|
24.08.2018
— Выезжаем в 6!
— Ок.
Часть 1. Новосибирск — Саввушка
Итак, суббота, 25 августа, 10 часов утра — время ехать. Наше ежегодное путешествие обещало быть интересным, так так впервые за 5 лет мы едем не на Алтай.
В таких поездках мы уже опытные. Прошли Монголию, Хакасию, Укок. Но есть одна небольшая проблема. Вот машины прошлогодних поездок:
Сейчас покажу одну из машин этого года.
А это машина, на которой мы поехали в этом году… нечего сказать.
По поводу нее были некоторые опасения. Была опасность, что она просто не проедет.
Традиционно встречаемся у Ленты, там мы обычно покупаем газ, пытаемся чинить сломанные рации и обсуждаем ближайший маршрут. Ехать предстояло около 550 км. Напомню, что день недели — суббота, нужно успеть до пробок, иначе в городе мы протянем до полудня.
Ещё одна ежегодная остановка — Тальменка. Кафе, где мы обычно едим. Место неплохое, но, когда нагрянут автобусы с туристами, становится, мягко говоря, дискомфортно.
Проверка раций у Ленты показала, что за год они так и не починились, и нам ничего не оставалось, как искать магазины радиотехники. Объехали весь Барнаул, и рации были куплены. Больше нас ничего не тормозило, и мы рванули к границе. Ничего не предвещало беды, но…
Машина, в которой мы ехали — Renault Duster, подвела в самый неожиданный момент, она отказалась читать флешку с музыкой Бузовой, поэтому пришлось слушать в тысячный раз Кино, Любэ, и другую, старую ерунду. Напомню, что наша цель на сегодня — Саввушка, ехать оставалось ещё около 300 км, вроде бы мелочь, но Цой делал своё дело…
Пока мы едем, расскажу о наших попутчиках. Их было двое: Максим и Миша, они ехали в Toyota Land Cruiser Prado 90, звучит лучше, чем Дастер, согласитесь, да и выглядит… на чем я остановился?
Очень колоритные персонажи, особенно Максим, с его акцентным окончанием на «на», что-то вроде: «едь на, стой на, и т.д. на». Миша — профессор философии, энтомолог и арахнолог, знает все о пауках и о том, куда они заползают.
Мы, если вы не запомнили, едем в Дастере, машина новая, не обкатанная по настоящим дорогам, оставалось только надеяться, что она проедет все места и мы не собьёмся с плана. Ведь впереди были кучи перевалов, крутые подъёмы и спуски, глина и камни — все, что только можно представить.
Итак, незаметно Цой пропел свои 300 км, и мы прибыли в деревню Саввушка — наш пункт назначения. Осталось только найти базу, где можно переночевать, поворот на которую мы благополучно пропустили. Но карта нас спасла, вскоре мы подъехали к базе отдыха «Золотые Пески» на берегу Колыванского озера. Место очень хорошее, несмотря на отсутсвие электричества в домиках и присутствие ос.
Примечательно было то, что на горе стояла обсерватория, сфотографировать и рассмотреть которую было практически невозможно, так как она была на вершине горы. Но у нас был телескоп с переходником для телефона. Чтобы сделать кадр обсерватории необходимо совместить линзу камеры и линзу телескопа так, чтобы была четкая и ровная картинка. Спустя 30 минут что-то вышло.
Раз уж пошли фотографии, покажу и саму базу, наслаждайтесь.
Первый день подошёл к концу, все были уставшими, завтрашний день обещал быть не менее насыщенным. Следующая основная задача — преодолеть границу, опыт Монголии показал, что это может занять день…
Часть 2. Граница
Утро было весёлым, мы старались выехать как можно раньше, чтобы успеть к границе, но неприятности нас не оставляли, нашего энтомолога ужалила оса прямо в глаз, что придало нам ещё большего желания скорее уехать отсюда.
