|
Начало здесь: travel.drom.ru/65064/
Прошу прощения у читателей за задержку в публикации второй части. Постараюсь впредь избегать разбивки отчетов на несколько частей.
Итак, первая часть рассказа завершилась на Центральном вокзале Гааги в автобусе компании FlixBus, уносящем нас из Нидерландов в Бельгию.
Хочу сразу и заранее извиниться — автомобильная часть нашего путешествия завершилась. Наши друзья на верном Лексусе отправились проводить свой отпуск в Лондон, а мы, попрощавшись с ними, отправились на юг автобусом до Антверпена, чтобы далее пересесть на местный поезд до Брюсселя, откуда у нас заранее забронированы билеты на скоростной поезд до Парижа. А уже из Парижа мы планируем вновь автобусом вернуться в Голландию и сесть на самолет до Стамбула, где, вдохнув соленый воздух Босфора и аромат турецкого кофе, вновь на самолет — и в родной Харьков. Именно по этой причине мой рассказ и назван «По Европе с пересадками». Так что, дорогие друзья автолюбители, если я вас разочаровал, простите великодушно и пропустите этот рассказ.
Вы еще здесь? Отлично. Значит, продолжаем.
Итак, мы — это я и моя 13-летняя дочь Надя, воспользовавшись удачным стечением обстоятельств в виде продолжительных майских праздников и недели отгулов, свежеполученными новыми биометрическими паспортами и удачной покупкой билетов на самолет, вырвавшиеся в маленькое путешествие по маршруту Харьков — Варшава — Амстердам — Гаага — Антверпен — Брюссель — Париж — Стамбул — Харьков. В первой части я рассказал свои краткие впечатления от Варшавы и несколько более широкие — о Голландии. Скажу правду, если заявлю, что нам очень-очень понравилась эта идеально чистая и ухоженная страна с ее бесчисленными каналами, бесконечным уютом и тихой разумно устроенной жизнью маленьких городков и свободной молодой бесшабашностью амстердамских нравов. Теперь мы едем сравнить эти впечатления с соседними странами. Жаль, что времени так мало, но мы постараемся использовать его по полной.
Нидерланды — страна маленькая, Бельгия тоже невелика, дороги хороши, границ нет, так что уже через пару часов наш автобус с трудом продирается узкими улочками Антверпена.
выходим возле Центрального вокзала Антверпена.
Центральный вокзал — сам по себе чудо архитектуры.
Жаль, что в наш приезд его прекрасный фасад был загроможден отвратительно бесвкусным колесом обозрения.
Наш отель находится буквально в сотне метров и являет собой типичную европейскую трешку. Собственно, три звезды здесь явная натяжка и допустимы разве что за расположение. Но все же чисто и уютно. Правда, раковина закупорена так плотно, что откупорить ее не удается. Ну и фиг с ней. Интересна система бронирования номеров: номер, который через букинг за три месяца до заезда бронируется за каких-то 30 евро, при оплате без бронирования в день заезда обошелся бы для нас в целых 270 евро... (ценник висит на двери). Да, жителей Европы жёстко приучают планировать всё заранее.
Это же касается не только отелей, но и транспорта. Так, билет на автобус за 3 месяца стоит 16 евро, за 1,5 месяца 29 евро и в день отправления 59 евро. Билет на поезд — аналогично (кроме местных, аналогов нашей электрички). Так, билет на скоростной поезд мы бронировали за 33 евро, а в день отправления он стоит порядка 150.
Впрочем, есть и чрезвычайно развитая система скидок, изучив которую можно спланировать поездки во много раз дешевле. Вот опять! Опять это слово «спланировать»! Да, европейская жизнь реально приучает планировать все заранее и досконально. Поход по магазинам (а что вы думали — большинство магазинов закрывается в 18:00, профсоюзы, однако, права трудящихся! Социализм, блин). Поход к врачу. Поездку в отпуск. Смену работы (так, моя знакомая в Норвегии рассказывала, что с момента, когда она договорилсяь с новым работодателем о переходе к нему и сообщила старому работодателю, что она уходит, до момента, когда она реально сменила работу, прошло полгода — и это очень быстрый срок). Первичное трудоустройство тоже планируется за несколько лет: нередко соискатель желаемой должности несколько лет ходит в компанию, в которой желает получить работу, и работает там несколько дней в неделю бесплатно, на волонтерских началах — в качестве ученика, помощника. Именно так поступают вчерашние студенты, получившие диплом и желающие устроиться на работу по своей новой специальности. Вместо того чтобы устраиваться куда угодно, пусть на плохое место, пусть даже не по специальности, они несколько лет поджидают освобождения нужного места в желаемой компании, обучаясь работе там, осваивая все тонкости и премудрости в качестве ученика, помощника или волонтера. Свое существование в этот период поддерживая работой в каком-нибудь кафе в качестве официанта. Это нормально, так принято. Но устроиться штукатуром, если у тебя диплом врача — это ненормально и не принято, врачом тебя после такого уже не возьмут. Вот такие особенности.
