|
В эти новогодние праздники, после традиционных возлияний и встреч с друзьями было решено прикоснуться к Уралу. Экипаж: я, жена и Киа Соренто. Маршрут: Железнодорожный — Ижевск — Воткинск — Пермь (Кунгур, Усьва) — Киров — Кинешма — Железнодорожный. Итак:
03.01 в 7:20 мы выехали в Ижевск, дорога была достаточно свободной, фур было мало, погода слякотная, как в Подмосковье — 10 оттенков серого. В Нижнем и в Казани не останавливались, были в них неоднократно. В Ижевскую гостиницу Amaks Центральная (2300 руб./сут.) прибыли в 22:10 по местному (+1 час), пробег за день составил 1171 км, средняя скорость по борткомпьютеру 89 км/ч. Вечером уже никуда не пошли, подкрепились в номере и легли спать.
04.01. Утром отправились гулять по городу, в столице Удмуртии уже зима, мороза правда нет, зато ура — наконец-то под ногами снег. Видимо, городские власти тоже соскучились по зиме, снег убирают только с проезжей части, а пешеходы пусть радуются, чапая по снежной каше. Сначала мы пошли на площадь Оружейников с одноименным памятником
и с новодельной (2007 год) Михайловской колонной, посвященной князю Михаилу Романову, управлявшему Ижевским оружейным заводом.
Этот памятник был и раньше, но в 30-е годы его, естественно, снесли. С площади открывается вид на завод концерна «Калашников» и на Ижевский пруд с кучей рыбаков.
Пруд — это мягко сказано, на самом деле это настоящее водохранилище площадью 2200 га, искусственно созданное еще в 18-м веке при строительстве завода. Так же на площади есть интересный музей истории «Ижмаша», но, увы, работает он по режиму предприятия, соответственно все праздники был закрыт. В 11:00 нас ждал гвоздь сегодняшней программы — заранее заказанная экскурсия в музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова.
Конечно, было интересно послушать об этом легендарном Человеке. Обратил внимание на один экспонат — сделанная Калашниковым из подручных материалов электрогазонокосилка для использования на собственном участке, одна из деталей (похожая на конденсаторы для запуска двигателя) была прикручена к раме синей изолентой. (А любой советский школьник знает, что это самое надежное соединение))). После экскурсии мы пошли в тир, пострелять из настоящего оружия, я из АК-47, жена из ПМ. Но желающих было слишком много, сначала билеты просто не продавали, потом был обед, поэтому в ожидании мы снова отправились гулять по городу, посетили Ижика (талисман города, установленный в канун 250-летия Ижевска)
и советский монумент дружбы удмуртского и русского народа.
Ну а потом вернулись в тир, предъявили паспорта и права (типа не психи), заполнили кучу бумаг, поставили тьму подписей и на огневой рубеж. На удивление, я отстрелялся неплохо (учитывая, что из АК я стрелял всего 2 раза — в 10-м классе и перед присягой в 94-м году), из 5 одиночных выстрелов 4 в цель!
Жена 1 раз попала в 8-ку. После стрельб мы подъехали к главному корпусу оружейного завода постройки начала 19-го века. Корпус красив, но его состояние — позор руководству концерна, стоит весь обшарпанный, с выбитыми стеклами, уж производя оружие на полмира, могли бы и отреставрировать.
Напротив корпуса — памятник Дерябину, основателю Ижевского завода. Он с унынием смотрит на это безобразие.
Далее мы отправились на родину Чайковского, в Воткинск, это всего 57 км от Ижевска. Усадебный комплекс (целый квартал) находится в очень хорошем состоянии, взяли экскурсию, было достаточно интересно и приятно походить по усадьбе. По Воткинску, к сожалению, больше не гуляли, время поджимало, предстояло добраться до Перми — 220 км и еще + 1 час к удмуртскому времени. В Пермь, в гостиницу Avant (2500 руб./сут) прибыли в 21:55 по местному. На этом 2-й день путешествия закончился, суточный пробег 280 км, средняя скорость по борткомпьютеру составила 79 км/ч.
05.01. В 10:00 мы были в музее Пермских древностей, хотя правильнее было бы назвать его палеонтологическим. Музей небольшой, но очень интересный и познавательный, мы реально узнали кое-что новое, видимо, взгляды на некоторые вещи за последние лет 10-20 изменились. Так, со слов экскурсовода, сейчас считается, что самые страшные хищники (тираннозавры, тарбозавры) на самом деле были медлительными (при своих гигантских размерах и строении скелета они просто не могли быстро бегать) падальщиками, а археоптерикс не прародитель птиц, а тоже летающий ящер. Наверно, точно это установить поможет только изобретение машины времени. В экспозиции представлены подлинные и реконструированные скелеты мамонтов, динозавров и прочих «тварей», некогда населявших нашу Землю. В общем, для тех путешественников, кто окажется в Перми, посещение этого музея строго обязательно.
Закончив осмотр музея, мы отправились к другой «древности» — Кунгурской пещере. Дорога отличная, частично магистраль, частично обычная 2-полоска, и наконец-то выглянуло солнце, по которому мы уже сильно соскучились. Не доезжая Кунгура ~ 5 км прозвенел тревожный звоночек, секунд на 30 пропала тяга, авто не разгонялось более 60 км/ч. К пещере подъехали в 12:45, очередь в кассу, как в советский универмаг за дефицитом. Понятное дело — праздники, народу много, а пещера маленькая, могли бы и расширить))). Попеременно стоя в очереди и греясь в кафе, благо было не очень холодно, всего -6С, отстояли где-то час - час десять.10. Билеты достались на обычную обзорную экскурсию в 16:50 (есть еще с лазерным шоу), 2 часа ожидания потратили на кафе и небольшой музей карста и спелеологии, посвященный геологическому строению уральской части Пермского края. Ровно в назначенное время нас пустили под землю. Пещера интересная, практически все своды испещрены природными рисунками, есть озеро, во многих местах сделана красивая разноцветная подсветка.
Но, по моему скромному мнению, все же по красоте она уступает (а иногда и по размерам) и Новоафонской в Абхазии и Сатаплиа с Кумистави в Грузии и Скельской в Крыму. Впечатление только портили маленькие канючащие дети, которым пещера была до фонаря. А ведь на входе висит табличка с просьбой не брать маленьких детей. После пещеры мы отправились обратно в Пермь, в Театр — Театр, но как говорится, хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах. Примерно на полдороги опять пропала тяга, замигал check engine, обороты не поднимались выше ~ 1800 на ходу и 3000 на нейтрали. Вначале я грешил на топливо, но при -7С дизель замерзнуть уж никак не мог. Дотянув до ближайшего Лукойла, на всякий случай долил до полного 18 л. Но ничего не изменилось, по ровной дороге авто еле разгонялось до 100, на подъемах и от светофоров максимум 40-50, как перегруженный КАМАЗ арбузтранса. Доковыляли кое-как до театра, и здесь облом, остался 1 билет. Особо не расстроились, так как голова все равно была занята перспективой ремонта Соренты. Поэтому немного побродили по вечерней Перми: ледяной городок,
«знаменитый» Пермяк - соленые уши,
медведь.
Вообще, забегая вперед, скажу, что Пермь понравилась: достаточно динамичный, чистый, аккуратный живой город. Исторической застройки немного, но что есть, то есть. Вечером вернулись в номер изучать по интернету матчасть и адреса автосервисов. Изучение профильного форума позволило предположить неисправность датчика давления воздуха во впускном коллекторе.
06.01. К открытию, в 9:00, уже были у офдилера Сатурн-Р. Большое им спасибо, приняли сразу без записи, диагностика подтвердила отказ датчика, из-за которого турбокомпрессор работал некорректно и двигатель уходил в аварийный режим. К счастью и на удивление, датчик оказался в наличии (судя по форуму, срок ожидания обычно 3-5 дней), еще и машину помыли. В общем, через 2 часа авто был готов к дальнейшему покорению Урала. Конечно, если б это случилось дома, я бы попытался этот злосчастный датчик промыть, говорят, помогает, но, понятное дело, вдали от дома заниматься подобными эксерсизами было бы глупо. А вообще, эта поломка в дороге у меня стала 1-й с 2001 года, с тех пор, как я слез с отечественного транспорта (Волга, Газели). Но рано или поздно это должно было случиться, технике свойственно иногда ломаться.
Итак, с опозданием в 3,5 часа от расчетного времени мы стартовали в зону Пермь-36 (бывший ИТЛ, сначала для уголовников, потом красная (для бывших ментов сотрудников МВД) и с 1972 по 1988 для политических, сейчас она закрыта, работает как музей). Светило солнышко, освещая заснеженные елки, дорога была великолепна.
По пути заехали в село Успенка, где стоит памятник Ермаку, считается, что именно отсюда в 1581 г. Ермак отправился покорять Сибирь. Искали памятник долго, только с помощью 12-кратного бинокля его нашли — это небольшая стела на маленьком острове на реке Чусовой. Рядом стоит табличка в стиле «Купаться запрещено» или «Не сорить», издали даже вооруженным взглядом не видно, а близко не подойти, берег почти отвесный.
Но посетить это место стоит не столько из-за памятника, сколько из-за прекрасных видов на Чусовую.
Кстати, в Успенке есть еще монастырь 16-го века, основанный Трифоном Вятским.
С живописной часовенкой
и святым источником.
В 13:30 (вместо запланированных 10:00) мы приехали в п. Кучино (одноименный с районом, где мы живем) в Мемориальный центр истории политических репрессий Пермь-36. По территории водят с экскурсией, в экспозиции представлены материалы не только этой зоны, но и других печальных мест бывшего ГУЛАГа (Колыма, Соловки). Сохранились бараки, клуб, причем последний не просто сарай-барак, а здание с архитектурными изысками, внутри колонны, купол.
Экскурсия закончилась в 15:00 и, пока не стемнело (а здесь темнеет поздно, ~ в 17.00), благо стояла морозная -18 -20С безоблачная погода, мы решили прокатиться в сторону Березников вдоль реки Усьва, хоть немного полюбоваться на Уральские горы.
Небольшое видео зимней дороги с регистратора:
Можно сказать, что только ради этих видов стоило ехать. Вот виды в районе Гремячинска, смотровая площадка «Белые камни».
Добрались мы только до п. Усьва, ни в Каменный город, ни к Усьвенским столбам мы, к сожалению, не успели, уже темнело.
Пришлось эти достопримы оставить на будущее и вернуться в Пермь. Вечером сходили на фильм «Движение вверх», очень понравился — рекомендую.
07.01. Выписались из гостиницы и поехали в архитектурно-этнографический музей «Хохловка» (40км от Перми). Это типичный музей деревянного зодчества под открытым небом, из необычного — огромная деревянная емкость для рассола с одного из солеваренных заводов.
Её бревна так сцементировались солью, что в музей её тащили целиком, при массе в 100 (сто!) тонн.
Из Хохловки мы поехали в дом Мешкова (особняк конца 19-го века, построенный в стиле модерн).
В 19-м веке он принадлежал предпринимателю Мешкову, сейчас в нем краеведческий музей, музей достаточно интересный, провели мы в нем часа 2. Напоследок подъехали к железнодорожному
и речному вокзалам, естественно, сфотографировались у оптимистично-жизнеутверждающей надписи,
посмотрели памятник жертвам «Хромой лошади»
и в 16:35 взяли курс на Киров, ехать предстояло 500 км, но теперь перевод часов играл нам на руку. Время в Кирове -2 часа. Дорога оказалась на удивление хорошей, можно даже сказать, отличной, в гостиницу «Классик» (2340 руб./сут) прибыли в 21:35, выпили чай и уснули. Средняя скорость по борткомпьютеру составила 73 км/ч.
08.01. В 10:00 у нас была заказана экскурсия в музей «Дымковская игрушка: история и современность». Отличный музей! Для нас двоих провели экскурсию, и мастерица продемонстрировала процесс лепки игрушки. Несмотря на то, что понедельник был выходным днем, для групп они работают! Даже состоящих из двух человек! Естественно, договариваться надо заранее. Очень интересно, даже не ожидали, что так понравится, и большое спасибо сотрудникам. И что радует, данный народный промысел жив, может и не процветает, но, по крайней мере, работают 20 мастериц (раньше, правда, было 60). В любом случае здесь выглядит все оптимистичнее, чем, например, в Федоскино и в Палехе. Так как все остальные музеи в этот день были закрыты, дальше мы просто гуляли по городу, зашли в Трифонов монастырь.
В монастыре увидели интересную технику.
Прошлись по высокой набережной Александра Грина, с которой открываются дали за Вяткой.
Город понравился, хотя и был здорово завален снегом.
Понравилось, что в беседке в Александровском саду стоит действующее пианино, кто хочет, может поиграть.
Ну и, конечно же, мы не оставили без внимания самое красивое здание в Кирове: особняк 1911 года (архитектор Чарушин), ранее принадлежавший купцу Булычёву, который построил его для своей дочери, но та уезжать из Питера в Вятку не согласилась, и Булычёв продал его городу за треть цены. Затем в 1915 году в особняке разместился дом инвалидов и сирот Первой Мировой войны. К сожалению, или к счастью внутрь не попасть — сейчас здесь расположено областное управление ФСБ.
В 13:50 выехали в Кинешму, дорога до Мантурово отличная, дальше, до поворота на Заволжск (170 км) сильно портится, то ли разбитый асфальт, то ли грейдер, под снегом не видно. Но, в принципе, это не самый плохой вариант, бывает и хуже. Несколько раз попали в мощные снежные заряды, так что дорогу было видно еле-еле. Хорошо, что они были не продолжительными. В апартаменты съемную квартиру Санта-Барбара (1300 руб./сут), приехали в 21:25, пробег составил 576 км, Vср 81 км/ч.
09.01. С утра погуляли по центру этого небольшого купеческого провинциального городка, на набережной хотели попить чаю, но кружку надо было иметь свою))).
Город красив и уютен, но большинство зданий нуждаются в ремонте. Но все равно, погулять было приятно.
Напоследок мы решили заехать на городское стрельбище, где раньше располагался летний лагерь 3-й бригады войск РХБЗ, и мы студенты в далеком уже 1994 году проходили 3-недельные сборы. Но в 2012 году часть была расформирована, и от полигонных построек остались руины(((. Эх, ностальгия.
Так как дорога домой шла через Суздаль, то не заехать в этот сказочный городок хоть и в —дцатый раз было невозможно. Заехали, побродили, подкрепились в кафешке, снова побродили и поехали домой.
В первый рабочий день народ, видимо, еще не отошел от праздников, на Горьковке пробок не было и дорога от Суздаля (206 км) заняла всего 3 часа Vcр 66 км/ч. Дома были в 20:45.
Итого, пробег за всю поездку составил 3624 км, мы набрались много новых впечатлений, конечно, не все удалось посмотреть, не на все хватило времени, а многие музеи (ИЖмашевский, Мотовилихинского завода в Перми и др.) на праздники были закрыты. Еще, конечно, матчасть подвела. По идее на эту поездку нужно было бы не 7, а минимум 9-10 дней. Можно было бы еще заехать в Елабугу, погулять по Воткинску. Но зато будет повод еще раз (да и не раз) вернуться на Урал.
Все фото по ссылке.