Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Эх, было бы желание, то можно и в Монголию…

Эх, было бы желание, то можно и в Монголию…

29.12.2016 | 21309 просмотров

Это небольшой рассказ с маленькими подробностями о коротком авто путешествии в страну, которая является для многих самым что ни есть ближним зарубежьем и которое могло и не состояться вовсе, но благодаря твердости и настойчивости людей его организовавших, оно имело место быть, и, следовательно, имеет место быть и это повествование. И может быть, что кому-то этот рассказ покажется чем-то обыденным, и ничего нового для себя он не увидит, но может быть и такое, что кому-то он покажется интересным и пригодится для путешествий. Целью данной поездки было простое знакомство с неведомой для кого-то страной. И пусть маршрут лежал в пределах мест давно обжитых и как бы не располагающий к каком-то экстриму, но думаю, что самая обычная поездка в Монголию для многих людей будет казаться уже каким-то легким умопомешательством.

План был такой: приехали на несколько дней, посмотрели самые известные места, уехали. Ну и местный быт пощупать и прочие тонкости монгольской жизни, пусть и в городских условиях. Примерно так и было. Первоначально планировали съездить в середине июля, но в связи с саммитом АСЕМ, который в этом году проводился в Монголии, сроки слегка сдвинулись на середину августа. В данном мероприятии участвовало четыре человека: я, моя супруга, сын и дочь. Авто для передвижения: Рено Дастер. Маршрут: пограничный переход Кяхта—Алтанбулаг и далее до Улан-Батора. Ну и обратно той же дорогой.

Таможня. По нашим планам, прибытие к границе было запланировано часов на пять-шесть утра. Но обстоятельства сложились так, что планы наши были слегка нарушены, и посещение откладывалось часов на пять. Приехали днём. На улице пасмурно, и иногда моросит дождь. Но граница на замке, и никаких послаблений с такой погодой мы и не ждём. А очень хотелось, чтоб махнули бы нам рукой наши пограничники и сказали: «Да проезжайте скорее, дождь ведь идет, промокнете же…» Да и в первый раз мы, и порядка правильного и нужной очередности в наших действиях мы не знаем.

Очереди как таковой не было. Перед воротами стояла пара легковых машин с номерами сопредельной страны, и мы хотели было уже встать за ними, но они махнули нам рукой, и мы, объехав их, подъехали к воротам. Кстати, про такие стоящие машины не раз читал, так и не понял: или ждут кого, или умысел ещё какой… У ворот проверка документов. Там же нам указали куда дальше проехать и где поставить машину.


Здесь нам сказали ехать под знак…

Во дворе уже было несколько машин с монгольскими номерами. Встали позади них. Что делать? Куда идти? Как правильно? Одни вопросы. И пока никаких ответов…

Ведём наблюдение за впередистоящими. Как оказалось, все ждут осмотра. Вышло несколько человек в форме. Нас попросили выйти из машины и открыть все двери и капот. А на улице дождик моросит… Таможенники окружили машину и начали проверку: сумки слегка пощупали, бардачки, кармашки, под сиденья заглянули. Не скажу, что особенно тщательно смотрели, но больше так досконально не смотрели нигде. Забыл вообще про нож сувенирный большого размера, лежал он в кармашке двери. Нашли, покрутили-повертели да и оставили.

После осмотра я как водитель иду в здание на второй этаж для оформления машины. Спросили пробег авто зачем-то. Это действо заняло несколько и можно ехать дальше. При оформлении машины дали бумажку со штрих-кодом, её надо сохранить и отдать обратно на осмотре на российской таможне при вашем возвращении на родную землю. Здесь же можно и в туалет сходить при желании. На нашей таможне всё расскажут и покажут, так что особо вопросов не возникало. Ну, на крайний случай всегда можно и переспросить… Едем дальше: штамп в паспортах и проезд через последние ворота с очередной проверкой документов. Родина, не грусти, мы вернёмся! Чуток нейтральной территории и вот она, монгольская граница, земля кочевников и потомков Чингисхана, когда-то наводивших ужас на соседей. Правда, от былого величия остались лишь воспоминания…

Ворота открылись, проверка документов. Дальше проезд через яму с какой-то жидкостью. Отдаём тётеньке 100 рублей за дезинфекцию. Я ставлю машину рядом с ямой и иду к будке рядом с воротами. Там предъявляем свидетельство о регистрации и получаем очередную бумажку для прохождения монгольской таможни. Дальше подъезжаем к месту под навесом для осмотра автомобиля. Один человек быстро заглядывает в багажник и под сиденья, ставит печать в выданную бумажку, мы все берём по сумке и идём на паспортный контроль. Сумки берём любые, никто особо и не указывает, что конкретно нужно нести с собой, хоть дамскую сумку. Там заполняем какую-то декларацию, причём от нас настойчиво требовали написать адрес проживания в Монголии. Адрес гостиницы у нас был, его и написали. Сумки через сканер и вроде всё…

Наивный. Сели в машину и едем к следующим воротам. Проверка паспортов и, оказывается, в бумажке на машину не хватает какой-то печати (а я же про это читал, но подзабыл). Мой паспорт не вернули, но заставили на машине вернуться обратно. Оказалось, что надо было проехать до следующей стоп-линии и подойти к очередному инспектору. Нашёл нужного мне человека. Этот таможенник сильно напоминал ленивца из мультфильма «Зверополис». Всё делалось очень неспешно. Он долго что-то пытался найти в компьютере, потом вышел на улицу, подошёл к машине и опять позаглядывал в машину да пощупал слегка сумки. Сверил номер кузова. За исключением сверки номера кузова, все его действия были аналогичны первому проверяющему. Возник вопрос: «Зачем?» Но задать такой вопрос я не решился. Потом этот дядька ушёл куда-то. Вернувшись, пошёл в свой кабинет. Я за ним. Опять компьютер, опять всё так медленно и неспешно. Я то тороплюсь — нам в Монголию побыстрее надо! А ему некуда торопиться, он в Монголии уже давно… Из кармана пиджака таможенником была извлечена печать, и её оттиск стоит в квитанции. Мы едем к воротам. Паспорт вернули, ворота открыли и вот она, Монголия… Спросили у женщины-пограничника, когда же лучше возвращаться. Она немного понимала и говорила по-русски. С её слов в выходные не надо, в будние дни надо и лучше ночью.

