|
Состав: 3 человека.
Длительность: 2 недели: с 26.08.17 г. по 10.09.17 г.
Проходила через 5 стран:
Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Основные города: Екатеринбург, Курган, Петропавловск, Кокшетау, Астана, Караганда, Балхаш, Алматы, Бишкек, Ош, Худжанд, Душанбе, Ташкент, Шымкент, Тараз, Бостери ( берег оз. Иссык-Куль).
Способ передвижения: а/м Chevrolet-Lanos, 2007 г. в.
Предыстория
Для начала, перед самой историей, следует сказать пару слов о том, как вообще возникла идея путешествия именно в Таджикистан, а никуда иначе.
Начнем с того, что около года назад до путешествия я дальше родного Екатеринбурга никуда не выезжал, да особо и не помышлял об этом. Самое дальнее, куда выезжал за 5 лет водительского стажа (2011-2016) — в Каменск-Уральский (100 км от города). И хоть в городе ездил постоянно, опыта езды по трассе, засад ДПС и прочее толком не понимал, а ночью на трассу просто выезжать боялся.
И так было до поры до времени, пока знакомый не предложил мне съездить в Курган. Казалось бы, для многих это (400 км) вообще не расстояние. Но для нас это стало первым испытанием: долгие расстояния, проливной дождь и пробитые колеса на трассе и под конец то, чего боялся больше всего — езда ночью. В общем, впечатлений хватило по полной. Аж до границы Казахстана доехали.
И тут понеслось: Выезд за границу Казахстана (оз. Боровое), пара-тройка поездок по области, 2 поездки во Ржев (в одного), с заездами в Москву, на Селигер и на границу Латвии и 2 раза снова в Казахстан (Кустанай), уже после Таджикистана.
Первая поездка в Москву казалась мне смелым шагом. И с трудом ее осилил, почему-то в голову сразу залезла идея более серьезных поездок. И почему-то Таджикистан сразу. Вот только он и все. Почему так? Не знаю. Но потянуло именно туда. Истории поездок в интернете показались самыми интересными. Настолько они казались интересными, насыщенными событиями, приключениями, разнообразием городов, невообразимой природой, что тянуло все это увидеть самому. Конечно, хотелось приключений на одно место. Их, как всегда, не хватало. Плюс рассказы моего хорошего знакомого Дмитрия, который один на мотоцикле объехал весь Казахстан и в Киргизии с Таджикистаном тоже был, очень вдохновили на поездку. Да и воспоминания моего деда о Таджикистане, прожившего в Душанбе больше 30 лет.
Сказано-сделано: делаются загранпаспорта, прорабатывается маршрут, немного приводится в порядок машина, решаются другие бытовые вопросы.
Отбрасываются «авторитетные» мнения «диванных» экспертов о том, что Средняя Азия — это ад и средневековье. Что все там еще живут в пещерах и что вас там убьют афганцы, бандиты. Террористы. Казахи-кочевники (!!!). Последнее реально кто-то умудрился на форуме написать. Что ничего не умеете, нет опыта, что обдерут и разведут на деньги, что машина старая — развалится, что столько денег впустую потратите. Что лучше съездите в Крым или Адлер в плацкарте на поезде, чтобы опустошать прилавки с выпивкой и валяться на пляже, как все нормальные люди, и что вы совсем ненормальные, и делать вам нечего.
Подготовка начинается осенью 2016 года, а выезжаем мы в конце августа 2017 года. В этот промежуток успел до Ржева еще разок съездить, так сказать, репетиция поездки. В последний момент с огромным трудом на работе выбивается отгул на 2 недели, и к концу августа все готово. Мы выезжаем.
Перед историей скажу сразу, что опыта написания таких отчетов у меня не было, поэтому строго не судите. И опыта фотографии тоже. Отражение налепленного скотча, на котором держался антирадар на торпеде, никто не ожидал, и увидел я это уже только ближе к весне, когда отчет был уже написан и дело дошло до фотографии. Но уж лучше так, чем никак. На ошибках учатся. Обещаем исправиться.
Общий план маршрута:
День первый: Начало. Россия — Казахстан. Екатеринбург — Астана
Из Екатеринбурга выехали 28.08.17 г. в 8 утра. До границы доехали без приключений. После Кургана лес сменяется лесостепью. Стает очень жарко, много фур и ремонты — с того года не все доделали. И так почти до самой границы. Границу прошли достаточно быстро, после поста ГАИ останавливаемся на перекус. От поста до Петропавловска дорога не очень, местами огромные ямы, в одну из которых по невнимательности залетел на полном ходу. В Петропавловске ремонт моста, поэтому в сам город не заезжали, а объезжали его через село Петерфельд окольными путями. Но дорога там неплохая.
На границе:
Далее почти до Астаны начинаются леса, и дорога после прошлогоднего ремонта просто автобан, особенно если вспомнить, как в том году через ремонты по в хлам убитой гравийке ее объезжали. От Кокшетау дорога четырехполосная, а после Щучинска до Астаны платный автобан. Разрешенная скорость 120 и по 3 полосы в каждую сторону. Просто отдых для водителя, особенно после вечных обгонов фур от Кургана до границы. И хоть он и платный, но 250 тенге (около 40 рублей) за 200 км отдать за него не жалко. Интересный момент: кто был в Казахстане, знает, что местные ГАИ (ЖОЛ полицясы, ЖОЛ патрульдик, кому как нравится) ездят днем по трассе навстречу и за тобой и стреляют тебя радаром прямо на ходу. И многие тащатся, едут медленно. Боятся. Но ночь, кроме постов их почти нигде нету и казахи, до этого тащившиеся не более сотки, начинают вообще без головы лететь. Перед Астаной мы максимум шли 140, так многие нас обгоняли как стоячих. Видать, Полицясы боятся темноты почему-то. Зато ехать быстрее и спокойнее.
В конце магистрали терминал для оплаты. Просто пишет цену, сколько заплатить. Вставляешь в него купюры и едешь дальше. Немного потупив с оплатой, проезжаем и сразу нарываемся на первый пост ГАИ перед Астаной. Проверка документов. И очень хорошо, что у нас с собой была диагностическая карта (техосмотр), потому что ее у нас в Казахстан6е спрашивали на многих постах. Без нее их, конечно, можно послать, ничего они тебе не сделают, но время можно на каждую такую встречу по полчаса убить и никуда потом толком не успеть.
Проехали пост, тут дало о себе знать переднее левое колесо, которым перед Петропавловском залетел. Поменяли на запаску, решили утром искать шинку. Взяли 2 запаски на всякий случай, как и на все дальняки. После поехали по объездной Астаны. В город толком не заехали, но видно, что зализан он основательно. Видать к Экспо подготовились. Не хотят перед гостями в грязь лицом упасть. Но упали перед нами. Когда среди ночи, прямо через объездную столицы, безо всякого страха, через нас пошел целый табун лошадей. Вот и вывод. Сколько город не прилизывай и высоких стекляшек не строй, бывшие село и совок будут давать о себе знать еще очень долго. Проехали объездную и выехали на Карагандинскую трассу. Заночевали у леса в первом попавшемся коттеджном поселке. За день получилось прилично. 1100 км. И это с прохождением границы. Тяжеловато, но зато эффективно.
День второй: Казахстан. Астана — Караганда — Балхаш — почти своротка на Шу.
Прогулки по Караганде, Жаркие степи и алчные Сарышыганские «оборотни».
Пробуждения бывают разные: легкие и тяжелые, приятные и не очень… Но стук в окно машины сотрудника казахских полицясов сделало это утро незабываемым. Проверили документы и наплели, скорее всего, что поселок, куда мы заехали, частная территория, но спорить с ними не было желания, да и смысла, поэтому решили сменить место стоянки. Напоследок посоветовали съездить на Экспо и сказали нам, что только отчаянные поедут на такой машине так далеко. Но об этом мы и так знали.
Заснуть после такого стресса уже не вышло и решили заняться колесом. В итоге на шиномонтаже перекинули колеса местами и сказали, что все будет нормально. Особо в это не верилось, но решили время не терять и ехать (как в дальнейшем оказалось, зря). Перекусив, мы отправились в сторону Балхаша.
Трасса до Караганды — «стройка века». Тянут автобан. Вроде тоже будет платным. Пока много ремонтов и временных знаков 50, но местные на них особо не смотрят. Ближе к Караганде уже все построено, только от Тимертау до Караганды еще только начали дорогу делать. В общем, думаю, скоро и там будет хорошая магистраль.
Астана — Караганда:
Заехали в Караганду. Ненадолго остановились и зашли в местный магазин за продуктами. Прошли по местному Арбату, подземному переходу, из которого есть вход прямо в торговый центр. («Гринвич», крупнейший ТЦ Екатеринбурга, отдыхает). В общем, немного прочувствовали атмосферу города. Надо сказать, что не так уж и много было городов, в которых мы гуляли, и Караганда была одним из немногих. По ощущениям, это приятный, еще по духу немного советский, преимущественно русский город с широкими улицами, в основном типовыми зданиями и бойкой торговлей Закупившись едой, мы поехали дальше.
