|
Желание посетить Сахалин на своей машине зрело в моей голове уже довольно давно, но немного смущал паром и все, что с ним связано — начиная от цены за переправку автомобиля, заканчивая качкой на пароме и морской болезнью. Но если деньги можно было накопить, то убедить жену, что в августе-сентябре шторм на море редкость и сильной качки не будет, было сложновато. Тем не менее, сразу после нашего прошлогоднего путешествия по Приморью, было принято решение, что в следующем году Сахалину быть!
Сахалин для нас это вторая Родина. Супруга прожила там 30 лет, я немного меньше — 5)) Поэтому ехали мы не только попутешествовать по острову, но и повидать родственников и друзей. В течение года я понемногу собирал информацию о том, куда можно съездить и на что посмотреть, в результате чего образовался интересный маршрут, который можно было не спеша проехать за пару недель.
Любая поездка на Сахалин на своем автомобиле начинается со звонка (или с письма) в ЗАО ТЭК «Дальтранссервис». Эта транспортная компания занимается перевозкой транспортных средств на пароме по маршруту Ванино—Холмск. Билетов на паром купить нельзя, можно только забронировать место, и сделать это нужно заранее. Мы бронировали в июне на 29 августа. Самое печальное, что расписания паромов нет, и то, что вы забронировали место на определенное число, еще не говорит о том, что паром будет именно этого числа. Нужно периодически звонить в Дальтранссервис и уточнять какого числа вас отправят. Мы узнали время отправления 26 августа (за 3 дня до отправления). Диспетчер мне сказала, что загрузка на паром запланирована на утро 29 августа, а для оформления всех документов нам нужно быть в Ванино примерно в 3 часа ночи. Учитывая, что с нами ехали маленькие дети, время было, мягко говоря, неудобное. Ну да ладно, подумали мы, главное, чтобы паром пошел. Напомню, что как раз в это время с Японии в сторону Сахалина и Приморья надвигался тайфун Лайонрок.
У диспетчера я специально спросил, как там у вас насчет тайфуна? Девушка диспетчер мне ответила, что у них отличная погода, тайфун фигня и паромы ходят в обычном режиме.
Чтобы попасть 29 августа в 3 часа ночи в Ванино мы выехали из Благовещенска 27 августа, надеясь переночевать где-нибудь за Хабаровском и потом не спеша доехать до Ванино.
Состав нашей команды — два Mitsubishi L200, в одном наша семья из 4 человек, в другом наши товарищи-единомышленники семья из 3 человек.
Рано просыпаться не стали, спокойно встали в 8 утра, поели, закинули в машину последние вещи и уже в 10 часов ехали по направлению к Хабаровску. Около стелы «Владивосток—Москва» меня останавливает сотрудник ГИБДД. «Ну все, — подумал я, — сейчас начнет докапываться до внесения изменений в конструкцию автомобиля». Машины у нас, конечно, не монстры бездорожья, но для съезда с асфальта немного подготовлены. К счастью, я ошибался, после проверки документов инспектор нас отпустил, пожелав счастливого пути.
К месту запланированной стоянки мы доехали в 19 часов.
Место было хорошее, но был там один недостаток — миллионы кровососов! Но мы были к этому готовы, у всех имелись сетки-накомарники.
Утром не спеша встали, собрали палатки, позавтракали и выехали в сторону Ванино. По договоренности с «Дальтранссервисом» нам нужно было доехать до Лидоги, позвонить им оттуда и сообщить, что мы не передумали и едем на паром. Дальше до Ванино никакой связи уже не будет.
До Лидоги добрались без проблем, пообедали в местном кафе (кормят нормально). Звоню в Дальтранссервис: «Мы в Лидоге, к вечеру будем в Ванино». А диспетчер мне отвечает: «Все паромы на четыре дня отменены в связи с тайфуном. В Ванино делать нечего, езжайте обратно в Хабаровск». Если сказать, что я был в шоке — ничего не сказать. Когда я сказал нашим, что паромы встали до 1 сентября, они отказывались верить. Стали думать, что делать дальше. Был вариант поехать попутешествовать по Приморью, но очень не хотелось отказываться от Сахалина. Решили ехать в Ванино и дальше смотреть по обстановке.
Дорога Лидога—Ванино асфальт… Ужасно раздолбанный асфальт. Быстро ехать сложно, попадаются ямы глубиной по колено, и видно их в последний момент. Очень много крутых поворотов, серпантинов и подъемов/спусков. В особо затяжных подъемах на большой скорости двигатели начинали греться, поэтому приходилось плестись 50-60 км/ч. Очень удивлялись, когда нас в подъемах обгоняли малолитражки. Но через несколько минут все вставало на свои места — лихачи стояли на обочине с открытыми капотами и остывали)
В 17 часов приехали в Ванино. Решили сразу зайти в офис Дальтранссервиса, но оказалось, что он находится на территории порта и зайти туда можно только по пропуску. В порту расспросили людей про ситуацию с паромами — информация подтвердилась, до 1 сентября паромы не ходят. Нужно было искать место для ночлега. Гостиницу не рассматривали — выходило дороговато, гораздо дешевле и удобнее было снять одну квартиру на всех. Двухкомнатная квартира нас вполне устраивала, но оказалось, что найти ее не очень просто. К 9 часам вечера мы все-таки нашли квартиру, но смогли там переночевать только одну ночь. Квартира была до того грязной, что обувь страшно было снимать. Хозяева совсем не заморачивались с уборкой и ремонтом квартиры.
Если кому-то нужен адрес — ул. Торговая, 10, 1600 рублей за сутки. Потом мы на свою голову связались с некой Ириной, особой очень истеричной и работающей по принципу «и пусть весь мир подождет». Не советую с ней связываться… Сняли у нее квартиру за 2000 руб. в сутки. Квартира нормальная, чистая. Но требование заплатить за посуточно сдаваемую квартиру сразу за 3 суток нас ваще не устраивало, т.к. паром мог пойти в любой момент. Адрес: ул. 2 линия, 5. Прожили там сутки и сняли третью квартиру, жалко, что она нам не попалась в первый же день. Квартира чистая, есть даже интернет. Хозяин оказался порядочным человеком. Цена 1600 рублей в сутки. Адрес: ул. Портовая, 3.
Тайфун Лайонрок продолжал давать о себе знать. В течение трех дней, что мы были в Ванино, дождь лил, практически не переставая. Менялась только его интенсивность — от сильного до очень сильного. Три дня сидеть по съемным квартирам нам, конечно же, поднадоело и, несмотря на дождь, мы предприняли вылазку в город и его окрестности. В любом более-менее крупном городе есть свой музей, Ванино не исключение. Если у вас куча свободного времени и его надо убить, в этот музей сходить можно. Там же выставка местного фотографа, есть очень достойные и интересные фото.
В городе больше ничего интересного не нашли, решили съездить за город на берег моря. Тем более дождь закончился, и можно было погулять.
Когда возвращались в город, мне позвонили с Дальтранссервиса и обрадовали — паром выходит сегодня в 21:00, а в порту нужно быть в 17:00 для оформления документов.
Быстро собравшись, едем в порт. В бюро пропусков оформляем документы на въезд, дальше по территории порта едем к офису Дальтранссервиса, там оформляем коносамент и платим деньги.
Офис Дальтранссервиса:
В порту нас ждут сразу два парома.
Стоимость переправы каждого авто нам обошлась 19500, плюс места в каюте еще 6000 на каждую семью. После оформления всех документов, на что у нас ушел приблизительно один час времени, диспетчер сказала ехать на стоянку около парома и ждать, когда объявят загрузку.
В ожидании загрузки:
Два огромных парома:
Ждать загрузки нам пришлось долгие четыре часа, практически не выходя из машины, т.к. дождь продолжал лить и, судя по затянутому от края до края небу, прекращаться не собирался. Хотели пойти в комнату отдыха, но это желание сразу пропало из-за присутствия там большого количества дальнобойщиков, половина из которых были явно не трезвы. С детьми там делать было нечего.
Но вот объявлена загрузка: сначала заезжают бесконечные фуры (сколько же их там влезает?!), за ними легковые авто. Удивительно, как точно транспортная компания рассчитывает количество автомобилей на пароме. Паром был забит полностью, мы заезжали последними, и наши машины стояли буквально в 2-3 метрах от края парома.
Взяв все нужные вещи из машины (до остановки парома к ней вас больше не пустят) пошли искать каюты. Паром «Сахалин-8» построен в 1985 году и обстановка на нем соответствующая).
Наши каюты были на верхней палубе. У бортпроводника получили ключи от кают и постельное белье, сели ужинать. Почувствовав мягкий толчок и взглянув в окно-иллюминатор, мы увидели, что паром наконец-то начал движение. На часах было 22:30.
Паром не спеша выходит из порта, жалко, что уже ночь и ничего не видно, но мы все равно выходим на палубу, чтобы посмотреть на удаляющиеся огни ночного Ванино. Вернулись в каюту, начали понемногу обустраиваться — разложили вещи, заправили постели, уложили детей спать. Наконец-то можно расслабиться и отдохнуть от трудного и суетного дня.
Внезапно над двухъярусной кроватью с потолка начинает течь грязная ржавая вода прямо в постель. Причем она не капает тонкой струйкой, а натурально течет как из крана! Мы в шоке… Судно дало течь! SOS! Шутка, конечно) Но тогда нам было не до шуток.
Выскакиваю из каюты в поисках бортпроводника, но его нет на месте. Пока я его нашел и привел в каюту, там уже по полу тёк ручей) Бортпроводник — женщина бальзаковского возраста, очевидно, работает на пароме с момента его постройки. Удивить её льющейся с потолка водой нам не удалось, ни один мускул не дрогнул на ее суровом и мужественном лице. Сказав, что такого никогда не было (с трудом верится), пошла искать какого-то местного слесаря-сантехника. Пришел мужик, осмотрел место протечки, постучал-поковырял и говорит: «Ну а что вы хотите, паром 3 дня стоял под проливным дождем, вода затекла во все щели. Судно дало небольшой крен, и вода полилась». Мы не стали оспаривать его теорию, нам было ваще по-барабану, откуда там льется вода к нам в каюту, нас мучил другой вопрос — где мы будем спать?! Что мы, собственно, и спросили у бортпроводника. Справедливости ради стоит сказать, что каюту нам нашли довольно быстро, и это оказалась каюта члена экипажа, т.к. пассажирские все были заняты. На двери каюты было написано «матрос пекарь», мы поржали — прикольная фамилия. По оставленным в каюте вещам, поварскому колпаку и белому халату стало ясно, что тут живет женщина, и что «пекарь» это не фамилия. В каюте довольно душно, видимо, под ней какое-то машинное отделение, потому что пол ощутимо теплый. Хорошо, что есть окно-иллюминатор, сильный морской ветер очень быстро освежает каюту. Всё, теперь можно спать.
Утром проснулись, вышли на палубу, смотрим, а до Сахалина рукой подать.
По радио объявили обед. В стоимость проезда на пароме входит один бесплатный обед, и он достаточно скромный — небольшая порция порошкового картофельного пюре синего цвета, 2 сосиски и чай. Если наесться не удалось, можно чего-нибудь купить в буфете, но цены — как в хорошем ресторане.
После обеда снова вышли на палубу и удивились… Как была перед нами какая-то большая гора, так и осталась, мы почти не двигались. Включив навигатор, я увидел, что мы все-таки двигаемся, но крайне медленно — 10-15 км/ч.
Развили максимальную скорость)
Стало понятно, что о 17-часовом плавании можно забыть… Минимум 20 часов. Причина столь медленного движения парома проста — не все работающие двигатели в целях экономии топлива, ну и, конечно, большие волны и сильный встречный ветер.
Зацените ветер — сына чуть не сдуло)
Всю ночь и весь день мы ждали, когда же нас свалит морская болезнь, ведь некоторых из нас укачивало даже в машине. Но, на удивление, все продержались до конца плавания, которое продлилось 24 с половиной часа. На Сахалине мы оказались в 23:00.
Забрав с парома машины, поехали к родственникам, которые живут в селе Успенское, что между Анивой и Южно-Сахалинском. Дорога от Холмска до Успенского практически идеальная, добрались быстро. Там поздний ужин, обмен впечатлениями и спать.
Так как из-за тайфуна наше пребывание на острове сократилось на трое суток, нужно было решать, от посещения каких мест придется отказаться. Но планирование нового маршрута осложнялось несколькими факторами: во-первых, это тайфун и его последствия, а во-вторых, не очень точное представление, сколько займет по времени дорога в то или иное место.
И тут нам просто неоценимую помощь оказал Евгений, с которым я познакомился на одном автомобильном сайте. Женя — это человек, который знает о Сахалине если не всё, то почти всё! Причем знает не в теории, а на практике, изъездив Сахалин на своем автомобиле вдоль и поперек.
После звонка и общения с Женей наш первоначальный маршрут претерпел некоторые изменения — пришлось все-таки убрать пару точек. Оха, Тельновские источники и Черемшанский водопад оставим на следующее посещение Сахалина. Но зато Евгений согласился прокатиться с нами и показать дорогу на Чертов мост.
Встречу назначили на утро следующего дня. А сегодня нужно было заменить масло на моей машине и показать Южно-Сахалинск экипажу второй машины — они на Сахалине были первый раз.
По Южному особо не погоняешь — очень много машин, пробки, но основные достопримечательности города мы, конечно, осмотрели. Лично меня поразила площадь Победы и построенный там мемориальный комплекс. Впечатления остались двойственные. Как-то он выглядит… ну не знаю… помпезно, что ли. Хотя стройка там еще не окончена, может, потом он будет смотреться интересней.
Ну и, конечно, среди достопримечательностей мы не могли не посетить Сахалинский областной краеведческий музей. Всем, кто приедет в гости на Сахалин, настоятельно рекомендую туда сходить. Очень познавательно и увлекательно.
Дети нашли игрушку.
После музея детям было обещано посещение зоопарка, а я, чтобы не терять времени, поехал на СТО.
Масло в двигателе у меня было залито Mobil Super 3000 Formula FE 5W-30, решил заливать такое же. Менял на станции замены масла Форум (ул. Пуркаева, 106 в). Это официальный дистрибьютор Exxon Mobil в Южно-Сахалинске.
Утром на следующий день за нами приехал Женя. Виртуальное знакомство перешло в реальное. Женя приехал не с пустыми руками — на память о себе и Сахалине подарил нам вот такую замечательную книгу.
Жека, эта книга займет почетное место у меня в книжном шкафу, где-нибудь между «Властелином колец» и «Игрой престолов»)
Быстро обговорив маршрут нашего движения, выезжаем в сторону Холмска. В планах у нас посетить Чертов мост и Ведьмин мост. Женя по рации рассказывает о местах, которые мы проезжаем, об их истории. Было очень интересно. В районе Холмского перевала сворачиваем посмотреть на памятник.
Место очень посещаемое, а может, просто мы попали на какое-то мероприятие. Даже какой-то байк-клуб приехал.
На Чертов мост можно попасть двумя путями. Есть заезд с Чапланово — брод через Лютогу и дальше по старой разобранной железной дороге, по тоннелям до Ведьминого моста. Мы побоялись там ехать, не хотелось поймать железнодорожный костыль колесом. Мы выбрали другой путь — через станцию Николайчук. Дорога не сложная, изобилует неглубокими лужами. Есть два ручья, которые нужно переехать вброд. Ручьи не глубокие, но выходы из них для неполноприводного автомобиля будут сложноваты. По дороге на мост есть одно очень живописное место — водохранилище Тайное, останавливаться и фотать обязательно)
На машине до Чертого моста проехать нельзя, оставляем машины на полянке около станции «77 км». Дальше пешком по шпалам. Идти не очень удобно, шпалы слишком частые, а сбоку от рельсов тропинки нет. За разговорами не заметили, как прошел час, и вот показался он)
Сооружение, конечно, монументальное. Сколько же сил было приложено, чтобы построить такой мост посреди леса. Когда были в музее, я там увидел фото моста 1930 года. Практически ничего не изменилось)
Наверху заметили альпинистов, они спускались с моста на веревках. Когда мы забрались наверх, то увидели, что альпинисты это дети лет 12-14 под руководством одного взрослого. Отважные дети, нечего сказать)
Идем дальше, до Ведьминого моста еще около 2 км по жд путям. Если до Чертового моста железная дорога была практически в идеальном состоянии, то тут было все запущено. Видно, что Ведьмин мост место гораздо менее посещаемое, чем Чертов. Все очень сильно заросло, кое-где, прямо между рельсами, выросли деревья, идти стало немного сложнее. По нашим подсчетам мост должен уже вот-вот появиться, и тут, за одним из поворотов, перед нами появляется тоннель.
Наличие тоннеля из нас никто не предполагал, как-то мы упустили этот момент, и фонариков ни у кого с собой не было. Но на наше желание идти дальше это никак не повлияло. Дорогу мы освещали себе телефонами) Когда пропал свет от входа в тоннель, а выхода еще не было видно, становится жутковато) По ощущениям длина тоннеля примерно метров 600.
Ведьмин мост — сооружение не менее грандиозное, чем Чертов мост. Мне он показался даже чем-то красивей.
Хотел я перебраться на другую сторону, но мост как-то подозрительно раскачивался, или это у меня коленки дрожали от страха) Короче, от затеи пришлось отказаться.
Дорога назад ничем не запомнилась. Добрались до полянки с оставленными машинами, попили чаю, съели у Жени всю картошку, ну и, конечно, сфоткались на память.
Из всех мест на Сахалине, которые мы хотели посетить, самым желанным был, пожалуй, мыс Крильон. И не только потому, что там маяк и это самая южная точка острова. Когда мы советовались с Евгением насчет красивых мест Сахалина и я спросил о Крильоне, он сказал: «Крильон? А что Крильон? Туда нужно ехать только ради дороги». Женя, ты прав на 100%.
Но обо всем по порядку.
Планируя поездку на Крильон, я пересмотрел и перечитал кучу видеороликов и отчетов. Большинство из них очень пугало. Взять хотя бы брод через Перепутку, в половодье там тонули достаточно большие и подготовленные машины. Но все-таки люди там проезжают довольно часто, а некоторые, так вообще, ездят туда, как на работу. Например, известный в узких кругах Сергей Фролов (vnedorog), который заверил меня, что мы обязательно проедем на Крильон. Но телефончик у Сергея я все-таки взял, мало ли)) Серега, спасибо, что не отказал)
От с. Успенское, где мы остановились, до мыса Крильон около 200 км, но мы все равно выезжаем пораньше, около 10 утра, отлично понимая, какие дороги нас ждут, но все же надеемся быть на мысе где-то в 3-4 часа дня. Конечно же, многое будет зависеть от погоды, которая не радовала — с утра не переставая шел небольшой дождь.
До Невельска идет хороший асфальт, дальше до Шебунино раздолбанная грунтовка. В Шебунино съезжаем с дороги на побережье — дальше до мыса Кузнецова только по берегу. Колеса наши узковаты для езды по песку, спускаемся до 0,8 атмосфер.
По пути приходится преодолевать много бродов, но они не глубокие — разминка перед Перепуткой. По песку оказалось ехать не так сложно, как ожидали. Было опасение, что начнет греться двигатель, но температура, судя по показаниям БК, не поднималась выше 90 градусов.
И вот она, Перепутка… Речка немного шире, чем те, которые мы уже переехали, но все равно небольшая. Стоит несколько машин, активно рыбачат рыбаки. Мы тоже решили попробовать, закинули удочки и…
Шутка) До удочек дело не дошло, рыбой нас угостили вот эти добрые люди.
Свежая рыба это, конечно, хорошо, но нам нужно переправляться через Перепутку. Сходу ехать страшно, поэтому последовали известной мудрости «не зная броду, не суйся в воду». Пошел мерять глубину и щупать дно.
Дно песчаное, мягкое, нога немного проваливается, но глубина реки чуть выше колена. Можно ехать) То, чего боялись больше всего, оказалось совсем не страшным)
Дальше до мыса Виндис едем без остановки, около горы Коврижка останавливаемся пофотать.
Когда видел эту гору на фото в Интернете, всегда думал, что, если окажусь рядом, то непременно на нее залезу. Но в реале гора оказалась очень большой, к тому же с крутыми склонами. Я знал, что на гору можно залезть с помощью каната, кем-то заботливо там протянутого, но когда увидел тот канат, желание лезть пропало. Канат не внушал доверия) Пришлось отказаться от этой идеи.
Объехав мыс Виндис, едем дальше по побережью до мыса Кузнецова. Мыс Кузнецова — памятник природы регионального значения, о чем написано на установленном там баннере.
На мысе достаточно много построек, кто-то здесь постоянно живет. Даже часовня своя есть.
Время обеда, нужно немного перекусить и подкачать колеса. Хорошо, что в каждой машине есть компрессор Berkut R20 — очень быстро качает. Он полностью оправдал свою немаленькую стоимость. Песок временно закончился, дальше через перевал хребта Вавилова — самый сложный участок пути.
Через реку Кузнецовку сделали хороший мост, точнее переезд)
Щели между плитами порядочные, одну из них я не заметил и передним колесом провалился. Ничего страшного не случилось, но немного испугались)
Ну а дальше началось то, ради чего и стоит ехать на Крильон — замечательная дорога) Там есть всё — большие грязные лужи, сильные крены, глубокая колея… В общем, все то, что нравится всем любителям бездорожья. Наверное, читая эти строки, матерые сахалинские джиперы смеются над нами с высоты своих 35-42 колес, но нам на 31,6” там было очень интересно, а иногда даже страшно)
Ехали очень медленно, потому что проходили ногами почти каждую лужу, хрен его знает, что там на дне и какая в ней глубина. Клиренса очень часто не хватало, колеи все-таки слишком глубокие для наших машин. Защита днища отрабатывала свое существование на все 100%. А про задний мост вообще молчу, очень часто ему приходилось выступать в роли плуга)
Пока ехали через перевал, встретили несколько машин, возвращающихся с Крильона. Очень они удивились, увидев нас, и узнав, что мы приехали с Амурской области. Сказали нам, что мы молодцы и показали большой палец)
Какие же они все огромные! Когда рядом с тобой проезжает такая машина чувствуешь себя на жигулях)
С горем пополам, даже не оторвав ни одной запчасти на машинах, мы переехали через перевал и снова оказались на песчаном берегу в урочище Шестома.
Решили проехать немного назад и посетить мыс Замирайлова Голова, где-то там есть 2 водопада, на которые очень хотелось посмотреть. Место там, конечно, супер, очень красивое! Если бы мы не торопились, можно было бы там остаться на ночь.
Встретили там одного рыбака, спросили его, сколько еще по времени ехать до Крильона. Оказалось, что до Крильона рукой подать, но он посоветовал нам поторапливаться, т.к. был уже прилив, а нам еще нужно было проезжать мыс Майделя — 300 метров по морю.
Наверное, Мыс Майделя в отлив можно проехать по суше, но мы не успели, прилив уже начался, и вода прибывала. Ехать было страшно. Я шел впереди, измерял глубину и смотрел камни, а за мной потихоньку ехали обе машины.
Так и проехали, воды было еще не очень много.
Ну а дальше Крильон и его маяк было видно невооруженным взглядом.
Забраться наверх тоже оказалось непросто, крутой подъем, плюс ураловская колея. Пришлось ехать вразрез колеи. К счастью, дождь к этому времени закончился, и дорога была не очень скользкой. Не представляю, что бы мы делали, если бы нас стащило на таком подъеме в колею.
На самом мысе есть несколько построек, ну и маяк, конечно же.
Когда я попытался войти в помещение маяка, меня чуть не съели обитавшие там собаки. Посмотрели со стороны, пофотали и стали думать, где же остановиться на ночь. Наверху дул сильный ветер, внизу у моря подходящих мест не было. Решили ехать назад, за мыс Майделя, там видели подходящую полянку.
Подъехав к мысу, были в шоке, насколько быстро поднялась вода. Островки, по которым мы переезжали в ту сторону, скрылись под водой. Но глубина для наших машин была еще приемлемой. По старой схеме — я впереди измеряю глубину, за мной машины, перебрались через мыс, нашли полянку и разбили лагерь.
На ужин у нас была «пойманная» горбуша. Как же вкусна только что пойманная рыба. Даже сравнивать нельзя с перемороженной десятки раз магазинской горбушей. Из одной рыбины сделали уху, а вторую пожарили.
Обратная дорога была, конечно, проще. Все речки и лужи были уже промеряны, не нужно было выходить из машины и проходить их ногами, поэтому ехали гораздо быстрее.
Когда ехали вдоль берега, видели много лежбищ тюленей или морских котиков — не разглядели.
Несколько раз останавливались на фотосессии.
Продолжая следить за погодой и блужданиями циклонов по острову, решили, что пора нам выдвигаться на север Сахалина. До самой северной точки мы доехать уже не успевали, отпуск близился к концу, но доехать до Александровск-Сахалинского мы были просто обязаны. По прогнозам, оттуда циклон уходил, и мы надеялись увидеть бывшую столицу Сахалинской области при свете яркого и теплого солнца.
Утром, как и ожидалось, лил дождь. Сборы были недолгими, все вещи были собраны с вечера. Первая остановка была в селе Взморье, а точнее на рынке, где можно купить по достаточно приемлемым ценам различные морепродукты. Мы прикупили крабов. Нельзя побывать на Сахалине и не попробовать свежего краба.
Сразу мы их есть не стали, решили доехать до бухты Тихой. Очень красивое место, если повезет с погодой. Говорят, что в хорошую погоду там очень много народу. У нас с погодой было не очень, поэтому в бухте мы были одни.
До Смирных практически не останавливались. Хотели заехать на Клоковский водопад, его даже с дороги видно, но не нашли съезда с трассы, а искать уже не было времени. В Смирных заехали в магазин, закупились продуктами и погнали в Александровск-Сахалинский. Хотя, слово «погнали» не очень подходит в данной ситуации, бОльшая часть дороги Смирных—Тымовское в ужаснейшем состоянии. Нам говорили, что дорога плохая, отсыпана скальником, и что быстро по ней не получится ехать. Так и произошло — ехали очень медленно, но не из-за скальника. После дождя дорогу покрывал толстый слой жидкой скользкой грязи.
Кое-как доехали до Тымовского, дальше дорога была нормальной. В Александровск-Сахалинский приехали уже к вечеру. Учитывая удаленность от центра Сахалина, город нас приятно удивил, очень аккуратный городок. А какой там пляж — километры безлюдного песчаного берега.
На берегу много мест для организации лагеря, есть даже места, оборудованные большим столом и скамейками. В теплое время года тут, наверное, очень много народу, но только не сегодня — мы на пляже одни) Можно спокойно отдыхать и позалипать на море и закат.
Проснувшись на следующий день, мы были приятно удивлены — тайфуны, циклоны и другие неприятные погодные явления ушли в центральную часть острова, а нам осталось яркое теплое солнце и редкие красивые облака.
Не спеша собравшись, едем осматривать окрестности Александровск-Сахалинского. Сначала решили посмотреть на маяк и тоннель. Проезжая по берегу наткнулись на останки судов. Интересно, почему их не попилили на металл? Может быть, оставили специально для фотосессий?)
К тоннелю на машине не подъехать, оставляем авто и идем пешком. Весь берег усыпан большими камнями с отпечатками или фрагментами реликтовых ракушек.
Добрались до тоннеля. Александровский тоннель интересен тем, что вырубался в скале каторжанами вручную с двух сторон скалы одновременно, но так как работы делались не специалистами, тоннель оказался кривым) И только после того, как нашли человека, который смог произвести расчеты, тоннель спрямили и соединили. Его длина 87 метров.
После тоннеля открываются потрясающие виды на мыс Жонкиер и маяк.
Символ Сахалина — скалы Три брата:
Хотели забраться на маяк, но времени оставалось очень мало. Нужно было ехать обратно, нас ждала ужасная дорога Тымовское—Смирных, а дальше полная неизвестность — Бошняковский перевал.
К Тымовскому подъезжали с надеждой, что дорога подсохла, грязи не будет и можно будет ехать быстрее. Как же мы ошибались) Дорога подсохла настолько, что проезжавшие Камазы (сотни Камазов), поднимали пыли столько, что ехать за ними было просто невозможно. Обгонять их на прямом участке дороги было очень рискованно, видимость была буквально метров 5. Приходилось ждать поворотов, когда Камазы сбавляли скорость, а облака пыли уходили в сторону.
После Смирных поворачиваем на Бошняково, дорога становится хуже. Постепенно поднимаемся все выше и выше.
Замечаем прямо на обочине дороги грибы, решаем остановиться и насобирать себе ужин. Вокруг тайга как из сказки, страшно далеко заходить)
Буквально за 15 минут, обойдя вокруг машин, насобирали ведро грибов)
По пути попадалось несколько бродов. Воды не много и дно каменистое, поэтому ехать не страшно.
Ближе к середине перевала дорога совсем испортилась, было видно, что по ней часто ездит какая-то большегрузная техника.
Очень скоро мы увидели, что большегрузная техника это не что иное как лесовозы. Наблюдали очень интересную картину, как лесовоз преодолевает брод через одну из рек. Мы через эту реку переехали по какому-то сооружению, отдаленно напоминающему мост, а вот лесовоз по этому мосту не мог проехать, слишком мост был узок и хлипок. Пришлось ему ехать вброд. Жалко, не успели заснять процесс переправы — очень тяжело там пришлось лесовозу)
Начало смеркаться, а нам еще ехать и ехать, ночевать посреди тайги никто не хотел. Да и встать негде было, по краям дороги либо густая растительность, либо болото.
Немного не доезжая Бошняково, на реке Скалистая есть красивый водопад. Когда мы к нему подъехали, было уже практически темно. Очень жалею, что не получилось его нормально сфоткать.
Когда отъезжали от водопада, встретили полицейскую Ниву, двигающуюся со стороны Бошнякова. Довольно странно встретить полицию ночью в тайге. В машине сидело 4 сотрудника полиции. Посигналив, чтобы мы остановились, водитель Нивы стал спрашивать, откуда и куда мы едем. Очевидным ответом «Едем из Смирных в Бошняково» он удовлетворился и спросил, как там впереди дорога и проедут ли они там. Нива была стоковая, поэтому мы посоветовали им не ехать, тем более ночью, но вряд ли они прислушались к нашим советам. Больше мы их не видели)
В Бошняково въехали затемно и были немного озадачены, где же встать на ночевку. Немного покрутившись и сделав звонок другу, нашли место на берегу. Побережье там довольно мрачноватое, все завалено поломанными деревьями и корягами. Но зато не было никаких проблем с дровами, ночью у нас был пионерский костер, а на ужин жареная картошка с грибами)
Утром проезжавший мимо местный рыбак, предложил нам купить у него креветку. Креветка была просто гигантских размеров по довольно скромной цене. Мы, конечно же, купили немного. Разговорившись с мужиком, узнали, что он живет в основном рыбалкой, улов возит в Южно-Сахалинск, там у него есть постоянные покупатели. Спросил у нас, как дорога через перевал и сказал, что перестал там ездить, потому что лесовозы совсем дорогу разбили.
Следующей нашей целью был мыс Ламанон с его маяком и водопад на реке Вязовка. Дорога от Бошнякова до Углегорска ничем особенно не запомнилась, наверное, потому что она хорошая. Потом стало интересней, дорога периодически выходила к морю, стали попадаться непонятно чем живущие полузаброшенные деревни.
К мысу Ламанон подъехали к обеду. Маяк, как и положено, видно издалека. Вся территория огорожена, даже шлагбаум есть. На въезде стоит какой-то сарай, на стене которого сушится шкура медведя. По дырочке в правом боку можно предположить, что умер медведь не от старости)
Очень хотели мы зайти на маяк, посмотреть, как там все устроено, но начальник не пустил, сославшись на проходящий там ремонт, зато много о чем рассказал. Из рассказа мы узнали, что маяк отлично работает, что тут постоянно проживает 5-6 человек. У них даже радиосвязь есть с материком. Все строения маяка, по причине частой плохой погоды, соединены между собой переходами, чтобы не выходить лишний раз на улицу.
Пока разговаривали, к нам подбежала лиса и, нисколько не боясь, села буквально в 10 метрах и стала нас изучать) Мы были в шоке, а начальник маяка, посмотрев в сторону лисы, махнул рукой и со словами «у нас тут целый зоопарк» ушел по своим делам. Ну а мы, конечно же, устроили фотоохоту)
В процессе фотоохоты никто не пострадал, а вот запас печенек у нас сильно уменьшился, она их поглощала с невероятной скоростью.
В километрах трех от маяка нашелся водопад на реке Вязовка. Видно его с дороги, проехать мимо сложно. Водопад очень красивый, наверное, самый красивый, что мы видели на Сахалине. Мы сделали несколько десятков фото этого водопада, но, к сожалению, ни одна из них не передает всей его красоты.
Есть там полянка, где можно остановиться и пообедать с видами на водопад. Мы достали купленную в Бошняково креветку и под шум водопада с удовольствием ее съели.
Дальше дорога шла преимущественно по лесу, который по растительности и по влажности очень напоминал амазонские джунгли. По дороге текут ручьи, по краям растут гигантские лопухи, сверху ветви деревьев переплетены так густо, что не видно неба. Когда мы начали думать, что эти джунгли никогда не кончатся, дорога неожиданно вышла на берег моря. Опять пришлось спускать колеса — дальше только по песку.
Впереди нас ждал брод через Черную речку. После дождей она бывает очень полноводной, и мы опасались, как бы нам не пришлось разворачиваться назад. Но так же, как и с Перепуткой, нам опять повезло — воды было не мало, а очень мало.
После проезда всех бродов на моей машине при торможении появился какой-то шум. Звук шел со стороны задних колес. Решили, что попал песок в тормозной механизм и отложили решение вопроса до возвращения в цивилизацию.
У речки встретили рыбаков, которым нечаянно порвали машиной трос, держащий заброшенную в море сетку. Но сетка не уплыла, успели ее спасти)
Остановиться на ночь мы хотели на озере Айнском, попробовать порыбачить, но не нашли там нормальных мест. Весь берег озера болотистый, а может, мы просто не там искали. Есть рядом с озером неплохое место на протоке, но нас смутила близость деревни.
Пришлось опять спускаться на побережье и ночевать там. Экстремальная часть пути закончилась.
На следующий день, уже никуда не торопясь и никуда не заезжая, поехали назад и потихоньку добрались до родственников в селе Успенское.
После всех пройденных бродов и езды по бесконечному песку на моей машине задние тормоза стали издавать подозрительные звуки — то ли скрип, то ли шипение. Первое, что пришло нам в голову — между колодками и диском попал песок. Достаем Hi-Jack и инструменты, снимаем задние колеса, снимаем барабаны и что же мы видим…
Жесть какая-то, колодки стерты до металла. По отзывам, задние колодки ходят гораздо больше 40000 км. Видимо, песок и вода сделали свое черное дело. Хотя, есть еще второй вариант — водители часто менялись, и кто-то забыл убрать ручной тормоз. Причина износа колодок меня интересовала мало, гораздо важней было найти новые колодки. Вооружившись 2Gis, поехали на поиски в Южно-Сахалинск по автомагазинам. Оказалось, что задние колодки на L200 очень редкий товар. Объездили очень много магазинов, но удалось найти только китайские фирмы Masuma. Мне, конечно же, хотелось оригинал или какие-нибудь японские. Пришлось ехать к официальному дилеру Mitsubishi с его нереальными ценниками. По дороге было еще пару магазинов, куда мы заходили уже практически без надежды. Каково же было наше удивление, когда в последнем магазине, кажется, он назывался «Федоровка», мы нашли японские колодки фирмы Koshiyama, которые незамедлительно были куплены и поставлены на место)
Теперь авто в порядке, можно дальше путешествовать.
Немного подустав от бездорожья, решили прокатиться по асфальту в сторону села Пригородное и показать нашим товарищам первый в России завод по сжижению природного газа — в простонародье СПГ.
Проезжая мимо г. Корсаков заехали посмотреть на порт, есть там очень удобная смотровая площадка, откуда все видно как на ладони.
От Корсакова до Пригородного рукой подать — 10-15 км по отличной дороге и мы на месте. На сам завод, конечно, не пустят — режимный объект. Хотя мне довелось там побывать один раз, очень интересно. В этот раз мы осматриваем завод издалека, остановившись за метров 600-800 от ограждения завода, но к нам все равно подъехал автомобиль охраны завода и спросили чего мы тут делаем. Мы ответили честно — стоим и фотографируем завод) Посмотрев на увлекательный процесс фотосъемки, охрана не спеша ретировалась.
Завод по производству сжиженного природного газа.
Танкер, который вывозит сжиженный газ с завода.
Приехав обратно в Успенское, стали думать, чем бы еще себя занять. И тут моя теща говорит: «А давайте я вас свожу за ягодой?» «Почему бы и нет?» — подумали мы и, покидав в машину ведра, поехали собирать клюкву.
Как известно, клюква растет преимущественно на болотах, поэтому близко к ягоде подъехать не удалось. Уже на подступах к болотам машина стала проваливаться и ехать дальше отказалась. Ну что же, дальше пешком.
На мой неискушенный взгляд ягоды было много, хотя теща сказала, что бывало и побольше. Вообще, сбор клюквы на болоте довольно экстремальное занятие. Наверное, все представляют, что такое ковровые болота. Стоишь в позе «раком» в грязной воде, под тобой тонкий, качающийся от каждого шага, ковер из травы и корней, а под этим ковром неизвестно какая глубина. Вокруг несметные полчища различных кровососов, от которых толком-то и не отмахнуться, потому что руки собирают ягоду. А еще приходится поминутно оглядываться вокруг — не пришел ли медведь поесть ягоды и тебя)
Болото и мы в позе собирателей ягоды)
Когда солнце стало заходить за горизонт и комаров стало не много, а очень много, мы поняли, что ягоды нам хватит, и поехали домой. В результате каждый набрал литров по 5 клюквы. Будет с чем чай попить зимой)
Долго на одном месте мы сидеть не можем, да и отпуск подходил к концу, а мы еще не посетили одно из красивейших мест на Сахалине — мыс Великан. Во многих отчетах про посещение этого мыса написано много страшного про дорогу. Мы ничего страшного не увидели. Единственное, что посоветую, отрезок от Охотска до Свободной не надо ехать по дороге — она очень плохая, одни ямы и канавы. Лучше выехать на побережье и ехать по песку. Сэкономите время и нервы. Дальше дорога идет по лесу, есть несколько бродов через небольшие ручьи. Наверное, любой паркетник сможет туда добраться. Хотя есть пара мест, где существует риск потерять пластиковый бампер.
До мыса Великан мы не поехали, остановились на поляне на мысе Птичий. Место оказалось очень посещаемым, тут уже стояли 3 машины и палатки. Кто-то приехал, как и мы, просто посмотреть, кто-то активно рыбачил в море, а кто-то дергал тройниками рыбу из реки, ее там было очень много, при желании можно было ловить руками. Тут же на берегу валялось огромное количество дохлой рыбы. Да и в реке она была уже подпорченой…
На мысе Птичий есть небольшой водопад.
Но мы сюда приехали не ради него, а ради мыса Великан и его потрясающе красивых скальных останцев. До Великана можно легко дойти по берегу, правда, в одном месте придется карабкаться по скалам. Хорошо, что кто-то оставил тут канат, мы забрались без проблем.
Великан, конечно, великолепен! Море и ветер тут сотворили настоящие произведения искусства.
Очень хотелось остаться на ночь и пофотографировать все это чудо в лучах заката, но нужно было возвращаться. Когда ехали назад, спасли одну машину с молодой семейной парой. Бедняги переоценили возможности своей Toyota Wish, смогли проехать половину лесной дороги, но, доехав до очередного брода, не стали рисковать пластиковыми деталями своей машины и развернулись. Но уехали недалеко — не смогли забраться на крутую горку, машина ловила диагональ и ехать отказывалась. На их счастье мы проезжали мимо. Быстро достали трос, зацепили и втащили на горку. Парень оказался фотографом, в благодарность предложил нам фотосессию, но мы тактично отказались, времени было в обрез. Вечером была запланирована встреча с друзьями.
На следующий день нам нужно было подтвердить бронь на обратный паром. По правилам это нужно делать за сутки до отправления. Когда звонил в Дальтранссервис, боялся, что история с паромом повторится, но диспетчер нас обрадовала, сказав, что паромы ходят по расписанию, погода отличная, и никаких задержек в движении паромов не предвидится. Получив необходимые инструкции, мы стали думать, чем занять последний день пребывания на Сахалине. И выбор пал на гору Быкова. По рассказам, туда ведет интересная дорога, а с вершины горы открываются красивые виды. Судя по картам, высота горы была 954 метра. Путешествуя по Приморскому краю, я заезжал на горы с такой высотой, но там подъемы очень плавные и пологие. На гору Быкова подъем оказался крутым, а временами очень крутым.
Высота растет)
Плюс ко всему осложняли ситуацию осыпающаяся дорога и глубокие промоины. Иногда казалось, что проехать просто нереально. Хорошо, что колея у L200 неширокая, удавалось протискиваться в узких местах. Пару раз было даже страшно — когда объезжаешь промоину, у автомобиля нереальный крен, а под колесами мокрые скользкие камни…
Воображение очень живо рисовало лежащую в овраге перевернутую машину. Но всё обошлось, все доехали без потерь. Правда, приходилось пару раз останавливаться — на машине товарищей стрелка температуры настойчиво лезла вверх. Наверное, нужно чистить радиатор. Открывали капот, врубали на всю печку и ждали, пока стрелка не вернется в свое нормальное положение.
Когда стояли и ждали, пока остынет машина, заметили в кедровом стланике шишки.
Они, конечно, меньше кедровых и орехи там маленькие, но по вкусу то же самое. Набрали немного с собой.
Издалека гора выглядит остроконечной, но на вершине достаточно полого.
Наверху нашли заросли сушняка и клюквы.
Виды с горы просто обалдеть! С погодой не очень повезло, солнца не было, но видимость была хорошая.
На память выкопали кустик кедрового стланика. Посмотрим, приживется ли в Амурской области. Пока копали, начался дождь, и мы, опасаясь, что дорога раскиснет и станет скользкой, поехали назад.
На следующий день к назначенному времени приехали в порт города Холмск.
Процедура оформления документов на паром в Холмске в миллион раз проще и быстрее, чем в Ванино, тут почему-то не требуют заполнить кучу бумаг и расписаться в нескольких журналах. Нужно просто зайти в офис Дальтранссервиса, который находится на въезде в порт, заплатить карточкой за проезд (в нашем случае 25000 рублей), получить коносамент и сидеть ждать, когда объявят погрузку. Ждали недолго, около двух часов. Погрузка отличалась от Ванинской только количеством машин — паром не был заполнен даже наполовину.
Побросав вещи в каюты, пошли на палубу. Не изменяя своим традициям, паром отходит под звуки марша «Прощание славянки». Очень грустно было смотреть на удаляющийся берег Сахалина. Воспоминания об этом путешествии по острову останутся на всю жизнь.
А вот впечатления от плавания Холмск—Ванино лучше забыть, как страшный сон. От сильной качки страдали все — кто-то больше, кто-то меньше. С собой у нас были разные таблетки от укачивания. Я в них не особо верю, но все-таки выпил одну. Может, благодаря ей я и выдержал до конца нашего плавания. Остальным повезло меньше.
В отличие от парома, который нас вез на Сахалин 24 часа, этот дошел за 16 часов. Наверное, потому что ветер был попутный — скорость всегда была не меньше 20 км/ч. В порту мы оказались в 3 часа ночи, невыспавшиеся, с зелеными лицами и не представляя, что делать дальше. Нужно было отдохнуть после такого плавания, но искать квартиру или гостиницу ночью не хотелось. Решили ехать, на сколько хватит сил.
Дорога Ванино—Лидога ночью это непередаваемые ощущения. Крутые горные серпантины в тумане, ямы, появляющиеся из ниоткуда… В общем, описывать смысла нет, это должен каждый почувствовать сам.
На материке уже осень. Через пару недель, когда лиственные деревья оденутся в золото, а хвойные останутся стоять зелеными, тут будет очень красиво.
Преодолев плохой участок дороги и прикинув время и расстояние до дома, решили, что нам вполне по силам за день доехать до Благовещенска. Так и получилось — дорогу от Ванино до Благовещенска мы проехали за 18 часов, с двумя остановками на завтрак и обед. Поздно вечером мы были дома.
Вот так закончилось наше путешествие.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. До скорых встреч)