|
Привет, друзья!
Сразу, чтобы вы понимали ключевые моменты этого рассказа, тут собраны сугубо личные эмоции, личные выводы и личные мнения. А также масса не очень красочных селфи.
Любопытные картинки из нашего трипа можно посмотреть в инстаграме по хэштегам #северлучшеюга, #белоеморелучшечерного и самый наш любимый — #морошкалучшеманго.
Планы были грандиозными, т. к. маршрут зрел уже несколько лет. Но, как всегда, коррективы вносятся в последний момент. Поэтому маршрут из глобального, полноценного трипа на 3 недели, перерос в легкий, но очень запоминающийся, длиной всего в 13 дней.
Старт!
Точка сбора — заправка ««Трасса», что в Черной грязи. Несмотря на раннюю встречу, экипажи бодры и веселы!
Первый день приготовил нам самый длинный перегон за все путешествие — 820 км по неизвестной нам дороге. Пункт назначения — Вытегра (Вологодская область). Традиционно потолкались в Королеве, затем немного в Переславле и Ярославле. Дорога отличная, гайцов нету.
Развлекали себя разговорами между экипажами по рации. Кстати, был забавный случай: пока стояли в пробке в Переславле, щелкали радио и наткнулись на интересную волну, где не было болтовни, а играла только музыка. Отличная, кстати! Когда заиграло подряд 3 трека одного исполнителя, напряглись. В итоге осознали, что поймали волну трансмиттера впереди идущего экипажа. Короче, дальше мы ехали под «Рав4-FM».
Интересный факт: когда остановились на перекус за Переславлем, налетело такое количество слепней и мошкары какого мы не встречали за весь трип в Карелии!
Очень понравился участок дороги с видами на Волго-Балтийский канал! Противоречивые чувства: с одной стороны, неимоверно красиво, с другой — с ужасом представляю, сколько сил вложено, сколько деревень и сёл затоплено...В общем, это наша история и от нее никуда не деться...
В Вытегре мы сразу же заселились в гостиницу Wardenclyffe Volgo&Balt. Скажу я вам, ребята, в такую гостиницу нужно заселяться не перед лесом/палатками, а после, чтобы прочувствовать ее атмосферу сполна. Номера очень интересно выполнены в стиле...хм...даже и не знаю, как назвать... нечто среднее, между деревенским домом со свежим взглядом на интерьер и палубой средневекового корабля. В общем, мы были покорены!
Следующей приятностью стал замечательный ужин в ресторане при отеле, который очень и очень порадовал!
Ну и финалочка — отличный маяк со смотровой площадкой, шикарными видами и уютной чилл-зоной, которую мы с удовольствием заняли, освоив там с любовью взятую из дома бутылочку ягермейстера.
(Предвкушаю как сейчас набегут комментаторы, агрессивно настроенные против упоминания всего, что связано с алкоголем и его употреблением во время путешествий).
На следующее утро, после отличного завтрака блинами с морошковым вареньем, двинули в деревню Каршево, где нас ждали новые приключения.
Там мы встретились с Владимиром — нашим шкипером, любезно согласившимся закинуть нас, шестерых падких на приключения туристов, на мыс Бесов нос. Володя — типичный представитель этой деревни, зарабатывающий на жизнь извозом, если можно так сказать, туристов по реке. Ведь деревня Каршево — один из немногих перевалочных пунктов на пути к знаменитым онежским Петроглифам.
В общем шкипер подогнал свой мотоблок «Нева» к нашим тачкам, и мы перекинули в него все свое барахлишко, которое намеревались взять с собой на мыс. К слову, существует всего 3 способа добраться из Каршево на Бесов Нос:
Загрузились в лодку и надели спасики, я скомандовал всем держать кепки, чтобы их не сдуло ветром на скорости, когда будем плыть... Оказалось, что это было не нужно, т. к. скорость у переполненной нами и шмурдяком лодки была километров 10 в час от силы.
Поэтому до точки высадки мы плыли около 2 часов. Но какая же там красота! Красива и сама речка, и ее берега, то пологие с лиственным лесом, то крутые обрывистые с соснами и зарослями черники!
Ну, а когда мы приблизились к устью и вышли в Онежское, можно сказать, море — эмоциям не было конца! Тут каждый из нас понял — уже на данном этапе ясно, что приехали мы сюда не зря!
Кстати, в планах у нас было встретить закат под стаканчик уже знакомого вам ягермейстера. Но проплыв минут 40, один из членов экипажа с ужасом обнаружил, что забыли его в машине. После 5 минут паники и нежелания оставаться на берегу без алкоголя, а также озвучивания возможности идти выменивать у местных водку на тушенку, успокоился, и все встало на свои места.
После высадки — сразу стали изучать территорию. Все отлично! Сосны, песчаный пляж, море черники!
И тут, отойдя немного в сторонку — куча мусора! Мусор не свежий, судя по всему, копился тут годами! Люди, вы свиньи! Знайте, я вас презираю! Вас, тех, кто способен, глядя на такую красоту рядом с собой, загадить ее продуктами своей жизнедеятельности. Вас, кто не может даже хоть немного подумать мозгом о том, что можно за собой убрать!
Простите за лирическое отступление)
В общем, разбив лагерь, сразу ринулись купаться. Правда из 6 человек пошли только вдвоем.
Какая же там вода!
Кстати, перед отъездом у нас отключили горячую воду, поэтому прекрасно и с удовольствием помылись в Онеге)
Вечер прошел за разговорами, готовкой, опять разговорами, сбором черники в рот, опять разговорами.
Надо сказать, что с некоторыми членами нашей команды мы были практически не знакомы до поездки. Этот вечер нас очень сблизил и сдружил.
Утром, пока все спали, в прекрасном расположении духа, бодрые и довольные вылезли с женой из палатки и рванули купаться в чем мать родила! Ощущения — огонь)
Ну, а дальше, стандартная бытовуха палаточной жизни, в виде готовки, мойки посуды, сбора черники и так далее.
Потом всей толпой отправились в минипоход на сам мыс, в поисках Петроглифов и вообще, изучения местных красот.
Конечно, фото вообще не передают ни красоты, ни атмосферы, но ничего, в нашей памяти все эмоции еще свежи.
Очень занятно, что на том самом мысе, к которому нет стандартного массового туристического потока, до которого надо добираться не пойми как, за 900 километров от дома, мы совершенно случайно встретили коллегу, одного из наших членов команды.
Вернувшись в лагерь и перекусив, мы помчали на разведку и нашли заброшенную разрушенную деревню. Конечно, ничего примечательного, но там было стоооолько малины! Поэтому на полдник у нас был шикарнейший чай с малиной и черникой.
Ну, вот и настало время собираться восвояси. Погода почувствовала, что мы сматываем удочки и решила резко испортиться. Но мы не из тех, кого способны расстроить природные катаклизмы. Приоделись в плащи и стали ожидать нашего шкипера.
По приходе в порт сразу же пошли заселяться в так называемый гостевой дом «Каршево». Особого восторга он у нас не вызвал, но ничего, жить можно.
Следующий день был дождливым и совершенно неинтересным. Точка остановки была на турбазе «Большая медведица», что находится не доезжая 20 км до Медвежьегорска.
Вот тут, наверное, один из самых плохих участков дороги за всю поездку. Но тоже не беда — идут ремонты и скоро, думаю, будет все в ажуре.
Тут заработали плюсик в карму.
Едем, смотрим — стоит X-Trail на аварийке и рядом мужик, машет пустой бутылкой. Оттормозились, подошли. Оказывается, кончился бензин. У нас с собой ни грамма, к сожалению. В итоге, решили, что жена пересаживается к ребятам в машину, и они едут на турбазу, а я подхватываю мужика и везу его в Медвежьегорск на заправку. Так и сделали. По дороге мужик рассказал о своей жизни, оказался военным, сейчас живет под Мурманском и мчит с женой от дочки домой. В общем, кто увидит — привет ему)
База неплохая, народу, правда, многовато. Домики хорошие, но т. к. мы забронировали супер-эконом (больше мест нигде не было), нас заселили в бывшее здание администрации. Короче, общага в не лучшем своем проявлении. Но, опять же, т. к. мы люди непритязательные, нас устроило.
Попытались половить рыбу. Но т. к. был сильный ливень, да и Онега в тех местах у берега очень мелкая, после 15 минут забросов друзья сдались и пошли пить пиво.
А мы с женой честно отстояли часика полтора. Ничего не поймали.
Даже поклевки ни одной не было!
Но удовольствие получили)
Дальше, у нас был перегон в Петрозаводск.
По дороге почти сразу же остановка — урочище Сандармох. Очень тяжелое место, но оно стоит того, чтобы его посетить! Это своего рода братская могила репрессированных. В основном, это заключенные СЛОН, участники строительства Беломоро-Балтийского канала. Все национальности и конфессии. Впечатляет! Люди, не убивайте друг друга! Именно так написано при входе, и именно там понимаешь значение этой фразы как нельзя лучше.
Далее едем в сторону столицы Карелии. Посещение Сандармоха, а также пасмурная погода создают соответствующее настроение.
Но понемногу его меняют дорога и пейзажи.
И вот мы уже подъезжаем к вулкану Гирвас, в трепетном ожидании ошеломительных видов! Виды, и правда, впечатляют! Но после увиденных нетуристических онежских берегов куча автобусов и орущих туристов омрачают всю картину.
По пути от Гирваса обратно на трассу решили свернуть на манящую песчаную дорогу между сосен и ничуть не пожалели! Выехали к застывшему вулкану и замечательной разноуровневой системе озер! Какая же красота! Зависли там на час, если не больше.
Ребята не были на Киваче, ну а я, повидав в свое время и его, с уверенностью заявил, что после увиденного только что можно и не ехать туда.
Поэтому помчали в Петрозаводск.
Там была забронирована гостиница «Северная». Именно она, потому что у меня с ней связана очень интересная история. Мой прадед был уважаемым учителем в Петрозаводске, организовал в послевоенные годы первую школу-интернат в Петрозаводске и был ее директором. А в довоенные и военные годы был секретарем Беломорского городского комитета ВКП(б), а также руководил эвакуацией жителей Петрозаводска. Так вот, существует история, правда, к сожалению, без подробностей, что во время войны, гостиницу «Северная» хотели взорвать, чтобы она не досталась врагу, но прадед, в силу того что она является историческим достоянием, благодаря своей влиятельности настоял на том, чтобы ее не сносить. В итоге сейчас мы видим эту замечательную гостиницу, которая является одной из знаковых достопримечательностей Петрозаводска. (Картинка из инета).
В Петрозаводске прогулялись по центру и пошли ужинать в «Карельскую горницу», где заблаговременно забронили столик.
Я там уже был разок и после этого посещения мнение свое не изменил — нечего там делать! Ценник — конь, чисто туристический, да и особого вкусового удовольствия не получили. Только лишь поставили галочку, что попробовали медведя…хотя хз, может, это и не он был вовсе.
На следующий день, после стандартной программы: набережная — закупка морошковой настойки, подобрали моего брата и рванули в деревню.
Этот этап путешествия был особенно ожидаемым: пожить в деревенском доме, порыбачить на озере, поплавать на лодке, да и вообще, проникнуться открытыми и добрыми людьми Карелии!
И ожидания были на сто процентов оправданы!
Было все: и рыбалка, и задушевные разговоры с местными, и старый деревенский дом со своим особенным духом. Не обошлось и без обсуждений в стиле «какие же москвичи козлы»… Кстати, почти всю поездку этот хэштег преследовал нас, но мы стойко и успешно защищали честь среднестатистического Хорошего москвича)
Следующим пунктом в нашей программе был водопад Белые мосты, на который нас с удовольствием и радостью доставили наши машинки. И в который раз я порадовался, что поехали на машине жены, а не на моей!)
Водопад одновременно и впечатлил и напугал. Впечатлил, потому что, пожалуй, кроме Кивача, водопадов в своей жизни я не видел. Какая же мощь!! А напугал, потому что на следующий день у нас был запланирован сплав по горной речке на рафте. И наглядевшись на то, какие пороги предшествуют водопаду, становилось не по себе)
Приличных фоток водопада, к сожалению, нету.
После водопада помчали посмотреть на мраморный каньон Рускеала. Скажу так: ребятам понравилось, а мне как-то никак. Может быть, потому, что слишком много туристов, может, потому, что уже достаточно много впечатлений накопилось за эту поездку и трудно было чем-то удивить. А может быть, потому, что я тут уже был раньше. Вот тогда у меня был полнейший восторг! Короче, кто не был и окажется рядом — неплохое к посещению место.
После осмотра каньона и прекрасного ужина в Сортавале, заселились на турбазе с одноименным с каньоном названием. Эта база достойна упоминания в рассказе, т. к. это именно тот вариант проживания, который бы я никому не посоветовал! Во-первых, дорого! Во-вторых, условия — на любителя. Общие души-туалеты, картонные стены, самые дешевые кровати и матрацы, на которых некомфортно спать. Если бы проживание стоило как минимум в 2 раза дешевле — ок! Но в таком ключе, как это позиционируется — нет! И поверьте, сравнить есть с чем!
Но вернемся к путешествию.
Следующим утром погнали покорять речные просторы.
Это мой первый в жизни сплав, поэтому, честно сказать, я очковал)
Ребята-организаторы отлично подходят к делу. Настоящие профессионалы своего дела! Если кому будут нужны контакты — поделюсь без вопросов.
Мы, кстати, попали на их «междусобойчик». Т. е. они тусили своей компанией, а мы мило к ней присоседились. Так что во время основного действа с нами на рафте были еще и детишки.
Эмоций — масса, восторг — полнейший! Мы покорили кусочек реки, несколько порогов, искупались в чистейшей горной воде, ну и в финале, заточили немного прекрасных, пожаренных на углях сарделек)
Расставшись с рафтерами, поехали в сторону дома. В городе с практически непроизносимым названием Лахденпохья, пришлось попрощаться с нашими друзьями, с частичкой команды)
Это все потому, что ребятули помчали домой, в Москву, а у нас еще были кое-какие планы.
Планы эти — затусить на ночку с еще одними нашими друзьями, которые должны были отдыхать на базе, близ Лахденпохья. Пока доехали до этой самой базы — растрясли все камни в почках: дорога — какой-то ад! Пыльный песчано-каменный грейдер. В лучших традициях, на базе друзей не оказалось, связь в тех местах отсутствовала, поэтому, попинав забор, погнали в следующую точку нашего плана — любимый и такой дорогой сердцу Ленинград!
Про Питер — это совсем другая история, которая тянет больше не на автомобильное путешествие, а на гастрономическое)
Итак, подытожив, перейду к дорогам. И здесь не обойтись без занудства, так что можно дальше не читать)
За весь трип, проехали 3300 км.
Дороги — везде сносные, спокойно можно ехать на пузотерке, за исключением, пожалуй, нескольких мест.
Но все же, в такой поездке наличие кроссовера — это дополнительный бонус, который поможет ощутить красоту необлюбованной массовыми турпотоками природы.
Перегон 1: Зеленоград — Вытегра, 810 км. Покрытие почти все идеальное, за исключением пары участков ремонта. В самой Вытегре, если ехать по навигатору от маяка до заправки Лукойл — полный ад, ищите пути обьезда.
Перегон 2: Вытегра — Каршево, 86 км. Покрытие отличное, как по трассе, так и в деревне.
Перегон 3: Каршево — Медвежьегорск, 220 км. После Пудожи есть кусочек трассы с масштабными ремонтами. Там на низких машинах будет некомфортно, но люди ездят. Перед Медвежьегорском — покрытие идеально.
Перегон 4: Медвежьегорск — Петрозаводск, 160 км. Дорога идеальна, за исключением отворота с трассы до Гирваса. Там — на 3 с +.
Петрозаводск — это нечто! После того, как расслабленно едешь по трассе (имеется в виду качество покрытия), в городе — как будто бомбили! Приходится играть в слалом и то объезжать ямы, то объезжать тех, кто не смог объехать ямы, и поэтому стоит с одним, а то и с двумя пробитыми колесами.
Перегон 5: Петрозаводск — Крошнозеро — деревня, 110 км. Есть 2 способа туда добраться нормальный, человеческий, с отличной трассой, и есть способ, который выбрали мы — проезд через поселок Эссойла. Вот там ехать не надо! Сплошные ямы, ремонты и грейдеры. Единственным утешением было, что по пути увидели зайца, который нам попозировал)
Перегон 6: Деревня — Белые Мосты — Рускеала, 210 км. Трасса отличная, но дорога до Белых мостов — только на высокой машине. Либо мееедленно на пузотерке и потом около 2 км пешком. От трассы до Рускеалы — сносная дорога с небольшими выбоинами, на твердую 4 с -.
Перегон 7: Рускеала — Санкт-Петербург, 300 км. Дорога шикарная, как с точи зрения покрытия, так с точки зрения видов и эмоций. Настоящий серпантин с видами карельской Швейцарии! И даже кусочек откровенно плохого пыльного грейдера при въезде в Ленобласть — не омрачает.
Отдельно хочется сказать о платной дороге ЗСД. Я считаю, что именно так и никак иначе должна выглядеть платная дорога! Она идеальна со всех точек зрения, а особенно в сравнении с тем куском порнографии, что построили между Солнечногорском и Москвой!
Перегон 8: Санкт-Петербург — Приморск — Выборг — Санкт-Петербург, 320 км. Приморское шоссе очень люблю за его виды. А сейчас полюбил еще больше, так как с крайнего моего визита — его заметно подлатали. А вот трассу «Скандинавия» не очень уважаю. Объясню. Формально, она состоит из двух полос, но фактически, благодаря слишком широким обочинам, она превращается в трехполосную. Соответственно, все не пойми-как обгоняют друг друга, вызывая не очень приятные ситуации. ИМХО, нельзя русскому человеку давать такую свободу.
Перегон 9: Санкт-Петербург — Зеленоград, 700 км. Каждый поворот, каждое дерево известно тут. До этого в Питере был в 14 году, поэтому только сейчас смог оценить по достоинству объездную Волочка: это именно то, что было жизненно необходимо! Очень много времени экономится!
Но не оценил объездную Твери. Т. к. там ремонт — сейчас дичайшие пробки! И это при том, что ехали мы в четверг, то есть не дачное время!
Короче, такое вот вышло путешествие.
Оно было очень долгожданным, т. к. идея вынашивалась уже года 3 как, но все не складывалось.
Теперь мысли о новых и новых трипах. Желаний много и надо их воплощать.
Всем мир!