|
Всем доброго времени суток. Это мой первый публичный рассказ об автопутешествии, поэтому не судите строго.
Подготовка
Так получилось, что второй год подряд ездим с семьей на лето в Сочи. Жена с ребенком прилетают на самолете, а я с друзьями едем на машине. В прошлом году ездили напрямую из Кемерово в Сочи без заездов куда-либо. В этом году захотелось забраться подальше, появились мысли о Грузии.
Опять же, второй год получается так, что автомобиль покупается почти перед поездкой. В прошлом году была Teana, в этом году искали другой авто, повыше. Смотрели много вариантов и тут оказывается, что знакомый выставляет своего икса. 4,8 бензинка, весь обслуженный, надо лишь заменить маслосъемные колпачки и поменять детальку в люке. На момент покупки я понятия не имел, что такое маслосъемные колпачки, для меня это звучало подобно колпачкам на нипелях на колесах)))
В общем взяли икса, поехали на сервис. На всякий случай поменяли масла в раздатке, редукторе, пару рычагов, заправили кондер. Ну и оставил машину на сервисе менять эти колпачки.
На следующий день на сервисе была такая картина:
Как вам картина BMW, на которой нужно выезжать через пару дней?)) Теперь я знал, что такое маслосъемные колпачки)
Но, к счастью, все обошлось, на следующий день собрали. На сервисе ребята, зная о наших планах, относились к этой затее очень скептически. Это ж BMW. Но выбор был сделан, и было поздно сомневаться.
Теперь осталось разобраться с люком и выезжать. Люк делали часа 4 и вот, наконец, 9 июня в час ночи стартуем из Кемерова.
День 1. Кемерово — Уфа
За первый день доехали до Уфы, проехав в сумме 2300 км. По приколу допустили мысль, что из Грузии можно в Турцию рвануть, загуглили, оказалось, что из Батуми вроде как можно пересечь границу. Но особо всерьез эту мысль не стали рассматривать, решили на месте посмотреть.
До Урала пейзажи были однотипные. Непонятно, то ли едешь под Красноярском, то ли под Челябинском.
На Урале уже интереснее, но движение было, как в городе, все-таки его надо ночью проезжать.
Часов в 10 вечера были в Уфе, проехали через весь город до какой-то гостиницы. Честно сказать, немного разочаровавшись в городе. Как-то бОльшего ждали от миллионника.
День 2-3. Уфа — Самара — Волгоград — Элиста — Эльбрус — Грозный
С утра выехали из Уфы. Проехали башкирские дороги без разделительных полос, но со знаками «обгон запрещен» (По моему мнению, сплошняки не рисуют второй год, ибо кормушка неплохая)
Доехали до Самары, заехали туда прикупить масла, отбалансировали колеса и поехали дальше.
В сторону Саратова навигатор проложил путь как-то ниже Волги (с южной стороны). Ехали по убитым дорогам, проклиная все. Потом судьба над нами сжалилась, и мы пересекли Волгу через Балаково.
Балаково… звучит как какая-то деревушка. Подъехали. Что-то как-то слишком много ЛЭП.... Начали гуглить. Оказывается, это единственный город пяти всесоюзных ударных строек СССР: Саратовская ГЭС, Балаковский завод волоконных материалов, завод фосфорных удобрений, Саратовский оросительно–обводнительный канал, Балаковорезинотехника, Балаковская АЭС (самая крупная АЭС в России)
Балаково, конечно, этим запомнился, очень крутой город.
Пересекли Волгу, поехали дальше в сторону Саратова, дороги стали заметно лучше. Проехали Саратов, двинули в сторону Волгограда. В Волгограде были примерно в час ночи. Покрутились, повертелись и решили не останавливаться. Двинули в Элисту — центр буддизма России.
В Элисту прибыли утром, проехали по городу, заехали в буддийский храм Алтн Сюме.
Посмотрели, отдохнули и поехали дальше.
Днем были в Минеральных водах, заехали на автомойку, перекусили, узнали, как добраться до Эльбруса. Проехали Пятигорск, повернули у Баксана в сторону Эльбруса. Здесь начинается красота…
Увидели какую-то дорогу в горы, решили, что непременно туда надо заехать, все-таки на джипе едем)
На спуске протестировали систему помощи при спуске. Прикольная штука, сама тормозит, когда надо.
И вот наконец-то Эльбрус.
Заехали сначала перекусить, заодно фоточки)
Прикупили реквизит и побежали искать подъемники.
У подъемников узнали, что мы слишком долго перекусывали, и сейчас можно подняться только на первый уровень, и то мы заскочили в последний подвесной трамвайчик, потом никого уже не поднимали.
От Эльбруса, конечно, голову снесло. Всем. В хлам)
Фото, конечно, не очень все передают.
Здесь мы поняли, что уже все не зря.
Кое-как успели на фуникулер, иначе была перспектива пешком спускаться.
Поехали в сторону Грозного, решили там заночевать. Дотуда доехать, конечно, не так просто на наших номерах, постоянно тормозили, везде блок-посты, КПП, на которых надо отмечаться.
В конце концов, заехали в Грозный, проехали по проспекту Кадырова, заселились в гостиницу. Спустились поужинать. Спросили женщину, которая нас обслуживала: «Где тут пиво можно взять?» Ответ был строг и краток: «Нигде. Умирать никто не хочет…» О_о. Вопросов больше не задавали, пошли спать.
День 4. Грозный — Степанцминда
12 июня. День России. Интересно было посмотреть, как празднуют его в Чечне.
Позавтракали, поехали изучать город.
Заметили, что сотрудники полиции все как один здоровенные. И когда кого-то останавливают, здороваются за руку. Сначала подумали, что просто знакомые, но потом и нас тормознули, поприветствовав рукопожатием. Пообщались, узнали, что быть не в форме тут нельзя.
Доехали до центра, пошли на демонстрацию. Один из нас был в шортах. Его быстро поймали, поздоровались за руку и объяснили, что в шортах тут нельзя)
Понравились в Грозном порядок, чистота, хорошие дороги, еда была вкусная. Какого-то негативного отношения к нам не заметили. Но в то же время ощущаешь себя здесь почему-то не в своей тарелке. Все-таки совсем другая культура и ценности.
Выехали из Грозного, на обратном пути нас тормозили только на КПП для отметки о выезде.
Доехали до Владикавказа, 100 км, но город, конечно, не сравнить. Сразу видно, где деньги есть, а где нету. Заправились, выехали на Военную Грузинскую дорогу в сторону КПП «Верхний Ларс».
Считается одной из самых красивых горных дорог в мире. Согласен полностью.
КПП Верхний Ларс:
Очереди особой не было, все прошли быстро. При досмотре вещей практически ничего не просили открывать, визуально все глянули и вдруг спросили, есть ли у меня разрешение на горшок))) (вез для ребенка).
И вот, гамарджоба, мы в Грузии!
Едем дальше, балдея от гор, вершин которых не видно.
Приехали в с. Степанцминда, по-грузински «Казбеги». Это то место, откуда при хорошей погоде виден Казбег.
Степанцминда — поселок-фанат Митцубиси Делик.
Их там больше, чем всех других марок вместе взятых (с учетом приезжих).
Объясняется это тем, что здесь высоко в горах находится Церковь Святой Троицы, очень красивое место. И эти Делики поднимают туда туристов. Возможно, конечно, есть и другие туристические маршруты…
Фото церкви при хорошей погоде (взято из интернета, у нас было облачно)
На эту гору у нас были свои планы, еще в Кемерово мы взяли с собой палатку, спальники и т.д.
Надо туда подняться. Общаемся с несколькими грузинами, все нас отговаривают подниматься на нашей низкопрофильной резине, уверяют, что кроме Делик ничего туда не заедет, что мы машину оставим в горах и т.д., естественно, параллельно предлагая свои услуги. Но мы не для того столько проехали, чтобы так просто уговориться. Решаем ехать сами.
Купили мяса, сыра, помидоров, вина и поехали. Кстати, один из тех, кто нас отговаривал от поездки, дал нам шампуры.
Едем через поселок Гергети в сторону этой горы и понимаем, что у нас нет ни бумаги, ни дров, ни спичек для того, чтобы сделать шашлык. Начинаем ходить и клянчить по домам дрова. И как на зло, дров здесь практически нету. Кое-как нашли какие-то строительные палки, хозяин нам их отдал. Тут же нашли мини-кафе, хозяин которого нам дал спички и бумагу. Здесь впервые столкнулись с грузинским гостеприимством, от которого сначала поневоле ждешь какого-то подвоха. Но нет, все дают от чистого сердца.
Начали подъем, который был, конечно, не простой. Много камней, больше всего боялись порезать резину. Ну и за бампер переживали немного. Но в целом все прошло хорошо.
И вот, наконец, мы на вершине!
Все вокруг в тумане. Потом вычитал, что это не туман, а облака какого-то типа, которые образуются на высоте 2000+ метров над уровнем моря. Здесь высота была 2200 метров. Степанцминда находится на высоте 1740 м.
Разложили палатку, тут же к нам прибился какой-то пес. Решили, что он будет нас охранять)
Развели огонь, начали отдыхать. Ощущения непередаваемые: находишься высоко в горах, за 5000 км от дома, вокруг никого, только горы.
Чуть-чуть ночной жути)
Ночью было достаточно прохладно, пес залез к нам греться.
День 5. Степанцминда — Кабулети
С утра надеялись, что облака уйдут и мы увидим наконец Казбек, но, увы, прождав почти до обеда, так ничего не увидели.
Правда, по сравнению с прошлым днем видимость все равно улучшилась.
Спускаемся вниз.
Чтобы проще было спускаться, один был за рулем, двое других стояли на подножке и держались за рейлинги, подсказывая, куда ехать. Попутно надели реквизит с Эльбруса, чем вызывали восторг у встречающихся туристов)))
Погода потихоньку начала улучшаться.
Поехали дальше по Военной Грузинской дороге в сторону Тбилиси. Там нас ждал знакомый одного нашего друга. Мы ему подарки из Сибири везли.
Дорога очень красивая, сплошные пейзажи.
Заехали на арку дружбы народов, большая смотровая площадка на каньон.
Фото, конечно, не передают того масштаба. Очень высоко, дух захватывает. Здесь, кстати, можно полетать над ущельем на параплане.
Внизу увидели маленькое озерцо, решили до него добраться. Спустились вниз, получилось наконец фото, немного передающее масштаб.
Дальше доехали до Тбилиси, движение ужасное. Такое ощущение, что, если ты включаешь поворотник — у тебя сразу появляется приоритет и можно не смотреть по зеркалам)
Впервые увидели ДПС Грузии, машины классные, да и сами ходят как шерифы)
Встретились со знакомым друга для передачи гостинцев. Тот оказался начальником охраны местного рынка. Естественно, повел нас на рынок, где накупил нам сыра, горячего лаваша, помидоров. Помог по хорошему курсу поменять рубли на лари. Тут же, не успев моргнуть глазом, двое из нас уже были так сказать набуханы) Третий, кстати, тоже чуток, но т.к. он был за рулем, на него не наседали. Не сказать, что мы хотели изначально там что-то выпить, но здесь мы впервые встретились с грузинской манерой предложения выпивки, соответственно, были абсолютно бессильны. Причем, к нашей дегустации приложили руку очень многие с этого рынка. Все это сопровождалось шутками, анекдотами. Такого, конечно, я нигде не встречал и так не смеялся очень давно.
Изначально хотели остаться в Тбилиси, но Патрик (наш новый грузинский друг) объяснил, что здесь делать абсолютно нечего и лучше ехать в сторону Кутаиси. Так и сделали. Но в итоге проехали Кутаиси и двинули в сторону Кабулети. Это уже на море. Приехали поздно ночью, заселились в первый попавшийся гостевой дом.
День 6-7. Кабулети — Батуми
Когда проснулись с утра и пошли завтракать, на столе нас уже ждала бутылочка домашнего вина от хозяина, потом оно ждало нас каждый день.
Решили этот день уже никуда особо не ездить, отойти от дороги. Сходили на море, пляжи были достаточно пустые, поехали в Батуми.
Батуми — крутой город, очень понравился, красивые здания, красивая набережная, все достаточно чисто.
В Батуми искали информацию о паромах до Сочи, хотели на машине таким образом туда добраться, чтоб большой крюк не делать. Но из Батуми ходит только такая вот ракета:
Нам посоветовали съездить в Поти, там спросить насчет парома. Это грузинский грузовой порт.
Поехали туда на следующий день, оказалось, что после того как отношения между странами испортились, паромы не ходят. Но зато, поговорив с полицейскими, узнали, что в Турцию можно заехать вообще без проблем. Решили ехать на следующий день, а пока съездить посмотреть на вечерний Батуми.
Случайно там заехали в старый город с мощеными узкими улочками и красивой архитектурой. Очень классное место.
День 8-9. Батуми — Турция — Сочи
С утра выехали в сторону Батуми и турецкой границы. Очереди на КПП практически не было. Проходишь контроль как обычно, никаких проблем не возникло. Единственное, нужно покупать турецкую страховку. Мы отдали за нее 4000 руб. Оформляется прямо на границе и дается на 3 месяца. Как позже узнал, можно было оформить на несколько дней. На границе, кстати, никто уже не говорил по-русски. Да и по-английски тоже. Сотруднице контроля долго мне пришлось объяснять, что надо купить страховку. Слово insurance в ее произношении состояло из каких-то хрипяще-шипящих звуков.
И вот, мы в Турции!
В момент выезда из Кемерова, сама идея о том, что можно на машине доехать до Турции, выглядела как фантастика. И от того, что все-таки все получилось, нас просто перло)
Остановились сфотаться на фоне турецкого флага.
Тут к нам подошел грузин по имени Сосо, попросил подвести.
Взяли его с собой, тот рассказал, что после сбитого российского самолета, к русским в Турции относятся крайне деликатно, стараясь не причинять лишнее беспокойство и вообще всячески избегать различных конфликтов.
Чуть позже нас остановили турецкие военные. Узнав, что мы из России, даже документы не стали проверять, отпустили. Может, и правда там русских сейчас стараются не трогать.
Решили доехать до первого более-менее большого города, посмотреть там по-быстрому и возвращаться обратно. Ибо нужно уже ехать в Сочи.
Ближайшим таким городом оказался город Rize примерно в 130 км от границы. Дорога до него просто супер — никакого серпантина, покрытие ровное, дорога идет вдоль моря, красота!
Там перекусили, с трудом найдя англоговорящего официанта, немного отдохнули и двинули обратно.
В Турции научились очень экономной езде) При стоимости бензина в районе 80 рублей/литр считаешь каждый километр) В Грузии тоже не особо дешево, в районе 60 руб./литр, но 80 рублей — это выше всяких психологических отметок, да и еще на машине с 4,8 движком.
Вернулись к границе, опять без проблем ее пересекли обратно.
Поехали в сторону России.
Проехали Кабулети, Кутаиси, Тбилиси, остановились на заправке.
Рядом был небольшой ларек, решили что-нибудь перекусить. Оказалось, там могут приготовить хачапури. Пока готовили, разговорились с хозяином этого ларька-мини кафе. Когда хачапури был готов, на столе уже стоял коньяк и двое из нас опять были угощены) И все произошло опять как во сне: вот ты подъезжаешь к заправке, и вот ты уже под шафе, хотя никаких подобных планов и мыслей вообще не было. Чуть там спать не остались))
Но поехали дальше, ближе к 11 вечера были на границе с Россией, пересекли КПП «Верхний Ларс» и поехали в сторону Сочи. Тут уже особо не фотали, а просто ехали.
Проехали Нальчик, Пятигорск, Минеральные воды, повернули в сторону Майкопа, чтобы не делать крюк. Утром переехали через Шаумянский перевал, доехали до Туапсе и двинули в сторону Сочи.
После такого долгого пути, серпантин, конечно, выматывает сильно. Да еще и перед Сочи нас остановили на посту ДПС, начали все документы проверять, причем очень это было долго. Мы в Турцию въехали быстрее чем в Сочи прошли этот пост. Как бы все понимаем, в Сочи вот-вот должен был начаться кубок конфедераций, но тем не менее слишком уж было долго.
В конце концов добрались до Адлера и поехали на Красную поляну. Там живет знакомый. На поляне и заночевали.
Тоже нехилый заезд получился: за один присест из Турции до Красной поляны. Жалко, что граница Абхазия — Грузия закрыта, было бы все намного проще.
День 10. Сочи
В целом, на этом путешествие закончилось. Мы посмотрели Красную поляну, искупались в море, сходили в казино (кстати, даже немного выиграв там). Потом парни улетели, а жена с ребенком прилетели.
Напоследок немного фоток из Сочи с разных сторон.
Кубок конфедераций, стадион Фишт:
Роза хутор:
Пляж в Имеретинской бухте:
Автомобиль это не средство передвижения, а роскошь:
Чем выше горы, тем ниже приоры…
Красная поляна:
Сочи с горы Ахун:
Всем, кто дочитал до конца, огромное спасибо. Буду рад ответить на комментарии, конструктивные пожелания. Если кому-то интересны дополнительные детали поездки, смело спрашивайте, с удовольствием отвечу.