Караганда:
Продуктовый магазин. По названию кажется, что компьютерный. Не сразу и найдешь:
Подземный переход:
Местный Арбат:
Во второй раз нас тормозят на выезде из Караганды. После недолгих объяснений понимают, что такое международные права, и отпускают.
Дальше до Аксу-Аюлы и Балхаша стает еще жарче. Сплошные степи, стада коров и лошадей. Верблюдов, кстати, почти не было. Один стоял, с которым за деньги фоткались. Перед Балхашом очень красивый карьер. Ехали и засматривались на него.
Караганда — Балхаш:
В самом Балхаше нас обгоняет Калина со Свердловскими номерами. Ребята машут нам. Машем им, сигналим друг другу. Мелочь, а приятно в чужой стране так далеко встретить земляков.
Балхаш проезжали уже в сумерках. Гульшат уже по темноте. Вдоль Балхаша дорога более-менее, разметки нет, один раз чуть не потеряли дорогу. Земляки на Калине обгоняют нас, едем теперь за ними. Ребята уходят быстрее нас, мы их теряем, но скоро их опять нагоняем и видим, как местные гаишники их уже тормознули и вовсю шмонают багажник. Ребята, надеюсь, у вас с ними все нормально закончилось.
Город Балхаш:
Проезжаем район Приозерска. Пост Сарышаган. Тормозят. Начинаются первые наглые разводы на деньги.
Для начала совсем уж глупый и наглый развод за наклейку rus. Тычет мне кодексом, пугает штрафом. Мол, нет знака государства опознавательного и за это штраф. Говорю ему, что на госномере у меня итак рус и зачем мне наклейка. И в кодексе вашем про наклейку ни слова нет. Немного поупиравшись, отстал.
Дальше начинает сверлить глазами машину, к чему бы придраться. Цепляется за негорящую подсветку номера. Опять тычет кодексом и пугает штрафом. Но расставаться со своими деньгами особо не хочется, и решаю просто уйти в отказ. Прошу его показать бумаги, что конкретно на моей машине она должна быть установлена. Долго что-то говорит, показывает место под лампочку, но я просто стою на своем и говорю, что без документов это ничего не значит.
— Так на всех же машинах горят, вот видите же машина проехала.
— Ну и что, что вы мне одну машину какую-то показали. На Уазике вот вообще ремней нету и ничего.
В общем, захожу к ним в будку. Дальше начинается игра в плохого, хорошего полицяса. Тот, что тормознул, спокойно просит дать на лапу, чтоб не портить нам отдых, сидящий до этого в будке орет, на ходу меняет статью, якобы из-за лампочки я не прошел-то. Тычу ему в лицо диагностической картой, раз 10 повторяя им одно и то же. Пугает снятием номеров, штрафстоянкой, эвакуатором, казахским судом, пытается развести меня, мол, я накурен, пугает протоколом с понятыми, видеозаписью, для вида даже достает видеокамеру (дисковую), зовет моего товарища и лечит нас уже обоих, что увезет машину. Под конец я, уже психанув, внаглую ему заявляю, что хватит меня разводить на деньги и мне угрожать. После этого у «злого» лицо стало окончательно багряно-злым, он что-то напоследок прокричал и отдал документы «доброму». Выходим на улицу, под конец запомнил навсегда его слова:
— Ну что же ты обидел начальника, так разговариваешь.
После чего отдал документы, и мы уехали. Да таких начальников надо не обижать, а по-другому воспитывать).
В общем, пост этот оставил неприятный осадок у нас о Казахстане. Ощущение, что не с сотрудником говоришь, а на рынке торгуешься. На будущее тем, кто поедет через него, будьте готовы морально отбиваться от этих «торгашей».
Дальше ехали без приключений. Пост перед Шу проскочили и легли спать на стоянке с фурами, не доезжая километров 20 до поворота на Шу.
3 день. Казахстан — Киргизия : Своротка на Шу — Кара Балта
Ужасные дороги, вырванная резина и заезд в Киргизию. Опять разводы на деньги у киргизских ДПС.
Проснувшись и перекусив, первым делом решили искупаться на Балхаше. Стояла жара, и вода хорошо прогрелась. Балхаш — озеро наполовину соленое, наполовину пресное. Мы купались в районе своротки на Шу, в пресной части. Кругом степи, песчаный берег и дно. Рыбешек плавает много, вода прозрачная, но берег весь завален мусором. Жаль, что так плохо следят. Место для отдыха неплохое. В общем, искупавшись, отдохнули после 2 дней дороги и поехали дальше.
Озеро Балхаш и окрестности:
Бараны повсюду:
До своротки на Шу дорога более-менее. На Шу сворачивать решили не рисковать, а поехали на Алма-Ату прямо. И сразу после своротки пошла убитая дорога: Ямы, вздутости, огромные широкие колеи, со стороны больше похожие на смотровую яму. В общем, самый плохой участок дороги за весь Казахстан.
Едем дальше. Несколько ям все-таки собрали. В принципе, к этому уже привыкли и считали, что хуже уже не будет (как мы ошибались!). И тут вдруг резкий звук со стороны багажника, и что-то отрывается у машины сзади. По ощущениям, как будто задний бампер. Останавливаемся. Заднее колесо, которое мы переставили, приказало долго жить. Верхняя часть покрышки содрана до корда. Что поделаешь. И шина была уставшая, да и жара за тридцатку сделала свое дело:
Ничего не поделаешь. Ставим запаску, находим позади машины оторванный брызговик, прикручиваем его и едем искать другую покрышку. Спросив у местных, заезжаем за этим делом в поселок Аксуйек. Все, что нашли там, убитую покрышку с грыжей, но выбора не было (до ближайшей шиномонтажки бог знает сколько), и решили ставить ее. Так, кстати, до зимы на ней и проездил.
Пожалуй, нелишним будет сказать пару слов про сам поселок. Аксуйек — вымирающее село. Когда-то при совке, город с 20-тысячным населением и московским обеспечением, а сейчас тысячи полторы человек и руины от целых кварталов многоквартирных домов. Но какие здания там стояли, сейчас уже не разобрать, так как кроме полуразрушенного спортзала остались лишь груды строительного мусора. Все уже успели растащить и порушить. Печальное зрелище.
Аксуйек:
Нам надо было ехать дальше.
Местные посоветовали не ехать в Алмату, а срезать путь на своротке на Каншенгель. Как сказали они, там немного дорога не очень, но мы проедем. Уж точно лучше, чем на Шу. Мы так и сделали. И 100 раз пожалели об этом. Дорога убита в хлам. Провалы в асфальте просто в никуда, безо всяких знаков, про обычные ямы вообще молчу. В общем, 60 км мы часа два с половиной ехали. Начало смеркаться. Собрали кучу ям и выматерились все. Зареклись больше на будущее от таких объездов. Уж лучше крюк сделать с комфортом, чем яма размером с машину.
«Неудачный» объезд:
К Мерке, естественно, заехали уже в темноте. Перед самой границей тормозят менты, долго изучают документы, усиленно всматриваются, к чему бы придраться. Но зацепиться ни за что не могут и нас отпускают. Границу прошли достаточно быстро. С обеих сторон торговые городки, больше напоминающие рынки В Киргизии сразу после границы все очень тесно. Куча машин и людей. Напоминает больше кадры из Индии.
Мерке:
Но проехали границу, и началась глушь. Какие-то деревни глухие, ни машин, ни людей. Цивилизация появилась лишь в Кара-Балта.
На Кара-Балта завернули на Ошскую дорогу и поехали через пост Сосновка. Наслышаны уже по рассказам других об этих нехороших людях. Так и есть. Развод внаглую за противооткатный башмак(!!!).
Я в шоке. Но решили сменить тактику общения и начинаем медленно и долго все из багажника доставать. Потом тупо подхожу к менту и говорю:
— Помогите нам сабвуфер поднять, башмак там, но мы его поднять не можем!
На что он смотрит на меня злющими от жадности глазами, отдает права, и мы довольные едем спать, останавливаемся на бесплатной стоянке, перед терминалом оплаты платной дороги.
День четвертый: Киргизия: Кара-Балта (въезд на платную дорогу) — Ош
Завораживающие нескончаемые киргизские перевалы и опять поломки
Утром сразу заехали на платную дорогу. И были поражены; Почти сразу начинается то, что до этого мы видели лишь на картинках: крутые перевалы, километровые тоннели, водопад Кара-Балта.
Виды с платной дороги:
Въезд в тоннель:
Водопад Кара-Балта:
Проехали тоннели, начинаются многочисленные юрты. Киргизы в них продают баранину и кумыс. Остановившись в одной из них, перекусили местной еды. Хозяин говорит, что зимой семьей живут в городе, а летом ставят юрты и в них живут. «В общем, как у вас дача», — сказал он, смеясь. Но по сравнению с другими юртами, у них «дача» побогаче будет. Даже солнечная панель есть.
Попрощавшись, поехали дальше. По пути, еще изучая карты, наткнулись на село Пари. Спросил хозяина юрты, и оказалось, что мы его проехали. Весь киргизский Париж, как оказалось, состоит из кучи юрт и заправки Газпром. А мы-то надеялись хоть у указателя сфоткаться, которого даже не было, мол, в Душанбе поехали, а по пути и в Париже побывали.