А навстречу уже бежит очередная тётка, трясёт бумажкой и твердит — транспортный налог плати. 350 рублей отдано. Проезжаем до следующих ворот, но и они закрыты. Показываю, мол, открывай, а мне — страховку надо купить. Я не хочу и говорю, что после куплю, как выйду. Но мне кажется, что там сговор со страховщиком и 1500 рублей отдано за месячную монгольскую страховку.

Ворота открылись, и мы едем уже по другой стране. За воротами менялы, можно рубли на тугрики поменять. Рубли можно и на таможне монгольской поменять, но там курс самый низкий. Не раз читал, что в Алтанбулаге у менял самый выгодный курс-это чуток не так. Вечером был в Улан-Баторе, попались обменники с курсом выше, чем на границе. А на улице менялы возле оных обменников предлагали и 35 тугриков за рубль, но сумма в пять тысяч рублей их не устроила, им нужны большие суммы. А у менял на границе курс был 33… Курс зависит от курса доллара. Но монгольские деньги в дороге нужны, менять значит надо.


Тугрики…

Алтанбулаг проехали, едем дальше и смотрим по сторонам. Интересно в первый раз. Вначале степь с редкими деревьями, потом только степь да степь.


Вид из окна машины.

Раз, правда, лес далеко в стороне от дороги был, быстро кончился, правда. Туалетов нет. Или, может, есть — стоят в степи какие-то строения перекошенные да без дверей. Может, это и места отхожие, а может, что-то другое. Останавливаться не хотелось. А посещать сие заведения без особой нужды не было никакого желания. Местные просто выходят из машины на обочину и делают своё дело. В особо экстренных ситуациях можно свернуть в степь и отъехать подальше от глаз мимо проезжающих.

В Сухэ-Баторе проезжали мимо местного торгового центра. Зашли прикупить что-нибудь поесть. На втором этаже кафе. Один из работающих в этом кафе парней говорил по-русски. Заказали еды, сытно поели. Можно гамбургер какой-нибудь знакомый заказать или монгольской еды попробовать. Есть старались местные блюда. Заплатили не много. В их столице покушать стоит дороже.


Национальное монгольское жилище — юрта.

Дорога среднего качества. Узкая. Дорожные знаки стоят где-то в стороне на толстых столбах, а размером меньше наших. Едем и по сторонам головой крутим да смотрим, чего нового можно увидеть. Вот и какое-то скопление людей, машин и лошадей. Рядом с дорогой у местных какой-то праздник. И уже проехали было мы это зрелище, но решили всё же вернуться, подъехать поближе и всё детально рассмотреть, ведь полчаса проблему нашего опоздания не решит уже. Да и как можно было пропустить? Больше нам такие мероприятия на свежем воздухе с привлечением лошадей и их наездников не попадались. Подъехали и смотрим: одна часть верхом загоняет небольшой табун лошадей, а другие этих лошадей верёвками пытаются изловить. Все кричат, руками машут. Зрителей вокруг много. Рядом с нами бегали две монгольские девчонки. Конфет в их руках замечено не было. А вот они мясо ели…

Дороги платные, проезды по 1000 тугриков. Вроде до Улан-Батора три или четыре таких пропускных пункта. Кстати, по пути есть придорожные кафе. Цены на местную еду дороже чем везде, впрочем, и у нас так же. На обратном пути в одном таком останавливались. Народу много, в основной массе местные, еда съедобная, да и вид заведения был вполне приличный.


Одно из таких заведений.

Так и не понял их логику с указателями населённых пунктов. Написано на указателе: Дархан. Едем и едем, степь, а города нет… Километров через десять показались дома… Но для нас это не критично, главное доехать до местной столицы. На дороге присутствуют автозаправки, но цена на сотню-полторы тугриков дороже чем в Улан-Баторе.


Местные АЗС.

 Подъезжаем к столице Монголии. Машин становится больше и больше. Навигатор ещё работает и показывает куда повернуть. Заправок тоже становится больше, и цена в среднем 1510-1540 тугриков или 46-47 рублей за литр по курсу на дни нашего визита. На заправке заправщики заправляют сами, в принципе, и выходить не надо: подъехал, тебе залили, деньги тут же отдал и поехал. Но бак у меня ключом открывается и надо ещё как-то на пальцах показать чего и сколько залить. Заливал два раза по чуть-чуть. Первый раз нарисовал пальцем число 20, подразумевая, что мне надо 20 литров, но заправили на 20 000 тугриков…

Нашли нужную гостиницу и почти заселились, и тут первая неприятность — зашипело колесо. У меня был герметик в аэрозольном баллоне, и он немного помог. Машина была оставлена на стоянку у гостиницы, а сами мы оправились прогуляться и чего поесть. В какой-то кафешке поужинали да и вернулись обратно. День подошёл к концу, и мы легли спать.

Был много начитан по поводу столичных монгольских пробок и стиля езды местных водителей и готовился к самому худшему. Заезжали в пятницу, и машин было много, но как бы такое количество автотранспорта было не критичным, и до места мы в принципе доехали нормально. Да, думаю, опять приукрасили. Но это были цветочки только… В подавляющем большинстве на улицах представлен японский автопром как новыми, так и подержанными автомобилями, из которых львиная доля Приусов всех мастей и годов выпуска. Много и корейских автомобилей. Попался белый БМВ. Какой-то молодой да горячий монгол в час пик на нём жег резину в пробках. Всё пытался вырваться в перёд… Но затея эта глупая, и он куда-то свернул или, может, всё же «домчался» до нужного ему места вместе с общим потоком.

На следующее утро едем к памятнику Чингисхану из нержавеющей стали. Утро раннее и машин мало ещё. Навигатор показывает путь, доехали без происшествий. Монумент, конечно, впечатляет… Всё рассчитано на туристов, всё для них. Цены тоже…


Птички в ожидании туристов.

Посмотрели всё и едем обратно. В этот же день по плану национальный парк Горхи-Тэрэлдж. Благо и памятник и парк, в одной стороне от Улан-Батора. В это момент мой телефон, он же навигатор, перестаёт отображать наше положение. А ведь приобретён недавно именно для такого случая. Запасной не предусмотрен и это серьёзное упущение. Хорошо хоть просто карты показывает, будем уже по старинке ездить. Едем, смотрим местный патруль ДПС стоит. Но мы вроде ничего не нарушаем, ремни пристёгнуты, свет горит… Хотя местные свет не включают, и мне постоянно моргали встречные машины, может, и по этой причине. Но монгольский инспектор узрел в нас нарушителей и взмахом палочки велел остановиться. Непонимание причин остановки вселило небольшое беспокойство…

Вышел я, иду к нему. Достаю документы, показываю. Первым делом предъявил страховку. Он её повертел в руках и спрашивает у меня по-русски: «А это что?». «Страховка», —с гордым видом говорю ему я и в ответ слышу многозначительное: «А-а-а…» и приглашение сесть обратно в мою машину и подождать немного. Что означала такая реакция на страховой полис, я так и не понял и уточнять данный вопрос я как-то не хотел. Кстати, в этот же день меня ещё раз тормозили на местном посту и ничего про страховку не сказали. Ну вот, сидим, ждём, чего же мы нарушили. Подошёл инспектор, посмотрел свидетельство на машину, прочитал как меня зовут. Только вот отчество и имя местами переставил и на смеси русского, английского и монгольского пытается мне объяснить, что я нарушил. Жил этот монгольский инспектор в Украине, отсюда знание русского. Жил, с его слов, и в Америке — немного говорит по-английски. Что я нарушил, я так и не понял. Ни жена, ни дети тоже так и не поняли. Где-то вроде мы не по той полосе ехали. Но мужик добрый попался, и после долгих объяснений отпустил он нас с миром. А мог и штрафануть, местных при мне наказывал тугриком за такое же нарушение. Спасибо ему. А особенно, как мне показалось, было приятно ему услышать «спасибо» по-монгольски. Ну и после пошёл он останавливать других водителей. Причём тормозили всех подряд. Видно, и они как-то неправильно ехали. Кстати, проезжая после это место, мы видели целую колонну остановленных монгольских машин. Какие-то машины ещё и чем-то обрызгивали, наверно, для дезинфекции какой…

В этот же день при въезде в Улан-Батор ещё раз остановили. И подозреваю, что причина остановки была, наверно, последняя цифра номера, которая не давала права в это день посещать город, но полицейский посмотрел документы, спросил по-английски, откуда мы, и отпустил… Про такие ограничения я читал, но как-то подзабыл в суете. А вообще действуют ли они? Судя по количеству машин на улицах города терзают меня смутные сомнения по поводу таких запретов.

И ещё один момент наблюдали. Перекрёсток. На одной из улиц, которая сворачивает с этого перекрёстка, стоит наряд полиции. Один полицейский останавливает машину, другой тут же даёт водителю дунуть, как я понял, в алкотестер. Смотрит показания и, если норма, первый полицейский машину пропускает. Потом следующую машину и так далее. Причем делают всё как-то быстро, как на конвейере, и дуют вроде все в одну трубку. Хорошо, что ехали мы в другом направлении, а то дуть вместе со всеми как-то не хотелось. И никаких тебе свидетелей, камер и протоколов…

Проехали нужный поворот и пришлось возвращаться. А ехать обратно — это опять через шлагбаум с оплатой проезда, а мы уже по этой дороге проезжали и платили. Платить повторно совсем не хочется, каждый тугрик рубль бережёт. Подъехали, показали талончик, его повертели, видно, дату проверили и пропустили. Едем в Горх-Тэрэлдж…

На пути стоят их закусочные в настоящих юртах. Решили остановиться в одной, чтоб перекусить да на быт посмотреть. На улице небольшой навес со столом и лавками. Можно там посидеть. Есть желание — можешь в юрте отобедать. В юрте диван у стены, стол, в центре печка. Есть газ. На нём и готовят. Всё лепят, жарят и варят тут же при тебе. Цена средняя. Вкусно было всё. Тут же дети их носятся, что-то говорят, на нас показывают, смеются.


В центре юрты железная печка.


Вся мебель — столы, диваны, плиты, холодильники стоят вдоль стен.


Еда!!!

Пытался с помощью местного пацана выучить названия местных блюд, т. е. как правильно произносятся они на монгольском. Гиблое дело, скажу я вам. Такая же беда и с именами. Трудновато как-то. Да и с письменностью их неразбериха для нас: буквы вроде родные, а не понять, что написано, из чего сделано. Разрешали всё фотографировать, включая содержимое холодильника.


Местная детвора .

На въезде в парк опять денег надо заплатить. Три тысячи тугриков за каждого. Платим и едем. Ух, и красиво там… Интересно, как там зимой? Были на известной всем скале Черепахе, да так, по округе погоняли немного. Жаль, времени мало было.


Скала Черепаха.


Та же скала с другой стороны.


Верблюды для туристов.

Захотелось вдруг немного отвернуть от главной дороги и посмотреть на жизнь с другой стороны. Свернули с основной дороги в сторону на просёлок. Еду, смотрю забор из проволоки. Однако проезда не будет… Ерунда. Забор повален до нас и уже как видно давно, и путь свободен. Места красивые, и монголов там немало отдыхает. И везде заметно присутствие людей в виде оставленного ими мусора.


Вдали от дорог.

Но надо возвращаться обратно. И тут у меня колесо спустило окончательно. Запаску доставать долго, так как вещей много в багажнике (один из минусов запаски в багажнике), но я нашёл место прокола и вставил шнурок. А машин мимо много так проезжает, и все так с любопытством смотрят на нас и на наши действия… Едем в Улан-Батор. Заехали по пути в какой-то торговый центр с супермаркетом. Местного населения полно в магазине. День выходной, и попалось несколько кампаний, закупающих алкоголь и закуску к нему. Кстати, водка в Монголии очень даже ничего по качеству. Цены на продукты особо не впечатлили. Что-то дорого, что-то дешевле, чем у нас. Прикупили воды попить (цена в принципе не очень большая была) и поехали дальше. Навигатор молчит. Дорога нам показалось незнакомой. Решил развернуться, ехать обратно и свернуть в другом месте. Ну и там были малознакомые места и главное очень малое количество машин. Остановились и спросили у прохожих про Улан-Батор. Показали направление. Оказалось, что ехали мы изначально правильно. Видели очень много отдыхающих компаний вдоль берега Толы. Тола — река, в долине которой расположен Улан-Батор.

