|
Старт: 29.07.17
Автомобиль: ВАЗ 2129
Протяженность автомобильного пути: ~ 7,5 тыс. км
Маршрут на авто: Екатеринбург — Листвянка — Екатеринбург
Протяженность пешей части: ~60км
Маршрут пеший: Листвянка — Большое Голоустное
Средний расход (все включено): 10,5л/100км
Бюджет мероприятия (все включено): 47 тыс. руб.
Поломки в пути: потеря шпильки суппорта, утрата болта на 120 мм, клин тормозов, потеря емкости АКБ, поломка промвала и далее по мелочи.
Команда: Денис Санин (водитель, механик), Михаил Усов (второй водитель, штурман, доктор), Надежда Санина (младший научный сотрудник).
Перед выездом машина была на несколько раз осмотрена, техническое состояние доведено до хорошего уровня. Тем не менее, когда забрали Мишу с его скарбом и продуктами в дорогу, стала проявляться первая проблема — стук и лязг, совпадавший с оборотами кардана. Через 100 км пути он достаточно поднадоел, чтобы залезть и найти причину. Оказалось, что из-за приличной пригрузки филейной части, кардан грузиком стал задевать о тросик ручного тормоза. Тут же подвязал его повыше, и проблема ушла. Поскольку последнее путешествие (в Крым и Абхазию на ВАЗ 21011) так же начиналось с небольших неприятностей, никакого большого смысла мы этому придавать не стали.
Чтобы в поездке Надя сильно не скучала, могла читать, играть и рисовать, заранее был сделан сборный столик, который сослужил ей хорошую службу.
Вообще, компоновка у 29-й модели удачная, можно из салона достать нужную вещь, перерыв тут же рюкзаки. А багажник получается такой же по размерам, как у короткой нивы. Впрочем, и в него можно упихать немало вещей. Мы использовали багажные резинки, чтобы все сидело плотно и ничего не разлеталось.
После первых сотен километров пути, особенно здесь отличился курганский участок, стало все больше брякать в районе колеса. У нивы это естественный звук при некотором износе суппортов, поэтому он поначалу игнорировался. Однако осмотр показал, что в результате проезда «спецучастка» была утрачена шпилька и палец хотел покинуть суппорт. Этому также поспособствовала отработанная привычка смазывать все трущиеся и сопрягаемые детали. Шпильки другой не было, а за проволокой было далеко лезть. Поэтому подошли нетрадиционно и завязали иглу от шприца.
Брякать меньше не стало, но стоит и до сих пор :)
Проезжали мы за день около 650-750 км. Двигались только в светлое время суток, периодически останавливались на обед, второй обед или чаепитие. Крейсерская скорость держалась на отметке 100-110 км/ч. Большинство узлов и агрегатов были перебраны или заменены на новые перед поездкой, поэтому обычного для нивы воя не было. Ручки иногда начинали потрескивать на раздатке, но две наброшенные кепки решали и эту проблему. Хотя тихой машину назвать язык все равно не повернется. Но у нее есть другое преимущество, перекрывающее этот недостаток, и оно непосредственно связано с ночевками и обустройством лагеря.
Многие при поездке на большие расстояния останавливаются у дороги на небольших перекрестках. У этого варианта два больших недостатка: вы на виду и нерадивые сограждане уже порядком все усрали. По-другому это назвать нельзя, так как мусора оставляется на таких съездах просто немеряное количество. Мы же, пользуясь благами полного привода, выбирали съезды в лесной массив по дрянным раскисшим дорогам и оставались наедине с природой. С природой и ее дикими представителями))
Для обустройства лагеря использовались шесты, тент и автоматическая палатка, поэтому в любую погоду лагерь ставился быстро и в нем было уютно и комфортно.
Весь мусор мы всегда забираем с собой, место бывшего лагеря:
Ну только что немного понавыдергали, каемся:
А на четвертый день случилась неожиданная поломка. Или даже две. Накануне была проверена натяжка ремня генератора, он на холодную немного подсвистывал, и мы его подтянули. Зарядка шла, все было ок. И вот в районе двух часов дня вдруг выключается магнитола и прикуриватель. Сначала мысль пала на предохранитель, но оказалось, что и другие вспомогательные элементы отключились. Свернули мы на ближайшую площадку, как раз еще проезжали участок с ремонтом дороги, и благо АКБ еще вполне хватало на снабжение катушки зажигания. Все, что можно было, мы выключили.
Напряжение бортовой сети оказалось в районе 11В — грусть и печаль. Подозрение первым делом пало на щетки/диодный мост, но, когда я дотянулся до ремня, он оказался не натянутым. Это уже было более, чем странно. А потом я удивился еще больше. Не имею ни малейшего представления, как умудрился раскрутиться и вылететь болт крепления генератора, но факт остается фактом. Болтяра 120*12 просто отсутствовал на своем месте. Миша при этом уточнил, что вчера он зацепился за него взглядом, и все было нормально.
Чтобы не мешать никому на АЗС, на которую мы свернули, я решил перепарковать авто, но стартер не смог прокрутить двигатель. Миша как раз отлучился ненадолго и толкать машинку не хотелось, поэтому я достал кривой стартер, вспоминая кадры из «Кавказской пленницы», и оперативно завел наш «пылесос».
Такой болт с собой, конечно, мы не брали.
Поэтому пришлось наколхозить из какого-то гвоздя и хомута хоть какую-то опору. Без генератора ехать не вариант, т.к. на одном ремне сидит еще и насос водяного охлаждения.
Шкив, разумеется, сел несоосно, но тут уже было не до жиру. А вот зарядка даже после закрепления генератора шла через раз, поэтому пришлось скинуть гену повторно и заменить блок с щетками и диодным мостом. И вот на таком колхоз-ремонте мы проехали следующие 80 км до ближайшей крупной населенки, где и купили недостающую деталь. Больше генератор и вопросы недозаряда нас не доставали.
Но резко появилась другая проблема — клин задних тормозов. Первый раз колеса закусило в Мариинске после остановки. Поскольку непосредственно перед проблемой был поднят ручник, то я ошибочно клин связал с ним. Тогда, в Мариинске, задрал задние колеса и покрутил их, клин сам по себе ушел, и мы временно забыли об этой проблеме. Клин вернулся вместе с проблемой генератора, добавив нервных переживаний и размышлений о причине явления. Клин, надо сказать, был неполным, оба колеса просто подтормаживали. И чем больше проезжала машина, тем больше разогревались барабаны и сильнее сказывался эффект.
В населенке, где мы купили болт, была предпринята попытка по «пуску крови» — вытравке воздуха из заднего контура. Еще «возле» дома, когда мы искали проблему биения кардана о ручник, был замечен потек тормозной жидкости возле регулятора тормозных усилий. Трубка была поджата, и течь прекратилась. Но, похоже, именно тогда в систему проник воздух.
Первый пуск крови результат дал только временный, и вскоре проблема вернулась. Тогда за Красноярском была предпринята последняя попытка с прокачкой, но нам повезло — это и стало решением. Больше тормоза нас не беспокоили. Но день оказался насыщенным на техприключения, и мы прошли только половину от положенного.
По вечерам мы часто наблюдали красивые закаты:
И приводили себя в порядок после долгой дороги.
На шестой день пути мы приехали в Иркутск и сразу направились в ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» для оформления разрешения на поход по Большой Байкальской Тропе. Там нас тепло встретили, рассказали о маршруте и отдельных особенностях территории. Официальная бумага с разрешением на установку палатки и т.п. нам обошлась в 450 руб., при этом мы впоследствии дважды встречались с инспекторами, так что оно того точно стоит.
Последняя стоянка на автомобиле перед выходом на пешую часть была в зоне иркутского водохранилища. Для нас было в новинку видеть столько движения на воде и по воздуху — каждый час пролетали вертолеты, и постоянно сновали катеры.
Погода стояла шикарная, насекомые практически не беспокоили. Благодать! Вода холодная, но мы не отказали себе в удовольствии окунуться.
Потом мы стирали каждый свои портки (разумеется, вдалеке от большой воды), готовили:
Кое-кто даже принимал ванну с шампунем:
А Мишка уже релаксирует))
Вечером мы наблюдали красивый закат:
А наутро не нашли ни берега, ни воды:
Собрались и выдвинулись в Листвянку, до которой оставалось 30 км. Когда я смотрел карту, то ожидал увидеть небольшую населенку, однако по приезде было четкое ощущение, что попали на побережье Черного моря. Много машин, море людей, снующих туда-сюда, шум-гам, сутолока и много водного транспорта. Когда уже пешком проходили Листвянку, то было похоже, что мы попали в какой-то китайский квартал. Очень много иностранных туристов, но китайцев, наверное, больше половины от всех людей, находившихся тогда в поселке. Я ничего против них не имею, просто передаю картинку, как она есть.
Когда я гуглил перед поездкой о стоянке для машины в Листвянке, то нашел только один вариант — это отель «Маяк». Но там не оказалось свободных мест. Водители такси, которых я спрашивал, называли только эту стоянку. Говорили, что другой нет. Тогда мы просто начали обзванивать все гостиничные домики, в надежде найти временное пристанище для железного коня. И вот одна из хозяек посоветовала проехать в конец улицы. И действительно, там оказалась большая, просторная и свободная стоянка, так что имейте в виду. Ценник не самый демократичный — 300 руб./сутки, но за неимением альтернативы…
Оставив машину и надев рюкзаки, мы выдвинулись в путь. Впереди нас ждала ББТ.
По плану тропа должна иметь протяженность 1800 км, но поскольку строится, в основном, усилиями волонтеров, то на текущий момент в удобоваримом виде существует только отрезок от Листвянки до Большого Голоустного. По разным данным, это 50-60 км.
Из Листвянки тропа забирает сразу в гору, давая возможность ощутить в первый же день все прелести от ношения рюкзака. Чтобы ходить с комфортом, сильно себе не отказывая в удобствах, мы набрали по 22 кг в большие рюкзаки и 5 кг в маленький с раскладкой на 7 дней, чтобы можно было переждать сильную непогоду в лагере, если таковая случится.
По доброй походной традиции мы здоровались со всеми, с кем встречались по пути. Так мы узнали, что на отрезке Листвянка — перевал к Байкалу ходит очень много иностранных туристов. Если дать сравнение по количеству человек, то примерно столько же можно повстречать на пути в выходной солнечный день, гуляя по центральному парку в каком-нибудь крупном городе. Но большинство, конечно, идет с небольшими рюкзаками и расчетом на день-два.
А вот на отрезке Б. Коты — Б. Голоустное поток встречных туристов постепенно сокращается до 5-8 человек в день.
Первый лагерь мы поставили на пляже. Я не посмотрел карту, оказывается, места под палатки были дальше через 2-3 км тропы. Но, полагаю, и в этом месте мы не нанесли ущерба почве, ибо под ногами был песок.
Вода чистейшая и холодная. Большое удовольствие окунуться в нее после ходьбы по пересеченной местности.
Пока мы с Михой ставили лагерь и готовили ужин, у синеволосой принцессы появился свой домик с телевизором, шкафом и оранжереей.
Без солнечных ванн также не обошлось))
Со временем все отдыхающие и туристы ушли кто в Листвянку, кто дальше по тропе, и мы остались одни на берегу. А когда зашло солнце, четыре катера привезли большую группу интуристов. Ощущение пьяного угара витало в воздухе: ор, прыжки с катера в холодную воду прямо в одежде и безуспешные попытки согреться у костра из хворостины (дров на берегу было мало). Думаю, наше присутствие их удерживало от еще большей вакханалии. Благо, минут через 60 они погрузились обратно и вернулись в Листвянку. А мы легли на боковую.
Режим у нас был по местному времени такой: в 21:00-21:30 отбой и в 06:00 подъем. Поутру шагать комфортнее всего, не так жарко и людей на тропе мало.
Фото рюкзачков:
Второй день был во многом похож на первый. Мы втягивались в походную жизнь, Мишка вообще в первый раз на себя примерял роль пешего походника. Погода была жаркой, особенно жарко нам было, когда мы проходили Б. Коты. Каждый раз, когда тропа выходила к воде, мы обливались и надевали кепки, набирая в них байкальской воды.
В этот день мы видели нерпу, выныривавшую из воды и снова прятавшую в ней свою голову.
Вечером Надя всех угощала тортиком. На вкус его попробовать никто не решился))
На следующий день мы ошиблись маршрутом и пошли по старой тропе, которая осыпалась в нескольких местах.
Рискуя ободрать задницы, перебрались через первую осыпь, но последующие вынудили вернуться и поискать альтернативный вариант.
Затем вышли на обзорную высоту, поэтому без лишних комментариев выложу несколько фотографий.
Надо отдельно отметить, что тропа не везде такая простая, как это может звучать. Где-то она прижимается к скале и нужно идти, аккуратно балансируя весом, где-то спускается или опускается под крутым углом, что приходится переходить на полный привод.
Фотографий с тропы мало именно по причине неудобства расположения аппаратов (они ехали в рюкзаках и постоянно выключались для сохранения энергии). Помимо сложности прохода отдельных участков были и такие сюрпризы:
В середине следующего дня мы вышли к скале, а вдалеке стал звучать гром и надвигаться туча.
Подгоняемые меняющимся фронтом, мы оперативно прошли скалу и стали искать место для стоянки. После чего поставили палатку и натянули тент над костровищем.
Тем временем небо стало затягивать с двух сторон, предвещая хорошее приключение. Фотографии не передают глубину цвета, посвежевший воздух и усиливающиеся раскаты, к сожалению.
И началось веселье!
За несколько минут до дождя Мишка ушел в палатку, а мы с Надей остались под тентом. Лить стало стеной, за несколько минут тропа превратилась в реку, а костер залило водой по низу, несмотря на то, что костровище находилось на возвышении. Я держал головой и руками тент, т.к. чувствовался риск его обрыва под тяжестью воды. Мы стояли на камнях, но вода била с такой силой, что от брызг ноги по колено вымокли насквозь. В этот момент Мишка кричит, что палатку начинает заливать через молнию. Я ему кричу, чтобы развязал внешний тент и закрыл вход.
Но у него не получилось, и он спрятался обратно. Тогда я разделся до трусов, вручил все это Наде и побежал к палатке развязывать тент. Потом мокрый, как пес, вернулся под тент. Согрелся горячим чаем, который не успел остыть. Повезло, что дождь лил только час-полтора, и палатка вымокла только под входом. Ну и внутренний слой у палатки тоже весь вышел подмоченным, как-то она спасовала перед байкальским дождем.
Вечером мы с Надей сушили свои вещи на костре. Я — те, что были на мне, а у нее шмотки промокли через дно рюкзака и напитались влагой. Этим же вечером подошел какой-то мужик, как бы между делом порасспрашивал нас о том, о сем, да о разрешениях, да где оформляли и т.д. На следующий день мы его встретили на мысе Кадильном, он оказался хитрым инспектором :)
Утро оказалось сухим, хоть и пасмурным. Мы быстро собрались и двинулись дальше. Но после обеда опять пошел дождь, однако тропа для лагеря не располагала: не было площадок, а новые делать по правилам посещения нельзя. Впрочем, они и так достаточно часто встречаются. Продолжили путь под дождем, а когда вышли к местам, решили не искушать судьбу и встать лагерем. Прошлый ливень хорошо отложился в памяти.
В этот раз у нас был столик, две скамьи — над ними мы растянули тент и плащ-палатку. Когда дождь повторился, нас он уже никак не беспокоил.
В последний день пешей части нам позировал махаон:
Когда пришли в Б. Голоустное, выяснилось, что автобус до Иркутска есть или в 17:00 или в 08:00. В пять ехать не вариант, т.к. автобус ползет по плохой дороге 3 часа и до Листвянки мы можем физически не успеть (последний в 20:00). Поэтому решили ехать на утреннем. Утренним автобусом заправляет частник из БГ, стоит удовольствие 300 руб. с носа + 100 руб. за рюкзак. Что касается такси, то до Иркутска — 3 тыс. руб., до Листвянки — 5 тыс. руб. Водой — 15 тыс. руб. Наверняка такси можно найти и подешевле, т.к. эти цены назвал хозяин местной забегаловки, но мы не спешили. Выбрали двор с названием «У Михалыча», хорошая кухня. Понравилась «омулевая бочка», вкуснятина.
Также у этого постоялого двора есть своя пусть маленькая, но детская площадка. И так сложилось, что детишек набралось почти с десяток. Им было весело и интересно, а мы с Мишкой просто лежали и отдыхали после пешей части путешествия. Под ночь, когда уже весь двор спал, кто-то приехал с громкой музыкой, разговаривали в полный голос и постоянно хлопали дверью. Утром выяснилось, что это были земляки на старой тойоте и белом логане. Было стыдно за них. И стало понятно, почему местные так прохладно относятся к приезжим.
Когда вернулись в Листвянку и нужно было поесть, мы осознали, как хорошо же было в Б. Голоустном. Опять эта суета, шум и гам. День выдался холодный и с сильным ветром, как результат, все попрятались по кафешкам, и мы долго искали, где бы перекусить. По итогу получилось, что цены сильно задраны, при этом обслуживание будет на 2+. Есть и приличного уровня заведения, но 500 руб. за салат и 1700 руб. за горячее блюдо — не нашего бюджета уровень.
Сначала мы хотели остаток дня провести на прошлом месте в районе Иркутского водохранилища, но погода оказалась настолько холодной и ветреной, что было решено начать путь домой. Получилось так, что всю дорогу мы уезжали от дождя и холодного фронта, а они нас нагоняли ночью, и мы утром собирались под капель.
Мультяшные облака, маленькие и хорошо подчеркнутые.
Замена масла в пути. Хорошо, что периодически попадаются эстакады.
Столкнулись с неожиданной трудностью — фильтр наотрез отказался откручиваться. Пробил его отверткой уже с 2 сторон, края мнутся, не идет. В четыре руки тоже не получается. Кувалда и зубило просто расширяют отверстия и заминают их края. Спасибо дальнобойщику с площадки, выручил цепным съемником. Хотя и с ним мы возились минут 20, но все же пошло. Спасибо тебе, добрый человек! К сожалению, он уехал, не дождавшись инструмента. Поэтому съемник я прицепил на перила, может, еще кому-нибудь сослужит добрую службу.
Вот Миха с «Холодильником» фотографируется на одной из стоянок по пути домой:
Машинка есть на драйве, если интересно, что с ней проводилось и как.
Последним серьезным техническим испытанием стала поломка промвала. Отъехали мы от Новосибирска примерно на 200 км, скорость под 100 км/ч, и вдруг дикие вибрации по всему кузову и удары снизу и рывки. У меня мысль первая была, что отвалился кардан и он норовит воткнуться в землю, чтобы пробить днище. Свернули сразу на обочину. На 1-й передаче идет нормально, на 2-й чуть побольше скорость — и все повторяется. Что-то с трансмиссией. Поблизости перекресток и какие-то площадки справа и слева. Свернули налево, и нам сильно повезло, за фурами нашлась пусть старая и разбитая, но еще пригодная для работы эстакада.
Оказалось, что от вибраций вылетела крышка подшипника крестовины. Вот промвал для наглядности:
Этого бы не произошло, если бы не идиотские крестовины челябинской фирмы СИМ, высота крышек которых примерно на 1мм выше, чем аналог от Хола. Как результат, не всем стопорным кольцам хватило места для посадки. Я их прибрал сваркой, но, похоже, маловато капнул. Эта проблема коснулась не только промвала, но и карданов. Но поскольку в последние крестовины заходили очень туго, за них я не переживаю.
По итогу, проблема, начавшаяся так громко, решилась за 5 минут. Была поставлена крышка с игольчатыми подшипниками от запасной крестовины, а т.к. крышка была уже нормальной высоты, то удалось забить и новое стопорное кольцо (забить, т.к. с обратной стороны крышка осталась высокой симовской).
Больше по технической части серьезных поломок не было. Был курьез с дворниками Alca. Сперва один отлетел в дождь прямо на трассе. Я переставил задний и мы продолжили путь. Специально из-за дворников искать магазин не хотелось. Потом уже в нашей области отлетел второй. Что русскому дорога, то немцу — смерть. От вибраций ломалась пластиковая перемычка, а дальше — вопрос времени и силы ветра.
На этом рассказ можно считать завершенным. В этот раз мы совместили автомобильное путешествие с походом, и я считаю, эксперимент удался. Машина — отличная возможность для преодоления больших расстояний, но по заповедным местам нужно ходить пешком, полностью погружаясь в окружающую атмосферу.