сказать, что совсем нет, можно найти в заведениях только кофе по-турецки, который мне, мягко говоря, не нравится. Оказалось, что кафе держат наши отечественные граждане, вроде из Москвы, кофе варят, как везде у нас, из нормального автомата, эспрессо, капучино и остальное по стандарту. Цены, как и везде, довольно высокие, но не настолько, чтобы привычный вкус кофе не доставлял удовольствия.

Дальше пошли посмотреть сванские башни, которые раскиданы по всему посёлку. Выглядят они очень непривычно, все примерно одинаковой формы высоты, строились с 8-го по 18-й век и служили для проживания и как сторожевые посты. Одна из башен открыта для посещения (43.047377, 42.730923), и мы решили в неё зайти, вход 2 лари, на входе сидит дедок и жестом показывает, куда идти. Проблемы начинаются сразу, сначала мы попадаем в проход между зданием и башней, вместо лестниц использованы жерди разного размера, сколоченные в некое подобие лестницы, дальше надо пройти по не особо крепкой на вид деревянной конструкции, приделанной с наружной стороны здания, и мы наконец попадаем в башню. Она состоит из трёх этажей, между ними те же лестницы из жердей, с виду ничем не закреплённые, просто приставленные к дыре в полу следующего этажа. Честно скажу, я отважился подняться только на 2 этаж, на третий и на крышу полезла только Алина, в том, что эти конструкции выдержат её 50 кг, я на сомневался, а вот нагружать сколоченные на скорую руку лестницы своим весом не стал. Короче, сванские башни лучше смотреть снаружи.

После ещё пары часов прогулок по Местии начинает хотеться есть, и мы направляемся в ещё один заинтересовавший нас вчера ресторан, народа сегодня поменьше и нам находится место. Ресторан оказался вообще ничем не интересен, кроме одного события. Мы попали в то, о чём много говорят в интернете, но я не верил в существование этого до последнего момента — это грузинское застолье. В процессе ожидания заказанных блюд мы перекинулись парой слов с сидящими за соседним столом грузинами, находящимися уже в весьма весёлом настроении и предложившим выпить с ними рюмочку водки, от чего я не отказался, и тут понеслось. Выяснилось, что эти ребята — строители дороги Местиа — Ушгули, у которых за день случилось два события: получение зарплаты и спасение на дороге двух русских ребят, которые пытались доехать до Местии на такси, но оно сломалось, и как раз эти грузины их подвезли и пригласили вечером отметить знакомство. Мы же просто сидели за соседним столом и случайно попали на это мероприятие. Описывать происходившее сложно, но итогом стало много выпитого вина, много съеденных местных вкусностей, много разговоров о дружбе народов на разных языках, так как один из трёх местных не говорил по-русски совсем, а муж русской девушки оказался голландцем. В конце застолья случилось как раз то, что для меня является удивительным — мы ушли оттуда, не заплатив ни копейки, местные всё оплатили и отказывались брать какие-либо деньги за наше участие в застолье.

13 сентября 2018 г.

Не особо хочется уезжать отсюда, но надо, впереди ещё много интересных мест, а это место мы запомнили и обязательно вернёмся. Утром покупаем в дорогу пару лавашей и стартуем вниз по уже известной дороге. Не могу сказать, что вниз ехать намного лучше, но я хотя бы уже знаю, что представляет из себя эта дорога, останавливаемся сделать несколько фотографий того, чего не было видно из-за облаков по пути наверх.