В незнакомом городе тяжело ориентироваться, особенно иностранном, но через всю монгольскую столицу идёт центральная улица, в принципе мне она только и нужна была. Место ночёвки я помнил, и добраться туда труда особого не составило. Правда, были «маленькие» пробки. На оживлённых перекрестках помимо светофоров поставили регулировщиков. А они свистят чего-то и палкой машут, непонятно маленько.

Но нам проще — прямо и прямо. Манера езды монгольских водителей описана не раз была. Готовился к худшему. В жизни всё не так оказалось. Или мне так показалось. Многие прут из ряда в ряд, конечно, со второстепенной на главную, не уступая, едут, не замечают пешеходов… Но привыкаешь быстро и уже знаешь, чего ждать. Рукой помахал в открытое окно — как бы попросил, чтоб уступили или были внимательней: я буду сейчас хитрый манёвр совершать, и вы будьте осторожней… Много светофоров со стрелками. Висят они необычно высоко. Вроде хорошо — издалека видно, но близко стоишь и приходится голову задирать. Для пешеходов со светофорами беда прям. Очень долго нужно ждать зелёный, тут в их работе своя, монгольская логика какая-то… Аварий не видел, и это при их манере езды. А вот слегка измятые машины видел. Добрались до места, поставили машину и пошли где-нибудь поужинать.

Ходить далеко как бы не приходилось —магазины и где поесть было рядом или почти рядом. Ну и прогулки по незнакомому городу интересны. Идеальной чистоты и особого порядка не наблюдаю.

Количество травы в пояс на месте как бы клумб для цветов поражает. Кто-то её ещё и поливает… Проходим как-то мимо одной забегаловки, калитка закрыта, полынь-трава вовсю бушует во дворе. Ну, наверно, закрыто давно. Нет, на следующий день всё работало… Наверно, так принято —люди степей и большая трава это хорошо.


Вот такие клумбы и газоны.

На вечер запланирован центр города. Центральная площадь. Большая. Но не такая уж прям огромная, как где-то писали. Народу местного на площади много, но столпотворения нет, детей много, туристов много, как везде, наверно. Погуляли, посмотрели. Опять удивило отсутствие клумб с цветами. Одна трава… Посаженные деревья подстрижены давно, и отросшие ветки выглядят очень неопрятно. Хотя, наверно, для кого как…

Немного прошлись по магазинам в центре. Центральный универмаг хорош, конечно, но цены тоже хороши. Целый этаж с сувенирами. Дороговато… В маленьких магазинчиках в двух шагах от универмага та же мелочь стоит намного дешевле.

На другой день запланирован монастырь Гандан. Он был недалеко от гостиницы, и прошлись до него пешком. Походили, побродили, посмотрели кое-что. Монголы к своим богам со своими проблемами приходят, дым вонючий нюхают, барабаны крутят, лбы к нужным местам прикладывают. Ламы в своих красных одеждах кругом ходят. Заглянул через дверь на службу или молитву их — какое-то двоякое чувство… Монахи мантры читают, что-то разбрасывают, при этом между собой о чём-то переговариваются и постоянно бросают на всех присутствующих туристов любопытные взгляды. А туристов всех мастей немало. Но для себя решил — больше в такие заведения не пойду, не моё. Никакого спокойствия и умиротворения не наблюдал для себя, суета везде. За вход в храм, где здоровенная статуя Будды стоит, надо заплатить аж 7000 тугриков. Денег жалко, но интересно. Для монголов вход бесплатный. Прикинуться местными нам не удалось, поэтому билеты куплены, и мы внутри. И ещё — за фотографирование отдельно плата. За фото не платили. Не привлекая внимания со стороны смотрящих, на телефон и так можно пару снимков сделать. Внутри полумрак. Статуя, конечно, здоровая. Барабаны вокруг, как и везде. Их, наверно, все и не перекрутишь, их там тьма. Вдоль стен полки, и за стеклом всякие статуэтки стоят.


Барабаны.


Здесь дым вонючий.


В том здании стоит главная статуя Будды.

Одна из достопримечательностей города — мемориал Зайсан. Едем туда. Навигатор не работает, но прикинули примерный маршрут по карте и вперёд. При подъезде видим нужное место, видим стоянку с туристическими автобусам и берём примерный курс на них. Вроде приехали, и стоянка есть, и лестница в гору. Только вот ни туристов, ни автобусов… Машина оставлена? и мы начинаем подъём. На половине пути видим, что все остальные подъезжают как раз к этому месту, к этой половине пути. Опять не туда заехал. Ладно, зато лестница честно была пройдена от начала и до конца. Виды на город красивые, но пошёл дождик, и надо возвращаться.


Виды на город с мемориала.


 Лестница на мемориал.

В этот день решили заглянуть на местный рынок. В первый раз в Улан-Баторе попали в серьёзную пробку. Потеряли немного времени. Наконец было решено оставить машину за пару кварталов и идти пешком. В интернете читал много негатива о местном рынке. В принципе, рынок как рынок. Большой, не спорю. Товару всякого много. И, оказывается, можно с монгольскими торговцами поторговаться. Не все охотно, конечно, скидывают цену, но такие, кто готов продать свой товар чуток дешевле, присутствуют. Покупателей я бы не сказал, что очень много. Хотя на стоянках машинами заставлено всё вокруг, и день был самый посещаемый-суббота. В общем, всё не так страшно оказалось.

Едем обратно в гостиницу. Оставляем машину и идём погулять. Время ужинать пора. Ищем, где и что. Как уже писал, проблема с языком. Буквы наши, а что написано не понятно. И возникают разные вопросы о составе местных блюд. Где-то есть вполне нормально говорящие на русском. Где-то знают несколько слов: суп, лапша, мясо… А в основном не понимают тебя. Попался и монгольско-украинский ресторан с борщом и варениками. Цены выше среднего. Еду не пробовали. Забавно было видеть монголов в вышиванках и шароварах. И набрели мы вдруг на кафе, где меню аж на трёх языка. И даже русский. И даже написано, что входит в состав. Ну вроде повезло… Правда, официант по-русски не понимает ни слова, ну пальцем ткнули, заказали, ждём сидим. Принесли нам наш заказ. Супруга заказала тефтели, сын гуляш взял, мы с дочкой чебуреки местные да салатики. Еда оказалась мало пригодной для потребления в качестве средства для поддержания сил. Тефтели оказались пересолёными очень, гуляш состоял из одних жил, а чебуреки были слегка поджарены и минимального размера. Салат ещё был из варёной моркови. Я не ем такое. Только капустный салат вроде ничего оказался. Назревал скандал. Причём скандал международный. Мы позвали официанта и давай ему всё объяснять. Не понимает он. Пришла женщина в поварской одежде. Не понимает она. Потом ещё женщина пришла, может, главная какая или хозяйка. Не понимает. Но все улыбаются и пожимают плечами. Из моего краткого разговорника я мог прочитать только слово «плохо» по-монгольски. После недолгих переговоров, в которых мы проявили настойчивость и знание закона о защите прав потребителей (шутка) отпустили они нас с миром, правда, не взяв с нас ни тугрика. Повезло? Не знаю. Может быть. Про такое не читал. Пошли мы тогда в другое место и поели. После погуляли ещё немного по городу и вернулись в гостиницу. Завтра надо выдвигаться домой…


Местная еда.