До пограничной деревни Михайловка оставалось около 80 км. Чтобы не слушать Цоя, взяли флешку с песнями двухтысячных, конечно, с Фейсом не сравнится, но что есть, то есть.
Проехали Змеиногорск, Староалейское и Михайловку, показался первый пограничный пункт. Машин было не много, прошли все очень быстро и легко, за исключением вопросов пограничницы…
Россия закончилась, а вместе с ней и асфальт. Как только пересекли второй пропускной пункт, началась полоса щебенки и кукуруза.
На часах было около двух, впереди нас ждал Усть-Каменогорск, но оставаться мы в нем не планировали, поскольку время поджимало. Наш пункт назначения на сегодня — Бухтарминское водохранилище.
Пришлось остановиться в городе, купить продукты и поменять валюту, но, т.к. было воскресенье, банки не работали. Чудом нашёлся банкомат Сбербанка, который нас и выручил.
Итак, продукты были куплены, прекрасные симкарты Теле 2 вставлены, и мы поехали дальше.
После Каменогорска ехать оставалось около 100 км, но надо было понять докуда. На Бухтарминском водохранилище мы нашли базу в заливе, где и переночевали. Вечером шёл дождь, но он нам не помешал.
В домиках, к счастью, было электричество, наконец-то можно было зарядить телефоны, фотоаппараты и павербанки.
Все были уставшими и легли спать. Из перекатов ночного храпа можно было сыграть пятую симфон ию Баха, но делать было нечего, пришлось засыпать.
Часть 3. Иркент
Сегодняшний маршрут был не очень примечательным. Казахская степь, камни… даже горы становились не интересными.
Вот момент пересечения Бухтармы:
По пути нам попадались разные поселки. Зыряновск и Катон-Карагай считаются местными как более-менее крупные села, но на деле — обычные деревеньки, хотя в Катон-Карагае имеется аэродром.
Машин на дорогах почти не было. Изредка попадались трактора, перевозящие стога сена.
Так как выехали не рано, а в обед, день уже подходил к концу, и пришлось искать место ночлега.
Сразу после Чингистая нашли базу Иркента с кафе «Лаура». Там были приличные гостевые дома, баня и кафе. На ужин ели пельмени, потому что кроме них в казахском меню ничего нет.
Домики были двухэтажными, поэтому с балкона открывался вид на казахскую речушку и поле. А вдали виднелись горы, Алтай нас не покидал...
Вечером к нам подселилась веселая группа казахов, которая разрушила все стереотипы о них. Они оказались не жадными, открытыми и музыкальными людьми. Весь вечер пели песни Высоцкого. Кажется, один из них был каким-то важным министром… ну, как он сказал. Вообще, этот главный много что говорил. Например, что без кумыса в машину не сядет, и когда останавливает ДПС (или как называется местная полиция ), то на все вопросы инспектора ответ: «Пей қымыз с..а».
Долго они не отпускали нас спать, заманивали в баню, поэтому на раннее пробуждение рассчитывать не пришлось.
Легли спать во втором часу, но у казахов все только началось…
Часть 4. Язовое озеро
Проснувшись часов в 8 от криков казахов, мы начали собираться, чтобы уехать. Рассказал Иркенту о наших планах попасть на Язовое озеро, он сказал, что у него там есть знакомая, заведующая базами, которая сделает нам скидку, если мы скажем, что мы от него. Обрадовавшись, мы поехали дальше.
Про интернет можно было забыть, нормальные карты переставали работать. Дорогу спрашивать приходилось у местных, которые иногда сами не знали, где находятся. Но, несмотря на все трудности, мы свернули в нужном месте и въехали в деревню Берель, в конце который был КПП, так как скоро начиналась пограничная зона. Прождав полчаса и заплатив кучу денег за въезд, мы поехали дальше.
Основной курс взяли на Рахмановские озера, ведь там были какие-то источники. Дорога была ужасной и поднималась все выше и выше. Полдня мы проехали по камням, по дороге нам открывались новые казахские виды.