Ладно, отвлекся. Тем временем мы сбросили рюкзаки в гостинице и идём гулять по вечернему Антверпену.
Город красив.
Просто невообразимо, как такое потрясающее здание могли построить в ту эпоху. Безо всяких экскаваторов и подъемных кранов, без бетономешалок и многого, многого другого. Такую красоту — и просто буквально голыми руками... Такое и сейчас-то не так просто было бы построить.
Обожаю старинные трамвайчики. Видимо, бельгийцы со мной солидарны.
Милота :)
Бельгия во многом похожа на Голландию, но в чем-то неуловимо отличается. Какие-то детали. И главная из них — пиво. Нет, не так. П И В О ! Вот, теперь уже лучше. Бельгия — страна пива. Я знаю, на это звание претендует и Чехия, и Германия, наверно, и другие страны не прочь поучаствовать. Но все они в безнадежном проигрыше по сравнению с Бельгией. Здесь пиво — это не просто культ. Здесь важно не количество — здесь не пьют литровыми кружками жидкий светлый лагер или пльзеньское. Здесь пивом на-сла-жда-ют-ся. Маленькими глоточками. Из маленьких бутылочек по 0,25 л. Которых несколько тысяч сортов. Если Вы любите светлый лагер — Вы, конечно, и здесь найдете что-то свое, но в целом Вам проще — на Ваш вкус работают пивовары чуть ли не каждой страны мира. А вот если Вы любите густые, крепкие, горькие, темные, красные, зеленые, черные и прочие сорта, цените специи, умеете различать оттенки хмелевой горечи и уровень обжарки солода — Вам именно сюда.
Нельзя сказать, что пиво здесь слишком дорого — даже в туристических районах бутылка обычно стоит в районе 2,5 евро. Но имейте в виду: здесь можно залипнуть всерьез и надолго. :)
Ну и в качестве сувениров что отсюда везут? Прааавильно :)
Если вдруг (так бывает?) Вам надоест пиво, вино здесь тоже пьют с большим удовольствием.
Мы попали на какое-то массовое гулянье, все пили, кто-то что-то пел, толпы народу...
Поэтому мы отправились на набережную.
Хм... Странная скульптурная группа. Интересно, что они там рассматривают??? :)
Велосипедов здесь тоже много, хотя, конечно, меньше, чем в Голландии.
Между тем постепенно вечереет. Вечерний Антверпен еще уютнее.
Почему-то здесь существенно больше приезжих из арабских стран. Впрочем, это мы еще не были во Франции и не видели, что приезжие из арабских стран — это очень даже милые люди. По сравнению с приезжими из стран Африки.
В отличие от Голландии, где за все дни мы ни разу не видели курящих (если не считать посетителей амстердамских кафешопов), здесь курят. Не слишком много и не слишком часто, но курят, и в кафе есть пепельницы и места для курящих. Я курю крайне редко и уж тем более не в присутствии дочери, так что воспользоваться этим обстоятельством не собираюсь, но само уважение к потребностям не только некурящих, но и курящих, радует. ИМХО, так должно быть. Не должны интересы одной половины общества ущемлять интересы другой половины. Надо уважать друг друга, искать компромисс, взаимоприемлемые условия.
Из Антверпена мы выезжаем утром. Хоти побольше времени уделить Брюсселю.
Антверпенский вокзал хорош не только снаружи.
Здесь тоже много этажей.
Поезд местного сообщения. Контролер проверяет билеты.
Небольшие станции здесь ничем особо не отличаются от наших.
Мы в Брюсселе.
Здесь тоже серьезно относятся к чистоте и порядку.
Бомжи встречаются, но полиция не дает им превратить вокзал в ночлежку. Это вам не Париж.
Поначалу Брюссель более чем скромен и ничем не выдает своего столичного статуса. Даже более того — удивляет вот такими милыми, прямо-таки деревенскими оградками:
Но идём чуть дальше — и вот уже перед нами тот самый, старинный Брюссель, столица Евросоюза. Он прекрасен, одновременно изящен и монументален.
Обычные улочки тоже приятны, уютны и атмосферны.
Рай для меломанов. Один из филиалов :)
Уличные музыканты. Целый оркестр. Сидят себе за столом, играют, попивают пивко и, похоже, получают от этого процесса большое удовольствие. Окружающим тоже нравится. Играют, кстати, замечательно.
Эти хоть и не оркестр, но тоже хороши. Реально здорово играют.
Дама с собачкой.
Бесплатный автобус для шопинга.
Это не Кот в сапогах, а тот самый знаменитый писающий мальчик, что стал символом Брюсселя.
В одежде и без.
Очень Большой мальчик.
Здесь, кстати, есть еще и скульптуры писающей девочки, видимо, для равноправия полов, и даже писающей собачки. Впрочем, мы их не искали.
Радужные флаги тоже встречаются.
И даже целые переходы. Видимо, специально для меньшинств.
Ну и магазины для... хм... особых затейников.
Тоже, кстати, инвентарь :)
Интересно, есть умники, которые это покупают по таким ценам? У нас это и по 5 евро вряд ли кто возьмет. Может, начать им возить такое старье от нас?
Или я просто не в теме и это магазин из прошлого?
А вот самое вкусное и запомнившееся впечатление из Бельгии — это вафли. Вафли здесь — это поистине шедевр.
Как называется эта улица????? Стоп, мы точно в Бельгии???
«Г» — Гостеприимство :) Обратите внимание на арку на заднем плане.
Кстати, это преимущественно мусульманский район, здесь мало европейских лиц, зато именно здесь можно очень недорого перекусить.
«Очень приятно — Царь!»
«У Вас ус отклеился!»
Упитанные единорожки :)
Полиция бдит. Забавно, что когда я подошел к этим ребятам спросить дорогу к вокзалу, один гордо что-то выпалил непонятное, а другой, улыбаясь, объяснил — мол, его товарищ принципиально не говорит по-английски :) И объяснил дорогу. Приколисты.
На брюссельском вокзале.
Наш скоростной поезд. Это чудо враждебной техники несется со скоростью 300 км/ч и доставит нас в столицу Франции чуть больше, чем за час.
Ну что — привет, Париж!
Правда, очень скоро радость сменилась недоумением. Куда мы попали? Здесь грязно и откровенно страшно.
Окрестности Северного вокзала кишат наркоманами и какими-то явно маргинальными личностями... Какие-то люди спят на матрацах прямо на улице...
Такого Парижа мы не ожидали...
Метро тесное, старое и неухоженное.
Некоторые станции выглядят получше, но не особо сильно.
Вагоны 70-х годов выпуска не скрипят — они визжат...
Да, конечно, есть и более современные ветки, и более приличные станции, и более современные составы — но из песни слов не выкинешь... Для такого города как Париж, столицы такого богатого государства как Франция, такое метро — позор. А если учесть, что разовый билет на проезд стоит 1,99 евро, а в пачке на 10 поездок — 1,49 евро, то вообще непонятно, как можно допустить такое безобразие... В Харьковском метро проезд стоит 15 евроцентов, в 10 раз дешевле, и Харьков не столица, и страна у нас в сотню раз беднее, но наше метро в 10 раз лучше. И на улицах у нас не спят, разве что алкаш какой от избытка принятого на грудь. И наркомана встретить надо еще постараться. И граффити на два порядка меньше.
Париж, Париж, что с тобой сделали? Не таким мы тебя себе представляли...
Приехали мы уже поздно, сильно уставшие и проголодавшиеся. Ну и наш приезд все-таки надо отметить! На наше счастье, недалеко от станции метро работал вечерний магазинчик. Взял дочери сок, печенье и какие-то вкусности, хочется все же отметить прибытие. Ну и поесть тоже хочется. А в магазине, как назло, из еды кроме печенек и всякой фигни почти ничего нет. Но зато есть шампанское! И маринованная морковка. А в рюкзаке у меня пылится резервный НЗ — две пачки сухой лапши.
В общем, мой праздничный ужин запомнится мне надолго: я отмечал приезд в Париж французским шампанским с сухой лапшой и маринованной морковью!
Наша гостиница находится в недорогом спальном районе, здесь сравнительно чисто, сравнительно тихо и безопасно. Ну как чисто — очень относительно:
Мусор здесь не только не сортируют, но и кидают мимо урны.
А этот телевизор как лежал под деревом, когда мы приехали, так и оставался на том же месте, когда мы уезжали. Интересно, не валяется ли он там и сейчас?
Да, это не Бельгия и не Голландия. Совсем не Голландия.
Светофоры для местных жителей не догма, а так, для сведения. По крайней мере, пешеходы на них не особо смотрят.
Велосипеды, скажем так, встречаются. Иногда. Чаще встречаются электросамокаты. У нас это пока экзотика и игрушка — а здесь, похоже, вполне средство транспорта.
И все же Париж прекрасен.
Несмотря на все вышенаписанное, несмотря на все недостатки, в нём есть какая-то особая душа, особая харизма.
И ощущение, когда смотришь — и вдруг вдалеке возвышается Эйфелева башня — оно невероятно. Как? Я всё-таки здесь? Это невозможно! От этого чувства просто вырастают крылья.
И чем ближе приближаешься к башне, тем сильнее охватывает чувство нереальности происходящего.
Отдохнуть на Марсовом поле, взяв французского вина, сыра и круассанов — что может быть лучше? А вино здесь реально дешевое и хорошее и продается в магазинчиках уже охлажденным. А ещё прекрасный вкусный сидр. Вот это уже правильная Франция, та, о которой я мечтал.
Но не одной лишь Эйфелевой башней и Лувром славится Париж.
Собор Парижской Богоматери.
Сорбонна.
Сена.
Триумфальная арка — один из символов города и страны. Впервые о ней я узнал когда-то из одноименного романа Э.М. Ремарка — и вот я стою перед ней и вижу ее своими глазами. Конечно, и слава Богу, это не Париж ремарковского героя, но теперь это мой Париж, наш Париж.
Елисейские поля — место для неспешных прогулок. Ничего особого — просто широкая улица, но всё же есть какая-то прелесть в том, чтобы не торопясь пройти по ней, как гуляли здесь в свое время сотни великих и знаменитых людей. О ней пели Дассен, Азнавур и многие другие, и благодаря им, она тоже стала символом Парижа.
И обязательно нужно бросить в фонтан по монетке, чтобы снова сюда когда-нибудь вернуться.
Народ отдыхает на лужайках.
У кого есть дебаркадер — те разводят лужайки на дебаркадерах
Элитный отдых — на берегу Сены, с видом на Эйфелеву башню. Заодно и пассивный заработок. Интересно, куда он включает свой масляный обогреватель?
Париж — город любви :) Чем, собственно, похоже, и занимается пара на заднем плане.
OMG!!!
Франция явно притягивает к себе другие народы. По одной улице идет польская демонстрация.
На другой о чем-то митингуют армяне:
Ну и какой же Париж, какая вообще Франция без Ситроена Де-Шво? Здесь это религия.
Впрочем, не только Де Шво.
Если взять Порше, зажать его сзади и спереди и хорошенько сплюснуть — получится такой Смарт.
Два дня в столице Франции пролетели как один миг, и пора неспешно выдвигаться к парку Берси, рядом с ним находится автостанция.
Час ожидания в парке привел нас к любопытным наблюдениям, раздумьям и несколько грустным выводам из них. И вот в чем дело. Парк Берси похож на стадион, вернее сказать, место, где созданы условия для активного отдыха. Здесь множество волейбольных и баскетбольных площадок, беговые и велодорожки и т. д. и т. п. И вот что я заметил, сидя на скамеечке и наблюдая: среди множества активно отдыхающих здесь граждан всех возрастов было лишь несколько белых. Один единственный белый пацаненок лет 7-8 играл с афро-сверстниками в футбол или нечто похожее. Две или три девушки бегали трусцой, и одна каталась на велосипеде. Всё. Остальные — исключительно «афроевропейцы», если можно так выразиться.
Грустные мысли посетили меня здесь. Видимо, мы можем наблюдать начало (начало ли?) заката европейской цивилизации. И дело не в «понаехавших». Свято место пусто не бывает, так или иначе. Дело в том, на мой взгляд, что средний белый европеец слабеет и всё больше уступает африканцам. Как количественно, так и качественно — физически, здоровьем, силой, выносливостью, энергией. Да, в то время, как белые мальчики и девочки сидят в айфонах и айпэдах — их черные сверстники гоняют мяч, играют в баскетбол и видно, что их энергия хлещет через край. Спустя двадцать лет нездоровое, чахлое и сутулое поколение очкариков, может быть, и решится создать свои поздние семьи, в которых, может быть, решится родить по одному ребенку. А у их черных одногодок к тому времени будут уже большие семьи и оравы крепкой здоровой афроевропейской детворы заполнят улицы городов старушки Европы. Несколько поколений в русле этой тенденции — и лицо Европы необратимо изменится.
Ничто не ново и не вечно в этом мире — так уже было сотни раз, народы, нации и государства старели и ветшали и развивающиеся народы и растущие нации занимали их место, вытесняя предшественников на свалку истории. Дай Бог, чтобы грядущие афроевропейские поколения успели хоть немножко перенять культуры у вытесненной ими старой европейской цивилизации.
Нам пора. Наш ночной автобус отвезет нас обратно в Нидерланды. Не хочется терять ни единого дня на переезды, так что эта ночь у нас пройдет в пути — в 7 утра мы высадимся в аэропорту Схипхол, достанем из камеры хранения свои вещи — покупки, гостинцы и подарки, которые, дабы не таскаться с ними по Европе, мы благоразумно здесь оставили. Не удержавшись, снова посетим супермаркет, где добавим к нашим — и так уже внушительным — запасам сыра и сладостей еще пару килограммов :) Затем пару километров переходов — и нас принимает на борт аэробус турецкой компании Пегасус, который — с приятной пересадкой в Стамбуле — доставит нас домой.
Нашей попутчицей становится общительная немолодая голландка, которая летит к дочери в Турцию. В общении три часа пролетают незаметно, и наш самолет приземляется в аэропорту Сабихи Гёкчен. Третий раз я в этом аэропорту — и мне здесь весьма нравится. Аэропорт новый, построен сравнительно недавно на окраине Стамбула, дабы разгрузить давно перегруженный Ататюрк, расположенный к тому же в центре мегаполиса. Здесь пока не слишком много рейсов — и благодаря этому нет столпотворения, всё проходится быстро и удобно. То, что аэропорт находится достаточно далеко от центра города, ощущается лишь по времени поездки отсюда до пристани Кадыкёй. На автобусе Е10 эта поездка занимает немногим более часа, зато стоит всего 4 лиры с человека. Рекомендую сразу на выходе из аэропорта купить карточку Istanbulcard и положить на нее некоторую сумму, скажем, 30 лир. Это решит вопрос оплаты почти любого транспорта, включая паромы, еще и сэкономит часть денег при пересадках.
В обменке нас ждет приятный сюрприз — лира существенно подешевела и наши доллары теперь обмениваются существенно выгоднее. Менять доллары здесь выгоднее, чем евро. Хотя в центре курс будет еще выгоднее, но это уже не столь существенно.
На Кадыкёе усаживаемся за столик кафе и просим наш любимейший «балык экмек» — нечто типа хот-дога, булочка, но не с сосиской, а с жареной рыбой и овощами. Рыбу обильно поливаем лимонным соком. Это такое объедение — слюнки текут, даже когда сейчас вспоминаю об этом. Ну и конечно турецкий чай в «бардаках» — маленьких фигурных стаканчиках. Интересно, почему слово «чай» перекочевало из тюркского в русский без изменений — «чай» и в Турции чай, а вот слово «бардак» — «стакан» — приобрело в русском языке совсем иной смысл?
Мы сидим над самой водой. Отсюда каждые 20 минут, а то и чаще, отходят паромы, за ними приятно наблюдать. Год назад именно с этого причала и этого кафе началось наше знакомство с Турцией, этой удивительной страной и этим удивительным городом, и сейчас приятно снова быть здесь, пить терпкий чай и смотреть на Босфор. Привет, Стамбул! Мы снова здесь и, надеюсь, не в последний раз!
Вечереет.
Вечерний Стамбул особенно прекрасен.
Торговля идет до глубокой ночи.
А какое удовольствие посидеть в одном из многочисленных кафе с разноцветными фонариками, наслаждаясь отдыхом, чашечкой кофе и наблюдая за непривычной вечерней суетой этого удивительного города.
Утренний Стамбул ничуть не хуже вечернего.
Кофе варят прямо на улице, аромат витает в воздухе.
С других сторон тянет запахами свежей выпечки.
А из многочисленных магазинчиков и лавочек пахнет специями и сладостями.
Что ж, нам пора. Несколько часов восточной сказки подошли к концу. Подходит наш паром. Он отвезет нас обратно на другой берег, оттуда час до аэропорта — и домой.
До свидания, Босфор, до свидания, Стамбул! Мы обязательно еще приедем!
И здравствуй, Харьков! Мы снова дома! Десять дней пролетели, как одна минута, на наших изрядно стоптанных кроссовках добавилась пыль пяти стран, чемодан с рюкзаками полны гостинцев, а впечатлений хватит на ближайший год. А там — не будем загадывать. Как Бог даст. Надеюсь, впереди еще много новых путешествий.