|
Наконец-то так удачно сложились обстоятельства, что настало время размяться и вспомнить о своих дальних поездках на мотоцикле. Пишу я много и часто, это и отзывы о своих транспортных средствах, и рекламные материалы, и статьи о своих прогулках и поездках, поэтому, надеюсь, читать этот текст вам будет так же легко и приятно, как и предыдущие, например этот «Мотопутешествие Омск — Ямал — Испания на Yamaha XT1200Z Super Tenere», о котором было оставлено немало приятных отзывов и комментариев.
Немного о себе. В 2012 г. в мотосалоне г. Новосибирска мной был приобретен туристический эндуро «Yamaha XT1200Z Super Tenere», на котором я осуществлял небольшие поездки между сибирскими городами, совершил несколько поездок за Полярный круг ЯНАО и нехилое путешествие с пассажиркой из Омска в Испанию и обратно. После этого утекло много воды, я сменил род занятий, женился, переехал в другой город, у нас там родилась дочь, и это своё неуёмное чувство живого аферизма, желание и жажду новых приключений я реализовывал, продолжая наслаждаться дорожной романтикой уже с семьёй, глядя на полотно дороги через лобовое стекло автомобиля. У моей супруги такая же активная позиция, благодаря которой мы очень часто ездим куда-то отдыхать на машине по нашему насыщенному и богатейшему Краснодарскому краю, все прелести и красоты которого можно не исследовать даже и за всю жизнь.
Звёзды в этом году сошлись так, что я увёз свою семью из Краснодара в Омск, к своим родителям на машине, и, оставив их там, вернулся обратно на мотоцикле. Было взвешено множество вариантов, расписаны в таблице все «за» и «против», и в конечном итоге мы пришли именно к этому решению. Я давно планировал перевезти мотоцикл в Краснодар, так как ездить на нём тут можно круглый год, особенно если зима такая, как прошедшая, когда более или менее вменяемый снег впервые за зиму выпал аж 1 марта и пролежал так почти целую неделю. Останавливало меня только отсутствие рядом с нашей многоэтажкой охраняемых стоянок или парковок, коими изобилует чуть ли не каждый двор в Омске. И всё же решающим фактором для перегона мотоцикла стал байкфестиваль «Тамань — полуостров свободы», проходящий в уникальном месте Черноморского побережья Бугазской косе со стороны пос. Веселовка.
Любой фестиваль это всегда очень крутая энергетика, а особенно если это лето, море, песчаный пляж, мотоциклы и рок. Музыка для меня очень важная составляющая в жизни, так как я сам играю в группе на ударных. Да, я барабанщик и перкуссионист. Я уже перешёл отметку возраста Христа и, естественно, изменились мои вкусы, предпочтения и пристрастия. Тяжеляк из моей юности постепенно сменили плавные и насыщенные тона кантри, фанка, шафла, свинга или, например, джаза, но байкфест — это несбывшаяся мечта детства. Это то, чего я начал хотеть очень сильно после того, как начал хотеть мотоцикл. И когда вырос, осуществил уже практически все детские желания, за исключением малого, в том числе поучаствовать на подобном мероприятии на собственном хорошем дорогом мотоцикле. Ну, вот не знаю у кого как, но это моё желание, которое я нёс через годы, тайно оберегая. Мне это дорого. И вот Создатель даёт мне такой шанс и устраивает всё как нельзя лучше. И кстати, немного забегая вперед, по прибытии в Краснодар парковку я нашёл сразу же и очень крутую, подземную, охраняемую и недорогую, всего 1000 руб./мес вместе с коммуналкой. Полагаю, не зря Создатель ведёт меня в этом направлении. Что-то должно хорошее выйти в итоге из всей этой истории.
Итак, сопли в сторону. Поехали!
Прибыв к своим родителям на место стоянки моего «Сутенёра», я обнаружил наглухо севший аккумулятор. Хвала Создателю, цивилизация таки подбирается постепенно и в Омск, и я нашёл китайский аналог с похожими характеристиками в наличии в одном из магазинов. Отдал за него 2600 руб. Несмотря на то, что мот все эти годы стоял со свежим маслом и фильтром, из-за процессов окисления и деления масла на фракции в таких условиях, масло я, конечно же, поменял, фильтр оставил прежний. Так же заменил воздушный фильтр и попытался сделать неработающие противотуманки. Это мне не удалось.
Столкнулся с проблемой страховки ОСАГО. Её сейчас вживую уже никто не делает, все посылают делать онлайн. Там есть определённые сложности, если кому интересно, пишите в комментариях, отвечу. В итоге съездил в город, прошёл техосмотр за, внимание, 125 рублей (!) Сам офигел. Онлайнстраховку сделал только на следующий день раза с седьмого. Мои стальные нервы, хладнокровие, терпение и выдержка позволили мне это сделать. Если вы импульсивный и вспыльчивый характер, даже не начинайте пробовать, тем более с телефона. Заплатите 1000 руб. посреднику и сохраните здоровье. Поверьте мне. Это не автомобиль, там сама система РСА не заточена под всякие трактора и мототехнику.
Наступило торжественное прощание с родителями и выезд. Заправился 100-м бензином на «Газпроме», так как тот бензин, что был в баке, простоял так несколько лет. И первую остановку я сделал через 200 км от Омска в Крутинке, где живут родители моей супруги. Там после осмотра мотоцикла шурином, он обнаружил сильный износ задних колодок. Колодки на моей Ямахе достаточно популярные и подходят к разным моделям Ямах, но просто везде в наших магазинах они уже закончились. Я уже позвонил в Краснодар, та ещё мотодыра, оказывается. Там так же всё под заказ и за невменяемые деньги. Уже прочитал, как на моей модели отключается АВS и решил ехать так, проделывая трюк с её отключением каждый раз, после того как заглушил двигатель. Однако мне повезло, и в последний момент колодки всё же нашлись и благополучно установились. Передние менять не стал, там ещё половины износа нет. Вообще, к колодкам я даже и не приглядывался, так как, по моим ощущениям, поменял я их сравнительно недавно, в Тюмени перед поездкой в Европу. Но, видимо, швейцарские, итальянские, французские и испанские серпантины сделали своё дело.
За неделю до этого на машине с женой в Омск с Юга мы ехали через Курган. Дорога в очень плохом состоянии, где-то на этом курганском отрезке я потерял колпак заднего колеса, поэтому ехать обратно по ней мне не очень хотелось. Знающие люди посоветовали ехать по Тюменской трассе не до Ишима, а через Ялуторовск и Заводоуковск и повернуть налево на Шадринск. Так я и сделал. Заправил полный бак и в путь. Действительно, до Ялуторовска я поливал с удовольствием и без остановок, потом снова залил бак и ушёл на Шадринск. Тут дорога была, конечно, значительно хуже Тюменской, о которой стоит сказать, что её всё-таки сумели доделать в прошлом году и теперь она включает в себя всё лучшее, что может быть у загородной двухполосной дороги второй категории. Но самое главное — наконец сделали 2 самых тяжёлых маршрута в нашей части Сибири, это отрезки дороги в местностях с соответствующим ярким названием Тошнолобово и Говноправдинск. Когда проезжал по этим местам в былые годы, у меня становились квадратными колёса. Забегая немного вперёд, сразу скажу, что хороших дорог больше мне не встретилось до самого Краснодарского края. Были только небольшие участки по нескольку десятков километров. Когда ехал на машине по этому же маршруту, дороги нам с супругой показались очень хорошими, кроме курганского отрезка. На мотоцикле же другая песня. Даже с моей супермягкой настройкой подвески и большими эндуровскими ходами вилки и маятника, стыки, кочки, ямы и прочие неровности чувствуются весьма остро. В добавок к этому, ты прикладываешь большие усилия при езде по колее, которую на 4 колёсах ты просто не замечаешь. Эта колея есть даже на, казалось бы, идеальной многополосной дороге М4 Дон по Ростовскому шоссе. Очень жёсткий участок в этот день я преодолел в р-не населённого пункта с ёмким названием Скодское (Кодское). Там я тоже натерпелся. Но это мелочи по сравнению с тем, что я пережил на следующий день, но обо всём по порядку.
Первый день я ехал с задором, подъёмом сил, слушал музыку в гарнитуре и пел песни, радостно и ловко обгоняя все попутные железяки. Кто-то из своего спортивного интереса пытался со мной потягаться, но в таких условиях шансы совершенно не равны. Даже если максималка его ящика равна моей, порядка 230 км/час, то тут моим явным преимуществом является яркое ускорение и манёвренность при обгонах. Было достаточно жарко, весь день мой термометр показывал 28-31 градус, поэтому выше пояса я был только в одной дорожной жилетке, шлеме и перчатках. Несмотря на мой коричневый южный загар, к концу дня руки были красными и выглядели весьма нелепо. Загар образовал чёткие границы на плечах от жилета и на запястьях до перчаток, поэтому на следующий день было решено ехать в майке без жилета и перчаток.
