|
Идея поездки — посмотреть французскую провинцию и побережье, заглянуть в ранее неохваченные уголки Европы. Это уже 6-я вылазка в Европу на своей машине. Конечно, вау-эффект давно притупился. Особенно после прошлогодней поездки по счастливым странам мира (Норвегия—Исландия travel.drom.ru/58661/). Поэтому хотелось всего понемножку — природы, сельских дорог (подальше от автобанов), небольших городков и замков. Большие города стараемся избегать, поскольку в плане всяких интересных мест Москва и Питер дадут фору большинству городов Европы, а остальные частенько выглядят примерно так:
Основная проблема дальних поездок — лимит по времени, но, чтобы добраться до интересных мест и обратно своим ходом без экстремальных гонок, нужно закладывать дней 6. Поэтому в начале (лучше в конце) поездки обычно закладываем паром — это дороже, но экономит силы и время. Паром, в зависимости от маршрута: Питер—Швеция или Прибалтика—Германия. В результате нарисовался такой круг:
Прибалтика — Германия — Нидерланды — Бельгия — Франция — Швейцария — Австрия — Венгрия — Словакия — Польша.
Без гонок закладываем на дорогу недели три, а по дороге отправляем супругу на работу. Соответственно, заезд в Венгрию обусловлен подходящим лоукостером и наличием билетов.
1-й день. Перегон Москва—Вильнюс. Ремонт
Первый день предполагает максимально возможную дистанцию, пока есть силы, да и возможность отоспаться потом на пароме. На обратном пути такие подвиги повторять не стоит, ибо с непривычки возвращаться в московские пробки после перегона крайне тяжело.
С утра пораньше уже толкаемся в рукотворных пробках (привет бесконечным ремонтам). С удалением от Москвы количество машин падает почти до нуля. По Беларуси идем наперегонки с редкими россиянами. По прошлым годам запомнились караваны фур. Теперь же весь транзит куда-то ушел, иногда в поле видимости ни одной машины. Так и добрались почти до Минска.
Ничто не предвещало… Нужно сказать, что перед перегоном всегда загоняю машину на проверки/ремонты, которые иногда выливаются в круглые суммы. И, учитывая рукожопие наших «мастеров», стараюсь погонять машину некое время до путешествия. Ибо, по опыту, косячат в разной степени все — официалы, «клубные» и прочие «проверенные» сервисы. Ибо работу делают конкретные люди и, если сегодня сделали хорошо, нет никаких гарантий, что завтра будет так же. В каких-то случаях поводом для расставания с сервисом были косяки в несколько тысяч. В другом «клубном» — лень одного и пофигизм других добили коробку.
В данном случае рукожопие превысило самые смелые ожидания. Сначала загорелся чек на стояночный тормоз. По опыту — недостаток тормозной жидкости. Начинаем по картам искать ближайшие сервисы. Что может быть проще — вечером в субботу найти живой сервис… К Минску подползал уже под россыпь чеков и вой сирены. Слава богу, найден шиномонтаж и вменяемый частник-мастер. И причина этого безобразия — перебитый тормозной шланг заднего колеса. Некий пидарас на сервисе (трудно подобрать другое слово) проложил его рядом с пыльником. И это великое чудо, что шланг сдался вблизи цивилизации. Правда, цивилизации относительной. Как пояснил мастер — в Беларуси с запчастями большая ж…, особенно на свежие машины, особенно на японцев. Поскольку народ в бедности, возят самый дешманский китай. Обзвон магазинов и разборов подтвердил его довод. У дилера (!) этот шланг был только под заказ с непонятной перспективой. Единственный вариант продолжить путь — глушить магистраль к данному колесу. Так что огромное спасибо этому мастеру — проверил все колеса, прокачали тормоза и (33 раза перекрестясь, хотя и атеисты) продолжили путь, стараясь не тормозить резко. Да, работа в Беларуси стоит смешные по московским меркам деньги, так что идея на будущее — запасаться запчастями и ехать на ТО в Беларусь.
Забегая вперед — впоследствии вылез еще один «привет» из сервиса. На перед поставили колодки «Ferodo» по принципу «у меня такие стоят, всем такие ставим». Вот это был лютый писец. Они горели (от колес натурально шел дымок), диски стали черными от абразива. Потом начали жутко скрипеть. Пришлось корректировать маршрут и отказаться от идеи сунуться на серпантины. Зато вспомнил навык торможения двигателем на спусках.
К границе добрались уже в 22:30, на переход «Каменный лог». К счастью, никакой электронной очереди для легковушек тут нет, да и народу практически нет, одни транзитные россияне. Закупились в дьютике (в РБ самые наидешевые дьюти из известных), на литовской стороне даже не было таможенного контроля и глупых вопросов про литры топлива и спирта. Границу прошли минут за 25 с учетом заезда в магазин, супер.
В Вильнюс добрались уже к полуночи. Тяжелый выдался денек, почти 17 часов дороги и нервотрепки. Ночлег — в шаговой доступности от центра «Uzupis apartments» (N 54° 40.913, E 25° 18.693) . Целый этаж под крышей (соседей нет), кухня, своя парковка. Рядом и по дороге в центр продуктовые магазинчики. Очень неплохо.
2-й день. Вильнюс—Паланга—Клайпеда.
Благо перегон на сегодня небольшой, утром не спеша вышли на прогулку. Улочка аккурат упирается в исторический центр. Кафешки еще закрыты, туристов почти нет. Город компактный, обойти можно за полдня. Смотровая с башней Гедимина закрыта, похоже, навечно. Как раз перед поездкой попалась байка о том, как при «оккупантах» холм зарос деревьями, а потом прогрессивные товарищи эти деревья выкорчевали. Наверно, для улучшения обзора. И холм (вот неожиданность) стал сильно оползать. Зато попали на воскресный рынок протяженностью, наверно, с полкилометра. Много интересного творчества при отсутствии китайского ширпотреба. Народу — тьма, много евро-туристов. Вроде только что бродили по пустым улицам… В целом, город приглянулся. Конечно, не Таллин, но существенно интереснее Риги. С удовольствием заглянем сюда с оказией.
От границы и до Клайпеды идет практически европейский автобан. Народ не тупит, 120-140. О том, что уже почти Европа, напоминают в большом количестве ветряки. Ну и отсутствие засранных обочин (белорусы в этом смысле тоже молодцы). Погода шепчет, перегон по Литве — просто расслабление (в отличие от Латвии с перелатанными дорогами).
Пользуясь погодой, делаем крюк в Палангу. Дороги люто перекопаны, но пробок почти нет, несмотря на выходной. Машину оставили на часок у местного супермаркета (55.915857, 21.070056). Город очень зеленый и уже почти европейский, но музыка /магазинчики /кафешки вдоль главного променада напоминают Сочи. Правда, в существенно цивильном исполнении. Большой плюс, что законы тут рулят, прибрежная полоса абсолютно зеленая и никаких шалманов. С мостика (Bridge of Palanga) вообще кажется, что выбрались куда-то вне цивилизации. Пляж неплохой (для Балтики), но на фоне грядущих евро-пляжей — ни о чем.
Клайпеда — портовый городок без особых достопримечательностей. Поэтому прибыли впритык под загрузку. И, мягко говоря, поразились. В прошлом году обратным рейсом из Киля примерно в это время машин было ну совсем немного. Легковушки тогда ставили на верхнюю палубу, что было очень удобно в плане выгрузки. На этот раз загнали в самый трюм, все верхние палубы под завязку забиты фурами. Некоторые фуры опознали — обгоняли еще в России. Рядом под загрузкой — такой же паром-близнец. Вот вам и сказки про пустые прибалтийские порты…
3-й день. Киль—Бремен
Переправа на паром — это день ленивого релакса и объедания. В прошлом году штормило и паром мотало очень конкретно, да так, что утром всем было не до еды. Паром не самый крупный и волну ловил с оглушительным грохотом и вилянием кормой. Машины, кстати, крепили цепями к палубе. На этот раз, к счастью, погода благоволила. После обеда отлеживались на палубе, аки котики. Кстати, обеды / ужины отличные, соседи-дальнобойщики тоже не экономят, набирают порции как на месяц вперед.
Кое-кто прогуливает школу… расплата неизбежна.
В Киль прибыли минута в минуту, неспешно проплывая мимо местных курортов. Кстати, неплохое гулятельное местечко Laboe (пляжи, музей подводной лодки). К сожалению, минут 40 потеряли в ожидании выгрузки. А солнечный день осенью уже короток. Благо, что никаких таможенных заморочек, быстро выскочили на автобан в сторону Бремена. Добрались уже в сумерках.