Еще дорога:
Километровый тоннель:
Вообще, в Киргизии с указателями сел беда. Их много где просто нет. А зря: тот же указатель Парижа заставлял бы туристов остановиться. Ну, впрочем, в Париже мы тоже побывали. Тоже неплохо.
Дорога ближе к «Парижу»:
Местные мигалки:
Большинство поселков вдоль трассы выглядят примерно так:
Или так:
На «Парижском» Газпроме:
Юрта. В которой остановились. Стильно, модно и с солнечной панелью:
Отъехали от юрты. Сразу заскрипели колодки. Мое упущение. Вроде недавно меняли, а они закончились. Надо было лишний раз не полениться, проверить. Доехали до соседних поселков, местные нас «обрадовали», что ни сервисов, ни автомагазинов тут и в помине нет, а ближайший за 80 км в Токтогуле. И везде только устрашающие объявления «Эвакуатор».
Для некоторых непонятно, что страшного доехать каких-то 80 км по трассе с только начавшими скрипеть колодками, но зная, какие крутые перевалы нас ждут, становилось не по себе. Ну, ничего не поделаешь, поехали в Токтогул. Ехали очень медленно, 40- 50 км/ч, тормозили очень аккуратно, естественно, только передачами. Очень нудно и неприятно. В общем, часа через 2 мы до Токтогуля доехали. Нашли колодки от Матиза и поменяли. Ну, ладно хоть так. Если бы там не нашли, не знаю, что бы делали. Урок нам, неучам, в дальнейшем.
Перед Токтогулем:
Пара слов о месте нашего спасения: Токтогул — город автомагазинов и сервисов. Видимо, все эвакуаторы с объявлений в поселках туда и привезут. А больше вдоль трассы кроме них ничего толком вообще не видно. Подземный переход вот через трассу только нашли.
Еще интересное наблюдение: почти с самого начала платной дороги нам стали попадаться машины с русскими номерами. Сначала немного. Пара штук. Мы думали, что тоже путешественники и моргали им, но потом русских номеров стало слишком много и в основном не на иномарках. А на нашей классике — семерках да шестерках. Даже на свердловских номерах, да еще и на транзитах. Вот тут-то и стало понятно, что путешественниками тут и не пахнет. Местные, кто работает в России, перегоняют российские машины сюда и ездят на них, а с киргизскими номерами наоборот, чтобы ездить в России. Вот такая схема. У нас на их номера штрафы с камер не приходят, у них, видимо, тоже есть смысл. Спросили у местных, так и есть.
Еще виды по пути в сторону Оша:
Поехали дальше. Сначала дорога была прямая, но вскоре начались многочисленные перевалы. Подъемы, спуски, повороты. Их очень много. Опять скорость 40-50, хотя и колодки новые. Просто быстрее страшно. А киргизы летят и обгоняют так, что не по себе стает.
Оставили позади Каракол. Заезжали в него с опасениями. Про Караколский пост ДПС люди страсти тоже писали. Поэтому боялись мы его не меньше Сосновки. Но нам очень повезло, что все сотрудники просто сидели отдыхали на ступеньках и нас, даже едущих по знаку 5 км/ч, не заметили. А местные вообще бесстрашно их пролетают, вообще скорость не снижая. Стемнело. По перепадам ехать стало еще тяжелее. Но на этом наши трудности не закончились. Перед Джалал-Абадом пропали фары: пропал и ближний свет, и дальний. Работал только переключатель моргания дальним (которым предупреждают о засадах ДПС и моргают, когда уступают), Соображать пришлось на ходу. Между лепестком переключения засунули скомканную газету и, не останавливаясь, двинули с дальним дальше. Перед теми, кого слепили, конечно хочется извиниться, но выбора у нас не было. Да и фары у нас тусклые. Дальний свет чуть получше ближнего будет. Никто особо даже и не моргал.
Дорога перед Джалал-Абадом идет вдоль границы с Узбекистаном. Проехали сам Джалал-Абад.
Под конец заехали в Ош. Город — областной центр, достаточно большой. Центр красивый с подсветкой. Мы, заправившись, решили ночевать на окраине рядом с таджикской фурой, чтобы с утра исправить поломку фар и ехать дальше. Поначалу прикидывали, что до границы должны дотянуть, но поломки да и перевалы помогли сократить наш маршрут.
Ош ночью:
День пятый: Самый непродуктивный: Киргизия — Таджикистан. Ош (Киргизия) — Истравшан (Таджикистан): Заезд в Ош, томящая жара, граница и первые города Таджикистана.
Проснувшись, первым делом нашли причину неисправности — негорящее реле передних фар. Вернулись в Ош и в районе местного рынка его купили. Там же решили и перекусить. Местная кафешка очень уютная. При 30-градусной жаре в помещении тенек, тандыр стоит прямо на улице. Недорогие цены: шампур шашлыка стоит 50 сом, самса — 25 (курс сома примерно равен рублю). Самса очень вкусная с бараниной на кости. У нас такого не найти, тем более за такие деньги. Много местных сидит в кафе, в здании и на улице и неторопливо отдыхает в свой выходной день.
Перекусили плотно. По две самсы на человека, и есть не хотелось весь день. Перекусив, развернулись и опять поехали из города в сторону границы. Время и так было потеряно. Долго тянуть было нельзя.
Вообще, Ош днем показался нам очень шумным и суетливым городом, но это, может, потому что больше рынка времени на город у нас не оставалось.
Ош —район рынка:
Дальше сразу после Оша очень много поселков, которые, как и многие деревни в Киргизии, построены по принципу: кварталы частных домов, а в центре рынок с толкучкой. Из людей и машин прямо на дороге в индийском стиле. Видать, поселки многие у дорог почти торговлей и живут.
Местные менты на юге гораздо приятнее, чем на севере. Тормозят уже, чтобы просто за жизнь поговорить — что, откуда да как. Нарушения могут и бесплатно простить. Как-то по человечески больше, гостеприимно. После Сосновок с башмаками были приятно удивлены напоследок, что вроде сама страна не такая большая, а люди в разных областях так сильно могут отличаться.
Дорога к границе:
Дальше едем в сторону Таджикистана. Дорогу построили новую, в объезд узбекских анклавов, до самого Баткена. Ранее люди в отчетах писали, что карты не совсем точно ее показывают. Сейчас, видимо, Яндекс это исправил, но показывает новую дорогу не как главную. А как второстепенную. А основной показывает совсем другую. Трассу. В общем, заблудиться все равно не проблема. Новая дорога хорошего качества. ДПС особо нет, но никто не гонит. Хотя для местных это необычно. Скорей всего, из-за жары за тридцатку люди боятся сильно нагружать шины, чтобы не разорвать ее, как получилось два дня назад у нас. Больше 100 км/ч никто не едет, и мы решили ехать так же, чтобы не рисковать.
Жара стояла за 30. Пекло люто, как перед Алма-Атой. Ехать тяжело: от жары изнемогаешь, обливаешься потом, но даже здесь ловишь себя на мысли, что такая жара лучше, чем 30-градусный холод, да и поговорка «Жар костей не ломит» немного тоже успокаивает тебя. Сейчас пишу все это дело в 25-градусный мороз и даже немножко скучаю по такой жаре. Ладно хоть колесо, купленное в Казахстане с грыжей, не подвело.
Заехав в Баткен, мы немножко перепутали дорогу и поехали через центр. Шлем наглого таксиста, за 200 сом предлагавшего нам показать выезд. По узким рыночным и сельским улицам выезжаем к границе. Последний раз в Киргизии заправляемся и подъезжаем к воротам КПП.
Баткен:
Машин не сильно много. Рядом большая пешая очередь из таджиков, но на машине пускают быстрее. На таможне содрали 1000 сом за экологический сбор (за загрязнение окружающей среды) — короче, очередные поборы. Но это поборы официальные. Без них не пустят. Приходится платить. Ни за что. Да и люди, которые до меня ездили в Таджикистан говорили, что без этого у них никак.
Заплатили. Дальше осмотр машины. Очень наглые и неприятные погранцы с киргизской стороны. Пытались содрать с нас еще. Типа на досмотр еще 500 сом, но, получив отказ, стали заставлять потрошить всю машину. По злому шутили над нами, пугали, что всю машину перетряхнут. Короче злые, алчные, но тупые. Всю машину перерыли, а капот даже открывать не стали. В общем, плати пиитик и вези, что хочешь.
Подъезжаем к таджикской стороне. Долго объяснял погранцу на КПП. Что Киргизию проходил по обычному паспорту и поэтому штамп в загран мне не ставили. В итоге поговорили за жизнь и пропустили. На досмотре тоже просили на чай, но уже не так нагло как до этого, по-доброму. Сказали, что денег нет, но они особо и не настаивали.
Перед выездом с досмотра таможенники сказали подойти к окну рядом с местом досмотра для оплаты транспортного налога. 25 долларов, конечно, дороговато для нас, но у многих спрашивали: и у сотрудников и у простых людей. Вроде все по закону. В соседнем окне еще какой-то эко сбор просили, но мы решили, что хватит с нас, забили на него, и в Таджикистан нас пропустили так.
Еще, пока стояли на таможне, пообщались с дальнобоями и с ребятами с Таджикистана, перегонявшими к себе на родину тачки с московскими номерами. Странно, но, в отличие от Киргизии, кроме как на границах и нас, русских номеров больше во всей стране не видел.
В конце концов, таможня дает добро, и границу мы переходим. Все. Мы в Таджикистане. Сразу заехав, начинаем искать обменник. На границе менял не было, хотя люди говорили, что они бывают там. Поэтому поехали сразу в Исфару. Дорога до нее от границы плохая, в ямах. Ехать не очень приятно. И разметки нет. В Исфаре обменяли у местных рубли на сомони (местная валюта), купили гранатового сока. У них его много. По вкусу он приятный и недорогой. Хотели еще пива взять, но местные сказали, что алкоголь можно купить у них только в спецмагазинах и в больших городах. В общем, такой «полусухой закон» у них.
Доезжаем до Исфары. Город хоть и небольшой, но оживленный. Движение динамичное. Автопарк разнообразный.: опели, старые европейцы, да и наши старенькие встречаются. Много мерсов 90-х годов, много тонированных. Ездят активно, без фар многие катаются даже в сумерках. и у них это в порядке вещей. Так что за рулем смотреть тут надо в оба.
Проезжаем город. Держим курс на Худжанд. По началу трасса ужас — сплошной ремонт и объезд по обочинам, как в том году от Петропавловска до Кокшетау. Ближе к Бустону (бывший Чкаловск) дорога уже нормальная, качество сносное. По темноте заезжаем в Бустон, а вскоре и в Худжанд.
Худжанд (бывший Ленинабад) — крупный город, второй по населению в Таджикистане, областной центр. Много освещения, особенно в центре; все в фонарях и подсветке.
Пока едем по городу, наугад заезжаем в магазин и тут же находим пиво. Правда, выбор небольшой и сорта только русские — Балтика 7, Козел и еще несколько. Не больше 10 видов. Но на безрыбье, как говорится, рады были и этому.
Ночной Худжанд:
Закупившись, выезжаем из города. Едем на Истравшан. По пути заправляемся. Разговариваю с заправщиком. В который раз убеждаюсь, что мир тесен.
— Сами откуда, с Екб? А с Екб с какого района?
— С Сортировки.
— А с Сортировки откуда конкретно?
— С Семи ключей.
— Дак я там жил недалеко. Кишиневская 37, где ментовка рядом. Знаешь?
— Ничего себе! Да знаю, конечно. Старая сортировка там совсем рядом.
Вот так за 3500 км от дома встречаешь тех, кто жил почти рядом с тобой.
Проехав город, по темноте дальше решили не ехать. Перевалы ночью — дело опасное. А мы неопытные. Да и на границе ребята сказали нам, что по сравнению с Таджикистаном в Киргизии холмики, а не горы, и поэтому на окраине города и мы решили спать. Для лучшего сна выпивается пиво с кумысом (Не от большого ума. Не повторяйте это дома!) и ложимся спать.
День шестой: Таджикистан: Истравшан — Душанбе: Неописуемые горные пейзажи, озеро Искандеркуль и «долгожданный» Душанбе
Проснувшись, двинулись дальше, чтобы доехать наконец до нашей конечной точки.
Днем, наконец-то, во всей красе смогли налюбоваться природой Таджикистана. Сначала пошли плодовые деревья, потом горы — сначала с растительностью, а потом без нее.
Красота и высота гор впечатляет. Чувство реальности пропадает, на лесных и степных дорогах такого не испытаешь. Это ни с чем несравнимые впечатления и воспоминания. И это мы еще на Памире не бывали!
Любуясь величием гор, страшно было представить, какие будут перевалы на дороге. Еще и помнили, что нам ребята на границе про горы сказали. Но оказалось, что при всем при этом дорога лучше, чем в Киргизии. И дело в том, что ее строили китайцы и сделали ее максимально прямой, насколько это можно было. Дорога платная. Качество дороги более-менее. Но ночью без опыта ехать все равно не советую: много поворотов вообще никак не обозначены. Чуть не рассчитал — и все. Улететь с трассы в обрыв очень просто.
Продолжаем любоваться природой. Она все так же завораживает, не отпускает. Голубые горные реки, вереницы нескончаемых горных вершин. Таких высоких гор мы точно не видели. Не Памир, конечно, но оторвать глаз невозможно.
Дорога на Душанбе:
Пошли тоннели. Их немало, но самых грандиозных два: один из них строили китайцы, а второй иранцы. Как строили — отдельная история. Если вкратце, то руководство страны решило сэкономить, а получилось как всегда. Взамен на разработку месторождения иранцы предложили этот тоннель построить. Построили, но как оказалось, скупой платит дважды. Иранцы месторождение освоили и уехали. А тоннель уже через год был разбит. Без света и загазованный, огромные ямы по краям тоннеля размером с колесо, из которых торчала арматура. И это почти при нулевой видимости. Эти 3 километра люди проезжали со скоростью 5 км/ч за 40 минут. То, что его починили, мы не знали, страшно было представить, как придется ехать по нему. Но на таможне ребята сказали, что китайцы недавно восстановили все. Как камень с плеч.
Длинные тоннели:
По дороге стали тормозить местные менты, и после Казахстана и Киргизии я был просто поражен, что есть страны, где даже милиция понимает, что надо по-человечески относиться к гостям, а не разводить их на деньги. Все доброжелательные, здороваются за руку, тормозят больше, чтобы поговорить за жизнь. Забегая вперед, скажу, что во всей стране, ни один из них не то что не пытался развести, но даже не просил денег с нас. Очень рад, что хоть где-то к тебе относятся гостеприимно, а не как к источнику заработка.
Еще дорога:
Опять длинный тоннель:
Перед Душанбе решили заехать на озеро Искандеркуль. Читал про него перед поездкой и, полюбовавшись фотографиями, не смог не заехать. Сворачиваем направо с трассы и по дышащим на ладан мостам, через многочисленные деревни, которых даже нет на карте, катим к озеру.
По пути нас обгоняет внедорожник. Местные сигналят и машут нам. Мы тоже. Приятно. Вскоре они останавливаются и машут нам, чтобы мы остановились.
Компания мужиков с детьми ехала на Искандеркуль отдыхать. Душевно поговорили, ребята сфоткались с нашими номерами, нечасто такое здесь встретишь. Один из них в девяностых тоже работал на Сортировке — строил завод кока-колы. Спросили, чем помочь и помогли прикрутить бампер, который стал отваливаться еще на границе. На века, на проволоку. Так до зимы и ездил, пока уже дома, на улице Щорса он окончательно на ходу не отпал. Ну долго продержался все равно. А крепление все равно варить придется.
Через 2 дня пригласили нас опять на Искандер на Курбан- Байрам. Попрощавшись и поблагодарив, мы поехали за ними. Они, конечно, сразу далеко ушли вперед. Машина все-таки повыше, попроходимее, да и поувереннее нас они ездят.
На Искандеркуль дорога не очень: грунтовка и много ям, но тихонько можно доехать. В селах даже ровные участки встречаются. Проехали без особых приключений. Единственный забавный случай был, когда мы, перепутав дорогу и свернув в глухой горный аул, увидели там ребенка со спинером. Вот уж и досюда эта зараза добралась!
Дорога на Искандеркуль:
Музейные экспонаты с перегрузом сена здесь, как и в Казахстане, встречаются:
Добрались до озера. Въезд на территорию платный, есть турбазы. Охранник посоветовал нам перед озером прогуляться до водопада, который находится примерно в километре от заезда на территорию. Ради такого прогуляться не проблема, и вскоре перед нами открывается красота — вид на 45-метровый водопад с бурлящей голубой водой и смотровая площадка — над обрывом наварено много тонких труб, а между ними пропасть. Кажется, что прямо над водопадом и стоишь. Примерно как смотровая площадка со стеклянным полом в Останкинской башне в Москве или в Большом каньоне в США, но только под ногами не стекло, а железные прутья с дырками между ними. Вся вода ярко-голубая. Как и горы, кроме телевизора такое не видели нигде. После уральских водоемов вообще глаз не оторвать.
Вернувшись, поехали к озеру. Где лучше искупаться, решили спросить парня, идущего навстречу. Поздоровавшись с ним, смекнул, что акцент, с которым он говорил по-русски, на местный не смахивает, а больше на французский похож. Неужели тоже путешественник? Так и оказалось. Парень оказался из ЮАР и в одного автостопом и пешком путешествует по миру. По-русски он говорил не совсем до конца понятно, но поняли, что дальше вроде как собирался в Худжанд. Вот такие люди реально вызывают уважение. Их приятно встретить, приятно поговорить. За столько тысяч километров от дома, а он один. Сколько рисков и трудностей. Но он один, несмотря ни на что, продолжает идти. Идти ради цели — увидеть мир.
Вообще, много туристов со всех стран ездит в Таджикистан, но в основном по Памиру. Берут в прокат велики или пешком. Но самые отчаянные и на своем веле могут приехать.
До озера мы кое-как доехали. Вокруг турбазы, через них не подъехать. Но скоро заборы закончились, и мы нашли место, где поставить машину и спуститься. Искупались. Вода в озере голубая чистая, но непрозрачная. Видимо, природный состав такой. Вода по сравнению с Балхашом холодная, но обсохли быстро. Выезжая обратно на трассу, видели по пути автобус с туристами. Видать, привлекают людей эти места.
Само озеро Искандеркуль:
В общем, дорога от своротки с трассы до озера заняла у нас примерно час в каждую сторону. 20 км туда и столько же обратно. Не быстро, конечно, но дорога хотя бы для легковушки проезжая. И то неплохо.
Дорога от Искандера до душанбинской трассы обратно:
Снова мост на заклепках:
Реклама местной автошколы:
Далее поехали заключительные 70 километров до Душанбе. Старались проехать перевалы дотемна, тк много времени потратили на озеро и в принципе успели. Под темноту мы как въехали в поселки- спутники Душанбе- совсем разные. Одни с почти обычными частными домами, другие больше похожи на Афганистан. Вскоре въехали и в сам город.
На подъезде к столице:
Опять тоннели:
Проехав частный сектор, заезжаем во вполне себе крупный город. Все освещено. Много высоких и современных зданий. Движение для тех, кто понимает, немного понаглее, чем в Екатеринбурге, но если до этого динамично и нагловато водил, то привыкнуть можно. А потом даже и понравится. Но если водишь спокойно и неторопливо, то будешь в шоке. Но от чего мне реально было не по себе, так это от пешеходов, которые выходят и выскакивают на дорогу реально отовсюду. Бессмертные, видимо.
Душанбе:
Заехали первым делом в торговый центр Душанбе-молл и сразу пошли в местный Ашан. Вообще, мы посетили его потому, что за полгода до поездки кто-то из нас нашел в интернете,что единственный Ашан в средней Азии открылся именно здесь, и почему-то желание попасть туда появилось у всех.
Душанбе молл — крупный торговый центр города. На первом этаже парковка, а на 2 и 3 — Ашан, магазины и кино. Много магазинов одежды с теми же брендами, что и в России (к примеру, одежда). Ашан там не очень большой, чуть поменьше Ашана в Карнавале в Екатеринбурге. Надписи отделов на таджикском, часть табличек на русском. Цены, к сожалению, не запомнил. Товары как местные, так и российские и даже «бичевые» ашановские «Каждый день» есть. Народу много. Магазин спросом пользуется. Впервые увидели русских в Душанбе. Их немного, но встретить в принципе можно. Так что совсем удивленных взглядов на нас не замечали. Затарились опять российским пивком для сна. Взяли побольше, так как кумыс уже закончился, а шестые сутки в тачке давались тяжело.
Душанбе-молл:
Русские номера в темноте в глаза не бросаются:
По пути купили выпечки, достаточно доступной. Одна сосиска в тесте рублей 7 на наши деньги, по-моему, стоила. Было уже поздно, ларьки закрывались, и поэтому местной шаурмы взять не получилось.
У рынка познакомились с местными ребятами, Джамиком и парнем из Индии (имени не запомнил). Оставили нам свой номер и предложили созвониться и приехать к ним погостить.
Перед ночлегом, не купив местной симки, так как было уже поздно, решили спать с фурами, а наутро со свежей головой решать все проблемы. Ближайшей была трасса в сторону Куляба, но, проехав Вахдат, стоянки мы не сыскали и, пообщавшись с продавцами арбузов, решили встать и заночевать рядом с ними.
Мы были поражены, что люди не боялись и спали прямо в спальнике на земле. Как сказал нам один из продавцов, мужик в возрасте: »Чего бояться. Это же Таджикистан, здесь вас никто не тронет».
И действительно, пока они спали, машины останавливались, люди пытались их будить и уезжали. У нас бы, наверное, газель подогнали и все арбузы в другое место на продажу увезли.
Позже мужик проснулся, и мы с ним душевно откровенно поговорили. Он сказал, что сейчас поспит 2 часа и к 5 утра пойдет в мечеть. Завтра начинался праздник Курбан-Байрам.
День седьмой: Таджикистан, Душанбе: Знакомство с праздничным городом, Курбан-Байрам и гостеприимные люди.
Проснулись часов в 9 утра, позавтракав лепешкой с арбузом, которыми нас угостил торговец. Он был уже на ногах. Успел съездить в мечеть и снова вернулся к арбузам.
Опять душевно поговорив, узнали, что в Курбан-Байрам (1 сентября) дети (как и у нас) идут в школу. Во всех домах открыты двери. Можно зайти в любой дом и везде тебе будут рады. Хозяева режут барана, накрывают щедрый стол и угощают гостей. И почти все отдыхают. В конце мужик угостил нас арбузом, мы поблагодарили его, попрощались и поехали обратно в Душанбе.
И тут нас ждал неприятный сюрприз. Как и сказал продавец, отдыхали почти все: офисы, посольства, почти все магазины и рынки были закрыты. Народу на улицах много, машин тоже. Все гуляют, очень много школьников в форме компанией и с родителями. Все отмечают праздник. Но при этом все торговые и офисные конторы буквально вымерли. Закрыто почти все. Даже Ашан.
Праздничный Душанбе:
Подъезд. Все чисто и культурно:
Школьницы 1 сентября:
Еще Душанбе-молл:
Душанбинская маршрутка:
Пытаясь найти вай фай либо таджикскую симку, объехали с этой целью полгорода. В итоге кое-как нашли рабочий офис «Мегафон Точикистон» на улице Рудаки. Решили позвонить Джамику, который дал нам свой телефон вчера вечером. Дозвонились, он заверил нас, что через полчаса будет на Рудаки и заберет нас.
В итоге после часа с небольшим ожидания перезваниваю ему. Он сбрасывает. Ждем еще минут 20. С грустью понимаем, что пустословов везде хватает. Одно непонятно: Зачем давать свой настоящий номер и что-то обещать, если не хочешь помогать ничем? Какая- то «фальшивая» доброта напоказ, пустые красивые слова на публику.
В общем, дело было к вечеру и поняв, что мы «лоханулись» везде, нам ничего не оставалось, как поехать на окраину города в частные дома и к кому-нибудь в гости хотя бы под конец праздника успеть.
Доезжаем до северной окраины Душанбе, откуда вчера вечером и приехали. Сворачиваем к частным домам. В первом отказывают, но показывают дом рядом, куда можно зайти, где нас с порога же гостеприимно принимают. Комната на 2 этаже, ковер во всю комнату. Мебели нет, на нем и накрыт стол, и сидят люди. Гости, человек десять, все с интересом с нами общаются. И правда, не каждый день встретишь таких гостей. Рассказываем им всю свою историю. После предлагают заночевать у них. Мы соглашаемся. Перед сном выходим прогуляться по окрестностям. Заехали мы на северную окраину города, где кварталы частных домов растянулись среди гор и вдоль речки Варзоб.
Варзоб:
После останавливаемся в доме рядом. Пробуем местное пиво Сим-Сим, общаемся с ребятами, после чего с огромнейшим удовольствием, после шести ночей в машине, ложимся спать на широкую ровную поверхность, вытянувшись во весь рост. Отвыкнув от такого барского комфорта, заснули мгновенно.
День восьмой: Таджикистан, Душанбе: Прогулки, поездки по городу, рынки, подарок для деда и неожиданный ночлег.
Утром попрощавшись с ребятами и поблагодарив их за гостеприимство, отправились дальше изучать Столицу. От планов посещения рынков и знакомства с местной кухней пришлось отказаться, так как в праздничные 3 дня почти все было закрыто. По дороге у местных узнали, что работал только крытый рынок «Корвон», здание которого открывал лично президент. Доехали. Построено красиво, монументально и современно, но внутри торговало лишь несколько человек и прилавки были пусты. Накупив орехов и сока, решили ехать дальше. Заодно решили привести домой знакомому любителю подобной отравы, таджикский энергетик «Alokozay», который уже по возвращению в Екб и изучению банки оказался Афганским (!!!) Вот это реально эксклюзив, даже не знали. Знали, можно было бы и побольше купить. А на вкус что-то типо Берна.
Рынок:
После рынка в городе оставалось еще одно дело, которое я лично для себя решил сделать. Дело в том, что мой дед 33 года, до гражданской войны, прожил в Таджикистане в Столице, и я знал примерно адрес его дома. Доехать досюда и не сфоткать ему это место я бы не смог себе простить.
Проблема была еще и в том, что адрес, который я записал, потерялся, и я помнил его только примерно. И то, что ул. Ломоносова, где он жил и про которую в инете было написано, что она была переименована в Ганджави, узнав, спросив у душанбинцев, оказалось, что переименовали ее в Хувайдулаева. Вот и верь после этого интернету.
В общем, наш квест только начинался. Доехав до улицы, я оставил машину и пошел пешком гулять по кварталам и искать людей, кто бы мог хоть что-то о моем деде знать. Искал старожила и не прогадал. В соседних домах встретил мужиков, среди которых оказался одноклассник сына моего деда Сергей, который помог отыскать дом. Заодно встретили еще одного местного парня, который вместе со всеми всяко пытался помочь. Дом нашли, но квартиру он точно не помнил, так как старожилов почти не осталось, и даже последняя русская семья в этом доме уже никого не помнила.
В итоге решили, сфоткав дом во всех ракурсах, на этом и закончить, и поблагодарив помощников, покинули эти кварталы.
Дом найден:
Дальше накатались по городу, погуляли в парке флага ( В самом парке все ухожено, огромный флаг Таджикистана, но фото не вышло- проблемы зарядкой), в переходе накупили сувениров, а в Ашане алкогольных подарков себе и близким.
Еще фото города:
Душанбинский троллейбус:
Последний раз Ашан:
Реклама колы:
Ребята, у которых мы ночевали, звали нас на второй день, но нам было неудобно навязываться, и мы решили попросить ночлег у других.
Как оказалось, в городе народ не особо гостеприимный, и пришлось ехать на окраину. Опять, уже почти отчаявшись, остановились у компании мужиков, как оказалось, сотрудников милиции (!!!), да еще и прямо у здания отдела. Вот так, в ночи такое не заметили.
Сначала мы, конечно, были в шоке от раскладов. Да и они от нас, но потом оказалось, что эти люди больше всех нам и помогли. Один из них договорился с начальником турбазы по соседству, чтобы мы бесплатно на ночь остановились у них.
Турбаза находилась на выезде из города в сторону Худжанда. Длинная пятиэтажка советской постройки, типичный турбазовый номер на троих. Наконец-то нормально помылись в душе и поспали на кровати. Вот оно счастье!
Легли спать. А наутро я узнал, что ночью нас приходили проведать семеро ментов, как они представились, из отдела нравов. Либо те, кто нам помогли, их подослали, либо просто патрулировали и увидели нашу подозрительную машину. В дверь они долбились полчаса. Потом позадавали вопросов, проверили документы и уехали. Но я даже этого не слышал. Спал как убитый На такой хорошей кровати после 6 ночей в машине. Даже семеро ментов не смогли меня разбудить.
День девятый: Таджикистан — Узбекистан, Душанбе — граница с Узбекистаном: Дорога к Узбекистану, опять поломки, доброта местных жителей и «кошмар» на границе.
Наутро, попрощавшись и поблагодарив работников турбазы, мы поехали обратно в сторону Худжанда. Еще немного проехали и все. Прощай, Душанбе! Красивый и интересный город. За 3 дня ставший почти родным. Наша конечная точка маршрута. Мы едем обратно, в сторону дома.
Проехали поворот на Искандер, по дороге, еще раз поражаясь величием таджикских гор, купили домой на трассе большую банку горного меда и местных сигарет, после Истравшана взяли курс на узбекскую границу.
Обратно на Худжанд:
Пожалуй, стоит остановиться и рассказать, как вообще Узбекистан попал в наш маршрут. Забегая назад, скажу, что заезжать в эту страну вообще не входило в наши планы. Маршрут обратно должен быть быть таким же, как и как и туда, через Ош, всю Киргизию и с заездом на Иссык-Куль, обратно домой. Но идея ехать по другому появилась где-то сразу после проезда границы Киргизии и Таджикистана. То ли желание проехать все страны Средней Азии, кроме Туркмении (куда попасть намного сложнее), то ли из-за трудных перевалов, то ли из-за киргизских ментов с их Сосновками и башмаками, но скорей всего и то, и другое, и конечно же, интерес к новой для нас стране.
Изначально хотели заехать в Узбекистан через Бекабад, но пост оказался двухсторонний. Пришлось ехать на другой переход, чуть севернее к Худжанду, через Бустон.
Чуть отьехали от Бекабада, и опять пошли проблемы. Как назло, пробило глушитель, и дальше мы гнали, пугая прямотоком всю округу. Понимая, что далеко мы так не уедем, стали искать в окрестных местах, где помогут его заварить. И о, чудо! В ближайшей деревне нашлись добрые люди.
Нашли их вообще случайно. Просто остановились попросить помощи у здания вдоль дороги. Местные мужики отправили нас к за пару кварталов к парню. Который заварил глушак и даже не взял за это ни копейки. Он, как оказалось, до этого 5 лет проработал в автосервисе в Большом Истоке (пригород Екб).
Напоследок местные приглашали в гости, отдохнуть и попить чаю с пивком. Но пришлось вежливо отказаться, так как времени реально было в обрез. Напоследок дали в дорогу узбекского пива «Oibray», и мы, поблагодарив всех, продолжили путь.
Мы были очень благодарны этим людям. Они реально помогли нам в трудный момент, совсем бескорыстно.. Ведь «мир не без добрых людей». Вот она доброта: не пустая, не напоказ, а искренняя. В такие моменты как никогда это понимаешь.
Проехав еще немного и наивно думая, что наши злоключения уже позади, мы въехали на погранппреход. Как же мы ошибались. Худо-бедно пройдя таджиков и разменяв Сомони на Сум (валюта Узбкистана), мы заехали на нейтралку. И тут началась реальная дичь.
Заехали, люди с очереди нам сразу сказали, что у погранцов еще с обеда сломался компьютер и когда его починят, одному богу известно. Что тут скажешь, с сюрпризом граница оказалась. Но выбора особо не было, и нам больше ничего не оставалось, как ждать.
И ждали мы долго. За 6 часов, проведенных на нейтралке, мы успели познакомиться со всеми. С дальнобойщиками из Казахстана, ребятами из Узбекистана, едущими в гости из Красноярска к родителям, парнем с Таджикистана, приехавшим из России на родину, и еще с несколькими людьми с Узбекистана. В общем, времени было не много, а очень много. Кто чем был занят. Народ общался, отдыхал, даже играл в волейбол на нейтральной полосе! Где еще такое увидишь! Так хоть веселее, да и время быстрее идет.
Правда заодно наслушались ужасов от людей, что заставляют самому снимать обшивку, разбортовывать колеса, сдирать тонировку (в Узбекистане запрещена даже задняя) и что иногда в помещении таможни может сидеть даже врач, который может тебя, если ты ему внешне не понравишься, безо всякого осмотра просто развернуть.
От парня с Таджикистана узнали, что ему пришлось снимать обшивку, пока снимал, что-то серьезное сломалось, по-моему, из электрики, и пришлось машину на эвакуаторе везти обратно в Таджикистан. Короче, 100 раз пожалел, что не на самолете поехал.
Говорили со многими, но особенно приятно было пообщаться с дальнобоями (отец и сын) из Казахстана. Обо многом поговорили. Время тянулось медленно, но под ночь через 6 часов ожидания нас все-таки пустили на таможню.
Досматривали жестко. Вытащили вообще все, что можно, писали декларацию, таскали запаски на рентген (по виду похож на рентген сумок в аэропорту, ладно хоть с обшивками обошлось и врачихи не было.
И как бы мы ни старались, проходило все очень долго. Весь досмотр занял полтора-два часа. И когда все закончилось, мы наконец-таки с горем пополам заехали в Узбекистан.
День десятый: Аж 3 страны за день. Узбекистан — Казахстан — Киргизия — Граница Узбекистана — Ташкент — Шымкент — Тараз — Бишкек — Бостери (оз. Исык-Куль): Весь Узбекистан за 2 часа, Ташкент, города и хорошие дороги южного Казахстана, опять Киргизия.
Для начала стоит сказать, что так как в Узбекистан изначально мы ехать не собирались, то о нем почти ничего не знали. Кое-какие вопросы пытались узнать в Таджикистане у жителей, но так как между странами был конфликт, туда мало кто ездит. К тому же, из-за конфликта между странами есть даже визовый режим, хотя даже россияне без проблем въезжают по заграну. В итоге, кроме загруженного в Душанбе кэша Яндекс карт, у нас больше ничего толком и не было.
Заехав в страну уже в 2 ночи, у людей на границе узнали, что страховка обязательна, но до парня, который ее делает не дозвониться и будет он только часов через пять. Для нас это было слишком долго и поэтому решили ехать на свой страх и риск без страховки. Было понятно, что темнота в нашем случае помощник, так как номера толком не видно и даже наш ТВ глаза бросаться не будет, да и люди на границе очень доходчиво нам объяснили нам, как эти 100 км лучше проехать. Прямо на карте показали все объезды и все посты ДПС. И мы решили все же ехать.
Проехали сначала по темноте. От границы до города Бука, потом по хорошей четырехполосной дороге, дальше, в объезд постов через Нурафшон (до 2017г. — Тойтепа). Один пост там все-таки был, но мы смогли в темноте его проскочить, И вскоре мы заехали в Ташкент.
Ташкент — столичный город-миллионник, самый крупный в Средней Азии. Даже не заезжая в центр, чувствуется его столичность: кварталы многоэтажек, широкие улицы, оживленное движение даже ранним утром. Даже метро есть .Уверен, что город и интересен. Жаль, что мы его увидели лишь немного, из окна машины.
Совсем немного Ташкента:
Полями к границе:
К пограничному с Казахстаном посту Чернявка, объезжаем пост местной полиции Гулистан вообще какими-то селами, а в конце даже полями. Снгачала хотели раньше выскочить на нормальную дорогу, но встречная машина моргнула фарами. Что у них это значит, мы не поняли. Могли и приветствовать. Уже светлело и наш номер, тем более посреди частного сектора бросался в глаза, но чаще во всех странах, где мы были, так предупреждали о засаде ментов. Так же, как и у нас. Поэтому на ходу по карте ищем другой объезд и по убитой дороге выскакиваем у самой границы. Повезло. Ну все. Прощай, Узбекистан. Галочки в загране, конечно, стоят, но за 100 км страну не поймешь, и охота, конечно, вернуться сюда еще, ведь я уверен, здесь есть, что посмотреть.
На посту машин не было совсем, но узбеки переходят границу пешком. Толпой, стоят в большой очереди. Видимо, в Казахстан на работу. Хотя странно куда. До ближайшего города Шымкента километров 80. Далековато будет.
Встаем у шлагбаума. Выходит пограничник и говорит ждать. Ждали полчаса. Как потом сказали ребята, я минут 20 прямо у шлагбаума даже поспать успел. Все-таки сутки без сна дают о себе знать.
Узбеков прошли точно так же, как и в Бустоне. Полный шмон, запаску снова на рентген. Ладно, хоть обшивку не трогали и комп не сломался. Так что, можно сказать, даже быстро прошли. У казахов попроще, но тоже полный шмон, хоть и без рентгена. Искали наркоту, даже псина их по заднему сиденью попрыгала. Неприятно, но хорошего и не ждали. В конце концов, нас пропускают. Ворота открываются. Мы снова в Казахстане.
На границе менялы называют сом «туалетной бумагой», так как стоит копейки, как рубль при дефолте. Без пачки денег за хлебом не сходишь. Нам, например, на границе сомони поменяли на огромную пачку с 700 тысячами сумм. Потратил только 5000. Можно было и не менять, но хоть на память немного оставили.
Дальше надо было возвращаться на Иссык-Куль. От Чернявки поднялись вверх до Шымкента. Город очень кипишной, больше похожий на большую деревню. В нем перекусили. Самса с томатным соусом в комплекте, такое я видел только там. Недалеко от города по трассе нашли тенек у ручья, где решили поспать. Но хоть и были уставшие, сон ужке побороли и больше часа и не смогли поспать. Пришлось ехать. Дорога Шымкент — Тараз и почти до Алма-Аты хорошая, четырехполосная. Ехать одно удовольствие. Скорость держишь одну, обгоняешь легко. Получается спокойно, но очень быстро. Вот везде бы так. Только обход Тараза двухполосный так себе. Как нам потом сказали, через город проще было ехать.
От Шымкента до Кордая:
Памятник верблюдам:
Перед Шымкентом:
Дорогу реконструируют. В работе замечена вот такая техника:
Под ночь миновали поворот на Мерке и доехали на другой пост, Кордай. Решили для разнообразия через другой переход попробовать. Стоим, ждем очередь. Перед границей вокруг машин бегает мужичок и всех пугает, чтобы у него купили наклейку rus, типа прямо после границы пост ДПС и за них сейчас чуть ли не расстрел. Причем впаривает очень настойчиво,. Нам, до этого прошедшим всю Киргизию, это кажется смешным. Шлем этого мамкиного бизнесмена подальше.
После Узбекистана границу проходим настолько быстро, что не успеваем опомниться. Все, как говорится, в сравнении познается.
Приехав в Киргизию, заехали немного в Бишкек за подарками в магазин «народный». У них это местная торговая сеть. После чего вернулись на трассу и двинули к Иссык-Кулю.
Дорога от Бишкека до Иссык-Куля строится. Местами уже четырехполоска. Проезжаем Чолпон-Ату и доезжаем под утро в Бостери. Все. Отдых. Мы в гостях.
11, 12 день: Киргизия, Бостери (берег озера иссык-Куль): Отдых.
К концу 11-го дня я осознал, что кроме полутора часов после Шымкента и часа перед Иссык-Кулем, 3 дня я вообще не спал. После таких нагрузок, желание как следует отдохнуть появилось у всех. Что мы и сделали. На отдыхе мы купались на Иссык-Куле, ездили на петроглифы, катались по старой взлетной полосе. Были на горячих источниках. Катались на квадрике, в общем, уехали на день позже, чем планировали.
Озеро Иссык-Куль:
Петроглифы:
Заброшенное здание. Скорее всего, аэропорта:
Недействующая взлетная полоса:
Зашторенный банкомат. Как тебе такое, Илон Маск?
Окрестности Иссык-Куля:
13 день; Киргизия — Казахстан. Бостери — Алма-Ата — Канщенгель; Нагллость оборотней в погонах не знает границ. Дорога домой.
На отдыхе время летит незаметно. И остановиться сложно. В итоге в Бостери мы мало того, что пробыли 2 дня вместо одного, так еще и уехали на 3-й день не утром, кКак планировалось, а только к обеду.
Обратно поехали по той же дороге. Проезжаем все иссык-кульские курорты, опять едем в сторону Бишкека. Перед выездом из страны местные «оборотни» в погонах запомнились во всей красе, причем дважды.
Первый раз тормозят:
— У вас небольшое превышение.
— Я ничего не превышал. (и реально не превышал)
Мент что-то просматривает на радаре. Ничего толком не может найти и сказать.
Потом:
— Пройдите к машине.
И начинается спектакль:
— Дуньте в трубочку (на которой сразу видны левые цифры).
Я от балды дую ( в рабочий тестер до этого дуть приходилось, когда наши пытались за алкашку развести; понимаю, что он у них сейчас вообще ничего не измеряет).
— Пили вчера?
— Нет.
— Наркотой балуешься?
— Нет.
Пауза, желание мента хоть к чему-нибудь придраться, и тут он от безысходности выдает:
— Дай 200 сом! (сом по курсу примерно как рубль).
— У нас нет денег.
Еще немножко пустых разговоров, спросили откуда мы и отпустили.
Второй раз. Тормозит, лечит за невключенные фары. Грозится отобрать права, пока не оплачу штраф. Предлагает на месте оплатить банковской картой. С собой терминал оплаты, чуть ли не на шее висит. В ответ мы уже вдвоем с другом шлем его лесом. Говорим, что фары были включены. Доказать вы нам ничего не можете, даже статьи закона, по которой хотите отобрать права, нам не показываете. И мы ничего не будем подписывать. Еще немного поспорив с нами, жмет руку и отпускает. Подводим итог. На севере Киргизии 3 из 4 ментов просто хотели содрать с нас деньги.
И по личным ощущениям: Тех, кто им платит, они, конечно, любят, но уважают они больше тех, кто денег им не дает. Хотя деньги они любят больше всего, и поэтому сломать тебя они будут пытаться до последнего. И это относится не только к Киргизии и не только к ДПС, но и к погранцам.
От Иссык-Куля до казахской границы:
Еще один земляк:
В Казахстан въезжаем еще через другой погранпост, немного не доезжая Бишкека (поселок Хунчи). Киргизские погранцы опять хотят денег. Но остаются ни с чем. Казахские долго шмонают. Но все-таки пропускают.
Ну вот и Казахстан. Дальше только назад, на родину. После границы тормозят на посту — проверить документы. На алма-атинскую дорогу поворачиваем уже по темноте, саму бывшую столицу проезжаем по объезду с запада. Самое странное, что в бывшей столице, городе-милионнике, где даже метро есть, такой зачахлый объезд: узкий, с ж/д переездами, хуже нашего ЕКАДа.
Километров через 120 после Алма-Аты доезжаем до поселка Каншенгель, У которого мы на третий день своего путешествия свернули на объезд через плохую дорогу и поняли, что лоханулись. Хорошая дорога как раз и начиналась от этого поворота, и мы бы через Алма-Ату доехали быстрей и без ям. Хорошо хоть через Шу не поехали. Дальше по темноте, помня убитую дорогу, решили не ехать. На повороте нашли стоянку с фурами у кафешек и легли спать.
14 день. Самый продуктивный — 1339 км. Казахстан — Каншенгель — Балхаш — Караганда — Астана — Кокшетау. Почти весь Казахстан за день. Как и всегда, обратный путь быстрее.
Проснулись рано утром, перекусили и продолжили путь. Убитую дорогу, нехороший сарышаганский пост проехали без проблем. Поворот налево в городе Балхаш на карагандинскую дорогу, о коварстве разметки которого слагают легенды, мы решили проехать прямо. Развернуться, вернуться и повернуть на этом же перекрестке направо. Подстраховались и с полицясами никаких проблем.
