|
Наша жизнь автопутешественников началась с поездки в Россию. Это было в далёком 2001 году, и прошедшие девять лет пропали не даром. Были поездки к озёрам Байкал, Алаколь и Боровое, по городам Казахстана. Жизнь за это время стремительно менялась, и нам захотелось посмотреть новым взглядом на старые места — проехать от Алма-Аты до Уфы, повидаться с друзьями, посмотреть на отстроенную столицу Казахстана Астану. К тому же дочь наша, недавно получившая водительское удостоверение, прям таки рвётся в бой. Мы с женой не возражаем — значит, едем втроём.
Поездка планируется как сугубо «цивилизованная», с ночёвками строго в гостиницах, поэтому никакого туристического багажа нет, канистры с бензином (в отличие от первой поездки) с собой не берём, поэтому автомобиль наш — MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model — практически пустой. Берём с собой холодильник для напитков и лёгкого «перекуса», фотоаппарат и видеокамеру для запечатления самих себя и, первый раз в заграничную поездку, навигатор. Этим полезным устройством я пользовался ещё только год, не до конца освоив все тонкости программы, что и послужило причиной одного казуса. Но об этом чуть позже.
Маршрут намечаем такой: от Алма-Аты до Астаны через Караганду (здесь, собственно, без вариантов), далее на Кустанай и переход границы в районе Троицка. Затем можно было подняться к Челябинску, до трассы М5 и по ней доехать до Уфы, но эти стандартные решения нам ни к чему. Первое — загруженная транспортом дорога М5 нас не прельщала, в дневное время там тесно и суетно. Второе — хотелось осуществить давнюю мечту и проехать по Уралу «козьими тропами», окунуться, так сказать, с головой в природу. Да, чуть не забыли предупредить наших друзей о грядущем счастье, вовремя это исправили. Они ожидали нас в Стерлитамаке, оттуда прокатимся в Уфу.
17 — 18 августа 2010 года.
Стартуем рано, часа в четыре утра, жена с дочерью практически сразу погружаются в крепкий здоровый сон. Мне бы тоже хотелось, но кому-то и рулить надо. Тем более, что дорога, пройдя первые сто километров по новому асфальту, дальше сохранилась не тронутой ремонтом. Всё ямы, кочки и колеи в асфальте представлены широким ассортиментом, а если учесть время суток — утренние сумерки — то мало не покажется. Конечно, видимость быстро улучшается, но эти 220 километров несколько портят впечатление о дороге между двумя столицами Казахстан. Каким образом этот участок избежал реконструкции, сделанной по всей трассе до Караганды — сие тайна великая есть…
Солнце поднимается выше, мои пассажирки просыпаются, съедаем по бутерброду и дочь требует права доступа к штурвалу корабля. Дорога уже хорошая, вокруг степь, видимость прекрасная, машин не много, пусть поедет, а я прилягу, отдохну. Дети же должны приносить пользу, раньше я её возил в коляске, пусть теперь она потрудится.
Ложусь на заднее сидение, даже вроде начинаю дремать, но включившийся зуммер скорости возвращает меня к суровой реальности и требует сделать дочери внушение о необходимости соблюдения скоростного режима. Проезжаем Караганду через центр города, не решившись воспользоваться сомнительной услугой объездной дороги, особых изменений в облике столицы шахтёрского края не замечаем. Но они, наверное, есть, всё-таки девять лет прошло.
Дальше на Астану, там ехать всего двести вёрст, и сразу на левый берег, к сердцу государства. Придирчиво, как люди, лишённые статуса «житель столицы», осматриваем город, но придраться-то не к чему — всё построено красиво, солидно, с размахом. Посмотрев на всё это и позавидовав белой завистью, едем дальше, в сторону Кустаная.
Сразу за Астаной кусок дороги ремонтируется, это длится 135 километров, до Джалтыря — участки плохого асфальта, объезды строящегося полотна, пыль, тряска. Затем начинается хороший асфальт, машин мало, дорожной полиции вовсе нет, вокруг хлеба колосятся — красота. Мягко стелющийся под колёса асфальт приводит нас к городу Атбасар. Несмотря на то, что стоит он в стороне от трассы, заехать нам сюда надо — уже вечер, восемь часов, и пора бы нам с ночлегом определяться. В Атбасаре жизнь кипит, свободное место нашли только в третьей гостинице, она, похоже, была в своё время самой крупной в городе, если не единственной. Правда, от гостиницы осталось только два верхних этажа, остальное сдано под офисы, но условия оказались достаточно хорошими, нас всё устроило, да и денег это стоило небольших — заплатили 4000 тенге на троих за все удобства. Первый день поездки был успешно завершён.
На второй день пути дел запланировано много, а выехали поздновато — в шесть часов утра. Уже светло, дорога прекрасная, погода также, мчимся на Кустанай и далее на Троицк — там граница. Однако как мы ни спешили, а к границе приехали за пять минут до перерыва, в 11:55. Пришлось ждать целый час, пока служивые пообедают.
Только перерыв закончился, только движение началось, как на тебе — подъезжают два рейсовых пассажирских автобуса, и опять мы встали. На границе поменялись некоторые детали — так же оформляли временный ввоз автомобиля, но бумагу об этом уже не давали на руки. Три часа мы потратили на прохождение границы, три часа прекрасного светлого времени. Почему это было так важно для нас? Дело в том, что от Троицка мы не собирались ехать на Челябинск и далее по федеральной трассе, к Уфе. Было решено осуществить мечту десятилетней давности и проехать от Белорецка до Стерлитамака по следам Екатерины II, по старому Белорецкому тракту.
И мы поехали. Сначала в Магнитогорск, металлургическую столицу России. Здесь нам надо было то ли пообедать, то ли поужинать — перекусить одним словом, а потом выбраться из этого города. Был шестой час вечера, машин в центре города было немерено, и мы потратили около часа на покорение проспекта Карла Маркса и других улиц города. Ещё одно событие ожидало нас в этом месте — граница между Европой и Азией, соответствующий дорожный знак мы увидели и сфотографировали на память.
Дорога по Южному Уралу. Участок дороги от Магнитогорска до Белорецка.
Путь наш лежит по Южному Уралу. Любуемся природой, хорошая дорога позволяет смотреть по сторонам не только пассажирам, но и водителю. Проследовали через Белорецк, подъехали к посёлку Серменёво и здесь призадумались — как быть? Повернуть ли нам направо, на Инзер, или поехать левее, на Верхний Авзян? Первый вариант обещал хороший асфальт, но потом надо было возвращаться в Стерлитамак почти от Уфы. Второй вариант идёт прямо к цели нашей поездки, но вот участок от Верхнего Авзяна до Макарово немного, скажем так, не благоустроен. К тому же от самой границы имеем проблемы с навигатором. Неправильно индексированные карты России не дают возможности проложить маршрут, есть только прямая зелёная линия от места нахождения до конечной точки. Вот так мы и ехали, куда вела нас эта самая «зелёная линия» навигатора. Ниже, на карте, пройденный нами маршрут отражён так, как должен быть виден на экране навигатора:
На АЗС около Серменёво мы заправились топливом и решили дать волю нашему авантюризму — двинули к Авзянам — Верхнему и Нижнему. День заканчивался, солнце клонилось к закату, асфальт исчезал на глазах, транспорта становилось всё меньше и меньше. Мы ехали вдоль реки Белой, успев насладиться вечерними пейзажами, но солнце временами больше мешало, чем помогало что-то видеть. Тьма окутала горы, и все 95 километров до Макарово мы ехали не спеша, «любуясь» красотой Южного Урала в полной темноте и одиночестве — пару встреченных грузовиков нельзя считать интенсивным движением. Компанию нам пытался составить сначала заяц, некоторое время бежавший перед машиной в свете фар, а затем прямо на нас налетела большая сова, принявшая автомобиль за крупную белую мышь.
Асфальт появился после села Петровское, когда до Стерлитамака было уже рукой подать. Ещё немного повоевав с «зелёной линией» навигатора, к полуночи мы добрались до наших друзей, которые уже начали волноваться — последний участок дороги не был отягощён услугами мобильной связи.
На этом видеоролике мы проезжаем город Белорецк, под мостом остаётся река Белая, и начинается старый Белорецкий тракт.
До Стерлитамака, значит, мы доехали. Сделали это за 45 часов, пройдя около 2600 километров. Как обычно, самый трудный участок — это последний участок, и дорога по Белорецкому тракту тому подтверждение. Уже в полной темноте повстречали на дороге «Жигули» с местными жителями. Их было трое, и они поднимались по дороге в гору — один сидел за рулём, двое толкали машину.
19-22 августа 2010 года.
Первый день в гостях мы сначала отсыпались, а потом рассказывали о наших приключениях. Местные жители по этой дороге практически не ездят, поэтому на нас смотрели с некоторым недоумением — понесла, дескать, нелёгкая. Дабы реабилитироваться в их глазах, мы с удовольствием согласились на культурную программу в виде посещения Уфы и окрестностей Табынского монастыря в посёлке Красноусольском.
Сначала Уфа — 130 километров от Стерлитамака. Стартуем поутру, цель — посмотреть город, сходить в гости. Погода, солнечная в начале дня, к обеду слегка нахмурилась и пролилась резвым дождичком аккурат в разгар пешей прогулки.
Переждав непогоду под крышей торгового центра и купив дочери игрушку, мы продолжили знакомство со столицей Башкирии.
Другой нашей экскурсией стала поездка к Табынскому православному монастырю. Основанный в XVII веке, на месте явления «Табынской» (Казанской) иконы Божией Матери, он просуществовал весьма недолго, был сожжён и только в самом конце XX века был восстановлен и вновь открыт. Особенностью тех мест является также наличие минеральных источников с целебными грязями, так что люди едут сюда по разным причинам. Мы всё это посмотрели, в источниках искупались, но грязевые процедуры было решено обойти стороной.
Место явления «Табынской» (Казанской) иконы Божией Матери.
и храм, построенный над этим местом в 1997 году.
Ну и, собственно, процесс грязелечения
Ещё одним пунктом культурной программы стала рыбалка. Было решено рыбачить «по-нормальному», поэтому дочь посадили за руль машины, чтобы сразу запоминала дорогу и поехали на реку. Не берусь утверждать категорично, но мне кажется, это была река Белая. Ну, вроде так мне сказали. Все с энтузиазмом стали удить рыбу. Не скажу, что рыбы там нет. «Рыба есть, ловить надо уметь» — в очередной раз я убедился в мудрости этих слов. Огромное ведро, которое мы взяли для богатой добычи, наполнялось очень медленно. Скажу честно — оно вообще не наполнялось… Видя такую картину, наши друзья позвонили своим друзьям (дружба — великое дело!), те быстро приехали к нам, угостили местными арбузами и с помощью проверенных способов ловли наполнили ведёрко.
Дабы достойно отметить удачное завершение рыбной ловли, мы были приглашены хозяевами на хутор, где дочь наша совершенно ошалела от счастья. Городской ребёнок, что поделаешь…
Такой хороший отдых позволил нам не только снять усталость от пройденной дороги, но и набраться сил для возвращения домой. А ехать обратно уже было надо.
23-24 августа 2010 года.
От Уфы до Алма-Аты 2700 километров через города Челябинск, Курган, Петропавловск, Кокчетав, Астану и Караганду.
Рано-рано утром, в три часа, выезжаем из Уфы — надо доехать до Челябинска, пока грузовой транспорт не вышел на трассу М5. Пока ехали, видели много грузовиков, спящих вдоль дороги, и радовались своей предусмотрительности. Точнее, радовался я один — пассажирки мои сладко спали до Челябинска, куда мы приехали в свете восходящего солнца. Потолкавшись в челябинских пробках и пройдя стороной Курган, мы выкатились к границе России. Дорога, достаточно хорошая до этого времени, после Петропавловска стала стремительно ухудшаться. Как уже говорилось, последний участок — самый трудный, и перед Кокчетавом асфальт стал практически незаметным. В этом городе мы решили сделать небольшой перерыв, ибо дорога уже слегка притомила. Гостиница «Отау» приютила нас на ночь за 7000 тенге.
Домой, домой — воскликнули мы в шесть часов утра и тронулись в путь. От Кокчетава до Щучинска дорога была очень хорошая, ну а от Щучинска до Астаны — наш знаменитый автобан в шесть полос и высокой разрешённой скоростью. Всё это позволило нам к полуночи добраться до Алма-Аты, проехав 1550 километров за 17 часов.
Вторая поездка в Россию успешно завершилась. Многое изменилось с 2001 года, с момента первой поездки, с нашего первого автопутешествия. Преобразилась Астана, левобережная часть которой была отстроена практически «с нуля». Да и дорога в том месте, где мы плыли по грязи девять лет назад, совсем не та. На границах вместо убогих вагончиков понастроили достаточно приличные терминалы, хотя на мой взгляд, без них было бы лучше. В смысле — без границ.
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий: roadstravel.ru.