В навигатор забита точка (42.456157, 42.527619) Визит-центр каньона Окаце, 250 км до неё проезжаем примерно за 5 часов. Перед зданьем парковка, не помню, бесплатная ли. Вход на территорию парка и в каньон 15 GEL с человека, на входе множество таксистов предлагают довезти до каньона за 50 лари, не наш вариант, идём пешком, до каньона 2,5 км по вымощенной камнем дорожке. В сторону каньона дорожка идёт с горы, так что проблемы вызывает только жара, надо запасаться водой. Доходим до ворот каньона, дальше становится веселее, сначала спуск примерно из 500 ступенек, и мы выходим на некую конструкцию, в виде жёлоба из металла с полом из террасной доски, в которой местами наблюдаются дыры. Всё это приделано к скале и висит на высоте что-то около 50 метров, и тут включилась моя фобия ненадёжных конструкций, так что этот мостик мы пробежали довольно быстро и особо не задерживаясь на нём, возможно зря, но рядом есть место с неплохими видами, которому я доверяю намного больше. Дальше продолжается всё та же конструкция, но идёт она уже через лес по склону каньона и в итоге приводит к смотровой площадке в виде половины подвесного моста. Тут уже можно спокойно посмотреть красоты и заодно рассмотреть вдалеке ту конструкцию, по которой мы недавно прошли.

Немного отдохнув и пофотографировав, начинаем путь обратно, а он намного сложнее, начинается с 500 ступенек, но уже наверх, возле входа в каньон стоят таксисты, предлагают довезти обратно, но уже за 20 лари, всё равно не соглашаемся, идём испытывать себя. Жара +32, а нам надо преодолеть ту же дорожку к визит-центру, но уже в гору, не просто, но справляемся, благо последние метров 800 идут уже по более-менее ровной поверхности и успеваешь немного отдохнуть.

В целом посмотреть это обязательно стоит, все эти металлоконструкции, висящие над пропастью, выглядят интересно, плюс опять же очередная кардиотренировка за деньги =)

Садимся в машину, хорошенько охлаждаемся кондиционером и едем в сторону Кутаиси, там сегодня ночуем. Elma Hostel, 823 руб (42.262499, 42.674623) самое дешёвое жильё за всю поездку, но далеко не самое худшее, отличный небольшой номер с большой кроватью, кондиционером и горячей водой. Поели в соседней кафешке, сходили в супермаркет за пивком и закуской, Кутаиси смотреть некогда, оставили на потом.

14 сентября 2018 г.

Просыпаемся, душ, сборы, заезжаем на заправку по соседству и двигаем дальше. Про выбор конечной точки на сегодня хочется сказать отдельно. На ближайшие пару дней было запланировано посещение Алазанской долины, не могу сказать, что я сильно люблю вино, но попробовать и посмотреть на производство было интересно. Так вот перед выездом мы поискали информацию и выяснили, что в районе Алазанской долины есть два важных места, город Телави, в котором расположено достаточно много винных производств и город Кварели, в котором находится корпорация Киндзмараули и завод Гранели, про который я прочитал много хвалебных отзывов. В итоге мы выбрали Кварели.

Дорога туда не представляла ничего интересного, до Тбилиси уже известная нам магистраль с куском серпантина, а после Тбилиси сплошная двухполоска приемлемого качества. Заехали позавтракать на интересный с виду придорожный комплекс (42.016556, 44.025392). Это довольно большое строение, расположенное на автомагистрали, состоящее из заправки, магазина, столовой, а также необходимых вещей типа душа и туалета. Архитектура этого сооружения в стиле всех новых построек в Грузии, явно привлекали молодых архитекторов, а в остальном всё аналогично таким же комплексам, например, в Финляндии. Еда в столовой вкусная, в магазине есть всё необходимое.

Дальше не останавливались до города Сигнахи, а точнее монастыря Бодбе. Изначально ехать в него не собирались, но заинтересовали красивые виды и ухоженность территории монастыря. Всё оказалось так же, как на фото из интернета, аккуратно подстриженные газоны, отличный вид на Алазанскую долину и в целом ухоженность всех построек, выглядит приятно, в собор по традиции не заходили, едем дальше.

Перед Сигнахи есть место с открыточным видом на город (41.614228, 45.921766), оттуда же предлагают прокатиться на зиплайне, фотографии сделал, зиплайн проигнорировал.

Заезжаем в город и понимаем, что посмотреть его удастся только из окна машины, всё везде забито машинами, людьми, автобусами и прочим транспортом, парковаться негде, да и сверху это всё выглядело интереснее. Остановились на самом выезде из города ради пары фото и двинулись дальше.

Все дороги в долине оказались забиты грузовиками с горкой наполненными виноградом, видимо, мы попали как раз на время сбора урожая. Доехали до места, Guest House Villa (41.948853, 45.818879) 91 GEL / 2150 руб. за две ночи. На территории гест хауса есть отдельные домики и большой дом, второй этаж которого отдан постояльцам. Нам достался огромный номер на втором этаже с двуспальной кроватью, кондиционером и отличной, чистой и опрятной, ванной комнатой.

Расположившись, мы пошли гулять по городу и сразу же обнаружили нечто странное, мы находимся практически в самом центре города, а вокруг сплошной частный сектор. Побродив по соседним улицам и не найдя там ничего интересного, мы решили сходить прямо на самую центральную площадь города. Из интересного на ней оказалась крепость всего лишь 18-го века, внутри которой почему-то расположено футбольное поле, какая-то новая гостиница и проход между ними с обещанием увидеть там ресторан. Ресторан посетить очень хотелось, но что-то пошло не так, на входе нам сказали, что в наличии только три каких-то блюда и больше нам ничего предложить не могут. Такой вариант нам не понравился, и я стал неистово гуглить, где можно поесть в округе, оказалось, что только в этом неполноценном заведении и в ресторане отеля, стоящего на площади, туда и проследовали. Ресторан оказался не особо дорогим, не особо изысканным, но там давали разнообразную еду и даже обещали подать местного разливного вина, но в процессе заказа выяснилось, что предложить могут только бутылку Киндзмараули с завода по соседству, вино к слову оказалось не то чтобы очень хорошее, но вполне пристойное, а вот еда очень даже неплохая, и там оказалось единственное место, где примерно понимают, что грибной крем-суп должен быть со сливками.

15 сентября 2018 г.

На следующий день было запланировано сходить на завод Гранели (41.936830, 45.830007). Он находится в некотором удалении от города, так что от центра пришлось туда топать пешком. Казалось, что идти километра полтора, оказалось, что 3,5. На заводе нам предложили только дегустацию их вина, экскурсии они то ли вообще не предлагают, то ли по предварительной записи. Дегустация стоит 10 лари на человека, либо бесплатно при условии покупки вина на стоимость дегустации. Вино у них реально вкусное, но не дешёвое по местным меркам, Алине понравилось Kisi, про которое на каждом заводе говорят, что именно у них этот сорт настоящий, мне понравилась версия Киндзмараули от данного завода, потому что дешёвое и намного вкуснее, чем такое же вино с завода Киндзмараули. На выходе взяли несколько бутылок вина в качестве сувениров родственникам и пару бутылок чачи. К слову, чача от этого завода мне понравилась намного больше, чем все остальные напитки, которые я попробовал в Кварели.

Вернувшись в город, мы зашли на завод Киндзмараули (41.946767, 45.814336) с целью посмотреть таки на производство и попробовать, что же они делают, и как-то так вышло, что, не заплатив ничего, мы присоединились к русскоязычной экскурсии по заводу, а в дальнейшем и к дегустации. Здесь интересной оказалось только экскурсия, на которой показали производство современным и традиционным способом и рассказали немного истории. Вино здесь похуже, чем на заводе Гранели, мы правда взяли пару бутылочек на сувениры, но я не особо понял, зачем народ тащит это вино в Россию целыми коробками.

Оставшуюся половину дня мы провели в гест хаусе, беседуя с хозяевами и наблюдая за процессом перемалывания свежесобранного винограда. Нам рассказали довольно много про производство домашнего вина, про обстановку в Грузии и прочие мелочи жизни, правда предложенному домашнему вину я всё равно предпочёл пиво. Вечером сползали в уже известный нам ресторан в отеле на площади. В итоге мы, кажется, сделали всё, что возможно в Кварели, так как тут нет ничего. Сюда стоит ехать только ради довольно интересной экскурсии на завод Киндзмараули и за парой бутылочек вина в магазин Гранели, всё.

16 сентября 2018 г.

Собрали вещи, попрощались с хозяевами гест хауса и в путь, только сначала надо на мойку, так как машина два дня стояла под сливовым деревом, в итоге была вся сладкая от падающих на неё переспелых ягод и неплохо так попахивала чем-то подбродившим, типа венгерской сливовицы. Мойка самообслуживания и тут оказалась выше всех похвал, тот же бешеный напор, заставляющий бороться с пистолетом.

Заехали посмотреть монастырь Некреси. На машине можно доехать только до ворот в долине (41.972527, 45.760318), дальше предлагается либо купить билет на автобус, который довезёт до монастыря, либо пройти пешком в гору 1,5 км с подъёмом на 300 м бесплатно. Выбрали вариант с автобусом, благо не дорого, вроде бы 1,5 GEL.

Монастырь старый, некоторые постройки аж 4-го века, всё ухоженное и отремонтированное, но не выглядит как новодел, есть где погулять и посмотреть отличный вид на долину. На осмотр дают примерно час, нам хватило 30 минут, и мы решили пойти вниз пешком, и это вот оказалось ошибкой. Спускаться 1,5 км по крутой дороге оказалось очень тяжело, но зато по пути зашли сделать пару фото с неплохой точки чуть ниже монастыря, которую я заметил из автобуса.

Начинается последний этап нашей поездки, мы двигаемся в Тбилиси. Доехали достаточно быстро и без остановок, на 4 дня заселяемся в отель Galo (41.718777, 44.799002) 220GEL/5233р. На всякий случай покупаем парковку за 10 лари на неделю, это можно сделать в любом терминале оплаты, коих на улицах очень много. Местные говорили, что на этих улицах никто не проверяет, но я не особо им поверил и решил-таки поступать по правилам.

Отель находится прямо рядом с привокзальной площадью, на которой также есть станция метро, которое мы сразу же пошли изучать, но, не дойдя до входа на станцию, столкнулись с тем, чего я у нас не видел уже очень много лет. Под площадью есть довольно развитый подземный переход, но он весь состоит из сплошного вещевого рынка, причём настолько плотного, что проход остаётся шириной сантиметров 50 и он заполнен покупателями, продавцами, а также теми, кто просто пытается воспользоваться подземным переходом. Выглядит это всё дико и непривычно, а главное теряется весь смысл перехода, так как быстрее получается перейти через дорогу, не соблюдая никаких правил, что местные в основном и делают.

Метро оказалось очень похоже на окраинные станции питерского метрополитена, на входе надо купить карточку за 2 лари, которую можно пополнять и вернуть обратно перед отъездом, проезд в метро 0,5 лари. Вышли на какой-то из станций в старом городе и сразу направились в сторону подъёмника к крепости Нарикала. Сверху неплохой вид на центральную часть Тбилиси, крепость довольно сильно разрушена и выглядит так, как будто за ней вообще никто не следит. Можно много куда залезть по кускам разрушенных стен, в некоторых местах это выглядит довольно опасно, но никаких ограждений нет. Спускаемся в каньон рядом с крепостью, в нём оказалось много народа, и интересен он водопадом в самом конце и домами, на самом краю каньона, где-то я такое уже видел, но так и не смог вспомнить, где именно.

17 сентября 2018 г.

Утро началось с поиска какой-нибудь булочной или кондитерской поблизости, в которой можно было бы приятно попить кофе с выпечкой, но оказалось, что Тбилиси не особо богат на такие заведения. Навигатор показал рядом только одно кафе такого плана, пекарню Arbil Bakery (41.712089, 44.798113). Это оказалось чудесное заведение, которым владеет русская девушка, и там нет даже намёка не местные аляповатые кафешки. Дизайн как будто мы и не уезжали из Питера, а в меню сырники, наполеон, разные другие десерты и нормальный вкусный кофе.

После завтрака потупили часик в отеле и отправились на Дезертирский рынок (41.721348, 44.794164) неподалёку от вокзала. Рынок оказался довольно большим ангаром, в котором расположено множество лотков с фруктами, овощами, специями, чурчхелой и прочими вкусностями, цены приятные, но продавцы уж очень настойчиво приглашают что-нибудь попробовать и купить. Здание, расположенное через улицу, оказалось каким-то другим рынком, состоящим из павильонов с электроникой, посудой и одеждой, который очень похож на то, что можно найти абсолютно в любом городе, порадовал разве что павильон, в котором на выбор было несколько сотен супниц.

После этого всего было решено не ехать на метро, а прогуляться пешком в сторону подъёмника на гору Мтацминда. По пути была обнаружена подпольная хинкальная (41.703306, 44.792132), в ней решили и пообедать. Подпольной мы её сочли из-за того, что вход представляет из себя дверь в углу, рядом с подземным переходом под эстакадой, а внутренности представляют из себя несколько довольно больших этажей, спускающихся всё ниже под землю. Из еды там оказались, конечно, же хинкали множества видов, а также всё остальное меню любого ресторана в Грузии, по вкусу оно ровно такое же, как и везде, и интересным это место мне показалось из-за расположения и интерьеров, которые как будто переделали из клуба или казино.

Подъёмник на гору Мтацминда оказался современным, но начинающимся в красивом историческом здании, не знаю, построено оно заново или отреставрировано, но выглядит отлично. Фуникулёр обычный, две кабинки, разъезд в середине и неплохой вид по пути наверх, если сесть пониже. Стоимость 3 GEL в одну сторону. На горе находится парк, заполненный кафешками, лотками со всякой едой и аттракционами, а в качестве доминанты телебашня и колесо обозрения. Ничего из этого не посетили, так как колесо не шевелилось, да и не особо хотелось на нём кататься, вид сверху и так отличный. Гулять по парку тоже быстро расхотелось, так как несмотря на довольно тёплую погоду, наверху дул противный холодный ветер. Спускаться вниз опять решили пешком, на этот раз это было не так тяжело, как в Кахетии, но тоже непросто, зато при спуске насмотрелись на виды Тбилиси с высоты. Вечером решили просто отдохнуть в отеле, так как начали постепенно заканчиваться силы.

18 сентября 2018 г.

Этот день был отдан на посещение города Мцхета, до которого около 20 км на север от Тбилиси. Начитавшись в интернете красивых историй про данное место, рассчитывал хотя бы на прогулку по старинным улицам, в итоге же центральная часть города не порадовала вообще ничем, буквально одна пешеходная улица, состоящая из лотков торговцев сувенирным хламом и ресторанов с очень сильно завышенными ценниками. Попытка позавтракать прямо на берегу реки Кура тоже не увенчалась успехом, так как два заведения, которые должны были уже точно быть открытыми встретили нас закрытыми дверями и отсутствием какой-либо жизни внутри, в итоге было принято решение уезжать, так как интерес здесь, судя по всему, представляют только культовые сооружения, которые мы посещать не планировали.

Вернулись к проблеме поиска еды, на просторах интернета было найдено много хороших отзывов о заведении Fresh Cafe (41.8508219, 44.7321144) и могу сказать, что отзывы в целом оказались правы, кормят там неплохо и не особо дорого. А о популярности данного заведения можно понять хотя бы потому, что припарковаться рядом с ним оказалось довольно сложно, а для облегчения этого процесса на парковке есть специально обученный человек.

Дальше начали двигаться в сторону монастыря Джвари (41.8383976, 44.7332597). Место это очень порадовало чудесным видом на слияние рек Арагви и Кура, открыточными видами на окружающие долины, а также по-настоящему старыми стенами.

Далее заехали посмотреть на местное водохранилище, которое на картах пафосно называется Тбилисское море. Море оказалось небольшим, на первый взгляд, довольно чистым озером, берега которого очень напомнили хорошо знакомое мне Кенгирское водохранилище в Казахстане. Вода для середины сентября показалась довольно холодной, купающихся замечено не было, возможно, летом ситуация иная, судя по протоптанным подходам к воде.

На вечер конкретных планов не было, так что просто пробежались по старым районам центральной части города, которые порадовали своей обшарпанностью и разношёрстностью, именно это я тут и ожидал увидеть. Заглянули в какой-то очень разрекламированный подземный сувенирный магазин, называется Meidan Bazaar, там оказалось море стандартных сувениров по каким-то нереальным ценам, в общем, сувениры стоит поискать в других местах, благо их в центре навалом, причём встречаются довольно интересные лавки с ручными работами. По пути в отель была ещё раз посещена подпольная хинкальная для дегустации ещё нескольких блюд, из которых очень достойными оказались хинкали с грибами.

19 сентября 2018 г.

Последний день в Тбилиси. Сил уже почти не осталось, но надо что-то делать. Нашли ещё один фуникулёр, который ведёт к некоему Черепашьему озеру. Добраться туда в жару оказалось не особо просто, так как надо пройти пару километров в гору от станции метро Делиси, которая в свою очередь интересна тем, что это единственная станция Тбилисского метро, где название написано на путевой стене по-русски. Сама канатная дорога оказалась по мне так самой интересной из всех, на которых удалось покататься в Грузии, вся конструкция канатной дороги не выглядит новой, кабинка со старомодной дверью-гармошкой, отсутствие некоторого количества стёкол, всё это не придаёт уверенности в надёжности конструкции, но, с какой-то стороны, интересно. Проезд 1 лари в одну сторону на человека. Промежуточных опор нет, всю дорогу на протяжении 7 минут только тишина, ветер, и отличные виды на довольно новые районы Тбилиси. Координаты нижней станции ( 41.711601, 44.753483). Интересен сверху опять же только неплохой вид на город, само озеро довольно маленькое, обойти его можно минут за 15, на озере есть несколько ресторанов, ценник в которых неприятно удивил, так же в ларьке была приобретена баночка пива за неприличные по местным меркам 8 лари, что примерно в 3 раза дороже, чем в магазине.

Как-то так вышло, что наверх мы ехали вдвоём, а вниз к нам присоединился только работник канатной дороги, при этом пока я фотографировал подъезжающие кабинки, они были довольно плотно заполнены народом. В итоге данный подъёмник оставил очень приятные впечатления, любителям разной техники явно стоит на нём прокатиться. Далее было желание купить пару бутылочек вина на сувениры и по пути нашёлся официальный магазин завода Киндзмараули ( 41.705987, 44.781528), ценник тут примерно такой же, как и на заводе в Кварели. Задумались, где бы пообедать, и тут на горизонте возникла большая буква М, и мы поняли, что пора идти в Макдоналдс, местная еда окончательно надоела.

Вечер был потрачен на бесцельную вечернюю прогулку по центру города, из которой запомнилась только станция метро Авлабари, наклонный ход которой находился в состоянии ремонта и выглядел, по меньшей мере, странно, а также какие-то раскопки, поверх которых проложены пешеходные дорожки, которые в итоге оказались фрагментами крепостной стены старого города.

Далее сборы, отпуск начал подходить к концу.

20 сентября 2018 г.

Время около 8 утра, выселяемся из отеля, покупаю на завтрак парочку только что выпеченных лавашей в соседней булочной и выдвигаемся в сторону дома. В Тбилиси утром, на удивление, совершенно нет пробок, так что довольно быстро выскакиваем на трассу в сторону России. Погода чудесная, на небе ни облачка, народа на дороге не особо много, начинаем забираться в горы, и на подъездах к Гудаури возникает небольшая проблема. До Владикавказа остаётся 80 км, бензина по показаниям БК тоже на 80 км, последняя заправка на пути как раз рядом, на руках не осталось местной валюты, а карточки не принимают из-за отсутствия связи. Пришлось заплатить, по-моему, 1000 рублей за 10 литров топлива, я, кажется, так дорого даже в Европе не заправлялся, но всё равно это лучше, чем дотягивать до заправки на парах.

Без особых проблем преодолеваем все перевалы и возвращаемся к той самой точке возле Казбека (42.664401, 44.642141). На этот раз успех — облака так и не появились и гору мы посмотрели во всей красе.

К границе подъезжаем по уже открытому новому тоннелю, тут опять же не было никаких проблем, о которых пишут в интернете, никаких лишних вопросов, машину особо не смотрели, но всё по традиции очень не спеша.

Во Владикавказе решили пообедать в уже знакомой бургерной, при этом сам город днём оказался довольно невзрачным даже в самом центре, ночью всё-таки было намного лучше.

Довольно долго видели слева Эльбрус, не думал, что его настолько хорошо будет видно, учитывая расстояние от дороги до него примерно в 100 км, но оказалось, что сфотографировать его крайне сложно, так как он белый на практически белом фоне.

На одном из постов между регионами остановили и аккуратно поинтересовались, откуда мы едем, не везём ли мы из Грузии «много алкоголя». Ответил негативно, так как данных граждан это вообще интересовать не должно, да и количество алкоголя не превышало нормы ввоза. Больше никто нас не трогал.

Конечный пункт на сегодня станица Кущёвская, мотель «Уютный Дворик» (46.570488, 39.672644), 1800 руб. за ночь, очень приличное заведение, рекомендую.

21 сентября 2018 г.

Скучнейший день езды по М4, на печально известном посту возле Кущёвской на нас даже никто не взглянул, пробка в Лосево ограничилась 5-минутной толкучкой, конечный пункт на сегодня — отель «Замок» в Домодедово ( 55.497399, 37.778556), 1300 руб. за ночь. Довольно обшарпано, но за эти деньги очень даже достойно, ресторан на территории дорогой, парковка на 5 машин максимум, остальным добро пожаловать на газон.

22 сентября 2018 г.

Остался только МКАД, до миллиметра известная трасса М10, на этот раз без платной М11, так как некуда спешить, и в 21:30 мы дома. Путешествие окончено.

Итог. Пройдено чуть более 7000 км, из них примерно 1900 по территории Грузии. Я остался доволен и при случае поеду ещё разок, уж слишком много всего было пропущено из-за недостатка времени. Грузия в основном понравилась природой, дорогами, пейзажами и приветливым народом. Не понравилась обшарпанность и неухоженность множества зданий в городах, очень однообразная еда в ресторанах и переоценённое, по моему мнению, местное вино. Никаких проблем, связанных с политикой, русскими номерами на машине и беседами на русском языке не возникло. Местная полиция постоянно патрулирует дороги, но без дела никого не трогает, при этом местные зачем-то постоянно нарушают, что приводит к беседам с полицейскими. Понял для себя ещё одну важную вещь, зря я отменил все апартаменты на нашем пути, так как в Тбилиси пришлось пользоваться стиральной машиной в отеле за деньги, так как просто кончилась чистая одежда, так что в такого рода поездках крайне желательны апартаменты со стиральной машиной хотя бы изредка. По результатам этой поездки сделал для себя вывод, что намного больше внимания в следующий раз уделю горам, уж очень там красиво.

Надеюсь, мой рассказ будет кому-то полезен и интересен. До новых путешествий.