Обратно проехали через Аксу-Аюлы, Караганду. Думали, будет жарище, но за неделю погода изменилась, и от самого Каншенгеля было уже нежарко, а в Караганде под вечер даже прохладно. После Караганды гнали уже по темноте. Перед Астаной поспали часик, далее по платной дороге до Щучинска и под конец дотянули даже до Кокчетава (Кокшетау). В общем, не зря говорят, что обратная дорога быстрее. Получилось так, что этот день вышел самый продуктивный за всю поездку. В общем, от Каншенгеля до Кокшетау мы за 1 день проехали 1339 км. Для нас рекорд. А планировали, что даже до Караганды не доедем. Выиграли целый день!
Казахстан обратный путь. У Балхаша:
Опять перегрузы с сеном:
Караганда:
15 день заключительный: Казахстан — Россия. Кокшетау — Курган — Екатеринбург. На финишную прямую.
Проснувшись, заехали в Кокшетау. В городе закупились алкогольными подарками себе и друзьям, перекусили и вышли на финишную прямую.
Кокшетау:
Петропавловск объехали также через Петерфельд. Дорогу перед границей, где были глубокие ямы, начали латать в дождь, как и у нас. Братские народы сразу видно!
Скот как всегда пасут активно:
Таджикские и киргизские сигареты:
Кстати, с ДПСниками по Казахстану в этот раз повезло: обратно нас тормозили всего один раз, после границы с Киргизией для проверки документов. Даже не верилось, что так вышло. Через те же все посты проезжали. Ну уж лучше так, чем по часу в Сарышагане стоять.
Границу прошли достаточно быстро, особо долго не стояли. И вот, наконец, мы в России!
Снова на родине. Всего-то 2 недели прошло, а столько всего случилось, даже не верится. Еще перед Петропавловском пошли леса, от чего чувство близости родных мест стало появляться. Все привычное, родное. И странное чувство, после двух недель вдали от дома, видеть столько наших номеров. Перед Курганом все так же ремонты. Погода дождливая. Курган проехали еще в сумерках. Дальше по темноте. Проехали Шадринск. В районе Катайска начался жесткий туман. Вообще ничего не видно. Мы просто садились на хвост и ехали за машинами. А кто-то даже не пытался, просто на аварийке вставал. В Каменске убитые дороги, ночью зарекся там ездить. После Каменска туман немного рассеялся. Стало можно ехать. Увидели ремонты в Логиново и поняли, что не зря тогда его объезжали. Днем бы мы встряли. Потом выехали на Тюменский тракт.
Ну вот и финишная прямая. Вот и первые огни. Вот он и город виднеется. Да. Мы это сделали. В час ночи были в Екб. И сон наш был желанен и приятен.
Заключение:
Заключение пишу в основном для тех, кто еще думает, ехать или нет. Честно скажу, перед поездкой у нас было тоже много сомнений, еще сильнее могут запугать страшилки других людей. Особенно «диванных» экспертов и «путешественников», которые дальше своего города часто вообще не выезжали. Мы это все старались отбросить. Бояться не надо. На самом деле все реальней, чем кажется. И если в ту же Европу нужна будет еще и виза, то в Среднюю Азию кроме заграна ничего оформлять и не надо, а в Казахстан и Киргизию можно и по российскому паспорту гнать. Как, кстати, еще в Белоруссию и Армению. Дорога до Душанбе в принципе вполне сносная. Понятно, что были плохие участки. Самый плохой — перед Алма-Атой от своротки на Шу, и перед Худжандом ремонт шел. В остальном, конечно, дороги не автобан, но ничем особым от России не отличается. Единственное — перевалы и погода пожарче. Но если есть голова на плечах и сильно не гнать, то проблем не составит. Асфальт везде. Везде заправки. Даже наш Газпром встречается. Заправляться после Караганды старались каждые километров 200, чтобы не остаться без бензина. Запас в 10-литровой канистре, естественно, имелся. Но в пределах 200 км заправки всегда были. Причем по виду вполне нормальные, ничем от наших не отличались. Ни разу не приходилось заливать где-то в аулах из пластиковых бутылок разбавленный ослиной мочой бензин. Вполне все цивильно. А92-ой точно везде есть, про другой внимания не обращал. Трафик везде большой. Машин много. Не особо от нашего отличается.
Границы Казахстана и Киргизии проходятся без проблем. Таджикистан тоже, там только плюсом загран и налоги. В Узбекистане граница намного жестче. Доскональные досмотры всего, таможенная декларация и запаски на рентген. Но в принципе, если быть к этому готовым, то все решаемо. Если на мотоцикле, то, думаю, с этим еще проще. На севере все официально, денег просить боятся. В Мерке тоже не просили. Южнее просить уже начинают. И на обратном пути с Иссык-Куля тоже просили. Но просят не сильно навязчиво, можно и не давать. На выезде из Киргизии в Таджикистан оказались самые наглые погранцы. До последнего пытались содрать у нас денег. Под конец даже еду пытались клянчить. Но и тут мы ничего им не дали.
С ментами все по-разному. Самые жадные и наглые — север Киргизии, ну и пост Сарышаган, конечно же, тоже отметился за весь Казахстан. На севере Киргизии из четырех сотрудников, что нас тормозили, 1 оказался адекватным, а остальные — Сосновка и 2 раза от Иссык-Куля до Бишкека — просто хотели внаглую развести нас на деньги. Но если дать себе установку им ничего не давать, до последнего стоять на своем и их не бояться, то ничего они тебе сделать не могут. Ведь весь принцип их «разводок» рассчитан на запугивание не знающих местных особенностей туристов, и не надо на это поддаваться. Самые нормальные сотрудники в Таджикистане. За все время из ДПС ни один не пытался нас развести на деньги. Почти все очень доброжелательны. Хорошо, когда люди понимают, что когда люди приезжают к тебе в гости посмотреть твою страну, надо хорошо относиться к гостям. У людей должны остаться хорошие впечатления о твоей стране. А на севере Киргизии и в Сарышагане об этом не думают. Там готовы содрать с тебя последнюю копейку. В Казахстане, конечно, отличился, опять же повторюсь, Сарышаган, и не очень мне были понятны действия ДПС в мерке. А в остальном, если не нарушаешь, то вполне все нормально. А их штрафы все равно в Россию не придут, как бы они вас ни пугали. Про Узбекистан за «целых» 100 км поездки ничего сказать не могу. Те двое сотрудников ДПС, что встретили на границе, оказались неплохими людьми.
В общем, за все время поездки, хотите верьте, хотите нет, следуя моей установке избежать поборов. не дали ни одной взятки. Все вполне реально. Если их не боишься, они в конце концов тебя все равно отпустят.
Общее расстояние вышло около 8500-9000 км. Расходы на бензин — около 30000 рублей. Но так как ехал не один, то затраты делились и все вышло по силам. Питались сухпайками. Вполне можно есть. Не так дорого, как кафешки и не так противно, как дошик. У нас было около 3 коробок. (21 пачка по 300 рублей каждая). Купить их не проблема. Весь интернет ими завален. Остальные расходы тоже вполне смогли потянуть.
К сожалению, не успели доехать до конечной точки — Нижний Пяндж (граница Афганистана). Хотя 1 день мы в итоге выиграли, но побоялись, что не успеем. В принципе, пустили бы нас туда до самой границы, увидеть эту страну хоть краем глаза, посмотреть на машины с афганскими номерами и несколько сомони на их валюту афгани поменять, мы так и не узнали. В интернете информации тоже крайне мало. Все, что знаем, что от Душанбе через Бохтар (до недавнего времени Курган-Тюбе), вплоть до самой границы дорога асфальт, нормальная, но времени, чтобы проехать от Душанбе относительно небольшое расстояние — 178 км, но понимая, что перед страной, считающейся одной из самых опасных в мире, настолько приметную машину с русскими номерами тормозили бы вообще все, кто мог бы попасть на пути: и ДПС, и менты, и погранцы, и даже военные. Так что жаль, что не все получилось. Зато рискнули и открыли Узбекистан. Тоже неплохо. А Пяндж подождет. Надеюсь, еще успеем вернуться туда.
Уже после поездки загорелся идеей поездки во Владивосток, с заездом в Улан-Батор (Монголия). На это требовался целый месяц, так как расстояние приходилось проехать в 2 раза больше, чем в Таджикистан. Но в последний момент на работе подставили меня с отпуском, и все сорвалось. Так что, поездка переносится на 2019 год, а в этом году постараюсь только до Белоруссии в Минск сгонять, неделю-то летом, думаю, смогу выбить.
И уже после поездки оказалось, что даже сложнее самого путешествия дался отчет: С сентября по начало июня — примерно за месяцев восемь, кое-как, с огромным трудом я его закончил. Непросто мне это далось.
Напоследок. Еще раз скажу, что идея автопутешествий — это очень интересный досуг, который может стать постоянным увлечением и даже хобби и очень разнообразит жизнь. А воспоминания и впечатления от поездок остаются потом с тобой надолго, как самые интересные моменты жизни. Поэтому, если у вас есть желание путешествовать, не нужно долго сомневаться и чего-то бояться. Свои и чужие предрассудки — самый сильный вред. Не нужно какого-то огромного опыта путешествий, чтобы начать ездить. Если есть голова на плечах, все проще, чем кажется. Трудности вполне преодолимы, а расстояния проезжаемы. Все у вас получится. Просто решайтесь и выезжайте. Удачи вам!