Ехали мы, ехали, как вдруг началась брусчатка, мы подъезжали к базе на Рахмановском озере.
Оказалась, что это место одно из самых дорогих в ВКО. Оставались только vip домики за кучу тенге.
Планы пришлось поменять, и теперь мы должны были ехать на Язовое озеро, которое находится ещё дальше. Расспросили местных, и оказалась, что мы проехали поворот, пришлось спускаться.
На удивление, Дастер показал себя очень хорошо, не говоря о Прадо. Изредка можно было чувствовать, как машина наезжает днищем на камни.
Начался ливень, дорогу начало размывать, а мы все спускались в поисках нужного поворота. Вода текла ручьём. Сильно грохотал гром, и сверкали молнии.
Поворот на Язовое был найден, и мы начали снова подниматься вверх. Дорога была даже лучше, чем та, предыдущая, но очень размытая.
Навстречу к нам ехал УАЗ, а в нем главная по домикам на Язовом озере. Узнав, что есть свободные домики, а главное, узнав цену, сразу же сказали:
— А вы знаете Иркента? Мы от него!
— Ирпень-кафе «Лаура» у которого. Не, не знаю такого…
Выбора у нас не было, пришлось согласиться.
Ехать оставалось ещё внушительно. Проезжали мимо отрывов, сквозь лес… начали показываться постройки.
Проезжая водопад, мы остановились, чтобы посмотреть на него. Очень даже ничего…
Наконец-то показалось Язовое озеро.
Уже темнело. Дали местным казахам бутылку пива, они дали нам ключи от дома.
Уже темнело. Становилось все холоднее и холоднее. Все сидели в двух штанах и в трёх куртках. Повезло, что в домиках были печки.
Долгий, тяжёлый день закончился. Все легли спать. Завтра никуда ехать не предстояло, поэтому можно было выспаться.
Впервые за поездку утром достали тушёнку, особо готовить было лень. При свете солнца можно было осмотреть местность. Озеро и база были окутаны горами со всех сторон, облака плыли низко, смешиваясь с туманом. Отсюда должна была просматриваться Белуха, но из-за постоянных облаков ее не было видно. Но вдруг на минут 15 она показала себя, и впервые за все поездки на Алтай мы ее увидели.
Так видно ее со стороны Казахстана:
День шёл, делать было нечего, и мы вспомнили про то, что взяли с собой квадрокоптер. Летал и снимал он плохо, но этого хватило, чтобы наиграться. В итоге дождь и ветер ему надоели, и он решил улететь домой, туда, где была его родина. Его так и не нашли.
Название озера «Язовое» говорит о том, что теоретически здесь должен водиться язь. Поэтому один из попутчиков, который арахнология, а как выяснилось, ещё и рыбак, отправился на рабалку. Ходил он несколько раз, но везение было на стороне рыбы. То пакет порвался, то рыба сорвалась… ничего необычного.
Дело было к вечеру, начало резко холодать, все стали одеваться, затопили печь. Все небо было в звёздах.
Следующая цель — найти австрийскую дорогу, чтобы выехать к озеру Маркаколь.
Часть 5. Австрийская дорога
Время поджимало, и мы поехали обратно. Пока что основная задача была не проехать австрийскую дорогу, а найти её. Вернувшись к Иркенту в гостиницу ещё раз расспросили его о дороге. И вскоре мы её нашли. Она была расположена между Енбеком и Чингистаем. Оказалась обычная просёлочная дорога, ведущая в горы.
Долго мы поднимались по перевалу. По дороге было несколько смотровых площадок, с которых открывался вид на просторы Казахстана.
Итак, прокатавшись весь день по камням, мы преодолели перевал и выехали на поле. Дорога на офф-лайн картах отсутствовала, и мы знали только направление. Но возникла еще одна сложность, на этом поле оказалось столько дорог, что и направление ничем не помогало. Битый час мы ездили туда-сюда, расспрашивали местных, и когда уже стемнело, мы, наконец, нашли нужную. Она вела нас в ущелье между горами, по течению реки.
Уже темнело, никаких домиков нет, оставалось только найти место для палаток. Спустя 2 моста мы нашли небольшую полянку. Здесь и остались. Первый раз за поездку в палатках...
На следующее утро мы быстро встали и поехали дальше, так как по этой дороге ехать было ещё часов 5. Дорога становилась все хуже и хуже. Были то крутые спуски, то подъемы. Постоянные камни, кочки, грязь. И так целый день, а ещё и в Дастере.
Наконец на карте появилось озеро, и деревня Урунхайка, дорога начала быть дорогой. Вскоре открылся вид на Маркаколь. Озеро очень большое и красивое, но останавливаться не стали и поехали дальше.
Дорога удивила тем, насколько близко мы подъехали к Китаю. На телефон даже пришла смс «Добро пожаловать в Китай» или что-то вроде этого. Их территория была не похожа на Казахстан, несмотря на то, что граница прилегала вплотную, смотрите сами. Это пустыня?
Часть 6. Зайсан
Основная цель — по-прежнему найти озеро Засан, но перед ним было ещё кое-что интересное — Марсианский пейзаж или Киин-Кириш. Место с горами из красной глины, напоминающее пейзажи марса. Навигатор привёл нас в нужное место. И мы увидели вот это:
Озеро было недалеко.
По дороге мы заметили кое-что странное. Практически возле каждого столба лежали мертвые птицы, похожие на коршунов или орлов. Непонятно, почему они мертвые, следов ранения не было видно.
Около озера мы нашли неплохое место, где и разбили лагерь. Почва была глиняная, поэтому арахнолог, рыбак, а как вновь выяснилось, и геолог заверил, что в случае дождя выехать отсюда будет невозможно. Но небо было чистое.
Да и, вообще, все было прекрасно, но… С наступлением темноты я прошёл на берегу этого озера 7 кругов ада. Ночью просыпаются сотни различных видов ползучих насекомых, 80% которых двухвостки и пауки. Они вылущили отовсюду. Единственный способ укрытия от них — закрыться в герметичной палатке.
Вроде все улеглись и уснули, как вдруг неожиданно раздался гром. Мощнейшая гроза приближалась с огромной скоростью в нашу сторону. Сверкало все озеро, и когда эпицентр оказался над нами, все экстренно начали собирать вещи и уезжать отсюда.
На часах 2 часа ночи. Ливень. Все не совсем трезвые. Один собирает палатку с матрасом внутри, одного перевернуло так, что оставшийся отпуск он провёл в полулежачем состоянии. Пока все собирались, ураган благополучно прошёл. И мы сидели мокрые до нитки в машине. Делать было нечего, уезжать бессмысленно, и мы начали разбивать лагерь снова.
Ужасная холодная ночь сменилась на пламенное утро. От яркого солнца мокрые палатки полностью высохли, и мы решили поменять место стоянки на более ровное.
В общем, все как обычно, ночью опять повылазили мелкие твари, и ничего не оставалось, как идти в палатку и ждать утра.
Подводя итог пребывания на этом озере: если у вас есть хоть малейшая неприязнь к насекомым, ночь на этом озере будет являться вам в кошмарах.
На следующее утро мы собрались и поехали в сторону дома, остановились в центральной гостинице Каменогорска. Закупились сувенирами и поехали домой.
За расписными тарелками сюда можно не ехать, здесь их просто нет. Здесь вообще нет никаких отличительных сувениров — стандартные магниты и т.п.
От Каменогорска до дома доехали за раз. Было где-то 5 сентября, школа благополучно прогуляна.
Впечатления от поездки в основном положительные. Путешествие было насыщенным и интересным. Ежегодный тур подошёл к концу.
За 10 дней на двоих потратили около 40 тысяч. Дастеру — зачет.