Городок небольшой, апартаменты «Ferien Apartment» (N 53° 4.352, E 8° 49.082) взяли рядом со старым городом. Приятное место с видом на главную улицу, парковка во дворе, бесплатная до утра. До центра минут 10 не спеша. По эту сторону Балтики ощутимо теплее, поэтому погулять ночью — одно удовольствие. Туристов практически нет, местные и подавно — давно сидят в кафешках. Побродили по улочкам пряничного квартала Schnoor Viertel, на центральной площади очень здорово вживую играли классическую музыку. Ну и обязательно потереть разные места бременской четверке!
4-й день. Бремен—Харлем (Амстердам)
К сожалению, удачное расположение имеет оборотную сторону — ранние пташки-мусоровозы. Активная движуха начинается с 6 утра. С другой стороны — неплохо, нужно подстраиваться под светлое время. Чтобы сопоставить впечатления, повторили вечерний маршрут. Жизнь кипит, чиновники / клерки спешат по офисам. Естественно — велосипеды и трамвай, естественно — никаких членовозов и прочих машин. На контрасте — вымерший ночью и живой днем город.
Стартуем только в 9, во дворе никакая собака не прицепилась с оплатой парковки (в Стокгольме подсунули штраф через 10 минут, выкинули…). Погода шепчет, поэтому основной план на сегодня — единение с природой. В этом районе по дороге масса всяких садов и парков, выбрали «Park der Garten» (53.199603, 7.992109) за фишку с ландшафтным дизайном. Очень хорошо приехать к открытию, пока не добрались толпы релаксирующих пенсионеров (а пенсы тут весьма бодры и легки на подъем).
Парк очень понравился, запланированный часик плавно перерос в обед. Масса забавных инсталляций, по погоде можно легко провести целый день. В дальнем углу привели на экскурсию местную детвору — посмотреть, как устроена пасека и улей. Мягко говоря, у нас к этим тварям (пчелам) нервное отношение, достали на даче. Но тут все так знатно организовано, да и пчелы довольно мирные — ни один потерпевший не возопил… Живой улей в разрезе (через стекло в кабинке) впечатлил, даже не представлял — сколько же их там живет.
По дороге для разминки заглянули в небольшой замок «Schloss Evenburg» (53.231547, 7.492052). Парк с могучими деревьями и парковка — бесплатно.
Пересекли границу с Нидерландами и сразу почувствовали разницу. Архитектура другая, деревни явно победнее. Наша цель — деревня-форт «Vesting Bourtange» (53.008712, 7.189081) времен войны с Испанией. Вот и первые каналы, и подъемные мосты. С непривычки не выпускаем фотоаппарат. Сама деревня — активное туристическое место, куда опять-таки немецкие пенсы приезжают в основном поесть. Вот подвезли очередную группу — и тут же все толпой поскакали занимать столики в кафе. На валах форта туристов практически нет — и слава богу, иначе все бы вытоптали. Закупили несколько огромных свечей, будем зимними вечерами на даче вспоминать теплые места. Кстати, температура уже подползла к 30. И это север Европы в сентябре.
Ближе к вечеру добрались до предместий Амстердама — выезд на дорогу через залив Houtribdijk (52.528795, 5.425747). На мысочке — забавная огромная композиция, очень напоминает человека, который присел «по большому». Что сие символизирует — загадка.
Подышали морским воздухом, но решил через залив не ехать, а посмотреть близлежащие музеи: музей-корабль «Batavialand» (52.522264, 5.441545) (навеяло воспоминаниями про музей Vasa) и замок Muiderslot (52.332865, 5.071416). Это была стратегическая ошибка. Местные пейзане (ровно как и французы) очень себя любят, поэтому в 17 часов закрывается всё: музеи, аутлеты… На корабль хотя бы посмотрели с берега, а в замке поцеловали замок на воротах. Всё, туристические зоны абсолютно вымерли, местные уже сидят с пивом по кафешкам. Так что наш активный день теперь урезан не только солнцем, но и местными обычаями.
Недоступная цель — замок Muiderslot.
К сожалению, время потеряли, добрались до ночлега уже в сумерках. Плюс еще пару раз улетали на автобанах не в ту сторону (навигатор — …). Надо сказать, автобаны тут очень активные, не чета немецким и тем более французским. Тем более что утренняя дорога в провинции нас расслабила. Развязки вделаны на одном уровне, когда посреди дороги 3 полосы уходят в один автобан, а три — в другой. Причем, в какой — нужно заранее смотреть номера на щитах над полосами. Поэтому в дальнейшем одним глазом смотрел в навигатор — другим на указатели.
Местную достопримечательность (мельницу Андриана) оставили на будущее, мельниц в поездке еще насмотрелись… Ценник на ночлеги очень негуманный, поэтому (как и в Копенгагене), хороший вариант — комната в хостеле. В данном случае («Stayokay Haarlem» N 52° 24.835, E 4° 38.390) — получается та же гостиница, комната с удобствами. Есть своя столовая — шведский стол. Поскольку уже закрывались, накормили нас бесплатно (вроде как по их понятиям еда подостыла немного ))).
5-й день. Гаага—Гент—Франция
По погоде оставил опции — заехать в замок «Де Хаар» либо вдоль побережья проехать до Гааги, на примете — пара музеев: парк миниатюр «Мадюродам» (52.098841, 4.300568) или Louwman Museum The Hague (авто, 52.099741, 4.348704). Решили, что замков впереди еще много. Потихоньку выбрались из нашего района. Велосипедистов— тьма тьмущая, пешком никто не идет, дети / взрослые — все крутят педали. Чуть выбрались из города — и сразу лепота и пустые дороги. Первым делом — на море (52.399966, 4.542619). Парковок масса, и, наверно, они платные). Сейчас не сезон, да и ветер — так, посидеть на берегу или с собачкой погулять. Пляжи широкие и чистые, людей практически нет.
Трафик в провинции, в отличие от автобанов, не напрягает абсолютно. Довольно быстро добрались до Гааги.
Музей миниатюр — место раскрученное и распиаренное. К сожалению, тот случай, когда ожидания оказались завышены. Нет, в принципе, на первый раз место неплохое, особенно детям. Поезда бегают, кораблики плавают, между экспозициями колоритно гуляют птицы. Но если уже были в музее всемирных миниатюр Minimundus (Австрия) или смотрели на всякую активность в Miniatur Wunderland (Гамбург, офигенная инсталляция) — не стоит тратить время. Разве что туристический аутлет неплохой. Да, парковка вдоль речки бесплатная, поэтому там без вариантов воткнуться, лучше сразу на паркинг у музея.
С чем ассоциируется Голландия? Конечно, каналы-мельницы. Путешествие по Нидерландам завершаем музеем, где собраны мельницы разных эпох, многие в рабочем состоянии. Парк бесплатный, приткнулись на обочине, опять-таки бесплатно (51.875896, 4.634890). Всё, конечно, не обошли. Здесь бы очень пригодился велосипед. По каналу кораблик катает пенсов. Платно — входы в отдельные мельницы. Около одной — интересный указатель с историей подъема уровня воды. Мягко говоря, впечатляет. И это на равнинной местности. Насколько я понял, эта территория лежит ниже уровня соседней реки. Кстати, многие судоходные каналы так же не вырыты в земле, а возвышаются над общим уровнем и выглядят как валы.
Генеральное направление на сегодня — Франция, но просто ехать по полям — неинтересно. Гораздо интереснее посмотреть на море, тем более что на карте внушительно выглядят пляжи на границе с Бельгией (51.760162, 3.847939 и 51.585089, 3.626331). Вживую они просто поразили. Шириной в сотни метров, рай для кайтеров и покатушек под парусом по песку. Купаются, в основном, кайтеры в гидрокостюмах, поскольку ветер отбивает желание даже приближаться к воде. Максимум, ноги промочить — и назад. Народ в основном кучкуется подальше от воды.
С таким ветром грех не заставить побережье ветряками.
Переезжаем в Бельгию и попадаем на первый платный участок нашего маршрута. За что платить —непонятно, ибо ремонты с бестолковой навигацией. В дальнейшем эти ремонты превратились в бич. У французов в порядке вещей перекрыть десяток-другой км правой полосы со всеми съездами, и без всяких пояснений с объездами. А ремонтов осенью ой как много. Единственный плюс — отличная сеть бесплатных дорог, в результате автобаны полупустые и ремонты пробок не создают.
По рекомендации ТрипАдвизора на пару часов заглянули в Гент. Удачно припарковались на улице почти в центре (крытые паркинги рядом оказались закрыты), не платили. Прогулочный маршрут — от Фламандского замка до центра по берегам. Городок понравился, туристов очень много, нацменов особо не видно. Лица темной национальности замечены в основном в качестве продавцов в сувенирно-алкогольных маркетах. Кстати, по маршруту по Франции в качестве продавцов в туристических местах встречали исключительно местных пенсионеров / молодежь, никаких алибабаев. Может, так повезло, мы в крупные города не забирались.
