|
Может, для кого-то это станет откровением, но в Сибири много этнических поляков. В основном потомков ссыльных. Как известно, в свое время Польша входила в состав Российской империи, но была этим не очень довольна. Периодически на этой окраине происходили бунты и восстания, и недовольные обычно переселялись на другую окраину, то бишь в Сибирь. Были и добровольцы, перебиравшиеся сюда в рамках столыпинской реформы. До сих пор, скажем, в Иркутской области, существует польская деревня наряду с белорусской, о которой я как-то уже рассказывал.
Во мне есть капля польской крови. И когда я отошел от дел, то решил разобраться в некоторых семейных вопросах. В частности, найти братскую могилу деда, командира противотанкового истребительного дивизиона, погибшего в рождественскую ночь 1944 года в Белоруссии (что и было осуществлено), а заодно разобраться со своей родословной.
Но список участников второго польского восстания, среди которых числился и мой возможный предок, стал мне доступен в сети только в 2015 году. Там, в том числе, рассказывалось о том, что сосланный на водворение в 1864 году в Мариинском округе (это где-то между Кемерово и Иркутском) мой вероятный предок получил от российского государства пособие на домообзаводство в Мариинске, хотя к тому времени семьи не имел.
Но до того как этот факт стал мне известен (а более ничего, кроме предположительного польского происхождения, передававшегося в семье изустно), ничего не знал. Ошибочно предположил, что, возможно, мои предки взяли фамилию по месту рождения и как-то связаны с польским городом Августов. Неудивительно, что первым делом я оказался здесь. Позже еще заезжал, поскольку притяжение места оказалось очень сильным.
В итоге за три года (с 2013-го) я объехал почти всю Польшу, но ничего конкретного не нашел, разве несколько однофамильцев…
Поэтому сейчас просто сосредоточимся на путешествии по Польше, соединив все предыдущие впечатления в единое целое. Не обессудьте, если где-то повторюсь, потому что кое-что уже публиковал в отчетах о путешествиях из Иркутска в Лиссабон, из Иркутска в Калининград и из Иркутска в Сербию.
Однако в этот раз все связанное с Польшей я попытался объединить в целое, чтобы получились какая-то общая и логичная картинка.
Для начала следует заметить, что россияне недолюбливают Польшу и стараются преодолеть это пространство с наивысшей скоростью. И небезосновательно. Мне повезло, я проехал своим ходом всю Европу за небольшими исключениями, но основные трудности у меня всегда возникали в Польше и на границах с ней. Внутри страны меня несколько раз останавливали и пограничники, и миграционные власти, и дорожная полиция, действующая в худших традициях из засад. Были трудности с таможней, которая считала, что имеющихся наличных в евро и долларах мне может не хватить, хотя я уже давно все платежи осуществляю международными платежными картами…
Если выделить суть, то можно сказать, что польский госаппарат заточен под то, чтобы создать как можно больше проблем приезжим, в особенности россиянам. К счастью, на бытовом уровне это практически не ощущается, по крайней мере, мне не пришлось сталкиваться с антироссийскими настроениями.
Но если отрешиться от некоторых очевидных проблем, то Польша очень интересная страна.
Во-первых, если читать вслух латиницу, то можно понять, что она означает.
Во-вторых, в любом, даже самом небольшом городке, можно обнаружить что-то интересное.
В-третьих, поляки трепетно относятся к истории, и не только к своей, но и немецкой, которую, возможно, считают и своей.
На мой взгляд, Польша стала одним из главных выгодополучателей по итогам Второй мировой войны. И в новых границах оказалось много немецких городов. И поляки сохраняют их идентичность, а не так, как мы поступили в Калининграде, где всеми силами старались истребить прусский дух.
Ну, и не последний аргумент в пользу Польши — здесь самые низкие в Европе цены на все.
Но начнем.
В ГОРОДЕ ФАМИЛИИ СВОЕЙ
Мы в Польше. В городе Августове. Неплохо так звучит — Августовские в Августове. Конечно, попали сюда не случайно. Ищу свои корни.
Про деда я уже рассказал. Нашел могилу в Белоруссии.
Я себя всегда самоидентифицировал как русского, но в подсознании всегда помнил, что моя родня по отцовской линии имеет какие-то связи с Польшей. Поиск в Интернете ничего не дал. Тогда я решился установить истину явочным порядком. И вот я в Августове. Ассоциации понятны — фамилия, возможно, производная от названия города. В местном музее служительнице самой интересно, есть ли связь между Сибирью и городом Августовым. Поэтому на рабочее место срочно вызывается пан Историк.
Изъясняемся на каком-то фантастически ломаном языке, но смысл в общем понятен. Моя фамилия довольно распространена в Польше и не только. Ее носят и в Гродно, Вильно и во Львове. В самом Августове был помещик Августовский, принявший имя по месту своего владения. Более того, активно участвовал в польском восстании 1863 года. Царским режимом был изъят из места проживания и отправлен в Сибирь, где след его для местных краеведов был утерян.
Еще один вариант: три эшелона поляков, депортированных в 1940 году из Августова в Красноярский край. Но тут есть нестыковка: дед хоть и призывался в Красную армию из Канска (Красноярский край), но вряд ли недавно сосланный поляк мог получить офицерское звание в РККА.
И так и сяк мы крутили с паном Историком наш родословный пасьянс, но концы с концами никак не сходились. Договорились о том, что вопрос будет дополнительно изучен и на него будет дан электронный ответ. Его не получил. А в качестве бонуса местные краеведы дали две наколки: в соседнем городке в местном музее работает однофамилица, а в отдаленном районном центре старостой (главой администрации) служит другой однофамилец. Решено было съездить и к тому, и другому. У женщины из музея оказался выходной, а местонахождение старосты элементарно не удалось обнаружить.
Зато сам Августов посмотрели.
Даже попали на городской праздник.
О РОЛЕ АРМИИ В РАЗВЛЕЧЕНИИ И УМИРОТВОРЕНИИ ОКРЕСТНОГО ЛЮДА
На главной площади начались торжества. Подогнали пожарную технику, а затем подтянулась и военная. Как на заказ, советская: тяжелые колесные тягачи и бронетранспортеры.
Малышня и папаши оценили по достоинству оружие стран Варшавского соглашения, хотя и перешло оно на другую сторону баррикад.
Детки с радостью лазят на пожарные машинки и военную технику. Последняя явно советского происхождения.
ВАРШАВА
Честно говоря, Варшава нам как-то не зашла… Мы пересекли её насквозь, и было ощущение, что мы перемещаемся по российскому областному центру. Во всяком случае, столица Польши выглядит менее интересно на фоне даже средних польских городов. Но мой взгляд поверхностный, однако перепроверять первое впечатления желания не возникло.
… Шел 2013 год. Мы оказались в первой из столиц Евросоюза, и нам тут все оказалось в диковину. Мы объехали центр Варшавы несколько раз в напрасной надежде найти хоть одно бесплатное парковочное место. Такового не было по умолчанию. У меня же не было опыта пользования платной парковкой, как, впрочем, и у любого россиянина, впервые оказавшегося на своем авто за границей в то время. Пришлось учиться на ходу.
Цены показались немилосердными, но мы купили место под наш «Крузак» на пару часов. Всё это показалось нереально сложным для первого раза, и с момента парковки у меня в голове начал тикать счетчик, затеняя все окружающие красоты.
Таковых оказалось не много.
Типичный памятник Копернику, который стоит, похоже, в каждом польском городе.
Мрачный монумент Пилсудскому, который, кстати, в свое время отбывал ссылку в небольшом поселении на территории нынешней Бурятии. Я туда заглядывал, но там ничего, связанного с Пилсудским, не сохранилось.
Очень скромный почетный караул у Вечного огня, основной достопримечательностью которого является список польских воинских побед, среди которых числится и Москва, и Смоленск…
Ну и другие предметы национальной гордости.
Два часа для экскурсии по Варшаве, конечно же, очень мало. Но, может, еще доведется побывать здесь при других обстоятельствах.
Уж не знаю почему, но провинциальная Польша нам понравилась больше столичной. Воскресные радости маленького городка Августова, где местные пожарные демонстрировали свои красные машинки, а военные выгнали пару бронетранспортеров советского производства и невероятный тягач КрАЗ на огромных колесах, показались более естественными, чем помпезная площадь в центре Варшавы с памятником Пилсудскому и портиком с вечным огнем, который стерегли двое военных совсем не геройского вида.
КРАКОВ
С Краковом нам не повезло дважды. Многие его считают самым красивым годом Польши. Мы же въезжали в него в какой-то мрачный его период. Шел многодневный дождь, небо было заложено тучами. Стоит сказать, что в это время над Восточной Европой просто разверзлись небесные хляби. И спустя пару дней мы наблюдали, как набережная Праги ушла под воду, а на прилегающих к ней улицах можно было собирать рыбу.
Здесь же было чуток полегче, в смысле без особой экзотики, но и без оптимизма.
В Кракове мы остановились на сутки, но оно того в тот момент не стоило.
Мы бродили по темному, вымокшему городу, и ничто нас не радовало.
И все же центр Кракова выглядел много лучше центра Варшавы. Дух времени просто сочился из камней королевского дворца, торговой площади и костелов, взявших ее в круг. Если бы не пронзительный дождь и постоянно тикающий в голове счетчик платной парковки, то в центре старого Кракова можно было бы провести целый день, даже не заметив, как летит время — столько здесь всего разного и необычного.
Спустя пару лет после первого нашего визита мы могли бы как-то изменить первые неблагоприятные впечатления, но штурман настояла на том, чтобы мы изменили маршрут и ушли в обход города в один из крупнейших европейских ауатлетов.
И здесь нас все порадовало, в особенности цены, оказавшиеся самыми низкими в Евросоюзе.
Уж не знаю, как вы к этому отнесетесь, но в одном из здешних бутиков с нами произошел забавный случай. К тому времени больше года как произошли известные события на Украине.
Продавщица как-то недобро восприняла наш визит. Может, из-за того, что мы общались между собой на русском…
Когда жена собралась рассчитаться за покупки и достала карту Сбербанка, то ее в лоб спросили:
— Вы украинцы?
— Нет, мы из России, — ответила та.
— Ну, это другое дело, — заулыбалась продавщица и дала даже какой-то дисконт.
Вот что это было?
ДОРОГИ ПОЛЬШИ
Впервые в Польше попали на платную дорогу. 18 злотых (умножаем грубо на 10 и получаем российские рубли) за сто километров идеального шоссе с ограничением скорости до 130 км в час — небольшая плата, тем более что по остальной стране больше 90 км в час не разгонишься, а в населенных пунктах ограничения скорости в 50 км, при том, что одна деревня сменяет другую через километр, а то и раньше. Впрочем, скажу по секрету, местных Шумахеров скоростные ограничения не особо сдерживают, но мы в чужой стране пытаемся жить по ее правилам и потому часто рассматриваем стоп-сигналы всяких мелколитражек, в основном, подуставших б/у авто из Германии.
Огорчают цены на горючее — почти вдвое выше российских (в Белоруссии все в пределах нормы), но радуют на питание и ночлег. Потратившись на одном, экономим на другом, но в среднем суточный бюджет заметно подрос.
Если коротко, то Польша очень удобная для путешествий страна: даже в самом маленьком городке есть что посмотреть; отели самые лучшие в Евросоюзе и, вероятно, самые недорогие и, вообще, цены на все здесь самые низкие в еврозоне. Плюс ко всему — при необходимости можно объясниться на русском языке.
В гостиницах, кафе, ресторанах, магазинах к нам всегда относились внимательно и вежливо, впрочем, далее туристических интересов наше проникновение в польскую действительность не происходило.
Но параллельно чувствовалось, что есть и другая жизнь. И с ней довелось столкнуться. Мы впервые испытывали трудности при пересечении границы: въезжали в Польшу из Калининградской области, и таможеннице показалось, что у нас недостаточно наличных средств для поездки по Европе. Двумя днями раньше, когда мы пересекали российско-литовскую границу, к нам вообще не возникло вопросов.
Практикуются здесь дорожные засады, в одну такую попали (превышение скорости на 21 км — штраф 200 злотых, пришлось документы оставить и ехать искать обменник). Дорожные полицейские дежурили на границе с Венгрией, и это довольно обычное дело для Европы: формально погранперехода нет, но контроль ведется. А вот зачем поляки пытаются контролировать выезжающих из страны, я не понял. Нас остановили в 10 километрах от белорусской границы и полчаса проверяли наши визы.
О польском стиле вождения автомобилей нужно сказать отдельно. Столько аварий, как здесь, я больше ни в одной стране Евросоюза не видал. На дорогах очень много большегрузов, и мне даже показалось, что у Польши монополия на грузоперевозки в Европе.
Но то, что происходит на дорогах общего назначения, не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит на платных. Там существует ограничение в 130 км/час, но меньше 150 легковушки не идут, а под этот режим еще и фуры стараются подстроиться. Единовременно для обгона так разогнаться труда не составляет, но двигаться в таком потоке 20-30 минут реально тяжело без подготовки. Словом, для тех, кто хочет хлебнуть адреналинчика, очень рекомендую здешние платные дороги — немецкие автобаны отдыхают.
Вот серьезная авария — разбился мотоциклист. На место происшествия стянулись две пожарки, скорая помощь, несколько полицейских авто, создав большую пробку, причем, в обоих направлениях.
Мы двигались по Польше, останавливаясь в интересных местах и вынужденно. Мы же о своей безопасности заботимся и даже вытащили гвоздь, который, похоже, поймали еще в Калининградской области. Операция обошлась в 7 евро.
Пока мастер латал шину, его собака нас развлекала. Ее обучили такой фишке: она приносила в зубах камень, клала его у ваших ног и ждала, когда вы его бросите. А затем бежала за ним. И все повторялась вновь. От этой забавы в пасти у песика не хватало одного клыка, но, как говорится, шоу должно продолжаться…
Мы используем свой старый прием — двигаемся сельскими дорогами. Получается медленнее, но интереснее. Приметив интересный городок, обследуем его. Вот очередной. Названия разобрать не смогли и на карте не нашли, однако это не мешает ему жить полноценной жизнью — в старинном замке обустроен отель, на парковках много автомобилей. Красиво…
ВРОЦЛАВ
Сегодня побываем во Вроцлаве. У города было русское и немецкое названия, вот они по порядку: Бреславль и Бреслау.
В первую нашу поездку по Польше мы не бронировали в ней гостиниц, поскольку в каждом городке их было несколько, а конкуренция была такая, что цены оказались самыми низкими в Евросоюзе. Поэтому тактика была следующая: едем пока едется, а устали — ищем место для постоя и, как правило, легко его находим. Но позже мы прокачали свой скилл в «Букинге», и выгодней стало бронировать отель заранее — скидка на это полагалась…
Этот отель во Вроцлаве, который назывался «Водник», мы нашли через «Букинг». Заезжать нужно было после 14:00, но мы оказались на месте на два часа раньше. Номер наш был еще не готов, но почему-то персонал посчитал, что в этом виноват он. И нам дали вместо стандарта шикарный люкс.
Осмотрев номер и окрестности, мы решили, что от добра добра не ищут, и остаток дня провели тут.
Отель назывался знакомым словом неслучайно. Он стоял на берегу Одера (сейчас эту реку здесь называют Одра) и был частью спортивной базы. По водной глади то в одну, то в другую сторону скользили «восьмерки» гребцов да пароходы с колесами, похоже, бутафорскими.
Да и так на берегу и речной поверхности постоянно происходили какие-то замечательные события.
В наблюдении за ними время пролетело незаметно, так что сам город довелось посмотреть только проездом, но нам он уже заранее понравился.
ВЕЛИЧКА
Величка — это главная соляная копь Европы и одно из самых долгоиграющих предприятий Старого Света. Существовало около 7 веков, и можно представить, какую дыру за это время выкопали под городком шахтеры. И сейчас здесь ведется какая-то добыча, но, как говорится, в гомеопатических дозах.
Однако особый интерес представляет то, что в минуты отдохновения вырубили из соли мечтательные шахтеры, как говорится, во глубине польских руд. Под землей есть целые залы из соляных скульптур, а также настоящий костел.
Увы, всего этого лицезреть не довелось, поскольку единственная экскурсия с русскоговорящим гидом к нашему приезду уже отправилась под землю. К тому же трехчасовая прогулка показалась излишне утомительной. Поэтому мы ограничились исследованием того, что находится на поверхности. К сожалению, погода этому не особенно способствовала — шел хоть и мелкий, но нудный дождь.
Для начала мы оглядели экспозицию в шахтоуправлении, в ходе которой выяснили, что глубоких культурных травм мы не получили, избежав подземных прогулок.
Зато сам городок порадовал. В Сибири есть похожий по населению и более перспективный по запасам соли рудник. О нем я как-то тут рассказывал, называется он Тыреть. Но при всем своем своеобразии он, конечно, не сравнится с Величкой.
Особо впечатлила огромная градирня, по сучкам которой насыщенный солевой раствор стекал в накопительный бассейн.
И прочее всё вдохновляло.
Рынок, где мы купили пару соляных ламп (себе и в подарок).
Затем, продравшись сквозь толпы туристов, вырвались на оперативный простор и почти весь городок обошли.
Было интересно.
ПОЗНАНЬ
Продолжая тему необычных мест, в которых порой размещаются польские гостиницы, расскажу немного о Познани. Тут наш отель оказался расположен в непосредственной близости то ли с ипподромом, то ли со школой верховой езды.
И вся округа этой тематикой оказалась наполнена.
Вечером немного прогулялись по окрестностям.
ОЛЬШТЫН
Кто-то, может быть, и удивится, но у Ольштына также немецкое происхождение. В начале 14-го века прусаки здесь поставили сторожевую башню и дали ей название Алленштайн, что означало — замок на берегу Алны. Примерно в те же времена здесь построили храм святого Якова, который является одним из образцов кирпичной готики в нынешней Польше.
Кстати, возможно, в этот собор и торопятся горожане на конфирмацию своих детей.
Понятно, что город старинный и в нем есть на что посмотреть. Хотя стоит признать, что Ольштын неоднократно разрушался и приходил в запустение после эпидемий.
Последняя мировая война также нанесла по нему свой удар: около половины города была уничтожена в результате пожара при наступлении Красной Армии.
А по итогу все немецкое население было депортировано в Германию. Кстати, этот город русские брали и в Первую мировую войну (1914 год).
Освободившееся пространство заняли поляки, которые еще в 1520 году приобрели этот город и, надо отдать им должное, восстановили Ольштын. Сегодня историческая часть города выглядит так, как и прежде, хотя от многих зданий после войны сохранились только фундаменты.
Главной здешней достопримечательностью является каноник Николай Коперник, чья национальность до конца еще не определена: мать у него была немка, а отец родом из Кракова. Что-то смутно напоминает нашего Жириновского (а отец — юрист).
Мы больше знаем Коперника как астронома и математика, а он к тому же был и стратегом — готовил к защите город от наступления тевтонских рыцарей.
Сложная история, богатый исторический центр — все настраивало на то, чтобы красиво и интересно провести здесь время. И мы этой возможности не упустили.
ПОЛЯ И ЛЕСА ПОЛЬШИ
Прежде в автопутешествиях мы проводили по несколько месяцев. Иногда так уставали от городов и дороги, что искали хоть какого-то отдохновения. И тогда высматривали хоть какой-то съезд с шоссе к реке, полю, лесу…
К счастью, в Польше это покуда возможно. Обычно это был какой-то кемпинг, имеющий границы и как-то благоустроенный.
Но на таких стоянках, как правило, уже кто-то присутствует. А порой хотелось просто тишины и никакого дополнительного внимания.
И мы смело уходили по лесным дорогам и проселкам куда-то вдаль, пользуясь возможностями нашего внедорожника.
Хотя стоит заметить, что даже такие глухие участки дороги кто-то поддерживал в приличном состоянии: колея хоть и одна, но откосы расчищены…
Заглубившись подальше, мы занимались уже привычными делами: я бродил по окрестностям, фотографируя цветочки-жучков-паучков, а штурман наводила порядок в машине: убирала грязную одежду и доставала свежую, укладывала покупки, если таковые были, и готовила небольшой перекус, если было из чего.
Два-три часа такого отдыха на природе делали окружающий мир светлее и ярче. И давали силы для дальнейшего продвижения вперед.
ОСТРУДА
Оструда — симпатичный польский городок, ведущий свое летоисчисление с замка крестоносцев, установленного здесь в конце 13-го века. Основная достопримечательность заключается в том, что именно здесь десять дней квартировал Наполеон после битвы под Пройсиш-Эйлау, по итогам которой был заключен с Россией Тильзитский мир.
В тогдашнем российском представлении он был позорным.
И наше ВСЁ только по окончании войн с Наполеоном и денонсации этого договора посмел сказать:
«Тильзит! При звуке сем обидном
Теперь не побледнеет росс».
А. Пушкин
Сейчас в замке, где гостил Наполеон, расположилась библиотека.
Именно здесь экспонируется копия картины французского художника Никола Камю по мотивам событий 1807 года, которая называлась «Наполеон гарантирует жителям Оструды помилование».
На фронтоне здания есть забавная надпись, в том числе и на русском языке. Вот она.
Что удивляет, так это пассаж о том, что Красная Армия взяла и походя сожгла замок, который хоть и был построен тевтонами, но так дорог полякам. Видимо, оборонявшиеся в нем фашисты хотели встретить советские войска хлебом-солью, а тут случилась такая незадача…
Но если отрешиться от событий тех давних лет, то нынешняя Оструда выглядит неплохо. И нам интересно было по ней прогуляться.
ПРИГОРОД ТОРУНИ
Наша гостиница в Торуни оказалась в пригороде, что и неудивительно для той цены, которую мы за нее заплатили. В остальном все соответствовало крепкому польскому стандарту: удобства в номере, душ, завтрак, бесплатные парковка и wi-fi. Сама гостиница расположилась в зеленой зоне, но притом это были не совсем уж задворки. Через дорогу от нас находился железнодорожный вокзал.
Мы прибыли сюда во второй половине дня и поэтому решили Торунь оставить на вкусное, то есть посвятить целиком следующий день, а пока изучить окрестности. И остаток дня провели довольно насыщенно.
Для начала заглянули на вокзал: посмотрели на паровозики от допотопных до современных.
Ну, и здешние постройки вызвали интерес.
Попутно заскочили на заправку. Вот и актуальные на тот момент цены на топливо (в злотых). И меня в этой связи всегда радовало то, что всюду в Европе дизель стоил дешевле бензина, а не так, как у нас в России, хотя почти уверен, что все здешнее топливо имело российское происхождение.
Занимательны и указатели, расположенные выше: налево — площадь имени Армии Крайовой, направо — аллея имени папы Павла Второго.
Много рекламы пива. Один из сортов я принял за вывеску столовой, но меня быстро переубедили.
Несмотря на то, что мы находились в районе вокзала, это часть Торуни мало обжита. На здешних газонах вовсю колосятся грибы, возможно, даже съедобные.
И вообще здесь местами как-то диковато. Обнаружили какую-то лесную тропу, которая пролегла по берегу Вислы. Машину оставили на небольшой парковке и пошли по ней.
Пару раз натыкались на стенды, которые объясняли, что вокруг нас находится. Было интересно…
До одного момента. Неожиданно посреди тропы, которая, напомню, пролегала по довольно глухому лесу, обнаружилась куча свежего человеческого дерьма. Вот зачем так было поступать? Явно была демонстративная акция…
Охота к дальнейшим прогулкам иссякла, и мы повернули назад. Рядом с парковой оказалась смотровая площадка, с которой открывалась панорама на Торунь. Город выглядел просто потрясающе, и на следующий день мы убедились, что не зря сюда приехали.
ТОРУНЬ
Забегая немного вперед, скажу: Торунь мне показался самым интересным городом Польши. И это неудивительно, ведь историческая его часть включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
На изучение города мы выделили целый день. И для того чтобы не заморачиваться с парковкой нашего внедорожника, решили отправиться в Торунь пешком. Для этого нужно было с противоположного берега Вислы, где, как я уже рассказывал, расположилась наша гостиница, по автомобильному мосту преодолеть несколько километров, что для нас было привычным делом.
Как бывает довольно часто в Польше, город основан Тевтонским орденом крестоносцев и назван так в честь палестинской крепости Торн.
И сейчас в пределах некоторых католических храмов можно обнаружить вот такие рыцарские захоронения.
В середине 13-го века город оформился и стал одним из торговых центров Европы. Как он выглядел, можно сегодня представить, гуляя по средневековым улицам Торуня.
С тех времен до нынешних много что здесь происходило: Торунь неоднократно переходил из рук одних властителей в руки других, но исторический центр имеет явно выраженную немецкую специфику. Однако и среди этого антуража находится место для великопольской гордости — здесь родился Николай Коперник. К тому времени город уже несколько лет находился под властью польской короны, и знаменитого астронома и математика решено было считать польским гением, хотя его происхождение до конца неясно.
Однако популярности Коперника это не чуть не помешало и, как мне показалось, после папы Павла Второго ему поставлено больше всего памятников в Польше. Здесь, как видим, он особенный. Похоже, в рекламных целях накрыт какой-то шкурой.
А вообще в Торуне недостатка в памятниках нет. Вот забавный: селянка, прибывшая с натурпродуктом в город, отвлеклась на что-то интересное, а тем временем у нее из корзины выпадает яйцо. И, видимо, примета тут есть какая-то, ибо яйцо отполировано человеческими руками до золотого блеска.
Ну и еще несколько интересных монументов, создающих атмосферу города.
Исторический центр наполнен людьми, в основном польскими туристами. Много экскурсионных групп и, как уже с удивлением отмечал, детских.
В местах скопления людей всегда происходят какие-то события. Вот парочка самодеятельных уличных жонглеров. Парень что-то пытается крутить, ну а девушка демонстрирует свою красоту.
А это латиноамериканский дуэт. Такие группы, правда, в разных составах, я встречал от Сочи до Стамбула. «Полет кондора», «Генералы песчаных карьеров» — эти мелодии вас будут сопровождать всюду.
Сейчас музыканты прервались на обед. Но в Польше не стоит злоупотреблять фастфудом, поскольку здесь очень вкусная и недорогая еда и главное — привычная для русского желудка. Добрая смесь из белорусской, украинской, немецкой кухонь.
И тут мне вспомнилась дорожная история: остановились пообедать у придорожного трактира.
Обслужить вышел сам владелец заведения. Я заказал что-то стандартное типа сосисок. А штурман попросила что-нибудь из польской кухни. И это порадовало хозяина. Предложил приготовить судака. Пришлось немного задержаться, но результат оказался очень достойным…
Но вернемся в Торунь. День пролетел незаметно. Не факт, что удалось посмотреть все интересное в этом городе, но и так впечатления остались неизгладимые.
МАЛЬБОРК
Кто с мечом к нам пришёл — того уж нет.
А сейчас резко перенесемся в крупнейший средневековый кирпичный замок Европы, но который считается одновременно и самым большим в мире — Мариенбург.
Замок был заложен в конце 13-го века тевтонскими рыцарями. Орден тевтонов родился из полевого госпиталя крестоносцев во время похода в святую землю, однако на Ближнем Востоке великие магистры тевтонов для себя перспектив не видели и вернулись в Европу, где решили подвизаться на ниве крещения языческих прусских племен. Мариенбург был военной базой и центром ордена-государства. Отсюда тевтоны совершали вылазки и в русские земли. О битве на Чудском озере вы, конечно же, слышали.
Много лет рыцари процветали, приумножая свои владения за счет покоренных народов. Но, как говорится, и на старуху бывает проруха. В знаменитой битве при Грюнвальде объединенные литовско-польские силы при поддержке русских полков разгромили крестоносцев, уничтожив практически всю элиту тевтонов.
Знаменитый замок, который не удалось взять ни одному врагу, был попросту продан за долги и позже стал резиденцией польских королей, правда, уже под новым названием — Мальборк.
Судьба с ним сыграла еще не одну шутку: при Гитлере он был лагерем для воспитания патриотических чувств у членов гитлерюгента, а к концу Великой Отечественной лежал в руинах.
Сейчас Мальборк восстановлен, и можно оценить всю его грандиозность, хотя реставрационные работы еще ведутся. Народу здесь много: в основном молодежи, начиная от детсадовцев, кончая старшеклассниками. Есть и туристы со всех концов света.
Многолюдно, но не тесно — в средневековые времена в замке проживало три тысячи человек.
ВДОЛЬ ПОБЕРЕЖЬЯ
Мы двигались вдоль побережья Балтики, хотя самого моря видно не было, и это здорово раздражало. То ли дело было в Турции: выехали мы из Батуми, встали на шоссе, и всю дорогу до самого Синопа, нас сопровождало Черное море. В Польше все с точностью наоборот, будто поляки пытались спрятать свое сокровище за перелесками да будто искусственно созданными валами.
Однажды, расслышав шум прибоя, остановился у заросшего кустарником пригорка. Взял фотоаппарат и стал продираться сквозь колючие заросли. Забравшись на вершину, был ошарашен не столько открывшимися видами, сколько парочкой, самозабвенно занимавшейся сексом. Как же нужно быть увлеченным этим делом, чтобы не расслышать, что кто-то ломится через кусты. Я вскричал: «Ах, пардонте!» и попытался проскочить вперед. Увы, дальше был только крутой обрыв и ни одной тропинки к пляжу.
Потоптавшись на краю, вынужден был возвращаться по собственным следам. Парочка уже мирно беседовала, якобы не замечая меня. Проскользнул мимо, не оглядываясь.
ГДАНЬСК
Балтийское море удалось разглядеть чуть позже в Гданьске.
Но гораздо более сильное впечатление произвел сам город. Мы бродили по нему, раскрыв рот. Закрученные улочки периодически выводили нас на набережную — по ней мы и ориентировались. Город, конечно, в своей старой части завораживающий, но при этом было ощущение, что он настоящий, а не туристическая витрина.
ЭЛК
Городок со сложно выговариваемым названием Элк порвал все наши прежние представления о хорошем польском сервисе. Мы бронировали номер с удобствами и даже небольшой кухней, и ничто нас при этом не напрягало, поскольку за предложенную цену мы всегда находили в Польше хорошее пристанище. В этот раз навигатор привел нас не к гостинице, не к мотелю, а к обычному жилому дому. Владелец что называется этих апартаментов появился с часовой задержкой и представил нам малюсенькую спальню в квартире, похожей на нашу «хрущевку».
Бывали у нас случаи и потяжелей (во Франции), но подобного в Польше мы, конечно, не ожидали увидеть. Однако ничего менять не стали: кухня вроде была, душ и туалет тоже, правда, к ним прилагались шумные соседи, но во дворе нашлось место для нашего автомобиля, и мы решили — да и фиг с ним, уж как-нибудь переночуем…
А пока отправились смотреть город. Но то ли ситуация с гостиницей легла камнем на сердце, то ли городок в сравнении с другими польскими поселениями действительно выглядел невзрачно, но ничего интересного мы в нем обнаружить не смогли. Разве что озеро.
Местный замок, построенный крестоносцами на одном из островов здешнего озера, на замок совсем не походил. Скорее это была территория, обнесенная крепостной стеной. Да и то, все, что находилось в этой зоне, выглядело убого. Думаю, в этом не было вины Красной Армии.
В центре городской площади (заложена в 15-м веке) — типичный для Польши фонтан, бьющий из земли.
И ничего более увлекательного, кроме такой вот скульптуры.
Да, на центральной площади стоял еще вот этот микроавтобус, демонстрируя, видимо, бесплатную рекламу. На нем написано: «Потушим ваш финансовый пожар».
Говорят, что в здешних окрестностях неплохая охота (не проверяли).
Из достопримечательностей — тут проживала польская писательница и поэтесса русского происхождения. Её имя мне ничего не навеяло…
Итак, возможно, после всего прочитанного, останется вопрос: стоит ли ехать в Польшу туристом? Некоторые из аргументов в пользу такого путешествия я привел. Остальное на ваше усмотрение.
Вопреки имеющемуся представлению о том, что там живут очень недружественные к россиянам люди, на бытовом уровне, повторюсь, мы никаких неприятных ощущений не испытывали за исключением тех случаев, о которых рассказал отдельно.
Запомнился, кстати, один придорожный хостел. Почему он так назывался, непонятно. Хорошая придорожная гостиница с wi-fi, парковкой и завтраком за очень небольшие деньги. Владельцы: немец и его жена, наполовину полька, наполовину русская. Утром, когда хозяин готовил нам кофе, то огорченно мотал головой и повторял: «Украина. Катастрофа».
Что он хотел сказать?