Задачей на сегодня было преодолеть уральские хребты и дойти до Уфы, но так как я в этот день выехал достаточно поздно, около часа дня, то темнота меня настигла уже на Урале. Борясь со сном, в свете фар я вглядывался в серую полоску асфальта, на котором не было разметки. Доехав до одной гостиницы, узнал, что там оставался 1 двухместный номер за 2500 руб. Для меня это дорого, я ехал дальше, но в следующих гостишках в это время вообще не было мест. Я заправился и решил немного отдохнуть прямо на мотоцикле перед дальнейшим поиском ночлега. Я заехал в небольшой карман, встав рядом с небольшим грузовичком, остановившимся, видимо, для этой же цели, поставил байк на центральную подножку, накрылся чехлом от посторонних глаз, откинулся назад и начал искать все возможные удобные горизонтальные позы с вытянутыми ногами. В итоге я разделся, разулся, закрепил мотоботы на кофрах и провалился в такое состояние, из которого кое-как заставил себя выйти только часам к 10 следующего утра. Ну что, неплохая экономия. На 2,5 тысячи рублей я проеду больше 1000 км. Итого за день я проехал порядка 1100 км. Лёжа утром под моточехлом, я помониторил погоду и увидел, что в Уфе сухо и тепло, а вот в Челябинске начинаются дожди. И когда дождь застучал по чехлу, понял, что дальше разлёживаться нет смысла, быстро экипировался и начал путь второго дня своей небольшой поездки.
Задачей на этот день я поставил Волгоград, до которого ни много ни мало порядка 1400 км. При подъезде к Уфе периодически принимались дожди, и я то и дело останавливался, чтобы то надеть дождевики, то снять. Когда проехал Уфу, дождевик снимать уже не пришлось до самой ночи. Из встретившейся на пути тучи я смог выехать только через 4 часа. 4 часа я ехал под дождём, собирая на себя всю дорожную грязь из-под колёс машин. Мне было неудобно заходить по сверкающим кафельным полам торгово-кассовых залов крупных АЗС. Средняя скорость упала со 130 до 60. Порой дождь был такой силы, что приходилось его пережидать под эстакадами или на заправках. Ещё я начал промокать. Вода начала проникать в шлем, за шиворот, в рукава и под пятой точкой так же образовалась лужа. Дождевик у меня раздельный. Верх полностью непромокаемый, а вот низ я взял специально из мембраны, дышащий, и на продолжительном дожде он, естественно, немного пропускает воду, поэтому иногда эта тёплая влага под задницей мне казалась, как будто я не дотерпел до туалета))) Наконец, на горизонте начали появляться проблески голубого ясного неба. Это вдохновило и подняло настроение. Выехав из тучи, пришлось ещё километров 50 отрываться, казалось, дождь меня преследовал, но за это время я высох и на заправке снял с себя всю дождевую защиту. Была уже вторая декада дня, а я проехал только порядка 600 км и был где-то в Самарской области. Продолжив движение, через некоторое время я встретил на правой обочине мотоциклиста, так же остановившегося немного отдохнуть и подсохнуть после этого дождя. Разговорились. Зовут Влад.
В обычной жизни бульдозерист. Решил сделать небольшой прохват по центральной России. Рассказывал о своих приключениях в поездке, как ночевал в палатке, как стёр колесо, как его обокрали в дороге, как побывал на одном байкслёте, гостил в разных мотоклубах разных городов и ещё много всего. С ним мы доехали до развязки, где мне нужно было уходить налево на Волгоград, трасса Р-228, а ему прямо на Москву по М5.
Сегодня рисковать я не стал, и около 9 или 10 вечера остановился в гостинице где-то под Саратовом. Поставил мотоцикл в подземный гараж, оставив на нем сушиться все грязные или сырые вещи, тяжелые мотоботы сменил на кроссовки, взял с собой 2 боковых кофра и пошел в номер. Ночлег тут стоил 1000 рублей. Какое я получил колоссальное удовольствие, когда снял с себя экипировку и встал под душ. Потом постирал нижнее бельё, развесил сушиться, взял телефон, чтобы подбить итоги дня и сообщить всем, где я нахожусь. Помню ощущение, что в ушах свистит, как после рок-концерта, от шума ветра в шлеме. Помню, ещё хотел замкнуть входную дверь и дотянуться закрыть настежь распахнутое окно, из которого доносился шум проезжающих по трассе машин… Опомнился от яркого света солнца в глаза. Да, спал, как убитый. Проверил, все вещи на месте. То, что вчера постирал, высохнуть не успело. На улице был жаркий день, и уже не осталось и следов от вчерашнего дождя. Прогноз погоды по дальнейшему пути следования был позитивным, и я печально разглядывал свои бронированные мотоштаны. В дорогу меня собирала супруга, и я с радостью обнаружил аккуратно положенный ей на дно багажного кофра мой костюм «Горка». В штанах этого костюма есть места для наколенников, в которые отлично подошли наколенники, вынутые из штанов мотоэкипа. Без наколенников и жесткой обуви по российским трассам боюсь ездить из-за возможности нехило получить встречным камнем или ещё чем-нибудь из-под колёс.
