|
Я приветствую всех, кто решился прочесть мой рассказ о поездке на Иссык-Куль, еще раз пережить вместе те волнующие моменты подготовки, составления маршрута, решение всех технических вопросов по машине и, конечно, само авто путешествие. Как и каждый, кто собирается в дальний путь, подходит к подготовке очень серьезно и ответственно, и мы не исключение, а на это уходит не один месяц, но и годы. Продал своего BONGO FRЕNDEE 1995 г. с палаткой, встал вопрос выбора достойной машины для автопробегов, рассматривались всякие варианты микроавтобусов и предпочтение было отдано семейству ХАЙСОВ. Критерии должны быть следующие:
Спальник-рундук (место для хранения походных вещей и продуктов). Почему большой салон? Переоборудовать его в мини-дом на колесах, раскладной, откидной стол, биотуалет.
Машина должна быть мощной и проходимой даже по бездорожью.
Максимально рассматривался ХАЙС — горбатый и пузатый, но выбора практически не было, и в основном уже сильно подержанные на территории Дальнего Востока (далее ДВ), естественно за те деньги, которые были.
Далее рассматривались Гранд Хайсы и Гранвии, это уже было интересней, и начался поиск.
В Уссурийске выставили Гранвию 2000 г. 1kz двигатель, фото достаточно + ПТС, срочно пробиваем по базам на предмет (чистый) и всяких бракоразводных и залоговых обязательств. Все достойно и по телефону договариваемся о сумме сделки — итого 580000 руб. На поезд и в ночь, утром оформляем и домой. Заменил свечи накала, распылители, перетрясли ходовку, и началась подготовка салона. Времени было достаточно, опыт имеется, с инструментом дружим, материалы — где что найдешь. Может, в этом и сама «соль» подготовки, разговоры только о предстоящей поездке.
Команда проверенная, семья из Владивостока, мы едины духом в поисках маршрута и автопутешествий. Друзья отдали машину Хонда Фрид - Спайк 2012 г. в мастерскую по переоборудованию салона в спальник, и получилось у них очень комфортно.
У меня было желание переоборудовать салон так, чтобы с минимум затрат времени можно убрать сиденья и установить походное имущество, и наоборот.
Все делалось в домашних условиях, как говорят «на коленках». Корпус спального места (рундук) изготовлен из алюминиевых профилей, а также конструкция откидного столика с применением клепальника и набором разного диаметра клепок.
Учитывая небольшой топливный бак 60 литров, принято решение установить канистру 40 л на место запаски под днище, а запасное колесо перенести в салон. А для более экстремальных поездок можно тащить две запаски.
Все крепилось к кузову по штатным местам, т.е. по креплению ремней безопасности.
После подгонки по штатным местам крепления конструкции, снимаем, разбираем и красим все детали. Сверху из ДСП изготовлен посудный шкафчик и обтянут кожзамом.
На откидную рамку вытягивался столик-гармошка из ниши посудного шкафчика, это, так сказать, на случай дождя или всякого гнуса.
Рундук состоит из трех отсеков: вещевой, продуктовый и технический, с откидной полкой. Размеры: 1,70 * 0,70 * 0,40 — в собранном виде + откидная полка на ножках – 0,40 см. Несмотря на большой объем, через боковую дверь я один могу как установить его, так и снять.
Технический отсек. Для автономности предусмотрел инвертор на 800 вт, и солнечные батареи.
Инвертор закрепил под сиденье штурмана, протянув с аккумулятора стационарные провода.
Согласовать маршрут и уточнить детали поездки, определить дату выезда договорились встретиться между Хабаровском и Владивостоком в живописном месте на берегу речки г. Дальнереченск.
Команда: Александр, Ирина, Татьяна, Сергей.
Под проливным дождем штурмана корректируют маршрут.
Время выезда было согласовано еще в прошлом году, т.к. друзьям нужно было планировать отпуска. И, конечно, ехать на Иссык Куль нужно, когда там сады полны яблок, груш и т.д.
Эта поездка была ещё и тест драйвом для наших авто, в комплектации походного имущества и продуктов.
Выезжая на трассу Хабаровск — Владивосток утилизируем мусор и расстаемся.
За несколько дней перед отъездом выяснилось, что задние амортизаторы отжили свое, бегу по магазинам, беру все по каталогу, снимаю и очень удивляюсь. Амортизатор удлинен кустарно и повидимому пружины не родные. Разбираться времени не было, подбираю переходную втулку и болт, все соответствует шагу резьбы, болт обрезал под гайку. Ремень ГРМ, натяжной ролик, гидрокомпенсатор, подшипник натяжителя ремня кондиционера и другие ремни заменил, б/у в запас в дорогу. Переобуваем машину в новую резину.
Зарумянилось утро над сопками,
Вдоль Амура тайга во хмелю,
И туман с росой у дороги
Провожает ночную мглу.
12 августа с Владивостока первый экипаж выехал в Хабаровск. Эта трасса федерального значения, но не разгонишься, обычно при спокойной езде уходит световой день. Мы, проверив и перепроверив все походное имущество, документы и придерживаясь правила «Все, что взял, оставь половину», что-то докладываем, что-то оставляем. Продуктов взяли на три дня, до Читы не так много хороших кафешек, полная автономность во всех автопутешествиях нас выручала. В предыдущих поездках мы оценили ореховую смесь с медом (6-7 видов орехов в блендер до мелкого и заливаем медом), утром ложечку очень полезно.
На сиденье штурмана установил массажный коврик, периодически на стоянках перекладывал себе и, замечу, очень замечательная и полезная вещь в дороге, массажирует от колен до шеи качественно, работает от прикуривателя, в первом экипаже коврики были установлены и у водителя, и у штурмана. Друзья благополучно доехали, и сразу спать, впереди дорога дальняя.
13 августа. 1-й день. 10:00 выезжаем из дома. В бортовом журнале запись «УРА!!!! ЕДЕМ!!!». На АЗС бак до полного заливаем. Пасмурно. Забегая наперед, хочется заметить, что дорога Хабаровск — Чита в хорошем состоянии, проводятся ремонты отдельных участков и нужно правильно понимать наши « Амурские волны», дорога пересекает так называемые языки вечной мерзлоты. Между экипажами договоренность, кто едет первым, крейсерская скорость днем — ночью. Рации не брали, по отчетам настращали про гайцев Казахстана и Кыргызстана, да и связь на мобильниках была хорошей. Достопримечательности и природа в летнее время ДВ описана во многих отчетах, и я немного добавлю. Всем автопутешественникам центральной части России как-то, на мой взгляд, повезло географически, ближе добираться до намеченной цели. Нам неделю нужно выбираться, да потом ещё и обратно.
Погода была пасмурной, но это не отражалось на нашем настроении, уже в Облучье появилось солнце. Традиционный снимок всех авто путешественников.
Обед в 15:00.
18:15 на 514 км упала металлическая опора ЛЭП, пересекающая дорогу, рядом ЖД линия, как позже выяснилось, никто не пострадал.
22:30 останавливаемся на ночлег. Пройдено 747 км.
14 августа. 2-й день. Подъем в 5:30, пасмурно, + 14, завтрак. Любуемся природой, дорога хорошая. Опыт автопробегов уже доказал, что первые два — три дня, и особенно к вечеру, организм устает, начинает привыкать, если так можно выразиться, к такой автономности вплоть до дремоты. Наперед скажу, что мы после обеда на часик ложились спать, пересекая параллели, меридианы, часовые пояса, а уж про разломы земной коры, геопатогенных выбросов энергии, да еще на скорости под сто, есть степень риска. Однажды я наткнулся на статью в газете «Аргументы и Факты» № 28, 2012 г. Статья «Защита Степашкина» цитирую абзацы: «Это сейчас известно, что энергия буквально бьет из земли и такие опасные зоны располагаются примерно через каждые 2,5 метра. Если машина движется с большой скоростью, получается, что столбы энергии колотят по водителю, разрушая его собственное энергетическое поле, в итоге его клонит в сон, отключка происходит в особо опасных местах, где отрицательная энергия сильнее обычного». Далее автор описывает, что придумал и запатентовал свое изобретение, так называемый коврик с начинкой ноу-хау. Ездить он стал по 10-15 часов, не уставая и не чувствуя голода. Признаться, я с самарцем согласен и даже сам что-то хотел придумать, порывшись в литературе, как локализовать геопатогенные зоны, но времени на это не было и цветной металл не дешевый.
1075 км — дорога убитая, 1091 км ещё хуже, 1172 км начались «Амурские волны». На таких участках дорог лучше ориентироваться по тормозному пути на асфальте, или по металлическому ограждению (отбойнику) на обочине, тоже волна. 1:30 проскакиваем поворот на Магадан — поездка на этот краешек земли остается нашей мечтой, и не мы одни мечтаем, многие ездили, а некоторые уже возвращаются. Надпись «Еду в Магадан» на заднем стекле нас взбодрила, в салоне пятеро, на заднем сиденье посредине женщина, жигуленок присевший, но оценили — достойно! И как положено по клаксону — фа-фа!
Позади оставляем мы Дальний
Нам он просто любимый Восток.
Что бы там ни случилось в дороге,
Обещаем вернуться в срок…
17:30 заехали в Могочу к друзьям, вот уж поистине, нужно иметь «СТО ДРУЗЕЙ», встретили — намыли — накормили — проводили. Сергей работает машинистом электровоза на ЖД, он вернулся с поездки и рассказал, что никто не пострадал от упавшей опоры ЛЭП. Спасибо вам за гостеприимство, обратно будем ехать, заедем.
22:30 встречаемся еще с одним экипажем из Владивостока, Сашин сослуживец тоже Александр, возвращались с Алтая. В придорожной кафешке долго общались, масса впечатлений, они уже подуставшие возвращаются, а у нас еще все впереди.
Заправляемся уже по 40 руб.50 коп. — дизель кусается. Пройдено 910 км, ложимся спать.
3-й день. 15 августа. Рядом была припаркована машина, двое парней готовятся к поездке, тоже ночевали. Есть такое правило у нас: на стоянках, или в кафе всех поприветствовать, пожелать приятного аппетита, хорошей дороги, что мы и сделали. Завязался разговор, они прочитали все наши отчеты об автопутешествиях, приятно было поговорить.
Ребята с Хабаровска, Антон и Роман ехали на Байкал о. Ольхон. Думаю, что у вас было все хорошо, и ваши мечты сбылись.
8:00 завтрак. 9:35 опять обгоняем жигули, что ехала с Магадана, регион 40 —Калуга . Весь день шли транзитом, заправки, обед, отдых, и т.д. Немного опишу наш быт, он в длительных поездках обязательно должен быть комфортным, и мы этому уделяем внимание. Всегда освежался букетик цветов, как вы это заметили ранее, и под ноги на коврик укладывался «веничек» из полыни, как переставал издавать запах, потоптал, пошевелил, и аромат, как в поле.
Музыка спокойная, в этой поездке ребята скачали целый трактат, записки из дневников актрисы театра и кино Фаины Раневской. Внимательно следим друг за другом в высказываниях и поступках, было такое, что слово за слово и конфликт на пустом месте. Позже анализируя, пришли к выводу, что замкнутое пространство оказывает на психику влияние, чуть что — СТОП!
В приготовлении завтрака, обеда или ужина принимали участие все, каждый выполнял свою работу. Я настраивал газовую плитку, думаю, уже критика будет в мой адрес за 12 кг баллон газа, но из опыта возиться с баллончиками я отказался, грей ведро воды, мойся, стирайся. Саша готовил стол, посуда предусмотрительно была взята разовая, и скатерти, кружки-ложки индивидуальны. Рядом пакет для мусора, после трапезы все вместе со скатертью утилизируем. В термосах всегда кипяток.
Прошли 906 км. 22:00 ужин и спать.
4-й день. 16 августа. Подъем в 5:00 местного времени. + 7 за бортом, густой туман, видимость до 100 м. Завтракали в салоне нашего авто с включенной печкой. В 6:30 выехали. В Улан-Удэ, обходя по федералке на одной из развязок, впереди едут друзья, выходит инспектор ДПС, пропускает их, а нас останавливает.
— Ваши документы.
— Нарушение? — спрашиваю я.
— А, из Хабаровска!
— Мы к вам в гости на Байкал часто приезжаем, 2006, 2008, 2013 годах были.
— Вам надо нашу прописку оформлять, — улыбаясь, ответил он и отдал права.
Едем, и не могу понять, зачем останавливал? Догадался, когда заметил, что ближний свет не включен. Не наказал, замечание не сделал, отпустил.
Впереди Байкал. Встреча с этим величайшим и великолепным озером всегда впечатляет. Преодолев, тысячи километров любой путник будет под впечатлением от красоты Байкала. С 13:00 до 14:00 обед в кафе — мотель «3 медведя» п. Еловка. Все остались довольны, полностью обед нам обошелся в 1250 руб., очень вкусные позы. Во всех путешествиях у нас с самого начала поездки формируется общая касса, этим занимаются штурмана, блюда выбираются по вкусу.
+ 26, 15:30 дневной сон. 16:20 идем на Бабушкин, отведать омуля. И в 18:00 мы уже на берегу, по традиции купаемся.
Идем до победного и паркуемся на ночь. Пройдено 747 км.
5-й день. 17 августа. +14 ливень. Подъем в 5:00 (время местное) Когда дождь барабанит по крыше салона, ну как не вспомнить детство, где-то в палатке или на террасе, хочется поглубже залезть под одеяло и спать, но нам надо двигаться на запад. Штурманов будить не стали. Про заправки и цены писать не буду, баки держали чуть ниже среднего и заливаемся, под брюхом болталось 20 л. У друзей под спальником 20 л в экспедиционной канистре. На всякий случай, а случаи еще будут…
Завтракали в машине в 8:30, стало распогоживаться, в меню завтрака всегда входило: творог, сметана, каша из нескольких злаков, сыр, печенье, хлеб, паштет, кофе. Начиналась Сибирь!
Этот день нам запомнился обильным поеданием грибов. При вынужденной остановке в лесочке, как говорят, косой коси — маслята.
Сворачиваем с дороги на проселочную, вблизи поселок, и о, чудо — поляна, навесок, чистота. На лавочке надпись «Соблюдайте чистоту!», с этим у нас порядок! А сколько за кем-то вывезли, не считали. Рядом пруд.
В это время в поселок шла семья, и все громко поздоровались с нами, мы ответили приветствием. В общем — сказка! Обед, отдых.
19:00 гроза, дождь. В Канске друзья остались на встречу с сослуживцем, а нас тоже ожидала встреча с моим флотским корешем, 1973 год, г. Владивосток, Учебный отряд подводного плавания (УОПП) 7 месяцев. Прошли 940 км.
6-й день. 18 августа. Утром обнаружилась поломка, не стала открываться задняя дверь. Ситуация, скажу, неприятная, и запаска и кухня заблокировались. По пути заехали еще к друзьям на дачу и начали разбирать салон, техническую перегородку, а как открыть? В районе ручки открывания вырезаю окно 5*5см и нахожу тягу, дверь открыта. Из куска проволоки удлиняем тягу и выводим под стекло, сверху пробку от коньяка, все готово. Как выяснилось от прежнего хозяина был обломан от ручки рычажок, который давит при открывании на рычажный механизм затвора, а вместо него был вкручен саморез, который сломался. Выезжаем в 17:00. Вторая машина давно была в Красноярске, посетили «Столбы» остались довольны. К вечеру выехали в сторону Новосибирска, и нам предстояло их догонять. Прошли 370 км. Ночлег на какой-то заправке.
7-й день. 19 августа. Подъем 5:30. + 12, за стоянку попросили 50 руб. приводим себя в порядок, заправляемся по 31 руб. за литр. 11:10 распогодилось, появилось солнце. 12:30 мы в Кемерово, моросит дождик, пасмурно +18. Обедали в кафе «Ермак» отдали 1030 руб., дешево и вкусно. По дороге встретился пеший турист с тележкой, как бы она следом катилась — и так путешествуют. Пройдено 892 км. Останавливаемся у кафе «Ланта», спать. Утром мы должны будем расстаться.
Впереди ожидает могучий
Весь заросший лесами Урал,
Казахстанских степей и бурьянов
И ветров оглушительных шквал.
8-й день. 20 августа. 7:00 подъем. Завтракаем в кафе, 554 руб. на четверых, все вкусно.
На этом наше совместное автопутешествие временно прекращается, дороги наши расходятся. Друзья едут в г. Верещагино, через г. Пермь, а мы в Омск. Нас всех ожидают встречи с родственниками, друзьями! Место встречи — Кыргыстан, Бишкек.
Благодаря интернету Татьяна нашла своих двух сестер и брата спустя 50 лет!!! В Омске и Караганде. Скоро встреча и прогулки по городу.
С внутренней части «Тобольских ворот» элемент шарнира одной половины ворот.
Рядом с Консульством Республики Казахстан установлен памятник Чокану Валиханову.
Когда я делал эти снимки, даже и не догадывался, что спустя несколько месяцев буду читать историко-биографическую повесть об этом путешественнике. Автор книги Сергей Марков (не путать с Георгием Марковым). Цитата: в 1853 году Мухаммед — Ханафия, он же Чокан Чингисович Валиханов, был произведен в офицеры.
10-й день. 22 августа. 7:50 выезжаем с Омска на пограничный переход Одесское, в Казахстан. Как тут не вспомнить те страшилки и варварство таможенников, описанных в почти свежих отчетах. 10:50 подъехали к КПП. Российская сторона: машину туда, вам туда, откройте здесь, идите туда, смотрите сюда. Казахская сторона все дубль два, все про все минут 15, в зависимости от очереди, все вежливо. 11:30 прошли все, необходимо взять страховку на машину по территории Казахстана. Напряжение все же осталось и после прохождения границы при оформлении страховки в одной из будок на вопрос, на какой срок? «На один месяц», — ответил я. 1600 руб. нашими, в подарок симку на три дня и мы в Казахстане! Знать бы, потом во что нам выльется эта страховка, но об этом позже, скажу сразу, сами во всем виноваты, нужно быть внимательными. Дорога до Кокшетау, откуда начинается автобан убита и ушатана и, похоже, почти тракторная, ползли медленно. Как только вырулили на автобан, почувствовали себя в цивилизованной стране и на хорошей автостраде. Родственники дали местной валюты, требовалось оплатить за пользование дорогой, произошло это так быстро, что я толком и не понял, сунул купюру, высыпалась сдача, открылся шлагбаум и ты свободен. Установленная скорость 120, + 10 разрешаемая, но мы более 115 не шли, машина на дизельном движке и не спортивная.
Так хорошо мы ехали, а рядом просто летели уже с непонятной скоростью местные, до Астаны. Перед перекрестком останавливает полицейский:
— Куда едем?
— В Караганду.
— А в Астану заезжать будете?
— Нет.
— А потом куда?
— В Бишкек.
— А в Астану заезжать будете?
— Нет.
— Счастливого пути!
Первый диалог состоялся, документы не спросил. Но мы не расслабляемся и антирадар нам в помощь, и он свое отрабатывал на всей трассе по Казахстану. Тебя пасут и по встречке, и сзади, и спереди. Был случай, когда только запищал на подъеме с правым поворотом, а он в пяти метрах от тебя под кустиком. Мы, конечно, ехали, не нарушая скоростного режима, соблюдали все знаки, и нас, если и останавливали, осмотрев документы, отпускали.
19:00 на АЗС пытались заправиться по карте visa, но то ли у них что- то не пошло, или ДТ вообще по талонам, мы не поняли, дали всего 8,2 литра. Достаем канистру.
Задача сегодняшнего дня прибыть в Караганду, нас там очень ждали и тоже 50 лет!!! Дорога от Астаны сменилась, видно, как строится автобан, арматура и толстый слой бетона. Гигантский бетоноукладчик круглосуточно оставляет после себя полотно бетона, на который укладывают асфальт. Встречались постоянно объезды, снижение скорости до 40-50 км, но вот конца ограничения нигде не было. Приходилось выбирать «жертву», отпускать в зону видимости и вперед.
В Караганду въехали в 2:00 ночи, навигатор петлял и вел себя по-сусанински, заблудились. ДТ на исходе, сам вымотался, штурман жаждет встречи, принимаю решение — спать.
Прошли 960 км.
11-й день 23 августа. Нас отыскали и сопроводили. День потратили на осмотр города и замену масла и фильтров. В помощь мне выделили племянника найти сервис, со второй попытки нашли свободный. Говорю спецам, что у меня все свое и достаю. Но как только они увидели, что я достал промывку, последовал отказ, мол, с промывкой обслуживать не будем. Диалог:
— Почему?
— Мы промывку не используем…
— Почему?
— Она поднимет со дна картера всю грязь и забьет каналы (двигатель застрелится).
— Что делать?
— Сливаем старое, заливаем новое или ищите другой сервис.
Времени на размышление не было, масла брал с одной бочки, согласился.
Еще нужно было купить наклейку, что ты из России, что у тебя на номере флаг РФ, по разговорам, могли и в Каз. и Кырг. полицейские не понять. Сергей сделал подарок и собственноручно приклеил. Гуляем по городу!
12-й день. 24 августа. + 19. Расставание, машину со стоянки, 12:30 пытаемся найти заправку с ДТ. Дизеля нигде нет, уборочная, соляра по талонам. Вот попали!! А нам нужно в степи уходить. На стоянке, в тени деревьев стоят разные машины, подхожу к джипу и объясняю ситуацию, что, мол, мы с ДВ. Солидного вида мужчина-казах начал куда-то звонить и объяснять собеседнику, что людям помочь надо. «Сына жду с Алма Ата и поедем», — ответил он. Долго ждать не пришлось, я следом через весь город, на АЗС остановился, бегу благодарить. «Заливай, сколько хочешь, тебя ждут», — ответил он. И залились 140 литров, цена за литр — 24 рубля, нашими. Покидаем город 15:00.
Вскоре остановились пообедать, кругом степь, жара, ветер разносит аромат степной полыни.
Проехали 340 км, встретили пять машин ГАИ с радарами + 1 по встречке, нас не останавливали, соблюдали скоростной режим. АЗС нет. Ближе к 20:00 стали появляться заправки, но на них очередь и по талонам, объясняется все просто — уборочная страда. 23:00 ужинаем и спать.
Пройдено 546 км.
13-й день. 25 августа. 6:00 подъем. Завтракаем с видом на Капчагайское водохранилище, холм напоминал «голова спящей женщины».
Да…! Тут задумаешься, и глазу-то не за что зацепиться, степь да опоры ЛЭП вдоль дороги. Прошли ДВ, Забайкалье, Сибирь, Казахстан. По подсчетам штурмана 7394 км. Но по расчетам мы уже знали, что вечером будем в Бишкеке — Кыргызстан. Скоро начнутся барханы, предгорья и сам красавец Тянь-Шань. Долго размышлял, как назвать рассказ? Но прочитанные слова в книге про Чокана Валиханова решили мой вопрос. «Название народов и племен, то пламеневших, то погасавших на просторах Азии, волновали воображение юного Чокана. Он старался отыскать редкие свидетельства о них в книгах и старых рукописях. Юэчжи, хунны ,тукиу, жужане, хагясы, усуни.... Это звучало как стихи на неведомом языке. От древних времен осталось слово «цилян», что на языке хуннов означало «небо». Цилян-Шань — это Тянь-Шань, Небесные горы!»
По дороге начали встречаться разные хижины, вагончики, палатки с рекламой рыбы, взяли к пиву.
Стали появляться стихийные придорожные рынки с бахчевыми и овощами, на одной из остановок выбрать первую дыню и сразу её отведать я наблюдал, как мальчишки ловили рыбу. Как тут не вспомнить про наш славный Амур, и сколько в нем пород рыб. Пока Татьяна торговалась. А это Средняя Азия и торговаться надо до последнего, в этом даже уважение и к торгашу и к покупателю.
По всей трассе нам и по встречной обгоняли камазы с прицепами, груженые арбузами, луком, техника не новая, но что мы увидели, насторожило, (куда- то колесики делись) чуть вздрогнули, а если на скорости…
Едем с включенным кондиционером, + 32, зной, жара. Стали появляться зеленые насаждение и тополиные рощи, скоро погранпереход. Нас встретило большое скопление машин, но они не задерживались, штурман в отдельный коридор, а меня — встать туда, иди сюда, печать там, смотри сюда, езжай туд!.. И вот на выезде остался последний шлагбаум, подходит джигит в комуфляже и начались расспросы:
— Откуда едем?
— Мы с Хабаровска.
— А где это?
— С Владивостока…. (позже я стал представляться, что мы из Владивостока, да и номера у нас приморские, Хабаровск, я понял, мало кто знает).
— А, знаю, там у меня брат служил. Что мне привез?
— Булочки…
— Зачем булочки?
— Чай пить…
— На работе нельзя…
— Детям отнесешь…
А сам смотрю, за мной очередь собирается, и он нервничать начал. Сам выхожу из машины, открываю спальник, слышу: «Быстрей проезжай, уже начальник идет». Действительно, шел какой-то чин в погонах. Уже через полчаса мы были в гостях у очень близких нам друзей.
Прошли 470 км.
14-й день. 26 августа. Бишкек! Для нас он остался городом Фрунзе, память не обманешь, и я не хочу обидеть киргизов, город многонационален, и по советским временам входил в тройку самых озеленяемых городов страны. С этим городом у нас многое связано — работа, друзья, родня. И сегодня предстояло осмотреть, как изменился республиканский центр. Думаю, лучше увидеть на фото, но сразу хочется отобразить позитив, с которым мы столкнулись. Входим в маршрутку (автобус), молодежь сразу все встают, подчёркиваю — ВСЕ! И после того, как мы сели, остальные занимают свои места. У нас в Хабаровске — наушники в уши, айфон в нос, глаза в окно, а старикам хоть падай… Очень впечатлило! В обслуживании полное внимание и уважение.
Остановились мы у моего флотского кореша, а по жизни почти родня, многое изменилось за 22 года, село рядом с городом, киргизы и русские живут дружно. Узнали, что через их селение двигается караван в Европу из Китая, как много лет назад, поехали посмотреть.
Время было к обеду, ну как не отведать хорошего шашлыка и холодного пива, и не потому, что мы проголодались, здесь готовят просто великолепно. Друзья созвонились с поваром кафе и заказали шашлык.
В этой стране я прожил почти 40 лет, объехал всё, горы, долины. Национальными напитками домашнего приготовления были: кумыс, бозо, джарма. Название написал по произношению, продавали их нелегально, мы знали в какой дом заходить (времена СССРа ), но то, что нам было предложено попробовать, очень понравилось, прохладные, вкусные напитки.
Арбузы — сахар, дыни — мёд! Вот где насладишься вкусом бахчевых, ешь и не наешься.
Скоро 1 сентября, мы поехали в городок, где Татьяна закончила школу, всего лишь один снимок.
Все на двух языках. Вечером мы встретили второй экипаж, они благополучно пересекли Казахстан, и мы снова вместе, следующий день мы бродили по городу, наслаждались красотой тянь-шанских голубых елей и розариями. На снимке музей Ленина, я был там сразу после его открытия, год, к сожалению, подзабыл, но это по тем временам было очень большое событие. На хранение был передан музею отрывной календарь с последним днем жизни вождя пролетариатов. Синхронный перевод гидов на нескольких языках, что сейчас в нем? Не зашли.
1984 год. Во Фрунзе проходит Международная выставка Италии и Советского Союза по камнеобработке, в составе приглашенных от нашего предприятия был и я. В одном из парков города были выставлены скульптурные композиции из гранита, мрамора, ракушечника. Смотрим.
Бишкек в лицах.
Расстаемся с красивым городом и доброжелательными людьми, с которыми здесь общались, завтра выезжаем на Иссык-Куль, возвращаться будем другой дорогой. Не могу не заметить, что по первоначальным планам обсуждалась поездка в Таджикистан (ГБО ) пройти всем известный маршрут по р. Пянж. Но, к нашему большому сожалению, времени на этот маршрут не было.
На Тянь-Шанских крутых перевалах
Чуть с надрывом моторы пройдут,
И откроется гладь Иссык-Куля,
Где друзья тебя уже ждут.
18-й день. 30 августа. На выезде останавливаемся на придорожном рынке подкупить арбузов и дынь, груш в дорогу. В Иссык-Кульской области арбузы, дыни, персики, виноград не растут.
Да, в моей памяти сохранились подъёмы и спуски в Баомском ущелье, сейчас этого нет, дорога просто великолепна, не успеваешь смотреть по сторонам и ты уже покинул ущелье.
Иссык-Куль встретил нас хмурым небом, здесь тучи могут двигаться по кругу, переползая с горы на гору, или висеть над озером. Но мы были рады, что достигли конечной точки нашего путешествия, и поехали в знаменитую «Аврору». Фото из интернета.
Изначально проект был как бы над водой, но надежней построили его на берегу. 1989 год, я работал руководителем цеха камнеобработки в г. Пржевальске (Каракол), мне достали, именно по блату достали, путевку в этот санаторий т.к. в этой здравнице поправляла здоровье только партийная элита. «Управление делами ЦК КПСС» было написано в правом верхнем углу твоей санаторной книжки. За пять дней заказываешь из меню желаемые блюда. Если ты или вы гуляете по прибрежному парку, если кто-то выходит навстречу, обязан свернуть или, наоборот, чтобы не мешать встречному гулять, размышлять. Обследование на высшем уровне тех времен, включая все процедуры и лечение. В знак благодарности, вернувшись на работу, я набросал рисунки на листке бумаги, обсудил, как все сделать с обжигальщиком по граниту Андреем Середеным, и получилось что-то вроде древних «идолов», так мы их назвали. Замечу, что детеныша «идоленка» Андрей придумал сам. Когда я привез эти изваяния в санаторий, мне сказали, что их установят вдоль фасада, но они где-то в глубине парка, для меня это — история и маленький вклад в ландшафт парка. Фото из архива Андрея.
Подъехал к санаторию, нас туда не пустили, т. к. начинались «Игры кочевников».
В Кыргызстане, в городе Чолпан-Ата открылись Всемирные игры кочевников. На соревнования прибыли спортсмены из 53 стран мира, около 320 представителей иностранных СМИ из 35 стран. Запланированы спортивные состязания по 23 традиционным видам спорта кочевых народов, а также яркий фольклорный фестиваль.
Мы, выехав на трассу, нашли рядом не менее привлекательный пансионат «Меридиан». Ценник за одноместный номер был не дешевым, но штурмана смогли убедить администратора, ссылаясь на то, что мы с ДВ, взяли эконом класс за 1650 сом без питания. Курс валюты один к одному.
Запись в бортовом журнале: «Чисто, комфортно. Питание в кафе на 1 чел. 400-450 руб. Готовят очень вкусно, все свежее. Гостеприимны, вежливы».
Прошел грозовой дождь, и мы пошли гулять по прибрежному парку.
19-й день. 31 августа. + 18. В планах сегодняшнего дня посетить Григорьевское ущелье.
На въезде в ущелье местные джигиты стали предлагать нам «орлиные услуги», сразу договорившись о цене, мы согласились. Но в процессе съемки они стали подсаживать своих куриц и цыплят, ценник вырос в три раза, возмутившись, мы отдали договорную сумму.
Местами ущелье сжималось, машины проходили под отвесными скалами.
В этом живописном месте нас окружили дети на лошадях и хозяева юрт, предлагая накормить. Мы угостили детей конфетами и заказали обед. Высота 2000 м. + 18. Солнечный день. Договорились вернуться через полтора часа, стали подниматься выше.
Мы поднялись до отметки 2156 м, место называется «Поляна», воздух кристально чистый, вершины гор затянул туман, вдали отдыхала компания местных жителей, если у нас — к морю или в лес, здесь в горы! Подъем затяжной, без резких подъемов и спусков, машины вели себя великолепно, на пониженных скоростях они не надрывались. Во второй машине появился запашок бензина в салоне, вытащили экспедиционную канистру и «спустили пар», высота дает о себе знать. Устроили фотосессию и просто гуляли, нагуливая аппетит.
Вернувшись к юртам, я и Саша надели национальные головные уборы, мы их везли с Бишкека, что вызвало одобрение и улыбки хозяев этой обители.
Обед был приготовлен просто великолепно и очень вкусно. Высоко в горах, воздух чистейший, рядом шумящий поток воды в речке, дымок самовара и мангала еще больше нагонял аппетит, форель свежевыловленная, мясо не из холодильника, все в национальном убранстве. В юрте.
Именно в такие моменты ты начинаешь осознавать, что не зря готовился к поездке не один год, накапливал средства, отказывая себе в чем- то, давно уже забыл домашний быт, работу, мегаполис. Мы расположились под навесом, в юрту приглашали, но мы отказались.
Отблагодарив хозяйку за обед, мы спустились немного ниже по дороге и решили заночевать у речки, посидеть у костра. Но предварительно пришлось немного навести порядок. Так ловится форель в горной речке, а у юрт заводь закрытая, где она хранится, потому и свежая.
20-й день. 1 сентября. + 7. Подъем 6:00. Сборы и в дорогу. Перед самим селом, а мы ехали первыми, у ограды, задумавшись, стоял аксакал внушительных лет. Нас он заметил, когда поравнялись, рядом телега и ослик, положив правую руку к левой части груди и чуть пригнувшись, он приветствовал нас. Открыв окно, поприветствовали старика традиционно на киргизском: «Салам алейкум!» Что было? Это знак глубокого уважения, да на панели авто российский флаг, или потому, что мы русские? Было приятно!
Выехав на трассу, повернули в сторону Каракола. В с. Ананьево слева на въезде, есть кафе, было закрыто, но постучались, и нам открыли. Меню нас впечатлило, и мы сытно позавтракали. Нам предстояло расстаться на пару дней, друзья поехали выбирать пансионат для отдыха, а мы в город, за это время планировалось навести порядок на погосте, это святое. Пока едем, вспомнилось многое, с 1980 г. по 1990 г. По этой дороге мне приходилось ездить не один раз в месяц, я руководил цехом камнеобработки, гранит добывали в этих предгорьях, для изготовления архитектурных изделий из гранита. Позже мы увидим эти работы, и это делалось самым древним способом.
Но доехать до одного ущелья нам хотелось побыстрей. Прошло уже 39 лет со дня нашего знакомства, я с другом собирался через это ущелье перейти в Казахстан на озера Кольсай, живописнейшие места, а накануне встретил Татьяну. Этот перевал я назвал «Татьянин». На втором озере была правительственная дача первого секретаря ЦК КПСС Казахстана Кунаева. Динмухаме́д (Димаш) Ахме́дович Куна́ев (каз. Дінмұхамед (Димаш) Ахмедұлы Қонаев; 12 января 1912, Верный — 22 августа 1993, Алма-Ата) — советский партийный и государственный деятель, первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР (1960-1962, 1964-1986), член Политбюро ЦК КПСС (9 апреля 1971 - 28 января 1987), трижды Герой Социалистического Труда (1972, 1976, 1982).
Так оно и случилось, мы перешли перевал побывали на озере, ловили форель, и уставшие возвращались домой. Тогда был один из видов развлечения — горный туризм. Что может запомниться путнику на всей протяженности дороги вокруг Иссык-Куля, это тема не для обсуждения, но в силу своей архитектуры, мы это видим. «Есть у киргизов свое художество, архитектура, то это, нет сомнения, есть архитектура монументальная, архитектура могил», — писал Чокан. Чем мы ближе подъезжали к Пржевальску (Караколу ) именно так я хочу назвать город моего детства и юности, тем больше мы волновались, 20 лет разлуки, мы будем проезжать селение Тюп, моя бабушка родилась в нем в 1912 году. В речке с одноименным названием по словам Чокана водилось много рыбы, «В устье и озерных камышах рыбы было так много, что киргизы на глазах Чокана рубили её саблями».
Проехав Тюп, через несколько километров на спуске пересекаем речку Джергалан, рядом здравница с термальными источниками. Радоновая и сероводородная вода здесь встречается еще в трех местах: Джеты Огуз, Ак-Су, в ущелье Арашан. Далее перед городом есть еще два селения, но они находятся по прибрежной части озера, Николаевка и Михайловка. Нетрудно догадаться, что они названы в честь Николая Михайловича Пржевальского.
Пржевальский Николай Михайлович — российский путешественник, исследователь Центральной Азии; почетный член Петербургской АН (1878), генерал-майор (1886). Руководил экспедицией в Уссурийский край (1867-1869) и четырьмя экспедициями в Центральную Азию (1870-1885).
Со 2 по 6 сентября отдых в г. Каракол. Встреча с друзьями всегда приятна, если не виделись пару десятков лет. Отметить встречу поднялись высоко в горы на стационарный кемпинг, как положено, шашлык и чай из самовара.
Несомненно, визитная карточка города памятник Пржевальскому Н.М. После загса здесь отмечаются все свадьбы, и мы были не исключением.
Кольцо из гранитных бордюр вокруг памятника, и столбики на могиле изготавливали в цехе камнеобработки, которым я руководил. Из воспоминаний моей бабушки, у моего прадеда брали быков и лошадей для перевозки гранитных блоков из ущелья Ак-Су к месту захоронения для памятника. В стороне от центральной аллеи установлен еще один монумент, основателю письменности киргизского языка, это я так понял, но порывшись в интернете ничего не нашел, может, меня кто-то поправит.
Музей находится рядом. Отдавая дань Великому путешественнику, мы рассмотрели каждый экспонат, отследив по картам его маршруты. В городе есть еще один музей, мы побывали и в нем.
Ущелье Джеты Огуз (Семь быков) прославилось на всю страну (СССР) не только термальным источником, но и местом, куда возили космонавтов. В это урочище мы решили съездить. Скала (Разбитое сердце) встречает всех въезжающих. С обратной стороны именитые быки.
Мечта любого автопутешественника, маршрут солидный, номер Евросоюза. Пока поднимались до поляны космонавтов, несколько снимков, но поражают мосты, на мой взгляд, они не подлежали ремонту, выдерживая тяжелую технику. Старый мост и действующий.
Я уже упоминал, что мы достигли конечной точки нашего маршрута, но, видимо, эта поляна была заключением намеченной цели. Каждый по-своему выразил восторг, мы счастливы!
В такие моменты кажется, что ты и машина одно целое, и это на самом деле так.
Про центральный рынок и базар писать подробно не буду, это такое скопление народа, будто, проснувшись, все идут на базар, что-то продать или купить. Мы тоже отправились купить что-то на память и отведать знаменитой каракольской «ашлян-фу». Как написал в рассказе один из дромовцев, посетивший Каракол: «Нам подали холодную лапшу, в ней что-то плавало белое, все кислое и острое — это та еще гадость». На самом деле это блюдо не из киргизской кухни, блюдо из кухни дунган. Мы с детства ели его с большим удовольствием и готовим по сей день сами, у нас оно фирменное и по праздникам. Состав: домашняя лапша, желе (студень) из крахмала гороха, бобов и подливка острая, яблочный уксус, соевый соус (вместо дунганского уксуса). По 90-м годам по программе «Время» была передача, что с похмелья едят утром водители с странах СССР, Киргизия — «ашлян-фу».
Прикупили одеяло, побродили по тем местам, где учились, жили, встретились с соседями и стали собираться домой, завтра в дорогу. Несколько свободных снимков.
Какие сорта неважно, их называют «Иссык-кульские», когда я служил на Камчатке в 70-х годах, в газете «Комсомольская правда» была заметка, яблоко рекордсмен вес 1,250 г. Чолпон Ата, Иссык-Куль. Долго я её носил и всем показывал.
Снова горы, опять перевалы
И вершин заснеженных блеск…
Что нас тянет в такие дороги,
Мы все ищем ответ у небес.
26-й день. 7 сентября. Грустно покидать малую родину, мы прощаемся с гостеприимными друзьями. Фото на память.
Погранпереход встретил нас почти одиноко, демонстративно показали, куда поставить машину, начали осмотр, один молодой, другой опытный.
— Оружие, наркотики?
— Нет.
— Все смотреть не будем, дай на чай.
Свернул трубочкой две по 50 руб., дал молодому, сказал, что вторая машина тоже наша, не рылись, не досматривали. Это была первая взятка, вторая будет завтра. Это неправильно, но вытаскивать все вещи и тащить их на сканер не хотелось, они к этому привыкли. Казахских погранцов прошли гладко и быстро. В первый ночлег на Иссык Куле, в пансионате, я проснулся рано, первое, что видишь в окно, это озеро и горы. Южный берег в этом месте в 60 км, но в хорошую погоду хорошо просматриваются вершины гор, а ночью даже огоньки селений видно. Именно тогда в планшет были вписаны первые строки.
Песнь об Иссык Куле
Моей памяти детства далекого,
Гор высоких твоих седина,
И лазурной волны перекаты,
Облепиховых рощ берега!
Тополей серебристых качанье
И гранитных оков берега!
Изумрудом насыщенный воздух ,
Абрикосами дышит земля!
Веток, гнутых под тяжестью яблок,
Груш медовых, малина в саду!
А какие летом закаты!!!
На горах вершины в снегу.
От Уланских ветров завыванье,
От Санташских дожди по горам…
В вечной схватке над Иссык-Кулем
Бьются ветры по волнам.
Родников хрустальные пряди,
Бурных речек, шумящий поток!
Красотою своей в награду
Воспевают киргизский народ.
В недрах полные кладези злата
И кипящей лечебной воды!
Табуны лошадей лугами,
Эдельвейсами склоны полны.
Пирамиды Тянь-Шаньских елей,
Их величие, голубизна!!!
Тот, кто видел такие богатства!
Не забыть Иссык-Куль никогда.
2016 г. Сентябрь.
По запасам золота Кыргыстан занимает 7-е место в Мире, 3-е в СНГ, соответственно, все спутники: вольфрам, молибден, серебро и т. д. Канада в Кумторе ведет разработки, какой процент остается киргизам, мне неизвестно, но, на мой взгляд, народ страны должен жить лучше.
Еще несколько строк об этом замечательном озере. По легенде, два джигита Улан и Санташ влюбились в девушку Иссык-Куль, и она полюбила их обоих, но выбор сделать не смогла и превратилась в озеро, а джигиты превратились в гряды гор с двух сторон озера. Когда дует сильный ветер, говорят, дует Улан, или наоборот — Санташ. Вторая легенда, что Иссык-Куль соединен подземным тоннелем с озером Байкал.
Температура +29. 15:00 обед в селении Кокпек. Заходя на террасу кафе, поздоровались и пожелали приятного аппетита мужчинам за столиком. В ответ услышали — шашлык не берите, мясо старое, жесткое. Заказанные блюда были вкусно приготовленные. Прошли 570 км. Завтрашний день будет очень жарким, нервным и очень утомительным, но, ложась спать, мы об этом не знали.
Хоть немного от счастья уставшие,
Притомила порою жара,
Впереди сотни верст километров
Нам домой возвращаться пора!.
27-й день. 8 сентября. Подъем 6:00. + 25. Решили завтракать в ближайшем кафе, 10:00 встретился небольшой оазис, позавтракали, все блюда вкусные. 11:30 въезжаем в очередной населенный пункт, стоят жолы. Остановили, проверили друзей, все в порядке. Наша очередь, подаю документы, и через минуту вижу счастливую улыбку проверяющего:
— У вас просрочена страховка по Казахстану.
—Не может быть…
Показывает срок действия, точно, три дня катаемся без страховки.
— Пойдемте в машину разбираться.
Идем, садимся, и началось.
— Что будем делать? Штраф 42000…..(показывает список нарушений и цены)
— Какими?
— Вашими…
— Давай разделим на пять (курс), — говорю я.
— Да, что то я не то сказал…
— Выписывай штраф, поеду оплачу, в течение 8-10 дней скидка 50%, итого 4000.
— Зачем куда-то ехать, плати здесь.
— Тогда 2000 руб.
— Давай, — согласился жол.
Иду, беру деньги, сажусь отдаю, засунул в карман.
— Давай еще 1000, у тебя нет страховки, я тебя не могу отпустить. Надо ехать на штрафстоянку.
— Верни деньги, выписывай штраф, и поехали на штрафстоянку, — настаивал я.
— Плати еще 1000 руб.
И тут я начал говорить о стыде, совести, о том, что не уважают седых волос на голове, что отец воспитал плохого сына и т.д.
— Сейчас я тебе принесу денег, соберем всю мелочь, киргизскую, казахскую и российскую и высыплю тебе на капот, пусть все видят…
Отдал документы.
Едем искать, где выписать страховку, сутки еще до границы. В магазине, где продают все, пытаюсь узнать, как оформить страховку на два-три дня. 1600 руб. хоть на 2-3-15 дней, что делать!? — берем. Едем, анализируем, когда прошли п/п Казахстана, в вагончике я сказал оформить страховку на 1 месяц, цена вопроса — 1600 руб. А выписал на 15 дней. Как я уже писал, сами виноваты, смотреть внимательно нужно все.
Редкий кадр, 124 и 125 регион.
Дорога через Талдыкорган на Рубцовск, п/п как после бомбешки. 17:30 кафе « Мираж», собрали всю валюту, уговорили взять и накормить, девушка отнеслась к нам с пониманием и приняла заказ. Пройдено 770 км.
28-й день. 9 сентября. Подъем как всегда 6:00. Пасмурно, моросит дождь, но настроение бодрое, сегодня мы увидим Россию! Это стоит дорогого, после чужбины в родную страну! На заправке солярка по талонам, дают ограниченно, но удалось заправиться по карточке, качество желает лучшего, резко на педальку нажмешь и шлейф черного дыма из выхлопной. Где-то к Чите уже на нашем топливе продышался движок.
11:30 п/переход. Все спокойно, стандартные вопросы, визуальный поверхностный досмотр. 15-20 минут и мы свободны. «Здравствуй, Алтайский край!» — записано в журнале. После того, по какой дороге мы ехали, Алтайские дороги нам показались гладкими и ровными, особенно развязки Барнаула. После поворота на Кемерово, с левой стороны увидели, кафе-гостиница, нам все понравилось и в 19:45 остановились на ночлег, где было указано поставить машины под окнами с обратной стороны, под видеонаблюдение.
Прошли 702 км. Ужин, горячий душ, и крепкий сон. Ужин на четверых — 682 руб. недорого и вкусно.
29-й день. 10 сентября. Пасмурно, +15, Кругом золотая осень! Завтрак в кафе и курс в Зеленогорск, есть такой городок на карте за Красноярском, пропуска были заранее заказаны, нам предстояло пройти 1057 км, это было самое длительное расстояние в этом путешествии.
30-й день. 11 сентября. Когда друзей не видишь десятками лет, расстояние, которое мы должны проехать, это мгновение.
До обеда экскурс по городу, нам понравилось, кругом тишь и благодать.
Этот снимок не на память, а в память о нашей молодости, когда в 1973 году мы познакомились и смогли пронести через всю жизнь и сохранить дружбу. А вот паровозы, остались только в памятниках, и горожане гордятся этой достопримечательностью и нам показывают.
Выезд 13:30, Впереди г. Канск. Необходима замена масла и фильтров. В Канске нас обслужили за 500 руб. за работу. 20:00 остановились на ночлег. Прошли 410 км.
31-й день. 12 сентября. Утро было пасмурным и вокруг туман. + 7, спали под двумя одеялами, завтракали в кафе за 580 руб. Несколько снимков до Байкала. Прошли 646 км.
32-й день 13 сентября. +15. Туман. Завтракаем в кафе «Полина». Чисто, красиво, вкусно, 723 руб. на 4 человека. И только к 10:00 туман рассеялся, идем вдоль Байкала. Визитная карточка Байкала — это омуль. Традиционно закупаем рыбу к пиву на всех друзей и родню.
Нам есть что вспомнить про это озеро, 2006 год мы по старой и строящейся новой дороге отправились на п-ов. Св. Нос. Скальник, которым отсыпали дорогу, не щадил наших колес, 13 раз снимали, латали и вновь ставили, и ехали. Оказалось все просто, это мы уже потом узнали, что по такой дороге ехать нужно не менее 40 км/час. Но впечатления, которые мы привезли с Байкала, компенсировали наши мучения. 2013 год о. Ольхон. Таких «верблюдов» разве что можно встретить только в Бурятии, полный салон людей или вещей, сверху на багажнике груза с объемом как сама машина, и попробуй догони. Не зная характеристик этой машины, обсуждать не хочется, но что-то не так…..
16:40 ужинали в кафе «Ая Ганга», рекомендуем, блюда большие, все вкусно, особенно бухлер, куски говядины в бульоне и крупная картошка и морковь. Что еще нужно путнику? Сытно покушать, да хорошо выспаться. Отдали 965 руб. Пройдено 726 км.
33-й день. 14 сентября. Подъем 7:00. Всю ночь сильный дождь с грозой. + 7. Завтрак и на АЗС, ценник на ДТ полез вверх 38,90 за литр, а в обед уже 41,40, как тут не вспомнить Казахстан по 24 руб. за литр. И тут мы опять увидели, их было три автодома, сглотнув слюнки, пошли на обгон.
Прошли 927 км, впереди еще два дня. Спать.
34-й день. 15 сентября. + 8. До Хабаровска 1428 км. Завтрак в 9:00 в кафе «У Ерофея Павловича», уважительно назвали мы. Есть все: баня, душевые, гостиница, прачечная и вкусная еда. 1376 руб. отдали.
Куда-то колесики и трубочку повезли, а мы все ближе к дому. Но как ни странно, не закончив этот автопробег, уже начинаешь мечтать о следующем!
21:00 остановились на ночлег у стелы «Москва — Владивосток», позволили себе перед сном по бутылочке пива. Пройдено 965 км.
35-й день. 16 сентября. «Дорога домой, заключительный день авто путешествия» — записано в журнале. Подъем 7:00. Пасмурно. На АЗС заправились до полного, хватит до дома. Заехали в кафе «Тодор», везде было хорошо, а тут грубо, неопрятно, душно, не рекомендуем. Пора подводить итоги:
После обеда мы были дома. А друзьям еще до Владивостока ехать. Мы это сделали, мечтали и сбылось! Всем гладкой дороги, вежливых водителей и хорошего настроения!
Автор текста и стихов — Сергей.