|
Это небольшой рассказ с маленькими подробностями о коротком авто путешествии в страну, которая является для многих самым что ни есть ближним зарубежьем и которое могло и не состояться вовсе, но благодаря твердости и настойчивости людей его организовавших, оно имело место быть, и, следовательно, имеет место быть и это повествование. И может быть, что кому-то этот рассказ покажется чем-то обыденным, и ничего нового для себя он не увидит, но может быть и такое, что кому-то он покажется интересным и пригодится для путешествий. Целью данной поездки было простое знакомство с неведомой для кого-то страной. И пусть маршрут лежал в пределах мест давно обжитых и как бы не располагающий к каком-то экстриму, но думаю, что самая обычная поездка в Монголию для многих людей будет казаться уже каким-то легким умопомешательством.
План был такой: приехали на несколько дней, посмотрели самые известные места, уехали. Ну и местный быт пощупать и прочие тонкости монгольской жизни, пусть и в городских условиях. Примерно так и было. Первоначально планировали съездить в середине июля, но в связи с саммитом АСЕМ, который в этом году проводился в Монголии, сроки слегка сдвинулись на середину августа. В данном мероприятии участвовало четыре человека: я, моя супруга, сын и дочь. Авто для передвижения: Рено Дастер. Маршрут: пограничный переход Кяхта—Алтанбулаг и далее до Улан-Батора. Ну и обратно той же дорогой.
Таможня. По нашим планам, прибытие к границе было запланировано часов на пять-шесть утра. Но обстоятельства сложились так, что планы наши были слегка нарушены, и посещение откладывалось часов на пять. Приехали днём. На улице пасмурно, и иногда моросит дождь. Но граница на замке, и никаких послаблений с такой погодой мы и не ждём. А очень хотелось, чтоб махнули бы нам рукой наши пограничники и сказали: «Да проезжайте скорее, дождь ведь идет, промокнете же…» Да и в первый раз мы, и порядка правильного и нужной очередности в наших действиях мы не знаем.
Очереди как таковой не было. Перед воротами стояла пара легковых машин с номерами сопредельной страны, и мы хотели было уже встать за ними, но они махнули нам рукой, и мы, объехав их, подъехали к воротам. Кстати, про такие стоящие машины не раз читал, так и не понял: или ждут кого, или умысел ещё какой… У ворот проверка документов. Там же нам указали куда дальше проехать и где поставить машину.
Здесь нам сказали ехать под знак…
Во дворе уже было несколько машин с монгольскими номерами. Встали позади них. Что делать? Куда идти? Как правильно? Одни вопросы. И пока никаких ответов…
Ведём наблюдение за впередистоящими. Как оказалось, все ждут осмотра. Вышло несколько человек в форме. Нас попросили выйти из машины и открыть все двери и капот. А на улице дождик моросит… Таможенники окружили машину и начали проверку: сумки слегка пощупали, бардачки, кармашки, под сиденья заглянули. Не скажу, что особенно тщательно смотрели, но больше так досконально не смотрели нигде. Забыл вообще про нож сувенирный большого размера, лежал он в кармашке двери. Нашли, покрутили-повертели да и оставили.
После осмотра я как водитель иду в здание на второй этаж для оформления машины. Спросили пробег авто зачем-то. Это действо заняло несколько и можно ехать дальше. При оформлении машины дали бумажку со штрих-кодом, её надо сохранить и отдать обратно на осмотре на российской таможне при вашем возвращении на родную землю. Здесь же можно и в туалет сходить при желании. На нашей таможне всё расскажут и покажут, так что особо вопросов не возникало. Ну, на крайний случай всегда можно и переспросить… Едем дальше: штамп в паспортах и проезд через последние ворота с очередной проверкой документов. Родина, не грусти, мы вернёмся! Чуток нейтральной территории и вот она, монгольская граница, земля кочевников и потомков Чингисхана, когда-то наводивших ужас на соседей. Правда, от былого величия остались лишь воспоминания…
Ворота открылись, проверка документов. Дальше проезд через яму с какой-то жидкостью. Отдаём тётеньке 100 рублей за дезинфекцию. Я ставлю машину рядом с ямой и иду к будке рядом с воротами. Там предъявляем свидетельство о регистрации и получаем очередную бумажку для прохождения монгольской таможни. Дальше подъезжаем к месту под навесом для осмотра автомобиля. Один человек быстро заглядывает в багажник и под сиденья, ставит печать в выданную бумажку, мы все берём по сумке и идём на паспортный контроль. Сумки берём любые, никто особо и не указывает, что конкретно нужно нести с собой, хоть дамскую сумку. Там заполняем какую-то декларацию, причём от нас настойчиво требовали написать адрес проживания в Монголии. Адрес гостиницы у нас был, его и написали. Сумки через сканер и вроде всё…
Наивный. Сели в машину и едем к следующим воротам. Проверка паспортов и, оказывается, в бумажке на машину не хватает какой-то печати (а я же про это читал, но подзабыл). Мой паспорт не вернули, но заставили на машине вернуться обратно. Оказалось, что надо было проехать до следующей стоп-линии и подойти к очередному инспектору. Нашёл нужного мне человека. Этот таможенник сильно напоминал ленивца из мультфильма «Зверополис». Всё делалось очень неспешно. Он долго что-то пытался найти в компьютере, потом вышел на улицу, подошёл к машине и опять позаглядывал в машину да пощупал слегка сумки. Сверил номер кузова. За исключением сверки номера кузова, все его действия были аналогичны первому проверяющему. Возник вопрос: «Зачем?» Но задать такой вопрос я не решился. Потом этот дядька ушёл куда-то. Вернувшись, пошёл в свой кабинет. Я за ним. Опять компьютер, опять всё так медленно и неспешно. Я то тороплюсь — нам в Монголию побыстрее надо! А ему некуда торопиться, он в Монголии уже давно… Из кармана пиджака таможенником была извлечена печать, и её оттиск стоит в квитанции. Мы едем к воротам. Паспорт вернули, ворота открыли и вот она, Монголия… Спросили у женщины-пограничника, когда же лучше возвращаться. Она немного понимала и говорила по-русски. С её слов в выходные не надо, в будние дни надо и лучше ночью.
А навстречу уже бежит очередная тётка, трясёт бумажкой и твердит — транспортный налог плати. 350 рублей отдано. Проезжаем до следующих ворот, но и они закрыты. Показываю, мол, открывай, а мне — страховку надо купить. Я не хочу и говорю, что после куплю, как выйду. Но мне кажется, что там сговор со страховщиком и 1500 рублей отдано за месячную монгольскую страховку.
Ворота открылись, и мы едем уже по другой стране. За воротами менялы, можно рубли на тугрики поменять. Рубли можно и на таможне монгольской поменять, но там курс самый низкий. Не раз читал, что в Алтанбулаге у менял самый выгодный курс-это чуток не так. Вечером был в Улан-Баторе, попались обменники с курсом выше, чем на границе. А на улице менялы возле оных обменников предлагали и 35 тугриков за рубль, но сумма в пять тысяч рублей их не устроила, им нужны большие суммы. А у менял на границе курс был 33… Курс зависит от курса доллара. Но монгольские деньги в дороге нужны, менять значит надо.
Алтанбулаг проехали, едем дальше и смотрим по сторонам. Интересно в первый раз. Вначале степь с редкими деревьями, потом только степь да степь.
Раз, правда, лес далеко в стороне от дороги был, быстро кончился, правда. Туалетов нет. Или, может, есть — стоят в степи какие-то строения перекошенные да без дверей. Может, это и места отхожие, а может, что-то другое. Останавливаться не хотелось. А посещать сие заведения без особой нужды не было никакого желания. Местные просто выходят из машины на обочину и делают своё дело. В особо экстренных ситуациях можно свернуть в степь и отъехать подальше от глаз мимо проезжающих.
В Сухэ-Баторе проезжали мимо местного торгового центра. Зашли прикупить что-нибудь поесть. На втором этаже кафе. Один из работающих в этом кафе парней говорил по-русски. Заказали еды, сытно поели. Можно гамбургер какой-нибудь знакомый заказать или монгольской еды попробовать. Есть старались местные блюда. Заплатили не много. В их столице покушать стоит дороже.
Национальное монгольское жилище — юрта.
Дорога среднего качества. Узкая. Дорожные знаки стоят где-то в стороне на толстых столбах, а размером меньше наших. Едем и по сторонам головой крутим да смотрим, чего нового можно увидеть. Вот и какое-то скопление людей, машин и лошадей. Рядом с дорогой у местных какой-то праздник. И уже проехали было мы это зрелище, но решили всё же вернуться, подъехать поближе и всё детально рассмотреть, ведь полчаса проблему нашего опоздания не решит уже. Да и как можно было пропустить? Больше нам такие мероприятия на свежем воздухе с привлечением лошадей и их наездников не попадались. Подъехали и смотрим: одна часть верхом загоняет небольшой табун лошадей, а другие этих лошадей верёвками пытаются изловить. Все кричат, руками машут. Зрителей вокруг много. Рядом с нами бегали две монгольские девчонки. Конфет в их руках замечено не было. А вот они мясо ели…
Дороги платные, проезды по 1000 тугриков. Вроде до Улан-Батора три или четыре таких пропускных пункта. Кстати, по пути есть придорожные кафе. Цены на местную еду дороже чем везде, впрочем, и у нас так же. На обратном пути в одном таком останавливались. Народу много, в основной массе местные, еда съедобная, да и вид заведения был вполне приличный.
Так и не понял их логику с указателями населённых пунктов. Написано на указателе: Дархан. Едем и едем, степь, а города нет… Километров через десять показались дома… Но для нас это не критично, главное доехать до местной столицы. На дороге присутствуют автозаправки, но цена на сотню-полторы тугриков дороже чем в Улан-Баторе.
Подъезжаем к столице Монголии. Машин становится больше и больше. Навигатор ещё работает и показывает куда повернуть. Заправок тоже становится больше, и цена в среднем 1510-1540 тугриков или 46-47 рублей за литр по курсу на дни нашего визита. На заправке заправщики заправляют сами, в принципе, и выходить не надо: подъехал, тебе залили, деньги тут же отдал и поехал. Но бак у меня ключом открывается и надо ещё как-то на пальцах показать чего и сколько залить. Заливал два раза по чуть-чуть. Первый раз нарисовал пальцем число 20, подразумевая, что мне надо 20 литров, но заправили на 20 000 тугриков…
Нашли нужную гостиницу и почти заселились, и тут первая неприятность — зашипело колесо. У меня был герметик в аэрозольном баллоне, и он немного помог. Машина была оставлена на стоянку у гостиницы, а сами мы оправились прогуляться и чего поесть. В какой-то кафешке поужинали да и вернулись обратно. День подошёл к концу, и мы легли спать.
Был много начитан по поводу столичных монгольских пробок и стиля езды местных водителей и готовился к самому худшему. Заезжали в пятницу, и машин было много, но как бы такое количество автотранспорта было не критичным, и до места мы в принципе доехали нормально. Да, думаю, опять приукрасили. Но это были цветочки только… В подавляющем большинстве на улицах представлен японский автопром как новыми, так и подержанными автомобилями, из которых львиная доля Приусов всех мастей и годов выпуска. Много и корейских автомобилей. Попался белый БМВ. Какой-то молодой да горячий монгол в час пик на нём жег резину в пробках. Всё пытался вырваться в перёд… Но затея эта глупая, и он куда-то свернул или, может, всё же «домчался» до нужного ему места вместе с общим потоком.
На следующее утро едем к памятнику Чингисхану из нержавеющей стали. Утро раннее и машин мало ещё. Навигатор показывает путь, доехали без происшествий. Монумент, конечно, впечатляет… Всё рассчитано на туристов, всё для них. Цены тоже…
Посмотрели всё и едем обратно. В этот же день по плану национальный парк Горхи-Тэрэлдж. Благо и памятник и парк, в одной стороне от Улан-Батора. В это момент мой телефон, он же навигатор, перестаёт отображать наше положение. А ведь приобретён недавно именно для такого случая. Запасной не предусмотрен и это серьёзное упущение. Хорошо хоть просто карты показывает, будем уже по старинке ездить. Едем, смотрим местный патруль ДПС стоит. Но мы вроде ничего не нарушаем, ремни пристёгнуты, свет горит… Хотя местные свет не включают, и мне постоянно моргали встречные машины, может, и по этой причине. Но монгольский инспектор узрел в нас нарушителей и взмахом палочки велел остановиться. Непонимание причин остановки вселило небольшое беспокойство…
Вышел я, иду к нему. Достаю документы, показываю. Первым делом предъявил страховку. Он её повертел в руках и спрашивает у меня по-русски: «А это что?». «Страховка», —с гордым видом говорю ему я и в ответ слышу многозначительное: «А-а-а…» и приглашение сесть обратно в мою машину и подождать немного. Что означала такая реакция на страховой полис, я так и не понял и уточнять данный вопрос я как-то не хотел. Кстати, в этот же день меня ещё раз тормозили на местном посту и ничего про страховку не сказали. Ну вот, сидим, ждём, чего же мы нарушили. Подошёл инспектор, посмотрел свидетельство на машину, прочитал как меня зовут. Только вот отчество и имя местами переставил и на смеси русского, английского и монгольского пытается мне объяснить, что я нарушил. Жил этот монгольский инспектор в Украине, отсюда знание русского. Жил, с его слов, и в Америке — немного говорит по-английски. Что я нарушил, я так и не понял. Ни жена, ни дети тоже так и не поняли. Где-то вроде мы не по той полосе ехали. Но мужик добрый попался, и после долгих объяснений отпустил он нас с миром. А мог и штрафануть, местных при мне наказывал тугриком за такое же нарушение. Спасибо ему. А особенно, как мне показалось, было приятно ему услышать «спасибо» по-монгольски. Ну и после пошёл он останавливать других водителей. Причём тормозили всех подряд. Видно, и они как-то неправильно ехали. Кстати, проезжая после это место, мы видели целую колонну остановленных монгольских машин. Какие-то машины ещё и чем-то обрызгивали, наверно, для дезинфекции какой…
В этот же день при въезде в Улан-Батор ещё раз остановили. И подозреваю, что причина остановки была, наверно, последняя цифра номера, которая не давала права в это день посещать город, но полицейский посмотрел документы, спросил по-английски, откуда мы, и отпустил… Про такие ограничения я читал, но как-то подзабыл в суете. А вообще действуют ли они? Судя по количеству машин на улицах города терзают меня смутные сомнения по поводу таких запретов.
И ещё один момент наблюдали. Перекрёсток. На одной из улиц, которая сворачивает с этого перекрёстка, стоит наряд полиции. Один полицейский останавливает машину, другой тут же даёт водителю дунуть, как я понял, в алкотестер. Смотрит показания и, если норма, первый полицейский машину пропускает. Потом следующую машину и так далее. Причем делают всё как-то быстро, как на конвейере, и дуют вроде все в одну трубку. Хорошо, что ехали мы в другом направлении, а то дуть вместе со всеми как-то не хотелось. И никаких тебе свидетелей, камер и протоколов…
Проехали нужный поворот и пришлось возвращаться. А ехать обратно — это опять через шлагбаум с оплатой проезда, а мы уже по этой дороге проезжали и платили. Платить повторно совсем не хочется, каждый тугрик рубль бережёт. Подъехали, показали талончик, его повертели, видно, дату проверили и пропустили. Едем в Горх-Тэрэлдж…
На пути стоят их закусочные в настоящих юртах. Решили остановиться в одной, чтоб перекусить да на быт посмотреть. На улице небольшой навес со столом и лавками. Можно там посидеть. Есть желание — можешь в юрте отобедать. В юрте диван у стены, стол, в центре печка. Есть газ. На нём и готовят. Всё лепят, жарят и варят тут же при тебе. Цена средняя. Вкусно было всё. Тут же дети их носятся, что-то говорят, на нас показывают, смеются.
Вся мебель — столы, диваны, плиты, холодильники стоят вдоль стен.
Пытался с помощью местного пацана выучить названия местных блюд, т. е. как правильно произносятся они на монгольском. Гиблое дело, скажу я вам. Такая же беда и с именами. Трудновато как-то. Да и с письменностью их неразбериха для нас: буквы вроде родные, а не понять, что написано, из чего сделано. Разрешали всё фотографировать, включая содержимое холодильника.
На въезде в парк опять денег надо заплатить. Три тысячи тугриков за каждого. Платим и едем. Ух, и красиво там… Интересно, как там зимой? Были на известной всем скале Черепахе, да так, по округе погоняли немного. Жаль, времени мало было.
Захотелось вдруг немного отвернуть от главной дороги и посмотреть на жизнь с другой стороны. Свернули с основной дороги в сторону на просёлок. Еду, смотрю забор из проволоки. Однако проезда не будет… Ерунда. Забор повален до нас и уже как видно давно, и путь свободен. Места красивые, и монголов там немало отдыхает. И везде заметно присутствие людей в виде оставленного ими мусора.
Но надо возвращаться обратно. И тут у меня колесо спустило окончательно. Запаску доставать долго, так как вещей много в багажнике (один из минусов запаски в багажнике), но я нашёл место прокола и вставил шнурок. А машин мимо много так проезжает, и все так с любопытством смотрят на нас и на наши действия… Едем в Улан-Батор. Заехали по пути в какой-то торговый центр с супермаркетом. Местного населения полно в магазине. День выходной, и попалось несколько кампаний, закупающих алкоголь и закуску к нему. Кстати, водка в Монголии очень даже ничего по качеству. Цены на продукты особо не впечатлили. Что-то дорого, что-то дешевле, чем у нас. Прикупили воды попить (цена в принципе не очень большая была) и поехали дальше. Навигатор молчит. Дорога нам показалось незнакомой. Решил развернуться, ехать обратно и свернуть в другом месте. Ну и там были малознакомые места и главное очень малое количество машин. Остановились и спросили у прохожих про Улан-Батор. Показали направление. Оказалось, что ехали мы изначально правильно. Видели очень много отдыхающих компаний вдоль берега Толы. Тола — река, в долине которой расположен Улан-Батор.
В незнакомом городе тяжело ориентироваться, особенно иностранном, но через всю монгольскую столицу идёт центральная улица, в принципе мне она только и нужна была. Место ночёвки я помнил, и добраться туда труда особого не составило. Правда, были «маленькие» пробки. На оживлённых перекрестках помимо светофоров поставили регулировщиков. А они свистят чего-то и палкой машут, непонятно маленько.
Но нам проще — прямо и прямо. Манера езды монгольских водителей описана не раз была. Готовился к худшему. В жизни всё не так оказалось. Или мне так показалось. Многие прут из ряда в ряд, конечно, со второстепенной на главную, не уступая, едут, не замечают пешеходов… Но привыкаешь быстро и уже знаешь, чего ждать. Рукой помахал в открытое окно — как бы попросил, чтоб уступили или были внимательней: я буду сейчас хитрый манёвр совершать, и вы будьте осторожней… Много светофоров со стрелками. Висят они необычно высоко. Вроде хорошо — издалека видно, но близко стоишь и приходится голову задирать. Для пешеходов со светофорами беда прям. Очень долго нужно ждать зелёный, тут в их работе своя, монгольская логика какая-то… Аварий не видел, и это при их манере езды. А вот слегка измятые машины видел. Добрались до места, поставили машину и пошли где-нибудь поужинать.
Ходить далеко как бы не приходилось —магазины и где поесть было рядом или почти рядом. Ну и прогулки по незнакомому городу интересны. Идеальной чистоты и особого порядка не наблюдаю.
Количество травы в пояс на месте как бы клумб для цветов поражает. Кто-то её ещё и поливает… Проходим как-то мимо одной забегаловки, калитка закрыта, полынь-трава вовсю бушует во дворе. Ну, наверно, закрыто давно. Нет, на следующий день всё работало… Наверно, так принято —люди степей и большая трава это хорошо.
На вечер запланирован центр города. Центральная площадь. Большая. Но не такая уж прям огромная, как где-то писали. Народу местного на площади много, но столпотворения нет, детей много, туристов много, как везде, наверно. Погуляли, посмотрели. Опять удивило отсутствие клумб с цветами. Одна трава… Посаженные деревья подстрижены давно, и отросшие ветки выглядят очень неопрятно. Хотя, наверно, для кого как…
Немного прошлись по магазинам в центре. Центральный универмаг хорош, конечно, но цены тоже хороши. Целый этаж с сувенирами. Дороговато… В маленьких магазинчиках в двух шагах от универмага та же мелочь стоит намного дешевле.
На другой день запланирован монастырь Гандан. Он был недалеко от гостиницы, и прошлись до него пешком. Походили, побродили, посмотрели кое-что. Монголы к своим богам со своими проблемами приходят, дым вонючий нюхают, барабаны крутят, лбы к нужным местам прикладывают. Ламы в своих красных одеждах кругом ходят. Заглянул через дверь на службу или молитву их — какое-то двоякое чувство… Монахи мантры читают, что-то разбрасывают, при этом между собой о чём-то переговариваются и постоянно бросают на всех присутствующих туристов любопытные взгляды. А туристов всех мастей немало. Но для себя решил — больше в такие заведения не пойду, не моё. Никакого спокойствия и умиротворения не наблюдал для себя, суета везде. За вход в храм, где здоровенная статуя Будды стоит, надо заплатить аж 7000 тугриков. Денег жалко, но интересно. Для монголов вход бесплатный. Прикинуться местными нам не удалось, поэтому билеты куплены, и мы внутри. И ещё — за фотографирование отдельно плата. За фото не платили. Не привлекая внимания со стороны смотрящих, на телефон и так можно пару снимков сделать. Внутри полумрак. Статуя, конечно, здоровая. Барабаны вокруг, как и везде. Их, наверно, все и не перекрутишь, их там тьма. Вдоль стен полки, и за стеклом всякие статуэтки стоят.
В том здании стоит главная статуя Будды.
Одна из достопримечательностей города — мемориал Зайсан. Едем туда. Навигатор не работает, но прикинули примерный маршрут по карте и вперёд. При подъезде видим нужное место, видим стоянку с туристическими автобусам и берём примерный курс на них. Вроде приехали, и стоянка есть, и лестница в гору. Только вот ни туристов, ни автобусов… Машина оставлена? и мы начинаем подъём. На половине пути видим, что все остальные подъезжают как раз к этому месту, к этой половине пути. Опять не туда заехал. Ладно, зато лестница честно была пройдена от начала и до конца. Виды на город красивые, но пошёл дождик, и надо возвращаться.
В этот день решили заглянуть на местный рынок. В первый раз в Улан-Баторе попали в серьёзную пробку. Потеряли немного времени. Наконец было решено оставить машину за пару кварталов и идти пешком. В интернете читал много негатива о местном рынке. В принципе, рынок как рынок. Большой, не спорю. Товару всякого много. И, оказывается, можно с монгольскими торговцами поторговаться. Не все охотно, конечно, скидывают цену, но такие, кто готов продать свой товар чуток дешевле, присутствуют. Покупателей я бы не сказал, что очень много. Хотя на стоянках машинами заставлено всё вокруг, и день был самый посещаемый-суббота. В общем, всё не так страшно оказалось.
Едем обратно в гостиницу. Оставляем машину и идём погулять. Время ужинать пора. Ищем, где и что. Как уже писал, проблема с языком. Буквы наши, а что написано не понятно. И возникают разные вопросы о составе местных блюд. Где-то есть вполне нормально говорящие на русском. Где-то знают несколько слов: суп, лапша, мясо… А в основном не понимают тебя. Попался и монгольско-украинский ресторан с борщом и варениками. Цены выше среднего. Еду не пробовали. Забавно было видеть монголов в вышиванках и шароварах. И набрели мы вдруг на кафе, где меню аж на трёх языка. И даже русский. И даже написано, что входит в состав. Ну вроде повезло… Правда, официант по-русски не понимает ни слова, ну пальцем ткнули, заказали, ждём сидим. Принесли нам наш заказ. Супруга заказала тефтели, сын гуляш взял, мы с дочкой чебуреки местные да салатики. Еда оказалась мало пригодной для потребления в качестве средства для поддержания сил. Тефтели оказались пересолёными очень, гуляш состоял из одних жил, а чебуреки были слегка поджарены и минимального размера. Салат ещё был из варёной моркови. Я не ем такое. Только капустный салат вроде ничего оказался. Назревал скандал. Причём скандал международный. Мы позвали официанта и давай ему всё объяснять. Не понимает он. Пришла женщина в поварской одежде. Не понимает она. Потом ещё женщина пришла, может, главная какая или хозяйка. Не понимает. Но все улыбаются и пожимают плечами. Из моего краткого разговорника я мог прочитать только слово «плохо» по-монгольски. После недолгих переговоров, в которых мы проявили настойчивость и знание закона о защите прав потребителей (шутка) отпустили они нас с миром, правда, не взяв с нас ни тугрика. Повезло? Не знаю. Может быть. Про такое не читал. Пошли мы тогда в другое место и поели. После погуляли ещё немного по городу и вернулись в гостиницу. Завтра надо выдвигаться домой…
Ночь прошла, и наступило утро. Интересно наблюдать из окна, как просыпается город. Редкие машины проносятся по дорогам. Людей на улицах практически нет. Бывал в Китае, и там уже с первыми лучами солнца жизнь начинает бить ключом. Здесь всё не так. Рядом с гостиницей был рынок небольшой. Работать он начинает в девять. Так вот, сами продавцы приходят уже после девяти. Неспешно открывают свои лавки и никак не торопятся начинать свою торговлю. Такие вот близкие и разные народы.
Гостиничный завтрак съеден. Пора собирать сумки и возвращаться на Родину. Ехать обратно не хотелось. Хотелось ещё погостить, но, однако, уже в другой раз. Сумки собраны и сложены в автомобиль. Машина, правда, была подпёрта другими постояльцами, и пришлось людей побеспокоить. Последний штрих — надо подкачать слегка спускающее колесо и в путь. Машина заведена, компрессор в прикуриватель (надо на зажимах к аккумулятору), шланг на колесо. Кнопка пуск и…
Щелчок и машина глохнет. Стартер крутит, но машинка не заводится. Приборная панель не горит. Тихий ужас заполняет мой мозг, а потом и всё остальное. Монголия, монгольский автосервис и мой автомобиль марки Рено явно несовместимы. За эти дни я видел на улицах только одну машину такой марки с местными номерами… Это, наверно, был инопланетянин.
Проверяю предохранители — всё в норме. Поговорили с хозяином. Пообещал ремонтника через пару часов привезти. Но встреча с монгольским механиком меня не радовала. Больше всего напрягало отсутствие каких-либо познаний в монгольском языке. Номер наш был свободен, и можно было даже остаться на крайний случай. Постепенно тихий ужас сменяется трезвым расчётом. Что делать и как быть? Вся семья сидит в интернете и ищет причину поломки и способы её устранения. Была шальная мысль ехать до границы на верёвке. Только бы попасть в Россию.
Кто-то из родных предложил совет из интернета — почистить контакты на приборной панели. Как бы они могли вдруг окислиться. Её ещё надо снять… Но это хоть что-то. Снял я её. Под ней были обнаружены несколько предохранителей от сигнализации. Может, они? С тайной надеждой дрожащими рукам проверяю один, он целый. Второй — целый. Третий перегорел. После замены, не собирая всё в кучу, опять дрожащими руками поворачиваю ключ. Панель загорелась! Сердце учащенно стучит, тук-тук-тук… Ещё один поворот ключа, и машинка завелась! Ух… Так легко и хорошо стало.
Уже не спеша возвращаю всё в исходное. Раз пошёл такой ремонт, заменил неспешно ещё и лампочку перегоревшую. Часа три потеряно. Всё, садимся и выезжаем. Но надо ещё кое-куда заехать. Выехал на улицу и понял — понедельник день тяжёлый. Количество машин на дорогах увеличилось в разы. Это вам не выходные. Пробки, пробки, пробки… Ни светофоры, ни усиление перекрёстков полицейским, ничего не помогает. Потрачено ещё несколько часов, и мы наконец-то выехали из Улан-Батора. Заправка бензином и в путь.
Обратная дорога уже знакома. Понимаем, что к вечеру не успеваем в Сухэ-Батор, там мы поужинать хотели. Магазины в основном в Монголии закрываются к восьми-девяти часам. Пришлось остановиться в придорожном кафе. Машин на дороге было не много, но они есть. В основной массе своей, как мне показалось, монголы шибко не гоняют. Наступает вечер, а с ним, как и в России, приходит темнота. Странно, страны разные, а темно везде одинаково. Едем с включёнными фарами. Дальний свет монгольские водители переключают. Не всегда, конечно, и тут нужно моргнуть, и всё в порядке. Правда, иногда близко это делают. Попадаются водятелы, которые совсем не переключают свет, но таких немного. Думал, будет намного хуже. Проезжая Дархан, заехали в местный магазин и потратили последние тугрики на воду да на шоколадки. Вернуть тугрики можно на границе у менял местных. Мне кажется, они (менялы) круглосуточно работают. Ночью подъехали к границе, и она, как всегда, на замке…
Двое ворот, две очереди. Время позднее и не выходной, но народ есть. Опять же в основной массе монголы. С нами в эту ночь границу только одна машина из России была. А может, так всегда? В другой раз проверим.
Стоим в очереди, ждём. Торопиться не торопимся, ночь уже и спать охота. Опять впередистоящие монголы рукой помахали и пропустили нас. Машины запускают штук по восемь. Открываются двое ворот, и машины через одну из каждой очереди заезжают, движением руководит пограничник, и им же ведётся отсчёт машин. Потом ворота закрывают, и с полчаса можно ждать следующего открытия. Паспорта проверены, и наш путь лежит к монгольской таможне. Смотрим за монголами и пытаемся сделать, как они. Опыта у нас никакого…
Местные сотрудники пограничного контроля указали место, где мы должны остановиться. У таможенников был, наверно, ночной ужин, и они задержались слегка, да и запах еды стоял.
Подозреваю, что днём порядок прохождения может быть несколько иной. Может, ошибаюсь я. Очередь к паспортному контролю. Штампы стоят, и я иду к окошку, которое рядом на очередное оформление машины. Кстати, бумагу с печатями на машину, что дали при въезде на монгольской стороне не выкидываем и не теряем. Она нужна, её сдать надо… Потом все выходят и идут к машине. Машину осматривают на предмет контрабанды. Осмотр был визуальный… Но мне и сыну указали на две сумки и сказали нести их на сканер. Жена и дочка остались в машине. Просветили наши сумки, и мы опять идём к машине. Можно ехать. Очередные ворота, проверка документов, сдача бумажки на автомобиль и всё. Монголия позади. До встречи! И здравствуй, Родина…
Родные ворота. Родная речь. Почти родные лица. Проверка документов и небольшой рассказ о наших дальнейших действиях. Вроде всё понятно — едем туда, там свернём в сторону грузовой таможни, пройдём паспортный контроль, и дальше нам скажут, куда продолжить наше движение. Но оказалось, что не всё я понял. Свернул не туда. Вижу, машины стоят. Встал, как все, в очередь. То, что машины были с монгольскими номерами, меня не смутило совсем. А очередь не движется… Минут десять-пятнадцать стоим, решил колёсико поднадуть. Компрессор гудит, российский воздух заполняет моё колесо, и тут подходит ко мне таможенник и спросил, как долго мы стоим тут. Заехали мы не туда, оказывается, и очередь эта для монголов, и простояли бы мы в ней часов несколько с его слов. А нам, российским туристам, надо было через грузовую таможню ехать. В общем, разогнал он сзади стоящих монголов, нас развернул и показал, куда путь держать.
В нужном месте паспорта проверили, штампы проставлены, и мы подъехали для досмотра. И было нас всего две машины. Десять минут ожидания, короткий разговор с женщиной-таможенником на предмет наличия запрещённых к провозу вещей, возвращение бумажки со штрих-кодом, небольшая проверка содержимого машины и всё. Проверка визуальная была с открытием багажника. Я как-то и не ожидал такого быстрого прохождения нашей границы. А монголов проверяют… Как выезжающих, так и въезжающих. Последние ворота, последняя проверка паспортов и всё. Заграничные паспорта можно прятать, на родной земле как-то лучше пользоваться родными российскими паспортами. Вперёд домой и до новых поездок!