В предыдущий день мной было пройдено порядка 1000 км и нужно было навёрстывать упущенное. Сегодня нужно доехать до Краснодара. От Саратова это порядка 1200 км. По воспоминаниям поездок на машине, уже за Волгоградом должны начаться хорошие многополосные дороги, поэтому психологической отметкой этого дня стал Волгоград. Выехал в отличном настроении, но кайф начали быстро обламывать многочисленные дорожные работы и узкая дорога, вызывающая сложности при обгоне. Конечно, пока стоит колонна, ты спокойно, никому не мешая, подкатываешься в самое начало и ждёшь там отмашки регулировщика, но это всё драгоценное время, потеря которого выбивала из графика.
Стоя в очередной пробке, я задумался о возможности посетить памятник «Родина-мать» в Волгограде. Раньше мы с супругой ненавидели этот город и не допускали и мысли его посещения из-за его дорог. Это были самые ужасные дороги в мире. Создавалось такое впечатление, что это тоже наследие войны как наглядное подтверждение жестоких сражений и бомбардировок тогда ещё Сталинграда. Я неоднократно снимал видео на эту тему и писал в своих очерках. Но мы с женой были удивлены, когда в поездке с Юга в Сибирь, проезжая эти места, обнаружили очень хорошо уложенный новый асфальт. Всё-таки чемпионат мира по футболу дал о себе знать. И вот объезжая очередную пробку, я встретил нового попутчика на Харлее.
Ехали вместе километров 200, потом на заправке познакомились. Станислав. Едет из Иркутска на море. Катит в своё удовольствие, никаких планов, как я, не строит. В этой части нашей страны он впервые, и ему интересен каждый городок, в которые он и заезжает по пути. Он в отпуске, с деньгами у него порядок, поэтому каждую ночь он проводит в отеле со средним чеком 2,5-3,5 тыс. руб. Он являлся полной противоположностью моего предыдущего попутчика Влада. На момент знакомства со мной он ехал уже неделю. Мне понравился его подход и его стиль. На мой естественный вопрос, почему ты едешь без боковых кофров он ответил: «С ними некрасиво». Круто! Такого подхода к дальней поездке я ещё не встречал и понял, с ним будет тоже интересно. А когда Стас сказал, что едет на Мамаев курган, я увидел в этом знак и ни на мгновение уже не сомневался, что через пару часов я тоже увижу этот монумент. Доехали мы до места достаточно быстро, но не без приключений, у Стаса лопнул визор на шлеме.
Приятно было ехать рядом с Харлеем и слушать пробивной басовый рык его прямотоков. Впечатление и ощущение от увиденного в Волгограде сложно передать в тексте. Чувства были смешаны, мысли скомканы. Он немного напомнил мне Брестскую крепость своим величием и ощущением прикосновения к истории Великой победы. Именно это место сыграло решающую роль в наступлении Германии с союзниками (итальянцы, румыны, венгры, хорваты) во время войны. Именно здесь был развёрнут фронт в 43 году и начато первое массивное наступление на Запад после долгих двух лет поражений. Именно здесь, на Мамаевом кургане захоронены останки более 30 000 человек. И мирных, и военных. Города, как такового уже не существовало. Были руины. И вот я в этом месте, на этой земле. Я достаточно продолжительное время живу в Краснодарском крае, часто посещаю памятники, езжу по местам боёв, но такое чувство там не возникает. Только в Сталинграде и Бресте.
В полной мере не получилось прочувствовать это место, хотя мы и прицепились зайцами к одной из экскурсий, но было очень жарко, мотоциклы без присмотра, мне нужно продолжать путь, а Стас хотел заселиться в отель, привести себя в порядок и спокойно осмотреть достопримечательности.
Мы попрощались, и я двинул дальше. Выбираться из Волгограда пришлось ещё долго, пробки закрытые железнодорожные переезды и прочее. И вот я уже на трассе и снова слышу ставший уже неотъемлемой частью моего мотопробега шум ветра в шлеме. Сегодня было жарко, и я ехал, как и планировал, в майке и без перчаток, отчего к концу дня загар принял равномерный оттенок по рукам. Всё длиннее становятся отрезки хорошей дороги, а потом и вовсе встретился шлагбаум с началом платной дорогой. Плачу 50 рублей и еду дальше. Странно, почему проезд на мотоцикле не бесплатный, или, по крайней мере, не дешевле, чем на легковом автомобиле. Я же своими 2 колёсами не порчу дорогу, как автомобиль. Давно миновал Ростов, до Краснодара остаётся рукой подать, и начинается мелкий противный дождик. Сворачиваю на заправку и снова удобно устраиваюсь под чехлом на мотоцикле.
У мотоциклиста в дальней поездке есть 5 его «любимых» друзей, это сильный боковой ветер, крупные насекомые, колея на асфальте, ночь и дождь. Всё это я сполна хватил за эти 3 дня поездки. А если все эти факторы сливаются воедино и к ним ещё добавляется отсутствие дорожной разметки, то тут не то, что не получишь удовольствие от поездки, а начнётся борьба за выживание в поисках подходящего места для стоянки.
Проснувшись утром, быстро привёл себя в порядок и за пару часов доехал до Краснодара. Дорога была почти идеальной, и я валил на все деньги по крайней левой полосе. Занеся вещи в квартиру, я тщательно помылся, смыв всю трёхдневную дорожную грязь и лег спать. Буквально через час я проснулся от сильного грохота ливня по подоконникам. Начались проливные грозовые трёхдневные дожди, затопившие тогда половину города. В итоге на тот момент я проехал 3200 км и потратил на бензин порядка 8000 рублей. Я благодарен Создателю за эту хорошую, быструю и безопасную поездку.
Байкфестиваль «Тамань — полуостров свободы»
На этом основная часть моей поездки завершена. Дальше я буду описывать приключения на самом фестивале, и если вы хотели просто почитать про дорогу, то на этом можете остановиться и уже писать свои комментарии. Если же интересен и сам фестиваль, то поехали!
Прошло несколько дней, за которые я отмыл байк и кофры, отстирал вещи, привёл в порядок все оставшиеся в городе дела и начал новый сбор на мотофестиваль моей мечты, проходящий в Тамани на Бугазской косе со стороны пос. Веселовка. Я отчётливо помню, как впервые узнал об этом мероприятии, я помню те чувства предвосхищения, которые наполняли мою голову. Я ни разу не был на мероприятиях подобного масштаба. Слушая свой любимый рок на «Нашем радио» ещё в детстве, я мечтал попасть на «Нашествие». Смотря клипы рок музыкантов, я хотел хороший доделанный своими руками мотоцикл. Особенно ярко помню клип КиШа «Охотник». Тогда я подумал, что это нереально крутые дядьки, кто приезжает на рокконцерты и фесты на своих мотоциклах. Это отчётливо отложилось в голове, и я начал мечтать об этом. С тех пор прошло много времени, у меня начали появляться определённые материальные возможности, и я постепенно начал исполнять все желания этого внутреннего маленького мальчика без велосипеда. Опять понесло не туда. Об этом я писал уже в самом начале. Очень много хотелось бы написать в предисловии, это очень был для меня важный момент, всего 200 километров отделяли меня от моей мечты, но об этом я подробно напишу в своей автобиографии. Тут же постараюсь коротко и тезисно.
Подробно ознакомился с требованиями, условиями, правилами и ценами фестиваля и купил билеты онлайн через интернет. Если ты приезжаешь на мотоцикле, 3 дня феста обойдутся тебе в 3000 руб., если пешком или на машине, то 4000 руб. Парковка для машины на 3 дня 1000 руб., байкам бесплатно. Прокат палатки 1000 руб. на 3 дня, место под палатку так же 1000 руб. Таким образом, байкер со своей палаткой уже экономит 3000 рублей, т.е. есть на что погулять на самом фесте.
Мотоколонна из Краснодара организованно стартовала 3 августа в 9:00. Она была согласована с властями, хорошо организована и большую часть пути сопровождалась экипажем ГИБДД. Ехали не торопясь, держа среднюю скорость порядка 90 км/час, изредка разгоняясь, чтоб подтянуть хвост. В полосе двигалось, как положено по 2 мотоциклиста. Я ехал почти в самом конце, что давало возможность в большей мере любоваться зрелищем длинной колонны. А зрелище, надо сказать, то ещё. Очень много людей доставали свои телефоны и начинали нас снимать, высовываясь из окон машин или просто идя по тротуарам. Много нам сигналили, приветствуя нас. Была приятная атмосфера, благотворно влияющая на уровень эндорфинов и дофамина в крови. И было абсолютно неважно, кто из нас был на каком мотоцикле, спортивном или дорожном, шоссейном или городском, мопеде или кроссовом, дорогом или дешёвом, немецком, японском или китайском. Абсолютно без разницы. Не было индивидуальностей. Мы стали одним единым целым. Большим, необычным, запоминающимся зрелищным целым. Евгений Гришковец в своей книге «Дредноуты» очень ярко описал этот феномен, когда моряки ощущали себя одним своим большим целым со своим военным кораблём.
Передо мной ехала очень красивая жёлтая Голда с коляской и прицепом. Всё было покрашено в тон и смотрелось очень необычно. Тяжело ему, конечно, давались обгоны машин из-за своих, практически таких же автомобильных, габаритов, а однажды он не успел оттормозиться перед остановившейся колонной и, спасаясь от столкновения, ушел на встречку и, чтобы там не наделать делов, дальше ещё левее на обочину. Хорошо, что она была широкой и ровной и пилот с двумя пассажирами отделались лёгким испугом.
Ещё был один прецедент передо мной, когда, останавливаясь перед заправкой, один райдер не справился с управлением и просто положил свой кроссовый мот на левую сторону. Райдером оказалась девушка. Когда я катал её мот по стоянке, после моего мне казалось, что я его могу поднять руками и носить на себе. Так же было несколько остановок у мотоциклов из-за небольших поломок. И было ещё одно ДТП, на этот раз более существенное. Одна тёмная Голда, видимо, объезжая пробку по обочине, была атакована автоВАЗом. Лежала на боку, когда мы её проезжали. Водители стояли рядом.
По дороге в Темрюке заехали в музей под открытым небом «Военная горка», где нас торжественной речью поздравила замглавы администрации этого района.
Часто останавливались на заправки, на которых тратили по полчаса, т.к. на них всегда собиралось мотоциклов по 20. Мы ещё смеялись с пацанами над этими горе-наездниками, удивлялись, неужели нельзя было заправиться загодя и сейчас не задерживать колонну. В итоге за насмешки я поплатился, побираясь с пустой полторашкой и шлангом по фестивалю в надежде залить хоть литр, чтобы хватило до заправки, т.к. до Тамани я уже 20 км проехал на резерве. Ещё поводом для сарказма с нашей стороны доброй половины коллег-мотоциклистов была их экипировка. Жара стояла порядочная, выше 30 градусов, а братья же с частью своих попутчиц были одеты в кожу, в тяжёлый текстиль, комбинезоны, были обвешаны всякими причиндалами и побрякушками. Казалось, что у них всё уже льется через штаны в мотоботы. Смотреть было на это жалко. Но жажда ничто, имидж всё! Эти же ребята были на самом пляже в купальных плавках и, внимание, джинсовых мотожилетках с цветами своего клуба! Причём поголовно! Зачем, ребята? Это же выглядит так смешно! Единственное оправдание этому может быть, это если в уставе мотоклуба прописано обязательное круглосуточное ношение жилета во время этого фестиваля. А если там этого нет, то такое впечатление, будто вы боитесь, что вас кто-то на пляже обидит, а жилет показатель приобщённости к мотобратству, члены которого незамедлительно придут на помощь и накажут обидчика.
Заезжали мы на территорию фестиваля под громкие овации выстроившейся в колонну перед входом публики. Заехали, построились, мне досталось козырное место перед главной сценой, я переоделся, поменял тяжёлые мотоботы на шлёпанцы и начал вливаться в процесс. Скоро я понял, что пора определиться с местом, обосноваться, поставить палатку и разобрать вещи. Для этого нужно было обменять электронные распечатанные на А4 билеты на браслеты, а сделать это нужно было метров за 400 от входа на фест.
Топать было туда в ломы, я поехал на мотоцикле и тогда обнаружил первые глубокие дыры в организации этого фестиваля. Дело в том, что эта толпа, выстроившаяся, чтобы поприветствовать колонну мотоциклистов, это очередь в кассу! Люди перед кассой рассказывали, что простояли тут уже по 3(!) часа на неистовой жаре, чтобы обменять электронный билет на браслет. Была отдельная очередь из тех, кто желал купить билет на входе. Их было в разы меньше, и эта очередь двигалась гораздо быстрее. В связи с этим законный вопрос организатору, какой смысл было покупать билеты заранее, искать, где их распечатать и стоять 2-3 часа на пекле, пока одна девочка выдаст всем браслеты. Девочка на выдаче была именно одна, т.к. машинка, считывающая штрихкоды, была одна. А мотоциклистам было вдвойне тяжелее. Мало того, что ты стоишь как минимум со шлемом в руках, тебе нужно постоянно следить за мотоциклом, а потом для получения билета, когда до тебя наконец-таки дошла очередь, подойти с оператором к своему мотоциклу, отдать ему свой билет, права и документы на мот, на фоне которых он тебя сфотографирует. Потом он уходит в свой вагончик, ты подходишь к нему, а твоя очередь уже прошла, тебя никто тут не знает, и все начинают с тобой ругаться, мол, лезешь без очереди.
Потом оказывается, что браслет есть только на вход на территорию фестиваля, а на территорию палаточного городка закончились. Ты едешь в палаточный городок, а там тебя не пускают без браслета, у них нет информации о том, что в кассе они закончились. Сама идея палаточного городка хорошая, расположение удачное с прямым выходом на море и вроде бы входы и выходы охраняют волонтёры, а сзади городка со стороны посёлка даже нет забора, и местные подвыпившие колхозники по ночам вовсю шныряли по городку.
Всё бы ничего, но в городке совершенно непредсказуемо работал душ. Там постоянно не было воды, а когда появлялась, естественно, была холодной. Мне хорошо, а вот женщинам и детям не айс. То есть как раз именно айс))) Из-за непредсказуемости работы душа нельзя было нормально спланировать свой день. Обычно утром подъём, зарядка, море, душ, переодевание и тусовка на фестивале. А так приходится идти на тусовку после моря солёным и во вчерашней грязной одежде. Чистую же не наденешь. Потом периодически прибегать в лагерь в надежде ополоснуться, стоять в очереди и обламываться, когда перед тобой вода заканчивается, а что ещё хуже, во время помывки, когда ты весь в шампуне. На второй день траншея душевых кабин перестала справляться с водой, и та пошла в лагерь, образовав большой такой бассейн, из-за которого многим пришлось переезжать с палатками на другое место. Траншею начали перекапывать волонтёры, потом к ней подключились жители городка, глина поддавалась копке очень тяжело, но всем миром вроде остановили воду.
Волонтёров хотелось бы задеть отдельной строкой. Не знаю, что это была за молодёжь, но им стоит отдать честь за то, в каких нелёгких условиях им приходилось работать, какие они истории вдобавок рассказывали о нечеловеческом отношении к ним со стороны организаторов. Всё время на ногах, на стационарных постах у ворот, где должно находиться всегда по 2 человека не было никаких навесов или зонтов, где можно было как-то укрываться от солнца. Розеток для зарядки телефонов не хватало. Люди часто нервничали и срывались на этих бедных студентов. Те же, понимая свою безвыходность, огрызались, подогревая социальное напряжение в массах. Да, вежливости от них ждать не приходилось, даже всё чаще слышалась грубость, и я их прекрасно понимал и жалел. Мне неясна была их мотивация ехать в такие полевые антисанитарные условия, вкалывать, выслушивать грубости в свой адрес и не получить за это деньги. Или получить очень мало. Товарищи организаторы, понятно, что хочется на всём сэкономить и привлечение волонтёров всегда даёт отличную возможность, но вы хотя бы им создайте человеческие условия для работы. Я не говорю про нас, посетителей, которые за эти 3 дня отдали по 10 000 рублей на семью и чувствовали себя говн@м. При том, что это была юбилейная 20-я Тамань и те, кто сюда приезжает не первый раз, отмечали, что сервис значительно улучшился. Боюсь представить, какая дичь тут творилась до этого. Из нашего лагерного окружения многие были впервые, и все однозначно жалели о своём решении. За эти деньги можно было отдохнуть более качественно. Может, мы зажрались? Да вроде нет. За 3 недели до фестиваля мы с женой и двухлетней дочкой неделю прожили на той же Бугазской косе на самом пляже в палатке. Это был крутой отдых. Он был бесплатным, я не надеялся на кран, в котором постоянно нет воды, на питьевую воду, которую дают по расписанию с 12:00 до 18:00 Я всё организовал сам, и моя система работала так, как нам это требовалось. Отсюда и разочарование. Отдельным шлейфом идут грязные биотуалеты и их утренний демонтаж в последний день, когда лагерь только начал просыпаться и готовиться к отъезду.
Были постоянные баги со звуком. Кажется, не было ни одной группы на основной сцене, не испытывавшей проблемы с этим. Бывало, выступления задерживались более чем на час. Ярким пятном отложилась в памяти ситуация с одной из моих любимейших групп «Аффинаж», когда солист то не слышал себя в мониторах, то перестал работать звук баяна, то микрофон на трубе. К баяну поставили обычный микрофон на стойке, вроде бы что-то начало получаться, но солист так себя в мониторе и не услышал, а это огромная проблема для музыкантов. То, что слышим мы в зале, совершенно не слышат они. Для них это просто шум и эхо. Никто не понимает, что сейчас играют коллеги, легко сбиваются с ритма и начинается акустическая каша. И в очередной раз подойдя к звукорежиссёру, солист просто был послан, со словами типа «Вы зае%@ли уже! Не задерживайте выступление!» Ну, делать нечего, пришлось играть так, и сделали они это блестяще, хотя чувствовалась в их выступлении нотка грусти. Апофеозом плевка организаторов в сторону музыкантов и пришедших на фестиваль поклонников рокмузыки стала демонстрационная потасовка президента мотоклуба «Блэксмитс» с музыкантами группы «Louna» на сцене прямо во время выступления. Солистка группы попросила убрать железную балду, постамент в виде наковальни, стоявший прямо посередине основной сцены и все 3 дня активно мешающий смотреть концерты с близкого расстояния к сцене. Публика аж заликовала, когда музыканты утащили эту хренотень в сторону, но тут на сцену поднялся президент со свитой и показал нам недостойное мужское поведение, чем окончательно, как мне показалось, отвернул от себя фанатов, которые его долго освистывали. Такой клоунады я не ожидал. Мне как опытному мотопутешественнику, переехавшему в Краснодар из Сибири, было интересно познакомиться с южной мотокультурой и главой одного из крупнейших мотосообществ, но после такого выступления, увы, желание личной встречи с ним и дальнейшего контактирования у меня отпало само собой.
Несмотря на то, что организаторы, как могли, все 3 дня портили нам настроение, музыканты качали. Качали порой очень мощно! В первый же день я сорвал голос и охрип после выступления Беркута, Чёрного обелиска, Мастера, Слота, Кипелова, 25/17 и других коллективов. Я с ужасом утром понял, что впереди ещё 2 дня выступлений, а голоса уже нет.
На следующий день 4 августа были разные группы, в том числе Аффинаж, Анакондаз, Люмен и Нейромонах Феофан. Что творил последний с нами, это просто была какая-то вакханалия, жестокая содомия. Я вошёл в транс, тело перестало слушаться разума, который быстро отключился, чтобы не мешать. Помню чётко, поймал себя на мысли, что не было ни одного одиноко стоящего тела, когда заиграли мотивы древнерусского драм энд бэйса. Это были не танцы, люди просто бились в агонии! Что он творил на сцене! А что творил с нами! Я опомнился только с его последним аккордом, понял, что оставаться на 2 другие группы уже нет смысла. Пока плёлся до палатки, понимал, что болит всё тело и половина лица, по которому я крепко получил раза три, пока носился в угаре в слэме, коего у Феофана огромное множество вариаций на каждую песню. На утро следующего дня я мог только шептать и боялся уже идти на концерт, но отрываясь под ФПГ, Энимал джаз и Луну, не понимаю, откуда находился голос, что я орал так, что порой заглушал сам себя.
Какой можно сделать вывод? Ехать или не ехать на этот фест в следующем году? Однозначно да. Но не надеяться на организаторов, а организовывать быт и досуг себе самостоятельно. Это может быть как палатка на диком бесплатном пляже, так и съём жилья в посёлке, либо гостиничный номер, тогда точно с фестиваля вы увезёте море позитива.
На фестивале в силу природной скромности я много знакомился, общался, много было интересных людей, с кем-то так и не довелось встретиться. Однозначно скучаю по этим людям, атмосфере и по этому месту. Где ещё можно так круто слушать живую музыку с хорошим звуком, купаться в чистом тёплом море, валяться на горячем песке, жарясь под палящими лучами солнца, гонять на водных аттракционах, быть на двух морях, засыпать, глядя на чистое звёздное небо, слушая шум прибоя, есть и пить до отвала, обниматься, смеяться, любить и наслаждаться. Да, многие из нас впитали колоссальную энергию этого места и уехали, чтобы вернуться…