Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Как русские американцы съездили от Соловков до Волгограда. Часть 2

Как русские американцы съездили от Соловков до Волгограда. Часть 2

23.04.2018 | 8182 просмотра

Продолжение рассказа о путешествии в Россию.

Начало здесь.

Часть 4-я. Маршрут: Рязанский кремль — трасса M6 — приезд в Волгоград — озеро Баскунчак.

— собор, который рухнул
— моя полиция меня бережет
— всероссийская солонка

Из Питера до Волгограда насчитали 1750 км по не самым простым дорогам. Расстояние это уже серьезное, поэтому, в отличие от Соловков, куда домчались за день, на юг мы планировали ехать два дня, намереваясь остановиться на ночлег где-нибудь под Москвой.

Выехали довольно рано, около 6 утра, чтобы как можно дольше проехать без грузовиков. По опыту заметили, что водители фур выходят на трассу где-то в районе 9, так что пара часиков относительно спокойной езды была обеспечена.

Большой плюс автодороги на Москву в том, что периодически появлялась третья полоса для обгона, иначе совсем было бы тоскливо плестись за медленновозами. На Мурманской трассе, и как позже выяснилось — на южной M6 к Волгограду, полоса-помощница, к сожалению, пока не предусмотрена.

Как всегда, сделали привал около Прутни на территории санатория, очень уж удобно он расположен на маршруте, особенно при путешествиях с детьми. Дальше — Тверь (рекомендовали ехать напролом через город, фур меньше), Клин, и… И всё. Стоп-машина, начались подмосковные пробки.

Объехать столицу решили по 2-му малому кольцу. На деле трасса с громким названием оказалась обычной однополосной сельской дорогой, однако с очень хорошо расставленными знаками. Паровозики за грузовиками приняли здесь вид национального бедствия. Ну 20-30 машин — ладно, но когда эта несчастная фура тянет за собой хвост длиной с километр, а то и полтора, надо обладать железными нервами, чтобы получать удовольствие от такой «езды».

Пошли пригороды, названия которых были на слуху: Электросталь, Ногинск, Балашиха… Сосновые леса сменялись богатыми дачными поселками и наоборот. Как только выехали на M5 до Рязани, шоссе резко улучшилось — гладкое, двухполосное, не такое загруженное. В районе Коломны к нашему всеобщему облегчению обнаружился настоящий американский интерстейт, и по виду, и по качеству. Здесь силы нас окончательно покинули, и измученные предыдущей монотонной ездой мы решили останавливаться на ночлег.

Сразу за Дягилевским постом ДПС удачно подвернулась приличная с виду гостиница «Аш Хауз», сделанная на европейский манер. Очень чистая, много стекла и зеркал. За двойной стандартный номер с удобствами на этаже с нас взяли всего $30. Так как гостиница стояла прямо на обочине шоссе, мы немного беспокоились — не будет ли шумно ночью от проносящихся машин. Но управляющая заверила, что в каждом номере установлены современные стеклопакеты на окнах специально на этот случай. И она оказалась права, переночевали спокойно и с комфортом.

Дальнейший путь проходил через Рязань. Город просыпался медленно, и лишь к 10 утра появилось хоть какое-то движение. Очень бросалась в глаза реклама: перетяжки над дорогами, даже строчная прямо на знаках с названиями улиц. В Питере-то такие наглые приемчики уже давным-давно запретили, а здесь нате-пожалуйста — машина времени на 5-7 лет назад.

«Украсила» первое впечатление от города и совковая продавщица, обхамившая мужа в молочном магазине на ровном месте. Суровый такой бабец, обслуживающий посетителей с лицом «рабочий день закончился и меня закончил», несмотря на раннее утро. Ну, дела…

Но как бы там ни было, в Рязань мы заехали ради Кремля. Этот музей-заповедник расположен на высоком обрывистом холме, окруженном двумя реками и сухим рвом. На территории Кремля внимание сразу же привлекает Успенский собор (17-й век) с роскошной резьбой (редкое явление для того времени!) и огромными куполами. Считается самой грандиозной постройкой России для своего века. Собор с колокольней были спроектированы таким образом, что их силуэты видны с достаточно большого расстояния, поэтому они использовались еще и в качестве естественных визуальных ориентиров при навигации на Оке.

Вообще, Успенский собор строили с приключениями. Сначала старый собор, стоявший на этом месте, признали обветшавшим и недостаточно просторным. Начали строить новый, но дело не спорилось — зодчие не знали, что под южной стеной собора находится давно засыпанное озеро Быстрое. В результате, новое здание, возведенное уже на три четверти, рухнуло в одну ночь.

Позвали нового зодчего — самого авторитетного архитектора конца XVII века — Якова Бухвостова. Амбициозный Яков сначала решил построить собор на 5 саженей выше постройки своих неудачливых предшественников, но слабый грунт не проведешь — своды рухнули вновь.

Вторая попытка оказалась более удачной. Работы закончились в 1699 году. Правда, пришлось ограничиться превышением высоты на две сажени — всё равно этого хватило, чтобы превзойти и Василия Блаженного, и храм Вознесения в Коломенском. Своего же московского тезку собор перегнал на целых 13 метров. Вот такая погоня за рекордами.

Закончив осмотр местных красот и прогулявшись в Соборном парке, мы взяли курс на Михайлов, расположенный в 70 км к юго-западу от Рязани. В районе города велись масштабные дорожные работы, строили развязку с трассой M6, она же — трасса «Каспий», она же — наша дорога в Волгоград.

Протяженностью 1380 км, М6 имеет репутацию «аварийной», с многочисленными заторами, создаваемыми медленно движущимися фурами, в основном с кавказскими региональными номерами. Власти кормят обещаниями, что к 2018 году, когда в России будет проводиться чемпионат мира по футболу, дорога заблистает.

Так как маршрут проходил с севера на юг, хорошо прослеживалась смена сезонов. Выражалось это не только в пейзажах, но и в поспевшем урожае. Например, в районе Михайлова было замечено царство земляники. Местные жители продавали её на обочинах в пластиковых контейнерах грамм на 300 за 150 руб. Сто лет уже не ели настоящей лесной земляники! Первое время просто сидели, уткнув носы в россыпь ягод, и дышали, дышали этим несравнимым ни с чем запахом.

Километров через 100 пошла садовая клубника, затем ведра с грушами-яблоками, молодая картошка. Еще дальше на юг — подсолнечное масло, а затем — мёд, разной консистенции и цвета (от почти черного до ярко-желтого) и донская рыба. Иногда встречались и сувенирные «развалы». Особенно поразил один, с сотней одинаковых экземпляров садовой скульптуры вдоль дороги. Родилась грустная шутка: «Им, наверное, зарплату гномиками выдают».

Трасса «Каспий» стала для нас рекордной в плане общения с гаишниками. Раз пять. Или шесть. В общем, их там «тысячи, тысячи» в прикормленных местах, для которых водители — эдакие священные коровы, несущие золотые яйца.

Любимая полисменами схема ловушки: спрятать камеру в кустах перед мостом, в холмистой местности, за временными знаками дорожных работ, где резко ограничена скорость (а рабочих нет!), и начинается двойная сплошная. Нагруженные фуры ползут в горку на этих участках чрезвычайно медленно, нетерпеливые водители обгоняют их по встречке, и частенько пропускают мимо глаз временные знаки. На горке их ждут теплые объятия стражей порядка.

В машинах у полиции ноутбуки, на которых радостно демонстрируются фото нарушения, номер машины крупно, время, в общем — не придраться. Останавливают прямо пачками, одного за другим.

За пересечение двойной сплошной в России теперь положено отбирать права. Понятно, к чему это ведет. Но если водитель-россиянин сразу предлагает уладить дела на месте, у нас ситуация была несколько другой. Разговор проходил примерно по одной и той же схеме:

— Добрый день! Вы были остановлены за нарушение скоростного режима и правил дорожного движения. Пожалуйста, предъявите водительское удостоверение и регистрацию на машину.
(Через некоторое время): — Texas… Это американские что ли? Никогда не видел! Пройдемте в нашу машину, другой инспектор тоже не видел :)
(В машине): — Вы знаете, что за пересечение двойной сплошной белой полосы положено лишение водительских прав?
— Не знали, теперь будем знать.
— Ну и что будем делать? (очевидное ожидание откупа).
— А временные сразу выписываете?
— Да, на три месяца.
— Да отбирайте тогда. У нас самолет через три дня, а в Штатах новые сделаем, взамен «утраченных».

Обычно, этот ответ очень веселил, и настраивал инспекторов на лирический лад «а поговорить».

(Уговаривая самого себя):
— Куда я вам штраф-то буду выписывать… На адрес американского посольства, что ли? Да езжайте уж, что с вами будешь делать! Только осторожно, там на трассе еще наши стоят.
— Спасибо, что предупредили.

Пока ведет к машине:
— Ну, как там живется-то? А получаешь сколько? Работаешь кем?

И всё в таком же духе. Сценарий повторялся из раза в раз, с небольшими вариациями. На редкость любопытные южные гаишиники :) Потом в новостях передавали — повязали всю эту цепочку вместе с верхушкой.

Вот так развлекаясь и оставив за плечами совхозы им. Ленина, им. Маркса, городки Мичуринск и Урюпинск, около 10 вечера мы прибыли к месту назначения в Волгограде.

Город необычно спроектирован, вытянут на много километров вдоль Волги, при этом главная сквозная улица меняет название раз пять. Машины ездят старые, ржавые и пыльные. Вездесущая реклама на щитах, перетяжках, с голливудскими звездами в том числе (ухмыляющийся Брюс Уиллис на фоне банка: «когда мне нужны деньги, я просто беру их»).

Волга малость загажена, но народ всё равно купается. Очень много фабрик и заводов советских времен прямо вдоль берега.

В Волгоград нас привели личные дела, не решаемые из Штатов, но вполне успешно законченные на месте. И так получилось, что осталось дополнительное время на изучение города и окрестностей. Поэтому в один из свободных дней прямо с утра мы отправились в соседнюю Астраханскую область, к озеру Баскунчак с интригующим прозвищем «всероссийская солонка».

Это озеро — не самое удачное место, чтобы заканчивать жизнь самоубийством, ведь утонуть в нём не получится. Концентрация соли в воде настолько высока (около 300 г/л), что просто-напросто выталкивает человека на поверхность как пробку. Туристы-поплавки развлекают себя самыми разными способами: лежат на воде на спине, на боку, на животе, со скрещенными ногами, и с закинутыми за голову руками. Как на диване! Даже опустить ноги вертикально вниз и то затруднительно, нужна посторонняя помощь.

Рапные купания — полезная и энергично действующая процедура, ведь в состав рапы (насыщенного солевого раствора) входят микроэлементы, витамины, гормоны, биогенные стимуляторы, аминокислоты, полисахариды. Рапу используют на грязевых курортах для ванн, как в виде самостоятельного курса лечения, так и в комплексе с грязелечением. А на озере Баскунчак всё это доступно абсолютно бесплатно, без путевок и прочих бюрократических формальностей.

До озера Баскунчак довольно легко доехать из Волгограда, 199 км в одну сторону по трассе Волжский—Астрахань. Первым делом нужно было пересечь Волгу по новому мосту, который обрел славу в интернете с эпитетом «танцующий». После этого скандала на мосту чего-то подправили-подкрутили, больше не танцует.

Дорога легкая, по степи, параллельно железной дороге. Полицию не встретили; есть один пост ДПС на пересечении Волгоградской и Астраханской областей. Миновав поселки Средняя Ахтуба и Капустин Яр, дорога сделала резкий поворот на 90 градусов в Ахтубинске через железнодорожные пути и понеслась по прямой к озеру (40 км).

Прямо на его берегу раскинулся поселок Нижний Баскунчак, основное занятие жителей которого — переработка соли из озера Баскунчак на предприятии «Бассоль». Сегодня чрезвычайно чистая соль озера (99,8 % NaCl) составляет около 80% от общей добычи соли в России. В зависимости от потребности, здесь добывают от 1,5 до 5 миллионов тонн соли в год.

В Нижнем Баскунчаке активно предлагают свои услуги местные мальчишки — показывают дорогу к автомобильной стоянке за 50 рублей. Найти самостоятельно эту парковку несложно. На третьем перекрестке после знака «Stop» поворот направо -> улица Горького, на которой сосредоточена вся инфраструктура поселка. Езжайте по ней через лежачие полицейские и ж/д пути. В тот момент, когда асфальтная дорога начнет уходить направо, вам необходимо свернуть налево и, объехав спереди или сзади четыре однотипных дома, вы увидите стоянку :) Но мы всё равно решили дать подзаработать шустрому мальчугану, который ловко прыгнул к нам в салон.

— Ну что, пацан, как дела в школе? — решил завязать разговор муж.
— Дядя, какая школа? Каникулы! — радостно протянул пацаненок и, получив свой гонорар, побежал искать следующую «жертву».

Похоже, цифра 50 была любимой среди местных жителей. Стоянка — 50 руб., душ — 50 руб., пирожок — ? Ну вы поняли. И только микроавтобус, предлагающий довести туристов от парковки до пляжа за 20 рублей, выбивался из этого царства полтинников. Дойти можно и пешком, около 2 км в одну сторону, правда, когда на улице +40° C, что совсем не редкость в тех краях, а скорее норма летом, такая прогулка изрядно выматывает.

С собой очень рекомендуется приносить пресную воду, хотя бы литра три на человека, особенно если вы собираетесь купаться в рапе. До душа, расположенного на автостоянке, надо еще будет дойти-доехать, что совсем непросто сделать, когда твою кожу сковывают мириады соляных кристаллов. Идешь как в коконе, каждый шаг через «немогу» (довелось видеть таких бедолаг на обратном пути).

Наилучшее время для посещения — с начала мая до конца сентября. Озеро прогревается быстро, поэтому купаться можно уже весной. Летом обязательны шляпы-панамки — на пляже нет ни единого дерева или другой возможности спрятаться от солнца. На ноги — какую-нибудь обувь, которая не боится воды. Ходить босиком по кристаллам соли не самое романтичное занятие.

Почти вся поверхность озера покрыта солью. В некоторых местах закопаны специальные пеньки — точки кристаллизации соли.

В 1884 году от Баскунчака до Владимировской пристани на Волге проложили железную дорогу. С этого года идет счет времени промышленной добычи соли, уходившей уже за Волгу в места бессольные. А впервые озеро Баскунчак официально упоминается в 17-м веке, в «Книге Большого Чертежа» — первом географическом описании России, как место, «где ломают соль чистую, как лед».

В 20-х годах минувшего века ручную «ломку» каменной соли сменила механизация; инженер Макаров изобрел «Солесос». Действует механизм просто: фреза-рыхлитель разрушает поверхность соляного пласта и по трубам гонит на склад «соляную кашу», которая складируется для переработки и транспортировки. Снимая более метра поверхности соляного пласта, промысел его истощает.

Возникает вопрос: почему же за долгие годы пласт не исчез? Потому, что каменная соль, как это ни странно, пластична; подобно льду, она «течет» под тяжестью земли. Натекает соль в баскунчакскую впадину из соседних с ней мощных (свыше тысячи метров!) соляных куполов. И если брать этот «натёк» расчётливо, в соответствии с его приростом, промысел может существовать бесконечно долго, позволяя не прибегать к сооружению шахт для подземной добычи.

Давнишний «Солесос» к нашему времени сменился уже четырьмя поколениями оригинальных комбайнов соледобычи. Высокомеханизированное производство действует с весны до осени, а зимой сложное оборудование, работавшее в агрессивной среде, ремонтируется к новому сезону.

Помимо рапы на побережье озера Баскунчак имеются залежи лечебных грязей. Особенно ценится самая черная, которая способствует лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата и болезней кожи. Грязь лежит здесь же. Стоит только копнуть соль у столба, как на поверхность с бурлением выходит тёмная неаппетитная жижа. Многие туристы тут же намазываются этой дрянью грязью, вырисовывая на теле порой довольно фривольные узоры :)

Соленое озеро Баскунчак и гора Большое Богдо, виднеющаяся на горизонте, входят в состав уникального природного комплекса. С каждым годом гора становится выше. Дело в том, что внутри неё находится соляной купол, который за год увеличивается примерно на 1 мм.

В целом, поездка на озеро Баскунчак довольно интересна и хорошо вписывается в маршрут выходного дня. А если еще верить в целительные свойства грязей и соленого раствора, так можно совместить приятное с полезным.

Основательно прожарившись на солнцепеке, мы взяли обратный курс на Волгоград, и к 9 вечера уже были на месте. От отпуска оставалось два дня, один из которых нужно было заложить на обратную дорогу в Москву, а другой посвятить главной и самой важной достопримечательности Волгограда.

Часть 5-я. Маршрут: прогулка по Волге — Волгоградский Метротрам — Мамаев курган — Урюпинск — дорога в Москву — гостиница в Домодедово — отлет домой.

— трамвай в метро
— Родина-Мать
— А может и нам рвануть в Урюпинск?

Хорошенько просолившись как селёдки в бочке на Баскунчаке, организмы подсознательно требовали водных просторов. Ну а куда еще отравляться, будучи в Волгограде, как не на экскурсию по Волге?!

Отходят теплоходы каждый час, начиная с 9 утра, с Центрального речного вокзала. За час неспешного плавания можно хорошо рассмотреть с воды три центральных района города, набережную, здание порта, оформленное в виде теплохода, комплекс музея-панорамы «Сталинградская битва» с разрушенной мельницей, стену Родимцева, скульптуру «Родина-Мать зовет!», бывший танцующий мост, а также плавучий памятник морякам Волжской военной флотилии, погибшим в дни Сталинградской битвы.

На теплоходе работает кафе на нижней закрытой палубе, так что вся экскурсия превращается в довольно приятное времяпрепровождение, особенно с детьми.

А тем временем в центре города разворачивались народные гулянья — в Волгограде праздновали День молодежи.

Количество ярко одетых людей на улицах возрастало с каждой минутой.

Кто собирался перед сценой с диджеем-зажигалкой, кто спешил на конкурс по созданию фигур из воздушных шаров, кто готовился к соревнованию «по граффити» (есть и такое!), а кто просто нарезал круги на роликах.

Как всегда, радовали глаз девушки в открытых нарядах — где-то удачно, а где-то безвкусно, но внимание привлекали, конечно.

Жара давала о себе знать уже в первой половине дня, поэтому, увидев недалеко от набережной интересное кафе-шатер с системой капельного охлаждения и с фривольной вывеской «Шуры-муры», мы, конечно же, туда завернули. Посмотреть, так сказать, чем там шур-мурят :)

Обслуживание было отличное и быстрое, несмотря практически на полное отсутствие свободных мест. Еда тоже соответствовала — от окрошки «сделай сам» до жюльена. Можно смело давать рекомендацию.

С не меньшим удовольствием заглянули и на центральный рынок.

Волгоградский зефир производства народного предприятия Конфил — классический советский зефир по вкусу! Такого просто нигде больше нет. Отличное горчичное масло завода «Сарепта»; входит в список «100 лучших товаров России». Черешня «бычье сердце» (однако, не только помидоры такими бывают!) — почти черная, огромная, мясистая, сочная и сладкая.

А затем настало время необычного — мы спустились в метро в поисках… трамвая.

Волгоградский Метротрам — одна из самых необычных транспортных систем России. Когда ты видишь, как из туннеля метро к станции на всех парах несется вагон трамвая, в голове наступает легкое помешательство :)

У Метротрама 22 станции, шесть из которых проложены под землей по стандартам метрополитена. Журнал «Forbes» поставил Волгоградский скоростной трамвай на 4-е место в списке 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира, благодаря тому, что туннели под землёй меняются местами без непосредственного пересечения.

Таким необычным способом была решена довольно сложная техническая задача. Дело в том, что на линиях обычного трамвая остановки расположены с внешней стороны путей, а на станциях метро считается оптимальным, когда пассажирская платформа находится между путями. Выходом стало перекрещивание тоннелей друг над другом в начале и в конце подземного участка.
Кататься не стали, просто посмотрели на диковинку снаружи.

Напоследок пребывания в городе мы приберегли самое важное — посещение «главной высоты» России — Мамаева кургана.
Мамаев курган — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои продолжительностью 200 дней.

Многие считают, что на территории нынешнего города существовала застава хана Мамая, поэтому курган носит именно его имя. Но официальных подтверждений этому нет.
Мамаев курган входит в число семи российских чудес, наравне с озером Байкал, Долиной Гейзеров, Петергофом, Собором Василия Блаженного, Эльбрусом и Столбами выветривания в Коми.

Под руководством скульптора Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане воздвигнут памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», композиционным центром которого является скульптура «Родина-мать зовет!», называемая местными жителями просто «Мама». Статуя также часто используется в просторечии как ориентир:
— После «Мамы» повернешь на второй улице направо…
— Не доезжая чуток до «Мамы» и будет тот магазин…

Попасть к статуе можно двумя путями. Сложный: от подножия Мамаева кургана, преодолев 200 ступеней, по числу дней Сталинградской битвы. Более комфортный: заехать на машине наверх кургана, оставив её на большой и бесплатной стоянке; дальше пешочком совсем недалеко.

«Боже, почему ты покинул нас? Мы сражались 15 дней за один дом, используя минометы, гранаты, пулеметы и штыки. Уже на третий день в подвалах, на лестничных клетках и лестницах валялись трупы 54 моих убитых товарищей. «Линия фронта» проходит по коридору, разделяющему сгоревшие комнаты, по потолку между двумя этажами. Подкрепления подтягиваются из соседних домов по пожарным лестницам и дымоходам. С утра до ночи идет непрерывная борьба. С этажа на этаж с почерневшими от копоти лицами мы забрасываем друг друга гранатами в грохоте взрывов, клубах пыли и дыма, среди куч цемента, луж крови, обломков мебели и частей человеческих тел. Спросите любого солдата, что означает полчаса рукопашной схватки в таком бою. И представьте себе Сталинград. 80 дней и 80 ночей рукопашных боев. Длина улицы измеряется теперь не метрами, а трупами…»
Из письма немецкого лейтенанта 24-й танковой дивизии.

Уличные бои в городе не затихали ни днем, ни ночью. Ожесточенные схватки шли не только за каждую улицу, но за каждый дом, а иногда и этаж. Железнодорожный вокзал переходил из рук в руки 13 раз!

Одним из главных символов Сталинградского сражения стала оборона горсткой советских солдат под командованием сержанта Якова Павлова дома на одной из городских площадей, имевшего выгодное стратегическое положение. 58 дней и ночей немцы почти беспрерывно штурмовали этот опорный пункт, применяя артиллерию, танки и даже авиацию, но все было тщетно. Среди защитников дома не осталось ни одного не раненного бойца, но немцы так и не захватили эту груду почерневших камней.

Всё время обороны дома Павлова (с 23 сентября по 25 ноября 1942 года) в подвале находились мирные жители, пока советские войска не перешли в контратаку. Из 31 защитника дома Павлова были убиты лишь трое. Каковы были потери немцев в численном отношении, источники не сообщают. В. Чуйков отмечает, что потери гитлеровцев, пытавшихся занять Дом Павлова, превысили их потери при взятии Парижа.

Вот про кого надо боевики снимать! На их фоне всякие «300 спартанцев» и «Миссия невыполнима» смотрелись бы детским лепетом.

Мельница Гергардта — разрушенное здание мельницы, ставшее памятником Сталинградской битвы. В отличие от Дома Павлова, с которым её часто путают, не восстановлена, как память о войне. Входит в состав музея-панорамы «Сталинградская битва».

Дом Павлова после окончания Сталинградской битвы. На заднем плане — мельница Гергардта. 1943 год:

К слову, вспоминается документ, одно время гуляющий по сети, под названием «Как красноармеец Дмитрий Овчаренко топором фашистов зарубил»:

Скульптура «Родина-мать зовет!» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая (на тот момент) скульптурная статуя в мире.

Общая её высота — 85 метров, длина меча из фторированной стали — 29 метров. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Для сравнения: высота Статуи Свободы в Нью-Йорке составляет 46 метров; статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро — 38 метров.

Архитектор Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать!» Объяснение было принято.

Вблизи статуя просто ошеломляет и подавляет своими размерами. Людей у подножия хочется сравнить даже не с муравьями — с бактериями. Скульптура стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на 16-метровом фундаменте. Однако его почти не видно, большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни.

«Тут в Сталинграде я зарезал трех собак. Можете думать, что хотите, главное то, что мясо вкусное. Я сварил себе сороку. Могу Вам сказать, что она имеет вкус курицы, суп был такой желтый».
Из письма солдата Отто Зехтига.

3 месяца немцы ежедневно бомбили Сталинград, так что не осталось ни одной целой постройки. В северной части города находился тракторный завод, и именно его постарались сразу захватить немецкие танкисты. Их атаку отбили зенитчицы, дивизия НКВД, противотанковый артполк и отряд моряков Волжской флотилии.

И все же первые немецкие танки были подбиты не снарядами и не гранатами — это сделали собаки из 28-го отдельного отряда собак - истребителей танков. Собаки, которых во время курса дрессировки кормили только под движущимся танком, немедленно бросались под днище машин, после чего срабатывала штырьковая мина, закрепленная на спине животного. Так удалось подорвать несколько передовых немецких танков. Большего достичь не удалось — немецкие солдаты, завидев любую собаку, тут же открывали по ней огонь и скоро перестреляли всех.

Площадь Героев у подножия статуи. Здесь замурована капсула с обращением участников войны к потомкам. Вскрыть — 9 мая 2045 года в день 100-летия победы над фашистской Германией.

Зал Воинской Славы — сердце всего огромного мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Никакого пафоса: атмосфера торжественна и печальна, наполнена звуками «Грёз» Шумана. Немец, да. Пробирает очень сильно.

По всему периметру стен расположены 34 приспущенных траурных знамени, выполненных из красной смальты и окаймленных черными лентами. На них начертаны имена погибших в Сталинградской битве советских воинов. Всего 7200 имён.

В центре зала высится выполненная из белого мрамора, словно выросшая из земли, пятиметровая рука, сжимающая факел Вечного огня. Постоянно стоит почетный караул.

В зале Воинской Славы у вечного огня и у выхода из зала несут службу солдаты 46-й отдельной стрелковой роты Почётного караула Волгоградского гарнизона. Считается одной из лучших в Южном Федеральном округе. Почётный караул заступает на пост в 9 часов утра и несет вахту до 19-20 часов в зависимости от времени года. Смена караула производится каждый час.

«Как прекрасна была бы жизнь, если бы не было этой проклятой войны. Я вынужден шататься по этой России неизвестно за что. Ах, на какие только преступления пошел бы, чтобы не переживать этих тяжелых дней».
Из письма обер-ефрейтора Арно Бееца.

«Немецкий солдат остается там, куда ступит его нога» — это выражение было у Гитлера в то время одним из любимых. В случае Сталинграда это действительно так. Остались. Навсегда.

Вернувшись домой, настало время складывать чемоданы для трансатлантического перелета. Слегка взгрустнулось от того, что отпуск подходил к концу, но сначала нужно было доехать до Москвы. Маршрут повторили по собственным следам, разбавив его лишь небольшим ответвлением в Урюпинск. Зачем? А и сами не знали, как и тот профессор из анекдота со своей коронной фразой: «А может и нам рвануть в Урюпинск?» :)

Как известно, в каждой шутке лишь доля шутки, и Урюпинск совсем не случайно стал символом российской глубинки. Куда уж символичнее, если прямо в центре города обрывается железнодорожная ветка. Приехали — дальше пути нет. Урюпинск удален от всех крупных центров: до Волгограда — 340 км, до Воронежа — 315, до Тамбова — 250, до Ростова и вовсе около 500. Настоящая глубинка.

Урюпинск, может, и глубокая провинция, но зато там есть памятник козе в рост взрослого человека. Достопримечательность, чо. Для возведения скульптуры привезли 18-тонную глыбу гранита из-под Мамаева кургана — там после возведения мемориального комплекса осталось много таких увесистых «камушков».

Городок славится козами с необыкновенно теплым, тонким и нежным пухом. Коз держат в каждом втором дворе, а вязаные кофты и платки из козьего пуха продают на рынке и даже в поездах. Коз неоднократно пытались перевезти и разводить в других местах и районах, но ничего не получалось, мех терял свои уникальные качества. Поголовье коз в городе и окрестностях составляет около 58 тысяч, притом, что человеческое население всего — 40 тысяч с небольшим. Сейчас здесь действует предприятие «Узоры», которое изготавливает и продает по всей России изделия из мягкого шелковистого козьего пуха.
Вот, чем не цель — привезти настоящий пуховый платок?! Добро пожаловать в город У.

Дальнейшая дорога прошла совершенно спокойно: Борисоглебск, Тамбов, Михайлов сменялись роскошными фиолетовыми полями сокирки-дельфиниума с желтыми вкраплениями чемерицы. Выскочив на трассу M4 под Москвой, обнаружили отличную четырехполосную магистраль с новеньким покрытием. Похоже, обещания «построить и перестроить к 2018 году» начали воплощаться.

Съехав за средним кольцом по знаку к аэропорту Домодедово, мы решили заночевать в 7 км от него, в поселке Аэродром. Таким образом, дорога из Волгограда заняла ровно 14 часов.

Первой попалась на глаза гостиница «Ramada».

— Фу! — скажут русские американцы, привыкшие, что в Штатах во многих случаях отели этой сети — настоящие индийские клоповники с соответствующей публикой и запахами. Забудьте. Домодедовская «Рамада» не имеет ничего общего с американскими клоаками. Очень чистая, повсюду зеркала, дети до 12 лет проживают бесплатно, бесплатная парковка и бесплатный шаттл в аэропорт. Номера просторные, ванные комнаты оборудованы современной сантехникой.

Еще сильнее мы впечатлились утром за завтраком (включенным в стоимость). Это были не два печальных кусочка засохшей булки с джемом и порошковым апельсиновым соком, а шикарный шведский стол. Несколько видов каш, картошка запеченная и вареная с укропом, сосиски и колбасы, сыр, яичница, штук 5 салатов, фрукты, овощи, чаи и кофе — у нас глаза разбежались! Да и дитё оценило местную кухню по достоинству, что было как нельзя кстати перед длинным перелетом. Я даже не знаю к чему придраться, всё очень понравилось. Если еще раз доведется ночевать в районе Домодедово, я теперь точно знаю где.

К назначенному часу мы пригнали «Nissan» в аэропорт, без проблем сдали машину подъехавшему молодому человеку из «Europcar», и пошли регистрироваться на рейс. Сингапурцы, как всегда, закрыли глаза на небольшой перевес багажа, а вот автокресло поехало своим путем — через специальный лифт для негабарита. Такие у них там нынче правила.

На паспортный контроль стояла внушительная очередь, но нас неожиданно попроcили пройти в обход, что несказанно удивило и порадовало. Привет Парижу ;-)

12 часов полета прошли почти незаметно. Ребенок вскоре отключился, видимо, плотный завтрак «от Рамады» заявил о себе, дав нам возможность спокойно посмотреть чуть ли не три фильма подряд, что произошло впервые с тех пор, как начали путешествовать втроем.

В новостях мусолили тему первого в этом году тропического шторма на букву «А», который из Мексики вероломно подбирался к Техасу. В Хьюстоне, как всегда в середине лета, была баня, заставившая уже в аэропорту с ностальгией вспомнить о карельской прохладе.

Завершалось российское путешествие, от Соловков до Волгограда. Несмотря на какие-то локальные недоразумения и странности вроде той рязанской продавщицы или полицейских-взяточников, процент хороших событий был явно выше. Соловецкий сегмент, конечно, оставил наиболее сильные впечатления, да и фотографировалось там легко и с душой. Но и на южную часть поездки грех жаловаться — сделали всё, что запланировали и даже немножко больше. Как говорится, «иногда один день, проведенный в путешествии, дает больше, чем десять лет жизни дома».

/The End/

Спасибо всем, кто смотрел и читал!

С уважением, Geofox.


Дром

Комментарии

Был в Волгограде в 2010-м. Хороший город. Много зелени. Поражали цены. За 20 рублей можно было доехать до Волжского (1.5 часа на икарусе). За 130 покататься на теплоходе. За 100 с небольшим вкусно покушать где-нибудь. Мамаев курган вообще не описать, это видеть надо :))
19
2
Ответить
Хозяин
Букачача
Провокационные статьи Вы тут на ДРОМе публикуете. Дочитал Я до фразы этого нерусского-американца = "В Волгоград нас привели личные дела, не решаемые из Штатов, но вполне успешно законченные на месте. " И офигел немного. Денег в НКО своим шавкам привозили? Волгоград посещаю (из Москвы) регулярно с 2000 года. Родня жены там. Такого негатива про этот Героический Город не встречал нигде. Гнали*****.. оттуда в свое время нечисть и гнать надо !!!
9
96
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1579
Если выбирать, - север России, или юг, то я тоже определенно выберу север. Так что 1-я часть отчета показалась более интересной. Но и эта - вполне себе. Про урюпинских коз - улыбнуло, где же носят такие платки? )).
Да, чуть не забыл: не принимайте близко к сердцу коммент от "Хозяина". Человек явно голове своей не хозяин))
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
38
1
Ответить
qute
Добротная поездка, мне понравилось.
13
1
Ответить
   
Сообщений: 793
Собак жалко
9
1
Ответить
     
москва
Сообщений: 3162
Пост номер 2, голову напекло....
Мой отзыв: Mercedes-Benz M-Class 2009
13
 
Ответить
  
Приморье
Сообщений: 273
Хозяин ....чего куришь ?
16
1
Ответить
   
Томская обл.
Сообщений: 712
В Штатах тоже на двойную сплошную внимания не обращаете?
Toyota Land Cruiser PRADO 150 2020
1
7
Ответить
 
ЯМАЛ
Сообщений: 4153
Про товарища Овчаренко спасибо. Не знал про такой случай.
6
 
Ответить
    
Краснодар
Сообщений: 52
Выдержки из гугла,приправленные рассказами 6летней давности...с тех пор многое изменилось,в том числе и Волгоград
8
6
Ответить
     
Москва
Сообщений: 2612
Как всегда, сделали привал около Прутни на территории санатория, очень уж удобно он расположен на маршруте, особенно при путешествиях с детьми. - деревня Прутня перед Торжком? Где и что за санаторий?
 
 
Ответить
     
москва
Сообщений: 3162
viktor322
Выдержки из гугла,приправленные рассказами 6летней давности...с тех пор многое изменилось,в том числе и Волгоград
Что там изменилось??? Ямы больше стали?? А да ещё город занимает первое место в России по депресивности... меняется у нас только в Москве и Подмосковье, остальное медленно и верно катится с горы...
11
8
Ответить
    
Краснодар
Сообщений: 52
алексей !
Что там изменилось??? Ямы больше стали?? А да ещё город занимает первое место в России по депресивности... меняется у нас только в Москве и Подмосковье, остальное медленно и верно катится с горы...
Так никто и не говорил,что в лучшую сторону😀
2
4
Ответить
    
Краснодар
Сообщений: 52
алексей !
Что там изменилось??? Ямы больше стали?? А да ещё город занимает первое место в России по депресивности... меняется у нас только в Москве и Подмосковье, остальное медленно и верно катится с горы...
А если серьёзно,то город конечно причесали к ногомячу,дороги поднакидали,набережную и центр прилизали,стадион новый построили,гостишек понатыкали..но это все по принципу ногомяч пройдёт и гори оно огнём потом..
5
2
Ответить
Юрий
Новокузнецк
Меч у Мамы 33 метра, 7200 имён в зале славы это имена тех кто погиб за один день и это далеко не полный список. Рядом со стоянкой находится музей И.В. Сталина и военные самолеты прошлых лет.
4
1
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Хорошо написано о Соловках. Север вообще захватывает.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
2
1
Ответить
  
Москва.
Сообщений: 8236
От какого года рассказ?
Предположу, что тоже 8-10 летней давности.
2
3
Ответить
alex
Тольятти
Хозяин
Провокационные статьи Вы тут на ДРОМе публикуете. Дочитал Я до фразы этого нерусского-американца = "В Волгоград нас привели личные дела, не решаемые из Штатов, но вполне успешно законченные на...
Больной.
5
 
Ответить
11485084
Шикарный, добрый, познавательный рассказ-повествование. Спасибо Вам! Получил огромное удовольствие от чтения.
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром