|
В преддверии нового туристического сезона решил всё же преодолеть природную лень и опубликовать свои впечатления от прошлогодней поездки. Попробую сделать это в двух частях. В первой опишу, как смогу, саму поездку, наши ожидания от неё и полученный в итоге результат. Вторая же, лирическая, часть будет содержать мои эмоции, которые возникают, я думаю, у многих при планировании дальнего путешествия и изучении материала, связанного с этим.
Часть первая (прозаическая)
В прошлом была и Карелия, и Крым, и прочее в радиусе от Вологды до Воронежа, а вот восточное направление оставалось пока неизведанным. Выбор пал на Алтай, о котором ни я, ни жена абсолютно ничегошеньки не знали. Но ведь в этом и вся прелесть! К тому же новогодние праздники нам даны, видимо, для подготовки и осмысления своего предстоящего отпуска, чем я и занялся. На форуме Дрома есть «ветка» любителей Горного Алтая, которая так и называется «Беседы у костра о былом, флуд НЕмерянный», откуда я очень многое почерпнул и даже чуть не попал в команду «пузотёров», но невозможно было сместить отпуск, поэтому решено было не суетиться и рассчитывать на самих себя.
Мы с женой — люди среднего возраста (на момент поездки нам было по 50 лет), проживающие в городе Нижний Новгород, «не состоящие», «не привлекавшиеся», имеющие взрослую дочь с зятем и любимого внука. В отпуск стараемся ездить по стране, благо она у нас большая и разнообразная.
А между тем в моей голове наметился маршрут, и он мне явно нравился. Оставалось только ждать и подготавливать машину.
Кстати, о машине: она у нас — Он, а конкретнее — «Тушкан» 08 г.в., на момент старта пробег составлял — 116800 км. Так как в перспективе ожидались вполне себе горные дороги, уделил особое внимание тормозам. Заменил диски, колодки и ручник (всё это было порядком изношено). Кроме «геморроя» с машиной предстоял ещё ремонт у зятя в ванной комнате, подготовка к собственному юбилею и к тому же ещё и сам юбилей. Скучать не пришлось, но всё было преодолено, и в назначенный день мы пустились в путь.
Случилось это 21 августа 2017 г., «с утра пораньше». В день предполагалось преодолевать примерно 800 км, что по сути и получилось. Забегая вперёд, доложу, что в обратную сторону 3000 км одолели за 3 дня (помогли часовые пояса). Так как было запланировано навестить родню в Екатеринбурге, путь наш лежал именно через него. После Казани свернули на Ижевск и, проехав его, заночевали на стоянке для фур в местечке с милым названием Кукуи. Кстати, ночевали в поездке в основном в машине (не считая двух ночей у родни, всего лишь три раза спать ложились в настоящую постель, но мы нисколько об этом не жалели и, как ни странно, высыпались лучше именно в машине).
Когда проезжали по Удмуртии, понравились нефтяные качалки, иногда они установлены чуть ли не в огороде у местных жителей, количество их там, конечно, не как в Башкирии или Татарстане, но свою толику всё же дают.
На следующий день задача была нехитрая — доехать до Уральской Столицы и встретиться с роднёй. Дорога замечательная, погода тоже, и это расслабляет. В итоге при очередном обгоне нескольких фур не уложился до сплошных вернуться на свою полосу (уж очень не хотелось вклиниваться между двух фур, да и встречка была свободная). За мной ещё один бедолага увязался и, как следствие, через несколько километров нас постигла «кара небесная» посредством «архангелов», облачённых в форму сотрудников ДПС. Они нам напомнили, что грешить нехорошо, и дали подписать протокол. Дальше ехать старался более аккуратно, штраф оплатил, как только пришло извещение, а именно на обратном пути в Бийске.
Пару слов должен сказать о Екатеринбурге, так как в этой поездке это был единственный город, в котором мы задержались аж на 1,5 суток. Кроме общения с родственниками, у нас было полдня на то, чтобы хоть что-то успеть посмотреть. Решили посетить парк с так называемыми каменными палатками. Беда всего каменного (не важно, строение это или природный ландшафт) это вездесущие, дурацкие надписи, сделанные «человекоидиотами». Чтобы сделать фото без них, надо потрудиться.
Приятно удивило большое количество белок, которые чуть ли в карман не залазают в поисках лакомства. Мы, к сожалению, к этому не были готовы и ничего с собой не взяли.
Нагулявшись, обратно решили идти пешком, посмотреть немного город. С парковками, надо сказать, там беда. Город застроен плотно и продолжает застраиваться. Вот единственный ветхий дом, попавшийся нам по дороге, к тому же ему недолго осталось быть.
А это вид со смотровой площадки ТЦ Высоцкий. Весь город как на ладони.
А ещё вечером родственники свозили нас в Ганину яму, позитива это место, конечно, не прибавляет, но хотя бы посетили.
Наутро 24 августа, распростившись с роднёй, двинулись в сторону Омска. Очень скоро у нас был украден ещё один час, итого уже три от московского времени, поэтому к запланированному ночлегу подъезжали довольно поздно и несколько нервничали (Омск объезжали по какой-то «объездной», проложенной в голом поле, и она ужасно долго не кончалась). Но всё когда-то кончается, и мы, наконец, добрались до места ночлега. Это была опять же стоянка для фур — «дёшево и сердито», а главное — безопасно.
О дороге по Западной Сибири могу сказать лишь, что это — рутина. Тут нужно иметь запас хорошей, позитивной музыки и просто ехать, ехать и ехать. Из развлечений можно отметить заключение пари на наличие камеры в очередном ящике у дороги, которых понатыкано по всей трассе изрядно. Повидимому, камеры периодически меняют своё местоположение, но её отсутствие становится заметным, лишь когда поравнявняешся с этим самым ящиком.
На следующий день была задача проехать Новосибирск с наименьшими потерями во времени, к тому же предстояло лишиться ещё одного, уже четвёртого, часа. Трудности выезда из города через Новосибирскую ГЭС напомнили наши родные нижегородские, а вид на Обское водохранилище был вполне схож с видом на Горьковское водохранилище в районе Заволжья.
Преодолев эти трудности, добрались до границы Алтайского края. Здесь и решили заночевать.
С этого момента ночевали там, где нас заставал вечер, никаких планов строить было невозможно, но всегда находили место без проблем.
Следующий день 26 августа получился вполне насыщенным на впечатления, как, впрочем, и все остальные. В Алтайском крае посетили лишь родину Шукшина с. Сростки, да ещё в Бийске закупили мёд в качестве сувенира (там он действительно дешевле, чем на развалах по трассе).
И вот, наконец, Республика Алтай! Умывшись в Катуни, сфотографировались на её фоне. Это фото послал другу по вайберу, объяснив, что за время путешествия я малость видоизменился.
В ответ он обозвал нас «лягушками-путешественницами», а меня лично «крутым перцем» и пожелал счастливой дороги. Дорога дальше была не только счастливой, но и красивейшей. Этот и следующий день мы наслаждались видами по Чемальскому тракту. Катунь — это что-то! Хоть Чемальский район и является «попсовым» местом, но виды потрясающие.
Это всего лишь небольшая часть от увиденного, к тому же фото не может передать всей полноты окружающей картины. По этой дороге мы доехали до конца, посмотрели водопад Белтир-туйук и вернулись обратно на Чуйский тракт. Заночевать решили перед Сёминским перевалом.
На следующий день 28 августа перевалили через Сёминский и Чике-Таман
и очутились уже в настоящем Горном Алтае. За перевалами как-то всё по-иному ощущается. Чувствуешь, что находишься именно в горной местности. Стали попадаться на глаза забавные суслики, в небе летали в основном хищные птицы, и по всему Чуйскому тракту прогуливались коровы и овцы. А чуть в стороне — лошади.
Так вот, разевая рот по сторонам, добрались до слияния Чуи в Катунь.
В этом месте мне хотелось проехаться по прижиму, находящемуся на другой стороне, что я и осуществил. Семья новосибирцев с малым ребёнком не решилась ехать до конца, и пошла на попятную, мы же не смогли отказаться от дозы адреналина (хотя жена не сопротивлялась скорее по наивности и уверенности, что я знаю, куда еду). На другой стороне виды оказались тоже хорошие.
Добравшись до Ак-Бома, нашли место для ночёвки, а утром мне предстояло решить, быть или не быть нам на ретрансляторе, на так называемом Ачике (высота 2300 м).
Утро 29 августа встретило нас ясным небом, и я решился на подъём. По описаниям, дорога не очень сложная (забирались туда и на седанах на переднем приводе), но, не имея опыта, я имел некоторые трудности. Пришлось слегка пожечь сцепление из-за отсутствия «понижайки»( хорошо это было лишь в одном месте). Два раза встречались местные и пугали, что не заберёмся и, вообще, мол, «Залко масынку, поцарапас». Но подняться нам всё-таки удалось, чему мы были очень рады. К тому же увиденное нами стоило того. Хоть и с дымкой, но всё же красиво.
«Посозерцали», «помедитировали» и стали спускаться обратно, заодно набрали немного шишек на сувениры. Местные там активно шишковали, кстати. На обратном пути интересно побеседовали с алтайцем, он сетовал на то, что мешок шишки у него принимают дешевле, чем два года назад, поинтересовался нашими впечатлениями и пожелал всего доброго.
Спускаться было, конечно, легче, но из-за нагрузки на переднюю ось защиту всё-таки подмял. Но в целом спустились благополучно, и защита была отрихтована, и сами мы были довольны. Отдыхать и ночевать остановились возле Гейзерного озера и, естественно, посетили его. Дорожка туда выложена импровизированной скатертью.
И встречаются местные жители:
В самом озере плавало пяток рыбок, видимо, мелкий хариус. Само озеро себя при нас никак не проявило, и мы его покинули. Нужно было отдохнуть и попытаться уложить в голове впечатления прошедшего дня, ведь на завтра предстояло ещё много нового.
А были у нас на очереди «марсианские пейзажи», пополнение съестных и топливных запасов в Акташе и пешая прогулка к озёрам Куектонара. Осуществили это за два последующих дня.
Уникальные цветные глины были нами осмотрены в полном объёме, считаю, это место стоит посетить. Ничего подобного мы нигде больше не видели. Приведу лишь пару фотографий, хотя с разных ракурсов получаются интересные кадры с явно неземным ландшафтом.
А вот на озёра Куектонара мы явно выделили слишком мало времени, так как сперва заезжали в Акташ за припасами. Нам казалось, что 6 км — не великое расстояние, но мы не учли, что нужно идти в гору. В итоге запыхались и сумели добраться лишь до первых двух озёр. Туда надо всё-таки отправляться на целый день. На полпути вспомнили, что опять забыли побрызгаться средством от клещей, но всё обошлось, к тому же, идя в гору, быстро об этом забываешь.
Когда возвратились на базу, оказалось, что сил не осталось даже поужинать. Эту ночь мы ночевали в домике за 1100 руб. Наутро усталости как не бывало, и мы снова в пути.
База эта называлась «Кабарга», в стоимость включена парковка машины. В этом месте, пожалуй, стоит отвлечься на хозяйственно-организационную тему. На территории Горного Алтая все ночёвки мы осуществляли на базах или в кемпингах. Спали в основном в машине, стоило нам это от 200 до 300 руб. С питьевой водой вообще никаких проблем, вода в многочисленных речках чистейшая. Питание прикупали в местных магазинах, из дома взяли запас консервированной каши, супов пакетных и доширака. С собой у нас всегда газовая плитка, но в кемпингах была возможность разведения очага, были бы дрова, а камней предостаточно. Из местных колоритных продуктов, если кому интересно, отмечу мёд, который всё же стоит покупать в Бийске в торговой сети «Пчелоцентр», тушёнку, колбасу и вяленую нарезку из мяса марала и конины — это в Онгудае; сыр в поселке Черга. Изделия из верблюжьей шерсти дешевле в Кош-Агаче. Погода во время нашего пребывания там была чудесная и наше самочувствие тоже. В отличие от других поездок и длительных пеших прогулок, в этот раз ни разу не пользовались цитрамоном (основным нашим с женой лекарством), голова не болела ни разу.
Видимо, климат такой. Однако вернёмся к повествованию.
Дома, составляя маршрут, я планировал после Кош-Агача проехать до Беляшей и там остановиться на пару дней с посещением интересных мест (степь Самаха, Карагемский прорыв и пр.). Но мысль, что мы довольно далеко от дома, и переживания за машину заставили меня изменить планы и упростить маршрут. До Кош-Агача мы, конечно, доехали, пообедали славно в столовой, приобрели кое-какие сувениры и поехали обратно в Акташ. От него свернули в сторону Улагана. Посещение долины Чулышмана я не собирался отменять ни под каким предлогом. Дорога — грейдер, то гребёнка, то ямы, сильно не разгонишься. Хотя обратно я ехал гораздо быстрее, чем туда.
Вечер застал нас у «заставы Михалыча». Место неоднозначное, но мне понравилось. С малыми детьми, может, и не стоит, но для мужской кампании — самое то. Поинтересовавшись, из какого мы региона, и определив, что мы вполне подходим, сразу же потащили нас к общему столу на уху и чай. «Сначала чай, а потом хочешь оставайся, хочешь ехай дальше». Решили остаться, заодно сходить в баньку. Все строения на территории превратились в своеобразные арт-объекты. Полчаса ходил, разглядывал всё это, а сфотографировать толком ничего не успел. Кстати, в этот день там останавливались два «автостопщика», один — парень лет 24, россиянин и американка из Чикаго, 29 лет, путешествующая третий год по миру автостопом. Вечером у костра немного послушали парня о своих скитаниях, американка же по-русски — ни бельмеса, но песни под гитару слушала с удовольствием. Ночёвка с баней обошлась нам в 1100 руб., причём оплата оказалась делом добровольным и производилась опусканием денежных средств в ящик, висящий на одном из строений.
Утром был чай и традиционное поднятие флагов под мелодию «Варяга»,
А также беседа с Максимом, соратником или работником Михалыча. Он интересовался, почему Алтай, а не Кавказ, а напоследок дал наставление — не вязать белые лоскуты, так как это местное, языческое и мы к этому не имеем никакого отношения. Этих лоскутов, действительно, понавязано кругом слишком много (лучше положить на перевале монетку или конфету, по крайней мере печенье или конфету съедят звери, а тряпки висят годы и портят весь вид).
Покинули «заставу» и продолжили путь. С утра было пасмурно, и мы переживали, что Кату-Ярык будет весь в тумане и облаках, но переживания были напрасны, и нам открылось вот это:
Мои эмоции от увиденного читайте во второй «лирической» части.
Потихоньку спустились вниз и расположились отдохнуть на базе. Впечатлений было много и усталость накопилась, так что остаток дня занимались «ничегонеделанием».
На следующий день отправились по долине до базы «Грибы», чтобы переправиться на ту сторону Чулышмана и добраться до этих самых грибов. Поход на Учар не стали планировать, так как чувствовалась нехватка сил и желания. В предыдущий год, в Крыму, мы не сумели добраться до каменных грибов (свернули не туда), но зато увидели их здесь на Чулышмане. Интересное зрелище.
После этого почувствовали, что нам пора собираться в обратный путь. А это всё-таки 4000 км.
На обратной дороге продолжали осматривать то, что пропустили до этого. Последняя ночёвка в Горном Алтае была в районе Купчегеня 3 сентября. Утро 4 сентября было довольно холодным, около 4 градусов, но зато на завтрак у нас была кучка грибов и отнюдь не каменных.
Пару слов скажу про обратную дорогу. После ночёвки, опять же, на границе Алтайского края и Новосибирской обл. на стоянке отеля «Грани Алтая» 5 сентября до дома нам оставалось ровно 3030 км. Обратно решили ехать через Уфу и Челябинск. Одолели это расстояние за три дня. Затруднения были в районе Уральских гор. Когда ехали через Екатеринбург, то мы их и не заметили. А в Челябинской области горы настоящие, со всеми вытекающими последствиями — одна полоса и проблема с ночлегом. Еле дотянули до первого попавшегося мотеля. Поздно вечером 7 сентября мы очутились дома. На одометре стало 125209.
Поездкой мы остались довольны и в финансовом плане, и в плане впечатлений. Не всё увиденное я здесь описал, ещё больше увидать не удалось, но для первого посещения ГА, считаю, вполне достаточно. К тому же склоняемся к мысли в этом году снова там побывать.
Чеки на бензин не сохранились на момент написания отчёта, поэтому итог будет примерным. Бензин лил 92, в основном «газпромовский».
Итог: пройдено 8500 км.
Потрачено всего около 55000 руб.
Из них на бензин — 26000 руб.
Тому, кто дочитал до конца, предлагаю ознакомиться со второй частью, рождённой моими эмоциями при подготовке к этой поездке ещё задолго до неё самой. За возможные географические и прочие неточности заранее прошу прощения.
Часть вторая (лирическая)
(Включена в рамках национальной программы по развитию внутреннего туризма)
Непутёвые заметки 2017
Все напасти — чепуха,
Коли варится уха,
Раз клевало с «обезьяной»,
Клюнет и на «петуха».
Если ж рыба не захочет,
Клюнет в зад кого-то кочет,
И надоумит эта птица,
Что валяться — не годиться,
Что пора бы уж немного
Поразмять худые ноги,
Лишь бы не сидеть на месте,
Как изюм в слоёном тесте,
И как хреновый садовод
Свой выращивать живот,
Что пора седлать коня,
Жизнь осёдлую кляня,
И хоть куда, да хоть в Валдай!
Или, скажем,……..на Алтай?!
Говорят, в укромном месте
Где-то там живёт Бабай.
Но, может, не Бабай, так что же,
Местный чёрт — с такой же рожей
Скачет ночью по горам,
Безобразит тут и там.
Ну…, безобразить с глупой рожей
Мы, допустим, тоже можем,
Так, что, страх преодолев,
И «на посошок» присев,
Потихоньку, не спеша
Едем, шинами шурша.
А вокруг — луга, да реки,
Чебоксары, чебуреки,
Проезжаем Татарстан,
ДПС сердитый там.
Но, не взять нас «на испуг»,
Катим в Екатеринбург.
Там заждалась нас родня,
А ехать нам ещё полдня.
Привезём мы им немножко
Майской, вяленой сорожки
И копчёного леща
И его товарища.
И вот, с усталостью на лицах,
С лёгким зудом в ягодицах,
Но довольные, въезжаем
Мы в Уральскую Столицу.
Тут Демидов пушки лил,
Много дел наворотил,
А ещё Данила — мастер
Свой шедевр сотворил.
Обошёл в экстазе я
Знак «Европа — Азия»,
Помню, был я в тот момент
Рад до безобразия.
Обернулся на Европу,
Стало стыдно мне за что-то,
Без особенных причин
Меньше стало там мужчин.
Ведь, не зря же фрау Меркель
Созвала со всех концов,
Без проверки, без примерки
Южных, крепких молодцов.
А если глубже разобраться,
Посудите сами, братцы,
Где ж им взять, в конце концов,
Нерастраченных самцов?!
Надоел мне этот Запад,
На Восток бросаю взгляд.
Там восходы, не закаты,
Да и сам я азиат.
Позади Уральских гор
Вновь раскинулся простор,
Аж до самой до Сибири
Редко встретишь косогор.
Тут и там одни болота,
Хилый, редкий березняк,
Да и радио чего-то
Не вещает нам никак,
И с погодой не везёт:
Дождь, зараза, льёт и льёт…
За рулём заснуть есть риск,
Но вот уже Новосибирск.
А за ним-то что за край?
Да неужто сам Алтай?
Ну-ка, ну-ка, покажите,
Где же тут живёт Бабай?
Съедь с дороги чуть в сторонку —
Благодать и тишина,
Здесь ещё живут потомки
Персонажей Шукшина.
Посмотри-ка, парень вон —
Ну, Пашка ведь Пиримидон,
И куда ни погляди —
«Печки-лавочки» одни.
Тут, подальше от Столицы,
У людей попроще лица,
Не умеют даже злиться,
Всем готовы поделиться,
Но нужно, правда, расплатиться
И немножко поболтать.
Вон мужик, что мёд «толкает»,
Рожа красная такая,
Говорит, что он Бабая
Здесь от роду не видал.
Едьте, мол, вы лучше в горы
За высокий перевал —
В прошлый год турист там голый,
То ли пьяный, то ли хворый,
В общем, явно нездоровый,
«Хаванагилу» танцевал.
Едем в верном направлении
И два сердца бьются в такт,
Повышает нам давление
И восторг и восхищение
Это чудо — Чуйский тракт.
Красота, куда ни плюнь,
Мы, рождённые на Волге,
Бирюзовую Катунь,
Чую помнить будем долго.
Тут вдруг «бац» — ремонт у зятя,
Так что вы уж извиняйте,
Наш, пока, окончен путь,
Мне бы только отдохнуть…
Всякий знает, что ремонт,
Как нашествие Мамая —
Силы, средства отнимает,
А план на отпуск задвигает
Далеко за горизонт……..
Но вот покончили с ремонтом,
Едем дальше мы «экспромтом»,
Едем всё с открытым ртом,
Вертим головой притом.
Ну, а как тут не вертеть?
Всё же нужно посмотреть!
Посмотрели нынче даже
«Марсианские пейзажи»,
Что на речке Кызыл-Чин,
Едем дальше и молчим.
Рты у нас уже закрыты —
Впечатлениями сыты.
Кто теперь мы — Россияне?
И по-прежнему Земляне?
А, может, мы уж Марсиане?
Трудно что-то тут понять,
Видно нам пора поспать.
Будет день, и будет пища,
Камни чиркают по днищу,
Впереди крутой подъём.
Как же мы его «возьмём»?
Терпит бедный наш «Тушкан»
Наш каприз — «А что же там?
Там, за этим перевалом,
А потом ещё вон там?»
Тут бы ездить тракторам,
А не нашему «Тушкану».
Вот маячит белым лбом,
Слева к нам, скала Ак-Бом.
И не зря маячит — значит,
Посетить нам надо Ачик.
Там, на этом Ачике
Вид — «оближешь пальчики»,
А коль угодно горным духам —
Можно увидать Белуху.
Решено! — и за мостом
Бодро начали подъём…
Этот сложный путь к вершине
Стал экзаменом машине,
А заодно и для «прокладки»,
Что меж сиденьем и рулём.
Но пока что всё в порядке,
Но пока что всё «путём».
Насладились видом этим,
Шишек в дар набрали детям.
И в машине, как в карете,
Потихоньку дальше едем.
Позади пять тысяч вёрст,
Вот куда нас чёрт занёс!
Я-то, ладно — дурень старый,
Так ещё жену привёз.
И хотя до Кош-Агача
Нам сопутствует удача,
Всё же мучает вопрос —
«А вдруг туда, куда мы едем,
Надвигается мороз,
Вдруг сломается машина,
Камень острый «словит» шина,
Или где-то на вершине
Разобьёт меня понос!»
Закурил я сигарету,
Почесался там и тут
И решил проблему эту,
Изменив слегка маршрут.
И вот меняется картина —
Впереди Кату-Ярык…
И при виде «серпантина»
Нервно движется кадык.
Слышал отзывов немало
О долине Чулышмана,
Но лучше всё же, если честно,
Видеть нужно это место.
Видеть сверху, словно птица,
От восторга материться,
А за тем перекреститься
И тихонько вниз спуститься.
А внизу — иное диво:
Изумрудный Чулышман
Извивается игриво
И при этом гор массивы
Разрезает пополам.
И струятся водопады,
Словно это горы плачут,
Но глаза туристов рады,
И не может быть иначе.
Здесь вершит отнюдь не детское
Действие Природа-Мать:
Просто, озеро Телецкое
Нужно чем-то наполнять.
И вот, на самом интересном,
Нам пора в обратный путь,
Будем снова — неизвестно,
В тех краях когда-нибудь?........
Читать, конечно, вы устали,
А кто-то скажет: «Что за бред?!»,
Но всё же дать хочу в финале
Я ненавязчивый совет:
«Ощутите вы едва ли
Дома, лёжа на диване
Или в соцсетях болтая,
Прелесть Горного Алтая».
На этом хочу откланяться и пожелать всем удачных путешествий, красивых видов и счастливой дороги.