К сожалению, темнеет очень быстро. Красиво, конечно, но пора и ночлег искать. С помощью навигатора и такой-то матери нарезали пару кругов по центру в темноте. Как и во многих городах, здесь любят одностороннее движение, которое в реальности не совпадает с мнением навигатора. Да и туристы на улицах расслабленные, глаз да глаз.
Во Францию попадаем по многополосному активному автобану, границу опять не заметили. Ночевка — где-то в полях, в провинции (Les Hirondelles, N 50° 43.974, E 3° 1.339). Как оказалось — это целая усадьба, с комнатой в целый этаж в отдельном флигеле. Судя по талмуду отзывов, мы были первые представители России. В основном — это уставшие от городской жизни французы, которые приезжают семьей в провинцию на целую неделю. Двор «охраняет» льстивая собака, которая за почесывание продаст всё. Ночью на огонек прибежал еж. Первый раз видел, чтобы еж свернулся клубком в абсолютный шар. Наши ежи какие-то более упитанные, всегда можно под брюшко подхватить.
А в номере — вот такой антураж. Ребенок посмотрел на эту инсталляцию и сказал: «Страшноватенько…».
6-й день. Кассель—La Coupole—Le Treport—Dieppe
Провинция оказалась не такой и глухой, с утра местные активно разъезжаются на работу. Причем, в порядке вещей — на сельхозтехнике прямо из дома. Решили не ехать в места «боевой» славы Дюнкерк, а попетлять по провинции. Пункт первый — «городок» Кассель (50.799588, 2.487139). В отличие от немецкого тёзки — это скорее деревня, но с местным колоритным рынком. С утра удалось удачно воткнуться прямо в центре, напротив очень даже неплохого музея фламандской живописи. Жена была очень довольна. На час-другой стоит заехать.
Час искусства кого хочешь притомит…
Чем ближе к побережью, тем больше всяческих военных объектов и музеев прошедшей войны. Объекты, конечно, немецкие. Как правило, все в достойном состоянии и очень активно посещаются. По пути выбрал «La Coupole» (50.705379, 2.241190) — огромный бункер-фабрика по производству ФАУ-2, она же стартовая площадка для обстрела Британии. Действительно интересное историческое место, начиная с 1-ой мировой войны. Большая экспозиция посвящена размещенному здесь в годы войны концлагерю. На удивление, в будний день полно народу, привозят школьников.
Снова возвращаемся на побережье. Цель — видовое место, пляж «Cap Blanc Nez» (50.924679, 1.715320), ближайщая точка к Британии. По легенде, в хорошую погоду можно увидеть противоположный берег. Как ни старались, в дымке ничего не увидели. Удивил активный трафик паромов из Кале в сторону Британии. Вроде тоннель неподалеку, но многие фуры идут именно на эту переправу. К сожалению, потоптать песок тут нельзя (скалы).
Обзорная площадка на крыше немецкого дота.
Почвы практически нет, камни, но распахано все до горизонта.
Хотели перебраться на пляж неподалеку (50.872021, 1.616942), но опять вмешался национальный колорит — ради ремонта 10 метров единственной дороги работяги перекрыли все подъезды без какой-либо информации по объездам. И туристы начинают нарезать километры по полям, при том, что многие пользуются бумажными картами вместо навигаторов. К сожалению, из-за этого не заехали и в еще один военный музей: Batterie Todt (50.844355, 1.600938) (в прошлом году у норвегов заезжали в похожий музей сумрачного немецкого гения).
Поплутали немного и поехали на автобан А16. Автобан платный и практически пустой. Быстро пролетели до следующий точки — городка Le Treport. Здесь можно оставить машину на верхней стоянке (50.058923, 1.366420), а затем на бесплатном фуникулере спуститься в город. Стоянка вроде платная, но автомат на выезде деньги брать не стал. Городок пенсионерского отдыха и релакса с широким пляжем. Здесь впервые обратили внимание на масштабы отлива. В гавани кораблики просто лежали на брюхе на дне. Навскидку, вода опустила метра на два. Городок очень приятный, со своим колоритом.
Чуть дальше по трассе есть еще место с удобным съездом на пляж (50.045327, 1.329682).
Ближе к вечеру добрались еще до одного места «боевой» славы — городом Dieppe. Известен тем, что на его пляже британцы попробовали первый рейд-высадку в 42-ом году и получили хорошую взбучку от немцев-резервистов. Хороший вид на город открывается с обрыва (стоянка рядом с церковью 49.932392, 1.089546).
Еще в городке есть замок, но к нему подобраться так и не смогли, ибо мнение навигатора и реальность односторонних улиц опять разошлись. В любом случае, к вечеру все музеи уже закрыты, а вот кафешки на набережной уже битком. Там мы и пугали аборигенов скрипом тормозов и маневрами на узких переулках. Машинки в массе мелкие и даже наши средние размеры смотрелись как слон в посудной лавке. Поэтому просто проскочили до ближайшей смотровой площадки (49.919531, 1.040695), где несколько испортили аборигенам романтические посиделки на закате своим чаепитием.
Ночевка — в кемпинге неподалеку «Camping Le Marqueval» (N 49° 54.541, E 1° 2.447). В сумерках нас уже не ждали, просто конверт с ключами на ресепшене. Вот тут нас французы поразили. «Домик на колесах» — это реально домик на колесах, с душем, но без туалета! Нет, сам кемпинг очень чистый, каждый домик в своем зеленом кармашке. Народ потихоньку сидит в домиках и явно использует душ не по назначению. Есть озерцо, где встретили развеселую выпивающую компашку (чудо чудное!), а за ним — миниферма с голодными козами и пони. Набрали тут же на дороге яблок, отнесли зверям — они очень просили заходить ещё.
7-й день. Étretat—Honfleur—Deauville
Погода по-прежнему нам благоволит. Сегодня по плану — визитные каточки французского побережья. Уже нет жары, комфортные ~20 градусов на берегу сопровождаются шквалистым ветром. Это, конечно, далеко не Исландия, но заставляет доставать из загашников куртки/шапки. Стараемся придерживаться графика, пока на тропу отдыха не выползла основная масса туристов.
Промежуточный пункт — Palais Bénédictine (49.758862, 0.367291, бесп. парковка: 49.760159, 0.369493), по совместительству дворец-музей-винокурня, родина ликера Бенедиктина. Очень красивые старинные здания сочетаются с современными перегонными аппаратами. На экскурсию с дегустацией не пошли, ибо для водителя — это издевательство, а ребенку, хоть и великовозрастному — не положено. К сожалению, поутру не нашли рядом ни одного работающего магазинчика.
В городке Étretat в сезон проблема с парковками, поскольку место очень популярное. Поэтому по возможности втискиваемся на первую попавшуюся (49.707375, 0.205533). И тут начинается квест. На парковке один автомат для оплаты, к нему очередь. Одному вроде как удается оплатить, остальные по кругу борются с жутким и алогичным интерфейсом автомата (привет программистам-аутистам). Поскольку народ на рентованых машинах, для них важно, ну а мы просто плюнули и ушли. Ни к каким последствиям это не привело.
Туристические тропы начинаются с пляжа, либо налево к скалам, либо направо к часовне. Основная масса туристов, конечно, идет налево по скалам. Попали на время прилива, так что погулять под скалами не получилось. Да и с.б., чтобы потом не удирать от прилива. К счастью, запала туристов надолго не хватает, максимум пары мысов, поэтому дальше по тропе можно гулять почти в одиночестве. Правда «гулять» условно, местами ветер просто сносит. А поскольку вдоль обрывов тропа не огорожена, трекинговая обувь — must have.
С другой стороны от тропы расположены поля для гольфа. В нашем понимании такое поле — это что-то горизонтальное. Но французы — те еще затейники. Группа пенсов на пронизывающем ветру, на уклоне градусов под 30 с увлечением что-то распихивает по норкам.
На обратном пути прихватили скоротечный дождь. Без хорошей обуви приехали бы со склона на попе. На самом пляже обратил внимание на очередной дот, вписанный в ландшафт. Что интересно — не уничтожили, просто вписали в набережную, да еще табличку с историческим описанием повесили.
Поскольку прогулки подзатянулись, проскакиваем Гавр (планировал заскочить на Fort de Sainte-Adresse, сады с видом), переправляемся по мосту Нормандия (платный) через Сену. Мост (~3,5 км), как и дельта реки впечатляют (по своему пребыванию в Париже вспоминал Сену как небольшую речушку).
Сразу за мостом попадаем в колыбель импрессионизма — городок Honfleur (49.419484, 0.236117). Городок уютный и живой, толпы туристов, старинная карусель на набережной, самая старая и большая деревянная церковь Франции… в общем, приятное место для остановки.
Чуть далее расположен пафосный курорт Deauville (49.362765, 0.070535). Небо и земля с Онфлером: широкие улицы, шикарные дома… и минимум людей. Понятно, что не сезон, но где эти толпы туристов? Заехать стоит разве что ради пляжа. Огромная песчаная равнина, на сильном ветру впечатление как в пустыне. Вдоль пляжа огромный комплекс пляжных кабинок с именами звезд, но вне сезона впечатление, что попал в какие-то декорации или заброшенный город.
Ветер гоняет по пляжу небольшие барханы.
Эта конструкция реально работает!
Ближе к вечеру добираемся до пригородов городка Caen с идеей посмотреть очередной музей-бункер (Le Grand Bunker Musee 49.287405, -0.252454), но по времени работал только магазинчик на входе, да открыта экспозиция всякой техники.
Поэтому просто пошли гулять по пляжу (парковка вроде как бесплатная вдоль пляжа). Впервые за поездку увидели молодых чернющих выходцев из Африки. Видно, водятся они в основном в столицах, а в провинции как-то не прижились. Мы на всякий случай приглядывали за ними (и за машиной), они оборачивались на нас, на том и разошлись. Больше нам такие представители в поездке по Франции не попадались.
Идеальный полигон для покатушек.
Кстати, незаметно пересекли Гринвич. Напоследок заехали в Ver-sur-Mer (49.335487, -0.422886), пляж, мемориалы, закат…
Пляж высадки канадцев, неплохое место выбрали. Вдалеке на песке — немецкий дот.
Ночевка в гостевом домике «Beatrice» (N 49° 19.780, W 0° 31.773). Супер, одна из лучших ночевок в пути. Пристройка к хозяйскому дому, закрытая территория, маленький садик на вечерние посиделки. И тишина… Утром в коридоре ждал столик с завтраком. После голландских цен местный ценник вызывает слезы умиления.
Квест «взломай бутылку», французы — такие затейники...
8-й день. Bayeux—Мон-Сен-Мишель
Погода внезапно испортилась, нудный дождик вполне соответствует плану на сегодня — прогулочно-исторический день, руины и форты. Неподалеку расположена немецкая батарея Longues Battery (49.343501, -0.691684). Несколько бункеров с орудиями плюс наблюдательный пункт, осмотр свободный. Несмотря на утро, место активно посещаемое. Судя по разговорам, туристы-американцы.
По погоде завернули в городок Байе, в музей Museum of the Battle of Normandy (49.273009, -0.711068). И снова подивились количеству посетителей. Музей довольно интересный (для мальчишек точно), большая экспозиция техники, униформы и оружия, крутят фильмы-хронику. От фильмов осталось некое ощущение, что французы, конечно, благодарны за свободу, но вот бомбить старинные города можно было и поменьше. А этот городок как раз попал в центр мясорубки.
Еще одно историческое место неподалеку — укрепрайон Pointe du Hoc (49.393163, -0.989140, вспоминаем «Call of Duty 2») на побережье. По дороге мини-музейчики в каждой деревне — все, что откопали: бронеколпаки, зенитки, разбитая техника. Вот это реально память… На побережье огромная стоянка (бесплатно), на берег вышли «против шерсти», чтобы не толкаться в толпе. Сильные впечатления: целые доты перемешаны с огромными кратерами и разбитыми в хлам укреплениями. По толщине обломков можно судить, насколько крепко досталось немцам. Впрочем, наступавшим тоже — берег довольно обрывистый.
К сожалению, погода не радовала, поэтому закруглили историческую часть и выдвинулись к финальной точке, Аббатству Мон-Сен-Мишель (стоянка 48.613708, -1.501430). Место в представлении не нуждается, мега-популярно даже не в сезон. Стоянка огромна, довольно дорогая, зато со стоянки ходит бесплатный шаттл до ворот. Главное, пробиться скозь китайский десант. Попали удачно во время отлива. По песчаной равнине гуляют группки туристов, довольно далеко, причем в массе босиком. В чем состоит удовольствие — непонятно. Рекомендация — трекинговые ботинки. Обошли остров кругом, на колокольне подали сигнал о начале прилива. Внутри замка, конечно, аншлаг. Но можно забраться наверх в небольшой сад, практически никого. Пока посидели за чашкой чая (термос всегда с собой), прилив подобрался к острову, народ высыпал на стены. Вот тут французы снова удивили. Время 6 вечера и наступила великая «брысь». По улицам бродят толпы туристов с деньгами, а работники закрывают перед носом сувенирные лавки и половину кафешек и спешат на автобус домой. Никаких продавцов-«не французов», только местные, а местным положен отдых. Так что имейте в виду, приезжать на прогулку стоит хотя бы к обеду. По хорошей погоде потом можно и пешком прогуляться обратно до стоянки.
Толпы босоногих пилигримов (в основном китайцы).
Ночевка — в кемпинге неподалеку (Camping Saint Michel, 48.6281727, -1.4157626). Весьма неплохой кемпинг и домики. Единственно — требуют депозит в 300 евро, при выезде осмотр дома и возврат. На дороге воткнулись в пробку — миграция барашков. Конечно, не исландские монстры-пухавки, зато их реально много. Отставших загоняет деловая собака. Всех перевела, проверила и с чувством выполненного долга забралась в кузов квадрика.
9-й день. St-Malo—Dinan—Angers—Saumur
Сегодня последний день на побережье, Нормандия закончилась, захватываем кусочек Бретани и уходим в сторону Луары и ее замков. Несколько впечатлений от прибрежной провинции:
Итак, заезжаем в пару небольших видовых мест:
Пейзаж, подходящий скорее для Северного моря.
В Сен-Мало (48.651614, -2.020668), наверно, по хорошей погоде стоит остановиться на денек. Парковок в центре много и они платные. Удачно попали в начало отлива, вода убегала на глазах, оставляя зеркальный песок. Интересный эффект хождения по воде.
Открылась дорожка по дну к форту National. Единственно, для прогулок погода оказалась неподходящей плюс очень сильный ветер. Да, камни вокруг форта очень и очень скользкие, без трекинговых ботинок туристы слетали на попах.
Красивые крепостные стены, хотя и не бог весть какая древность.
К сожалению, зарядил дождь, поэтому отменили Dinard и повернули прочь от побережья в городок с похожим названием Dinan. Городок старинный и красивый, жаль, по погоде ограничились только замком. С парковками в центре беда, поэтому воткнулись прямо перед замком (48.450481, -2.044283, 20-минутная стоянка, но никто не проверяет). Есть большая пустая парковка под стенами (48.449921, -2.044704). По погоде побродили практически в одиночестве. Крепость небольшая, старинная (аж 14-й век), но в очень хорошем состоянии. Если бы у нас так относились к истории…
Ближе к вечеру добрались до Анже. Перед замком не воткнуться, бесплатно встали здесь (47.467725, -0.559271). Сюрприз, время 5 вечера, избушку на клюшку. Но замок и снаружи красив и могуч, настоящая цитадель без финтифлюшек. За ним квартал старинных каменных домиков и огромный кафедральный собор. Приятный городок, только улочки кривые. Заболтались да и потопали без навигатора в другую сторону…
После Анже выбрались на великую французскую речку Луару. Это была метафора, по факту речка представляла собой песчаные дюны с мелкими ручейками. Неслабая такая засуха. А через месяц, в октябре, здесь случилось сильнейшее за 130 лет наводнение…
К вечеру нас ждал еще один сюрприз. За годы общения с Букингом привык не задумываясь доверять указанной в реквизитах информации, в частности, координатам. В этот раз навигатор вывел нас в чистое поле в 10 км от нужной точки. Т.е. по факту мы пролетели нужное место и сделали крюк в 20 км. Перепроверил оставшиеся брони и нашел еще пару косяков в координатах. На заметку!
Для ночевки выбрал городок Saumur по двум причинам — большой замок и танковый музей. Пейзаж чем-то неуловимо напоминает северную Италию, да и гостиницы тоже — тесно и дорого. Так что останавливаться все- таки лучше чуть подальше от таких туристических мест.
10-й день. Saumur—замки
Погода, наконец, явила свою милость. Безоблачное небо, но недавние 30 градусов превратились в 10, утепляемся по полной. Бодрячком и пешком (местные джамшуты опять без объявления войны утром перегородили на ремонт всю набережную) забираемся на замковый холм (47.257038, -0.072320). Стоянка наверху (47.255960, -0.071555) либо на набережной, бесплатно. Замок (Château de Saumur) огромен и, что приятно, территория уже открыта и бесплатна. В небольших замках так забесплатно не погуляешь. До открытия на территории туристов нет вообще.
Информацию про танковый музей случайно выцепил на Трипадвизоре и пропустить такое никак не мог (Musee des Blindes 47.243727, -0.071353). На самом деле, музей шикарен, стоянка бесплатна, сувенирка, коллекция весьма приличная. Много сопутствующей информации, например, по Меркаве рядом крутят исторические хроники. Честно говоря, наш музей в Кубинке — просто технические ангары, без фантазии. Все просто — здесь это частный музей.
Много интересных образцов времен 1-ой Мировой.
Наш путь весь день лежит примерно вдоль Луары. Интересное использование каменных склонов — внутри врезки от простых сарайчиков до вполне пристойных жилищ.
Где-то попался буклет, в котором этих замков значилось больше 80. Обычный неспешный график пенсов (основные посетители замков) включает одну-две позиции в день. Только самые крупные из них работают с 9 до 18, остальные с 10 до 17 или еще меньше. Так что при всем желании приходится выбирать единицы. Наш выбор, сделанный по картинкам:
Château d'Ussé (47.250981, 0.292649), стоянка бесплатная, место живописное, вход на территорию платный. Туристов немного, внутри замка ведет туристическая тропа с кучей лесенок/переходов, в башнях красивые инсталляции по сказке «Спящая красавица». Очень симпатичный садик. Несколько часов по хорошей погоде стоит выделить.
Конец сентября — все в цветах…
Château d'Azay-le-Rideau (47.259031, 0.465832, стоянка бесплатная 47.260274, 0.465400). Небольшой замок, окруженный прудом, небольшой парк с мостиками/лужайками. Вход на территорию платный. Поскольку находится недалеко от трассы, туристов довольно много. Внутри классическое оформление: гербы-гобелены, камины-интерьеры. Красиво, но нужно проскакивать между туристическими группами.
Вот такой живой экземпляр попался на стоянке.
Château de Villandry (47.340257, 0.512521, стоянка бесплатная 47.340659, 0.510046). Замок-парк. Вход на территорию платный. Заехать стоит ради красивого большого парка + сада, разбитого на несколько зон на трех уровнях. Прогулка займет не один час, внутрь замка не пошли. На выходе неплохая сувенирка.
На сегодня еще были планы на небольшой замок Château de Chenonceau, но время уже к 17, территории вокруг замков просто закрывают. Продолжаем свой путь по речке, любуясь пейзажами в закатном солнце.
Попытались по дороге сунуться в «Domain of Chaumont-sur-Loire» — вне рабочего времени без вариантов, все подходы перекрыты. На набережной попалась интересная отметка — уровни подъема Лауры в разные годы. Хотя территория вроде как равнинная, вот этот ручеек внизу может подняться метров на шесть.
Ночевка на сегодня — в приятном транзитном отельчике (L'Orée des Châteaux N 47° 33.223, E 1° 32.104). Свой выход из номера на лужайку, машина рядом. Озеро, тишина, народ потихоньку зависает в барах. Вечера становятся всё более зябкими.
11-й день. Замки — последний день во Франции
Финальный замок должен быть большим, очень большим. Замок Château de Chambord огромен (47.615563, 1.510855). Судя по размерам парковок, это топ-1 среди посетителей. Хорошо, что раннее утро и не сезон. Замок не огорожен, билет можно не брать. Но парковка платная. Так или иначе, французы свое возьмут.
По хорошей погоде идти на осмотр очередных гобеленов не хотелось, просто прогулка. Парк рядом условный, нарубленные деревья в стиле Minecraft.
Полиция неспешно отправилась на патрулирование. Кстати. Практически нигде не видно слоняющихся охранников, а в качестве таковых обычно выступают пожилые женщины.
Ближе к 10 народу существенно прибавилось, пора бежать к швейцарской границе. Но по пути — совсем уж последний замочек Chateau du Moulin Conservatoire de la Fraise (47.371552, 1.607213). Очень понравился. Наверно, потому что не было людей вообще, да и окрестности какие-то уютные. Открывается аж в 11, но погулять запустили. Озеро, садик, какие-то детские инсталляции (проводят свои фестивали). К сожалению, по времени внутрь не пошли, только развернулись на выход — прибежала тетушка: «У вас же билеты, ну что же вы уходите…» Вот такой ответственный в провинции народ. Закупились у нее для утешения местной наливкой.
На этом заканчиваем знакомство с Францией. Теперь предстоит длинный, но не утомительный перегон по хорошим дорогам в сторону Швейцарии. Погода радует, полиция на трассах не замечена. В качестве разминки заезжаем в небольшой городок Bourges (стоянка 47.081541, 2.403157, вроде как бесплатна). Цель — Буржский собор Cathedrale St-Etienne. Именно тот случай, когда реальность превосходит ожидание. Предполагаешь какое-то очередное древнее строение, а получаешь «Вау…». Во-первых, он огромен, при этом нет ощущения тяжеловесности, сплошные башенки-арки. Во-вторых, огромные древние витражи. Вроде как 13-й век, но выглядят безупречно. Да и рассматривать витражи, нам, честно говоря, приятнее, чем старославянские иконы с непропорциональными телами. Жаль только, стена со стороны сада на реставрации.
По мере приближения к границе ландшафт меняется, начались высокие холмы, а деревушки выглядят существенно победнее, чем на побережье. Еще одна разминка — городок Bourg-en-Bresse около трассы A40. Симпатичный монастырь Monastere Royal de Brou с клетчатой разноцветной крышей (46.196352, 5.236678). Стоянки в этих небольших городках бесплатные, толп туристов не наблюдается.
Солнце совсем опустилось в закат, уже предвкушаем ночлег. Но французы опять-таки отметились, напрочь перекрыв трассу A40 в направлении Женевы. Реконструкция, как водится, без каких-либо схем объезда. Пошли огородами по навигатору и указателям. Кстати, здесь указатели ведут исключительно на бесплатные дублеры. Потолкавшись в небольших пробках, выбрались-таки на почти пустую магистраль (народ копеечку экономит). Ночевка — невдалеке от трассы в деревушке Saint-Germain-de-Joux (аппартаменты Studio des Hannetons, N 46° 10.710, E 5° 44.273), в темноте неотличимо напоминающей итальянские предгорные деревушки — такие же квадратные домики на кривых, почти вертикальных улочках. Машину оставили прямо у мэрии, обнаружив (сюрприз) работающую пиццерию на колесах. И это в десятом часу вечера! Вечер удался… «Порадовали» часы на башне возле мэрии. Время они отбивали громко и по два раза. Наверно, для тех, кто не понял с первого. Особенно этот факт начал радовать ближе к утру.
12-й день. Швейцария
Утро не задалось. Навигатор лихо повел нас на вчерашнюю магистраль А40… и дорога закончилась. Т.е. когда-то это была бесплатная трасса, потом просто отрезали все мелкие выезды. Пришлось потолкаться некоторое время по бесплатному дублеру. Платная трасса опять полупустая, перед границей последний платеж, швейцарскую виньетку покупаем прямо на границе. Кстати, восточные соседи (венгры, словаки) уже перешли на электронную версию, «продвинутая» Европа по-прежнему лепит наклейки. С австрийцами — та же беда, сайт есть, но не работает.
Первый пункт на сегодня — Женева. Забегая вперед — город несколько разочаровал, потеря времени, в т.ч. из-за бестолкового трафика. Еще на подъездах к центру встали в пробку, это был первый знак. Причиной пробки явилась полицейская машина с надписью «регулировка трафика». Регулировка заключалась в перегораживании собой половины дороги. Не иначе, переняли опыт у московских коллег. Большой плюс — масса паркингов, в самом центре (46.204325, 6.150726). Впечатление от города — очень чисто, очень дорого… и не цепляет. Разве что необычный фонтан из озера.
Из достопримечательностей стоит заглянуть в Cathedrale de St-Pierre (сам по себе непримечательный), внутри которого есть вход в красивую пристроенную часовенку.
Здесь же удачно попали на церемонию присяги для полицейских-новобранцев, с оркестрами и тусовкой местных полицейских начальников. Туристов при этом никто не отгоняет и улицы не перекрывает.
Выбираемся, наконец, из тщательно организованной транспортной толкучки и направляемся в объезд озера. Теперь до России никаких пробок. В качестве опции рассматривал вариант заехать на паровозике повыше (Rochers-de-Naye), но погода безветренная и над озером висит дымка. Кстати, ощутимо потеплело. Несмотря на горную местность, от швейцарской погоды остались самые позитивные впечатления. А мы уже приготовили термобелье и прочее утепление. А за окном — пальмы…
По отличному автобану объехали озеро, до замка Château de Chillon (46.413725, 6.929256, стоянка бесплатная). Внутрь идти смысла нет, ибо аншлаг и вездесущий китай. Просто красиво, пикник на обочине. Вода чистейшая, местные детишки купаются (и это в конце сентября).
План на сегодня — добраться в окрестности озер Thunersee. Помятуя о проблемах с тормозами, делаем крюк по автобану 12 через Берн (так и быстрее). Заодно заезжаем в замок Грюйер (46.582248, 7.080369). Как оказалось, очень популярное туристическое место, верхняя стоянка битком (бесплатно), полно наших соотечественников. Даже продавцы сувенирки пытаются говорить по-русски. Довольно интересная концепция музея, не просто интерьеры/гобелены, но и фильм с историей замка, а в отдельной башенке — картинная галерея в стиле стим-панка.
Дело к вечеру, проскакиваем Берн и на закате добираемся до озер. Ночевка выбрана в местечке Kandersteg, с упором на завтрашние прогулки, поэтому ненадолго заезжаем к озеру в районе замка Schloss Spiez (46.689295, 7.685379). Днем здесь, вероятно, аншлаг, но вечером практически нет людей и машин.
К сожалению, в горах темнеет очень быстро, поэтому на ночевку добираемся уже затемно. Как водится, опять на Букинге напутали с координатами, а домики в ночи все одинаковы. Как ни странно, судя по окнам, многие гостиницы почти пусты, хотя на Букинге все распродано и цены ну ооочень конские. С кемпингами тоже вариант не сложился, вроде их много, но цены еще выше и минимум на 2 ночи. Да, это не Скандинавия…
13-й день. Прогулки — один из лучших дней на маршруте
С погодой очень повезло. Программа на сегодня — пешие прогулки по горам. Быстрые сборы — и на подъемник к озеру Kandersteg (46.497095, 7.682285). Народ тоже не дремлет, к 9 стоянка уже почти полная (и это в будни). В кассе продают билет на сам подъемник и на парковку. Кстати, здесь число подъемов не лимитировано. От подъемника к озеру ходит автобус (это для немецких пенсов) или ведут несколько приятных троп. Народ быстренько разбегается, поэтому до озера можно гулять практически в одиночестве. На берегу народ уже ловит рыбку и, судя по кострищам, остается на ночевки. При этом чистота изумительная, свино-быдло здесь не водится. Чтобы не толкаться среди пенсов, стоит прогуляться по тропе вдоль озера, трекинговые ботинки must have. Ну и термоса с чаем. Тишина, красота, только пробегают редкие лоси-туристы.
На обратном пути поразились количеству набежавших немцев, основная цель которых оккупировать все места в кафешке. И ради этого стоило подниматься в горы?
Погода — супер, конец сентября соответствует нашему августу. Внизу в городке затарились немного продуктами, цены = немецкие умножить на три. Одно хорошо — магазинчиков полно, в отличие от Франции. Вокруг озер масса интересных гулятельных мест, каньоны / пещеры / водопады, но по такой погоде опять потянуло в горы. Объезжаем озеро через городок Thun, идея — добраться до смотровой площадки Niederhorn Aussichtsplattform.
Вот тут немного дали маху. В качестве точки посадки выбрал промежуточную станцию (46.690768, 7.765144), что правильно, ибо днем приткнуться на стоянке — уже большая проблема. Вот только ехать нужно было в объезд озера «справа». Нас же навигатор лихо вывел на местную козью тропу. Эти 15 км стоили кучу времени и потерянных нервных клеток. Нет, дорожка отличная и укатанная. Проблема в том, что экономные аборигены сделали ее чуть шире машины, без намеков на ограждение и при отсутствии площадок для разъездов. Т.е. потенциально висела «приятная» перспектива проверить навыки вождения задом метров так на 200… Перед слепыми поворотами висят таблички «просигнальте…», поскольку, кроме машин, опасность представляют безумные велосипедисты, летящие вниз по склону.
Такой «чудо»-дороги не встречалось даже в Норвегии.
На верхней площадке опять пенсионерские тусовки, поэтому лучше сразу отойти на километр — другой по тропинке. Виды те же, только тишина и уединение. Дорога не очень располагает к неспешным прогулкам, по камням в горку, поднялись по высоте метров на 100.
К сожалению, за всю поездку так и не привыкли к местному расслабленному ритму. Напоследок решили еще погулять по ущелью Aare Gorge, вроде и на местном сайте что-то написано про вечерние прогулки — ан нет, подъехали и поцеловали замок. Зато к сумеркам резко заканчивается туристическая суета можно просто посидеть где-нибудь на озере.
Ночевка — апартаменты «Meiringen Studio für 2 Personen» (N 46° 43.839, E 8° 10.736), замечательный вариант. За ребенка хозяйка денег не взяла, да и просто скинула до 50 евро (не успели вовремя убраться). Стоянка перед дверью, соседи не замечены. С учетом отличной транспортной доступности гораздо выгодней останавливаться чуть дальше от туристических мест.
14-й день. Австрия / Германия
Чуть свет за окном начинается активная жизнь. И у нас предстоит приличный перегон, теперь к альпийским красотам со стороны Германии. Прощаемся со Швейцарией в городке Люцерн (паркинг 47.049723, 8.302632). Очень приятный городок, особенно порадовали диагональный пешеходный мосты. На набережной местный фермеры готовились к выходной сырной ярмарке, 100500 маленьких лавочек с немыслимым набором наименований сыров. Ближе к обеду город заполняется галдящими китайцами. Набережные, кораблики, сувениры — они уже везде.
По автобану объезжаем Альпы в направлении северо-восток. Была светлая мысль посетить одну из живописных альпийских дорог (туристические аттракционы), но с текущим состоянием тормозов дорога в горы нам закрыта. Австрийскую границу опознаем по толкучке перед заправкой за дешевым топливом и виньетками. Плюс забавное пиво в виде газировки. В дальнейшем так идем по границе, перебегая с немецкой стороны на австрийскую и обратно. Включаются смутные воспоминания, когда-то в этом районе пробирались из Италии через Альпы к замку Нойшванштайн.
«Д» — доверие…, набираешь и денежку в ящик.
На сегодня — забавный аттракцион, замок Ehrenberg и примыкающая к нему подвесная дорога над ущельем «highline179», занесенная в книгу рекордов как самый длинный «подвесной мост».
Стоянка (47.465424, 10.720716) вроде платная, но мы не заметили паркомат. Для начала нужно пешочком по лесу подняться на 115 метров к замку. На свежем ветерочке народ опасливо зависает в начале моста, соответственно, середина почти свободна для фотосессии. С противоположной стороны можно выйти/вернуться через турникет, перед которым народ массово тупил, пытаясь его активировать. Впрочем, как и мы. Редкий случай, когда немцы не повесили инструкцию.
Замок старинный, с богатой боевой историей. Руины отреставрированы по минимуму, как раз чтобы ощутить дух средневековья. Неплохое место для пикника на обочине.
На завтра запланировали обзорную вылазку в горы (Zugspitze). Подъемники есть как с австрийской, так и с немецкой стороны. Победили немцы, поэтому ночевка в домике «St. Anton» (N 47° 28.512, E 11° 1.738) в городишке Obergrainau. Абсолютно туристическое место, сплошные расписные пансиончики и кафешки, на удивление много народу вечером на улицах. Домик очень неплох, парковка под дверью, за третьего «лишнего» денег не брали.
15-й день. В горы не судьба. Прощаемся с Австрией
Погода — сплошное разочарование. Ночной дождь повис утром молочным туманом. На всякий случай прокатились до канатки (47.455754, 10.994029), хотя бы одним глазком посмотреть на местное озеро. Нет, туман не думает рассеиваться, а бесплатных парковок нет в принципе. Жаль, не судьба…
Выбираемся из гор, тучи остались позади, а на равнине — солнце (что вдвойне обидно).
Поэтому включаем план Б: ледниковое озеро Кёнигсзе неподалеку от Зальцбурга, по которому можно прокатиться на кораблике. Место оооочень популярное, судя по размерам и наполненности стоянки (47.592067, 12.988184). Корабликов много, ходят как часы, но китайцев еще больше. Если отправляться на весь маршрут, то прогулка в целом длительная, на несколько часов.
На первой стоянке возле живописного монастыря основная масса гуляльщиков и остается. Подготовленные туристы отправляются на трекинг, китайцы / арабы бегают с фото, немцы перекусывают.
Без очередей можно сесть на проходящий кораблик дальше до конца озера. Здесь нет туристического аншлага, зато можно прогуляться до соседних озер.
На обратном пути народ притомился, тишина, очень напоминает норвежские фьорды.
В окрестностях озера есть всякие интересности, например, соляные шахты (с немецкой и австрийской стороны). Но опять-таки, часов после 4 дня все закрывается, орднунг. В связи с этим вспоминается замечательная история, когда мы были молодыми и путешествовали по Европам на автобусе с группой «паломников». Польша еще не была в Шенгене, виза заканчивается, водитель давит на газ, чтобы успеть на границу до полуночи. Приезжаем — опаньки, немецкая таможня просто ушла на ужин. Так и проехали без отметок о выезде. Поляки с той стороны как-то даже и не удивились.
Посему просто заехали в Зальцбург на прогулку. Удачно запарковались в центре неподалеку от прогулочной улицы (47.805034, 13.045989). На удивление много молодежи, особенно после дневного контингента в туристических местах. Какого-то вау-эффекта город не произвел, просто приятное место для прогулок.
В потёмках, поплутав по перекопанным улицам, выбрались на пустой автобан сторону Вены. Одно «но» — жлобные австрийцы экономят с освещением, даже на развязках, так что езда ночью по извилистой трассе — не самое комфортное занятие. Благо, на ночевку — транзитный отель недалеко от трассы (Gasthof Rosslwirt, N 47° 54.288, E 13° 26.827), бюджетно и неплохо.
16-й день. Будапешт
Внезапно осознали, что уже последний день сентября. Это открытие навеяли ночной заморозок и иней на траве. Как-то расслабили швейцарские пальмы. К счастью, быстро распогодилось.
На восток, до Вены трасса почти пустая, в целом 500 км пролетают в расслабленном режиме, и к полудню уже въезжаем в Будапешт. Выбор этого маршрута обусловлен подходящим лоукостером — завтра супруге уже нужно быть на работе, ну а мы продолжим путь в ограниченном составе. Да и город очень понравился по прошлой поездке.
Поскольку день воскресный, с бесплатными парковками туго, город забит туристами. Удачно воткнулись прямо на набережной возле моста Margit (47.513028, 19.046444). После относительно тихих европейских городов здесь жизнь кипит, практически Москва во время футбольного ЧМ. Благо есть метро, не проблема пробежаться за пару дней по всем интересным местам, как-то: купальни Сечени и шикарный замок Vajdahunyad, по набережной до цепного моста, заглянув в Базилику св. Иштвана, подняться к Королевскому дворцу и Рыбацкому бастиону, откуда вечером открывается вид на сияющий парламент.
Очень к месту закрытые очки, солнце выжигает глаза.
Единственно, как-то не сложились отношения с местной кухней. Вместо фастфуда (быстро и дешево) выбрали вариант с венгерскими «суши». Оказалось не дешево и ооочень не быстро. Это не Москва, сфера обслуживания не напрягается от слова «совсем». За соседним столиком дама британской наружности устроила официантам выволочку, после волшебного пендаля еда волшебным образом материализовалась. Еще через полчаса осторожная официантка решила проверить чаевые и обнаружила кучу забытых пакетов с покупками. Кого-то вечером ожидала истерика… J
В честь какой-то феминистской акции мост подсветили розовым.
Вечером планировал добраться до бани «Геллерт», но по хорошей погоде жаль прерывать прогулку. В отельчик рядом с аэропортом добрались уже в ночи (Halász Airport Panzio, N 47° 24.503, E 19° 16.700). Очень неплохое место, отдельный домик на территории и машину можно поставить перед входом. Планировал сам везти супругу в аэропорт под утро, но оказалось проще через отель забронировать такси, работают четко, минута в минуту. Единственный минус отеля — движуха всю ночь.
17-й день. Словакия
Понедельник оправдывает название, погода поскучнела. Теперь движемся на север, всё ближе к осени. Сегодня по плану перегон до одного из нацпарков в Словакии, а по дороге — пара замков недалеко от трассы. Это не французские финтифлюшки, это настоящие боевые цитадели.
Пункт #1 — Castle of Boldogko (48.345821, 21.232392), довольно большой замок на холме посреди равнины. Вероятно, по этой причине буквально весь утыкан громоотводами. В отличном для своего возраста состоянии. Огромный плюс — вообще никого, но музей работает. Помимо стандартных оружейных экспонатов удивила коллекция монет и с тщательно проработанные миниатюрные батальные сцены со времен монгольского нашествия до наполеоновских войн.
Замок явно для местных, даже сайт на венгерском. Навигатор и здесь учудил, вывел нас к замку с другой стороны через поле, чем несколько озадачили местных трактористов.
Пункт #2 — Замок Спишский Град (48.998532, 20.770447). Это уже практически в центре Словакии. Монументальные руины на большой территории, с богатой боевой историей, начиная с 13-го века. Лучше запастись хорошей обувью. Туристы есть, но в умеренном количестве (не сезон).
Чем дальше на север, тем беднее деревушки и хуже местные дороги. В Словакии городки уже практически неотличимы от какого-нибудь провинциального городка в Ярославской губернии, такие же обшарпанные здания и большие супермаркеты в центре. Но магистральная трасса — супер, и по территории Венгрии, и по Словакии построены новые транзитные автобаны, не жалко денег, отданных за виньетки. Единственный участок рядовой дороги — перегон между Словакией и Польшей.
После обеда мы уже на месте, в нацпарке «Словацкий рай». Парков здесь как в Бразилии Педров. Данный парк приглянулся пешеходными тропами, поэтому решено размяться перед последующими перегонами, поскольку в Польше и далее смотреть уже особо нечего (Варшава / Краков / Закопане и прочие места уже окучены). Тут опять возник казус с координатами на Букинге. Благо, местное старшее поколение еще помнит русский язык и вывело на правильную сторону. Остановились в замечательном месте «Penzion-Ranc u Trapera» (48.964833, 20.374), мини-гостиница в виде огромного сруба. Таких цен и в России поискать. Хозяйка отлично говорит по-русски, обрисовала маршруты. К сожалению, за время нашего путешествия световой день заметно сократился, так что до сумерек отправились на лайт-маршрут. Тропы обустроены, где надо — мостки, лестницы, но без трекинговой обуви лучше не соваться. И чистота…
Поразило количество яблок, ветки ломятся, в конце сентября только начали сбор. У нас в средней полосе с яблоками в этом году вообще пусто. А здесь козы трескают санкционку.
Ребенок утащил бутылочку газированного пива.
18-й день. Мокрые походники. Польша
По закону пакости, ровно после завтрака пошел дождь, переходящий в ливень. А у нас поход, тропа ждет. Потоптались, оделись по-исландски (термобелье, куртки, целлофановый комбез, обувь-непромокайка) и вперед. В теории главная тропа «Суха Бела» платная, но по такой погоде ни души. Уговариваем себя: «Если надоест, повернем назад…» Топать наверх по ущелью примерно два часа, вниз часа полтора, если по тропе, но можно арендовать велосипед и по асфальту. Очень живописная тропа, бурелом в меру порезан, в трудных местах мосточки, а где-то и просто скобы с цепями.
Местами наверх вот такие лестницы:
И ни души. И это прекрасно, когда можно посмотреть и послушать природу без гвалта впридачу. Представляю, какая толкучка в узких местах в сезон. Плюс можно просто посидеть в любом месте, с чашкой чая. Так что поход в дождь весьма понравился.
Наверху, в пустых будках велопроката, встретили мокрую группу туристов и с ребенком. Взрослые активно согревались водкой, как спасался ребенок — загадка. Вниз по склону идти не рискнули дабы не испытывать судьбу и пятую точку, потопали по асфальту. Встретили вот такого зверя, как выяснил — огненная саламандра.
К обеду, довольные, добрались до гостиницы. К счастью, понятие «чек-аут» здесь условно, поэтому спокойно собрались и пообедали, за что отдельное спасибо хозяевам. На сегодня было планов громадье: подняться на Ломницкий Штит, погулять еще в одном месте, но по такой погоде выдвигаемся в сторону Польши, заехав по дороге в еще один замок «Lubovna Castle» (49.316707, 20.693432 парковка платная). Замок древний (14-й век) на торговом тракте из Венгрии в Польшу, как водится, на горе. В меру разрушенный, в меру восстановленный, есть инструкция на русском, народу немного, приятно побродить часок.
Трансграничная дорога в этом направлении однорядная, но загружена не сильно, да и перегон сегодня условный, спешить некуда. Ночевка с польской стороны в транзитном отеле Hotel Łaziska (49.811131, 20.673048). Неплохо, есть завтрак, летом даже красиво (дорога вдоль озера).
19-й день. Транзит через Польшу
Начинается неизбежное обременение путешествий в Европу — длительный перегон. К счастью, поляки активно развивают дороги. Скоро вливаемся в новый автобан E40 в сторону украинской границы. Как-то на новогодние останавливались в центре городка Жешув — очень понравился городок, но сейчас проскакиваем мимо, проведать другое красивое место — замок Lańcut Castle (50.070023, 22.234029) с большим парком (замок зимой не работал). И опять неудача, по осени тут началась глобальная реконструкция. Побродили по парку, пока нас не выгнала очередная туча.
Не знаю, что за деревья, но размер внушает…
Погоду поймали своеобразную, то солнце порадует, то перекатывает очередной фронт с мощным ливнем и ветер буквально выносит с дороги. И снова солнце, и снова фронт…
Как вариант, по хорошей погоде можно заехать погулять в центр Люблина (парковка перед замком 51.250632, 22.569970), но люблинский замок больше похож на новодел. Поэтому сворачиваем к границе в городок Chelm, известный меловыми пещерами, которые здесь копали с незапамятных времен. Естественно, в тоннелях живет приведение «Белух», куда же без пугалок.
Забавно, вход в галереи — неприметный домик в центре (51.133122, 23.471248). Наверно, не сезон, туристов нет, но экскурсию для двоих провели. В принципе интересно, но, если бывали в соляных шахтах Велички (или подобных) — заезжать сюда никакого смысла нет, просто галереи и небольшие экспозиции.
Дальше дорога идет практически по границе. Полицию на дорогах видели всего пару раз. Вроде как у дорожной полиции были терки с МВД, поэтому работали в режиме «итальянской» забастовки, т.е. просто не тормозили, либо не штрафовали. Спешить некуда, т.к. решили границу переходить пораньше утром, а на ночевку останавливаемся неподалеку от Домачево, домик «NOCLEGI-SPŁYWY BUGIEM» (N 51° 45.859, E 23° 33.262).
Место приятное, хозяин отлично говорит по-русски. Оказалось, что у него сегодня день рождения, вечером посидели с пивом — пообщались за жизнь. Потом хозяин вспомнил, что он хорошо поет песни, и стал звонить жене с просьбой привезти гитару и водку. Видно, жена не оценила просьбу, хозяин собрался со словами «сейчас сбегаю в ночной магазин, где продают водку…» Больше мы его не видели. Надеюсь, не сильно пострадал от жены. Из достопримечательностей в ночи найдены костел и новая православная церковь напротив. Судя по табличке, построена в рамках «программы единения чего-то там…» (внимание) на деньги Лихтенштейна и Исландии… Это просто взрыв мозга: Исландия строит в Польше православную церковь ))
20-й день. Беларусь—Смоленск
Часиков в 8 выдвигаемся на границу. И это было правильное решение, утром в сторону РБ мы одни. С той стороны, наоборот, аншлаг. Поляков проскочили быстро, а вот белорусам наша пара почему-то сломала шаблон. Три молодых погранца задумчиво топтались у машины, постучали по корпусу, попытались заглянуть в стеклоподьемник и прочие цели, игнорируя тюки с поклажей. Апофеоз — попытка заглянуть в подполье (место третьего ряда), которое у нас оказалось забито всяким инструментом и кучей пачек кофе. Содержимое пары десятков брикетов их ну никак не насторожило. Памятуя прошлогоднее общение с таможней: хочешь что-то спрятать — положи на самое видное место. Правда, следующих за нами москвичей не смотрели вообще.
Перебравшись через границу из сонных польских деревень, попадаешь в активную транспортную движуху. Опять забыл про перевод времени на час. Зимой было еще веселей, сдвиг сразу на два часа.
C утра по плану филиал Брестской крепости — недавно открытый музей «5 форт» (52.048708, 23.673133). В отличие от самой крепости, сохранился в неплохом состоянии, т.к. в боях участвовал мало — в 1-ю мировую его просто оставили, во 2-ю всё закончилось быстро. Место на отшибе, поэтому туристов почти нет, можно спокойно побродить по казематам и подземным переходам. Территория подзаросла, но это создает свою атмосферу заброшенной крепости.
Как и в подобных укреплениях Атлантического вала, поражает несоразмерность затрат и достигнутого результата. Генералы готовятся к прошедшей войне.
Достопримечательности вдоль трассы (Мир / Несвиж / …) многократно осмотрены, поэтому всё — теперь на родину. Поскольку спешить некуда, запланирована промежуточная ночевка в Смоленске. Традиционное место для перекуса на трассе — кафешки у паровоза (53.126381, 25.908106), быстро и в меру съедобно.
Машинка Колян и паровозик Толян — белорусский юмор.
Беларусь — и ни клочка заброшенной земли…
На границе теперь традиционная проверка паспортов, ребенок удивил проверяющего наличием учебника в руках вместо планшета. Посмеялись… Трасса по России после границы в сумерках неприятная, без отбойника, зато увешана камерами плюс мутные машины с камерами в кустах (выжившие должны платить).
На окраину Смоленска добрались уже во тьме. С фонарями здесь не дружат, а на Букинге опять координаты уплыли. В домике с креативным названием «ANgEL» (N 54° 51.479, E 32° 1.812) хозяин к приезду растопил баню (безвозмездно!), а поскольку мы были единственными постояльцами — просто оставил нам ключи и пульт от ворот и попрощался. Супер, да за такую цену! Несколько напрягают двухметровый забор и двойная железная дверь. Чувствую, мы в самой безопасной стране.
21-й день. Смоленск—домой
Последний раз в Смоленске были в зимнем сумраке и песчано-соляной каше (такая русская фишка — гадить водителям за их же деньги). План на сегодня — по хорошей погоде добраться в центр до музея в Громовой башне. Хороший был план… разбился о реалии дорожной ж..ы. Это же надо так постараться устроить бардак. Битый час пробивались до моста через Днепр. В одном месте вырулили на площадь с каким-то рынком, маршрутками и вусмерть убитым асфальтом — привет 90-ые... Плюнули, за мостом просто свернули на разведанную площадку к башне Орел (54.786351, 32.064527).
Большой плюс — практически нет туристов, можно пролезть в дырку в стене и гулять по внешнему периметру стен. Минус — разруха. Такой могучий памятник с такой историей на фоне ржавых труб и мусорных следов от пикников аборигенов. Реставрация за последние пару лет свелась к тому, что замуровали входы в башни и на стены. Наверно, и правильно, одна из башен выгорела внутри. Ощущение как в Азии, где на руинах предыдущей цивилизации новое поколение варваров почему-то считает себя наследниками той культуры, которую сами и разрушили.
Главное, эту «красоту» вблизи не рассматривать…
Чем ближе к Москве, тем больше идиотов-гонщиков, не знающих о существовании поворотников. За три недели поездки встретили штуки три небольших аварий по железу, здесь на сто км — несколько аварий плюс одна просто в мясо…
По хорошей погоде заглянули в танковый музей в Кубинке. Были как-то давно зимой, с тех пор его влили в парк «Патриот». Патриотизм существенно подорожал, суть не изменилась. Неудивительно, теперь нужно кормить несколько людей: открывальщика шлагбаума на платной (!) парковке, проверяльщика сумок на рамке (российская имитация безопасности, ни в одном заграничном музее / замке не виданная), продавца билетов и продавца сувенирки. Напомню, в частном музее Saumur их заменяет одна женщина при наличии бесплатной парковки. Собственно, сам музей интересен скорее специалистам или фанатам техники, поскольку по-прежнему это ангары с огороженной техникой и минимум информации. Хотя, при желании, могли бы сделать конфетку — как, например, новый музей оружия в Туле. Коллекция-то замечательная!
Весьма любопытные экземпляры в коллекции.
А дома уже совсем осень.
Завершаем поездку вечерним московским трешем (30 км за пару часов) под скрип перегретых тормозов.
Итого: пройдено восемь тыс. км с хвостиком. Тормозная трубка и колодки заменены бесплатно в сервисе под нецензурные комменты в адрес рукожопа, который теперь, наверно, радует клиентов в новом сервисе. Впечатления — бесценны…
Полезные вещи в дорогу:
Связь Билайн ловит везде. Старая симка СимТревел — в топку. По отзывам взял Orange, тариф «Mundo» для Европы. Какая-то ерунда. Из обещанных 6 Гб использовал один, после чего интернет отрубился и подключился уже в последние пару дней. Личный кабинет сделан через ж… — тоже в топку.
Кэш в евро: обязателен. Во Франции почти не нужен, в Германии / Австрии / восточной Европе частенько карты не принимают. Либо только какие-то местные экзотические карты. Национальные валюты не брали.
Навигация: к сожалению, Навител в плане карт сильно деградировал везде. Выручает Maps.me с заранее закачанными картами.
Буду рад, если почерпнете из рассказа полезное и интересное. Хороших вам дорог и приятных впечатлений!