 Ночь прошла, и наступило утро. Интересно наблюдать из окна, как просыпается город. Редкие машины проносятся по дорогам. Людей на улицах практически нет. Бывал в Китае, и там уже с первыми лучами солнца жизнь начинает бить ключом. Здесь всё не так. Рядом с гостиницей был рынок небольшой. Работать он начинает в девять. Так вот, сами продавцы приходят уже после девяти. Неспешно открывают свои лавки и никак не торопятся начинать свою торговлю. Такие вот близкие и разные народы.

Гостиничный завтрак съеден. Пора собирать сумки и возвращаться на Родину. Ехать обратно не хотелось. Хотелось ещё погостить, но, однако, уже в другой раз. Сумки собраны и сложены в автомобиль. Машина, правда, была подпёрта другими постояльцами, и пришлось людей побеспокоить. Последний штрих — надо подкачать слегка спускающее колесо и в путь. Машина заведена, компрессор в прикуриватель (надо на зажимах к аккумулятору), шланг на колесо. Кнопка пуск и…

Щелчок и машина глохнет. Стартер крутит, но машинка не заводится. Приборная панель не горит. Тихий ужас заполняет мой мозг, а потом и всё остальное. Монголия, монгольский автосервис и мой автомобиль марки Рено явно несовместимы. За эти дни я видел на улицах только одну машину такой марки с местными номерами… Это, наверно, был инопланетянин.

Проверяю предохранители — всё в норме. Поговорили с хозяином. Пообещал ремонтника через пару часов привезти. Но встреча с монгольским механиком меня не радовала. Больше всего напрягало отсутствие каких-либо познаний в монгольском языке. Номер наш был свободен, и можно было даже остаться на крайний случай. Постепенно тихий ужас сменяется трезвым расчётом. Что делать и как быть? Вся семья сидит в интернете и ищет причину поломки и способы её устранения. Была шальная мысль ехать до границы на верёвке. Только бы попасть в Россию.

Кто-то из родных предложил совет из интернета — почистить контакты на приборной панели. Как бы они могли вдруг окислиться. Её ещё надо снять… Но это хоть что-то. Снял я её. Под ней были обнаружены несколько предохранителей от сигнализации. Может, они? С тайной надеждой дрожащими рукам проверяю один, он целый. Второй — целый. Третий перегорел. После замены, не собирая всё в кучу, опять дрожащими руками поворачиваю ключ. Панель загорелась! Сердце учащенно стучит, тук-тук-тук… Ещё один поворот ключа, и машинка завелась! Ух… Так легко и хорошо стало.

Уже не спеша возвращаю всё в исходное. Раз пошёл такой ремонт, заменил неспешно ещё и лампочку перегоревшую. Часа три потеряно. Всё, садимся и выезжаем. Но надо ещё кое-куда заехать. Выехал на улицу и понял — понедельник день тяжёлый. Количество машин на дорогах увеличилось в разы. Это вам не выходные. Пробки, пробки, пробки… Ни светофоры, ни усиление перекрёстков полицейским, ничего не помогает. Потрачено ещё несколько часов, и мы наконец-то выехали из Улан-Батора. Заправка бензином и в путь.

Обратная дорога уже знакома. Понимаем, что к вечеру не успеваем в Сухэ-Батор, там мы поужинать хотели. Магазины в основном в Монголии закрываются к восьми-девяти часам. Пришлось остановиться в придорожном кафе. Машин на дороге было не много, но они есть. В основной массе своей, как мне показалось, монголы шибко не гоняют. Наступает вечер, а с ним, как и в России, приходит темнота. Странно, страны разные, а темно везде одинаково. Едем с включёнными фарами. Дальний свет монгольские водители переключают. Не всегда, конечно, и тут нужно моргнуть, и всё в порядке. Правда, иногда близко это делают. Попадаются водятелы, которые совсем не переключают свет, но таких немного. Думал, будет намного хуже. Проезжая Дархан, заехали в местный магазин и потратили последние тугрики на воду да на шоколадки. Вернуть тугрики можно на границе у менял местных. Мне кажется, они (менялы) круглосуточно работают. Ночью подъехали к границе, и она, как всегда, на замке…

Двое ворот, две очереди. Время позднее и не выходной, но народ есть. Опять же в основной массе монголы. С нами в эту ночь границу только одна машина из России была. А может, так всегда? В другой раз проверим.

Стоим в очереди, ждём. Торопиться не торопимся, ночь уже и спать охота. Опять впередистоящие монголы рукой помахали и пропустили нас. Машины запускают штук по восемь. Открываются двое ворот, и машины через одну из каждой очереди заезжают, движением руководит пограничник, и им же ведётся отсчёт машин. Потом ворота закрывают, и с полчаса можно ждать следующего открытия. Паспорта проверены, и наш путь лежит к монгольской таможне. Смотрим за монголами и пытаемся сделать, как они. Опыта у нас никакого…

Местные сотрудники пограничного контроля указали место, где мы должны остановиться. У таможенников был, наверно, ночной ужин, и они задержались слегка, да и запах еды стоял.

Подозреваю, что днём порядок прохождения может быть несколько иной. Может, ошибаюсь я. Очередь к паспортному контролю. Штампы стоят, и я иду к окошку, которое рядом на очередное оформление машины. Кстати, бумагу с печатями на машину, что дали при въезде на монгольской стороне не выкидываем и не теряем. Она нужна, её сдать надо… Потом все выходят и идут к машине. Машину осматривают на предмет контрабанды. Осмотр был визуальный… Но мне и сыну указали на две сумки и сказали нести их на сканер. Жена и дочка остались в машине. Просветили наши сумки, и мы опять идём к машине. Можно ехать. Очередные ворота, проверка документов, сдача бумажки на автомобиль и всё. Монголия позади. До встречи! И здравствуй, Родина…

Родные ворота. Родная речь. Почти родные лица. Проверка документов и небольшой рассказ о наших дальнейших действиях. Вроде всё понятно — едем туда, там свернём в сторону грузовой таможни, пройдём паспортный контроль, и дальше нам скажут, куда продолжить наше движение. Но оказалось, что не всё я понял. Свернул не туда. Вижу, машины стоят. Встал, как все, в очередь. То, что машины были с монгольскими номерами, меня не смутило совсем. А очередь не движется… Минут десять-пятнадцать стоим, решил колёсико поднадуть. Компрессор гудит, российский воздух заполняет моё колесо, и тут подходит ко мне таможенник и спросил, как долго мы стоим тут. Заехали мы не туда, оказывается, и очередь эта для монголов, и простояли бы мы в ней часов несколько с его слов. А нам, российским туристам, надо было через грузовую таможню ехать. В общем, разогнал он сзади стоящих монголов, нас развернул и показал, куда путь держать.

В нужном месте паспорта проверили, штампы проставлены, и мы подъехали для досмотра. И было нас всего две машины. Десять минут ожидания, короткий разговор с женщиной-таможенником на предмет наличия запрещённых к провозу вещей, возвращение бумажки со штрих-кодом, небольшая проверка содержимого машины и всё. Проверка визуальная была с открытием багажника. Я как-то и не ожидал такого быстрого прохождения нашей границы. А монголов проверяют… Как выезжающих, так и въезжающих. Последние ворота, последняя проверка паспортов и всё. Заграничные паспорта можно прятать, на родной земле как-то лучше пользоваться родными российскими паспортами. Вперёд домой и до новых поездок!


Дром

Комментарии

   
Красноярск
Сообщений: 17725
Неплохо.
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
21
2
Ответить
Я один вижу куст конопли - на монгольском газоне? (Середина фото чуть ниже)....который поливают...
16
2
Ответить
Ездили с женой в сентябре. По части границы все точно также, метания от будки к будке) Навязанная страховка... в город приехали к 17-18 часам и стояли в жутчайшей пробке, я был уверен что до центра города я целым не доеду, так как в каждую щель пытались вклинится монголы. Причем их перестроения не поддаются абсолютно никакой логике, из крайнего правого ряда он в стоящем потоке пролезет в крайний левый, и после этого начнет то-же самое, но уже в обратном направлении.
Два дня провели в У-Б, город очень понравился, по крайней мере его центр, такое ощущение что побывал в неком подобии Сеула или Токио)))
Собрались в последний день посетить статую Чингисхана и обратно в Россию, но... но... на самом повороте к статуе, сбавил скорость, заранее включил поворотник, и только повернув налево, четвертая или пятая машина из тех что ехали за мной, ходом вырулила на встречку и обогнав всех вмазалась мне в левое крыло... после чего благополучно улетела в кювет на полном ходу, подпрыгнув на бордюре (благо не перевернулась, был микрик Istana).
О том, что было дальше можно было бы здесь написать целую статью... у моей короллы стойка буквой Г, не едет даже на метр. Темнеет, куча монголов собирается, никто ничего не понимает по-русски. Звонок в посольство, в ответ: приходите завтра утром, порешаем. Спустя три часа ожидания, остановился один добрый монгол, сносно говорящий по-русски, и попытался помочь, позвонил в полицию (и вызвал), после чего, чуть не был побит ребятами из микрика, и опасаясь за ребенка спешно уехал.
Приехала полиция, опросы, куча звонков по телефону через полицейского в участке, которого я с трудом мог понять. Виновным признали водителя микрика, плюс он был пьян. Машину мою увезли в город на эвакуаторе, а нас с женой в какой-то поселок в гости к полицейскому на ночь... не знаю даже, восточное гостеприимство это было или что... на следующий день нас катали наши новые друзья по городу, показывая достопримечательности, объяснялись на пальцах, на все мои попытки узнать нашу судьбу и судьбу машины, говорили что русские - друзья, и все ок будет. Как позднее мы поняли, просто убивали время, пока водитель микрика собирал нужное кол-во денег на выкуп своего ВУ. К вечеру приехали на СТО, водила микрика оплатил и поставил мне новую китайскую стойку, на этом и закончив ремонт. Колеса смотрят одно влево, второе вправо. Предложили подождать несколько дней прихода крыла, и отремонтировать получше... но мы после всего мечтали только о возвращении домой. Я посмотрел, что пусть я даже 10 кмч буду ехать, но лучше я буду ехать... и вежливо отказался от всех предложений. До границы ехал всю ночь 40-60 кмч, после границы вылез корд на одном из колес, ибо съедало со страшной силой, поменял местами с задним. В итоге в У-Удэ поменяли ступицу, отремонтировали рулевые тяги, сделали развал. Дальше в Хакасию ехал в целом без проблем, не считая съеденной резины и разбитой фары.
Кстати, о страховке... мою полицейский посмотрел вместе с документами, кивнул и вернул обратно. Так она у меня и лежит в бардачке, просто на память.
На всю жизнь урок, что даже в ближнем зарубежье, можно в один момент попасть в такую ситуацию, из которой не будешь знать как выбраться. Т.к. особо денег не было не на ремонт, не на продолжительное нахождение в чужой стране, в случае разбирательств или следственных действий. Готовьтесь к возможным негативным последствиям очень серьезно. Как финансово, так и хотя бы элементарно, например симку местную я не покупал, т.к. на 2 дня она не нужна была вообще, но когда понадобилась... тех 300 руб, что были на Мегафоне, хватило на 2 мин звонок в посольство, и в полицию уже позвонить не смог, и пополнить негде.
61
2
Ответить
Максимус111
Черемхово
Жена тоже зовет в Монголию...Может в этом году получиться съездить
4
8
Ответить
Еще из того, что вспомнил за 3 дня пребывания в монголии.
В первый день в У-Б, начали с поиска места ночевки, неподалеку от площади и центральной улицы нашли довольно дешевую гостиницу. Все было чисто и дешево, большего нам и не надо. И какая-никакая парковка есть перед входом. Пошли прогулятся, вернулись через час. Заходим во двор, а там пьяная драка, и один из синяков уже лежит у меня на капоте... увидел среди них администратора из гостиницы, показал жестами, что мол нехорошо как-то, это моя машина... и он их прогнал, но осадочек остался)
Уже на обратном пути, понял что не дотяну на том бензине, который еще в России перед границей залил, заехал на АЗС, пока объяснялся на пальцах с заправщицей, на соседней колонке ходом одна машина въезжает в другую задним ходом, вылетают монголы и начинают орать и бить друг-другу морды... не стал им мешать, быстренько сел и поехал дальше.
В целом в У-Б днем и в центре чувствуешь себя спокойно, и иностранцев много. Но... как только темнеет, мгновенно появляется очень много пьяных. И лучше не испытывать судьбу.
В мозгу происходит немного разрыв шаблона, с одной стороны ты повсюду видишь кириллицу, и находишься не так далеко от родины. Но ты не поймешь не одного слова, и тебя никто и нигде не понимает. Даже в тех гостиницах где мы были, можно отдаленно как-то на англ общаться, но русский можешь сразу оставить при себе.
21
1
Ответить
Олег Пахотин
Александр Кураленко
Я один вижу куст конопли - на монгольском газоне? (Середина фото чуть ниже)....который поливают...
Нет! Не один видишь кустик....
5
1
Ответить
Олег Пахотин
Александр Кураленко
Я один вижу куст конопли - на монгольском газоне? (Середина фото чуть ниже)....который поливают...
Нет! Не один видишь ....
4
1
Ответить
Олег Пахотин
Александр Кураленко
Я один вижу куст конопли - на монгольском газоне? (Середина фото чуть ниже)....который поливают...
Я тоже вижу....
4
1
Ответить
  
Иркутск
Сообщений: 10942
Что там делать в этой Монголии? Меня не зацепило! Автор в какое время вы там были? Повезло что не жарко))
А, ну и фотки динозавров можно было добавить. Наверняка там были...
19
3
Ответить
  
Москва
Сообщений: 459
Спасибо за интересный рассказ и экскурсию. Наверное, в такое путешествие мы не соберёмся.
http://elvik-foto.ru/
12
3
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1579
Отчет хороший, а страна, судя по рассказу - ... Когда все остальные страны мира посещу, тогда поеду и в Монголию )). Хотя, природа, похоже красивая. А так - окраина мира.
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
15
17
Ответить
Regular Name
Хороша страна Монголия, а (Северная) Корея лучше всех.
14
13
Ответить
6107516
Кызыл
Александр Кураленко
Я один вижу куст конопли - на монгольском газоне? (Середина фото чуть ниже)....который поливают...
Они не сильно действующие))
1
1
Ответить
6107516
Кызыл
Yuk
Ездили с женой в сентябре. По части границы все точно также, метания от будки к будке) Навязанная страховка... в город приехали к 17-18 часам и стояли в жутчайшей пробке, я был уверен что до центра города...
Через Тыву ехали?
3
1
Ответить
6107516
Кызыл
А в Туве были?
3
1
Ответить
  
Иркутск
Сообщений: 407
Yuk
Еще из того, что вспомнил за 3 дня пребывания в монголии. В первый день в У-Б, начали с поиска места ночевки, неподалеку от площади и центральной улицы нашли довольно дешевую гостиницу. Все было чисто...
Yuk:"...В целом в У-Б днем и в центре чувствуешь себя спокойно, и иностранцев много. Но... как только темнеет, мгновенно появляется очень много пьяных. И лучше не испытывать судьбу...."
Монгол "городской" и монгол "степной" - это два разные монгола! Город портит всех, это относится к представителю любой национальности, и к монголам тоже. Встретишь его в степи: и поможет, если помощь нужна, и в юрту пригласит. В городе же жди от него подвоха. Получается, что в степи монгол человеку - друг, а в городе - это не совсем так, а вернее - совсем не так.
Отчёт о поездке 2003 г. travel.drom.ru/28007
10
2
Ответить
  
Команда Дрома
Владивосток
Сообщений: 452
Александр Кураленко
Я один вижу куст конопли - на монгольском газоне? (Середина фото чуть ниже)....который поливают...
Действительно, это он....
4
 
Ответить
 
Иркутск
Сообщений: 5446
Александр Кураленко
Я один вижу куст конопли - на монгольском газоне? (Середина фото чуть ниже)....который поливают...
приезжайте в Иркутский район. полно заброшенных полей и пустырей, и там полно конопли. даже в Монголию ехать не надо.
14
 
Ответить
   
Иркутск
Сообщений: 23969
хорошая поездка
4
3
Ответить
   
Иркутск
Сообщений: 23969
Места красивые, прошлым летом тоже туда ездили, но в город заезжали лишь на 1 день, целью была Гоби, в самом Улан-Баторе делать нечего, Тэрэлж это самое ближайшее красивое место от города. Но какие виды открываются ближе к пустыне это просто сказка, так что советую.
V6 3.5. 300 пони.
5
1
Ответить
 
Иркутск
Сообщений: 193
На машине съездить интересно, для разнообразия советую.
Граница наша проходится без проблем, как автор и описал. Монгольская - это сложный квест.
Полное отсутствие информации и ни кто не объяснит порядок действий.
Вам повезло, что просто вернули за недостающей печатью. Нас вернули и старшая смены объявила, что штраф 500 руб. при том, что я до этого ей совал бумажку, на ней место для 5 или 6 печатей и спрашивал что еще нужно.
Отвела в угол, положила 500 руб. в карман, поставила печать и мы проехали.
При этом паскудная женщина не дала другую бумажку, которую как оказалось нужно вернуть на обратном пути и опять зашел разговор о штрафе. Я долго утверждал, что мне ни чего не давали, они залезли в свою тетрадку, пролистали на три раза, не нашли меня в ней и после этого, я продолжил движение.
Подпись удалена по причине нарушения правил.
7
1
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2785
Один раз можно для галочки, что я там был))) Были тоже и раз заехали со стороны Монд, в Ханхе хоть Хубсугул....
3
2
Ответить
    
Сообщений: 55243
Занудный какой-то отзыв, никакого позитива. Ну и возвращать деньги в ресторане - это стыд, по-моему. О вкусах не спорят.
23
14
Ответить
    
Пермь
Сообщений: 1288
Мне понравилось. Почему бы разок не посмотреть, как живут-поживают наши монгольские братья? Про Казахстан вот пишут, так туда вовсе неохота к ихним полицаям.
12
2
Ответить
    
Пермь
Сообщений: 1288
А нащёт возврата денех в кабаке - так что, надо утереться и всякую дрянь есть?
15
3
Ответить
  
Омск
Сообщений: 9653
синтез
Мне понравилось. Почему бы разок не посмотреть, как живут-поживают наши монгольские братья? Про Казахстан вот пишут, так туда вовсе неохота к ихним полицаям.
да нормальные там полицаи...раздолбайства полно на дорогах. В АлмаАте такого насмотрелся.
1
 
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37256
класс.отличная поездка
2
10
Ответить
Виктор
Соловьевск
Хондо-Вод
Места красивые, прошлым летом тоже туда ездили, но в город заезжали лишь на 1 день, целью была Гоби, в самом Улан-Баторе делать нечего, Тэрэлж это самое ближайшее красивое место от города. Но какие виды открываются ближе к пустыне это просто сказка, так что советую.
Надо посмотреть на будущее
 
 
Ответить
7501870
Попадал в ДТП, не доехали до У-Батора 60 км. Пострадал мой пассажир, перелом ноги. Подъехавший местный полицейский вызвал группу разбора. Которая подъехала через 3-4 часа. Пострадавшего, в это время, увезли знакомые монголы в травматологию, где оказали помощь выдали медсправку на русском. Сфотали место ДТП, замерили, продули нас (водителей). Машины увезли на штрафстоянку (платную, расценки не помню) на эвакуаторах полиции. Сказали явиться в упр-е дорожной полиции утром. Там признали виновным местного, ему грозила тюрьма. дело прекратили по моей просьбе за примирением сторон. Т.к. виновник согласился оплатить: перевозку машины до У-Удэ, штрафстоянку. Страховая заплатила в сумме 34 тыс. руб. Если бы не купил страховку на границе мучился бы намного дольше вышибая с виновника деньги, т.к. денег у него хватило только на перевозку машины в У-У. Монголы-полицейские отнеслись с пониманием к нашей проблеме, что мы не можем долго разбираться, поднажали на виновника, отказались от "благодарности". Помогавшие нам монголы рассказали как сами попадали в такую ситуацию в Иркутске, никто не помог, гаишники встали на сторону нашего, хотя он и был виновником.
НЕ ЖМОТЬТЕСЬ НА СТРАХОВКУ !!! ПОМОГАЙТЕ ПОПАВШИМ В БЕДУ В ДОРОГЕ, ПО МЕРЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ !!!
26
 
Ответить
А
Улан-Удэ
Унылый рассказ, еле осилил, автор Вам бы с таким настроением лучше дома сидеть, да и поуважительнее относиться к обычаям и религии других народов.
13
11
Ответить
    
Сеул
Сообщений: 2014
Странно... У всех стандартный набор достопримечательностей.
На Зайсан вообще зачем лезут не пойму, там ещё в 90-м всё было облезлым.
Рядом с Зайсаном "дворец" Богдхана, есть экспонаты интересные.
А рядом с площадью неплохой музей масок и недалеко краеведческий.
Всем моим родственникам там было интересно, правда за экскурсовода был...всё рассказывал про каждый экспонат, может поэтому интересно было.
Поставки автомобилей из Кореи без посредников!
https://t.me/donsautoclub
Watsap +821094715561
 
1
Ответить
vikty
Абрау-Дюрсо
Автору большое спасибо за рассказ !Это Монголия своими глазами,но сам не поеду.А так познавательно,интересно. Жил раньше на Алтае ,заезжал по Чуйскому Онгудай, Кош-агач ,дальше по горам не рискнул.Кто на авто езживал свои вспомнит и будет интересно .
1
4
Ответить
Виктор
Соловьевск
X-FAKTOR
Странно... У всех стандартный набор достопримечательностей. На Зайсан вообще зачем лезут не пойму, там ещё в 90-м всё было облезлым. Рядом с Зайсаном "дворец" Богдхана, есть экспонаты интересные. А...
У каждого свои приоритеты...
2
 
Ответить
     
Тамбов - Ялта
Сообщений: 2756
Всем привет!
За поездку только пять! За отчет четыре (без обид автор) надо ещё поработать... побольше вам интересных и приятных путешествий!

Тут точно есть знатоки монгольских дорог, есть желание проехать по Монголии заехав через Кош-Агач а выехав поближе к Байкалу , скажите это реально? Кто нибудь так ездил?
если провести обыски у всех силовиков, можно будет понизить обратно пенсионный возраст?
 
 
Ответить
     
Тамбов - Ялта
Сообщений: 2756
Уточню вопрос, на сколько проходима дорога от Ташанты до Улан-Батора? И есть ли там она?
если провести обыски у всех силовиков, можно будет понизить обратно пенсионный возраст?
 
 
Ответить
Приветствую лихой народ!))) т е тех которые ездят на свой риск и страх)))
Мы тоже ездили в прошлом году (ваще классно было)))) заехали в Монголию через Борзю а выехали через Кяхту)))
еще планируем сьездить)))
1
 
Ответить
По ближе к Байкалу можно тока разве через Хубсугул
 
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4561
Неплохо прокатились,молодцы.
Mazda MPV 2001г 2.0 FS
Mazda MPV 2007г 2.3 LY3P 23C
HYUNDAI SANTA FE 2.4 АТ 2012г
 
1
Ответить
     
Сообщений: 104
Спасибо автору за рассказ! прочитал взахлеб, я тоже был в Монголии, страна со своей спецификой, мне понравилось. Народ своеобразный со своим менталететом) Движение тоже экзотическое ))) Все сигналят, гоняют не понятно как, но аварий я не видел. Главное родина Чингис Хана, а они его там почитают ! Да и в России он в почете. Так едешь по степи и думаешь, вот когда то Орды Татара-Монгольские тут ходили, войны были....
2
1
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Интересная поездка, далековато Монголия, неплохо бы съездить.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
 
Ответить
Александр Кураленко
Я один вижу куст конопли - на монгольском газоне? (Середина фото чуть ниже)....который поливают...
Нет, не один) ее там много
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром